Старт в науке. Танки ссср великой отечественной войны: характеристики и фото

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Вторая мировая война продемонстрировала мощь танков во всей красе. Тяжёлые бронированные машины стали во главе немецкой стратегии блицкрига, когда действующие автономно танковые соединения наносили неожиданные удары по противнику, прорываясь на большую глубину и уничтожая инфраструктуру, командные пункты и так далее.

После начала Великой Отечественной войны началось противостояние не только сильнейших армий того времени, но и конструкторских школ танкостроения.

Как насчёт названий, описания и фото самых интересных образцов?

Всего насчитывается около 60 разной бронетехники, включая полученную по ленд-лизу и за исключением экспериментальной или не находящейся в серийном производстве.

Самыми выдающимися стоит назвать следующие советские танки Великой Отечественной войны.

Т-50

Лёгкий танк, выпущенный на замену устаревшему Т-26. При разработке конструкторы вдохновлялись немецким PzKpfw III, имеющем отличную подвижность и надёжность для своего класса.

Всего было выпущено 77 единиц, а саму машину признали удачной. Появление Т-34 сделало Т-50 практически ненужным, на чём и закончилась история этой боевой машины.

Т-28


Этому среднему трёхбашенному танку часто не уделяют должное внимание, тем не менее, он превосходил по ТТХ большинство танков Вермахта в начальный период войны.

Неплохая броня и огневая мощь зачастую не использовались из-за неопытных экипажей и изношенности техники. Надёжность и ресурс были крайне низкими, да и многобашенная конструкция успела морально устареть.

Красная армия использовала Т-28 до 1944 года, а Финляндия – до 1951 года.

Т-34


Средний Т-34, известный всему миру и ставший одним из символов победы. Самый массовый, превосходивший по характеристикам вражеские в момент своего появления. Простой и дешёвый.

Позже у немцев появились Pz.Kpfw.VI Tiger, Pz.Kpfw. Tiger Ausf. B и PzKpfw V Panther, обладающие лучшей бронезащитой и огневой мощью, но их надёжность, массовость и стоимость оставляли желать лучшего.

История создания двух знаменитых танков ВОВ весьма интересна. Она может объяснить, весьма не однозначную оценку этих двух машин, и даёт объяснение части неудач наших танкистов, имевших место летом 1941 год. Вся проблема в том, что в серию пошли даже не экспериментальные, а концептуальные машины.
Ни один из этих танков не создавался для вооружения армии. Они должны были только показать, как должен выглядеть танк, своего класса.
Довоенные танки производства завода № 183. Слева направо: БТ-7, А-20, Т-34-76 с пушкой Л-11, Т-34-76 с пушкой Ф-34
Начнём с КВ. Когда руководство страны советов осознало, что имевшиеся на вооружении танки, устарели на столько, что уже совсем не танки. То было принято решение, о создание новой техники. Были выдвинуты и определённые требования к этой техники. Так тяжёлый танк, должен был иметь противоснарядное бронирование и несколько орудий, в нескольких башнях. Под этот технический проект было начато проектирование машин названых Т-100 и СМК.
СМК


Т-100


Но конструктор СМК, Котин считал, что тяжёлый танк должен быть однобашенным. И у него родилась идея создать другую машину. Но всё его КБ было занято созданием заказанного СМК. И тут ему повезло, на завод прибыла на дипломный проект группа слушателей бронетанковой академии. Вот этим «студентам» и доверили создать новый танк. Те не долго думая укоротили корпус СМК, оставив место под одну башню. В эту башню воткнули вторую пушку, вместо пулемёта. А сам пулемёт перенесли в кормовую нишу башни. Броню усилили, доведя массу проект до указанной в задание. Понатыкали узлов, чертежи которых изучали в академии. Взяли даже узлы с американского трактора, снятого с производства в Штатах, лет за 20 до этого. А вот подвеску менять не стали, скопировав с СМК. Не смотря, на то что длинна танка уменьшилась в 1,5 раза. И количество узлов подвески уменьшилось на тоже число. А нагрузка на них возросла. Единственное что сделали сами «студенты» это поставили дизельный двигатель. И вот по этим чертежам и создали танк КВ. Предъявленный на испытания вместе с Т-100 и СМК.
Самый первый КВ, осень 1939 года


Но тут началась Финская война и все три танка направили на фронт. Который выявил полное превосходство концепции КВ над остальными танками. И танк, не смотря на все возражения главного конструктора, был принят на вооружение. Начавшаяся вскоре Великая Отечественная Война, выявила все недостатки проектирования КВ. Танк оказался крайне не надёжным, особенно эти танки страдали от поломок подвески и узлов скопированных с американского трактора. В результате в 1941 году лишь около 20% этих машин было потеряно от огня противника. Остальные были брошены из-за поломок.
СМК в бою


Подорвавшийся на фугасе СМК в глубине финских позиций


Военные вообще то люди консервативные. Если они считали тяжёлый танк многобашенным, то именно такой и заказывали. И если танки для рейдов были колёсно-гусеничными, то именно такую машину они и заказали. В замен танков серии БТ-7. Но они хотели получить машину защищённую от противотанковой артиллерии. Для чего предполагалось сделать наклонную броню. Вот на такую, машину и выдали заказ военные КБ Кошкина в Харькове.
А-20


А-32


Но тот видел совсем другу машину. Поэтому вместе с заказанной военными машиной получившей индекс А-20, он сделал почти точно такую же, А-32. Почти, за 2 исключениями. Во первых был убран механизм передвижения на колесах. Во вторых на А-32 стояла 76,2-мм пушка. Вместо 45-мм на А-20. При этом А-32 весил на тонну меньше, чем А-20. И на испытаниях А-32 показал себя более предпочтительней чем А-20. Особенно, когда была выпушена следующая модификация машины А-34, с более прочной бронёй и с пушкой Ф-32, такой же, как на КВ. Правда вес танка возрос на 6 тонн. И доставшаяся по наследству, от А-20 свечная подвеска стала не выдерживать.
Танк А-34 (2-й опытный образец)


