Как побороть в себе соблазн. Создание плана, как избежать искушения. Разъяснение частных случаев»

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Искушения – внешние и внутренние скорби, нестроения, гонения и т.д. – однозначно связываются нами с неприятными, тяжелыми ситуациями и состояниями. Мы чаще всего стремимся избежать искушений, полагая их ненужными препятствиями для нашей жизни. Старцы же говорят о неизбежности и полезности искушений для всякого человека, их важной роли в нашем спасении. По сути, искушения в их учении – это инструмент в руках Бога, посредством которого Господь делает души более совершенными и пригодными для спасения.

8.1. НЕИЗБЕЖНОЕ И ГОРЬКОЕ ЛЕКАРСТВО»

Если усиление гордости в наших душах делает нас непригодными к спасению по причине нашего отпадения от Бога и Его святых заповедей, то искушения являются силой, способной отрезвить нас от дурмана страсти и побудить к исправлению. Преп. Макарий говорит об этом так:

При начале призвания к жизни духовной Господь посещает благодатию Своею и различными утешениями, но после отнимает оные и ввергает в огнь многообразных искушений и скорбей, чтобы самолюбивое и славолюбивое наше устроение совершенно испепелилось огнем искушения, и не имели бы надежды на себя и на свои дела, но на милость и человеколюбие Божие. Смирение велие благо! .

В начале духовного пути, когда человек впервые начинает ходить в храм, молиться, причащаться, читать Евангелие и т.д., он испытывает духовный подъем и отраду в душе. Это действует благодать, подаваемая новоначальному христианину во укрепление его веры и свидетельство ее истинности. Но затем приходят искушения, потому что бедственное состояние души новоначального, боримого и пленяемого страстями, постоянно склоняющегося к греху, требует врачевания.

Сталкиваясь с разнообразными искушениями, человек учится понимать, что происходит в его жизни. Постепенно он начинает видеть и источник своих бед – «самолюбивое и славолюбивое наше устроение», т.е. гордость. Под сильным давлением искушений человек преодолевает горделивое устроение, и достигает смирения.

Искушения неизбежны в христианской жизни и делятся на два вида – внешние и внутренние. Преп. Варсонофий объясняет:

…Всякая душа, стремящаяся к новой жизни, жизни во Христе, испытывает гонение извне от мира и переживает великую борьбу с внутренними врагами. Эти искушения неизбежны по слову Спасителя: «Меня гнали и вас будут гнать» (). Но тут же утешает Господь: «Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше» ().

Относиться же к этим искушениям нужно различно: с внутренним врагом упорно бороться, побеждая его с помощью благодати Божией, внешним же врагам – прощать. Бояться этой борьбы не надо. Господь укрепляет нас в ней и дает нам такие неизглаголанные радости, что по сравнению с одной минутой их все земные радости – ничто .

Внутренние искушения можно понимать как агрессивное продвижение врагом греховных прилогов (помыслов) по стадиям их превращения в страсти для пленения человека. Так как в этой агрессии преследуется конечная цель нашей гибели, мы должны упорно бороться с врагом и его прилогами. Внутренние искушения для нас – сигнал к борьбе, неприятной и трудной, но необходимой для спасения. Старец говорит о необходимости побеждать врага с помощью благодати Божией, так как своих сил для такой победы у нас не хватит.

Внешние искушения – это скорби, притеснения, обиды, досады и т.д., приносимые нам другими людьми или обстоятельствами нашей жизни. Людей мы должны прощать, а обстоятельства терпеть. Борьбы с искушениями бояться не нужно, тем более впадать в малодушие. Господь укрепляет нас в этой борьбе, ибо она нам на пользу, и подает такую духовную радость, что перед ней меркнут все земные радости.

Старцы обращают внимание на то, что искушения не только тяжелы, но и длительны. Их череда может продолжаться долгие годы и десятилетия, а школа борьбы с ними оказаться пожизненной. Преп. Анатолий (Зерцалов) пишет своей подопечной:

Жалуешься на искушения и думаешь, что не поверю, как тяжко бороться со страстьми. Верю, матушка Н., верю. Хоть тебе уже и 23 года, а искушения все еще не оставляют – конечно, неприятно! А я вот, матушка, в монастыре 23 года и все-таки работаю под игом фараона. Что же – и кричать: караул! Нет, родная, этим ничего не возьмешь… А укорим себя, как умудрился грешник мытарь, который изыде из храма оправдан паче праведного фарисея .

В молодости человеку часто кажется, что искушения должны быть быстро изжиты, ибо сама их тяжесть воспринимается как свидетельство их ненормальности. И лишь постепенно вырабатывается понимание, что грехи наши серьезны и страсти живучи, и что, немного уступая нашей воле и желанию исправиться, они затем восстают на нас с новой силой. И искушения, это неизбежное и горькое лекарство, которым врачует нас Господь, снова и снова приходят к нам.

Оттого-то и не следует впадать в уныние, но, сознавая, что причина искушений в нас самих, следует смиряться и укорять себя по примеру мытаря. Терпеливым укорением себя можно куда больше преуспеть в низложении нашего горделивого устроения, нежели бесчисленными жалобами на чужую несправедливость или недостоинство. А Господь, видя таковое наше произволение не к самооправданию и обвинению других, но к покаянию, простит нас и облегчит нам бремя искушений.

Старцы учат, что без искушений нет спасения, и очень точно показывают то положительное действие, которое искушения производят в человеке. Так, преп. Макарий замечает:

Не будь искушений, и никто бы не спасся, говорит авва Евагрий, и прочие отцы тоже, и что как не чрез искушение приходим в разум истины, а святой Петр Дамаскин : «смирение есть порождение разума, а разум есть порождение искушений». Итак, не должно бояться искушений и не дерзать на оные&hellip ;.

В искушениях человек получает возможность правильно понять свою жизнь. Все льстивые предположения о себе и уничижительные о других – рушатся. Полагал ли себя достойным большего успеха, чем другие? И вот, ты достиг самого малого, а другие превзошли тебя. Неустанно требовал что-то от других, не пытаясь разобраться в их ситуации? Теперь от тебя требуют то, что ты считаешь несправедливым, и не только требуют, но и притесняют, и гонят, и злословят. Лелеял в душе мысль о своей особой святости, которая принесет глубокий покой душе? Сейчас же беззащитен от грубого насилия помыслов… В таких обстоятельствах человек воочию видит, сколь он немощен: в своих суждениях, поступках, делах, эмоциях и т.д. Поняв и приняв эту немощность, он и делает важный шаг в «разум истины», начав правдиво оценивать себя как немощного. И за этим шагом делает и второй – признает, что правильная жизнь не может совершаться иначе, как в смирении. Данный переход к мышлению, основанному на смирении, и желание на деле быть смиренным есть «порождение смирения от разума».

В это время приходит к человеку понимание всей сложности и тяжести его проблем, понимание того, как непросто смириться по-настоящему и жить во смирении. И что такая жизнь требует искусства. И вновь старцы приходят к нам на помощь своим советом.

Преп. Анатолий (Зерцалов) говорит:

Нужно только не малодушествовать. Ведь без искушений не проживешь: «кто есть, иже поживет и не узрит смерти» (), т.е. искушения. Искушение дорого тем, что соделывает терпение, терпение – искусство. Не будь искушений, мы и остались бы невеждами глупыми. Будем же обвинять в своих бедах себя, а не других….

Искушения неизбежно заставляют нас учить терпению, ибо любое нетерпение, раздражение и прочее только усиливают искушения. Терпеливо неся искус, становимся более терпеливы и осторожны во всем: терпеливо относимся к людям, терпеливо понуждаем себя не считать лучше и достойнее других, терпеливо обдумываем и разбираемся в словах и поступках других и своих собственных, терпеливо ищем решения проблем и т.д. Со временем обнаруживается, что, поступая так, мы начинаем лучше понимать жизнь и других людей, и занимаем более выверенную и правильную позицию. Другими словами, мы становимся искуснее. Тогда приходит к нам и утешительный смысл старческого слова о том, что мы должны были пройти через искушения, чтобы не остаться теми «невеждами глупыми», которыми были ранее.

…Бог не посылает нам искушения выше меры, но разве (только) за гордость, за самомнение и за ропот, коим мы сами себе скорби отягчаем. Берегись роптать и малодушествовать: великодушие и терпение облегчают скорби, а малодушие и ропот умножают и отягощают оные .

Хорошие ученики быстро усваивают уроки и исправляют ошибки. Поэтому если мы в искушениях ставимся духовно более зрелыми, смиренными и искусными, то и искушения переносятся нами несравненно легче. При этом часть их может и вообще миновать нас в будущем. Но если упорствуем в гордости, самомнении и ропщем, то экзамен нами проваливается, и для нашего смирения потребуются уже более тяжелые искушения, чем те, что были.

8.2. РАЗЪЯСНЕНИЕ ЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ»

На основе общего понимания роли искушений в нашей жизни, о котором шла речь в предыдущем параграфе, старцы давали разъяснения и многих более частных вопросов по этой теме. Первая группа таких вопросов относится к тому, «для чего конкретно посылаются (попускаются) искушения».

