Церковь как спастись от одиночества. Об одиночестве плохом и хорошем

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Говорят, что некоторые люди рождаются под счастливой звездой. А мне кажется, что некоторые звезды светят над счастливыми людьми. Не звезда делает человека счастливым, а понимание своего предназначения в этом мире. Самое сложное в этой жизни — понять свою цель, понять, чего от тебя хочет Бог. И если человек одинок, важно правильное понимание и отношение к одиночеству.
Итак, для начала давайте заглянем в толковый словарь и посмотрим определение слова «одиночество».
ОД И НОЧ ЕСТВО — состояние одинокого человека (Толковый словарь Ожегова).
ОДИНОЧКА — живущий один, одиноко, в одиночестве; неженатый, холостой, (Толковый словарь Даля).
Я думаю, и пусть сестры простят меня за дерзость, что имею право говорить об одиночестве. У меня нет ни отца, ни матери, я не замужем. По человеческим меркам, я одинокая. И, конечно, могу привести примеры из своей жизни, когда особенно ощущается одиночество. Когда наступает 8 марта и не хватает матери, когда наступает весна и пора влюбленных — не хватает близкого человека рядом или когда я находилась одна в пустой квартире — без телевизора, без радио, без магнитофона, без телефона, лежа на полу… Да, мне знакомо это чувство, это состояние -одиночества… Но есть большое «НО», есть один секрет, который я вам раскрою позже.
Мы с вами люди верующие, и Библия является основой для нашей жизни, поэтому посмотрим примеры, оставленные на страницах Священного Писания для нашего назидания.
Когда же чувствуется одиночество? Во-первых, когда нет никого рядом. «Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его» (Еккл. 4:9,10).

Одиночество приносит с собой печаль, разочарование, грусть, слезы… Илия остался в одиночестве, и ему было плохо: «остался я один, но и моей души ищут, чтоб отнять ее» (3 Цар.19:14). Давид восклицал: «Призри на меня и помилуй меня, ибо я одинок и угнетен» (Пс. 24:16). Иона тоже был один: «И ныне, Господи, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить» (Иона 4:3).
Одиночество порой кажется тяжким бременем, от которого хочется избавить- ся. Но оно бывает и полезным, приносит с собой душевный покой, мир, силы… Одиночество заставляет человека тянуться к Богу. В это время можно почитать, помолиться, поплакать перед Богом. Из Священного Писания мы узнаем, что и цари, и пророки, помазанники Божьи, и Сам Иисус Христос — любили одиночество, так как в нем человек начинает искать Божье присутствие, помощь, благость, милость Божью, которая необычным образом открывается в это время. Иосиф прошел через одиночество — отделение от родителей, предательство братьев, рабство, темница… но Бог был с ним. Поэтому, когда Бог дарит нам минуты, часы или дни одиночества, помните, что это золотое время!
К одиночеству стремились Моисей, Исаак. Мы читаем: «При наступлении вечера Исаак вышел в поле поразмыслить…» (Быт. 24:63). Про Иисуса Христа говорится: «А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился» (Map. 1:35).
Как я упоминала в начале, было время, когда я особо ощутила одиночество — в пустой квартире без телевизора, без радио, без магнитофона, без телефона, лежа на полу… И могу сказать, что это было лучшее время в моей жизни, потому что я особо ощутила и близость с Богом! Когда ничто и никто тебя не отвлекает, а есть только Библия и молитва, именно тогда ощутимо, что в одиночестве мы не одиноки!!!
Мы поговорили о ситуации, когда никого нет рядом. Но есть и другое одиночество — когда рядом много людей, но среди них нет родственной души. Такое одиночество бывает, когда человек не имеет семьи; или у супругов разные цели и приоритеты в жизни; или же, когда человек испытывает утрату близкого.
Итак, рассмотрим ситуацию, когда человек не состоит в браке. Быть не замужем считалось проклятием, но Бог объяснил через ап. Павла в Первом послании к Коринфянам, что это может быть большим благословением, особым даром.
«Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я» (1 Кор. 7:7,8). «Только каждый поступай так, как Бог ему определил…» (1 Кор. 7:17). «А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно [служили] Господу без развлечения» (1 Кор. 7:32-35).
Ни для кого не секрет, что у незамужних больше свободного времени и больше возможностей послужить Господу. Замужние не могут свободно ездить в миссионерские поездки и христианские лагеря. И я это испытала, и имею возможность очень много ездить и трудиться во славу Божью.
Екклесиаст говорит: «Всему свое время» (Еккл. 3:1). Всему свое время, и важно правильно и мудро использовать наше время и положение. И если Богу угодно, чтобы вы были замужем, в свое время это произойдет, ну а пока пользуйтесь прекрасными возможностями своего одиночества во славу Божью!
Другая ситуация — у супругов разные цели и приоритеты в жизни и, находясь рядом друг с другом, они испытывают одиночество. Иов столкнулся с таким одиночеством (Иов 2:9), а также Авигея, будучи женой Навала (1 Цар. 25:3).

Прекрасные стихи об этом написала христианская поэтесса Марина Тихонова:
Как страшно одиночество вдвоём,
Когда объединяет только быт.
Есть, вроде, муж, и я – жена при нём,
Но одиночество во всех щелях сквозит.

И не с кем свое горе разделить,
И счастье твое тоже не поймут,
Не можешь по душам поговорить,
Боясь, что надоедливой сочтут.

А так хотелось разделить судьбу,
И мысли, и желанья, и мечты,
Но отчего тогда, я не пойму,
Давно уж с одиночеством на «ты».

И нету сил стучать в глухой забор,
И ранить сердце об осколки фраз,
Лишь изредка ловить, как будто вор,
Немного теплоты из жестких глаз.

И как так получилось, почему,
Быть может, мы когда-нибудь поймем.
Как трудно строить счастье одному,
Как страшно одиночество вдвоём.

К сожалению, в наших церквах такое одиночество преобладает, так как мужья у многих наших сестер — неверующие. И хочу лишь напомнить, что Бог вас не покидает и никогда не покинет, Он пройдет с вами это поприще и поможет нести ваш крест.
И последнее-вдовы. Наш Бог-Бог сирот и вдов. Мы читаем в 1 Тим. 5:5: «Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь». Каждый мечтает иметь рядом кого-то, с кем сможет жить, полностью доверяя ему, разделяя с ним самые сокровенные мысли и чувства. Опять совет от Господа -молиться, а значит, пребывать в общении с Богом, потому что только Он способен утешить так, как ни один человек не утешит. Только Он поймет всю боль души.

Человек одинок в мироздании,
Как потяренный грош — одинок.
Только Бога живое дыхание
Зажигает в душе огонек.

Только Божья любовь и прощение
Ради Крови, пролитой Христом,
Обещает тебе возвращение
В тот небесный, утраченный дом…

Юлия Бородулина

Все познают однажды одиночество. Потому что нельзя развить в себе веру, любовь и надежду, когда вы счастливы, довольны, любимы, окружены друзьями. Это возможно только тогда, когда вы внутренне одиноки и покинуты.
Мужчины и женщины встречаются в жизни со страданиями и волнениями, потому что не могут найти свой идеал. Но человеческую душу возможно заполнить только Богом! Тот, кто хочет победить одиночество, жить в радость себе и людям, должен слиться с Богом, опереться на Бога, верить в Него, любить Его. Даже тогда, когда все идет из рук вон плохо, и вы ощущаете себя кораблем, плывущим в океане без компаса, доверяйте Богу, опирайтесь на Него. Бог любит вас, Он заботится о вас, Он видит все и знает все. Он сделает все для вас. А от вас Он просит только одного — чтобы вы любили Его и опирались на Него.
Молись, жди, познавай волю Божью и исполняй ее, служи Господу и радуйся Его присутствию в твоей жизни. Вот он, секрет — в одиночестве мы не одиноки!!!

Елизавета ПУЗАНОВА
(миссионерка в с. Чок-Майдан, Молдова)
Ямало-Ненецкий АО


В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках протоиерей Александр Абрамов.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

- Здравствуйте, батюшка! Благословите наших телезрителей.

Мы встречаемся в начале рабочей недели. Все-таки первый день - это воскресенье, день, освящающий, омывающий наши предстоящие труды. Пусть для тех, кто трудится, эта неделя будет успешной, мирной, Божией; тем, кто от трудов праведных почивает, достойного отдыха, спокойствия. И всем нам молитвенной собранности.

- Отец Александр, каковы корни одиночества?

Ясно, что одиночество всегда связано с неудовлетворенностью: ты недоволен тем, какое место в жизни занимаешь, недоволен своим положением, не считаешь себя оцененным должным образом, не находишь себе любимого человека, занятия по душе. И в этом всем ты не видишь того, кто тебя бы поддержал. Нередко это сопровождается тем, что у тебя радикально портится характер, потому что ты возлагаешь вину за происходящее на многих других. Хорошо, если приходит духовный ум и некоторый опыт - и ты понимаешь, что не всегда все кругом виноваты, есть доля и собственной вины. Но одиночество не уходит, и наступает тоска.