Но РККА, остро нуждалась в новых танках. И не смотря, на выявленные дефекты танк пошёл в серию. Причём ещё с более мощной и тяжёлой пушкой Ф-34. Кошкин и конструктор пушки Грабин были знакомы. Поэтому он ещё до появления этой пушки на вооружении получил комплект чертежей. И на основе их готовил место под пушку. И на среднем Т-34, оказалась пушка более мощная, чем на тяжёлом КВ. Но в результате издержек проектирования, получилась ситуация близкая, к ситуации с КВ. Т-34 первых выпусков чаще бросали из-за поломки, чем из-за боевых повреждений.
Самый первый КВ, но весной 1940 года после его переоборудования по проекту КВ-2. А башня с самого первого КВ, имевшего номер У-0, была установлена на танке номер У-2.


Нельзя сказать, что конструкторы не опознавали недостатки своих машин. Сразу же началась борьба с «детскими болезнями» конструкций. В результате к 1943 году удалось получить те знаменитые Т-34 и КВ про которые мы знаем. Но вообще-то эти машины рассматривались лишь как временные, до появления новых танков. Так Котин работал над КВ-3 со 107-мм пушкой. А КБ в Харькове над Т-34М. Проектом машины, с поперечным расположением двигателя и вертикальными бортами. Т-34М успели даже запустить в серию. Сделали около 50 комплектов деталей для танка этого типа. Но до захвата Харькова ни один танк полностью собрать не успели.
Т-34М, он же А-43.


Вот так и получилось, что танками победы стали танки, появление которых не предусматривалось. А их принятие на вооружение считалось временной мерой и не на долго. Танки, которые не предполагалось использовать в качестве основных, и которые просто были концепциями конструкторской мысли.
Нельзя сказать, что в 1940 году, после того как были выяснены недостатки наших новых танков, не было попыток создать новые машины. О проекте Т-34М, уже писал. Была попытка создать и новый тяжёлый танк. Получившей индекс КВ-3. В проекте этой машины была сделана попытка убрать недостатки свойственные танкам КВ-1 и КВ-2 (тот же КВ-1, но с новой башней и 152-мм гаубицей), использовали в проекте и опыт войны с финнами. Вооружить этот танк планировалось 107-мм пушкой. Однако испытания первого образца пушки прошли не удачно. Заряжающему было тяжело и не удобно работать с боеприпасом такого размера и веса. Поэтому танк представленный на испытания летом 1941 года был вооружён всё той же 76-мм пушкой. Но тут началась война и в сентябре 1941 года экспериментальная машина пошла в бой, на Ленинградском фронте. Из которого она не вернулась и официально числится пропавшей без вести. Но есть донесение одного из командиров РККА, который утверждал, что прорвавшийся в глубину обороны немцев танк был обстрелян из 105-мм немецких гаубиц. От огня которых сдетонировал боезапас. С него сорвало башню, а сам танк был полностью разрушен.
КВ-3. Макет.


Кадры кинохронники знакомые пожалуй всем. На них виден семикатковый КВ-3 с башней от КВ-1.


Но ни Т-34М, ни КВ-3 перед войной не рассматривались в качестве основного танка РККА. Им должна была стать машина с индексом Т-50. Прототип этой машины был создан в 1940 году и внешне очень сильно напоминал Т-34, только был несколько меньшим в размерах. Но имел такую же 45-мм наклонную броню, правда вооружёна машина была 45-мм пушкой и 3 пулемётами. Проект признали не совсем удачным, слишком уж высокотехнологичной получилась машина. И её не могли освоить заводы, на которых её планировалось выпускать. Да и слишком тяжеловат получился танк, для своего класса.
Т-126 в Кубинке


Тогда было решено снизить толщину брони до 37-мм, убрать курсовой пулемёт, а в башню поставить не спорку пулемётов, а один пулемёт. Применить и ряд других технических решений направленных на снижение веса и технологичности производства. Всё это отодвинуло начало производства на июнь 1941 года. И серийные машины появились в войсках уже после начала войны. Всего таких танков было выпущено не много, несколько десятков. Завод по их производству был эвакуирован из Ленинграда, а на новом месте было решено начать производство машин других типов.
Т-50


Его конкурент созданный на Кировском заводе


Но продолжим рассказывать про неизвестные советские танки 2-й мировой. Про проект Т-34М, я уже писал, но наработки этого проекта оказались востребованы. В 1943 году на вооружение был принят танк Т-43, являвшийся прямым наследником проекта Т-34М. Но появление на полях сражений «Тигров» и «Пантер», не позволил этой машине пойти в большую серию. Но он послужил основой, для лучшего танка ВОВ, Т-44. Уже к середине 1942 года стало ясно, что Красной Армии требуется новый средний танк. Проектирование такого танка, получившего название Т-43, завершили к июню 1943 года. Главное требование военных, обеспечить максимум защиты при минимальном увеличении массы, было выполнено. Его корпус, унаследовавший конфигурацию Т-34, уже имел круговое 75-мм бронирование. Толщину лобовой части башни, в которой была установлена 76,2-мм танковая пушка Ф-34, довели до 90 мм (против 45 мм у Т-34). А вот длину моторно-трансмиссионного отделения сократить не удалось, в результате чего боевое отделение получилось меньше. Поэтому, чтобы обеспечить экипажу необходимое внутреннее пространство, конструкторы применили торсионную подвеску, более компактную, чем свечная с вертикальными пружинами, как на танках БТ и Т-34. Превосходя Т-34 по бронезащите и не уступая по вооружению тяжелому танку КВ-1 и КВ-1с, средний танк Т-43 однако, приблизился к тяжелым танкам по удельному давлению на грунт, что отрицательно сказалось на проходимости и запасе хода. И его конструкция вышла предельной, исключающей дальнейшую модернизацию. И когда серийную «тридцатьчетверку» оснастили 85-мм пушкой, нужда в Т-43 временно отпала, хотя именно башня от Т-43 с небольшими изменениями была использована для танка Т-34-85, поэтому опыт работы над ним не пропал даром. Дело в том, что испытательный пробег Т-43 на 3 тыс. км. наглядно доказал правильность выбора для среднего танка торсионной подвески и бесперспективность поэтапного изменения традиционной компоновки.
Т-43


