О дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Албанией, Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией был подписан 14 мая 1955 г. на Варшавском совещании европейских государств по обеспечению мира и безопасности в Европе.
Представители восьми европейских государств, собравшиеся на совещание 11 мая 1955 г. в Варшаве (в качестве наблюдателя на нем присутствовал представитель от Китая), мотивировали заключение Варшавского договора необходимостью ответных мер на создание Организации Североатлантического договора (НАТО), включение в этот блок Западной Германии и политику ее ремилитаризации. Совместные меры по обеспечению безопасности и обороны, основанные на двусторонних договорах 1943-1949 гг. о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, были признаны недостаточными.
Целями Варшавского договора провозглашались обеспечение безопасности стран участниц Договора и поддержание мира в Европе.
Договор состоял из преамбулы и 11 статей. В преамбуле были сформулированы цели заключения Варшавского договора, и указывалось, что участники договора будут уважать независимость и целостность союзных государств, не вмешиваться в их внутренние дела.
Декларировался сугубо оборонительный характер Варшавского договора. Государства - участники Варшавского договора обязались в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций (ООН), воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения, разрешать споры мирными средствами, консультироваться между собой по всем важным международным вопросам, затрагивающим их общие интересы, заявили о готовности принимать участие во всех международных действиях, направленных на обеспечение международного мира и безопасности, добиваться принятия эффективных мер к всеобщему сокращению вооружений и запрещению оружия массового уничтожения, предусмотрели оказание немедленной помощи всеми средствами, включая применение вооруженной силы, в случае вооруженного нападения в Европе на одно или несколько государств - участников Договора.
Для реализации целей и задач Варшавского договора в нем было предусмотрено создание соответствующих политических и военных органов, в т.ч. Политического консультативного комитета и Объединённого командования вооруженными силами государств - участников.
(Военная энциклопедия. Председатель Главной редакционной комиссии С.Б. Иванов. Воениздат. Москва. в 8 томах 2004 г.г. ISBN 5 203 01875 - 8)
Варшавский договор вступил в силу 5 июня 1955 г., после сдачи на хранение Польше как стране-депозитарию ратификационных грамот всеми участниками Договора.
Варшавский договор был заключен на 20 лет с автоматическим продлением на последующие 10 лет для тех государств, которые не денонсируют Договор за год до истечения этого срока.
Албания с 1962 г. в работе органов Варшавского Договора не участвовала, а в 1968 г. объявила о его денонсации.
26 апреля 1985 г. государства - участники Варшавского договора подписали в Варшаве Протокол о продлении срока действия Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. В соответствии с Протоколом, вступившим в силу 31 мая 1985 г., Варшавский договор был продлен на 20 лет с возможностью последующей пролонгации еще на 10 лет.
ГДР перестала быть членом Варшавского договора в 1990 г. в связи с ее объединением с ФРГ.
В связи с социально-политическими преобразованиями в СССР и других государствах Восточной Европы на рубеже 1980-90-х гг. в феврале 1991 г. странами-участницами было принято решение об упразднении военных структур Варшавского договора. 1 июля 1991 г. в Праге Болгарией, Венгрией, Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией был подписан протокол о полном прекращении действия Варшавского договора 1955 г.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Здравствуйте уважаемые.
Решил открыть новую тему и вспомнить об организации, которая противостояла Блоку НАТО - это так называемая Организация Варшавского Договора (ОВД), или просто Варшавский Договор. Этот договор подписан 14 мая 1955 года на Варшавском совещании европейских государств по обеспечению мира и безопасности в Европе, между СССР, Народной Социалистической Республикой Албания (НСРА), Наробной Республикой Болгарией (НРБ), Венгерской Народной Республикой (ВНР), Польской Народной Республикой (ПНР), Социалистической Республикой Румынией (СРР), Чехословацкой Социалистической Республикой (ЧССР) и Германской Демократической Республикой (ГДР).
Договор вступил в силу 5 июня 1955 года. 26 апреля 1985 года, ввиду истечения срока действия, был продлён на 20 лет, но 1 июля 1991 года в Праге подписали Протокол о полном прекращении действия Договора.