В подавляющем большинстве случаев старцы акцентируют наше внимание на том, что без искушений невозможно придти к познанию наших немощей, а через это – к смирению. Учитывая, что по учению старцев ищет в человеке, прежде всего смирение, такая позиция вполне понятна. Например, преп. Макарий утверждает:

…Во многих отеческих учениях видим, что нельзя прийти в познание своих немощей и в смирение, Аще не будет попущено быть искушенным душевными и телесными немощами. Вникните в действия ваши, и увидите, что при возмущающих вас случаях – и следа не было смирения, но все одно оправдание .

В нашей жизни много происходит такого, что нас возмущает. Особенно это касается мнений, слов и действий людей по отношению к нам в тех или иных ситуациях. А как действуем в ответ мы сами? Старец предлагает нам вникнуть в наши действия, т.е. спокойно разобраться в логике нашей реакции. И мы видим, что поведения наше полностью предсказуемо: во всех случаях стремимся себя оправдать, изыскивая мыслимые и немыслимые аргументы для доказательства нашей правоты или невиновности. А доводы других – оспариваем, стараясь найти в них малейшую зацепку для опровержения или, по крайней мере, сомнения.

При таком подходе нам приходится сталкиваться с повторяющимися искушениями, которые самой своей регулярностью обратят, наконец, наше внимание, на нашу собственную роль в этих искушениях. И мы увидим, что все наши неудачи в отношениях с людьми имеют корень в нашей самоуверенности и несмирении. И стоит лишь изменить свой подход на смиренный, как мы обнаруживаем, что возможным оказывается то, что до этого мы не могли получить даже прилагая огромные усилия. И это то, о чем напоминают старцы – смиренным подает благодать.

…Вы праздник светлый встретили благополучно и приятно, мирно и спокойно, – слава Богу! Но после встретились болезни и скорби; этому и должно быть, чтобы мы не превозносились, но получаемые духовные утешения очищались бы огнем искушений, доставляющих нам смирение .

Духовные утешения, как и дарования, должны быть чистыми. Увы, мы, грешные, имеем такое устроение души, что, приняв чистый дар, оскверняем его своим самолюбованием и превозношением. От этого и утешения перестают быть утешениями, но порождают тягость, и дарования идут не на пользу. Потому и несем по Промыслу Божию утешения и дарования через искушения, которыми смиряемся и сохраняем ниспосланное неповрежденным.

Преп. Лев говорит об этом так:

…И просим вас не унывать и удивлятися, что сие попустилось искушение по действу злокозненного врага ко искусу и познанию своих, и дабы мы не мудрствовали не думали нечто о себе, но смиряли бы и себя под крепкую руку Божию, и почастее исповедали бы свои помыслы Матушке… попущению однако благодушествуйте, и Господь не оставит вас&hellip ;.

Не всегда мы явно склоняемся к превозношению, отдавая порой предпочтение мудрованию, т.е. мысленному и произнесенному многословию. В этом многословии много усложняется наше восприятие происходящего с нами, но не проясняется. И чем больше отвлеченных рассуждений имеем, тем больше незаметно приходим все к тому же самооправданию и превозношению.

Поэтому старец подсказывает, что не в мудровании заключено решение, но в исповедовании мудреных помыслов, да и отдании себя под крепкую руку Божию. Этим и надлежит преодолевать искушения. А благодушие, это мягкое одеяние души, в котором обессиливается гордость, очень способствует тому, чтобы Господь не оставил нас и помог пройти искушение.

Вот здесь-то и открывается нам смысл старческого слова, что искушения нам Господь посылает, чтобы не лишились мы заступления. Преп. Макарий объясняет:

Погода суровая, дождь, ветер и холод, так что и к шубе, и к топливу надо прибегнуть. Но ведь не всегда благотворность воздуха и ясная погода полезны, заводятся в растениях черви и другие насекомые, вредящие благим плодам. Так бывает и в нашем духовном устроении: посещение благодати, мир, тишина и спокойствие от стужения страстей, если продолжительно и постоянно с нами пребывают, – то опасно, что можем прийти в высокоумие и лишиться заступления, и не будем искусны в борении страстей, и удалимся от скорбного пути. А потому искушает нас противными, к познанию нашей немощи, к терпению и смирению .

Благодать, мир, тишина и спокойствие – отраднейшие переживания души. В них человек отдыхает, набирается сил, наслаждается лучшим, что есть в жизни. Но подобно тому, как безмерно затянувшийся отдых превращает человека в бездельника, а безделье подвигает к необдуманным поступкам, так и душа – если долго и постоянно пребывает в благодатном мире и покое – может стать склонной к особому и высокому мнению о себе.

В затянувшемся покое слабеет в человеке восприятие собственной греховности, сложности и трагизма мира, в котором мы живем. Через ослабленный контроль собственного сознания все настойчивее и успешнее прорываются горделивые помыслы, и человек начинает с ними соглашаться. Но за это превозношение лишается человек заступления свыше и в разленении, мечтаниях и слабости становится неискусен в борьбе со страстями. А потом и вовсе может уйти со скорбного, но спасительного пути.

Египетский пишет, что Господь попускает лукавому врагу искушать христиан, чтобы не предавались нерадению, а старались жить внимательно и осторожно. Во-вторых, чтобы чрез искушения смирялись и не высокоумствовали, чему, без борения и искушения вражеского, люди легко подвергаются. В-третьих, люди чрез искушения делаются более опытными и искусными и более твердыми. А прежде всего попускает Господь искушения, чтобы отделить боголюбивых от миролюбивых, сластолюбивых от воздержных и целомудренных, смиренномудренных от горделивых и самолюбивых, как сказано в Евангелии: «не приидох воврещи мир на землю, но меч» () .

Искушения нужны, чтобы мы «не предавались нерадению, а старались жить внимательно и осторожно». Нерадение о своей жизни, как и жизни других, проявляется в нас многообразно. Здесь и нерадение о вере, когда не молимся и забываем слово Божие, и нерадение о других, когда нашим непостоянством и легкомыслием вызываем проблемы в чужой жизни, и нерадение о себе, когда не разобравшись в ситуации, принимаем на себя неудобные или неуместные обязательства. Искушения, которые предваряют или следуют за нерадением, отучают нас от него и прививают навык внимательности и осторожности.

Удары искушений вынуждают нас к борьбе, в которой мы опытно постигаем свою немощь и смиряемся, удаляясь от высокоумия. Без этого же мы легко соскальзываем в особое мнение о себе, которое превращает нас в гордецов. Напротив, держась смирения, мы становимся более опытными, искусными, твердыми.

Как поясняет в заключение старец, Господь прежде всего попускает искушения, чтобы выявилось «кто есть кто» среди людей. Все мы, конечно, грешные. Но при нашествии искушений одни из нас каются и исправляются, а другие падают еще ниже. Это зависит от сложившегося, порой скрытого от нас устроения души, которое человек имеет. В искушениях человек сам для себя открывает, каков его выбор, что он любит более – Бога или мир, сласти или воздержание, смиренномудрие или страстное желание возвыситься над всеми.

8.3. ЗА ЧТО НАСТИГАЮТ ИСКУШЕНИЯ»

По мере понимания «для чего попускаются искушения», мы также начинаем лучше понимать и «за что они настигают нас». Здесь есть связь, превращение первого во второе и соединение первого со вторым. Скажем, искушение послано для предотвращения высокоумия. А человек в этом искушении не исправился, а пал еще ниже – т.е. стал высокоумствовать более, чем был склонен ранее. Тогда следующее искушение уже будет наказанием за высокоумие, и одновременно – средством отвращения человека от страсти.

…Да не превознесешься, приемля благие утешения от Премилосердого Господа, о коих ты нередко ко мне пишешь, и… что ты благодарила Бога, удостоившего тебя быть в обители и наслаждаться духовным наслаждением, ни с чем не сравняемым. То, видно, хотя и тонко, но возвысилась умом о себе, вот и попустилось тебе такое искушение .

Страсти могут действовать тонко, замаскированно, прикрываясь поверхностным благочестием. Даже духовное наслаждение и благодарение за него Бога может разогревать самолюбие и от него производить незаметное возвышение умом о себе. Так и получается, что человек считает себя праведным и удостаиваемым Богом духовными дарами, но не видит, как при этом зашевелилась в нем страсть, загрязняющая дары. И вот за впадение в эту страсть попускается искушение.

Свобода существ разумных всегда испытывалась и доселе испытывается, пока утвердится в добре. Потому что без испытания добро твердо не бывает. Всякий христианин чем-либо да испытывается: один бедностию, другой болезнею, третий разными нехорошими помыслами, четвертый каким-либо бедствием или уничижением, а иной разными недоумениями. И этим испытывается твердость веры, и надежды, и любви Божией, то есть к чему человек более склоняется, к чему более прилепляется, горе ли стремится, или еще пригвожден к земному, чтобы человек-христианин чрез подобные испытания сам видел, в каком он находится положении и расположении, и невольно смирялся. Потому что без смирения все наши дела суетны, как единогласно утверждают и богоносные отцы .

