Военно-воздушные силы Российской Федерации: их структура и общая характеристика. Новые военные самолеты России – что имеем и чего ждать от ВПК

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

| Виды Вооружённых Сил Российской Федерации | Воздушно-космические силы (ВКС). Военно - воздушные силы

Вооружённые Силы Российской Федерации

Воздушно-космические силы (ВКС)

Военно - воздушные силы

Из истории создания

Первые шаги авиация делала, не имея достаточной научной базы, только благодаря энтузиастам. Однако в конце XIX - начале XX в. появились теоретические и экспериментальные изыскания в этой области. Ведущая роль в развитии авиации принадлежит русским ученым Н. Е. Жуковскому и С. А. Чаплыгину. Первый успешный полет самолета был проведен 17 декабря 1903 г. американскими механиками братьями У. и О. Райт.

В последующем в России и некоторых других странах были созданы различные типы самолетов. Их скорость достигала тогда 90-120 км/ч. Применение авиации в годы Первой мировой войны определило значение самолета как нового боевого средства, вызвало разделение авиации на истребительную, бомбардировочную и разведывательную.

В воюющих странах за годы войны расширился парк самолетов, улучшились их характеристики. Скорость истребителей достигла 200-220 км/ч, а потолок возрос с 2 до 7 км. С середины 20-х гг. XX в. в самолетостроении начали широко применять дюралюминий. В 30-е гг. в конструкции самолетов перешли от биплана к моноплану, что позволило повысить скорость истребителей до 560-580 км/ч.

Мощным толчком в развитии авиации стала Вторая мировая война. После нее стали ускоренно развиваться реактивная авиация и вертолетостроение. В ВВС появились сверхзвуковые самолеты. В 80-е гг. уделялось много внимания созданию самолетов укороченного взлета и посадки, большой грузоподъемности, совершенствованию вертолетов. В настоящее время в некоторых странах ведут работы по созданию и совершенствованию орбитальных и воздушно-космических самолетов.

Организационная структура Военно - воздушных сил

  • Командование военно-воздушных сил
  • Авиация (рода авиации - бомбардировочная, штурмовая, истребительная, противовоздушной обороны, разведывательная, транспортная и специальная);
  • Зенитные ракетные войска
  • Радиотехнические войска
  • Специальные войска
  • части и учреждения тыла

Военно-воздушные силы - наиболее мобильный и маневренный вид Вооруженных Сил, предназначенный для защиты органов высшего государственного и военного управления, стратегических ядерных сил, группировок войск, важных административно-промышленных центров и районов страны от разведки и ударов с воздуха, нанесения ударов по авиационным, сухопутным и морским группировкам противника, его административно-политическим, промышленно-экономическим центрам в целях дезорганизации государственного и военного управления, нарушения работы тыла и транспорта, а также ведения воздушной разведки и воздушных перевозок. Эти задачи они могут выполнять при любых условиях погоды, в любое время суток и года.

    Основными задачами ВВС в современных условиях являются:
  • вскрытие начала нападения воздушного противника;
  • оповещение главных штабов Вооруженных Сил, штабов военных округов, флотов, органов гражданской обороны о начале воздушного нападения противника;
  • завоевание и удержание господства в воздухе;
  • прикрытие войск и объектов тыла от воздушной разведки, ударов с воздуха и космоса;
  • авиационная поддержка Сухопутных войск и сил Флота;
  • поражение объектов военно-экономического потенциала противника;
  • нарушение военного и государственного управления противника;
  • поражение ракетно-ядерных, противовоздушных и авиационных группировок противника и его резервов, а также воздушных и морских десантов;
  • поражение корабельных группировок противника в море, океане, на военно-морских базах, в портах и пунктах базирования;
  • выброска боевой техники и высадка войск;
  • перевозка по воздуху войск и боевой техники;
  • ведение стратегической, оперативной и тактической воздушных разведок;
  • контроль за использованием воздушного пространства в приграничной полосе.
    В состав ВВС входят следующие рода войск (рис. 1):
  • авиация (рода авиации - бомбардировочная, штурмовая, истребительная, противовоздушной обороны, разведывательная, транспортная и специальная);
  • зенитные ракетные войска;
  • радиотехнические войска;
  • специальные войска;
  • части и учреждения тыла.


На вооружении авиационных частей находятся самолеты, гидросамолеты и вертолеты. Основа боевой мощи ВВС - сверхзвуковые всепогодные самолеты, оснащенные разнообразным бомбардировочным, ракетным и стрелково-пушечным вооружением.

