В вооруженных силах россии сформирован первый инженерный штурмовой батальон. Инженерные войска

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Подчиняется напрямую командованию Восточного военного округа . За действиями личного состава батальона мы наблюдали на учебном поле у п. Большая Тура Карымского района Забайкальского края .

Сначала нам продемонстрировали установку мин в ночное время. Командир ставит задачу подчиненным

Сначала нам продемонстрировали установку мин в ночное время. Командир ставит задачу подчиненным

По паре мин и вперед

По паре мин и вперед

На шесте фонарик, когда группа доберется до крайней точки минирования, то командир проложит шест в бок и следующая группа поползет вперед, ориентируясь на его свет. Этим достигается нужная плотность минирования и вторая группа не отклонится от маршрута, что грозит подрывом на своих же минах

На шесте фонарик, когда группа доберется до крайней точки минирования, то командир проложит шест в бок и следующая группа поползет вперед, ориентируясь на его свет. Этим достигается нужная плотность минирования и вторая группа не отклонится от маршрута, что грозит подрывом на своих же минах

Наблюдатель

Наблюдатель

За командиром тянется шнур, разделенный на равные промежутки кольцами. По шнуру ползут остальные участники группы. Мины ставятся поочередно то справа, то слева от кольца, что помогает избежать путаницы

За командиром тянется шнур, разделенный на равные промежутки кольцами. По шнуру ползут остальные участники группы. Мины ставятся поочередно то справа, то слева от кольца, что помогает избежать путаницы

Мина ставится на боевой взвод

Мина ставится на боевой взвод

И маскируется

И маскируется

На фото - срабатывание сигнальной мины натяжного действия МСК-40. В данном случае это имитация срабатывания противопехотных мин. В боевой же обстановке ее используют, как средство предупреждения о появлении противника. При натяжении проволочной растяжки выдергивается боевая чека взрывателя и ударник накалывает капсюль-воспламенитель. В начале срабатывает блок звуковых сигналов. При горении этого состава, образующиеся газы выходя из гильзы, создается звук (свист). Затем загорается воспламенительный состав первой звездки светового сигнала. Газами горящая звездка выстреливается из гильзы. В результате за 10-12 секунд все звездки последовательно одна за другой воспламеняются и выстреливаются из корпуса мины. Высота срабатывания элементов до 30 метров, время действия - 30 секунд. Слышно и видно сработавшую мину весьма далеко, в Чечне мы время от времени ими пользовались.

На фото - срабатывание сигнальной мины натяжного действия МСК-40. В данном случае это имитация срабатывания противопехотных мин. В боевой же обстановке ее используют, как средство предупреждения о появлении противника. При натяжении проволочной растяжки выдергивается боевая чека взрывателя и ударник накалывает капсюль-воспламенитель. В начале срабатывает блок звуковых сигналов. При горении этого состава, образующиеся газы выходя из гильзы, создается звук (свист). Затем загорается воспламенительный состав первой звездки светового сигнала. Газами горящая звездка выстреливается из гильзы. В результате за 10-12 секунд все звездки последовательно одна за другой воспламеняются и выстреливаются из корпуса мины. Высота срабатывания элементов до 30 метров, время действия - 30 секунд. Слышно и видно сработавшую мину весьма далеко, в Чечне мы время от времени ими пользовались.

А это уже инженерная разведка дороги. Саперы используют инженерную разведывательную машину ИРМ

А это уже инженерная разведка дороги. Саперы используют инженерную разведывательную машину ИРМ

Впереди для обнаружения мин пускают собаку

Впереди для обнаружения мин пускают собаку

Псина, обнаружив взрывное устройство, ложится на землю. Сапер, щупом устанавливает точное место минирования, и ставит флажок "Заминировано"

Псина, обнаружив взрывное устройство, ложится на землю. Сапер, щупом устанавливает точное место минирования, и ставит флажок "Заминировано"

По легенде учений мина поставлена на неизвлекаемость, поэтому ее решают сдернуть кошкой. Все укрываются за машиной, рывок, взрыв.

По легенде учений мина поставлена на неизвлекаемость, поэтому ее решают сдернуть кошкой. Все укрываются за машиной, рывок, взрыв.

Отделение на броне

Отделение на броне

Продемонстрировали разминирование завала деревьев и его снос. Все по схеме - собачка, щуп, кошка, взрыв. Когда машина направилась к завалу, чтоб его снести у меня сели батарейки на фотоаппарате ((((

Плита специально сдвинута, чтоб показать воронку в земле

Плита специально сдвинута, чтоб показать воронку в земле

Это окопный заряд ОЗ-1. Предназначен для устройства взрывным способом стрелкового окопа в твердом и мерзлом грунте.

Снял видео, как он собирается

Имитация подрыва свай моста путем наложения накладного заряда

Имитация подрыва свай моста путем наложения накладного заряда

Вот так эффектно разлетается на части

Различные варианты установки мин МОН (противопехотные осколочные направленного действия)

Различные варианты установки мин МОН (противопехотные осколочные направленного действия)

Через прицел наводится на нужное место

Через прицел наводится на нужное место

Взрывы МОНок

Взрывы МОНок

Это заряд разминирования ЗРП-2 "Тропа": "Заряд разминирования ЗРП-2 предназначен для проделывания проходов-троп взрывным способом в противопехотных минных полях в ходе боевых действий. Он состоит из детонирующего кабеля, порохового реактивного двигателя, соединительного каната, взрывателя, тормозного шнура, пускового станка, пускового устройства, анкера и ранца для переноски. Пуск заряда на противопехотное поле производится с позиции, оборудованной на поверхности грунта, с помощью пускового устройства УП-60. Подрыв заряда осуществляется дистанционно взрывателем механического действия. Выравнивание заряда на минном поле производится вручную тормозным шнуром за время горения пиротехнического замедлителя взрывателя."

Это заряд разминирования ЗРП-2 "Тропа": "Заряд разминирования ЗРП-2 предназначен для проделывания проходов-троп взрывным способом в противопехотных минных полях в ходе боевых действий. Он состоит из детонирующего кабеля, порохового реактивного двигателя, соединительного каната, взрывателя, тормозного шнура, пускового станка, пускового устройства, анкера и ранца для переноски. Пуск заряда на противопехотное поле производится с позиции, оборудованной на поверхности грунта, с помощью пускового устройства УП-60. Подрыв заряда осуществляется дистанционно взрывателем механического действия. Выравнивание заряда на минном поле производится вручную тормозным шнуром за время горения пиротехнического замедлителя взрывателя."

Действия расчета ЗРП

Действия расчета ЗРП

Ну а это легендарный "Змей Горыныч" - установка разминирования УР-83П.Предназначена для проделывания проходов шириной 6 метров в минных полях. При выдаче электроимпульса от подрывной машинки воспламеняется пороховой заряд ракеты и она вылетает из пускового станка под углом 40-45 градусов к горизонту, вытягивая за собой из контейнера заряд разминирования. После того, как торомозной канат, закрепленный одним концом за хвостовую часть заряда разминирования, а другим за анкер на пусковой позиции, натянется во всю длину, он тормозит полет ракеты и заряд вместе с ракетой ложится на минное поле. Внутри тормозного каната проложен электрокабель и расчет установки подает электоримпульс на запал заряда, вызывая взрыв последнего. Имется вариант установки, при котором взрыв заряда происходит за счет срабатывания механического взрывателя в момент контакта заряда с землей.

