Игра и ее роль в педагогическом процессе. Педагогические игры: сущность и характеристика

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Психологические основы игры. Требования к дидактической игре. Классификация форм игровой деятельности и их краткая характеристика. Анализ опыта работы учителя по использованию игры в процессе обучения. Роль игровой деятельности в развитии личности.

    курсовая работа , добавлен 21.04.2015

    Задачи (цели) организации игровой деятельности. Сюжетно-ролевая игра "Библиотека", помогающая детям налаживать взаимодействие в совместной игре. Методика проведения дидактической игры "Поиски добрых слов". Организация занятия по теме "Поликлиника".

    творческая работа , добавлен 04.12.2013

    Игра - творческий процесс. Психологическая характеристика игровой деятельности. Развивающие игры и их условия. Проявление предметной и игровой деятельности. Опытно-экспериментальная работа по эффективности использования игры для развития детей.

    курсовая работа , добавлен 28.12.2006

    Понятие и сущность игры, особенности ее применения в педагогической деятельности, классификация и разновидности, отличительные признаки. Психологические механизмы воздействия игры на младших школьников. Проявление отношений в игровой деятельности.

    курсовая работа , добавлен 18.05.2011

    Значение игры для всестороннего развития личности ребёнка. Особенности игровой деятельности умственно отсталых детей. Экспериментальное изучение уровня сформированности игровой деятельности у дошкольников с нарушением интеллектуального развития.

    курсовая работа , добавлен 21.11.2006

    Понятие об игре и игровой деятельности в структуре учебного процесса. Дидактическое содержание игры. Психолого-педагогические особенности проведения игр. Использование дидактических игр при объяснении нового материала, закреплении знаний учащихся.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2011

    Сущность ролевых игр в педагогической деятельности. Классификация и структурные этапы ролевой игры. Эмоциональная включенность в ситуацию, коллективизм в создании сюжета, возможность широкого варьирования, развитие импровизированных возможностей.

    контрольная работа , добавлен 22.06.2011

    Психолого-педагогические основы игровой деятельности. Сущность и классификация игр. Понятие диалогической речи. Упражнения для подготовки ролевой игры. Развитие навыков диалогической речи посредством использования ролевых игр на уроках немецкого языка.

    курсовая работа , добавлен 31.10.2011

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО «Стерлитамакская государственная педагогическая академия

им. Зайнаб Биишевой»

Кафедра педагогики

КУРСОВАЯ РАБОТА

по педагогике

Игра и ее роль в педагогическом процессе

Выполнил: студент группы 31

технолого-экономического

факультета

Надыргулова Д. Д.

Проверил: Филиппенко Е. В.

Стерлитамак 2008г.

Введение……………………………………………………………………………...3

1. История, содержание и функции игры…………………………………………..4

2. Виды игр.

Условия эффективности игры как воспитательного средства………………….8

3. Роль игры в педагогическом процессе…………………………………………14

Заключение………………………………………………………………………….19

Список использованной литературы……………………………………………...21

Введение

В системе воспитательных средств игра занимает явно не равноценное по сравнению с другими воспитательными средствами - общением, трудом, учением - место. Она если и имеет весьма существенное значение, то в определенный непродолжительный период жизни индивида - в возрасте примерно от полутора-двух лет и до поступления в школу. Это, конечно, не означает, что до и после этого времени ребенок не играет. Играть ребенок начинает очень рано, когда ему месяц-полтора, и продолжает потом играть всю свою жизнь.

Однако в первые полтора-два года жизни не игра является основным видом деятельности, а деятельность познавательная (интеллектуальный труд) и деятельность учения. Он в это время учится многому: распознавать, передвигаться, общаться и в том числе играть. А после поступления в школу играть ребенку становится некогда, да и интересы постепенно смещаются в сферу организованного обучения и труда. И лишь общение не теряет своего значения ни в один из периодов жизни и развития индивида. Изменяются только его содержание, формы, мера включенности в другие виды деятельности.

Для игры же важнейшее средство воспитания выступает непродолжительный период детства, всего четыре-пять лет, когда от ее разнообразия, содержания, эмоциональной и интеллектуальной насыщенности действительно зависят результаты развития индивидуальности и социализации личности. В играх ребенок осваивает окружающий предметный мир и отношения взрослых. Но он не только осваивает готовые способы действий, но и экспериментирует, приспосабливает предметы к своим потребностям, использует их в соответствии с развивающимся воображением. Это же характерно и для освоения отношений в мире взрослых: ребенок, воспроизводя в игре отношения взрослых, по-своему переживает их и трансформирует в соответствии со своей фантазией: возникающими представлениями о добре и справедливости. Через себя в игре ребенок начинает понимать другого человека, точно так же как через другого начинает понимать себя.

Такое активное участие в освоении предметного мира и мира человеческих отношений способствует развитию творческих возможностей детей: два основных психических новообразования дошкольного возраста, формирующихся в игре, - ориентация на позицию другого человека и творческое воображение, - теснейшим образом связаны друг с другом. Можно даже сказать, что это две стороны одного и того же начала в ребенке, а именно - начала творческого.

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, т. к. игра - один из самых эффективных способов самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации, самоосуществления человека.

Цель данной курсовой работы - рассмотреть возможность игры в учебном процессе и её влияние на мотивацию школьников к учебному процессу. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. изучить историю, сущность и функции игры;

2. выявить условия эффективности игры как воспитательного средства;

3. проанализировать роль игры в педагогическом процессе.

1. История, содержание и функции игры

Возникновение игры как способа решения затруднений в деятельности, средства для состязания, развлечения и эстетического совершенствования человека в книге "Психология игры" Д. Б. Эльконин предполагает, что возможны несколько вариантов возникновения и становления игровой деятельности. Так на заре человечества, когда охота занимала одно из центральных мест в жизни первобытнообщинного общества, после неудачной охоты могла возникнуть ситуация, требующая имитации действий охотников во время ловли дичи. Если неудача на охоте могла быть вызвана несогласованностью коллективных действий охотников, то возникала необходимость отработки этих действий. Или после удачной охоты охотники рассказывали, как всё происходило, и кто себя проявил. При этом воссоздавались элементы реальной действительности, а это - признаки игры.
В этих случаях происходит выделения из целостной трудовой деятельности той её части, которая может быть названа ориентировочной в отличие от исполнительской, непосредственно связанной с получением материального результата. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что первые игровые формы возникли ещё в слаборазвитых общинных формациях. Они могли выступать как средство обучения, коллективного образования, передачи информации. При этом они наделялись высшим магическим смыслом для обеспечения защитной функции перед силами природы. Так возникли ритуальные игры .

Выделяют следующие признаки ритуальной игровой формы:
- имитация реальной трудовой деятельности;

Осуществление совместной деятельности по поиску выхода из кризисной ситуации;

Разыгрывание ролей;

Наличие магического смысла.

С развитием общества, со сменной формации ритуалы и обряды перестают играть важную роль в жизни общества. В играх появляются две основные разновидности: игры театрализованные и спортивные игры. Игра рассматривается как феномен культуры.

Игра становится важнейшей частью досуга народа. В ней проявляется ловкость, смекалка, юмор участников. Она - средство самовыражения народа в утехах и развлечениях. Долгое время единственной развёрнутой формой существования игры была - детская игра. Однако в настоящее время игра вновь приобрела значительный вес и довольно высокий статус в подготовке и переподготовке взрослого населения, в решении инновационных проблем в жизни общества.

