Чертежи танка т 38. Экранирование легкого танка

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Советский легкий плавающий танк Т-38 участвовал в боевых действиях на реке Халхин-Гол в тысяча девятьсот тридцать восьмом, во время присоединения Западной Украины в тридцать девятом, во время конфликта с Финляндией. В последний раз Т-38 использовали во время наступления на Карельском перешейке в 1944 году, на реке Свирь.
Опыт войсковых испытаний Т-37А оказался разочаровывающим. Как вскоре выяснилось, конструкция машины обладала множеством недостатков. Среди них особенно

досадными были недостатки в конструкции трансмиссии, которая оказалась недостаточно надежной. Помимо этого слетали гусеницы, плавучесть амфибии оказалась недостаточной. Как следствие, КБ завода №37 получило заказ на конструирование машиныа которой были бы изжиты недостатки серийного танка. Руководил проектированием Н.Астров, работы над проектом начались в конце тридцать четвертого года. Основное внимание при проектировании уделили как уставанию выявленных недостатков, так улучшению надежности узлов и агрегатов танка.

Разработка танка и путь в серию.

В начале лета 1935 года, начались испытания новой амфибии, которая получила войсковой индекс Т-38. Общая компоновка машины в целом повторяла таковую у своего предшественника. Хотя механик-водитель находился не слева, а справа. Соответственно башню сместили влево. В конструкции танка нашли широкое применение узлы серийного Т-37А. Т-38 оказался ниже и шире, а дополнительных поплавков не имел вовсе. Вооружение оставили прежним, все тот же пулемет ДТ винтовочного калибра. Конструкция башни, за исключением некоторых деталей осталась прежней. Прежним остался и двигатель, все тот же ГАЗ-АА. Двигатель совместно с главным фрикционом и КПП расположили вдоль оси машины между местами командира и водителя. Ходовая Т-38 во многом заимствована у предшественника. В частности конструкция гусеницы и тележек подвески повторяли таковую у Т-37А. Изменения коснулись ведущего и направляющего колеса, которое по своим размерам стало аналогичным опорным каткам. Движение на воде обеспечивал трехлопастный винт, для изменения направления движения служил плоский руль. Отбор мощности для движения происходил от редуктора, укрепленного на КПП.
Однако танк Т-38 оказался недостаточно надежным в эксплуатации и в период прохождения испытаний зачастую оказывался в ремонте, а не на полигоне. Но, несмотря на это двадцать девятого февраля тысяча девятьсот тридцать пятого года его приняли на вооружение, вместо Т-37А. Оба танка какое-то время одновременно состояли в производстве. Серийная машина в деталях отличалась от своего прототипа. Изменения коснулись как люка механика-водителя, так и бронекорпуса. В ходовую внесли дополнительный опорный каток. Бронекорпуса Т-38 производил исключительно Подольский завод, который к тому времени смог выпускать в достаточных количествах. В тридцать шестом году, выпустили некоторое количество Т-38 со сварными башнями из задела Т-37А, производства Ижорского завода.

Тактико-технические характеристики Т-38

ТТХ легкого плавающего танка Т-38
Боевой вес, кг. 3160
Экипаж, кг. 2
Длина общая, мм. 3730
Ширина, мм. 2220
Высота, мм. 1660
Клиренс, мм. 290
Ширина трака, мм. 200
Вооружение
Пулеметов, шт х тип. 1 х ДТ
Патронов, шт. 1515
Толщина брони.
Верт. корпуса, мм. 9
Горизонт. корпуса, мм. 6-4
Башня, мм. 9
Двигатель
Тип. 4т/4ц/к/ж
Марка. ГАЗ-АА
Мощность макс., л.с. 45
При частоте об./мин. 2400
Передач КПП. 4/1
Скорость макс. 45
Тип топлива. Бензин 1 сорта.
Емкость бака, л. 120
Запас хода.
-шоссе, км. 240
-проселок, км. 120
Уд. давление кгс./см. 2 0,43
Преодолеваемые препятсвия.
Подъем, град. 30
Спуск, град. 30
Ров, мм. 1400
Стенка, мм. 600

Легкий танк Т-38, выпуска 1936 г.

Вид на днище. Т-38

Совершенствование конструкции Т-38

Освоение танка в серии не положило конец работам по совершенствованию его конструкции. В 1936 году танк оборудовали тележками нового образца. При прохождении пробега на гарантийный километраж, тележки новой конструкции показали свое преимущество.
Отчет комиссии по результатам испытаний содержал предложения установить двигатель М-1 для улучшения динамики Т-38. Помимо этого в отчете имелись замечания о том, что гусеницы все же продолжают спадать на пересеченной местности, рабочие места экипажа оставляют желать лучшего, плохо работает амортизация подвески. Следовало улучшить как плавучесть, так обзор слева по борту, для механика-водителя. В тридцать седьмом году конструкция танка претерпела некоторые изменения, наиболее значимыми были тележки нового образца и освоение в производстве радийного варианта укомплектованного радиостанцией 71-ТК-1 и штыревой антенной. Весной этого же года выпуск Т-38 пришлось остановить вследствие большого числа жалоб поступавших из армии. После летних маневров КБ завода №37 настоятельно рекомендовали провести модернизацию танка Т-38.
Суть состояла в следующем:

  • повышение скорости движения;
  • улучшение плавучести и скорости движения на воде;
  • усиление вооружения танка;
  • повышение срока службы и надежности узлов и агрегатов;
  • повышение удобства обсаживания;
  • унификация узлов и деталей с тягачем «Комсомолец».

Процесс модернизации проходил весьма медленно. Немногочисленное КБ было загружено обеспечением производства тягача «Комсомолец» и работами по проекту танка-амфибии Т-29. Поэтому первые два модернизированных Т-38 увидели свет только весной тридцать восьмого года. Были изготовлены всего два прототипа танка –Т-38М1 и Т-38М2. Машины имели тележки от тягача «Комсомолец» и двигатель ГАЗ М-1 в 50 лс. Вариант Т-38М1 имел увеличенный по высоте на 100 мм бронекорпус, что в итоге давало увеличение водоизмещения на 600 кг. Помимо этого изменения коснулись ленивца, для уменьшения продольных колебаний, его сместили вниз на сто миллиметров вниз. Танк оборудован радиостанцией. Бронекорпус Т-38М2 увеличили на 75 миллиметров, так что прирост водоизмещения составил 450 кг. Место положения ленивца осталось прежним. Радиостанции танк не имел. В остальном танки были идентичны.

На испытаниях мая-июня тридцать восьмого года оба танка показали свое преимущество над серийным Т-38. АБТУ решило начать серийно производство Т-38М с учетом выявленных изменений, которые показались оправданными в процессе испытаний. План предусматривал к началу тридцать девятого года освоить в производстве бронекорпуса Т-38М. Однако первые корпуса смогли получить только в феврале. Как следствие первые три Т-38М покинули цеха в апреле 1938года. После прохождения испытаний интерес к этим танкам упал. Более перспективным на тот момент казался танк Т-40. Поэтому заказ ограничили опытной партией в семь машин, которые в дальнейшем использовали в качестве учебных. В 1939 году завод №37 получил предписание изготовить 122 не модернизированных Т-38, используя задел бронекорпусов сохранившийся с тридцать седьмого года. Всего за годы производства изготовили 1175 линейных танков и 165 радийных Т-38, включая 7 Т-38М.

Первая попытка усилить вооружение

Одновременно с работами над Т-38М, КБ завода №37 предприняло попытки усилить вооружение серийного Т-38. Для чего разработали новую коническую башню под установку пулеметной спарки из крупнокалиберного пулемета ДК и того же ДТ. Эти работы были закончены только к весне тридцать девятого года, когда уже в производстве осваивали опытные Т-40. Поэтому и эта модернизация оказалась неактуальной.

Экранирование легкого танка

По итогам применения танков во время гражданской войны в Испании, во втором-третьем квартале 1938года проходили испытания Т-38 с экранированным корпусом. В соответствии с заданием усилили бортовую и лобовую броню танка. Каких-то других сведений, равно как и результатов испытаний не найдено. В 1941 году слушатели ВАММ разработали проект железобетонной брони для Т-38. По – сути это была съемная опалубка, которая давала возможность заливать броню бетоном непосредственно перед боем и демонтировать после, если в том возникнет необходимость. Однако война прервала дальнейшие работы по этой теме. Повторно к идее экранирования вернулись уже в начале войны. По проекту, разработанному в НИБТ полигона, на верхний лист Т-38 крепили 12-мм лист брони. Лист установлен таким образом, что закрывал подбашенную коробку и имел вырез для наблюдения механиком-водителем. Так же экранами прикрывали верхнюю часть борта и лба башни. Испытания обстрелом показали вполне удовлетворительный результат, но работы по этой теме были остановлены в октябре 1941 года.

20-мм пушка в танке. Новая попытка усилить вооружение

Новая попытка усилить вооружение Т-38 предприняли летом 1941 года. Тогда сотрудники НИБТ полигона перевооружили пару танков 20-мм пушкой ШВАК. По документам такие машины проходили какТ-38Ш либо Т-38ШВАК. Танки передали ОКБ-16, где в конструкцию внесли некоторые изменения обеспечивающие удобство заряжания, удержания и возможность ведения огня одиночными выстрелами.
В начале августа пушку установили в танк и отправили на испытания. В процессе, которых выявили немало недостатков. Наиболее существенными были отсутствие пулемета, что не позволяло рационально использовать боекомплект пушки.
При ведении огня из пушки очередями, имелась столь сильная вибрация, что временно заклинивало башню. Неудачная конструкция прицела не давала возможности вести огонь далее трехсот метров. Помимо этого ведение огня командиром было недостаточно удобным. Несмотря на все недостатки, опыт перевооружения признали удачным и таким образом перевооружили еще один Т-38. О дальнейших испытаниях танков данной модификации не известно. Первого октября сорок первого года, приказом наркома Малышева работы по этим танкам, а так же по экранированию Т-38 и Т-40 прекращены.

