Проблема психологии общения. Б. Ф. Ломов. Проблема общения в психологии

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Проблемы общения в социальной психологии

1.3 Основные концепции общения в отечественной и зарубежной психологии

В отечественной психологии общение трактуется иначе, чем термин «коммуникация» и включает не только передачу и прием информации, но и восприятие партнера по общению, оказание воздействия на него и т.д. По сути дела, общение есть реализация всей системы отношений человека - и общественных и межличностных, считает М.В. Гамезо .

Кроме того, утверждает А.Н. Леонтьев, содержание его рассматривается в отечественной социальной психологии в контексте психологической теории деятельности. В соответствии с этим подходом предполагается, что любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются при выполнении ими различных функций, но они всегда общаются в процессе некоторой деятельности и по поводу нее .

Б.Ф. Ломов подчеркивает [С. 130], что в процессе совместной деятельности люди вступают в определенные виды межличностного взаимодействия. При этом между ними возникают конкретные отношения, устанавливается как нормативная, так и личностная (психологическая) сторона их контактов. Осуществляется координация, согласование индивидуальных усилий отдельного человека со всей системой коллективных действий в достижении поставленных задач. Общение при этом выступает как средство формирования общности индивидов, выполняющих совместную деятельность.

А.Н. Леонтьев настаивает , что в понимании взаимосвязи деятельности и общения существуют следующие основные аспекты:

1. деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека. Общение при этом рассматривается как специфический вид человеческой активности, продуктом которой являются отношения между людьми;

2. общение понимается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент, в то время как саму деятельность можно рассматривать как условие общения;

3. общение интерпретируется как особый вид деятельности, специфическая форма взаимодействия с другими людьми, средство его организации.

Однако все подходы признают недопустимость отрыва друг от друга деятельности и общения, утверждает А.Н Леонтьев. Посредством общения деятельность организуется и обогащается. Построение плана совместной деятельности требует от каждого ее участника оптимального понимания ее целей, задач, уяснения специфики ее объекта и даже возможностей каждого из участников. Включение общения в этот процесс позволяет осуществить «согласование» или «рассогласование» деятельностей индивидуальных участников.

Все сказанное позволяет сделать вывод, что принцип связи и органического единства общения с деятельностью, разработанный в отечественной социальной психологии, открывает действительно новые перспективы в изучении этого явления. При этом под общением следует понимать форму социального взаимодействия людей, в котором осуществляется обмен мыслями и чувствами, мотивами и действиями посредством знаковых (языковых) средств в целях взаимопонимания и согласования совместной деятельности, утверждает Я.Л. Коломинский .

В ряде зарубежных психологических концепций существует тенденция к противопоставлению общения и деятельности (Ш. Тейлор, Л. Пипло, Д. Сирс.) Так, например, к такой постановке проблемы, в конечном счете, пришел Э. Дюркгейм, когда, полемизируя с Г. Тардом, он обращал особое внимание не на динамику общественных явлений, а на их статику. Общество выглядело у него не как динамическая система действующих групп и индивидов, но как совокупность находящихся в статике форм общения. Фактор общения в детерминации поведения был подчеркнут, но при этом была недооценена роль преобразовательной деятельности: сам общественный процесс сводился к процессу духовного речевого общения.

Вывод: По мнению как отечественных, так и зарубежных авторов, в процессе общения устанавливается эмоциональный контакт и происходит обмен эмоциональных состояний. Общение - это средство выражения межличностных отношений. Межличностные отношения - это внутренняя, социально-психологическая сторона взаимодействия между людьми. В коллективе они составляют сложную систему связей личности с коллективом и с его членами. Они играют наиболее существенную роль в характере взаимодействия и, в свою очередь, представляют результат взаимодействия. Это субъективно переживаемые связи между людьми. Межличностные отношения отражают взаимную готовность субъектов к определенному типу взаимодействия, которая сопровождается эмоциональным переживанием: положительным, индифферентным или отрицательным. Готовность к взаимодействию может реализовываться как в поведении субъектов в условиях общения, так и в процессе совместной деятельности. Именно совместная деятельность общение и раскрывают характер межличностных отношений.

"Я-концепция" как система психологических особенностей отношения человека к себе

Есть разные подходы к пониманию Я - концепции и ее структуры в работах зарубежных авторов: В. Джеймс рассматривает глобальную Я-концепцию как совокупность установок индивида - направленных на самого себя...

Взаимосвязь уровня агрессивности и поведения в конфликтной ситуации подростков

Для выделения личностных особенностей агрессивных подростков необходимо выяснить психологическое содержание самих понятий - «агрессия», «агрессивность». Термин «агрессия» сегодня часто употребляется в широком контексте...

Влияние родительского контроля на нравственную сферу детей старшего дошкольного возраста

Нравственность - совокупность норм, определяющих поведение человека. Нравственность - это ценностная структура сознания...

Зависимость эффективности адаптации военнослужащих по призыву к воинской службе в условиях сокращенных сроков ее прохождения от их индивидуально-психологических и личностных свойств

Современная тенденция становления общества с возрастающей динамичностью и нестабильностью обуславливает необходимость определения физических и психических резервов здоровья человека...

Нарушение детско-родительских отношений как основа формирования наркозависимости

Семья представляет собой динамическую микросистему, находящуюся в постоянном развитии . В ней, как в интимной первичной группе, предполагается эмоциональное влечение ее членов друг у другу - уважение, преданность, симпатия, любовь...

Особенности нервно-психического развития детей грудного возраста

Психическое развитие - закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях...

Представления китайских и русских студентов друг о друге, как о субъектах затрудненного общения

Психологическая совместимость в супружеских парах

Понятие совместимости употребляется не только в психологии, но и в медицине, биологии, кибернетике и других науках. Например, в теории систем, совместимость понимается как: «...такое отношение двух систем...

Психологические барьеры в общении

Психологическое содержание педагогической толерантности как профессионально важного качества учителя

1.1.1 Определение понятия толерантность Понятие толерантность является предметом изучения многих наук: философии, этики, политологии, медицины, педагогики, психологии...

Психология индивидуальности личности

В начале ХХ века в психологии возникает кризисная ситуация: обнаружился значительный разрыв между психологической теорией и данными экспериментальной работы - не удалось уточнить специфику психической реальности...

Самопрезентация и деловой стиль в переговорном процессе

В традициях интеракционизма самопрезентация рассматривается как средство формирования образа «Я» и поддержания самооценки. У.Джемс, Г. Мид и Ч. Кули и другие авторы поддерживали идею о том...

Семейная психология

Специфика проявления девиантного поведения подростков

В переводе с латинского «девиация» означает отклонение. Исходным для понимания сущности девиантного поведения является понятие «норма». Социальные нормы - это основанные на ценностях правила поведения, ожидания и стандарты...

Установки в общении и условия эффективного восприятия речи в подростковом возрасте

Проблема психологии общения. Как было показано выше, жизнь человека в группе и обществе невозможно представить без общения.

Проблему психологии общения разрабатывали выдающиеся наши психологи Л.С. Выготский, В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев и другие. Так, с точки зрения Выготского, одного из основоположников советской психологии, в процессе индивидуального развития первичны такие формы человеческого общения, как взаимодействие двух индивидов, отношения диалога, спора и т.д. Существуют различные теории общения. Множество теорий обуславливаются многообразием человеческого общения и многообразием подходов к проблеме психологии общения.

