Крещение иногда "действительно", а иногда - "крещение недействительно". Что за оригинальное представление о действительности? Правда ли, что крещение окроплением недействительно? Можно ли отказаться от крестных, не выполняющих своих обязанностей, впавших

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Каждый родитель обязан оградить свое дитя от несчастий. А если человек верующий, то сделать это намного легче. Он просто идет в храм и просит у Бога заступничества для своего ребенка. Господь дарует благодать и защиту во время таинства крещения - особого дня в жизни нового христианина.

Обряд крещения

Принять крещение - значит сделать первый шаг на пути к Богу. Но многие из нас знают о самом обряде очень мало. Поэтому неудивительно, что родители подходят к этому событию с большим вниманием. И это правильно.

ЗАПРЕТЫ НА КРЕСТИНЫ

  1. Самое главное правило, о котором священнослужители устали повторять, касается присутствии крестных родителей в церкви. Если человек не присутствовал во время проведения обряда - крестным он не считается .Безусловно, помогать ребенку и молиться за него никто не запрещает, но своим присутствием крестный дает согласие быть восприемником и обязуется воспитывать дитя согласно христианской вере. Заочно этого нельзя сделать.

  2. Крестными могут быть только те, кто уже крещен. Причем главный крестный у ребенка один: у мальчика - отец, у девочки - мать. Поэтому, если других вариантов нет, на крестинах может присутствовать один человек.
  3. Матери строго воспрещается присутствовать на таинстве в течение 40 дней после родов . До этого времени она считается нечистой. Запрет на вхождение в храм касается и крестной, если день крестин совпал с ее месячными.
  4. Запрещается крестить ребенка человеку, который принял монашество или страдает психическим расстройством.
  5. Родителям нельзя быть крестными собственному чаду. На приемных родителей этот запрет тоже распространяется.
  6. Строго-настрого запрещены браки и любовные отношения между восприемниками и их крестниками, восприемниками и физическими родителями крестника. Вопрос брака восприемников между собой является спорным и в разных храмах к нему относятся по разному.Хотя у нас принято считать, что брать семейную пару в качестве крестных родителей нежелательно, но это скорее традиция, чем запрет. Служители церкви напоминают, что духовное родство всегда превыше телесного.

    «Указом Святейшего Синодa от 31 декaбря 1837 года было признано несуществующим родство между восприемником и восприемницей. Восприемникам одного и того же ребенка можно вступать в церковный брак» .

    Мужу и жене разрешается быть восприемниками разных детей в одной и той же семье. И разрешается крестить детей крест-накрест, то есть родители ребенка (по крайней мере, один из них) могут быть крестными у своих кумовьев.

  7. Запрещено проводить святой обряд крещения сознательно второй раз. Если человек не знает, был ли он крещен, совершить таинство можно только после разрешения священника.
  8. В старинных канонах встречается запрет на купание ребенка после крестин. Омовение нужно совершать на восьмой день после обряда.
  9. Запрещено причащать ребенка , крещенного до 40 дней от рождения. Первое причастие возможно только после воцерковления, которое совершается на сороковый день от роду или позже.
  10. Чтобы не допустить нарушений и не испортить праздник, заранее сходи в храм и узнай у батюшки, как правильно провести обряд , как подготовиться, что нужно купить заранее, а что можно в церкви.

    Если у тебя есть крестники, вспоминай о них не только на дни рождения. Приглашай ребят сходить в храм на исповедь и причастие. А в ежедневной молитве всегда проси у Господа защиты для них и благословения.

    МОЛИТВА К ГОСПОДУ ИИСУСУ ХРИСТУ О КРЕСТНИКАХ

    «Господи Иисусе Христе, буди милость Твоя на крестниках моих (имена), сохрани их под кровом Твоим, покрый от всякаго лукаваго похотения, отжени от них всякаго врага и супостата, отверзи им уши и очи сердечныя, даруй умиление и смирение сердцам их. Господи, все мы создание Твое, пожалей крестников моих (имена) и обрати их на покаяние. Спаси, Господи, и помилуй крестников моих (имена), и просвети их ум светом разума Святаго Евангелия Твоего, и настави их на стезю заповедей Твоих, и научи их, Спасе, творити волю Твою, яко Ты еси Бог наш».

На сегодняшний день в церковном сообществе вновь возобновились горячие споры о внешней форме таинства Крещения. Как его совершать – полным погружением или обливанием достаточно? И что делать тем, кто в силу определенных исторических причин был крещен не полным погружением, а иначе? Посмотрим на этот вопрос с богословской точки зрения.

Собственно, ответ очевиден. Конечно, троекратное полное погружение (с древнегреч. βάφτισμα – омовение, погружение) в специально освященную воду во имя Отца и Сына и Святого Духа есть традиционная форма совершения православного Крещения. Однако многие из тех, кто, будучи взрослым, принял Крещение в советскую или постсоветскую эпоху, скорее всего знают, что полностью в воду их не погружали, но священник трижды кропил или обливал их водой – во имя Отца и Сына и Святого Духа. Конечно, эта мера (Крещение обливанием) была до известной степени вынужденной: в конце 80-х – начале 90-х желающих принять Крещение было много, а действующих храмов – очень мало и практически нигде не было соответствующих баптистериев (купелей) для крещения взрослых. И, естественно, «нужды ради» Крещение совершалось простым троекратным обливанием (окроплением). Люди получали свидетельство о Крещении и считали себя полноправными православными христианами, ходили в Церковь, исповедовались, причащались и т.д.

