Почему Бог попустил убийство младенцев в Вифлееме? Почему Бог попускает разногласия в вере? Превращение зла в добро

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Сегодня мы вспоминаем о страшной трагедии, произошедшей в Вифлееме, когда богомерзкий нечесивец Ирод приказал убить всех младенцев в возрасте до двух лет. Скажем сразу насколько злобен и мерзок был этот правитель - ведь в числе умертвлённых по его приказу детей был и его родной сын! Ирод не остановился, даже когда знал, что будет убита и его кровиночка...

Многих мучает вопрос: «Неужели Господь оказался так бессердечен, что попустил произойти этому несчастию?» Нет, конечно это не так! Всемилостивый Бог, абсолютная Любовь, не желал зла ни младенцам, павшим от рук иродовых слуг; ни их родителям, скорбевшим от потери детей. Создатель, попустив мимолётную боль в этом мире, уготовал убитым младенцам необычайные блага в Небесной Обители: Ирод, убив четырнадцать тысяч младенцев, пополнил Небесное Воинство четырнадцатью тысячами Ангелов. Они заняли самые близкие к Престолу Божиему места в Горнем Мире.

Давайте посмотрим, как объясняет Вселенский Учитель, святитель Иоанн Златоуст то место из Евангелия, где говорится об избиении Вифлеемских младенцев царём Иродом.

«Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф.2:16).

Без сомнения, Ироду следовало не гневаться, но возыметь страх, смириться и познать, что он предпринимает дело невозможное; однако же, он не смиряется. Когда душа бесчувственна и неизлечима, она не принимает никакого врачевания, даруемого Богом. Смотри, как Ирод снова подвизается в прежних делах своих, прилагает убийство к убийству, и безумствует. Объятый гневом и завистью, как некоторым демоном, он ни на что не смотрит, неистовствует над самой природой, и гнев свой, возбужденный посмеявшимися над ним волхвами, изливает на неповинных младенцев, и, таким образом, совершает теперь в Палестине злодеяние, подобное бывшему некогда в Египте: «послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Матф. 2:16). Будьте здесь внимательны к словам моим. Многие очень неразумно судят об этих детях, и возмущаются несправедливостью их избиения, причем одни выражают свои сомнения довольно скромно, а другие с большой дерзостью. Итак, чтобы остановить дерзость одних, и разрешить сомнение других, выслушайте с терпением краткое мое размышление об этом предмете. Если порицают то, что избиение детей попущено Промыслом, то пусть порицают его и за смерть воинов, которые стерегли Петра. Как здесь, после бегства Отрока, избиваются другие дети вместо искомого, так и там, когда ангел освободил Петра от темницы и уз, точно такой же - и по имени и по нравам - тиран, не найдя Павла, вместо него предал смерти стерегших его воинов. Но что это, скажешь ты? Это не решение, а только усложнение вопроса. Я и сам это знаю; но для того и предлагаю это, чтобы на все такого рода вопросы дать одно решение. Итак, в чем состоит это решение? Какое можно дать решение удовлетворительнее того, что не Христос был причиной смерти детей, но жестокость царя; равно и не Петр был причиной смерти воинов, но безумие Ирода? В самом деле, если бы этот последний нашел подрытую стену, или разломанные двери, тогда он, пожалуй, имел бы право винить в беспечности воинов, стерегших апостола. Но раз все оставалось в надлежащем порядке, - и двери были заперты, и оковы остались на руках стражей (ведь они были связаны вместе с Петром), то он мог бы без сомнения заключить отсюда, если бы только здраво рассудить мог о происшедшем, что это не есть дело силы человеческой, или какого-либо обмана, а дело божественной и чудодейственной силы, и благоговеть перед Сделавшим это, а не восставать на стражей. Для того все это Бог и совершил таким образом, чтобы не только не подвергнуть наказанию стражей, но чтобы через них и самого царя привести к истине. Если ж он оказался нечувствительным, то разве небрежность больного падает на премудрого Врача душ, Который все употребил для его блага? То же самое можно сказать и здесь. Для чего ты, Ирод, будучи поруган волхвами, разгневался? Или ты не знал, что рождение было божественное? Не ты ли призвал архиереев? Не ты ли собирал книжников? Не приводили ли призванные с собой перед твое судилище и пророка, давно уже о том предсказавшего? Не видел ли ты, что древнее согласно с новым? Не слышал ли, что и звезда служила волхвам? Не устыдился ли ты ревности варваров? Не удивлялся ли их дерзновению? Не ужаснулся ли пророческой истины? Не мог ли заключить от прошедшего к последующему. После всего этого, почему же ты не размыслил, что это произведено не обманом волхвов, но силой Божьей, которая все устраивает надлежащим образом? Но если ты и обманут волхвами, то чем же виноваты дети, нимало тебя не оскорбившие?