Люди, как правило, входят в состав разных социальных групп. Человек одновременно может заниматься определенной работой, состоять членом спортивного клуба, выполнять общественные функции, участвовать в политической жизни и еще выполнять при этом обязанности матери или отца семейства. В каждой из групп, куда входит человек, он занимает определенное социальное положение, соответствующее той роли, которой, по расчетам других членов группы, он будет придерживаться и которая позволяет им ожидать от него определенного поведения. Такие ожидания будут различны в зависимости от того, идет ли речь о враче, студенте, футболисте, руководителя предприятия или правительственном чиновнике.

В свое время видный советский психолог Б.Г. Ананьев, одним из первых указавший на многоуровневую, иерархическую, многомерную организацию общения, различал макро мезо- и микроуровни общения: общество, в котором общающиеся люди живут, различные типы коллективов, членами которых они выступают, ближайшее окружение, с которым они чаще всего вступают в контакт, формирующиеся и реализующиеся в общении индивидуальные характеристики взаимодействующих людей как субъектов этой деятельности.

Микроуровень состоит из самых мелких элементов межличностного общения. Макроуровень включает такие крупные структуры, как управление и торговля. При любых социальных условиях люди взаимодействуют на всех уровнях. Обычно рассматривают две формы межличностного общения: монологическая, когда только одному из партнеров отводится роль активного участника, а другому - пассивного исполнителя, и - диалоговая, выражающаяся в сотрудничестве участников.

Слов, обозначающих процесс общения двух людей, не так уж много - беседа, разговор, диадическое общение (общение двоих). Людей, принимающих участие в этом процессе, называют собеседниками, говорящим и слушающим или же партнерами по общению. Трудно представить большее многообразие жизненных ситуаций, чем то, которое складывается, когда двое людей вступают в контакт друг с другом.

Это и разговор начальника с подчиненным, и встреча врача с пациентом, и беседа ученика с учителем, и т.д. Каждая из них характеризуется своими особыми проявлениями. Так для разговора начальника с подчиненным обычно соблюдение достаточно большой пространственной дистанции (не менее 1,5 м) и избегание долгих прямых взглядов. Эти параметры (пространственная близость и направленность взгляда) далеко не исчерпывают специфику подобных ситуаций.

К ним добавляются множество других: интонации и пазы в речи, наиболее часто употребляемые слова и т.д. В наиболее общем виде средства общения разделяются на две большие группы - вербальные и невербальные. В первую группу попадает все, что связано с речью, то есть, как и что люди говорят друг другу. Во вторую группу войдут мимика и жесты, позы, взгляды, организация пространства общения и т.д. Главную роль в общении играет речь. В процессе “говорения” важно буквально все: как обращаются к собеседнику, что говорится вначале, а что потом, соответствуют ли слова тону высказываний и т.д. Еще древние философы отмечали, что ведение беседы - настоящее искусство.

Между тем часто в жизни бывает, что мы хотим сказать одно, а, сами того не осознавая, говорим другое или вообще не находим слов для выражения какой-то важной мысли или чувства. Важнейшая невербальная составляющая процесса общения - умение слушать. Когда человек внимательно слушает другого человека, в нем буквально все - глаза, поза, выражение лица обращены к говорящему, что, в свою очередь, оказывает влияние на собеседника, помогает ему сформулировать свои мысли, раскрыться, быть максимально искренним.

Рассеянность, безучастность, равнодушие могут привести к обратному результату. Но на процесс беседы оказывает влияние и множество других “невербальных мелочей”, таких, как время и место, где она происходит, ее длительность и т.д. В социальной психологии существует множество типологий общения, использующих самые разные основания, - длительность, позиции участников, особенности их взаимодействия и т.д. Оптимальным будет выделение наиболее часто встречающихся обыденных ситуаций: деловое общение, воспитательное воздействие, диагностическая беседа интимно-личностное общение. Дадим более подробно понятие делового общения.

Деловое общение - это ситуация, когда целью взаимодействия становится достижение какого-либо четкого соглашения или договоренности.

Чаще всего подобное взаимодействие возникает между людьми, не состоящими друг с другом в близких межличностных отношениях (между коллегами, двумя коммерсантами, начальником и подчиненным и т.д.), и статус каждого из партнеров по отношению к другому четко определен. В таких ситуациях важен предмет или повод, приведший к общению, без которого деловая беседа состояться не может. Деловое общение можно условно разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (когда между партнерами существует пространственно - временная дистанция). Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное, в нем непосредственно действуют социально – психологические механизмы. В целом деловое общение отличается от обыденного (неформального) тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения.

В деловом общении мы не можем прекратить взаимодействие с партнером (по крайней мере, без потерь для обеих сторон). В обычном дружеском общении чаще всего не ставятся конкретные задачи, не преследуются определенные цели. Такое общение можно прекратить (по желанию участников) в любой момент. Деловое общение реализуется в различных формах: деловая беседа; деловые переговоры; деловые совещания; публичные выступления10. Диадическое общение характеризуется рядом весьма специфических особенностей.

Прежде всего, для него характерно такое взаимодействие собеседников, когда каждый из них находится в поле зрения другого и любая реакция - поза, взгляд, жест могут быть легко замечены и учтены собеседником.

Это имеет свои позитивные и негативные стороны. С одной стороны, пристальное наблюдение за партнером дает богатую информацию о нем, использование которой может способствовать более легкому и быстрому установлению взаимопонимания. Но с другой стороны, при таком тесном контакте себя можно ненароком выдать, проявить какое-то чувство или отношение, которое в действительности хотелось бы скрыть, и это может послужить причиной напряженности общения.

В ситуации групповой дискуссии и в публичном выступлении успешность взаимодействия не столь значительно зависит от того, насколько обе стороны готовы и настроены на взаимодействие друг с другом, как в случае двух людей. В большой аудитории всегда есть вероятность, что какая-то группа людей будет готова выслушать не очень интересную или уже знакомую информацию, когда же перед тобой только один человек, приходится как можно точнее учитывать его взгляды и вкусы, иначе общение может не получиться.

Именно поэтому в ситуациях диадического общения особенно важны проявления взаимного интереса, дружелюбия и доверия. Специфика диадического общения определяется формальными ролями, в которых находятся собеседники. Таким образом, общение с людьми – это наука и искусство. Здесь важны и природные способности, и образование. Именно поэтому тот, кто хочет достичь успеха во взаимодействии с другими людьми, должен учиться этому.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Проблемы личности, общения в российской психологии

С тех пор сама психология разделилась на множество самостоятельных научных дисциплин, а социология обрела свой специфический предмет исследований. В результате возникла дискуссия о том, какие аспекты личности должны изучать.. При этом акцент делается на процессах взаимодействия и взаимовлияния личности и тех групп и связей, в которые она..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Общение - это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психического контакта. Психический контакт обеспечивает в общении взаимный обмен эмоциями. Он же характеризует общение как двустороннюю деятельность, взаимную связь между людьми.

Общение - сложный и весьма многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми. И чаще всего оно включено в практическое взаимодействие людей. Б.Д. Парыгин отметил, что этот процесс может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного влияния друг на друга, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга.[ Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. - М.: Мысль, 1971.] Определение Б.Д. Парыгина ориентирует на системное понимание сущности общения, его многофункциональность и деятельную природу.

