Суеверия вокруг поста. Протоиерей Максим Козлов: Ошибки постящихся

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Удивительно, но факт: для Церкви, которая обязана бороться с предрассудками, эти самые предрассудки являются одной из самых серьезных проблем, и связаны они ни с чем иным, как с церковным преданием. Со времен князя Владимира Церковь обличает суеверия, пишутся книги, но, к сожалению, многим из прихожан больше нравится доверять устным источникам информации – нашим незабвенным бабушкам, и что примечательно: «духовными чадами» этих бабушек становятся люди образованные, интеллигентные. Значит, любовь наших людей к суевериям просто безграмотностью не объяснить, здесь все гораздо сложнее. Так что же у нас в Церкви религия, а что миф? И чем религия и миф отличаются друг от друга?

Для человека характерно стремление к духовной жизни, жажда богообщения есть у каждого, независимо от национальности, возраста или профессии. Но если человек лишен знания о богооткровенной религии, то его дух начинает работать «в автономном режиме», и естественное религиозное чувство начинает синтезировать свою религию. Иногда это бывает массово, иногда индивидуально, продолжительно или кратковременно.

Бог же не утесняет свободу. Но истинную религию придумать невозможно – она дается непосредственно Богом в Откровении. В дохристианский период такой религией было ветхозаветное иудейство, но суеверия предрассудки встречались и там: это постоянное стремление впасть в идолопоклонство, и другая крайность – часто осуждаемые Христом предания старцев. (Мк. 7, 3, Мф. 15, 3).

Если человек лишен веры в Истинного Бога, то во чтобы он не верил – он язычник, язычество пронизывает все сферы его жизни, его мировоззрение, особенно на уровне быта. Лишенное религиозной составляющей, язычество трансформируется в идеологические и социальные формы, вспомним хотя бы советское время: религии, в обычном понимании этого слова, не было, а культ остался: вера в «светлое будущее» заменила чаяние жизни будущего века. Язычество – это психология, это когда духовность подменяется душевностью, это и есть состояние души без Бога. Такое, как не странно, часто можно наблюдать и в церковной ограде.

Родная сестра язычества – магия, т.е. стремление человека подчинить себе духовный мир, быть как Бог (Быт. 3, 5). Вот что об этом пишет о. Александр Мень: «Для мага радости мистического богообщения – пустой звук. Он ищет только достижения могущества в повседневной жизни – на охоте, земледелии, в борьбе с врагами этот антагонизм оставался даже тогда, когда магия стала переплетаться с религией. Магизм ждет от Неба только даров, природу он хочет поработить, в человеческом обществе он воцаряет насилие. Племя и власть становятся над духом. Человек, сливаясь с родом, попадает под гипноз коллективных представлений». Таким образом, в основе магизма лежит принцип: «ты – мне, я – тебе».

Такое отношение к Богу зачастую можно наблюдать у наших современников, помните пословицу: «гром не грянет – мужик не перекрестится». Ох, как часто мы ведем себя именно так, а в католической церкви это вообще норма.

Люди бегут в храм ставить самые толстые свечи, как будто Бог в них нуждается в полной уверенности в том, что все проблемы в жизни происходят из-за того, что их «испортил» соседский колдун. С тем же успехом такие товарищи обращаются ко всевозможным «бабкам» и экстрасенсам.

Другая крайность это когда ритуал является не религиозным, а чисто психологическим понятием без глубокой духовной составляющей. Такие люди ходят в церковь «поплакать». Приходилось видеть как какая-нибудь дама после слезной «молитвы» и воздевания рук горе совершенно ничего не могла сказать на исповеди, аргументируя это тем, что у нее «нет грехов». А когда я отказался ее причащать, все ее «благочестие» улетучилось, и на меня обрушился целый поток негодования. Для нее священник и церковные правила – ничто. Она пришла в храм «потреблять» благодать, ничего не давая взамен.

Возвращаясь к теме «свечного благочестия», не могу не заметить, что для многих людей элементарнейший акт возжигания свечей в храме является, чуть ли не самым основным в их духовной жизни. (Это все равно, если бы человек, желающий купить ювелирное изделие, ограничился бы только тем, что выкрутил бы в ювелирно магазине дверную ручку и, по уши довольный, даже не заходя в магазин, отправился бы домой, гордясь приобретением). Боже упаси кого-нибудь передать свечку левой рукой, или переставить ранее поставленные кем-нибудь свечи. Это моментально вызовет бурю гнева, и посягнувший на чужую свечу может быть даже обвинен в колдовстве.

Многих прихожан надо просто «купать» во время водосвятного молебна, слова «капля освящает море» не для них – дескать, меня водой облили – теперь и здоровье будет, и грехи простятся.

К сожалению, несвободны от суеверий и предрассудков некоторые представители духовенства. Так, известно, что в некоторых селах существует обычай: когда наступает время какой-нибудь односельчанке рожать – священник спешит в храм отверзать Царские Врата, кощунственно ассоциируя их с женским лоном, чтобы обеспечить удачные роды, Это так называемая гомеопатическая (подражательная) магия, Так у колдунов Вуду тряпичная или глиняная кукла ассоциируется с самим человеком, на которого распросраняется вред, нанесенный кукле.

Бывают священники, которые запрещают прихожанам причащаться в двунадесятые праздники без особой мотивации – все вы, мол, недостойны сегодня, забывая о том, что Евхаристия – центр христианской жизни.

В списке церковных суеверий на особое место надо поставить геронтоманнию – поиск старцев, а если быть точнее – вещунов и волхвов, которые удовлетворили бы жажду духовного рабства, взяв на себя заботу о чужом спасении. Тем более, что сейчас мы переживаем время очередного эсхатологического психоза в виде ИННенизма и авторитет т. н. «старцев», которые противопоставляют себя и свою доктрину Церкви и ее учению.

Сюда же можно отнести и технофобию – страх перед прогрессом. По мнению технофобов компьютеры, банкоматы, сотовые телефоны и т. п. суть бесовщина. «Старец», боязнь техники и отождествление ИНН с «печатью» антихриста обычно идут рука об руку.

