Батарея градов. Смотреть что такое "град (рсзо)" в других словарях

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

После «Катюши», реактивной пусковой установки БМ-13, прославившейся на полях сражений Великой Отечественной войны, наиболее известная отечественная реактивная система залпового огня (РСЗО) - БМ-21 «Град». На сегодняшний день это самая массовая и наиболее распространенная в мире РСЗО, ставшая основой при создании многих зарубежных конструкций.

После окончания Великой Отечественной войны советское военное руководство, учитывая успешный опыт применения реактивной артиллерии в ходе боевых действий, поставило перед конструкторскими коллективами задачу не только модернизировать существующие системы реактивной артиллерии, но и разработать новые. Новые образцы вооружения создавали с учетом сведений, ставших доступными после изучения трофейной немецкой техники и технической документации аналогичных образцов вооружения. В 1948 году в НИИ-I Государственного комитета по оборонной технике приступили к проектированию 140-мм турбореактивного неоперенного снаряда ТРС-140 на основе немецкой 158,5-мм турбореактивной мины. Одновременно в СКБ-1 Министерства оборонной промышленности под руководством В.П. Бармина начали создавать артиллерийскую часть боевой машины реактивной артиллерии под разрабатывавшийся в НИИ-I снаряд.

Артиллерийская часть включала пакет из 16 гладкоствольных труб диаметром 140,3 мм и длиной 1370 мм, расположенных в два ряда на сварной трубчатой ферме, смонтированной на поворотной платформе. Новая боевая машина была принята на вооружение в 1952 году под названием БМ-14-16 (индекс ГРАу - 8у32) и конструктивно представляла собой артиллерийскую часть, установленную ка шасси автомобиля ЗИС-151.

Шасси автомобиля было снабжено двумя откидными домкратами, кабина защищена двумя передними и двумя боковыми бронещитками, откидывавшимися на крышу. Топливный бак машины помещался в бронированном кожухе. За кабиной размещались запасные колеса, сиденья для боевого расчета, ящики для инструмента и принадлежностей, брезентового чехла и катушки дистанционного управления запуском с кабелем длиной 60 м.

Основным типом боеприпасов БМ-14 был 140-мм турбореактивный осколочно-фугасный снаряд М-14-ОФ с головным взрывателем В-14 (ОФ-949). В 1955 году были разработаны 140-мм турбореактивные снаряды: дымовой М-14-Д (Д-494), снаряженный желтым фосфором, и химический М- 14-С. Стабилизация снаряда в полете достигалась его вращением за счет истечения пороховых газов через 10 наклонных отверстий в сопловом дне снаряда под углом 22° к его продольной оси. Следует подчеркнуть, что применение направляющих трубчатого типа стало впоследствии основным для всех советских боевых машин реактивной артиллерии.

После завершения производства автомобилей ЗИС-151 (ЗИЛ-151) был налажен их выпуск на шасси автомобиля ЗИЛ-157, а потом, в середине 1960-х годов, и ЗИЛ-131. Боевые машины на шасси ЗИЛ-157 получили название БМ-14М (2Б2), а на шасси ЗИЛ-131 - БМ-14ММ (2Б2Р). На основе БМ-14 были созданы и производились буксируемая установка РПУ-14 и боевая машина БМ-14-17 (8У36) на шасси автомобилей ГАЗ-63 и ГАЗ-66. У установки БМ-14-17 число труб увеличилось на одну, а вес пусковой установки уменьшился почти на 3 т. Блок стволов в БМ-14-17 в отличие от БМ-14 был помещен не в ферму, а в люльку, представлявшую собой жесткую сварную коробку. Люлька образовывала качающуюся часть установки и размещалась на основании, похожем на станок артиллерийского орудия.

Боевые машины БМ-14 различных модификаций состояли на вооружении реактивных артиллерийских полков стрелковых, а затем и мотострелковых дивизий. Их производство завершилось во второй половине 1960-х годов. Установки БМ-14 экспортировались в страны-участницы организации Варшавского договора, а также в Алжир, Анголу, Вьетнам, Египет, Камбоджу, Китай, КНДР, Кубу, Сирию, Сомали и некоторые другие. В армиях многих стран эти боевые машины состоят на вооружении и поныне.