Интерес ученых (социологов, психологов, философов и др.) к феномену общения настолько велик, что рассмотрение проблем общения осложняется различием трактовок как самого понятия «общение», так и нахождением его места в иерархии других социально-психологических феноменов, таких как взаимодействие, восприятие, взаимоотношения и др.

Так, А.С. Золотнякова[ Золотнякова А.С. Проблемы психологии общения. - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1976.] понимала общение как социально- и личностно-ориентированный процесс, в котором реализуются не только личностные отношения, но и установки на социальные нормы. Для нее общение было коммуникативно-регулятивным процессом, в котором осуществляется передача социальных ценностей с одновременным регулированием их усвоения социальной системой. В ПР такая трактовка просматривается через реализацию коммуникативно-регуляционной функции на уровне отношений организации и общественности.

В определении общения, прослеживаемого в работах А.А. Бодалева, общение трактуется как средство «паблик рилейшнз», вытекающее из самого определения ПР: «взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми»[ Бодалев А.А. Личность в общении. - М.: Педагогика, 1983.].

Авторы сборника «Психологические проблемы социальной регуляции поведения» в общении видят «систему межличностного взаимодействия», ограничивая феномен общения только непосредственным контактом между индивидами. Общение же, как процесс взаимодействия гораздо шире. А.А. Леонтьев понимает общение «не как интериндивидуальный, а как социальный феномен», субъект которого «следует рассматривать не изолированно. Социален процесс специфически человеческой деятельности, даже когда он является «деятельностью индивида», это не «индивидуальная деятельность»; вне… общественных отношений человеческая деятельность вообще не существует…»[ Леонтьев А.А. Психология общения. - 3-е изд. -- М.: Смысл, 1999. - с. 240--244.]. В то же время он подходит к общению как к условию «любой деятельности человека»[ Там же. С. 255]. С этой позицией согласны многие авторы. Так, например, В.Н. Панферов отмечает, что «любая деятельность невозможна без общения». Поддерживая точку зрения на общение как процесс взаимодействия, он подчеркивает, что общение необходимо «для установления взаимодействия, благополучного для процесса деятельности»[ Психологический журнал. - 1987. -- №4. -- т. 8. - с. 52--53..]

В свою очередь «общение как вид деятельности» и «общение как взаимодействие», рассматриваемые А.А. Леонтьевым как вид коллективной деятельности, ближе к позициям Г.М. Андреевой, Л.И. Анциферовой, Л.С. Выгодского, который еще в 30-е годы пришел к выводу, что первым видом человеческой деятельности является общение[ См., например, Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 1998; Анциферова Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности//Психологический журнал. -- 1981. -- №2. -- Т.2. - с. 8--18.; Выгодский Л.С. Избранные психологические исследования - М.: изд-во АПН РСФСР, 1956.]. Корни общения - в самой материальной жизнедеятельности индивидов, общение же и есть реализация всей системы отношений человека… Здесь особенно важно подчеркнуть ту мысль, что в реальном общении даны не только межличностные отношения людей, т.е. выявляются не только их эмоциональные привязанности, неприязнь и прочее, но в ткань общения воплощаются и общественные, т.е. безличные по своей природе отношения[ Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 1998, с. 77.].

Таким образом, в социально-психологической литературе сложилась определенная позиция, согласно которой за изначальную точку осмысления и понимания других социально-психологических феноменов как взаимодействие, восприятие (социальная перцепция), взаимоотношения принимается общение.

Однако существует и другая точка зрения, которая переводит основной вопрос социальной психологии в другую иерархическую плоскость, т.е. именно взаимодействие должно приниматься за единицу анализа в социальной психологии, так как в основе вышеперечисленного ряда лежит «именно взаимодействие, потому что ранее его ничего нет»[ Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. - М., 1981. - с. 19--20.].

«Взаимодействие - это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Именно причинная обусловленность составляет главную особенность взаимодействия, когда каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что определяет развитие объектов и их структур»[ Крысько В.Г. Основной вопрос социальной психологии.//Вестник университета. Серия Социология и управление персоналом. -- Государственный университет управления. -- 2000. -- № 1 (2) - с. 163.]. В этой довольно обстоятельной и полезной работе раскрывается сущность иного подхода к пониманию и осмыслению каждого из перечисленных выше социально-психологических феноменов. Раскрывая философские и социологические основы связей и влияния людей друг на друга, делается вывод, что сначала возникает взаимодействие, а потом уже как его следствие общественные и психологические отношения между людьми. И это соответствует реальности. «Психологические же отношения - результат непосредственного контакта между конкретными людьми, наделенными определенными особенностями, способными выражать свои симпатии и антипатии, осознавать и переживать их. Они насыщены эмоциями и чувствами, т.е. переживанием и выражением индивидами или группами своего отношения к взаимодействию с другими конкретными людьми и группами». (При этом автор делает важную сноску, говоря, что при описании и анализе непосредственного взаимодействия индивидов понятие социальной роли является центральным)[ Леонтьев А.А. Психология общения., 3-е изд. -- М.: Смысл, 1999 - с. 246.]. Таким образом, делается вывод, что взаимодействие и психологические (общественные) отношения лежат в основе правильного и исходного понимания всех других психологических феноменов. Однако «следует только оговориться, -- пишет автор, -- а точнее всегда помнить, что сами взаимодействия и психологические (общественные) отношения могут быть адекватно поняты через анализ взаимного восприятия и влияния людей друг на друга, характер общения между ними. Взаимодействие, психологические (общественные) отношения, восприятие людьми друг друга, обоюдное их влияние, общение между ними - это однопорядковые, но, в то же время, разноуровневые явления, которые не отделяемы один от другого. «Взаимодействие и психологические отношения не могут не проявляться вне их реального восприятия людьми, влияния их друг на друга и общения между ними»[ Леонтьев А.А. Психология общения., 3-е изд. -- М.: Смысл, 1999 - с. 162.].

В рамках настоящей статьи возникает вопрос, каким образом наметившееся в социальной психологии интересное (можно сказать, принципиально важное для уточнения и дальнейшего развития социально-психологической теории) направление затрагивает методологическую базу социальной психологии ПР[ Крысько В.Г. Основной вопрос социальной психологии.//Вестник университета. Серия Социология и управление персоналом. -- Государственный университет управления. -- 2000. -- № 1 (2) - с. 162], факторы, определяющие характер и содержание общения - источник формирования социальной психики. Принципиальный вопрос здесь, по сути, один, -- что является первичным, а что - вторичным? Взаимодействие или общение? Решить этот вопрос - значит решить (по мнению сторонников нового направления) основной вопрос социальной психологии.

Ответ на этот вопрос лежит в самой сути науки «паблик рилейшнз». Существование связей с общественностью как организационной системы уже априори подразумевает необходимость взаимодействия различных социальных групп (будь то организация или другая общественность) с внешним окружением (окружающей средой) и планированием взаимодействия с ней из-за изменяющегося во времени (с определенной скоростью и в определенном пространстве) влияния среды на все слагаемые сферы «организация-общественность». Любые действия в рамках функционирования ПР берут свои начала из анализа конкретной ситуации в границах поля взаимодействия, состоящей из трех элементов - организации, общественности и коммуникативной деятельности. И здесь нет противоречия в иерархии этих феноменов, т.к. раскрытие и реализация нужного для организации и ее службы ПР взаимодействия с общественностью происходит через коммуникационную деятельность (общение). Не противоречит поставленному принципиальному вопросу и предметное поле социальной психологии ПР - общение, рассматриваемое как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия, взаимоотношений. Выделенный предмет исследования, в конечном счете, представляет одну из форм взаимодействия. Более того, основная функция ПР есть опосредование взаимодействий различных социальных групп (фирм, клиентов, партий, избирателей, государственных органов, коммерческих структур и т.п.), представляющее собой частный случай межгруппового взаимодействия вообще.

