Тема проповеди читать любовь бога к людям. Любовь — дело серьезное, потому что ей приходится сносить недостатки ближнего. Любовь Божья даётся нам только через Иисуса Христа

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Давайте посмотрим на одну евангельскую историю. Евангелие от Луки 19:

2 И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, 3 искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, 4 и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. 5 Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. 6 И он поспешно сошел и принял Его с радостью. 7 И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; 8 Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. 9 Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, 10 ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

Почему Закхей хотел увидеть Иисуса? Почему Иисус хотел встретиться с Закхеем? Недостаток любви у Закхея и жажда. Любовь нельзя заменить ничем: ни богатством, ни влостью, ни удовольствием.

7 Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. 8 Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь.

Божья любовь вечна (Иер. 31:3).

любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение.

Все же некоторым людям трудно принять любовь Бога из-за отрицательных примеров любви со стороны людей. Возможно, у вас или у ваших друзей также возникают сложности в понимании и принятии Божьей любви. Давайте попробуем обрести правильное понимание Божьей любви и посмотрим, насколько она превосходит человеческие попытки любить.

1. Человеческая любовь условна.

Эта любовь не дается просто так. Обычно к ней прикреплены какие-то «нити». «Я люблю тебя в том случае, если ты обо мне заботишься» или «Я люблю тебя, потому что ты себя правильно ведешь, хорошо пахнешь и выглядишь отлично». Должно быть выполнено какое-то условие перед тем, как обрести любовь.

Божья любовь безусловна.

Божья любовь выходит за пределы «нитей», которые обычно люди крепят к любви. И это значит, что Бог будет любить нас независимо от того, что мы делаем. Нам не нужно зарабатывать Его любовь. Бог любит нас, несмотря на то, что мы не соответствуем требованиям и часто ошибаемся. Ничто не может увеличить или уменьшить Божью любовь по отношению к нам. «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5:8).

2. Человеческая любовь скупа.

Люди обычно удерживают свою любовь. «Я люблю тебя, но не рассчитывай на всю мою любовь». Нельзя положиться на скупую любовь, когда дела идут плохо. Если это чувство вообще можно назвать любовью, то оно однозначно неглубокое.

Божья любовь жертвенна. Представьте себе крест, читая или цитируя Иоанна 3:16. Какая жертва! Бог настолько сильно любит нас, что по собственной воле отдал самое драгоценное, что у Него есть - Своего Сына, - чтобы приблизить нас к Себе.

3. Человеческая любовь эгоистична.

Она действует в соответствии с философией «Ты мне - я тебе». Ее побуждения основываются на том, чтобы брать, а не отдавать (даже в тех случаях, когда она готова с радостью что-то отдать, это происходит только для того, чтобы потом взять еще больше).

Божья любовь - это служение.

Бог ничего не ждет взамен Своей любви. Такая любовь выражается в выполнении самой скромной работы. Иисус проявил эту любовь, когда омыл ноги ученикам (Ин. 13:1-17). Он сделал это для того, чтобы показать им, что любит их. Иисус, несмотря на то, что Он - Господь, стал Слугой для нас. Он всегда готов помочь нам, и никогда не бывает слишком занятым, чтобы показать Свою любовь к нам.

4. Человеческая любовь завистлива.

Эта фальшивая любовь очевидна, когда люди говорят: «Я никогда не смогу забыть...». Тот, кого обидел близкий человек, может взрастить в себе горечь.

Божья любовь совершенна.

Некоторые люди полагают, что в своей жизни совершили настолько плохие вещи, что Бог никогда их не простит. Но они ошибаются (см. Кол. 2:13-14). Помните Его обетование: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1:9). Божья любовь настолько совершенна, что Он простит и очистит нас от греха и вины.

5. Человеческая любовь ограничена.

Когда кто-то говорит: «Самое последнее дело в моей жизни - полюбить этого человека», то обычно это так и происходит. Мы ограничены в своей способности любить других людей.

Божья любовь созидательна.

1Ин.4:7-12

7 Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. 8 Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. 9 Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. 10 В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. 11 Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга. 12 Бога никто никогда не видел.

Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас.

Божья любовь безусловна, жертвенна, совершенна, созидательна и является служением другим . Вы должны позволить Божьей любви овладеть вами, чтобы другие могли это видеть. Когда это произойдет, то ваши родные, друзья, знакомые, которые крайне нуждаются в ком-то, кто бы их любил, также испытают это.

Давайте помолимся об этом.

Дьякон Александр Растворов

Сегодня Святая Церковь предлагает нам евангельское чтение о главной заповеди, которую Бог дал человеку, – о том, что мы должны любить Бога и ближнего своего.

И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. (Евангелие от Матфея глава 22)

Непросто говорить о любви, потому что тяжело дать себе правдивый ответ, исполняю ли я заповедь любви сам и в какой мере.

Многим скучно слушать про заповеди, особенно так бывает с молодыми и совсем юными прихожанами: это делать можно, то – нельзя; заповеди, каноны, нормы…

В жизни и так достаточно различных ограничений и предписаний, родители строго регламентируют каждый шаг. Юным, наверное, это еще простительно – в силу того, что они живут в послушании и могут в какой-то мере быть беззаботными, а нам – непростительно.

Отчего так происходит, почему мы бываем равнодушными в сердце своем к слову Божию? По вполне понятным причинам. Потому что не чувствуем их нужность, абсолютную необходимость для нас, а еще и потому что в повседневной жизни и так как-то справляемся, исходя из своих привычек и понятий о плохом и хорошем.

Предписание не ставить машину в центре Москвы в неположенном месте мы свято выполняем – штраф большой, да еще и увезут машину: опять плати, время теряй. Боимся и соблюдаем, не нарушаем.

Но сегодня Господь говорит нам не о каком-то запрете и предписании, пусть даже и очень важном, а о самом необходимом, о том, без чего мы становимся абсолютными пустышками, без чего мы и блага никакие от Бога не получим, и все наши дела окажутся ненужной тратой времени и сил; без чего мы сами себя уготовим к наказанию, получим такой штраф, который не сможем ничем оплатить.

Господь говорит, что любовь к Богу и человеку – это главные заповеди, главное делание нашей жизни, из которого рождаются все остальные дела и к которому должны быть направлены все наши поступки, помыслы и молитвы.

