Во все тяжкие. Как «киевский патриарх» Филарет за властью гонялся

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

МОСКВА, 1 дек — РИА Новости. Глава самопровозглашенной Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарет Денисенко заявил, что УПЦ КП никогда не вернется в Московский патриархат, а сам он никогда не покается в своих действиях.

"Я хочу заявить Российскому епископату: никогда украинская церковь не вернется в Московский патриархат, потому что мы имеем свое государство. Как они имеют свое государство, так и мы. Возвращения никогда не будет", — сказал он.

По словам Филарета, Архиерейский собор Русской православной церкви неверно истолковал его обращение.

"Примирения не случилось, потому что собор, воспользовавшись моим обращением, направил его не на примирение и на решение вопроса об автокефалии украинской церкви, а на то, что якобы мы хотим вернуться в Московский патриархат. Не мы, а они хотят, чтобы мы вернулись", — сказал он.

Более того — он подчеркнул, что ни за что не покинет свой пост, даже если бы это помогло диалогу об автокефалии.

"От киевской кафедры я не отрекусь до смерти", — сказал Филарет.

Диалог без примирения?

Накануне Архиерейский собор Русской православной церкви, который в эти дни проходит в Москве, принял постановление, в котором изложил просьбу главы самопровозглашенной УПЦ КП о восстановлении молитвенного и евхаристического общения с христианами, состоящими в украинском церковном расколе. Собор посчитал это письмо "шагом к преодолению раскола" и создал специальную комиссию для переговоров с Киевским патриархатом.

Филарет пояснил, что обратился к Архиерейскому собору с предложением о примирении ради создания автокефальной украинской православной церкви.

"Мы заинтересованы в автокефалии всей украинской церкви. Ради создания на Украине единой поместной православной церкви мы пошли на это примирение", — сказал он, добавив, что не согласовывал текст обращения с украинскими властями.

По его словам, Киевский партриархат готов создать комиссию и не отказывается от диалога.

"Но от какого диалога? От диалога об автокефалии УПЦ, если такой диалог будет, то мы пойдем на него. Если диалог о возвращении в Московский патриархат, то мы не пойдем на диалог, нам он не нужен", — сказал глава УПЦ КП.

Если же Москва не захочет вести переговоры об автокефалии, то киевский патриархат продолжит диалог с патриархом Константинопольским, добавил глава УПЦ КП.

Инициатива же о примирении исходила от Московской патриархии, утверждает он.

"Причем не прямо из Москвы в Киев, а через Нью-Йорк, через митрополита иностранной российской церкви Илариона", — заявил Филарет.

Ранее председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион заявил, что обращение Филарета к Архиерейскому собору Русской православной церкви было инициативой "самих авторов письма".

"Мы протягивали руку"

Филарет также заявил, что будет настаивать на принятии закона об особом статусе Украинской православной церкви Московского патриархата, и назвал "обманом" решение Архиерейского собора о том, что центр УПЦ МП расположен в Киеве.

Верховная рада в мае планировала рассмотреть законопроект, который предполагал, что религиозные организации с центром в "стране-агрессоре" (такой статус киевские власти официально присвоили России) смогут назначать митрополитов и епископов только по согласованию с властями. Парламент не стал обсуждать документ из-за недостатка голосов для его принятия.

"Центр этой церкви находится в Москве <…>. Пусть не обманывают народ и Верховную раду, которая сейчас обсуждает закон о свободе совести, где есть статья о церкви, центр которой находится в стране-агрессоре. Они боятся, чтобы не легло пятно на эту церковь", — заявил глава УПЦ КП.

Эти заявления прокомментировал представитель Украинской православной церкви Московского патриархата протоиерей Николай Данилевич.

"Смотрю пресс-конференцию Филарета. Уже делаю вывод: "Сколько волка ни корми, все равно в лес смотрит". Сожалею. Ложь, оправдания, попытки остаться в тренде и т. д. Проблески церковного сознания омрачены мирскими мудрствованиями. Но мы готовы были, протягивали руку, пусть даже в эту руку плюнули, но мы это сделали как христиане. Насильно в рай не затащишь", — написал он на своей странице в

Этот фильм призван напомнить о фактах из жизни человека, который начал свою «карьеру» как ярый слуга советской власти, украинофоб и противник церковной автокефалии УПЦ, а заканчивает как раскольник и радикальный националист. Как же ему удалось осуществить подобную метаморфозу и одурачить миллионы людей, поверивших ему? Казалось бы, информации о его неблаговидных поступках и преступлениях против Церкви должно было оказаться достаточным для того, чтобы вымарать его из памяти украинцев.

В то время как Мавроди с его МММ и Мария Цвигун с Белым братством канули в лету, Филарет сумел построить то, что не сумели они – устойчивую структуру по оболваниванию людей, соединив маркетинговое чутьё с сектантской одержимостью. Ставка на национализм и политическую риторику оказалась беспроигрышной.

За ширмой слов о патриотизме Филарет умело уводит внимание от того, что он давно уже извержен из Церкви и является обычным мирянином – Михаилом Денисенко. А его «Киевский патриархат» – непризнанная всеми Поместными Православными Церквями неканоническая структура, которая не обладает благодатью, ведущей к спасению.