Общение как основа социальной психологии ПР - это одна из первых попыток осмыслить точки приложения социальной психологии к столь многофункциональной системе, какой является «паблик рилейшнз». Один из возможных вариантов поиска сопряженных сторон такого процесса может лежать в следующем алгоритме: выделить основные тенденции развития двух наук, найти общий вектор этих тенденций; сделать следующий шаг таким образом, чтобы не провалиться в пустоту незнания, а опереться на уже известные островки законов взаимодействия общего для этих наук объекта - социальной психики и форм существования человеческих отношений.

Предметное поле общения хорошо демонстрирует выбранную нами диалогическую методологию социальной психики - продукта межсубъектных отношений, формирующейся в общении как одной из форм взаимодействия социальных субъектов.

Продолжая анализ различных подходов к феномену общения, следует сказать, что эту проблему исследовали и философы. «С философской точки зрения, -- пишет В.М. Соковнин, -- общение - это возникшая на определенной ступени развития жизни форма передачи информации, включенная в трудовую деятельность и являющаяся ее необходимой стороной. Это также форма общественных отношений и социальная форма общественного сознания»[ Соковнин В.М. Социализация, общение, педагогика. - В кн.: Вопросы педагогики и психологии общения. Научные труды. -- Фрунзе, 1975. - с. 5..] Б.Д. Парыгин считает, что общение является необходимым условием существования личности и ее социализации. Л.П. Буева выделяет влияние общения на поведенческие формы деятельности. М.Е. Каган рассматривает общение как форму взаимоотношений для достижения общности действующих субъектов их совокупными усилиями при сохранении неповторимой индивидуальности каждого.

Из всего этого обилия трактовок общения[ См. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе (теоретические направления). -- М., 1978. - с. 217--219.] можно выделить главные:

1) общение - вид самостоятельной человеческой деятельности;

2) общение может входить в иную деятельность в статусе ее структурных элементов;

3) общение - одна из форм взаимодействия.

В специальной социально-психологической литературе (да и не только в специальной) общение понимается и как коммуникативная деятельность. Существенную роль здесь сыграла разработанная в начале века Дж. Мидом концепция «ролевого поведения», а во Франции - учение П. Жане, который противопоставил традиционному для психологии исследованию «процессов поведения и сознания у отдельных индивидов» изучение психологических механизмов их деятельности, развертывающейся «в условиях сотрудничества между людьми», то есть их общения[ Цитата по Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. -- М., 1974. - с. 289, 291.]. Именно отсюда берет свое начало направление, именуемое «интеракционистской ориентацией». Отправным пунктом для него был не индивид, а процесс символического взаимодействия (интеракции), которое понимается как «система коммуникаций и межличностные отношения». Односторонность такой позиции была в свое время подвергнута критике со стороны отечественной школы социальной психологии, в рамках которой считалось, что сама сущность социальных отношений сводится ими к межличностной интеракции[ См. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе (теоретические направления). -- М., 1978. - с. 217--219.].

Наиболее известным нашему читателю представителем символического интеракционизма в социальной психологии является Т. Шибутани. В основе его подхода лежит убеждение, что «человеческая природа и социальный порядок являются продуктами коммуникации». Это означает, что поведение человека рассматривается «как результат взаимных уступок людей, зависящих друг от друга и приспосабливающихся друг к другу». Поэтому внимание исследователя «должно быть сосредоточено на взаимном обмене, который происходит между человеческими существами, поскольку они вступают в контакт друг с другом»[ Шибутани Т. Социальная психология. -- Ростов-на-Дону.: Изд-во «Феникс», 1998. - с. 17.]. С точки зрения интеракционизма, все, что люди делают и говорят, исследуется не как нечто изолированное, но как части большой системы деятельности»[ Там же. - с. 123.]. Важным аспектом для социальной психологии ПР с точки зрения интеракционистского подхода является признание, что «фактически при всех групповых действиях участники выступают одновременно в двух качествах: как исполнители конвенциальных ролей и как неповторимые человеческие личности. Когда играются конвенциальные роли, люди действуют как единицы социальной структуры… Однако, включаясь в такие предприятия, люди остаются уникальными живыми существами»[ Шибутани Т. Социальная психология. -- Ростов-на-Дону.: Изд-во «Феникс», 1998. - с. 273.]. И еще одна важная мысль: «соответствующей единицей для изучения коммуникации является социальная ситуация, в которой происходит общение»[ Там же. - с. 143.]. Идея о том, что в реальных человеческих отношениях существуют две мотивационные системы дает возможность понять выделенные А.А. Леонтьевым виды общения, его предмет, систему коммуникаций, а также проблему субъекта общения. Общение (по А.А. Леонтьеву) может выступать в двух основных видах: предметно-ориентированном (некоммуникативная деятельность) и «чистое» общение: социально-ориентированное (ораторская речь, массовая коммуникация и т.п.) и личностно-ориентированное.

«Целесообразно допустить, -- пишет А.А. Леонтьев, -- что в социально-ориентированном общении его предметом является не конкретный человек или конкретная аудитория, а социальное взаимодействие… внутри определенного социального коллектива. Действительно, мотивом любого социального общения является то или иное изменение в характере социальных отношений внутри данного общества, его социальной и социально-психологической структуре, в общественном сознании или непосредственных проявлениях социальной активности членов общества. В сущности, такое общение есть процесс внутренней организации самого общества (социальной группы, коллектива, его саморегуляции)[ Леонтьев А.А. Психология общения. 3-е изд. - М.: Смысл, 1999. - с. 252.].

Используемые в этом тезисе идеи Г.В. Гусева непосредственно накладываются на регуляционную функцию ПР, когда одна часть общества (группа, организация) воздействует на другую ее часть (общественность) с целью оптимизации взаимоотношений и, в частности, увеличения его социально-психологической сплоченности, повышения уровня сознательности и доверия, уровня информированности и т.п.

«В этом случае, -- отмечает А.А. Леонтьев, -- процессы взаимодействия осуществляются внутри «совокупного субъекта». Субъект же социально-ориентированного общения - оратор, коммуникатор»[ Там же. - с. 252.].

Личностно-ориентированное общение выступает в двух вариантах: диктальное общение, т.е. общение, связанное с предметным взаимодействием (согласование позиций, обмен информацией, значимой для деятельности, и т.п.). Такое общение тождественно предметно-ориентированному, где предметом является взаимодействие, а субъекты взаимодействия и общения совпадают. Второй вариант - модальное общение -- «это то, что в обиходе называется «выяснением отношений». Оно также связано с определенным видом взаимодействия. Но «в данном случае деятельность, для которой необходимо взаимодействие, не носит непосредственно социального характера, а отсюда и само взаимодействие реализует в первую очередь не общественные отношения, а возникающие на их основе и приобретающие относительную самостоятельность личностные, психологические взаимоотношения людей…, выступающие именно как психологические взаимоотношения или их отражение в сознании участников общения. Мотивом (предметом) общения является в этом случае не кооперация, а согласие»[ Леонтьев А.А. Психология общения. 3-е изд. - М.: Смысл, 1999. - с. 253.].