Если кому-то посчастливилось в своей жизни общаться с людьми, стяжавшими высокие добродетели и плоды Духа Святого, то он может засвидетельствовать, что человеку хочется быть рядом с ними, слушать и слушаться их. Не просто потому, что они понимают нас, являют нам дары прозорливости или исцеления. А потому что они по настоящему любят нас, деятельно исполняют заповедь любви. Сердце чувствует это и трепещет. И их любовь исцеляет душу, дает крылья, испепеляет любой страх житейский. К сожалению, не так много людей рядом с нами, которые нас любят по-настоящему. Почему? Потому что в мире не так много людей, всеми силами стремящихся к Богу.

Преподобный Исаак Сирин говорит, что не могут приобрести любви к людям те, которые любят этот мир (под миром он подразумевает страсти). Однако «когда приобретет кто любовь, вместе с любовью облекается в Самого Бога».

Порою кажется, что окружающий мир пугающе сложно устроен, и мы с большим трудом в нем устраиваемся, учимся, ищем работу, содержим семью. Но как бы нам за всеми профессиональными достижениями, коммуникативными навыками и прочими умениями, необходимыми для жизни в современном обществе, не забыть о главной заповеди – о любви! Иногда внимательно посмотришь на человека, мысленно уберешь внешние одежды, социальный статус, какие-то умения и приобретенные способности, самомнение, сформированное происхождением, образованием и положением, – и зачастую почти ничего не остается, не видно любящего сердца.

Некоторые люди легкомысленно относятся к заповеди о любви, без каких-либо оснований считая, что они-то уж точно выполняют заповедь, Бога и всех вокруг любят (ну так, терпеть не могут, конечно, пару-тройку человек – соседа, начальника, родственника какого-нибудь), а так – любят всех. А то, что у них есть страсти, разные грехи – это, по их мнению, особо не мешает любить, к заповеди о любви никакого отношения не имеет.

Можно ли одновременно иметь подлинную христианскую любовь и закоренелые страсти? Конечно же, нет.

Мы можем с детства иметь добрый терпеливый нрав и прочие положительные качества, унаследованные от наших благочестивых предков. Но это еще не есть любовь. Это только добрые семена, которые надо вырастить.

Конечно, нельзя просто приобрести любовь к ближнему. Захотеть – и полюбить. Однако раз Господь призывает нас к любви, раз Он говорит, что это первая и главная заповедь, мы обязаны Ему верить и стремиться к ней.

Святые отцы образно говорят, что Любовь, возбуждаемая чем-нибудь, подобна наполняемому дождем ручью, который высыхает, когда прекращается дождь. Но любовь, которая имеет виновником Бога, то же, что бьющий из земли

Нынешняя проповедь моя будет для меня несколько необычной, ибо до сего времени выступал я только перед верующими православными христианами. Сегодня же мне придется прочитать свою речь перед куда более разнообразной публикой. Но это даже интересно, ибо как же еще попробовать вкус вина, если не выпить его? Иисус сказал: «Счастливы те, кто слышит слово Бога и соблюдает его!» И я всем сердцем надеюсь, что, выслушав меня, вы обретете это счастье и гармонию душ ваших.

Темой моей проповеди, как ни странно, будет любовь. Но подождите, не говорите, что о любви уже давно все сказано, и обсуждать тут нечего. Позвольте с вами не согласиться.

Любовь вечна, она существовала еще до того, как Господь сотворил этот мир, ибо Бог вечен, и Бог есть любовь. Первые люди были созданы для любви к Богу. Библейская книга «Песнь Песней» целиком посвящена любви царя Соломона. Любовь к людям побудила Иисуса Христа пожертвовать собой ради спасения человечества.

Апостол Павел сказал: «Бог дал нам не дух малодушия, но силы, и любви, и здравомыслия». Так не стоит считать этот «дух любви» какой-то таинственной гостьей, которая посещает человека, овладевает всем его существом, вызывая бурю восторженных чувств и страшное влечение. Это не так. Я соглашусь, что любовь - это прекрасное, ни с чем несравнимое чувство. Но, так или иначе, ее нужно постигать, причем как рационально, так и эмпирически. Я хочу сказать, что легкомысленные чувства, царящие в современном мире, мало чего общего имеют с настоящей любовью, с той любовью, которая побуждает людей стать мужем и женой, строить счастливую семью, растить детей и избегать разводов.

Откройте глаза ваши! Оглянитесь! Посмотрите вокруг! Разве не об этом писал Иоанн в своем Апокалипсисе: блуд, и прелюбодеяния, и безнравственность! В этом мире будто бы и не осталось места любви и семье. Многие недалекие люди сказали бы: «А зачем любовь и брак современному человеку?» Как зачем?! Да неужели современное общество - это малоорганизованная, расшатанная структура, пропахшая наркотиками, алкоголем, феромонами и подсвеченная красными фонарями?! Разве человечество сейчас вернулось в каменный век, во времена промискуитета, когда все спали со всеми?

В большинстве развитых стран институт брака разрушается или, по крайней мере, переживает кризис. Многие браки заканчиваются разводом. Неполные семьи составляют 20% от общего числа семей. И это притом, что при разводе родителей страдают самые безвинные существа - дети. В своих потрясающих посланиях Павел писал: «Мужья должны любить жен своих, как свои тела: любящий жену свою любит самого себя». Что, неужели апостол не был прав? Неужели любовь заканчивается только в постели, не выходя за рамки беспорядочной половой жизни и сомнительных связей?

Очень много молодых людей сегодня создают свои семьи так. Познакомившись, повстречались месяца два, получили небольшое представление друг о друге и решили, что будут жить вместе. Все! Просто жить вместе. И как они это объясняют? Да очень просто: мол, вдруг мы не сойдемся характерами, разлюбим друг друга, решим, что вместе нам быть нельзя. Тогда нет ничего проще, как разойтись. А вот если ничего такого страшного не случится, то там посмотрим, может - и зарегистрируем наши отношения. Но в основной-то своей массе такие отношения заканчиваются именно разводом, а в сущности, ничем. Было два любящих сердца, и нет. И еще хорошо, что за время совместной жизни молодые люди не нажили ребенка! В противном же случае страдать больше всего будет именно он. Но родителям-то все равно. А вся трагедия случилась из-за того, что когда-то они наплевательски отнеслись к любви, решили, что она не важнее сигареты: можно выкурить и бросить на грязный асфальт. И в этом они сами виноваты. Никто не виноват: ни Бог, ни окружающие, ни Церковь, ни кто-либо другой - только они в ответе за все.