Ну а это легендарный "Змей Горыныч" - установка разминирования УР-83П.Предназначена для проделывания проходов шириной 6 метров в минных полях. При выдаче электроимпульса от подрывной машинки воспламеняется пороховой заряд ракеты и она вылетает из пускового станка под углом 40-45 градусов к горизонту, вытягивая за собой из контейнера заряд разминирования. После того, как торомозной канат, закрепленный одним концом за хвостовую часть заряда разминирования, а другим за анкер на пусковой позиции, натянется во всю длину, он тормозит полет ракеты и заряд вместе с ракетой ложится на минное поле. Внутри тормозного каната проложен электрокабель и расчет установки подает электоримпульс на запал заряда, вызывая взрыв последнего. Имется вариант установки, при котором взрыв заряда происходит за счет срабатывания механического взрывателя в момент контакта заряда с землей.

На переднем плане в ящике тормозной канат, во втором - заряд разминирования

На переднем плане в ящике тормозной канат, во втором - заряд разминирования

А вот нестандартное применения "Змея Горыныча" во время январских боев 2000 года в Грозном :

Разведчиков от нас отделяла уже только улица, но перейти её они не могли - не давал пулемёт в доте, который непрерывно строчил и строчил. Бессмысленно даже было и пытаться перебежать под огнём улицу. Да, процентов двадцать и перескочили бы, но остальные легли. Разведчики залегли в кустах на огороде и стали отстреливаться. Духи, непрерывно перемещаясь за заборами и между сараями и несмотря на наш сильный огонь приближались всё ближе и ближе, выдавливая разведчиков под пулемёт.

Не сговариваясь, действуя только по какому-то наитию, на улицу выскочило четверо разведчиков. Туда же выскочили и мы с Ефименко. Повернулись лицом к доту и одновременно, не обращая внимания на пули, открыли огонь по амбразуре дота, стараясь не дать ему вести прицельный огонь. Этот манёвр дал мгновенный результат. Огонь пулемёта захлебнулся, потом затих. Через несколько секунд прозвучало ещё несколько рваных очередей, а затем он вновь застрочил. Но огонь был уже неприцельный и пули шли высоко над нами: боевик видимо оказался "ссыкло" и сейчас лишь стрелял в нашем направлении вслепую. Разведчики воспользовавшись моментом мигом перебежали на нашу сторону и перетащили раненых, где и попадали на снег, запалено дыша, широко раскрыв рты. Не прекращая огня по доту, мы попятились назад и тоже через несколько секунд ушли с линии огня. Боевики у сараев, численностью до двадцати человек, поднялись для атаки, но в этот раз миномётчики довернули и мины легли практически по духам.

А туn ещё подполковник - "химик" отскочил от машины и, грозно зарычав ракетными двигателями "Змей Горыныч", сорвался с направляющих и вихляя из стороны в сторону помчался как раз вдоль улицы, в направлении дота. Как зачарованные мы смотрели на стремительно разматывающийся тросик с проводами от "Змея Горыныча" и когда он остановил свой бег, мы все плотно прижались к земле. 800 килограмм тротила - это не шутка. Когда мы очумелые от страшного грохота разрыва поднялись и выглянули из-за забора, то очумели ещё больше: там где взорвался "Змей Горыныч" была широкая просека среди исчезнувших в взрыве домов, дальний край которой терялся в полуразрушенном жилом секторе.

Напоследок был продемонстрирован подрыв льда реки, в целях воспрепятствования переходу противника на другой берег. Множество таких вот шестов с примотанными тротиловыми шашками было опущено в симметрично пробуренные лунки во льду

Напоследок был продемонстрирован подрыв льда реки, в целях воспрепятствования переходу противника на другой берег. Множество таких вот шестов с примотанными тротиловыми шашками было опущено в симметрично пробуренные лунки во льду

Видео взрыва

В заключительной части будет отчет о 36-й мотострелковой бригаде .

Они предназначаются для выполнения задач инженерного обеспечения боевых действий других родов войск, а в случае необходимости могут использоваться в качестве пехоты.

По организационной принадлежности инженерные войска США подразделяются на войсковые и резерва главного командования. К войсковым относятся инженерные (саперные) батальоны дивизий и инженерные (саперные) роты отдельных бригад. Остальные части и подразделения инженерных войск составляют резерв главного командования.

Инженерный батальон дивизии армии США имеет 776—984 человека и до 400 единиц техники, в том числе 60 — только инженерной. К выполнению задач инженерного обеспечения боевых действий в батальоне может быть привлечено 60—70% личного состава, остальные заняты управлением и обслуживанием.

Для инженерных войск армии США характерно отсутствие специализированных инженерных соединений, частей и подразделений, таких, как дорожные, мостостроительные, заграждений, позиционные и др. Имеющиеся понтонно-мостовые подразделения (не оснащенные самоходными понтонными парками) предназначены только для содержания и перевозки переправочного имущества, сборку же паромов и наводку мостов производят инженерные подразделения. Они же могут устанавливать и рукавные фильтры . Инженерный батальон дивизии предназначен для инженерного обеспечения боевых действий частей дивизии.

На него возлагается: устройство, содержание и ремонт дорог, мостов; наводка и содержание переправ через водные преграды; устройство переходов через преграды; устройство и преодоление заграждений; организация и ведение инженерной разведки; выполнение различных строительных работ; оказание помощи войскам при фортификационном оборудовании местности и проведении мероприятий по маскировке; обеспечение частей дивизии водой; участие в штурме сильно укрепленных позиций. Батальон состоит из командования и штаба батальона, штабной роты, четырех инженерных и одной мостовой роты.

Инженерные батальоны ПД, МД и БрТД имеют одинаковую организацию, однако существуют некоторые различия в численности личного состава и оснащении). Штаб состоит из 11 человек (начальника штаба, трех штаба, семи сержантов и рядовых).

Штабная рота (1§8 человек) состоит из управлений, взвода инженерных машин и секций: дивизионного инженера, оперативной, разведки, связи, снабжения, ремонта, административной и личного состава, медицинской. Дивизии может придаваться взвод установки ядерных мин. Секция дивизионного инженера (пять человек) непосредственно обслуживает дивизионного инженера (командира батальона). В боевых условиях она находится на командном пункте дивизии, осуществляет постоянную связь со штабом инженерного батальона и представляет в штаб дивизии документацию по инженерному обеспечению боевых действий войск, разработанную штабом батальона. Оперативная секция (10 человек) разрабатывает документацию по инженерному обеспечению боевых действий частей дивизии и по боевой подготовке подразделений батальона.

Разведывательная секция (11 человек) планирует и осуществляет мероприятия по инженерной разведке в интересах дивизии. Она может создать три инженерные разведывательные группы, включаемые в состав общевойсковой разведки дивизии или ведущие инженерную разведку самостоятельно. Кроме того, секция организует и контролируетмероприятия по маскировке, снабжает дивизию топографическими картами. Секция связи (16 человек) обеспечивает круглосуточную связь штаба батальона с подразделениями и со штабом дивизии, а также ремонт средств связи.

Секция снабжеиия (16 человек) отвечает за организацию обеспечения дивизии водой, инженерной техникой, строительными, фортификационными материалами, шанцевым инструментом и другим инженерным имуществом, а также за снабжение батальона всеми видами довольствия. Секция ремонта (60 человек) производит техническое обслуживание и средний ремонт всех табельных инженерных средств батальона и войсковой ремонт инженерных средств дивизии.