Игра - явление сложное и многогранное. Можно выделить следующие её функции:
1. обучающая функция - развитие общих учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и др.;

2. развлекательная функция - создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока, других форм общения взрослого с ребёнком из скучного мероприятия в увлекательное приключение.

3. коммуникативная функция - объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирование навыков общения.
4. релаксационная функция - снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребёнка при интенсивном учении, труде.

5. психотехническая функция - формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения.

6. функция самовыражения - стремление ребёнка реализовать в игре творческие способности, более полно раскрыть свой потенциал.
7. компенсаторная функция - создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые не выполнимы (трудно выполнимы) в реальной жизни .

Игра - основной вид деятельности ребёнка. Это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе ребёнка. В процесс игры вовлекается вся личность ребёнка: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы. В результате происходят удивительные изменения этой личности. Игра очень специфический вид деятельности, которому присуще все характеристики деятельности, но все они - особенные.

А каково содержание игровой деятельности? Говоря о деятельности, мы говорим и о её процессе. Если в любой другой, неигровой, деятельности важна прежде всего цель, результат, то в игре важен в основном процесс, так как видимой цели игра не имеет. Именно интерес к самому процессу игры является той движущей силой, которая позволяет игре длиться.
Любая деятельность может происходить как самодеятельность. Игра же всегда самодеятельность. Трудиться, например, можно и с радостными чувствами, и с неприязнью. Игра без получения удовольствия невозможна. Игра всегда радостна для ее участников. Если в игре возникают отрицательные эмоции, то она прекращается.

Как уже было сказано, игра - вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Для ребёнка игра - средство самореализации и самовыражения. Она позволяет ему выйти за приделы ограниченного мира детской и построить собственный мир. Игра обеспечивает ребёнку эмоциональное благополучие, позволяет реализовать самые разные стремления и желания и, прежде всего, желание действовать, как взрослые, желание управлять предметами .

В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок стремится воссоздать широкие сферы окружающей действительности, выходящие за пределы его собственной практической деятельности, а сделать это он может с помощью условных действий.

В игре ребёнок получает опыт произвольного поведения, учится управлять собой, соблюдая правила игры, сдерживая свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры.

Игра также является прекрасным средством диагностики как личности, так и группы. Кроме личного развития ребёнка, игра позволяет установить, к чему ребёнок стремится, в чём нуждается, так как в игре он стремится занять желаемую роль. С помощью игры мы можем осуществить оценочную деятельность, так как игра - всегда является тестом для педагога, позволяя развивать, диагностировать и оценивать одновременно .

Если ребёнку не хочется заниматься каким-то трудом, если ему не интересно учиться, то и тут игра может придти на помощь, потому что это - мощное стимулирующее средство.

2. Виды игр. Условия эффективности игры как воспитательного средства

Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.

Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя. Основой их является детская самодеятельность. Иногда такие игры называют творческими сюжетно-ролевыми, подчеркивая, что дети не просто копируют те или иные действия, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях. Разновидностью сюжетно-ролевых игр являются строительные игры .

В практике воспитания используются и игры с правилами, создаваемые для детей взрослыми. К играм с правилами относятся дидактические, подвижные, игры-забавы. В основе их лежит четко определённое программное содержание, дидактические задачи, целенаправленность обучения. Самодеятельность детей при этом не исключается, но она в большей мересочетается с руководствомвоспитателя. При овладении опытом игры, развитие способности к самоорганизации дети проводят и эти игры самостоятельно.

Ролевая, или так называемая творческая игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослыхи в общественной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых.

Самодеятельный характер игровой деятельности детей заключается в том, что они воспроизводят те или иные явления, действия, отношения активно и своеобразно. Своеобразие обусловлено особенностями восприятия детей, понимания и осмысления ими тех или иных фактов, явлений, связей, наличием или отсутствием опыта и непосредственностью чувств.

Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребёнок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что веря в правду игры, создаёт особую игровую жизнь и искренне радуется и огорчается по ходу игры. Активный интерес к явлениям жизни, к людям, животным, потребность в общественно значимой деятельности ребёнок удовлетворяет через игровые действия .

В творческой сюжетно-ролевой игре ребёнок активно воссоздаёт, моделирует явления реальной жизни, переживает их и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляя след на долгие годы.

Строительная игра - это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разных постройках и связанных с ними действиях.

Строительная игра в некоторой степени сходна с сюжетно-ролевой и рассматривается как её разновидность. У них один источник - окружающая жизнь. Дети в игре строят мосты, стадионы, железные дороги, театры, цирки и многое другое. В строительных играх они не только изображают окружающие предметы, постройки, копируя их, но и привносят свой творческий замысел, индивидуальное решение конструктивных задач. Сходство сюжетно-ролевых и строительных игр заключается в том, что они объединяют детей на основе общих интересов, совместной деятельности и являются коллективными .

Различие между этими играми состоит в том, что сюжетно-ролевой игре прежде всего отражаются разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения между людьми, а в строительной основным является ознакомление с соответствующей деятельностью людей, с применяемой техникой и её использованием.

Театрализованные игры в отличие от сюжетно-ролевых предлагают наличие зрителей (сверстники, младшие дети, родители). В их процессе у детей формируется умение с помощью изобразительных средств (интонации, мимики, жеста) точно воспроизводить идею художественного произведения и авторский текст. Эта сложная деятельность требует обязательного участия взрослого, особенно в подготовительный ее период. Чтобы театрализованные игры стали по-настоящему зрелищными, нужно обучить ребят не только способам выразительного исполнения, но и сформировать у них умение готовить место для представлений. Все это для детей среднего дошкольного возраста является нелегкой задачей .

Еще один вид игр ­– дидактический. С помощью дидактических игр дети учатся сравнивать и группировать предметы как по внешним признакам, так и по их назначению, решать задачи; у них воспитывается сосредоточенность, внимание, настойчивость, развиваются познавательные способности.

В дидактической игре содержатся все структурные элементы (части), характерные для игровой деятельности детей: замысел (задача), содержание, игровые действия, правила, результат. Но проявляются они в несколько иной форме и обусловлены особой ролью дидактической игры в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.

Наличие дидактической задачи подчёркивает обучающий характер игры, направленность её содержания на развитие познавательной деятельности детей. В отличие от прямой постановки задачи на занятиях в дидактической игре она возникает и как игровая задача самого ребёнка. Важное значение такой игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи у детей.

В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятии, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль .

Необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей.

Музыкально-дидактические игры осваиваются детьми постепенно. Ознакомление с новой игрой происходит в основном во время музыкальных занятий. Педагог знакомит детей с правилами игры, ставит перед ними определенную дидактическую задачу. Вначале воспитатель является инициатором проведения игры в группе, на прогулке или в другие режимные процессы. Впоследствии дети могут самостоятельно играть и без помощи педагога, выбрав ведущего среди своих товарищей. Навыки, полученные детьми в процессе разучивания музыкально-дидактических игр, позволяют им более успешно выполнять задания, связанные с различными видами музыкальной деятельности.