В середине 80-х (когда я собственно говоря впервые начал интересоваться этой темой) численность Вооруженных Сил Организации Варшавского Договора на 1985 год составила монструозные 7 562 987 военнослужащих. Понятно, что большая часть была из них воинами из СССР, но и остальные союзники имели немаленькие армии. В те года главнокомандующим Объединёнными вооружёнными силами стран-участниц Варшавского договора был маршал Советского Союза В.Г. Куликов, а начштаба генерал армии А.И. Грибков.
Постоянно проводились совместные командно-штабные и войсковые учения и манёвры. Учения проводились на территории всех входящих в ОВД стран. Их было очень так немало: Влтава (1960), Штурм (1961), Стрела (1961), Буря (1962), Тайфун (1963), Квартет (1963), Октябрьский штурм (1965), Печора (1965), Молдавия (1966), Влтава (1966), Манёвр (1967), Родопы (1967), Днепр (1967), Шумава (1968), Неман (1968), Север (1968), Бёмервальд(1968), Весна (1969), Одра — Ниса (1969), Зенит (1970), Братство по оружию (1970), Двина (1970), Океан (1970), Висла — Эльба (1971), Осенний штурм (1971), Неман (1971), Молния (1971), Юг (1971), Опал (1971), Весна (1972),Зенит (1972), Пролив (1972), Щит (1972),
Балтика (1972), Эфир (1972), Весна(1973), Запад (1973), Турнир (1973), Восток (1974), Амур (1975), Весна (1975), Океан (1975), Удар (1975), Закавказье (1975), Щит (1976), Авангард (1976), Вал (1977), Запад (1977), Атлантика (1978), Березина (1978), Кавказ (1978), Восток (1979), Океан (1979), Крым(1979), Юг (1979), Щит (1979), Юг (1980), Весна (1980), Братство по оружию (1980), Карпаты (1980), Союз (1981), Запад (1981), Дукла (1982), Дружба (1982), Центр(1982), Щит (1982), Влтава (1982), Балтика (1982), Океан (1983), Союз (1983), Щит (1983), Дружба (1983), Щит (1984), Дружба (1984), Юг (1984), Запад (1984), Лето (1984), Эксперимент (1984), Восток (1984), Саранча (1984), Юг (1985), Дружба (1985), Запад (1985), Зенит(1985), Кавказ (1985), Рубин (1985), Bordkante (1985—1988), Авангард (1986), Заслон (1986), Дозор (1986), Гранит (1986), Дружба (1986), Земля (1986), Орион (1986), Атрина (1987), Щит (1988), Осень (1988), Гоже-Поречье (1989), Бегемот (1989), Барановичи (1990), Учения на полигоне Широкий Лан» (1990), Бегемот-2 (1991).
Самыми крупными и известными были «Днепр-67» (о них писал в своей книге В. Суворов-Резун), «Запад-81» и «Щит-82». Ну и конечно же, не будем забывать и об участии войск организации в Венгерском восстании 1956 года и Операции «Дунай» 1968.
В рамках Варшавского договора была заложена следующая система руководящих органов военного управления: Политический консультативный комитет (ПКК) - высший политический орган ВД, Объединенное командование во главе с главнокомандующим Объединенными вооруженными силами и заместителями по странам, штаб ОВС, Комитет министров обороны (КМО), Военный совет ОВС ВД, Технический комитет (Техком ОВС ВД).
Главное командование и штаб ОВС ГУВД в своей практической работе руководствовались "Положением об Объединенных вооруженных силах и органах управления на военное время". Объединенные ВС включали в себя Сухопутные войска, Войска ПВО (как единую систему ПВО ГУ ВД), Военно-воздушные силы, объединенные Балтийский и Черноморские флоты.
Войска стран Варшавского Договора представляли были боеспособны и мощны, хотя, справедливости ради их возможности и мощь разнились в зависимости от конкретной армии.