Все это так, скажешь ты; но, показав ясно, сколь не извинителен и кровожаден был Ирод, ты не разрешил еще вопроса о несправедливости самого события. Пусть он действовал несправедливо, - но почему, скажешь ты, Бог попустил это? Что же нам ответить на этот вопрос? Укажу вам на то самое правило, о котором я непрестанно говорю и в церкви, и на торжище, и во всяком месте, - правило, которое, - желаю я, - чтобы и вы тщательно соблюдали, поскольку оно дает нам решение на все подобные недоумения. Что же это за правило? В чем оно заключается? То, что обижающих много, а обижаемого нет ни одного. Чтобы такой загадкой не смутить вас еще более, я сейчас же и разрешу ее. Обиды, несправедливо претерпеваемые нами от кого бы то ни было, Бог вменяет нам или в отпущение грехов, или в воздаяние награды. Чтобы мои слова были понятнее, я объясню их примером. Положим, что какой-нибудь раб должен своему господину большую сумму денег; допустим далее, что этот раб обижен бесчестными людьми, и какая-нибудь часть его имения отнята. Итак, если бы этот господин, имея возможность удержать похитителя и лихоимца, вместо того, чтобы возвратить рабу похищенные у него деньги, зачел их за долг свой, то обижен ли был бы раб? Никак. А что если бы господин отдал ему еще более похищенного? Не приобрел ли бы он еще более чем потерял. Это для всех очевидно. Точно также и мы должны думать и о своих страданиях: этими страданиями мы или заглаживаем наши грехи, или же, если не имеем грехов, получаем за них блистательнейшие венцы. Послушай, что говорит Павел о блуднике: «предать сатане в измождение плоти, чтобы дух был спасен» (1 Кор. 5:5). Но к чему это, скажешь? Речь идет об обижаемых другими, а не о тех, которых исправляют учители. На самом деле, однако, здесь нет никакого различия, потому что у нас вопрос был о том, действительно ли в страданиях нет обиды страждущему? Но чтобы более приблизить слово к предмету нашего исследования, напомним о Давиде, который, видя Семея, нападавшего на него, издевавшегося над его несчастьем и осыпавшего его бесчисленными ругательствами, удержал военачальников, хотевших убить его, говоря: «оставьте его, пусть злословит», дабы видел «Господь... смирение мое, и возвратил благостью за теперешнее... злословие» (2 Цар. 16:11-12). И в Псалмах воспевая, сказал: «посмотри на врагов моих, как много их, и какою лютою ненавистью они ненавидят меня,.. и прости все грехи мои» (Псал. 24:19, 18). И Лазарь достиг покоя потому, что в настоящей жизни претерпевал бесчисленные бедствия. Итак, те, которые кажутся обиженными, не обижены на самом деле, если только все несчастья переносят с мужеством; напротив, еще более приобретают, получают ли удары от самого Бога, или от дьявола. Но какой грех имели младенцы, скажешь ты, который должны были смыть своей кровью? Вышесказанное справедливо ведь можно применять только к людям возрастным, которые много согрешили; но те, которые претерпели столь безвременную смерть, какие грехи загладили своими страданиями? Но разве ты не слышал сказанного мной, что если нет грехов, то за здешние страдания там воздается награда? Итак, какой урон понесли дети, умерщвленные по такой причине и скоро достигшие покойной пристани? Ты скажешь, что они совершили бы многие, а может быть, и великие дела, если бы продолжилась их жизнь. Но Бог не малую предлагает им награду за то, что они лишились жизни по такой причине; иначе Он и не попустил бы ранней их смерти, если бы они могли сделаться великими. Если уже Бог с таким долготерпением попускает жить и тем, которые всю жизнь проводят во зле, то тем более не попустил бы умереть так этим детям, если бы предвидел, что они совершат что-либо великое.

Таковы наши основания; впрочем, это не все, но есть и другие сокровеннейшие, которые совершенно знает только Сам устраивающий это. Итак, предоставив Ему совершеннейшее ведение об этом, обратим внимание на последующее, и из несчастий других научимся все переносить мужественно. Подлинно, немалые скорби постигли Вифлеем, когда детей отторгали от сосцов матерей, и предавали неправедной смерти. Если же ты еще малодушествуешь и не в силах возвыситься до такого любомудрия, то узнай конец того, кто дерзнул на такое злодеяние, и немного успокойся. В самом деле, суд весьма скоро постиг Ирода за его поступок, и он за свое злодейство был достойно наказан: он кончил жизнь тяжкой смертью, и даже более жалкой, чем та, на которую он осудил младенцев, потерпев при этом бесчисленное множество и других страданий. Об этом вы можете узнать из истории Иосифа, которую передавать здесь мы не считаем нужным - с одной стороны, чтобы не удлинить нашего слова, с другой - чтобы не прерывать порядка.

Со Светлым Христовым Воскресением! Святые Апостолы молите Бога обо мне. С праздником иконы "Живоносный источник".

Я гораздо более [был] в трудах, безмерно в ранах,
более в темницах и многократно при смерти.
От Иудеев пять раз дано мне было по сорока [ударов] без одного;
три раза меня били палками, однажды камнями побивали,
три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине [морской] ;
много раз [был] в путешествиях, в опасностях на реках,
в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников,
в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне,
в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении,
часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе.

Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешнаго.

Мир вам братия и сестры.

Как только вокруг нас произойдет нечто не вписывающееся в устоявшиеся нормы, то тут же можно услышать, мол это Бог попустил. Будь это стихийное бедствие, унесшее многие жизни, или из ряда вон выходящее беззаконное истребление одних людей другими по странным, зачастую безумным мотивам. Почему человеческий ум хочет отмерять эти события от Бога, от Его участия? А в данном случае, если попустил, значит участием не вмешательства, надо полагать? Люди в недоумении, и особенно те, кто в Бога не верит вовсе. Они всякий раз указывают верующим, мол смотрите, ваш Бог попускает твориться столь чудовищному смертоубийству. И считают, исходя из этого, что наш Бог убийца, или, как минимум, соучастник убийц. В ответ, как правило, звучит нечто невразумительное, что не может никак удовлетворить пытливый ум, и он претыкается от этого. Такого человека к Богу-убийце на веревке не подтащишь, ибо он считает, что даже лично он сам в данной ситуации поступил бы иначе, и не дал бы стихиям и/или беззаконникам убивать безвинных. В целом, в какой то мере этот человек прав. Но прав он, только лишь поверхностным зрением. Более внимательное рассмотрение этого непростого вопроса показывает, что Любовь Бога Троицы нисколько не поколебалась, и не изменилась от временных обстоятельств происходящих в мире, но как раз только лишь Любовь и принимает всяческое участие в минимизации влияния смерти, орошая мир верой, надеждой и любовью, задающим вектор в Обители, где отсутствует всяческое страдание вообще.

Давайте рассмотрим причины страданий и смерти в окружающем нас мире более внимательно. И после этого ответим сами себе честно, попустил ли Бог страдать лично каждому из нас и миру в целом, или мы сами являемся причиной этому.

Первое. Дар свободы, которым нас наделил Создатель, меч обоюдоострый. Если им пользоваться безпечно или вызывающе, противясь здравомыслию, то можно пораниться самому, и/или нанести смертельную рану окружающим и миру. Это может понять даже ребенок. Но, этот дар божественный, и он дает нам великий шанс стать богом по благодати. Многие скажут, зачем мне такой дар, если я могу неправильно им воспользоваться. В таком случае, тот кто это говорит, наверняка считает себя мыслящей, разумной личностью. Правда, отняв у личности свободу, она таковой уже не будет. Ибо у нее отнимется богоподобная способность мыслить в Боге и чудотворить, что присуще только лишь свободным существам. Выбор невелик, либо ты свободная личность, либо безличное существо человек-робот. Теперь делай выбор кем бы ты хотел быть. Если личностью, то придется нести обоюдоострый меч свободы в своих ножнах. Так устроил Бог и в этом, если хотите и есть то самое попущение, на которое так часто сваливаются все обсуждения, не способные объяснить то или иное из ряда вон выходящее трагическое явление. Вот здесь и произошел водораздел. Бог попустил, а другими словами, даровал нам жить свободно, и стать Себе подобными по благодати. Дар великий и нести его надо со всяким смирением и вниманием, чтобы не навредить, как себе, так и окружающему.