На вооружении зенитных ракетных и радиотехнических войск находятся различные зенитные ракетные системы, системы ПВО малого радиуса действия, радиолокационные станции и другие средства вооруженной борьбы.

В мирное время Военно-воздушные силы выполняют задачи по охране государственной границы России в воздушном пространстве, оповещают о полетах иностранных разведывательных аппаратов в приграничной полосе.

Бомбардировочная авиация имеет на вооружении дальние (стратегические) и фронтовые (тактические) бомбардировщики различного типа. Она предназначена для поражения группировок войск, разрушения важных военных, энергетических объектов и узлов коммуникаций преимущественно в стратегической и оперативной глубине обороны противника. Бомбардировщик может нести бомбы различных калибров, как обычные, так и ядерные, а также управляемые ракеты класса «воздух-поверхность».

Штурмовая авиация предназначена для авиационной поддержки войск, поражения живой силы и объектов преимущественно на переднем крае, в тактической и ближайшей оперативной глубине противника, а также веления борьбы с летательными аппаратами противника в воздухе.
Одно из основных требований к штурмовику - высокая точность поражения наземных объектов. Вооружение: крупнокалиберные пушки, бомбы, реактивные снаряды.

Истребительная авиация противовоздушной обороны является основной маневренной силой системы ПВО и предназначена для прикрытия важнейших направлений и объектов от воздушного нападения противника. Она способна уничтожать противника на максимальных дальностях от обороняемых объектов.
На вооружении авиации противовоздушной обороны состоят самолеты-истребители противовоздушной обороны, боевые вертолеты, специальные и транспортные самолеты и вертолеты.

Разведывательная авиация предназначена для ведения воздушной разведки противника, местности и погоды, может уничтожать скрытые объекты противника.
Разведывательные полеты могут выполняться также самолетами бомбардировочной, истребительно-бомбардировочной, штурмовой и истребительной авиации. Для этого они специально оборудуются фотоаппаратурой дневной и ночной съемки в различных масштабах, радио- и радиолокационными станциями с высокой разрешающей способностью, теплопеленгаторами, звукозаписывающей и телевизионной аппарату рой, магнитометрами.
Разведывательная авиация подразделяется на авиацию тактической, оперативной и стратегической разведки.

Транспортная авиация предназначена для перевозки войск, боевой техники, вооружения, боеприпасов, горючего, продовольствия, высадки воздушных десантов, эвакуации раненых, больных и др.

Специальная авиация предназначена для дальнего радиолокационного обнаружения и наведения, дозаправки самолетов в воздухе, ведения радиоэлектронной борьбы, радиационной, химической и биологической защиты, обеспечения управления и связи, метеорологического и технического обеспечения, спасения экипажей, терпящих бедствие, эвакуации раненых и больных.

Зенитные ракетные войск а предназначены для защиты важнейших объектов страны и группировок войск от ударов воздушного противника.
Они составляют основную огневую силу системы противовоздушной обороны (ПВО) и вооружены зенитными ракетными комплексами и зенитными ракетными системами различного назначения, обладающими большой огневой мощью и высокой точностью поражения средств воздушного нападения противника.

Радиотехнические войска - основной источник информации о воздушном противнике и предназначены для ведения его радиолокационной разведки, контроля за полетами своей авиации и соблюдения летательными аппаратами всех ведомств правил использования воздушного пространства.
Они выдают информацию о начале воздушного нападения, боевую информацию для зенитных ракетных войск и авиации противовоздушной обороны, а также информацию для управления соединениями, частями и подразделениями противовоздушной обороны.
Радиотехнические войска вооружены радиолокационными станциями и радиолокационными комплексами, способными в любое время года и суток, независимо от метеорологических условий и помех, обнаруживать не только воздушные, но и надводные цели.

Части и подразделения связи предназначены для развертывания и эксплуатации систем связи в целях обеспечения управления войсками во всех видах боевой деятельности.

Части и подразделения радиоэлектронной борьбы предназначены для постановки помех бортовым радиолокаторам, бомбовым прицелам, средствам связи и радионавигации средств воздушного нападения противника.

Части и подразделения связи и радиотехнического обеспечения предназначены для обеспечения управления авиационными частями и подразделениями, самолетовождения, взлета и посадки самолетов и вертолетов.

Части и подразделения инженерных войск, а также части и подразделения радиационной, химической и биологической защиты предназначены для выполнения наиболее сложных задач инженерного и химического обеспечения соответственно.