Взвод инженерных машин (20 человек) используется для усиления инженерных рот. В некоторых случаях на дорожно-строительных и аэродромных работах взвод действует самостоятельно. Взвод установки ядерных мин (15 человек) состоит из двух подрывных отделений по шесть человек и группы управления (три человека). Он предназначен для обучения личного состава установке, подрыву и обезвреживанию ядерных мин. На вооружении взвода имеется два ядерных устройства. Взвод оснащен двумя комплектами подрывного имущества, четырьмя миноискателями и четырьмя радиостанциями. Из транспортных средств во взводе имеются автомобили с прицепами или бронетранспортеры. Для обеспечения работы взвода привлекаются инженерные подразделения батальона. Инженерная рота (155 человек) состоит из управления роты (36 человек) и трех саперных взводов по 38 человек. Саперный взвод имеет группу управления (восемь человек), три саперных отделения по 10 человек. Рота предназначена для выполнения задач инженерного обеспечения боевых действий одной из бригад дивизии, действующей в первом эшелоне. Инженерная рота в зависимости от действий бригады и объема задач может быть усилена личным составом и средствами штабной или мостовой роты батальона, а иногда и подразделениями, выделенными для непосредственной инженерной поддержки дивизии.

Мостовая рота предназначена для перевозки мостового имущества, наводки наплавных мостов и сборки паромов, а также для устройства переходов через неширокие преграды. Мостовые роты инженерных батальонов дивизий могут быть двух типов. Мостовая рота типа I (155 человек) состоит из управления роты, двух взводов тяжелых самоходных паромов и взвода танковых мостоукладчиков. Каждый взвод тяжелых самоходных паромов имеет восемь мостовых и четыре аппарельные машины самоходного понтонного парка MFAB-F, что позволяет роте навести наплавной мост грузоподъемностью 60 т, длиной 122 м или два моста по 80 м за 20—40 мин. Взвод танковых мостоукладчиков имеет четыре мостоукладчика AVLB с фермами грузоподъемностью 54 т., длиной 19,2 м, укладываемые на препятствие за 3 мин. Мостовая рота типа II (172 человека) имеет такую же организацию, что и мостовая рота типа I, но вместо двух взводов тяжелых самоходных паромов она имеет два мостовых взвода, оснащенные имуществом обычных понтонных парков М4Т6 или класса 60. В таком взводе имеются легкий перевозной паром,

два комплекта парка М4Т6 (класса 60), четыре буксирно-мостовых катера. Комплект парка М4Т6 позволяет навести мост грузоподъемностью 55 т, длиной 43 м за 2 ч, а из парка класса 60 — мост грузоподъемностью 54 (59) т, длиной 183 (120) м за 5 ч. Инженерная рота (257 человек — шесть , один ворэнтофицер, 250 сержантов и рядовых) отдельной пехотной бригады (рис. 2) состоит из управления роты, трех саперных взводов, взвода тяжелых паромов, секции саперных танков и секции имущества и обслуживания. Управление роты включает секции управления и штабную.

Саперный взвод имеет группу управления и три саперных отделения, оснащенные комплектами имущества для выполнения некоторых военно-инженерных работ. Каждое отделение транспортируется на 5-т автомобиле-самосвале с 1,5-т грузовым прицепом. Взвод тяжелых паромов состоит из группы управления, двух паромных секций и танковых мостоукладчиков. Секция имущества и обслуживания оснащена комплектом инженерных машин, легкими переправочными средствами и средствами обслуживания и ремонта табельного имущества роты.

Из инженерных средств рота имеет 16 миноискателей, 15 надувных лодок, легкий перевозной паром, 12 машин самоходного понтонного парка, танковый мостоукладчик, два саперных танка М728, бульдозер, автогрейдер, 20-т автокран, три цепные бензомоторные пилы, навесное оборудование «Тридозер», три ковшовых погрузчика, передвижную компрессорную станцию, 40 автомобилей (различных), 33 прицепа и 42 радиостанции.

Из вооружения кроме винтовок рота имеет пять пулеметов и 24 40-мм гранатомета. Инженерная рота бригады своими табельными средствами может: — переправить через водную преграду за один рейс десант численностью до пехотной роты, используя надувные лодки; — навести наплавной мост длиной 85 м класса 60 или собрать два перевозных парома того же класса; — собрать паром класса 12 для переправы легких машин или легкий колейный наплавной мост длиной 13 м того же класса; — оборудовать с помощью танковых мостоукладчиков до трех переходов через преграды шириной до 18 м; — развернуть три пункта водоснабжения.

ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 6/2000, стр. 14-20

СУХОПУТНЫЕ ВОЙСКА

Генерал-полковник Н. СЕРДЦЕВ ,

Подполковник Н. ЕВТУШЕНКО

В соответствии с принятой концепцией «Армия-21» командование сухопутных войск (СВ) США продолжает проводить широкий комплекс мероприятий по повышению боеспособности и боеготовности войск, совершенствованию организационно-штатной структуры подразделений, частей и соединений. При этом немаловажное место отводится инженерным войскам, которые, по взглядам командования, предназначены для обеспечения боевых действий основных родов войск.

Для решения задач инженерного обеспечения в составе СВ США развернуты инженерные войска (Corps of Engineers), руководство которыми возложено на инженерное командование (Engineer Command). Оно подчинено министру армии (Secretary of the Army), осуществляющему административное руководство СВ через начальника штаба сухопутных войск (Chief of the Army Staff). На инженерное командование возложены следующие задачи:

Планирование и координация оперативной деятельности всех формирований, участвующих в выполнении задач инженерного обеспечения;

Планирование, координация и контроль за строительством и ремонтом, осуществляемыми вооруженными силами (ВС) и коммерческими организациями по контракту в интересах армии и других видов ВС, а также союзников в районах сосредоточения войск и на тыловых базах;

Планирование, координация и выполнение мероприятий по совершенствованию инфраструктуры в военное время в рамках программы комитета начальников штабов (КНШ);

Планирование, координация и руководство строительством или восстановлением объектов на театре военных действий (ТВ Д);

Проектирование размещения формирований инженерных войск, техники и оборудования, а также оказание технической помощи в реализации этих проектов;

Координация топографического обеспечения и военно-топографической разведки на ТВД;

Координация производства необходимых топографических документов и работы военно-картографической службы;

Руководство управлением недвижимостью в зоне боев при проведении операций по стабилизации обстановки;

Руководство управлением недвижимостью в зоне линий коммуникаций при проведении операций по переброске войск;

Осуществление контроля за проведением строительных работ, которые выполняются по контракту персоналом, нанимаемым из граждан как США, так и из других стран. Основные положения о принципах действий инженерных войск изложены в полевом уставе FM 5-100 1996 года «Инженерное обеспечение».

Главными задачами инженерных войск при ведении боевых действий всех видов являются обеспечение мобильности, контрмобильности, живучести и выполнение общих инженерных задач.

Мобильность предусматривает осуществление свободы маневра боевым и поддерживающим частям в любых условиях боевой обстановки путем решения следующих задач: разведка маршрутов движения, восстановление и содержание дорожной сети; преодоление взрывных и невзрывных заграждений, предусматривающее их разведку, поиск и оборудование обходов, проделывание и обозначение проходов; обеспечение движения войск (за счет строительства и содержания военных дорог и колонных путей); преодоление водных преград (их разведка, подготовка табельных средств, сборка мостов и паромов, организация комендантской службы на переправе); обеспечение передового базирования армейской авиации (АА), которое включает проведение рекогносцировочных мероприятий, строительных и ремонтных работ, а также содержание посадочных площадок.