Хотя вообще много внимания уделялось оснащенности армий восточноевропейских стран. В общем, формально говоря (потому что была и советская система - Северная, Центральная, Южная и Западная Группа войск) они делились на «северную группу»: ГДР, ПНР, ЧССР. - и «южную группу»: НРБ, ВНР и СРР. Албания в 1961 году вышла из блока. Армии стран северной группы были лучше оснащены и в силу географического положения стран, были призваны сыграть заметную роль в предполагаемом конфликте.Так, польская армия, в соответствии с планами командования ОВД, должна была в случае конфликта с НАТО во взаимодействии с советскими войсками и армией ГДР развивать наступление в северных районах ФРГ, а потом разделиться: северная группировка продолжала бы наступление на Данию, южная - через Нидерланды и Бельгию к французской границе. У Чехословацкой народной армии были более скромные задачи - она вместе с советскими и венгерскими войсками выдвигалась на территорию соседних Австрии и Баварии. Выход войск ОВД к Рейну был запланирован к концу второй недели наступления.
С южанами было сложнее. Намного. У венгров и особенно у болгар были слабые армии, а вот с Румынией вообще все было непросто. Чаушеску всегда вел свою политику, и в его лояльности немало сомневались.
Важным этапом было введение единой систему унификации управления и вооружения. Можно сказать о неком стандарте Варшавского Договора на основе, прежде всего советского оружия. Так, к примеру, основу группировок зенитных ракетных войск (ЗРВ) составляли комплексы средней и малой дальности: С-75, "Круг", "Куб", "Бук", "Оса", С-125, "Стрела-1", ЗСУ-23-4, "Шилка, ЗСУ-57-2, ПЗРК "Стрела-2", дальнего действия С-200 и многоканальные ЗРС С-300. Плюс чехословацкие ЗСУ-40 (Чехословакия). Истребительная авиация на вооружении имела сверхзвуковые ракетоносные истребители-перехватчики типа МиГ-21, МиГ-23 и МиГ-29. Большую службу в подготовке летного состава сыграли самолеты типа Л-29/39 также чехословацкого производства.
Однако, основной упор в ОВД делался на бронетанковые силы. Танковый парк армий стран Варшавского Договора был огромен. По некоторым оценкам он насчитывал 53000 советских танков и еще около 12000-15000 восточноевропейских танков. Хотя, справедливости ради, большую долю составляли старые машины Т-54А и Т-55. Но при этом, ПНР и ЧССР выпускали по лицензии современный Т-72. Но это уже я забежал немного вперед:-)
Для начал хватит- а о каждом конкретном участнике ОВД, мы с Вами поговорим в следующий раз.
Продолжение следует...
Приятного времени суток.
Варшавский договор 1955г. О дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, подписан Албанией, Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией 14 мая 1955 на Варшавском совещании европейских государств по обеспечению мира и безопасности в Европе. Вступил в силу 5 июня 1955г.
Заключение Варшавского договора было вызвано угрозой миру в Европе, созданной ратификацией западными государствами Парижских соглашений 1954г., предусматривающих образование Западноевропейского союза, ремилитаризацию Западной Германии и включение её в НАТО. Варшавский договор носит строго оборонительный характер. Он имеет целью принятие необходимых мер для обеспечения безопасности стран - его участниц и поддержания мира в Европе. Договор состоит из преамбулы и 11 статей. В соответствии с его условиями и Уставом ООН государства – участники Варшавского договора обязались воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или её применения, а в случае вооружённого нападения на кого-либо из них оказать подвергшимся нападению государствам немедленную помощь всеми средствами, какие представятся им необходимыми, включая применение вооруженные силы. Члены Организации Варшавского договора обязались действовать в духе дружбы и сотрудничества в целях дальнейшего развития и укрепления экономических и культурных связей между собой, следуя принципам взаимного уважения независимости, суверенитета и невмешательства во внутренние дела друг друга и других государств. Предусмотрены взаимные консультации участников Варшавского договора по всем важным международным вопросам затрагивающим их общие интересы. Для проведения консультаций и рассмотрения вопросов, возникающих в связи с осуществлением Варшавского договора, создан Политический консультативный комитет (ПКК). На практике сложилось, что в ПКК представлены все государства – участники Варшавского договора на самом высоком уровне. Срок действия Варшавского договора – 20 лет с автоматическим продлением его на 10 лет для тех государств, которые за год до истечения срока не передадут правительству Польши заявление о денонсации Варшавского договора. Он открыт для присоединения других государств, независимо от их общественного и государственного строя. Варшавский договор утратит силу в случае создания в Европе системы коллективной безопасности и заключения с этой целью общеевропейского договора.