Стоит упомянуть еще т.н. церковный национализм. Например, некоторые считают, что нельзя читать книги некоторых православных богословов только под предлогом того, что у них нерусские фамилии (Керн, Мейендорф, Шмеман, Блюм), во всем непонятном видятся происки врагов Православия, загнанного в рамки одной Поместной Церкви. Таким образом, психология «мелкого лавочника» заменяет соборное сознание. Не приемлются даже ничтожные отличия в традициях между разными приходами: «…а вот в нашей церкви всегда выносят обеденные записки на молебен!».

Мне, как священнику, чрезвычайно часто приходится сталкиваться с целым комплексом суеверий, которые можно объединить под названием некрофобии – боязни покойников и всего, что с ними связано. Этот первобытный магический страх не имеет ничего общего с христианским отношением к смерти.

Люди, занимающиеся колдовством, стараются заполучить воду, которой обмывали покойника, или тряпки, которыми ему связывали ноги и руки, в тщетной надежда, что эти предметы помогут им в богопротивных делах. Не отстает от колдунов и родня покойного. После поднятия гроба они переворачивают табуретки, на которых гроб стоял, чтобы никто из живых не сел на них. Зеркала и другие отражающие поверхности завешивают, но не для того, чтобы в день траура не прихорашиваться, а чтобы не увидеть в зеркале душу покойного, а землю после заочного отпевания боятся нести домой. Зато никто не боится превращать поминальный обед в вакханалию.

Конечно же, я перечислил не все суеверия и предрассудки, которые надежно прописались в церковном быту. Я не упомянул еще суеверия связанные с Причастием, то, что оно лучшее средство от болезней желудка и повышает гемоглобин. А то как «надо» причащаться и что делать до и после этого – тема для отдельной статьи.

Важно другое: люди ищут в христианстве магию, житейскую пользу, не стремясь очистить свою душу и посвятить свою жизнь Богу, как того требует Православная Церковь. Конечно, в этом есть доля пастырской вины. Священники сами часто недостаточно хорошо объясняют прихожанам основы Православной веры. Но я уверен, что если человек верит во Христа, то он стремиться как можно глубже и подробнее узнать о своей вере, как истинно любящий человек желает знать все о предмете своей любви.

Поэтому лучшее лекарство от лжи и заблуждений – это любовь к Богу, к Его святому закону и к Церкви как вместилищу Божественной благодати, а любовь эта достигается через покаяние, осознание собственно греховности. Каждому верующему необходимо понять, что он сам в силу своей греховности является причиной своих духовных и житейских проблем, а не колдунья, живущая по соседству. Вот осознание своей греховность – самое неприятное, но и самое необходимое в жизни христианина. Именно этой неприятности многие бегают как от огня.

Несомненно, велико искушение превратить христианство в мистический бытовой придаток, но христианство – это религия спасения. Об этом забывать нельзя. Сон духа способен породить еще больших чудовищ, чем сон разума.

священник Александр Пикалев

Я практически уверен, что каждый или почти каждый священник, служащий на приходе, во время Великого поста или непосредственно перед ним, страдает от докучливых вопросов прихожан и просто людей, случайно заходящих в , о том, как поститься, что есть, что не есть, когда можно масло, когда рыбу, когда нельзя ни того, ни другого, сколько раз в день и в какое время есть и т.д. и т.п.

И невольно возникает такое впечатление, что православный пост есть такая необыкновенно сложная и изощренная диета, которая ни одному специалисту-диетологу не приснится и в кошмарном сне.

Да, к сожалению, очень и очень не редко для постящихся время поста становится временем скрупулезного исследования надписей на упаковках пищевых продуктов: есть ли в составе молоко, яйца и т.п., пусть в ничтожных количествах, но их наличие даже на уровне 0,001% уже делает продукт негодным к употреблению.

Когда я, зайдя однажды в супермаркет, решил посмотреть на окружающее меня изобилие глазами такого вот гастрономического фарисея, то был поставлен в совершеннейший тупик надписью на коробке с рисовыми хлопьями. Надпись гласила: «продукт МОЖЕТ содержать незначительное количество молока». И тут возникает дилемма не слабее гамлетовского «быть или не быть?» – «содержит или нет?» из надписи следует, что продукт МОЖЕТ содержать молоко, следовательно, может и НЕ содержать. И как тут быть бедному постящемуся без проведения серьезной экспертизы, непонятно.

Может то, что я пишу, кому-то покажется насмешкой над христианским воздержанием и благочестием, но описанное – лишь самая безобидная степень постовых суеверий. Например, бытует мнение, что в пост нельзя есть ничего вкусного, сиречь сладкого, соленого, приправленного, ничего чтобы доставляло приятные вкусовые ощущения, т.к. это уже страшный грех гортанобесия. Так же весьма не рекомендуется соевое «мясо» (у кого только язык повернулся назвать эту гадость мясом – прим. авт. ) т.к. оно, якобы похоже(?) на мясо, следовательно. вкушающий этот растительный продукт, думает о мясе и в мыслях своих нарушает пост.

Но это все опять же, мелочи. Бывают случаи откровенного постового мазохизма, когда не в меру постящийся доводит себя как минимум до голодного головокружения, потому что (это чаще всего бывает на первой неделе поста) не позволяет себе сделать до захода солнца даже глотка воды. Я лично знал одну «великую постницу», которая надкусив булочку и проглотив кусочек, обнаружила в булочке крем. Тут же она кинулась бегом в санузел, чтобы при помощи известного способа извлечь назад из организма «небогоугодное» брашно.

К таким же суеверным курьезам можно отнести и не имеющие непосредственного отношения к Великому посту суеверия: не есть мяса в день причастия (кстати, такую рекомендацию иногда можно услышать и от священнослужителей), не есть ничего 2 часа после причастия, ждать пока «всосется», не есть после причастия рыбу, а уж если забыл и поел и уж если выплюнул косточки, то сжигаются они с такими церемониями, с какими, наверное не приносилась жертва всесожжения в ветхозаветном Храме. Существует необыкновенно стойкая традиция (которую опять же нередко поддерживают священнослужители) поститься перед причастием несколько дней (обычно три) даже в те дни, в которые пост запрещен уставом (суббота и воскресенье). Абсурдность этой традиции усугубляется еще и тем, что священники, благословляющие такой пост, сами его не соблюдают и с чистой совестью едят мясо перед воскресной всенощной, не смотря на то, что завтра служить Литургию, воплощая слова Христа: «связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их» ().