Когда мы проводим такую диагностику, легче всего будет сказать: виновата гордыня, не-смирение. Но это будут очень общие и очень плоские слова. Совершенно чудесные люди бывают одинокими и не несчастливыми. Часто мы ставим знак равенства между одиночеством и несчастьем. Бывают люди одинокие, но абсолютно погруженные в свое делание, труд, творчество, в то, чтобы полностью отдавать себя людям (например, занимающиеся благотворительностью).

Одиночество очень часто бывает и определенным прикосновением Божиим, я даже решусь сказать - даром Божиим людям, которые, может быть, очень быстро износились среди людей: им тяжело среди людей, и они вольно или невольно избирают для себя такой путь. А бывает, что это следствие греха, когда тебе все кругом плохо. Поэтому всякий раз ситуации очень разные.

Когда это следствие греха, когда человеку все кругом не нравится, это в большей степени зависит от самого человека? Или к этому его подталкивают обстоятельства?

Грех ведь принадлежит самому человеку, это результат злого со-трудничества дьявола и этого человека. И когда человек говорит: все не так, мои таланты недооценены, с ним легко согласиться: да, ты недооценен, ты заслуживаешь большего. А можно сказать и так: ну а почему? Все ли «система заела», все ли так плохо? Если ты считаешь, что можешь рассчитывать на большее, докажи это упорным трудом, докажи достижениями, результатами, а не интригами, не подковерной борьбой, не желанием идти по головам. Докажи достойно.

Мы привыкли к тому, что средства массовой информации культивируют рассказы о злом народе: здесь кого-то раздавили, здесь на тепловозе гнались за медвежонком, здесь еще что-то. Но как много у нас людей, которые толкуют те или иные события в пользу человека, а не против. Пришел пьяненький муж - он очень устал, давайте папу побыстрее накормим и спать уложим. Не все так просто. Чаще всего не все кругом виноваты.

Очень часто надменна позиция человека: я всего заслужил. «Ох, как в плохое советское время я женился. Ох, в какое время я учился». «Если бы я учился в другое время и не было бы революции, я бы учился в Сорбонне»,- сказал жене филолог, не знающий ни одного иностранного языка. А кто же тебе, мил человек, помешал выучить языки в советское время? Не твоя ли собственная лень? Не твоя ли собственная гордыня и надменность? А в Сорбонну - если это уж такая великая ценность - ты бы попал за научные достижения в любое время, в том числе и в советское.

- Значит, корни одиночества - это духовная леность?

Нередко так. Такое ощущение, что тебе что-то должны по одному факту рождения. Вообще, это огромный грех, когда человек считает, что ему кто-то что-то должен. Никто никому ничего не должен. Мы, как христиане, должны сказать: мы должны Богу. Как христиане, мы должны сказать: наше сердце принадлежит нашим близким, нашим домашним, нашей стране.

Нам никто ничего не должен, но мы чувствуем со стороны людей теплоту, помощь, поддержку... Кто-то поддерживает неоперившегося студента-выпускника: тебе нужно вести себя на работе так и так, сможешь дальше пойти. Кто-то проталкивает начинающего специалиста не ради какой-то собственной выгоды и карьеры, а просто желая его поддержать, пока крылья расправятся. Нам помогают очень и очень многие люди.

Априори никто ничего никому не должен, и в эгоистическом мире каждый сосредоточен сам на себе. Галина Волчек любит рассказывать, что когда она проходила стажировку в американском провинциальном театре, ради эксперимента на вопрос о том, как ее дела, она специально сказала: «У меня умерла сестра». И ответ все равно был: « Fine !» (прекрасно!) Потому что никто и не слушает. Ответ носит ритуальный характер, как, впрочем, и вопрос. Это отношения людей друг к другу в греховном мире. Поэтому ожидать, что кто-то концентрирует свой взгляд на нас, не приходится. Добрые люди сконцентрируют. Христос сконцентрирует.

- В чем опасность одиночества, каковы его духовные последствия?

В одиночестве есть и благо, и опасность. Это, наверное, зависит от качества этого одиночества. Люди, которые много-много лет прожили в браке, делясь секретами семейного долголетия, говорят: иногда надо день-другой побыть друг без друга, это некая «семейная гигиена», когда ты уезжаешь на дачу или сидишь в своей комнате. Речь не идет о конфликте или прекращении отношений, просто надо побыть одному, собраться, подумать о чем-то своем, не быть все время в рутине. Это такое временное, искусственное одиночество, когда ты все равно знаешь, что любим, дорог, что ты нужен. И потом ты возвращаешься с обновленными чувствами.

Другое дело - одиночество сумрачное: я никому не нужен, никто меня не любит. Это предтеча депрессии. И тогда твое одиночество становится клеткой, к которой ты привыкаешь и на любое движение внешнего мира смотришь как на враждебное, даже если оно таковым не является, а чаще всего так оно и есть. Ты научаешься тюремно существовать. Тюремно в данном случае - в духовном отношении. А чем отличается тюремный рацион от обычного? Скудостью, однообразием и повторяемостью. У тебя все время одно и то же: дом - работа, работа - дом. Твоя эмоциональная жизнь истощается, вместо того чтобы расширяться.

Бывают и другие формы одиночества: человек находит полное растворение в своем труде, работе и совершенно не чувствует себя одиноким. Например, Господь не дает ему мужа или жену, и если он научается жить с этим и даже как-то сродняется с мыслью, что у него пока ничего нет, это уже не полное одиночество. С Богом человек вообще никогда не одинок.

Поэтому я бы сказал, что есть одиночество дурное, которое люди порой культивируют из саможаления и д аже несколько мазохистского чувства; а есть естественное одиночество, которое является формой отношений Бога с человеком.

- Жизнь в большом городе, мегаполисе, видимо, способствует одиночеству?

И городской образ жизни, и образ жизни, связанный с социальными сетями и формами современных коммуникаций, конечно, ведет к атомизации, расклеиванию общества.

Я помню, что когда был школьником (так же жил в Москве, где и родился), родители спокойно отпускали нас зимой играть в хоккей, летом в футбол, устанавливая лишь время прибытия домой - не позже 22.00, как в Вооруженных Силах. И все знали, что мы в том или другом дворе. Все, конечно, знали соседей по лестничной клетке, а чаще всего и по всему дому, причем знали даже, может быть, больше, чем хотелось бы: всю подноготную, кто где работает, а кто пьет и так далее, то есть порой был даже заход на личную территорию. Моя мама, зная, что поздно придет с работы, могла оставить у соседа ключи от нашей квартиры, сказав: «Анатолий Александрович, Саша придет из школы, Вы его покормите, пожалуйста, и отдайте ему ключи», потому что она знала, что я все равно их потеряю.

Сейчас дома огромные, многоподъездные. Вот я знаю тех, кто живет на моей лестничной клетке в нашем большом доме, но тех, кто живет этажом выше или ниже, я уже не знаю. И мой образ жизни таков, что я ухожу из дома рано утром, возвращаюсь поздно вечером, суббота и воскресенье для священника - это его главные трудовые дни. Поэтому у меня просто нет возможности встречаться с соседями. И эта атомизация, когда человек забежал в свою нору, ключ повернул, порой связана с тем, что он старается спрятаться и от переизбытка общения, от необходимости непрерывно пребывать в ситуациях взаимодействия. Город, этот огромный муравейник, дает стрессовую нагрузку: транспорт, большие коллективы, скоротечность и острота конфликтов. Может быть, мы и ругаемся уже не так мирно и рассудительно, наши столкновения молекулярные: поругались здесь, там - и все это, конечно, очень давит на человека.

Вопрос телезрительницы: «Каковы основные препятствия для принятия христианином Святого Причастия? Что может быть основанием для того, чтобы священник не допустил к таинству Святого Причастия?»

Вопрос поставлен сложно, потому что это то же самое, что консультировать пациента по телефону. Самым общим ответом является такой: если на исповеди установлен продолжающийся нераскаянный грех и речь идет о каком-то значительном, тяжком грехе, наносящем урон человеку. В меру моего разумения только эта ситуация может воспрепятствовать допуску к Причастию.

Кроме этого, могут быть какие-то дисциплинарные соображения. Например, если человек демонстративно поел перед причащением. Конечно, за исключением каких-то медицинских ситуаций. На мой взгляд, если человеку необходимо выпить какую-то таблетку - в случае диабета, например, - он должен иметь возможность ее выпить и все равно прибегнуть ко Святому Причастию. Но если человек, будучи здоров, позавтракал или, не дай Бог, покурил или что-то подобное, а потом идет к Чаше, это демонстративный отказ от принятых в Церкви правил подготовки ко Святому Причащению. Здесь, наверное, он тоже не может быть допущен.

