Правила подготовки к таинству венчания в православной церкви. Значение обряда венчания для пары – надо ли венчаться в церкви, и может ли таинство венчания укрепить отношения

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Венчание

Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

Желающие венчаться должны быть верующими крещеными православными христианами. Они должны глубоко осознавать, что самовольное расторжение брака, утвержденного Богом, также как и нарушение обета верности, есть безусловный грех.

Таинство Венчания: как к нему готовиться?

Брачная жизнь должна начинаться с духовного приготовления.

Жених и невеста до брака непременно должны исповедаться и причаститься Святых Тайн. Желательно, чтобы они за три-четыре дня до этого дня подготовили себя к Таинствам исповеди и причастия.

Для браковенчания нужно приготовить две иконы - Спасителя и Божией Матери, которыми во время Таинства благословляют жениха и невесту. Раньше эти иконы брались из родительских домов, они передавались как домашняя святыня от родителей к детям. Иконы приносятся родителями, а если они не участвуют в Таинстве венчания - женихом и невестой.

Жених и невеста приобретают обручальные кольца. Кольцо - знак вечности и неразрывности брачного союза. Одно из колец должно быть золотым, а другое серебряным. Золотое кольцо символизирует своим блеском солнце, свету которого уподобляется муж в брачном союзе; серебряное - подобие луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом. Теперь для обоих брачующихся покупаются, как правило, золотые кольца. Кольца могут иметь также украшения из драгоценных камней.

Но все же главное приготовление к предстоящему таинству - это говение. Святая Церковь рекомендует вступающим в брак подготовить себя к нему подвигом поста, молитвы, покаяния и причащения.

Как выбрать день для венчания?

День и время венчания будущие супруги должны обговорить со священником заранее и лично.
Перед венчанием необходимо исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн Возможно совершить это не в самый день Венчания.

Желательно пригласить двух свидетелей.

    Для совершения таинства Венчания нужно иметь:
  • Икону Спасителя.
  • Икону Божией Матери.
  • Обручальные кольца.
  • Венчальные свечи (продаются в храме).
  • Белое полотенце (рушник для постилания под ноги).

Что надо знать свидетелям?

В дореволюционной России, когда церковный брак обладал законной гражданской и юридической силой, браковенчание православных обязательно совершалось при поручителях - в народе их называли дружка, подружие или шаферы, а в богослужебных книгах (требниках) - восприемники. Поручители подтверждали своими подписями акт браковенчания в метрической книге; они, как правило, хорошо знали жениха и невесту, поручались за них. Поручители принимали участие в обручении и венчании, то есть во время обхождения жениха и невесты вокруг аналоя придерживали венцы над их головами.

Теперь поручители (свидетели) могут быть или же не быть - по желанию брачующихся. Поручители обязательно должны быть православными, желательно церковными людьми, должны относиться к Таинству венчания с благоговением. Обязанности поручителей при бракосочетании в своей духовной основе такие же, как восприемников в Крещении: как восприемники, опытные в духовной жизни, обязаны руководить крестниками в христианской жизни, так и поручители должны духовно руководить новой семьей. Поэтому раньше в поручители не приглашались люди молодые, не женатые, не знакомые с семейной и супружеской жизнью.

О поведении в храме во время Таинства Венчания

Часто кажется, будто жених и невеста, сопровождаемые родными и друзьями, пришли в храм не для молитвы о вступающих в брак, а на действо. Ожидая окончания Литургии, они разговаривают, смеются, ходят по храму, становятся спиной к образам и иконостасу. Всем приглашенным в храм на браковенчание надо знать, что во время бракосочетания Церковь ни о ком больше не молится, как только о двоих лицах - женихе и невесте (разве только один раз произносится молитва “за воспитавших родителей”). Невнимание и неблагоговение жениха и невесты к церковной молитве показывает, что они пришли в храм только из-за обычая, из-за моды, по требованию родителей. Между тем этот час молитвы в храме имеет влияние на всю последующую семейную жизнь. Все находящие при бракосочетании, и особенно жених и невеста, должны горячо молиться во время совершения Таинства.

Как происходит обручение?

Венчанию предшествует обручение.

Обручение совершается в ознаменование того, что брак совершается перед лицом Божиим, в Его присутствии, по Его всеблагому Промыслу и усмотрению, когда пред Ним скрепляются взаимные обещания вступающих в брак.

Обручение совершается после Божественной Литургии. Этим жениху и невесте внушается важность Таинства брака, подчеркивается, с каким благоговением и трепетом, с какой душевной чистотой они должны приступить к его заключению.

То, что обручение совершается в храме, означает, что муж принимает жену от Самого Господа. Чтобы яснее внушить, что обручение совершается перед лицом Божиим, Церковь повелевает обручающимся предстать перед святыми дверями храма, тогда как священник, изображающий в это время Самого Господа Иисуса Христа, находится в святилище, или в алтаре.

Священник вводит жениха и невесту в храм в ознаменование того, что венчающиеся подобно первозданным прародителям Адаму и Еве начинают с этой минуты перед лицом Самого Бога, в Его Святой Церкви, свою новую и святую жизнь в чистом супружестве.

Обряд начинается каждением в подражание благочестивому Товии, который возжег печень и сердце рыбы, чтобы дымом и молитвою отогнать демона, враждебного честным бракам (см.: Тов. 8, 2). Священник трижды благословляет сначала жениха, потом невесту, произнося: “Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа” и дает им зажженные свечи. На каждое благословение сначала жених, потом невеста трижды осеняют себя крестным знамением и принимают от священника свечи.