Второе. Окружающий нас мир зиждется на законах, как материальных, так и духовных. Они тесно взаимосвязаны, что мы все больше и больше понимаем, опираясь на исследования естествоиспытателей. Всякий закон, является ограничителем. И это тоже понятно. Одни летают, другие плавают под водой, третьи живут под землей, и у каждого из этих существ свой ареал обитания, ограничивающий их определенными свойствами, позволяющими им жить в этой среде, и в то же время не дающими возможность жить иначе. Например, вряд ли мы найдем рыбу парящую в небе, как орел, а птицу живущую все время под землей, как крот. Все эти законы показывают каждому из существ его место в пространстве, и советуют не переходить грань возможного, чтобы не повредиться или не погибнуть вовсе. Человек, с одной стороны, как всякое живое существо, также ограничен естественными границами обитания, но он еще со второй стороны, по дару богоподобия, несет в себе способность творить и расширять свое влияние, и за счет духовной составляющей в первую очередь. Духовность человека накладывает на него нравственные ограничители, которые не позволяют ему переступать некие нормы, способные повредиться самому или ближнему. Существование в рамках закона не нарушает равновесия мира, но преступление хотя бы одного из них, выводит мир из равновесного состояния, и он начинает разрушаться. Кто-то скажет, что это Бог попустил, но надо бы сказать, что это естественное следствие отступления от того или иного закона через свободу выбора. Преступления, либо от непонимания, либо от сознательного желания делать напротив. Бог здесь, как мы понимаем не причем, это наш ошибочный выбор. Ибо, те кто не следуют за Богом, те непременно будут ошибаться, поэтому, чтобы не было лукавого объяснения, что не виноват я, это Бог попустил этому случиться, надо оставить для первоклашек. Мы то уже умудренные опытом, и дело на поверку, оказывается в нас самих. Мы нарушаем баланс в мире, нарушая нравственные и естественные законы, но почему-то на кого-то хотим перенести ответственность за трагические последствия.

И третье. Самое интересное. Бог даровал через свободу стяжать подобие в Любви. Любовь есть единственный Закон Бытия, Он же Сам Бог. В ней одной и есть полная реализация свободы в Боге. Все чтобы не пожелала благоразумная, послушная и созревшая в Любви личность, то будет исполнено непременно и в тот же час. Такой личности можно доверить все, что она не пожелает, ибо она уже не способна нарушать гармоничное существование в окружающем ее Бытии, и, значит, границы такой личности расширяются безконечно, так как нет в Боге конца, как нет и начала. Более того, уже всякое дело, живущего святой жизнью человека, может быть осуществлено, пусть, даже, оно выходит за рамки ограничивающих его законов. Такие люди жили и живут на Земле, но их всегда не так много, хотя Спаситель показал Путь всем без исключения. И в этом наше упование. Вот такие святые, с дерзновением берут на себя сложные рубежи чудотворения, и только лишь они могут сказать на поверку, что им Отец Небесный попускает быть исследователями и первопроходцами. Но они, в отличие от большинства, как раз никогда не перенесут свою ответственность на Бога. Ибо вполне осознанно, испросив Его благословения, ради любви к ближним, идут на жертвенный подвиг, как это и сделал наш Бог Иисус Христос. Ему же Слава честь и поклонение всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Христос Воскресе из мертвых смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав! Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

Геронда, зачем Бог попускает диаволу нас искушать?

- Затем, чтобы отобрать Своих детей. "Делай, диавол, все, что хочешь", - говорит Бог. Ведь что бы ни делал диавол - в итоге он все равно обломает себе зубы о краеугольный камень - Христа. И если мы веруем в то, что Христос есть краеугольный камень, то нам ничего не страшно.

Бог не попускает испытание, если из него не выйдет чего-то хорошего. Видя, что добро, которое произойдет, будет больше, чем зло, Бог оставляет диавола делать свое дело. Помните Ирода? Он убил четырнадцать тысяч младенцев и пополнил небесное воинство четырнадцатью тысячами мучеников-ангелов.

Ты где-нибудь видела мучеников-ангелов? Диавол обломал себе зубы! Диоклетиан, жестоко мучая христиан, был сотрудником диавола. Но, сам того не желая, он сделал благо Христовой Церкви, обогатив Ее святыми. Он думал, что истребит всех христиан, но ничего не добился - только оставил нам в поклонение множество святых мощей и обогатил Церковь Христову.

Бог уже давно мог бы расправиться с диаволом, ведь Он - Бог. И сейчас, стоит Ему только захотеть, Он может скрутить диавола в бараний рог, [на веки вечные] отправить его в адскую муку. Но Бог не делает этого для нашего блага. Разве Он позволил бы диаволу терзать и мучить Свое создание? И, однако, до какого-то предела, до времени Он позволил ему это, чтобы диавол помогал нам своей злобой, чтобы он искушал нас, и мы прибегали к Богу. Бог попускает тангалашке искушать нас, только если это ведет к добру. Если это к добру не ведет, то Он ему этого не попускает. Бог все попускает для нашего блага. Мы должны в это верить. Бог позволяет диаволу делать зло, чтобы человек боролся. Ведь не терши, не мявши - не будет и калача. Если бы диавол не искушал нас, то мы могли бы возомнить о себе, будто мы - святые.

И поэтому Бог попускает ему уязвлять нас своей злобой. Ведь, нанося нам удары, диавол выбивает весь сор из нашей пропыленной души, и она становится чище. Или же Бог позволяет ему набрасываться и кусать нас, чтобы мы прибегали к Нему за помощью. Бог зовет нас к Себе постоянно, но обычно мы удаляемся от Него и вновь прибегаем к Нему, только когда подвергаемся опасности. Когда человек соединится с Богом, то лукавому некуда втиснуться. Но, кроме этого, и Богу незачем позволять диаволу искушать такого человека, ведь Он попускает это для того, чтобы искушаемый был вынужден прибегнуть к Нему. Но так или иначе, лукавый делает нам добро - помогает нам освятиться. Ради этого Бог его и терпит.