Однако все это время существовали своего рода религиозные ревнители, которые утверждали, что такое Крещение недействительно, и в случае, если человек крещен именно обливанием, его нужно перекрещивать. В последние годы в связи с деятельностью псевдоправославных сект (в частности, И.Т. Лапкина, соратника анафематствованного Глеба Якунина), которые настаивают, что т.н. «обливанцев» нужно непременно перекрещивать полным погружением эти споры вспыхнули с новой силой. И порой даже люди, многие годы находящиеся в Церкви, поддаются этому соблазну, крестятся «во второй раз», как будто забыв слова Символа веры «верую во едино Крещение во оставление грехов»! Такие, как Лапкин, ведут борьбу с Церковью – выискивают различные «неточности» в церковной жизни. Если некий человек сомневается в канонической полноте принятого им Крещения (допустим, бабушка крестила на дому – так часто происходило в эпоху богоборчества), то таковой может принять Крещение «полным погружением», и для таких случаев употребляется специальная формула «Аще не крещен». Но это должно произойти в православном храме, а не в секте Лапкина. А если таинство совершил православный священник, то о каком «перекрещивании» может вообще идти речь? В связи со всеми этими сложностями мы видим насущную необходимость дать не столько церковно-каноническую оценку таким аспектам как внешняя форма совершения таинства, сколько именно богословскую.

Во-первых, следует отметить, что никакого «перекрещивания» в принципе не существует, ибо «верую во едино Крещение». «Второй раз» совершается едино Крещение над теми, кто в прошлом прошел через некий обряд, называемый «крещением» в тех религиозных общинах, которые, хотя и именуют себя христианскими, однако таковыми не являются. В дореволюционной практике «заново крестили» баптистов, адвентистов, пятидесятников, мормонов и прочих сектантов того времени. Однако, по аналогии с правилами святителя Василия Великого, римо-католиков, а также представителей т.н. древневосточных дохалкидонских расколов и старообрядцев-поповцев, желавших перейти в православную веру, принимали через таинство Покаяния (исповедь). Традиционных протестантов (лютеран, кальвинистов и англикан), а также старообрядцев-беспоповцев принимали через таинство Миропомазания. За первыми признавали апостольскую преемственность, легитимность священства и, соответственно, действительность совершаемых таинств, что же касается традиционных протестантов, то здесь действовал принцип допустимости совершения таинства Крещения мирянином (в особых случаях, когда желающему принять Крещение угрожает смерть). Однако, поскольку таинство Миропомазания мог совершить исключительно пресвитер или епископ (а священство в нашем традиционном понимании у протестантов отсутствует), то над ними производилось таинство Миропомазания. Так в 1891 году через Миропомазание приняла православную веру лютеранка Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадтская, более известная всем нам как святая преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна. И это далеко не единичный случай.

В связи с этим возникает вопрос: если в традиции нашей Церкви допустимо признавать действительность Крещения (а в ином случае и других таинств) даже у других конфессий, чье священство имеет апостольское преемство, то неужели Крещение, совершенное православным батюшкой в православном храме мы можем признавать недействительным? Конечно, существуют различные мнения по этому вопросу. Так, скажем, православные греки на сегодняшний день не признают латинского крещения и, соответственно, заново крестят обращающихся из римо-католицизма. Да и в Русской Церкви многие полагают, что тот образ принятия инославных, который имел место в Российской Империи, является излишне либеральным. Кстати, Константинопольская Церковь на уровне официальных постановлений признает и возможность «перекрещивания» тех, кого крестили «обливанием».

Но здесь требуется расставить очень значимые акценты. Во-первых, в Русской Православной Церкви нет таких постановлений, во-вторых, на греков не выпало тех масштабных гонений и разрушений, которые в минувший век выпали на долю Русской Православной Церкви, и нет, соответственно, насущной потребности крестить миллионы взрослых людей, а для крещения детей баптистерии не нужны. И в понимании греков крещенных «обливанием» следует перекрещивать не потому что Крещение «обливанием» какое-то ущербное, а потому что униаты крестили именно так, и для Константинопольской Церкви «крещенный обливанием» есть униат. В нашей же Церкви «обливанием» крестили не униаты, а православные священники «нужды ради». Или нашим батюшкам нужно было отказывать всем желающим креститься, мол «вот большую купель построим через сорок лет – тогда приходите»? Для справки: в Вознесенском кафедральном Соборе Новосибирска в 90-е годы ежедневно крестили по 500-600 человек, а за весь год принимали Крещение до 50 000 человек. С 1990 по 2000 год в Новосибирске и Новосибирской области приняли Крещение около миллиона человек. Вспомним, что в советское время многие наши сограждане приняли Крещение от священника в домашних условиях (в том числе и в сельской местности), где в принципе «полное погружение» невозможно.

Также «второкрещенцы» в качестве аргумента приводят 50-е апостольское правило, которое «повелевает извергать из сана тех пресвитеров и епископов, которые не крестят в три погружения». Однако в оригинале это правило звучит так: «Аще кто, епископ или пресвитер, совершит не три погружения единого тайнодействия, но едино погружение, даемое в смерть Господню: да будет извержен». Т.е. данное правило направлено против различных ересей первого периода христианской истории. В частности, речь идет об аномейской (или евномианской) секте, в которой «крещение» совершалось не «во имя Отца и Сына и Святого Духа», а только «в смерть Христову». Согласитесь, здесь речь идет несколько об ином. 7-е правило II Вселенского Собора и 95-е правило VI Вселенского Собора, приводимые нашими оппонентами, также говорят о принятии еретиков, а вовсе не об обрядовых тонкостях чинопоследования таинства Крещения.

Но перейдем к самой сути вопроса.

Сердцевиной и обязательным действием самого тайносовершения является крещальная формула: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святого Духа, аминь » – с троекратным погружением в специально освященную воду.

В остальном тайносовершение в разные эпохи и в разных Поместных Церквях имело различное последование и различные особенности, которые могли меняться. Из древних монашеских патериков мы знаем, например, что в аравийских или египетских пустынях за неимением воды крестили песком! Вы только подумайте! И никто из святых отцов не гнал этих христиан перекрещиваться полным погружением в воде. Из житий древних мучеников нам известно, что многие из них «крестились кровью», т.е. формально вообще не проходили таинство Крещения, но их исповедание Христа в жутких муках даже до смерти само по себе было для них Крещением. Неужели «ревнители» потребуют деканонизации всех этих святых? Благоразумный разбойник не был крещен в воде, но был возведен в рай. «Ревнители» потребуют переписать Евангелие?