Мне казалось это само собой разумеющимся, но оказывается, бывают и такие ситуации, поэтому надо сказать, что нельзя причащать неправославных христиан в Православной Церкви. Также если человек объявляет себя христианином и при этом не крещен в Православной Церкви, о причащении речи тоже быть не может.

Это основной перечень ситуаций, но, судя по некоторой боли, с которой Вы задали вопрос, по-видимому, была какая-то конкретная ситуация. Может быть, священник повел себя неожиданным для Вас или Ваших близких образом, но я об этом не знаю. Всегда нужно знать больше деталей, для того чтобы сказать, был он в этой ситуации прав или нет.

Несмотря на то что современные условия жизни, жизнь в мегаполисе и социальные сети диктуют определенный образ поведения (происходит, как Вы сказали, атомизация), возможно ли как-то все-таки преодолеть этот процесс и то одиночество, которое нам диктуется?

Жить в современном большом городе тяжелее, чем, например, в Москве 50-60-х годов, которая возникала как агломерация больших деревень: подмосковные села все образовывались и образовывались и слились в тогдашнюю большую Москву, которая, условно говоря, была меньше, чем нынешняя в границах Третьего кольца. И все равно сельские устои патриархальной жизни сохранялись. Сейчас они разрушаются, но, конечно, тоже не до конца. Здесь значительно больше надуманного. Человек совершенно сознательно садится на наркотическую иглу социальных сетей. Например, в кафе нередко приходится наблюдать, как муж и жена или подруги сидят за одним столом и переписываются друг с другом с помощью мессенджера. Спрашиваешь, почему они так делают? Говорят, потому, что шумно. Так сядьте поближе друг к другу. То есть эта ситуация совершенно надуманная.

Я не понимаю, почему люди поздравляют друг друга с днем рождения через сети. То есть понимаю, что за этим стоит лень снять трубку и позвонить или еще большая лень - приехать с чем угодно, с букетом скромных полевых цветов, и сказать: «Слушай, Василий, я тут вспомнил, что у тебя день рождения. Не помню точно, какая годовщина, но ты хороший человек! Эти цветы - тебе!» Лень инвестировать сердце в отношения.

Социальные сети хороши тем, что их можно настроить, совершенно не волнуясь тем, ответили тебе или нет, а ты себе галочку поставил. Календарь напомнил тебе, что такому-то сегодня исполняется тридцать семь, а завтра у такого-то рожает жена. Это снятие ответственности, отказ от обязательств, не-инвестиция.

И способ здесь очень простой - надо вылезать из этого виртуального болота. Я совершенно уверен, что через какое-то время все это станет диким анахронизмом и в моду войдут прежние старомодные отношения, которые неожиданно вновь возникнут как престижные. Я вот, например, совершенно сознательно не пользуюсь никакими социальными сетями. У храма, в котором я служу, есть «Фейсбук», но он служит как средство оповещения - и только. Я ничего никуда не пишу, потому что то, что я хочу сказать, я могу сказать людям в глаза, в проповеди, созвонившись с ними, а лучше всего встретившись. Мне значительно проще позвонить, чем написать.

Я замечаю, что у людей совсем молодых тяга к этим старомодным отношениям, к разговорам вживую, как и ношение наручных часов, возобновляется. У нас на приходе есть молодой алтарник, который только что окончил институт, он сказал мне: «Знаете, я тут ощутил радость рукописного ежедневника. Я не записываю в телефон, где все пропадает, а так приятно писать ручкой по бумаге. Посмотрел - и вся неделя видна». Ведь не зря все это когда-то было придумано. Этот « протуберанец» какого -то дикого, чрезмерного интереса к сетям уйдет, и вернется нечто, что можно будет определить как нормальность. А общение, особенно общение близких людей, является нормальным.

Ведь всецело одиноких людей тоже не существует, если они сами не ставят замок на свою дверь. Люди, у которых нет пары (мужа или жены), люди, лишенные детей, люди, которых мы в стародавние времена называли бобылями, встречаются, например, с теми, с кем раньше служили в армии, работали, с подругами, однокурсниками. Ты всегда можешь найти кого-то, кто тебе по сердцу. Бывает совсем уж захлопнувшийся, интровертный человек, но ему нравятся книги, спектакли, ходить в музеи - все равно у него есть некое общение.

- Как быть, если человек чувствует себя одиноким даже в кругу друзей и в кругу семьи?

Это, конечно, горькая ситуация. Тут надо очень тщательно и без предрассудков разбираться, почему так происходит. Обычно такой человек вам говорит: мне с ними со всеми скучно, они мне ничего не могут дать. Так начинают говорить школьницы: мне неинтересно с одноклассницами, мне интересно с ребятами намного старше. Потом этот перенос продолжается и во взрослой жизни, превращаясь во «мне ни с кем не интересно». Это мы все хорошо понимаем. Давайте зададим вопрос иначе: а вам-то есть что сказать, есть что дать своему потенциальному собеседнику, кроме «спиногрызства» и непрерывного нытья?

Один человек, описывая мне как-то свою семейную ситуацию, говорит: «Мне нужна такая жена, которая бы точно понимала тонкости моего характера». А я думаю: «А какие же у тебя такие тонкости характера? Конечно, может быть, мы ничего не видим, и ты невероятно глубок и широк…» Но чаще всего - и это людям тяжелее всего признать, они этого никак не хотят признавать - мы вполне можем быть людьми средних дарований и быть счастливыми и любимыми Богом и другими людьми. Не нужно становиться Наполеоном; в конце концов, он один из крупнейших преступников. Надо признать, что ты не станешь равным Фарадею, Станиславскому, не будешь подобен Чехову, и ничего нового в этом нет.

Чехова, Фарадея и Эйнштейна мы помним потому, что таких было три, пять, десять. Но человечество состоит из огромного количества миллиардов людей, каждый из которых уникален для Бога. И вот когда ты перестанешь ныть и говорить: им нечего мне дать, -подумай, что ты им можешь дать, чем наполнен ты. Ты должен быть абсолютно полным человеком, не полупустым. Если ты полный человек, ты можешь испытывать горечь и тоску, так бывает в жизни, но ты не будешь одинок (в таком понимании, когда ни с кем не хочется водиться, ни с кем не хочется быть). Твой внутренний мир открывает перед тобой огромные глубины мира Божиего, в котором ты никогда не будешь одинок.

Вопрос телезрительницы: «Добрый вечер, батюшка. Меня зовут Ангелина, мне двенадцать с половиной лет. У меня такой вопрос: если Бог знает, что человека ждут великие мучения в аду, почему Он попускает человеку родиться в мир?»

Спасибо, Ангелина. Бог дает человеку не дорогу к мучениям или дорогу к вечному блаженству. Господь наш Иисус Христос дает человеку свободу. В Священном Писании об этом сказано так: «Жизнь или смерть дал Я тебе, благословение и проклятие; выбери жизнь». «Выбери», а не «Я тебе навяжу, чтобы ты был обязательно счастливым». Как же человек может быть счастливым, если ему не дают возможности решить, как он хочет - так или иначе. Если тебя вилами загоняют в Царствие Небесное, ничего не получится. Говорят: невольник не богомольник. Выбери жизнь. Ты видишь, как плохо в царстве мучений, ты видишь, что хорошо с Богом, но ты выбираешь это сознательно. Господи, меня будут обманывать и говорить, что мучения - это на самом деле очень здорово, даже нарисуют красивую картинку: можно это, можно это, можно все. А про расплату промолчат, не скажут, ведь расплата будет когда-нибудь потом. Бог тебе сразу говорит правду, и ты выбираешь, что ты хочешь. Бог для тебя распинает Себя на кресте, чтобы ты имел эту свободу выбора. Задача каждого из нас - почувствовать Бога в своем сердце как доброго и любящего нас, чтобы у нас этот выбор был само собой разумеющимся: «Я, Господи, хочу быть с Тобой, Ты меня веди и не бросай. Я тебе доверяю, доверяй и Ты моим силам».

- Как приходская жизнь может помочь человеку преодолеть одиночество?

Она может как помешать человеку, так и помочь. Приходская жизнь - это не панацея. Все зависит от того, с каким настроем приходит человек. Вот он приходит, усаживается за приходскую лавку в трапезной, скрещивает руки и говорит: «Ну, давайте, помогайте мне преодолеть одиночество. Давайте, давайте, излечивайте меня. Ведь вы христиане, ваша задача - меня излечить»… Такая «принцесса-несмеяна» требует к себе повышенного внимания, забирает все время священника на исповеди, когда за ней стоит пятьдесят человек, потому что ее проблемы всегда важнее. Тогда никакая приходская жизнь ничем не поможет, потому что приходская жизнь - это необходимость что-то жертвовать: свои силы, свое время. Это кромсать свой эгоизм. Я-то пришла сюда с ощущением собственной исключительности и уникальности своих проблем, а со временем становится понятно, что проблемы у доброй половины рядом сидящих людей точно такие же, а наша уникальность как куриные перья, которые быстро подстригаются.