Бог оставил свободными не только людей, но и бесов, поскольку они не вредят, да и не могут повредить душе человека, исключая те случаи, когда сам человек хочет повредить своей душе. Напротив, люди злые или невнимательные - которые, не желая этого, делают нам зло, - готовят нам воздаяние. "Не будь искушений, - никто бы не спасся" , - говорит один Авва. Почему он так утверждает? Потому что от искушений происходит немалая польза. Не потому, что диавол был бы когда-нибудь способен сделать добро, нет - он зол. Он хочет разбить нам голову и бросает в нас камень, но Добрый Бог... ловит этот камень и вкладывает его нам в руку.

А в ладошку другой руки Он насыпает нам орешков, чтобы мы покололи их этим камнем и покушали! То есть Бог попускает искушения не для того, чтобы диавол нас тиранил. Нет, Он позволяет ему искушать нас, чтобы таким образом мы сдавали экзамены на поступление в иную жизнь и при Втором Христовом Пришествии не имели чрезмерных претензий. Нам надо хорошенько понять, что мы воюем с самим диаволом и будем воевать с ним, пока не уйдем из этой жизни. Пока человек жив, у него много работы, дабы сделать свою душу лучше. Пока он жив, у него есть право на сдачу духовных экзаменов. Если же человек умрет и получит двойку, то из списка экзаменуемых он отчисляется. Пересдачи уже не бывает.

______________________________________

1) Авва Евагрий. Наставления о деятельной жизни. В кн.: Добротолюбие в русском переводе Т. I, Троице-Сергиева Лавра, 1992. С. 637.

Новообрядец . Что вы ни говорите, а для меня не понятно, почему и для чего Бог послал такое необычайное и жестокое испытание своей церкви (если ваше общество есть Его церковь), что от нее отпали все епископы, и она была долгое время без них. Объясните пожалуйста.

Старообрядец . Святый пророк Исайя глаголет: Кто уразуме ум Господень, и кто советник Ему бысть, иже научает Его? Или с ним советова, и настави И? Или кто показа Ему суд? Или путь разумения кто показа Ему? (Ис. гл. 40, ст. 13-14). Нам вполне никогда не может быть известно, почему и для чего Бог устрояет дела так, а не иначе. Но отчасти мы постигать и понимать можем. Так, например, на первый раз представляется странным и непонятным, почему и для чего Бог попускает, что добродетельные в мире сем почти всегда страдают и терпят несчастия, а злые живут в покое и удовольствии? Почему апостолы Христовы и сам Христос терпели страдания, а нечестивые язычники и беззаконные иудеи жили в роскоши и плотских наслаждениях? Это Бог попускал и попускает для того, чтобы открылась твердость, светлость и другие достоинства добродетели и чтобы оказалась слабость, мерзость и другие гнусные свойства злодеяний; для того, чтобы добродетельные были более прославлены, а злые более унижены; для того, чтобы Бог более прославился на земле. В самом деле, кто не удивится и не прославит Бога, видя, как гонимые побеждают, а гонители побеждаются, мучители погибают, а мучимые возрастают, предающие смерти уничтожаются, а умерщвляемые распространяются, что особенно проявилось в первые времена христианской церкви.

Можно поэтому решительно утверждать, что историческое событие, или происшествие в церкви Христовой, когда она оставалась без епископа было попущено Богом для того, чтобы показать ее непоколебимость и неодоленность, ее победу в борьбе с ересями. В самом деле, велико было испытание для церкви, когда остальные епископы пали в ересь в 1666-7 гг. так что не осталось ни одного православного епископа. Тогда ей приходилось выбирать одно из двух: или, но требованию апостольского и святоотеческого учения, прервать всякое церковное общение с заблуждающимися иерархиями, но в таком случае остаться без епископа и даже, по-видимому, без священства и таинств, - или: остаться при заблуждающихся епископах, принять их лжеучения и ереси, но в таком случае перестать быть Христовою святою православною церковию, а стать еретическою. Судя по человечески - положение церкви представлялось безвыходным: как ни сделай - все беда. Как тут быть? Как выйти из этого затруднения? Да не иначе как обратиться к писанию и учению святых апостол и святых отец: одно оно, как непреложная истина, открытая Духом Святым, может решить всякое недоумение, вывесть из затруднения, поставить на прямой царский путь, ведущий в жизнь вечную. Обратившись к божественному учению святых апостол и святых отец, православные христиане увидели, что за еретиками-епископами ни в каком случае следовать не должно. Как мы уже видели, святые отцы учат, что если бы не только последняя и такая ничтожная частичка архиереев отступила в ересь, как во времена Никона, но хотя бы вся вселеннаая, весь мир стал так мудрствовать, и то православный христианин не должен смущаться и принимать ереси ([чет. мин. генв. 21]); хотя бы пришлось остаться и одному, как Лот в Содоме, должен держаться здравого суждения православной веры ([твор. Василия Велик., ч. 7, пис. 249, Стр. 192]), ибо лучше ни от единого же водиму быти, неже от злаго (то есть от еретика) водиму быти, - учит святый Иоанн Златоуст (34 бес. на поcл, к евр.). А святый апостол Павел требует, что если бы не только все епископы или вся вселенная, но аще и ангел с небесе стал бы проповедывать что-либо противное учению и преданиям святых апостол и святых отец, то и его не должно слушать и следовать за ним (галат. зач. 199). Православные христиане так и поступили: не последовали за впавшими в ересь епископами. И хотя по отпадении епископов у старообрядцев не оказалось ни одного из них, но священников осталось много. Но ведь священники не могут рукополагать священников, а без них отнюдь нельзя совершать никаких таинств церковных, без которых нельзя достигнуть вечного блаженства (катихис. больш., гл. 72). Остаться же при еретических епископах, принимая их лжеучение, значит явно нарушать божественное учение о непослушании даже и самих ангелов, если они инако благовествуют, новое что вносяще. Чтобы выйти из этого затруднения, православные христиане обратились к учению святых отец и увидели, что хотя впавших в ереси епископов и священников слушать и иметь с ними общения отнюдь не должно, но когда они обращаются от ереси «к правоверней вере», должно принимать в их священных санах. Так повелевает 8-е правило первого вселенского собора, определяющее, чтобы наватианские клирики по проклятии ересей и по миропомазании, оставались в своих степенях священства, как объяснено в толковании его[кормчая, л. 35]. Так повелевает святый карфагенский собор, установивший принимать от еретиков донатиан клириков в их степенях священства (прав. 69 и 99).Православные христиане, исполнившие божественное повеление о неслушании еретиков-епископов, и потому оставшиеся без епископа, стали исполнять и это узаконение святой церкви, принимая от ереси священнослужителей в их санах, - и таким прямым и царским путем вышли из того недоумения и затруднения, которое им представилось было на первых порах: не приняли никаких ересей, не последовали за заблуждающимися епископами, и не остались без священства и таинств; исполнили святоцерковное учение о неслушании впадающих в ересь епископов, и не нарушили учения, определяющего, что без священства и таинств спастись невозможно, и таким образом пребыли вполне православными христианами с православной верой, со священноначалием и таинствами церковными.