Не только Крещение, но и другие таинства Православной Церкви в тех или иных ситуациях могли совершаться по-разному. Скажем, Русская Православная Церковь и Иерусалимская служат Литургию исключительно на красном вине, а представители Константинопольской и Румынской Церквей вполне могут использовать для Евхаристии и белое вино (кстати, господа «ревнители», мотивируя возможность «второго крещения» таковыми прецедентами в Константинопольской Церкви, вряд ли одобрят совершение Евхаристии на белом вине). И Московский Патриархат в связи с этим не разрывает с ними евхаристического общения, не объявляет их Причастие недействительным.

Святейший Патриарх Алексий II настаивал на том, чтобы при храмах строились баптистерии и Крещение совершалось полным погружением. Однако никогда Святейший Патриарх (и никто из авторитетных священнослужителей или богословов нашей Церкви) не настаивали на том, что Крещение «обливанием» — недействительное и не требовали перекрещиваться! Зачем же это делают «второкрещенцы»?

«Весь смысл Нового Завета и состоит в переходе от мертвящей буквы ветхозаветной к Духу Жизни. Обрядоверие отвергнуто нашей Церковью как заблуждение»

На наш взгляд, т.н. «ревнители» на самом деле не столько пекутся о чистоте веры, сколько придают самому совершению таинства Крещения (как и, видимо, других таинств и в целом нашей вере) чисто языческий, механистический, обрядовый (в плохом смысле этого слова) характер. Подобное механистическое сознание начисто забывает, что за каждым христианским таинством стоит Живая Личность, Сила, Разум! В Евангелии мы читаем слова Господа: «если кто не родится от воды и Духа , не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Как тут не вспомнить слова Мартина Лютера, который в полемике с римо-католиками, которые настаивали на принципе ех ореге operato («таинства действуют самим фактом своего совершения») с мужицкой прямотой заявил: «Святой Дух – не дурак». Неужели для таинства Крещения самым главным условием является отнюдь не благочестивое желание крещаемого, не знание веры, не его раскаянье, не чистота его устремлений, а то, в каком процентном соотношении его тело соприкоснулось со святой водой? Весь смысл Нового Завета и состоит в переходе от мертвящей буквы ветхозаветной к Духу Жизни. Обрядоверие отвергнуто нашей Церковью как заблуждение. Если у человека нет рук, то как ему осенить себя крестным знамением? Это невозможно! Получается, что он потерян для Вечности? Конечно, нет! Такой «обрядоверческий» подход не имеет никакого отношения к православному учению о таинствах.

Таинство Крещения, совершенное пресвитером, является действительным, несмотря на некоторые изменения во внешних формах его совершения. «Второкрещенцы» в качестве аргумента в пользу своей позиции приводят слова святителя Василия Великого, который, в частности, говорил: «Беда бывает, когда кто-либо умрет без Крещения или когда будет что-либо опущено из преданного при совершении Крещения». Но разве те священники, которые крестили миллионы наших сограждан «обливанием» опускали саму крещальную формулу, разве вода не была участником таинства? Разве можем мы здесь говорить о преднамеренном грубом нарушении совершения таинства?

Чтобы окончательно разобраться в этом вопросе, дерзнем разобрать само таинство Крещения на действующие в нем реалии. Во-первых, это Сам Господь, Который совершает таинство, крестит человека. Во-вторых, это священник, который священнодействует и посредством его молитв и внешних действий Господь сообщает крещаемому Свою благодать. В-третьих, это крещаемый человек, который уверовал во Иисуса Христа и с благоговением и покаянным сердцем испрашивает у Господа доброй совести. Наконец, вода – это материал, посредством которого на человека нисходит Дух Святой. Ветхозаветный и языческий миры знали некое подобие таинства Крещения, как, скажем, «омовение» у иудеев или «митроистские тавроболии», в которых посредством воды совершалось некое сакральное очищение человека. Христос не отрицает это символическое значение, и для таинства Крещения – рождения во Христе – берет именно воду, но вносит в эту воду онтологически иное содержание.

О чем же говорят представители т.н. «богословия второкрещения»? Материалу придается большее значение, чем Богу, священнику и, наконец, самому человеку, а точнее – его вере, его желанию, раскаянию и благоговению. Пусть даже не большее, но, оказывается, силы благодати Божией, молитвы священника, веры крещаемого недостаточнодля того, чтобы таинство Крещения состоялось. Можно сказать по-другому: Бог не слышит молитвы священника, не слышит молитвы желающего креститься, если Крещение совершается не полным погружением. Это что такое? Это чистое язычество. Так раскольничий «архимандрит» Амвросий (Фонтрие) пишет следующее: «Священник берет кисть и всех сразу кропит. На кого попадет вода, а на кого и нет. Может быть, там женщина в парике стоит, и ей на парик несколько капель упадет, но она-то остается некрещеной!» Конечно! Разве Крещение принимает тот, на кого случайно попали капли освященной воды? Крещение принимает тот, кто всем сердцем и умом желает быть Христовым и приступает к таинству. Можно пойти от обратного: если эту случайную женщину (которая, видимо, вовсе не собирается стать христианкой), равно как и ее парик, троекратно полностью погрузить в купель (исполнив все чинопоследование), неужели женщина и ее несчастный парик станут православными? Абсурдно и думать о таком! Здесь необходимо отметить и чисто «детский» психологический фактор. Оказывается, думает человек, согласившийся на «второе крещение», моя христианская жизнь ущербна не потому, что я грешу, а потому что я крещен «неправильно».

Традиция и обрядовые особенности – очень важные, необходимые Церкви реалии, однако недопустимо ими подменять духовную жизнь, нельзя на традицию или обряд сваливать свое собственное нерадение.