Российская Федерация – могучая держава, это ни для кого не является секретом. Поэтому многие интересуются, сколько самолетов на вооружении России и насколько военная техника мобильна и современна? Согласно аналитическим исследованиям, современные ВВС РФ действительно обладают огромным количеством такой техники. Всемирно известное издание Flight International доказало этот факт, опубликовав в своем издании рейтинг стран, которые имеют самое мощное воздушное вооружение.

«Стрижи»

  1. Лидером в этом рейтинге является Америка. В распоряжении армии США около 26% военных воздушных средств, которые были созданы в мире. Согласно данным, опубликованным в издании, армия Америки имеет около 13 717 военных самолетов, из них около 586 военных судов-заправщиков.
  2. Втрое почетное место заняла армия Российской Федерации. Сколько военных самолетов у России по версии Flight International? Согласно данным, опубликованным изданием, в настоящее время российская армия обладает 3547 воздушными аппаратами, которые можно использовать в военных целях. Если перевести в проценты, это укажет что около 7% всех военных судов, которые существуют в мире, принадлежат именно Российской Федерации. В нынешнем году армия страны должна пополниться новыми бомбардировщиками Су-34, которые отлично себя показали при военных действиях, которые разворачивались в Сирии. Аналитики утверждают, что к концу года численность техники данного типа достигнет 123 единиц, что в значительной степени увеличит мощность российской армии.
  3. На третьем месте рейтинга находится военно-воздушные силы Китая.
  • около 1500 военно-воздушных средств;
  • примерно 800 вертолетов;
  • около 120 ударных винтокрылых машин Harbin Z.

Всего по версии издания в армии Китая имеется 2942 единиц летательной техники, то есть 6% от всех военных самолетов, имеющихся в мире. Ознакомившись с опубликованными данными, российские эксперты отметили, что некоторая часть информации действительно соответствует истине, однако, далеко не все факты можно назвать достоверными. Поэтому не стоит пытаться найти ответ на вопрос – сколько самолетов у России, используя только этот источник. Эксперты отметили, что издание не полностью смогло проанализировать стратегически важную воздушную технику, а если произвести сравнение между боевыми воздушными и транспортно-боевыми судами, принадлежащим армии РФ и США, то можно будет заметить – ВВС Америки не настолько превосходит российский воздушный флот, как утверждают эксперты Flight International.

Состав воздушного флота РФ

Так сколько самолетов на вооружении России действительно имеется? Ответить на этот вопрос однозначно не получится, ведь количество военной техники нигде официально не публикуется, эта информация держится в строжайшем секрете. Но, как известно, даже строжайший секрет может открыться, пусть даже и частично. Итак, согласно информации, которая была опубликована надежным источником, российский воздушный флот действительно уступает, хотя и ненамного, американской армии. Источник указывает, что в арсенале военно-воздушный сил России имеется около 3600 авиационной техники, которая эксплуатируется армией и около тысячи находится на хранении. В состав флота РФ входят:

  • дальняя военная техника;
  • военно-транспортные воздушные суда;
  • военная авиация;
  • зенитные, радиотехнические и ракетные войска;
  • войска для связи и разведки.

Кроме вышеперечисленных подразделений в состав военно-воздушного флота входят войска, участвующие в спасательных операциях, службы тыла и инженерные подразделения.

Военный парк самолетов постоянно пополняется самолетами, в настоящее время в арсенале российской армии имеются такие военно-воздушные суда:

  • Су-30 М2 и Су-30 СМ;
  • Су-24 и Су-35;
  • МиГ-29 СМТ;
  • Ил-76 Мд-90 А;
  • Як-130.

Кроме этого армия владеет и военными вертолетами:

  • Ми-8 АМТШ/МТВ-5-1;
  • Ка-52;
  • Ми-8 МТПР и МИ-35 М;
  • Ми-26 и Ка-226.

В армии Российской Федерации служит около 170000 человек. 40000 из них являются офицерами.

Парад Победы на Красной площади

Какие виды структур действуют в армии?

Основными структурами российского флота являются:

  • бригады;
  • базы, на которых располагается военно-воздушная техника;
  • командный состав армией;
  • отдельный командный состав, контролирующий деятельность дальней авиации;
  • командный состав, руководящий транспортными воздушными войсками.

