Самоходная противотанковая пушка. Новая легкая самоходная установка заменит "спрут-сд". Высокая мобильность плюс огневая мощь

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

ПСП “ СПРУТ-СД “

В начале 90-х годов акционерным обществом “Волгоградский тракторный завод” на удлиненной базе боевой машины десанта БМД-3 была создана новая противотанковая самоходная пушка 2С25. Артиллерийскую часть для этой машины разработали в Екатеринбурге специалисты артиллерийского завода № 9, производящего как танковые пушки, так и артиллерийские системы калибра до 152 мм.

Хотя первоначально самоходка предназначалась для российских воздушно-десантных войск, (она рассчитана на парашютное десантирование с экипажем на борту из военно-транспортного самолета Ил-76) в настоящее время ее предлагают также морской пехоте с целью оказания противотанковой и огневой поддержки во время проведения десантных операций. К сожалению, в настоящее время российская армия не располагает достаточными средствами для закупки самоходной артиллерийской установки 2С25, зато интерес к ней проявили представители вооруженных сил Республики Корея и Индии.


В передней части корпуса самоходки расположено отделение управления, боевое отделение с башней занимает среднюю часть машины, в ее корме находится моторно-трансмиссионное отделение.

В походном положении командир машины сидит справа от механика-водителя, а наводчик слева. Каждый член экипажа располагает встроенными в крышу наблюдательными приборами с дневным и ночным каналами. Комбинированный прицел командира стабилизирован в двух плоскостях и совмещен с лазерным прицелом для наведения 125-мм снарядов по лазерному лучу. Прицел наводчика стабилизирован в вертикальной плоскости и включает в себя лазерный дальномер, который обеспечивает баллистический вычислитель постоянно меняющимися данными о цели.


Основное вооружение CAУ 2C25 состоит из 125-мм гладкоствольной танковой пушки 2А75, созданной на базе 125мм танковой пушки 2А46, которая устанавливается на основные боевые танки Т-72, Т-80 и Т-90. Учитывая необходимость установки пушки на более легкое шасси, специалисты артиллерийского завода № 9 оснастили пушку противооткатным устройством нового типа.

Пушка 2А75 оборудована эжектором и термоизоляционным кожухом, но не имеет дульного тормоза. Она полностью стабилизирована в вертикальной и горизонтальной плоскостях и ведет огонь теми же 125-мм боеприпасами раздельно-гильзового заряжания, которые используются для стрельбы из гладкоствольной танковой пушки 2А46. Кроме того, в состав боекомплекта пушки 2А75 входит снаряд с лазерным наведением, обеспечивающий поражение цели, находящейся на дальности до 4000 м. Максимальная скорострельность составляет 7 выстрелов в минуту.

Заряжание пушки осуществляется с помощью горизонтального автомата заряжания, смонтированного за башней самоходки. В нем помещаются 22 выстрела, снаряженных и готовых к немедленному использованию. При заряжании в казенную часть орудия сначала подается снаряд, затем метательный заряд в полусгораемой гильзе-картузе. В случае выхода из строя автомата заряжания, возможно заряжание пушки вручную.


В качестве вспомогательного вооружения на противотанковой самоходке установлен спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет ПКТ с боекомплектом из 2000 патронов, снаряженных в одну ленту.

Поскольку САУ 2С25 разрабатывалась на базе БМД-3, в ее конструкции использовано много узлов и агрегатов ходовой части и силовой установки базовой машины. В моторно-трансмиссионном отделении САУ 2С25 установлен многотопливный дизельный двигатель 2В-06-2, развивающий максимальную мощностью 331 кВт. С ним сблокирована гидромеханическая трансмиссия, имеющая гидрообъемный механизм поворота. Автоматическая коробка переключения передач имеет пять передач хода вперед и столько же передач заднего хода.

Подвеска индивидуальная, гидропневматическая, обеспечивающая изменение величины клиренса в диапазоне от 190 до 590 мм с места механика-водителя, Кроме того, гидропневматическая подвеска обеспечивает высокую проходимость и плавность хода. В состав ходовой части, применительно к одному борту, входят семь одинарных опорных катков, четыре поддерживающих ролика, ведущее колесо переднего и направляющее колесо заднего расположения. Имеется гидравлический механизм натяжения гусениц. Гусеница стальная, двухгребневая, цевочного зацепления.


При движении по шоссе машина развивает максимальную скорость 65— 68 км/ч, а на сухих грунтовых дорогах показывает среднюю скорость 45 км/ч.

Стандартное оборудование машины включает компьютеризованную систему управления огнем, систему защиты от оружия массового поражения и комплект приборов ночного видения.

Как и другие российские легкобронированные боевые машины, самоходка 2С25 является плавающей и передвигается в воде с помощью двух водометных движителей, которые позволяют ей развивать скорость 8—10 км/ч. Для повышения плавучести на машине используются опорные катки с замкнутыми воздушными камерами и мощные водяные помпы, откачивающие воду из корпуса. Машина обладает хорошими мореходными качествами и, находясь на плаву, может эффективно действовать при волнении в 3 балла, в том числе вести прицельный огонь в переднем секторе обстрела, равном 70°.