Танк Т-38 видео.

  • Танк Т-38 видео. Подъем, выезд после восстановления
  • Лёгкий танк Т-38 Видео
  • Тест-драйв Т-38, видео

Современные боевые танки России и мира фото, видео, картинки смотреть онлайн. В данной статье дается представление о современном танковом парке. В его основу положен принцип классификации, используемый в наиболее авторитетном на сегодняшний день справочнике, но в несколько измененном и улучшенном виде. И если последний в своем первозданном виде еще можно встретить в армиях целого ряда стран, то другие уже стали музейным экспонатом. И всего-то в течение 10 лет! Идти по стопам справочника Jane’s и не рассматривать эту боевую машину (весьма кстати любопытную по конструкции и ожесточенно обсуждаемую в свое время), составлявшую основу танкового парка последней четверти XX века, авторы посчитали несправедливым.

Фильмы про танки где до сих пор нет альтернативы этому виду вооружений сухопутных войск. Танк был и, вероятно, надолго останется современным оружием благодаря возможности сочетать в себе такие, казалось бы, противоречивые качества, как высокая подвижность, мощное вооружение и надежная защита экипажа. Эти уникальные качества танков продолжают постоянно совершенствоваться, а накопленные за десятилетия опыт и технологии предопределяют новые рубежи боевых свойств и достижений военно-технического уровня. В извечном противостоянии «снаряд - броня», как показывает практика, защита от снаряда все более совершенствуется, приобретая новые качества: активность, многослойность, самозащищенность. В то же время снаряд становится более точным и мощным.

Русские танки специфичны тем, что позволяют уничтожить противника с безопасного для себя расстояния, имеют возможность совершать быстрые маневры по бездорожью, зараженной местности, могут «пройтись» по территории, занятой противником, захватить решающий плацдарм, навести панику в тылу и подавить врага огнем и гусеницами. Война 1939-1945 гг стала наиболее тяжелым испытанием для всего человечества, так как в нее были вовлечены почти все страны мира. Это была битва титанов – ют самый уникальный период, о котором спорили теоретики в начале 1930-х и в ходе которого танки применялись в больших количествах практически всеми воюющими сторонами. В это время проходила "проверка на вшивость" и глубокое реформирование первых теорий применения танковых войск. И именно советские танковые войска все это затронуто в наибольшей степени.

Танки в бою что стали символом прошедшей войны, становым хребтом советских бронетанковых войск? Кто и в каких условиях создавал их? Каким образом СССР, потерявший большую часть своих европейских территорий и с трудом набиравший танки для обороны Москвы, смог уже в 1943 г выпустить на поля боев мощные танковые соединения?На эти вопросы призвана дать ответ эта книга, повествующая о развитии советских танков "в дни испытаний", с 1937-го по начало 1943 г. При написании книги использованы материалы архивов России и частных коллекций танкостроителей. В нашей истории был период, который отложился в моей памяти с каким-то гнетущим чувством. Он начался с возвращения наших первых военных советников из Испании, а прекратился только в начале сорок третьего, – рассказывал бывший генеральный конструктор САУ Л. Горлицкий, – ощущалось какое-то предгрозовое состояние.

Танки второй мировой войны именно М. Кошкин, чуть ли не подпольно (но, конечно, при поддержке "мудрейшего из мудрых вождя всех народов"), смог создать тот танк, что спустя несколько лет повергнет в шок немецких танковых генералов. И мало того, он не просто создал его, конструктору удалось доказать этим глупцам-военным что именно его Т-34 нужен им, а не очередной колесно-гусеничный "автострадник. Автор находится на несколько иных позициях, которые сформировались у него после знакомства с предвоенными документами РГВА и РГАЭ. Поэтому, работая над этим отрезком истории советского танка, автор неизбежно будет противоречить кое-чему "общепринятому". Данная работа описывает историю советского танкостроения в самые трудные годы – от начала радикальной перестройки всей деятельности конструкторских бюро и наркоматов в целом, во время бешеной гонки по оснащению новых танковых соединений РККА, перевода промышленности на рельсы военного времени и эвакуации.

Танки википедия автор хочет выразить свою особую благодарность за помощь в подборе и обработке материалов М. Коломийцу, а также поблагодарить А. Солянкина, И. Желтова и М. Павлова, – авторов справочного издания "Отечественные бронированные машины. XX век. 1905 – 1941", так как эта книга помогла понять судьбу некоторых проектов, неясную прежде. Также хочется вспомнить с благодарностью те беседы с Львом Израэлевичем Горлицким, бывшим главным Конструктором УЗТМ, которые помогли по новому взглянуть на всю историю советского танка в годы Великой Отечественной войны Советского Союза. У нас сегодня почему-то принято говорить о 1937 -1938 гг. только с точки зрения репрессий, но мало кто вспоминает, что именно в этот период были рождены те танки, что стали легендами военной поры…" Из воспоминачий Л.И. Горлинкого.

Советские танки подробная оценка о них того времени звучала из многих уст. Многие старые люди вспоминали, что именно с событий в Испании всем стало ясно, что война все ближе подбирается к порогу и воевать придется именно с Гитлером. В 1937 г. начались массовые чистки и репрессии в СССР и на фоне этих непростых событий советский танк начал превращаться из "механизированной кавалерии" (в которой одно из его боевых качеств выпячивалось за счет снижения других) в сбалансированную боевую машину, обладающую одновременно мощным вооружением, достаточным для подавления большинства целей, хорошей проходимостью и подвижностью при броневой защите, способной сохранить его боеспособность при обстреле наиболее массовыми противотанковыми средствами вероятного противника.

Большие танки рекомендовалось вводить в состав дополнительно только специальные танки – плавающие, химические. Бригада имела теперь 4 отдельных батальона по 54 танка и была усилена за счет перехода от трехтанковых взводов к пятитанковым. Кроме того, Д. Павлов обосновал от каз от формирования в 1938 г. к четырем имеющимся мехкорпусам еще трех дополнительно, считая, что эти соединения немобильны и трудноуправляемы, а главное – требуют иной организации тылов. Тактико-технические требования к перспективным танкам, как и ожидалось, были скорректированы. В частности, в письме от 23 декабря начальнику КБ завода № 185 им. С.М. Кирова новый начальник потребовал усилить бронирование новых танков с тем, чтобы на дистанции 600-800 метров (эффективная дальность).

Новейшие танки мира при проектировании новых танков необходимо предусмотреть возможность увеличения уровня броневой защиты во время модернизации по крайней мере на одну ступень…" Эта задача могла быть решена двумя путями Во-первых, увеличением толщины броневых листов и, во-вторых, "применением брони повышенной сопротивляемости". Нетрудно догадаться, что второй путь считался более перспективным, так как применение особым образом упрочненных броневых листов, или даже двухслойной брони, могло при сохранении прежней толщины (и массы танка в целом) поднять ее стойкость в 1,2-1,5 раза. Именно этот путь (применение особо упрочненной брони) и был выбран в тот момент для создания новых типов танков.

Танки СССР на заре танкового производства наиболее массово применялась броня, свойства которой по всем направлениям были идентичны. Такая броня называлась гомогенной (однородной), и с самого начала броневых дел мастера стремились к созданию именно такой брони, ведь однородность обеспечивала стабильность характеристик и упрощала обработку. Однако в конце XIX века было замечено, что при насыщении поверхности броневой плиты (на глубину от нескольких десятых долей до нескольких миллиметров) углеродом и кремнием ее поверхностная прочность резко повышалась, тогда как остальная часть плиты оставалась вязкой. Так в обиход вошла гетерогенная (неоднородная) броня.

Военные танки применение гетерогенной брони было очень важно, так как увеличение твердости всей толщи броневого листа приводило к уменьшению его упругости и (как следствие) к увеличению хрупкости. Таким образом, наиболее прочная броня при прочих равных условиях оказывалась очень хрупкой и часто кололась даже от разрывов осколочно-фугасных снарядов. Поэтому на заре броневого производства при изготовлении гомогенных листов задача металлурга заключалась в том, чтобы достичь максимально возможной твердости брони, но при этом не потерять ее упругости. Поверхностно упрочненная насыщением углеродом и кремнием броня была названа цементированной (цементованной) и считалась в то время панацеей от многих бед. Но цементация – процесс сложный, вредный (например, обработка раскаленной плиты струей светильного газа) и сравнительно дорогой, и потому его освоение в серии требовало больших затрат и повышения культуры производства.

Танк военных лет даже в эксплуатации эти корпуса были менее удачными, чем гомогенные, так как без видимых на то причин в них образовывались трещины (преимущественно в нагруженных швах), да и ставить заплатки на пробоины в цементованных плитах в ходе ремонта было весьма затруднительно. Но все же ожидалось, что танк, защищенный 15-20-мм цементованной броней, будет эквивалентен по уровню защиты такому же, но укрытому 22-30-мм листами, без значительного увеличения массы.
Также к середине 1930-х в танкостроении научились упрочнять поверхность сравнительно тонких бронеплит неравномерной закалкой, известной с конца XIX века в судостроении как "метод Круппа". Поверхностная закалка приводила к значительному увеличению твердости лицевой стороны листа, оставляя основную толщу брони вязкой.

Как стреляют танки видео до половины толщины плиты, что было, конечно, хуже, чем цементация, так как при том, что твердость поверхностного слоя была выше, чем при цементации, упругость листов корпуса значительно снижалась. Так что "метод Круппа" в танкостроении позволял поднять прочность брони даже несколько больше, чем цементация. Но та технология закалки, что применялась для морской брони больших толщин, уже не годилась для сравнительно тонкой брони танков. До войны этот способ почти не применялся в нашем серийном танкостроении из-за трудностей технологического характера и сравнительно высокой стоимости.