Другой апологет «второкрещения» некто В. Смирнов так аргументирует недействительность Крещения окроплением: «Дело в том, что на греческом языке слово «баптизантес» (крещение) буквально означает «погружение, окунание», а не «обливание», следовательно, тот, кто не погружался при крещении, тот по смыслу самого слова и не крестился». Во-первых, сообщим В. Смирнову, что Крещение по-гречески звучит «баптисма» (Βάπτισμα), а не «баптизантес». Во-вторых, неужели для Господа «смысл слова» важнее, чем смысл и содержание самого таинства? Что за странная логика? Так, слово Евхаристия (греч. εὐ-χᾰριστία - благодарение) или Причастие (т.е. единение, общение) не подразумевают вкушения чего-либо. Интересно, какие выводы сделает из этого нюанса господин Смирнов? Неужели потребует заменить Божественную литургию на благодарственный молебен или приходские встречи? Если мы будем оперировать такого рода «логикой», то это будет просто несерьезно. В конце концов, любой физик, вспомнив теорию относительности, может смело заявить: «Ну, знаете ли, «погружение», равно как и «обливание» – это действия относительные». Суть не в процентном соприкосновении воды и всего человека, а в том, что это соприкосновение произошло, в том, что человек понимает то, что с ним происходит и посредством этого соприкосновения таинственно действует Дух Святой по вере этого человека.

Позиция «второкрещенцев» полностью противоречит святоотеческому преданию. Святитель Кирилл Иерусалимский в своих «Огласительных поучениях» пишет: «Если лицемеришь, то люди крестят тебя теперь, а Дух не будет тебя крестить». И это он пишет, наверняка зная о тех, кого крестили песком и кто крестился кровью. Главным же препятствием к восприятию человеком Духа Святого святитель Кирилл считает лицемерие, а вовсе не коэффициент соприкосновения крещаемого с водой. «Второкрещенцы» в процессе защиты своей позиции постоянно к месту и не к месту приводят слова святых отцов, которые в той или иной форме уподобляли полное погружение в воду во время таинства Крещения смерти ветхого человека. Но, во-первых, эти святые отцы ни слова не говорили о перекрещивании тех, кто, в силу различных обстоятельств, был крещен «обливанием» в канонической церкви, во-вторых, нужно различать образ и саму суть совершаемого. Крестит Сам Господь, а не вода, и, если нужно, то Господь способен тайным образом омыть трижды всего человека, хотя и для глаз человеческих на крещаемого попало несколько капель. Откройте Святое Евангелие и посмотрите, сколько раз Господь в силу веры несчастных, но верующих в Него людей, в силу непреодолимых обстоятельств исцелял больных, нарушая при этом Им же установленный Закон (установление субботнего покоя). Помните, как именовались те, кто негодовал от подобных Его действий?

В Ветхозаветной Церкви именно фарисейство, т.е. исполнение чисто внешних обрядов при забвении цели, ради которой были установлены эти требования, привело к отвержению Самого Спасителя. Церковная дисциплина – очень важная вещь, но это условия чисто внешнего порядка, они нужны для нормальной церковной жизни. Они не спасают человека сами по себе и не губят его, если в силу каких-то обстоятельств человек вынужден отступить от них. Существует три реалии: традиция, обряд и догмат. В случае если человек принимает Крещение через «обливание», то это есть нарушение традиции и некоторых обрядовых особенностей, но таковое явление всегда имело место в Православной Церкви и именовалось икономией. Это не отторгает человека от благодати Божией. А вот «второе Крещение» есть уже нарушение догмата, причем догмата настолько важного, что его основной тезис внесен в : «Верую во едино Крещение…» Конечно, невозможно требовать с наших прихожан детального знания всей полноты сложной христианской догматики (этого и не нужно для ведения духовной жизни), но такой догмат, как «едино Крещение» должен знать каждый. И нарушение этого вероучительного принципа есть уже откровенная ересь, которая, вне сомнения, отторгает держащегося ее от Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.

Вконтакте

Количество записей: 381

Спасибо большое за Ваш ответ. Ребенка давно хочу покрестить. Но встал вопрос о крестных родителях. Я хотела, чтобы крестной мамой моего ребенка была моя близкая подруга, но до недавнего времени она была не крещеная. Теперь она покрестилась, но должно пройти некоторое время, чтобы она была готова стать крестной матерью. Благодарю Вас.

Маргарита

Маргарита, при выборе крестных для ребенка важно учитывать не Ваши личные симпатии и черты характера человека, а его отношение к вере и способность помочь малышу возрастать в вере и благочестии. Если Ваша подруга с усердием приобщается к православию, то не стоит долго затягивать с крещением ребенка: пусть они вместе делают свои «первые шаги».

иерей Владимир Шлыков

Благословите, батюшка! Моя дочь была крещена 24.08.1994г в Богоявленском соборе г. Ногинска. Теперь я узнала, что тот, кто обращался за совершением треб и церковных обрядов в период его пленения раскольниками под управлением Адриана (Старина) с 18 января 1993 г. по 30 сентября 1997 г., через то отпал от общения с Православной Церковью. Мы об этом тогда не знали, обряд крещения моей дочери считается недействительным? Что нам теперь делать?

Наталья

Здравствуйте, Наталья. За прошедшие 19 лет Ваша дочь ни разу не исповедовалась и не причащалась? Если нет, то крещенного в расколе необходимо присоединить к Православной Церкви. Для этого надо обратиться к приходскому священнику лично. А если все это время Вы с дочерью вели жизнь христианскую, участвовали в Таинствах, то ничего делать не надо.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, если неправильно заполнено свидетельство о крещении (у крестных написали сначала фамилию, а не имя), это очень плохо? Если потом ребенок захочет венчаться, будет действительно такое свидетельство? Заранее спасибо. за ответ

Юлия

Юлия, это не имеет никакого значения. Свидетельство о крещении - не государственный и не юридический документ. Это никак не повлияет, если он захочет венчаться.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, мы (папа и мама) хотели окрестить ребенка, выбирали крестных и день, но родственники решили это без нашего ведома, и по своему желанию, в наше отсутствие, увезли и окрестили нашего ребенка, сославшись на подходящий момент (гуляли рядом с церковью и решили). Можем ли мы, родные родители, обжаловать это крещение и провести обряд по-нашему желанию, с приглашенными нами крестными и в договоренный день?