А в то же самое время другая часть христиан, обращая внимание лишь на то, что без священства и таинств спастись невозможно, и стремясь исполнить только это учение, последовала за впавшими в ересь епископами: лучше, мол, быть хоть с еретичествующими, да с архиереями, чем без них, и таким образом преступила учение святых отец о неслушании никого, отступающего от православной веры, впадающего в ересь, несмотря на его чин и звание. Это - никониане, или новообрядцы.

А еще часть христиан, исполняя одну часть учения святых апостол и святых отец о неподчинении заблуждающимся иерархам, не стала исполнять другой части учения церкви о принятии обращающихся от ереси священных лиц в их санах, - и посему именно осталась совершенно без священства, без таинств и священнословного богослужения, словом - без того, без чего нельзя достигнуть вечного блаженства. Это - беспоповцы.

И беспоповцы и новообрядцы, таким образом, следуют только одной части учения святой церкви, а другую преступают: беспоповцы следуют учению о неслушании епископов-еретиков, но явно преступают святоотеческое учение о принятии их; а новообрядцы держатся учения о невозможности спастись без священства и таинств, но преступают учение о неповиновении отступающим в ересь епископам. И те и другие поэтому тяжко погрешают, явно заблуждаются и становятся неправославными. Новообрядцы уклонились в одну сторону со среднего царского пути, а беспоповцы - в другую, противоположную; но оба идут путем не истинным, а ложным. Вот поэтому-то и сказано: се есть церковь соборная, яже всему евангелию и всему учению вселенских соборов верует, а не части (катих. больш., гл. 25, л. 121 об.). Все еретики веруют писанию, только не всему, а части, и поэтому они - еретики. Только одна старообрядствующая церковь, имеющая христопреданное священство, действительно верует и следует всему евангельскому и святоотеческому учению; идет прямым средним царским путем, не уклоняясь ни надесно ни нашуе, и потому всегда выходит победительницею из всех затруднений и искушений, встречающихся в мире сем, и есть истинная Христова церковь.

Из всего этого ясно, что Господь попустив Своей церкви оставаться несколько лет без епископа, сим явно показал ее твердость и неодоленность - ее верность святым Его заповедям; показал и Свое всемогущество и силу, сохранив ее неодоленною и непобежденною средствами по-видимому противоположными, промыслом, превышающим наше плотское мудрование. Нам кажется, что было бы лучше, если бы епископы не уклонились в ересь, и церковь всегда пребывала бы с православными епископами: но Бог судил иначе. Не суть бо совети Мои, якоже совети ваши, ниже якоже путие ваши путие Мои, глаголет Господь. Но якоже отстоит небо от земли, тако отстоит путь Мой от путей ваших, и помышления ваша от мысли Моея (Ис. гл. 55, ст. 8-9). Убо блюстися подобает нам, - говорится в толковании на пророка Осию, - да не судим о том по чувствам нашим и по плотскому мудрованию, еже Господь провещавает о управлении церкви Своея. Ибо спасение ея часто сокрыто бывает от умов и очес человеческих. Господь не привязывает Себя к человеческим средствам, ниже к обыкновенному порядку природы, но хощет превышать силою Своею все то, что ни воображают человеческие умы (толков, на прор. Осию, Иринея псков., гл. 1, ст. 10). Итак, советы, мысли и путие Господни совершенно противоположны нашим, и так далеко отстоят от них, как небо от земли. Поэтому нам не должно судить по своему плотскому мудрованию о том, как и что Господь промышляет о управлении церкви Своея. По нашим чувствам, по нашему плотскому мудрованию казалось бы лучше, чтобы праведные жили в этом мире в покое и наслаждениях, а нечестивые и грешные терпели бы наказания и страдали. Но Бог строит так, что обыкновенно бывает наоборот. А это для того, чтобы никто не мог сказать, что святые потому живут добродетельно, что наслаждаются всеми земными благами, а грешные и беззаконные потому живут нечестиво и творят зло, что пребывают в несчастиях и бедах. Это особенно открылось на праведном Иове. На него диавол клеветал, что он потому исполняет заповеди Божий и живет добродетельно, что Бог наделил его всеми земными благами. Чтобы заградить уста диаволу, Бог попустил, что Иов в один день лишился всего своего имения и детей. Но праведный Иов и после этого остался верен Богу, и таким образом открылось, что он исполнял волю Божию не ради земных удовольствий. Так и относительно церкви: нам казалось бы лучше, чтобы она не терпела гонений, а царствовала и жила бы в мире и покое, ибо и самое имя церкви указывает на ее царственность: церковь значит царственница (катихис. больш., гл. 25, л. 119 об.). Но Бог судил иначе: попустил, что церковь Его в течение первых трех столетий претерпевала самые страшные гонения и мучения, но осталась непобеждена, неодолена.