Технические характеристики:

Экипаж, чел. 3
Габаритные размеры: клиренс, мм 190-590 длина полная, м 7.07 (с пушкой - 9.771)
ширина полная, м 3.152 высота, м 2.72 (с датчиком ветра - 2.98)
Бронирование противопульное
Вооружение: 125-мм гладкоствольная пушка 2А75, 7,62-мм пулемет ПКТ
Боекомплект: 22 выстрела, 2000 патронов Скорострельность, выстр/мин 7
Двигатель 2В-06-2, многотопливный дизель, мощность 331 кВт
Максимальная скорость, км/ч: по шоссе 65-71 по грунту 49 на плаву 10
Преодолеваемые препятствия: высота стенки, м 0,7 ширина рва, м 2,5 глубина брода, м плавает
Запас хода, км: по шоссе500 по грунту - 250 на плаву - до 100

В 80-х страны НАТО начали интенсивное наращивание своего вооружения. Это стало толчком для Центрального научно-исследовательского института к созданию новой концепции развития военной техники для СССР. С целью создать эффективное орудие, способное противостоять танкам НАТО, в 90-е годы специально для ВДВ России акционерным обществом “Волгоградский тракторный завод” была разработана самоходная противотанковая пушка 2С25 “Спрут-СД”.

Об авторах разработки

“Спрут-СД” 2С25 является российской авиадесантной самоходной противотанковой пушкой. Главным конструктором, занимавшимся изготовлением шасси, стал А. В. Шабалин. 125-миллиметровое орудие 2А75 к “Спрут-СД” 2С25 было разработано В. И. Наседкиным. Работа по созданию данного российского противотанкового вооружения проводилась в ЦНИИ точного машиностроения.

Начало создания

В 1982 году на основе был создан макет САУ 2С25 “Спрут-СД”, разработанный под калибр 125 мм. Это стало подтверждением того, что, используя узлы и агрегаты десантной машины, вполне возможно создать новое, очень эффективное орудие. Руководство ЦНИИ Точмаша решило, что для проектирования более легкого шасси можно использовать легкий танк “Объект 934”, который был оснащен облегченной 100-миллиметровой нарезной пушкой с заряжающей автоматикой, рассчитанной на 19 выстрелов.

Один из этих танков стал основой для создания макетного образца 125-миллиметрового орудия. Модернизированный танк “Спрут-СД” теперь оснащался гладкоствольной 125-мм пушкой. В процессе была использована классическая башенная схема. Кроме того, конструкторами рассматривались и варианты с вынесением вооружения.

Тестирование

В 1984 году для опытных стрельб на полигон в Кубинку был транспортирован “Спрут-СД” 2С25. Результаты тестирования новой САУ показали, что по кучности стрельбы она не уступает танковым орудиям, а нагрузка, действующая на экипаж и само орудие, не превышает допустимых пределов. 20 октября 1985 года военно-промышленная комиссия приняла решение начать производство 125-миллиметровой пушки для “Спрут-СД” 2С25.

С какими трудностями столкнулись разработчики при создании средств десантирования?

Средства П260, обеспечивающие десантирование самоходной установки, при испытании показали ряд недостатков:

  • их производство было дорогостоящим;
  • использование средств П260 оказалось сложным.

В результате работы по парашютно-реактивным средствам были прекращены, а место П260 заняла бесплатформенная система десантирования, которая получила обозначение П260 М.

Что собой представляет “Спрут-СД” 2С25? Описание конструкции

Является боевой бронированной гусеничной плавающей машиной, использующей в качестве вооружения мощный артиллерийско-ракетный комплекс.

САУ состоит из трех частей - корпусов:

  • В переднем расположен пункт, обеспечивающий управление машиной “Спрут-СД” 2С25. Фото внизу представляет особенности строения самоходной установки. Данный корпус рассчитан на троих человек: командира самоходки, наводчика и механика-водителя. В крыше боевой машины для экипажа имеются встроенные наблюдательные приборы с дневным и ночным видением.

  • В среднем корпусе размещена башня установки. Данный блок является боевым. Прицел, предназначенный для старшего в экипаже, представляет собой комбинированную конструкцию: сфера его деятельности распространяется на две плоскости за счет совмещения с лазерным прицелом. Наведение 125-миллиметрового снаряда обеспечивается при помощи лазерного луча.
  • Задняя часть считается местом моторно-трансмиссионного отделения.

Обустройство рабочего места для командира

На рабочем месте главного экипажа конструкторами артиллерийской установки предусмотрено наличие таких устройств:

  • дневного монокулярного перископического прицела 1А40-М1, имеющего стабилизирующее поле зрения;
  • ночного оптико-электронного комплекса ТО1-КО1Р;
  • лазерного дальномера, при помощи которого командир измеряет расстояние до мишени и вырабатывает упреждающий угол во время стрельбы по движущейся цели;
  • информационного канала, с помощью которого осуществляется наведение и пуск управляемой ракеты;
  • дублирующего баллистического и прицельного устройства, которое используется наводчиком;
  • специального пульта, осуществляющего автономное управление автоматики при заряжании;
  • приводов, обеспечивающих оперативную связь между командиром и наводчиком.