Ольга

Ольга, оставьте, как есть, не надо ничего обжаловать. Все совершилось и слава Богу! В конце концов, для Бога ни день, ни крестные не важны. А ребенок уже крещен, и прекрасно, главная цель достигнута, чего еще надо? А теперь надо двигаться дальше: крещение совершилось, теперь надо воспитывать во Христе. А Вы как-то хотите топтаться на начальном этапе, вокруг крещения. Не надо. Все хорошо!

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! Помогите, пожалуйста разобраться.У нас такая ситуация. Моя мама родилась во время войны, в 1944 году. Ее мама (моя бабушка) умерла, когда моей маме было всего 3 месяца. Дед - мамин отец - был партийный директор какого-то завода... Росли дети с их бабушкой. Так вот, моя мама толком не знает, крещеная она или нет. То есть, ее старшая сестра говорит, что их бабушка тайком от отца (так как им всем было строго-настрого запрещено это делать - сталинские времена) крестила их (маму, ее сестру) в каком-то доме. Точнее сказать не могу - дом священнослужителя или нет. В церкви нельзя было, да и не помнит она - вроде как и церковь-то была закрыта...Так вот, меня все время мучает этот вопрос - как быть? Считается ли мама крещеной, или все же нет?

Елена

Елена, все намного проще: если человек твердо не знает, крещеный он или нет, то пусть пойдет и окрестится. Вашей маме нужно пойти в храм, объяснить священнику свои сомнения и просто попросить ее крестить. Храни Вас Бог.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Мама говорит, что я крещеная татарка. Мусульманскую веру не принимала, верю в Бога, но в церкви меня не крестили. Могу ли я стать крестной мамой и что для этого нужно? Заранее спасибо.

Регина

Регина! Если Вы веруете в Господа Иисуса Христа, то нужно креститься. Только члены Православной Церкви, то есть крещеные, могут становиться крестными. Походите на огласительные беседы в храм, узнайте православную веру и креститесь. При этих условиях Вы сможете помочь малышу и молитвой, и приобретенными знаниями, ведь молитва за крестников и воспитание их в православии – главная обязанность крестных родителей.

иерей Владимир Шлыков

Сколько крестных должно быть у двойняшек-девочек?

Вероника

Вероника, двойняшкам, я думаю, достаточно двух крестных: одну крестную мать и одного крестного отца. Выбор крестных - это всегда очень ответственное дело, и к нему нужно подходить не формально, а с полной серьезностью. Крестные должны быть православными христианами, вести православный и целомудренный образ жизни, тем самым подавая пример своим крестникам.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, надо ли предварительно освящать крестильную одежду ребенка перед обрядом крещения, или она освящается во время самого обряда?

Ксения

Ксения, предварительно освящать крестильный набор не надо. Можно попросить батюшку покропить его святой водой непосредственно перед самим крещением.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте. У меня трое детей. Когда крестили старшую дочь и среднего сына, надо мной читали молитву после родов. Это было перед крещением. А недавно крестили младшего (ему 3 месяца), так я не слышала этой молитвы и отдельно ничего не было прочитано, только отрицались от сатаны все, кто был в храме. Как мне поступать?

Алла

Алла, молитва сорокового дня читается обычно после крещения при воцерковлении младенца. Если над Вами она не была прочитана, то подойдите в храме к батюшке и попросите прочитать эту молитву.

иерей Владимир Шлыков

Подскажите, пожалуйста, что это за мнение такое, что нельзя отмечать 40 лет? Откуда это пошло и верно ли это? И еще вопрос - после крещения ребенка пользуемся полотенцем, ее вытираем, знакомые сказали, что так нельзя, что делать? Правда ли, и если да, как исправить ситуацию? Спасибо, храни Вас Господь!

Екатерина

Сугубо светское, глупейшее мнение, Екатерина. Сорокалетие – такой же юбилей, как и все остальные, надо быть в храме, исповедоваться за весь прошедший год, причаститься и благодарить Бога, что Он сподобил дожить до стольких лет, все ожидая нашего покаяния. Что касается полотенца, которое использовалось при крещении, то оно не имеет какой-то сакральной нагрузки, можно пользоваться им в быту. Однако благочестивое чувство при этом подсказывает, что пользоваться им надо для чистых дел, а не для мытья полов, например, или чего-то подобного, так как оно все же использовалось в церковном Таинстве.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! У нас на крещении крёстным в руки ребёнка не дали.С ним ходила бабушка мужа, мы сами толком не поняли, почему они так поступили. Вот и вопрос. Кто же являются на самом деле крёстными моего ребёнка? И правильно ли это, что с ним ходила совсем не крёстная?

Валерия

Валерия! Уставное название крестных – восприемники, то есть крестный – это тот, кто участвует в таинстве крещения и принимает ребенка от святой купели. Для мальчика восприемником должен быть мужчина, для девочки – женщина. Если в Таинстве Крещения участвуют двое крестных, то до купели малыша держит крестный противоположного пола. Крестные являются как бы поручителями за младенца перед Богом, они вместо ребенка, который еще не может говорить и осознавать происходящее, отвечают на вопросы священника, отрицаются от сатаны и дел его и сочетаются (соединяются) Христу. Как видите, крестные принимают на себя обязанность воспитать своего крестника в православной вере и будут отвечать перед Богом в случае нерадения. Думаю, Вам нужно обратиться к священнику, который совершал крещение для разъяснения ситуации, чтобы узнать, кого он в данном случае считает крестной.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшка! меня зовут Станислав, я крестился в 14 лет, сейчас мне почти 17, но есть некоторые "но". 1) У меня не было крестного, крещения принял самостоятельно. 2) Я узнал, что Станислав - это не православное имя, а ведь этим именем меня и крестили. Вопрос в том, есть ли в этом ошибка, может, имя не так уж и важно, а само крещение, правильно? Очень хочу услышать Ваше мнение насчет этого, заранее спасибо.