Всякое средство, даже самое совершенное, можно использовать во благо и во вред. И даже благие намерения не обеспечивают полезности применения средств: нужны еще знания и умения использовать средство соответствующим образом, чтобы его применение приносило безусловную пользу. Точно так же использование игры в воспитании требует соблюдения некоторых правил. Впервые об этих правилах написал Я.А.Коменский в «Законах хорошо организованной школы». Сформулированы они настолько последовательно и обоснованно, что и в наше время представляют не столько исторический, сколько практический интерес:

1. Игры должны быть такого рода, чтобы играющие привыкли смотреть на них как на нечто побочное, а не как на какое-нибудь дело.

2. Игра должна способствовать здоровью тела не менее, чем оживлению духа.

3. Игра не должна грозить опасностью для жизни, здоровья, приличия.

4. Игры должны служить преддверием для вещей серьезных.

5. Игра должна оканчиваться раньше, чем надоест.

6. Игры должны проходить под наблюдением воспитателей .

При строгом соблюдении этих условий игра становится серьезным делом, т.е. развитием здоровья, или отдыхом для ума, или подготовкой для жизненной деятельности, или всем этим одновременно.

Украшением игры, по Л.Коменскому, являются подвижность тела, жизнерадостность духа, порядок, игра с толком и по правилам, победа доблестью, а не хитростью. Пороками же в игре являются леность, вялость, недоброжелательность, заносчивость, крик, коварство. А такие игры, как кости, карты, борьба, кулачный бой, плавание и другие, бесполезные и опасные игры, вообще не должны, считал Я.Коменский, использоваться в воспитании детей .

Изучение современной педагогической литературой игры позволяет сформулировать следующие требования, которые воспитатель, учитель обязательно должны учитывать при организации детских игр на уроках и во внеурочное время.

1. Свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывание игры, а вовлечение в нее детей.

2. Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли.

3. Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях с тем, чтобы основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность.

В игре дети должны руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности, основанными на гуманизме, общечеловеческих ценностях. В процессе игры не должно унижаться достоинство её участников, в том числе и проигравших, она должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и рационально-физической сфер её участников. Игру нужно организовывать и направлять, при необходимости сдерживать, но не подавлять, обеспечивать каждому участнику возможности проявления инициативы .

В подростковых и особенно в старших классах необходимо побуждать учащихся к анализу проведенной игры, к сопоставлению имитации с соответствующей областью реального мира, оказывать помощь в установлении связи содержания игры с содержанием жизненной практической деятельности или с содержанием учебного курса. Результатом обсуждения игры может быть пересмотр её содержания, правил и др.

Важно отметить, что игры не должны быть излишне воспитательными и излишне дидактическими: их содержание не должно быть навязчиво назидательным и не должно содержать слишком много информации (дат, имён, правил, формул).

3. Роль игры в педагогическом процессе

Подготовить ребенка к школе – это значит воспитать у него осознанное положительное отношение к учебной и общественной деятельности, заставить его понять важность и необходимость обучения в школе: вызвать у него желание стать школьником; возбудить симпатию к ученикам, стремление быть похожим на них, уважение к личности и профессии учителя, понимание общественно полезной значимости его труда; развить потребность в книге, стремление научиться читать .

Успешность подготовки детей к школе во многом определяется тем, насколько педагог учитывает своеобразие деятельности дошкольников и, в частности, как он использует для этой цели игру. Повышенное внимание к учебному процессу в подготовительной к школе группе иногда приводит к тому, что значение творческой, сюжетно-ролевой игры незаслуженно принижается. А между тем она таит в себе огромные воспитательные возможности именно в подготовке детей к школе .

Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и со взрослыми, формируются качества личности, необходимые будущему школьнику. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Все это необходимо будущему первокласснику.

Методы и приемы, применяемые педагогом для ознакомления детей со школой, должны дополнять друг друга. Различные занятия нужно сочетать с трудом и игрой. Знания, полученные детьми во время экскурсий, наблюдений, целевых прогулок, следует пополнять и уточнять, читая им произведения художественной литературы, рассказывая им, ведя переписку с детьми других детских садов.

Как воспитательные задачи можно решать с помощью игры?
Переход от дошкольного детства, где доминирует игра, к школьной жизни, где основное - учёба, должен быть педагогически продуманным.
Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психологические процессы. Обусловленные игрой изменения в психике ребёнка настолько существенны, что в психологии утвердился взгляд на игру как на ведущую деятельность детей в период дошкольного детства .

В школьном возрасте, игра не умирает, а проникает в отношение к действительности. Она имеет своё внутреннее продолжение в школьном обучении и труде.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр .

Игра – отражение жизни. В этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни.

Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.

Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность .

В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанные на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

Игра – важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлениях, их значение становится для него более понятным .

Воплощение жизненных впечатлений в игре – процесс сложный. Творческую игру нельзя подчинять узким дидактическим целям, с ее помощью решаются важнейшие воспитательные задачи. Игровую роль дети выбирают в соответствии со своими интересами, своими мечтами о будущей профессии. Они еще по-детски наивны, не раз изменятся, но важно, что ребенок мечтает об участии в полезном для общества труде. Постепенно в игре у ребенка формируются общие представления о значении труда, о роли различных профессий.

Основной путь воспитания в игре – влияние на ее содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов.

Тема игры – это то явление жизни, которое будет изображаться: семья, детский сад, школа, путешествия, праздники. Одна и та же тема включает в себя различные эпизоды в зависимости от интересов детей и развития фантазии. Таким образом, по одной теме могут создаваться различные сюжеты. Каждый ребенок изображает человека определенной профессии (учитель, капитан, шофер) или члена семьи (мама, бабушка). Иногда разыгрываются роли животных, персонажей из сказок. Создавая игровой образ, ребенок не только выражает свое отношение к выбранному герою, но и проявляет личные качества. Все девочки бывают мамами, но каждая придает роли свои индивидуальные черты. Так же и в сыгранной роли летчика или космонавта сочетаются черты героя с чертами ребенка, который его изображает. Поэтому роли могут быть одинаковыми, но игровые образы всегда индивидуальны .

Игра выявляет отношение детей к изображаемому и в то же время содействует закреплению и развитию такого отношения. Детям нравится вновь и вновь переживать восхищение, радость, восторг, удивление, которые они испытали при знакомстве с явлением, объектом, событием. Этим объясняется их устойчивый интерес к играм. Именно в игре дети практически реализуют то, что они хотели бы увидеть в школе, в первом классе .

Заключение

Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.

Игра - наиболее освоенная школьниками деятельность. В ней они черпают образцы для решения новых жизненных задач, возникших в познании, в труде, в творчестве. Поэтому опора на игру - это важнейший путь включения детей в учебную работу без психологических сдвигов и перегрузок. Вся детская деятельность синкретична, т. е. в известной степени слитна, неразделима. И это единство возникает благодаря воображаемой, условной ситуации, в которой происходит процесс детского творчества. Игра как бы синтезирует познавательную, трудовую и творческую активность. Любое новое занятие или умение, приобретённое в школе, побуждает его к действию с ним. Характер же этого действия игровой, наиболее понятный для детей из их прежнего опыта.

Игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом.

В игре ребёнок полностью раскрывается и материал, который ему нужно усвоить, становится интереснее и легче. В процессе игры педагоги учат детей быть добрее, слушать других людей, уважать чужое мнение, стремиться к знаниям - к постижению нового. Это всё так необходимо во взрослой жизни.
С помощью игры учителям легче войти в контакт с учениками, установить с ними хорошие отношения, научить их уважать друг друга.