Но если все сказанное можно назвать досадным недоразумением, существующим либо по причине невежества, либо показного благочестия или неразумной ревности по вере, то особенно хотелось бы выделить одно кощунственное и антицерковное суеверие – недопущение всех без разбору верующих к Евхаристии на Пасху и всю Светлую седмицу под предлогом: мол, они весь пост постились, причащались, а теперь поста нет и причащаться не надо. Таким образом приходится наблюдать, что пасхальные Литургии всю Светлую седмицу – время особого торжества Церкви, особой радости, время Праздника праздников и Торжества торжеств (а церковное торжество вне Евхаристии – НЕ церковное торжество), превращаются в театр одного актера и слова ектеньи: «о предложенных и освященных Честных Дарех Господу помолимся» звучат в пустом пространстве, некому о них молиться, т.к. в эти центральные для всего богослужебного года дни никто этим Дарам не причастен.

Но вернемся к Великому посту и к тому досадному обстоятельству, что очень часто это пост сводится для нас к изучению содержимого собственной тарелки. В связи с этим мне в голову невольно пришла мысль: если бы сейчас к власти пришли какие-нибудь тайные враги Церкви, то для того, чтобы деморализовать верующих им не пришлось бы, подобно Юлиану Отступнику, кропить все подряд идоложертвенной кровью. Достаточно было бы на всех продуктах написать, желательно покрупнее, что в состав входят молоко и яйца. Смута, не меньшая по масштабу, чем недавняя эпидемия ИННизма, была бы гарантирована.

Конечно же нельзя говорить, что пост в пище есть что-то маловажное и третьестепенное. О важности и пользе постового воздержания в пище пишут все святые отцы, и каждый нелицемерно постящийся знает, как они правы. Речь о другом. О том, что однобокое, чисто гастрономическое понимание поста без нравственной и духовной основы, которая есть покаяние, Евхаристия и рождающееся от них смирение. Пост без смирения превращается в свою противоположность. Всем известно, что злой и голодный человек это гораздо хуже, чем просто злой. И тут сам собой вспоминается один литературный анекдот: убили разбойники ночью на дороге мужика, обыскали труп, денег не нашли. Нашли котомочку, а в ней хлеб и сало. Хлеб забрали, а сало не тронули, потому что был Великий пост.

Тем не менее пост необходим. И как все в Церкви, пост регламентирован уставом. Вот там-то, в Типиконе, и написано, когда с маслом, когда без масла, когда можно рыбу и т.п. Но прежде чем избрать для себя Типикон как непреложное руководство в деле поста, надо вспомнить, что это древний монашеский устав, устав древних и истинных, а не показушных, подвижников, для которых строгость телесного поста была полностью созвучна их духовному и нравственному воздержанию. Духовная и телесная жизнь находилась у них в полной симфонии. Поэтому пост по Типикону для современных любителей гламурных журналов и «Поля чудес» – это просто насмешка над постом и его профанация.

Еще необходимо отметить, что пост строго по Уставу рассчитан на здорового человека и само собой неприемлем к больным, старикам, детям, беременным и кормящим женщинам или людям, занимающимся тяжелым физическим трудом. И такой ситуации Устав уступает место объективным человеческим нуждам. И нет ничего антиправославного, что крестьянам, работающим весной в поле во время поста, разрешаются молочные продукты, а учащимся (даже семинаристам) рыба, потому что типикон ведь не с неба упал. Его писали люди. И одним из самых ярких свидетельств его человечности служат слова стоящие в начале главы о Святой Четыредесятнице: «в понедельник первыя седмицы знаменает параекклесиарх к свету коснее, вечернего ради утешения», по-русски: «в понедельник первой недели поста утром пономарь созывает братию на молитву позже обычного по причине вчерашнего застолья». На языке типикона словом «утешение» обозначается наличие на монастырской трапезе вина и чисто по человечески понятно, что тому, кто выпил накануне спиртного несколько больше обычного, сегодня не мешает поспать подольше. Вот об этой человечности устава неплохо бы вспомнить его чрезмерным ревнителям.

Постясь телесно, нельзя забывать, ради чего мы постимся, какой цели служит это церковное средство. Пост – это подвиг нашего церковного единства, единства не просто традиционалистического, не просто проявления единства наших убеждений, а прежде всего проявления единства евхаристического, без которого пост превращается просто в пустую внешнюю форму.

Прекрасным примером правильного отношения к Евхаристии, служит историческое повествование о гонениях римского императора Диоклетиана (конец III – начало IV века) гонения эти были самыми сильными за всю трехсотлетнюю историю гонений. Никто до него не проливал столько христианской крови.

Император, будучи человеком весьма неглупым, сумел найти основной нервный узел Церкви и нанести в него удар. Он своим указом объявил вне закона евхаристические собрания христиан, а тех, кто в них участвует – государственными преступниками, заслуживающими смертной казни. Диоклетиан издал такое распоряжение, прекрасно зная, что христиане не смогут не собираться на Евхаристию, не смогут жить без Причастия, и конечно же не ошибся. Возможность участвовать в Евхаристии была для первых христиан дороже жизни.

Легко можно себе представить, как бы был озадачен великий гонитель, если бы попытался провернуть такой маневр сегодня. Кругом вроде бы христиане, а хватать и львам скармливать некого.

Мы необыкновенно много теряем, видя в посте только диету, которая предшествует обильному пасхальному столу. Пост – это напоминание нам о нашей греховности, напоминание о том, как мы зависимы от материального мира, от сытости и как мы в этой зависимости перестаем быть рабами Христа. Пост напоминает нам об утраченном Небесном отечестве, недаром за Всенощным бдением звучат слова 136-го псалма – плача плененных вавилонянами израильтян. Это напоминание нам о том, что мы на земле чуждей, на которой нельзя петь песнь Господню.