Для обеспечения эффективной защиты от возможной агрессии участники Варшавского договора приняли решение о создании Объединённого командования вооружёнными силами ОВС.
Объединённое командование и штаб ОВС обеспечивают взаимодействие вооружённых сил и укрепления обороноспособности стран – участниц Варшавского договора. В этих целях они проводят совместные командно-штабные и войсковые учения, и маневры на территории этих стран. Совместные учения и маневры союзных армий проводились на территории всех входящих в него стран. К числу наиболее крупных относятся учения под кодовыми названиями: «Октябрьский штурм» (1965), «Днепр» (1967) «Север» (1968) … «Братство по оружию» (1970) и др.
На совещаниях ПКК и др. совещаниях стран – участниц Варшавского договора их представители обсуждали важнейшие вопросы международных отношений и совершенствования организации Варшавского договора, а также неоднократно выступали с инициативами по разрядке международной напряжённости. Был создан также Военный совет Объединенных вооружённых сил. Неоднократно созывались в рамках Варшавского договора совещания министров иностранных дел, министров обороны и их заместителей.
Уже на первом (Пражском) заседании ПКК (1956г) государства – участники Варшавского договора выступили с предложениями, предусматривавшими замену существующих в Европе военных группировок системой коллективной безопасности, установление зон ограничения и контроля над вооружениями и т.д.
На Московском заседании ПКК (1958г.) была принята Декларация, в которой предлагалось заключить пакт о ненападении между государствами – участниками Варшавского договора и членами НАТО.
В принятой на заседании ПКК в Москве (1960) Декларации союзные государства одобрили решение Советского правительства в одностороннем порядке отказаться от ядерных испытаний при условии, что западные державы также не возобновят ядерных взрывов, и призвали создать благоприятные условия для завершения выработки договора о прекращении испытаний ядерного оружия.
На Варшавском совещании ПКК (1965г.) обсуждалось положение, сложившееся в связи с планами создания многосторонних ядерных сил НАТО, а также рассмотрены защитные меры на случай осуществления этих планов.
Наиболее полно миролюбивая программа государств – участников Варшавского договора была сформулирована в Декларации об укреплении мира и безопасности в Европе, принятой на совещании ПКК в Бухаресте (1966г.). Развёрнутая в Декларации программа достижения европейской безопасности предусматривала, в частности, наряду с решением других важных вопросов, развитие добрососедских отношений между всеми европейскими государствами на основе принципов мирного сосуществования государств с различным общественным строем; частичные меры по военной разрядке на европейском континенте; исключение возможности допуска ФРГ к ядерному оружию в какой бы то ни было форме; признание реально существующих границ в Европе и т.д. Для обсуждения вопросов обеспечения безопасности в Европе и налаживания общеевропейского сотрудничества государства – участники Варшавского договора предложили созвать общеевропейское совещание.
Участники Бухарестского совещания, а также совещания ПКК в Софии (1968г.) решительно осудили вооружённую интервенцию американского империализма во Вьетнаме и подтвердили свою поддержку освободительной борьбы вьетнамского народа. На Софийском совещании состоялся также обмен мнениями по проблеме нераспространения ядерного оружия.
Будапештское совещание ПКК, наряду с рассмотрением вопросов по укреплению и совершенствованию военной организации Варшавского договора, уделило большое внимание вопросам европейской безопасности и приняло Обращение ко всем европейским странам относительно подготовки и проведения общеевропейского совещания с целью найти пути и средства, ведущие к ликвидации раскола Европы на военные группировки и осуществлению мирного сотрудничества между европейскими государствами и народами, к созданию прочной системы коллективной безопасности.