С. А. Шмаков в качестве концептуальной идеи полагает, что в игре дети делают всё как бы втроём: их разум, их подсознание, их фантазия - всё это участвует в игровом самовыражении растущего человека. В игре выявляется потребность ребёнка в саморазвитии. Игра, по мнению Шмакова, является, с одной стороны, моделью, образцом жизни, а с другой - источником веселья, бодрости, радости, мажорного тонуса жизни. Воспитательное значение игры, её всесторонние влияние на развитие ребёнка трудно переоценить.

Игра имеет значение и для формирования дружного детского коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду, и для исправлений некоторых отклонений в поведение отдельных детей, и ещё для многого другого. Если дети в коллективе будут обладать всеми этими качествами, то процесс обучения пойдёт интереснее, быстрее, качественнее. Не нужно будет детей заставлять что-то делать, учить, им это будет самим интересно, они станут стремиться к знаниям.

Список использованной литературы

1. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1997. – 304 с.

2. Шмаков С.А. Игра и дети. – М.: Знание, 1999. – 256 с.

3. Никитин Б. П. Развивающие игры. – М.: Педагогика, 2000. – 367 с.

4. Сиденко А. "Игровой подход в обучении"// Народное образование. - 2000. - № 8. - С. 134 - 137.

5. Абульханова К. А. Психология и педагогика. – М.:ИНФРА-М, 1998. – 359 с.

6. Байкова Л. А., Гребенкина Л. К., Еремкина О. В. Методика воспитательной работы. – М.:ИНФРА-М, 2002. – 435 с.

7. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. – СПб.:Речь, 2004. – 272 с.

8. Сергеева В. П. Классный руководитель в современной школе. – М.:Новгород, 2000. – 192 с.

9. Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания: Учебник. – М.:Педагогическое общество России, 2004. – 480 с.

10. Степанова Е. Н. Планирование воспитательной работы в классе. – М.:ТЦ Сфера, 2003. – 352 с.

11. Бабанский К. С. Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса. – М.:Педагогика, 1995. – 435 с.

12. Баранов С. П. Сущность процесса обучения. – М.:Просвещение, 1998.–231с.

13. Груденов Я. И. Психолого-дидактические основы методики обучения. – М.:Педагогика, 1997. – 387 с.

14. Ерошенков И. Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков. – М.:Гуманитарно-издательский центр Владос, 2004. – 221 с.


Байкова Л. А., Гребенкина Л. К., Еремкина О. В. Методика воспитательной работы. – М.:ИНФРА-М, 2002. – С. 276.

Абульханова К. А. Психология и педагогика. – М.:ИНФРА-М, 1998. – С. 302.

Ерошенков И. Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков. – М.:Гуманитарно-издательский центр Владос, 2004. – С.75.

Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания: Учебник. – М.:Педагогическое общество России, 2004. – С. 386.

Эльконин Д. Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1997. – С.261.

Никитин Б. П. Развивающие игры. – М.: Педагогика, 2000. – С. 121.

Там же. С.124.

Ерошенков И. Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков. – М.:Гуманитарно-издательский центр Владос, 2004. – С.74.

Шмаков С.А. Игра и дети. – М.: Знание, 1999. – С. 122.

Галимова Виктория Сергеевна

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №6»

Старший воспитатель

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В последнее время уже не просто говорят об использовании игровых методов и приемов обучения, а о выстраивании образовательного процесса на основе игры, т.е. использовании игровых педагогических технологий.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обшир­ ную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр .

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существен­ным признаком – четко поставленной целью обучения и соответ­ствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-по­знавательной направленностью.

Место и роль применения педагогических игр в образовательном процессе дошкольников, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания педагогом функций и классифика­ции педагогических игр.

В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физичес­кие (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, занимательные, воспитательные, развивающие;

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики . Ука­жем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации (театра­лизованные).

Так, например, существует несколько групппедагогических игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

I группа предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки предметы дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.

II группа игры творческие, сюжетно-ролевые , в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности. Творческие сюжетно-ролевые игры в обучении не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала. Игра обладает огромным эвристическим и творческим потенциалом.

Игры путешествия игровые сюжетные занятия , состоящие из дидактических игр. Они носят характер географических, исторических, краеведческих, следопытских «экспедиций», совершаемых по книгам, картам, документам. Все они совершаются дошкольниками в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями: геолога, зоолога, топографа и т.д. Дети отправляются в путешествие, на прогулку, в сказку, в гости и др.

Данные занятия могут отражать реальные факты или события. Происходящие действия понятны и интересны ребёнку. Выполнение предлагаемых заданий радует и удивляет детей, придаёт познавательному содержанию необычный, игровой характер. В ходе таких занятий дети принимают активное участие в развитии сюжета, обогащении игровых действий, стремятся овладеть правилами и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться.

В сюжетном занятии используются различные способы раскрытия познавательного материала в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение при необходимости способов их решения, радость от её решения.

Интеллектуальные игры типа «Счастливый случай», «Что? Где? Когда? » и т.д.

игры с готовыми правилами (обычно и называемые дидактическими) . Как правило, они требуют от дошкольника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать.

Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями ребенок учится непреднамеренно, непроизвольно, играя. Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т.е. так, что они сами направляют детей на овладение знаниями и умениями.

Сюда следует отнести развивающие игры психологического характера: кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы и т.д.

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

IV группа игр строительные, трудовые, технические, конструкторские . Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх дети осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Трудовая активность вызывает активность познавательную.

V группа игр – интеллектуальные игры: игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу . Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим детям уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают путисамосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.

Особенности реализации игровой

технологии в ДОУ

Характерные особенности педагогическойигры

В современной общеобразовательной практике большое распространение получили игровые технологии обучения (А.А. Вер­бицкий, Н.В. Борисова и др.), которые характеризуются наличием игровой модели, сценарием игры, ролевых позиций, возможностя­ми альтернативных решений, предполагаемых результатов, крите­риями оценки результатов работы, управлением эмоционального напряжения.

Отрадно, что в общественной практике последних лет и науке понятие игры осмысливается по-новому, игра распространяется на многие сферы жизни, игра принимается, как общенаучная, серьезная категория. Возможно, поэтому игры начинают входить в дидактику более активно.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях.

В современном ДОУ, делающим ставку на активизацию и интенсификациюобразовательного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

– в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, или содержания изучаемого материала;

– как элемент более общей технологии – способ обучения;

– в качествезанятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

– как часть образовательной программы, формируемой коллективом ДОУ.

Концептуальные основы использования игры в обучении

детей дошкольного возраста

Игра является ведущим видом деятельности дошкольников – в ней возникают и формируются соответствующие психи­ческие новообразования, характерные для детей дошкольного возраста (Д.Б. Эльконин).

Игра – форма психогенного поведения (Д.Н. Узнадзе). Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фунда­ментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самооп­ределении, саморегуляции, самореализации (А.Н.Леонтьев).

Игра – пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усво­ения социальных установок (Л.С. Выготский).

Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.

Игровая форма совместной образовательной деятельности с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности.

Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности – дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игровая технология охватывает определённую часть образовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажем.