Какие задачи выполняет командир экипажа?

Главный в группе при помощи прицелов ночного и дневного видения осуществляет наблюдение за местностью. Командир этой самоходной артиллерийской установки, независимо от наводчика, может выполнять прицельную стрельбу как из пулемета, так и из пушки. Данная возможность обеспечивается за счет компьютеризированной системы управления огнем: при наличии исходных данных танковым баллистическим вычислителем при помощи приводов осуществляется автоматический ввод углов и упреждений. За счет данной функции от командира не требуется выполнять перенацеливание с использованием дальномерных и прицельных марок. Командир может свободно выполнять стрельбу.

Как классифицируется созданное орудие?

Противотанковая - к такому классу орудий была причислена боевая машина “Спрут-СД” 2С25. Назначение и спектр выполняемых ею заданий сводились к борьбе с вражескими танками. Ранее данную задачу выполняли такие танки, как ПТ-76Б и "Объект 934". Они были заменены с появлением 2С25 “Спрут-СД”. Боевая машина огневой поддержки, в отличие от других легких танков, обладает более высокой огневой мощью. Маневренность и проходимость новой САУ соответствует показателям, характерным для боевых орудий легких танков. “Спрут-СД” является современным и более совершенным вариантом ПТ-76Б.

В каких условиях эксплуатируется?

“Спрут-СД” в состоянии без дозаправки преодолевать расстояния не менее 500 километров. Транспортировка САУ осуществляется военно-транспортной авиацией. Также для этой цели могут использоваться десантные корабли. Для десантирования установки ее разработчиками предусмотрены посадочный и парашютный способы. Экипаж боевой машины при этом находится в ее кабине. Имея высокую удельную мощность, “Спрут-СД” пригоден к ведению боевых действий как в высокогорной местности, так и в жарком тропическом климате.

САУ способна противостоять высокобронированной технике противника, его укрепленным опорным пунктам и живой силе. Преодоление водных преград возможно при условии, что волнение не превышает 3 балла. Работать на воде артиллерийская установка может за счет оборудованных на шасси Плавучесть установки обеспечивается при помощи водометов с диаметром рабочих колес 34 см и опорных катков. В конструкции САУ имеются замкнутые воздушные камеры. При попадании воды в корпус выкачивание осуществляется при помощи мощных водяных помп. Находясь на плаву, “Спрут-СД” может вести стрельбу.

После выполнения своей боевой задачи САУ приспособлена осуществлять с водной поверхности самостоятельную загрузку в десантный корабль.

Специально для работы в заснеженной местности используются снегоходные гусеницы и асфальтоходные башмаки. “Спрут-СД” пригоден для местности, получившей радиационное, химическое и биологическое заражение. Безопасность экипажа обеспечивает защита от оружия массового поражения.

Маскироваться боевая артиллерийская машина может при помощи дымовой завесы. Для этой цели конструкторы монтировали на кормовой лист башни САУ кронштейны (2 штуки), в которых расположены шесть гранатометов 902В, использующих дымовые гранаты калибра 81 мм.

Для каких целей была создана боевая машина?

Изначально САУ была сконструирована для противостояния танкам, различной бронетехнике и живой силе. 2С25 “Спрут-СД” - боевая машина огневой поддержки - предназначалась только для ВДВ. Задача десантируемой самоходной артиллерийской установки состояла в борьбе с бронированной техникой в тылу противника. Со временем она вошла в состав морской пехоты и спецвойск. Опыт использования 2С25 показал, что, взаимодействуя с боевой машиной БМД-4, оснащенной 100-мм орудием и самоходным ПТРК “Корнет”, “Спрут-СД” может быть очень эффективна не только в тылу противника, но и в прямом боевом столкновении, которые проводят Сухопутные войска Вооруженных сил России.

В промежуток с 2001 по 2006 год после проведенных дополнительных испытаний войска Российской Федерации получили в свое расположение боевую машину “Спрут-СД” 2С25.

Основные характеристики

Вес боевой машины составляет 18 тонн. Экипаж состоит из трех человек. Запас хода составляет 500 км. Ходовая часть состоит из семи прорезиненных опорных катков, шести одиночных прорезиненных роликов, ведущего и направляющего колеса, стальных двухгребневых гусениц, в которых используются резинометаллические шарниры, и асфальтоходных башмаков. Длина САУ с пушкой составляет 9,77 метра.

Боевая машина оснащена шестициллиндровым четырехтактным оппозитным дизелем с наддувом и непосредственным впрыском топлива, для которого предусмотрено жидкостное охлаждение. 2В-06-2С - марка двигателя, устанавливаемого в “Спрут-СД” 2С25. Технические характеристики двигателя позволяют САУ развивать скорость от 45 (средняя) до 70 км/час.

САУ оснащена противопульной броней. Лобовая часть способна выдерживать прямые попадания 23-миллиметровых снарядов с расстояния в полкилометра. В процессе изготовление брони для боевой машины использовались алюминиевые сплавы (для корпуса САУ и ее башни). Устройство лобовой части производилось с применением стальных накладок. Для боевых машин предусмотрены радиостанции Р-173 и переговорные устройства Р-174.