Напомним также, что именно Филарет закрывал во времена СССР Киево-Печерскую лавру вместе с сотрудниками КГБ и партийными работниками, лживо обещая насельнкам монастыря, что это только «на время», для «реконструкции». Тогда же один из старцев обители в лицо обличил его в предстоящем расколе, который он, Денисенко, учинит, а также предсказал ему и Иудину смерть — самоповешение!

«Я, ВЕРА, РОДНАЯ ДОЧЬ ФИЛАРЕТА…»

Давно уж стало известно, что бывший митрополит Филарет (Денисенко) монашеские обеты нарушил. Недавно я наткнулся на вот это открытое письмо Веры Медведь, которая на своей шкуре ощутила, каково оно — быть рождённой сознательным грешником и клятвопреступником…



на фото: жена Михаила Денисенко - Евгения Петровна Родионова и его дочь - Вера.

Открытое письмо-исповедь

В редакции независимых газет и журналов.

Копии: патриарху РПЦ Алексию ІІ,

главе УПЦ митрополиту Владимиру,

патриарху УАПЦ Мстиславу.

Я хочу обратиться к редакциям газет и журналов с просьбой от себя и от имени моей бабушки Ксении Митрофановны Родионовой, проживающей в настоящее время в Латвии вместе с моими двумя детьми, напечатать мое письмо в вашем издании.

И хочу это сделать для того, чтобы люди узнали всю горькую правду о бывшем владыке Филарете - моем родном отце, отрекшемся от детей, моей бабушки и внуков ради спасения своей должности и духовного монашеского звания.

Мне двадцать семь лет. Из них первые пятнадцать я жила рядом с моим отцом и матерью Евгенией Петровной Родионовой.

Я помню, как меня, еще совсем маленькую, вместе с Андрюшей и сестрой Любой владыка Филарет (так нас приучали называть папу при людях) буквально носил на руках. Как, возвращаясь из-за границы, он всегда привозил нам подарки. Мы, дети, никогда не чувствовали ни в чем нужды. Мама нас часто привозила к папе в Экзархию на Пушкинской 36, где нас видели священники и сотрудники. Но для них мы были не родные дети их Митрополита, а всего лишь детьми из приюта его «сестры» - Евгении Петровны Родионовой. Для сомневающихся у моей мамы всегда были наготове справки о том, что все мы (Люба, Андрей и я) взяты из разных детских домов.

Наше детство, несмотря на достаток в доме, было очень нерадостным и тяжелым. Не один раз мама без всякого сожаления избивала нас резиновым проводом. Иногда, бывало и так, что она просила помочь ей в этом и владыку Филарета, и однажды он избил Андрюшу так, что вся ванна была в крови. Так выбивалось из нас послушание и смирение родителям.

Бабушка, как могла, защищала нас. Она нас жалела. Однажды наша учительница в киевской школе № 4 (Железнодорожный район) Тамара Ивановна увидела синяки на руках и теле Андрея. Она не выдержала и вызвала в школу маму, сказав, что ее лишат материнства за жестокое обращение с детьми. Но в результате ей пришлось уйти из школы, так как моя мама знала, через кого можно это сделать.

Папа и мама постарались, чтобы все было покрыто мраком молчания и в других, более серьезных делах. Так, в 1982 году моя сестра Люба принесла в школу ртуть и рассыпала ее, чтобы школу закрыли и учеников отпустили бы на каникулы. Откуда эта ртуть, мы не знали. Мама сказала, что владыка привез ее из-за границы. Она лежала у нас в доме в специальной колбе, на которой была красная метка. Школу пришлось закрыть на карантин. Ее ремонт обошелся в очень много денег владыке Филарету. Он сильно тогда переживал, что может начаться суд. И делал все, чтобы его не было. Потом ученики рассказывали мне, что из-за этого случая кто-то очень тяжело заболел из-за паров ртути. Сейчас в этой школе техучилище.

Мама была знакома с Радой Щербицкой - женой первого секретаря КПУ, которая очень часто приезжала к нам в гости домой и на дачу. А в настоящее время она сошлась с женами Фокина и Кравчука. Владыка использует маму для наведения мостов с властями в своих целях. Мама в открытую рассказывает о своих высоких знакомствах, любит фотографироваться с ними, чтобы все боялись ее и папу.

Сначала наша дача находилась в Новоселках. Папа купил там дом на имя моей бабушки Ксении Митрофановны и перестроил его (без всякого разрешения властей и бабушки) в огромный двухэтажный дом. Как раз в это время строилось и новое здание Экзархии, все стройматериалы завозились прямо с Пушкинской в Новоселки без всяких документов, и поэтому дом был выстроен за три месяца.

В этом доме много лет прожила моя бабушка. Там же всегда после работы и службы ночевал владыка вместе с мамой.

Мы, дети, догадывались, что папе может быть очень плохо, если об этом узнают посторонние, поэтому молчали относительно своего родства с владыкой Филаретом. Однажды я слыхала, как мама спросила папу: «Миша (гражданское имя Филарета), а ты не боишься? Ведь могут узнать о том, что мы живем вместе?». На это владыка ответил: «Не боюсь, потому что для верующих - я монах, а для КГБ - женатый».