Станислав

Станислав, по поводу крестного не смущайтесь: действенность крещения от наличия или отсутствия крестных не зависит, Таинство все равно совершилось. А имя Ваше в крещении – Вячеслав, именно с таким именем у нас ныне крестят всех Станиславов.

игумен Никон (Головко)

Можно, чтобы мой парень был моим крёстным?

Елена

Нет, нельзя! Церковные правила запрещают такие браки.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте, батюшка. Слава Богу, наконец решил исповедаться впервые за 52 года жизни. Крещен я армянской апостольской церковью, хотя редко, но хожу все же только в православные храмы. Скажите, пожалуйста, не будет ли противоречить православным церковным канонам мое желание исповедаться в православном храме, или мне подобает сначала быть крещенным по православию? Заранее благодарю Вас за ответ.

Евгений

Евгений, если Вы формально считаетесь членом армяно-григорианской церкви, то Вам необходимо обратиться в православной храм, где после исповеди должен быть совершен над Вами чин присоединения к Православию. Насколько я знаю, речь идет не о крещении, а о миропомазании после исповеди. Однако этим вопросом (как Вас присоединять) должен заниматься конкретный священник, вникнув во все детали. При необходимости Вы можете обратиться прямо в епархиальное управление, где четко определят место и чинопоследование присоединения к Церкви.

протоиерей Максим Хижий

Меня зовут Жанна, в семье никто не помнит, как меня крестили. В 90-е годы начала воцерковляться, священник венчал как Иоанну, мне же всегда казалось, что мое имя в крещении - Евгения. Другой батюшка прочитал молитвы на наречение имени. Я стала Евгенией. Так исповедовалась, причащалась. Потом случайно выяснилось, что меня вообще в далеком детстве не крестили, во всяком случае, никто этого не помнит. Наш батюшка (благочинный) провел обряд крещения, и во время него спросил, с каким именем крестить. Я сказала - Евгения (привыкла уже), а потом вспомнила, что венчалась-то я как Иоанна. Действительно ли мое венчание?

Жанна

Жанна, брак скорее всего будет признан действительным. Но я думаю, чтобы уточнить этот вопрос, Вам лучше подойти к священнику, который Вас крестил.

иерей Владимир Шлыков

Добрый день! Мужа крестили, когда он служил в армии. Крестик, которым его крестили, очень маленький, золотой, я подарила мужу побольше (он мужчина крупный), серебряный. Можем ли мы крестить нашего ребенка с тем крестиком или лучше купить новый?

Мария

Да, Мария, можно крестить младенца с этим крестиком, только вместо цепочки крестик лучше повесить на мягкую веревочку - сутаж.

иерей Владимир Шлыков

Добрый день, подскажите, пожалуйста. Меня взяли крёстным отцом, крестить девочку. Я хочу купить крестик с распятием и надписью сзади "Спаси и Сохрани". Мать ребёнка категорически против, говорит, что девочке такой крестик нельзя, чтобы она не несла крест по жизни. Мать ребёнка хочет крестик без распятия и надписи, ну, она за то, чтобы был с камнями, как ювелирный. Что Вы посоветуете в этой ситуации? Заранее спасибо за ответ.

Валентин

Какое наивное суеверие! Каждый человек несет по жизни свой крест, и это никак не связано с формой нательного креста, который мы носим. Наоборот, мы носим на себе образ Креста Христова, чтобы он придавал нам силы в несении своего жизненного креста, наш нательный крестик напоминает нам, что если нести свой крест достойно, за Крестом следует Воскресение. Мне непонятно, зачем Ваша знакомая тогда вообще хочет крестить дочь, ведь Господь сказал: «Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф.10,38-39).

диакон Илья Кокин

Младенцев крестят при рождении, а взрослые могут пройти процедуру крещения в любом возрасте. Крещение должно быть единожды за всю жизнь человека, но в некоторых случаях церковь допускает второе крещение.

Прежде всего, следует сказать, что же такое крещение. По своей сути это христианское таинство. Считается, что только через крещение человек может стать членом церкви. Сам процесс крещения состоит из погружения младенца в воду, или в обливании водой взрослого человека, принимающего крещение. Все это сопровождается молитвами священника. Молитва называется Символ Веры, также она является основой православия. В этой молитве говорится о едином крещении, что если человек рождается единожды, значит, и принимает крещение один раз в жизни. А во время совершения этого процесса у человека отмываются все грехи, среди которых и первородный грех. Таким образом, духовное рождение возможно один раз, но бывают случаи, когда необходимо второе крещение. Рассмотрим их подробнее.

Существуют люди, которые осквернили свою совесть, или взяли грех на душу, и для того, чтобы очиститься, люди считают, что правильно будет креститься второй раз. Для второго крещения в православной вере существует Таинство Покаяния или Исповеди. Процедура такого крещения заключается в молитве, которую произносят верующие люди, обращаясь к Господу с просьбой очистить душу. Безусловно, повторное крещение должно быть согласовано со священником, как с официальным представителем церкви. От результата повторного крещения зависит жизнь людей, которые верят, что Церковь им поможет в сложной ситуации.

Кроме того, на практике встречаются люди, которые не знают крещенные они или нет, либо просто не помнят, а спросить уже не у кого. И тогда священник, несколько меняя слова молитвы, имеет право произвести крещение. Кроме того, бывают люди, которые часто меняют свою религию. И в случаях возврата к первоначальной вере, человеку следует раскаяться и пройти крещение второй раз. Это редкие случаи, решать которые нужно со священником. Также вопросом, можно ли креститься второй раз, задаются люди, желающие поменять свое имя. Кроме того, второй раз крестятся люди, которые вели греховный образ жизни, а сейчас пришли к вере в Бога.