Уникальность есть у каждого человека в глазах Божиих, но в том, как мы себя ведем, мы очень похожи - и в плохом смысле, и в хорошем. Если ты приходишь с таким же желанием, о котором сказал в Писании Христос: «Я пришел не для того, чтобы Мне служили, но чтобы послужить», если ты желаешь в этом быть уподобленным Христу, если хочешь вести себя так же, как вел Себя Господь, то ты приходишь послужить: «Чем я могу помочь? Давайте я что-то возьму на себя и буду за что-то нести ответственность». И очень часто преодолевается это мнимое одиночество: находится муж или жена; завязывается крепкая дружба. Но для этого надо всегда что-то оторвать от себя, чем-то пожертвовать, что-то бросить. И это бросить не что-то малозначительное для тебя: достать из сумки камень или бросить нищему пять рублей, при том что зарабатываешь пять миллионов; нужно отдать что-то для тебя дорогое. Так требует Спаситель, говорящий: «Сыне, отдай Мне сердце». Он не просит ничего меньшего, себя всего отдай.

- Что такое «идея соборности»?

В самом общем виде это концепция Церкви, согласно которой в общем разуме и благодатном действии Святого Духа все члены Церкви соединяют свои усилия для решения единой задачи. Вся Церковь, состоящая из огромного количества людей, размышляет над тем, как лучше решить возникающую проблему, и в духе единомыслия, в духе служения Богу находит эти пути. Мы слышим за Божественной литургией: «Станем добре, станем со страхом, вонмем, Святое Возношение в мире приносити…» То есть все вместе участвуют в приношении Святых Даров. « Единомыслием исповемы Отца и Сына и Святого Духа». Единомысленность - это совсем не то же самое, что армейская дисциплина. Единомыслие в Церкви - это не подчинение внешнему авторитету: мне приказали, я иду на запад (это армия). В единомыслии я понимаю такое: сейчас всем нам надо сделать то-то и то-то, и я с этим согласен. А если у меня имеются какие-то элементы несогласия, я об этом поведал Церкви, и она мне показала, почему мне стоит от этого воззрения отказаться и присоединиться к другим. И я говорю: «Да, теперь это и моя точка зрения». Меня не подавили авторитетом, но убедили, и я, как член Церкви Христовой, вместе со всей ее полнотой.

- Соборность преодолевает одиночество?

Соборность исключает одиночество.

- Интересно, что монахи, будучи как бы в одиночестве, его не чувствуют.

Монахи никогда не бывают в одиночестве… Человек уже преодолел человеческое общежитие, оно для него пройденный этап - и он стремится к еще большему общению с Богом. Поэтому в основе монашества, конечно, лежит идея общения Бога и человека. А общение никогда не может быть одиночеством. Инок - иной путь общения.

Также у нас очень мало ситуаций, когда схимник сидит в замурованной келье, а ему только приносят еду. Монахи живут в монастырях, их общежитие регламентируется порой очень строгими правилами. И если ты не поступаешься какими-то элементами своей самости, все ненужные ее элементы тебе стешут и без твоего согласия. Монастырь - это серьезная школа общежития, и человеческие соприкосновения в ней тоже имеются: ты не один за богослужением, не один в братском корпусе, не один за трапезой.

Чаще всего наши святые угодники Божии (что преподобный Сергий Радонежский, что преподобный Серафим Саровский) стремились к уединению, стремились уходить как можно дальше от людского общения, а в результате и одному, и другому приходилось принимать сотни тысяч людей. Им приходилось общаться, участвовать, в случае преподобного Сергия Радонежского, в принятии государственных решений, а в случае преподобного Серафима в устроении обителей, то есть находиться в гуще событий. Господь не дал им впрямую такого земного уединения, где можно остаться в келейке, где перед тобой икона и только ты и Бог. Но в этой гуще событий, перенасыщенности каждодневной у них было подлинное доброе одиночество - отъединенность от всякой суеты, потому что в сердце шла непрерывная молитва Богу; она занимала их ум и душу.

- Как Вы думаете, почему человек стремится к развлечениям? Не от одиночества ли это происходит?

Для того, чтобы убить время. Время - самый дорогой актив; в отличие от денег и даже физических сил время - это даже актив невосполнимый. Ты никогда не знаешь, когда умрешь. Ты не можешь прикупить себе времени, не можешь прибавить себе дней жизни. Ты не знаешь, идет ли обратный отсчет. Никто из нас не знает, преодолел ли он экватор своей жизни. «Безумный человече, - говорит Священное Писание, - не знаешь, в какой час умреши». И что мы выбираем? То, о чем тоже говорится в Писании: «Ешь, пей, веселись».

Надо убить время, иначе тебе нужно с ним что-то делать. Что с ним делать? Его нужно использовать правильно, или, как говорят, продуктивно, то есть с пользой. А с пользой не хочется. Хочется, чтобы вокруг меня все вращалось с головокружительной скоростью, с какой-то калейдоскопической быстротой. Развлекайте меня - я сяду в уютное кресло, я отключусь. Желание отключиться от всего, что составляет твою реальную проблему, является наполнением твоей жизни, и есть стремление к развлечениям. Это желание прожечь жизнь, потратиться; это мотовство. Мотовство - такой же грех, острый, ясный, нуждающийся в купировании. Ты выбрасываешь деньги, выбрасываешь таланты, выбрасываешь время; что же приобретаешь взамен? Иллюзию насыщенности. Ткни пальцем - это все гнилушки, ничего там не останется.

Подумай о том, что ты вспомнишь о своих похождениях через год? Какие яркие сюжеты? Вот я ездил в Лас-Вегас. Ну и что? Глупо, бездарно, бестолково потратил время. Ты рад? Ты счастлив? Да нет, скучно было. Скука - бесовское качество. Людям талантливым, людям умным, людям ярким очень редко бывает скучно. Во-первых, им некогда скучать, во-вторых, они борются с этим чувством, потому что понимают, что это преграда для того, чтобы делать дело и трудиться для Бога; ее устанавливает сатана.

Вопрос телезрительницы: «Мне поставили диагноз “шизофрения”, и я так думаю, отключили меня от общения и отключили от Причастия. Потому что когда причащается предыдущий человек, батюшка говорит: причащается раба Божия Галина. А когда к Чаше подхожу я, мне он ничего не говорит, просто дает Причастие и все, а дальше опять говорит: причащается раба Божия Людмила».

Не ищите здесь никакого скрытого смысла. Если батюшка Вас причащает, то как можно сказать, что он Вас от Причастия отлучил? Причастие Вам дано. Если это многолюдный храм, то бывает, что батюшка просто не называет имена всех. Кого он знает по именам, он скажет имя, а подходит другая раба Божия или раб Божий: «Во оставление грехов и в жизнь вечную. Аминь», - и причащает. Никакого отлучения от Причастия в этом случае не происходит, и, конечно, Господь знает имена Своих причастников, так что Вы по этому поводу не огорчайтесь. Диагноз, который Вам поставили, никак не может помешать Вам принимать Святые Таины.

- Почему иногда случается так: когда человек занимает высокий пост, его вдруг начинает посещать одиночество?

На серьезных уровнях ответственности человек сталкивается с тем, что, кроме него, то или иное решение никто принять не может. Одни могут посоветовать, другие могут посочувствовать, но вот встает вопрос: вот красная кнопка, мы начинаем ядерную войну или нет? Это ситуация Карибского кризиса, когда мир в начале 60-х годов встал перед угрозой ядерной войны Советского Союза и Соединенных Штатов. И с той, и с другой стороны нужно принимать решение. Огромное количество генералов, политических советников, даже домашних что-то вам говорят, но все зависит от вас: нажимаем мы кнопку или не нажимаем. И от вас зависит: миллионы людей гибнут или остаются живыми. Никто, кроме вас, сейчас это не сделает. В качестве иллюстрации мы взяли наивысший уровень ответственности. У серьезных руководителей, конечно, меньшая, но по-своему очень большая сфера, где только он (или она) может сказать: делаем так и не иначе. И это заставляет людей всецело сосредотачиваться. Они знают, что, кроме них, это никто не может сделать. Это корень такого одиночества.

Ну, и у этого бывают всякие дурные попутные вещи: ты не доверяешь людям, которые тебя окружают. Такое случается часто - ты полагаешь, что каждый из них руководствуется желанием встать на твое место. Это образ разного рода политических руководителей нашей новейшей истории. Когда идет борьба за власть, серьезные интриги, уход в болезни и одиночество становятся некой скорлупой, когда ты пытаешься сохранить хотя бы какие-то черты своей личности, которую ты в свою очередь сильно растерял, пока сам рвался к власти. Знаменитость, известность тебя тоже очень растрачивают, ты должен вести себя так, как от тебя ждут. Высоцкий говорил: «Я первую половину жизни потратил на то, чтобы все на улицах и в подъездах меня узнавали. А вторую половину ношу черные очки, чтобы никто не узнавал».