Но диавол мог и еще клеветать на церковь, что она потому непобедима и неодолима, что внутри ее самой спокойствие и мир, совершенное единомыслие в вере. Чтобы уничтожить и эту клевету, Бог попустил быть ересям, лжеучениям и заблуждениям, которые долгое время волновали, колебали, потрясали и раздирали Христову церковь жесточае и страшнее всяких гонений. Но и этим не могли одолеть ее: она осталась верною заповедям Божиим, сохранила православную веру, и вышла победительницею и из этого искушения. Но диавол мог и после этого клеветать на церковь Христову, что она потому тверда, непобедима, неизменно верна Христовым заповедям, ненарушимо соблюдает православную веру, что у ней есть много епископов, а не потому, что Христос искупил ее Своею кровию, управляет ею, и она Его любит, как своего Избавителя и Жениха. Так диавол клеветал и на праведного Иова, когда он и после того, как лишился всего своего имения, не похулил, но прославил Бога, что он потому это сделал, что сам-то цел и здрав, хотя имения и детей лишился. И вот Бог, чтобы окончательно посрамить диавола и совершенно прославить Своего угодника, попустил диаволу поразить Иова тяжкою и продолжительною болезнию. Но когда и после этого Иов остался верен Богу, тогда диавол никакой уже клеветы не мог сказать на него и оказался окончательно побежденным и посрамленным, а праведный Иов вышел победителем и прославленным. Так и церковь: когда, оставаясь несколько лет без епископа, перенося столь тяжкое испытание, пребыла верною заповедям Божиим, сохранила непоколебимо православную веру, тогда ни диавол и никто другой не мог уже более клеветать на нее, что она якобы не из любви к Богу пребывает всегда Ему верною, и что будто не Бог хранит Свою церковь, а люди, и все враги ее остались посрамленными и побежденными, а она вышла победительницею и прославленною. Святый Иоанн Златоуст вещает (бесед, на разн. случ., т. 1, стр. 339): Диавол коварный и искусный изобретатель козней, надеялся, что, погубив пастырей, он легко расхитит стадо. Но, Запинаяй премудрым в коварстве их (Бог), желая показать ему, что не люди управляют Его церковью, но Сам Он везде пасет верующих в Него, попустил быть этому, дабы диавол, видя, что и по истреблении пастырей благочестие не уменьшается и проповеданное учение не истребляется, но еще более возрастает, узнал из самых дел и он и все его служители, что наше учение не человеческое, но снизошло к нам с высоты небес, что сам Бог везде управляет церквами и что вступающий в борьбу с Богом никогда не может остаться победителем.

Отсюда открывается, что Господь попустил епископам уклониться в ересь для того, чтобы показать твердость и неодоленность Своей церкви даже в самых тяжких испытаниях, в самых крайних бедствиях, чтобы явить еще более Свое всемогущество, что и по отпадении епископов от церкви, мог сохранить ее, оставшуюся верною Его святым заповедям, непобедимою от всех навет и козней вражиих, чтобы посрамить Своих врагов и врагов церкви, и чтобы прославить ее, что и без епископов она сохранила православную веру неизменно. Ведь и сам Глава церкви Господь Исус Христос тогда особенно и прославился на земле, когда от Него отступили все архиереи церкви ветхозаветной и вооружились на Него, а Он, не смотря на это, даже до смерти крестной послушлив был Отцу, творил не Свою волю, но волю пославшего Его Отца, что соблюл даже до страдания, - обаче не Моя воля, говоря, то есть воля (человечества), но Твоя да будет (Лук. 22, 42), то есть - единая божественная Отца и Его ([Симеон солунский, в русск. перев., т. 2. гл. 21, Стр. 37]). Точно также и Его тело, святая церковь, тогда особенно и прославилась, когда от нее отступили архиереи, а она, не взирая на это, пребыла верною воле Божией, Его святым заповедям.

О.А.: Почему Бог попускает разногласия в вере? Ведь, наверное, нет худшего греха, чем церковный раскол? Начиная с первых веков христианства, расколы терзают церковь, и Господь их попускает. Ведь ничто же не происходит без воли Божьей?

О.Д.: Почему? Сколько угодно всего происходит без воли Божьей и даже в сопротивлении ей. Хотя народ и говорит: все по воле Божьей - ничего подобного.

О.А.: Не воля Божья, но Его попущение.

О.Д.: Попущение потому, что люди сами хотят. Если они не реагируют на слово Господне - Он использует такой прием, который апостол Павел назвал: предать сатане во изнеможение плоти. Вот, собственно, и все. Человек не вразумляется, ни историческим примером, ни Священным Писанием, ни словом Церкви - ничем.

О.А.: Бог попускает творить человеку свою волю с тем, чтобы он потом на результатах этого, может быть, хоть чему-то научился.

Но с научением получается трудно.

О.Д.: Ну, конечно, трудно. Это же непросто! Особенно в силу того, что человек грешен, и его окружают грешные люди. И то, чему учат его взрослые дяди и тети - это грех. Поэтому выбраться на свет Божий чрезвычайно трудно, но ценно.

О.А.: Некоторые считают, что с нашим прошлым советским социалистическим это особенно сложно.

О.Д.: Да, вот такая простая вещь. Вот, один задает вопрос: «У меня старый отец, я от него раздражаюсь». Вот ты раздражаешься - молодец. А теперь не раздражайся. Приобрети другую привычку - христианского отношения к старому человеку. Вот, собственно, и все. А так как никто ничего не хочет, что здесь можно сделать?

-Здравствуйте! Вот, в книге «Бытие» пишут: Адам прожил 130 лет, а в скобках - 230. Разница дат. Может, я что-то не понимаю? Как это объяснить?

О.Д.: А всегда человек что-то понимает - что-то не понимает. Что здесь такого страшного? Просто это вопрос непринципиальный. В разных древних источниках разные были указания, как это считалось. Лично меня этот вопрос вообще никогда не интересовал. Потому что иногда люди даже на исповедь приходят и говорят: вот, 13-го числа - нет, вру - 14-го. Хорошо, а если 47-числа, что- нибудь от этого меняется? Да ничего. Тогда зачем нам об этом говорить? Так же и здесь. Дело в том, что Библия - это не учебник по хронологии, палеонтологии, и так далее. Библия - о взаимоотношениях Творца Небесного и человека. Вот это важно.

То, что Бог ожидает от человека. Если человеку некоему угодно жизнь свою выстроить так, чтобы достичь общения с Богом, который ему Отец - то Господь ему расскажет о ступенях. Расскажет о тех пределах, за которые человек не должен заходить. Первое - это познание Древа Добра и Зла. Вот этот предел человек тут же и нарушает. Почему Бог попускает? Ну как - почему? Потому что человек свободен. И Бог - Он же не запретил вкушать! Он просто предупредил, что этого делать не надо.

О.А.: Вот, интересно, человек в очевидное не верит, а в какую -нибудь глупость легко.

О.Д.: Ну потому, что он грешен. Этим, собственно, и пользуется вся пропаганда. Человеку можно внушить что угодно. Жителю Африки внушить, что он белый.

О.А.: Можно ли просить прощения у душ умерших людей, если только сейчас осознала свою вину, а человека- то уже нет?

О.Д.: А что значит можно? Мы свободные люди, кто нам может запретить? Вопрос в другом: Есть ли в этом смысл? Да, есть. Может не быть результата, но смысл есть. По отношению к умершим. Это нам не ведомо. Это только после Страшного Суда мы узнаем. Ну, ничего же страшного нет! Вот, представь себе такую картину. Некий человек пришел на кладбище. Даже преклонил колени и говорит: мамочка, прости меня. Что, тут нет результата? Нет ничего? Это просто сотрясение воздуха? Нет! Это есть некий религиозный акт. И что же, Господь пропустит его? Что-то я сомневаюсь. Насколько я знаю Бога, Он это не пропустит.