Троекратное осенение крестным знамением и вручение жениху и невесте зажженных свеч есть начало духовного торжества. Зажженные свечи, которые держат в руках жених и невеста, знаменуют ту любовь, которую они отныне должны питать друг к другу и которая должна быть пламенна и чиста. Зажженные свечи знаменуют также целомудрие жениха и невесты и пребывающую благодать Божию.
Крестовидное каждение означает невидимое, таинственное присутствие с нами благодати Духа Святого, освящающего нас и совершающего святые таинства Церкви.

По обычаю Церкви, всякое священнодействие начинается славословием Богу, а при совершении брака оно имеет и особое значение: брачующимся брак их представляется делом великим и святым, таким, через которое славословится и благословляется имя Божие. (Возглас: “Благословен Бог наш”.).

Мир от Бога необходим брачующимся, и сочетаются они в мире, для мира и единомыслия. (Диакон возглашает: “Миром Господу помолимся. О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся”.).

Затем диакон произносит, между другими обычными молениями, моления о брачующихся от лица всех присутствующих в храме. Первая молитва Святой Церкви о женихе и невесте - это молитва о ныне обручающихся и о спасении их. Святая Церковь молит Господа за жениха и невесту, вступающих в брак. Цель супружества - благословенное рождение детей для продолжения рода человеческого. Вместе с тем Святая Церковь произносит моление, чтобы Господь исполнил любое прошение жениха и невесты, относящееся к их спасению.

Священник, как совершитель Таинства брака, произносит вслух молитву к Господу о том, чтобы Он Сам благословил жениха и невесту на всякое благое дело. Затем священник, преподав мир всем, повелевает жениху и невесте и всем присутствующим в храме преклонить головы свои пред Господом, в ожидании от него духовного благословения, а сам тайно читает молитву.

Эта молитва возносится к Господу Иисусу Христу, Жениху Святой Церкви, которую Он обручил Себе.

После этого священник берет кольца со святого престола и надевает сначала кольцо жениху, трижды осеняя его крестообразно, говоря: “Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Потом надевает кольцо невесте, также с троекратным осенением ее, и произносит слова: “Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Кольца имеют при обручении очень важное значение: это не просто дар жениха невесте, а знак неразрывного, вечного союза между ними. Кольца кладутся на правую сторону святого престола, как бы перед лицом Самого Господа Иисуса Христа. Этим подчеркивается, что через прикосновение к святому престолу и возлежание на нем они могут принять силу освящения и низвести на брачующихся благословение Божие. Кольца на святом престоле лежат рядом, выражая тем самым взаимную любовь и единение в вере жениха и невесты.

После благословения священника жених и невеста меняются кольцами. Жених надевает свое кольцо на руку невесте в знак любви и готовности жертвовать всем жене своей и помогать ей всю жизнь; невеста надевает свое кольцо на руку жениху в знак своей любви и преданности, в знак готовности принимать от него помощь всю жизнь. Такой обмен производится трижды в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает (иногда кольца меняет сам священник).

Затем священник снова молит Господа о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил Обручение, Сам осенил положение колец благословением небесным и послал им Ангела хранителя и руководителя в новой их жизни. На этом обручение заканчивается.

Как совершается венчание?

Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, изображающие духовный свет таинства, торжественно входят на середину храма. Им предшествует священник с кадильницей, указывая этим, что на жизненном пути они должны следовать по заповедям Господним, а добрые дела их будут, как фимиам, возноситься к Богу Хор встречает их пением псалма 127, в котором пророк-псалмопевец Давид прославляет благословлённое Богом супружество; перед каждым стихом хор поет: “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”.

Жених и невеста становятся на разостланный на полу плат (белый или розовый) перед аналоем, на котором лежат крест, Евангелие и венцы.

Жених и невеста перед лицом всей Церкви еще раз подтверждают свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.

Священник спрашивает жениха: «Имаши ли (имя), произволение благое и непринужденное, и крепкую мысль, пояти себе в жену сию (имя), юже зде пред тобою видиши».
(“Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя невесты), которую видишь здесь перед собою?”)

И жених отвечает: «Имам, честный отче» (“Имею, честный отче”). И священник дальше спрашивает: «Не обещался ли еси иной невесте» (“Не связан ли ты обещанием другой невесте?”). И жених отвечает: «Не обещахся, честный отче» (“Нет, не связан”).

Потом такой же вопрос обращен к невесте: «Имаши ли произволение благое и непринужденное, и твердую мысль, пояти себе в мужи сего (имя), егоже пред тобою зде видиши» (““Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою этого (имя жениха), которого видишь перед собою?”) и «Не обещалася ли еси иному мужу» (“Не связана ли обещанием другому жениху?”)- “Нет, не связана”.

Итак, жених и невеста подтвердили перед Богом и Церковью добровольность и нерушимость своего намерения вступить в супружество. Такое волеизъявление в нехристианском браке является решающим принципом. В христианском браке оно-главное условие для естественного (по плоти) брака, условие, после которого он должен считаться заключенным.

Теперь только, после заключения этого естественного брака, начинается таинственное освящение супружества Божественною благодатью - чин венчания. Начинается венчание литургическим возгласом: “Благословенно Царство…”, которым провозглашается сопричастность брачующихся Царству Божиему.

После краткой ектений о благосостоянии душевном и телесном жениха и невесты священник произносит три пространные молитвы.

Первая молитва обращена к Господу Иисусу Христу. Священник молится: “Благослови брак сей: и подай рабам Твоим сим жизнь мирную, долгоденствие, любовь друг к другу в союзе мира, семя долгожизненное неувядаемый венец славы; сподоби их увидеть чада чад своих, ложе их сохрани ненаветным. И даруй им от росы небесной свыше, и от тука земного; исполни дома их пшеницы, вина и елея, и всякой благостыни, так чтобы они делились избытками с нуждающимися, даруй и тем, которые теперь с нами, все, потребное ко спасению”.