Контрмобильность предполагает максимальное ограничение подвижности противника, в первую очередь его танковых и механизированных соединений. Для этого широко применяются заграждения всех видов, главенствующая роль среди которых отводится минным. При ведении боевых действий предусматривается широкомасштабное применение мин, в установке которых будут участвовать не только инженерные формирования, но и артиллерия, АА, а также авиация ВВС, ВМС и морской пехоты. С помощью современных мин планируется ставить заграждения, посредством которых можно остановить продвижение противника, задержать его или направить в зоны, где возможно наиболее эффективное использование против него различных видов оружия.

Живучесть предусматривает проведение мероприятий, обеспечивающих скрытность войск от разведки противника и поражения его различными огневыми средствами. Эту задачу решает весь личный состав, а на инженерные подразделения возложены обязанности по проведению крупных маскировочных мероприятий, возведению защитных сооружений для вооружения и военной техники (В и ВТ), оборудованию и защите командных пунктов, узлов связи и центров управления.

В обороне особое внимание обращается на тщательное оборудование защитных сооружений, которые по степени важности распределяются в следующем порядке: пункты управления; огневые позиции (включая позиции оперативно-тактических ракет, полевой артиллерии и систем ПВО); позиции противотанковых средств; укрытия для танков, бронетранспортеров и боевых машин пехоты.

В наступлении защитные сооружения оборудуются при наличии для этого времени, а также во время остановок, вызываемых перегруппировкой и перестроением войск. В настоящее время при принятии решения на выполнение данной задачи рекомендуется следующая шкала приоритетов: оборудование пунктов управления; огневых позиций для противотанковых средств; позиций для средств ведения огня непрямой наводкой; важнейших пунктов снабжения боеприпасами и горюче-смазочными материалами.

К общим инженерным задачам относятся специфические мероприятия, выполняемые инженерными частями в тыловой зоне. Важнейшими из них считаются оборудование, содержание и восстановление линий коммуникаций, возведение защитных и других сооружений для подразделений тыла, строительство взлетно-посадочных полос, производство сплошного разминирования, оборудование водозаборных пунктов.

Организация инженерных подразделений СВ США. В период со второй половины 80-х до середины 90-х годов с целью повышения эффективности инженерного обеспечения боевых действий в США была проведена реорганизация инженерных подразделений, основными направлениями которой стали: оснащение войск новыми средствами, выполненными на базе современных технологий; усовершенствование систем связи и процессов управления и взаимодействия; создание условий для самостоятельных действий в передовых районах; повышение способности к быстрому развертыванию для действий в составе общевойсковых формирований.

Результатом этой реорганизации стало изменение боевого и численного состава инженерных формирований корпусов и дивизий СВ США. Согласно новым положениям устава FM 5-100 инженерная бригада армейского корпуса (АК, ее примерный состав представлен на рис. 1) может включать штаб и штабное подразделение, топографическую роту, одну-две инженерные группы, в каждой из которых два-пять инженерных батальонов (инженерных, тяжелых инженерных, легких инженерных), одну строительную группу, в которой может быть три - шесть инженерных батальонов, а также отдельные роты, которые будут вводиться в состав бригады по необходимости. Количество, тип и численный состав инженерных батальонов в корпусе будет зависеть от его структуры, решаемых задач, группировки и возможностей противника, а также особенностей ТВД. Штаб инженерной бригады является штабом инженерной службы АК.

Рис. 1. Примерная организация инженерной бригады армейского корпуса

сухопутных войск США

Структура механизированного инженерного батальона из состава инженерной бригады АК СВ США представлена на рис. 2, а перечень основных В и ВТ и оснащения - в табл. 1. Обычно он подчинен штабу инженерной группы и состоит из штабной и трех линейных рот. По своим возможностям он почти соответствует батальону бронетанковой или механизированной дивизии, но имеет больший штат. Это формирование используется для инженерного обеспечения боевых действий дивизии в более сложных условиях. При выполнении задач по обеспечению мобильности механизированный батальон организует разведку и рекогносцировку. Он обеспечивает преодоление особо сложных природных и искусственных заграждений и преград. В ходе операций по обеспечению преодоления заграждений дивизиями и бригадами механизированный инженерный батальон может: заменить подразделения дивизионного подчинения, высвободив их для выполнения других, менее сложных задач; обеспечивать поддержку и усиление дивизионных частей; решать задачи по преодолению преград параллельно с дивизионными подразделениями. При выполнении задач контрмобилъности корпусной инженерный батальон (механизированный) должен устанавливать минные поля, разрушать дороги и мосты.

Инженерный батальон колесных машин, как правило, подчинен штабу инженерной группы и состоит из штабной и трех линейных рот. Это формирование обычно используется для выполнения задач инженерного обеспечения в тыловых районах АК. Подразделения этого батальона строят, восстанавливают и ремонтируют дороги, колонные пути, аэродромы передового базирования, обеспечивают маневренность тыловых частей и подразделений, в некоторых случаях они могут привлекаться к строительству тыловых баз.

Таблица 1

ОСНАЩЕНИЕ ИНЖЕНЕРНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ ИНЖЕНЕРНЫХ БРИГАД АК И «ТЯЖЕЛОЙ» ДИВИЗИИ СВ ВС США

Тяжелый инженерный батальон обычно состоит их штабной и трех линейных рот. Он имеет большие возможности по строительству и ремонту взлетно-посадочных полос, аэродромов, дорог, мостов, зданий. Оснащение этого батальона позволяет строить порты, линии коммуникаций, дамбы, электростанции. Кроме боевых действий, он широко применяется при ликвидации последствий войны, оказании гуманитарной помощи, при ликвидации последствий катастроф и стихийных бедствий. «Тяжелый» инженерный батальон обычно используется для усиления дивизионных и бригадных инженерных подразделений.

Инженерная и десантная инженерная роты (легкого оборудования), как правило, подчинены начальнику инженерной службы корпуса и оснащены быстро разворачиваемым оборудованием, имеющим низкие массо-габаритные показатели и обеспечивающим выполнение задач по обеспечению живучести. Обычно они выполняют задачи вместе с корпусным инженерным батальоном (легким инженерным батальоном - воздушно-десантным), но иногда они применяются вместе с механизированным инженерным батальоном или инженерным батальоном колесных машин.


Рис. 2. Структура инженерного батальона (механизированного) инженерной бригады

АК и «легкой дивизии»

Инженерная рота (легкого оборудования) и воздушно-штурмовая инженерная рота (легкого оборудования) помогают маневренным силам в выполнении землеройных работ. Эти подразделения, как правило, используются для усиления легкого инженерного батальона и десантного инженерного батальона.

Инженерная рота оборудования для боевого обеспечения обычно подчинена штабу инженерной службы корпуса и оснащена высокопроизводительной землеройной техникой. Обычно она входит в состав корпусного инженерного батальона (механизированного или колесных машин), а в некоторых случаях может действовать самостоятельно, подчиняясь штабу инженерной группы.

Таблица 2

ОСНАЩЕНИЕ ИНЖЕНЕРНЫХ БАТАЛЬОНОВ «ЛЕГКИХ» ДИВИЗИЙСВ ВС США



Рис. 3. Инженерная бригада «легкой» дивизии СВ США (вариант)

Инженерная рота (понтонная) оснащена понтонным мостом «Рибон Бридж», который позволяет быстро наводить наплавные мосты. Она обычно входит в состав корпусного инженерного батальона или корпусной инженерной группы. Секции моста транспортируются специальными автомобилями, а в некоторых случаях вертолетами средней грузоподъемности. Кроме того, подразделения занимаются перевозкой грузов, после того как понтонные секции разгружены.