Т-34 и Т-43


Стало ясно, что нужна принципиально иная машина. Именно ее и начали проектировать в КБ Морозова. В результате работ и получился танк Т-44. К созданию танка Т-44 приступили в конце 1943 года. Новый танк получил обозначение «Объект 136» а в серии - обозначение Т-44. На новой машине не только применили поперечное расположение двигателя, но и ряд других технических новинок. Будучи внедренными по отдельности, на разных танках, они не дали бы ощутимого эффекта, зато в совокупности сделали конструкцию Т-44 такой, которая на десятилетия определила развитие отечественной бронетанковой техники. Высоту моторно-трансмиссионного отделения уменьшили, перенеся воздухоочиститель нового типа из развала цилиндров У-образного двигателя к борту. Кстати, сам дизель В-44 оснастили улучшенной топливной аппаратурой, что позволило поднять мощность с 500 до 520 л. с. при том же объеме цилиндров, что и на предшествующем В-34. На месте вентилятора, выступавшего за габариты картера, поставили компактный маховик. Это дало возможность смонтировать дизель на низкой, жесткой, но легкой моторной раме, а в итоге высота корпуса уменьшилась на 300 мм.
Два эксперементальных образца Т-44


Средний Т-44 и его немецкий аналог тядёлый Т-V «Пантера».


Внесли и другие конструктивные наработки, которые не могли внедрить на серийных Т-34. Так новая схема моторно-трансмиссионного отделения позволила сместить башню новой конструкции с 85-мм пушкой ЗИС-С-53 в центр корпуса, где на танкистов меньше воздействовали утомляющие угловые колебания машины, а длинноствольная пушка не могла воткнуться в землю при движении по пересеченной местности. Возросла и точность стрельбы. А главное такая центровка позволила конструкторам довести толщину лобового листа брони до 120 мм без перегрузки передних катков. Добавим, что повышению прочности лобового листа способствовали и перенос люка механика-водителя на крышу корпуса, и отказ от шаровой установки курсового пулемета, так как боевой опыт выявил его недостаточную эффективность. В новом танке курсовой пулемет был жестко закреплен в носовой части корпуса, а на освободившемся месте рядом с механиком-водителем поставили топливный бак. На опытном образце Т-44-85 между вторым и третьим опорными катками был небольшой разрыв. На серийных машинах разрыв был между первым и вторым катками. В таком виде Т-44 успешно прошел государственные испытания и был принят в 1944 году на вооружение Красной Армии. Танки Т-44 серийно выпускались в Харькове.
Т-44


С конца 1944 по 1945 год было изготовлено 965 танков. Т-44 не принимали участия в боевых действиях. Хотя и стали поступать в войска с весны 1945 года. Так до 9 мая 1945 года, на вооружение отдельных гвардейских танковых бригад поступило 160 танков этого типа. Которые находились во 2-м эшелоне действующей армии. И которые должны были стать неприятным сюрпризом, для немцев, в случае появления у них танков новых типов. Например разрабатываемой «Пантеры-2». Но потребности в этом типе танка не возникло. И Т-44, не приняли участие в боевых действиях. Даже против Японии. Выпав тем самым из поля зрения военных историков. А жаль. Потому что этот танк, был лучшим танком 2-й мировой.


Все советские тяжёлые танки отличаются рациональным бронированием, мощным вооружением и неплохой подвижностью. Однако скорострельность орудий невысока, невелики точность и прочность самих танков. Всё это вынуждает действовать на средних, а лучше - на ближних дистанциях боя.

Стандартные танки

КВ-1

Первый танк СССР среди категории "тяжелые" - довольно-таки противоречивый танк. Он имеет неплохое бронирование и выбор вооружения, но при этом есть и минусы: плохой обзор, посредственная подвижность. Также танк фармит очень много серебра для пятого уровня. Отличная фугасница позволит вам нагибать танки 1-6 уровней!!! 57 мм пушка позволит буквально "поливать" врагов снарядами, но не ожидайте от этого орудия хорошего урона.

КВ-2

Этот танк СССР не может похвастаться ни хорошей подвижностью, ни крепкой бронёй. Зато у него выбор между более скорострельным и точным 107 мм орудием ЗиС-6 и мощной, но не точной 152 мм гаубицей с долгой перезарядкой. У некоторых игроков складывается мнение, что этот "уродец" неповоротливая махина... Вы ошибаетесь. На самом деле великая сила живёт в КВ-2! Большинство предпочитают брать 152 мм гаубицу...и правильно делают! Ведь "Климку" забрасывает к 5-7 уровням! 5-6 уровни для КВ-2 это семечки) но -8 уровни имеют более рикошетную броню и более мощные орудия... зачастую они пробивают КВ-2. Будьте осторожны! Мощь 152 орудия безумна, по альфе(ОФ) с ним может сравнится только Е100 , но он 10 уровня а вы 6 уровня, та что думайте и решайте.

