Т 38 танк ссср. мм пушка в танке. Новая попытка усилить вооружение

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

В 1935 году была проведена модернизация танка Т-37А, направленная на улучшение его ходовых характеристик. При сохранении прежней компоновки новый танк, получивший обозначение Т-38, стал ниже и шире, что повысило его остойчивость на плаву, а улучшенная система подвески позволила увеличить скорость и плавность хода. Вместо автомобильного дифференциала на танке Т-38 использованы в качестве механизма поворота бортовые фрикционы.

Советский легкий плавающий танк Т-38

При производстве танка широко использовалась сварка. Машина была при­нята на вооружение Красной Армии в феврале 1936 года и находилась в производстве до 1939 года. Всего промышленностью было выпущено 1382 танка Т-38. Они состояли на вооружении танковых и разведывательных батальонов стрелковых дивизий, разведывательных рот отдельных танковых бригад. Необходимо отметить, что в то время ни в одной из армий мира таких танков не было.

Танки Т-38 форсируют реку.

Эксплуатация плавающих танков в войсках выявила у них большое количество недостатков и недоработок. Выяснилось, что у Т-37А ненадежна трансмиссия и ходовая часть, часто спадают гусеницы, мал запас хода, недостаточен запас плавучести. Поэтому КБ завода №37 получило задание на проектирование нового танка-амфибии на базе Т-37А. Работы начались в конце 1934 года под руководством нового главного конструктора завода Н. Астрова. При создании боевой машины, получившей заводской индекс 09А, предполагалось устранить выявленные недостатки Т-37А, главным образом повысить надежность работы агрегатов нового плавающего танка. В июне 1935 года опытный образец танка, получившего армейский индекс Т-38, вышел на испытания. При проектировании нового танка конструкторы по возможности постарались использовать элементы Т-37А, к этому времени хорошо освоенного в производстве.


Советский легкий плавающий танк Т-38 с номером "22" в одном из танковых музеев

Компоновка плавающего Т-38 была аналогична танку Т-37А, но механик-водитель был размещен справа, а башня слева. В распоряжении механика-водителя имелись смотровые щели в лобовом щитке и правом борту корпуса.
Т-38, по сравнению с Т-37А, имел более широкий корпус без дополнительных надгусеничных поплавков. Вооружение Т-38 осталось прежним - 7,62-мм пулемет ДТ, смонтированный в шаровой установке в лобовом листе башни. Конструкция последней, за исключением мелких изменений, была полностью заимствована у танка Т-37А.


Советский легкий плавающий танк Т-38

На Т-38 был установлен тот же двигатель, что и на его предшественнике ГАЗ-АА мощностью 40 л.с. Двигатель в блоке с главным фрикционом и коробкой перемены передач устанавливался вдоль оси танка между сиденьями командира и механика-водителя.
Трансмиссия состояла из однодискового главного фрикциона сухого трения (автомобильное сцепление от ГАЗ-АА), "газовской" четырехскоростной коробкой перемены передач, карданного вала, главной передачи, бортовых фрикционов и бортовых передач.


Видео: Невский Пятачок: подъем легкого плавающего танка Т38

Ходовая часть во многом была идентична плавающему танку Т-37А, от которого заимствовали конструкцию тележек подвески и гусеницы. Была несколько изменена конструкция ведущего колеса, а направляющее колесо по габаритам стало идентичным опорным каткам (за исключением подшипников).
Для движения машины на плаву использовался трехлопастной винт и плоский руль. Винт при помощи карданного вала соединялся с редуктором отбора мощности, закрепленном на коробке перемены передач.
Электрооборудование Т-38 выполнялось по однопроводной схеме с напряжением 6В. В качестве источников электроэнергии использовались аккумулятор З-СТП-85 и генератор ГБФ-4105.


Советский легкий плавающий танк Т-38

Новая машина имела большое количество недостатков. Например, по донесению завода №37 в АБТУ РККА - с 3 по 17 июля 1935 года Т-38 выходил на испытания только четыре раза, все остальное время танк находился в ремонте. С перерывами испытания нового танка шли до зимы 1935 года, а 29 февраля 1936 года постановлением совета труда и обороны СССР танк Т-38 был принят на вооружение Красной Армии взамен Т-37А. Весной того же года началось серийное производство новой амфибии, которое до лета шло параллельно с выпуском Т-37А.


Серийный Т-38 несколько отличался от прототипа - был установлен дополнительный опорный каток в ходовую часть, незначительно изменилась конструкция корпуса и люка механика-водителя. Бронекорпуса и башни для танков Т-38 поступали только с Подольского завода имени Орджоникидзе, который к 1936 году сумел наладить их производство в необходимом количестве. В 1936 году на небольшое количество Т-38 установили сварные башни производства Ижорского завода, задел которых остался после прекращения производства Т-37А.

Осенью 1936 года на НИБТ полигоне прошел испытания на гарантийный километраж серийный плавающий танк Т-38 с тележками новою образца. Они отличались отсутствием поршня внутри горизонтальной пружины, а для того, чтобы направляющий стержень не вышел из трубки при возможном случае разгрузки катков, к кронштейнам тележки крепился стальной трос. В ходе испытаний в сентябре - декабре 1936 года этот танк прошел 1300 километров по дорогам и пересеченной местности. Новые тележки, как отмечалось в документах, "в работе показали себя хорошо, показав ряд преимуществ перед прежней конструкцией".


Видео: легкий плавающий танк Т-38

В выводах, содержащихся в отчете об испытаниях Т-38 было сказано следующее: "Танк Т-38 пригоден для решения самостоятельных тактических задач. Однако для повышения динамики необходимо поставить двигатель М-1. Кроме того, необходимо устранить недостатки: гусеница спадает при движении по пересеченной местности, недостаточна амортизация подвески, рабочие места экипажа неудовлетворительны, водитель имеет недостаточный обзор влево".


Советский легкий плавающий танк Т-38 с пушкой ШВАК-1

С начала 1937 года в конструкцию танка ввели ряд изменений: на смотровую щель в лобовом щитке механика-водителя стали устанавливать броневую планку, предохраняюшую от попадания свинцовых брызг при ружейно-пулеметном обстреле танка, в ходовой части стали использовать тележки нового образца (со стальным тросом). Кроме того, и производство пошел радийный вариант Т-38, оснащенный радиостанцией 71-ТK-1 со штыревой антенной. Ввод антенны находился на верхнем переднем листе корпуса между местом механика-водителя и башней.