Вот и получается, что настоящих, крепких семей у нас - раз два и обчелся, а потом еще кричат некоторые: «Не надо нам семей, не надо нам любви!» Ну, не надо и не надо. Только мне хочется спросить у подобных сотрясателей воздуха: «А вы-то сами откуда взялись? Ведь родил вас кто-то? А если родил, то я надеюсь, не в общественном туалете на вокзале, или не в подворотне квартала красных фонарей, и уж точно не в ночном клубе, прямо на танцполе?» Я уверен, клянусь вам, что нет. Вас родила вполне нормальная женщина, в нормальных условиях, и уж точно - вы плод чистой и крепкой любви ваших родителей. Иначе здесь бы вы не сидели и меня не слушали бы.

В одном из посланий Нового Завета сказано: «Все написанное прежде было написано для нашего наставления». Так давайте же обратимся к Священному Писанию, а именно к речам уже упомянутого мною в этой проповеди апостола Павла, его Первому посланию к коринфянам, гл. 13, ведь недаром его называют «апостолом любви».

Итак, теперь мы будем говорить не только о любви семейной, ибо я надеюсь искренне, что каждый из сидящих здесь разделяет библейскую истину «прилепится человек к жене своей, и будут двое одна плоть». Теперь к любви между мужчиной и женщиной добавится любовь духовная, любовь к ближнему. И ни в коем случае нельзя разделять эти два проявления любви, ибо помните: Бог есть любовь и Бог есть все в этом мире и Бог един, поэтому и любовь едина и никогда не перестает, что бы ни случилось и какие бы бредовые речи ни произносились.

Сказано у Павла: «вера, надежда, любовь; но любовь из них больше». Так что же тут сложного? Верьте! И по вере вашей дано вам будет надежды на спасение. Надейтесь! Ибо надежда ваша обязательно принесет с собою любовь. Так любите же, ибо в сущности только любовь правит сердцами добрых людей, через любовь проще всего узнать Бога; помните, что он так возлюбил нас, что отдал в жертву за грехи наши своего единородного сына! Верьте, надейтесь и любите, потому что люди с сотворения мира верили, надеялись и любили. Так было и так будет!

Но что есть любовь к ближнему? Возьму для примера чистую любовь мужчины и женщины. Что сказано в Писании? Что любовь милосердствует, долготерпит, не превозносится. И от себя еще добавлю: и жертвует собою ради любимого. Итак, если любовь взаимна, то пусть переносит все; если по какой-то причине не может она все переносить, значит, слаба любовь и нельзя ей называться настоящей.

Берегите любовь, ибо ничего лучше нее в жизни вашей не будет, ибо нет ничего и никого лучше Бога, а Бог, повторяю, есть любовь. Ничего не заменит вам любви: ни наркотики, ни спиртное, ни музыка, ни сомнительные развлечения, ни беспорядочные половые связи; и если не умеете вы любить, то нет несчастнее на свете человека, клянусь вам. Любовь хрупка, как тростинка, и нежна, как листья лилии, скрывайте ее от пагубного воздействия всего злого и дьявольского. Разве, когда горит свеча в руках у вас, и ветер подует, не укрываете ли вы пламя ее от ветра? Так и любовь вашу укрывайте от ветров житейских, иначе потушат они ее и ввергнут во тьму все существование ваше.

Позвольте рассказать еще такую историю. В бытность свою студентом историком, встретил этот человек одну девушку, красивую, умную и добрую. Через некоторое время родилась между ними любовь. И что бы вы думали? Молодые люди поженились и стали жить вместе. Уверен, поначалу любовь между ними была самая что ни на есть настоящая! Но вскоре появились те самые житейские ветры: скучные рабочие будни, новые знакомства, мелкие проблемы. Эти люди не берегли свою любовь, они позволили ее растерзать на мелкие кусочки. И кому? Самим себе! Проще простого срывать злость и усталость на ближнем своем, а ты попробуй любить его, несмотря ни на что, вопреки всем житейским неурядицам! Попробуй заботиться о любимом, не замечая соринки в его глазу, да еще вытаскивая бревно из своего глаза! Вот что сложно, вот что требует сильной веры и крепкой надежды!

К сожалению, подобная история сегодня не редкость, и, что печально, все чаще и чаще она повторяется среди молодежи. Но я искренне надеюсь, что сердца всех сидящих здесь не из камня, но из плоти, и хоть малая частичка моей проповеди затронула эти сердца. А это самое главное и утешительное для меня.

Напоследок хочу сказать, что все, что говорил я сегодня, говорил не голословно. Отнюдь. Проповедь моя сегодняшняя перед вами, так любезно согласившимися меня послушать, основана на бессмертной истине Священного Писания и в крепкой вере моей в Господа нашего Иисуса Христа, который сказал нам:

БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ.

In nomine Patris, et Filii, et Spiritus Sancti, Amen.

Любовь – это сильная эмоциональная привязанность, ощущение невозможности жить без любимого человека. В нем все мило и дорого: и внешность, и манера выражать мысли и чувства, и увлечения и даже слабости.

Без любви не было бы семьи и общества, музыки и поэзии. Без нее вообще ничего бы не было! «Бог есть любовь» — провозглашает Библия, и только благодаря Его любви светит солнце, идут дожди, шелестит листва деревьев и поют птицы.

Правда, в последнее время что-то странное происходит с оценкой любви. Эксперты Всемирной организации здравоохранения и внесли ее в реестр заболеваний под наименованием «Расстройство привычек и влечений неуточненное». «Болезни» присвоили международный шифр F63.9. По злой воле гуманистов любовь оказалась в одном ряду заболеваний с алкоголизмом, игроманией, токсикоманией, клептоманией. Дело осталось за малым: изобрести лекарство от любви…

В этом почине международных экспертов явно прослеживается богоборческий след. Теперь и Христа и Его последователей можно расценивать как психически больных людей, ибо они говорят о любви и проявляют ее. Быть христианином вскоре станет опасным для жизни – не примут на работу или залечат в психушке.

Однако, несмотря на злоухищрения противников, на Божьей любви все стоит, движется и существует.

«Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их. И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его, Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан.

Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги?

Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после.

Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек.

Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною.

Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову.

Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все. Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты.

Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то.

Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу.

Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.

Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете» (Ин. 13:1-17).

Христос был связан со своими учениками сильной и нежной любовью. Он знал, что приближается время долгой разлуки с ними — Он уйдет на небо, они же останутся на земле. Конечно, от Него не будут сокрыты их жизненные обстоятельства, тревоги и радости их сердец, однако общение лицом к лицу, глаза в глаза станет недосягаемым. У них останется лишь только возможность духовного общения с Ним. И вот на прощание Он решил особенным образом запечатлеть Божию любовь в сердцах друзей. И к этой святой любви на Тайной вечере было проявлено четыре вида отношения и только одно из них правильное.

Отношение врага

Это отношение олицетворял апостол Иуда Искариот. Он пользовался всеми благами Божьей любви — имел здравый ум и крепкое здоровье, курировал финансовые вопросы в апостольском братстве, был очевидцем многих чудес и даже благовествовал Евангелие. Ни одна проповедь Христа, превосходившего мудростью знаменитого Соломона, не ускользнула от его внимания! Однако Иуда позволил сатане завладеть своим сребролюбивым сердцем. В двенадцатой главе Евангелия от Иоанна он назван вором. Внешне он принял знаки Христовой любви и беспрекословно позволил Ему омыть ноги, но внутренне отверг Господа, сговорившись с первосвященниками о цене предательства.

К сожалению, это очень распространенный тип отношения к Божьей милости. Многие принимают дары Бога, но одновременно отвергают Его Самого. Взгляните, как изобильно и разнообразно изливается на людей Божья любовь. В Деяниях апостолов святой Павел возвестил язычникам, что Бог «в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями» (Деян. 14:16). Если бы Павел остановился только на этом — Бог суверенен и имеет право держать человека в духовном невежестве — то он пренебрег бы другой составляющей Божьего характера – Его любовью. Но Павел продолжает: « Хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши» (Деян.14:17). Подумайте, Бог хранит этот мир в Своих руках, дает людям способность обрабатывать поля, оберегает их посевы от вредителей, чтобы у людей было пропитание. Бог дает им здоровье. Он поддерживает их хорошее настроение. Если бы Творец отнял Свою руку, люди испытали бы те же чувства растерянности и отчаянья, что и Давид, написавший: « Ты сокрыл лицо Свое, и я смутился». Бог так щедр в проявлении своей любви к недостойным!

Тот же Павел говорит в Деяниях апостолов: «Бог не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам давая всему жизнь и дыхание и все» (Деян.17:25). Утверждение «давая всему жизнь» включает и материальное благополучие, и профессиональное становление, и рождение детей. И далее: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли – хотя Он и недалеко от каждого из нас, ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род». (Деян. 17: 26-28).

Дорогой друг, куда бы ты ни обратил свой взор – на себя, свою одежду, свой холодильник, на приобретенный автомобиль, везде ты увидишь благотворящую тебе руку Божью. Только каково твое отношение к Творцу? Друга или врага? Если ты принимаешь дары и отвергаешь дарителя, это не только неблагодарно, но и опасно.

Французский философ Жан-Поль Сартр, оказывавший в середине прошлого века огромное влияние на западную молодежь, признавался в минуту откровенности: «Мне все трудней избавиться от Него (то есть от Бога), потому что Он засел у меня в затылке. Я посадил Святого Духа на цепь в подвале. Я вышвырнул Его вон. Атеизм – дело жестокое и долгое. Думаю, я его исполнил до конца». Это и есть иудино отношение к Божьей любви. Откровение апостола Иоанна повествует о Божьих судах во времена правления антихриста. Ими Бог будет остерегать грешников от вечной погибели, но вместо того, чтобы увидеть в наказании Божью любовь, они будут ее хулить.

Дорогие друзья, враждебное отношение к Богу, было, есть и будет всегда. В колонну противников любви Божьей, в один ряд с Иудой, Каином, лжехристианами, лжеверующими, встают каждый день все новые и новые люди. Если вы пользуетесь Божьими благами, и не любите Того, из Чьей руки их получаете, вы не лучше Иуды Искариота.

Отношение потребителя

В четвертом и пятом стихах тринадцатой главы евангелия Иоанна говорится: «Встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым препоясан»… Странное дело: апостолы принимают служение Христа как должное! Никто не сказал: «Учитель, дай-ка я возьму этот тазик, это полотенце, а Ты займи Свое место. Пожалуйста, предоставь мне выполнить грязную работу!». Все мужчины с охотой подставляли для омовения запылившиеся ноги: плохо ли быть вымытыми Творцом мира? И лишь когда Иисус обошел весь круг апостолов, Петра озарило: разве подобает Христу заниматься этим низким делом? Он же Господь!

Потребительское отношение охотно принимает Божью любовь, но не дарит ее другим.

Христос рассказал историю о рабе, который должен был царю 10 000 талантов серебра (приблизительно 340 тонн). Царь приказал продать собственность раба, его жену и детей, а самого должника посадить в тюрьму, пока не вернет огромного долга. Практически это означало пожизненное заключение. И этот человек стал плакать и просить царя о пощаде, о милости и добрый царь простил долг. И что же? Тот человек охотно воспользовался милостью царя и даже со слезами благодарил за нее. Он поделился этой радостной вестью с домашними. Но, приняв царскую любовь, он нашел своего должника и стал душить его за 100 динариев. Он отказался простить другу скромную сумму – чуть больше трехмесячной зарплаты. Потребительское отношение к милости рассердило царя, и он аннулировал свое прощение.

Дорогие друзья, я не сомневаюсь, что многие из нас с радостью принимают Божье прощение. Многие любят петь: «Любовь Христа безмерно велика, начала нет, и льется, как река». Но подражаете ли вы этой любви? Не требуете ли вы возмещения моральных долгов, будучи прощенными Господом? Если так, то вы не любите ваших мужей, ваших жен и детей. Вы не любите Божьих детей той любовью, к которой призвал нас Господь: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Матф.5:44).

Отношение законника

«Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Симон говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову».

Кажется невероятным, что апостол Петр стал олицетворением законнического отношения к Божьей любви. Что чувствовал он, когда Христос омывал ему ноги? Наверно, то же, что почувствовал бы на его месте любой из нас: я недостоин Божьей любви! И на этом основании он попытался от нее отказаться: «Тебе ли умывать мои ноги? Ведь Ты же Сын Божий, а я ничтожная козявка, грешный человек. Я много раз Тебя подводил. И Ты хочешь мне, великому грешнику, умыть ноги!? Не будет этого, Господи! Я не достоин».