Авиационное десантирование боевой машины осуществляется из самолетов ИЛ-76 (моделей М и МД), АН-124. Использование внешней подвески для вертолета МИ-26 также позволяет успешно осуществлять десантирование самоходной установки “Спрут-СД” 2С25.

Вооружение армии РФ обогатилось САУ, оснащенной одной гладкоствольной пушкой 2А75 и спаренным с ней пулеметом марки ПКТ. Боевой комплект главного орудия 2А75 рассчитан на 40 выстрелов. Механизированная укладка содержит 22 боезапаса. Дополнительная - 18. Калибр пулемета: 7,62 мм. Одна содержит 2000 патронов.

Какие снаряды используются?

Боекомплект боевой машины содержит снаряды, позволяющие совершать выстрелы четырех типов:

  • Осколочно-фугасные (20 снарядов).
  • Бронебойные (14 штук). Выполняя стрельбу бронебойно-подкалиберными снарядами с двухкилометрового расстояния, можно пробить гомогенную бронированную сталь, толщина которой не превышает 23 см.
  • Кумулятивные снаряды (6 штук). Пробивают гомогенную стальную броню толщиной до 30 см.
  • Оснащенные Пробивают броню, толщина которой превышает 35 см.

Устройство основного оснащения установки

Используя танковую пушку 2А46 и ее модификации, конструкторы 2С25 создали усовершенствованную 125-миллиметровую гладкоствольную пушку 2А75. С целью уменьшить силу сопротивления откатам при стрельбе планировалось наличие в установке специального дульного тормоза. Но в результате данных работ появились проблемы с отдачей орудия, которые были решены путем увеличения длины отката до 74 см. Дополнительно была разработана гидропневматическая подвеска шасси, механизм которой поглощал остатки от импульса отдачи.

Пушка 2А75 оснащена заряжающей автоматикой, что положительно отразилось на скорострельности орудия: за одну минуту можно выполнить 7 выстрелов. Данная автоматика состоит из:

  • конвейерного механизма, оснащенного 22 кассетами;
  • цепного механизма, производящего подъем кассет;
  • цепного досылателя;
  • механизма, осуществляющего удаление из боевой части установки отстрелянных гильз.

Заключение

Огневая мощь боевой машины “Спрут-СД” не уступает таким танкам, как Т-80 и Т-90. Высокая подвижность как на суше, так и на воде позволили САУ 2С25 достичь уровня боевой машины БМД-3. За счет особенностей конструкции - возможности башни в САУ выполнять круговые вращения и стабилизации оружия в двух плоскостях - “Спрут-СД” можно эффективно использовать как легкий плавающий танк, которому сегодня не создано ни одного аналога.

Разработанная российскими конструкторами самоходная артиллерийская установка вызвала интерес у представителей вооруженных сил Кореи и Индии.

Самоходной противотанковой пушки «Спрут-СД» довольно сложна, поэтому ограничимся упоминанием только основных ее этапов. В 1970-е гг. велись научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию самоходной противотанковой пушки (СПТП) нового поколения. Интерес к самоходной бронированной машине с мощной противотанковой пушкой проявили, в частности, воздушно-десантные войска. Анализ тенденций развития зарубежной бронетанковой техники, проведенный в 3-м ЦНИИ Министерства обороны СССР, показывал, что эффективность имеющихся в ВДВ противотанковых средств уже недостаточна для борьбы с танками противника, которые он неизбежно будет применять для борьбы с воздушными десантами. Если Сухопутные войска к борьбе с бронетанковой техникой противника могут привлекать основные боевые танки, то в парашютных десантах это невозможно. Возможности военно-транспортной авиации и средств десантирования допускают использование в составе парашютного десанта машин максимальной массой около 18 т.

К тому времени уже были выполнены ОКР по созданию легкого танка (шифр «Судья»), вооруженного 100-мм нарезной пушкой и приспособленного для авиадесантирования, на ВгТЗ шли работы по легкому танку по теме «Яхта». Но проект легкого плавающего танка, как известно, был остановлен в то же время, когда задавались ОКР по БМД «Бахча».

Между тем, исследования, проведенные специалистами ЦНИИТОЧМАШ, показали принципиальную возможность перехода от калибра противотанковой пушки 100 мм (на основе баллистики и боекомплекта серийной гладкоствольной пушки Т-12) к калибру 125 мм. Опыты с макетным образцом на шасси БМП-2 подтвердили, что орудие с баллистикой 125-мм гладкоствольной танковой пушки Д-81 может быть установлено на легкий носитель при условии определенной доработки артиллерийской части. С1982 г. в ЦНИИТОЧМАШ были проведены исследования возможности создания авиадесантируемой самоходной противотанковой пушки, максимально унифицированной по артиллерийской части станковым орудием. На основании этих результатов протоколом Комиссии Президиума Совета Министров СССР от 29 июля 1983 г. поручалось провести предварительные проработки по определению возможности создания 125-мм СПТП для ВДВ на унифицированных узлах шасси перспективной боевой машины десанта.