КВ-1С

По подвижности и бронированию скорее средний танк, чем тяжелый. Однако мощная 122 мм топовая пушка позволяет на равных спорить даже с танками 7-8 уровней, главное вовремя уходить в укрытие на перезарядку. Из недостатков можно отметить частные возгорания топливных баков, низкую обзорность, крайне долгую перезарядку, долгое сведение и низкую точность.

КВ-3

КВ-3 обладает хорошим для своего уровня бронированием корпуса, крепкой рикошетной башней, превосходным топовым орудием. На данном танке придется избирать тактику медленного продавливания или сдерживания танков противника. И все это из-за слишком медленной скорости и плохой маневренности в сравнении с ИСом.

ИС

ИС… О нем складывают легенды. И нет, вы не угадали! По крайней мере в стоковой комплектации танк просто ужасен. После установки башни и нового орудия танк преображается. Из беспомощной жертвы он превращается в яростного охотника, при удачных обстоятельствах уничтожающего вообще все живое.

Главная тактика - поддержка СТ и ТТ. Желательно держаться вдалеке от противника, при действии на первой линии быстро убивают, запас жизни и брони пока еще не очень велик. Исключения составляют бои, где танк в топе - но и в них ИС в одиночку долго не живет.

Тяжи ИС-1 и ИС-2 относятся к Советским танкам Второй Мировой войны.

ИС-3

С ИС-3 начинаются действительно тяжелые танки серии Иосиф Сталин. У этого танка, пожалуй, нет минусов. А нет, всё таки есть: Очень малые углы вертикальной наводки, весьма частые пожары, уязвимость боеукладки, да и разве что регулярно кидает к 9-10 уровням, но и там мы можем за себя постоять. Отличная наклонная броня, наличие экранов, отличное орудие БЛ-9. Главное - дожить до этого. Ведь опыта на все потребуется очень много. Но и без этого (башня меньше в размерах, а наклон брони еще больше; только орудие отличается пробиваемостью) танк хорошо себя проявляет. Разве что в высокоуровневых боях будет грустно из-за того, что мы не сможем никого пробить. Но зайдя в корму…
ИС-3, наряду с T32 является основным танком ротных боёв чемпионского формата. Как и его старший собрат ИС-7, он обладает оптимальным сочетанием подвижности, защищённости и огневой мощи, позволяющей решать любую задачу на поле боя и следовательно, делающим его универсальным по боевому применению.

СТ-I

Советский танк IX уровня. Отличное промежуточное звено между бронированным и неповоротливым КВ-4 и манёвренным и динамичным ИС-4. СТ-I - штурмовой танк, предназначенный для продавливания фланга или удержания какого-либо направления. Но недостаточная броня лба корпуса, хотя лоб башни и имеет 260мм, не позволяют этой машине сражаться без прикрытия союзников. Танк предназначен для ведения боя в первой линии атаки, так как большие габариты самого танка, особенно башни, и низкий коэффициент маскировки не позволяют использовать СТ-I в качестве снайпера, хотя точность орудия М62-Т2 позволяет прицельно бить с расстояния в 200-300 метров.

ИС-7

ИС-7. Последний танк в ветке советских тяжей. ИС-7 является основным танком клановых и ротных боёв абсолютного формата, благодаря оптимальному сочетанию подвижности, огневой мощи и брони. Это позволяет решать любую задачу на поле боя и делает танк универсальным по применению.

Премиумные танки

Черчилль III

Довольно странный танк - подвижность и габариты у него от тяжёлого танка, а скорострельное и пробивное, но маломощное орудие - от среднего. Однако не стоит его недооценивать - именно Черчилль является злейшим врагом любого светляка, да и средним танкам способен доставить немало серьёзных проблем. Против высокоуровневых танков всё не так радужно, но и там можно найти свою нишу, особенно применяя подкалиберные снаряды. На своих уровнях часто получает непробития и рикошеты.

КВ-5

Сверхтяжёлый танк Советского Союза с очень толстой бронёй спереди и чуть менее толстой - по бортам. Оличается приемлемой подвижностью и довольно скорострельным мощным орудием (правда, его бронепробиваемость не очень высока). В силу этого представляет собой очень серьёзную угрозу для низкоуровневой техники, а вот с уничтожением одноклассников могут возникнуть серьёзные проблемы. Но хоть КВ-5 и вполне успешно способен стать танком прорыва не стоит забывать про слабые пулемётные башенки, довольно уверенно пробивающиеся даже танками 5 уровня.

ИС-6

Этот танк напоминает американский T14 (см. фото) - для тяжёлого танка у него неплохая мобильность, а тонкая броня расположена под хорошими углами, что увеличивает шансы рикошета или непробития. Однако в отличии от американского танка у ИС-6 гораздо более мощное и менее скорострельное орудие, у которого впрочем схожие проблемы - невысокая точность и бронепробитие. Частые возгорания танка.

ИС-2 (СССР).
ИС-2 («Иосиф Сталин») был первым советским танком, ворвавшимся в Берлин 24 апреля 1945 года. Снаряд, выпущенный из мощного 122-мм орудия этого тяжелого танка, пробивал немецкий PzKpfw V «Пантера» насквозь.


Т-34 (СССР).
Легендарная «тридцатьчетверка» - самый узнаваемый советский танк. Практически все специалисты сходятся на том, что Т-34 был лучшим танком, оказавшим серьезное влияние на исход войны и дальнейшее развитие танкостроения. Это признавали и враги. В начале октября 1941 года генерал Гудериан заявил, что Т-34 не может сравниться с лучшими образцами немецких танков. Не прошло и месяца, как он признал явное преимущество Т-34 перед основным танком Pz.IV.
Т-34 выпускался с 1940 по 1958 год, было произведено более 84 тысяч «тридцатьчетверок».