Это и есть проявление законнического отношения к Божьей любви. «Божью любовь», — говорит законник, — «нужно заслужить, нужно достичь некоего духовного стандарта, чтобы нам претендовать на нее». И многие христиане-законники не смеют принять Божью любовь на протяжении долгих лет. Они ждут момента, когда они станут достойными ее.

Но какие последствия поджидают законников? Иисус сказал: «Если Я не умою ног твоих, (то есть, если ты запретишь Мне проявить тебе любовь), то не будешь иметь части со Мною». Иначе говоря, христианин-законник, не принимающий Божью любовь, не может иметь с Богом сыновних взаимоотношений, ибо считает себя рабом, который должен пройти мытарства земного освящения. И когда он станет «достаточно хорошим», то «позволит» Богу любить себя. Но этого бесполезно дожидаться, потому что возрастать в любви можно только во взаимоотношениях с Богом. Когда мы принимаем Божью любовь, она, словно мощная волна, поднимет нас с греховной мели и вынесет на простор духовной жизни. А стремящиеся заслужить Божью любовь, живут в постоянной духовной депрессии: «Я не святой! Опять я не достоин Бога!»

Поверь: ты никогда не будешь достоин Божьей любви. Поэтому в евангелии речь идет не о достоинстве человека, а о достоинствах Божьей благодати. Вот почему Христос налил воды в умывальницу, Сам препоясался полотенцем, Сам начал умывать ноги ученикам, не спрашивая их разрешения или согласия. Он проявляет любовь в одностороннем порядке и ожидает ее принятия с нашей стороны. Кто не принимает Христову любовь, тот не имеет части в Божьей радости и не имеет части в спасении, ибо его эгоистичное сердце озабочено больше собой, чем Богом.

Законникам непросто принять Божью любовь. Им кажется, что она не настолько велика, чтобы вместить их причуды и комплексы. Им страшно представить, что Бог о них радуется, их обожает, по ним скучает.

Хочется спросить таких законников: если Бог о вас не радуется, вас не обожает, по вас не скучает, значит, Он вас не любит. Третьего не дано! Либо Бог любит, либо Он проклинает.

Я бы очень хотел, чтобы мы покаялись не только в потребительском отношении к Божьей любви, но и в законническом отношении к ней. Недаром на этой вечери Христос призывал учеников: «Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей»

(Иоан.15:9). Апостол Павел предупреждал: «Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости [Божией]; иначе и ты будешь отсечен» (Рим.11:22).

Вспоминаю свидетельство одного брата, сына верующих родителей: «Я долгое время не мог понять: спасенный я или не спасенный? Любит меня Бог или не любит? Я много раз беседовал и с братьями и с мамой по этому поводу. А потом мне как-то открылось: Бог полюбил меня «от» и «до». Полюбил до создания мира таким, какой я есть, со всеми моими минусами. И тут я в первый раз в жизни заплакал. Первый раз в жизни я принял Божью любовь по отношению к себе».

Отношение слуги

«Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете».

Отношение слуги лучше всего выразил Христос. Он возлюбил учеников безусловной любовью и не требовал от них такого же уровня любви. Его любовь зародилась задолго до незабываемой Тайной Вечери. Христос возлюбил учеников еще до создания мира, избрал их, призвав к спасению. Он сказал: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Ин. 15:16). Он дал им служение, равного которому нет в мире — проповедовать Евангелие, исцелять больных, воскрешать мертвых, изгонять бесов. В Своей любви Господь защищал учеников от нападок врагов. Он открыл им Свою славу на горе Преображения. Он с нежностью называл их «друзья Мои», «дети». Он радовался о них и открыто выражал эту радость.

Господь очень редко обличал учеников. Священное Писание лишь однажды упоминает, что Иисус вознегодовал на них. Это случилось, когда они препятствовали детям придти к Иисусу за благословением. Господь прогневался на тех, кого любил! Все евангелисты, кроме Иоанна, отметили этот момент жизни Иисуса Христа, потому что он показался им из ряда вон выходящим событием. Впоследствии оно никогда не повторялось.

За несколько часов до Своей смерти Христос необычным образом явил любовь Своим земным друзьям. Кто-то скажет: «Способ, которым Христос выразил Свою любовь, не столь эффективен, как те, о которых говорилось ранее: призвание к спасению и служению. Не лучше ли было удивить их каким-то чудом? Или вначале нагнать на них ужаса от пятиминутного пребывания в аду, а потом освободить? Наверняка после подобной «шоковой терапии» ученики в прахе и пепле преклонились пред Ним: «О, Господь! Как же Ты нас любишь! От какой ужасной гибели избавил!» Что же такого особенного в будничном омовении запыленных ног? Неужели именно в этом — величайшее проявление любви?

Однажды у входа в церковь компания парней обступила пресвитера Вениамина Александровича Нестерова. Должно быть, рассчитывая посмеяться над седовласым служителем, они спросили: «А если мы вступим в вашу секту, нам что-нибудь дадут? Ну, допустим, машину?» Но Вениамин Александрович, словно не замечая подвоха, с радостью воскликнул: «Да что там машину! Больше, чем машину дадут вам, если вы покаетесь! Вы получите вечную жизнь!» Поняв, что шутка не удалась, парни разочарованно протянули: «А-а-а, вечная жизнь. Нет, нам нужно что-то сейчас».

На первый взгляд, мы тоже имеем право на разочарование при виде такого простого и земного проявление любви – омовения ног. Однако не спешите с выводами! Именно это проявление любви было самым эффективным и необходимым для учеников.

Однажды Лев Толстой подал нищему милостыню. Стоявший рядом крестьянин, очень умный мужик, сказал ему: «Граф, а ведь вы, на самом деле, человеку-то и не помогли». Толстой удивленно спросил: «Как же так? Я же дал ему деньги». Но крестьянин возразил: «Нет, нет, нет. Вот если бы вы научили его зарабатывать эти деньги, тогда бы вы ему помогли. А так, он эту вашу денежку истратит и останется таким же нищим, как и был».