Идея Будапештского совещания ПКК о созыве общеевропейского совещания получила дальнейшее развитие на совещании министров иностранных дел стран – участниц Варшавского договора. Министры иностранных дел предложили провести совещание в Хельсинки. В повестку дня совещания они рекомендовали два вопроса: об обеспечении европейской безопасности и об отказе от применения силы или угрозы её применения во взаимных отношениях между государствами в Европе; о расширении торговых, экономических и научно – технических связей на равноправных началах, направленных на развитие политического сотрудничества между европейскими государствами.
Позиция стран – участниц Варшавского договора, направленная на укрепление безопасности и развития мирного сотрудничества в Европе, была вновь подтверждена на Берлинском совещании. Участники Берлинского совещания отметили огромное значение для судеб европейского мира признания существующего положения в Европе, сложившегося в итоге 2 – й мировой войны, указали на важность заключения договора между СССР и ФРГ.
Участники совещания подтвердили свою готовность оказывать и впредь решительную поддержку подвергшимся агрессии народам Индокитая и арабским народам, в том числе арабскому народу Палестины, и вновь указали на необходимость политического урегулирования в Индокитае и на Ближнем Востоке.
В связи с агрессией колонизаторов против Гвинейской Республики участники Берлинского совещания потребовали положить конец империалистическим провокациям против независимых народов Африки.
Предложения, выдвинутые государствами – участниками Варшавского договора, находятся в центре внимания всех европейских народов. Эти предложения, как и вся деятельность Организации Варшавского договора, свидетельствуют о подлинном миролюбии её участников и их заботе о поддержании мира и безопасности в Европе.
Репетиторство
Нужна помощь по изучению какой-либы темы?
Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку
с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.
14 мая 1955 г. в Варшаве на совещании глав правительств Болгарии, Венгрии, Германской Демократической Республики (ГДР), Польши, Румынии, СССР, Чехословакии и Албании1 был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, вошедший в историю как Варшавский Договор. Он был рассчитан на 20 лет, а для тех участников, которые за год до истечения срока не заявят о его денонсации, Договор оставался в силе еще на 10 лет. В 1985 г. высшие государственные деятели стран - участниц Варшавского Договора подписали в Варшаве протокол о продлении срока действия Договора еще на 20 лет с возможностью сохранить его силу и на последующие 10 лет.
Целью Варшавского Договора явилось принятие мер по обеспечению своей безопасности и поддержанию мира в Европе. В соответствии с Уставом ООН договаривающиеся стороны обязывались воздерживаться от угрозы применения силы и разрешать международные споры мирными средствами.
Высшим политическим органом Организации Варшавского Договора (ОВД) стал Политический Консультативный Комитет (ПКК). Он рассматривал общие вопросы, относящиеся к укреплению обороноспособности и к организации Объединенных вооруженных сил (ОВС), которые составляли основу военной организации ОВД.
В Объединенное командование входили Главнокомандующий ОВС, начальник Штаба ОВС, заместители Главнокомандующего. Первым Главнокомандующим ОВС стал Маршал Советского Союза И. С. Конев (1955-1960).
Контингента войск и сил, выделяемых каждой страной в состав ОВС, в мирное время оставались в подчинении своих национальных командований, а их деятельность регламентировалась соответствующими законами, положениями и воинскими уставами своих стран. При начале агрессии выделенные войска и силы предназначались для ведения совместных действий в составе коалиционных группировок.
Штаб ОВС был образован в мае 1955 г. Он первоначально состоял только из советских генералов и офицеров и до 1969 г. составлял структурное подразделение Генерального штаба ВС СССР. Первым начальником Штаба ОВС являлся генерал армии А. И. Антонов (1955-1962). В 1969 г. был создан самостоятельный Штаб ОВС, ставший рабочим органом Комитета министров обороны (КМО) ОВД.
С согласия правительств государств-участников ОВД в союзные армии были направлены представители Главнокомандующего ОВС. На эти должности назначались видные советские военачальники, которые оказывали национальным командованиям помощь в подготовке войск (сил), выделенных в состав ОВС, и являлись связующим звеном между Объединенным и национальными командованиям и.
Структура органов ОВД и ОВС с расширением и углублением сотрудничества союзных стран постоянно совершенствовалась. 17 марта 1969 г. в Будапеште на совещании ПКК были утверждены Положение о Комитете министров обороны, новое Положение об Объединенных вооруженных силах и Объединенном командовании, а также Положение о Военном совете, соглашение об организации единой системы ПВО и другие документы.