Изначально предполагалось, что СПТП будет не только решать задачи борьбы с танками и бронемашинами противника, но и вести огонь по его живой силе и огневым средствам, поддерживать подразделения ВДВ огнем прямой наводки в ходе атаки объекта захвата, действовать непосредственно в боевых порядках боевых машин десанта при атаке и при отражении атаки противника на марше. Это требовало от СПТП качеств легкого танка и соответствующего боекомплекта, однако термин «легкий танк» уже не употреблялся. Работа шла под эгидой ГРАУ, которое, в отличие от ГБТУ, «танками» заниматься не могло. В НИР участвовали, разумеется, и специалисты ВгТЗ и ОКБ-9 «Уралмашзавода» (завода №9, г. Свердловск, ныне Екатеринбург) - производителя 125-мм танковой пушки.

Опыт создания легкого танка все же дал базу для начала работ по СПТП. Через ГБТУ и ГРАУ в ЦНИИТОЧМАШ был передан опытный образец танка «Объект 934» («Судья»). На этом шасси в 1983-1984 гг. и изготовили экспериментальный образец авиадесантируемой 125-мм самоходной противотанковой пушки. От установки пушки в неподвижной рубке (как в предыдущих советских противотанковых САУ, включая авиадесантные АСУ-57 и СУ-85) отказались, равно как и от вынесенной установки вооружения. Новая СПТП разрабатывалась с установкой орудия в обитаемой вращающейся бронированной башне. В башенном варианте пушку поначалу снабдили дульным тормозом и двухплоскостным стабилизатором. Однако дульный тормоз пришлось исключить - не столько из-за снарядов с отделяемым поддоном и раскрываемым оперением (эта проблема решалась соответствующим профилем дульного тормоза), сколько из-за наличия в боекомплекте выстрела с ПТУР: выброс раскаленных пороховых газов из боковых окон тормоза мог привести к потере управления ракетой. Дульный тормоз также создавал дульную волну, направленную в стороны и назад, а ведь пушка должна была действовать в боевых порядках десантников, возможно - с десантом на броне. Кроме того, в ходе этой НИР были обоснованы состав приборного комплекса и схемы стабилизированных приводов наведения в системе управления огнем.

Опытные стрельбы, проведенные в 1984 г. на полигоне 38-го НИИИ в Кубинке, показали, что максимальные перегрузки, действующие на расчет (членов экипажа) во время выстрела, угловые перемещения корпуса и избыточное давление в районе цапф не превышали допустимых норм, остаточные отходы и пробитие подвески отсутствовали, при этом кучность стрельбы находилась на уровне штатных танковых систем.

Решением Военно-промышленной комиссии Совета Министров СССР от 20 июня 1985 г. задавалась ОКР по созданию 125-мм самоходной противотанковой пушки, которой присвоили шифр «Спрут-СД». Головным исполнителем был назначен ВгТЗ; на ЦНИИТОЧМАШ (г. Климовск Московской области) и ВНИИТРАНСМАШ (г. Ленинград) возложили научно-техническую координацию работ и участие в технико-экономической оценке. Новая машина получила индекс «Объект 952».

В работе по шасси, вооружению и приборному оборудованию принимали участие ОКБ-9 «Уралмашзавода», ЦКБ ПО «Красногорский завод им. С.А. Зверева», ЦКБ «Пеленг» (г. Минск), ВНИИ «Сигнал» (г. Ковров), КБ Приборостроения (г. Тула), Волгоградский судостроительный завод, НИМИ (г. Москва). Московскому агрегатному заводу «Универсал» в феврале 1986 г. было выдано тактико-техническое задание на создание средств десантирования, обеспечивающих десантирование СПТП «Спрут-СД» с экипажем из трех человек внутри. Также в работах участвовали НИИ Министерства обороны.

ОКБ-9 «Уралмашзавода» параллельно занималось буксируемым самодвижущимся вариантом 125-мм противотанковой пушки «Спрут-Б»; он был принят на вооружение в 1989 г. под обозначением 2А-45М. Рассматривалась также установка 125-мм пушки на колесное шасси ГАЗ-5923 - будущего БТР-90.

От открытия ОКР по теме «Спрут-СД» до принятия СПТП на вооружение прошло, ни много, ни мало, двадцать лет. Среди главных причин такого временного разрыва - не раз помянутые распад СССР и развал экономики страны. Кроме снятия государственного заказа и резкого падения финансирования оборонной промышленности, самым негативным образом сказался и распад прежних производственных связей. Так, прицел-прибор наведения «Буг» разрабатывался в Белоруссии, где на некоторое время возобладали сепаратистские настроения.

И все же постановлением правительства РФ от 26 сентября 2005 г. №1502-р и приказом министра обороны РФ от 9 января 2006 г. 125-мм самоходная противотанковая пушка 2С25 «Спрут-СД» была принята на вооружение. Заказ на СПТП 2С25 получил ВгТЗ.

Разумеется, машины типа 2С25 «Спрут-СД» не способны заменить основные боевые танки. Однако машины легкой категории по массе, аналогичные танкам по своей огневой мощи, но с высокой аэромобильностью и возможностью десантирования с воздуха или с моря необходимы для сил быстрого реагирования в современных конфликтах. Работа над ними ведется давно в разных странах, но в «Спрут-СД» практически впервые в мировой практике реализована авиадесантируемая система вооружения с огневой мощью основного боевого танка (в большинстве зарубежных разработок в этой категории используются пушки хотя и «танковых» калибров, но пониженной баллистики).

