Как помогают чудотворные и намоленные иконы. Намоленные иконы. Почему две, а не десять? Почему десять, а не две

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Эксклюзивно для сайта "Купи Старину!"!

Любое копирование материалов запрещено!

Действительно, вопрос этот интересен, ведь мало , две или три, хочется понимать, сколько именно должно быть икон в Вашем доме, почему у некоторых их нет вовсе, а у других имеется обширный иконостас? Каково минимальное количество и есть ли предел?

Давайте попробуем рассмотреть этот вопрос с разных сторон. После длительного периода безбожия, который закончился с уходом на покой советской власти, закончились и гонения на Церковь, на верующих людей, возникла совершенно естественная потребность в воцерковлении, в душевном спасении и люди искали помощи в храмах. Но, как и прежде, в царские времена, так и сегодня, есть необходимость не только посещать храм, где имеется собрание Святых Образов и есть возможность помолиться, но и молиться дома, перед своими иконами, поэтому во многих христианских жилищах появляются , в том числе и старинные деревянные иконы, доставшиеся от родственников, или даже приобретенные недавно.

Как сегодня появляются иконы в Вашем доме?

Разными путями! Одни из них были у Вас с давних пор, другие приобретались, третьи были Вам подарены, и все вместе они сегодня составляют Ваш домашний иконостас, если собраны в одном месте.

Как правило, «костяк» домашних икон однотипен - это Образы Богоматери и Спасителя, но многие не ограничиваются ими и имеют в своем молельном месте множество других икон. Кстати, если изучать этот вопрос более подробно, выяснится, что многие домашние иконы выполнены на бумаге, картоне и так далее, то есть это недорогие и очень простые в изготовлении Образы, который может позволить себе любой человек.

Почему две, а не десять? Почему десять, а не две?

Ответа, который бы с математической точностью рекомендовал бы количество икон в доме, не существует. Это обусловлено тем, что Церковь не ограничивает число домашних Образов и число их обусловлено реальной потребностью самого верующего, как тут вообще можно регламентировать процесс движения души?

Однако, есть некоторые примеры, когда выясняется, что должно быть совершено человеком, иконы имеющим в большом количестве. Икона - это не предмет интерьера (хотя сами по себе, например, старинные иконы очень красивы и украшают наше жилище), а предмет, через которое люди могут обратиться к Богу, к небесным Покровителям. И если у Вас есть хоть одна икона, Вы должны оказывать ей внимание, заключающееся в чтении молитв, желательно, в каждодневном.

Получается, что бесцельное «напихивание» дома иконами бессмысленно с точки зрения их нужности, помощи, востребованности.

Бесцельно собирать иконы и хранить их не стоит, это неверно. Каждый приобретаемый Вами Образ должен быть приобретен осмысленно, с целью. Купить икону сегодня не так сложно, но нужно понимать, что это Ваша духовная ответственность, которую Вы на себя берете!

Часто домашний иконостас содержит иконы не одного человека, а нескольких, то есть является настоящим семейным иконостасом, а значит, икон в нем будет больше, не так ли? И каждая из них должна быть охвачена Вашей верой.

Мнения разные, какое же верно?

Мнения о количественном показателе очень разнятся. Как правило, об этом рассуждают сами верующие, владельцы икон. Один полагает, что нет смысла иметь множество Образов, другой уверен в обратном: чем больше, тем лучше, говорит он. Но что думают по этому поводу священнослужители?

Приведем здесь слова праведного Иоанна Кронштадтского: «Каждый христианский дом изображает собою бесконечно великий дом - вселенную, небо и землю, в коих обитает Господь. Поэтому в каждом христианском доме видишь изображения Спасителя и Божией Матери, внемлющих молитвам живущих в доме и прибегающих к ним… Иконы Спасителя во всяком доме православном изображают Его вездеприсутствие, Его владычество на всяком месте, а образа святых - соприсутствие или близость к нам святых по благодати Божией как членов единого тела Церкви, соединенных под единым Главою - Христом» (Иоанн Кронштадтский, праведный. Моя жизнь во Христе. М., 2002. С. 674, 724).

Получается, что иконы должны быть в каждом доме, и указывается даже необходимый их набор. Но можно ли и главное, нужно ли тогда присутствие в доме других Святынь?