Суть поста не в посте, а в Пасхе, а суть Пасхи в спасении, обОжении человеческой природы, даруемой нам через Причастие.

Поэтому православный пост, как и вообще христианская жизнь, должен свидетельствовать о том, что христианин живет для того, ради чего не страшно умереть. И поэтому Диоклетиан не ошибся.

На вопросы читателей отвечает ключарь Кирилло-Мефодиевского собора г. Самары протоиерей Сергий Гусельников.

У меня есть предложение к редакции, публиковать в специальной рубрике статьи о суевериях в Православной среде. Конечно, в газете есть рубрика «Отвечает священник». Но те, кто понимает, что такое суеверие, не станут спрашивать о них, а кто верит в некие «приметы» или то, что услышали от всезнающих старушек, тоже не станет писать, будучи уверен в том, что все именно так и должно быть.

Моя дочь Анна с красным дипломом окончила педагогический колледж в Мордовии и собирается учиться дальше. Однажды она рассказала дикую историю - подобного я прежде никогда не слышала. Старушка, у которой она всегда брала молоко, как-то сказала, что она, эта старушка, не может ходить в церковь, так как поссорилась с певчей своего храма и та ее… «заочно отпела», то есть заказала в храме отпевание. Теперь бабушка считает себя «покойницей» и уверена, что в храм заходить ей нельзя. Все доводы Анны, что это не более чем суеверие, что ей только нужно поговорить со священником, - не смогли убедить бабушку, она осталась непреклонной.

А есть и, наверное, не суеверие, а непонимание некоторых духовных вещей.

Одна знакомая бабушка, которая всю жизнь ходила на службы, соблюдала посты, причащалась каждым постом, - оказалась в больнице на очень продолжительное время. На мое предложение привезти священника, чтобы он причастил ее, она ответила: «Нет, я же не могу здесь поститься, как дома. Священник, может, и причастит, а Господь не примет!»

И как разобраться, кто из нас прав?..

Вот еще недоуменные вопросы. Слышу от знакомых верующих: после прочтения молитвы «Отче наш» нельзя делать поклон; в день Причастия после целования креста нельзя прикладываться к иконам; на пение «Милость мира» надо всегда становиться на колени - даже в праздничные дни, не только в пост…

Вопрос: как правильно поступать?

Наше поколение многое не знает из-за трагических событий прошлого века. А то, что доходит до нас, иногда в таком измененном виде, что и не поймешь, где правда, а где «благочестивый» вымысел. Иногда чье-то небольшое замечание опять сеет сомнение: правильно ли я делаю то или иное, соответствует ли это Уставу Церкви? Хотя я всегда стараюсь на мучающие меня вопросы находить ответы в духовной литературе, либо спрашивать у батюшки. Но многие принимают на веру все, что говорят старые прихожанки - они-то, мол, уж точно все знают…

Вот почему мне хотелось бы разрешать духовные вопросы через любимую газету «Благовест». Вы самый лучший мой собеседник с 1995 года, когда муж принес с почты буклет о подписке на Православные издания. А тогда был такой духовный голод, что мы все эти издания и выписали, в том числе и газету «Благовест». А потом уже узнали и «Лампаду», и «Православную радугу» и заочно полюбили ваш город Самару. Сын Александр закончил там Самарский государственный технический университет.

К большому огорчению, в связи с финансовыми трудностями нет возможности выписывать «Православную радугу», но как только с Божией помощью смогу получить гражданство РФ и получать здесь пенсию, обязательно выпишу и это издание, по которому я очень скучаю.

Всем сотрудникам газеты «Благовест» желаю Божией помощи, крепкого здоровья и сил в таком благом деле.

Храни вас всех Господь и Пресвятая Богородица со всеми угодниками Божиими и Ангелами Хранителями.

Любовь Красавцева, ст. Ужовка Починковского района Нижегородской области.

Тему суеверий можно отнести к самым вечным темам в жизни человеческого общества. Но это ещё и одна из самых больных тем, ибо суеверие уводит человека от истинной веры в Бога и от спасения души.

Суеверие есть суетная веры в приметы, неправильная, искаженная вера в действие потусторонних сил, вера в предсказания и т.п. Вот как определяет это слово «суеверие» великий знаток русского языка В.И. Даль: «ошибочное, пустое, вздорное, ложное верование во что-либо; вера в ворожбу, гадания, в приметы, знамения; вера в причину и последствие, где никакой причинной связи не видно». В Полном Православном Богословском Энциклопедическом словаре говорится: «Суеверием вообще называется вера в предметы или вовсе не существующие, или хотя и действительные, но ложно понимаемые. Задаток суеверия отчасти скрывается в самой природе человека, в его склонности ко всему таинственному и предугадыванию будущего. Главное же основание суеверия всегда заключается в недостатке умственного и нравственного развития, в ограниченности понятия, в легкомыслии и слабости духа; потому-то суеверия бывают большею частью достоянием простого народа, и совершенное искоренение их почти невозможно». То, что искоренить суеверия даже в церковной среде почти невозможно, является, как и прежде, одной из самых животрепещущих проблем современной духовной жизни. После десятилетий безбожия и духовного голода, когда был разрушен фундамент Православного мировоззрения, основанный на Священном Писании, Священном Предании и святоотеческом богословии, суеверие стало активно входить даже в церковную жизнь. Ведь большинство Архиереев, старцев, священников, монахов, истинно верующих людей было уничтожено и на первый план в возрождающихся храмах вышли «всезнающие старушки» со своими представлениями о духовной жизни. Некоторые из них не считают зазорным давать указания даже священникам. Конечно, многие пожилые прихожанки действительно могут помочь и советом, и молитвой. Ведь они пронесли свою веру через тяжелые жизненные испытания. Но некоторые «всезнающие старушки», к сожалению, делятся с более молодыми прихонажанами не своей верой, а своими суевериями. Исправлять таковых нужно «духом кротости», как пишет Апостол Павел в послании к Галатам (6, 1). В Царской России это предписывалось делать Архиереям и священникам. И то с осторожностью и с объяснением причин возникшего суеверия, и его безплодности.