Боевая машина 2С25 скомпонована по классической схеме с передним расположением отделения управления, средним - боевого отделения с размещением вооружения и членов экипажа во вращающейся башне и задним - МТО. Командир и наводчик размещаются в башне в боевом положении; при десантировании и в походном положении они располагаются на универсальных сиденьях в отделении управления - соответственно, справа и слева от механика-водителя.

Установленная в башне 125-мм гладкоствольная пушка 2А75 обеспечивает огневую мощь на уровне танков семейств Т-72, Т-80, Т-90. Длина ствола орудия - 6000 мм, масса орудия - 2350 кг. Для стрельбы может использоваться вся номенклатура выстрелов раздельно-гильзового заряжания для 125-мм танковых пушек, включая выстрелы с бронебойными подкалиберными снарядами с отделяемым поддоном и с ПТУР 9М119 (выстрел 3УБК14), запускаемой через ствол пушки. Управление ПТУР - полуавтоматическое, по лазерному лучу. Бронепробиваемость - 700-770 мм с преодолением динамической защиты. Скорострельность - 7 выстр/мин.

Установка 125-мм орудия высокой баллистики, предназначенной для боевой машины массой порядка 40 т, на изделие массой 18 т, да еще и в башенном варианте, потребовала ряда специальных конструктивных решений. Кроме увеличения длины отката более чем вдвое - до 740 мм (по сравнению с 310-340 мм у 125-мм пушки основного боевого танка), использовался также откат корпуса самой машины-носителя за счет работы гидропневматической подвески шасси. Прежде чем импульс отдачи подействует на экипаж и механизмы, происходит откат орудия относительно башни и откат корпуса относительно нижних ветвей гусениц, опирающихся на грунт. Получается своего рода двойной откат, поглощающий энергию отдачи мощного орудия - подобно тому, как это делалось ранее, например, в железнодорожных артиллерийских транспортерах. Свою роль сыграла здесь нелинейная характеристика и большая энергоемкость пневматической подвески шасси, свойственный ей большой динамический ход катков. При откате корпуса он несколько «приседает», при этом увеличивается длина опорной поверхности гусениц, что способствует устойчивости СПТП при выстреле.

С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ (ПКТМ) с боекомплектом 2000 патронов, снаряженных в ленты. Углы наведения по вертикали - от -5 до +15°, при повороте на корму - от -3 до +17°. Установка вооружения стабилизирована в двух плоскостях. Система управления огнем включает лазерный дальномер и цифровой баллистический вычислитель.


СПТП 2С25 «Спрут-СД» со средствами десантирования П260М

Рабочее место наводчика оснащено приборным комплексом 1А40-1М, ночным прицелом (комплексом) ТО1-КО1Р «Буран-ПА» и приборами наблюдения ТНПО-170. Место командира оборудовано комбинированным прицелом-прибором наведения 1К13-ЗС со стабилизированным в двух плоскостях полем зрения, ночной ветвью, лазерным дальномером, информационным каналом управления ПТУР, дублирующим баллистическим устройством с каналами связи с баллистическим вычислителем прицела наводчика, системой ввода углов прицеливания и бокового упреждения в положение пушки относительно линии визирования, пультом автономного управления автоматом заряжания и приводами наведения с возможностью оперативной передачи управления комплексом по команде командира от наводчика к командиру и наоборот. Таким образом обеспечивается взаимозаменяемость командира и наводчика. Кратность увеличения дневного канала прицела командира 1К13-3С - 1х, 4х и 8х, ночного - 5,5х. Для кругового обзора командиру служат перископические приборы наблюдения ТНПО-170, ТНПТ-1.

В состав автомата заряжания пушки входят: вращающийся конвейер с 22 выстрелами (снаряды и заряды помещены в кассеты), цепной механизм подъема кассеты с элементами выстрела, механизм улавливания и удаления стреляных поддонов, цепной (двухходовой) досылатель элементов выстрела из кассеты в пушку, привод крышки люка выброса поддона и подвижного лотка, электромеханический стопор пушки на угле заряжания и блок управления. Для получения увеличенного отката автомат заряжания имеет уширенную раму подъемника кассеты, внутрь которой входят детали механизма улавливания и удаления стреляных поддонов при откате. Механизм улавливания и удаления поддона размещен на торцевой части казенника пушки с возможностью задержки поддона. Механизм выполнен так, что обеспечивается возможность временно перекрывать тыльную сторону торцевой части казенника пушки и при последующем движении стреляного поддона продуть зону казенника воздухом системы очистки. Последняя имеет воздуховод от фильтровентиляционного устройства в зону казенника пушки и на рабочие места экипажа с использованием вращающегося воздушного устройства. Форма и размеры конвейера автомата заряжания позволяют членам экипажа перемещаться внутри машины из боевого отделения в отделение управления вдоль бортов корпуса.