- Как предупредить одиночество? Что сделать, чтобы оно не наступало?

Одиночество - это как подагра, которая либо есть, либо нет. Так и одиночество: либо оно есть, либо его нет. «Профилактировать» его не нужно, как мне кажется. Думаю, что нужно делать свое дело, делать его честно и ответственно. Не нужно задумываться над пока еще не существующими проблемами. « Довлеет дневи злоба его» - говорит нам Священное Писание; то есть на сегодня нам хватит тех проблем, которые у нас уже есть. Если мы видим какой-то вакуум вокруг себя, то стоит подвергнуть его диагностике: в чем я прокололся, в чем в первую очередь виноват я? Вокруг одного человека много людей, и все они вокруг него крутятся, а вокруг меня никого нет. И чаще всего окажется, что я завидую, что я не теплый, что я слишком сосредоточен на себе. Значит, надо бороться с этим, тогда уйдет и одиночество. А бороться с одиночеством в отрыве от его корня бессмысленно.

Большое спасибо, отец Александр, за беседу. Время нашей передачи подошло к концу. Благословите наших телезрителей.

Друзья, мы, слава Богу, никогда не одиноки у Бога, никогда не брошены Христом. Желаю вам всегда это чувствовать, и милость Божия с вами да пребывает.

Ведущий Денис Береснев

Записала Ксения Сосновская

Одиночество и отчуждение в современном мире является двумя проблемами, с которыми сталкивается все человечество. Это тяжелое душевное состояние, оно не знает ни границ, ни социального положения, ни возрастных рамок. По статистике одна третья всех россиян живет одиноко. Как бороться с этой проблемой, как помочь человеку почувствовать себя нужным и любимым, поговорим с настоятелем Покровского храма районного поселка Мучкапский священником Андреем Саврасовым.

В современном обществе, как мне кажется, невозможно быть одиноким. Человек всегда находится среди людей. Но тем не менее многие могут сказать, что они одиноки. Как вы думаете с чем это связанно?
- В современном мире одиночество разделяется на физическое и духовное. Физическое одиночество можем наблюдать когда человек по каким-либо причинам остается один. Это может быть старый человек, оставшийся без семьи или после развода живут по одному. Такие люди впадают в уныние и страдают от недостатка общение.
Духовное одиночество возникает от утраченного общения с Богом и оно намного страшнее физического. Тогда он пытается заполнить атмосферу вокруг себя посредством, например, непрестанно работающего телевизора. На самом же деле одиночество духовное сопровождается отсутствием молитвы. Если человек постоянно общается с Богом, то он никогда не будет испытывать одиночества. В качестве примера можно привести монахов. Когда мирской человек уходит в монашество, он не ищет братию, чтобы общаться, а, в первую очередь, ищет Бога через молитву. Как преподобный Серафим Саровский искал уединение. Уйдя в лес, он жил одиноко, но он не был одиноким, а был в полном общении с Богом, со святыми угодниками.
Поэтому одиночество - это сложное понятие. Один ты или не один в этом мире?
- Многие люди, рассказывают, когда прихожу в храм Божий, то не ощущаю себя одиноким. Почему так бывает?
- В храме мы ощущаем любовь Божию. Что собой представляет храм? Обычное каменное, бетонное или деревянное строение. Если бы там не было Духа Святого и присутствия Бога, нам бы там было не уютно, и мы бы там не собирались для молитвы. Бог есть истинная любовь. Вот за этой любовью мы и идем в храм, почерпнуть ее. В тот или иной момент, рано или поздно каждого из нас обязательно касается благодать Божия, поэтому мы и ходим в храм. Там одиночество отсутствует. Поэтому там много людей, потерявших своих близких. Они приходят в храм, молятся за них и даже ощущают духовную связь со своими родственниками, которых они проводили в вечную жизнь. Как мы с вами знаем, что у Бога нет мертвых, у Него все живы, а Церковь объединяет нас с ними.
- В наше время часто встречаешься и с тем, что человек специально остается одиноким для того, чтобы лучше, как ему кажется, устроить свою жизнь. Это можно назвать эгоизмом?
- У людей которые живут без веры и без Бога, наверно, срабатывает эгоизм, потому что такой человек привыкает жить для себя. А это семья, жена, дети, которых надо содержать. Но тогда такой человек и не познает семейных радостей, которых очень много. Поэтому обязательно надо заводить семью и этим ограждать себя от одиночества.
Если такая ситуация произошла у верующего человека, как говорят, не сложилось с семьей, то он ищет себя в Боге, как многие молодые люди и делают. Они либо полностью посвящают себя Господу, принимая монашество, либо просто находятся при храме. А живя с Богом одиноким быть невозможно.
- А можно ли смириться с одиночеством?
- Я думаю, не надо смиряться с одиночеством. Потому что одиночество своего рода уныние и отчаяние, а это грех. Мы обязательно должны себя в чем-то искать. Господь нам всем дал таланты, которые мы должны приумножать. Если суждено жить одному без семьи, то надо как-то проявлять себя, быть ближе к обществу. Если ты верующий человек, то вообще появляется море возможностей применить свой талант в делании добрых дел.
В трудах святых отцов можно найти ответы на любые вопросы, в том числе, как уйти от одиночества, как не отчаиваться, как найти Бога и Его любовь. В этом может помочь постоянное чтение Иисусовой молитвы. И тогда все будет у нас получаться, а уныние и отчаяние от нас отойдут.
Спаси Вас Господи за душеполезную беседу. Всегда радуйтесь и непрестанно молитесь! – наставлял христиан апостол. По многим толкованиям непрестанная молитва – это постоянное памятование о Боге. Всегда помните о Боге и в Вашем сердце загорится надежда.


I. ОДИНОЧЕСТВО

За шесть дней Господь Бог сотворил небо, землю, а также весь животный и растительный мир, включая человека. В конце каждого дня творения Бог внимательно осматривал Своё творение, и видел что всё Им сотворено хорошо: «увидел Бог, что это хорошо » (Бытие 1:4,10,12,18,21,25 ).
Человек стал венцом творения. Его тоже Господь создал весьма хорошо - по Своему образу и подобию. По словам Бога, не хорошо было Адаму оставаться одному: Бытие 2:18 «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему ».
Итак, мы видим, что одиночество для человека - не хорошо. В книге Екклесиаста сказано: Екклесиаст 4:9-12 «Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется ».
Господь Бог не сотворил человека для одиночества, Он вложил в него потребность в любви, понимании, дружбе и общении со своим Творцом и себе подобными. Когда эта потребность остаётся неудовлетворённой, тогда человек и начинает чувствовать себя несчастным и одиноким.

1. Что такое одиночество?
Словарь Ожегова даёт следующие определения: Одиночество - состояние одинокого человека. Одинокий - отделённый от других подобных. Не имеющий семьи, близких.


На наш взгляд, одиночество - это неполноценность, которая заключается в нехватке близких взаимоотношений, общения, взаимопонимания, любви, заботы и т.п. Это своего рода изоляция (духовная, физическая, моральная).

2. ПРИЧИНЫ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ ОДИНОЧЕСТВО:
Одиночество не возникает за один день. Оно может быть результатом всей жизни или характера человека. Оно может быть последствием какого-либо события или травмы, пережитой человеком. Иногда мы даже не подозреваем о том, что теми или иными поступками или действиями сами себя загоняем в тупик одиночества.

А. Воспитание.
Некоторые люди имеют тенденцию к одиночеству из-за определённых событий и обстоятельств, произошедших в их раннем детстве. Например, у ребёнка, чьи родители сдерживали свои чувства или, наоборот, были излишне критичны в своих высказываниях, могут сформироваться комплексы, которые в будущем негативно отразятся на его умении взаимодействовать с окружающими. Одни из них так и не научатся нормальному общению и дружбе со сверстниками. У других может сформироваться резкий и агрессивный характер, который будет отпугивать и отталкивать окружающих. Третьи будут обречены на одиночество из-за чересчур заниженной самооценки и боязни быть отвергнутыми обществом. Одиночество может стать стилем жизни у тех, кто так и не сумел развить в себе межличностных навыков и способностей, таких как коммуникабельность и т.п.
Библейский пример человека с неразвитыми межличностными навыками - это сварливая жена, о которой в книге Притчей Соломона сказано следующее: Притчи 21:9 «Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме ». Притчи 21:19 «Лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою и сердитою ».