О.А.: Удивительно иногда: такой косвенный шаг к Богу - а Господь уже дает результат, ответ.

О.Д.: Конечно. Сколько угодно. Иногда это еще не шаг, а только помыслил.

- Как понять – «от мысленного волка звероуловлен будеши»?

О.А.: Помыслы, которые нас посещают, бывают от дьявола, и наши собственные, которые рождаются от нашей греховной привычки. Но дьявол всегда эти помыслы сопровождает своими научениями. И все эти помыслы приводят к тому, что человек впадает в греховное состояние, которое именуется здесь: звероуловлен буду – т.е. как от зверя дикого буду страдать от дьявольских помыслов, внушаемых нам сатаной. Вот мы и просим, чтобы Господь нас от этого избавил.

-Стоит ли поддерживать отношения со старыми знакомыми, друзьями, общение с которыми для меня стало чуждо и неинтересно, вследствие моего воцерковления, но они такое общение от меня требуют?

О.Д.: Общение по требованию невозможно. Для общения всегда нужно стремление двух сторон. Если кому-то общение стало в тягость - это невозможно. Обычно от этого страдают детки в школе, особенно маленькие. Сегодня она со мной дружит, завтра она уже с другой. Как же так она меня предала? А здесь никто никого не предал. Кто с кем хочет - тот и дружит, и общается. Так же, собственно, и здесь. Взрослые люди.. . а главное - стоит ли? Любое общение того стоит. Ну, например, ради зря потерянного времени, которое назад уже не вернешь.

О.А.: Не хочется обижать людей.

О.Д.: А это уже зависит от того, как это сделать. Конечно, не хочется - и не надо. В этом и состоит искусство христианской жизни. Как сделать так чтобы не было обид? Я сегодня наблюдал сцену. Некий человек подъехал на автомобиле к детской площадке. И на него надвигается другой человек, который с ребеночком играл на ней. Надвигается с недовольным выражением. И когда гражданин вылез из машины, то как-то понял, что связываться особо не стоит. И тогда он, видимо, собрал себя в кулак и спросил: а вы не заметили, что здесь существует дорожка? То есть с площадки можно выйти на тротуар, а ваша машина ее загораживает. И что же ты думаешь? Этот человек отвечает: Да, я и вправду не заметил. Сейчас пойду, поищу другое место. Куда-то ушел и через минуты полторы возвращается и кричит ему: нашел! Сел и уехал. И напряжение спало. Он вообще так был удивлен, что ему не нагрубили! О чем конфликт? Да ни о чем.

Так что зависит от того, как подать.

О.А.: Апостол говорит: по возможности будьте со всеми в мире. Тем самым подчеркивая, что не со всеми людьми может быть мир.

О.Д.: Конечно. Даже при идеальном поведении. Но! Поведение должно быть идеально. Ты потрудись, помолись. Это все должно делаться мгновенно. То- есть у христианина должен быть навык доброжелательности, открытости. Если надо - и защиты. Потому что, если со стороны агрессия - он должен, не раздумывая, вступать в бой без всяких разговоров. Вести себя надо по - христиански везде и всюду.

Что такое воспитание. Мы предлагаем ребенку так, как мы считаем правильно. И за счет этого между нами возникает любовь. Мы любим такую систему взаимоотношений. А вторая часть воспитания - полная изоляция от антивоспитания. Максимально. Дурные компании развращают нравы. Нужно держаться от них подальше.

О.А.: Вот люди свидетельствуют, что желание есть. О. Дмитрий рассказал, как надо. А возможности нет. Оградить ребенка от дурной компании - это значит целиком и полностью 24 часа в сутки быть с ним. Ну, по крайней мере, его наблюдать. Для этого надо бросить работу.

О.Д.: Ну, конечно! Бросить работу или перейти на работу дома. Это зависит от задачи. А любая задача, особенно воспитание, требует больших жертв. А хотим усидеть на двух стульях. Чтоб было и круто, и свято. Но так не бывает.

-Почему вы иноверных называете братьями?

О.Д.: Я не призываю вас делать, как я. Но попробуйте оспорить такую вещь: любой еретик - он дитя Адама, и я грешный, вернее - такой очень правильный, насквозь православный, я тоже дитя Адама. Поэтому назвать его братом - в этом не нахожу ничего зазорного. Потому что это есть абсолютнейшая биологическая истина. И что вы с этим сможете сделать?

В вопросах веры - да. Наши братья - католики - они недоверки с точки зрения православия. Ну, так и что теперь? А разве мало у нас тех, кто нас сейчас слушает - родных братьев, сестер, отцов, которые не только католические недоверки, а вообще никто, ноль без палочки? И являются врагами и церкви и Христа и вообще всего на свете доброго? Они кто нам? Братья? А я вам слова Христа приведу. Господь сказал – «Кто мне брат, и сестра, и мать?» Ну, как? А разве от этого мать перестает быть матерью? Нет. Так что, вот чтущий да разумеет. А если не разумеет - пусть учится. И сам выбирает себе учителей. Не надо тупо следовать букве. Надо обязательно голову включать, тогда все будет хорошо.

О.А.: Я студентка. Горько вспоминаю о школе, в которой и слова не говорили о Боге. Впрочем, и в институте утверждают, что мы от амеб. Откуда такая безбожность?

О.Д.: Как? От школы. Школа сама выбирает, чему учить. Безбожная школа учит безбожию. Поэтому если мы хотим детей воспитать христианами - мы должны сами организовать обучение детей. Сначала христианству. Это самое важное. А потом всему остальному. Я имею в виду алгебру, геометрию, и так далее.

-Как вы относитесь к домашнему образованию? Школа и детский сад становятся страшноватыми.

О.Д.: У меня нет такого опыта, но некоторые мои прихожане активно занимаются домашним образованием детей. Я знаю их с первого класса по одиннадцатый - блестящий результат. Ребята закончили по два вуза. Так что это чрезвычайно эффективно. Не имея даже мамы с высшим образованием, дает такие хорошие результаты.

Я двумя руками за. Это и есть то образование, которое было всегда, а школа - это уже продукт безбожного XVIII века.

О.А.: Батюшка, а как вы считаете всем ли по силам такое домашнее образование?