Господь знал, что ученикам предстоит более тридцати лет прожить без Него, трудясь рука об руку в церкви, которая родится в день Пятидесятницы. Они станут ее святой элитой, задающей верное направление развития церкви во враждебном ей мире Жить среди людей, общаться с ними, мудро руководить и наставлять их – очень трудное дело! Я знал близких друзей, между которыми в один печальный момент «пробежала черная кошка» и дружбе пришел конец. Знал церковные советы, которые годами работали нормально, но однажды утратили взаимопонимание и годами не могли их восстановить. Знал семейные пары, которые после брака ходили, взявшись за руки и говоря друг другу нежные слова, однако год спустя разочарованно заявляли о невозможности совместного проживания.

Господь знал, что людям не просто жить друг с другом.

Обратите внимание, какими разными были ученики Христа. Он назвал Иоанна и Иакова сыновьями грома. Они были молоды, напористы, знали себе цену. Они не пускали детей к Господу Иисусу на благословление и даже пожелали низвести огонь с неба на отвергнувших их самарян. Господь предвидел еще одну возможную проблему: пока еще только Петр был женатым человеком, но в свое время всем апостолам предстояло создать семьи. А что будет, если их жены захотят взять бразды правления церковью в свои руки?

До описанных событий Господь мог решать вопросы силой Своего авторитета. Он был с учениками и предотвращал все конфликты. Но что будет, когда Он уйдет с этой земли? Чтобы научить их жить самостоятельно, Господь наглядно продемонстрировал свойства любви, созидающей отношения.

Настоящая любовь готова служить, но не повелевать . В самом деле, Господь мог бы приказать выполнить нелегкое и не самое почетное дело омовения ног кому-то из апостолов: Петру, как самому старшему – или Иоанну, как самому младшему. Но Он показал, что настоящая любовь, надежно скрепляющая взаимоотношения, готова служить, но не повелевать. В память учеников надежно врезалась картина, которую не смогли потом стереть никакие жизненные обстоятельства: вот их благословенный Господь снимает верхнюю одежду, вот наливает воды в умывальницу, берет полотенце, склоняется перед грязными ногами… Они не могли забыть, как Господь надел фартук слуги, как Он взял орудие слуги — умывальницу, как Он выполнял работу слуги. И они поняли – настоящая любовь поступает именно так.

Читая апостольские послания, нельзя не увидеть, что писавшие их апостолы обрели сердце слуги. Тот же самый Апостол Иоанн, некогда желавший свести огонь с неба на негостеприимных самарян, теперь пишет: «Будем любить друг друга», «Дети, будем любить друг друга», «Кто не любит, тот не познал Бога. Бог есть любовь».

Настоящая любовь закрывает глаза на недостатки и апеллирует к достоинствам людей.

Свойство человеческой натуры – не только замечать, но и всячески преувеличивать пороки людей, выставляя их на всеобщее обозрение и. Вы думаете, Христу было не за что упрекнуть или обличить учеников? Рядом с Ним они выглядели «неотесанными», недоразвитыми, неуклюжими в своем эгоизме Он видел, что в сердце Петра кроется готовность отречься от Учителя, но все же очень мягко предупредил его: «Петр, не пропоет петух, как ты трижды отречешься от Меня». А мог бы морально уничтожить его: «Я знаю, что грош цена твоему апостольству. Ты же трус по природе!». Ничего подобного Христос не сказал. Настоящая любовь умеет закрыть глаза на недостатки и апеллирует к достоинствам. Думаю, что если бы мы научились этому у нашего Господа Иисуса Христа, нам практически всегда удавалось бы избежать разрыва отношений.

Великая любовь способна превозмогать свою горькую печаль.

У Господа были все основания в тот день удержаться от проявления любви к ученикам. Дело было даже не в самих учениках, в их обычных проблемах. Нет. У Самого Христа в тот день были более, чем проблемы. Он мог бы сказать: «Братья, сегодня Я для вас не слуга — душа Моя скорбит смертельно. Я нахожусь в ужасном томлении из-за предстоящего принятия чаши страданий. Мне не до проявления особых знаков любви»… Христос превозмог тяжелое чувство скорби и явил делом любовь к ученикам.

Главный редактор журнала «Вера и жизнь» Вальдемар Цорн расcказывал, как однажды на служении в церкви покаялась женщина. Новообращенную звали Таисия Иосифовна. Брат спросил ее, где она работает: «Я заведующая кафедрой философии Киевского Государственного Университета», — ответила она. Служитель был приятно удивлен, что философ приняла Христа. Женщина продолжала: «Я пришла на собрание со своей верующей соседкой».

Брат подумал, что этой образованной женщине будет очень трудно среди «простых» верующих, ей нужна какая-то особая духовная пища. И он решил послать ей несколько очень серьезных книг для утверждения в вере, но постеснялся напрямую узнать ее адрес, и потому попросил ее познакомить его со своей соседкой, которая привела ее в церковь. Соседка оказалась пожилой женщиной, и она жила с Таисией Иосифовной на одной лестничной площадке. Тогда брат Цорн попросил эту женщину быть посредником в пересылке книг для новообращенной соседки. Старушка охотно согласилась, и он попросил написать ее домашний адрес. И тут вышел маленький конфуз: оказалось, старица не умеет писать. Брат успокоил женщину и написал адрес сам. И вот, что он сообщает о себе: «Пишу, а руки дрожат оттого, что в очередной раз ощущаю реальность действия Святого Духа. Не умеющая читать и писать женщина, приводит к Богу доктора философии».

Мне кажется, секрет женщины, сумевшей привести к Богу доктора философии, заключается в том, что она имела Божью любовь в своем сердце. Она не только получила эту любовь, но и распространила ее на образованную соседку. Поверьте, человеку больше всего нужно простое внимание, доброе отношение, а не какие-то нотации. Любовь человеку надо явить делом, точно так же, как это сделал Иисус Христос.

Апостолы не могли забыть великого примера Христовой любви. Впечатление от произошедшего на Тайной вечере не стерлось в их сердцах. Они видели себя слугами народа Божьего, и для них это было самым ценным призванием. Пусть таким же ценным оно будет и для каждого христианина!

Священник Иоанн Павлов

30. О любви к Богу и к ближнему

Господь наш Иисус Христос на вопрос одного законоучителя, какая заповедь есть самая главная в Законе Божием, отвечал: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». Из этих слов Спасителя видно, что тот, кто исполнит заповедь о любви, то есть научится любить Бога и ближнего, тот исполнит весь Закон Божий. Поэтому все хотящие угодить Богу должны постоянно задавать себе вопрос: исполняю ли я эти две главнейшие заповеди - то есть люблю ли я Бога и люблю ли я ближних?