Свобода разумных существ должна утвердиться в добре, и испытания этому способствуют. Необходимо, чтобы человек был привержен сознательно добру и был готов его защищать и идти на лишения ради него. Без этого добро становится разменной монетой, оно принимается лишь тогда, когда выгодно, или не мешает комфортному и безопасному существованию. В других же случаях оно оставляется.

Каждому из нас суждено пройти испытания, и в испытаниях мы имеем свободу выбора. То, что мы будем думать, говорить и делать охарактеризует наш выбор. И эта характеристика будет довольно объективной. Т.е. мы сами увидим, что начинает преобладать в нашей жизни: слабеет ли наша вера, теряем ли мы устремленность к горнему, растворяемся ли полностью в мире материального, начинаем ли считать его самодостаточным. Или, наоборот, смиряемся, видя наши несовершенства, и принимаем трудности узкого пути, и через это все же укрепляемся в вере, утверждаемся в истине. Тогда получаем закалку, которая нам необходима. Она нам необходима для того, чтобы успешно противостоять соблазнам, которые постоянно преследуют нас.

Преп. Амвросий замечает:

…При полном здоровье, особенно молодым, какая и какая пустошь не приходит в голову. Враг, чтобы выманить их из монастыря, обещает им почти все царство земное, и всякие блага, и всякие удовольствия, и то, чего и написать неудобно. А на самом деле, если послушают, награждает противным. Святитель Дмитрий Ростовский пишет, что мир обещает злато, а дарует блато .

Какими бы обещаниями не соблазнял нас враг, славою, деньгами ли, или чем-либо еще, надо всегда помнить о том, что основой жизни является вера в Бога и исполнение Его заповедей. Остальное все приложится каждому в той мере, в какой это ему необходимо и полезно. И именно этот правильный взгляд на жизнь и вырабатывается в человеке, когда он испытывается в искушениях.

8.5. КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ИСКУШЕНИЯХ»

Наконец, как вести себя в искушениях? Оптинские старцы и здесь дают ряд советов, позволяющих нам не быть беспомощными. Прежде всего, нужно принимать, что искушения служат нашему спасению. Это хорошо защищает от уныния и недовольства.

Преп. Макарий наставляет:

…Вперед, что бы ни случилось противное к твоему искусу, надобно принимать, что это послужит к твоему спасению, чрез искушения мы приходим в разум истинный, а от разума к смирению, которое всего нужнее нам ко спасению&hellip ;.

Вот это ясное понимание, что через искушения мы должны поумнеть и смириться, и что это нужнее всего для нашего спасения и меняет негативное восприятие искушений на позитивное. Другими словами, фокусироваться надо не на том, что искушение неприятно, а на том, что мы подталкиваемся им к лучшему устроению нашей души. Как следствие, и к лучшей жизни, в которой сильнее выражена ориентация на спасение.

Отсюда следует вывод, что мы не должны желать пребывания в неизменном состоянии. Такое желание противоречит задаче спасения. Преп. Амвросий говорит:

…Желающие спастись всегда должны содержать в памяти слова преп. Петра Дамаскина , что спасение совершается между страхом и надеждою. А желание видеть свое спасение ясно как на ладони, – желание и мнение ошибочное. Ежели в видимой природе постоянная бывает перемена: то тихо, то ветрено и бурно, то ясная погода, то дождливое время, а иногда неожиданный мороз или град и подобное тому, – то кольми паче в духовной жизни бывают прилоги и неожиданные изменения. Преподобный Исаак Сирин пишет, что любовь христианина к Богу на всякий час испытывается переменами, приятными и неприятными, отрадными и скорбными. А желать всегда пребывать в неизменном состоянии есть путь волков, т.е. мысленных, которые таковых благовидными предлогами и доводят до погибели, от чего да избавит нас Всеблагий Господь .

Кажется, что плохого в желании постоянного покоя и свободы от искушений? Но старец указывает, что это желание есть соблазн, которому человека подвергают враги его спасения. Если бы любовь христианина к Богу не испытывалась бы переменами, душа его бы ослабела, стала бы слишком изнеженной и неспособной к смирению. В такой слабой душе врагу легко творить его волю: взращивать пороки, распалять страсти, вести к греху.

Поэтому стремление к неизменности – это путь «мысленных волков», т.е. бесов, которым выгодно изолировать человека от естественного течения его жизни. Течения, в котором у него есть и радость, и горе, и в котором его душа постоянно испытывается и всем ее опытом приводится к лучшему состоянию.

Но чтобы это произошло, в искушениях надо видеть силу страстей и учиться их преодолевать. Преп. Макарий замечает:

Слава Богу, что искушение между вами упразднилось и прошло, а вы должны иметь себе на замечании, как в вас сила страстей, действием или подущением врага, противится воле Божией и стирает вашу душевную выю <шею>, отгоняет мир и кому делает подобными? насадил в нас любовь, а от нее многовожделенный мир, а враг, напротив, вселяет вражду и смущение за самые пустяки: «не так сказала слово! не так взглянула!» – и самый тон и звук слов на весу и на мере. Это я обеим вам пишу и прежде много писал, и где любовь и смирение и самоукорение, там бы не было сего .

В искушениях оттого и трудно, что противостоять приходится не игрушечному, а реальному противнику, который делает все, чтобы страсти поработили нас. И мы порой не видим, как сила страстей противостоит воле Божией и как она подавляет нашу собственную волю следовать заповедям. В развернувшихся страстях царствует гордость, и она находит самые мельчайшие поводы, чтобы враждовать на людей: не только слово и взгляд, но даже тон и звук слов придирчиво измеряются, чтобы найти эти поводы к вражде.

«Любовь и смирение и самоукорение» – вот чем надо защищаться от вражды. Эти добродетели и побеждают страсти, хотя победа не дается легко. Поэтому мы должны терпеть и помнить, что в искушении всем тяжело. Преп. Анатолий (Зерцалов):

Кому легко бремя искушения? На что велик пред Богом святой Исаак Сирин , и тот говорит: «Кому не тяжко оно, время, в неже напояется человек ядом искушений?..» Потому и ты: попищи, попищи, да и помолчи! Пройдет! Ей, пройдет и не воспомянется! А плод этих болезней возрастет, созреет, разукрасится. И как же сладок будет он! Как же благовонен! Как заблестит всеми цветами радуги, всеми красотам драгоценных камней! Каждая капля пота, каждый вздох тысящекратно вознаградится щедрым Подвигоположником нашим Иисусом. Потерпи Господа, мужайся. Да крепится сердце твое! Спасайся&hellip ;.

Нести бремя искушений тяжело. Но это уготовано нам всем и нет какой-то несправедливости в том, что сейчас именно этот человек несет это бремя. В свое время оно возлагается на каждого. Искушения не вечны, они преходящи – уйдут и забудутся. Но выросшая и повзрослевшая на них душа останется. И в ее чистоте, сиянии ее добродетелей будет ответ на вопрос: почему так тяжело в искушениях? Потому что так прекрасен плод, который в них выращивается, и без наших труда и пота и крови его не вырастить. Надо, как говорит старец, «потерпеть Господа» – т.е. терпеть и утешаться мыслью, что за искушениями стоит крепкая рука Бога, направляющая нас к очень высокой цели. Цель эта – чтобы мы стали достойные Ему.

В искушениях также нужно противостоять огорчениям, не позволять себе скатиться через многомыслие к самоистязанию. Преп. Антоний учит:

…Какие бы ни были огорчения, они подобны малейшей искре, т.е. если плюнешь – потушишь. Если же эту малейшую искру будешь раздувать, то произойдет пламень и все доброе устроение в человеке истребит, а раздуванье это составляется от многомыслия, например: «сердце мое под тяжелым крестом; истинно горькая жизнь монашеская: все сердце изорвалось»&hellip ; .

Первый контакт с огорчением, даже сильным, не производит в душе пожара. Если мы тут же прибегнем к благодушию, то огорчение станет искрой, так и не превратившейся в пожар. Так и надо поступать в искушениях. В правильности такого поведения мы обязательно убедимся впоследствии, когда обнаружим, что наше доброе устроение не сгорело дотла в страстях, воспламененных многомыслием.

А многомыслие, как объясняет старец, раздувает искру огорчения и превращает ее в пламень. Т.е. человек начинает размышлять над огорчением, жалеть себя – и пожар обиды, горечи, недоумения и гнева разгорается. Да так, что ничего доброго в человеке не остается.

Этого правила «нераздувания искры» следует придерживаться и в отношениях с враждующими на нас, каковые обычно появляются в искушениях. Преп. Лев учит:

…Скажите ей, что во искушении ее требуется терпение и сознание своих немощей, признание своих грехов и самоукорение, но что призрит и умиротворит враждующих на нее. А ежели будет обходиться с прекословием, вздором и злопомнением, то более воздвигнет на себя гонения и скорби .