Советский легкий плавающий танк Т-38 в одном из танковых музеев

Весной 1937 года выпуск плавающих танков Т-38 был приостановлен - из войск поступало большое количество рекламаций на новую боевую машину. После летних маневров 1937 года, приведенных в Московском, Киевском и Белорусском военных округах, руководство Автобронетанкового управления Красной Армии поручило конструкторскому бюро завода модернизировать танк Т-38.


Советский легкий плавающий танк Т-38. Вид сзади. Отлично виден винт.

Модернизация должна была заключаться в следующем:

повышение скорости движения танка, особенно на местности,
повышение скорости и надежности при движении на плаву,
повышение боевой мощи,
улучшение удобства обслуживания,
повышение срока службы и надежности агрегатов танка,
унификация деталей с трактором "Комсомолец",снижающее стоимость танка.
Работа по созданию новых образцов Т-38 шла довольно медленно. Всего изготовили два прототипа, получившие обозначения Т-38М1 и Т-38М2. Оба танка имели двигатели ГАЗ М-1 мощностью 50 л.с. и тележки от тягача "Комсомолец". Между собой машины имели незначительные отличия.
Так Т-38М1 имел корпус, увеличенный по высоте на 100-мм, что давало прирост водоизмещения на 600 кг, ленивец танка опустили на 100-мм, для уменьшения продольных колебаний машины.


Видео: легкий плавающий танк Т-38

Корпус Т-38М2 повысили на 75-мм, обеспечив прирост водоизмещения в 450 кг, ленивец остался на прежнем месте, радиостанция на машине отсутствовала. Во всем остальном Т-38М1 и Т-38М2 были идентичны.
В мае-июне 1938 года оба танка прошли широкомасштабные испытании на полигоне в подмосковной Кубинке.
Т-38М1 и Т-38М2 показали ряд преимуществ перед серийным Т-38 и Автобронетанковое управление РККА подняли вопрос о развертывании производства модернизнроваиного плавающего танка, получившего обозначение Т-38М (или Т-38М серийный).
Всего в 1936 - 1939 годах было изготовлено 1175 линейных, 165 радийных танков Т-38 и 7 Т-38М включая Т-38М1 и Т-38М2.Всего промышленностью было выпущено 1382 танков.


Трофейный легкий плавающий танк Т-38 на службе в Вермахте.

В составе стрелковых и кавалерийских частей Красной Армии (к тому времени в танковых бригадах западных военных округов танков-амфибий уже не было) Т-38 и Т-37А приняли участие в "освободительном походе" в Западную Украину и Белоруссию, в сентябре 1939 года. К началу боевых действий с Финляндией. 30 ноября 1939 года в частях Ленинградского военного округа насчитывалось 435 Т-38 и Т-37, которые довольно активно участвовали в боях. Так, например, 11 декабря на Карельский перешеек прибыл 18 отб в составе 54 единиц Т-38. Батальон был придан 136 сд, танки использовались в качестве передвижных огневых точек на флангах и в промежутках между боевыми порядками атакующих пехотных подразделений. Кроме того, на танки Т-38 была возложена охрана командного пункта дивизии, а также вывоз с поля боя раненых и доставка боеприпасов.


Видео: легкий плавающий танк Т-38

Накануне Великой Отечественной войны в штат воздушно-десантного корпуса входил танковый полк, на вооружении которого должны были состоять 50 единиц Т-38. Боевое крещение советские танки-амфибии получили в ходе вооруженных конфликтов на Дальнем Востоке. Правда, использовались они там в весьма ограниченном количестве. Так, в частях и соединениях Красной Армии, участвовавших в боевых действиях в районе реки Халхин-Гол, танки Т-38 имелись только в составе стрелково-пулеметного батальона 11 тбр (8 единиц) и танкового батальона 82 сд (14 единиц). Судя по отчетам, они оказались малопригодными и в наступлении, и в обороне. В ходе боев с мая по август 1939 года 17 из них были потеряны.


Советский легкий плавающий танк Т-38 под номером "22"

Основные модификации танка Т-38:

Т-38 - линейный плавающий танк (1936, 1937, 1939 гг.)
СУ-45 - самоходно-артиллерийская установка (опытный образец, 1936 г.)
Т-38РТ - танк с радиостанцией 71-ТК-1 (1937 г.)
ОТ-38 - химический (огнеметный) танк (опытные образцы, 1935-1936 гг.)
Т-38М - линейный танк с автоматической 20-мм пушкой ТНШ-20 (1937 г.)
Т-38М2 - линейный танк с двигателем ГАЗ-М1 (1938 г.)
Т-38-ТТ - телемеханическая группа танков (1939-1940 гг.)
ЗИС-30 - САУ на базе тягача "Комсомолец" (1941 г.)


Советский легкий плавающий танк Т-38. Чертежи машины.

Направленная на улучшение его ходовых характеристик. При сохранении прежней компоновки новый танк, получивший обозначение Т-38, стал ниже и шире, что повысило его остойчивость на плаву, а улучшенная система подвески позволила увеличить скорость и плавность хода. Вместо автомобильного дифференциала на танке Т-38 использованы в качестве механизма поворота бортовые фрикционы.

При производстве танка широко использовалась сварка. Машина была при-нята на вооружение Красной Армии в феврале 1936 года и находилась в производстве до 1939 года. Всего промышленностью было выпущено 1382 танка Т-38. Они состояли на вооружении танковых и разведывательных батальонов стрелковых дивизий, разведывательных рот отдельных танковых бригад. Необходимо отметить, что в то время ни в одной из армий мира таких танков не было.

Эксплуатация плавающих танков в войсках выявила у них большое количество недостатков и недоработок. Выяснилось, что у Т-37А ненадежна трансмиссия и ходовая часть, часто спадают гусеницы, мал запас хода, недостаточен запас плавучести. Поэтому КБ завода №37 получило задание на проектирование нового танка-амфибии на базе Т-37А. Работы начались в конце 1934 года под руководством нового главного конструктора завода Н. Астрова. При создании боевой машины, получившей заводской индекс 09А, предполагалось устранить выявленные недостатки Т-37А, главным образом повысить надежность работы агрегатов нового плавающего танка. В июне 1935 года опытный образец танка, получившего армейский индекс Т-38, вышел на испытания. При проектировании нового танка конструкторы по возможности постарались использовать элементы Т-37А, к этому времени хорошо освоенного в производстве.