СПТП 2С25 «Спрут-СД» после приземления

Корпус и башня СПТП 2С25 выполнены из алюминиевого броневого сплава, лобовая часть башни усилена стальными накладками. На башне смонтирована 81-мм установка системы 902В «Туча». СПТП оснащена системой защиты от массового поражения.

В МТО установлен четырехтактный многотопливный дизельный двигатель 2В-06-2С, развивающий мощность 510 л.с, и сблокированная с ним гидромеханическая трансмиссия. Трансмиссия включает гидрообъемный механизм поворота и обеспечивает пять скоростей переднего и столько же заднего хода.

Ходовая часть включает на один борт семь опорных катков, четыре поддерживающих ролика, ведущее колесо - заднего расположения. Высокая (28,3 л.с./т) удельная мощность двигателя в сочетании с гидропневматической подвеской и небольшим удельным давлением на грунт обеспечила машине хорошие ходовые характеристики.

Водные преграды «Спрут-СД» преодолевает без дополнительных приспособлений, движение на плаву обеспечивают два водомета. Машина обладает хорошими мореходными качествами: при волнении до 3 баллов она может не только с ходу преодолевать водные преграды, но и вести прицельный огонь в переднем секторе обстрела, равном ±35°.

СПТП 2С25 «Спрут-СД» транспортируется самолетами военно-транспортной авиации. Авиадесантирование осуществляется парашютным способом.

Тактико-технические характеристики 2С25 «Спрут-СД»

Полная масса, т..................................................18
Экипаж, чел..........................................................3

Авиатранспортирование.............самолетами типа Ил-76(М,МД),Ан-22

Высота на рабочем клиренсе, мм..................................................2720 (сдатчиком ветра - 2980)
Длина с пушкой вперед, мм............................9771
Длина по корпусу, мм......................................7070
Ширина, мм....................................................3152
Клиренс, мм............................................. 100-500 (рабочий - 420)

Вооружение пушка:
- марка........................................................2А75
- калибр (мм), тип..............125, гладкоствольная
- заряжание......................................раздельное, автоматическое
- скорострельность, выстр./мин.......................7

пулемет:
-марка..............................................ПКТ(ПКТМ)
- калибр, мм.................................................7,62

Углы наведения вооружения:
- по горизонту.................................................360"
- по вертикали вперед.....................От -5"до +15"
- по вертикали назад (на корму)......От-3"до+17"

Боекомплект:
- выстрелов к пушке.....................40 (из них 22 - в автомате заряжания)
- типы выстрелов................осколочно-фугасный, кумулятивный, бронебойный подкалиберный, ПТУРЗУБК14 (запуск через ствол пушки)
- патронов.....................................................2000

Броневая защита:
- лобовая....................от огня 12,7-мм пулеметов (в секторе ±40")
- круговая........................от огня 7,62-мм оружия

Двигатель:
- тип.............................................четырехтактный 6-цилиндровый дизельный с газотрубинным турбонаддувом, непосредственным впрыском топлива, жидкостного охлаждения
- марка..................................................2В-06-2С
- мощность, л.с. (кВт) .............................510(375)

Трансмиссия..........................гидромеханическая, с гидрообъемным механизмом поворота

Подвеска опорных катков............индивидуальная пневматическая

Гусеница........................стальная, двухгребневая, цевочного зацепления, с последовательными резинометаллическими шарнирами

Ширина трака основной
гусеницы, мм...................................................380

Водоходный движитель, тип......гидрореактивный

Максимальная скорость, км/ч:
- по шоссе.................................................70-71
- наплаву..........................................................10

Средняя скорость по сухой
грунтовой дороге, км/ч...............................47-49

Запас хода:
- по шоссе, км.................................................500
- по грунтовой дороге, км...............................350
- наплаву, ч.......................................................10

Удельное давление на грунт, кг/см2.................0,53

Первоначально планировалось десантирование с помощью парашютно-реактивных средств. Разработка, получившая обозначение П260, велась заводом «Универсал» (г. Москва) совместно с НИИ Парашютостроения (г. Москва, парашютная система) и НПО «Искра» (г. Пермь, пороховые ракетные двигатели). За основу взяли парашютно-реактивные средства П235, разработанные для десантирования БМП-3; в качестве базового ракетного блока рассматривался выпускавшийся НПО «Искра» тормозной ракетный двигатель, заимствованный из состава системы мягкой посадки спускаемого космического аппарата типа «Союз». Технический проект ПРС П260 для «Спрута-СД» был рассмотрен и защищен в 1986 г.

Хотя было изготовлено несколько опытных образцов ПРС и проведен полный цикл предварительных наземных испытаний, анализ работоспособности ПРС выявил большое количество недостатков, заключающихся, прежде всего, в сложности и громоздкости конструкции кассетного блока ПРД, высокой стоимости изготовления и сложности в эксплуатации. В процессе предварительных летных испытаний выявились проблемы в работе выбранной парашютной системы. Кроме того, ПРС требовали более высокой квалификации обслуживающего персонала. Да и сложившаяся в ходе «рыночных реформ» тяжелая экономическая ситуация в стране не позволяла обеспечить тормозными двигательными установками даже проведение испытаний средств П260.