Когда личный врач мамы Ю-й Н-ч сказал папе, что он должен покаяться в своем грехе, потому что у него есть доказательства того, что мы родные дети Евгении Петровны, то папа молча его выслушал, а потом уволил. И, вообще, всех, кто хоть как-то касался его личной жизни, он жестоко преследовал и гнал. Поэтому все молчали, хотя многие все это видели и понимали. Вот в такой атмосфере секретности, страха и лжи мы и росли.

Повзрослев, я, конечно, стала видеть, что отношения моей мамы с владыкой выходят за рамки отношений сестры с монахом-братом. Я стала замечать свое сходство с владыкой во внешности и поняла, что я не из детдома, как мне внушали родители, а родная дочь владыки Филарета и Евгении Петровны. (Позднее я сделала запрос в город Свердловск, где якобы находилась на воспитании в детском доме. Мне пришла справка, что таковой (меня) нигде не числится).

Во мне росло чувство протеста против лжи, побоев и издевательств матери. То же самое переживала и моя бабушка. Однажды она и Андрей, не выдержав унижений, сбежали в Москву к патриарху Пимену, чтобы рассказать ему всю правду о владыке Филарете и Евгении Петровне. Их Пимен не принял. Разговаривали они с каким-то минским владыкой в канцелярии.

Когда они вернулись в Киев, мама обвинила Андрея в воровстве ее драгоценностей (у нее дома огромный сейф с золотыми монетами, бриллиантами и долларами), и через некоторое время Андрюша попал в тюрьму. Сейчас он в Ангарске, так папа сделал все, чтобы он не жил на Украине. «Ты будешь выходить из одной тюрьмы, - сказал он Андрею, - чтобы снова войти в другую».

Папа ничего не стал делать ради своего сына, так как всегда боялся потерять свой сан из-за того, что мы - его родные дети. Ведь по церковным законам у монахов ни семьи, ни детей (в том числе и приемных) под страхом анафемы не должно быть.

А у бабушки мама и владыка Филарет отсудили ее дом в Новоселках в пользу поселкового Совета. Председатель нарсуда Киево-Святошинского района Тубольцева Н.М., как она мне сказала, под давлением «телефонного права» была вынуждена вынести противозаконное постановление о принудительном выселении из дома бабушки и конфискации дома. Так родители отомстили Андрею и Ксении Митрофановне за то, что поехали к патриарху Пимену жаловаться.

Тогда бабушка обратилась во все инстанции, в том числе и в Верховный Совет, в котором она протестовала против противозаконной конфискации дома. Там она указала, что в доме, кроме нее, проживали «дочь Родионова с сожителем Денисенко Филаретом и внуки», что дочь требовала подарить ей этот дом, что она ждет ее смерти, оскорбляет и унижает ее честь и достоинство. Именно Евгения Петровна без ее ведома (была на лечении) и с помощью своего сожителя Филарета перестроила дом, что власти на это никак не реагировали, что статья закона применена неправильно и т.д.

К сожалению, все ее хлопоты разбивались о «телефонное право» владыки Филарета и мамы к сильным мира сего. А так как бабушка со своими жалобами стала для них опасной, то мама подсылала к ней «скорую», чтобы посадить ее в «психушку». Тогда я, зная, что мама на все способна, поселила бабушку в Латвии, надеясь, что там ее мама не достанет. Бабушка плакала, уезжая с Украины, где прожила всю свою жизнь.

Самое удивительное то, что в нынешнем году дом в Новоселках снова стал личной собственностью, но не бабушки, а ее дочери и моей мамы. Поэтому я, по поручению бабушки, хочу снова обратиться в суд о пересмотре незаконного постановления. Правда, мама уже похвасталась, мне об этом рассказала ее соседка, что якобы Кравчук пообещал владыке пересмотра «дела» не допустить, что я скорее увижу гроб, чем этот дом. За все годы, находясь с двумя детьми на руках и бабушкой, испытала столько страданий, лишений и оскорблений от мамы, которые невозможно передать обычными словами. Я была, как преследуемая в азартной охоте жертва.

Я смотрю на моих маленьких крошек, тоже, как и я, похожих, как две капли воды, на своих бабушку Женю и дедушку Мишу и думаю о том пороке ненасытной жадности, который овладел душами моих родителей, о том животном страхе за свое земное благополучие и свои низменные страсти, ради которых они готовы отправить на душевные и физические страдания даже собственную мать, детей и внуков.

Я хочу предупредить тех, кто слепо сейчас защищает моего отца Филарета и маму. Посмотрите на меня, на бабушку, на моих деток и мужа, на всех гонимых от Филарета родственников, на изгнанных первого (сейчас в Сибири) и второго мужа моей сестры Любы (бывшего старосту Владимирского собора), на слезы и страдания целого ряда бескровных мучеников - жертв террора моей мамы и владыки - и вы поймете, вы должны понять, какие они страшные люди. Моя бабушка так сказала о своей родной дочери, сожительствующей с владыкой Филаретом: «Я виновата перед Богом, ибо родила… дьявола».