Вот что отвечает на такой вопрос иеромонах Иов (Гумеров): «…Если в доме много святынь, горит лампада, совершаются молитвы (утром, вечером, перед едой и после нее), отношения в семье построены на началах христианской любви, нет ссор и споров, то духовная атмосфера очищается и освящается. Темным духам неприятно в такой квартире, и они покидают ее. Когда входишь в намоленный дом, то сразу это чувствуешь.» (православие.ru)

И икон в Гурьевском краеведческом музее стала одним из наиболее ярких событий культурной жизни уходящего года. Как в век космических скоростей и высоких технологий древлеправославные христиане сумели сохранить древнерусскую духовную культуру, остается лишь удивляться. Причем сохранили ее не в засушенном виде, не в историческом гербарии, а в повседневной жизни. Выставка «Культура древней Руси » была организована при активном участии настоятеля древлеправославного Храма поселка Урска — отца Андрея Марченко , он же и рассказал об истории древних книг и икон.

Традиции иконописи

В витринах выставки 20 икон, почти все они из частных коллекций, владельцы предоставили семейные реликвии для того, чтобы люди могли увидеть своими глазами, что сокровища старины существуют не где-то в Москве или в Питере, но и у нас в Сибири.

Иконы всегда считались более ценными, чем книги, и прежде всего потому, что книги печатают на станке (рукописные не в счет, в них вложена душа писца!), а иконы являются художественными произведениями, каждая из них уникальна. Можно разделять иконы на школы, а сказать, какая лучше и какая хуже — нельзя. Интерес к иконам большой, и не только со стороны верующих, но и коллекционеров. Древлеправославные храмы довольно часто подвергаются нападениям, поэтому все ценные иконы хранятся в частных коллекциях. Ещё до церковного раскола в русской иконописи наметились изменения, вызванные влиянием западноевропейской живописи. Поскольку не старообрядцы откололись от православия, а «официальная» церковь отпала от исконной древлеправославной веры, начиная со второй половины XVII века старообрядцы выступили защитниками византийского и древнерусского канона в иконописи. Стали активно выступать против нововведений, а в иконописных мастерских свято соблюдали древние каноны и традиции.

Одним из важнейших расхождений между старообрядцами и никонианами был вопрос о перстосложении. В старообрядческом изобразительном искусстве повсеместно встречается двоеперстие. Отличалось и написание аббревиатуры имени Иисуса Христа. Старообрядцы отвергают никоновское нововведение — написание имени Христа как Иисус — «IИС. ХС». Единственно правильным считается написание имени Христа как Исус и аббревиатуры «IС. ХС». Третья особенность — символом Евангелиста Mapкa у старообрядцев является орел, а Евангелиста Иоанна — лев, на православных иконах посленикoнoвскoго периода — наоборот. Еще одним существенным разногласием старообрядцев и официальной церкви был вопрос о форме креста. На всех старообрядческих иконах в pyках святых, на маковках церквей всегда изображаются только восьмиконечные кресты. И никогда не встречаются четырехконечные или шестиконечные. На старообрядческих иконах также никогда не встречаются изображения новых святых, канонизированных русской православной церковью уже после раскола.

С древних времен староверческие мастера пишут на обработанных досках — наборных щитах, соединенных шпонкой, чтобы их не вело. Сверху наклеивают поволоку (льняную ткань), на ней делается левкас (меловой грунт), который шлифуют, и только потом пишут.

Часто доски делают с ковчегом (ковчег — углубление в иконной доске, символизирующее границу мира земного и небесного); в работе используют только темперные краски, не признают масляных красок и смешанной техники, внедренной в иконопись с XVII века. Деревянные иконы старообрядцев характеризуются темными ликами.

«Черные доски»

Древлеправославные христиане сумели тщательно собрать и любовно сохранить древние иконы и книги — бесценное сокровище Святой Руси. Если бы не староверы, не жалевшие сил и денег на поиск и приобретение икон и ветхих рукописей старопечатных книг, то они были бы навсегда утрачены.