Боевое применение танков наиболее отработанной для танков была 45-мм танковая пушка обр 1932/34 гг. (20К), и до событии в Испании считалось, что ее мощности вполне хватает для выполнения большинства танковых задач. Но бои в Испании показали, что 45-мм орудие может удовлетворять только задаче борьбы с вражескими танками, так как даже обстрел живой силы в условиях гор и леса оказывался малоэффективным, а уж вывести из строя окопанную вражескую огневую точку можно было только в случае прямого попадания. Стрельба же по укрытиям и ДЗОТам была неэффективна вследствие малого фугасного действия снаряда массой всего около двух кг.

Виды танков фото чтобы даже одно попадание снаряда надежно выводило из строя противотанковую пушку или пулемет; и в-третьих, чтобы увеличилось пробивное действие танковой пушки по броне вероятного противника, так как на примере французских танков (уже имевших толщину брони порядка 40-42 мм) стало ясно, что броневая защита иностранных боевых машин имеет тенденцию к значительному усилению. Для этого существовал верный путь – увеличение калибра танковых пушек и одновременное увеличение длины их ствола, так как длинная пушка большего калибра ведет огонь более тяжелыми снарядами с большей начальной скоростью на большее расстояние без исправления наводки.

Лучшие танки мира имели пушку большого калибра, также имеет большие размеры казенной части, значительно больший вес и увеличенную реакцию отдачи. А это требовало увеличения массы всего танка в целом. Кроме того, размещение в замкнутом объеме танка больших по габаритам выстрелов приводило к снижению возимого боекомплекта.
Положение усугублялось тем, что в начале 1938 г. вдруг оказалось, что дать заказ на проектирование нового, более мощного танкового орудия просто некому. П. Сячинтов и вся его конструкторская группа были репрессированы, так же как и ядро КБ "Большевика" под руководством Г. Магдесиева. На воле осталась лишь группа С. Маханова, который с начала 1935 г. пытался довести свое новое 76,2-мм полуавтоматическое единое орудие Л-10, да коллектив завода № 8 неспешно доводил "сорокапятку".

Фото танков с названиями количество разработок велико, но в серийное производство в период 1933-1937 гг. не принят ни один…". В самом деле, ни один из пяти танковых дизелей воздушного охлаждения, работа над которыми велась в 1933-1937 гг. в двигательном отделе завода № 185, доведен до серии не был. Более того, несмотря на решения на самых верхних уровнях о переходе в танкостроении исключительно на дизельные двигатели, процесс этот сдерживался рядом факторов. Конечно, дизель имел значительную экономичность. Он расходовал меньшее количество топлива на единицу мощности в час. Дизельное топливо менее подвержено возгоранию, так как температура вспышки его паров была весьма высока.

Новые танки видео даже наиболее доведенный из них танковый двигатель МТ-5 требовал для серийного выпуска реорганизации двигательного производства, что выражалось в постройке новых цехов, поставках передового иностранного оборудования (своих станков нужной точности еще не было), финансовых инвестициях и укреплении кадров. Планировалось, что в 1939-м этот дизель мощностью 180 л.с. пойдет на серийные танки и артиллерийские тягачи, но из-за следственных работ по выяснению причин аварий танковых двигателей, которые длились с апреля по ноябрь 1938 г., эти планы выполнены не были. Также была начата и разработка немного увеличенного по высоте шестицилиндрового бензинового мотора № 745 мощностью 130-150 л.с.

Марки танков удельными показателями, вполне устраивавшими танкостроителей. Испытания танков проводились по новой методике, специально разработанной по настоянию нового начальника АБТУ Д. Павлова применительно к боевой службе в военное время. Основой испытаний был пробег протяженностью 3-4 дня (не менее 10-12 часов ежедневного безостановочного движения) с однодневным перерывом для техосмотра и производства восстановительных работ. Причем ремонт разрешалось производить только силами полевых мастерских без привлечения заводских специалистов. Далее следовала "площадка" с препятствиями, "купание" в воде с дополнительной нагрузкой, имитировавшей пехотный десант, после чего танк отправлялся на обследование.

Супер танки онлайн после работы по улучшению, казалось, снимали с танков все претензии. И общий ход испытаний подтвердил принципиальную правильность основных изменений конструкции – увеличение водоизмещения на 450-600 кг, применение двигателя ГАЗ-М1, а также трансмиссии и подвески "Комсомольца". Но в ходе испытаний в танках вновь проявились многочисленные мелкие дефекты. Главный конструктор Н. Астров был отстранен от работ и в течение нескольких месяцев находился под стражей и следствием. Кроме того, танк получил новую башню улучшенной защиты. Измененная компоновка позволила разместить на танке больший боекомплект к пулемету и два маленьких огнетушителя (прежде огнетушителей на малых танках РККА не было).

Танки США в рамках работ по модернизации, на одном серийном образце танка в 1938-1939 гг. прошла испытания торсионная подвеска, разработанная конструктором КБ завода № 185 В. Куликовым. Она отличалась конструкцией составного короткого соосного торсиона (длинные моноторсионы нельзя было использовать соосно). Однако такой короткий торсион на испытаниях показал недостаточно хорошие результаты, и потому торсионная подвеска в ходе дальнейших работ не сразу проложила себе дорогу. Преодолеваемые препятствия: подъемы не менее 40 градусов, вертикальная стенка 0,7м, перекрываемый ров 2-2,5 м".

Ютуб про танки работы по изготовлению опытных образцов двигателей Д-180 и Д-200 для разведывательных танков не ведутся, ставя под угрозу выпуск опытных образцов". Оправдывая свой выбор, Н. Астров говорил, что колесно-гусеничный неплавающий разведчик (заводское обозначение 101 или 10-1), равно как и вариант танка-амфибии (заводское обозначение 102 или 10-2), являются компромиссным решением, так как удовлетворить требованиям АБТУ в полной мере не представляется возможным. Вариант 101 представлял собой танк массой 7,5 т с корпусом по типу корпуса, но с вертикальными бортовыми листами цементованной брони толщиной 10-13 мм, так как: "Наклонные борта, вызывая серьезное утяжеление подвески и корпуса, требуют значительного (до 300мм) уширения корпуса, не говоря уже об усложнении танка.

Видео обзоры танков в которых силовой агрегат танка планировалось выполнить на базе 250-сильного авиамотора МГ-31Ф, который осваивался промышленностью для сельскохозяйственных самолетов и автожиров. Бензин 1-го сорта размещался в танке под полом боевого отделения и в дополнительных бортовых бензобаках. Вооружение полностью отвечало заданию и состояло из спаренных пулеметов ДК калибра 12,7-мм и ДТ (во втором варианте проекта значится даже ШКАС) калибра 7,62-мм. Боевая масса танка с торсионной подвеской составляла 5,2 т, с рессорной – 5,26 т. Испытания прошли с 9 июля по 21 августа по методике, утвержденной в 1938 г., причем особое внимание уделялось танкам.

1 июля 1938 года новую машину приняли на вооружение под армейским обозначением LT vz.38 в качестве стандартного легкого танка чехословацкой армии. Было заказано 150 танков, из которых первые 20 нужно было сдать к концу года, а остальные 130 - к концу мая 1939-го.

Выполнению этих планов сильно мешали экспортные поставки, отвлекавшие фирму ЧКД от выполнения заказа для чехословацкой армии. Речь здесь идет об изготовлении партий танков для Перу, Швейцарии и Литвы. Первые боевые машины для перуанской армии были готовы 8 августа 1938 года. После объявления мобилизации в сентябре 1938 года танки были реквизированы чехословацкой армией, но затем все-таки отправлены в Перу. Эта страна получила 24 машины LTP.

Первым в эту латиноамериканскую страну прибыл танк, названный "Лима". После сборки и регулировки узлов и агрегатов, проведенных под руководством чешского инженера Чевички, машина подверглась испытаниям на высоте 3725, а позднее - 4500 м над уровнем моря.

Свою службу в частях перуанской армии LTP начали с участия в... военном перевороте. В 1946 году Перу собиралась закупить еще 24 машины этого типа, поскольку, по мнению военных, они были лучше американских "стюартов". Готовых танков в Чехословакии в то время уже не нашлось, а вот поставки запчастей продолжались вплоть до 1950 года.

Поразительно, но последние, правда не подтвержденные, упоминания о службе LTP в перуанской армии относятся к 1988 году!
Контракт со Швейцарией на поставку танков LTH заключили 16 декабря 1937 года. С августа 1938 по апрель 1939 года ЧКД изготовила 24 машины, вооруженные, в отличие от чехословацкого прототипа, 20-мм пушками "Эрликон".
Такими же пушками предполагалось вооружить и 21 машину LTL для Литвы, изготовление которых планировалось начать в апреле 1939 года.

В результате всех этих экспортных усилий к 15 марта 1939 года - началу оккупации Чехии и Моравии немецкими войсками было выпущено только три танка LT vz.38 для чехословацкой армии. Первые девять машин нулевой серии покинули цеха завода БММ (немцы переименовали ЧКД в Богемско-Моравскую

машиностроительную фабрику) 22 мая 1939 года. Интерес, проявленный руководством панцерваффе к чехословацкой боевой машине, оказался не случайным.

При массе 9,7 т LT vz.38 вооружался 37-мм пушкой "Шкода" А-7 с длиной ствола в 42 калибра и двумя 7,92-мм пулеметами vz.35. Боекомплект состоял из 72 выстрелов и 2700 патронов.

На танке использовался двигатель "Прага" ЕРА, шестицилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения мощностью 125 л.с. при 2200 об/мин. Это позволяло танку развивать скорость до 48 км/ч на шоссе и около 20 км/ч по пересеченной местности. Запас хода составлял 230 км. Танк оснащался шестискоростной планетарной коробкой передач (пять скоростей вперед и одна - назад) и многодисковым главным фрикционом сухого трения.