В результате совместным решением ВВС, ВДВ и МКПК «Универсал» от 30 мая 1994 г. вариант ПРС отменили и утвердили разработку средств «Спрут-ПДС» в варианте многокупольной парашютной бесплатформенной системы с воздушной амортизацией, максимально унифицированной по принципам работы, узлам и комплектующим с серийными средствами десантирования ПБС-950 для БМД-3. Парашютный вариант средств десантирования «Спрут-ПДС» получил обозначение П260М. Отличия конструкции П260М от ПБС-950 обусловлены увеличением массы и габаритов самого объекта десантирования.

Основу средств П-260М составили 14-купольная парашютная система МКС-350-14М (на основе унифицированного блока с парашютом площадью 350 м2) с вытяжной парашютной системой ВПС-14 и воздушная амортизация принудительного наполнения с механическим блоком наддува (унифицирован с ПБС-950). Минимальную высоту десантирования пришлось увеличить с указанных в ТТЗ трехсот до четырехсот метров.

Тут снова проявился развал комплексной системы разработки объектов вооружения ВДВ, средств их десантирования и самолетов военно-транспортной авиации: к моменту принятия СПТП 2С25 «Спрут-СД» на вооружение средства П260М только проходили летно-конструкторские испытания, а модернизированный самолет Ил-76МД-90 - летные испытания.

Доработка конструкции 2С25 «Спрут-СД», сказавшаяся на внешних обводах машины, потребовала внесения изменений и в средства десантирования. На настоящий момент средства десантирования П260М в вариантах для десантирования «Объекта 952» и «Объекта 952А» доведены до этапа государственных испытаний.



К особенностям П260М относятся отсутствие центрального узла (каретки для крепления груза к монорельсу закреплены непосредственно на корпусе машины) и введение гайдропной системы ориентации десантируемого объекта по направлению ветра. При этом роль гайдропа играет передняя каретка, отсоединяемая после выхода объекта из самолета при десантировании. Подвесная система включает автоотцепку с 12-секундным пирозамедлителем. Масса средств десантирования находится в пределах 1802-1902 кг, что обеспечивает полетную массу моногруза около 20000 кг.

Из самолета Ил-76 возможно десантирование одного объекта, из Ил-76М (МД) - двух. Высота десантирования над площадкой приземления - от 400 до 1500 м при скорости полета самолета по прибору 300-380 км/ч. Максимальные вертикальные перегрузки при приземлении - 15 g. Для быстрого приведения машины в боевую готовность после приземления служит система ускоренной расшвартовки. Без ее применения время освобождения машины от средств десантирования вручную на испытаниях не превышало 3 мин.

25 марта 2010 г. в рамках учений 76-й десантно-штурмовой дивизии на площадку приземления Кислово под Псковом в составе парашютного десанта в числе 14 единиц боевой техники были успешно десантированы СПТП 2С25 «Спрут-СД» и БМД-4М. 25 августа того же года проведены аналогичные сбрасывания «Спрут-СД» и БМД-4М на площадку приземления Будихино под г.Кострома.

Машиностроительно-индустриальная группа «Концерн «Тракторные заводы» в экспозиции Международного военно-технического форума "Армия-2015" в подмосковной Кубинке впервые публично представила первый опытный образец 125-мм самоходной авиадесантируемой противотанковой пушки 2С25М "Спрут-СДМ1", являющейся глубокой модернизацией системы 2С25 "Спрут-СД" ("Объект 952"), разработанной КБ Волгоградского тракторного завода и выпущенной в 2005-2010 годах на этом предприятии в небольших количествах для Воздушно-десантных войск России.

Первый

В отличие от 2С25 "Спрут-СД", использовавшей ходовую часть, близкую к БМД-3/БМД-4, новая САУ 2С25М "Спрут-СДМ1" по узлам и деталям ходовой части, а также по моторно-трансмиссионному отделению (с дизельным двигателем УТД-29) унифицирована с боевой машиной десанта БМД-4М, начатой серийным производством на ОАО "Курганский машиностроительный завод" (входящем в Концерн «Тракторные заводы»). На "Спрут-СДМ1" установлена современная система управления огнем, примерно аналогичная применяемой на танке Т-90М (Т-90СМ) и включающая панорамный круглосуточный прицел командира «Соколиный глаз» и новый прицел наводчика-оператора с тепловизионным каналом. Прицелы оборудованы автоматом сопровождения цели. Также сообщается, что "м ашина оснащена программно-техническим комплексом, который позволяет интегрировать машину в единую систему тактическим управлением звеном".

Кроме того на "Спрут-СДМ1" установлен аналогичный используемому на танке Т-90М (Т-90СМ) дистанционно-управляемый боевой модуль с 7,62-мм пулемётом с боекомплектом в 1000 выстрелов.

Представитель Концерна «Тракторные заводы » заявлял, что серийное производство 2С25М "Спрут-СДМ1" для ВДВ планируется начать в 2018 году.



Первый опытный образец 125-мм самоходной авиадесантируемой противотанковой пушки 2С25М "Спрут-СДМ1" разработки Машиностроительно-индустриальной группы «Концерн «Тракторные заводы». Кубинка, 19.06.2015 (с) bmpd



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»