В игровую технологию включаются последовательно игры и упражнения, формирующие одно из интегративных качеств или знание из образовательной области. Но при этом игровой материал должен активизировать образовательный процесс и повысить эффективность освоения учебного материала.

Игровое обучение не может быть единственным в образовательной работе с детьми. Оно не формирует способности учиться, но, безусловно, развивает познавательную активность дошкольников.

Использование игры в образовательном процессе, дает ребёнку:

– возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли;

– быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества);

– прожить некоторое времяв «реальных жизненных условиях».

Место и роль применения игр в образовательном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания педагогом функций и классифика­ции педагогических игр.

1. В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физичес­кие (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

2) По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, занимательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.

3) Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики . Ука­жем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетно-ролевые, интеллектуальные игры, игры с готовыми правилами.

I группа предметные игры , как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки предметы дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.

II группа игры творческие, сюжетно-ролевые , в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

Творческие сюжетно-ролевые игры в обучении не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом, она разводит то, что по «видимости едино», и сближает то, что в учении и в жизни сопротивляется сопоставлению и уравновешиванию. Научное предвидение, угадывание будущего можно объяснить «способностью игрового воображения представить в качестве систем целостности, которые, с точки зрения науки или здравого смысла системами не являются».

Игры путешествия. Они носят характер географических, исторических, краеведческих, следопытских «экспедиций», совершаемых по книгам, картам, документам. Все они совершаются дошкольниками в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями: геолога, зоолога, топографа и т.д. Отличительная черта этих игр активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения, поскольку в них оно осуществляется во внешнем действии и непосредственно включается в действие. Стало быть, в результате игры у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путем внешних действий. Происходит сосуществование игровой, учебной и трудовой деятельности. Дети с помощью взрослых много и упорно трудятся, изучая по теме книги, карты, справочники и т.д.

Творческие, сюжетно-ролевые игры познавательного характера не просто копируют окружающую жизнь, они являются проявлением свободной деятельности дошкольников, их свободной фантазией.

III группа игр, которая используется как средство развития познавательной активности детей это игры с готовыми правилами ( обычно и называемые дидактическими ). С дошкольниками могут быть использованы: игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, аустанавливается в зависимости от её хода.

Как правило, они требуют от дошкольника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями ребенок учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.

Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т.е. так, что они сами направляют детей на овладение знаниями и умениями. Обучение, как правило, включают два компонента: сбор нужной информации и принятие правильного решения. Эти компоненты и обеспечивают дидактический опыт детей. Но приобретение опыта требует большого времени. Чтобы обеспечить «приобретение такого опыта», важно научить детей самостоятельно тренировать это умение. Сюда следует отнести развивающие игры психологического характера: кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы и т.д. Дидактические игры вызывают у дошкольника живой интерес к предмету, позволяет развивать индивидуальные способности каждого ребенка, воспитывает познавательную активность. Ценность дидактической игры определяется не по тому, какую реакцию она вызовет со стороны детей, а по эффективности в разрешении той или иной задачи применительно к каждому ребенку.

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Например, в решении проблемы развития познавательной активности необходимо считать основной задачей развитие самостоятельного мышления ребенка. Значит, необходимы группы игр и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, составлять их, групп игр на обобщение предметов по определенным признакам, умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой и т.д. Составление программ таких игр забота каждого педагога.

IV группа игр строительные, трудовые, технические, конструкторские . Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх дети осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Трудовая активность вызывает активность познавательную.

V группа игр, интеллектуальных игр : игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу; интеллектуальные игры типа «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?» и т.д. Данные важная составная часть учебной, но, прежде всего, внеучебной работы познавательного характера.

Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим детям уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.

4). По содержанию – музыкальные, математические, социализирующие, логические и т.д.

5). По игровому оборудованию – настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т.д.

И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определя­ет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различны­ми средствами передвижения.

Игровые методы и приемы

В свое время Е.А. Флерина обратила внимание на то, что игровые методы и приемы позволяют четко и полно осуществлять учебные задачи в атмосфере легкости и за­интересованности, активности детей. В современных ис­ следованиях выявлено, что эти методы дают возможность направлять не только умственную активность детей, но и моторную. Моторная активность способствует образова­ нию богатых ассоциативных связей, что облегчает усвое­ние знаний, умений. В ситуации игры процессы восприя­ тия протекают в сознании ребенка более быстро и точно.

Игровые методы и приемы характеризуются рядом признаков. Прежде всего, они переносят учебное действие в условный план, который задается соответствующей си­стемой правил или сценарием. Еще одна особенность зак­лючается в том, что от ребенка требуется полное вхожде­ние в игровую ситуацию. Следовательно, и педагог дол­жен играть с детьми и отказаться от прямого обучающего воздействия, замечаний, порицаний.

Игровые методы и приемы достаточно разнообразны. Наиболее распространенным является дидактическая игра. Ей присущи две функции в процессе обучения (А.П. Усова, В.Н. Аванесова).

Первая функция – совершенство­ вание и закрепление знаний. При этом ребенок не просто воспроизводит знания в том виде, в каком они были ус­ воены, а трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать ими в зависимости от игровой ситуации. Например, дети различают и называют цвета, а в дидак­ тической игре «Светофор» эти знания перестраиваются в соответствии с усвоением правил уличного движения.

Сущность второй функции дидактической игры заключа­ ется в том, что дети усваивают новые знания и умения разного содержания. Так, например, в игре «Север, юг, восток, запад» (автор И.С. Фрейдкин) дошкольники учат­ ся ориентироваться по компасу, использовать модели (схемы маршрута).

В качестве игрового метода используется воображае­ мая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием. Например, для совершенствования знаний о растениях, развития связной речи проводится игра «Магазин цве­ тов», для уточнения знаний о родном городе – игра-пу­ тешествие, для обогащения представлений о декоратив­ но-прикладном искусстве – игры «Выставка», «Магазин сувениров», «Путешествие в прошлое». Иногда целесо­ образно использовать в обучении такой компонент игры, как роль . Бабушка Загадушка загадывает загадки, Че­ловек Рассеянный, как всегда, все путает, а дети его ис­ правляют. Роль может «исполнять» и игрушка. Напри­ мер, Петрушка просит детей научить его вежливым сло­ вам, правилам поведения.

Важное значение для повышения активности детей на занятиях имеют такие игровые приемы, как вне­запное появление объектов, игрушек , выполнение воспитателем различных игровых действий. Эти приемы своей неожидан­ностью, необычностью вызывают острое чувство удив­ления, которое является прологом всякого познания (вдруг воспитатель «превратился» в Лисичку со скалоч­кой и от ее лица рассказывает о своих «приключениях», вдруг раздался стук в дверь и вошел Винни-Пух). На большом эмоциональном подъеме проходят заня­ тия, включающие инсценировки коротких рассказов, сти­ хотворений, бытовые сценки, элементы драматизации.

К игровым приемам относятся загадыва­ние и отгадывание загадок , введение элементов соревнования (в старших группах), создание игровой ситуации («Покажем мишке наши игрушки»; «Научим Петрушку мыть руки»; «По­ можем зайчику разложить картинки»). Игра – это почти всегда соревнование. Дух соревнования в играх достигается за счет разветвленной системы оценивания дея­тельности участников игры, позволяющей увидеть основные ас­пекты игровой деятельности детей.