Во второй молитве священник молит Триединого Господа, чтобы Он благословил, сохранил и помянул брачующихся. “Даруй им плод чрева, доброчадие, единомыслие в душах, возвысь их, как кедры ливанские” как виноградную лозу с прекрасными ветвями, даруй им семя колосистое, дабы они, имея довольство во всем, изобиловали на всякое благое дело и Тебе благоугодное. И да узрят они сыновей от сынов своих, как молодые отпрыски маслины, вокруг ствола своего и благоугодивши пред Тобою, да воссияют как светила на небе в Тебе, Господе нашем”.

Затем, в третьей молитве, священник еще раз обращается к Триединому Богу и умоляет Его, чтобы Он, сотворивший человека и потом из ребра его создавший жену в помощницы ему, ниспослал и ныне руку Свою от святого жилища Своего, и сочетал брачующихся, венчал их в плоть едину, и даровал им плод чрева.

После этих молитв наступают важнейшие минуты венчания. То, о чем священник молил Господа Бога пред лицом всей церкви и вместе со всею церковью - о благословении Божием, - теперь видимо совершается над брачующимися, скрепляет и освящает их супружеский союз.

Священник, взяв венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца. Венчая жениха, священник произносит: “Венчается раб Божий (имя рек) рабе Божией (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, украшающему ее венец, священник венчает ее, произнося: “Венчается раба Божия (имя рек) рабу Божию (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Украшенные венцами, жених и невеста предстоят лицу Самого Бога, лицу всей Церкви Небесной и земной и ожидают благословения Божия. Настает торжественнейшая, святейшая минута венчания!

Священник говорит: “Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!”. При этих словах он, от лица Бога, благословляет их. Это молитвенное возглашение священник произносит трижды и трижды благословляет жениха и невесту.

Все присутствующие в храме должны усиливать молитву священника, во глубине души должны повторять за ним: “Господи, Боже наш! Славою и честью венчай их!”.

Возложение венцов и слова священника:

“Господи наш, славою и честью венчай их” - запечатлевают Таинство брака. Церковь, благословляя брак, провозглашает венчающихся родоначальниками новой христианской семьи - малой, домашней церкви, указывая им путь в Царство Божие и знаменуя вечность их союза, нерасторжимость его, как сказал Господь: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6).

Затем читается Послание к Ефесянам святого апостола Павла (5, 20-33), где брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви, за которую предал Себя возлюбивший ее Спаситель. Любовь мужа к жене-это подобие любви Христа к Церкви, а любовно-смиренное повиновение жены мужу-подобие отношения Церкви ко Христу Это-взаимная любовь до самоотвержения, готовность пожертвовать собою по образу Христа, отдавшего Себя на распятие за грешных людей, и по образу истинных последователей Его, страданиями и мученической смертью подтвердивших свою верность и любовь к Господу.

Последнее изречение апостола: а жена да боится своего мужа - призывает не к страху слабого перед сильным, не к боязни рабыни по отношению к господину, но к страху опечалить любящего человека, нарушить единение душ и телес. Тот же страх лишиться любви, а значит, присутствия Божия в семейной жизни, должен испытывать и муж, глава которому - Христос. В другом послании апостол Павел говорит: Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7, 4-5).

Муж и жена - члены Церкви и, будучи частицами полноты церковной, равны между собой, повинуясь Господу Иисусу Христу.

После Апостола читается Евангелие от Иоанна (2, 1-11). В нем благовествуется о Божием благословении супружеского союза и освящении его. Чудо претворения воды в вино Спасителем прообразовало действие благодати таинства, которым земная супружеская любовь возвышается до любви небесной, соединяющей души о Господе. О нравственной перемене, необходимой для этого, говорит святой Андрей Критский “Брак честен и ложе непорочно, ибо Христос благословил их в Кане на браке, вкушая пищу плотию и претворив воду в вино,- явив это первое чудо, чтобы ты, душа, изменилась” (Великий канон, в русском переводе, тропарь 4, песнь 9).

После прочтения Евангелия произносятся от лица Церкви краткое прошение о новобрачных и молитва священника, в которой мы молимся Господу о том, чтобы Он сохранил сочетавшихся в мире и единомыслии, чтобы брак их был честным, ложе их - нескверным, сожительство непорочным, чтобы сподобил их дожить до старости при исполнении от чистого сердца заповедей Его.

Священник возглашает: “И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати…”. И новобрачные вместе со всеми присутствующими поют молитву “Отче наш”, основание и венец всех молитв, заповеданную нам Самим Спасителем.

В устах бракосочетавшихся она выражает решимость служить Господу своею малой церковью, так чтобы и через них на земле воля Его исполнялась и царила в их семейной жизни. В знак покорности и преданности Господу они преклоняют головы под венцами.

После молитвы Господней иерей прославляет Царство, силу и славу Отца, и Сына, и Святого Духа, и, преподав мир, повелевает преклонить головы пред Богом, как пред Царем и Владыкою и вместе с тем и перед Отцом нашим. Затем приносится чаша с красным вином, или, вернее, чаша общения, и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Вино при венчании подается в знак радости и веселья, напоминая о чудесном превращении воды в вино, совершенном Иисусом Христом в Кане Галилейской.

Священник троекратно дает молодой паре испить вина из общей чаши - сначала мужу, как главе семьи, потом жене. Обычно вино отпивают по три маленьких глоточка: сначала муж, потом жена.

Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки. Священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя.

При первом обхождении поется тропарь “Исаие, ликуй…”, в котором прославляется таинство воплощения Сына Божия Еммануила от Неискусобрачной Марии.

При втором обхождении поется тропарь “Святии мученицы”. Увенчанные венцами, как победители земных страстей, они являют образ духовного брака верующей души с Господом.

Наконец, в третьем тропаре, который поется при последнем обхождении аналоя, прославляется Христос как радость и слава новобрачных, надежда их во всех обстоятельствах жизни: “Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвале, мучеников радование, ихже проповедь. Троица Единосущная”.

Это круговое хождение означает вечное шествие, которое началось в этот день для этой четы. Супружество их будет вечным шествием рука об руку, продолжением и явлением совершенного сегодня таинства. Помня об общем кресте, возложенном сегодня на них, “тяготы друг друга нося”, они всегда будут исполнены благодатной радости этого дня. По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов, приветствуя их словами, исполненными патриархальной простоты и потому особенно торжественными:

“Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия”.

“И ты, невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль, веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, зане тако благоволи Бог”.

Затем в двух последующих молитвах священник просит Господа, благословившего брак в Кане Галилейской, воспринять и венцы новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Своем. Во второй молитве, читаемой священником, с приклонением голов новобрачных, эти прошения запечатлеваются именем Пресвятой Троицы и иерейским благословением. По окончании ее новобрачные целомудренным поцелуем свидетельствуют святую и чистую любовь друг к другу.

Далее, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста - образ Божией Матери; затем они меняются местами и прикладываются соответственно: жених - к иконе Божией Матери, а невеста - к иконе Спасителя. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху - образ Спасителя, невесте - образ Пресвятой Богородицы.

Дата публикации или обновления 01.11.2017

Как подготовиться к венчанию по православным традициям?

В различных сферах нашей жизни действует такое понятие, как мода. Оно касается не только одежды или предметов интерьера. В разное время мода может иметь самые различные проявления, и во многом, ее законодателями являются известные и публичные люди. К примеру, в определенных кругах сегодня стало очень модным не просто заключать брак в ЗАГСе, а еще и совершать обряд венчания. Причем желательно при большом скоплении народа, с обязательным приглашением журналистов и телевидения.

Подобная шумиха вокруг этого обряда иногда приводит к тому, что многие молодожены полагают: венчание в церкви – это лишь еще один свадебный ритуал, не более того, сродни обычаю выкупать невесту или отправляться на свадебную прогулку. И они включают венчание в список свадебных мероприятий, иногда не задумываясь о глубоком смысле этого обряда.

Не стоит полагать, что обвенчаться в церкви – это то же самое, что , к примеру, подключить МТС в Москве: так же просто и ни к чему, в сущности, не обязывает. Не случайно обряд венчания в православной традиции называют таинством, и проведение его сопровождается целым рядом требований и ограничений.

Венчаться могут только люди, которые действительно решили связать свою жизнь друг с другом, и уверены в искренности своих чувств. И понимают, какие обязательства налагает на них этот церковный обряд, совершаемый над ними православным священником по установленным канонам. Лишь осознавая всю важность этого шага, можно принимать решение о том, чтобы не только совершить гражданскую церемонию в ЗАГСе, но еще и скрепить себя узами брака перед лицом Бога. Если это решение было не просто данью моде, а действительно ответственным шагом, тогда все приготовления к венчанию будут выполняться искренне, с радостной душой, и не вызовут непонимания.

Итак, на какой день назначить венчание? Строгих ограничений здесь нет, венчание может, при желании, осуществляться и через несколько лет после гражданской регистрации. В настоящее время многие молодожены предпочитают обвенчаться сразу же после церемонии в ЗАГСе. Но, планируя свои свадебные мероприятия, необходимо иметь в виду, что далеко не в каждый день в храме выполняется обряд венчания. Лучше всего заранее поинтересоваться у батюшки, сможет ли он вас обвенчать в выбранный вами день. Среди основных ограничений можно назвать такие: по православным канонам, не венчают во вторник, четверг и субботу, во время постов, Пасхальной и Масленичной недели, во время других церковных праздников.

Не существует строгих ограничений по выбору храма для венчания. Этот вопрос каждая пара вольна решать по-своему: можно отдать предпочтение скромной небольшой церкви или главному храму города, где церемония будет проходить, скорее всего, при большом скоплении народа.

Важно правильно подготовиться к венчанию, и во время проведения обряда иметь все для него необходимое. Лучше всего, если обряду будет предшествовать беседа молодоженов с батюшкой, в которой они поговорят не только об организационных вопросах, но еще и о духовной сущности обряда. Скорее всего, священник порекомендует молодым держать небольшой пост, читать перед венчанием специальные молитвы. Как правило, накануне венчания рекомендуется посещение службы и принятие причастия. Но эти требования не являются жесткими или обязательными, и их можно не выполнять, если молодожены не сочтут это необходимым. А вот главным условием венчания пренебрегать нельзя: и жених, и невеста обязательно должны быть крещеными. А также свидетели, если они будут присутствовать при церемонии.

Для обряда венчания необходимо иметь определенные предметы – что это будет и в каком количестве, нужно обязательно узнать у батюшки заранее. Необходимыми являются паспорта, где уже стоит штамп о регистрации брака: современная практика православного венчания требует, чтобы оно обязательно происходило уже после официального заключения брака. Это нужно иметь в виду, планируя ход свадебных мероприятий: храм после ЗАГСа. Обязательно также надеть нательный крестик, как жениху с невестой, так и их свидетелям. Обычно молодоженам необходимо приобрести иконы Спасителя и Богородицы, предварительно освященные, и две специальные венчальные свечи. Обычно и то, и другое приобретается заранее. С собой нужно также иметь белое полотенце из хлопка или льна. Допускается бледный рисунок на полотенце. Чтобы держать свечи во время обряда, лучше всего запастись новыми белыми носовыми платочками. И, конечно, для проведения обряда молодоженам необходимы кольца.