Tiger I (“Тигр”, Германия).
После нападения гитлеровской Германии на Советский Союз быстро выяснилось, что основной танк вермахта PzKpfw IV сильно уступает советским «тридцатьчетверкам». Над созданием нового тяжелого танка работали одновременно концерн Henschel-Werke и конструктор Фердинанд Порше. Выбор германского военного руководства пал на Henschel-Werke, и первые «Тигры» появились на Восточном фронте 29 августа 1942 года у станции Мга под Ленинградом. Наряду с достоинствами (танк мог поразить цель на расстоянии до 4 км) «Тигры» имели и крупные недостатки: они были весьма тяжелыми, неповоротливыми и сложными в ремонте. К тому же Tiger I был в два раза дороже любого танка тех времен и стоил 800 тысяч рейхсмарок.


Panther (“Пантера”, Германия).
Эта боевая машина была разработана фирмой MAN в 1941-1942 годах. Впервые вермахт использовал «Пантеры» во время битвы на Курской дуге: 200 танков получил 39-й танковый полк. Через несколько дней боев 31 «Пантера» была безвозвратно потеряна, а 131 танк нуждался в ремонте. Превосходство «Пантер» было очевидно только при лобовых танковых сражениях; советская противотанковая артиллерия жгла «Пантеры» не хуже остальных.


M3 Lee (США).
На Восточном фронте американские танки «Ли», полученные по ленд-лизу, появились в середине 1942 года, однако не вызвали большого восторга. У советских экипажей он получил печальное прозвище «братская могила на шестерых»: броня не спасала от мощных танковых и противотанковых орудий вермахта.


M4 Sherman (США).
У советских танкистов «Шерман» имел прозвище «эмча» (от М4). В Курской битве участвовало несколько десятков «Шерманов». Танкисты приняли американские танки хорошо. С весны 1944 года «Шерманы» принимали участие почти во всех сражениях на фронтах Великой Отечественной войны. В целом «Шерманы» мало уступали Т-34. С февраля 1942 года по июль 1945 года было выпущено 49 234 танка.


Любители истории часто изучают машины в отрыве от условий, в которых те создавались, и причин, побудивших конструкторов заняться их разработкой. А между тем военная техника – удовольствие недешёвое, и за каждым новшеством, внедрявшимся в том или ином танке, и каждой моделью, прошедшей в серию или оставшейся в единственном экземпляре, стоит далеко не только исследовательский азарт конструктора. Причины для реализации или, напротив, отказа от постановки на вооружение могут быть самими разными – начиная от политической ситуации в стране и мире и заканчивая «модой» на определенные технические решения. Понимание этих нюансов позволяет составить более стройную и осмысленную картину развития танкостроения.

Первый этап развития танкостроения в СССР (1920 1929) – «Русский Рено», МС-1 (Т-18), Т-12 и Т-24

История советского танкостроения началась во время Гражданской войны, когда в 1920–1921 годах на Сормовском судостроительном заводе в Нижнем Новгороде изготовили серией из 15 машин танк «Русский Рено», представлявший собой практически точную копию французского Renault FT-17.

К 1925 году эти машины успели устареть, и Главное управление военной промышленности (ГУВП) СССР поставило задачу создать новый танк. Разрабатывал его ленинградский завод «Большевик», взяв за основу специально закупленный для этого (по другим данным – трофейный, захваченный у поляков) итальянский «Fiat-3000». Подвеску скопировали с французского Renault NC27.

Обе использовавшиеся машины представляли собой техническое развитие конструкции Renault FT-17, поэтому спроектированный к 1927 году танк МС-1 (часто используется индекс Т-18) внешне был очень похож на «Русский Рено».

МС-1 отличался от прототипа целым рядом нововведений. В частности, поперечное расположение двигателя позволило значительно сократить длину танка. В следующий раз к этому техническому решению советские конструкторы вернулись только при проектировании Т-44 в 1944 году. Была также усовершенствована подвеска танка. С конца 1920-х на Т-18 вместо устаревшего спаренного 6,5-мм пулемёта Фёдорова начали устанавливать 7,62-мм пулемёт ДТ (конструкции Дегтярёва), который верой и правдой служил советским танкистам следующие 20 лет, вплоть до конца 1940-х

Лёгкий танк МС-1 в экспозиции Музея военной техники «Боевая слава Урала» в Верхней Пышме (Свердловская обл.)
Источник – wikimedia.org

В том же 1927 году ГУВП сформулировало окончательные требования к танку массой 12 тонн. Эту более мощную и быструю машину сопровождения, которую в документах указывали как «манёвренный танк», доверили проектировать конструкторскому бюро Харьковского паровозного завода (ХПЗ). В результате получился совершенно новый средний танк Т-24 , и в 1931 году ХПЗ получил заказ на производство 300 единиц. Правда, очень скоро заказ был аннулирован – заводу предписывалось перейти на производство танков БТ-2 .

Фактически, за 1920-е годы в Ленинграде, Харькове и Москве сформировались три основных конструкторских центра советского танкостроения, которые в дальнейшем и определяли все тенденции его развития.