Когда мы проявляем в искушении терпение, сознание своих немощей, признаем собственные грехи и укоряем себя, нам кажется что этим-то и держится под контролем и успокаивается ситуация. На самом деле таким поведением мы вызываем внимание к Бога к себе и, поскольку это то, что Он от нас и ждет, умиротворяет враждующих на нас. Это лучший способ преодолевать искушения.

Но мы не сразу осваиваем такой подход. Сначала стараемся активно противостоять «обидчикам», прекословим им, говорим сгоряча вздор, обвиняем их во зле. Увы, это Богу не угодно, и потому Он за это воздвигает на нас еще большие гонения и скорби. Мы же с горечью видим, как ситуация стала еще тяжелее и безысходней, и начинаем учиться сдерживаться.

Более того. В искушениях мы должны не только терпеть и сдерживаться, но и радоваться. Преп. Амвросий учит об этом так:

…А я слышу, что ты настолько предалась и предаешься безмерной печали, что несколько уже дней совсем не употребляешь пищи, так что и желудок твой начал ссыхаться. Это неблагоразумно и несогласной с волею Божиею предаваться такой вышемерной печали, когда имеем апостольскую заповедь «радоваться в различных искушениях» (Ср.: ), как пишет святой Иаков, брат Божий. То же самое сказано и у апостола Павла: «всегда радуйтесь, непрестанно молитеся, о всем благодарите» (). Сия бо есть воля Божия. И нам следует придерживаться воли Божией, а противное отвергать и не предаваться оному. Ангел покаяния святому Ерму говорил, что печаль оскорбляет Духа Святаго и неприлична рабам Божиим, то есть печаль неуместная или вышемерная. А ты уже пресытилась печалию, пора и отложить оную и взяться за благонадежие. И простой опыт свидетельствует, что после сильной бури в море бывает велия тишина. Будем мы надеяться и ожидать подобного .

Печаль от искушений может легко стать «вышемерной», т.е. больше того огорчения, которое естественно для данного случая. Тогда мы начинаем делать вещи, которые неразумны и идут во вред нам. Это противно воле Божией, противно апостольской заповеди, в которой нам предписывается поступать ровно наоборот: не печалиться, тем более вышемерно, а радоваться в искушениях.

Чему же тут радоваться? Тому, что искушения попустил к нашей же пользе, в чем через некоторое время убедимся сами. Тому, что искушения не бесконечны, придет и покой, в котором забудутся все наши скорби. Тому, что через искушения мы становимся лучше, а значит они в наших интересах.

А также тому, что познаем, что смирение, которое вырабатывается в нас искушениями, отбрасывает и сами искушения. Преп. Анатолий (Зерцалов) утешает:

…Эти годы – это искушение есть одно из звеньев цепи искушений, тебя преследующих. А только переменяются эти звенья. Все же они имеют один корень: «Я, мол (т.е. Н.), уж очень умна и знаю дело». Следовательно, если смиришься и сознаешь свою немощь – все твои искушения всею цепью отлетят от тебя .

Искушения в нашей жизни сменяются, не меняется лишь регулярность, с которой они настигают нас. Это говорит о том, что нам, к сожалению, нужен не один, а много уроков для того, чтобы понять, что от нас требуется. Мы ходим вокруг да около, ищем некие частные причины искушений. В то время как их корень – наша самоуверенность в том, что мы умные и все знаем, тщательно закрывается от нас нашим самолюбием и нашей гордостью.

Но стоит смириться и осознать свою немощь, так тут же и увидим, сколько неправого от нас исходит в жизни. И что искушения только лекарство, нужное нам для исправления. Так исправимся, и вся цепь искушений отлетит от нас.

Как победить искушения?

Матфея 4:10: “Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: “Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи”

Дорогой Господь, благодарю Тебя за Твою любовь и милость. Помоги мне глубоко размышлять над Твоим словом и научиться побеждать искушения сатаны словом Бога, верой и молитвой.

После того, как Иисус полностью исполнился Духа Святого, крестившись в реке Иордан, Он возведен был в пустыню для искушения от дьявола. Люди получают искушения сатаны, потому что они одержимы корыстолюбием и страстью. Именно отсутствие духовного желания благоприятствует искушениям сатаны. Но Иисус не имел греха, но тем не менее был искушаем дьяволом. Почему? Для Него это искушение было подготовкой к выполнению мессианского дела. Чтобы помочь нам, Иисус должен был узнать все наши слабости через искушения сатаны. Теперь Иисус может понять каждого человека. Также это учит нас о характере борьбы Иисуса. Эта борьба не касается тела и крови, это борьба с сатаной. Искушения дьявола очень хитрые, и мы не можем распознать его и победить. Лишь чистое слово Бога разбивает его. Иисус победил словом Бога, это учит нас как нам нужно бороться и побеждать.

Находясь в пустыне, Иисус 40 дней и 40 ночей постился. 40 суток – это очень много для человеческого организма. Но для чего нужна была такая жертва?

Во-первых , Иисус сдерживал самые сильные человеческие желания, чтобы готовить дело миссии.

Во-вторых , пост – это духовная война. Иисус постился для общения с Богом. Теперь, когда Иисус полностью слушал слова Бога, сатана не имел никакой силы, он – нарисованный тигр. Но почему люди пугаются его и попадают под его влияние? Потому что не слышат голос Бога, голос Иисуса, Который уже победил, и попадают в страх и в грех.

Но сатана не зевал, он нашел слабое место и начал свое искушение именно от туда. Иисус был голоден, тогда искуситель сказал: “если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами”. Еда и сон – большие искушения для человека. В романе “Отверженные” именно искушение хлебом привело ко греху, а потом к поломанной жизни. Наши агнцы, как один, говорят, что предпочитают сон богослужению. В своем искушение сатана хотел задеть честь Иисуса, он подставил под сомнения, действительно ли Он Сын Бога; если так, то пусть сделает эти камни хлебами. Иисус мог это сделать и доказать сатане, что Он Сын Бога, но Он ничего не предпринял. Иисус ничего не стал доказывать, а вместо этого Он нашел слово Бога и защитил Свое слабое место этим словом: “не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих”.

Во-первых , Бог дает нам еду. Хотя люди думают, что они сами своими силами зарабатывают деньги и кормят себя и свои семья, но если Бог не даст им возможности, солнца, силы, здоровья, они ничего не смогут сделать. Если Бог не хранит нашу жизнь, то мы не сможем прожить и часа. Жизнь человека в руках Бога. Иисус верил в Бога, Который спасет Его.

Во-вторых , человек миссии должен полагаться на слово Бога даже в самом трудном положении. Иисус не променял свою миссию на хлеб. Цель прихода Иисуса – не решения экономической проблемы, а спасение человечества от греха и смерти.

В моей жизни тоже было искушение хлебом. Когда я переселилась в общую жизнь, то я немного переживала, что я буду кушать. Поэтому вела себя немного жадно и при возможности делала запасы еды. Моя мама пугала меня этим, но я верила, что Бог не оставит меня без хлеба. И хотя в общей жизни сестер были разные времена, но у нас всегда было что-то покушать. Однажды, когда я в конце дня очень проголодалась, то просила Бога, чтобы Он накормил меня и чтобы я больше никогда не испытывала чувство голода. Бог сразу же ответил мне. После этого случая Бог всегда кормит меня, так что я даже начала поправляться. Бог обещал мне, что я никогда не буду испытывать чувство голода, исполняя Его миссию, и так оно и будет. Человек не может жить как животное, заботясь только о плоти, он должен иметь слово Бога и разбивать им всякие искушения.

После того, как сатана проиграл первый раунд, он начал искушать снова. Берет Иисуса и поставляет Его на крыле храма и говорит: “если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: “Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.” Это психологическое искушение и направлено на честь и славу. Отсюда видим, что сатана знает слово Бога и красиво использует его, чтобы искусить нас. Поэтому нам надо знать слово Бога лучше, чем сатана. искуситель опять ставит под сомнение божественность Иисуса. Но Иисус ничего не доказывает, а говорит четко и просто слово Бога. Смысл этого искушения – насадить сомнения в любви Бога. Сатана хочет, чтобы мы не доверяли Богу и сомневались, что Он добрый. Но мы должны иметь хоть маленькую, но 100% веру в слово Бога. Иногда хочется оставить 10% на сомнения, но это плохая вера. Нужно полностью отдать себя вере.

Я родилась в многодетной семье, рядом со мной всегда были мама, брат и сестра, но несмотря на это, сатана постоянно меня искушал тем, что я одинока и никому не нужна. Даже находясь в церкви, среди минимум 40 братьев и сестер, я продолжаю ощущать чувство одиночества и брошенности. Я сомневалась в любви Богва. Тогда Бог дал мне Свое слово, “Эммануил – с нами Бог”, а потом очень сильно показал Свою любовь. Я верю, что Бог всегда со мной, даже когда никого нет рядом, Он со мной.

Я часто спорю с Богом, и иногда очень грубо говорю с Ним, если бы это я сказала человеку, то он точно бы обиделся. Но Бог верный, и Он любит меня независимо от меня. Бог ни на минуту не оставил меня и никогда не оставит, потому что Он дал мне Свое слово “Эммануил – с нами Бог”, а оно сильнее всякого обмана сатаны.

