На кладбище на могиле где ставить крест. Католический могильный крест: виды и оформление. Зачем нужно кладбище или Богатством гроба не удивишь Бога

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Приметы, суеверия и предписания Церкви о крестах на могилу.

Символ Христова распятия - крест - еще издревле был окутан таинственной поволокой загадок, тайн и суеверий. Многие из этих примет обрели религиозную форму с тех пор, как по всему миру распространилось христианство, избрав своим символом крест.

Согласно религиозным догмам, смерть является важным, переломным событием в жизни каждого человека. Более того, монахи и старцы называют жизнь подготовкой к смерти, так как именно с окончанием “земных дел” душа встречается с Господом. А потому неудивительно, что с именно с обрядом захоронения связано так много различных религиозных предписаний и наставлений. Очень важное из них - установка креста на могиле умершего христианина.

Крест - это святыня, почитаемая и вызывающая благоговение у всех христиан. А в связи с этим при его установке на могиле могут возникнуть некоторые практические вопросы, вызванные страхом оскорбить сакральный символ, тем самым навлечь на себя божественный гнев.

Как установить крест на могиле?

Опираясь на традиции православного христианства, могилу располагают таким образом, чтобы голова покойного была направлена на запад, а ноги - на восток. Если верить библейским приданиям, именно таким образом был похоронен Иисус.

Надгробный крест ставят в ногах покойного, чтобы в момент, когда душа покидает свое последнее пристанище, она могла видеть перед собой святой символ всепрощения и вознести перед ним молитвы. Католические традиции предписывают ставить крест над головой. Считается, что, покидая землю, душа целует распятие, выражая свою покорность и преданность христианскому учению.

Что делать со старым крестом?

В день похорон на могиле устанавливают обычный деревянный крест. Делается это не только из-за религиозных соображений, но и из практических: конструкция из дерева имеет достаточно легкий вес (по сравнению, например, с надгробиями из камня), а потому ее монтаж не будет препятствовать естественному проседанию и утрамбовыванию почвы на месте захоронения.

Но когда приходит время установить новое, постоянное надгробие, крест демонтируют и появляется вопрос, что с ним делать. Выбрасывать на помойку святыню действительно нельзя, так как это проявление неуважения. Деревянный крест за ненадобностью советуют сжигать. Если встала такая необходимость, следует поинтересоваться у администрации кладбища, где это можно сделать. Как правило, на каждом погосте предусмотрены места для подобных нужд.

Если крест хорошо сохранился, его можно отдать в мастерскую или даже продать. Как утверждают церковнослужители, в установке старого распятия нет ничего запретного и зазорного. К тому же старое надгробие может стать олицетворением нестяжания покойного, его кротости и отсутствия стремления к материальным, земным благам.

Что делать, есть крест покосился или упал?

Из-за непогоды надгробие, особенно временное, изготовленное из легкого материала и установленное без прочного фундамента, может покоситься или вовсе упасть. Если распятие покосилось, его следует поправить, сделать плотную земляную насыпь и хорошо ее утрамбовать. Крест должен стоять на могиле ровно.

По поводу поваленных крестов мнения двоякие, однако они сходятся в том, что это неблагоприятный знак. Некоторые утверждают, что поваленное надгробие можно просто переустановить, но сделать в этот раз более качественный монтаж. По мнению других, упавший крест следует сжечь, а на его месте установить новый. Как бы там ни было, Церковь рекомендует заказать молебен за упокой или поставить свечку, если подобное произошло на могиле Вашего близкого человека.

Приметы и суеверия

С могильными крестами многие связывают различные суеверия. На них гадают, снимают и наводят порчи, делают привороты и заговоры. Православная Церковь относится к таким обрядам неодобрительно, их называют языческими. Святые отцы утверждают, что если Вы заметили недобрые знаки, связанные с надгробными крестами, как будто кто-то хочет накликать на Вас беду, не стоит бояться и принимать это слишком близко к сердцу. Необходимо укрепиться в своей вере, сходить в церковь, помолиться, принять святое причастие, тогда никакие несчастья не смогут коснуться ни Вас, ни Вашей семьи.

С крестами, так или иначе, связано еще множество различных примет и религиозных требований. Похоронить близкого, досконально соблюдая предписания Церкви, это похвальное, доброе желание, однако если в сердце живет вера и из глубины души исходят искренние молитвы за усопшего, тогда не стоит опасаться допустить небольшие ошибки, связанные с установкой надгробного креста.