Зарубежные контракты – 1930 год

Работа советских инженеров над созданием танков и танкеток (Т-12, Т-17, Т-19, Т-20, Т-21, Т-23, Т-24, Т-25) показала, что Советскому Союзу не хватает опыта конструкторской деятельности подобного масштаба, кадров и элементарной производственной культуры. Чтобы не тратить время на решение этих вопросов отечественными специалистами, начальник Управления механизации и моторизации РККА комкор Иннокентий Халепский предложил высшему руководству страны закупить за рубежом образцы подходящих танков и лицензии на их производство, а также пригласить иностранных специалистов для работы в СССР. 5 декабря 1929 года было принято официальное решение о направлении за границу специальной комиссии во главе с Халепским. В 1930 году она посетила сразу несколько стран-производителей танков, среди которых особый интерес представляли Англия, Германия и США.

Первую сделку заключили 28 апреля между американской фирмой U.S. Wheel Track Layer Corp., принадлежавшей конструктору Джону Кристи, и Amtorg Trading Corp. – компанией, через которую оборудование и образцы вооружений вывозились в СССР. Согласно договору, Советский Союз приобретал два танка М1931 и право на их производство.

28 мая с британской фирмой Vickers & Armstrongs Ltd. был подписан контракт на поставку в СССР пятнадцати танков Mk.E «Модель A» в варианте с двумя пулемётными башнями под 7,7-мм пулемёты Vickers (будущие Т-26). Кроме того, были закуплены 20 танкеток Carden-Loyd Mk.IV (основа Т-27) и 15 машин Medium Mk.II. Трёхбашенный Medium Mk.III британцы продавать отказались.

Халепский схитрил: он заявил представителям британской фирмы-производителя, что уже получил разрешение на приобретение этой машины у военного ведомства Великобритании и теперь для отчётности перед руководством ему необходимо больше информации о танке. Так советская сторона получила максимальное количество материалов, благодаря которым позже в Ленинграде создали танк Т-28


Английский средний трёхбашенный танк Medium Mark III компании Vickers-Armstrong в цехе предприятия
Источник – wikimedia.org

Многобашенные танки (1930 1940) – ТГ-1, Т-35, Т-28

После поражения в Первой мировой войне Германия не имела права производить танки, поэтому закупки бронетехники у неё не осуществлялись. Вместо этого Халепский пригласил в СССР целое конструкторское бюро под руководством Эдварда Гроте. Советские разработчики уже обращались к этим специалистам за консультациями при проектировании танкетки Т-17 и танка Т-20.

В марте 1930 года было создано КБ АВО-5, и за год его сотрудники разработали новую машину ТГ-1 , две башни которой устанавливались одна на другую. Но танк оказался слишком дорогим: его стоимость составила 1,5 млн рублей, в то время как БТ-2, созданный на базе американского М1931, обходился всего в 60 тыс. В итоге машина в серию не пошла, а немецкие инженеры отправились домой. Советская же часть КБ на заводе №185 приступила к созданию тяжёлого пятибашенного Т-35 , компоновку которого конструкторы позаимствовали у британского A1E1 «Independent».

Впрочем, со временем стало ясно, что многобашенные танки по ряду конструкторских причин не имеют перспектив развития, и в дальнейшем от них отказались.


Т-35 в экспозиции Музея бронетехники в Кубинке
Источник – wikimedia.org

Параллельно с разработкой Т-35 началось проектирование советского среднего трехбашенного танка – с учётом сведений об английском Medium Mk.III, привезённых комиссией Халепского. Руководил работой конструктор Семён Гинзбург. В результате к 1933 году был сконструирован Т-28 – один из самых хорошо вооружённых и бронированных средних танков в мире на середину 1930-х годов. При освоении его производства сформировалась танковая школа Кировского завода (бывшего Путиловского), сложилось специализированное конструкторское бюро СКБ-2, сыгравшее огромную роль в последующем развитии конструирования тяжёлых танков в СССР

Танки серии БТ (1931 1940)

После отмены заказа на Т-24 Харьковский паровозный завод начал производство танков БТ-2, созданных на базе американского М1931 конструкции инженера Кристи. Эта машина имела большое значение для последующего развития советского танкостроения: на ней впервые использовали подвеску Кристи и наклонные лобовые бронедетали. Танк компоновался по классической схеме, имел сварной корпус и передвигался как на гусеничном, так и на колёсном ходу. Дальнейшее развитие БТ-2 вылилось в создание БТ-5 с более просторной эллиптической башней на расширенном погоне, в котором монтировались спаренные 45-мм танковая пушка и 7,62-мм пулемёт. Корпус и ходовая БТ-5 от БТ-2 практически не отличались.


БТ-5 в экспозиции музея-диорамы «Прорыв блокады Ленинграда» возле Кировска
Источник – wikimedia.org

В 1935 году харьковчане шагнули дальше, создав танк БТ-7 – его ходовая часть уже значительно отличалась от М1931. На модель БТ-7М конструкторы установили танковый дизель В-2. В процессе работы над этим танком они пришли к идее создания принципиально новой машины, которой впоследствии предстояло стать легендарной «тридцатьчетвёркой».

Первый в Европе танковый дизель В-2 (1939)

1 сентября 1939 года на харьковском заводе №75, выделившемся из состава ХПЗ, в серийное производство был запущен легендарный 12-цилиндровый дизельный двигатель В-2, модификации которого устанавливались практически на все средние и тяжёлые советские танки вплоть до Т-64 . Первая машина, на которой он начал монтироваться, – БТ-7М. Со временем в двигатель вносились незначительные изменения, но основные конструкторские решения оставались те же, что были найдены в Харькове в конце 30-х годов прошлого века.