Реактивная система залпового огня БМ-21

БМ-21 "Град"

Реактивная система залпового огня БМ-21 предназначалась для замены дивизионной системы БМ-14 первого послевоенного поколения. Проектирование системы, получившей название «Град», началось в 1960 году после соответствующего постановления Совмина СССР. Головным разработчиком было НИИ-147 (ныне - ГНПП «Сплав») в Туле, которым руководил А.Н. Ганичев. Пусковую установку проектировало СКБ-203 (Свердловск), твердотопливные заряды -НИИ-6 (Москва),а снаряжение боевых частей - ГСКБ-47 (Москва).

Две первые опытные установки на шасси грузового автомобиля высокой проходимости «Урал-375» с мягким верхом кабины были изготовлены к концу 1961 года, тогда же они прошли заводские испытания. Государственные полигонные испытания РСЗО «Град» начались I марта 1962 года на артиллерийском полигоне Ржевка под Ленинградом. На них было запланировано произвести 663 выстрела реактивными снарядами и совершить пробег в 10 ООО км. Опытная машина тогда еще под индексом 2Б5 прошла 3380 км, после чего на ней произошла поломка лонжерона шасси. Испытания приостановили, вскоре было доставлено новое шасси. На этой машине также были поломки, в том числе появились прогибы заднего и среднего мостов, произошел изгиб карданного вала. Вскоре все выявленные недостатки конструкции шасси были устранены. После завершения всего комплекса испытаний постановлением правительства от 28 марта 1963 года «Град» был принят на вооружение. В том же году РСЗО была продемонстрирована в Кубинке председателю Совмина СССР Н.С. Хрущеву.

Серийный выпуск боевых машин БМ-21 начался в 1964 году на Пермском машиностроительном заводе имени В.И. Ленина (завод №172). Уже на ноябрьском военном параде 1964 года первые серийные БМ-21 прошли по Красной площади.

Первоначально для РСЗО БМ-21 был разработан 122-мм осколочно-фугасный неуправляемый реактивный снаряд 9М22 (М-21-ОФ) с взрывателем МРВ (9Э210), конструкция которого повлияла на развитие послевоенной реактивной артиллерии. По предложению главного конструктора НИИ-147 А.Н. Ганичева, корпус снаряда изготавливается не традиционным резанием из стальной болванки, а высокопроизводительным методом раскатки и вытяжки из стального листа. Такой способ используют при производстве гильз артиллерийских боеприпасов. Другая особенность реактивного снаряда РСЗО БМ-21 - складывающиеся плоскости стабилизатора, которые в закрытом положении удерживаются специальным кольцом и не выходят за габариты снаряда. Стабилизация снаряда в полете обеспечивается как с помощью стабилизатора, так и за счет вращения снаряда вокруг его продольной оси. Начальное вращение, полученное в результате взаимодействия ведущего штифта снаряда и винтового П-образного паза направляющей, поддерживается в полете с помощью лопастей стабилизатора, расположенных под углом 1° к продольной оси снаряда.

Длина снаряда - 2870 мм, а полная масса - 66 кг. Головная часть массой 18,4 кг содержала 6,4 кг взрывчатки. По осколочному действию снаряд 9М22 был в два раза эффективнее снаряда М-14-ОФ, а по фугасному - в 1,7 раза. Воспламенение порохового заряда снаряда производится пирозапалами, срабатывающими под воздействием импульсов тока от токораспределителя системы управления огнем. Ракетный пороховой заряд состоит из двух цилиндрических шашек: головной и хвостовой - общей массой 20,45 кг.

Снаряд 9М22 оснащался головными взрывателями ударного действия с дальним взведением МРВ и МРВ-У. Взрыватели имеют три установки: на мгновенное действие, на малое замедление и на большое замедление. Взведение взрывателя производится после схода с направляющей на расстоянии 150-450 м от боевой машины.

Снаряд 9М22 имеет баллистический индекс ТС-74. Максимальная дальность стрельбы снарядом 9М22 - 20,4 км, а минимальная дальность фактически превышает 5 км. Теоретически можно стрелять и на 1,5 км, но при этом рассеивание снарядов составляет многие сотни метров. При максимальной дальности рассеивание по дальности составляло 1/130, а боковое - 1/200. Скорость схода снаряда с направляющих - 50 м/с, а максимальная скорость - 715 м/с.