Ходовая часть включала четыре обрезиненных опорных катка на борт, подвешенных попарно на листовых полуэллиптических рессорах, два поддерживающих катка, ведущее колесо переднего расположения и направляющее колесо. В каждую гусеницу входили 93 трака шириной 293 мм. Длина опорной поверхности составляла 2900 мм, а удельное давление на грунт - 0,57 кг/см2.

Толщина броневых листов лобовой части корпуса достигала 25, бортовой - 15, кормы - 12, крыши - 10, днища - 8 мм. Бронезащита башни колебалась в пределах 15-25 мм.

Таким образом, по своим тактико-техническим характеристикам легкий LT vz.38 не уступал, а частично даже превосходил немецкий средний танк Pz.III, выпускавшийся в то время в мизерных количествах. К явным недостаткам чехословацкой машины можно отнести устаревшую для конца 30-х годов технологию изготовления корпуса и башни - клепкой на каркасе из уголков. Экипаж танка состоял из трех человек, что не обеспечивало полного разделения труда.
Тем не менее, руководству фирмы БММ приказали срочно закончить первую партию из 150 машин, заказанных еще для чехословацкой армии. Эти танки получили обозначение Pz.Kpfw.38(t) Ausf.A и отличались от LT vz.38 лишь наличием немецкой радиостанции. Экипаж был увеличен до четырех человек.


Ausf.B выпускался с января по май 1940 года. Всего собрали 110 машин, имевших в деталях незначительные отличия от предыдущего образца.
Следующая серия танков, получивших обозначение Ausf.C, также состояла из 110 машин. Она строилась с мая по август 1940 года. Эти танки отличались наличием германской радиоантенны и измененным расположением глушителя.
На 105 машинах модификации D был введен прямой лобовой лист корпуса. На части танков лобовую броню довели до 50 мм. Вооружение, двигатель, ходовая часть остались без изменений.
С ноября 1940 по май 1941 года выпустили 275 танков модификации Е - вариант D с увеличенной толщиной брони (лоб корпуса и башни - 50 мм, борта корпуса и башни - 30 мм). Боевая масса достигала 9,87 т. На левой надгусеничной полке монтировался ящик для инструментов большего размера. Водитель и наводчик получили более совершенные приборы наблюдения.

Следующая модель F, изготавливавшаяся с мая по октябрь 1941 года, от предыдущей практически не отличалась. Несколько раньше была выпущена и серия танков модификации S в количестве 90 штук. Предназначавшиеся для Швеции, эти танки должны были быть готовы к февралю 1940 года. К заказчику они так и не попали, поскольку были реквизированы вермахтом.

Не получив заказанных танков, Швеция, тем не менее, в конце 1940 года приобрела лицензию на их производство, а в 1941 - 1943 годах шведская фирма Scania-Vabis изготовила 220 единиц.

Чехословацкие лицензионные танки эксплуатировались в Швеции до 1957 года, после чего были выведены в резерв. В 1960-1963 годах шасси боевых машин послужило базой при изготовлении бронетранспортеров Pbv 301, которые, в свою очередь, находились на вооружении шведской армии до середины 70-х годов. Демонтированные танковые башни по сей день используются в качестве огневых точек в системе шведской береговой и аэродромной обороны.
Последней же серийной модификацией, выпущенной на БММ, стала Ausf.G. От варианта Е она отличалась отсутствием ящика ЗИП. Было изготовлено 324 машины. В июле 1942 года, после выпуска 1414 танков всех модификаций, производство Pz.38(t) прекратили.


Кроме того, БММ изготовила 21 танк LT-40 для словацкой армии, а также 15 танков TNH n.А. в 1942 году. Последний был предложен вермахту в качестве скоростного разведывательного; он имел 37-мм орудие и скорость 60 км/ч при броневой защите 35 мм. Боевая машина была испытана, но в серию так и не пошла. В дальнейшем БММ выпускала уже только самоходные орудия.

Помимо линейных танков, для германской армии выпускались также и командирские Pz.Bef.Wg.38(t), количество которых составляло 5 процентов от общего числа произведенных машин. Главные их отличия состояли в рамочной антенне над моторным отделением и в отсутствии лобового пулемета в корпусе.

Уцелевшие башни от подбитых и недостроенных танков использовались для вооружения дотов. Всего с 1941 по 1944 год было использовано 435 таких башен со штатным вооружением.
Боевое крещение танки Pz.38(t) получили во время польской кампании; в ней участвовали 59 машин 67-го танкового батальона 3-й легкой дивизии вермахта. К началу наступления на Францию они находились в строю уже двух немецких танковых дивизий: 7-й и 8-й (соответственно 106 и 123 единицы).

На 22 июня 1941 года в пяти немецких танковых дивизиях первой линии имелось 623 танка Pz.38(t). Почти все они к концу года были потеряны. В начале 1942 года оставшиеся машины этого типа объединили во вновь сформированную 22-ю танковую дивизию. Она воевала в Крыму, а затем в приволжских степях. В ноябре в ходе боев в районе г. Калач-на-Дону дивизия была разгромлена. В 1943-1944 годах оставшиеся в строю танки Pz.38(t) использовались, главным образом, в полицейских и учебных целях. Часть танков, снятых с вооружения панцерваффе, немцы передали своим союзникам - Венгрии, Болгарии, Румынии и Словакии.

LT vs.38 можно считать самым широко использовавшимся чехословацким танком, хотя и не в самой Чехословакии. Начавший производиться в 1938 году, LT-38 вырос на опыте разработки и производства танка LT-35, и стал самым удачным танком чехословацкой индустрии. LT-38 в различных вариантах экспортировался в различные страны и заслужил там прекрасную репутацию: Швеция (THN Sv), Иран/Персия (TNH), Перу (LTP), Швейцария (LTH-Pz39) и Латвия (LTL).


В 1938-39 годах Германия захватила Чехословакию, и в марте 1939 года 150 недостроенных LT-38 были конфискованы и переданы компании CKD в Праге для завершения сборки. Все они были включены в состав германской армии как PzKpfw 38(t) Ausf A - Sd.Kfz.140. После захвата Чехословакии танк LT-38 стал одним из самых важных танков, используемых германскими танковыми частями, и находился в производстве как танк до июня 1942 года. В ходе войны PzKpfw 38(t) экспортировался и использовался союзниками Германии: Румыния (50), Словакия (90), Болгария (10) и Венгрия (102). Также PzKpfw 38(t) использовался и войсками стран антигерманской коалиции. Один танк был захвачен английскими и французскими войсками в мае-июне 1940 года, другой экземпляр (№543 на башне) был захвачен позже, во время итальянской компании в 1943 году или в Нормандии в 1944 году, и был испытан в Англии. Некоторое количество PzKpfw 38(t) было захвачено Красной армией и было использовано в боевых действиях. Наконец в мае 1945 года PzKpfw 38(t) под обозначением LT-38/37 вернулся в Чехословакию и использовался в армии как тренировочный танк до начала 1950-х годов.

Статистика производства Panzerkampfwagen 38(t)Модель Период Количество
Ausf A 05-11/1939 150
Ausf B/C/D 01-11/1940 110/110/105
Ausf E/F 11/1940 - 10/1941 275/250
Ausf S 05-12/1941 90
Ausf G 10/1941 - 06/1942 321

Дополнительно было собрано 179 шасси Ausf G, но танки завершены не были.

Примерно 1400 PzKpfw 38(t) было выпущено в 8-ми вариантах (Ausf A/B/C/D/E/F/S/G) в различных модификациях и с улучшенной бронезащитой. Все они были вооружены чешскими 37мм. орудиями Skoda A7 vz.38 (германская маркировка 37mm KwK 38(t) L/48 (L/47.8)). Корпус ранних PzKpfw 38(t) был клёпаным (прямое попадание снаряда часто срывало головки заклёпок, которые наносили ранения (в том числе и смертельные) экипажу), а поздние варианты были, в основном, сварные. Позже броня ранних моделей PzKpfw 38(t) были усилена, а некоторые, возможно, были перевооружены германским 37мм. орудием KwK 35/36 L/46.5. Несколько PzKpfw 38(t) было переоборудовано в огнемётные танки путём замены встроенного пулемёта на огнемёт, а горючее для него подавалось по шлангам из, находящегося сзади танка, прицепа с цистерной (200 литров). Также на базе PzKpfw 38(t) был разработан прототип плавающего танка AP-1, но он так и не был запущен в производство. В дальнейшем производились шасси PzKpfw 38(t) улучшенных версий Ausf H/K/L/M и использовались как основа для различных машин (таких как Marder III Ausf H/M, Bison/Grille Ausf H/K/M и Hetzer). Вдобавок, ранние модели, возвращавшиеся для ремонта, часто служили основой для различных переделок.

PzKpfw 38(t) производились под контролем Германии и массированно применялись в польской компании (3-я лёгкая дивизия), в Норвегии (31-ый армейский корпус), Франции (6-я, 7-я и 8-я танковые дивизии), на Балканах (8-я танковая дивизия) и в СССР (6-я, 7-я, 8-я, 12-я, 19-я и 20-я танковые дивизии). В ходе боёв в СССР, недостаток огневой мощи и бронезащиты сделал PzKpfw 38(t) неэффективным и, практически, бесполезным. С 1942 года ему отведены второстепенные роли: разведка и тренировка экипажей. В сентябре 1939 года в планах было разработать лёгкий разведывательный танк, и в начале 1942 года 15 PzKpfw 38(t) nA (neuer Art) были изготовлены BMM (CKD/Praga), но этот вариант не был принят в производство. В 1942 году обычная германская практика по адаптации шасси к различным машинам началась с Marder III и Flakpanzer 38(t). В 1942 и 1943 годах, после снятия башен, несколько PzKpfw 38(t) использовались как тренировочные машины для водителей танков. Эти тренировочные машины получили обозначение PzKpfw 38(t) Schulfahrwanne и использовались в тренировочных школах Вермахта и NSKK (полувоенная организация). 351 башня с PzKpfw 38(t) была использована в германских фортификациях в Норвегии (75), Дании (20), на западном Атлантическом побережье (9), в Юго-Западной Европе (150) и Восточной Европе/Восточном фронте (78).