Иконы — свидетельства духовного величия и высочайшего подвига той части русского народа, которая сохранила верность благочестию. Выставка икон позволяет всем людям прикоснуться к святыням русского православия, с их помощью войти в духовное общение с нашими благочестивыми предками.

На выставку попала известная икона «Троеручица», или Домаскинская. Ее передал один человек (сам неверующий) из Миасса с Урала, этой иконе около 150 лет.

Научный сотрудник музея Ольга Распопина была свидетелем такого явления: во время работы выставки в музей приходили женщины (старались пораньше, чтобы было меньше народу), вставали на колени и молились у икон: «Утоли болезни», «Взыскание погибших», «Неопалимая купина» (сибирское письмо), Михаила Архангела, мучеников Кирика и Иулиты, «Похвалы Пресвятыя Богородицы».

На выставке была уцелевшая икона из деревни Каменки Залесовского района Алтайского края (там в 1871 году был построен первый древлеправославный храм) святителя Николы Чудотворца (уральская школа). «Смоленская» икона Божией Матери с Богомладенцем попала в музей из Хакасии.

Намоленные иконы

Протоиерей Андрей Марченко:

— Часто бывает, что если верующий человек молится и его прошение удовлетворено, то он связывает это с иконой. Такую икону называют «намоленная», о них слагают легенды, чтобы им поклониться, проезжают тысячи километров. На самом деле нет такого понятия! Намоленных икон не существует. Создание паломнического ажиотажа вокруг старых икон — это новообрядческий способ обогащения. Исключение составляют иконы, прославленные совершающимися через них чудотворениями. Например, иконы Богородицы: «Владимирская», «Смоленская», «Казанская», «Феодоровская» и другие. Имеются в виду подлинники. Их почитание всегда было особым. 7-й Вселенский Собор заповедовал православным христианам поклоняться всякой иконе, сделанной подобающим образом, хоть новой, хоть написанной давно. Безусловно, обращаться с церковной вещью, у которой есть история, более приятно, она эмоционально располагает к молитве, хотя на самом деле верующие молятся не иконам, а изображенным на них. Икона лишь является проводником божественной благодати.

Если бы иконы были сильны сами по себе, то знаменитая чудотворная «Казанская» икона Божией Матери смогла бы себя защитить (ее украли, сорвали драгоценный оклад и продали, а саму икону сожгли в печи). Икона — это только образ. Молятся первообразу, то есть тому, кто изображен на иконе. Икона вторична, и даже не очень важно, какая именно. Вообще старые иконы, которые совсем развалились, сжигают в печи при мироварении (миро используется при крещении).

Литые иконы

Старообрядцы свято хранят древние иконы. В пору гонений иконы постоянно перевозили на новое место. Иконы падали, трескались, ломались. Литые иконы оказались более подходящими к условиям постоянного странствования. Именно поэтому начался расцвет старообрядческих литых крестов, икон и складней. В крупных старообрядческих центрах сложились школы литой иконы. Литые иконы небольшого размера легко воспроизводить по образцу, они удобны при использовании. Их характерная черта — обилие надписей на полях.

Литые иконы отличаются изяществом, тонким литьем. Орнаменты заполнены многоцветными стекловидными эмалями. На выставке представлены маленькие литые иконы, двустворчатые и трехстворчатые складни.

Наиболее распространенными образами в старообрядческом литье являются Богоматерь и многочисленные святые. Кстати, в старину при случае староверы могли и сэкономить. Если один святой помогает от одного, а другой от другого, то неплохо иметь одну икону, где изображены они оба. А еще лучше — четыре-пять полезных для дома и семьи святых на одной доске.

В старину у крестьян пользовались популярностью святые покровители скота и пашни. Нередко на иконах изображают по 6-8 фигур святых. Эти иконы служат домовыми иконостасами. В них по центру обязательно расположен крест, вокруг которого размещаются литые образки и складни.

Религиозность староверов слитна с образом жизни. Старая русская икона, признаваемая древлеправославными христианами, это окно в другой, божественный мир. Иконой благословляют при крещении, во время свадьбы, при отделении семьи сына от родителей, перед смертью. Большинство из них представляют историческую и художественную ценность.