Есть суеверные обычаи, которые не вредят ни Православию, ни Христианской нравственности (например, крестить рот во время зевоты, дуть на пальцы перед сложением их для крестного знамения, просить об открытии Царских врат во время трудных родов и т.п.). К ним нужно относиться спокойно. Но когда суеверия имеют источником языческие и оккультные представления, с ними необходимо бороться. Ещё в начале ХVIII века Морской Устав Петра Великого различал суеверие религиозное от простого заблуждения и поверия. За первое полагалось очень строгое уголовное наказание, а за второе определялось публичное церковное покаяние. Духовный регламент призывал духовное начальство в первую очередь искоренять те суеверия, которые ведут к худым делам и вредят нравственности (в основном это касается суеверий в Рождественский сочельник, в Святки и Пасхальную седмицу).

История, рассказанная в письме читательницы, действительно дикая по своей сути. Человек, поющий в храме на клиросе (а певчие относятся к разряду церковнослужителей), использует Церковь с её обрядами для сотворения прямого зла. К сожалению, это пресловутое «заочное отпевание» «обидчика» сейчас довольно распространено. Оно обусловлено оккультным сознанием, внедрившимся уже и в сферу церковной жизни. Поэтому во многих храмах (и в нашем тоже) работникам регистратуры приходится даже спрашивать свидетельство о смерти для оформления заочного отпевания. Но у Бога все живы. Господь знает, что этот раб Божий (или раба Божия) не умер, а здравствует. А вот с того, кто заказывает отпевание за живого человека, строго спросится на мытарствах, если он не покается в этом страшном грехе. Старушка та тоже согрешила, ибо проявила веру не во Всемогущего Бога-Творца, а в ложную причинно-следственную связь: отпели в храме (да и отпели ли, может, это было сказано сгоряча?), сделали зло, значит, там ей будет плохо. Но ведь храм есть Дом Бога Живого, и может ли Бог творить зло? Нет, конечно. Старушка через глупое суеверие сама себя отлучила от храма.

Есть, разумеется, и простое непонимание духовных вещей и незнание Устава Церкви, который, например, предписывает больным не поститься телесно (тем более в больнице). Мы все недостойно по своим грехам приступаем к Святым Тайнам, надеемся лишь на милость Божию, и не нам решать, примет Господь нас или не примет, как это решила бабушка. На молитве «Отче наш» наоборот принято делать земной поклон, после креста иконы целовать никто не запрещает…

Чтобы не запутаться в «благочестивых» вымыслах, действительно нужно всё спрашивать у священника, который на то и учился в семинарии, чтобы глубоко знать истины Православия, или обращаться к специальной литературе. В «Часослове», например, напечатано «Наставление, как вести себя Православному христианину в храме Божием». Там всё расписано про поклоны и крестное знамение. «Часослов» сейчас найти не трудно. Существует и много церковных брошюрок, объясняющих различные вопросы церковной жизни. Было бы желание прочитать их. И тогда будет просто отличить истинную веру от суеверия.

Поститься по строгому уставу, не шутить, не смеяться, внимательно читать состав продуктов и готовиться к самому худшему – все же знают, что в пост дела идут хуже некуда. «Правмир» представляет 10 популярных суеверий и заблуждений относительно Великого поста. Знаете еще? Добавляйте в комментариях на форуме.

Конечно, вы можете так поступить, ведь пост, во-первых – дело личное, во-вторых – творческое. Постарайтесь, чтобы ваше творчество не привело к Торжеству Православия на больничном одре.

Придется вкушать неуставную еду, а то и бульон мясной заботливые родственники притащат. Весь пост насмарку.

Правильно будет соизмерять силы и здоровье со своим стремлением поститься по всем правилам. Жесткий устав придуман был для монашествующих. А постная практика Восточного Средиземноморья в холодной части России – это, как минимум, не для всех.

Если же вы крепки телом и духом – пробуйте постепенно, и не надо никому ничего навязывать.


Пожалейте батюшку! У него большие нагрузки, особенно в первую седмицу, когда вы еще не определились с тем, что вам можно и нельзя.

О мере поста хорошо было бы советоваться заранее. Во всяком случае, не тащите священнику упаковку и не заставляйте его с лупой разбирать, какой в этих печеньках меланж – это просто глупо и невежливо.

Меру поста стоит определить для себя глобально. Но если уж вам так нравится выискивать следы молочного в капустных котлетах, эти поиски поддерживают в вас бодрый постный настрой, делайте это самостоятельно.


Вспоминается товарищ Огурцов: «Я и сам шутить не люблю, и людя м не дам». Он тогда пытался отравить всем Новый год, но из этого ничего не вышло. Зато какой образ!

Так что если цель – показать родным и коллегам, что православный пост – это не шутки, а весьма унылое и беспросветное существование, милости просим. Веселье испортить не выйдет, однако вряд ли ваши друзья через это приблизятся к христианству.

Если же в вашем коллективе принято травить скабрезные анекдотики, отпускать пошлые шуточки и сомнительные комплименты дамам, самое время свести на нет эти дурные привычки. И после поста уже к ним не возвращаться.


Если вы настолько погрузились в великопостное бдение, что грядущий день рождения не кажется поводом нарушить настрой – не отмечайте.

Если же мысль о празднике, попавшем на пост, тревожит, мучает и огорчает – конечно, стоит отметить на радость себе и родным. Мнения о том, как следует это делать, разнятся, поэтому решение за вами. Вкусный постный стол сегодня не проблема. А еще можно сделать из дня рождения благотворительную акцию, конечно, если это близко вам и вашим гостям.


Да можно, вопрос только – зачем?

Если никто вокруг не постится, а то и негативно относится к вере – не стоит рассказывать и раздражать людей лишний раз. Скорее всего, вы вступите в бесплодную дискуссию, от которой расстроятся все участники.

Если же вопрос задают прямо – нужно отвечать правду. И, конечно, удовлетворить искренний интерес к посту, ответить на вопросы. Часто люди сокрушаются о том, что даже не попробовали хоть минимально соблюсти пост – может, ваш рассказ придаст им решимости.


Еще один верный способ обрести вместе с постом кучу проблем, а то и помереть ненароком.