В состав КМО вошли министры обороны союзных государств, Главнокомандующий и начальник Штаба ОВС. Это был консультативный орган, который вырабатывал рекомендации и предложения по военным вопросам общего характера и вносил их на рассмотрение ПКК или правительств союзных стран.
В новом Положении об Объединенных вооруженных силах нашли отражение политические и военные обязательства союзных государств, основные права и обязанности национальных командований в отношении своих войск (сил), выделенных в состав ОВС, а также основы планирования оперативного использования войск.
В связи с этим значительно возросли роль и состав Штаба ОВС, расширился и круг решаемых им задач. Штаб ОВС стал комплектоваться за счет генералов, адмиралов и офицеров союзных армий по принципу пропорционального представительства, что в большей степени соответствовало новым требованиям.
Для организации и руководства системой противовоздушной обороны государств-участников ОВД был назначен заместитель Главнокомандующего ОВС по ПВО - командующий Единой системой ПВО стран Варшавского Договора Маршал Советского Союза П. Ф. Батицкий (1969-1978).
Начал действовать Технический комитет ОВС, предназначенный для решения задач, связанных с развитием и совершенствованием вооружения и военной техники, их стандартизацией и унификацией. Комитет комплектовался из представителей всех союзных армий. Его возглавил заместитель Главнокомандующего ОВС по вооружению генерал-лейтенант И. В. Степанюк (1969-1975).
Для обеспечения более широкого участия руководящего состава министерств обороны государств-участников ОВД в коллективном обсуждении принципиальных вопросов развития ОВС был учрежден Военный совет в составе: Главнокомандующий ОВС, начальник Штаба ОВС и заместители Главнокомандующего ОВС от союзных армий, командующий Единой системой ПВО, начальник Технического комитета и секретарь Военного совета.
В дальнейшем структура руководящих органов ОВС существенно не менялась и лишь решением ПКК от 23 ноября 1978 г. были введены должности заместителей Главнокомандующего ОВС: по ВВС - генерал-полковник авиации А. Н. Катрич (1978-1986), по ВМФ - адмирал В. В. Михайлин (1978-1983). Таким образом, ОВС стали в себя включать не только сухопутные войска и войска противовоздушной обороны, но и военно-воздушные силы, военно-морские флоты.
Восточноевропейские страны, союзные СССР, располагали армиями, которые имели как общие черты, так и своеобразие, обусловленное спецификой национального военного строительства.
Болгарская народная армия. Строительство Болгарской народной армии (БНА) осуществлялось в соответствии с положениями национальной военной доктрины. В состав БНА входили: сухопутные войска; войска ПВО и ВВС; ВМФ. В Болгарии также имелись пограничные, строительные и железнодорожные войска.
Комплектование БНА осуществлялось в соответствии с законом о всеобщей воинской службе, согласно которому все граждане страны, достигшие 18 лет и годные по состоянию здоровья, призывались на действительную военную службу сроком на 2 года.
Офицерские кадры для БНА готовились в военно-учебных заведениях. Младший командный состав для всех видов ВС и родов войск готовили сержантские средние училища, а офицеров запаса - специальная школа.
Венгерская народная армия (Венгерские оборонительные силы). Венгерская народная армия (ВНА) состояла из Сухопутных войск, ВВС и Войск ПВО страны. Воинская обязанность распространялась на всех граждан Венгерской Народной Республики мужского пола в возрасте от 18 до 55 лет. Срок действительной срочной военной службы составлял 18 месяцев. Срок военной службы офицеров и генералов - до 60 лет.
Личный состав ВНА подразделялся на рядовых, сержантов, под-офицеров, прапорщиков, офицеров и генералов. Сержанты, как правило, готовились из лиц срочной службы в учебных подразделениях частей, и по окончании службы им предоставлялось право заключать договор на сверхсрочную службу. Подофицерский состав комплектовался из лиц, избравших военную службу своей профессией и прошедших специальную подготовку на учебных базах видов и родов войск. Офицерский корпус готовился в высших общевойсковом, инженерном и авиационном училищах. Свои знания офицеры всех родов войск повышали в Военной академии имени Миклоша Зриньи.