Главное помнить, что желание повторного крещения должно исходить от человека лично, человек должен быть на сто процентов уверен в своем желании, а не по тому, что кто-то сказал это сделать. Если человек для себя точно решил, что нужна повторная процедура крещения, то важно это желание грамотно мотивировать перед церковью, приведя все свои аргументы. А церковь всегда примет в свои ряды человека, желающего очистить душу или совесть. Все вопросы такого характера имеют индивидуальный подход, необходимо все продумать, и заранее обговорить все действия со священником, который будет проводить повторное крещение.

Мотивы второго крещения у каждого человека могут быть свои, но главное в этом деле — это вера в правильность и необходимость данного решения, которое может повлиять на будущую жизнь человека.

Люди решают принять Крещение или крестить своих детей по разным мотивам: чтобы быть как все, чтобы не болеть… Игумен Феогност (Пушков), кандидат богословия, считает, что священники обязаны отказывать в Крещении тем людям, которые пока еще не готовы стать христианами. И в этом нет проявления презрения или нелюбви, но есть только призыв к ответственности.

Такой случай произошел как-то на украинском приходе. Приезжают ко мне вечером на машине изрядно подвыпившие граждане: женщина лет 55-60-ти, её дочь и жених дочери, и заявляют, что им "срочно надо покреститься". Удивлённый такой спешкой, я стал говорить о подготовке ко Крещению, на что мне заявляют, что у них нет времени: "Сегодня была помолвка, это вот жених моей дочери, а в субботу они расписываются. Так мать жениха сказала, что надо ж наших молодых иконами благословить, а как же осенять иконами, если невеста не крещённая?"

Я задаю вопрос: "Так что, вы собираетесь креститься только ради того, чтобы завтра дочь иконой осенить?" (оцените степень заблуждения (!) — величайшее Таинство поставлено не как цель и само по себе высшее благословение). Мне дали утвердительный ответ, мол, нам больше ничего и не надо. Я задал вопрос: "Собираются ли молодые венчаться?" Мать мне твердо ответила: "Наши деды сказали, что достаточно их благословения, и никакого венчания не надо — пусть живут, а то может и разбегутся". Пытаюсь объяснить, что это не основание для Крещения, и что, собственно иконой-то благословить может мать и некрещеное дитя, но креститься надо только в случае обретения веры и понимания, какую ответственность возлагает Крещение на крестящихся. Заявил им, что пусть они на утро приходят вместе с женихом на службу (дело было под какой-то праздник) и на беседу, только не "под мухой".

Они пофыркали и поехали. Наутро, конечно, никто не пришел. Потом я узнал, что на утро они ездили к нашему благочинному, и каким-то образом им удалось у него креститься. За прошедший год они ни разу не явились на Богослужение, ни разу!

На мой вопрос благочинному (который, как человек, к слову, обладает прекрасным характером, гостеприимен, добродушен, спокоен), я услышал: "Батюшка, ну надо ж снисходить к слабостям людским — пусть они сейчас еще и не понимают, не сознают, ну, а потом, может, придут когда-нибудь"!

Можем ли мы себе представить, чтобы апостол Павел соизволил крестить людей заведомо неверующих и не собирающихся жить по-христиански? Причем тут снисхождение к слабостям? Тут дело не в слабостях, а в том, что люди просто относятся к Таинству как к какому-то языческому обряду, шаманству. При таком отношении к Таинству самым высшим "снисхождением" к человеку и будет отказ ему в Крещении, чтобы не возлагать на неподготовленного человека бремя ответственности за принимаемый дар. Именно из "снисхождения" к немощи человека и был установлен продолжительный (иногда до года и более) период оглашения, то есть, подготовки к Таинству Крещения, чтобы человек созрел и осмыслил то, к чему дерзает приступать. И именно когда они, как говорит благочинный, "потом, когда-нибудь осознают", вот тогда их и следует крестить. При описанном же отношении крестить ни в коем случае нельзя, недопустимо!
__

И еще случай из нашего прихода. Приходят крестить мальчика, лет 7-8. Веду беседу с родителями, спрашиваю о причинах их явки и о готовности их ходить вместе с ребёнком в храм. Они заявляют, что пришли крестить только потому, что "бабка-знахарка сказала, что мальчик порченый" и нашла у него какое-то заболевание, которое собиралась лечить. Я с полчаса начинаю объяснять, что нельзя допускать каких-либо бабок к ребенку, что Крещение смоет с него все предполагаемые или реально имеющиеся быть "порчи", но что ребенка надо бы еще и врачам показать, так как регион у нас первенствуют по раку и туберкулёзу лёгких (а ребенок покашливал). Со мной соглашаются - и я соглашаюсь крестить с условием, что родители на утро придут на Литургию и причастят ребенка, да и сами подготовятся к Причастию. Они дают согласие, я крещу ребёнка. Наутро никто не явился в храм. Потом я узнаю, что они-таки потащили ребёнка к "бабке пошептать". Подождав с месяц их покаяния и вразумления, я при встрече на улице пытался их образумить, но они даже "за ухом не почесали".
__

Существует два канонических правила, говорящих, что Крещение в подобных случаях почти что ничего не значит, если ему не сопутствует православная вера и жизнь.

"Поскольку некоторые из иудейского вероисповедания, блуждая, возомнили ругаться Христу Богу нашему, притворно делаясь христианами, втайне же отвергаясь Его, и скрытно праздную иудейскую субботу, и прочее иудейское исполняя, то определяем, их ни во общение, ни в молитве, ни в церковь ни принимать, но явно быть им, по их вероисповеданию — иудеями. И детей их не крестить…
Если же кто из них с искреннею верою обратится, и исповедует оную от всего сердца, торжественно отвергая иудейские обычаи и дела, дабы чрез то и других обличить и исправить — этих принимать и крестить детей их, и утверждать их" .