Компоновка плавающего Т-38 была аналогична танку Т-37А, но механик-водитель был размещен справа, а башня слева. В распоряжении механика-водителя имелись смотровые щели в лобовом щитке и правом борту корпуса.
Т-38, по сравнению с Т-37А, имел более широкий корпус без дополнительных надгусеничных поплавков. Вооружение Т-38 осталось прежним - 7,62-мм пулемет ДТ, смонтированный в шаровой установке в лобовом листе башни. Конструкция последней, за исключением мелких изменений, была полностью заимствована у танка Т-37А.
На Т-38 был установлен тот же двигатель, что и на его предшественнике ГАЗ-АА мощностью 40 л.с. Двигатель в блоке с главным фрикционом и коробкой перемены передач устанавливался вдоль оси танка между сиденьями командира и механика-водителя.
Трансмиссия состояла из однодискового главного фрикциона сухого трения (автомобильное сцепление от ГАЗ-АА), "газовской" четырехскоростной коробкой перемены передач, карданного вала, главной передачи, бортовых фрикционов и бортовых передач.

Ходовая часть во многом была идентична плавающему танку Т-37А, от которого заимствовали конструкцию тележек подвески и гусеницы. Была несколько изменена конструкция ведущего колеса, а направляющее колесо по габаритам стало идентичным опорным каткам (за исключением подшипников).
Для движения машины на плаву использовался трехлопастной винт и плоский руль. Винт при помощи карданного вала соединялся с редуктором отбора мощности, закрепленном на коробке перемены передач.
Электрооборудование Т-38 выполнялось по однопроводной схеме с напряжением 6В. В качестве источников электроэнергии использовались аккумулятор З-СТП-85 и генератор ГБФ-4105.

Новая машина имела большое количество недостатков. Например, по донесению завода №37 в АБТУ РККА - с 3 по 17 июля 1935 года Т-38 выходил на испытания только четыре раза, все остальное время танк находился в ремонте. С перерывами испытания нового танка шли до зимы 1935 года, а 29 февраля 1936 года постановлением совета труда и обороны СССР танк Т-38 был принят на вооружение Красной Армии взамен Т-37А. Весной того же года началось серийное производство новой амфибии, которое до лета шло параллельно с выпуском Т-37А.

Серийный Т-38 несколько отличался от прототипа - был установлен дополнительный опорный каток в ходовую часть, незначительно изменилась конструкция корпуса и люка механика-водителя. Бронекорпуса и башни для танков Т-38 поступали только с Подольского завода имени Орджоникидзе, который к 1936 году сумел наладить их производство в необходимом количестве. В 1936 году на небольшое количество Т-38 установили сварные башни производства Ижорского завода, задел которых остался после прекращения производства Т-37А.

Осенью 1936 года на НИБТ полигоне прошел испытания на гарантийный километраж серийный плавающий танк Т-38 с тележками новою образца. Они отличались отсутствием поршня внутри горизонтальной пружины, а для того, чтобы направляющий стержень не вышел из трубки при возможном случае разгрузки катков, к кронштейнам тележки крепился стальной трос. В ходе испытаний в сентябре - декабре 1936 года этот танк прошел 1300 километров по дорогам и пересеченной местности. Новые тележки, как отмечалось в документах, "в работе показали себя хорошо, показав ряд преимуществ перед прежней конструкцией".

В выводах, содержащихся в отчете об испытаниях Т-38 было сказано следующее: "Танк Т-38 пригоден для решения самостоятельных тактических задач. Однако для повышения динамики необходимо поставить двигатель М-1. Кроме того, необходимо устранить недостатки: гусеница спадает при движении по пересеченной местности, недостаточна амортизация подвески, рабочие места экипажа неудовлетворительны, водитель имеет недостаточный обзор влево".

С начала 1937 года в конструкцию танка ввели ряд изменений: на смотровую щель в лобовом щитке механика-водителя стали устанавливать броневую планку, предохраняющую от попадания свинцовых брызг при ружейно-пулеметном обстреле танка, в ходовой части стали использовать тележки нового образца (со стальным тросом). Кроме того, и производство пошел радийный вариант Т-38, оснащенный радиостанцией 71-ТK-1 со штыревой антенной. Ввод антенны находился на верхнем переднем листе корпуса между местом механика-водителя и башней.

Весной 1937 года выпуск плавающих танков Т-38 был приостановлен - из войск поступало большое количество рекламаций на новую боевую машину. После летних маневров 1937 года, приведенных в Московском, Киевском и Белорусском военных округах, руководство Автобронетанкового управления Красной Армии поручило конструкторскому бюро завода модернизировать танк Т-38.

Модернизация должна была заключаться в следующем:

  • повышение скорости движения танка, особенно на местности,
  • повышение скорости и надежности при движении на плаву,
  • повышение боевой мощи,
  • улучшение удобства обслуживания,
  • повышение срока службы и надежности агрегатов танка,
  • унификация деталей с трактором "Комсомолец",снижающее стоимость танка.

Работа по созданию новых образцов Т-38 шла довольно медленно. Всего изготовили два прототипа, получившие обозначения Т-38М1 и Т-38М2. Оба танка имели двигатели ГАЗ М-1 мощностью 50 л.с. и тележки от тягача "Комсомолец". Между собой машины имели незначительные отличия.
Так Т-38М1 имел корпус, увеличенный по высоте на 100-мм, что давало прирост водоизмещения на 600 кг, ленивец танка опустили на 100-мм, для уменьшения продольных колебаний машины.

Корпус Т-38М2 повысили на 75-мм, обеспечив прирост водоизмещения в 450 кг, ленивец остался на прежнем месте, радиостанция на машине отсутствовала. Во всем остальном Т-38М1 и Т-38М2 были идентичны.
В мае-июне 1938 года оба танка прошли широкомасштабные испытании на полигоне в подмосковной Кубинке.
Т-38М1 и Т-38М2 показали ряд преимуществ перед серийным Т-38 и Автобронетанковое управление РККА подняли вопрос о развертывании производства модернизнроваиного плавающего танка, получившего обозначение Т-38М (или Т-38М серийный).
Всего в 1936 - 1939 годах было изготовлено 1175 линейных, 165 радийных танков Т-38 и 7 Т-38М включая Т-38М1 и Т-38М2.Всего промышленностью было выпущено 1382 танков.

В составе стрелковых и кавалерийских частей Красной Армии (к тому времени в танковых бригадах западных военных округов танков-амфибий уже не было) Т-38 и Т-37А приняли участие в "освободительном походе" в Западную Украину и Белоруссию, в сентябре 1939 года. К началу боевых действий с Финляндией. 30 ноября 1939 года в частях Ленинградского военного округа насчитывалось 435 Т-38 и Т-37, которые довольно активно участвовали в боях. Так, например, 11 декабря на Карельский перешеек прибыл 18 отб в составе 54 единиц Т-38. Батальон был придан 136 сд, танки использовались в качестве передвижных огневых точек на флангах и в промежутках между боевыми порядками атакующих пехотных подразделений. Кроме того, на танки Т-38 была возложена охрана командного пункта дивизии, а также вывоз с поля боя раненых и доставка боеприпасов.