Национальная народная армия Германской Демократической Республики. В состав Национальной народной армии (ННА) входили 3 вида вооруженных сил: сухопутные войска, ВВС и войска ПВО, народный ВМФ. Они в свою очередь подразделялись на рода войск, специальные войска и службы.
Всеобщая воинская обязанность распространялась на всех граждан республики - мужчин в возрасте от 18 до 50 лет. При мобилизации и в военное время на службу могли быть призваны и женщины в возрасте от 18 до 50 лет.
Военнослужащие ННА подразделялись на категории: военнослужащие срочной военной службы; солдаты, унтер-офицеры сверхсрочной службы и офицеры, служившие в армии по контракту; кадровые унтер-офицеры, прапорщики и офицеры.
Будущие офицеры получали образование в высших военных училищах. Главным военно-учебным заведением ГДР являлась Военная академия имени Фридриха Энгельса в Дрездене. Значительная часть офицеров ННА обучалась в советских военно-учебных заведениях.
Войско Польское. В своем составе Войско Польское имело: сухопутные войска; войска ВВС и ПВО страны; ВМФ. Территория страны была разделена на 3 военных округа: Поморский, Сленский и Варшавский.
Согласно закону о всеобщей обязанности по обороне 1967 г. граждане Польши, достигшие 19-летнего возраста, призывались на 2 года. Войско Польское располагало высококвалифицированными военными кадрами.
К числу кадрового состава армии относились: сержанты (под-офицеры); хорунжие (прапорщики); офицеры; генералы. Кадровый состав ВМФ подразделялся на младших и старших подофице-ров, хорунжих ВМФ, офицеров ВМФ и адмиралов.
Офицерский состав Войска Польского готовился в 4 военных академиях, 8 высших офицерских училищах с 4-летним курсом обучения и центрах подготовки и совершенствования военных кадров, а подофицерский состав - в профессиональных подофи-церских училищах по видам ВС и родам войск. Часть офицеров Войска Польского проходила подготовку в военных учебных заведениях Советского Союза, ГДР, ЧССР и ВНР.
Армия Румынии. ВС Румынии являлись основой национальной системы обороны государства. В подчинении министерства национальной обороны находились: сухопутные войска; войска ПВО страны; ВВС; ВМФ.
Личный состав армии подразделялся на военнослужащих срочной службы; военнослужащих с сокращенным сроком службы; постоянные кадры, которые включали: корпуса офицеров, военных мастеров, подофицеров, а также служащих армии, курсантов военных училищ.
Чехословацкая народная армия (ЧНА). В ее состав входили сухопутные войска, ВВС и войска ПВО страны. Территория страны в военно-административном отношении делилась на 2 военных округа - Западный и Восточный.
ЧНА комплектовалась в соответствии с принятым в стране законом о всеобщей воинской обязанности. Порядок прохождения службы в основном был таким же, как и в других армиях стран ОВД. Студенты вузов призывались на срочную службу после окончания учебы.
Офицерские кадры для командных, технических и тыловых должностей готовились в военных академиях и высших военных школах. Корпус прапорщиков комплектовался военнослужащими, окончившими средние военные школы или специальные курсы, а также сверхсрочниками и военнообязанными запаса с общим средним образованием.
В рамках ОВД осуществлялось скоординированное планирование развития ВС стран-участниц, проводились совместные учения и маневры. Военное содружество социалистических стран было не беспроблемным. В 1956 г. советские войска, размещенные в Венгрии и введенные из приграничных военных округов, участвовали в подавлении в Будапеште и других городах страны вооруженного восстания прозападных групп населения, недовольных политикой правящей Венгерской партии трудящихся. В 1968 г. разразился политический кризис в Чехословакии, для преодоления которого в страну были введены войска других стран-участниц Варшавского Договора (СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР и Польши).