Зачем нужно кладбище или Богатством гроба не удивишь Бога

АВТОР СТАТЬИ

Игумен Федор (Яблоков)

Беседа с игуменом Феодором (Яблоковым) о внешнем убранстве могил, православной традиции и истинной пользе для души.

- Отец Феодор, Вы, наверное, видели: вдоль дорог, на местах аварий, часто ставят памятники, иногда даже с оградками. Насколько это соответствует православной традиции?

Традиция ставить кресты вне кладбища, устанавливать поклонные кресты на особо отмеченных местах, например распутьях дорог или при въезде в какое-то селение, была на Руси испокон веков. Делалось это для того, чтобы человек, увидев поклонный крест, задумался и помолился. Бывало, на месте трагедии ставили храмы. Церковь во все времена старалась освящать такие места, чтобы люди молились здесь с особым чувством, воспоминая Господа и поминая усопших - своих погибших сродников. Видимо, установка крестов на месте гибели в ДТП имеет тот же смысл: чтобы, проезжая место трагедии, человек помолился об усопших, а заодно и просто снизил скорость. Это может уберечь от очередной трагедии. Но, конечно, злоупотреблять такими вещами и делать дубли кладбищ вдоль дорог не стоит, потому как могильный крест подобает устанавливать на месте захоронения, нежели на месте гибели. А вот что совершенно неуместно - это когда на столбы крепят рули, венки и всякие посторонние вещи, не относящиеся к молитве.

- А на кладбищах возлагать венки правильно?

Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Все зависит от того, какой смысл вкладывается теми, кто приносит венки. У древних римлян был обычай в мае возлагать розы на могилу умерших предков. К сожалению, эта языческая практика в конце XIX века пришла и на нашу землю, что привело к тому, что Святейший Синод в 1889 году вынужден был запретить на похоронах венки и надписи на них. Тогда же было принято решение и о воспрещении светской музыки при погребении. Пришедшие к власти большевики реанимировали и укрепили похоронную традицию язычников, вытеснив остатки христианского понимания погребения. Например, похороны Ленина больше походили на цветочно-веночное шоу, несмотря на то, что на дворе стояла зима, чем на нормальное прощание с усопшим человеком.

Внешне похожая, но по смыслу совершенно иная православная традиция провожать и поминать усопших цветами и ритуальными венками берет свое начало в раннем христианстве. Первые последователи Христа, принося к гробам умерших живые цветы и венки, выражали надежду на воскресение и вечную жизнь, а также символически подчеркивали христианские добродетели умершего. В наше время в особые дни поминовения павших воинов Святейший Патриарх, архиереи и духовенство с большим чувством и молитвой возлагают на их могилы венки. Но, во-первых, обязательно из живых цветов, а во-вторых, обязательным элементом цветочной композиции венка является крест. Фактически возлагается крест из цветов. И в этом имеется глубокий смысл - почтение памяти и молитва.

Но, увы, пока наша современная традиция в этом вопросе далека от христианской.

- Вы подчеркнули, что цветы должны быть именно живые. Но по какому кладбищу не пройдись - все могилы утопают в искусственных цветах и венках…

По установившейся традиции, впитавшей в себя дух живой веры, живой Церкви, живой любви, цветы в храме должны быть обязательно живые. Искусственные цветы в доме Божием не допускаются. И могилка как некая проекция, как малое место нашего моления об усопших по духовному взгляду тоже должна иметь в себе только живые цветы, живые поминовения. Мы с вами все время говорим о том, что наша вера живая, и что наша любовь должна быть живой. Потому что вера Христова - это живая вера в исполнении заповедей Божиих. И наша живая вера желает, чтобы все вокруг нас было живое, в том числе и на могиле усопших. Испокон веков в России на траурных мероприятиях использовались исключительно живые цветы, кустарники и ветви хвойных деревьев. Особое место в траурной традиции занимали ель, сосна, можжевельник - вечнозеленые растения, символизирующие вечную жизнь. Обычай устилать дорогу траурной процессии хвойными ветвями до сих пор сохранился в различных регионах России. А искусственные цветы, венки, как и венки без креста, - это уже наследие советского времени. Пластмассовые или тряпичные цветы - символ искусственного существования, а не живой жизни.