«Согласие устанавливается путем взаимного принятия ролей. Когда возникает согласие, происходит взаимопроникновение картин мира, что позволяет каждому участнику согласованного действия понимать точку зрения других участников… Результат коммуникации - это не просто изменение установок или поведения слушателя под влиянием внешних стимулов, но достижение определенной степени согласия»[ Шибутани Т. Социальная психология. -- Ростов-на-Дону.: Изд-во «Феникс», 1998. - с. 124, 123..]

Итак, во всех рассмотренных видах общения предметом является не конкретный человек, а либо взаимодействие (в социально-ориентированном могут выступать и общественные отношения), либо психологические взаимоотношения людей. «Таким образом, мы приходим, -- пишет А.А. Леонтьев, -- к правомерности «совокупного объекта общения» и к хорошо сформулированной А.У. Харашем мысли, что в общепсихологическом плане, «с точки зрения принципа деятельности, исследование общения - это… раскрытие его личностно-смысловой стороны, имеющей своим поведенческим фасадом систему коммуникаций»[ Цит. По Леонтьев А.А. Психология общения. - 3-е изд. - М.: Смысл, 1999. - с. 254], которая и по выражению Т. Шибутани - это, прежде всего, способ деятельности, который облегчает взаимное приспособление поведения людей.

Опираясь на концепцию А.Н. Леонтьева и его анализ общения как деятельности и обозначая его как «коммуникативную деятельность»[ См. также John Dewey, Experience and Nature, Chicago, 1926. p. 166. - 207.], рассмотрим суть построения процесса общения.

Процесс коммуникативной деятельности в социальной психологии ПР будем рассматривать как «систему сопряженных актов» (Б.Ф. Ломов). Каждый такой «сопряженный акт» - это взаимодействие двух субъектов, двух наделенных способностью к инициативному общению людей. В этом может проявляться (согласно М.М. Бахтину) диалогичность коммуникативной деятельности, а диалог может рассматриваться как способ организации «сопряженных актов».

Таким образом, диалог - это реальная единица коммуникативной деятельности. Элементарными единицами диалога являются действия, высказывания и слушания. Однако на практике личность выполняет роль не просто субъекта общения, но и субъекта - организатора коммуникативной деятельности другого субъекта. Таким субъектом может стать отдельная личность, группа, массы (применительно к системе ПР - сама ее структура, отдельные специалисты).

Общение субъекта-организатора с другим человеком определяется как межличностный уровень коммуникативной деятельности, а общение с группой - как личностно-массовый. Коммуникативная деятельность рассматривается как единство этих трех уровней, так как все уровни опираются на единое организационно-методологическое основание - личностно-деятельное. Такой подход предполагает, что в центре общения находятся два субъекта общения, взаимодействие которых реализуется через деятельность и в деятельности[ Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. -- М.: Политиздат, 1988. -- с. 58--59.

Деятельный подход применительно к коммуникативной психологии в рамках социальной психологии ПР означает, прежде всего, трактовку ее как организации и управления формированием системы взаимовыгодных, гармоничных взаимоотношений, достижения взаимопонимания, общих взглядов и оценок, доверительных отношений.

Общение же, как деятельность представляет собой систему элементарных актов. Каждый акт определяется: а) субъектом - инициатором общения; б) субъектом - партнером, которому адресована инициатива; в) нормами, по которым организуется общение; г) целями, которые преследуют участники общения; д) ситуацией, в которой совершается взаимодействие.

Каждый акт общения представляет собой цепь (алгоритм) взаимосвязанных коммуникативных действий:

В зависимости от уровня психологического единства группы, применяемой модели функционирования системы ПР каждый такой акт может происходить в трех основных коммуникативных формах:

1) монологической;

2) диалогической;

3) полилогической[ Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. -- М.: Политиздат, 1988. -- с. 58--59.

Здесь речь идет именно о коммуникативных формах, а не о коммуникации.

Смешение понятий общения и коммуникаций берет свое начало в середине ХХ века в результате этологических исследований в западной науке. Общение тогда стало рассматриваться как отнюдь не специфически человеческий феномен. Оно было обнаружено в мире животных, в связи с чем получили распространение такие понятия, как «зоосоциология» или «зоосемиотика». «Биологизация общения привела к стиранию коренного различия между общением и коммуникацией, т.е. между взаимодействием субъектов и информационной связью индивидов, передачей сообщений от некоего «отправителя» к некоему же «получателю». Такая «коммуникативная редукция» получила поддержку в новой научной дисциплине - теории коммуникации. В свое время[ Коханов Е.Ф. Генезис структур и моделей паблик рилейшнз//Менеджмент в России и за рубежом. -- 1999. № 6. -- с. 30--40.] мы анализировали систему коммуникации, построенную на основе методов теории К. Шенона, отнеся ее к известным в литературе социально-психологическим моделям ПР. Отличительным признаком в функционировании таких моделей являются содержательные аспекты отношений субъектов, т.е. то, что вкладывается в сам процесс коммуникации.

Весьма показательна в этом отношении (как и теория К. Шенона) книга К. Черри «О человеческой коммуникации (русский перевод: Черри К. Человек и информация. - М.: 1972)[ Cherry C. On Human Communication. A Review, a Survey and Criticism. Cambridge (Mass) - L., 1966.]. Вряд ли стоит удивляться, что столь широкое понимание коммуникации заставило переводчика книги использовать для перевода термина «коммуникация» три разных слова - «коммуникация», «общение» и «связь»[ Такое же разночтение наблюдается и при переводе известных в русском переводе книг Т.Шабутани, Т.Парсонса и др., что дает повод иногда и для не адекватной критики позиций авторов.]. Изложение своего понимания коммуникации автор начинает таким определением: «Коммуникация является по сути своей общественным делом. Люди развернули множество различных коммуникационных систем, которые сделали возможной их общественную жизнь… Наиболее значительной из этих коммуникационных систем является, конечно, человеческая речь и язык», играющий огромную роль в разных сферах социальной жизни, позволяя людям понимать друг друга и объединяться. «Слово «коммуникация», -- продолжает К. Черри, -- означает буквально «участие», и именно в той мере, в какой вы и я в данный момент находимся в состоянии коммуникации, мы соучаствуем. Мы образуем не столько союз, сколько единство[ См. «согласие» у Т. Шабутани.]. В той мере, в какой мы друг с другом соглашаемся, мы говорим, что мы одного мнения, или же что мы понимаем один другого. Это и есть единство. Поэтому, по мнению Черри, группу людей, общество, культуру правомерно определять как «людей в состоянии коммуникации».

Речь и письменный язык - главные, но не единственные коммуникативные системы. «Социальное общение» использует мимику и жесты, манеры и разнообразные формы поведения, а в современном мире все большее значение получают технические средства коммуникации (теперь уже и Интернет). Коммуникация делает осуществимой общественную жизнь, поэтому «коммуникация» означает «организацию». Таким образом, характеризуя коммуникацию в самом общем виде и не отличая ее от общения, К. Черри сводит ее теоретический анализ к проблеме знаковых систем, с помощью которых она осуществляется. Оно и понятно! Содержательно коммуникация никак не может быть определена, она предполагает передачу любой информации, любых сообщений, и проблема состоит только в способах кодирования и трансляции. Так теория коммуникации растворяется в семиотике[ Нетрудно заметить, как далеко это, например, от ясперсова понимания «экзистенциальной коммуникации» как «жизни с другими» или буберовской трактовки общения как «диалогической жизни».].