Реализация игровых приемов и ситуаций при игровой форме занятий проис­ходит по таким основным направлениям:

– дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве ее средства,

– в учебную деятель­ность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

– успешное выполнение дидактического задания связывается с игро­вым результатом.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обшир­ную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Основные идеи:

1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.

2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть образовательного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно

– игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

– группы игр на обобщение предметов по определен­ным признакам;

– группы игр, в процессе которых у детей разви­вается умение отличать реальные явления от нереальных;

– группы игр, воспиты­вающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать процесс учения, осваивать ряд учебных элементов.

Значение игровой технологии :

– активизирует воспитанников;

– повышает познавательный интерес;

– вызывает эмоциональный подъём;

– помогают детям раскрепоститься, обрести уверенность в себе.

– способствует формированию психических процессов: сенсорных процессов, абстракции и обобщения произвольного запоминания и т.д.

– способствует развитию творчества;

– максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;

– позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.

Достоинство игровых технологий обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышен ный интерес, положительные эмоции, по могают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не на вязанной извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.

Главная цель игровой технологии – создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

Доказано, что игровые формы и методы обучения обеспечивают достижение ряда важнейших образовательных целей:

1) стимулирование мотивации и интереса:

В области предмета изучения;

В общеобразовательном плане;

В продолжении изучения темы;

2) поддержание и усиление значения полученной ранее инфор­мации в другой форме, например:

Фактов, образа или системного понимания;

Расширенного осознания различных возможностей и проблем;

Последствий в осуществлении конкретных планов или воз­можностей;

3) развитие навыков:

Критического мышления и анализа;

Принятия решений;

Взаимодействия, коммуникации;

Конкретных умений (обобщение информации, подготовка ре­фератов и др.);

Готовности к специальной работе в будущем (поиск работы, руководство группой, работа в непредвиденных условиях);

4) изменение установок:

Социальных ценностей (конкуренция и сотрудничество);

Восприятия (эмпатия) интересов других участников, социаль­ных ролей;

5) саморазвитие или развитие благодаря другим участникам:

Оценка педагогом тех же умений участника;

Осознание уровня собственной образованности, приобретение навыков, потребовавшихся в игре, лидерских качеств.

Задачи игровых технологий :

· дидактические (расширение кругозора, познавательной деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);

· развивающие (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);

· воспитывающие (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);

· социализирующие (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).

Игровая педагогическая технология представляет собой последовательную деятельность педагога по:

– отбору, разработке, подготовке игр;

– включению детей в игровую деятельность;

– осуществлению самой игры;

– подведению итогов, результатов игровой деятельности.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существен­ным признаком – четко поставленной целью обучения и соответ­ствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-по­знавательной направленностью.

Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели творческо-поисковой деятельности. Игровая форма занятий создается игровой мотивацией , которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.

Технология, основанная на игровых методах и формах обучения, нацелена на то, чтобы научить детей осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.

Игровая технология обучения как никакая другая технология способствует использованию различных способов мотивации :

1. Мотивы общения.

– Дети , совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей.

В игре, при решении коллективных задач, используются разные возможности детей. Дети в практической деятельности на опыте осознают полезность и быстро соображающих, и критически-оценивающих, и тщательно работающих, и осмотрительных, и рискованных сотоварищей.

Совместные эмоциональные переживания во время игры способствует укреплению межличностных отношений.

2. Моральные мотивы . В игре каждый ребенок может проявить себя, свои знания, мнения, свой характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям.

3. Познавательные мотивы:

Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры) и стимулирует ребенка к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других).

– В игре команды или отдельные дети изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера.

Обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностные значения. Дети примеряют социальные маски, погружаются в проигрываемую ситуацию, «проживая» ее как реальную и ощущают себя частью общества.

Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность (реванш).

Состязательность неотъемлемая часть игры притягательна для детей. Удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на занятиях и усиливает желание учиться.

В игре всегда есть некое таинство неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ребенка, толкает не поиск ответа.

В игровой деятельности в процессе достижения общей цели активизируется мыслительная деятельность. Мысль ищет выход, она устремлена на решения познавательных задач.

Учебная игра дает положительный результат лишь при условии ее серьезной подготовки, когда активны и дети, и сам педагог. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где четко обозначены учебные задачи, каждая позиция игры, обозначены возможные методические приемы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Виноградова, Н. А.Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: прак­тическое пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. – М.: Айрис-пресс, 2008. - 128 с.

2. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Сост. Бондаренко А. К., Матусик А. И. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1983.

3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии. – 1966. – № 6.

4. Калинченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой деятельности дошкольников. – М.: Айрис – пресс, 2004.

5. Касаткина, Е. И. Игра в жизни дошкольника: учебно-методическое пособие / Е. И. Касаткина. – М.: Дрофа, 2010. – 174 с.

6. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб, заведений. – М.: Ака­демия, 2004. – 432 с.

7. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М.: Просвещение, 1982.

8. Михайленко Н. Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. – 96 с.

9. Пенькова, Л.A. Развитие игровой активности дошкольников. Методичес­кое пособие / Л.A. Пенькова, З.П. Коннова, И.В. Малышева, С.В. Пыркова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с. – Магнитогорск, 1997.

10. Российская педагогическая энциклопедия, – в 2 томах – т. 1 (А-Л) / под ред.В. В. Давыдова – М.: Большая российская энциклопедия. – 1993. – http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/russpenc/index.php

Игра – это вид деятельности, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Феномен игры в том, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий, уроков создается при помощи игровых приемов и ситуаций , которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций происходит по таким направлениям:


  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;

  • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую.
Классификация педагогических игр

Игры по виду деятельности выделяются следующие группы игр:


  • физические (двигательные);

  • интеллектуальные (умственные); трудовые;

  • социальные и психологические.
По характеру педагогического процесса :

  • обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

  • познавательные, воспитательные, развивающие;

  • репродуктивные, продуктивные, творческие;

  • коммуникативные, диагностические, профориентационные.
По характеру игровой методики :

  • предметные (по всем школьным дисциплинам);

  • ролевые;

  • деловые;

  • имитационные;

  • игры-драматизации.
Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда : различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

В целом детскую игру можно разделить на два основных вида: сюжетную игру и игру с правилами . Специфика сюжетной игры заключена в условном, замещающем характере действий. Такие игры позволяют ребенку в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекающие его действия, ролевые функции, включаться в разнообразные события. Игры с правилами существенно отличаются от сюжетной. Это достаточно жесткая деятельность - где определены обязательные для участников правила (игры подвижные, дидактические). Дополняя друг друга, оба вида игры оказываются весьма эффективном развивающим средством, которое трудно заменить другими формами активности.

Игровое моделирование.

Игровое моделирование – это одна из форм педагогической игры, в которую вовлекаются обучающиеся с целью моделирования объектов, систем, явлений, процессов и так далее. Обучающиеся, в данном случае, выступают не только в роли создателей модели, но и непосредственных участников этой модели. Технология игрового моделирования была разработана и предложена Шпотовой Т.В.,директором Центра экообразования

Эффективность использования различных методов и форм работы на урокахТаблица 1.