А если дело поручили на работе, можно ли его начинать, или подождать, пока уволят?

А если серьезно заболел ребенок, можно ли его лечить, или подождем, пока погибнет?

А если профессия предполагает экстремальные операции каждый день – пожарный, врач, полицейский? Им тоже следует подождать до Пасхи с вашим спасением?

Ответ напрашивается сам собой: не нужно придумывать причин не делать дело, хотя, возможно, в этом случае не так уж оно и важно. Если же исход дела сильно тревожит, может, лучше помолиться, а не откладывать его на послезавтра?


Суеверие, связанное с совершенно немилосердной, крайне неприличной, а откровенно говоря, просто гадкой привычкой совать свой нос куда не следует. А именно – в супружеские отношения.

Если же подобные мысли относительно чужих нездоровых детей иногда посещают, надо научиться хотя бы их не озвучивать, так как это принесет родителям дополнительную боль и отчаяние.

По поводу отношений в пост, как и в любое другое время, стоит лишь отметить, что это дело супругов, и больше ничье. А по поводу дат зачатия сомнения помогут развеять самые разные даты рождения святых подвижников Церкви, родители которых, возможно, не всегда соблюдали посты, но это не мешает нам сегодня молиться им и чтить даты их рождения и упокоения.


Это заблуждение. Таинство крещения, безусловно, совершается в пост, и нет дат, в которые оно не могло бы совершаться.

Также путаница может быть связана с таинством венчания, которое действительно не совершается в пост. Все остальные таинства в пост совершают, а к некоторым из них рекомендуется особенно усердно прибегать именно в этот период: к исповеди, причащению и соборованию.


Речь идет не об индивидуальном подходе к причастникам, и даже не о реальной практике конца XIX – начала XX века, а об очередном распространенном суеверии, которое вселяет в человека реальный страх: если причащаться чаще, случится что-то плохое.

Подкрепляется оно образными рассуждениями о том, что частое причастие, «как солнце, когда его слишком много, сжигает человека». Из этого, видимо, следует сделать вывод, что и солнца нам должно быть мало, чтобы жизнь малиной не казалась.

По вопросу о частоте причащения существует множество различных мнений, и здесь также есть место творчеству и личностному подходу. Не следует только превращать великое таинство в повод для страхов и суеверий.


Жить вообще тяжело, но у кого-то различные трудности почему-то связаны именно с постом.

Любопытно, что подмечают это именно верующие, те, кто постится.

От старшего поколения можно услышать ахи-вздохи: «Ох, искушения в пост». Молодежь как-то стесняется, вроде суеверие получается – разве не в пост не бывает тяжко?

Вероятно, в постное время обостряется чувствительность, ведь мы сосредоточены на борьбе с недостатками. Например, пытаемся сдерживаться, не ругаться – а сорвались, обиделись, рассорились, и от этого тяжелее, чем если бы это произошло в обычное время.

Бывает, что на это состояние накладываются и более тяжелые испытания, болезни, страдания. И не всегда советы «принимать это благодушно», размышления о том, что «искушения – это нормально и полезно» оказываются в тему. Пожалуй, самим таких советов в адрес других уж точно стоит избегать. Лучше оказать нашим близким реальную помощь и поддержку.

Ирина Якушева

Строка поиска: суеверие

Найдено записей : 157

1) Батюшка я еще мало знаю про Церковь, Вы можете мне сказать, для чего верующие люди ездят в паломнические поездки? 2) Скажите, обязательно ли на поминках раздавать конфеты за умершего человека, или это просто суеверие? И какие молитвы нужно читать на кладбище?

Андрей

Андрей, совершать паломнические поездки - это добрая традиция. Посещая Святые места, мы почитает тех Святых, чьи нетленные мощи находятся в том месте, куда мы едем, или иконы. Одно дело – увидеть, например, копию икону Божией Матери на фото, а другое - самому съездить в тот храм или город, или даже страну, где находится эта чудотворная икона, и помолиться перед ней. И за наш труд, за то, что мы совершили эту дальнюю, а может, и нелегкую дорогу, Господь нам дает просимое. В паломничестве можно познакомиться с хорошими верующими людьми. Так что паломничество полезно во всех отношениях. На поминках принято поминать усопшего не только молитвой, но и за трапезой. Есть традиция раздавать конфеты или другие продукты. Мы съедаем их, и тем самым поминаем усопшего. В Молитвослове есть краткий чин панихиды для мирян, вот его можно читать на кладбище.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, если умер близкий родственник, можно ли заниматься строительством своего дома? знакомые говорят что в течении года нельзя

Александр

Батюшка, подскажите, говорят, те, кто на Красную горку поженятся, никогда не разведутся. На красную горку 12 мая 2013года надо именно расписаться в ЗАГСе или венчаться? И красная горка считается в этом году 12 мая, или целая неделя красная, с 5 по 12 мая, т. е. на этой неделе можно играть свадьбу?

Арина

Здравствуйте, Арина! 12 мая 2013 года Православная Церковь празднует праздник Антипасхи. В этот день возобновляются венчания после долгого Великого поста. Поверье, о котором Вы говорите – примета, суеверие. В него верить не нужно. Ваша семья будет крепкой, лишь если Вы сами приложите к этому усилие и будете просить помощи у Бога.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Верить в суеверия - грех, а в приметы погоды - грех? Например, кот закрывает лапой нос, говорят, это к холодам; скажите, верить в это можно, или это простое суеверие (на счет кота в частности)? Спасибо!

Андрей

Андрей, верить в суеверие - это грех, потому что это вера в пустое. По сути, это гадание. Верить в приметы - я считаю, это неправильная формулировка. По приметам можно определять, скажем, какие-то природные явления, погоду - об этом сказано и в Евангелии. Кстати, в Евангелии описано и то, по каким приметам мы узнаем, что придет кончина мира и будет пришествие Христа. Так и в нашей жизни мы можем многие вещи определять по приметам, и это не будет грехом, потому что это реальность. Мы примечаем к примеру, что если тучи и сильный ветер - то дождь будет. Так же и в остальном. У животных тоже мы наблюдаем изменение в поведении при приближении плохой погоды. Такие приметы - вполне нормальные вещи и не противоречат церковной жизни.