Столь же показательным может быть и сравнение трактовки общения с концепцией коммуникации, разработанной Т. Парсонсом. В социальной структуре Парсонс выделил специальный компонент - «коммуникативный комплекс», разъясняя, что термин «коммуникация» он употребляет «в более широком смысле, чем обычно» - речь идет именно об общении между личностями, об их взаимодействии. Оно не является пространственно-физическим отношением, хотя необходимо использовать физические средства (рукопожатие, поцелуй, световые, звуковые волны, физические вещи). Общение выступает как передача информации познавательного порядка, не имеющая целью воздействовать на поведение личности подобно передаче мнений или внушению. «Содержание коммуникации, «посланий», всегда «символично» и в известном смысле «культурно» Parsons T. Structure and Process in Modern Societies. № 4., 1965. -- p. 265--269, 274.. И все же, каким «культурным» общение ни было, оно и в «теории социального действия» сводится к передаче разного рода информации, т.е. растворяется в коммуникации.

Поскольку общение предстает как межсубъектное взаимодействие, многообразие его форм должно определяться всеми возможными типами связей всех модификаций субъекта. Это философское положение. Для более узкой, прикладного характера решаемой задачи это многообразие должно отражать и корреспондироваться с практикой функционирования «паблик рилейшнз».

Главная > Документ

8. Проблема общения в психологии…

Общение - это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга. Коммуникация - обмен между людьми различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами в ходе совместной деятельности. Но информация в процессе общения не только передается,но и формируется, уточняется, развивается. Поэтому коммуникативное сообщение - это всегда процесс выработки новой информации, общей для общающихся людей и рождающей их общность. Единство общения и деятельности В ряде психологических кон-цепций существует тенденция к противопоставлению общения и деятельности. У Э. Дюркгейма общество выглядело не как ди-намическая система действующих групп и индивидов, а как совокупность форм общения. Но в этом случае общественный процесс сводился к простому речевому общению. Это дало основание А. Н. Леонтьеву заметить, что при та-ком подходе индивид предстает скорее “как общающееся, чем практически действующее общественное существо”. В противовес этому в отечественной психологии принимается идея единства общения и деятельности, предполагающей, что любые формы обще-ния включены в специфические формы совместной деятельно-сти: люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, но они всегда общаются в некоторой дея-тельности, “по поводу” неё. Таким образом, общается всегда де-ятельный человек : его деятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей. Но именно это пересечение деятельностей и создает определенные отношения деятельного человека не только к предмету своей деятельности, но и к дру-гим людям. Именно общение формирует общность индивидов, выполняющих совместную деятельность. Однако характер этой связи понимается по-разному: 1) деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека, его образа жизни (Ломов) 2) общение понимается как опре-деленная сторона деятельности : оно включено в любую дея-тельность, есть её элемент, в то время как саму деятельность можно рассматривать как условие общения (А.Н.Леонтьев) 3) общение можно интерпретировать как особый вид деятельно-сти : а) общение понимается как коммуникативная деятельность, или деятельность общения, выступающая само-стоятельно на определенном этапе онтогенеза, например, у до-школьников и особенно в подростковом возрасте (Эльконин, Лисина) б) общение в общем плане понимается как один из видов деятельности (имеется в виду прежде всего речевая деятельность), и относительно неё отыскиваются все элемен-ты, свойственные деятельности вообще: действия, операции, мотивы и пр. (А.А.Леонтьев). Посредством обще-ния деятельность организуется и обогащается. Построение плана совместной деятельности требует от каждого ее участни-ка оптимального понимания её целей, задач, уяснения специфи-ки ее объекта и возможностей каждого из участников. Включение общения в этот процесс позволяет осуществить “со-гласование” или “рассогласование” деятельностей индивиду-альных участников (Леонтьев) благодаря такой характеристике общения, как присущая ему функция воздействия, в которой и проявля-ется “обратное влияние общения на деятельность” (Андрее-ва, Яноушек). Деятельность посредством общения не просто организуется, но именно обогащается, в ней возникают новые связи и отноше-ния между людьми. Передача любой информации возможна посредством знаковых систем. В психологии выделяют вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную (используются различные неречевые знаковые системы). Речь является самым универсальным средством коммуникации. Речь есть процесс общения человека с другими людьми посредством естественного языка. Поэтому эффективность общения предполагает общий для общающихся язык. Важны также образование, общая культура и культура речи. Речь разделяют на внешнюю, ориентированную на других, и внутреннюю, предназначенную для самого себя. В свою очередь, внешняя речь может быть устной и письменной. Устная речь разделяется на монологическую (лекция, доклад) и диалогическую (разговор партнёров, обсуждающих ч-л). Хотя вербальная речь и является универсальным средством общения, она дополняется употреблением невербальных средств общения: кинесикой, паралингвистикой, проксемикой, визуальным общением. Кинесика включает в себя жесты, мимику, пантомимику и отображает эмоциональные реакции человека. Паралингвистическая система - это система вокализации, т. е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система - включение в речь пауз, покашливаний, плача, смеха, сам темп речи. Проксемика занимается нормами пространственной и временной организации общения, что имеет важное смысловое значение в коммуникации. Так, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему; окрик в спину может иметь значение отрицательного порядка. Визуальное общение - это контакт глазами, первоначальное изучение которого связывали с интимным общением. Однако сейчас знаки, представляемые движением глаз, включаются в более широкий диапазон ситуаций общения. Стратегии общения: 1) открытое - закрытое общение; 2) монологическое - диалогическое; 3) ролевое (исходя из социальной роли) - личностное (общение "по душам").Открытое общение - желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое общение - нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию.Виды общения: "Контакт масок" - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т.п.) - набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. Примитивное общение - когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, активно вступают в контакт, если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого. Формально-ролевое общение - когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли. Деловое общение - когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения. Духовное, межличностное общение друзей - когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, "пускание пыли в глаза", обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника. Светское общение - люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций. Структура общения включает в себя три взаимосвязанные стороны: коммуникативную (коммуникация), интерактивную (интеракция) и перцептивную (социальная перцепция). Коммуникация может быть выражена как интерсубъектный процесс (S-S), в котором происходит не простое движение информации, но и активный обмен ею, совместное постижение предмета. Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение и познание. Обмен информацией обязательно предполагает психологическое воздействие на партнера в целях изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие. У общающихся должно быть одинаковое понимание ситуации общения. А это возможно лишь в случае включения коммуникации в некоторую общую систему деятельности. Кроме этого, в коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры, причинами которых м. б. социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, различия в мировоззрении или же психологические особенности общающихся (застенчивость одного из них (Зимбардо, 1993), скрытность, неприязнь, недоверие и т.п.). Интеракция заключа-ется в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т. е. в обмене не только знаниями, идеями, но и дейст-виями. Взаимодействие - не только обмен информацией, но и организация совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность. Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в неё: 1) когда каждый участник делает свою часть общей работы независимо от других (некоторые производственные бригады, где у каждого члена свое задание) 2) когда общая задача выполняется последовательно каждым участником (конвейер) 3) когда имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными (спортивные команды, научные коллективы или конструкторские бюро) Это и позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности. В психологии все возможные виды взаимодействия разделяются на два противоположных вида: кооперацию (сотрудничество) и конкуренцию (конфликт). Кооперация представляет собой взаимодействие, способствующее организации совместной деятельности, достижению групповой цели. Конфликт - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, взглядов субъектов взаимодействия. Перцепция означает процесс восприятия и познания друг друга партнёрами по общению и ус-тановления на этой основе взаимопонимания. Социальная перцепция - восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретация и прогнозирование на этой основе его поступков. Функции социальной перцепции :