Тактико-технические характеристики Panzerkampfwagen 38(t)

Ausf A Ausf G

Вес: 9400кг 9850кг
Экипаж: 4 человека 4 человека
Двигатель: Praga EPA/6 цилиндров/125л.с. Praga EPA/6 цилиндров/125л.с.
Скорость: Дорога: 42км/ч
Бездорожье: 15км/ч Дорога: 42км/ч
Бездорожье: 15км/ч
Запас хода: Дорога: 250км
Бездорожье: 160км Дорога: 250км
Бездорожье: 160км
Длина: 4,60м 4,61м
Ширина: 2,12м 2,14м
Высота: 2,40м 2,40м
Вооружение: 37мм KwK 38(t) L/47.8
2 х 7,92мм MG37(t) 37мм KwK 38(t) L/47.8
2 х 7,92мм MG37(t)
Боезапас: 37мм - 72 выстрела
7,92мм - 2400 выстрелов 37мм - 72 выстрела
7,92мм - 2400 выстрелов
Броня: 8-25мм 8-50мм

Одной из самых интересных модификаций был Aufklarungspanzer 38(t) - Sd.Kfz.141/1. Они использовались как разведывательные машины и имели башню "Hangelafette" (вооружённые машины имели 20мм. орудие KwK 38 L/55 и пулемёт MG42) или модифицированную надстройку с 75мм. орудием KwK 37 L/24 и пулемётом MG42. В 1943-44 годах было построено только 50-70 Aufklarungspanzer 38(t), вооружённых 20мм. орудием и всего 2, вооружённых 75мм. орудием, в 1944 году. Самым удачным редизайном PzKpfw 38(t) был Jagdpanzer 38 Hetzer (истребитель танков). Интересное предложение внёс Krupp: установить на шасси PzKpfw 38(t) башню от Panzer IV, но оказалось, что технически это неосуществимо. Германские конструкторы начали разработку собственного улучшенного варианта Panzerkampfwagen 38(t) шасси под обозначением Panzerkampfwagen 38(d), но проект достиг только стадии прототипа. Они использовались для нескольких различных машин, включая серию "Е" (Entwicklung).

15 октября 1943 года Адольф Гитлер согласился разрешить производство "Gepard", как временный промежуточный вариант до тех пор, пока не будет завершена разработка настоящего танка ПВО на шасси Panzer IV. Он был вооружён 20мм. орудием Flak 30 или 20мм. Flak 38 L/112.5 (с боезапасом 1020 снарядов), и собирался на модернизированном шасси Ausf L/M. Вооружение и бронезащита Gepard в боевых условиях оказалась неприемлемой, и с ноября 1943 года по февраль 1944 года компанией BMM (Praga/CKD) из заказа 150 штук была изготовлена только 141 машина. Первые 87 Gepard появились на фронте в январе 1944 года и составляли Flugabwehrzug (взводы ПВО) в составе танковых дивизий и дивизий танковых гренадеров (иногда и в дивизиях Waffen SS, например в 12-ой Waffen SS танковой дивизии "Hitlerjugend" в Норвегии в 1944 году). На первое декабря 1944 года в танковых частях находилось всего 9 Gepard.

Бронированные восстановительные машины на базе Hetzer (Bergepanzer 38(t) Hetzer) и на базе PzKpfw 38(t) (Bergepanzer 38(t)) имели низкую, открытую сверху, надстройку и экипаж - 4 человека. Внутри находился один пулемёт MG34 для местной обороны. С октября 1944 по май 1945 года компанией BMM (Praga/CKD) было изготовлено 170 таких машин. 64 из них базировались на шасси Hetzer, остальные - на шасси PzKpfw 38(t). На базе Bergepanzer 38(t) Hetzer собирались 150мм. самоходные гаубицы, 30 из которых было выпущено в 1944 году. На один из Bergepanzer 38(t) Hetzer в виде эксперимента установили 20мм. зенитное орудие Flak 38. В 1945 году прошли испытания модифицированного Bergepanzer 38(t) Hetzer, вооружённого 75мм. орудием K51 L/24 и имевшим обозначение Vollkettenaufklarer 38(t).

На шасси танка PzKpfw 38(t) выпускались следующие боевые машины:

Bison (Grille) Ausf H (Sd.Kfz.138/1) 150мм. sIG33/1 самоходная гаубица
Bison (Grille) Ausf K/M (Sd.Kfz.138/1) 150мм. sIG 33/2 самоходная гаубица
Bison (Grille) Ausf. H/M - 15cm s.IG. (Sd. Kfz. 138/1) - самоходная гаубица
Munitionspanzer 38(t) Ausf M - перевозчик боеприпасов
Schutzenpanzerwagen 38(t) Ausf M - пехотная бронемашина (проект)
Marder III (Sd. Kfz. 139) - 76.2мм Pak 36 (советская) самоходная установка
Marder III Ausf. H/K/M (Sd. Kfz. 138) - 75мм. Pak 40 самоходная установка
Befehlswagen 38(t) - командирский танк
Munitionsschlepper 38(t) - перевозчик боеприпасов
Panzerjager 38(t) / Jagdpanzer 38(t) Hetzer
PzKpfw 38(t) nA - лёгкий разведывательный танк
Morsertrager 38(t) Ausf M - перевозчик миномётных боеприпасов (прототип)
Flakpanzer 38(t) Gepard - (Sd. Kfz. 140) - танк ПВО
Bergepanzer 38(t) - лёгкая восстановительная машина
Leichter Raupenschlepper Praga T-3 - лёгкий тягач / пехотная бронемашина
Schwerer Raupenschlepper Praga T-9 - тяжёлый тягач / пехотная бронемашина
Aufklarungspanzer 38(t) - (Sd. Kfz. 140/1) разведывательная машина
Flammpanzer 38(t) - огнемётный танк

В середине 30-х гг., в период модернизации чешской армии, военное ведомство привлекло большие средства для увеличения числа легких танков. Как уже говорилось выше, "подмоченная" репутация танка LT vz 35, произведенного фирмой «Шкода», препятствовала увеличению выпуска этой модели. Поэтому министерство вооружения объявило о конкурсе проектов на создание нового улучшенного легкого танка. Две модели представила "Шкода", еще четыре - ЧКД. Военные предпочли модель TNHP-S, производства фирмы ЧКД, Первоначально фирма предназначала свой танк на экспорт, однако он оказался востребован чешской армией.

Новый танк с честью выдержал трехмесячные испытания, продемонстрировав способность пройти более 5584 км (из них 1553 км по пересеченной местности) без сколько-нибудь серьезных поломок". Кроме того, танк оказался очень прост в обслуживании, ему требовалось всего полчаса ежедневного ухода. По результатам испытаний в июле 1938 г. 150 боевых машин этой модели были заказаны чешской армией, и новый танк получил название LT vz 38. Первые 20 танков появились на свет уже в конце 1938 г. Однако неблагоприятная внешнеполитическая ситуация привела к тому, что дальнейшее производство LT vz 38 было заморожено". Только в конце мая 1939 Г, после оккупации Чехословакии, возобновился выпуск этих танков для нужд гитлеровской Германии. 22 мая 1939 г. появились на свет девять серийных машин. Новые танки произвели неизгладимое впечатление на немцев. Они по всем параметрам превосходили немецкие PzKpfw 1 и PzKpfw II.

Руководство вермахта потребовало от фирмы ВММ (Bohmisch-Mahrische-Maschinenfabrik - так немцы назвали ЧКД) немедленно закончить заказ на 150 машин и приниматься за производство еще 325 единиц. На немецкой службе чешский танк получил название PzKpfw 38(t).

Стоит заметить, танк PzKpfw 38(t) а именно чешский легкий танк LT vz 38 изобрел русский инженер-конструктор Сурин Алексей Михайлович (закончил Политехнический институт в Киеве), который после Октябрьской революции эмигрировал в Чехию, где и основался. По сути, Сурин изобрел танк LT vz 38, который изобрел русский танк, который воевал против России.

Предоставим слово отставному полковнику Икену: «Чешские офицеры в Миловицах рассказали нам о замороженном серийном производстве нового легкого танка. Этот танк, впоследствии получивший название PzKpfw 38(t), имел боевую массу 9,7 тонны и вооружение, сходное с моделью PzKpfw 35(t). Высшее командование вермахта пока ничего не знало о новом танке. По окончании нашего визита в Миловицы мы, не снимая формы и личного оружия, посетили завод ЧКД, пионера Богемско-Моравской тяжелой индустрии. С 1907 г. под именем Пражского автомобильного завода это предприятие: выпускало различные транспортные средства - автомобили, тяжелые грузовики и трактора. Кстати, именно этот завод произвел впечатление солидного, но очень старого предприятия.

Типичная картина периода окончания словацкого восстания 1944 г. Дороги усеяны подбитыми остовами немецких танков, включая такие, как этот словацкий PzKpfw 38(t). Немцам потребовалось два месяца, чтобы подавить восстание, оставшиеся в живых повстанцы в октябре 1944 г. ушли в Татры. Ныне на площади города Банска Быстрица, бывшего центра вооруженного восстания, в намять о событиях 1944 г., стоит танк PzKpfw 38(t)S.