Б. Социальные факторы.
Существует ряд социальных факторов, играющих на руку одиночеству. Мы живём в век научно-технического прогресса, когда человек легко может обойтись без помощи другого человека. Сегодня мы можем делать многое, не выходя из дома. Телевидение и интернет заменили нам родственников и друзей. Многие пожилые люди страдают от одиночества из-за боязни выйти из дома в связи с возросшим ростом бандитизма. Постоянная занятость на работе или частые переезды мешают развитию тесных дружеских взаимоотношений между людьми.

В. Обстоятельства.
Одиночество также может быть результатом жизненных обстоятельств. Несемейные, разведённые или овдовевшие люди более склонны к одиночеству в силу своих обстоятельств. Однако от одиночества может страдать даже семьянин, взаимоотношения в семье которого лишены взаимопонимания, любви и близости. Также жертвами одиночества по обстоятельствам могут стать студенты, находящиеся на учёбе вдали от дома; специалисты, вынужденные проводить время в частых командировках; пожилые люди, чьи дети и внуки переехали в другой город или страну, а также больные и инвалиды. Кроме того, так называемые «трудоголики» и представители отдельных профессий (например, компьютерщики) также могут стать жертвами одиночества. Все эти люди принадлежат к группе риска стать одинокими людьми по обстоятельствам.

Г. Привычки и пороки.
В некоторых случаях люди становятся одинокими благодаря своим нехорошим привычкам, или порокам. Так алкоголизм, наркомания, алчность или расточительность (азартные игры) способствуют тому, что человек лишается и семьи и друзей.
Кроме того, зачастую одинокие люди усугубляют своё одиночество такими пороками, как алкоголизм, наркомания и пр. Сегодня количественный рост банд, сект и культов во многом объясняется увеличением количества людей, которые не в состоянии избежать одиночества иным способом.
Оной из самых распространённых причин одиночества является эгоизм. Эгоисты любят использовать окружающих. Они начинают с родных и близких, но скоро остаются без друзей. Тогда они начинают использовать знакомых и соседей. Но вскоре и те отворачиваются от них. Часто эгоисты остаются одними потому, что не любят никого ни о чём просить и, как следствие, не любят никого благодарить.

Д. Экономические причины. Иллюстрацией к этому пункту может быть поговорка: «Сытый голодного не разумеет». Не секрет, что когда человек беднеет (или теряет своё состояние) от него многие отказываются и отворачиваются, тем самым, обрекая его на одиночество. В то же самое время известно множество случаев, когда богатые люди в силу своего положения в обществе и по причине своего огромного состояния кончали жизнь самоубийством по причине одиночества.

3. НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ОДИНОЧЕСТВА
А. Одиночество может подтолкнуть к греховным взаимоотношениям.
Взаимоотношения с людьми является противоположностью одиночеству. Именно поэтому для большинства людей интимные взаимоотношения с представителями противоположного пола являются попыткой избавится от одиночества. Иными словами, стараясь избежать одиночества, люди вступают в греховные взаимоотношения. Однако эти люди не понимают, что физическая близость не может полностью удовлетворить и насытить опустошённое одинокое сердце. Половая близость может лишь отвлечь на время, но не в состоянии устранить проблему одиночества.

Б. Одиночество может негативно отразиться на наших финансах.
Некоторых людей приступы одиночества побуждают идти в магазин и делать ненужные покупки, чтобы хоть на время забыться и пережить эмоциональный подъём. Однако этот подъём длится недолго и, как правило, больно бьёт по кошельку.

В. Одиночество может деформировать нашу самооценку.
Одно из самых опасных последствий одиночества - это заниженная самооценка. Человек с низкой самооценкой верит в свою бесполезность и никчёмность. Он считает себя ненужным ни Богу, ни людям, и даже может поставить под сомнение необходимость своего существования.

Г. Одиночество может привести к развитию болезней и к самоубийству.
Наше тело и эмоции взаимосвязаны. Приступ одиночества может привести к озлобленности, депрессии, которая позже может вылиться в физическое недомогание и, в некоторых случаях, к сумасшествию.
Кроме того, многие люди, впадающие в депрессию имеют тенденцию к чревоугодию: они начинают есть для того, чтобы на время забыть о своей проблеме и пережить хотя бы временный эмоциональный подъём. Этот подъём длиться недолго, и, как правило, негативно сказывается на здоровье переедающего человека.
В некоторых случаях одиночество может даже привести и к самоубийству. Это происходит тогда, когда человек уже не видит иного выхода из сложившейся ситуации, как только, лишая себя жизни.

II. БОРЬБА С ОДИНОЧЕСТВОМ

Некоторые советуют одиноким людям вступить в какой-нибудь клуб или побольше времени проводить в путешествиях. Это неплохие идеи, но необходимо помнить, что они не являются решением проблемы одиночества. Приведённые ниже советы помогут вам вырваться из порочного круга мыслей, эмоций и поведения, ведущих к одиночеству.

1. Необходимо понять, что чувство и состояние одиночества свойственно каждому человеку, но оно не должно быть постоянным.
Относитесь к своему одиночеству как к искушению: 1 Коринфянам 10:13а «Вас постигло искушение не иное, как человеческое ». Подобные искушения и испытания проходят и другие люди: 1 Петра 5:8-9 «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире ».

2. Необходимо признать проблему: Только после того, как вы признаетесь себе и Богу в том, что вы страдаете от одиночества, вы сможете начать по-настоящему бороться с вашим одиночеством и изоляцией.

3. Необходимо осознать причину: Необходимо проанализировать свою жизнь в свете перечисленных выше факторов и причин одиночества и выявить те из них, которые относятся к вам.

4. Необходимо помнить, что Бог всегда рядом и готов вам помочь избавиться от одиночества: 1 Коринфянам 10:13 «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение , так чтобы вы могли перенести ».
Псалмопевец задаёт самому себе вопрос: «Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? » Но тут же он отвечает: «Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего » (Псалтирь 41:6 ).
Следующий библейский стих может вам помочь утвердиться в данной истине: Псалтирь 30:15-16 «А я на Тебя, Господи, уповаю; я говорю: Ты - мой Бог. В Твоей руке дни мои; избавь меня от руки врагов моих и от гонителей моих ».
Господь призывает нас во всём полагаться на Него, а Он, в свою очередь, обещает дать нам мир и покой: Филиппийцам 4:6-7 «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе ».

5. Смиритесь с тем, чего изменить нельзя:
Смерть близкого друга или супруга, переезд от родных и близких в другой город или страну - это то, что уже случилось и от нас не зависит. С этим нужно смириться. Библия учит, что «любящим Бога, призванным по Его изволению, всё содействует ко благу » (Римлянам 8:28 ). Иными словами, Господь способен изменить вашу ситуацию к лучшему. Всё что вам нужно сделать, это перестать держаться за прошлое и двигаться вперёд: по примеру апостола Павла «забывая заднее и простираясь вперед, стремитесь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе » (Филиппийцам 3:13-14 ).

6. Пробуйте изменить то, что можно изменить:
Большинство из причин, вызывающих одиночество, могут быть устранены. Если вы избегаете людей из-за своей низкой самооценки… Если вы остаётесь сидеть дома перед телевизором вместо того, чтобы пойти на какие-то общественные мероприятия или на воскресную церковную службу … Если вы или ваш лучший друг переехал в другой город или страну, то вам необходимо сделать над собою усилие и предпринять шаги, чтобы изменить ваше душевное состояние. Вместо того, чтобы убегать от проблемы, уходя в себя, вам необходимо встретить проблему одиночества лицом к лицу:


А. Работайте над своей самооценкой

o Перестаньте понижать свою самооценку, постоянно убеждая себя в том, что вы никому не нужны и ни на что негодны.

o Смотрите на себя глазами Бога. Читайте Библию, особенно те отрывки, которые говорят о Божьей жертвенной любви, открывшейся человеку на кресте.

o Утешайтесь отрывками из Слова Божия, приведёнными в конце статьи.


Б. Займите себя и своё свободное время помощью окружающим.
Когда мы ничем не заняты, тогда у нас появляется время на то, чтобы жалеть самих себя несчастных и сожалеть о своём одиночестве. Господь же приготовил для нас много работы и предназначил нас для добрых дел. Помогайте больным и нуждающимся. Позвоните человеку, подбодрите его. Пошлите ему ободрительную открытку. Вокруг вас, наверняка, есть люди, нуждающиеся в вашем внимании и заботе. Если вы будете внимательны к их нуждам, то вы будете настолько заняты помощью окружающим, что у вас не останется времени на жалость к самому себе. Посвятите себя какому-то определённому делу. Вызовитесь волонтёром (добровольцем) в благотворительной организации, церкви или христианской миссии. Это поможет вам найти друзей и оказать помощь нуждающимся. И таким образом Господь восполнит вашу нужду и избавит вас от одиночества.