На выставке побывало много народу, каждый шел за своим: одни — помолиться, другие — увидеть древности. Иконы все в «возрасте», им по 150-200 лет. Вряд ли кто-то будет оспаривать тот факт, что человек живет в непознанном мире, что, рассуждая о глубинах космоса и о существовании Бога, мы не знаем о том, что находится в океане, на глубине 300 метров! Да, убежденность в существовании Бога противоречит научным воззрениям. Да, доказать существование Бога невозможно, всегда останется вопрос, а кто создал его? Но люди верят в него, и в этом чудо. Вера сама по себе является чудом. Изменение мировоззрения тоже чудо.

Христос сказал: «Блаженны же те, которые не видели и веруют». Остается лишь принять и согласиться.

Свято место не бывает пусто. Но оскорби его новоделом - и оно уже не свято.

В каждом городе с хотя бы столетней историей есть свои святые места. Стоят они - город живет. Рушатся - вместе с ними рушится и город.

У верующих святыни свои, у атеистов свои. Но чаще всего они общие. Та же Красная площадь, собор Василия Блаженного, Большой театр, Третьяковка, памятник Пушкину - традиционное место свиданий. Для кого они святы? Да для всех москвичей. Москва без Большого театра уже не совсем Москва, а то и вообще не Москва.

Святыней может стать и какая-нибудь сельская церквушка, в которой не венчался великий поэт и рядом с которой не похоронен знаменитый полководец. Но семь или десять поколений крестьян каждую неделю ходили сюда на проповедь, здесь крестили и отпевали. Окрестные жители говорят: намоленное место. И не спешат обживать богатый храм по соседству. Я не суеверен, но не могу исключить, что у каждой точки на земле есть своя аура.

Когда на Крымском валу построили светлое и удобное здание новой Третьяковки, в ней происходило много хорошего: выставки, вернисажи, дискуссии. Но старым строениям купца Павла Третьякова уступает в главном: место не намолено. Возможно, пока не намолено.

Когда МХАТу построили шикарное здание на Тверском бульваре, там все было современно и удобно. Но при первой возможности великий театр вернулся в старое здание, к родному занавесу с чеховской чайкой. Намоленное место притянуло…

У московской интеллигенции есть в городе свои святые места. Места, где многие поколения встречались, спорили, строили планы, ссорились и мирились, порой даже скандалили и дрались. Всякое бывало! Но Центральный дом литераторов, ЦДРИ, Дом кино, Дом актера бережно хранят свою ауру. Их не надо трогать. Не надо и нельзя. Они мозг и сердце столицы, а мозг не заменить.

Так же неприкосновенен и Дом журналиста. Слишком многое с ним связано. Слишком многое в нем свято. И когда разнесся тревожный слух, что ЦДЖ хотят кому-то переподчинить или перепрофилировать, стало жутковато. Неужели нынешним московским властям не дорог великий город со всем своим историческим и духовным наполнением? Понимаю, что на углу Бульварного кольца вполне можно выстроить огромный торговый или офисный центр, из тех, где золото гребут лопатой. Но историю и душу страны лопатой не гребут - не тот инструмент. Это прекрасно понимал первый президент свободной России, когда закрепил намоленное место именно за журналистами - самыми надежными гарантами духовности и свободы. Тем более это должны понимать нынешние московские власти.

Нельзя трогать святые места столицы. Большой театр неприкосновенен. Храм Василия Блаженного неприкосновенен. И точно так же неприкосновенен наш дом - Центральный дом журналиста.

Свято место не бывает пусто. Но оскорби его новоделом - и оно уже не свято.

Леонид ЖУХОВИЦКИЙ

Как это часто бывает, приходя из неверия или оккультного мистицизма в Церковь, мы в сердечной простоте неофитства принимаем на веру все, что впервые увидим, услышим или прочтем.

Проходит время, и некоторые вещи начинают вызывать у нас сомнения. И как часто, не желая расстаться со столь привычной и уютной картиной мира, мы начинаем для всех сомнительных моментов подбирать некие «благочестивые» объяснения или оправдания. Хотя, вызывающий сомнения предмет, возможно требует критического рассмотрения и сопоставления с подлинным церковным учением. Вот один из таких предметов.