В настоящее время в российском военном флоте действуют 4 командований, они расположены;

  • в Новосибирском крае;
  • в Хабаровском округе;
  • в Ростове-на-Дону;
  • в Санкт-Петербурге.

Сравнительно недавно офицерским составом было проведено несколько реформ. После их окончания ранее называемые полки были переименованы в авиационные базы. В настоящее время авиационных баз на территории России насчитывается около 70.

Задачи военно-воздушного флота РФ

ВВС Российской Федерации должны выполнять следующие задачи:

  1. Отражать нападение противника как в небе, так и в космическом пространстве;
  2. Выступать в роли защитника от воздушного противника для следующих объектов: военных и государственных; административных и индустриальных; для иных объектов, которые являются ценными для страны.
  3. Для отражения нападения противника военный флот России может использовать любые боеприпасы, включая и ядерные.
  4. Суда, при необходимости, должны проводить разведку с неба.
  5. Воздушная техника, во время военных действий должна оказывать поддержку с неба для других родов вооруженных сил, которые имеются в армии Российской Федерации.

Военный флот России постоянно пополняется новой летательной техникой, а старые машины непременно обновляются. Как стало известно, ВВС РФ приступили к разработке военного истребителя 5-го поколения совместно с военным флотом США, Индии и Китая. Судя по всему, в скором времени российская база пополнится совершенно новой летающей техникой 5-го поколения.

В со­став ВВС вхо­дят сле­дую­щие ро­да войск:

  • авиация (рода авиации – бомбардировочная, штурмовая, истребительная авиация противовоздушной обороны, разведывательная, транспортная и специальная),
  • зенитные ракетные войска,
  • радиотехнические войска,
  • специальные войска,
  • части и учреждения тыла.


Бомбардировочная авиация имеет на вооружении дальние (стратегические) и фронтовые (тактические) бомбардировщики различного типа. Она предназначена для поражения группировок войск, разрушения важных военных, энергетических объектов и узлов коммуникаций преимущественно в стратегической и оперативной глубине обороны противника. Бомбардировщик может нести бомбы различных калибров, как обычные, так и ядерные, а также управляемые ракеты класса “воздух-поверхность”.

Штурмовая авиация предназначена для авиационной поддержки войск, поражения живой силы и объектов преимущественно на переднем крае, в тактической и ближайшей оперативной глубине противника, а также ведения борьбы с летательными аппаратами противника в воздухе.

Одно из основных требований к штурмовику - высокая точность поражения наземных объектов. Вооружение: крупнокалиберные пушки, бомбы, реактивные снаряды.

Истребительная авиация противовоздушной обороны является основной маневренной силой системы ПВО и предназначена для прикрытия важнейших направлений и объектов от воздушного нападения противника. Она способна уничтожать противника на максимальных дальностях от обороняемых объектов.

На вооружении авиации противовоздушной обороны состоят самолеты-истребители противовоздушной обороны, боевые вертолеты, специальные и транспортные самолеты и вертолеты.

Разведывательная авиация предназначена для ведения воздушной разведки противника, местности и погоды, может уничтожать скрытые объекты противника.

Разведывательные полеты могут выполняться также самолетами бомбардировочной, истребительно-бомбардировочной, штурмовой и истребительной авиации. Для этого они специально оборудуются фотоаппаратурой дневной и ночной съемки в различных масштабах, радио- и радиолокационными станциями с высокой разрешающей способностью, теплопеленгаторами, звукозаписывающей и телевизионной аппаратурой, магнитометрами.

Разведывательная авиация подразделяется на авиацию тактической, оперативной и стратегической разведки.

Транспортная авиация предназначена для перевозки войск, боевой техники, вооружения, боеприпасов, горючего, продовольствия, высадки воздушных десантов, эвакуации раненых, больных и др.

Специальная авиация предназначена для дальнего радиолокационного обнаружения и наведения, дозаправки самолетов в воздухе, ведения радиоэлектронной борьбы, радиационной, химической и биологической защиты, обеспечения управления и связи, метеорологического и технического обеспечения, спасения экипажей, терпящих бедствие, эвакуации раненых и больных.

Зенитные ракетные войска предназначены для защиты важнейших объектов страны и группировок войск от ударов воздушного противника.

Они составляют основную огневую силу системы противовоздушной обороны (ПВО) и вооружены зенитными ракетными комплексами и зенитными ракетными системами различного назначения, обладающими большой огневой мощью и высокой точностью поражения средств воздушного нападения противника.