- А может, это пластмассовое наваждение на могилах - следствие наших суррогатных чувств? Все вокруг стало ненастоящим, может, и венки потому кладут искусственные, что чувства у нас тоже отчасти фальшивые, настроенные на внешний эффект, а не на внутреннюю суть?

Я бы не стал так утверждать. Обычно люди даже не думают о том, какие цветы надо приносить и какой в этом смысл. Во-первых, они живут, не размышляя, по устоявшемуся алгоритму. Если бы им объясняли, как правильно, возможно, это нашло бы отклик в их душе.

Во-вторых, причиной может быть и нищета, особенно это касается стариков. Несут те цветы, на которые хватает денег. Тридцать рублей хватило на искусственный цветочек - бабушка его и несет. Но ведь она от сердца это делает, хотя и не совсем правильно с точки зрения Православия. Но может, она творит дела милосердия и молитвы за усопшего, что гораздо нужнее его душе, чем живой цветочек.

Но главная причина все-таки том, что люди не просвещены, они оторваны от Церкви и от духа Православия.

- Когда и как следует посещать кладбище? И есть ли необходимость часто наведываться к месту захоронения, если родственники регулярно поминают усопшего в церкви?

Отец Ульян Кречетов, духовник Московской епархии, однажды привел такой пример: святитель Филарет Московский по смерти своей явился своим сродникам и сказал: «Пожалуйста, придите на мою могилу, наведите там порядок». Таким образом, усопшие просят, чтобы родственники следили за их могилами. То есть уход за могилой - это возможность отдать дань памяти усопшим, выразить свои чувства. Но это далеко не самое главное средство, конечно. Основным остается молитва. Прежде всего - в храме, затем - на самой могиле. Приходя на кладбище, наша главная задача посвятить это время не какой-то выдуманной беседе с умершим. Собеседовать мы можем только в молитве об усопшем. Если же близкий усопшего вступает в непосредственный «диалог» на могиле, он начинает разговор неизвестно с кем. Порой это приводит к иллюзиям, из-за которых человек подпадает под власть демоническую.

Почему это происходит? Да потому, что, во-первых, такой человек имеет неправильное духовное устроение. Он считает, что усопший потерян для него и находится в какой-то оторванности. А Церковь говорит об обратном: горевать об усопших не следует, потому что смерть - это рождение в Вечности . Не случайно само отпевание проводится священниками не в черных, траурных одеждах, а в белых облачениях. Сродни отпеванию такое Таинство, как Крещение. Крещение - это рождение в духовную христианскую жизнь, а отпевание - в жизнь вечную.

Нам, грешным, этого не понять, но первые христиане радовались, когда кто-то из них умирал. Безусловно, смерть близкого напоминает хирургическую операцию: от нас, живущих, отсекается какая-то часть духовного тела. И это разделение приносит много боли. Но духовной задачей человека, пережившего смерть родственника и оставшегося в Церкви Воинствующей , является осознание того, что духовные связи с усопшим не прерываются. Раньше здесь, на земле, мы беседовали с этим человеком и молились за него. Никто не мешает нам любить его и после смерти, молясь за его душу и совершая дела милосердия. Святые отцы говорят, что милостыня и дела, в память усопших совершаемые, приносят им великое утешение *. В этом состоит настоящая, истинная память об усопших, а не в роскошном обустройстве места захоронения.

- Но есть люди, которые практически живут на кладбище: то на могилке надо убраться, то привести памятник в порядок, то оградку поправить.

Могила - место воскресения мертвых в Судный День. И, конечно, мы должны содержать ее в чистоте. Но постоянно ходить на кладбище незачем. Такая поглощенность местом захоронения может возникать у людей, которые не разделяют душу и тело. Им кажется, что человека закопали целиком. Слава Богу, такое искаженное восприятие бывает не часто. Плохо, если скорбящие люди не осознают своей зависимости от посещения кладбища и наведываются туда чуть ли не каждый день. При этом, как правило, в храм они не заходят! Таким людям Бог не нужен, и Церковь не нужна. Им нужен только их усопший родственник. Проходя же мимо храма, горюющие, как ни странно, категорически не желают посетить то место, где можно непосредственно помочь душе усопшего.

- Существуют ли какие-то правила по обустройству могил?