Конструкция БМ-21 "Град"
  1. Кабина трехместная цельнометаллическая с характерным неподвижным четырехсекционным лобовым стеклом. В бортовом варианте машина имеет цельнометаллический кузов с задним открывающимся бортом, откидными скамейками, дугами и тентом. Артиллерийская чость состоит из 40 направляющих трубчатого типа, образующих так называемый пакет: четыре ряда по 10 труб в каждом.
  2. Артиллерийская часть состоит из 40 направляющих трубчатого типа, образующих так называемый пакет: четыре ряда по 10 труб в каждом.
  3. Направляющие имеют длину 3 м, внутренний диаметр гладкого канала ствола - 122,4 мм. Для придания снаряду вращательного движения во время его движения по каналу ствола в направляющей сделан винтовой П-образный паз, по которому скользит ведущий штифт снаряда.
  4. Передняя подвеска на продольных полуэллиптических рессорах с гидравлическими амортизаторами двустороннего действия, задняя - балансирная, на полуэллиптических рессорах с реактивными штангами.
Боевая машина БМ-21 одного из подразделений ФАПЛА - военной организации Народного движения за освобождение Анголы (МПЛА). 1976 год. Боевая машина БМ-21 армии Ирака. 1991 год. Боевая машина БМ-21 в стандартном трехцветном камуфляже Советской армии конца 1980-х - начала 1990-х годов.

122-мм реактивная система залпового огня БМ-21 «Град» (9К51) предназначена для поражения живой силы, легкобронированной и небронированной техники, артиллерийских и минометных батарей, командных пунктов и других целей в ближайшей тактической глубине.

СЗО «Град» состоит из пусковой установки (боевой машины) на шасси автомобиля «Урал-375Д» («Урал-4320»), 122-мм неуправляемых реактивных снарядов, системы управления огнем и транспортно-заряжающей машины. Для подготовки данных для стрельбы в составе батареи РСЗО БМ-21 имеется машина управления IBI10 «Береза» на шасси автомобиля ГАЗ-66. Артиллерийская часть пусковой установки служит для наведения снарядов на цель и запуска их реактивного двигателя. Наведение пакета труб в вертикальной и горизонтальной плоскостях производится с помощью электропривода и вручную. Подъемный механизм расположен в центре основания, его коренная шестерня входит в зацепление с зубчатым сектором люльки. При наведении коренная шестерня вращает зубчатый сектор, и качающейся части боевой машины придаются углы возвышения. Поворотный механизм расположен в левой стороне основания. Его коренная шестерня входит в зацепление с неподвижным внутренним кольцом погона, обкатывается по нему и тем самым приводит во вращение поворотную часть боевой машины. Механизмы наведения позволяют наводить пакет направляющих в вертикальной плоскости в диапазоне углов от 0 до +55°. Угол горизонтального обстрела равен 172° (102° влево от автомобиля и 70° вправо). Основной способ наведения -от электропривода.

Уравновешивающий механизм служит для частичного уравновешивания качающейся части боевой машины и расположен в люльке. Он состоит из двух одинаковых торсионов - пакетов стальных пластин, работающих на кручение. Один конец торсиона закреплен в люльке, а второй конец системой рычагов соединяется с основанием.

Прицельные приспособления состоят из механического прицела, панорамы ПГ-1М и коллиматора К-1. Автомобиль имеет капотную компоновку. Для увеличения проходимости применены полный привод, короткие передний и задний свесы, односкатная ошиновка, система регулирования давления в шинах (от 0,5 до 3,2 кгс/см 2). Герметизация агрегатов позволяет преодолевать водные преграды глубиной до 1,5 м.

Силовая установка состоит из 8-цилиндрового V-образного четырехтактного карбюраторного двигателя ЗИЛ-375 мощностью 180 л.с. Для работы в условиях низких температур (до - 50°С) устанавливался предпусковой подогреватель П-100. Сцепление двухдисковое сухое. Коробка передач пятиступенчатая с синхронизаторами на II, III, IV и V передачах. На автомобилях до 1965 года выпуска устанавливались раздаточные коробки с принудительно подключаемым передним мостом. Рычаг раздаточной коробки имел три положения: передний мост выключен; передний мост включен, межосевой дифференциал заблокирован; передний мост включен, межосевой дифференциал разблокирован.

В 1965 году была введена новая раздаточная коробка упрощенной конструкции с постоянно включенным передним мостом и несимметричным блокируемым межосевым дифференциалом планетарного типа. Рулевое управление снабжено гидроусилителем. Передний мост неотключаемый, с дисковыми (сухариковыми) шарнирами равных угловых скоростей. Рабочий тормоз барабанный на все колеса с раздельным пневмогидравлическим приводом. Часть автомобилей оснащалась лебедкой для самовытаскивания с тяговым усилием 7 т (устанавливалась в передней части).