    познание себя познание партнера по общению организация совместной деятельности на основе взаимопонимания установка эмоциональных связей
Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и партнером по общению также как личность. На основе внешней стороны поведения мы как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных (Рубинштейн, 1960). Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения, т.к. познавая другого, формируется и сам познающий индивид и от точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий. Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания: представления о самом себе определяют и представления о другом человеке и чем более полно раскрывается другой человек, тем более полным становится и представление о самом себе. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять строй его поступков, и основанная на этом стратегия изменения его поведения, и построение стратегии своего собственного поведения, и построение стратегии взаимодействия. Важными механизмами перцепции являются идентификация (процесс уподобле-ния себя партнёру по общению с целью познать и понять его мысли и представления), эмпатия (постижение эмоциональных состояний партнёра в форме сопереживания) и рефлексия (осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению). Познавая друг друга, люди стремятся выяснить и причины поведения партнёра по общению. Но т.к. часто информации о другом недостаточно, ему начинают приписывать к-л причины поведения - возникает каузальная атрибуция . В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса, которое может иметь две формы: 1) понимание мотивов, целей, установок партнеров по взаимодействию; 2) не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок, что позволяет не просто согласовывать действия, но и устанавливать особого рода отношения, выражающиеся в чувствах дружбы, симпатии, любви, т.н. аттракцию. В процессе восприятия и понимания человека человеком важную роль играют установки, приводящие к возникновению различных социально-психологических эффектов. Более всего исследованы три из них: эффект ореола, эффект новизны (или первичности), эффект стереотипизации. Эффект ореола ярко проявляется при формировании первого впечатления о человеке: общее благоприятное впечатление о нем приводит к позитивным оценкам и его неизвестных качеств. И наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок. С этим эффектом тесно связаны и эффект первичности ( при восприятии незнакомого человека преобладает та информация о нем, которая предъявлялась раньше) и эффект новизны (более новая информация оказывается наиболее значимой в восприятии знакомого человека ). Способы воздействия в процессе общения Общение включает в себя определенные способы воздействия индивидов друг на друга: Заражение - это бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Паника возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние на известие, вызывающее своеобразный шок. Внушение - целенаправленное, неаргументированное вербальное воздействие одного человека на другого или на группу. С особой силой внушение действует на лиц впечатлительных и вместе с тем не обладающих достаточно развитой способностью к самостоятельному логическому мышлению, не имеющих твердых жизненных принципов и убеждений, неуверенных в себе. Подражание проявляется в следовании какому-либо примеру, образцу посредством его воспроизведения. Убеждение - воздействие на общее мнение публики с целью принятия к-л взглядов, интересов, отношений и т.д. Мода - фактор психологического воздействия, возникающий под влиянием доминирующих в обществе вкусов и увлечений.Индивидуальный стиль общения: Автор теории интегральной индивидуальности В.С.Мерлин первоначально определил индивидуальный стиль общения как целостную систему операций - способов и средств общения, при помощи которых создаются межличностные отношения. Он выделил следующие операции: фатические, выбор круга общения, эмотивные и конативные. Стиль общения анализируется как целостное образование, в котором отчетливо выделяются две главные подструктуры - мотивационно-смысловая ‚ выявляющаяся в форме направленности в общении (ценностей‚ мотивов‚ целей общения), и операциональная‚ представленная устойчивой системой приёмов‚ способов‚ средств коммуникативного поведения. Стиль общения формируется в результате и процессе взаимодействия‚ взаимопознания‚ взаимоотношения участников общения. Ведущую роль играет направленность личности в общении - выражение ценностного отношения личности к человеку вообще, к другому как к партнёру по общению и к самой себе; выявляется в мотивах, целях, средствах и способах общения. В настоящее время одной из важнейших детерминант общения называются ценностно-смысловые отношения личности. По мнению К.А.Абульхановой-Славской, А.А.Бодалёва, Б.С.Братуся личность активно стремится к общению, отвечающему её жизненным ценностям, и избегает его, если оно идёт с ними вразрез. Авторы считают, что по своему личностному основанию общение может строиться конкретным человеком исходя из признания партнёра безусловной и высшей ценностью, или быть “отчуждённым”, безличным. Именно в этом прежде всего раскрывается личность как субъект общения. Стили взаимодействий: Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий: в каждой из них человек по-разному «подает» себя, а если эта самоподача не адекватна, взаимодействие затруднено. Если стиль сформирован на основе действий в какой-то конкретной ситуации, а потом механически перенесен на другую ситуацию, то, естественно, успех не может быть гарантирован. Ритуальный стиль обычно задан некоторой культурой – это стиль приветствий, вопросов, задаваемых при встрече, характера ожидаемых ответов. Так, в американской культуре принято на вопрос: «Как дела?» - отвечать: «Прекрасно!», как бы дела ни обстояли на самом деле. Для нашей культуры свойственно отвечать «по существу», притом не стесняться негативных характеристик собственного бытия («Ой, жизни нет, цены растут, транспорт не работает» и т. д.). Человек, привыкший к другому ритуалу, получив такой ответ, будет озадачен, как взаимодействовать дальше (Петровская, 1983). Императивный стиль - это авторитарная форма взаимодействия с партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям. Партнер в этом случае выступает пассивной стороной. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования. Сферы, где достаточно эффективно используется императивное общение: отношения «начальник - подчиненный», воинские уставные отношения, работа в экстремальных условиях, в чрезвычайных обстоятельствах. Манипулятивный стиль - это форма межличностного взаимодействия, при которой влияние на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств. Манипуляция используется непорядочными людьми в бизнесе и других деловых отношениях, а также в средствах массовой информации. При этом владение и использование средств манипулятивного воздействия на других людей в деловой сфере, как правило, заканчивается для человека переносом таких навыков и в остальные сферы взаимоотношений. Гуманистический стиль взаимодействия. Можно выделить и те межличностные отношения, где применение императива неуместно. Это интимно-личностные и супружеские отношения, детско-родительские контакты, а также вся система педагогических отношений. Такие отношения носят название диалогического общения - это равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Оно позволяет достичь глубокого взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для взаимного развития.
  1. Проблемы образования XXI века как предмет междисциплинарных научных исследований (По материалам VII межвузовской студенческой олимпиады) номинация «социальная работа» Орел – 2010

    Документ

    Проблемы образования века как предмет междисциплинарных научных исследований: сб. социальных проектов VII Межвузовской олимпиады 8-9 апреля 2010 г. – Орел: Орловский государственный университет, 2010.