Да, моя мама сущий дьявол, со стыдом должна я повторить слова моей бабушки. Она без зазрения совести подделывает любые справки и достает необходимые документы - ведь в ее распоряжении, как наместницы владыки по управлению теперь уже УПЦ-КП, миллионы неоприходованных денег, церковных сокровищ. Она без разрешения своего первого мужа записала нас, детей Филарета, на его имя. Дочь от второго брака Любы оформила (после развода) на имя первого ее мужа (без согласия последнего). Евгения Петровна, по подсказке владыки, отказалась от родной матери, чтобы потом стать «дочерью» его матери и, таким образом, «сестрой Филарета».

Это только три примера махинаций Евгении Петровны, вернее власти денег в руках моей мамы. Об этих аферах знает и владыка Филарет, но страх руководит и им, так как мама постоянно пугает его возможностью разоблачения.

Бабушка и я написали обо всем новому Патриарху РПЦ Алексию ІІ. И тогда Филарет перешел в УАПЦ (УПЦ-КП), где стал заместителем патриарха Мстислава, и мама теперь командует в новой церкви.

Я вижу, как страдают теперь от Филарета и моей мамы верующие УПЦ, как владыка разъезжает по Украине, захватывая храмы для себя, слышу снова угрозы мамы расправиться с непокорными архиереями УПЦ руками властей и поэтому не могу молчать. Пусть все узнают страшную правду о моей матери и отце.

«Кровь» мученичества этих и будущих жертв стучит в моем сердце и вопиет на небо.

Я готова пойти в суд, чтобы доказать свою правоту, чтоб в судебном порядке установить свое родство с владыкой Филаретом. Потому что я, Вера, - родная дочь Филарета по всем человеческим законам.

Я обращаюсь к тебе, мой отец и владыко: протяни свои руки к своим внукам, дочери и моей бабушке, верни им дом. И люди да простят тебе твой грех так, как только они могут великодушно прощать. Я все-таки буду верить и надеяться, что когда-нибудь ты очнешься от чар моей мамы и придешь к нам. Мы тебя примем, несмотря ни на что.

А пока пусть прочитают это письмо-исповедь все люди. Возможно, среди них найдется человек, который сможет повлиять на тебя добром…

Вера, в замужестве Медведь,

родная дочь бывшего экзарха УПЦ Филарета (Денисенко)».

Место рождения, образование. Родился в селе Благодатном Амвросиевского района . Имя в миру - Михаил Антонович Денисенко. В 1946 году, по окончании средней школы, вступил в третий класс Одесской духовной семинарии, которую окончил с отличием. В 1952-м окончил Московскую духовную академию с ученой степенью кандидата богословия.

Карьера священнослужителя. 1 января 1950 года принял монашеский постриг с именем Филарет.

15 января 1950 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием был рукоположен в сан иеродиакона, а 18 июня 1951 года - в сан иеромонаха.

С 1953 года - преподаватель Московской духовной академии.

В 1956-м назначен инспектором Саратовской духовной семинарии с возведением в сан игумена.

В 1957 году переведен на должность инспектора Киевской духовной семинарии, а 12 июля 1958-го возведен в сан архимандрита и назначен ректором Киевской духовной семинарии.

В 1960 году назначен управляющим делами Украинского Экзархата и настоятелем Свято-Владимирского кафедрального собора в .

1961-1962 гг. - настоятель подворья Русской Православной Церкви при Александрийском патриархате в городе Александрии (Объединенная Арабская Республика).

В феврале 1962-го по решению Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода стал епископом Лужским, викарием Ленинградской епархии, с поручением управлять Рижской епархией.

С июня по октябрь 1962 года исполнял обязанности Экзарха Средней Европы. После образования епархии РПЦ на территории Австрии в октябре 1962-го назначен епископом Венским и Австрийским. 12 декабря 1964 года назначен епископом Дмитровским, викарием Московской епархии, ректором Московской духовной академии и семинарии. 14 мая 1966 года возведен в сан архиепископа и назначен Экзархом Украины, архиепископом Киевским и Галицким, постоянным членом Священного Синода.

25 февраля 1968 года Патриархом Алексием возведен в сан митрополита. В 1971 году Патриархом Пименом удостоен права ношения двух панагий.

После смерти Патриарха Пимена 3 мая 1990 года Священный Синод Русской Православной Церкви тайным голосованием избрал митрополита Филарета Местоблюстителем на Московский Патриарший престол. Был председателем Поместного Собора РПЦ, проходившего 7–8 июня 1990-го.

Филарет инициировал обращение к Патриарху Московскому и всея Руси о предоставлении Украинской Православной Церкви самостоятельности и независимости в управлении. 25-27 октября 1990 года Архиерейский Собор РПЦ предоставил УПЦ самостоятельность и независимость в управлении, а митрополит Филарет единогласно избран украинским епископатом Предстоятелем Украинской Православной Церкви с титулом Митрополит Киевский и всея Украины.