Тактико-технические характеристики БМ-21
Масса без снарядов и расчета, кг 10 870
Масса в боевом положении, кг 13 700
Длина в походном положении, мм 7 350
Ширина в походном положении, мм 2 400
Высота в походном положении, мм 3 090
Клиренс, мм 400
Калибр, мм 122
Количество направляющих 40
Дальность стрельбы минимальная, м 3 000
Дальность стрельбы максимальная, м 20 400
Площадь поражения, га 14,5
Максимальный угол возвышения, град 55
Расчет боевой машины, чел 3
Перевод системы из походного положения в боевое не более, мин 3,5
Время залпа, с 20
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 75
Запас хода по шоссе, км 750
Модернизация Град

Для воздушно-десантных войск создали более легкую установку БМ-21 В «Град-В» (9К54) на шасси автомобиля ГАЗ-66Б, в которой число 122-мм стволов было уменьшено с 40 до 12. Шасси ГАЗ-66Б стало основой транспортной машины 9Ф37В для одновременного подвоза 24 реактивных снарядов к пусковой установке «Град-В».

В 1980-х годах для замены дивизионной РСЗО «Град» в НПО «Сплав» (главный конструктор Г.А. Денежкин) разработали систему 9К59 «Прима». Входящая в нее боевая машина 9А51 имеет большее число направляющих для реактивных снарядов - 50 стволов. Благодаря новым конструктивным решениям система 9К59 «Прима» позволяет при решении боевых задач сократить наряд боевых машин в 5-19 раз по сравнению с РСЗО 9К51 «Град», имеет в 7-8 раз большую площадь поражения и в 4-5 раз меньшее время пребывания на боевой позиции при той же дальности стрельбы. «Приму» приняли на вооружение в 1988 году, но в связи с сокращением расходов на оборону и развалом СССР ее серийный выпуск так и не начали.

Град-1 П

В 1976 году на вооружение Советской армии была принята РСЗО «Град-1», с боевой машиной 9П138, которая имела меньшую полную массу и уменьшенное до 36 количество направляющих труб, с реактивными снарядами типа 9М28 и транспортной машиной 9Т450. Во время Вьетнамской войны по просьбе правительства ДРВ в СССР создали переносной комплекс «Град-П», или «Партизан». На переносной пусковой установке 9П132, весившей всего 35 кг, установили одну трубчатую направляющую. Расчет состоял из двух человек.

Боевое применение

В 1970-1990-х годах комплекс «Град» использовался почти во всех локальных конфликтах в мире, в различных климатических условиях, включая экстремальные. Боевое крещение реактивная система залпового огня БМ-21 «Град» получила в ходе советско-китайского вооруженного конфликта на острове Даманский на реке Уссури. Как известно, активная фаза противостояния началась 2 марта 1969 года.

Бой за остров

В этот день, нарушившие границу СССР китайские солдаты, расстреляли группу советских пограничников. Своего апогея конфликт достиг 15 марта, когда китайцы бросили в бой несколько пехотных рот при поддержке нескольких артиллерийских батарей. Бой за остров с использованием бронетехники (бронетранспортеров и танков Т-62) продолжался несколько часов. В бою погиб начальник Иманского погранотряда полковник Д.В. Леонов.

В это время на командном пункте ждали указаний из Москвы. По данным разведки, китайцы, убедившись в том, что остров прикрывают только незначительные силы пограничников, готовились атаковать Даманский крупными силами пехоты. Ситуацию мог спасти лишь массированный артудар. Командующий Дальневосточным военным округом генерал-лейтенант О.А. Лосик еще накануне приказал развернуть в районе Даманского 135-ю мотострелковую дивизию, имевшую помимо всего прочего дивизион установок залпового огня БМ-21 «Град». Тогда это было секретное оружие, до того нигде не применявшееся. Лосик и представители КГБ бомбардировали Москву запросами на применение этого оружия против нападавших китайцев. Но ответа не было.

«Армейцы сели на нашу линию связи, и я слышал, как командиры полков крыли свое начальство за нерешительность, - вспоминал начальник политотдела Иманского погранотряда подполковник А.Д. Константинов. - Они рвались в бой, но были связаны по рукам и ногам всевозможными директивами».