Накануне Великой Отечественной войны в штат воздушно-десантного корпуса входил танковый полк, на вооружении которого должны были состоять 50 единиц Т-38. Боевое крещение советские танки-амфибии получили в ходе вооруженных конфликтов на Дальнем Востоке. Правда, использовались они там в весьма ограниченном количестве. Так, в частях и соединениях Красной Армии, участвовавших в боевых действиях в районе реки Халхин-Гол, танки Т-38 имелись только в составе стрелково-пулеметного батальона 11 тбр (8 единиц) и танкового батальона 82 сд (14 единиц). Судя по отчетам, они оказались малопригодными и в наступлении, и в обороне. В ходе боев с мая по август 1939 года 17 из них были потеряны.

Т-37А,
выпуск
1933 г.

Т-37А,
выпуск
1934 г.

Боевая
масса, т
Экипаж, чел.
Длина
корпуса, мм
Ширина, мм
Высота, мм
Клиренс, мм
Вооружение

7,62-мм
ДТ

7,62-мм
ДТ

7,62-мм
ДТ

1935-й год. Еще идет выпуск Т-37А, первого советского плавающего танка, но мысли руководства РККА уже были направлены на улучшение этой весьма своеобразной машины.

В ходе эксплуатации в войсках выяснилось, что у Т-37А имеется куча недостатков: ненадежна трансмиссия и ходовая часть, часто спадают гусеницы, мал запас хода, недостаточен запас плавучести.


Поэтому КБ завода №37 (руководитель Н. Астров) начало работы по совершенствованию Т-37А еще в конце 1934 года. Предполагалось устранить выявленные недостатки Т-37А, главным образом повысить надежность работы агрегатов нового плавающего танка.

Первый опытный танк был построен летом 1935 г. и проходил заводские испытания с 3 по 17 июля. По их итогам танк практически ничем не отличался от Т-37А и вопрос о его дальнейшей судьбе оставался открытым. Как это ни странно, ситуацию «спасли» конкурирующие фирмы.

Представленные на испытания танки конструкции П. Шитикова и ТМ от «ГАЗа» оказались ещё хуже. Танк Астрова попал в безусловные фавориты.

В итоге была проведена вроде бы модернизация Т-37А, направленная на улучшение его ходовых характеристик. «Вроде бы» - потому что на выходе был другой танк.

Впрочем, сравните сами:

Командира и водителя поменяли местами. Честно скажу, не нашел четких соображений и причин, для чего это было сделано, а озвучивать «версии» не хочется. Но факт, главное внешнее отличие Т-37А от Т-38 – это расположение башни.

Прочую компоновку (двигатель, трансмиссия, баки) оставили абсолютно такой же.

Однако Т-38 изменился (и сильно) в другом. Танк стал ниже и шире, что должно было повысить его остойчивость на плаву. Изменения в корпусе позволили отказаться от надгусеничных поплавков, правда, полки вернулись. Кроме того, несколько изменили подвеску, и вроде бы ход стал плавней и немного возросла скорость.

Главное же изменение внутри – это замена в механизме управления автомобильного дифференциала на бортовые фрикционы для поворота.

Ходовая часть во многом была идентична Т-37А, от которого заимствовали конструкцию тележек подвески и гусеницы. Была несколько изменена конструкция ведущего колеса, а направляющее колесо по габаритам стало идентичным опорным каткам.

Для движения машины на плаву использовался трехлопастной винт и плоский руль. Винт при помощи карданного вала соединялся с редуктором отбора мощности, закрепленном на коробке перемены передач.

Вооружение Т-38 осталось прежним - 7,62-мм пулемет ДТ, смонтированный в шаровой установке в лобовом листе башни. Башня конструктивно была той же, что и у Т-37А.

Машина была принята на вооружение БТ РККА в феврале 1936 года и находилась в производстве до 1939 года. Всего промышленностью было выпущено 1 382 танка Т-38.

Сборка «нового» Т-38 шла параллельно со «старым» Т-37А. Это было сделано совершенно не случайно. Вроде бы была проведена соответствующая рекламная кампания, героем которой был Т-38, который преподносили как «новый, не имеющий аналогов…»

Однако по факту вылезло множество недостатков и дефектов. Удивительно много для машины, которая была «работой над ошибками».

Прежде всего, плавающий танк Т-38 оказался… не очень плавающим. Вообще он плавал, но с кучей оговорок и ограничений.


На фото видно, что до решетки моторного отсека от воды не так уж и далеко.

При движении по воде запрещалось совершать резкие маневры на максимальных оборотах винта или включать реверс. В такой ситуации танк «клевал» носом и… тонул! Резко давать руля на максимум влево или вправо тоже было нежелательно. Результат мог быть как при включении реверса.

Как средство десантирования Т-38 тоже был не очень хорош. Если честно – он был вообще никакой! При форсировании водных преград на винте, два пехотинца являлись неподъемной тяжестью для машинки.

При движении по пересеченной или болотистой местности мощности автомобильного двигателя явно не хватало, двигатели перегревались и выходили из строя.

Критиковали совершенно не изменившееся бронирование и вооружение, которые явно не соответствовали современным представлениям.

«До кучи» еще и цена на танк изрядно выросла. Здесь, конечно, не те времена, чтобы воровать, сами понимаете. Но что-то с Т-38 явно пошло не так. Он явно получился хуже, чем предшественник, Т-37А.

Все это привело к тому, что весной 1937 г. выпуск Т-38 был временно прекращен. Однако снова продолжен в 1939 году, когда АБТУ разрешило заводу №37 завершить постройку танков из имеющегося задела деталей.

Ситуация, с одной стороны, понятная: есть детали, почему не собрать? Или отправить в печь, металл в то время был в дефиците.

С другой стороны, танк не лучший однозначно. И его характеристики под огромным вопросом в плане соответствия требованиям. Но машина, которая должна была заменить Т-38, то есть, Т-40, еще даже не вышла из стадии проектирования.

И не факт, что она оказалась бы лучше. Это не один месяц работы.

Как я понимаю, просто решили, что «не пропадать же добру» и собрали к уже имевшимся Т-38 еще чуть больше сотни. 112 единиц.

Танк Т-38 предназначался для оснащения разведывательных батальонов стрелковых дивизий, разведывательных рот отдельных танковых бригад. В общем точно так же, как и его предшественник, Т-37А. Зачастую танки состояли на вооружении отдельных частей одновременно. Что было неудивительно, учитывая их унификацию.

ТТХ танка Т-38

Боевая масса – 3,3 т;
Экипаж – 2 человека;
Количество выпущенных – 1340 штук.