Борьба за автокефалию. После принятия Верховной Радой 24 августа 1991 года решения о провозглашении Украины независимым государством по инициативе митрополита Филарета 1–3 ноября 1991-го состоялся Всеукраинский Поместный Собор УПЦ, единогласно принявший решение о полной канонической независимости, то есть автокефалии Украинской Православной Церкви. Однако РПЦ отказала предоставить Украинской Православной Церкви автокефалию.

По указанию Патриарха Алексия II в Харькове был созван Собор, который избрал еще одного митрополита Киевского. Им стал митрополит Владимир (Сабодан), который перед избранием был Управляющим делами Московской Патриархии РПЦ. Филарет расценил такие действия РПЦ неканоническими и незаконными и отказался признать Владимира.

25 июня 1992 года состоялся Всеукраинский Поместный Собор, на котором было провозглашено объединение части Украинской Православной Церкви и Украинской Автокефальной Православной Церкви в единую Украинскую Православную Церковь Киевского патриархата. Собор признал незаконным решение Архиерейского Собора РПЦ и избрал Патриархом Киевским и всея Руси-Украины митрополита Мстислава (Скрипника). Митрополит Филарет был избран заместителем Патриарха Киевского и всея Руси-Украины.

В октябре 1995 года на Всеукраинском Поместном Соборе митрополит Филарет был избран Патриархом Киевским и всея Руси-Украины.

Митрополит Филарет борется за создание в Украине Поместной Православной Церкви Киевского патриархата. По его инициативе были переведены на украинский язык все богослужебные книги.

15 декабря 2018 года на Объединительном соборе православных церквей в Украине в Киеве Филарет не выдвигался на должность митрополита Киевского Православной церкви в Украине, которому Вселенский патриархат вручит томос об автокефалии . После своего избрания предстоятелем Православной церкви Украины в обращении к людям, собравшимся на Софийской площади, объявил Филарета духовным наставником Православной церкви Украины, который "будет и дальше почётным действующим пожизненно [наставником], помогающим нам совместно строить нашу единую поместную украинскую православную церковь".

Регалии. Почетный член Московской духовной академии, почетный член Ленинградской духовной академии, доктор "гонорис кауза" Будапештской реформаторской духовной академии и Пряшевского богословского факультета. Имеет высшие награды Русской Православной Церкви и многих Поместных Православных Церквей. Среди государственных наград: орден "Дружбы народов", орден Трудового Красного знамени, Орден Свободы, Крест Ивана Мазепы. Филарет - полный кавалер Ордена Ярослава Мудрого.

МОСКВА, 1 дек — РИА Новости. Глава самопровозглашенной Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарет Денисенко заявил, что УПЦ КП никогда не вернется в Московский патриархат, а сам он никогда не покается в своих действиях.

"Я хочу заявить Российскому епископату: никогда украинская церковь не вернется в Московский патриархат, потому что мы имеем свое государство. Как они имеют свое государство, так и мы. Возвращения никогда не будет", — сказал он.

По словам Филарета, Архиерейский собор Русской православной церкви неверно истолковал его обращение.

"Примирения не случилось, потому что собор, воспользовавшись моим обращением, направил его не на примирение и на решение вопроса об автокефалии украинской церкви, а на то, что якобы мы хотим вернуться в Московский патриархат. Не мы, а они хотят, чтобы мы вернулись", — сказал он.

Более того — он подчеркнул, что ни за что не покинет свой пост, даже если бы это помогло диалогу об автокефалии.

"От киевской кафедры я не отрекусь до смерти", — сказал Филарет.

Диалог без примирения?

Накануне Архиерейский собор Русской православной церкви, который в эти дни проходит в Москве, принял постановление, в котором изложил просьбу главы самопровозглашенной УПЦ КП о восстановлении молитвенного и евхаристического общения с христианами, состоящими в украинском церковном расколе. Собор посчитал это письмо "шагом к преодолению раскола" и создал специальную комиссию для переговоров с Киевским патриархатом.

Филарет пояснил, что обратился к Архиерейскому собору с предложением о примирении ради создания автокефальной украинской православной церкви.

"Мы заинтересованы в автокефалии всей украинской церкви. Ради создания на Украине единой поместной православной церкви мы пошли на это примирение", — сказал он, добавив, что не согласовывал текст обращения с украинскими властями.

По его словам, Киевский партриархат готов создать комиссию и не отказывается от диалога.

"Но от какого диалога? От диалога об автокефалии УПЦ, если такой диалог будет, то мы пойдем на него. Если диалог о возвращении в Московский патриархат, то мы не пойдем на диалог, нам он не нужен", — сказал глава УПЦ КП.

Если же Москва не захочет вести переговоры об автокефалии, то киевский патриархат продолжит диалог с патриархом Константинопольским, добавил глава УПЦ КП.

Инициатива же о примирении исходила от Московской патриархии, утверждает он.

"Причем не прямо из Москвы в Киев, а через Нью-Йорк, через митрополита иностранной российской церкви Илариона", — заявил Филарет.

Ранее председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион заявил, что обращение Филарета к Архиерейскому собору Русской православной церкви было инициативой "самих авторов письма".