Десятиминутный огонь

К 17.00 советские пограничники были вынуждены оставить остров. Китайцы усилили минометный огонь. Пограничники ответить не могли, так как не имели артиллерии. Ситуация ухудшалась час от часа. Гибель Леонова, потеря нескольких БТР стали последней каплей, переполнившей чашу терпения командующего ДВО О.А. Лосика. Москва молчала, и командующий округом принял единоличное решение - поддержать пограничников. Командиру 135-й мотострелковой дивизии был дан приказ подавить живую силу и огневые средства противника артогнем, а затем атаковать силами 2-го батальона 199-го мотострелкового полка и мотоманевренных групп 57-го погранотряда.

Примерно в 17.10 артиллерийский полк, несколько минометных батарей и дивизион установок «Град» 135-й дивизии открыли огонь. Он продолжался 10 минут. Удары были нанесены на глубину в 20 км по китайской территории. Войскам противника, выдвигавшимся к Даманскому, был нанесен большой ущерб. Его резервы, пункты боепитания, склады были уничтожены.

Одновременно в атаку двинулись 5 танков, 12 БТР и 2 мотострелковые роты 199-го мотострелкового полка и одна мотоманевренная группа пограничников. Китайцы были выбиты с Даманского острова. Следует подчеркнуть, что решающее моральное воздействие на китайских солдат, подавившее их волю к сопротивлению, оказал огонь установок «Град».

Страны и тактика
Боевая машина БМ-21 «Град-1» иракской армии, захваченная силами антииракской коалиции в ходе операции «Буря в пустыне».

В дальнейшем тактика применения «Град» была различной. В 1975-1976 годах в Анголе боевые действия носили маневренный характер. Сплошного фронта не было. Как правительственные войска и кубинские добровольцы, так и их противники использовали только отрядно-колонные способы передвижения. Крупные операции по окружению не проводились. Обычно завязывались встречные бои враждебных колонн, двигающихся навстречу друг другу. Затем применялся метод «выталкивания» противника и его преследование. Как известно, рассеивание реактивных снарядов по дальности во много раз превышает боковое рассеивание, то есть места падения снарядов образуют сильно вытянутый эллипс. Поэтому вытянутая колонна войск противника во встречных боях в Анголе представляла собой идеальную цель.

В Афганистане же, наоборот, огонь чаще всего велся по площадям, включая населенные пункты. В Афганистане наши артиллеристы впервые стали применять стрельбу из установок «Град» под малыми углами возвышения и прямой наводкой.

Отряды ООП в Ливане использовали тактику кочующих установок. Удар по израильским войскам наносила всего одна установка БМ-21, которая затем сразу же меняла позицию.

В ряде конфликтов «Град» применялся обеими сторонами. Так, СССР поставил в Сомали батарею из четырех БМ-21. Но основная партия БМ-21, отправленная морем, попала в Эфиопию, а позже приняла участие в боевых действиях против Сомали.

  1. в Азербайджане (53 единицы),
  2. Алжире (48),
  3. Анголе (50),
  4. Армении (47),
  5. Афганистане,
  6. Белоруссии (208),
  7. Болгарии (222),
  8. Боснии и Герцеговине (4),
  9. Бурунди (12),
  10. Венгрии (62, все на хранении),
  11. Вьетнаме (350),
  12. Египте (60),
  13. Замбии (30, из них 12 боеспособных),
  14. Израиле (58),
  15. Индии (около 150),
  16. Иране (100),
  17. Йемене (280, из них 150 боеспособных),
  18. Казахстане (57),
  19. Камбодже (8),
  20. Камеруне (20),
  21. Кипре (4),
  22. Киргизии (21),
  23. Республике Конго (10),
  24. Демократической республике Конго (10),
  25. КНДР,
  26. Кубе,
  27. Ливане (25),
  28. Ливии (около 230),
  29. Македонии (6),
  30. Мали (2),
  31. Марокко (35),
  32. Мозамбике (12),
  33. Монголии (130),
  34. Мьянме,
  35. Нагорно-Карабахской республике,
  36. Намибии (5),
  37. Никарагуа (18),
  38. Перу (14),
  39. Приднестровской Молдавской республике,
  40. Польше (219),
  41. России (около 2500),
  42. Сирии (около 300),
  43. Судане,
  44. Таджикистане (10),
  45. Танзании (58),
  46. Туркмении (56),
  47. Уганде,
  48. Узбекистане (36),
  49. Украине (332),
  50. Хорватии (40),
  51. Эритрее (35),
  52. Эфиопии (около 50),
  53. Южной Осетии (2 на 2009 год).
Видео (а как без него )

Залп российских БМ-21 "Град" 9 августа 2008 года, Южная Осетия, около 14.00 часов дня, по позициям грузинской армии и артиллерии на Присских высотах.