В комментарии на это правило митрополит Никодим (Милаш) пишет: "Относительно того, что не следует крестить детей у тех родителей, которые сами по-настоящему не обратились в христианство, Вальсамон замечает, что некоторые иудеи и язычники …приносили своих детей к христианским священникам для Крещения, смотря на Крещение не как на Таинство веры, а как на некое лекарство…

Во времена Константинопольского патриарха Луки Хризоверга (1156-1169гг.) пришли в Константинополь некоторые из турок и заявили, что они христиане, так как в детстве были крещены у себя на родине. На вопрос патриарха "как это могло быть, ведь они исповедуют ислам", они отвечали, что у них на родине есть местный обычай — нести новорождённого ребёнка к христианскому священнику, чтобы тот окрестил его, так как по местному поверью, пока священник его не окрестит - в новорождённом пребывает злой дух.

Из этого собор заключил, что Крещения, требуемого у христиан, турки искали не с православными намерениями, …но смотрели на него как на некое лекарство или даже вид чародейства. Такое крещение собор действительным не признал и туркам вынес решение, что если они хотят стать поистине христианами, им надлежит уже по-настоящему с верою принять это Таинство".

Об этом же говорит и 135-е правило Номоканона при Большом Требнике Русской Православной Церкви. Это — вопиющий и едва ли ни единственный случай, когда Крещение, совершенное православным священником и в Православной Церкви, признается недействительным, так как интенция крестящихся не соответствовала православной вере.

Крещение — это рождение, которое само органически является прорастанием семени веры. Если "семя" (основание, или мотив ко Крещению) - не от веры, а от различных суеверных заблуждений, то возникают сомнения в действительного того, что проросло от этого семени (то есть, самого Крещения). Это не значит, что поголовно нужно всех "перекрещивать", когда они вздумают стать подлинно православными (ведь в "советское" время в основном-то и крестили по суеверным побуждениям — "чтобы не болел", "чтобы не сглазили" и т. д.). Просто необходимо серьезно отнестись к тем причинам, которые побуждают родителей переступить порог храма с ребёнком на руках. Вы входите в Дом Божий, а не в музей. Если вы сами вместе с ребёнком не готовы стать членами Семьи Христовой, тогда не следует вам крестить ребёнка. Ведь в чине Крещения крестящийся даёт обещания Богу, а Церковь молится, чтобы крещеный стал верным чадом Христовой Церкви, "насаждённым в Доме Бога нашего на корне веры".
__

Также случай из нашего благочиния. В селе моего прихода проживает один человек — лет 50-55-ти. Занимается пасекой, ведёт самодостаточный образ жизни, сконцентрированной на "себе, любимом". В частной беседе выяснилось, что он еще не крещён и хотел бы покреститься, "чтобы быть как все". Я начинаю за чашкой чая ему объяснять, что такое Крещение, что такое храм и Богослужение. Он тут же мне твёрдо заявляет: "В храм не пойду, если креститься, то так, чтобы никто не знал — чтоб не сглазили, и вообще в храм не пойду, исповедь и Причастие не принимаю" и с ухмылкой, показывая на бутыль настойки, говорит: "вот моё причастие". Я - в шоке, едва сдерживая гнев, говорю, что креститься ему нельзя, что его кощунство и простительно-то ему только потому, как он не крещён, а как будет крещён — ничего с рук не спустится, но строго за все взыщется. На что мой собеседник машет руками и говорит: "Да что там взыщется? Я никого не обокрал и не убил, а в загробную жизнь скорее не верю, чем верю, да и бабки наши говорили, что Крещение помогает в этой жизни — будет больше благополучия. И вообще крещусь, если и не у вас, так у другого". Я хватаюсь за голову, понимая, что ничего этому существу объяснить просто невозможно.
__

Для того, чтобы еще яснее показать насколько немыслимо и недопустимо крестить еще реально не пришедшего к вере человека приведу ряд понятных житейских сравнений: предположим, кто-то нанимается работать на бельевую фабрику. Сначала, разумеется, его требуют ознакомиться с принципами работы и правилами поведения на фабрике, а затем, при согласии их выполнять, подписать соответствующий договор. И вот человек подписывает договор, потом кладёт ручку на стол и тут же заявляет: "Ну вот, теперь я один из сотрудников завода, так что извольте мне выдавать все льготы, которыми пользуются прочие сотрудники завода — льготные путёвки, скидка на проезд в городском транспорте и, конечно же, ежемесячно своевременно зарплату давайте. Да, и вот еще что, нигде работать я тут не собираюсь. И приходить на завод буду только в дни выдачи зарплаты или за справкой".

Как вы думаете, дорогие читатели, как отреагирует начальство и коллектив завода на этот "кадр"? Думаю, и отвечать не стоит… Скажите, а что грозит солдату, который после вступления на службу, принесения присяги откажется идти на саму воинскую службу и будет бродить по городу в воинской форме, бряцая оружием (читаем: "с крестиком на шее")? Какое мнение он создаст у окружающих о военных?.. Неужели не очевиден ответ?! О человеке, готовящемся принять Крещение, в молитвах чина об оглашенных сказано, что он "новоизбранный воин Христа Бога нашего". Соответственно, Церковь — не только семья, но, как писал еще в III Тертуллиан, - армия Христова. А значит, в ней так же присутствует своя "воинская дисциплина" и последствия за ее нарушение.

Людям, которые не готовы стать христианами, мы обязаны отказывать в Крещении потому, что они еще не готовы быть крещёными людьми. Они еще не созрели для этого. Крещение (как и доверие других функций в любой отрасли человеческой деятельности) людей, не готовых к тому, приведёт к гибельным последствиям и для самой Церкви, и лично для дерзнувшего принять Таинство без надлежащей подготовки.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»