  2. Проблема сознания в психологии

    Курсовая

    Актуальность и значимость проблемы сознания не требует доказательства и аргументации. Данную проблему, по словам В. П. Зинченко, уже начали включать в число глобальных проблем современности.

  3. Общение, а затем совместная деятельность со взрослым, являются важнейшими факторами психического развития детей первых трех лет жизни

    Документ

    Общение, а затем совместная деятельность со взрослым, являются важнейшими факторами психического развития детей первых трех лет жизни. В ходе общения у ребенка формируются умения вступать в контакт со взрослым, организовывать и поддерживать

  4. И. М. Психология детско-родительских отношений. Монография

    Монография

    В современном человекознании одним из важнейших направлений становится поиск путей благоприятного социального развития личности ребенка. Понимание роли семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и, в конечном итоге, развитие

  5. Н. В. Психология управления / Серия Учебники (1)

    Учебники

    В систему подготовки управленческих кадров практически всех специальностей включена такая дисциплина как «Психология управления». Эффективность работы управленца любого звена во многом зависит, с одной стороны, от умения правильно

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

Вопросы для самопроверки

1. Какие тенденции лежат в основе межгрупповых отношений?

2. Перечислите основные направления изучения межгрупповых отношений.

3. Приведите стратегии межгруппового взаимодействия на уровне социальной стратификации.

4. Опишите особенности взаимодействия между большой и малой группами.

5. Какие виды отношений возможны между малыми группами, и какое влияние эти отношения могут оказывать на внутригрупповую динамику?

В отечественной психологии принимается идея единства общения и деятельности . Поскольку общение понимается как реальность человеческих отношений, и предполагается, что любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, «по поводу» нее.

Общение в настоящее время одна из важнейших категорий психологии, которая раскрывается через деятельность, и которая помогает лучше раскрыть категорию деятельности. Характер связи деятельность и общения понимается по-разному:

1) Б.Ф. Ломов рассматривает деятельность и общение как две стороны социального бытия человека, его образа жизни;

2) А.Н. Леонтьев понимает общение как определенную сторону деятельности, по его мнению, оно включено в любую деятельность, является ее элементом, а деятельность является условием общения;

3) Общение можно интерпретировать как особый вид деятельности, причем с этой позиции общение может пониматься как коммуникативная деятельность, или деятельность общения, выступающая самостоятельно на определенном этапе онтогенеза (Д.Б. Эльконин), или может рассматриваться как один из видов деятельности, в котором отыскиваются все элементы, свойственные деятельности вообще: действия, операции, мотивы и пр. (А.А. Леонтьев)

Общение – взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникаций для установления взаимоотношений.

Общение разнообразно по своим видам , которые представленны дихотомиями.

1) Непосредственное общение опосредованное общение .

Непосредственное общение – прямое естественное общение «лицом к лицу», когда субъекты взаимодействия находятся рядом и общаются посредством речи и невербальных сигналов.

Опосредованное или косвенное общение – общение в ситуациях, когда общающиеся индивиды отдалены друг от друга расстоянием или временем. В современном обществе такое общение реализуется преимущественно с помощью различных средств связи.

2) Межличностное общение массовое общение .

Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в различных группах. В процессе межличностное общение общающиеся индивид имеет необходимый минимум информации о собеседники или аудитории, что позволяет ему контролировать процесс взаимодействия.



Массовое общение – это все множество связей и контактов незнакомых людей в обществе, а также общение с помощью радио, телевидения, газет журналов, т.е. с помощью СМИ. Общение с помощью средств массовой информации характеризуется сложностью или полным отсутствием обратной связи, а также анонимностью аудитории, которой предоставляется информация.

3) Межперсональное общение ролевое общение .

Межперсональное общение предполагает контакт людей как личностей, как носителей уникальных качеств. В ходе межперсонального общения общающиеся узнают друг друга, раскрываясь и проявляя эти качества, и обмениваясь ими.

Ролевое общение предполагает контакт людей как носители определенных ролей. В ролевом общении человек лишается своих индивидуальных качеств и оценивается другими по качеству выполнения функций, которые предписаны ему ролью.

Выделяют также два типа общения , которые определяются по критерию равноправия партнеров: монологическое общение предполагает субъект – объектное взаимодействие, диалогическое общение осуществляется на субъект – субъектном уровне.

Монологическое общение реализуется при неравноправных позициях партнеров и может быть императивным и манипулятивным. В ходе императивного (авторитарного или директивного) общения один из партнеров стремится подчинить себе другого, контролировать его поведение и мысли, принуждает к определенным действиям. При манипулятивном общении один из партнеров стремиться оказать скрытое воздействие на другого.

Диалогическое (гуманистическое) основано на равноправии партнеров и реализуется лишь в случае соблюдения ряда принципов :

Принцип «здесь и теперь» предполагает ориентацию на собеседника,

Принцип доверительности реализуется в безоценочном отношении к личности собеседника, принятии его,

Принцип паритетности связан с восприятием партнера как равного, имеющего право на свое мнение и решения,

Принцип «проблематизации» предполагает направленность диалога на решение проблемы,

Принцип персонификации выражается в обращении от своего имени, выражении своих истинных чувств и желаний.

Общение может происходить на четырех уровнях .

1) Самый примитивный уровень общения – фатический , который заключается в обмене репликами для поддержания разговора в условиях, когда общающиеся не особенно заинтересованы во взаимодействии, но вынуждены общаться. Такое общение крайне ограничено, поверхностно, реализуется на уровне автоматизма, по инерции, конвенционально и часто не предполагает передачу полезной информации.

2) Информационный уровень предполагает обмен интересной для собеседников информацией, являющейся источником каких-либо видов активности.

3) Личностный (духовный) уровень характеризует такое взаимодействие, при котором субъекты способны к самому глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека, самого себя и окружающего мира. Общение на данном уровне направлено на активацию позитивного отношения общающихся к себе, другим и окружающему миру в целом.

4) Внутренний уровень предполагает общение человека с самим собой, которое проявляется в функции самосознания.

По своему значению общение многофункционально :

1. Инструментальная (прагматическая) функция реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности;

2. Функция самовыражения предполагает раскрытие индивидом в процессе общения своих идей, мнений, ценностей, точек зрения и т.д.

3. Функция социализации (формирующая функция) проявляется в процессе развития человека и становления его как личности;

4. Функция подтверждения проявляется в том, что только в ходе общения с другими людьми индивид может познать, понять и утвердить себя в собственных глазах, получая положительное подкрепление от собеседников;

5. Функция организации и поддержания межличностных отношений (синдикативная функция) связана с оцениванием других людей и установлением определенных эмоциональных отношений – либо положительных, либо отрицательных;

6. Внутриличностная функция проявляется в диалоге с самим собой, в понимании речи как универсального способа мышления.

Б.Ф. Ломовым были предложены следующие три функции общения:

1. Информационно-коммуникативная , которая заключается в обмене информацией или ее приеме – передачи между взаимодействующими индивидами;

2. Регуляционно-коммуникативная , которая заключается в регулировании поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия, когда индивид может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятия решений, коррекцию поведения;

3. Аффективно-коммуникативная, которая связана с регуляцией эмоциональной сферы человека.

Общение имеет свою структуру , в которой условно выделяют три взаимосвязанные стороны (рис.8):

- Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами;

- Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями;

- Перцептивная сторона , означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.


Рис. 8. Структура общения



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»