В связи с происходившими на рубеже 90-х гг. XX в. глубокими переменами в СССР и Восточной Европе государства-участники Варшавского Договора в ходе московского совещания ПКК 7 июня 1990 г. решили упразднить военные органы и структуры ОВД к 31 марта 1991 г. В Будапеште 25 февраля 1991 г. состоялось внеочередное и последнее совещание ПКК ОВД, на котором единогласно был принят и подписан Протокол о прекращении действия военных соглашений, заключенных в рамках ОВД, и упразднении его военных структур с 31 марта 1991 г.
Деятельность ОВД
варшавский договор военный политический
Из конфликтов ОВД (СССР) с НАТО (США), следует отметить два наиболее важнейших, которые чуть не привели мир к Третьей Мировой войне: Берлинский и Карибский кризисы.
Берлинский кризис 1959-1962 года был вызван массовым бегством восточных немцев в Западный Берлин. Для прекращения этих беспорядков, всего за одну ночь, была воздвигнута Берлинская стена вокруг Западного Берлина. На границе были установлены контрольно-пропускные пункты. Строительство стены вызвало ещё большее напряжение, что повлекло за собой появление толп возле этих пунктов, желающих покинуть советский сектор Берлина. Вскоре у Бранденбургских ворот, у главных пропускных пунктов, сконцентрировались советские и американские танки. Советско-американское противостояние закончилось отводом советских танков от этих границ.
Карибский кризис разразился в 1962 году и поставил мир на грань ядерной войны. Началось всё с того, что США разместили в Турции свою ракетную базу. В ответ на это, СССР тайно разместил свои ракеты средней дальности на Кубе. В США, узнав об этом, началась настоящая паника. Действия СССР были расценены как подготовка к войне. Конфликт разрешился выводом советских ракет с Кубы, американских - из Турции и обязательство США не прибегать к каким-либо действиям против Кубы.
Внутри самого ОВД помимо Берлинского, были и другие кризисы, вызванные стремлением социалистических стран Восточной Европы к более лучшей жизни и освобождению от советского влияния: восстание в Венгрии (1956 год, операция “Вихрь”), подавленное советскими танками и попытки реформ в Чехословакии “Пражская весна” (1968 год, операция “Дунай”), так же подавленные введением в ЧССР войск пяти соседних социалистических государств.
Следует также отметить Афганскую войну 1979-1989 годов. В 1978 году в Афганистане в результате военного переворота к власти пришло правительство, поставившее своей целью построить в стране социализм по образцу СССР. Это вызвало массовое недовольство в стране и тогда президент Афганистана Амин попросил у СССР военной помощи. В Афганистан был введён “ограниченный контингент” советских войск. Афганская война продлилась 10 лет и закончилась провалом. Развязывание этой войны вызвало широкую волну критики. СССР оказался в международной изоляции, а внутри страны началось нарастание протестов.
Распад ОВД
С началом перестройки в СССР, изменилась вся внешняя политика страны. Советский Союз начал заявлять о приверженности принципам коллективной безопасности и уважения суверенного права народов на выбор пути развития. СССР не препятствовал мирным (“бархатным”) революциям 1989-1990 годов в странах Восточной Европы. 8 ноября 1989 года пала Берлинская стена, открылись Бранденбургские ворота. В 1990 году произошло объединение Германии, хотя оно означало ликвидацию ГДР - бывшего верного советского союзника.
Мотором распада советской военной империи стали три государства Центральной Европы - Польша, Венгрия и Восточная Германия. Будапештский протокол 1991г. подвел черту под существованием военной организации Варшавского Договора. Свои московские резиденции покинули представители Польши, Венгрии, Чехословакии, Болгарии и Румынии.
30 июня 1991 года прошло последнее заседание глав государств и правительств, подписавших окончательный документ о роспуске ОВД, просуществовавшей 36 лет. С 1991 по 1994 год начался постепенный вывод советских войск из Чехословакии, Венгрии, ГДР и Польши. Так в истории Варшавского договора была поставлена окончательная точка.
В декабре 1991 года лидеры России, Украины и Белоруссии (стран - учредителей СССР) заявили о прекращении действия Союзного Договора 1922 года и подписали документы о создании Содружества Независимых Государств. Распад СССР ознаменовал окончание “холодной войны”.