Вахтер на ломаном немецком объяснил нам, что завод закрыт, а все работы остановлены. Однако, впечатленный нашими требованиями, он вызвал инженеров из проектного отдела. Несмотря нa отсутствие у нас соответствующих документов, эти люди любезно согласились показать нам завод. Во время экскурсии они рассказали о новом танке, только недавно запущенном в серийное производство. Я сразу же оценил преимущества этого танка с ведущими передними колесами, новой трансмиссией Вильсона, с четырьмя парами опорных катков, с листовыми рессорами и эффективной полуавтоматической 37-мм пушкой. Я немедленно доложил о новом танке майору Томалю, танковому эксперту при ОКХ (*ОКХ - Oberkommando des Heeres - Верховное командование сухопутными войсками Германии. - Прим. пер.). Немедленно была создана комиссия ОКХ в составе членов комитетов по совершенствованию вооружений WA Pruf 6 и распределению военных заказов WAB6.

В апреле 1939 г. комитет по вооружениям принял решение о передаче фирмы ЧКД под свою юрисдикцию. С этого момента фирма была переименована в ВММ. Аннексия прошла без эксцессов и сопротивления со стороны персонала фирмы. В том же апреле со сборочных линий ВММ сошли первые 100 танков PzKpfw 38(1). Несмотря на очевидные достоинства этих простых и надежных машин, комитет по танкостроению WA Pruf 6 не оказывал должной поддержки их производству, по крайней мере, до тех пор, пока не сосредоточил в своих руках все вопросы их использования на службе вермахта.

Глава этого ведомства, полковник Вильгельм Филиппе, впоследствии принявший командование 2-м танковым полком, с 1937 г. отвечал за развитие немецкого танкостроения. Именно в его компетенции было обеспечение адаптации танка PzKpfw 35(t) к нуждам наших бронетанковых войск. В рекордно короткие сроки он решил эту проблему, высвободив место для четвертого члена экипажа и обеспечив танк новой немецкой радиостанцией, с успехом применявшейся и на танках PzKpfw 38(t).

Модификации танка PzKpfw 38(t)

Первые 150 танков PzKpfw 38(t) Ausf А были произведены ВММ в период с мая по ноябрь 1939 г. В целом этот танк был идентичен TNHP-S, однако имелись и незначительные отличия. За счет уменьшения боекомплекта для пушки на 18 снарядов - с 90 до 72 удалось выкроить место для заряжающего, тем самым увеличив экипаж до четырех человек. С января по ноябрь 1940 г. появляются на свет еще 325 танков Ausf В, С и D. От предшествующей модели PzKpfw 38(c) Ausf А эти танки отличало наличие дымовых шашек на корме и отсутствие на левом борту боевой поручневой антенны, которая позволяла неприятелю легко определять местоположение танка.

Между ноябрем 1940 г. и октябрем 1941 г. появляются 525 танков новых Ausf Е и Е Учитывая опыт боевых действий в Польше, выявивший слабость бронирования немецких танков, броневая защита новых машин была увеличена до
25 мм (в лобовой части корпуса) и 15 мм (на бортах).(* Поданным отечественных источников, на танках PzKpfw 38(t) Ausf E лобовая броня корпуса и башни была увеличена до 50 мм, а бортовая броня - до 30 мм. См. Panzer 38(t). История создания и применения. М. Восточный фронт, 1996, с. 7. -Прим. ред.)

Следом появляется серия PzKpfw 38(t) S - экспортный вариант, идентичный по конструкции Ausf А -С.В. 1939 г., еще до оккупации Чехословакии, Швеция разместила в ЧКД заказ на 90 машин типа TNHP-S, однако немцы присвоили уже произведенные танки. Только в 1940 г. они согласились продать шведам лицензию на производство PzKpfw 38(t). Последней серийной модификацией стал танк PzKpfw 38(t) G, весивший 9,5 тонны. Когда производство PzKpfw 38(t) было закончено, невостребованные шасси последней модификации использовали для создания самоходных противотанковых орудий.
Всего было произведено 1411 танков PzKpfw 38(t) (не считая трех прототипов). В начале 1942 г. появилось несколько разведывательных танков типа PzKpfw 38(t) Neuer Art (нового образца) с усиленным бронированием (до 35мм) и 8-цилиндровым двигателем «Прага». Этот 15-тонный танк мог развивать предельную скорость порядка 62 км/ч. Однако до серийного производства дело не дошло, и даже уже созданные танки так никогда и не появились в войсках.

Общее описание конструкции танка PzKpfw 38(t)

Танк PzKpfw 38(t) Ausf А имел боевую массу 9,4 тонны, был рассчитан на четырех человек экипажа (командир-стрелок, радист, механик-водитель и стрелок-заряжающий). Основное вооружение -37-мм полуавтоматическая противотанковая пушка «Шкода» (немецкое обозначение - 37-мм KwK 37(t). Дополнительное вооружение состояло из двух 7,92-мм пулеметов ZB-53, один из которых размещался в башне независимо от пушки, а второй, курсовой, - в лобовой части корпуса. Пулемет, расположенный в башне, обслуживался заряжающим и мог весnи огонь как одновременно с пушкой, так и самостоятельно. Второй пулемет был закреплен за радистом, а в особых случаях из нero вел огонь водитель.

Толщина брони составляла 25 мм в лобовой части корпуса и башни, 15 мм - на корме и по бортам, 10 мм - крыша танка. В качестве силовой установки танк оснащался 6-цилиндровым карбюраторным двигателем "Прага" ЕРА с жидкостным охлаждением и мощностью 125 л. с. при 2200 об./мин, планетарной коробкой передач и двухступенчатым механизмом поворота. Танк PzKpfw 38(t) развивал максимальную скорость 40 км/ч при запасе хода в 250 км.

Ходовая часть (с одного борта) состояла из четырех пар обрезиненных опорных катков большого диаметра, сблокированных по два на листовых горизонтальных рессорах с механическими амортизаторами. Каждый каток имел независимую подвеску на полуэллиптических листовых рессорах. В передней части корпуса находились ведущие колеса, а в задней - колесо натяжения гусеницы. В верхней части подвески располагались еще два сдвоенных маленьких поддерживающих катка. Стальные гусеницы шириной 293 мм снабжались дополнительными шипами для придания танку дополнительной устойчивости в условиях гололеда и снежных заносов. Управление танком облегчала удобная пятискоростная коробка передач «Прага - Вильсон».

Башня PzKpfw 38(t) не имела силового привода, поэтому перемещение пушки в вертикальное положение, а также поворот башни осуществлялись вручную. Для управления огнем командир танка имел в своем распоряжении перископ и телескопический прицел тип 2.6. Стрельба велась с углами склонения/возвышения от - 10 гр. до +25°. Командир танка располагал также командирской башенкой с четырьмя смотровыми щелями, место командира оборудовалось перископом. Радиостанция Fu 5 размещалась слева в передней части корпуса. Поскольку конструкцию танка пришлось приспосабливать для размещения дополнительного члена экипажа, отсек для радиста оказался крайне тесным и неудобным. PzKpfw 38(t) Ausf А имел штыревую трехметровую антенну, которая обеспечивала устойчивую радиосвязь на дальности 5 км, и дополнительную поручневую антенну с радиусом действия 1 км, закрепленную на левом борту корпуса. Система внутренней связи в танке не была предусмотрена, поэтому командиру приходилось общаться с механиком-водителем при помощи цветных лампочек (красной, зеленой и синей) и соответствующих кнопок. Впоследствии эти кнопки покрасили в цвета сигналов, чтобы можно было осуществлять связь в темноте.

PzKpfw 38(t) на испытаниях в Великобритании

В 1939 г, фирма ЧКД, стремясь выйти на британский рынок вооружений, предложила англичанам оценить качества своего нового танка TNHP-S. Изготовленный из мягкой стали прототип был отправлен морем на испытания в Англию. В танковом музее в Бовингтоне я нашел подробный отчет об испытаниях чешского танка и с удовольствием познакомлю своих читателей с выдержками из него. Забегая вперед, скажу, что в целом новый танк англичанам не понравился. Несмотря на то, что TNHP-S во многом превосходил современные ему английские машины и мог сравниться лишь с самой последней моделью крейсерского танка А-9, англичане нашли массу недостатков в его конструкции. Однако обратимся к документу:

«За период испытаний - с 17 по 29 марта 1939 г. - танк прошел 291 км, из них 103 км по пересеченной местности. Обзор командира танка неудовлетворителен, расположение перископа и четырех смотровых щелей не позволяете точностью определить расстояние до цели. В целом позиция командира удовлетворительна, хотя расположение гашетки мешает занять удобное положение за орудием. Местоположение рации очень мешает пулеметчику, сидящему в башне. Конструкция башни неудовлетворительна. Позиция водителя в целом удовлетворительна, хотя при движении на марше один из членов экипажа должен сидеть сзади, выполняя роль штурмана. В остальном же место механика-водителя расположению и оборудовано удачно.

Вентиляция плохая, при движении в танке сильно чувствуется запах выхлопных газов. Ручной тормоз действует очень быстро, поэтому во время движения в колонне требуется особая осторожность. В нормальных условиях танк почти не заносит, он устойчив даже при движении на предельной скорости. Машина легко осуществляет повороты, нормально идет задним ходом, но при спуске с препятствий ход становится тяжелым и жестким. Мощность двигателя оптимальная.
Конструкция шасси не позволяет использовать его в качестве орудийной площадки. Очень качественные рессоры позволяют танку мягко двигаться по пересеченной местности. Плавный ход напоминает движение нашего крейсерского танка А-9 I. Максимальная скорость танка на трассе № 12 составила 10 миль в час. Способность преодолевать препятствия достаточно высокая. Танк одолел поток глубиной 5 футов, прошел 7-футовую траншею с отвесными скатами, но не смог взобраться на песчаный холм высотой 4 фута. Максимальная высота препятствия, которое танк способен преодолеть без затруднений, составляет 2 фута 10 дюймов. Выхлопы негромкие. При движении по пересеченной местности танк идет тихо, зато на дороге гусеницы издают очень сильный грохот. Гусеницы не новые, но износ не большой. В целом гусеницы высокого качества, натяжение хорошее, при движении не соскакивают.