Размеры
Длина корпуса – 3780 мм;
Ширина корпуса – 2330 мм;
Высота – 1630 мм;
Клиренс – 300 мм.

Бронирование
Тип брони - стальная катаная гомогенная;
Лоб корпуса (верх) - 9 мм;
Лоб корпуса (середина) - 6 мм;
Борт корпуса - 9 мм;
Корма корпуса - 9 мм;
Днище - 4 мм;
Крыша корпуса – 4 мм;
Башня - 8 мм;

Вооружение
Пулемет - 7,62-мм ДТ.

Подвижность
Тип двигателя - рядный 4‑цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения;
Мощность двигателя – 40 л.с.;
Скорость по шоссе – 40 км/ч;
Скорость по пересечённой местности – 15-20 км/ч;
Скорость на плаву – 6 км/ч;
Запас хода по шоссе – 250 км;

Преодолеваемый подъём – 33 градуса;
Преодолеваемая стенка – 0,5 м;
Преодолеваемый ров – 1,6 м.

Основные модификации танка Т-38:

Т-38 - малый плавающий танк (1936, 1937, 1939 гг.);
СУ-45 - самоходно-артиллерийская установка (опытный образец, 1936 г.);
Т-38РТ - танк с радиостанцией 71-ТК-1 (1937 г.);
ОТ-38 - химический (огнеметный) танк (опытные образцы, 1935-1936 гг.);
Т-38-ТТ - телемеханическая группа танков (1939-1940 гг.).

Также были попытки улучшения Т-38 в виде модификаций Т-38М1 и М2 за счет установки двигателя ГАЗ-М1 (50 л.с.) и увеличения водоизмещения, но они остались единичными экземплярами.

В одном экземпляре остался и танк Т-38Ш, вооруженный 20-мм пушкой ШВАК (ТНШ), адаптированной для установки на танки.


Здесь можно четко ощутить размеры Т-38 на фоне "огромного танка" БТ-7...

Боевое применение.

В принципе, Т-38 участвовал во всех сражениях, что и Т-37А.

Первой кампанией стала польская в 1939 г. В основном танки вели разведку, но 20-22 сентября плавающие танки были задействованы в боях под городом Холм. Потери составили всего три Т-38, но общие отзывы о Т-38 были весьма критичны.

Отмечалась низкая скорость и легко ломающаяся ходовая часть и трансмиссия.

В советско-финской войне в составе действующих армий насчитывалось 435 плавающих танков всех модификаций, что составляло 18,5% от общего количества. В большинстве случаев Т-38 применялись для охраны штабов, связи и сопровождения колонн техники, но время от времени им доводилось участвовать в прямых столкновениях с финскими войсками.

Один из первых эпизодов произошел 2 декабря 1939 г. Посланный на разведку финский позиций у станции Ино 361-й танковый батальон 70-й стрелковой дивизии 7-й армии Северо-Западного фронта, состоявший из 10 Т-26 и 20 Т-38, провел сложную переправу через реку, но боевую задачу выполнил.

При отходе на исходные рубежи танки вступили в бой с заходившей в тыл советским частям финской пехотой и артиллерией. За время боя, длившегося всю ночь, артиллерийским огнем было подбито три Т-38, но в итоге танки задачу выполнили, сорвав планы противника. Впоследствии батальон поддерживал наступление пехотных частей потеряв за время боевых действий всего 10 танков.

Также успешным было применение плавающих танков в составе 381-го танкового батальона 14-й стрелковой дивизии, в котором имелось по одной роте Т-26 и Т-38. Оказавшись в окружении танкисты закопали их в землю по башню, превратив их в импровизированные огневые точки. В случае попыток прорыва финских войск Т-38 выдвигались на наиболее опасные участки, поддерживаю свою пехоту.

Суммарные потери плавающих танков в Зимней войне составили 94 единицы Т-37А и Т-38, что можно было считать хорошим показателем.

Однако танк стремительно сыграл в «устаревшие», что в принципе, не было преувеличением. На 15 сентября 1940 г. среднего и капитального ремонта требовало около 40% танков Т-38, но из-за отсутствия запасных частей и откровенного нежелания вновь вводить в строй устаревшую технику их предпочитали держать на складах или в учебных подразделениях.

В результате получалось, что ряд мехкорпусов и стрелковых дивизий располагал плавающими танками только на бумаге.

Наиболее боеспособным в этом плане оказался только 6-й мехкорпус (Западный ОВО, район Волковысска) в котором насчитывалось 110 Т-37А и Т-38, но об их техническом состоянии точных данных не сохранилось. К сожалению, сведений о боевом применении танков Т-38 в период Великой Отечественной войны тоже не сохранилось.

Но 6-й мехкорпус, достаточно быстро оказавшийся в окружении, потерял больше половины своей техники на маршах или от ударов немецкой авиации. Ни один плавающий танк вывести из окружения не удалось.

Итоги

Как это ни забавно звучит, но Т-38 практически не имеет аналогов в танковом мире того времени по причине отсутствия в тот период в других странах плавающих танков.

Были попытки создания такой машины во многих странах, но результаты были еще более печальны, чем у нас. У нас плохо, но плавал, у немцев, французов и поляков образцы только ныряли. Однократно.

Если же сравнивать Т-38 с довольно многочисленными неплавающими лёгкими танками, можно смело сказать, что это обычная средненькая такая пулеметная танкетка. Во многих странах копировали «Карден-Лойд», поэтому все было более-менее похоже.

Эти машины позволили проверить на опыте саму идею усиления боевой мощи воздушных и водных десантов.

Легко вооружённые вследствие специфики применения десантные войска при захвате и удержании позиций всегда нуждались в мобильных бронированных средствах огневой поддержки.

Именно Т-37А и Т-38 несмотря на все их недостатки, были первыми машинами, которые можно было вполне успешно использовать в этой роли. Они могли плавать и могли перемещаться по воздуху с помощью самолёта-перевозчика ТБ-3. Бронированный самоходный пулемет для десанта.

Я не очень сильно погрешу против истины, если скажу, что Т-37А и Т-38 дали возможность советским конструкторам «набить руку», что выразилось в создании таких машин, как ПТ-76, БМД-1, БМД-2 и далее по списку.

Источники:
Коломиец М.В. Чудо- Сталина. Плавающие танки Великой Отечественной Т-37, Т-38, Т-40.
Барятинский М. Б. Амфибии Красной армии // Моделист-конструктор.
Холявский Г.Л. Полная энциклопедия танков мира 1915-2000 гг.
Свирин М. Н. Броневой щит Сталина. советского танка 1937-1943.