Как определить, любим ли мы Бога? Святые отцы указывают признаки такой любви. Если мы кого-то любим, говорит преподобный Силуан Афонский, то хочется о том думать, о том говорить, с тем быть. Если, например, девушка влюбилась в какого-то юношу, то она непрерывно о нем думает, и все ее мысли бывают им заняты, так что даже во время работы, учебы, еды или сна она не может его забыть. Попробуем применить это к себе: вот мы, христиане, которые должны любить Бога всем сердцем, всей душой и всеми силами, - часто ли мы вспоминаем о Боге? Думаем ли мы о Нем во время работы, еды или сна? Увы, ответ на этот вопрос будет неутешительный - о Боге мы вспоминаем не особенно часто, или даже, можно сказать, редко. Наши мысли почти всегда бывают заняты чем угодно, только не Богом. Ум наш прилепился к земле, к земным заботам, земной суете. Даже когда мы молимся или присутствуем на богослужении, ум наш часто бродит неизвестно где, - по распутьям мира сего, так что присутствуем мы в храме только телом, тогда как наша душа, и ум, и сердце пребывают где-то далеко за его пределами. И если дело обстоит так, то это верный признак, что мало мы любим Бога.

Как еще проверить, исполняем ли мы первую заповедь, то есть любим ли мы Бога? Для этого нужно обратить внимание на то, как мы исполняем вторую заповедь - о любви к ближнему. Дело в том, что эти заповеди неразрывно связаны между собой, и невозможно исполнить первую без соблюдения второй. Если кто говорит: «Я люблю Бога», но при этом не любит ближнего, то такой человек, по слову апостола, является лжецом. Вот и мы, если думаем, что любим Бога, но при этом не любим ближнего, то есть ссоримся, не прощаем обид, имеем неприязнь, то обманываем самих себя, ибо любить Бога, не любя ближнего, невозможно.

Следует также внести ясность в вопрос о том, кто является нашим ближним. Конечно, в широком смысле наши ближние - это вообще все люди, без исключения. Однако в более узком и важном для нас смысле ближние - это те, кто к нам постоянно близок, кто нас каждодневно окружает: члены нашей семьи, ближайшие родственники, друзья и сослуживцы на работе. На первом месте, конечно, следует поставить наших домашних. Именно их нам в первую очередь нужно учиться любить, как самих себя. Покажи свою любовь прежде всего в своем доме и в своей семье, говорят святые отцы.

Есть люди, которые громко заявляют о своей любви к человеку и человечеству, но при этом находятся в состоянии непонимания, неприязни, а то и открытой вражды с ближайшими родственниками. Такое состояние, конечно же, является самообманом, при котором желаемое принимается за действительное. Ведь прежде чем говорить о любви к человечеству, нужно научиться любить ближайших к нам людей - родственников, друзей, соседей и сослуживцев. И это непременно нужно научиться делать, иначе не исполним мы второй из двух главнейших заповедей, а если не исполним второй, то не исполним и первой, ибо невозможно любить Бога без того, чтобы любить ближнего.

Итак, прежде всего мы должны учиться любить своих ближних, как бы трудно нам это ни казалось. И подчас это, действительно, бывает очень трудно, ибо наши ближние далеко не всегда бывают ангелами. Многие, например, могут сказать: соседи хотят сжить меня со света - как могу я их любить? Или: начальник на работе меня съедает, постоянно ко всему придирается - как я могу его любить? Или даже и про домашних многие скажут: у меня муж пьяница, и житья от него нет… дочь хочет от меня избавиться, отправить в дом престарелых… я воспитываю внука-наркомана, и никакого сладу с ним нет. Возможно ли нам любить таких людей?

Однако, если мы хотим быть истинными христианами, если хотим подражать Христу и святым, мы должны научиться любить этих людей. Конечно, это трудно. Но ведь христианство и не является какой-нибудь легкой, простой и удобной вещью. Христианство требует подвига. Шутка ли сказать: ведь путь христианина делает человека сыном Божиим, обладателем Его неизреченных благ, бессмертным небожителем, наследником вечной славы святых. Ведь это совсем не малое дело. В книге Апокалипсис Господь обещает посадить истинных христиан на Своем престоле рядом с Собой. Подумаем только: сесть рядом с Богом на Его престоле - разве это малое дело? Разве не превосходит это по своему величию все, что можно себе представить? А если столь велика награда, обещанная Небесным Отцом, то стоит ли удивляться, что и заповеди Его нам не всегда бывает легко исполнять? Ведь и в обычной земной жизни победа не дается без труда, без упорной борьбы, без крайнего напряжения сил.

Господь, давший заповедь о любви к ближним, конечно, знает, что эти ближние бывают разные, что нередко они нас не любят и относятся к нам плохо, а иногда и откровенно враждебно. И потому Господь как бы подкрепляет заповедь о любви тем, что заповедует любить и относящихся к нам враждебно, любить врагов. Он говорит: если вы любите только тех, кто вас любит и хорошо к вам относится, - то какая вам награда? За что вас тогда награждать - ведь и язычники, и чуждые истинной веры любящих их любят.

Легко любить тех людей из круга наших знакомых, которые богаты, сильны, вежливы, остроумны и хорошо к нам расположены. Легко это потому, что общение с ними приятно и доставляет удовольствие, а часто и какие-нибудь практические выгоды. Но такая любовь, если посмотреть глубоко, является любовью ненастоящей, неискренней и неистинной, ибо настоящая любовь всегда бескорыстна, она, по слову апостола, не ищет своего и любит не за какие-то приятные и выгодные качества, но бескорыстно - когда таких качеств нет и даже есть качества противоположные. Только такая любовь является христианской и истинной, только она является признаком того, что мы идем по пути Христа. Так любит Бог - ведь Он любит нас не за какие-то великие достоинства и добродетели, которых нет, и не за выгоды, которые мы Ему доставляем, ибо что мы можем Ему дать? - а любит нас такими, какие есть - падших, непотребных и грешных. Такая любовь есть любовь совершенная, и она есть удел и признак совершенных.