Башня не имеет силового привода и поворачивается стрелком вручную. Впрочем, учитывая балансировку башни, это представляется весьма проблематичным и в любом случае требует огромных мускульных усилий... Командиру танка крайне неудобно заряжать орудие или прочищать его в случае засорения, однако, если эту работу будет выполнять третий член экипажа, ему придется действовать в еще более сложном положении. Из боекомплекта удобно расположены лишь ящик со снарядами для 37-мм пушки. Пулеметная лента для башенного пулемета при стрельбе прямо по ходу или левее мешает водителю.

В целом конструкторский замысел и качество его исполнении можно признать достаточно высокими, но не выдающимися. Затраты на производство этого танка должны быть меньше, чем для А-9. В наших танках гораздо выше требования к удобствам экипажа и возможности быстрой эвакуации раненых. В заключение следует отметить, что данная машина по своим качествам приближается к нашим крейсерским танкам, но имеет существенные недостатки в организации боевого отделения, расположении членов экипажа и общей боеспособности.Вот примерные варианты решения проблемы оптимального размещения членов экипажа и повышения боеспособности танка.

Как видно из таблицы, непродуманное расположение экипажа приводит к тому, что во время движения танк остается без огневого обеспечения, а во время остановки теряет способность маневрировать. Предлагаемые ниже вари

анты решения этой проблемы осуществимы лишь при существенном увеличении внутрибшенного пространства или включении четвертого танкиста в экипаж танка. Если ведущие колеса и двигатель расположить сзади, можно избавиться от карданного вала и тем самым опустить вращающийся пол башни. Настоящая конструкция пола представляет плохую опору для ног стрелка и заряжающего... Стрелку крайне неудобно одной рукой заряжать пушку, поэтому скорострельность не превышает 6-8 выстрелов в минуту. Стрелок не в состоянии заряжать спаренный пулемет. Повысить темп стрельбы можно, объединив обязанности заряжающего и стрелка из башенного пулемета, но в таком случае этому танкисту придется за-нять еще более неудобное положение. При наличии заряжающего в кормовой нише башни не придется располагать такой большой боекомплект, что позволит установить там радиостанцию.

Танк легко управляется, имеет плавный ход, но на пересеченной местности подпрыгивает. Из этого следует, что во время продвижения по незнакомой территории экипаж рискует получить серьезные травмы. Жесткость подвески вызывает такую сильную тряску в башне, что при скорости свыше 5 миль в час невозможно заряжать орудия. На этой скорости стрельба очень слабая. Кроме того, существует еще целый ряд факторов, снижающих боевую мощь танка. Среди них: неудачный стреляющий механизм танкового орудия, неудовлетворительное крепление пушки, некачественный телескоп, слабость систем наблюдения за стрельбой, несовершенная балансировка пушки. В целом боевое
отделение танка намного хуже, чем у наших легких танков с Км V no MK VI В».

Когда я дошел до этих строк, мне на память пришла лисица из известной басни. "Зелен виноград" - хочется повторить вслед за ней и напомнить читателям, что на тот момент у английских легких танков вообще не было танковых пушек (!!!), и они вооружались одними пулеметами!

Боевая летопись танка PzKpfw 38(t)

Боевое крещение танки PzKpfw 38(t) Ausf А получили в период польской кампании, действуя в составе 67-го танкового батальона 3-й легкой дивизии. Из 59 машин PzKpfw 38(t) 7 были выведены поляками из строя, но впоследствии их удалось отремонтировать". Несколько PzKpfw 38(t) в апреле 1940 г. принимали участие в операции «Вессерюбунг» - вторжении в Норвегию. Однако очень скоро они были отозваны с норвежского фронта и спешно переброшены на новый - французский. К началу наступления на Францию PzKpfw 38(0 уже находились в строю 7-й и 8-й танковых дивизий (всего 229 единиц).
На этот раз потери были намного ощутимее, чем в Польше (" Поданным отечественных источников, только 7-я германская танковая дивизия потеряла в боях во Франции танков PzKpfw 38(t) См. Panzer 38(t).), но, поскольку большинство танков снова удалось отремонтировать, ущерб оказался невелик.

Совершенно иная судьба ожидала чешские танки в России. Чарльз К. Климент и Хилари Л. Доул в своей монографии приводят данные о потере 796 танков PzKpfw 38(t) в первые шесть месяцев боевых действий. Принимая во внимание то обстоятельство, что на тот момент чешские танки составляли больше четверти всех машин панцерваффе, можно представить масштаб понесет кого урона. Первые же месяцы операции «Барбаросса» заставили немецкое командование сделать неутешительный вывод о том, что PzKpfw 38(t), так же, как и PzKpfw 35(t), совершенно не приспособлен для ведения танковых операций в условиях России. Пришлось срочно искать новое применение оставшимся машинам и шасси. Какое-то количество чешских танков было передано союзникам Германии (" Часть танков PzKpfw 38(t) Германия Продала Болгарии, Венгрии, Румынии и Словакии. См. Указ. соч., с. 33- - Прим. ред.), оставшиеся в строю PzKpfw 38(t) использовались в полицейских целях для обеспечения порядка на оккупированных территориях, а также для борьбы с партизанами. Большое количество nанков этого типа после демонтажа башен использовалось в качестве шасси для самоходных артиллерийских установок. Снятые с танков башни применялись в качестве элементов для береговых фортификационных сооружений (например, на Корсике и в Италии).

Полковник в отставке Генрих Вуст так вспоминает о боевом пути PzKpfw 38(t) в своих мемуарах "Танковый марш из Праги в Эйзенах": «Осенью 1939 г., в польскую кампанию, старые добрые крупповские PzKpfw I окончательно отправились на покой, а взамен мы получили PzKpfw II, PzKpfw IV и совершенно новые чешские машины PzKpfw 38(t).

150-мм тяжелое пехотное орудие "Бизон". Создано на базе шасси PzKpfw 38(t) сразу двух Ausf - Н и М. Самоходка вооружалась 150-мм тяжелой пехотной гаубицей sIG 33 н состояла на вооружении вермахта в 1943-1944 гг.
Этот"-Бизон» был захвачен в Бельгии бойцами Первой американской армии, во время противостояния фашистскому наступлению в Арденнах.

Для того чтобы поближе познакомиться с новыми танками, мы решили сами забрать их с завода в Праге. Прикинув, что на старых машинах нам потребовалось бы 4-5 дней для того, чтобы преодолеть 350 км, мы на случай непредвиденных обстоятельств отвели на путешествие недельный срок Часть экипажей отправилась за танками, остальные стали с нетерпением ждать их возвращения. Каково же было наше изумление, когда меньше чем через два с половиной дня после отгрузки танков с заводских цехов, мы услышали возле своих казарм шум моторов! Колонна PzKpfw 38(t) с легкостью зашла в ангары и остановилась. Командир колонны рассказал, что танки шли так легко и мягко, что не пришлось делать долгие остановки и путешествие превратилось в короткий марш. В дивизии с энтузиазмом восприняли эти новости и прониклись глубоким уважением к ходовым качествам новых танков. Нашим PzKpfw II и PzKpfw IV чешские машины намного уступали в качестве бронезащиты и вооружения. Но за счет повышенной маневренности он почти не отличался от других легких машин. На испытательных маневрах танк показал столь высокие ходовые качества, что даже впоследствии, когда производство PzKpfw 38(t) было прекращено, на базе его шасси создавались самоходные противотанковые орудия («Мардер» и «Хетцер»). Этому способствовали высокое качество отдельных элементов шасси и повышенная мобильность танка. Двигатель, рулевое управление и ходовой механизм работали слаженно, как единое целое. Следует также отмстить высокую надежность PzKpfw 38(t). За время его эксплуатации нам практически не пришлось сталкиваться с серьезными поломками.

Штурм Соммы. 5 июня 1940 г. части 7-й танковой дивизии заняли плацдарм глубиной в 3 км на южном береuу реки Сомма. В 16.00 основные силы дивизии совместно с 25-м танковым полком начали прорыв на юг. Гладкий спуск к реке на деле оказался очень вязким, поэтому его предстояло преодолеть наискосок. Роты легких PzKpfw 38(t) без труда справились со спуском, а вот ротам средних танков PzKpfw IV пришлось туго, большинство из них оставили гусеницы в топкой грязи. Эта досадная неудача существенно замедлила наступление. В общем, трудно представить местность, преодоление которой представляло бы сколько-нибудь серьезную трудность для PzKpfw 38(t). Водители умудрялись даже заставлять танк карабкаться по песчаным ямам! В полной мере это преимущество чешских машин проявилось на берегах Соммы, когда PzKpfw 38(t) без труда следовали за тяжелыми и быстрыми .

«Дивизия-привидение» (как в в шутку стали называть 7-ю танковую дивизию), 12 июня, прорвав линии Вейгана, овладела городом Сен-Валери на 6epeгy Ла-Манша. Во время церемонии капитуляции один из французских генералов спросил генерала (будущего генерал-фельдмаршала) Эрвина Роммеля, какая дивизия одержала над ними победу. «Седьмая танковая!» -гордо ответил Роммель. «Седьмая танковая!» - воскликнул француз, и в сердцах выругался. «Черт бы побрал эту «дивизию-привидение»! Всюду она! Сначала в Бельгии, потом на Сомме, теперь здесь! Эта дивизия, как призрак, возникает в самых разных местах Франции!