Если планируется снимать церемонию на камеру, соответствующее разрешение у батюшки нужно получить заранее. В некоторых храмах съемка запрещена, в других разрешается вести ее только с определенного места, поэтому поинтересоваться этим вопросом нужно обязательно.

Если хочется, чтобы свидетельство о венчании сохранилось на долгие годы, можно приобрести специальные «корочки» для него – обычно они предлагаются в церковной лавке.

Как правило, венчание происходит в день свадьбы, и молодожены, а также гости, приходят в храм в своих свадебных нарядах. Этот момент нужно обязательно учитывать, одеваясь на свадьбу, ведь в храмах существуют определенные требования к внешнему виду прихожан. Так, для невесты недопустимым являются слишком глубокое декольте и открытые плечи, а также непокрытая голова. Поэтому, если платье открытое, нужно при заказе свадебного наряда обязательно позаботиться о накидке или платке, которые будут выполнены в том же стиле, что и платье, и не испортят свадебных фотографий. На голове невесты должен быть платок – способ его завязывания, учитывая прическу, лучше продумать заранее, чтобы платок не спадал во время церемонии. Поправлять его будет весьма затруднительно.

Во время обряда на головы молодых возлагаются венцы. Имеет смысл заранее поинтересоваться, будут ли они надеваться, или их будут просто держать над головами молодых свидетели. Если венцы будут надеваться, лучше, чтобы платок невесты был из хлопчатобумажной ткани, так как на шелке или синтетической ткани он будет скользить.

Так как в ходе церемонии невеста должна будет целовать венцы и иконы, перед венчанием помаду лучше стереть. Разумеется, у подружки невесты будет косметичка со всем необходимым, чтобы после церемонии поправить свадебный макияж.

Строгих требований к костюму жениха нет, и ему не придется вносить практически никаких изменений в свой свадебный наряд. Нужно только помнить о том, что мужчина в церкви находится с непокрытой головой, а значит, у него должна быть соответствующая прическа. К примеру, длинные волосы лучше убрать в хвостик.

Конечно, венчание, или, по православным традициям, бракосочетание, в церкви – это важный и волнующий шаг, духовное таинство, значение которого в жизни истинно верующих жениха и невесты очень велико. Но размышления о духовном не исключают и сугубо практичного подхода к подготовке этого важного события. Ведь , к примеру, планируя подключить прямые номера МТС, вы заранее получаете всю необходимую информацию, и выбираете для себя лучшие условия по тарифным планам. Информированность поможет и в том случае, если планируется обряд венчания. Подготовив к нему все необходимое, имея представление о том, как он будет проходить, жених и невеста смогут сосредоточиться на сущности обряда, и в полной мере ощутить, что их связали не только официальные, но и божественные узы.

Несмотря на то, что церковный брак не является обязательным в России и странах СНГ, многие пары решаются на этот ответственный шаг. И если одни семьи искренне хотят заключить свой брак на небесах в знак подтверждения чистой любви и веры в Бога, то другие - просто следуют моде, включая таинство в план свадьбы .

По какой бы причине вы не решили венчаться, свадебный портал сайт напоминает: обязательно следуйте церковным правилам подготовки к таинству!

Перед венчанием: а быть ли таинству?

Прежде, чем начать подготовку к венчанию, необходимо узнать, разрешит ли церковь сочетаться церковным браком вашей паре. Ведь существуют прописанные табу к обряду.

Венчание не состоится, если:


Если имеет место быть хотя бы один из вышеперечисленных пунктов, увы, церковь не сможет благословить ваш союз.


Для таинства нет препятствий? Тогда предлагаем вам небольшую инструкцию в подготовке к венчанию:


Церемония венчания в православной церкви проводится только в том случае, если пара официально оформила отношения. Не важно, решили вы скрепить свой союз непосредственно в день торжества или спустя годы, в церкви могут попросить предоставить свидетельство о браке.



Исповедь и Причастие перед венчанием

Решение обвенчаться не стоит принимать спонтанно. Каждый в паре должен быть искренне уверен в своих намерениях. Важная роль отводится очищению души с помощью молитв, Исповеди и Причастия.

Максимально подробную информацию о том, как подготовиться к обрядам вам обязательно расскажут в церкви. Не стесняйтесь задавать интересующие вопросы, ведь это поможет избежать неловких ситуаций непосредственно во время обрядов.




Перед Причастием и Исповедью следует выдержать пост. В течении трёх дней молодожёны читают молитвы (священник подскажет какие), посещают вечерние службы, отказываются на этот период от сексуальных отношений. Из пищи придётся исключить яйца, мясные и молочные продукты . Всё это необходимо соблюдать перед подготовительными обрядами к венчанию.

Одна из главных задач церкви - помочь человеку усовершенствовать его собственную душу. Церковные учения призывают избавиться от злых помыслов, пустых и матерных слов, принимать всё смиренно и спокойно.

Как правило, Исповедь и Причастие проходят непосредственно перед венчанием. Но это не является обязательным требованием. Жених и невеста могут посетить церковь накануне и порознь.

Каждый церковный обряд направлен на исцеление человеческой души. И если вы действительно решили скрепить свои отношения Церковным браком, то этого должны хотеть оба. И жених. И невеста.