К такому совершенству Господь призывает и нас: будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный, говорит Он. И еще: будьте святы, потому что Я свят. По словам преподобного Силуана, главным признаком истинности пути для христианина является его любовь к врагам, - к тем людям, которые его не любят, ему досаждают, от которых он страдает. И нередко такими людьми являются наши близкие родственники. Ведь если от мужа-пьяницы нет житья, или распутная дочь выгоняет из дома, или внук-наркоман распродал все вещи, то это как раз и есть те люди, на которых распространяется заповедь о любви к врагам. Ибо в некотором смысле можно говорить, что своим поведением они стали больше похожи на врагов, чем на родственников. И вот в силу этой заповеди мы должны их любить, - если хотим быть истинными христианами и достичь совершенства. Да, эти родственники ведут себя, как враги, но ведь мы получили заповедь любить не только родственников, но и врагов, и быть совершенными, как совершен наш Небесный Отец. Христос молился на Кресте за Своих распинателей, а потому даже если наши ближние начнут нас распинать, то и тогда, подражая Христу, мы должны их любить и за них молиться.

Конечно, это нелегко, и такое испытание является поистине огненным испытанием нашей веры, терпения и христианской любви. Человеку своими силами невозможно это исполнить, но Богу все возможно, и если мы, несмотря ни на что, будем стараться любить этих близких нам людей, терпеливо переносить причиняемые ими скорби, если будем понуждать себя молиться за них, жалеть и относиться к ним по-доброму, то явимся подражателями Самого Господа Бога в Его совершенствах, и Господь тогда, видя нашу борьбу и терпение, Сам поможет нам в несении креста и уже в этой жизни даст Свою Благодать и духовные дары. Что же касается награды в Будущем веке, то она будет настолько велика, что мы совершенно не вспомним о тех скорбях, которые претерпели на земле от людей, а если вспомним, то будем благодарить за них Бога, ибо увидим, что именно за наше терпение сподобились мы вечной славы на небесах.

Конечно, примеры, о которых идет речь, являются крайними, однако даже и в таких случаях мы должны любить тех, кто причиняет нам много горя. Тем более мы должны любить и всех остальных людей. Ведь очень часто мы не умеем любить даже и тех из наших ближних, которые ничего плохого нам не сделали. Мы и к ним относимся с неприязнью, не любим их, осуждаем и злословим. И таким поведением мы, несомненно, служим бесам и уподобляемся им. Святой Силуан прямо говорит, что если ты зло думаешь о людях или относишься к кому-нибудь с неприязнью, то это означает, что злой дух живет в тебе, и если ты не покаешься и не исправишься, то после смерти пойдешь туда, где пребывают злые духи, то есть в ад.

И нужно сказать, что такая опасность угрожает некоторым из нас, людям как будто бы церковным, исповедующимся и причащающимся. Представьте себе, братия и сестры, какой будет кошмар, и ужас, и позор, если мы, люди крещеные, посещающие храм, знающие заповеди Божии, - одним словом, имеющие все, что нужно для спасения, - если мы при этом попадем в ад! Ведь те, кто там находятся, - атеисты, богоборцы, сатанисты, развратники, злодеи, - будут над нами смеяться, они скажут: ну ладно, мы-то ничего не знали, в храм не ходили, Евангелие не читали, жили без Бога и без Церкви, - потому и попали сюда, а вы-то что же? Как же вы-то здесь оказались? Ведь вам было все дано, чтобы исполнить в своей жизни волю Божию, а вы, несмотря на это, попали в ад?..

Священное Писание открывает людям, что Бог, Творец вселенной, есть любовь. И нас оно призывает к тому, чтобы мы уподобились Богу нашему, стали похожими на Него. Раз Бог есть любовь, то и мы, если хотим прийти к Нему, должны научиться любить. Христианское совершенство - это любовь, любовь бескорыстная, - не за что-то доброе, что нам делают люди, а любовь ко всем, даже к врагам. Преподобный Исаак Сирский говорит, что достигших христианского совершенства признак такой: если и десятикратно в день они будут преданы на сожжение за любовь к людям, то не удовлетворяются этим и не успокаиваются, но хотели бы еще сто или тысячу раз быть сожженными ради любви. В качестве примера Святой Исаак указывал на авву Агафона, который, увидев однажды прокаженного, сказал, что желал бы взять себе его разлагающееся тело, а свое отдать ему. И не нужно думать, что этот прокаженный был идеальным каким-нибудь страдающим лебедем. Нет, скорее всего, это был обычный бродяга, может быть, и очень грешный, может быть, пьяница или вор - и вот такому человеку авва Агафон хотел отдать свое святое тело! И несомненно, отдал бы, если бы только мог.

Такая любовь и является христианским совершенством, такой любовью любит Бог, Творец вселенной. Путем такой любви прошел в нашем мире Христос - ведь именно это Он сделал с падшим и растленным родом человеческим: соединился с его природой, взял Себе его прокаженное смертью тело, а ему, падшему и грешному, отдал Себя - Свою природу, Свое Божество, Свою славу и бессмертие. И мы, христиане, должны подражать в этом Христу, должны учиться у Него совершенной Божественной любви, стремиться к ней, достигать ее. «Достигайте любви», - говорит святой апостол Павел. И не будем смущаться от того, что идеал этот кажется нам бесконечно далеким, что мы не ощущаем в себе такой любви и не имеем сил для нее. Господь не дал бы нам заповеди о любви, если бы ее невозможно было исполнить. Да, наш эгоизм, наша гордость, наша неспособность и нежелание любить, наша постоянная и глубокая склонность к неприязни - все это, как неподъемные горы, тяготит нас, и часто кажется, что никакими силами невозможно сдвинуть эти горы из души. Однако нужно помнить, что именно к нам обращены слова Христа о том, что невозможное человекам возможно Богу. И потому не обленимся, братия и сестры, но будем стараться пусть и в малую меру, но все же делать дела любви, будем стремиться к ней, будем, по слову старца Паисия Афонского, пытаться сдвинуть из души горы страстей, мешающих нам любить, - сколь бы огромными они ни казались. И тогда, видя наши усилия и веру, Господь Сам сдвинет их, а на их месте зажжет пламя совершенной любви, которая делает человека новым творением, освящает, возводит на небо и уподобляет Самому Господу Богу, ибо Бог, наш Небесный Отец, есть любовь. Аминь.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»