Танковый дизель В-2 в музее истории танка Т-34
Источник – wikimedia.org

Тяжёлые танки серии КВ (1939 1943) – КВ-1, КВ-2, КВ-13, КВ-1С

К концу 1930-х годов Т-35 полностью устарел. Между КБ ленинградских танковых заводов развернулась борьба за создание советского серийного тяжёлого танка. Опытный завод №185 работал над двухбашенным Т-100 весом 58 тонн, башни которого размещались одна за другой на разных уровнях, что должно было позволить вести из них одновременную стрельбу. Такая компоновка определялась ТТХ, представленными военными заказчиками. На ленинградском Кировском заводе создали танк СМК (Сергей Миронович Киров) похожей компоновки и весом 55 тонн. Но, понимая, что однобашенную машину можно снабдить более толстой бронёй, «кировцы» в инициативном порядке создали ещё один тяжёлый танк – КВ (Клим Ворошилов).

Все три танка проходили «обкатку» во время Зимней войны с Финляндией в боях на Карельском перешейке в сводной танковой роте. По результатам испытаний выбор военных остановился на танке КВ, который с появлением его 152-мм варианта КВ-2 получил индекс КВ-1 .


КВ-1 на Абердинском полигоне
Источник – wikimedia.org

Кировский завод продолжал исследовательские работы. Усовершенствование КВ-1 вылилось в создание модели КВ-1С – облегчённого варианта предшественника, конструировались новые модели с использованием уже разработанных узлов.

Дальнейшее развитие тяжёлых танков пошло в сторону уменьшения их массы и доведения её до уровня средних танков. При этом толщина брони сохранялась той же за счёт более эффективного использования забронированного объёма. Результатом этих работ явилось создание экспериментального среднего танка КВ-13, который ленинградцы сконструировали, уже находясь в эвакуации в Челябинске. Однако по совокупности ТТХ и технологичности машина не смогла поспорить с уже созданным к тому времени средним танком Т-34, хотя толщина её лобовой брони в 120 мм была очень привлекательной.


Средний танк КВ-13 и его конструктивное развитие «Объект 234» (промежуточный вариант перед танком ИС). У него ещё было пять катков (на ИС добавили шестой), а в башне установлена 122-мм гаубица У-11
Источник – inarms.ru

Когда к середине 1943 года на фронте в массовом порядке появились тяжёлые немецкие «Тигр» и «Пантера», о КВ-13 вспомнили. В результате его доработки появилась новая линейка советских тяжёлых танков ИС. При перестройке производства на новые машины некоторое время выпускался переходный вариант – КВ-85, представлявший собой модернизированный КВ-1С с установленным в его башне 85-мм орудием вместо 76-мм пушки.

Средний танк Т-34 (1940 1943)

В сентябре 1938 года КБ харьковского завода получило заказ на проектирование нового лёгкого танка А-20. В качестве силовой установки на нём планировалось использовать танковый дизель В-2. Верхняя лобовая деталь должна была выполняться прямой, наклонённой под углом, близким к 60°, что значительно увеличивало вероятность рикошета снаряда от 45-мм плиты. Этот танк, как и все машины серии БТ, Москва обязывала сделать на колёсно-гусеничном ходу. Но у конструкторов ХПЗ во главе с Михаилом Кошкиным была на этот счёт своя точка зрения. В конце концов Сталин, лично курировавший развитие советского танкостроения, позволил харьковчанам разработать собственный вариант танка с противоснарядным бронированием и полностью гусеничным движителем.


Довоенные танки производства завода №183 (г. Харьков). Слева направо: БТ-7 (А-8), А-20, Т-34–76 с пушкой Л-11 (1940 г.), Т-34–76 с пушкой Ф-34 (1941 г.)
Источник – wikimedia.org

Так появился проект танка А-32, позже ставший проектом А-34, а после убедительной победы на сравнительных полевых испытаниях (в том числе над А-20) – знаменитым Т-34. От подавляющего большинства западных аналогов он выгодно отличался наклонной лобовой бронёй, 76-мм пушкой Ф-34, танковым дизелем В-2 и подвеской Кристи. В совокупности всё это делало его быстрой и хорошо забронированной машиной с высокой проходимостью и мощной надёжной пушкой. До появления «Тигров» и «Пантер», а также Pz.Kpfw. IV с модернизированными орудиями Т-34 превосходил немецкие танки по своим характеристикам. Танкистов вермахта выручали в боях только опыт и слаженность действий.

Тяжёлые танки серии ИС во время войны (1943 1945) ИС-1 и ИС-2

ИС-1 проектировался как замена КВ-1. С появлением на фронте немецких «Тигров» работы ускорились. Изначально запланированную 76-мм пушку заменили на 85-мм. Это привело к увеличению размеров и массы конструкции, и из разряда средних (прототип танка КВ-13) машина перешла в разряд тяжёлых. Завод выпустил всего 130 таких машин – вскоре их заменили на ИС-2, которые были вооружёны 122-мм орудием и могли на равных бороться с немецкими «Тиграми» и с «Пантерами».


ИС-1 в экспозиции Киевского музея Великой Отечественной войны
Источник – фотоархив автора

Многие немецкие танкисты признавали, что тяжёлый ИС-2 был достойным соперником. Его 122-мм пушка легко пробивала броню «Пантер» и «Тигров» и была эффективна при штурме укреплённых районов. Танк показал себя настолько хорошо, что был полностью снят с вооружения российской армии только в 1995 году. Работы над усилением его бронирования привели к созданию новых танков ИС-3 и ИС-4.

Средний танк Т-34–85 (1944 1958)

Необходимость противостоять «Тиграм» и «Пантерам» заставила советских конструкторов не только ускорить разработку тяжёлых машин, но также увеличить мощность пушек и защиту средних танков. В результате был разработан танк Т-43 с более мощной бронёй корпуса, новой башней с 85-мм пушкой и торсионной подвеской. Однако переход на производство новой машины привёл бы к уменьшению общего выпуска. Кроме того, была превышена допустимая масса конструкции, поэтому решили продолжить производство Т-34 с башней от Т-43. Новый танк получил индекс Т-34–85.