Инженерная рота сборно-разборных мостов и инженерная рота моста MGB предназначены для быстрой сборки мостов на жестких опорах. Для решения этой задачи роты оснащены сборно-разборными мостами «Бейли» или MGB. Часто эти мосты собираются с целью замены ранее установленных штурмовых мостов. Обычно роты мостов на жестких опорах входят в состав корпусного инженерного батальона или подчинены инженерной группе. Транспортные автомобили рот могут использоваться и для перевозки различных грузов.

Инженерный отряд (подводных работ) предназначен для выполнения подводных работ в интересах командования корпуса, в частности для подводной разведки, обеспечения форсирования реки, создания и преодоления подводных преград. Он может оказывать также помощь в эксплуатации портов и очистке прибрежной зоны.

Инженерная бригада из состава «тяжелой» дивизии (штатная численность около 1 300 человек) включает штаб и штабную роту, три механизированных инженерных батальона (аналогичны механизированным инженерным батальонам из состава АК).

Механизированный инженерный батальон состоит из штаба, штабной и трех инженерных рот и подразделения обеспечения. Они осуществляют инженерное обеспечение бригадных тактических групп.

Командир бригады обычно является и начальником инженерной службы дивизии. Он вместе со своим штабом отвечает за организацию инженерного обеспечения дивизии и планирует все мероприятия, проводимые в дивизии в рамках его полномочий. Он определяет объем задач, которые необходимо выполнить батальонам дивизии, приданым корпусным батальонам и отдельным ротам. Командир инженерной бригады механизированной или бронетанковой дивизии имеет право передавать роты одного инженерного батальона дивизии в распоряжения другого или придавать их другим маневренным частям, например бронекавалерийскому эскадрону.

В современной структуре «легких» дивизий функции инженерного обеспечения возложены на инженерные батальоны. Эти батальоны однотипны по своему составу и включают: штаб, штабную и три инженерные роты. Численность личного состава в батальонах колеблется от410до436 человек и зависит от количества вооружения и техники, находящихся на оснащении этих батальонов. Перечень основного вооружения и боевой техники представлен в табл. 2.

Однако опыт учений показывает, что выделяемых бригадам инженерных сил для решения требуемых задач в необходимом высоком темпе может быть недостаточно. Поэтому разработчики структуры новой «легкой» дивизии предполагают иметь в ней отдельную инженерную бригаду в составе штаба и штабной роты, двух батальонов - общей и непосредственной поддержки (рис. 3).

Общая численность бригады будет составлять около 1 600 - 1 800 человек. Характерным для этих подразделений будет их оснащение легкой инженерной техникой, рассчитанной на перевозку штатными военно-транспортными самолетами С-130 и С-17.

К настоящему времени перспективная организация инженерных войск проверяется в ходе войсковых учений и штабных игр, которые должны способствовать уточнению и корректировке планируемых организационно-штатных преобразований инженерных войск корпусного и дивизионного звена.

Таким образом, сухопутные войска ВС США в зоне боевых действий имеют боеспособные части и подразделения инженерных войск, способные эффективно выполнять разнообразные задачи по инженерному обеспечению во всех видах боевых действий.

В настоящее время определена структура перспективных «средних» бригад, а состав новых дивизий пока не установлен.

Батальон - наименьшая тактическая единица Сухопутных войск в СССР и в Российской Федерации . В России батальон в почтовом адресе войсковой части имеет номер войсковой части с добавлением буквенного литера . Например, «в/ч 03426-Б» - то есть это 2-й батальон войсковой части № 03426.

В случае, если батальон является отдельным формированием (воинской частью), в структуре соединения в офицерском составе батальона вводятся такие должности как помощник начальника штаба, начальник финансовой службы, начальник продовольственной и вещевой службы, начальник секретной части и так далее. Данные штатные должности повышают автономность функционирования отдельного батальона в административно-хозяйственном плане.

Мотострелковый батальон

Штатная структура мотострелкового батальона ВС России (вариант)

Мотострелковый батальон (сокращённо - мсб , см. ниже мотострелковых войск .
В состав батальона по штату входят:

  • три мотострелковые роты (мср ). На вооружении мср могут находится БТР-70 , БТР-80 , БМП-2 , БМП-3 и МТ-ЛБ (для районов Крайнего Севера) и так далее.
  • Миномётная батарея (минбатр ). На вооружении - 6 миномётов 2Б14 «Поднос» (82 мм) (1-й и 2-й огневые взвода), три автоматических миномёта 2Б9 «Василёк» (3-й огневой взвод).
  • Взвод управления (ву ). 14 грузовых автомобилей, 5-ть в 1 огв, три во 2 огв, 4-ре в 3 огв, два во ву.
  • Противотанковый взвод (птв ). На вооружении - переносные противотанковые ракетные комплексы (ПТРК) «Фагот»
  • Гранатомётный взвод (грв ). На вооружении - гранатомёт АГС-17 «Пламя» или АГС-30.
  • вто ).
  • вмо ).
  • Медицинский пункт батальона (МПб ).

В состав мсб на БМП противотанковый взвод не входит по причине наличия ПУ ПТУР в составе комплекса вооружения БМП. В состав батальона могут входить и другие подразделения. Так, в большинстве батальонов миномётная батарея имеет шесть 120 мм миномётов либо то же количество самоходных или буксируемых миномётов серии «Нона» того же калибра различных модификаций. Численность личного состава в мсб на БТР-80 - 530 человек. В мсб на БМП-2 - 498 человек .

    • Примечание по терминологии: В советской военной школе термины моторизованный и мотопехотный применялись и применяется исключительно к войскам вероятного противника. Термин моторизованный стрелковый батальон обозначал пехотный батальон имеющий штатную автомобильную технику. Термин мотопехотный батальон - обозначал пехотный батальон имевший на вооружении БТР или БМП . Поскольку в 50-х годах пехотные части Советской Армии стали в массовом количестве лёгкую бронетехнику - стрелковые батальоны переименовывались в мотострелковые . В Советской Армии после появления мотострелковых войск никогда не было пехотных формирований на автомобильной технике - поэтому термин моторизованный - не применялся. Даже в так называемых дивизиях охраны тыла , имевшихся во всех военных округах и представлявших собой скадрированные пехотные части (без артиллерийских и танковых подразделений) имелась штатная лёгкая бронетехника, зарезервированная на длительном хранении. В вооружённых силах США, Великобритании и других государств войска, аналогичные мотострелковым, именуются механизированной пехотой или механизированными войсками, а под термином «моторизованная пехота» (мотопехота) обычно (кроме некоторых стран бывшего Варшавского договора) понимается пехота, перебрасываемая на грузовиках и не использующая бронетранспортёры или БМП.

Парашютно-десантный батальон (десантно-штурмовой батальон)

Парашютно-десантный батальон (пдб ) является основной наименьшей тактической единицей воздушно-десантных войск .

По своей организационно-штатной структуре он практически не отличается от мотострелкового батальона. Разница состоит в вооружении. На вооружении пдб состоит облегчённая авиадесантируемая бронетехника - БМД-2 , БМД-3 , БМД-4 , БТР-Д .

Десантно-штурмовой батальон (сокращённо - дшб ) является основной наименьшей тактической единицей десантно-штурмовых войск в составе сухопутных войск . На вооружении дшб может стоять бронетехника , как штатная для пдб , так и штатная для мотострелкового батальона - БТР-80 , БМП-2 .