"Мы протягивали руку"

Филарет также заявил, что будет настаивать на принятии закона об особом статусе Украинской православной церкви Московского патриархата, и назвал "обманом" решение Архиерейского собора о том, что центр УПЦ МП расположен в Киеве.

Верховная рада в мае планировала рассмотреть законопроект, который предполагал, что религиозные организации с центром в "стране-агрессоре" (такой статус киевские власти официально присвоили России) смогут назначать митрополитов и епископов только по согласованию с властями. Парламент не стал обсуждать документ из-за недостатка голосов для его принятия.

"Центр этой церкви находится в Москве <…>. Пусть не обманывают народ и Верховную раду, которая сейчас обсуждает закон о свободе совести, где есть статья о церкви, центр которой находится в стране-агрессоре. Они боятся, чтобы не легло пятно на эту церковь", — заявил глава УПЦ КП.

Эти заявления прокомментировал представитель Украинской православной церкви Московского патриархата протоиерей Николай Данилевич.

"Смотрю пресс-конференцию Филарета. Уже делаю вывод: "Сколько волка ни корми, все равно в лес смотрит". Сожалею. Ложь, оправдания, попытки остаться в тренде и т. д. Проблески церковного сознания омрачены мирскими мудрствованиями. Но мы готовы были, протягивали руку, пусть даже в эту руку плюнули, но мы это сделали как христиане. Насильно в рай не затащишь", — написал он на своей странице в

Глава самопровозглашённой Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата Филарет во время воскресной проповеди 22 марта заявил, что убийство не подчиняющихся Киеву жителей Донбасса не является грехом.

«Где правда, за украинцами или за сепаратистами, которые хотят продать Украину вместо того, чтобы быть благодарными за то, что украинская земля дала им приют, дала им жизнь. Жили, ели украинский хлеб, получали жизнь, а теперь хотят землю, которая им не принадлежит, отдать России, — заявил Филарет, — Можно ли, защищая свою землю, убивать и лишать жизни? Убийство ли это? Нет, братья и сёстры, это не убийство! И не нарушение заповеди Божьей!»

Филарет. Фото: РИА Новости

Подобные высказывания церковного иерарха, который, казалось бы, должен призывать к миру, могли бы удивить, если не знать, что самозваный патриарх Филарет поддерживает карательную операцию в Донбассе фактически с самого первого дня.

Во время недавнего визита в США киевский патриарх призвал американские власти начать поставки оружия на Украину, попутно наградив церковным орденом Святого князя Владимира I одного из самых известных вашингтонских «ястребов» Джона Маккейна.

В феврале 2015 года Филарет объявил грехом уклонение от мобилизации в украинскую армию, тем самым помогая киевским властям пополнять запасы «пушечного мяса».

Обвиняемую в причастности к убийству российских журналистов украинскую наводчицу карательного батальона Надежду Савченко , находящуюся в российской тюрьме, Филарет 1 марта 2015 года наградил церковным орденом святого великомученика Георгия Победоносца «за борьбу со злом».

Паренёк из Донбасса

Людям, не посвящённым глубоко в новейшую историю и современные реалии православной церкви на постсоветском пространстве, подобные поступки киевского иерарха могут показаться кощунственными и недопустимыми.

Но дело в том, что служители церкви — такие же люди, как и все остальные, и количество негодяев, клятвопреступников и откровенных подонков в среде священников не отличается принципиально от количества подобных лиц в других сферах деятельности.

Самозваный киевский патриарх Филарет является самым ярким тому примером.

Филарет, в миру Михаил Антонович Денисенко , родился там, где сегодня, в том числе и с его благословения, льётся кровь — на земле Донбасса. Сын шахтёра Миша Денисенко появился на свет 23 января 1929 года в селе Благодатное Амвросиевского района Донецкой области.

Окончив школу, набожный юноша решил связать свою жизнь со служением церкви. Для этого как раз наступило удачное время, благодаря смягчению официальной позиции советской власти по отношению к религии.

В 1946 году Денисенко поступил в третий класс Одесской духовной семинарии, на что, строго говоря, не имел права — поступать на учёбу в подобные заведения в СССР можно было только с 18 лет. Однако и здесь ему повезло — на недостаток лет власти закрыли глаза.

Спустя два года Михаила Денисенко принимают на учёбу в Московскую духовную академию.

На втором курсе академии педагоги отмечают его и сулят большую карьеру. Началом её стало пострижение в монашество под именем Филарет. После этого новоявленный монах Филарет получает свою первую должность и становится исполняющим обязанности смотрителя Патриарших покоев в Троице-Сергиевой Лавре.

Филарет. Фото: РИА Новости

«Утверждать, что я не был связан с КГБ, было бы неправдой»

В 1952 году, 23 лет от роду, Филарет по окончании академии со степенью кандидата богословия был назначен преподавателем Священного Писания Нового Завета в Московской духовной семинарии.

Его дальнейшая карьера сопоставима со взлётом Стива Джобса — в консервативной церковной среде он за 14 лет прошёл путь от выпускника академии до архиепископа Киевского и Галицкого, Экзарха Украины и постоянного члена Священного Синода Русской Православной Церкви. Тех высот, каких Филарет достиг к 37 годам, многие священники не достигают за всю долгую жизнь.