Из самого словосочетания вполне ясно выводится мысль, что намоленная икона, это такая икона, которую намолили . Другое прочтение здесь трудно было бы применить. Но что это может означать? Для оккультиста, человека, практикующего магию и т.д. в данном случае все очень просто - люди молятся на икону, вырабатывая некую духовную энергию, которая со временем накапливается в самом веществе иконы и впоследствии может быть обращена уже на самого молящегося (так, например, ими объясняются случаи чудотворений от икон). В оккультизме такую роль играет например, так называемый терафим – особый фетиш, способный аккумулировать магическую энергию. Разумеется, это не имеет никакого отношения к учению Церкви об иконе. Икона свята не потому, что перед ней молятся. Ее не нужно «заряжать» молитвой. Как раз наоборот. Она свята уже одним своим отношением к Первообразу и именно потому перед ней молятся Тому, Кто на ней изображен. В деяниях Седьмого Вселенского Собора об этом говорится так: «Над многими из таких предметов, которые мы признаем святыми, не читается священной молитвы, потому что они по самому имени своему полны святости и благодати… обозначая [икону] известным именем, мы относим честь ее к первообразу; целуя ее и с почтением поклоняясь ей, мы получаем освящение» (Деяния Вселенских Соборов, с.541).

Потому, все попытки дать христианское объяснение термину «намоленность», выглядят довольно неуклюже.

Вот, например, на одном из иконописных сайтов пришлось увидеть такое объяснение: «Намоленная икона - это священное изображение. Как всякое изображение, выполненное при помощи линии и цвета, икона должна иметь определенную степень мастерства. Ведь в иконе важно все: и внутреннее содержание, и совершенная внешняя форма. И если это достигнуто, то такая икона привлекает молящихся, возле такой иконы задерживаются прихожане храма, перед такой иконой особенно легко возносить молитвы. И молитва получает определенный отклик: икона становится источником благодати - особого действия Божиего в мире. И люди, чувствительные к подобному воздействию, такую икону называют намоленной».

По сути, сказано, что икона должна быть качественной («иметь определенную степень мастерства»). Что перед такой иконой легко молиться. Что именно, благодаря такой иконе, молитва получает отклик, а сама икона становится источником благодати, и некий контингент людей, имеющий особую чувствительность, чувствует оную благодать и потому такую икону называют «намоленной».
Насколько может быть удовлетворительным данный ответ? Сразу хочется заметить, что источником благодати может быть только Бог, икона-образ в известном смысле может транслировать эту благодать (точно так же, как окно может передавать в комнату солнечный свет, но подлинным источником света будет конечно не окно, а Солнце). А в данном объяснении Бога как бы и нет. Есть качественная продукция, вызывающая отклик у потребителя, в результате чего возникает благодать, есть некая избранная группа, которая способна это чувствовать. А, дарующего благодать Бога, нет.

Петровская икона Богородицы, XIV век

Да, разумеется, иконы не одинаковы. Есть такие, которые особо способствуют молитве.

Хотя и здесь не все так просто. Ведь чувства всегда субъективны. При чем, субъективны среди разных групп и в разное время. И сейчас у кого-то вызывает отклик Владимирская икона Богородицы, а у кого-то академические иконы XIX века и т.д.
Тем паче, странно воспринимать аргумент «возле такой иконы задерживаются прихожане храма». Это свидетельствует о популярности иконы, не более того, но популярность вовсе необязательно связана с благодатностью.
Опять же, как быть с чудотворными иконами? В принципе любая икона чудотворна, но есть иконы, отмеченные конкретными фактами чудотворений и эти образа Церковью чтутся особо. Что интересно, далеко не все они отличаются «определенной степенью мастерства», но Господь именно через них решил явить особую благодать в виде чуда.
Но так или иначе, при чем здесь именно «намоленность»?

Очевидно, что «намолить» икону нельзя. Но как быть, если это слово считается традицией? Напомню, что само слово «традиция» с латыни переводится, как предание. А православные знают, что есть Предание Церкви (с прописной буквы), а есть местные предания (со строчной буквы), которые далеко не всегда благочестивы. Из Евангелия же, нам известно отношение Христа к подобным «преданиям старцев».