иеромонах Викторин (Асеев)

Батюшка, подскажите, в самое ближайшее время когда можно пожениться (расписаться в ЗАГСе) и совершить венчание? Знаю, начинается пост, в течение поста нельзя? А в мае? Говорят, надо жениться на Красную Горку. Правда ли это? Прошу дать совет, а то мы никак не можем определиться с датой росписи в ЗАГСе, свадебного торжества, венчания... И все ли надо совершить в один день?

марина

Действительно, постом не венчают. Венчаться на "Красную горку" не обязательно (тем более, что обычно в этот день много венчаний), просто это самый первый день, когда начинают венчать после поста. Хотя, наверное в этом году на "Красную горку" будет немного народа – не любят люди венчаться в мае, хотя это и обыкновенное суеверие. Расписываться и венчаться в один день необязательно, хотя так проще чисто организационно.

диакон Илия Кокин

Здравствуйте. Напишите мне, пожалуйста, я заказала за близкого человека Неусыпаемую Псалтырь в трех монастырях (у него психическое расстройство), а теперь боюсь, вдруг ему станет хуже? Напишите мне, пожалуйста. Надо было заказать только в одном монастыре?

Елена

Елена, молиться за своих близких необходимо. Мы должны молиться всегда, и когда нам плохо, и когда хорошо. Чем большее число людей молится, тем лучше. Только не следует определять каким-то конкретным числом, в скольких храмах вы заказали молитву (три, пять семь) - это суеверие. Но, я думаю, что ему нужна и профессиональная медицинская помощь психиатра, и не нужно этого смущаться, ему нужно назначать лекарства, и он будет их принимать и будет получать облегчение. И конечно, Вам самой необходимо молиться за него.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, если девушка ожидает ребенка, девочку, ей категорически запрещено одеваться в брюки, или все же можно позволить надеть брюки? Спасибо.

Анна

Здравствуйте, Анна! По-моему, Вы путаете веру и суеверие. Если Вы придерживаетесь строгих взглядов и не носили брюки до беременности, то и теперь можете не носить. Если же нет – старайтесь надевать юбку, когда идете в храм, а в остальное время одевайтесь так, как Вам удобнее.

иерей Владимир Шлыков

Батюшки, помогите, пожалуйста, понять, что с этим делать. Полтора года назад на меня навели порчу. Старалась не обращать внимания, считая суеверием. Но через полгода слегла. Физическая и душевная немощь, похудела сильно... Молитвами и Божьей помощью поднялась. Но с тех пор прошел уже год, жизнь периодически уходит из меня. Недавно исповедовалась, причастилась. Два дня летала, потом снова стало хуже. Батюшка говорит, что никакой порчи не существует. Но сейчас дочитываю книгу архимандрита Тихона "Несвятые святые", и там, в главе про иеромонаха Рафаила, есть эпизод, когда архимандрит Псково-Печерского монастыря Афиноген говорит Илье Даниловичу, что на него была наведена порча и он должен был умереть. Его спасла духовная защита. Как же так? Что тогда суеверие и что истина? И что еще предпринять, чтобы выжить?

Анна

Здравствуйте, Анна. Ваш батюшка абсолютно прав, и любой священник в здравом уме скажет вам то же самое – никакой порчи нет, кроме той, что является общей для всех нас с вами и для всего человечества, возникшей в праотце нашем Адаме в результате его грехопадения. И порча эта передается по наследству из поколения в поколение и будет довлеть над людьми до второго Славного Пришествия Господня. Именно ей мы обязаны своей способностью страдать, болеть и мучиться страстями в течении всей своей жизни и, в конце концов, все умирают. Но есть великая радость и утешение – Христос Бог, воспринял эту нашу всеобщую порчу, "смертию смерть поправ" исцелил пораженное грехом естество наше, стал вторым Адамом, наследниками которого мы становимся по праву духовного рождения. Если даже сам Богочеловек пострадал, и умер, и воскрес, то неужели же мы не можем войти в Его спасительный подвиг хотя бы тем, что будем безропотно, если не можем благодарить, терпеть свои болезни. Поверьте, что смиренное несение своих скорбей имеет такую же славу, как и мученичество. Преподобный Антоний Великий так и говорил вопрошающим его ученикам, что последние христиане при оскудении подвигов будут спасаться терпением скорбей, и при этом иметь славу большую, чем великие подвижники древности. Примите совет, это проверенное средство, благодарите Бога за все, и за болезнь тоже и, если можете терпеть, то ничего не просите, кроме оставления грехов. Облегчение придет очень скоро, потрудитесь немного. А книжки вроде "Несвятые святые" и т. п. – христианская беллетристика, вредного в ней нет, но и полезного тоже, просто средство времяпрепровождения. А уж делать какие-то выводы и умозаключения о природе духовных явлений и сущности православной веры на основании художественной литературы ни в коем случае нельзя. Читайте святых отцов, и в первую очередь - преподобных и святителей. Храни Вас Бог.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, батюшка. Подскажите, пожалуйста, можно ли делать венчальные кольца из платины? И правдивы ли суеверия о кольцах? Спаси Господи.

Наталия

Кольца из платины делать можно, а любое суеверие – ложно. Даже в рифму ответил.

диакон Илия Кокин

Здравствуйте! Ответьте, пожалуйста, на такой вопрос: не знаю, связано это с суеверием, или так где-то написано в православных книгах, но все старые люди утверждают, что маленьким детям до года нельзя стричь волосы. Когда спрашиваешь у них, "почему?", никто не может ответить, мол, передавалось это от прадедов к дедам и до нашего времени. У моей дочки (ей 11 месяцев) уже достаточно длинные волосы и они ей порядком мешают. Мне, конечно, не принципиально, месяц мы уж потерпим, просто хочется узнать истину. Объясните, пожалуйста, есть ли у Вас есть ответ на это вопрос? Заранее большое спасибо!