Существовали дшб , на вооружении которых не было бронетехники, а имелись только авиадесантируемые модификации грузовых машин ГАЗ-66 для доставки личного состава. В таких случаях дшб назывались «пешими». Разница в штате пдб (также дшб с авиадесантируемой техникой) и дшб состояла в наличии Взвода Десантного Обеспечения (сокращённо вдо ). вдо занималось техническим обеспечением средствами парашютной высадки для бронетехники пдб .

Численность личного состава для пдб - 360-400 человек, для дшб - 450-530 человек .

Батальон в морской пехоте

С советских времён в частях морской пехоты существуют две разновидности батальонов. Это батальон морской пехоты и десантно-штурмовой батальон . Главное различие между ними - наличие в составе десантно-штурмовых батальонов парашютно-десантной роты, способной осуществлять парашютную высадку и подготовка личного состава к высадке с вертолётов .

  • Батальон морской пехоты (бмп/обмп составе полка морской пехоты либо отдельная часть в составе бригады морской пехоты. Обычно имеет в своём составе:
    • Управление батальона
    • )
    • три-пять рот морской пехоты (рмп )
    • десантно-штурмовая рота (дшр )
    • батальонный медицинский пункт (бМП )

В состав отдельного батальона морской пехоты добавляется артиллерийская батарея

  • Десантно-штурмовой батальон (дшб/одшб ) - структурное подразделение в составе полка морской пехоты либо отдельная часть в составе бригады морской пехоты . Обычно имеет в своём составе:
    • Управление батальона
    • Отдельные взвода при штабе батальона (гранатомётный, связи, разведки, обеспечения )
    • 3 десантно-штурмовые роты (дшр )
    • парашютно-десантная рота (пдр )
    • Медицинский пункт батальона (бмп )

В состав отдельного десантно-штурмового батальона добавляется артиллерийская батарея .

По вооружению оба вида батальонов практически не отличаются от мотострелкового батальона за тем исключением, что артиллерийское подразделение (артиллерийская батарея ) в составе батальонов имеет на вооружение более мощные и дальнобойные артиллерийские орудия, чем у мотострелков (2Б16 «Нона-К»). Численность ОБМП и ОДШБ достигает 650-700 человек.

Танковый батальон

Штатная структура танкового батальона ВС России (вариант)

Танковый батальон является наименьшей тактической единицей танковых войск .

Сокращённое написание танкового батальона - тб . Организационно тб входил и входит как в состав танковых или мотострелковых полков/бригад , так и являлся отдельным подразделением при штабе корпуса /армии (отб ). Танковый батальон не содержит подразделений, входящих в состав мотострелкового батальона для усиления огневой мощи - минбатр , птв , грв . Применение миномётов совместно с танками затруднено также тем, что миномёты в своём большинстве не самоходные. В штатный состав батальона входят (вариант):

  • три танковые роты (тр ).
  • Взвод управления (ву ).
  • Взвод технического обеспечения (вто ).
  • Взвод материального обеспечения (вмо ).
  • Медицинский взвод (медв ).

Количество танков в штатном составе батальона ВС России - 31 машина (это в случае, если батальон входит в состав танкового полка или бригады). В танковых же батальонах , входящих в состав мотострелковых полков или бригад - 40 боевых машин. Разница получается из-за количества танков в танковом взводе - три танка для взвода танкового батальона танкового полка/бригады и 4 танка для взвода танкового батальона в мотострелковом полку/бригаде.

Данное правило сформирования танковых подразделений было закреплено в Советской Армии с 50-х годов, с начала сформирования мотострелковых войск . Объяснялось это тем, что, по правилам советской тактики, танковый батальон в мотострелковом полку/бригаде , в случае широкомасштабных боевых действий рассредотачивался для огневого усиления по мотострелковым батальонам - повзводно на каждую роту. Что требовало увеличения количества боевых машин в танковом взводе до 4. По тем же правилам - танковые полки/бригады действовали на направлении сосредоточения основного удара по противнику в составе не менее одной танковой роты , для чего наличие во взводе трёх танков являлось оптимальным.

Численность личного состава тб в составе танкового полка/бригады на Т-72 - 174 человека, в составе мотострелкового полка/бригады - 213 человек .

Разведывательный батальон

Танковых и мотострелковых дивизии , занимающееся сбором разведывательных данных.

Сокращённо принято называть отдельные разведывательные батальоны термином разведбат или орб .

Батальон в войсках связи

Отдельное подразделение (обс ) в структуре дивизии /корпуса бс ) в отдельном полку/бригаде связи , занимающееся обеспечением связи в войсках. Организационно батальон связи может состоять из двух-трёх рот связи и хозяйственной части . Хозяйственная часть представляет собой отдельные взводы по ремонту и техническому обслуживанию средств связи, по автотранспортному обеспечению, по хозяйственному обеспечению, по обслуживанию и ремонту аккумуляторов для переносной радиоаппаратуры. Роты связи занимаются непосредственно обеспечением всех видов связи штаба соединения с подразделениями и воинскими частями и в пункте постоянной дислокации и в полевых условиях .

  • Инженерно-сапёрный батальон . Отдельное подразделение (оисб ) в структуре дивизии /корпуса или структурное подразделение (исб ) в отдельном инженерно-сапёрном полку/бригаде , занимающееся полным инженерным обеспечением войск. Организационно исб /оисб
    • Инженерно-сапёрная рота - установка минных заграждений, установка инженерных заграждений, разминирование минных заграждений
    • Инженерно-техническая рота - оборудование траншейных линий, укрытий и укреплений, организация полевого электропитания, организация полевого водоснабжения
    • Инженерно-дорожная рота - оборудование временных грунтовых дорог и возведение мостов
    • Понтонная рота - обеспечение понтонной переправы
  • Инженерно-технический батальон . Отдельное подразделение (оитб ) в структуре корпуса /армии /военного округа или структурное подразделение (итб ) в отдельном инженерно-сапёрном (инженерно-техническом) полку/бригаде , занимающееся частичным инженерным обеспечением войск. Отличием от инженерно-сапёрного батальона является отсутствие в его составе инженерно-сапёрной роты . В связи с чем батальон не может производить инженерную разведку войск в наступлении и является подразделением отвечающим за инженерное обеспечение в тылу войск. Также на итб возлагаются инженерные мероприятия по восстановлению боеспособности войск и ликвидация последствий ядерных ударов противника. Организационно итб /оитб могут состоять из следующих рот, выполняющих определённые задачи:
    • Дорожно-мостовая рота - обслуживание и ремонт временных грунтовых дорог и мостов
    • Маскировочная рота - оснащение боевых подразделений маскировочными средствами, установка ложных макетов боевой техники и оборудование ложных позиций
    • Инженерно-Дорожная Рота - оборудование временных грунтовых дорог и возведение мостов, организация полевого водоснабжения

Следующие батальоны в инженерно-сапёрных и инженерных частях являются узкоспециализированными:

  • Инженерный батальон заграждений (ибз ) - структурное подразделение в , занимающееся постановкой инженерных заграждений для обороняющихся войск
  • Инженерный батальон разграждений (ибр ) - структурное подразделение в отдельной инженерно-сапёрной бригаде , занимающееся снятием инженерных заграждений для наступающих войск
  • Инженерно-позиционный батальон (ипб ) - структурное подразделение в отдельной инженерно-сапёрной бригаде , занимающееся оборудованием пунктов управления
  • понтонно-мостовой батальон (помб ) - структурное подразделение в отдельной инженерно-сапёрной бригаде или в отдельном понтонно-мостовом полку/бригаде , занимающееся оборудованием понтонной переправы
  • батальон полевого водообеспечения (бПВ ) - структурное подразделение в отдельной инженерно-сапёрной бригаде , занимающееся полевым водообеспечением

Личный состав оисб - около 300 человек.