Методы и формы работы

Уровень усвоения

1. Беседа

6%

2. Чтение

10%

3.Аудивизуальные средства обучения

20%

4. Использование наглядных пособий

30%

5. Групповые формы работы

50%

6. Исследовательская работа

50%

7. Обучение практикой действия

70%

8. Игровое моделирование

70%

9. Выступление в роли обучающего

90%

Наиболее эффективными методами, на её взгляд, являются обучение практикой действия, игровое моделирование и выступление в роли обучающего. Меня очень заинтересовал метод игрового моделирования и я решила применить его на уроках географии.

Данный метод используется мной в течение последних трёх лет. Как показала практика, наиболее эффективен этот метод в 5 классе на уроках природоведения и в 6 классе при изучении начального курса географии. В более старших классах, в силу возрастных особенностей, игровое моделирование использую редко, преимущественно во время внеклассных мероприятий по географии.

Названные выше курсы закладывают базу знаний, которые необходимы для дальнейшего изучения дисциплины. От того как будет усвоен этот материал, во многом зависит успех обучения в последующих классах. Научить ребёнка чему-либо без живого интереса к предмету очень сложно, поэтому одной из главных задач, которые я ставлю перед собой, работая в 5-6 классах, является формирование положительной познавательной мотивации у школьников. Добиться поставленной задачи во многом мне помогает метод игрового моделирования.

Уроки с использованием игрового моделирования могут проводиться в учебном кабинете, в спортивном или актовом зале, а также на улице. На уроках мы с ребятами моделируем объекты – например клетка растения, системы – например система мира по Аристотелю или Птолемею, среды обитания растений и животных, процессы – движение литосферных плит, различные условия, ситуации и так далее. Моделирование позволяет вовлечь всех учащихся в процесс обучения. Они выполняют свои роли, оценивают сложившуюся ситуацию, делают выводы. Приведу конкретные примеры. При изучении нового материала на уроке по теме «Клетка» в 5 классе учащиеся моделируют растительную клетку, получив таблички с названием органоидов и кратким описанием их функций. Учащиеся своими действиями, мимикой показывают, за что отвечает каждый органоид. В результате у ребят складывается целостное представление о строении клетки и о значении каждой её части. Неординарность преподнесения информации будирует сознание, и учащиеся лучше усваивают материал. На таком уроке нет равнодушных и скучающих учеников. Обязательное условие такого урока – это взаимопонимание педагога и обучающихся, то есть учащиеся должны чётко выполнять рекомендации учителя, слушать друг друга. Ещё один пример. Работая в 5 классе, я столкнулась с проблемой понятия систем мира по Аристотелю и Птолемею. Учащиеся с большим трудом понимали сущность этих систем и не могли выделить различия между ними. Игровое моделирование помогло мне решить данную проблему. После того как сами ученики смоделировали систему мира по Аристотелю и Птолемею, они наглядно представили их себе и смогли найти черты сходства и отличия между ними.

Помимо формирования положительной познавательной мотивации, данный метод позволяет решать и многие другие задачи:


  • Он способствует развитию речи учащихся, формированию умений аргументировать суждения. Учащиеся на таких уроках не просто отвечают на вопросы, но и получают возможность применить свои знания в сложившейся ситуации.

  • Позволяет более наглядно представить себе объекты, процессы, явления.

  • Дети получают относительную свободу на уроке, что раскрепощает их, делая урок более непринуждённым.

  • Дети перемещаются по кабинету, что способствует меньшей утомляемости немаловажной для здоровьесбережения учащихся.

  • Данный метод способствует развитию коммуникативности учащихся.

  • Развиваются лидерские качества.
Данный метод может быть использован на различных этапах урока, как при изучении нового материала (примеры приведены выше), при закреплении изученного, так и при проверке усвоения знаний. Для примера использования игрового моделирования при проверки знаний привожу следующий момент: В 5 классе после изучения темы «Происхождение человека» ребятам предлагается смоделировать различные условия и выяснить, что было необходимо древнему человеку, для того, чтобы выжить. Моделирование условий идёт по принципу случайности. Четыре ученика получают роли древних людей: Австралопитека, Человека умелого, Человека прямоходящего, Кроманьонца или Неандертальца. Эти ученики должны хорошо знать характеристику древних людей. Остальные учащиеся получают карточки с названием различных условий: тёплый климат, плодородные почвы, полезные ископаемые, плодовые деревья, хищные животные, ледниковый период и т. д. Среди условий можно предложить и такие как автомобиль, телевизор, холодильник и другие предметы нашей цивилизации. Учащиеся, выполняющие роль древних людей встают в разных частях класса, а те, кто получил карточки с условиями, начинают свободно ходить по кабинету. В это время можно включить спокойную музыку. Как только музыка перестала звучать, ученики должны присоединиться к одному из «древних людей», так чтобы образовавшиеся группы были примерно одинаковыми по количеству учащихся. Далее каждая группа оценивает те условия, в которые попал их «древний человек» и делают вывод о его существовании. Здесь учитель может обратить внимание учащихся на то, что предметы современной цивилизации не помогли бы выжить древним людям, а вот природные богатства необходимы нам и теперь, поэтому необходимо бережно к ним относиться, чтобы сохранить их для будущих поколений. В шестом классе после изучения темы ветры, можно провести проверку усвоения знаний с помощью игрового моделирования следующим образом. Учащиеся класса делятся на группы по 4 – 5 человек. Каждая группа получает карточку с текстом, который они должны смоделировать. Пример текста: «Отправившись из Новой Гвинеи в Евразию, мы оказались между экватором и тропиком. Жара стояла страшная. Спасал нас ветер пассат, который дул непрерывно. Его освежающая прохлада придавала нам силы. Высадившись на восточных берегах Евразии, мы оказались в зоне действия муссона. Этот ветер приносил не только прохладу, но и частые дожди. Но нашему путешествию ничего не могло помешать ». Учащиеся должны дать определения «пассаты» и «муссоны», смоделировать и объяснить направление действия пассата, объяснить, почему и в какое время года муссоны приносят дожди. Остальные учащиеся выявляют ошибки, делают дополнения.

Результаты данного метода:

1. Высокое качество знаний в 5-6 классах более 70%

2. Учащиеся получают более прочные знания, что позволяет им занимать призовые места на школьных и районных олимпиадах.

3. Повышение качества знаний по темам, изученным с использованием игрового моделирования в среднем на 2%-3%

Данный метод был представлен:

1. На общешкольной конференции: урок обобщения знаний в 5 классе

Детские игры - явление неоднородное. В силу многообразия этих игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации. Так, Ф. Фребель, будучи первым среди педагогов, кто выдвинул положение об игре как особом средстве воспитания, в основу своей классификации положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движений (моторные игры). Характеристика видов игр по их педагогическому значению есть и у немецкого психолога К. Гросса. Игры подвижные, умственные, сенсорные, развивающие волю отнесены им к «играм обычных функций». Вторую группу игр согласно его классификации составляют «игры специальных функций». Они представляют собой упражнения с целью совершенствования инстинктов (семейные игры, игры в охоту, свадьбу и др.).

П.Ф. Лесгафт разделил детские игры на две группы: имитационные (подражательные) и подвижные (игры с правилами). Позже Н.К. Крупская назвала игры, разделенные по этому же принципу, немного по-другому: творческие (придуманные самими детьми) и игры с правилами.