Что же до икон хорошего высокохудожественного письма, ясно являющих нам образ Христа, Богородицы и святых и тем способствующих молитве, то для них, в конце концов, есть хорошее русское словомолитвенность .

Когда нам кажется, что мы совершенно не в силах справиться с проблемами, мы встаем перед иконами и просим Бога о защите. И намоленные иконы неспроста называют чудотворными. Они воистину творят чудеса.

Даже самые убежденные атеисты вспоминают о небесах, когда у них не остается иной защиты. Потому что Господь защищает и любит всех нас. Так говорят те, кто близок к Богу. Ниспосланные нам испытания призваны лишь укрепить нашу веру. Обращаясь за поддержкой к , к Матери-Богородице, к Христу и к самому Всевышнему, вы сможете справиться с любой трудностью. Помните, что проблемы в семье, денежные трудности и жилищные вопросы — все это мирские беды, пусть и весьма важные. А значит, с сильной верой в Бога все они преодолимы. Как гласит Евангелие от Матфея: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам».

Сила чудотворных икон

Нам рассказывает Марфа Ивановна. Эта пожилая женщина прожила нелегкую жизнь, и только вера помогла ей не упасть духом. На ее долю еще в детстве выпало раскулачивание семьи. Ее близкие погибли в лагерях, сама она чудом спаслась в Иоанновском женском монастыре, где нашли пристанище мощи Иоанна Кронштдатского. Она сумела победить слепоту, непрестанно молясь Богу, после чего у нее открылся дар. Сама она обнаружила это случайно: намолила икону в помощь женщине, у которой в то время жила. После ее молитв икона стала чудодейственной. И затем всю свою жизнь Марфа Ивановна посвятила помощи нуждающимся.

— это сильнейший помощник, оберег и дар Божий. Молясь иконам, мы доносим свою просьбу напрямую до Бога. Марфа Ивановна молится за страждущих, чтобы их просьбы были услышаны Богом, и сегодня. Сейчас эта пожилая уже женщина вернулась на родину. Она проживает в Краснодарском крае и уже не принимает людей на дому — слабые ноги и почтенный возраст. Но она продолжает молиться за всех достойных, оказавшихся в нелегком положении людей — иногда не одну неделю, пока божья благодать не озарит икону, которая выручит обратившегося к Марфе Ивановне в беде человека.

Сила молитвы и веры

Вначале было слово. Сила правильных слов, повторенных перед святым образом, огромна. Словами мы начинаем великое дело. Словами же начинаются небольшие перемены в жизни. Обращенные к Богу, слова молитвы становятся ключом к безбедному будущему.

Способность верить — то, что отличает человека среди всех живых видов на Земле. Человек, созданный по образу и подобию Всевышнего, своей горячей верой приближает себя к своему Создателю. Если вы уверены, что чудо должно произойти — не отказывайтесь от молитв и поддержки Бога. И тогда счастье и благодать посетят вашу жизнь, чтобы уже не расставаться с вами. В этом случае просто не забывайте поблагодарить Небеса за то, что они были с вами в самые нелегкие времена.

Нелегкий труд Марфы Ивановны продолжается по сей день. Вы и сами можете убедиться в ее поддержке. Написав ей о своих проблемах честно, без приукрашивания и утайки, о том, как и каким святым молиться, сколько дней читать тропарь, соблюсти ли пост, и многое другое. Вместе с молитвами у Марфы Ивановны вы закажете намоленную икону.

Почти вся жизнь Марфы Ивановны прошла рядом со святынями. Она верит в их помощь и в то, что Небеса никогда не оставят попавшего в беду. Не у всех есть возможность лично доехать к святым мощам, к старинным церквям, попросить помощи, посвятив этому длительное время. Но душевный порыв очень важен. В трудную минуту каждому из нас ниспосылается , окрепнуть духом и не опустить рук.

Обращайтесь с молитвами к святым образам, и Бог услышит ваш голос. Чудотворные иконы зовутся чудотворными не зря: их сила в том, что они и правда способны принести в жизнь чудо — божье благословение, защиту и поддержку. и не забывайте нажимать на кнопки и

09.06.2016 05:54

Богородице посвящено огромное количество образов, и каждый из них несет нечто особенное и важное. Узнайте, когда обращаться к одной...



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»