Лучше всего на надгробный крест разместить иконочку Спасителя. А если хочется, чтобы фотография усопшего была на кладбище, то лучше пристроить ее на оградку сбоку. Тогда не будет возникать такой неудобной ситуации, когда священник на панихиде вынужден чуть ли не молиться на усопшего вместо икон! Человеку необходимо обратиться от созерцания места погребения к созерцанию Бога, к молитве и общению с Ним. Ведь именно через молитву мы можем доставить утешение усопшему.

Фотография усопшего на распятии - это кощунство. Но еще большим кощунством является помещение его снимка дома в иконном ряду, рядом с образами! На самом деле должно быть четкое разделение: Христос, святые Церкви Божией и наши сродники, о которых мы молимся. Для них тоже должно быть почетное, но другое место.

Бывает, родители усопшего младенца впадают в другую крайность: приносят на могилку ребенка игрушки и вместе с ними, получается, и часть его внутреннего мира. Эти вещи, совсем не полезные для души, переносятся не только на кладбище, но и в собственную душу. Они отвлекают родителей от главного - от молитвы. Потому что, придя на могилку, на которой множество игрушек, невозможно молиться, все напоминает об утрате. Куда полезнее разместить иконочку, вместо горьких слез - привести батюшку и помолиться. На самом деле все души младенцев находятся в чине отпевания и именуются как блаженные, то есть уже избавленные от страданий. Поэтому в поминовении усопших младенцев больше нуждаются сами родители.

То же можно сказать и по поводу дорогих памятников и несметного количества венков. Когда мы приходим в храм Божий и приносим к иконе живые цветы, то проявляем нормальное религиозное чувство. Другое дело, когда состоятельные люди тратят огромные средства на горы искусственных венков, в которых могилы буквально утопают. И саму могилу-то за этим «великолепием» на панихиде не видно. Но при этом рядом на кладбище сидят нищие, мимо которых проезжают и не останавливаются машины с дорогими венками…

Господа не поразишь богатым убранством могил, но его можно поразить жертвенностью и любовью к нуждающимся людям и к Церкви Божией. Это должны осознать те люди, которые вместо того, чтобы помочь усопшему делами милосердия, удовлетворяют собственное тщеславие, питают свои страсти, оправдываясь тем, что они таким образом проявляют любовь к усопшему. На самом-то деле не усопшего они любят, а себя!

Те, кто устраивают могилытак, чтобы все было солидно, дорого и престижно, лишь вредят душе умершего и себя вгоняют в грех. Прискорбно, когда последний приют близкого становится местом самоутверждения и гордыни его родных.

- Есть категория людей, которые заранее заботятся о комфортном месте на кладбище - ближе к выходу или к церкви, на центральной аллее, рядом с известными людьми. Какое отношение должно быть к выбору места на кладбище?

Если понять, что могила - это не последняя квартира, где живет умерший, а место воскресения, то все встанет на свои места. Ведь Бог воскресит с любого места. Причем удобство, престижность, богатые украшения могил не будут иметь для Страшного Суда никакого значения. Вся эта мишура нужна исключительно живущим.

Мы знаем примеры отношения к местам захоронения многих святых. Например, великий святой подвижник, аскет, преподобный Нил Сорский, умирая, оставил своим ученикам завещание, в котором просил бросить его тело в лесу на съедение зверям и предать погребению без почестей со словами: «Ибо много тело согрешило Богу». Мы видим, что святые гораздо больше заботились об участи свой души, чем о месте погребения. Они понимали, что смысл и суть - не в месте захоронения. Но современные люди далеки от таких высоких духовных рассуждений и, к сожалению, нередко руководствуются тщеславными соображениями и удобством.

- Когда принято посещать кладбище?

Во-первых, это дни общецерковного поминовения, в которые нужно посещать и храм, и кладбища: родительские субботы в течение года (Радоница, Троицкая и Димитриевская родительские субботы), а также родительские субботы, связанные с Великим постом (мясопустная и великопостные родительские субботы). Во-вторых, можно и нужно помянуть усопшего в день его кончины, то есть в день его рождения в жизнь вечную. Если мы хотим помянуть человека по церковным правилам, необходимо в этот день зайти в храм Божий и священника на могилу пригласить для того, чтобы помолиться более усердно о душе усопшего. Памятные даты тоже подходят для молитвенного поминовения: день рождения, день Ангела. В эти дни тоже нужно и церковное поминовение заказать, и священника пригласить на могилку. Если батюшки нет рядом, сейчас, слава Богу, во многих молитвословах есть чин литии, совершаемой мирянином. Нужно просто взять молитвослов и от всей души помолиться. Когда же нет возможности посетить могилу, можно литию и кафизму Псалтири об усопшем и дома почитать перед молитвенным уголком. Все это будет служить огромным утешением для родственников и для усопшего.