Выделяло Филарета то, что он практически не имел проблем со светскими властями. Подобное выглядело невероятным в условиях, когда жизнь церкви находилась под жёстким контролем государства.

Сам Филарет в 2012 году в одном из интервью намекнул на то, почему так происходило, заметив, что «в советские времена никто не мог стать архиереем, если на это не давал согласие КГБ, поэтому утверждать, что я не был связан с КГБ, было бы неправдой, был связан».

Намёк оказался настолько прозрачным, что подчинённым Филарета пришлось срочно оправдываться за шефа. «Нигде и никогда патриарх Филарет не говорил, что он был агентом КГБ. Он говорил и продолжает говорить о том, что в СССР было невозможно заниматься церковной деятельностью без контактов с государственной властью, в том числе с КГБ», — заявил глава информационного управления УПЦ КП архиепископ Евстратий.

Церковный хозяин Украины

Как бы то ни было, карьера Филарета была совершенно безоблачной. Он ездил в зарубежные командировки, представляя РПЦ на различных религиозных форумах, а в 1979 году был удостоен советского Ордена Дружбы народов с формулировкой «за патриотическую деятельность в защиту мира».

Верующей Украиной Филарет правил железной рукой, подавляя всех недовольных и несогласных с его политикой при полной поддержке государства.

Украине, в которой советская власть после войны собрала в лоно единой православной церкви все разношерстные течения, включая даже греко-католиков, нужен был церковный диктатор, который сможет удержать ситуацию под контролем — по всей видимости, так рассуждали представители партийных органов, поддерживая Филарета.

Его же самого контролировать было достаточно просто — церковный иерарх любил жизнь несколько больше, чем положено монаху. «Несколько больше», в частности, заключалось в том, что Филарет практически открыто жил с женщиной, о чём было хорошо известно в церковных кругах.

Во второй половине 1980-х спокойная жизнь Филарета на Украине кончилась. Затеянная Михаилом Горбачёвым перестройка сказалась и на церкви. Греко-католики начали требовать возвращения им храмов и полной независимости, оживились и представители других течений православия.

Сам Филарет, однако, в этой каше вариться уже не хотел. Его амбиции достигли высшей отметки — он мечтал занять место Патриарха Московского и Всея Руси.

«Как решит Собор, так и будет»

Здоровье патриарха Пимена к тому времени серьёзно пошатнулось, и вопрос о преемнике вышел на первый план.

Если бы Пимен ушёл в мир иной лет на пять раньше или перестройка задержалась бы на этот же срок, Филарет, скорее всего, добился бы желаемого. Его деятельность на Украине вполне устраивала светские власти, он великолепно умел выполнять указания и вполне подходил для роли патриарха в реалиях эпохи застоя.

На беду Филарета, Пимен умер в 1990 году, когда советский режим окончательно ослабил хватку, и вопрос о новом патриархе был полностью отдан на откуп самим представителям церкви.

Влияния Филарета хватило на то, чтобы получить пост патриаршего местоблюстителя, то есть, говоря светским языком, и. о. патриарха до выборов.

Но дальше начались проблемы. Недовольство его методами управления и дурная репутация в плане моральной устойчивости привели к тому, что имя Филарета его сторонникам только с огромным трудом удалось включить в списки кандидатов.

Как утверждал свидетель тех событий, ныне покойный митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим , накануне Поместного Собора РПЦ, где должно было состояться решающее голосование, Филарет отправился на приём к главе Верховного Совета СССР Анатолию Лукьянову , сказав тому, что ЦК КПСС утвердило его кандидатуру на пост патриарха. В ответ Лукьянов развёл руками: «Михаил Антонович, теперь мы вам не можем помочь: как решит Собор, так и будет».

Филарет. Фото: РИА Новости

7 июня 1990 года Поместный Собор «прокатил» Филарета самым жёстким образом — он даже не попал в финальный тур голосования, с 66 голосами уступив митрополиту Ростовскому и Новочеркасскому Владимиру (107 голосов) и митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию, будущему патриарху (139 голосов).

Для Филарета это поражение стало сильнейшим ударом. Но он достаточно быстро оправился, оценил обстановку и понял, что имеет шанс взять реванш.

«Богом данный Украине»

Для начала он подал прошение о предоставлении Украинской Православной Церкви широкой автономии под эгидой Московского Патриархата, объясняя это необходимостью реагировать на вызовы времени.

Филарету пошли навстречу: в октябре 1990 года Архиерейский собор РПЦ преобразовал Украинский Экзархат в Украинскую Православную Церковь и даровал ей независимость и самостоятельность в управлении. Предстоятель Украинской православной церкви получал титул «Митрополит Киевский и всея Украины»; в пределах этой Церкви ему присваивался титул «Блаженнейший». В текст Патриаршей грамоты от 27 октября 1990 года включено благословение Филарету быть Предстоятелем Украинской Православной Церкви.