Портал Свадьбаголик.ru советует идти в церковь только тем парам, которые уверены в крепости и чистоте любви в семье. Для этого могут потребоваться годы, и даже десятилетия супружеской жизни. Но только тогда вы сможете полностью оценить глубину и значимость таинства венчания. И к вопросу, как подготовиться к венчанию , отнесётесь с максимальной ответственностью.

Таинство венчания можно назвать самым трепетным и волнительным моментом в жизни молодоженов. Но одновременно с тем, невероятно ответственным шагом, который требует тщательной поэтапной подготовки.

Выбираем дату и храм

Подготовку к венчанию в православной церкви следует начать с выбора храма. За несколько недель до желаемого дня необходимо окончательно определиться с местом. В каждой церкви установлены свои правила. Поэтому такие моменты, как расстановка гостей, длительность венчания, наличие хора могут существенно различаться. Примите к сведению, что возможность фотосъёмки оговаривается также заранее, а стоимость венчания может быть разной в каждом храме.

Молодоженам рекомендуется как можно раньше назначить дату венчания. Отнеситесь к этому серьёзно, так как по церковным правилам далеко не во все даты календаря можно проводить церемонию. Ограничения распространяются на такие дни: Масленичная и Пасхальная недели, четверг, вторник и суббота, в период поста, а также отдельных церковных праздников. Список всех дат вы можете увидеть в церковном календаре или уточнить в самом храме. День венчания необходимо заранее согласовать с батюшкой.

Возьмите также на заметку, что обряд венчания необязательно проходить прямо после бракосочетания в ЗАГСе. Здесь нет временных ограничений, поэтому молодожены могут обвенчаться и спустя 5 лет после официальной женитьбы.

Определяемся со священником


Вы можете не ограничиваться выбором батюшек, предложенных храмом, в котором вы решили проводить церемонию. Молодоженам разрешается пользоваться услугами собственного священника. Главное, чтобы обряд проводил священнослужитель без монашеского обета.

Чтобы подготовка к венчанию прошла успешно, обсудите с батюшкой заранее все интересующие вопросы касательно церемонии. Возможно, вам понадобится почитать до церемонии специальные молитвы, посетить службу или причаститься.

Приобретаем необходимые вещи

Во время подготовки к венчанию молодоженам следует обзавестись набором вещей, которые понадобятся во время обряда:

  1. Венчальные свечи.
  2. Икона Спасителя
  3. Икона Божьей матери.
  4. Четыре белых, желательно хлопковых платка под свечи (можно с вышивкой).
  5. Два чистых белых полотенца, на которых по правилам должны стоять молодожены.

Вы можете приобрести каждую вещь отдельно, либо заранее купить весь комплект в церковной лавке.

Внешний вид и наряды молодоженов


В отличие от свадебного банкета, где молодожены могут выбрать стилизованные наряды и проявить свою фантазию, для церемонии венчания есть определённые правила касательно внешнего вида пары. Здесь сохранились исконно древние традиции: жених, одетый в классический тёмный костюм и будущая жена в белоснежном платье.

Будущей жене нельзя находиться в храме с открытыми плечами, декольте и неприкрытой головой. Обилие украшений также считается неуместным. Чтобы голова была покрытой, можно одеть фату либо платок. Если у вас слишком открытое платье, чтобы не переодеваться лишний раз, можете просто подготовить накидку на время церемонии. Макияж должен быть естественным и неброским. Воздержитесь от высоких каблуков. Лучше подберите удобную обувь, так как венчание может длиться несколько часов. И не забудьте по обручальные кольца, их нужно обязательно принести с собой.

  1. Чтобы пройти обряд венчания, молодожены и свидетели обязаны быть крещёными.
  2. Многие священники рекомендуют, чтобы подготовка к венчанию сопровождалась исповедью молодоженов и утренним причастием. Если вы решили придерживаться данных ритуалов, тогда воздержитесь от употребления алкогольных напитков и сигарет за день до обряда.
  3. Обручальные кольца должны быть освещены на Престоле, поэтому следует заранее передать их батюшке.
  4. Во время церемонии венцы могут либо надеваться на головы молодоженов, либо возможен вариант, когда свидетели их держат над будущими супругами. Постарайтесь узнать у батюшки заблаговременно, как данная традиция соблюдается в церкви. Если венцы необходимо будет возложить на голову, невесте следует побеспокоиться, чтобы из-за этого не испортилась причёска. Рекомендуется надеть хлопчатобумажный белый платок, чтобы венец не цеплялся за волосы и не спадал с головы.
  5. Если вы планируете устроить фотосъёмку в храме, этот момент необходимо заранее уточнить. Возможно, фотографировать разрешено не во всех местах, либо вообще запрещено. Учитывая то, что освещение в храме достаточно специфичное, фотограф должен заранее посетить выбранное место.
  6. Молодые и свидетели должны надеть нательные крестики. Рекомендуется, чтобы все приглашенные также придерживались данной традиции, но для них это не является обязательным.

Чтобы церемония прошла успешно, следует не только осуществить главные этапы подготовки к обряду, но и ознакомиться с правилами венчания, которые понадобятся молодоженам во время самого мероприятия.

Венчание в православной церкви – это одно из семи главных таинств и правила для него верующие люди стараются соблюдать как можно тщательней. Венчание наряду с крещением, миропомазаньем, покаянием, причастием, священством и елеосвящением составляют центр духовной жизни и воплощают полноту входа человека в церковную жизнь. Все, что нужно знать жениху и невесте перед таким ответственным шагом, как венчание, вы прочтете в нашей подробной статье. Она также будет интересна тем, кто уже совершил таинство, но хочет узнать больше о нем.