LT vz.38 - ТNHР -
Panzerkampfwagen 38(t) -
Pz.Kpfw.38(t).

Танк LТ-38 разработан в 1938 году концерном "ЧКД-Прага" под обозначением TNHP. Отличался простой, рациональной конструкцией. В его ходовой части с каждого борта использовались четыре опорных катка большого диаметра, сблокированных попарно на листовых рессорах. Ведущие колеса с трансмиссией располагались в передней части корпуса. Для облегчения ремонта трансмиссии в полевых условиях в передней части корпуса был сделан большой люк. Вооружение состояло из 37-мм полуавтоматической пушки и двух 7,92-мм пулеметов.

В качестве силовой установки использовался шестицилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения. Первоначально танк поставлялся чехословацкой армии, а после оккупации Чехословакии Германией его производство продолжалось уже для нужд вермахта. До 1942 года вермахту было поставлено 1411 таких машин под маркой танк 38(t). Но особую известность танк получил в связи с тем, что его простое надежное шасси широко использовалось для создания самых разнообразных самоходно-артиллерийских установок, бронетранспортеров, ремонтно-эвакуационных машин и другой техники. Одних только так называемых "истребителей танков" типа "Хетцер" с начала 1944 года и до конца войны было выпущено 2500 единиц. После войны эти вооруженные 75-мм пушкой установки поставлялись армии Швейцарии под обозначением G13.

Лучшим чехословацким легким танком был LТ vz.38 или TNHP производства фирмы ЧКД. Это была последняя модель, полностью отработанная до оккупации страны фашистской Германией и в 1938 году заказанная чешской армией. Однако по условиям мюнхенского договора Чехословакия должна была ограничить производство вооружения, поэтому подготовка к серийному производству боевых машин LТ - TNHP была приостановлена.

Ко времени оккупации Чехии и Моравии 15 марта 1939 года со сборочной линии завода фирмы ЧКД сошли всего 3 предсерийных машины. После оккупации Чехословакии фашистской Германией производство легкого танка ТNНР было продолжено для нужд гитлеровской армии, в которой он получил обозначение Рz.Kрfw.38(t) Ausf. A. Первые 9 серийных машин под обозначением 38(t) Ausf. А покинули стены завода BMM 22 мая 1939 года. Всего же до начала второй мировой войны было построено 98 танков этой модификации.

Рz.Kрfw.38(t) представлял собой легкий танк с экипажем из трех человек (Словакия) или четырех (Германия, Венгрия, Румыния). Толщина брони не превышала 10-25-мм. Рz.Kрfw.38(t) имел ходовую часть типа "Кристи", которая состояла из четырех обрезиненных сдвоенных опорных катков большого диаметра (775-мм). Каждая пара опорных катков подвешивалась индивидуально на листовых рессорах. В передней части корпуса располагалось ведущее колесо с 19 зубьями, в задней - колесо натяжения с механизмом натяжения. В верхней части корпуса находились два маленьких поддерживающих катка.

В качестве силовой установки танки оснащались 6-цилиндровыми рядными карбюраторными двигателями типа "Прага" ЕРА мощностью 125 л. с. при 2200 об/мин. Танк Рz.Kрfw.38(t) Ausf. A развивал по дороге максимальную скорость 48 км/ч и 20-25 км/ч при движении по бездорожью. Вооружение состояло из 37-мм полуавтоматической пушки "Шкода" А-7 и 7,92-мм пулемета ZВ 53 (vz. 37), которые размещались в башне, и второго такого же пулемета в лобовом листе корпуса. Башня танка не имела силового привода, перемещение орудия в вертикальной плоскости, а также поворот башни выполнялись вручную. Командир имел в своем распоряжении наблюдательную башенку с четырьмя смотровыми щелями, закрытыми пуленепробиваемым стеклом, и перископ.

Попасть внутрь машины можно было либо через люк в командирской башенке, либо через люк над местом механика-водителя с правой стороны корпуса. Некоторые исследователи (Чарльз К Климент и Хилари Л. Дойл) утверждают, что в аварийной ситуации танк можно было покинуть через люк в противопожарной перегородке, ведущий в силовое отделение, из которого можно было выйти наружу, подняв верхние защитные крышки.

Радиостанция размещалась слева в передней части корпуса. Танк Рz.Kрfw.38(t) Ausf. A, как и LT vz. 38, имел штыревую антенну, которая обеспечивала устойчивую радиосвязь на дальности до 5-9 км, и "боевую" поручневую антенну с радиусом действия 1 км, закрепленную на левом борту корпуса. Несколько позже немцы стали оснащать танки своими радиостанциями FuG 5 и FuG 2. Системы внутренней связи не было, поэтому командиру приходилось общаться с механиком-водителем при помощи разноцветных сигнальных огней.

И, наконец, немцы установили дополнительное бронирование пулемета в виде кольца, которое монтировалось вокруг его маски. В остальном танк не претерпел никаких изменений по сравнению с тремя предсерийными LT vz. 38.

По основным параметрам чешские танки LT vz. 35 и LT vz. 38, безусловно, превосходили ту технику, которой располагала гитлеровская армия в 1938-1939 годах (т.е. Pz.I и Pz.II). Таким образом, захват чехословацкой промышленности и материальной части чехословацких танковых частей способствовал значительному усилению фашистской армии. На основе чешского LT vz. 38 немцы построили ряд модификаций, а также использовали его шасси для производства самоходных артиллерийских установок.

Еще до захвата Чехословакии Германией были выпущены конструктивно близкие к модели LT vz. 38 танки LTP и LTH. Танк LTP имел боевой вес 7,5 т. Форма его башни приближалась к цилиндрической, а командирская наблюдательная башенка располагалась в ее правой части. Такие танки поставлялись Перу. Танк LTH был вооружен 24-мм пушкой и двумя пулеметами. Боевой вес LTH составлял 7,5 т. С незначительными изменениями танк TNHP начал производиться в Швеции под обозначением m/41. Производство Т-21 было организовано в Венгрии, где вместе с новым вооружением он стал называться "Туран" I (с 40-мм пушкой) и "Туран" II (с 75-мм пушкой). При этом его лобовая броня была увеличена до 60-мм.

Тактико-технические характеристики

Боевая масса
Размеры:
длина

4600 мм

ширина

2120 мм

высота

2400 мм

Экипаж

4 человека

Вооружение

1х37-мм пушка 2 х 7,92-мм пулемета

Боекомплект

72 снаряда 2400 патронов

Бронирование:
лоб корпуса
лоб башни
Тип двигателя

карбюраторный "Прага"

Максимальная мощность

125 л.с.