Радиотехнические войска - основной источник информации о воздушном противнике и предназначены для ведения его радиолокационной разведки, контроля за полетами своей авиации и соблюдения летательными аппаратами всех ведомств правил использования воздушного пространства.

Они выдают информацию о начале воздушного нападения, боевую информацию для зенитных ракетных войск и авиации противовоздушной обороны, а также информацию для управления соединениями, частями и подразделениями противовоздушной обороны.

Радиотехнические войска вооружены радиолокационными станциями и радиолокационными комплексами, способными в любое время года и суток, независимо от метеорологических условий и помех, обнаруживать не только воздушные, но и надводные цели.

Части и подразделения связи предназначены для развертывания и эксплуатации систем связи в целях обеспечения управления войсками во всех видах боевой деятельности.

Части и подразделения радиоэлектронной борьбы предназначены для постановки помех бортовым радиолокаторам, бомбовым прицелам, средствам связи и радионавигации средств воздушного нападения противника.

Части и подразделения связи и радиотехнического обеспечения предназначены для обеспечения управления авиационными частями и подразделениями, самолетовождения, взлета и посадки самолетов и вертолетов.

Части и подразделения инженерных войск , а также части и подразделения радиационной, химической и биологической защиты предназначены для выполнения наиболее сложных задач инженерного и химического обеспечения соответственно.

День ВВС по праву можно отнести к праздникам, способствующим развитию традиций военного дела в России и увеличению значимости военной службы.

Факты из истории

История возникновения ВВС в России началась в 1910 году благодаря появлению в стране первого воздушного флота, предназначение которого заключалось в ведении военной разведки. 12 августа 1912 года увидел свет приказ Военного ведомства, согласно которому в России была создана воздухоплавательная часть.

Этот воздушный флот существовал семь лет и поднялся до уровня лучшего в мире. Он сыграл основополагающую роль в формировании мировой авиации. С приходом революции в 1917 году имперский воздушный флот прекратил свое существование.

В 1918 году власть Советов создала собственную военную авиацию, принимавшую участие в гражданской войне. После ее завершения о военно воздушных силах в стране позабыли до начала тридцатых годов.

С наступлением тридцатых годов власти стали уделять пристальное внимание военной авиации. В стране стали возводиться авиационные заводы, открываться училища, производящие обучение летного состава.

Было расширено предназначение воздушного флота, военная авиация стала стремительно развиваться.

Во время Великой Отечественной войны в Советском Союзе резко увеличилось производство военных самолетов, стали внедряться новые технологии.

Факты о дате празднования

Есть достоверные сведения, что день ВВС не всегда отмечали в России 12 августа. В начале XX века во времена становления авиации летчики отмечали свой день 2 августа. Затем в 1924 году по решению Фрунзе праздник военно-воздушного флота стали отмечать 14 июля.

Сталин в 1933 году перенес дату празднования на 18 августа. В это же время день ВВС был признан государственным праздником. На это повлияло успешное развитие авиационной промышленности в стране.

С 1980 года дата, когда отмечают день ВВС периодически менялась.

В 2006 году, принимая во внимание исторические факты, президент России подписал указ, благодаря которому военно-воздушные силы нашей страны стали праздновать свой день 12 августа. Этот день с соблюдением всех формальностей стал профессиональным днем военных летчиков Российской Федерации.

Великая Отечественная война (роль ВВС)

Во время войны немцы применяли тактику стремительной войны, ожидая быстрой капитуляции советских войск. Одним из основных пунктов их плана было уничтожение аэродромов, служащих местом дислокации боевых машин. Немцы, благодаря сведениям полученным разведкой, были осведомлены об их местонахождении.

Получив предписание из центра, командование определенных военных округов не смогло в установленный срок передислоцировать самолеты на запасные аэродромы. Они не были подготовлены должным образом, поэтому в первые дни войны фашисты истребили большое количество наших самолетов. Этот факт позволил им некоторое время господствовать в воздухе.

Советские летчики, проявляя героизм, противостояли немецким асам, летающим на превосходящих наши по техническим характеристикам боевых машинах. Героические подвиги, совершенные летчиками, вселяли в фашистов страх. Своими действиями они заложили основы традиций ВВС России, наполненные мужеством, стойкостью и чувством долга.

К окончанию этой кровопролитной войны превосходство ВВС Советского Союза стало неоспоримым фактом.

Период холодной войны

После победы Советского Союза над фашизмом войска ВВС были подвергнуты серьезной модернизации. Велась активная работа по разработке новой техники, оттачивалась тактика ведения боя в воздухе. К концу 1980-х военная авиация Советского Союза стала самой мощной в мире.