Т-34–85 в экспозиции Киевского музея Великой Отечественной войны
Источник – фотоархив автора

Машина прекрасно себя зарекомендовала и – параллельно с новыми моделями Т-44 и Т-54 – производилась в СССР до 1950 года, а в мире – до 1958, в том числе на польских и чешских предприятиях. Этот танк помимо ВОВ участвовал во множестве локальных конфликтов на Ближнем Востоке, в Африке и Латинской Америке. Последнее применение его в боях – войны на Балканах, вспыхнувшие в 90-х годах прошлого века после развала Югославии.

Тяжёлые танки серии ИС в послевоенный период (1945 1966) ИС-3, ИС-4, Т-10 (ИС-5, ИС-8)

Одновременно с производством танка ИС-2 на Опытном заводе №100 и Челябинском Кировском заводе (ЧКЗ) велись работы над созданием новых тяжёлых танков. Инженеры спроектировали ИС-4, являвшийся логическим продолжением конструкции ИС-2. Но военные приёмщики отдали предпочтение ИС-3, корпус которого со знаменитым «щучьим носом» спроектировали на заводе №100. Башню сконструировали на ЧКЗ, там же было налажено и серийное производство. Однако первые месяцы эксплуатации ИС-3 в войсках выявили ряд недостатков, и его производство было остановлено.


ИС-3 в экспозиции Киевского музея Великой Отечественной войны
Источник – фотоархив автора

Разработка тяжёлых танков активно продолжалась после ВОВ. Наиболее удачным оказался ИС-8 – проект челябинских конструкторов завода №100 (на начальной стадии работ в 1944 году танк имел индекс ИС-5). Боевая масса машины составляла 50 тонн. ИС-8 также являлся развитием конструкции ИС-3, так что «щучий нос» у него сохранился. Окончательный индекс Т-10 он приобрёл в 1953 году после смерти Иосифа Сталина, в честь которого называлась вся линейка танков ИС. Число «10» означало, что это десятый тяжёлый танк, принятый на вооружение в СССР. Машина оказалась настолько удачной, что с вооружения её сняли только в 1993 году. Лобовое бронирование Т-10 достигало 120 мм. Это был последний серийный тяжёлый советский танк – на смену ему вскоре пришли быстрые, хорошо вооружённые средние танки, получившие название «основных».


Т-10 в экспозиции Киевского музея Великой Отечественной войны
Источник – фотоархив автора

Средние танки Т-54 и Т-55 (1946 1979)

После окончания ВОВ вооружение танка Т-44 не вполне отвечало современным требованиям: его башня, взятая у Т-34–85 с 85-мм пушкой, на тот момент уже устарела. К 1946 году была разработана новая башня со 100-мм орудием. В таком виде танк под индексом Т-54 пошёл в серию. Однако эксплуатация в войсках выявила целый ряд недостатков, и в 1949 году машина прошла глубокую модернизацию: была изменена форма башни и уменьшено бронирование для облегчения конструкции. В 1951 году башню Т-54 снова заменили, в этот раз на полусферическую, после чего танк приобрёл окончательный, привычный нам силуэт. Дальнейшая модернизация касалась уже улучшения конструкции орудийного стабилизатора, эжектора, противоатомной защиты, боеукладок, приборов, аппаратуры и т.д. Результатом всех этих изменений стал танк Т-55 , созданный под руководством Леонида Карцева на нижнетагильском заводе №183.


Т-55 в экспозиции Киевского музея Великой Отечественной войны
Источник – фотоархив автора

Предшественником Т-54 был танк Т-44, выпускавшийся в 1944 1958 годах. Он не участвовал в боевых действиях во время войны, во многом из-за того, что новейшие технические решения, реализованные в Т-44 и позволившие СССР на десятилетия опередить конкурентов, могли попасть в руки противника. Поперечное, а не продольное расположение силовой установки уменьшило длину танка, а иное расположение части агрегатов на дизеле В-44 позволило снизить высоту машины. Начиная с Т-44 на советских средних танках появилась торсионная подвеска. Кроме того, отказались от курсового пулемёта и стрелка-радиста


Т-44 в Музее города Вольска
Источник – wikimedia.org

Основной танк Т-62 (1961 1975)

Создание Т-62 фактически поставило крест на разработке и производстве тяжёлых танков в СССР. Установка гладкоствольной 115-мм пушки 2А20 по мощности вооружения приблизила средние танки к тяжёлым (последние оснащались 122-мм нарезными орудиями). При этом скорострельность Т-62 была выше. Кроме того, на последующих моделях планировалась установка автомата заряжания, что делало тяжёлые танки совершенно бесполезными. Лобовое бронирование Т-62 также приближалось к тяжёлым (100 мм), а проходимость была значительно выше.


Т-62 в экспозиции Киевского музея Великой Отечественной войны
Источник – фотоархив автора

Пришло время основных танков. Вскоре после Т-62 в Харькове в КБ Морозова создали Т-64. Последующие советские танки – Т-72, Т-80, а также российский Т-90 и украинские «Оплот» и «Булат» используют конструкторские решения, реализованные в этой машине

Традиции советских танкостроителей не исчезли после распада СССР. В 2015 году завершилось создание основного российского танка нового поколения Т-14 «Армата » с необитаемой башней, не имеющего зарубежных аналогов. 9 мая он примет участие в параде на Красной площади, посвящённом 70-летию Победы, после чего поступит в Вооружённые силы России. Эта машина призвана окончательно заменить славно послужившие машины серий Т-64, Т-72 , Т-80 и Т-90.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»