В. Что делать с одиночеством?

o Когда вы одни, используйте это время с максимальной отдачей. Уединение (не путайте с одиночеством) может быть полезным. В уединении у вас есть возможность задуматься над своей жизнью, почитать и поразмышлять Слово Божье, помолиться о своих нуждах и о нуждах ближних. Как ни странно, но сегодня многие страдают оттого, что у них совсем нет времени побыть наедине с самими собой и с Господом Богом. Если вы одиноки, то у вас есть огромное преимущество перед остальными людьми.


Г. Постарайтесь завести друзей.
На память приходит детский стишок:

Я пошёл друзей искать, -
Нет друзей на белом свете.
Сам решил я другом стать,
И везде друзей я встретил.

Итак, в поиске друзей старайтесь руководствоваться правилом: хочешь иметь друзей, - будь другом.

Многим одиноким людям сегодня не хватает смелости и упорства в поиске новых контактов и друзей. Им в первую очередь необходимо преодолеть свою застенчивость и боязнь быть отвергнутым окружающими. Если вы относитесь к этой группе одиноких людей, то, стараясь установить и развить дружеские взаимоотношения с людьми, постарайтесь руководствоваться следующими принципами:

o Старайтесь найти знакомых, которые бы разделяли ваши интересы.

o Не бойтесь проявлять инициативу: не стесняйтесь им звонить по телефону. Кто знает, может быть, они, как и вы, находятся в поисках новых друзей.

o Дайте время для того, чтобы ваша дружба развилась и окрепла. Ни в коем случае не перегружайте нового знакомого своим мнением и обилием своих проблем. Учитесь не только давать советы, но и уметь внимательно слушать собеседника.


Д. Домашние животные.
Многие советуют одиноким людям завести домашних животных.
Если вы живёте один, то, возможно, вам не помешает в хозяйстве домашнее животное. Разумеется, кот или собака не заменят вам человека, но с ними вам будет не так одиноко. Однако, часто домашние животные способствуют ещё большей изоляции и одиночеству, т.к. многие делают идола из своего питомца, и приносят ему «в жертву» своих друзей, родных и близких. Посему, заведя домашнее животное, постарайтесь этого не делать, иначе вы так никогда и не избавитесь от одиночества.

Итак, от одиночества можно избавиться. Но для этого от вас потребуется сделать усилия и пойти на определённые жертвы. Обратитесь за помощью к Богу и попросите Святого Духа о водительстве и мудрости в поиске новых друзей. Господь пришёл для того, чтобы дать нам жизнь с избытком. Доверьтесь Ему. Он знает, как сделать вашу жизнь счастливой и полноценной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Одиночество. Это болезненное чувство: оно ранит, проникая глубоко в сердце. Иногда человеку хочется кому-то сказать о своём одиночестве, но он боится даже заговорить об этом: «А что, если люди не поймут меня? Мне от этого станет ещё больнее, и ещё более одиноко».
Человеческая дружба имеет тенденцию быть неустойчивой. Она во многом зависит от настроения, чувств и эмоций людей. Даже близкие друзья могут охладеть друг к другу из-за проблем на работе или в семье. Друзья могут забыть о вас, оставить и даже предать. Однако Господь Бог никогда не оставит вас и не предаст: Евреям 13:5 «Господь Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя ». Псалтирь 26:9-10 «».
Через жертву Иисуса Христа на кресте, Бог доказал Свою любовь и преданность к вам. Если вы примирились с Творцом через эту жертву, то вы с тали с Ним друзьями. Его Дух живёт в вас, и вы уже не одни: сам Господь Бог находится с вами и в вас!
Перед тем, как покинуть землю, Иисус Христос обещал своим ученикам, что Он не оставит их сиротами, но пришлёт обещанного Святого Духа, который будет нашим утешителем и учителем: Иоанна 14:15-18 «».
Позвольте же Богу утешить вас в период вашего одиночества. Поделитесь с Ним своими чувствами и мыслями о вашем положении и состоянии души. Оставьте горечь и простите тех людей, которые чем-то обидели вас, отказались понять вас или обделили вас своим вниманием. Последуйте примеру апостола Павла. Его тоже все оставили и покинули на суде, но он простил их: 2 Тимофею 4:16 «При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им! »
Апостол Павел знал, что, хотя люди и оставили его, но Господь был с Ним. Вот как он об этом пишет: 2 Тимофею 4:16-18 «При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили . Да не вменится им! Господь же предстал мне и укрепил меня , дабы через меня утвердилось благовестие и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей. И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства, Ему слава во веки веков ».

Если вы страдаете от одиночества, то знайте, что существует выход из этой проблемы. Он начинается с осознания того, что корень человеческого одиночества заключается в духовном одиночестве - отдалении от Бога.
Первое , что необходимо сделать вам, если вы одиноки, - это примириться с Богом через жертву Иисуса Христа на кресте. Пригласите Иисуса Христа в своё сердце, попросите Его простить ваши грехи и стать вашим Спасителем. Когда это произойдёт, Господь пошлёт в ваше сердце Святого Духа - Духа Усыновления. Это первый шаг, который приведёт вас к тесным взаимоотношениям с вашим Творцом и с братьями и сестрами по вере.
Становясь христианином, вы приобщаетесь к большой духовной семье - семье Бога. Второе , что нужно вам сделать, - это начать постоянно посещать церковь и все церковные мероприятия. Слово Божье призывает христиан не оставлять своих собраний: Евреям 10:24-25 «Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам. Не будем оставлять собрания своего , как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного ».
Третье , что вам нужно сделать, постараться быть не просто прихожанином - гостем в церкви, а прилагать усилия к тому, чтобы служить братьям и сестрам своими дарами, то есть быть служителем.

Если вы сделаете эти три шага, то вы избавитесь от проблемы одиночества.




Слова утешения

Второзаконие 31:8 «Господь Сам пойдет пред тобою, Сам будет с тобою, не отступит от тебя и не оставит тебя, не бойся и не ужасайся ».

Псалтирь 9:10-11 «И будет Господь прибежищем угнетенному, прибежищем во времена скорби; и будут уповать на Тебя знающие имя Твое, потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи ».

Псалтирь 22:4 «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох - они успокаивают меня ».

Псалтирь 24:15-16 «Очи мои всегда к Господу, ибо Он извлекает из сети ноги мои. Призри на меня и помилуй меня, ибо я одинок и угнетен ».

Псалтирь 26:9-10 «Не скрой от меня лица Твоего; не отринь во гневе раба Твоего. Ты был помощником моим; не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой! ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня ».

Псалом 67:5-7 «Пойте Богу нашему, пойте имени Его, превозносите Шествующего на небесах; имя Ему: Господь, и радуйтесь пред лицом Его. Отец сирот и судья вдов Бог во святом Своем жилище. Бог одиноких вводит в дом, освобождает узников от оков, а непокорные остаются в знойной пустыне ».

Псалтирь 41:12 «Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего ».

Плач Иеремии 3:19-25 «Помысли о моем страдании и бедствии моем, о полыни и желчи. Твердо помнит это душа моя и падает во мне. Вот что я отвечаю сердцу моему и потому уповаю: по милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось. Оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя! Господь часть моя, говорит душа моя, итак буду надеяться на Него. Благ Господь к надеющимся на Него, к душе, ищущей Его ».

Иоанна 14:15-18 «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами; приду к вам ».

2 Коринфянам 4:8-9,16-18 «Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем…Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно ».

Евреям 13:5 «Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя ».

Откровение 3:20-21 «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною. Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его ».

Отвечает , настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах (Москва):

– Человек может задавать один и тот же вопрос: «Почему со мной так происходит?» в совершенно разных, диаметрально противоположных случаях. Одно дело – какие-то бытовые, текущие неприятности, досада на себя, на неумение справляться с элементарными вещами. Другое – глобальные, серьезные, экзистенциальные вопросы, такие, как одиночество, потеря близкого.

То есть одно дело, когда каблук сломался, когда женщина спешила на встречу с боссом, в итоге – опоздала и лишилась великолепной вакансии. Тогда тоже задается вопрос: «Почему со мной так случилось?» На него отвечать бессмысленно и глупо, потому что… бессмысленно и глупо. Но нельзя пройти мимо серьезных вопросов, таких, как вопрос Елены, которая очень хочет иметь семью, стремится к браку, сохранила целомудрие, живет среди хороших и добрых людей и которая не обделена, в общем, ничем, по сравнению с другими. Но что-то не клеится. Что с ней не так и почему? Как она должна принять в себе эту волю Божью? Является ли это вообще волей Божьей?

Здесь появляется еще один вопрос – есть ли вообще воля Божья на страдания, на одиночество, на что-то другое, приносящее человеку боль? И это кардинальный вопрос.

Я не думаю, что воля Божья такова, чтобы люди страдали. Нет воли Божьей на то, чтобы маленькие дети умирали от страшных болезней. Нет воли Божьей на то, чтобы люди оставались одиноки и мучились от этого, потому что, Сам Господь сказал: «Нехорошо быть человеку одному » (Быт. 2:18)

Нет воли Божьей на то, чтобы люди были инвалидами. Нет воли Божьей на то, чтобы люди были несчастными, чтобы люди рождались в неполноценных семьях. И чтобы дети страдали, потому что их родители не любят.