Итак, сатана с треском проиграл и второй раунд. Тогда он начал искушать Иисуса проблемами более высокого уровня. Сатана берет Иисуса и возводить на весьма высокую гору и показывает все царства мира и всю славу их, и говорит Ему: “все это дам Тебе, если падши поклонишься мне”. Это искушение поклонения. Поклонение – это пожертвование и служение, отдача своего времени, сердца и материального состояния. От того, кому мы поклоняемся, зависит то, чьи мы рабы. Хотя мы верим в Бога, но если из-за мирской славы, власти или материального состояния идем на компромисс с миром, мы начнем поклоняться дьяволу. Также и искуситель искушал Иисуса уйти от страданий и получить славу легким путем. Иисус пришел в этот мир, чтобы стать Царем царей, но для этого Он должен был пройти путь страданий на кресте. Именно это воля Бога. Путь креста труден, одинок и полон страданий и боли, и дьявол искушал идти легким путем и пренебречь волей Бога. Это сладкое искушение. Но нужно твердо знать, что без креста нет славы. Это неизменный закон сеянья и жатвы. Жизнь веры без креста мертва. Лишь в кресте есть жизнь, благодать и любовь. В своем искушении сатана представил все своим, но это не так. В Библии сказано, что все через Него начало быть и ничто не начало быть, что начало быть. Здесь говориться об Иисусе. На самом деле, сатана ничего не может дать, он обманщик. Он обманывает людей красивыми словами, и люди верят ему, и падают в идолопоклонство. Мы должны четко знать Кто истинный хозяин, и Кто может дать нам то, в чем мы нуждаемся. Это всемогущий Бог Иисус, а мы дети Бога, значит и наследники Божьих обетований. Нам нужно отдаться слову Бога на 100%и хранить его в своем сердце, чтобы никакой обман сатаны не смог повредить нам.

Иисус не разговаривал с сатаной, а четко и сильно сказал: “отойди от Меня, сатана, ибо написано: “Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи”. Словом Бога можно повелевать и приказывать. Если мы позволим сатане распоряжаться в своей жизни, то упадем. Он обманщик и уже побежден через смерть и воскресенье Иисуса Христа. Полностью проиграв, дьявол до времени отошел. Он посещает нас снова, когда мы открываем свои слабые места. Мы должны знать свои немощи и защитить их словом Бога. Жизнь веры – борьба с искушениями, поэтому нельзя удивляться им, а надо с ними бороться и побеждать их словом Бога, молитвой и верой. Для этого мы должны иметь прикосновения слова Бога и быть отличными учителями Библии.

Я от всего сердца благодарю Бога за Его слово и за возможность изучать Библию. Еще раз я убедилась, что смирение Иисуса спасло не только Его, но и всех нас. Хотя Иисус имел силу и власть, но Он не хвалился ими, Он даже не использовал их, а победил сатану чистым словом Бога. Я раскаиваюсь, что много гордилась и тыкала Бога в свою верность, которую в реальности не имела. Я думала, что что-то стою без Бога, и потерпела поражение. Я – первая грешница, которая заслуживает осуждение Бога, но Бог не только не осудил меня, а и простил. Еще в начале года, я выбрала себе ключевой стих на год “Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем своим ивсею душою твоею и всем разумением твоим”с решением показать Богу свою любовь и верность Ему. Я решила в этом году любить Бога, не взирая ни на что, и я гордилась тем, что думала, что у меня все получается. Я уже предвкушала тем, что в конце года смогу предоставить Богу плоды своей верности и любви к Нему. Но Бог открыл мне глаза, и я увидела реальность и ужаснулась, потому что Бог смотрит на сердце. Именно в этом году, когда я решила любить Бога особенно больше, мое сердце и мысли были поражены похотью. Я поняла, что не сдержала свое обещание и потерпела поражение, так как надеялась на свои силы. Но, несмотря на мою неверность, Бог верен Своему слову, Он не оставил меня, а был со мной и терпел меня и в знак Своей любви ко мне дал мне Свое слово и обещание, что произведет через меня великий народ и даст потомков столько, сколько звезд на небе. На мою неверность и гордость Бог ответил любовью и надеждою. Я не знаю, что я могу теперь сказать, кроме того, что с глубины своей греховности и неверности хочу славить и превозносить имя Иисуса и возвещать про любовь Бога всему миру. Он один достоин всей славы и поклонения. Аминь.

Еще раз благодарю Бога за Его слово и за возможность писать это свидетельство. Благодарю Бога за Его верность и любовь ко мне. Молюсь все в своей жизни основывать на слове Бога и жить силой веры, а не своими силами. Молюсь, чтобы Бог помог мне иметь полную веру в Его обещания и даже не позволять входить тени сомнения в мое сердце. Молюсь, чтобы Бог хранил нашу церковь, и помог нам любить Его всем сердцем, любить Его слово и молитву. Молюсь за п.Петра, чтобы Бог всегда давал ему слово и Духа Святого для направления нашей церкви и каждого из нас. Молюсь за предстоящие самостоятельные конференции фронтов. Молюсь за фронт КПИ, чтобы Бог помог нам поставить хорошую библейскую академию для студентов КПИ и помог нам делать это со Святым Духом и молитвой. Молюсь, чтобы Бог использовал ее для пробуждения в КПИ и увеличил вдвое наш фронт в этом году. Молюсь за миссионеров и пионеров, чтобы Бог помог им хранить личную веру и призвание и прославил имя Иисуса через их служение. Молюсь, чтобы Бог дал мне Духа Святого для лидерства в общей жизни, смирение перед Богом и пастырское сердце, для воспитания одной верной матери молитвы в этом году.