- Как должен выглядеть памятник, чтобы не противоречить православным традициям?

Безусловно, это должен быть крест. Он может быть деревянный или каменный. Крест напоминает о том кресте, который нес усопший на протяжении земной жизни. Хорошо, если на нем будет написана эпитафия с глубоким духовным смыслом. В наши дни допускаются и каменные надгробья.

Но какой бы памятник не был, надо не забывать, что душам усопших нужны не надгробия и эпитафии, а наши молитвы. Все мы здесь временно. И могильные кресты, и кладбища не вечны. И памятник имеет смысл только на то время, пока люди молятся за душу того, чей прах лежит под ним. Поэтому место захоронения должно быть местом, где было бы удобно молиться и где бы все благоприятствовало обращению к Богу…

- А все эти дивной красоты кладбищенские скульптуры в виде ангелочков - откуда пошла такая традиция? И насколько она уместна на могиле, если, конечно, речь идет не о каком-то известном человеке, место упокоения которого следует выделить?

Поражающие взгляд скульптуры и пантеоны известны с эпохи Возрождения, были они и в безбожное советское время, но особой популярностью пользовались в 1990-е годы. К христианству все это не имеет отношения, потому как место захоронения - это место молитвы. Как правило, в православной церковной традиции скульптурам нет места. Если посмотреть со светской точки зрения, то для некоторых людей такие скульптуры - придание определенной индивидуальности,какая-то ассоциация с усопшим. Например, на одном памятнике на кладбище рядом с нашим храмом всех Святых г. Климовска изображена баскетбольная корзина с мячом. К духовной жизни это не имеет никакого отношения, но для близких умершего, наверное, что-то значит.

- А эпитафии на памятниках имеют какой-то смысл?

Эпитафия - это замечательная и нужная традиция. Это не набор слов, как кто-то может подумать, она написана со смыслом и должна заставлять задуматься. А еще лучше, если эта фраза отзовется молитвой, горячим обращением к Богу. Эпитафия вообще имеет смысл только в том случае, если пробуждает молитву за умершего. А если слова на памятнике обожествляют самого покойного или служат посланием умершему: «Мы тебя помним» или «Помним. Любим. Скорбим», то смысла в этом немного. К кому в данном случае обращаются? Неужели покойный встанет и прочитает написанное?

А бывают и такого рода эпитафии: «Я жил славно, хорошо. Спасибо всем за внимание». И к чему это? Разве такой текст помогает думать о душе? Эпитафия же со словами Евангелия обязательно затронет душу человека, и он помолится за умершего, чтобы Господь даровал ему утешение. Назначение эпитафии - призывать людей к молитве о прощении грехов усопшего.

- Обязательно ли нужны ограда вокруг могилы и лавки со столом? На кладбище рядом с вашим храмом, например, даже предлагают «ритуальные лавки». Это как?

Вот представьте: до нашего кладбища от города идти3 километра. Люди шли, чтобы помолиться, потрудиться, что-то прополоть. Почему бы не сесть и отдохнуть на лавочке у могилы? Ничего в этом плохого нет. И положить что-то на столик при этом, подкрепиться, покушать. Но, конечно, это надо не для того, чтобы, сидя на лавке, устраивать возлияние на могиле, а покойнику на столике еду оставлять.

- Отец Феодор, Вы, наверное, обращали внимание на гробовое «великолепие» современных похорон - есть гробы чуть ли не с кондиционерами, со стеклами заднего вида. Это та самая нездоровая мера, о которой Вы говорили?

Для многих шикарные похоронные атрибуты - возможность показать свой уровень достатка. Дескать, «вот я из такого-то общества, и гроб должен соответствовать моему статусу». Они прямо так и называют - еврогроб, как евроремонт. Странно, что еще «евроотпевание» к таким гробам не заказывают (смеется ).

Хотя традиционно на Руси не было принято «щеголять» на похоронах ни гробами, ни другими атрибутами. Даже великих святых хоронили в простых, строганных из дерева, неотесанных гробах. А монахов и ныне по этой традиции хоронят.