Смысл венчания в православной церкви

Согласно христианскому мировоззрению, двое людей соединяется в освященном Богом союзе и становятся одной плотью. Именно поэтому столь привычные сегодня разводы в христианской среде считаются противоестественным явлением, как если бы мать решила не жить с рожденным ею ребенком. Иногда подобный разрыв связывают с ампутацией конечности или органа – болезненный процесс, который делает человека неполноценным.

Господь создал Адама и Еву и благословил им размножаться и плодить землю. Духовное и физическое родство со своей женой Адам признал сразу: первым делом, когда увидел Еву, он назвал ее своей плотью и кровью, так как полюбил ее:

«И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]» (Быт.2:23).

Поэтому, прежде чем пойти на этот шаг, люди должны осознавать всю серьезность, которую они этим поступком обещают Богу.

Юной любви, а также любви долгожданной, свойственна поспешность и видение своего партнера в «розовых» тонах. Достоинства, которые есть у любого человека, – так как все созданы по образу Божию и унаследовали от Него совершенные черты – любящий человек воспринимает преувеличенно и ему кажется, что объект любви совершенен. При этом его недостатки, – которые также есть у всякого, так как все мы подверглись первородному греху и его последствиям в виде болезни, смерти и страстей – кажутся сглаженными и не поддаются рациональному анализу.

Поэтому в храме, куда пришли молодые на разговор со священником о предстоящем мероприятии, можно встретить неожиданную реакцию церковного служителя. Так, если священник соблюдает устав святых отцов и чтит традиции, то он посоветует влюбленным подождать до венчания хотя бы год, за который можно лучше узнать человека в разных обстоятельствах и испытать свои чувства на практике.

При этом за этот год не благословляется жить интимной жизнью. В случае, когда молодые пришли уже после сложившихся отношений и ставят священника перед фактом, тот разъясняет им, что ранняя половая близость до законного бракосочетания ведет за собой неблагоприятные последствия для дальнейших отношений и их крепости.

После разъяснительной беседы, если молодые осознали свою вину, священник предлагает им попоститься три дня, затем исповедоваться в грехах и причаститься. Накануне венчания молодожены обязательно должны причаститься, чтобы прочувствовать этот день как самый важный в жизни – день, когда две судьбы становятся одной судьбой, две души – одной душой и два тела – одним телом.

Как подготовиться к венчанию?

Для начала нужно выбрать день, место для венчания и поставить в известность священника заранее. При этом необходимо помнить, что не каждый день в году в православной церкви разрешается проводить это таинство.

Таинство венчания не совершается по вторникам и четвергам, так как эти дни предшествуют постам, которые соблюдают верующие в среду и в пятницу. Также не совершается таинство в субботу, так как воскресенье (а церковные сутки начинаются с 20:00 накануне) – это малая Пасха, день освященный.

Также нельзя венчаться в дни установленных Вселенскими соборами постов – это 4 поста в году общей длительностью 5-6 месяцев с разной периодичностью.

Как правило, в православной церкви России установилась вековая традиция венчания на Красную горку – это название праздника в первое воскресенье после Пасхи. Этот день называется в церковном календаре Антипасхой и обозначает начало периода всенародных свадебных гуляний, которые происходили массово на Руси во все времена.

Таинство не проводят также накануне единичных постных дней – например, 11 сентября на праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи; в особые дни радости и празднования после Великого и Рождественского постов – на Святках и Светлой седмице; перед и во время праздника Воздвижения Креста Господня.

После выбора дня необходимо приступить к подготовке, что, в первую очередь, включает не внешнее приготовление отдельных предметов, приглашение гостей и план мероприятий празднества – а внутреннее состояние молодоженов, которое заключается к подготовке к таинству Исповеди и . И то, и другое таинство обязательно предшествует столь важному событию. Ведь Господь называет Царство Небесное брачным пиром, и Причастие на таком пиру в день бракосочетания является приобщением любви Божьей и укрепление на весь дальнейший совместный путь по жизни.

Время венчания священник назначает сразу после литургии, которая проводится каждое утро. В идеале, если молодоженам получится отстоять литургию и причаститься на ней непосредственно накануне торжества. Ведь куда важнее истратить свои силы на вклад в таинство, чем беречь их на вечерние гуляния (которых желательно избежать и оставить гостей как можно раньше для уединения).

Что нужно для венчания в церкви?

Правила подготовки к венчанию в православной церкви заключаются главным образом во внутреннем осознании и ответственности за этот шаг. В понимании, что назад пути нет и все трудности характера, притирки, разногласия – не могут теперь быть поводом для расторжения союза, который освятил Бог.

Это серьезный шаг, но многие сегодня легкомысленно идут на него, не рассчитывая силы и крепость чувств. К сожалению, такие люди не понимают, что после разрыва венчанного союза сделать гармоничной следующую семью будет сложнее и следует беречь то, что имеется.

И уже во вторую очередь необходимо подготовить наряд, документы, предметы для таинства и прочие вещи, необходимые в этот день.