Одно слово: Смирение и слово Бога – лучшее оружие в духовной битве

Мир наш очень изменился. Я хочу сказать один комментарий на распространённое заявление в наше время и в наших кругах. Я довольно часто, и, скорее всего, Вы довольно часто слышите такие выводы или такие заявления, особенно со стороны представителей старшего поколения: «В наше время были другие люди. В наше время разводов не было. В наше время мы были намного чище и целомудреннее. А какая сегодняшняя молодёжь? Видите, что творится? Какое страшное поколение сегодня». Трудно поспорить с фактами. Действительно, это так. Но меня смущает вот это заявление, когда мы говорим категориями поколений. Мы не просто говорим о частных случаях: «Вот я знаю того человека. Я знаю этого человека». Мы говорим категориями поколений, мы как бы в целом говорим, что вот это сегодняшнее поколение абсолютно не идёт в сравнение с нашим поколением. И создаётся впечатление, что вот в том поколении все были духовными, там все были целомудренными, там все были на голову выше нас, там все были чистыми и богобоязненными. А сегодня все не такие. Знаете, я делаю только один вывод – так быть не может. Я имею смелость заявить – это не правда. Я не соглашаюсь с этим. Даже если статистика такова, я скорее соглашусь с тем, что время было другое. Не люди были там сильнее, а здесь слабее. Время, именно время, именно давление времени, именно вызов общества и духа времени был другим. Это не значит, что тогда, как Лермонтов когда-то писал: «Да, были люди в наше время. Не то, что нынешнее племя». Я считаю, что это не правильно, потому что мы не можем судить категориями целого поколения. Было другое время, был другой прессинг, был другой напор обстоятельств, искушений и всего прочего. Сегодня Вы открываете телефонный справочник и можете увидеть, прочитать, услышать всё, что Вам заблагорассудится. Даже не обязательно этого хотеть. Вам это подбросят, Вам это предложат, поймают Ваш интерес. Потому вызов и соблазны современного времени намного-намного выше соблазнов предыдущего поколения. Соответственно, под давлением этого времени происходят такие сложности в нашем поколении. Но, что бы я посоветовал, исходя из ситуации, в которой мы находимся, в ответ на то, как победить искушения? Искушения порнографического характера, искушения на работе и всё прочее, что сегодня нас окружает. Вы знаете, здесь два момента. Первый момент. Если Вы действительно самостоятельно, в силу своих взаимоотношений с Богом не в силах справиться с этим моментом, Вас это одолевает, Вы пробуете, Вы просите Бога, но не справляетесь, то я считаю, что есть один путь – это подотчётность, когда Вы привлекаете другого человека, и он рядом с Вами всегда, везде. Вы сознательно это делаете, потому что один Вы не справляетесь, как Ева одна не справилась. Была бы она с Адамом, справилась бы, но одна она не справилась, она заговорила с дьяволом, и дьявол её обольстил. Подотчётность предполагает прозрачность абсолютно во всех сферах, особенно в сферах нашей виртуальной жизни. Прозрачность. Это то, о чём писал Апостол Иаков: «Признавайтесь друг перед другом в проступках ваших» (Иак. 5:16), то есть открывайте себя, не закрывайтесь, не хотите подавленным, потому что это всё начинает бродить. «Молитесь друг о друге, чтобы вам исцелиться» (Иак. 5:16). И существуют программы, особенно компьютерные программы, которые позволяют другим людям, администратору, так скажем, наблюдать за всеми сайтами, куда Вы «ходите», где Вы проводите время в интернете, когда Вы находитесь в уединении. Это помогает огромному количеству людей, потому что действительно сложно справиться с этими искушениями. Я, например, не понимаю, меня это смущает, когда у жены от мужа есть пароли, когда она не может показать мужу, где она проводит время на одноклассниках, например, или Facebook, или в других социальных сетях. Или муж прячет от жены. Я этого не понимаю. Я говорю своё мнение. Я считаю, что в семье должна быть абсолютная прозрачность, абсолютная открытость, нет никаких тайн. Это показывает, что нам таить нечего. Я могу взять своего ребёнка и показать ему, где я нахожусь в интернете. Я не против того, чтобы моя жена со мной была. Это даже мне нужно. Оно меня обезопасит. Я это делаю специально и советую другим людям. Конечно же, есть другой путь, действительно более основательного осознания перед Богом того, что я делаю грех, когда я впадаю в эти соблазны. Я впадаю в них постоянно, периодически или систематически. Я советую таким людям сделать посвящение предметов перед Богом. Посвящение – это отделить для Бога. Во-первых, признать факт того, что я блудодействую. Почему? Потому что, кто смотрит на женщину с вожделением, тот уже прелюбодействовал с нею в сердце своём (Мф. 5:28). Если это меня заводит, возбуждает, если это меня ведёт к падению, и я это скрываю от своей жены, я изменяю ей на таком интерактивном уровне. Я её променял на кого-то, на кого я смотрю, с кем я провожу время, как говорится, развиваю свои интимные сексуальные фантазии. И, таким образом, я ей изменяю. Если я это констатирую, называю вещи своими именами, я упираюсь в серьёзнейший факт, о котором Апостол Павел говорил: «Предваряю вас, как и прежде предварял…» (Гал 5:21), то есть предупреждаю вас, что блудники Царства Божия не наследуют. И человек должен упереться лбом в этот факт. Он должен иметь дело с фактами. В дополнение ко грехам всякого любодеяния и прелюбодеяния мы добавляем ещё и грех обмана. Мы не называем вещи своими именами. Мы отказываемся вещи называть своими именами. Мы их переиначиваем и называем их по-другому. Мы их извиняем: «Это слабость. Ну, я же с ней физического контакта не имею» и так далее, и тому подобное. Нет. Блудники Царства Божия не наследуют. Если человек систематически в этом находится, он, во-первых, врёт сам себе, и, во-вторых, перед Богом не искренен. Потому он должен констатировать факт: «Такие люди, как я, Царства Божия не наследуют». Что теперь делать? Глубокое покаяние перед Богом, признание своей погибели, того, что я иду в ад, я Царства Божия не наследую. И вот этот вот момент, этот фактор очень серьёзно протрезвляет мозги. И человек потом, после покаяния, делает посвящение: «Я посвящаю Тебе, Господь, свой компьютер. Я посвящаю Тебе своё время. Я посвящаю Тебе свой разум и всё, что происходит в моём разуме». Вот на днях я встречался с одним человеком, которому я даже посоветовал это сделать перед своей женой. Они недавно поженились. У него такая же проблема. Я сказал: «Ты должен покаяться, посвятить эти вещи в своём доме Богу». Есть ряд разных методик, которые помогают людям. Практически помогают, 100% помогают. Есть много свидетельств, что люди в нашем современном обществе действительно решили проблему вот этих соблазнов, которые связаны с интернетом, связаны со средствами массовой информации. Вот так бы я ответил на Ваш вопрос. Действуйте. Не откладывайте это. Оно само собой не решится.

Каждый практикующий христианин сталкивается в своей духовной жизни с трудностями, которые на языке святых отцов принято называть искушениями. Для многих, даже духовно опытных, людей подобные ситуации зачастую становятся настоящим испытанием на прочность. Люди недоумевают, а порой и всерьез унывают от многочисленных напастей, происхождение которых они не могут рационально объяснить. О том, для чего нужны искушения, как не поддаться на «провокацию», как правильно относиться к искушениям и бороться с ними, рассказывает насельник Иргизского Воскресенского мужского монастыря иеромонах Дорофей (Баранов).

ЗАКАЛКА БОЕМ

- Отец Дорофей, искушение, насколько я понимаю, – это некое испытание, что-то вроде трудного экзамена. Верно?

Словом «искушение» обозначаются два понятия. Во-первых, в обычном житейском смысле это тяжелые и неприятные жизненные ситуации, случающиеся с человеком по Промыслу Божию. Сюда относятся болезни, материальная нужда, обиды и несправедливости от людей. Их еще называют «скорби». Во-вторых, в самом главном, духовном, смысле искушением называется состояние души, когда близка опасность впасть в грех, нарушив Божественные заповеди. В христианстве слово «искушение» не носит негативного оттенка. Хотя в духовной жизни грех - самый главный наш враг (есть даже такая присказка, что христианин ничего не должен бояться, кроме Бога и греха), но без искушений был бы невозможен духовный рост человека, то есть искушение - это испытание, пройдя которое христианин становится более опытным, сильным, закаленным.

- Вы сказали, что искушения попускаются Богом. А у верующих бытует мнение, что их устраивают совсем другие силы...

Господь посылает нам все: и радости, и горести. Но не в том смысле, что Он играет с нами, экспериментирует, а в том, что Господь попускает злу действовать относительно свободно, чтобы проявилась свободная же воля человека к добру. Зло - это то, от чего человек должен оттолкнуться, чтобы прилепиться к добру. Мы говорим, что христианин должен бегать от греха. В этом смысле искушения - это инструмент в руках Бога, посредством которого Господь делает души более совершенными и пригодными для спасения.

- Избежать искушений невозможно?

- Они неизбежны для каждого человека, пока он жив, причем их сила возрастает по мере духовного роста человека. Чем выше поднимается человек по пути духовной жизни, тем более сильным подвергается искушениям. Наивысшим искушением в истории было, когда Сам Господь в пустыне был искушаем от диавола (Мф. 4:7–11).

Первое искушение произошло с Адамом и Евой, когда Бог дал им заповедь не есть плод от древа добра и зла. Создатель установил правила, потому что без них духовный рост невозможен. Запрет - это начальная точка, из которой начинает расти прекрасный кристалл нравственной личности. Человек создан со свободной волей, но, если не научится ее сдерживать, превратится в животное. Если провести аналогию с компьютерными играми, перенося искушения, мы проходим пошаговую стратегию, от легкого уровня к более сложному, преодолевая препятствия, иногда неся потери, порой проигрывая в схватке, но обретая опыт, который позволит выиграть в следующей битве. Другого пути нет, если мы хотим быть нравственными людьми.

Конечно, можно вообще не думать о нравственности, духовном росте. Тогда не будет искушений, все будет дозволено, и «личность раскроется во всей своей полноте», как сегодня модно говорить. Но когда это произойдет, окружающие поймут, что имеют дело со зверем.

ИСПЫТАНИЕ НА ВЕРНОСТЬ

- Как человеку, который не связан с Церковью, не знаком с тонкостями христианской жизни, понять, что является искушением, а что таковым не является?

Не будем делить людей на церковных и нецерковных. Искушение - не сугубо христианский термин для какой-то касты посвященных. Раз уж мы договорились, что борьба с искушением - источник нравственного роста человека, неважно, к какой религии он принадлежит и религиозен ли в принципе. Если человек оказывается в ситуации нравственного выбора в пользу добра или зла - это искушение. И человек будет проходить через данное испытание в любом случае, осознавая его духовный смысл или не осознавая. В совести Творцом изначально заложены критерии добра и зла. Когда человек сталкивается с искушением и не знает, что это такое, он посылает информационный запрос к своей совести, и она ему говорит, как поступить. В этом смысле любое событие, даже самое незначительное, если оно сопряжено с нравственным выбором, является искушением.

В искушениях человек испытывается: как поведет себя, что скажет, останется ли верен евангельскому образу жизни или ожесточится, перевесит ли в нем любовь к ближним или верх возьмет самолюбие. Каждый из нас в искушениях имеет возможность убедиться, чего он стоит на самом деле.

- А на практике это в чем может выражаться? Давайте приведем примеры.

Самое распространенное мысленное искушение - беспокойство за свое существование и за обеспечение себя и своих ближних всем необходимым для жизни, сожаления о каких-либо упущенных возможностях или ошибках при достижении материальных благ, зависти к чужому преуспеянию, недовольство своим материальным положением. Пораженная этим искушением душа часто впадает в бестолковую суету.

Другой вид мысленных искушений - боязнь воображаемых опасностей и предвидение возможности различных несчастий. Душа полна беспокойства и тревоги. Кажется, что все опасения сбываются, человек уже переживает в мыслях несчастья и мучается понапрасну.

Сожаления тоже могут быть искушением. «Как жаль, что так получилось», - думаем мы, расстраивая себя бесплодными сожалениями, и грешим против надежды на Промысел Божий о нас.