- Откуда все это у современного человека? Вам не кажется, что дорогие поминки, шикарные гробы и памятники - это в какой-то степени отголоски язычества? Стремление «откупиться» от души умершего, умилостивить покойного, чтобы он не беспокоил с того света?

Наверное, бывают и такие представления, но полагаю, что не часто. Порой близкие умершего считают, что если не додали ему чего-то при жизни или обидели, то теперь могут компенсировать все дорогим памятником или катафалком. То есть в некоторых случаях эти подношения приносятся из-за чувства вины.

Но в большинстве случаев это делается из тщеславных соображений: чтобы показать уровень достатка, подчеркнуть свой общественный статус. Причем, чем дальше люди от Церкви, тем важнее для них эта внешняя сторона.

- Так как же относиться к похоронной индустрии? Ведь именно с нее начинается эта внешняя часть.

Мы, православные, одеваемся в одежды, которые сшила индустрия, а не монахи в монастыре. Пользуемся телефонами, фотоаппаратами - это тоже налаженное производство. Но есть индустрия, которая служит благому православному делу, а есть индустрия для развращения душ.

Почему православному человеку в тяжелой ситуации не прибегнуть к помощи ритуальных агентов или фирм, которые профессионально и достойно умеют организовать похороны? Но выбирать такие фирмы лучше всего по рекомендациям знакомых, чтобы не попасть на рвачей, которые будут бессовестно наживаться на горе.

При подготовке к ритуальным мероприятиям важно не впадать в крайности и тщеславие. Во всем надо знать меру. Ведь как говорит мудрая русская пословица: «Богатством гроба не удивишь Бога». Для души умершего, прежде всего, важны молитвы ближних и Церкви, а также дела милосердия и творение милостыни. Забывать это ни в коем случае нельзя. Духовное превыше внешнего и материального.

Часто у людей, причисляющих себя к православным, возникают споры по поводу того, как обустроить могилу умершего родственника, чтобы, с одной стороны, не нарушить каноны, а с другой стороны, сделать всё, как говорится, не хуже, чем у людей. В этой публикации собраны советы священнослужителей по самым часто задаваемым вопросам.

Где ставить крест?

Принято считать, что в православной традиции - ставить крест в ногах усопшего, а в головах кресты ставят католики. Но даже на православных кладбищах установленный в ногах крест можно увидеть нечасто. Никакой ереси, по мнению священника Игоря Семёнова, нет ни в той, ни в другой традиции. Установленный в ногах крест символизирует опору, которая поможет воскресшему человеку подняться из могилы. Крест, установленный в изголовье, - это символ победы над тёмными силами, который воскресший человек понесёт как знамя.

Какой памятник не противоречит православным традициям?

Игумен Фёдор Яблоков объясняет, что это должен быть деревянный или каменный крест, но допускается и каменное надгробие. Размещать на памятнике, выполненном в форме креста, портрет умершего православные священники не советуют. Крест символизирует распятие, поэтому помещение на него портрета человека выглядит несколько кощунственно. На кресте можно поместить икону Спасителя, а фото умершего - на памятнике (если на могиле установили и памятник, и крест) либо на ограде. Эпитафии, несущие духовный или философский смысл, православная традиция приветствует.

Уместны ли возле могилы в ограде столики и скамеечки?

Сам факт установки стола и скамейки около могилы православным традициям не противоречит. Дорога до кладбища может быть долгой, и ничего противного религиозной морали нет в том, чтобы присесть отдохнуть, а может быть, даже и подкрепиться. Осуждает церковь пьяные застолья на могилах и оставление еды «для покойника».

Допустимо ли устраивать на местах гибели людей в ДТП макеты могил, устанавливая кресты и принося венки?

Могильный крест уместен только в месте захоронения, считают священнослужители. Но в то же время в том, чтобы отметить место гибели человека крестом (не могильным), нет ничего предосудительного. Возможно, кто-то, увидев такой крест, помолится за душу погибшего, а кто-то вспомнит об осторожности на дорогах.

Обычно, люди редко задумываются над тем, куда ставить стелу усопшему - в ноги или голову. К тому моменту, когда приходит время установки стелы они уже принимают какое-то решение, но руководствуются, часто, непонятными, даже призрачными фактами.