Единственный прототип легкого многоцелевого шасси вооружения leichter Einheitswaffentrager на базе PzKpfw 3H(t) был создан в начале 1945 г. Первая модификация подъемника вооружалась 105-мм пушкой, вторая -ее вы видите на снимке - 88-мм.

С этих пор 7-я танковая с гордостью носила имя «дивизии-привидения». Во многом своей славой дивизия обязана именно танкам PzKpfw 38(t). Например, утром 12 июня, сразу же после завтрака, генерал Роммель вместе с полковником Ротенбургом, командующим 25-го танкового полка, сели в PzKpfw 38(t) и отправились на разведку. Они часто предпринимали
такие вылазки на 20-30 км за линию фронта, но Роммель никогда не ходил в разведку ни на PzKpfw III. ни даже на PzKpfw IV. Почему? Во-первых, эти танки были менее скоростными, чем PzKpfw 38(t), a кроме того, они намного чаще ломались. Зато маневренный, проворный и надежный PzKpfw 38(t) был словно специально создан для таких опасных предприятий.

Машины на базе танка PzKpfw 38(t)

Истребитель танков "Мардер" III (Marder lll) . К концу 1941 г. выяснилось, что все имевшиеся в распоряжении вермахта танки бессильны против тяжелых советских машин. Единственным орудием, которому удавалось сокрушить броню этих танков, оказалась трофейная советская 7,62 см дивизионная пушка Ф-22. В конце декабря 1941 г. Управление вооружения сухопутных войск принимает решение использовать надежные шасси PzKpfw 38(t) для создания самоходных артиллерийских установок. В качестве главного оружия предписывалось использовать модифицированную советскую 7,62-см противотанковую пушку Ф-22. Так появилась знаменитая противотанковая самоходная установка истребитель танков 7,62-см RAL36(t) auf Pz 38 (t) Marder III SdKfz 139 .

Вращающаяся башня танка была заменена неподвижной боевой рубкой, в которой монтировался лафет с люлькой советской пушки Ф-22, прикрытый щитом толщиной 14,5 мм. В 1942 г. пражская фирма ВММ изготовила 344 САУ «Мардер III» с 76-мм пушкой.
Еще одним истребителем танков, созданным на базе шасси PzKpfw 38(t). стало противотанковое самоходное орудие, вооруженное 75-мм немецкой пушкой РАК 40/3."

Кроме того, на шасси PzKpfw 38(t) производились самоходные противотанковые орудия sIG 33 со 150-мм гаубицей 15 см slG 33 auf PzKpfw 38 (t) «Бизон» (SdKfz 138/1) . В начале 1943 г. было произведено около 90 таких орудии."
В более поздних модификациях САУ «Мардер III» двигатель располагался в центральной части корпуса, что позволило переместить экипаж в бронированную рубку, установленную на корме, и повысить тем самым его безопасность. Такие установки производились в 1943-1944 гг. и были удачным выходом из положения до поступления на вооружение вермахта более совершенных средств для борьбы с тяжелыми советскими танками (КВ-1, КВ-2).

Истребитель танков «Хетцер» (Hetzer) . Как уже говорилось выше, «Мардер III» являлся не более чем временным решением в деле обеспечения противотанковой обороны немецких войск на советском фронте- Однако именно эти самоходные установки явились предшественниками мощных истребителей танков, поступивших на службу вермахта на заключительном этапе войны, Первый немецкий истребитель танков 7,5-см Panzerjager 38 (t) был разработан фирмой «Хеншель и сын АГ» на базе шасси PzKpfw 38(t).

Новая самоходка, получившая название Hetzer («Хетцер» - охотник), имела совершенно новый широкий низкий корпус и просторную рубку (с большими углами наклон броневых листов) для четырех человек экипажа. Бронирование лба корпуса и рубки составляло 60 мм, борт н корма - 20 мм. Вооружался «Хетцер* 75-мм противотанковым орудием РАК 39 L/48 и 7,92-мм пулеметом MG-34, установленным на крыше рубки. Боекомплект состоял из 41 бронебойного снаряда и 1200 пулеметных патронов.

Самоходки обеспечивались улучшенной модификацией двигателя «Прага» АС/2800, что позволяло ей развивать скорость до 42 км/ч. Выпуск самоходных установок начался в мае 1944 г. и продолжался до конца войны. К марту 1945 г. фирмами ВММ и "Шкода» было произведено 2584 установки (Поданным отечественных источников, в 1944-1945 гг. было изготовлено 2840 истребителей танков Hetzer.)

На базе истребителя танков «Хецер» были разработаны следующие бронированные машины специального назначения:
- ремонтно-эвакуационный танк (БРЭМ) (Bergepanzer 38(t)Hetzer);
- огнеметный танк (flammpanzer 38(t) Hetzer).
Кроме того, шасси PzKpfw 38(t) использовались при создании командирских танков, тягачей для подвоза боеприпасов. Но, пожалуй, самым экзотическим вариантом был учебный танк, двигатель которого в целях экономии драгоценного бензина работал на дровах!

Постскриптум

Лучше всего о месте чешских PzKpfw 38(t) в истории немецких бронетанковых сил сказал полковник в отставке Гельмут Ритген. Приведенное ниже его высказывание цитируется автором по книге Вальтера Спилберга «Die Panzer-Kampfwagеn 35(t) und 38 (t) unc ibre Abarten». «До того момента, как мне предложили помочь в написании этой книги, я как-то не отдавал себе отчета в том, что все танковые полки, создававшиеся в период 1940-1941 гг. (то есть 29-й, 39-й, 27-й и 21-й), оснащались танками PzKpfw 38(t). Это означает, что без чешской военной промышленности и чешских танков у нас не было бы четырех танковых дивизий, что сделало бы невозможным нападение на Советский Союз».

___________________________________________________________________
Источник данных: Журнал "Бронеколлекция" М.Братинский (1998. - № 3)

В германские танковые части с 1939 года начали поступать чешские танки, получившие обозначение Pz Kpfw 38(t). По многим показателям, данные машины были выигрышнее немецких, потому на вооружение вермахта они поступали без изменений.

Легкие танки Pz.38 из состава Словацкой экспедиционной армии


Вообще танк LT-38 (или TNHP-S) разработанный Суриным считается наиболее удачным образцов мирового танкостроения того времени. Конструктивные особенности танка множество раз повторялись в различных позднейших разработках. Хорошо продуманная компоновка давала возможность свободно размещались внутри машины четыре человека. На легком танке были установлены: карбюраторный шестицилиндровый двигатель «Прага» ЕРА, двухступенчатый планетарный механизм поворота, планетарная коробка передач. Опорные катки, имевшие большой диаметр, сблокировали по два на горизонтальных листовых рессорах имеющих механический амортизатор. Равномерное распределение массы танка на катки увеличивало маневренность машины и облегчало вождение. Удельное давление на грунт – 0,55 кг/см2 (данный показатель был в полтора раза меньше, аналогичного показателя немецких машин). На башне устанавливалась командирская башенка, имеющая триплексы. Корпус полностью клепаный.

Немецкий мотоциклист едет мимо легких танков Pz. II и Pz. 38(t) 8-й танковой дивизии вермахта. Восточный фронт, 1941 год

Если быть точным, то 150 легких танков LT-38, которые были построены по заказу военного министерства Чехословакии, достались немцам в качестве трофея. Остальные 1411 Pz Kpfw 38(t) построили по заказу германского управления вооружений. Производство завершилось в 42-м году. В модификациях А, В, С, D, E, F, S и G просматривается направленность проводимой модернизации: увеличивались мощность двигателя, бронирование и масса. Производство танковых шасси, которые использовались в различных самоходных установках, велось до конца войны. В составе танковых подразделений германии чешские танки участвовали во французских и польской кампании. 1 июня 1941-го года в войсках насчитывалось 763 Pz Kpfw 38(t). Данные машины и 189 трофейных танков LT-35 составляли почти 25% танкового парка вермахта. Но бои на германо-советском фронте положили конец «карьере» данных машин. Немецкое командование перебросило уцелевшие машины словацкой армии на Запад.

Скопление немецкой бронетехники в Белоруссии. Начало войны, июнь 1941 г. На переднем плане - легкий танк чешского производства LT vz.38 (в вермахте - Pz.Kpfw. 38(t))

Боевые и технические характеристики Pz Kpfw 38(t) (Ausf A/Ausf S):
Год выпуска – 1939/1941;
Боевая масса – 9400/9850 кг;
Экипаж – 4 человека;
Длина по корпусу – 4600/4610 мм;
Ширина – 2120/2140 мм;
Высота – 2400/2400 мм;
Толщина бронелистов лобовой части корпуса – 25 мм (угол наклона к вертикали 16 град.)/50 мм (угол наклона к вертикали 16 град.):
Толщина бронелистов бортов корпуса – 15 мм (угол наклона к вертикали 0 град.);
Толщина бронелистов лобовой части башни – 25 мм (угол наклона к вертикали 10 град.)/50мм (угол наклона к вертикали 10 град.);
Толщина бронелистов крыши и днища корпуса – 8 мм;
Марка пушки – KwK38(t);
Калибр пушки – 37 мм;
Длина ствола – 47,8 клб.;
Боекомплект – 72 выстрела;
Число пулеметов – 2;

Калибр пулеметов – 7,92 мм;
Боекомплект – 2400 патронов;
Тип и марка двигателя – «Прага» ЕРА;
Мощность двигателя – 125 л. с.;
Максимальная скорость по шоссе – 42 км/ч;
Запас топлива – 236 л;
Запас хода по шоссе – 250 км;
Среднее давление на грунт – 0,55 кг/см2.

Немецкий лёгкий танк Pz.Kpfw.38(t) чешского производства из 7-й танковой дивизии потерял гусеницу при попытке преодолеть разрушенную бельгийцами транспортную двухуровневую развязку. На фото видно, как его готовят оттаскивать тросом с помощью другого танка



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»