Максимальная скорость
Запас хода

250 км

Bapианты

  • TNHP Первоначальный экспортный вариант для Ирана, первого покупателя (в 1935 году изготовлено 50 штук)
  • LTP Экспортный вариант для Перу
  • LTH Экспортный вариант для Швейцарии
  • LT vz. 38 Обозначение в Чехословацкой армии (на вооружение принят не был)
  • Strv m/41 Производились по лицензии в Швеции
  • Sav m/43 Штурмовое орудие на базе LT vz. 38, производилось в Швеции
  • PzKpfw 38(t) A-D Танк производства Германии
  • PzKpfw 38(t) E-G Pz 38(t) с увеличенной до 50 мм толщиной фронтальной брони
  • PzKpfw 38(t) Ausf S Производился для Швеции, но был конфискован Германией
  • SdKfz 138 Marder III САУ с открытой сзади рубкой на шасси танка PzKpfw 38(t) с 75-мм немецкой пушкой
  • SdKfz 139 Marder III САУ с открытой сзади рубкой на шасси танка PzKpfw 38(t) с 76,2-мм советской пушкой
  • SdKfz 138/1 Grille САУ со 150-мм немецкой пехотной пушкой; текже был разработан вариант танка снабжения для перевозки боеприпасов
  • SdKfz 140 Flakpanzer 38(t) ЗСУ с 20-мм зенитной пушкой
  • SdKfz 140/1 Разведывательный танк
  • SdKfz 141/1 Разведывательный танк с 20-мм орудием, взятым от бронемобиля SdKfz.222
  • Jagdpanzer 38(t) Hetzer Истребитель танков с 75-мм противотанковой пушкой L/48
  • G-13 Швейцарское обозначение Hetzer"ов, проданных Чехословакией Швейцарии после войны.

Источники:

  • М.Б. Барятинский. Легкие танки Второй Мировой;
  • Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
  • LT vz.38 Pz.Kpfw. 38(t) Praga ;
  • PzKpfw 38(t) LT vz.38 ;
  • Thomas L. Jentz: Die deutsche Panzertruppe 1933-1942;
  • Chris Bishop, The Encyclopedia of Weapons of World War II.

В 1935 году была проведена модернизация танка Т-37А, направленная на улучшение его ходовых характеристик. При сохранении прежней компоновки новый танк, получивший обозначение Т-38, стал ниже и шире, что повысило его остойчивость на плаву, а улучшенная система подвески позволила увеличить скорость и плавность хода. Вместо автомобильного дифференциала на танке Т-38 использованы в качестве механизма поворота бортовые фрикционы.

При производстве танка широко использовалась сварка. Машина была при-нята на вооружение Красной Армии в феврале 1936 года и находилась в производстве до 1939 года. Всего промышленностью было выпущено 1382 танка Т-38. Они состояли на вооружении танковых и разведывательных батальонов стрелковых дивизий, разведывательных рот отдельных танковых бригад. Необходимо отметить, что в то время ни в одной из армий мира таких танков не было.

Эксплуатация плавающих танков в войсках выявила у них большое количество недостатков и недоработок. Выяснилось, что у Т-37А ненадежна трансмиссия и ходовая часть, часто спадают гусеницы, мал запас хода, недостаточен запас плавучести. Поэтому КБ завода №37 получило задание на проектирование нового танка-амфибии на базе Т-37А. Работы начались в конце 1934 года под руководством нового главного конструктора завода Н. Астрова. При создании боевой машины, получившей заводской индекс 09А, предполагалось устранить выявленные недостатки Т-37А, главным образом повысить надежность работы агрегатов нового плавающего танка. В июне 1935 года опытный образец танка, получившего армейский индекс Т-38, вышел на испытания. При проектировании нового танка конструкторы по возможности постарались использовать элементы Т-37А, к этому времени хорошо освоенного в производстве.

Компоновка плавающего Т-38 была аналогична танку Т-37А, но механик-водитель был размещен справа, а башня слева. В распоряжении механика-водителя имелись смотровые щели в лобовом щитке и правом борту корпуса.
Т-38, по сравнению с Т-37А, имел более широкий корпус без дополнительных надгусеничных поплавков. Вооружение Т-38 осталось прежним - 7,62-мм пулемет ДТ, смонтированный в шаровой установке в лобовом листе башни. Конструкция последней, за исключением мелких изменений, была полностью заимствована у танка Т-37А.
На Т-38 был установлен тот же двигатель, что и на его предшественнике ГАЗ-АА мощностью 40 л.с. Двигатель в блоке с главным фрикционом и коробкой перемены передач устанавливался вдоль оси танка между сиденьями командира и механика-водителя.
Трансмиссия состояла из однодискового главного фрикциона сухого трения (автомобильное сцепление от ГАЗ-АА), "газовской" четырехскоростной коробкой перемены передач, карданного вала, главной передачи, бортовых фрикционов и бортовых передач.

Ходовая часть во многом была идентична плавающему танку Т-37А, от которого заимствовали конструкцию тележек подвески и гусеницы. Была несколько изменена конструкция ведущего колеса, а направляющее колесо по габаритам стало идентичным опорным каткам (за исключением подшипников).
Для движения машины на плаву использовался трехлопастной винт и плоский руль. Винт при помощи карданного вала соединялся с редуктором отбора мощности, закрепленном на коробке перемены передач.
Электрооборудование Т-38 выполнялось по однопроводной схеме с напряжением 6В. В качестве источников электроэнергии использовались аккумулятор З-СТП-85 и генератор ГБФ-4105.

Новая машина имела большое количество недостатков. Например, по донесению завода №37 в АБТУ РККА - с 3 по 17 июля 1935 года Т-38 выходил на испытания только четыре раза, все остальное время танк находился в ремонте. С перерывами испытания нового танка шли до зимы 1935 года, а 29 февраля 1936 года постановлением совета труда и обороны СССР танк Т-38 был принят на вооружение Красной Армии взамен Т-37А. Весной того же года началось серийное производство новой амфибии, которое до лета шло параллельно с выпуском Т-37А.

Серийный Т-38 несколько отличался от прототипа - был установлен дополнительный опорный каток в ходовую часть, незначительно изменилась конструкция корпуса и люка механика-водителя. Бронекорпуса и башни для танков Т-38 поступали только с Подольского завода имени Орджоникидзе, который к 1936 году сумел наладить их производство в необходимом количестве. В 1936 году на небольшое количество Т-38 установили сварные башни производства Ижорского завода, задел которых остался после прекращения производства Т-37А.