Что нужно для венчания в православной церкви, список:

  1. Свидетельство о регистрации брака. Согласно правилам, установленным Священным Синодом, незарегистрированные в органах ЗАГСа браки не могут быть венчаны. Такие условия диктуются в первую очередь серьезностью намерений молодоженов, ведь после революции и распада Российской Империи церковь утратила полномочия влияния на права и обязанности сторон, функцию регулировки законных отношений теперь выполняет именно ЗАГС.
  2. Иконы Спасителя и Божией Матери. Какие иконы нужны для венчания? Подойдут любые образы и оклады, но главное, чтобы их можно было без проблем взять в руки. Эта благочестивая традиция раньше означала благословение родителей на брак и передавалась по наследству – со стороны невесты икона Пресвятой Богородицы, а со стороны жениха икона Спасителя. Благословение родителей имело сакральную ценность и свято соблюдалось.
  3. Золотые обручальные кольца. Раньше женское кольцо для венчания было серебряным, напоминая о том, что в христианской семье женщина является помощницей мужу и подчиняется любящему супругу. У мужа было золотое кольцо, что соответствовало символике царского металла – как Христос, муж обязан любить свою жену, которая символизирует собой Церковь. Именно муж будет нести ответственность за свою семью перед Богом на Суде.
  4. Венчальные свечи. Их можно приобрести на месте в храме. Являются символом благодати Святого Духа, Который невидимо предстоит и освящает.
  5. Белый плат. Это может быть как обычное покупное полотенце белого цвета, так и вручную расшитое невестой полотно (что раньше часто практиковалось). Можно также приобрести на месте в Храме. Его стелют на пол и встают во время определенного момента в процессе таинства. Плат символизирует чистоту помыслов и устремлений венчающихся.
  6. В некоторых храмах существует фиксированный размер пожертвований для таинства. Стоимость необходимо оплатить перед таинством, чтобы не забыть об этом после. Если фиксированной платы нет, то можно оставить добровольное пожертвование после венчания. Следует помнить, что государство не снабжает работников церкви зарплатами и их проживание зависит от наших пожертвований.
  7. Достойный внешний вид венчающихся. У девушки (женщины) должен быть головной убор (платок или более пышная фата для венчания), закрытые плечи, наряд должен быть скромным, закрывающим колени и не имеющим глубокого декольте. Мужчина должен быть в брюках. Шорты, бриджи и другие укороченные варианты, обнажающие ноги, для мужчины в храме не допускаются. Цвет наряда для невесты лучше выбрать светлых, пастельных тонов. Традиционно, чистая целомудренная девушка подчеркивает свою невинность абсолютно белым платьем и живыми цветами в руках. Обувь для невесты лучше выбрать удобную, на плоской подошве, чтобы без проблем отстоять службу.

После потери церковью законной гражданской силы, способной регулировать юридические вопросы, наличие свидетелей не является обязательным и носит, скорее, характер благочестивой традиции. Свидетели были поручителями брачующихся, хорошо их знали. Приглашали умудренных опытом, имеющих собственные семьи свидетелей, которые в трудные ситуации смогли бы дать дельный совет.

Какие правила венчания в православной церкви нужно знать?

Как подготовиться к венчанию в православной церкви – доступно объяснит священник, которого выбрали молодожены для проведения своего таинства. Но общие правила остаются одинаковыми.

Брак, зарегистрированный органами ЗАГС, является безблагодатным, но не беззаконным сожительством. Такая форма уважается церковью и допускается в случае, когда церковный брак не может быть совершен. А он не может быть совершен в нескольких случаях:

  • когда гражданский брак был регистрирован более трех раз — по церковным канонам нельзя вступать в брак более трех раз;
  • когда один или оба супруга не принадлежат к православной церкви, не крещены или приведены не добровольно;
  • когда не произошло фактического расторжения брака с предыдущим супругом: при гражданской регистрации необходимо свидетельство о разводе, при церковном – благословение архиерея на вступление в новый брак;
  • когда жених и невеста состоят в кровном или духовном родстве – в том числе, если они являются крестными одного человека;
  • правила в возрасте венчающихся в православной церкви ограничиваются верхним порогом в 60 лет для женщины и в 70 для мужчины, нижний порог: 16 лет для девушки и 18 – для парня.

Во время подготовки к венчанию следует проговорить все спорные моменты в вопросах мировоззрения, чтобы совершение таинство происходило с чистым сердцем.

Сколько по времени идет венчание в церкви – 40-60 минут.

Что делать с венчальными свечами и другими атрибутами после венчания?

Из подобных семейных реликвий можно устроить небольшую коллекцию. Для этой цели заводят отдельную шкатулку, куда складывают атрибуты после венчания, крещения и других памятных семейных событий. Шкатулку можно показывать детям, освещая перед ними подробности знаменательного дня, освежая собственную память и окунаясь воспоминаниями в счастливые события. Туда же можно поместить различные сувениры, привезенные из паломничества.

Венчальные свечи можно зажигать во время молитвы, чтобы попросить о чем-нибудь важном для семьи у Бога, для особой благодарности Ему или в другие моменты.

Все эти вещи являются напоминанием о важных вехах в развитии семьи и являются частью эмоциональной жизни членов семьи. При этом сами по себе они не несут сакральную ценность. Если по какой-то причине реликвии оказались не нужны, их можно ликвидировать особым образом. Так как предметы участвовали в святом обряде их лучше сжечь – самостоятельно или передать в церковь с просьбой утилизировать освященные свечи и предметы, участвовавшие в таинстве.

Видя перед собой символы венчания, супруги могут через воспоминания отыскивать пути во взаимопонимании, когда возникают сложные моменты, через ощутимые свидетельства их союза, который они заключили перед Богом, супруги вспоминают о важности семейного очага и черпают новые силы, чтобы идти по жизни дружно рука об руку.

Правила венчания в православной церкви состоят, в первую очередь, из нравственной основы, которая заключается в чистоте намерений, отсутствии корыстных и непорядочных целей и твердая решительность соединиться с любимым человеком воедино. Целью такого союза является получение от Господа дара единомыслия для христианской жизни и воспитания детей. Больше о венчании можно узнать из книги .



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»