Так что нельзя ставить вопрос «Как принять волю Божью»? Если так вопрос будет ставиться, то тогда не стоит удивляться, когда нас будут спрашивать люди со стороны: «Почему у вас такая странная вера?».

Если мы допускаем, что есть воля Божья на какие-то негативные, трагические явления, мы так должны и отвечать: «Все происходит, потому, что на это есть воля Божья». И насколько кощунственно это прозвучит, что есть воля Божья на смерть младенцев, на раковые заболевания, на жестокие убийства невинных людей, на войны, на ложь, на обман, на предательство, на измену, на преступления. Разве может быть на это воля Божья?!

Изменить картину мира…

Вспомним евангельскую историю об исцелении слепого, про которого ученики спросили Господа: «Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?». Иисус ответил: «не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9: 1-3).

Господь приходит, чтобы его исцелить. Но Господь приходит не для того, чтобы исцелить одного конкретного слепого и не для того, чтобы исцелить всех слепых на свете. А для того, чтобы изменить картину мира. Чтобы вообще слепота, глухота, немота и все другое перестали быть законом, нормой этого мира.

Господь берет на себя грехи этого мира на Кресте, искупает этот мир Своей собственной кровью, воскресает и дает этому миру Вечную Жизнь, где нет ни болезней, ни печали, ни воздыхания, а только великое блаженство пребывания человека в полноте, красоте, счастье и любви.

Люди не перестали после Воскресения Христова рождаться с болезнями, они не перестали враждовать, убивать друг друга. Но люди могут перестать этим заниматься, если станут наконец-то христианами. И вообще, когда люди становятся христианами (по-настоящему, не номинально), меняется жизнь.

Может быть, не меняется их внешняя оболочка, люди не перестают быть людьми со всеми последствиями человеческой жизни. Но человек, который по-настоящему соединен с Богом, меняется сильно. Он перестает внутренне быть слепым, глухим, немым, потому что – оживает. Хотя физическая жизнь остается прежней. Может быть, тяжести этой жизни физически для христиан усугубляются. А внутренне христианин со дня на день обновляется. Как говорит апостол Павел, – если ветхий ветшает, то внутренне он обновляется.

Больше вопросов не будет

Когда человек оказался в непростой ситуации, или когда с ним произошло нечто экстраординарное, и при этом в своей жизни он сумел ощутить присутствие Божье, почувствовать, что Бог с ним, рядом, он вопросов Богу больше не задает. Не спрашивает, почему это с ним произошло.

Так получилось, что в последние несколько лет мне приходится часто общаться с детишками, больными раком в тяжелой стадии. Многие за это время уже отошли к Богу.

Я говорю с ними о Царствии Небесном, о том, чувствуют ли они присутствие Бога в своей жизни. И для меня всегда какое-то чудо, открытие, когда я от этих, совсем еще маленьких, но самых настоящих христиан слышу, что они это присутствие Божье ощущают очень ярко, очень близко. Когда они оказываются способны, например, в ситуациях, когда им приходится терпеть страшные боли, бороться и стараться не показать этих болей своим родителям. И главное, что эти дети (это не будет открытием тайны личной исповеди), каются на исповеди в том, что у них не хватает сил терпеть боль и родители, видя их страдания, страдают сами. Мне понятно, что они с Богом очень близки.

Конечно, ситуации бывают разные. Есть дети, которым 16-17 лет, они находятся в очень сильной депрессии от происходящего. Они не могут до конца многого принять, но стараются. Стараются, понимая, что час смерти близок. Стараются и их родители.

Недавно я говорю одной матери: «Крепитесь» А она мне отвечает с улыбкой: «Да что вы, я давным-давно все приняла». И виден такой мир, покой в ее душе от того, что для нее Бог – рядом. Притом, что у нее – трагедия, на ребенка, в его стадии болезни просто страшно смотреть постороннему.

Если человек не врач, не священник, не родитель, тяжело находиться рядом больше нескольких минут, видя такое страдание маленького человека.

Есть на это страдание воля Божья?

Можно ли принять это как волю Божью?

Можно ли принять Бога в свою жизнь?

Как это сделать?

Не знаю.

Как это делают эти люди?

Не могу сказать.

Нет у меня метода, волшебной формулы, готового рецепта.

Очень важно, если человек окажется способным в ситуации скорби, непонимания Бога, в ситуации, когда жизнь кажется ему совершенно бессмысленной и бесполезной подумать: «Как мне с Богом поближе познакомиться, как мне Бога принять, как мне получить от Него этот Свет, чтобы он, просветив, снял с меня этот вопрос». Потому что этот вопрос нельзя решать. На него нет ответа. И если его задавать постоянно, ответа все равно не будет, но будет постоянное состояние уныния, душераздирающего состояния безответности. Но можно снять этот вопрос из своей жизни.

Мир, в котором мы живем, он весь искажен, он весь как минное поле, как поле битвы. Где тут можно найти что-нибудь такое, какой-нибудь оазис, где можно спокойно пересидеть до Страшного суда? Да нет такого места на Земле.

И здесь для меня очень важны слова Кьеркегора о том, что если человек относится к Богу как к Силе, как к Разуму, как к Чуду такому, на Которое все время ориентироваться, то человеку как-то надо все время стараться Бога понимать: почему так, почему эдак происходит. Чтобы не ошибиться перед таким Могущественным, Разумным, Сверхсправедливым и таким Правильным Богом. Но если «Бог – есть Любовь» (1Ин. 4:16), то совсем не страшно Его не понимать. Просто надо научиться эту Любовь чувствовать, суметь к этой Любви приблизиться, чтобы она по-настоящему глубоко коснулась человеческого сердца. Потому, что если она коснется сердца, то, во-первых, человек тогда к Евангелию начинает по-другому относиться, к жизни своей религиозной, к самому себе. И, конечно, он к Богу начинает по-другому относиться.

Так что человеку надо решиться и принять Бога в свое сердце.

Фольклорное

Мысль, что Бог посылает какие-то испытания тому, кого Он больше любит – это такой фольклор, вроде присказок-частушек. Вроде того, что нет креста не по силам, Бог посылает нам лишь испытания по силам.

Простите меня, Евангелие – это что, по силам?!

Как мы можем говорить такую чушь, что крест не бывает непосильным?

Да, крест всегда непосилен. Не бывает посильного креста.

А вот эти слова: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8: 34) – это по силам?

По силам человеку слышать такие слова?

Он что-то может сам, не впустив Бога в свою жизнь?

Если да, тогда, наверное, есть какое-то другое «евангелие», которое всем по силам. Существует такое адаптированное в умах человеческих «евангелие», где христианство и национальные идеи – это примерно одно и то же; где наши народные традиции и вообще традиции веков и жизнь во Христе – это одно и то же. Да, если такое «евангелие», то оно вполне по силам. «Евангелие» традиций, «евангелие» уставов, «евангелие» имперско-державного сознания, «евангелие» чего угодно. Только Христос в Своем Евангелии ни о традициях, ни о национальных идеях ничего не говорил.

Когда все правильно

Нередко человек думает: «Я все делаю правильно, почему же в итоге так со мной происходит?»

Но наша жизнь не зависит от того, что мы делаем правильно или что мы делаем неправильно.

Да, в категориях Ветхозаветной справедливости подобное установление, так сказать, правил дорожного движения, конечно, работает. Пойдешь налево – это потеряешь, пойдешь направо – потеряешь то. Иди лучше прямо. Тяжело, но, по крайней мере, правильно. «Смотрите, поступайте так, как повелел вам Господь Бог ваш; не уклоняйтесь ни направо, ни налево; ходите по тому пути, по которому повелел вам Господь Бог ваш, дабы вы были живы, и хорошо было вам, и прожили много времени на той земле, которую получите во владение» (Второзаконие 5:32-33).

Но что такого плохого и неправильного сделали апостолы, что каждого из них казнили с жуткими, страшными пытками, что их в течение всей апостольской жизни непрестанно, побивали камнями, унижали и сажали в тюрьмы, гнали? Почему у них не было нормальной семейной жизни? Почему у них не было хорошей квартиры, дачи в доступности от центра Москвы, хорошей машины, работы, зарплаты, пенсии и уважения населения?

Повторяю, что они сделали неправильно? Кто сумеет ответить на этот вопрос, наверное, ответит, что правильно или не правильно делает он сам.

Что же касается главного вопроса, который мы обсуждаем: «Почему это случается в моей жизни?» – повторяю, на него нет ответа.

Есть только одна возможность – этот вопрос снять с повестки дня. Снять его можно только тогда, когда человек очень близок с Богом.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»