Осенью 1936 года на НИБТ полигоне прошел испытания на гарантийный километраж серийный плавающий танк Т-38 с тележками новою образца. Они отличались отсутствием поршня внутри горизонтальной пружины, а для того, чтобы направляющий стержень не вышел из трубки при возможном случае разгрузки катков, к кронштейнам тележки крепился стальной трос. В ходе испытаний в сентябре - декабре 1936 года этот танк прошел 1300 километров по дорогам и пересеченной местности. Новые тележки, как отмечалось в документах, "в работе показали себя хорошо, показав ряд преимуществ перед прежней конструкцией".

В выводах, содержащихся в отчете об испытаниях Т-38 было сказано следующее: "Танк Т-38 пригоден для решения самостоятельных тактических задач. Однако для повышения динамики необходимо поставить двигатель М-1. Кроме того, необходимо устранить недостатки: гусеница спадает при движении по пересеченной местности, недостаточна амортизация подвески, рабочие места экипажа неудовлетворительны, водитель имеет недостаточный обзор влево".

С начала 1937 года в конструкцию танка ввели ряд изменений: на смотровую щель в лобовом щитке механика-водителя стали устанавливать броневую планку, предохраняющую от попадания свинцовых брызг при ружейно-пулеметном обстреле танка, в ходовой части стали использовать тележки нового образца (со стальным тросом). Кроме того, и производство пошел радийный вариант Т-38, оснащенный радиостанцией 71-ТK-1 со штыревой антенной. Ввод антенны находился на верхнем переднем листе корпуса между местом механика-водителя и башней.

Весной 1937 года выпуск плавающих танков Т-38 был приостановлен - из войск поступало большое количество рекламаций на новую боевую машину. После летних маневров 1937 года, приведенных в Московском, Киевском и Белорусском военных округах, руководство Автобронетанкового управления Красной Армии поручило конструкторскому бюро завода модернизировать танк Т-38.

Модернизация должна была заключаться в следующем:

  • повышение скорости движения танка, особенно на местности,
  • повышение скорости и надежности при движении на плаву,
  • повышение боевой мощи,
  • улучшение удобства обслуживания,
  • повышение срока службы и надежности агрегатов танка,
  • унификация деталей с трактором "Комсомолец",снижающее стоимость танка.

Работа по созданию новых образцов Т-38 шла довольно медленно. Всего изготовили два прототипа, получившие обозначения Т-38М1 и Т-38М2. Оба танка имели двигатели ГАЗ М-1 мощностью 50 л.с. и тележки от тягача "Комсомолец". Между собой машины имели незначительные отличия.
Так Т-38М1 имел корпус, увеличенный по высоте на 100-мм, что давало прирост водоизмещения на 600 кг, ленивец танка опустили на 100-мм, для уменьшения продольных колебаний машины.

Корпус Т-38М2 повысили на 75-мм, обеспечив прирост водоизмещения в 450 кг, ленивец остался на прежнем месте, радиостанция на машине отсутствовала. Во всем остальном Т-38М1 и Т-38М2 были идентичны.
В мае-июне 1938 года оба танка прошли широкомасштабные испытании на полигоне в подмосковной Кубинке.
Т-38М1 и Т-38М2 показали ряд преимуществ перед серийным Т-38 и Автобронетанковое управление РККА подняли вопрос о развертывании производства модернизнроваиного плавающего танка, получившего обозначение Т-38М (или Т-38М серийный).
Всего в 1936 - 1939 годах было изготовлено 1175 линейных, 165 радийных танков Т-38 и 7 Т-38М включая Т-38М1 и Т-38М2.Всего промышленностью было выпущено 1382 танков.

В составе стрелковых и кавалерийских частей Красной Армии (к тому времени в танковых бригадах западных военных округов танков-амфибий уже не было) Т-38 и Т-37А приняли участие в "освободительном походе" в Западную Украину и Белоруссию, в сентябре 1939 года. К началу боевых действий с Финляндией. 30 ноября 1939 года в частях Ленинградского военного округа насчитывалось 435 Т-38 и Т-37, которые довольно активно участвовали в боях. Так, например, 11 декабря на Карельский перешеек прибыл 18 отб в составе 54 единиц Т-38. Батальон был придан 136 сд, танки использовались в качестве передвижных огневых точек на флангах и в промежутках между боевыми порядками атакующих пехотных подразделений. Кроме того, на танки Т-38 была возложена охрана командного пункта дивизии, а также вывоз с поля боя раненых и доставка боеприпасов.

Накануне Великой Отечественной войны в штат воздушно-десантного корпуса входил танковый полк, на вооружении которого должны были состоять 50 единиц Т-38. Боевое крещение советские танки-амфибии получили в ходе вооруженных конфликтов на Дальнем Востоке. Правда, использовались они там в весьма ограниченном количестве. Так, в частях и соединениях Красной Армии, участвовавших в боевых действиях в районе реки Халхин-Гол, танки Т-38 имелись только в составе стрелково-пулеметного батальона 11 тбр (8 единиц) и танкового батальона 82 сд (14 единиц). Судя по отчетам, они оказались малопригодными и в наступлении, и в обороне. В ходе боев с мая по август 1939 года 17 из них были потеряны.

Основные модификации танка Т-38:

  • Т-38 - линейный плавающий танк (1936, 1937, 1939 гг.);
  • СУ-45 - самоходно-артиллерийская установка (опытный образец, 1936 г.);
  • Т-38РТ - танк с радиостанцией 71-ТК-1 (1937 г.);
  • ОТ-38 - химический (огнеметный) танк (опытные образцы, 1935-1936 гг.);
  • Т-38М - линейный танк с автоматической 20-мм пушкой ТНШ-20 (1937 г.);
  • Т-38М2 - линейный танк с двигателем ГАЗ-М1 (1938 г.);
  • Т-38-ТТ - телемеханическая группа танков (1939-1940 гг.);
  • ЗИС-30 - САУ на базе тягача "Комсомолец" (1941 г.).

Источники:

  • М.В. Коломиец "Чудо-оружие" Сталина. Плавающие танки Великой Отечественной Т-37, Т-38, Т-40;
  • Танки-амфибии Т-37, Т-38, Т-40 [Фронтовая иллюстрация 2003-03];
  • М. Б. Барятинский. Амфибии Красной армии. (Моделист-конструктор);
  • Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
  • Свирин М. Н. "Броневой щит Сталина. История советского танка 1937-1943";
  • Альманах "Бронетанковое вооружение";
  • Ivo Pejčoch, Svatopluk Spurný - Obrněná technika 3, SSSR 1919-1945;
  • Chamberlain, Peter & Chris Ellis (1972) Tanks of the World, 1915-1945;
  • Zaloga, Steven J.; James Grandsen (1984). Soviet Tanks and Combat Vehicles of World War Two.


← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»