О.Д.: Ну, разумеется, нет. А всем по силам водить автомобиль, или космический корабль?

О.А.: Выйти из школы без поврежденной психики невозможно?

О.Д.: Не только психики. И веры, и воспитания, и образования. Ну, очень очень много, что повреждается. Сплошные травмы.

О.А.: Но у нас большинство нашего населения заканчивает обычные школы. Если человек получает в школе столько травм, то что же у нас за общество такое?

О.Д.: Оно безбожное, ты что, не в курсе? Наше общество - это общество людоедов, которые пожирают своих детей и на этом строят свое домашнее благополучие. А про тех мам, которые занимаются своими детьми, говорят: они сидят дома. Как будто воспитывать детей - это не есть самый тяжкий и самоотверженный труд на свете! И что люди хотят работать, чтобы только не заниматься домашним трудом!

О.А.: В Прощеное воскресение человек просит простить ему большой денежный долг, я в растерянности: как быть?

О.Д.: Мало данных, чтобы здесь советовать.

О.А.: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит матерь и отца своего, и жены, и детей, и братьев, и сестер, а притом, и самой жизни - тот не может быть Моим учеником». Очень хочется понять, как может Бог требовать, чтобы люди ненавидели своих родителей и детей?

О.Д.: Ну что ж, Бог в помощь. Очень желаю разобраться. Я уже давно разобрался. Нет загвоздки. Может быть, привязанность к Богу и к Небу, а может быть привязанность к кровным родственникам. Сейчас еще очень часто наблюдается привязанность к их деньгам. Мама еще жива, а дети уже насмерть рубятся за то, кому отойдет ее квартира.

О.А.: У меня четверо детей. Муж неверующий. В последнее время стал активно бороться против наших походов в храм и участия в Таинствах. Говорит: заразно причащаться одной ложкой. Никак не могу привезти убедительные доводы. Грозит довезти до развода, если не перестанем причащаться.

О.Д.: А этих доводов нет. Ну, какие проблемы? Пойдем, подадим документы на развод и переведем наши отношения в отношения алиментов. Если он активный противник христианства, которое для нас самое главное - то зачем он нам нужен?
Зарабатывает на семью? Значит, деньги дороже, чем души детей? Поздравляю. Лучше есть одни макароны на воде.
На все надо решаться. Каждое человеческое дело требует решимости. А потом я же не уговариваю. Не хочешь - пожалуйста. Но потом не обижайся, что твои дети пойдут по его стопам.

О.А.: Как стать избранником Бога?

О.Д.: Это Бог если тебя изберет - то будешь избранником.

О.А.: Бог всех зовет.

О.Д.: Ну да. И не только зовет, но и указывает путь, которым надо пройти. Все Евангелие наполнено словами и поступками, примерами, которые это объясняют. В притчах или прямо.

Но при этом не каждый человек становится избранным. Только тот, кто хочет. Причем, скажем так, блаженны алчущие и жаждущие правды. Одни алчут и жаждут погулять, а другие жаждут правды. Правда - имеется в виду в переводе со славянского правильная жизнь. Не хочу или хочу, а вот алкать и жаждать. Как хотят пить и есть голодные, и пить те, кто долго были под палящим солнцем.

О.А.: Приходят люди уже преклонного возраста и говорят: а вот нас не научили. Не было у нас учителей.

О.Д.: Это и по лицу видно, что не научили. Мы же никого не обвиняем. У нас нет такой задачи.
Хочешь - причащайся, не хочешь - не причащайся, хочешь - постись, хочешь - нет. Церковь только рассказывает что добро, и что полезно.

О.А.: Так если людей послушать, то во всех их бедах виноват Бог.

О.Д.: Да. Почему попустил? Как смел?

О.А.: Какие у христианина есть права - или у него только обязанности?

О.Д.: Ну, есть великое право напрямую обращаться к Отцу Небесному. Вот попробуй некий человек напрямую обратиться, например, к министру. Или к законодателю. А где пропуск? Если тебя специально не позвали - не пройдешь. А к Самому Господу Богу и ходить никуда не надо. Вот Он, перед тобой. Великое право.

-Мне непонятны слова: «Если праведность ваша не будет выше праведности книжников и фарисеев - вы в Царствие Небесное не войдете».

О.Д.: Потому что праведность фарисейская была внешняя. А Господь требует на этом этапе человеческой истории внутренней праведности. Не внешних поступков, например: два раза в неделю поститься, такое - то количество денег отдавать на храм, столько-то прочитать, и т.д. Господь говорит: очисть внутреннее своей души. Потому что ты можешь и поститься, и денежки давать, а внутри быть крокодилом и людоедом. А Господь требует, чтобы ты от своего людоедства отстранился, его преодолел. Чтобы у тебя была не только любовь к ближним, но и к врагу. Это уже новое качество души. Праведность фарисеев чисто внешняя, человек как бы правильно умеет себя вести. Очень часто какой нибудь законченный гад отлично умеет себя вести в обществе. Его научили в колледже, в университете, дома. Это полезная вещь, но Богу это малоинтересно. Ему интересно, что находится в сердце человека.

О.А.: Тех людей, которые сделали мне большое зло, простить не могу. Стараюсь просто не злиться на них. Ведь если человек не раскаивается и не просит прощения, то прощать его не надо?

О.Д.: Опять. Ну, не надо - и не прощай. Отложим эту распрю до Страшного суда и посмотрим, позволит ли тебе эта распря тебе лично войти в Царствие Небесное. Все. Отличные аргументы. Все доказал. Посмотрим на Страшном суде.

О.А.: Вот сказано – любите врагов ваших.

О.Д.: Сказано. Читал.

Что я должен со своей душой сделать или какие предпринять шаги, чтобы приобрести любовь к своим врагам?

Нужно преодолеть ненависть к ним. Второе - нужно научиться отделять грех от человека. Грех его ненавидеть, а самого жалеть как заболевшего тяжелой болезнью. Ведь никакой онколог не любит рак своего больного. Вот он лечит и режет, а самого человека жалеет. Надо учиться различать.

- Дочке пять лет, какие книги для развития ей почитать? А то она не любит ни Карлсона, ни Незнайку.

О.Д.: Вы идите в библиотеку, библиотекарь посоветует. Берите по две книжечки и предлагайте ей читать, какую выберет. Можете с ней сходить. Вместе выбрать.

-Что такое самость? Как от нее избавиться?

О.Д.: Состояние самость - это продукт гордости. А как избавиться? Гордость вытесняется смирением.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»