ВВС СССР в те годы подразделялись на следующие виды:

  • Фронтовая.
  • Дальняя.
  • Военно - транспортная.
  • Вспомогательная.

Она также включала в свой состав отряды специального назначения, службы тыла. Но кризис в сфере экономики и распад страны привел к тому, что ВВС стали делить между собой новоиспеченные республики СНГ.

Россия в финале раздела стала единственным государством на территории бывшего Советского Союза, располагающим дальней авиацией.

Положение российских ВВС в настоящее время

Авторитет военной авиации России в наши дни в условиях любой военной конфликтной ситуации, невозможно недооценить. Редко кто может высказать свое мнение о том, что авиация России не способна решать боевые задачи при любых обстоятельствах.

Данная переоценка сути вещей стала возможна благодаря труду разработчиков новейших боевых самолетов; техническому персоналу, обслуживающему боевые машины в местах базирования, и непосредственно высококвалифицированному летному составу.

В наши дни военно-воздушные силы Российской Федерации активно подвергаются перевооружению и модернизации. Они выполняют огромный фронт работ по обеспечению безопасности границ нашей страны и патрулированию отдельных зон планеты в интересах России.

Даже в свой праздник (12 августа - день ВВС РФ) большое количество военных летчиков находится на боевом посту, охраняя спокойствие родной страны.

Задачи ВВС России

В наше время на военно-воздушные силы России возложено выполнение множества важнейших задач:

  • Разведывательные операции.
  • Транспортирование материальных ценностей и ресурсного потенциала.
  • Десантирование и оказание помощи сухопутным частям.
  • Защита страны от ударов с воздуха.
  • Нанесение в случае необходимости ударов по группировкам и военно-экономическим территориям противника.

Военно воздушные силы Российской Федерации играют одну из главных ролей в защите территории России от угрозы вражеского нападения. Они способны отразить любое удар и являются сдерживающей силой для замыслов любого недоброжелателя.

Традиции праздника

Ежегодно, когда наступает день ВВС, в местах размещения военных авиационных баз проводятся увлекательные экскурсии, демонстрации военных самолетов и другие мероприятия.

В определенных городах нашей страны, в день когда военная авиация Российской Федерации отмечает свой праздник, проводятся зрелищные летные шоу. Присутствующие на них могут полюбоваться на сложнейшие трюки и оценить высокий уровень профессионализма асов летного дела.

В день ВВС России (дата праздника с 2006 года остается неизменной) также показываются различные фильмы про военно-воздушные силы, проводятся увлекательные спортивные мероприятия. К могилам военных летчиков, отдавших свою жизнь за Родину, приносят цветы и венки ведь память о совершенных ими подвигах навсегда живет в душах русских людей.

В праздник также распахивают двери музеи авиации, их бесплатно могут посетить все желающие, проходят различные спортивные мероприятия.

12 августа все без исключения желают представителям военной авиации РФ, являющимся гарантами спокойствия российского народа, всего самого наилучшего.

С первого применения самолетов на поле боя их роль в военных конфликтах постоянно растет. Особенно значимой стала роль авиации за последние тридцать-пятьдесят лет. Боевые самолеты год от года получают все более совершенную электронику, все более мощные средства ведения боя, увеличивается их скорость, снижается их заметность на экранах радаров. В настоящее время авиация даже в одиночку может сыграть ключевую роль в современном региональном конфликте. Такого в военной истории человечества еще никогда не было.

Во время агрессии в Югославии авиация стран НАТО практически без сопротивления наземных сил решила ход конфликта. Тоже самое можно сказать и о первой американской компании в Ираке . Именно авиация сыграла тогда решающую роль в разгроме многочисленной армии Саддама Хусейна. ВВС США и их союзников безнаказанно охотились за бронетехникой иракцев, предварительно уничтожив боевые самолеты Ирака.

Есть важный нюанс. Современные самолеты стоят настолько дорого (стоимость американского самолета пятого поколения F-22 составляет около 350 миллионов долларов), что их постройку или покупку могут себе позволить только очень богатые страны. Остальным остается надеяться на чудо или готовится к партизанской войне.

С появлением новых высокоточных боеприпасов, систем связи и спутниковой навигации и целеуказания роль и мощь военно-воздушных сил многократно возросла. Современные и перспективные самолеты также стремительно изменяются. Применение современных материалов, двигателей новых конструкций, сложнейшей электроники – делает современный боевой самолет венцом научно-технического прогресса.