Поэтому мы решили углубиться в суть поставленного вопроса и найти на него ответ.


Православная Церковь считает, что установка в ногах или у головы - это чистый пример проявления традиций того места, где жил и был захоронен человек. Если в его городе или поселке ставили кресты, а после и стелы в ногах - то этой традиции следует придерживаться. Если наоборот, то ответ прежний.


Конкретных отрицательных слов насчет того, что нужно ставить только в голове, и ни в коем случае не в ногах вы не услышите, поскольку это выбор живых родственников умершего и она не будет считаться еретической. Соответственно, каждый сам волен решать, где и как, а главное - какой памятник устанавливать. Выбрать можно из серии железобетонных памятников , также гранитных, мраморных или базальтовых - дело личного вкуса.

Почему памятники и кресты ставят в ноги — православная традиция

Если же принимать во внимание конкретно православные традиции, то тут есть некоторая разница в том, где располагать стелу. Считается, что если крест или плита стоит у ног, то умерший воскреснет и, прежде всего, обратится к своему Создателю. Если у изголовья - то стела (крест) обозначают хоругвь, который является символом победы Бога и рода человеческого над Сатаной и его искушениями.


Как видите, ни то, ни другое не нарушает правил, а просто является некоторой вариацией.


Для компаний, которые занимаются созданием и установкой памятников Харьков нет разницы, где устанавливать - их профессиональная особенность заключается в правильной установке и создании, а вот церковные каноны должны выполнять родственники умершего.

В прошлый вторник, 14 мая, православные верующие отмечали Радуницу, день поминовения усопших. В тот день люди посещали на кладбищах родных и близких, молились, священники освящали могилы. Один из наших читателей, посетив кладбище в деревне Задубье, заметил, что на некоторых могилах памятник стоит не у изголовья, а в ногах. Это новшество заметил и уроженец деревни Задубье Анатолий Сидоревич , который сообщил об этом в «ГЧ» и самостоятельно попытался найти ответ на вопрос: а где на самом деле по православным канонам нужно ставить надгробный крест и памятник? Родственников умершего, которые поставили на Задубенском кладбище памятник по усопшему в ногах, большого труда не составило. Корреспондент «ГЧ» поинтересовалась у родных покойного, с чем связано это отступление от местных традиций.

Валентина Сидоревич пояснила, что она человек верующий. Часто бывает в Жировичах, прочитала много религиозной литературы, слушала разных проповедников и пришла к выводу, что памятник должен быть в ногах. Объяснила она это тем, что крест должен быть перед усопшим, а не позади него.

По ее словам, так считает и их местный священник Вячеслав Цеван , который раньше убеждал людей в том, что ставить крест у ног разумнее, но его никто не послушал. И до этого времени всем усопшим на Задубенском кладбище ставили надгробные кресты посложившейся традиции – у изголовья. На протяжении всей недели поговорить со священником Мальковичского прихода отцом Вячеславом так и не удалось. В поисках ответа автор статьи обратилась к Петру Сычевичу , настоятелю Спасо-Преображенской церкви в д. Будча и Свято-Георгиевской церкви д. Чудин, где традиция ставить надгробные памятники у ног сложилась ранее.

Отец Петр сказал, что никакого конкретного устава по поводу того, где нужно ставить памятник, нет. «Когда хоронят человека, то в могилу покойника опускают головой на запад. На кладбище священник молится, повернувшись к восходу, так как именно оттуда будет пришествие Бога. От креста лицом не отворачиваются, поэтому памятник и должны ставить у ног» . Именно таким образом и поступают сейчас жители деревень Чудин и Будча.

В ответе за подписью протоирея Минского Епархиального Управления Николая Коржича сказано: «Та или иная практика установления креста при погребении зависит от местных традиций и нисколько не еретична. А традиция в разных местах может иметь различный вид. Чадам Православной церкви стоит придерживаться традиции, принятой в том регионе, в котором они проживают. А вообще существует несколько толкований символики установки креста. Так, крест, установленный в ногах, подразумевает, что в будущем воскресении человек, поднимаясь из могилы, смотрит на него и обращается к Своему Создателю. А крест, установленный в изголовье, знаменует хоругвь, которую понесет человек после воскресения как символ победы над сатаной» .

Таким образом, приходим к выводу, что каждый может поступать по своим убеждениям. Но все же традиции наших предков лучше не нарушать.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»