Таким образом Филарет утвердился в качестве церковного первоиерарха Украины и стал ожидать развития политических событий.

После распада Советского Союза Филарет решил, что его звёздный час настал: если ему не удалось стать главой Московского Патриархата, значит, нужно создать новый, Киевский патриархат.

Горячую поддержку Филарет обрёл в лице первого украинского президента Леонида Кравчука, спешившего отделиться от России везде, где только можно. Силовую поддержку Филарету, когда дело дошло до отъёма храмов и другой собственности у тех, кто остался верен Московскому Патриархату, оказывали боевики украинских националистических организаций.

Осенью 1991 года Филарет пытался добиться автокефалии, то есть полной независимости от РПЦ, обращениями к патриарху Алексию II. Без «визы» московского патриарха церковную независимость Киева не признает никто в православном мире.

В Москве после долгих споров пришли к выводу, что автокефалия УПЦ на данном этапе к церковному миру не приведёт. Самого же Филарета обвинили в том, что он не соответствует требованиям, предъявляемым к личности, способной объединить вокруг себя всех православных клириков и мирян на Украине.

Филарет признал ошибки, покаялся и дал крестную клятву по возвращении в Киев подать в отставку. Покаяние произвело впечатление на участников собора: предполагалось, что после отставки Филарет сможет продолжить архипастырское служение на одной из кафедр Украины.

Клятву перед крестом Филарет принёс по требованию украинских иерархов, хорошо знавших истинную цену словам своего «шефа».

Сомневавшиеся иерархи не ошиблись. Вернувшись в Киев, Филарет объявил пастве, что не признаёт обвинений, выдвинутых якобы за его просьбу даровать Украинской церкви независимость, и что он будет возглавлять Украинскую Православную Церковь до конца своих дней, поскольку он «дан Богом украинскому Православию».

Филарет. Фото: РИА Новости

Анафема

11 июня 1992 года Архиерейский Собор Русской православной церкви постановил «извергнуть митрополита Филарета (Денисенко) из сущего сана, лишив его всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире», за «жестокое и высокомерное отношение к подведомственному духовенству, диктат и шантаж, внесение своим поведением и личной жизнью соблазна в среду верующих, клятвопреступление, публичную клевету и хулу на Архиерейский Собор, совершение священнодействий, включая рукоположения в состоянии запрещения, учинение раскола в Церкви».

Но Филарета уже было не остановить. 25 июня 1992 года в Киеве было объявлено о создании Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата, в которую вошли иерархи, поддержавшие Филарета, а также Украинской Автокефальной Православной Церкви, после войны действовавшей за границей. Первым Патриархом новой церкви стал не Филарет, а 94-летний Патриарх УАПЦ Мстислав , племянник Симона Петлюры , до церковной карьеры успевший послужить адъютантом у дяди.

Впрочем, в реальности лидером УПЦ КП оставался Филарет, формально ставший патриархом новой структуры только в 1995 году.

На Украине произошёл полноценный церковный раскол, когда в стране оказалось две православных церкви - филаретовская УПЦ КП и УПЦ МП, оставшаяся в лоне Русской Православной Церкви.

Опираясь на поддержку официального Киева, Филарет активно наступал на оппонентов, отбирая у них храмы и имущество, взамен «божьим словом» благословляя все начинания украинских властей.

21 февраля 1997 года Архиерейский Собор РПЦ отлучил Филарета от церкви и предал анафеме. Впрочем, Михаила Денисенко никакой анафемой не смутишь. Он добился того, чего хотел — стал Патриархом, а цена вопроса его никогда не интересовала.

На пороге высшего суда

Единственное, чего ему так и не удалось добиться, — это признания Киевского Патриархата другими поместными православными церквями. Признают Филарета Патриархом исключительно такие же церковные раскольники, как и он сам.

Президент Украины Виктор Ющенко в своё время потратил немало усилий на то, чтобы добиться «легализации» Филарета, который служит украинским властям так же преданно, как ранее служил Политбюро ЦК КПСС. В канун 1020-летия Крещения Руси Ющенко активно обхаживал Константинопольского Патриарха Варфоломея I , добиваясь от него нужного решения. Но, судя по всему, Варфоломей оказался не столь падок на земные блага и радости, как Филарет — в итоге Киевский Патриархат так и не был признан.

В августе 2009 года во время визита на Украину Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Ющенко обратился к нему со следующими словами: «Самое большое желание украинского народа — жить в единой поместной православной церкви».

«Эта церковь, господин президент, существует. — парировал Кирилл, имея ввиду УПЦ МП, - Есть поместная церковь в Украине. Если бы её не было, не было бы сегодня Украины».

Михаилу Антоновичу Денисенко в январе 2015 года исполнилось 86 лет. В погоне за удовлетворением властных амбиций он не останавливался ни перед чем. К сегодняшнему благословлению кровавых убийств жителей Донбасса он шёл, шаг за шагом, всю свою долгую жизнь.

Судить его за всё будет уже другой судья, на которого не подействуют ни авторитет президента Украины, ни автоматы украинских нацистов.

Наверное, только этого суда монах Филарет и страшится. Если, конечно, верит в Бога.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»