Батальон в химических войсках

В Химических войсках батальоны различаются в зависимости от решаемых задач.

  • Отдельный батальон радиационной и химической разведки (обрхбр ) - структурное подразделение в . Занимается разведкой и мониторингом радиационного, химического и биологического заражения местности.
  • Отдельный батальон радиационной, химической и биологической защит (обрхбз ) - структурное подразделение в отдельной бригаде радиационной, химической и биологической защиты , либо в составе мотострелковой дивизии . Занимается полным комплексом мер по защите личного состава линейных частей по радиационной, химической и биологической защите. В случае если входит в состав мотострелковой дивизии , также осуществляет и разведку и мониторинг радиационного, химического и биологического заражения местности. обрхбз может в ключать в свой состав следующие подразделения:
    • Управление
    • Взвод радиационной, химической, биологической разведки
    • Две роты радиационной, химической, биологической защиты
    • Рота дегазации и дезинфекции (обмундирования и снаряжения)
    • Штабная рота
    • Ремонтный взвод
    • Взвод материального обеспечения
    • Электротехнический взвод
    • Медицинский пункт

Личный состав обрхбз - от 200 до 550 человек.

Медицинский батальон (медико-санитарный батальон)

Отдельное подразделение в структуре дивизии , занимающееся медицинским обеспечением военнослужащих.

Отдельный медико-санитарный батальон принято называть сокращённо омедсанб или медсанбат (устаревший термин, которым в устной речи до сих пор пользуются), отдельный медицинский батальон - омедб . Между омедб и омедсанб нет никакой разницы.

Для личного состава омедб характерно высокое содержание военнослужащих в офицерском звании и в звании прапорщиков . Это связано с тем, что половина штатных должностей в медсанбатах - это должности врачей различной спецификации и медицинских специалистов, требующие от кандидатов высшего и среднего специального медицинского образования (медсёстры, фельдшеры, рентгенолог, лаборанты, аптекарь и т. д.). Организационно-штатная структура ОМедБ представлена таким образом:

  • возглавляет омедб - командир батальона (врач-организатор);
    • управление - включает ряд заместителей;
    • медицинский взвод - два хирурга, терапевт, анестезиолог;
    • эвакуационный взвод
    • взвод материального обеспечения (командир взвода - прапорщик)
    • медицинская рота - командир роты (врач-хирург, причём, ведущий);
      • приёмно-сортировочный взвод - два хирурга;
      • операционно-перевязочный взвод - 5 хирургов;
      • отделение анестезиологии и реанимации - два анестезиолога;
      • госпитальный взвод - 2 терапевта;
      • стоматологический кабинет - врач-стоматолог.

Всего по штату: 157 человек. Врачебного состава: 18 человек. Хирургов: 10 человек .

Ремонтно-восстановительный батальон

Отдельное подразделение в структуре дивизии /корпуса /армии , занимающееся ремонтно-восстановительными работами автомобильной и военной техники, средств связи и вооружения.

Сокращённое название ремонтных батальонов или отдельных ремонтно-восстановительных батальонов - рембат или орвб . Также на базе рембатов производятся сложные регламентно-настроечные работы, для осуществления которых поставка необходимого оборудования для специализированных ремонтных подразделений в воинские части (Ремонтные Роты в составе полков /бригад и ремонтные взвода в составе отдельных батальонов /отрядов) считалось и считается нецелесообразным.

Комендантский батальон

Отдельное подразделение в составе крупных гарнизонов либо структурное подразделение в составе комендантских полков или дорожно-комендантских бригад в группе войск , отвечающее за организацию комендантской службы в военное и мирное время.

Подчиняется непосредственно коменданту гарнизона . В случае введения военного положения отдельный комендантский батальон (окб ) обеспечивает дисциплину и порядок в воинских частях гарнизона. Также специализированные комендантские батальоны организуют продвижение военных колонн, в связи с чем их полное название звучит так - отдельный дорожно-комендантский батальон (одкб ).

На основе 99-го отдельного комендантского батальона был создан 154-й отдельный комендантский полк , являющийся войсковой частью военной комендатуры Москвы .

Строительный батальон

всо представлял собой батальон , состоящий из 3-6 рот . Штат и оснащение батальона различались в зависимости от задач, выполняемых им - строительство оборонных объектов, возведение автомобильных дорог и мостов, строительство жилых зданий и т. д..

…23 июня 1986 года военно-строительный отряд с Урала общей численностью до 600 человек в составе пяти рот и обслуживающего персонала , обеспеченный всем необходимым, вплоть до дров и угля (даже оружие выдали), отбыл на Украину. …

В разговорной речи строительный батальон назывался термином «стройбат» . «Стройбат» являлся военизированным аналогом гражданского строительного предприятия и оснащался всей необходимой строительной техникой - грузовыми автомобилями, тракторами, бульдозерами, подъёмными кранами, экскаваторами, бетономешалками и т. д.

Из-за большого количества стройбатов в ВС СССР в военной среде их в шутку называли «королевскими войсками» .

Пусть говорят «Стройбат неэффективен»
Пусть говорят, что в нём одна тоска
Но я горжусь что я служил в стройбате
Ведь это королевские войска

Батальон аэродромно-технического обеспечения

Подразделение в структуре авиационно-технической базы (АТБ) ВС СССР и ВС России до 2009 года. бато структурно состоит из рот спецавтотранспорта, предназначенных для непосредственного обеспечения на аэродроме летательных аппаратов топливом, маслами, спецжидкостями, газами, электроэнергией и т. д.. Состоит из отделений топливозаправщиков (ТЗ), воздухозаправщиков (ВЗ), аэродромных передвижных электроагрегатов (АПА), электрогидроустановок (ЭГУ), подвижных гидроагрегатов (УПГ), заправщиков спецжидкостями (ЗСЖ), кислородозаправщиков (АКЗС и ТРЖК), азотозаправщиков (АЗОС), тягачей, вездеходов НПСК, машин транспортной группы и т. д. - в авиации штатная стуктура подразделений сильно зависима от местоположения аэродрома и его классификации, типов эксплуатируемой и принимаемой авиатехники. Необходимо отметить, что практически все спецавтомобили аэродромного обеспечения комплектуются экипажами из двух человек. В структуру бато могут не входить подразделения аэродромно-эксплуатационной роты (бато): снегоуборочная техника, инженерные машины, ветродуйки с ГТД и т. д., а также автотранспорт пожарной команды АТБ, автотранспорт службы боепитания, спецмашины жилищно-коммунальной службы и ряд другой матчасти.

Батальоны внутренних войск

В связи с широкой спецификой решаемый вопросов, с советского периода во внутренних войсках существует несколько разновидностей линейных батальонов.

Примечание:

Отряд ГРУ ГШ ВС СССР

Организационно-штатная структура 177-го отдельного отряда специального назначения на лето 1982 г.

Сводные батальоны от отдельных бригад специального назначения (Главного Разведывательного Управления при Генеральном Штабе) ВС СССР , которые снаряжались (отряжались) для ведения боевых действий на территории Республики Афганистан , а впоследствии и на территорию Закавказья в ходе межнациональных конфликтов, назывались Отрядами . Полное название отрядов - отдельные отряды специального назначения (ооСпН ).