Оксана

Оксана, не знаю, кто Вам об этом говорит. Я об этом слышу впервые и очень удивлен, откуда это все берется. В церковных уставах, литературе - нигде об этом ни чего не сказано. Любому нашему действию должно быть объяснение, а для чего это надо делать - непонятно. Это самое настоящее СУЕВЕРИЕ. Ничего не придумывайте, если волосы мешают, если есть в этом необходимость, их надо остричь. Детей надо каждое воскресенье причащать, и самой нужно изучать православие, надо быть грамотной в духовных вопросах. Сейчас очень много разных сект, шарлатанов. Чтобы в дальнейшем ребенка уберечь от всего этого, Вам нужно быть грамотной в этих вопросах и предупреждать свое чадо об этом и молиться за нее.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка. Моя невестка выложила фотографии полуторагодовалой дочери (моей внучки) в "Одноклассники". Ребенок часто болеет, врачи не могут установить диагноз. Не связано ли это и с тем, что множество фотографий выложено в разные социальные сети? Слышала по православному телеканалу "Союз", что чем меньше информации о нас, тем лучше. Может, я суеверна, и нет ничего страшного, что миллионы чужих людей смотрят фото моей внучки? Благодарю за ответ

Ольга

Ольга, это суеверие, фотографии никак не влияют на здоровье Вашей внучки. Дети часто болеют, у них иммунитет слабее чем у взрослого человека. Информацию, конечно, о себе как попало распространять не надо. В пищу хорошо добавлять Святую воду, каждое утро давайте пить ребенку Святую воду, и сами пейте.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, правда ли, что в крестные отцы желательно брать того человека, что был свидетелем на свадьбе (венчании)? Или все же это очередное суеверие? Спасибо!

Василий

Здравствуйте, Василий! Нет, не правда. Свидетели на свадьбе не имеют никакого отношения к крещению детей. Крестным нужно брать человека, который сможет принимать активное участие в православном воспитании ребенка.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте.Ответьте пожалуйста на мой вопрос.Я работаю в парке аттракционов,скоро жду повышения,буквально на днях я нечаянно при включенном аттракционе задавила на смерть кота,я не знала что кот находится под ним.Сейчас за это очень переживаю,я очень суеверная девушка,поэтому верю в то, что убив кота меня будут преследовать болезни,несчастья в течении 7 лет.Теперь я боюсь своего повышения,так как думаю что не справлюсь,и всякие разные мысли кружатся в голове.Как мне теперь быть?И что мне делать.Заранее спасибо за ответ.

Юлия

Юлия, конечно, это очень неприятно. Но откуда Вы взяли, что за это Вы будете страдать семь лет, я про это первый раз слышу, в церкви такого нет. Все зависит от Вашего покаяния. В первую очередь нужно покаяться, исповедоваться в церкви. Слово "суеверие" само за себя говорит - верить в суету, в пустоту, в ничто. Как можно в это верить? Мы верим в Бога и верим в то, что если мы покаемся перед Богом, то Бог нас простит. Все зависит от Бога, будете Ему молиться, каяться - все будет хорошо. То, что случилось - это несчастный случай, Вы же не специально это сделали. Если хотите, что бы Ваш грех был прощен – как я говорил, надо покаяться и принести плоды покаяния: например, помогите, чем сможете, приюту бездомных животных, в частности, кошкам, и забудьте про всякие суеверия, поступайте так, как учит Святая Церковь.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! 5 лет назад погиб парень, с которым я встречалась. Перед похоронами его родственники сказали, что я, как девушка, с которой он встречался, должна купить и надеть на него обручальное кольцо, я так и сделала. С тех у меня не складывается личная жизнь. Скажите, может, то, что я надела на покойного кольцо, влиять на мою судьбу?

Марина

Нет, Марина, это обручальное кольцо никак на Вашу жизнь влиять не может. Это – суеверие, и придавать ему какое-то серьезное значение абсолютно не следует.

игумен Никон (Головко)

Добрый вечер. У меня маленький ребенок (2 годика), за последний год с небольшим мы были в больнице на стационаре 10 раз, в настоящее время малыш находится в реанимации. Я не могу сказать, что мой ребенок болезненный, но через каждый месяц мы заболеваем так, что без больницы не можем обойтись. Реакция на прививку, хирургическое вмешательство, невыясненные приступы - вот наши диагнозы. Чувствую, что все дело не в состоянии его здоровья. Ребенок крещеный. У меня впечатление, что его или сглазили, или прокляли, или еще что-то подобное... Я заказывала сорокоуст о здравии в трех церквях, ходили к иконе Пантелеймона Целителя в нашей церкви, сейчас опять заказала сорокоуст о здравии. Хочу спросить - что можно сделать, чтобы защитить моего малыша от каких либо козней людских извне? От зависти, от ненависти? И еще. Дело в том, что ребенок рожден вне брака, его отец женат на другой женщине и он изначально не хотел рождения моего малыша. Было много проклятий в мой адрес и в адрес ребенка. Прошу помощи и совета от Вас.

Оксана

Дорогая Оксана, причину нездоровья Вашего ребенка заочно я не могу определить, но могу посоветовать, кроме обязательного врачебного лечения, регулярное причащение Святых Христовых Таин, совместную ежедневную молитву вместе с ребенком, ежедневное натощак употребление святой воды и просфоры. Заказывать сорокоусты, конечно, хорошо, но намного важнее Ваша личная молитва и приучение к молитве ребенка. Что же до сглаза и прочего, то просто выкиньте это из головы, демоны верующему человеку не могут причинить вреда, а уж один человек другому вообще подобного вреда не может нанести. Все это суеверие!

протоиерей Андрей Ефанов

Добрый день! Заранее прошу прощения, может быть, за глупый вопрос. Сегодня на улице я нашла деревянные четки. Потом через несколько шагов - еще одни такие же. Я их оставила на ближайшей скамье. Теперь вот мучаюсь вопросом, говорят, что найти крест - это плохая примета, это значит, взять на себя чужой крест. Это правда или нет?

Наталья

Здравствуйте, Наталья! Не подобает православному христианину верить в приметы. Это всего лишь суеверие и ничего не значит. Наоборот, нехорошо было бы оставить четки лежать, попираемыми ногами, на земле.

иерей Владимир Шлыков



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»