В настоящее время ведущие авиационные державы занимаются созданием истребителя пятого поколения. США уже имеют на вооружении такие истребители — F-22 «Raptor» и F-35 «Lightning» . Эти самолеты давно прошли этап испытаний, запущены в серию и приняты на вооружение. ВВС России , Китай и Япония на практике пока отстают в этом отношении.

В конце 20 века СССР мог на равных противостоять США в небе за счет отличных машин четвертого поколения Миг-29 и Су-27. Они примерно соответствовали по своим ТТХ американским самолетам F-15, F/A-18 и F-16 . Но после развала Советского Союза разработка новых машин в России на несколько лет была приостановлена. Работы практически не финансировались, а новые разработки часто создавались по инициативе самих авиастроителей и не находили поддержки у государства. США тем временем не теряли времени даром: в 90-х годах активно велась разработка самолета пятого поколения, и в 1997 году был испытан опытный образец, в будущем получивший обозначение F-22 «Raptor».

США – пока единственная страна, имеющая на вооружении самолет пятого поколения. Причем F-22 запрещено продавать даже союзникам. Для поставок за рубеж американцы создали другой самолет F-35 «Lightning» (Молния) — но он, по мнению специалистов, имеет более слабые характеристики, чем F-22. А что же Россия? Каковы планы российского авиапрома? Есть ли перспективные разработки, которые в будущем заменят самолеты четвертого поколения?

«Наш ответ Чемберлену» — новейшие военные самолеты России

Если посмотреть на, что сейчас российский авиапром может предложить отечественным военно-воздушным силам , то мы в основном увидим модификации самолетов четвертого поколения Су-27 и Миг-29 . Для них даже придумали новую классификацию, Миг-35 и относят к поколению 4++, указывая тем самым, что это почти пятое поколение. Спору нет, и Миг-29 и Су-27 – это действительно прекрасные машины, которые были одними из лучших в мире. Но это было в конце восьмидесятых. Последние варианты этих машин, конечно, серьезно модифицированы, улучшены двигатели, поставлена новая электроника и навигационные комплексы, но смогут ли они противостоять в бою «Раптору»?

В России уже создан самолет нового поколения — это ПАК-ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации), он же Т-50 . Своей футуристической формой новый российский самолет очень напоминает F-22. Самолет впервые поднялся в воздух в 2010 году, а в 2011 был впервые показан широкой публике на авиасалоне МАКС. Мы имеем очень мало достоверной информации об этой новейшей машине. В настоящее время самолет дорабатывается, но в уже в ближайшее время он должен пойти в серию.

Для того чтобы попытаться сравнить ПАК-ФА с его американским аналогом F-22, нужно четко понимать, что такое самолет пятого поколения и в чем его отличие от предыдущих машин. Военные выдвигают к машине нового поколения четкие требования. Такой самолет должен обладать низкой заметностью во всех диапазонах волн, прежде всего в радиолокационном и инфракрасном, он должен быть многофункциональным, чрезвычайно маневренным, поддерживать сверхзвуковую крейсерскую скорость (уходить на сверхзвуковую скорость без форсажа), иметь возможность вести всеракурсный ближний бой и осуществлять многоканальную стрельбу ракетами на большой дальности. Самолет пятого поколения обязан иметь «продвинутую» электронику, которая бы значительно облегчала работу пилота.

Специалисты уже сравнивают F-22 и ПАК-ФА, оперируя той скудной информацией, которая доступна на сегодняшний день. Российский новейший самолет имеет большие габариты, в том числе размах крыльев и поэтому, скорее всего, он будет более маневренным, чем его американский аналог. ПАК-ФА имеет немного больше максимальную скорость, но проигрывает «американцу» в крейсерской. Российский самолет имеет большую практическую дальность и меньшую взлетную массу. Однако ПАК-ФА проигрывает F-22 в малозаметности.

Непросто сравнивать эти два самолета, и прежде всего из-за недостатка информации. Есть еще один нюанс: современные самолеты – это не только аэродинамика и вооружение, а в первую очередь электроника, управляющая всеми системами самолета. СССР всегда отставал в этой сфере, аналогично пока обстоят дела у России. РЛС российского самолета не уступает лучшим мировым аналогам — а вот бортовое оборудование оставляет желать лучшего.