Самоукорение имеет смысл только тогда, когда мы укоряем себя в грехе. В житейских же делах оно вредно, так как рождает уныние и поэтому на руку нашему врагу. Даже если мы ошиблись, это случилось не без Промысла Божия. Чаще всего жизненные неудачи обличают нас в том, что мы в делах надеемся на себя, а не на помощь Божию.

Часто искушения нападают, когда человек совершает какое-то доброе дело. Враг в этих случаях более, чем обычно, злобится на нас и старается свести на нет результаты нашего усилия, испортив его каким-нибудь проступком. Например, оказав милость ближнему, мы можем пожалеть об отданных деньгах. Или, тщеславясь, расскажем кому-то о совершенном благодеянии. В другом случае испортим хорошее дело одновременным осуждением ближнего.

Одним из наиболее тяжелых искушений является искушение против любви - вражда или неприязнь к близким людям. На сердце искушаемого словно камень лежит, в голове непрестанно крутятся мысли о неприятном человеке, вспоминаются ссоры, укоры, обидные слова, несправедливые обвинения. Человек накручивает себя все больше и больше, душа полна горечи, раздражения, досады, обиды, и это признак, что лукавый властно господствует над нею, то есть во всех случаях, когда на сердце нет любви, радости, мира, значит, человек либо совершил грех, либо находится в искушении против любви.

ИЗБЕГАЯ САМОНАДЕЯННОСТИ

- В молитве «Отче наш» есть прошение: «И не введи нас во искушение». Почему Сам Господь учил просить не вводить нас в искушения, если без них все равно не обойтись? О чем конкретно мы просим в этой молитве?

Нужно понимать, что искушение – это экзамен, который мы можем и не сдать. По сути, мы просим Творца минимизировать количество бед, которое на нас находит, потому что не уверены, что справимся с ними. С одной стороны, христиане - воины на духовном поле, но с другой - мы в своих силах не уверены, поэтому просим Бога, чтобы война зла против нас была менее интенсивна. Христианин не должен думать о себе, что он в духовной борьбе этакий крутой спецназовец, ему ничего не страшно, он может вступить в любую схватку со злом. Победить зло сам человек не в состоянии, он может лишь присоединиться к Христовой победе.

- То есть для христианина вера в свои силы, даже когда речь идет о противостоянии греху, - это самонадеянность?

– Для любого человека самонадеянность - самое опасное заблуждение. Нужно различать рассудительность, способность трезво оценивать свои силы, взвешивать свои слова и поступки и самонадеянность, то есть нежелание просить помощи у Бога. Когда человек живет без Бога, надеясь только на себя, искушения наваливаются на него одно за другим и побеждают его. Даже если по мирским представлениям человек кажется победителем, достиг всего, чего только можно, наступит час, и за ним придет смерть, которой он уже ничего не сможет противопоставить.

- Когда человек приходит в Церковь, Господь словно авансом осыпает его духовными радостями. Но пора церковного детства проходит быстро, и начинаются искушения. Почему так?

Это говорит о том, что человек окреп и готов приступить к духовному учению. Нужно поблагодарить Господа за «оказанное доверие» и мужественно принимать все, что нам посылается. Не нужно относиться к искушениям, как к шишкам, которые валятся с утра до ночи на нашу голову. Это признак особого попечения Господа о нас. А если искушения приходятся на большие церковные праздники, можно сказать, что нам оказывается честь. Значит, угодили мы Господу и одновременно сильно разозлили врага. Но нужно помнить: если бы Господь не знал, что это искушение пойдет нам на пользу, Он бы его не попустил.

- Отец Дорофей, как бороться с искушениями?

Научиться их правильно переживать. К примеру, часто приходится слышать от людей, поддавшихся искушению блудной страстью, что сила ее была столь велика, что они не могли ей противостоять. Это всего лишь попытка оправдать собственное нежелание бороться со злом. Нет таких искушений, с которыми человек не мог бы справиться. Собственно, любое искушение заставляет нас отвечать на главный вопрос в жизни: «Кем я хочу быть? Хочу ли я быть человеком нравственным, живущим согласно духовным законам, которые дал людям Бог, или мне это неважно?».

Можно выбрать второй путь - выйти из круга, очерченного Богом заповедями, но тогда надо быть готовым к тому, что в твоей жизни произойдет духовная катастрофа. Не надо питать иллюзий, она неизбежна. Я это как священник вижу каждый день. Не было еще ни одного случая, когда человек, нарушивший нравственный запрет, после этого был бы счастлив. Люди разрушают семьи, надеясь, что во втором браке им больше повезет. Иногда им даже кажется, что они счастливы в новых отношениях, но это счастье отравлено горечью. И человек живет, не понимая, почему у него ребенок растет наркоманом, или на работе сплошные проблемы, или болезни преследуют… Он все ищет какие-то причины, а причина одна: он перешел нравственную черту и стал беззащитным перед злом. В конце концов, помотавшись по бесконечному кругу мирских «утешений», которыми обычно пытаются заглушить эту горечь, человек понимает, что все-таки нужно договориться с Богом, и приходит на исповедь. Пока покаянием с души не смоется тяжесть греха, человек будет подвергаться искушениям. Поэтому, если преследуют испытания, нужно проанализировать свою жизнь, вспомнить о нарушенных заповедях и принести Богу покаяние.

УВИДЕТЬ СЕБЯ В ИСТИННОМ СВЕТЕ

- Но искушения преследуют и тех людей, которые стараются жить внимательно и тяжких грехов не совершают. Какой тогда для них смысл в подобных испытаниях?

Мы подошли к очень важному моменту в понимании смысла искушений: они также служат лакмусовой бумажкой для проявления наших внутренних духовных червоточин. Например, если нас, по нашему же мнению, несправедливо притесняет начальство, возможно, мы слишком много о себе думаем. А когда на нас ни с того ни с сего накидывается с бранью человек, возможно, стоит вглядеться в себя и увидеть в себе гордость, которая потребовала такого врачевания.

В нашей жизни постоянно происходит что-то, что нас возмущает, особенно когда мы слышим нелицеприятные оценки в свой адрес. Как мы обычно действуем в ответ? Стремимся себя оправдать, изыскиваем аргументы для доказательства нашей правоты. Если оставаться на той же позиции, аналогичные искушения будут повторяться вновь и вновь, до тех пор, пока мы не увидим, что все наши неудачи в отношениях с людьми имеют корень в нашей гордости. Но стоит изменить подход - относиться к нападкам со смирением, как мы обнаружим, что они прекращаются. Бог смиренным подает благодать.

Вообще, искушения полезны. Проходя через них, человек получает возможность правильно понять свою жизнь и трезво себя оценить. Рушатся льстивые предположения о себе и уничижительные о других. Полагал себя достойным большего успеха, чем другие? И вот, скатился на самое дно. Непрестанно требовал что-то от других, не вникая в их ситуацию? Теперь тебя притесняют, гонят, злословят. Считал себя лучше других- и столкнулся с грубым насилием греховных помыслов. Благочестивому человеку проще, чем грешнику, впасть в духовную прелесть по поводу своих духовных дарований и успехов, и лекарством от этой болезни служат искушения. В таких обстоятельствах человек воочию видит свою немощность в суждениях, поступках, делах, эмоциях и смиряется. Хорошие ученики быстро усваивают уроки и исправляют ошибки. Поэтому если мы в искушениях становимся духовно более зрелыми, смиренными и искусными, то и искушения переносятся нами несравненно легче. Часть их может и вообще миновать нас в будущем. Но если упорствуем в гордости, самомнении и ропщем, то экзамен нами проваливается, и для нашего смирения потребуются уже более тяжелые испытания, чем те, что были.

- Как справляться с внутренними искушениями - к примеру, с таким, когда преследуют нехорошие мысли об обидевшем нас человеке? Иногда такое состояние длится очень долго.

Для борьбы с помыслами необходимо считать себя хуже других людей. Ставьте любого человека, который вас обидел, задел, проявил по отношению к вам несправедливость, неуважение, грубость, выше себя. Смотрите на него снизу вверх, и тогда неприятные столкновения с людьми будут предельно минимизированы, потому что ты всегда будешь готов уступить, не ответить злом на зло, извиниться. Можно не верить в действенность этого рецепта и искать тысячи причин не прибегать к нему, но это единственный способ, чтобы добиться душевного мира. Когда внутри себя человек считает, что он самая последняя букашка, его невозможно обидеть. Когда в мир пришел Христос, он показал, что единственный выход из мира зла, который нас окружает, - дать этому злу абсолютную свободу, дать злу возможность сделать с тобой все, что угодно, но при этом не терять надежды на Бога. «Бог своих не оставит», - такая у христиан присказка. Вот это сочетание готовности не отвечать злом на зло и упования на Бога делает христианина абсолютно непобедимым. Мы думаем, что, если всем подряд уступать место в очереди, не дойдешь до прилавка, но я знаю человека, который решился на такой эксперимент и был препровожден к кассе бабушками под аплодисменты всей очереди.