Сводность батальонов заключалось в том, что в обычный штат отдельного батальона специального назначения , состоявшего из трёх разведывательных рот , дополнительно включались (сводились) ещё три роты - гранатомётная , инженерно-огнемётная (инженерно-миномётная ) и транспортная рота . Также кроме указанных рот в штат батальона добавлялись отдельные взводы/группы - зенитно-артиллерийская группа и ремонтный взвод . Подобных собственных подразделений по оснащению и вооружению в штате бригад специального назначения не имелось, поэтому набор военнослужащих и комплектация боевой техникой в дополнительные подразделения производились из других воинских частей, принадлежавших различным родам войск. Целью подобного изменения организационно-штатной структуры батальона являлось повышение огневой мощи подразделений и повышение автономности батальона при ведении боевых действий. Всего через Афганскую Войну прошло 11 отдельных отрядов специального назначения (ооСпН ). Впоследствии к февралю 1984 года 8 отрядов были сведены организационно в две бригады . Для конспирации было принято называть их в служебном порядке отдельными мотострелковыми батальонами (омсб ).

Артиллерийский дивизион

К примеру, в аналоге мотострелкового батальона ВС СССР - в мотопехотном батальоне механизированной (танковой) дивизии Армии США насчитывается 896 человек (против 498-530 в советском МСБ) .

Другой пример - Танковый батальон США . В его составе насчитывается 560 человек (против 174-213 человек в советском ТБ ) .

Указанная разница получается из-за большого состава Штабной Роты - стандартного подразделения боевого и тылового обеспечения при штабе батальона в армиях

Главная Новости В мире Подробнее


02.12.2015 (17:32)

В Вооруженных Силах России сформирован первый инженерный штурмовой батальон





Первый в Вооруженных Силах России штурмовой батальон инженерных войск сформирован во Владимирской области в городе Муроме. Об этом сообщил сегодня журналистам начальник инженерных войск ВС РФ генерал-лейтенант Юрий Ставицкий.

«Батальон штурма и разграждения инженерных войск вошел в состав вновь сформированной инженерно-саперной бригады резерва Верховного Главнокомандующего. Важность этих соединений достаточно высока. Это — резерв начальника Генерального штаба, данные подразделения специфические», — пояснил Юрий Ставицкий.

При этом он отметил, что штурмовые инженерно-саперные подразделения «должны будут обеспечивать беспрепятственное продвижение по территории противника мотострелков, других сил, что позволит значительно повысить эффективность боевых действий и при этом максимально избежать потерь».

«Опыт чеченской кампании показал, что отсутствие таких подразделений негативно сказывается на результате боя. Люди в этих бригадах защищены соответствующим образом, готовы правильно действовать при прохождении завалов, минных полей, укрепрайонов и других препятствий. У них и специальные инструменты предусмотрены», — рассказал Юрий Ставицкий.

По словам начальника инженерных войск, «такие подразделения комплектуются, в основном, спортсменами, годными по состоянию здоровья, с высокими физическими возможностями, с закаленным характером».

«Стараемся по принципу спецназа подбирать военнослужащих. Конкурс достаточно высокий, начали их подготовку в Тюменском военном училище и наших учебных центрах», — пояснил Юрий Ставицкий.

Он выразил уверенность, что уже в 2016 году новая инженерно-саперная бригада и штурмовой батальон в ее составе «начнут взаимодействие с войсками».

Находясь в Муроме, генерал-лейтенант Юрий Ставицкий принял участие в церемонии крепления полотнищ Боевых знамен к древкам вновь сформированных инженерно-саперной и понтонно-мостовой бригад инженерных войск ВС РФ.

Он сообщил, что такие соединения к 2020 году планируется создать в каждой общевойсковой армии.

Что касается задач, которые будет решать понтонно-мостовая бригада, то, по словам начальника инженерных войск, она «предназначена для оборудования различных переправ на крупных водных преградах, также ее военнослужащие будут оказывать помощь населению в период паводков и смогут участвовать в ликвидации последствий различных ЧС».

Штурмовой батальон в составе новой инженерно-саперной бригады будет делать проходы в минных полях, разрушениях и завалах.

«При этом у нас с ВДВ совершенно разные задачи, несмотря на то, что в их составе тоже есть штурмовые подразделения», — отметил Юрий Ставицкий, говоря о задачах саперов - «штурмовиков».

Возвращаясь к истории вопроса, он пояснил, что впервые саперные подразделения штурма появились в годы Великой Отечественной войны. Тогда в инженерных войсках было сформировано 90 специально подготовленных саперных батальонов.

Юрий Ставицкий также сообщил о том, что военные инженеры в новых штурмовых подразделениях вскоре начнут получать специально разработанные индивидуальные средства защиты — костюмы ОВР-3Ш.

«У нас будет два класса новых костюмов: для инженерно-саперных подразделений и инженерно-штурмовых. Они несколько отличаются друг от друга по классу защиты и по амуниции, но все современные достижения и технологии мы постарались внедрить», — пояснил начальник инженерных войск Вооруженных Сил генерал-лейтенант Юрий Ставицкий.

В состав комплекта ОВР-3Ш входит защитный костюм сапера 6-го класса защиты с карманами для размещения боекомплекта, датчиками «свой-чужой», «жив-ранен, убит» и модулем ГЛОНАCC/GPS, защитный шлем, саперный мачете, комплект для вышибания дверей, штурмовая лестница, гидравлические кусачки, дисковая пила, гидравлический домкрат, комбинированные ножницы, подрывная машинка и другие средства.

Справочно:

Начиная с 1943 года при освобождении Европы от немецко-фашистских захватчиков советским войскам понадобились саперные подразделения штурма, которые могли оперативно, в условиях городского боя, овладеть зданием и произвести очистку местности или минирование объекта. Приказом Ставки Верховного Главнокомандования СССР в инженерных войсках было сформировано 90 специально подготовленных саперных батальонов.

«Батальоны должны быть выделены из состава саперных бригад, обеспечены положенным имуществом и освобождены от работы на рубеже для форсированной боевой подготовки, в первую очередь по подрывному делу и устройству заграждений», — говорилось в приказе.

Многими подвигами и заслугами овеяли свой боевой путь саперы штурмовых бригад и батальонов, среди которых немало Героев Советского Союза и орденоносцев.

Штурмовые саперные батальоны состояли из стрелков с противотанковыми ружьями, саперов с взрывчаткой и ранцевыми огнеметами. Каждый боец нес запас «коктейлей Молотова» и гранат. Частью экипировки саперов-штурмовиков являлся защитный стальной трехмиллиметровый нагрудник. Проходы в заграждениях устраивались специально созданными группами разграждения, а уничтожение укрепленных позиций противника возлагалось на штурмовые группы. Тактика была слаженной и вариативной.

При борьбе с танками личный состав штурмовых групп продвигался по ходам сообщения, отрытым в снегу или с помощью маскировочных средств. Саперы подбирались к танку, зажигали дымовые шашки для ослепления экипажа, после чего укладывали на танк взрывчатое вещество, подрывая или сжигая его.

К укрепленному блиндажу или доту группу саперов на максимально близкое расстояние подвозил танк, затем они спешивались и подползали к укрытию. Танк держал под прицелом вход, а саперы забирались на крышу и спускали через дымовую трубу противотанковую мину, после чего отползали и с помощью привязанного шнура выдергивали чеку из взрывателя.

При штурме здания саперы-штурмовики, используя трофейные фаустпатроны, пробивали в стене брешь, после чего под прикрытием автоматчиков, огнеметчики подбегали и направляли в нее огненные струи. В других случаях саперы-штурмовики заливали горящий бензин в вентиляционные шахты и дымоход.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»