В 2014 году началось мелкосерийное производство ПАК-ФА, начало серийного производства самолета запланировано на 2018 год.

Вот сравнительная характеристика двух самолетов.

Полет «Беркута»

Еще одной очень интересной машиной, созданной в ОКБ имени Сухого, является Су-47. Жаль, что до сих пор она остается на стадии прототипа. Этот самолет имеет крыло обратной стреловидности, что обеспечивает машине небывалые маневренность и скороподъемность. В Су-47 широко использовались композиционные материалы, был значительно улучшен интерфейс управления в кабине пилота.

Су-47 также создавался как прототип самолета пятого поколения. Но до требований, выдвигаемых к таким машинам, он пока не дотягивает. «Беркут» не может летать на сверхзвуковой скорости без форсажа. В дальнейшем самолет планируют оснастить новым двигателем с изменяемым вектором тяги, который позволил бы Су-47 преодолевать сверхзвуковой барьер без форсажа.

Свой первый полет «Беркут» совершил в 1997 году, построен только один такой самолет. В настоящее время он используется как испытательный.

Вот характеристики самолета Су-47 «Беркут».

Еще одним новейшим самолетом, недавно принятым на вооружение ВВС России, является . В 2014 году в авиаполки ВКС прибыли 12 подобных самолетов, всего же до конца 2018 года в ВВС поступит 48 Су-35. Этот самолет, разработанный в ОКБ имени Сухого, относится к поколению 4++ и обладает техническими и боевыми характеристиками почти на уровне самолета пятого поколения.

От ПАК-ФА он отличается только отсутствием стелс-технологий и активной фазированной антенной решетки (АФАР). Самолет оснащен новой информационно-управляющей системой, РЛС с фазированной решеткой, новыми двигателями с управляемым вектором тяги, которые могут развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа. Усилен также планер самолета.

С принятием на вооружение этого самолета российские военные летчики могут дать отпор новейшим самолетам последнего поколения.

Основные характеристики самолета Су-35:

Все вышеперечисленные самолеты уже вышли из конструкторских бюро и заводских цехов и давно сделали свой первый полет. В настоящее время в КБ имени Ильюшина разрабатывают новый легкий транспортный самолет , который должен заменить устаревшие Ан-26 .

Первый полет будущего транспортного самолета запланировали на 2018 год, а начало его серийного производства – на 2019 год. Новая машина будет иметь грузоподъемность до шести тонн, ее оснастят двумя турбовинтовыми двигателями. Ил-112 сможет садиться и взлетать как с оборудованных взлетных полос, так и с грунтовых аэродромов. Кроме грузовой модификации самолета, авиастроители планируют создать и пассажирскую версию машины, она сможет быть задействована на региональных авиалиниях.

«Миг» пятого поколения

Сергей Коротков, генеральный директор РСК «МиГ», заявил журналистам, что специалисты конструкторского бюро работают над истребителем пятого поколения. За основу новой машины, скорее всего, возьмут Миг-35 (еще одна российская машина поколения 4++). По словам разработчиков, новый Миг будет сильно отличаться от ПАК ФА и будет выполнять совсем иные функции.

Новый стратегический бомбардировщик

В России ведется разработка нового стратегического бомбардировщика, который должен будет прийти на смену самолетам Ту-160 и Ту-95 . Разработку нового ПАК ДА (перспективного авиационного комплекса дальней авиации) поручено вести КБ имени Туполева, хотя можно отметить, что туполевцы начали работу над этой машиной еще в 2009 году. В 2014 году между КБ и Министерством обороны был подписан контракт на проведение проектных работ.

Информации о будущем самолете очень мало, но руководство ВВС России заявило, что самолет будет дозвуковым, сможет нести больше вооружения, чем Ту-160 и скорее всего, будет изготовлен по конструкции «летающее крыло».

Готовность первой машины ожидается в 2020 году, а старт серийного производства – в 2025 году. Следует отметить, что работы по созданию аналогичного самолета сейчас идут и в США. В рамках проекта Next Generation Bomber разрабатывается дозвуковой самолет с низким уровнем заметности и большим радиусом действия (около девяти тысяч километров). По данным СМИ, стоимость одной такой машины может достигать полмиллиарда долларов.

После распада СССР авиационная отрасль пережила нелегкие времена. Реализация многих проектов была отложена на годы, и сейчас самое время наверстать упущенное. Предстоит разработка истребителя шестого поколения — но это пока что почти фантастика.

Видео: новые российские самолеты

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»