В последние годы проблема классификации детских игр вновь стала привлекать пристальное внимание ученых. C.JI. Новиковой была разработана и представлена в программе «Истоки» новая классификация детских игр. В ее основу положен принцип инициативы организатора (ребенка или взрослого).

Выделяется три класса игр.

1. Самостоятельные игры (игра-экспериментирование, сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные).

2. Игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями (игры обучающие: дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные; досуговые игры: игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные).

3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей: традиционные, или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).

Еще одну классификацию детским играм дал О.С. Газман. Он выделяет подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, компьютерные игры, дидактические игры, игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы.

На наш взгляд, наиболее развернутой и подробной является классификация игр С.А. Шмакова. За основу он взял человеческую деятельность и выделил следующие виды игр:

1. Физические и психологические игры и тренинги:

Двигательные (спортивные, подвижные, моторные);

Экстатические;

Экспромтные игры и развлечения;

Лечебные игры (игротерапия).

2. Интеллектуально-творческие игры:

Предметные забавы;

Сюжетно-интеллектуальные игры;

Дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные);

Строительные;

Трудовые;

Технические;

Конструкторские;

Электронные;

Компьютерные;

Игры-автоматы;

Игровые методы обучения.

3. Социальные игры:

Творческие сюжетно-ролевые (подражательные, режиссерские, игры-драматизации, игры-грезы);

Деловые игры (организационно-деятельностные, организационно-коммуникативные, организационно-мыслительные, ролевые, имитационные).

Г. Крайгом описаны наиболее типичные детские игры.

Сенсорные игры . Цель - приобретение сенсорного опыта. Дети рассматривают предметы, играют песком и лепят куличики, плещутся в воде. Благодаря этому дети узнают о свойствах вещей. Развиваются физические и сенсорные возможности ребенка.

Моторные игры . Цель - осознание своего физического «Я», формирование культуры тела. Дети бегают, прыгают, подолгу могут повторять одни и те же действия. Моторные игры дают эмоциональный заряд, способствуют развитию моторных навыков.

Игра-возня . Цель - физическое упражнение, разрядка напряжения, обучение управлению эмоциями и чувствами. Дети любят потасовки, драки понарошку, прекрасно понимая разницу между настоящей дракой и дракой понарошку.

Языковые игры . Цель - структурирование своей жизни с помощью языка, экспериментирование и освоение ритмического строя мелодии языка. Игры со словами позволяют ребенку овладеть грамматикой, пользоваться правилами лингвистики, осваивать смысловые нюансы речи.

Ролевые игры и имитации . Цель - знакомство с социальными отношениями, нормами и традициями, присущими культуре, в которой живет ребенок, и их освоение. Дети разыгрывают различные роли и ситуации: играют в дочки-матери, копируют родителей, изображают водителя. Они не только имитируют особенности чьего-то поведения, но и фантазируют, достраивают ситуацию в своем воображении.

Перечисленными видами игр не исчерпывается весь спектр игровых методик, однако, как правильно подчеркивается, на практике чаще всего используются именно эти игры, либо в «чистом виде» либо в сочетании с другими видами игр.

Д.Б. Эльконин выделил следующие функции игровой деятельности:

Средство развития мотивационно-потребностной сферы;

Средство познания;

Средство развития умственных действий;

Средство развития произвольного поведения. Выделяются и такие функции игры, как обучающая, развивающая, релаксационная, психологическая, воспитательная.

1. Функции самореализации ребенка. Игра является для ребенка полем, в котором он может реализовать себя как личность. Здесь важен сам процесс, а не результат игры, так как именно он является пространством для самореализации ребенка. Игра позволяет познакомить детей с широким спектром различных областей человеческой практики и сформировать проект снятия конкретных жизненных затруднений. Она не только реализуется в рамках конкретной игровой площадки, но и включается в контекст опыта человечества, что позволяет детям познать и освоить культурную и социальную среды.

2. Коммуникативная функция. Игра - коммуникативная деятельность, осуществляемая по правилам. Она вводит ребенка в человеческие отношения. В ней формируются отношения, складывающиеся между играющими. Опыт, который ребенок получает в игре, обобщается и затем реализуется в реальном взаимодействии.

3. Диагностическая функция. Игра обладает предсказательностью, она более диагностична, чем любая другая деятельность, так как сама по себе есть поле детского самовыражения. Эта функция особенно важна, поскольку в работе с детьми трудноприменимы методы опроса, тесты. Более адекватным для них является создание игровых экспериментальных ситуаций. В игре ребенок выражается и выражает себя, поэтому, наблюдая за ней, можно увидеть характерные для него черты личности, особенности поведения.

4. Терапевтическая функция. Игра выступает как средство аутопсихотерапии ребенка. В игре ребенок может вернуться к травмирующим переживаниям своей жизни или к об стоятельствам, в которых он не достиг успеха, и в безопасной для себя обстановке заново проиграть то, что причинило ему боль, расстроило или напугало.

Дети сами используют игры как средство снятия страхов и эмоционального напряжения. Например, различные считалки, дразнилки, страшилки, с одной стороны, выступают носителями культурных традиций общества, с другой — являются мощным средством проявления эмоционального и физического напряжения. Оценивая терапевтическое значение детской игры, Д.Б. Эльконин писал: «Эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которую получает ребенок в ролевой игре... Отношения, в которые игра ставит ребенка как со взрослым, так и со сверстником, отношения свободы и сотрудничества вместо отношений принуждения и агрессии, приводят в конце концов к терапевтическому эффекту».

5. Функция коррекции, которая близка к терапевтической функции. Одни авторы объединяют их, подчеркивая коррекционно-терапевтические возможности игровых методов, другие разделяют, рассматривая терапевтическую функцию игры как возможность достижения глубинных изменений в личности ребенка, а коррекционную — как трансформацию типов поведения и навыков взаимодействия. Наряду с обучением детей коммуникативным навыкам в игре можно формировать позитивное отношение ребенка к себе.

6. Развлекательная функция. Развлекательные возможности игры привлекают ребенка к участию в ней. Игра — тонко организованное культурное пространство ребенка, в котором он идет от развлечения к развитию. Игра как развлечение может способствовать крепкому здоровью, помогает устанавливать позитивные отношения между людьми, дает общую удовлетворенность жизнью, снимает психические перегрузки.

7. Функция реализации задач возраста. Дошкольнику и младшему школьнику игра создает возможности для эмоционального отреагирования трудностей. Для подростков игра является пространством построения отношений. Для старших школьников характерно восприятие игры как психологической возможности.

Наличие большого количества функций предполагает объективную необходимость включения игр и элементов игровой деятельности в учебный и внеучебный процессы. В настоящее время даже появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом обучения и воспитания детей.

Игра является ведущим видом деятельности только в дошкольном возрасте. По образному выражению Д.Б. Эльконина, игра сама в себе содержит свою гибель: из нее рождается потребность в настоящей, серьезной, общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности, что становится важнейшей предпосылкой для перехода к учению. Вместе с тем на протяжении всех лет обучения в школе игра не теряет своей роли, и особенно в начале младшего школьного возраста. В этот период содержание и направленность игры меняются. Большое место начинают занимать игры с правилами и дидактические игры. В них ребенок учится подчинять свое поведение правилам, формируются его движения, внимание, умение сосредоточиться, то есть развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»