В современном мире человек настолько привык защищать свое пространство - личное и семейное, что он постоянно находится в состоянии готовности отразить агрессию окружающего мира. Сегодня желание уступить, помочь кому-то, отложить свое дело и заняться чужим воспринимается людьми как какой-то подвиг. А между тем посмотрите, как жили святые. Святая блаженная Матрона. Казалось бы, какое положение может быть ниже: слепорожденная, неходячая, не покидавшая дома, а между тем она оказывала влияние на судьбы миллионов. Поэтому единственный путь если не удалить, то минимизировать искушения - это уничтожить себя как самоценную личность , сказать: «Я себе не принадлежу, я принадлежу Богу. Он решает, что для меня хорошо, а что плохо». С такой внутренней установкой зло в виде искушений к человеку не пристает. А если пристает, то быстро отступает.

ПОМОЩЬ НЕ ЗАМЕДЛИТ

- Значит, какое бы искушение Бог нам ни послал, оно всегда на пользу?

Да. Более того, если Он посылает искушение, значит, в данный момент Ему более, чем когда-либо, угодно, чтобы мы смирились и научились терпению. Мы же часто полагаем, что искушение мешает нам делать то, что было бы более угодно Богу. И этим ложно обольщаемся, так как думаем, что нам лучше Бога известно, чем более угодить Ему. Да и само мнение о том, что мы угождаем Богу, когда делаем некое доброе дело, обольщает нас, возвышая в собственных глазах, и это высокоумие перечеркивает и доброе дело.

- Молитва помогает переносить искушения легче?

Конечно! Это очевидно из слов молитвы Господней «Отче наш» - молитвы, которую произнес сам Христос, сказав ученикам, что они должны молиться именно так. Поэтому, если человек сталкивается с нравственным выбором, и ему очень тяжело этот выбор сделать, нужно призвать на помощь Бога. Вот почему так важно знать хотя бы эту молитву: чтобы в сложной ситуации не остаться с бедой один на один.

Если же искушение связано с осуждением, неприязнью или враждой к кому-либо из ближних, то надо вспомнить о всем добром в этом ближнем и начать регулярно молиться за него. И помощь Господня не замедлит. Ясным становится свое состояние, понятным искушение. И как только оно познается, искушение рассеивается как дым.

- Святые отцы говорят, что молитва Иисусова тоже помогает в искушениях, особенно когда человек впадает в гнев или уныние.

Безусловно. Иисусова молитва - это словесное выражение постоянной памяти о Боге. Человек словно вцепляется в ризу Христову: «Господи, не отходи от меня, как я от Тебя не отхожу». Молитва Иисусова - постоянное призывание Бога, но для современного человека, живущего в миру, будет трудно творить ее непрестанно. Это в Византии во времена Григория Паламы (1296–1359, архиепископ Фессалоникийский, византийский богослов и философ, православный святой. – О.Л.) на рынке кузнец и кожевник могли часами спорить о практике Иисусовой молитвы. Сегодня такой уровень молитвенного подвига возможен только в монастырях. Хотя, если человек подвергается каким-то тяжелым внутренним искушениям, ему стоит прибегать к этой молитве как к оружию в борьбе против вражьих нападок.

Я бы только предостерег читателя от магического отношения к молитве, которое в наше время очень распространено. Некоторые люди даже молитву воспринимают как заговор: прочитал - и готово, эффект налицо. Это не так. Молитва - всего лишь разговор с Богом. Мысловно открываем окно в небо и кричим, зовем Бога. Конечно, мы ждем помощи от Него. Но, если она не приходит, это не значит, что Бог нас не слышит, и поэтому надо бежать к экстрасенсам. Это говорит о том, что, по мнению Бога, потерпеть неприятности нам полезнее. Терпение искушений, даже длительных, - это тоже духовное упражнение.

Ничто из того, что происходит с нами в жизни, не случается вне промысла Божия. При этом промысел Божий посылает каждому человеку только такие искушения, наказания (от слова «наказ» - урок), которые необходимы именно ему для его спасения. Не только телесные скорби христианину надо принимать как из благотворящей руки Божией, но также и зло, которое причиняют люди или злые духи.

Господь видит сердце человека, знает его возможности, и, если мы не можем перенести какое-то тяжелое искушение, оно нам не посылается . А другой подвергается очень сильным искушениям, но лишь потому, что Бог знает: ему это вынести по силам. «Если бы не было искушений, никто бы не получил Царства Небесного», - говорил преподобный Антоний Великий. Так что будем благодарить Бога за все искушения, через которые Он ведет нас к Себе.

Как я могу преодолеть искушение?

Священное Писание говорит нам, что все мы сталкиваемся с искушениями. В 1 Коринфянам 10:13 написано: «Испытания, которые вам придется перенести, это обычные человеческие испытания» (тут и далее – перевод Российского Библейского общества). Возможно, это мало утешает, так как мы часто чувствуем, что все искушения падают на нас, а у других, как нам кажется, есть к ним иммунитет. Но Библия говорит, что Христос также испытывал искушения: «Ведь у нас не тот первосвященник, который неспособен посочувствовать нашим слабостям, нет, наш испытан, подобно нам, всеми испытаниями, кроме греха» (Евреям 4:15).

Откуда, в таком случае, эти искушения приходят? Прежде всего, они не приходят от Бога, хотя Он допускает их. В Иакова 1:13 говорится: «Бога нельзя искусить злом, и Он никого не искушает». В первой главе книги Иова мы видим, что Бог позволил сатане искушать этого праведника, но до определенной меры. Сатана бродит по земле, как лев, ища жертв, чтобы сожрать (1 Петра 5:8). Стих 9 призывает нас противостоять ему, зная, что другие христиане также испытывают его атаки. Из этих отрывков мы можем понять, что соблазны исходят от сатаны. В Иакова 1:14 мы видим, что искушение также берет свое начало в нас. Человек искушается, когда «его увлекают и манят собственные желания» (ст. 14). Мы позволяем себе определенные мысли, позволяем себе пойти в места, в которых не должны находиться, и принимать решения, основанные на наших желаниях, что и ведет нас в искушение.

Как же тогда нам сопротивляться искушениям? Прежде всего, мы должны обратиться к примеру Иисуса, искушаемого в пустыне сатаной в Евангелии от Матфея 4:1-11. На каждое искушение сатаны Он давал один и тот же ответ: «В Писании сказано…», и дальше следовало место из Библии. Если Сын Божий использовал Слово Божье, чтобы положить конец искушению – и это действовало, как мы знаем, потому что после трех неудачных попыток, дьявол оставил Его (ст. 11) – насколько больше мы должны использовать это в противостоянии своим искушениям! Все наши усилия будут слабыми и неэффективными, если они не будут усилены Святым Духом через постоянное чтение, изучение и размышление над Словом. Таким образом, как сказано в Писании, «Бог преображает вас, обновляя ваш ум» (Римлянам 12:2). Единственное оружие против искушения – «меч Духа, то есть Слово Бога» (Ефесянам 6:17). В Колоссянам 3:2 написано: «Помышляйте о вышнем, а не о земном». Если наши умы заполнены последними телевизионными шоу, музыкой и всем остальным, что может предложить современная культура, мы будем атакованы сообщениями и изображениями, которые неизбежно приведут к греховным желаниям. Но если наши умы наполнены величием и святостью Бога, любовью и состраданием Христа, отраженными в Его совершенном Слове, мы найдем, что наш интерес к похотям мира уменьшается и исчезает. Но без влияния Слова на наше сознание мы открыты всему, что сатана бросает на нас.

Таким образом, единственное средство для защиты наших сердец и умов – держаться подальше от источников искушения. Вспомните слова Христа Своим ученикам в саду в ночь предательства: «Не спите, молитесь, чтобы устоять в испытании. Дух отважен, но бессильна плоть» (Матфея 26:41). Большинство христиан открыто не собираются впадать в грех, но мы не можем сопротивляться ему, потому что плоть наша недостаточно сильна. Мы ставим себя в ситуации или наполняем свой разум плотскими желаниями, и это ведет нас в грех.

Нам необходимо обновлять наш разум, как сказано в Римлянам 12:1-2. Мы не должны больше думать так, как думает мир, или поступать, как поступает мир. В Притчах 4: 14-15 написано: «На дорогу нечестивых не вступай, не следуй по пути злодеев: сверни с него, не ходи по нему, пройди стороной, ступай мимо». Нам следует избежать мирских путей, ведущих в искушение, потому что наша плоть слаба. Мы можем легко быть увлечены собственными похотями.

Стих в Матфея 5:29 дает отличный совет: «Если твой правый глаз тебя вводит в грех, вырви его и отбрось! Для тебя будет лучше, если часть твоего тела погибнет, а не все твое тело бросят в геенну». Это звучит жестоко! Но грех жесток! Иисус не говорит, что мы буквально должны удалять части тела. Удаление глаза является радикальной мерой, и Иисус учит нас, что в случае необходимости, чтоб избежать греха, следует прибегать к радикальным мерам.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»