Зарубежные аналоги системы Град

По официальной лицензии артиллерийскую часть БМ-21 производили только в Чехословакии. Во многих странах пакеты стволов с полученных из СССР установок переставляли на различные шасси. За рубежом создавали и пиратские копии.

Однако были разработаны и две оригинальные системы, которые могут использовать снаряды 21 «Град»:

Реактивная система залпового огня FIROS (Field Rocket System - полевая реактивная система) была создана итальянской фирмой PD Difesa е Spazio SpA (в настоящее время Simmel Difesa SpA). Разработка первого варианта этой системы, получившей обозначение FIROS-25, началась в 1976 году,а в 1981-м завершился полный цикл испытаний. Система FIROS-25 предназначалась для экспорта и поставлялась для вооруженных сил Объединенных Арабских Эмиратов, а также предположительно в Сирию и Ливию. В дальнейшем был разработан усовершенствованный вариант системы с большей дальностью стрельбы и номенклатурой боеприпасов.

Боевые машины обоих вариантов системы FIROS разработаны по классической схеме с размещением артиллерийской части на задней части шасси автомобиля. В состав артиллерийской части боевых машин систем FIROS-25/30 входит поворотная рама, на которой установлены два пакета трубчатых направляющих (по 20 штук в каждом пакете) калибра 122 мм. На поворотной раме смонтированы также механизмы наведения и система запуска ракет. Механизмы наведения позволяют наводить пакет направляющих в вертикальной плоскости в диапазоне углов от 0 до +60°. Угол наведения в горизонтальной плоскости составляет ±105°. Артиллерийская часть может быть смонтирована на доработанных шасси практически любых трехосных автомобилей повышенной проходимости грузоподъемностью 10 т. Двигатель и кабина управления ПУ размещаются в передней части установки и по желанию заказчика могут быть снабжены легкой броневой защитой. Боевая машина, состоящая на вооружении итальянской армии, выполнена на шасси грузового автомобиля Iveco (6 х 6) и обладает достаточно высокой скоростью движения и хорошей проходимостью по пересеченной местности. Масса БМ - 17,3 т.

Под обозначением FIROS-30 в 1987 году реактивную систему залпового огня приняли на вооружение итальянской армии. По состоянию на 2002 год было произведено 146 боевых i модификаций FIROS-25/30. На международном рынке вооружений FIROS-25/30 испытывает серьезную конкуренцию со стороны системы «Град» и ее копий, а также вариантов на ее основе, выпускаемых в различных странах мира. С учетом проведенной модернизации БУИ-2 / и снарядов для нее, РСЗО FIROS-25/30 проигрывает российскому аналогу почти по всему спектру эксплуатационных характеристик и боевых качеств.

В 1995 году происходили возгорания и детонации реактивных снарядов FIROS-25, находящихся на хранении в вооруженных силах ОАЭ. По утверждению представителей фирмы-разработчика, указанные инциденты были связаны с нарушением температурного режима при хранении в условиях жаркого климата. В конце 1996 года в ОАЭ системы FIROS-25 были выведены из эксплуатации.

Следует подчеркнуть, что системы FIROS-25/30 не имели значительного коммерческого успеха. Итальянская армия не возобновила закупок FIROS-30, в связи с переходом на единую для стран НАТО 227-мм систему залпового огня MLRS.

Турецкий вариант

Турецкая фирма Roketsan Missiles Industries Inc. разработала РСЗО Т-122 Sakarya, которая в настоящее время находится в серийном производстве и поступает на вооружение сухопутных войск Турции. Система постоянно совершенствуется: созданы новые образцы боеприпасов, система управления огнем, модернизирована боевая машина. Перспективным решением является замена пакета направляющих труб двумя моноблоками из 20 одноразовых транспортно-пусковых контейнеров, что значительно повышает надежность и уменьшает время перезаряжания боевой машины. Модернизированный вариант впервые был продемонстрирован на выставке IDEF-2005.

Боевая машина Т-122 выполнена на шасси немецкого грузового автомобиля повышенной проходимости MAN (колесная формула 6x6) различных модификаций. Артиллерийская часть ранних вариантов БМ включает два полупакета по 20 трубчатых направляющих в каж-дом, поворотное основание с механизмами наведения и прицельными приспособлениями, а также электротехническую и гидравлическую аппаратуру. Трубчатые направляющие устанавливаются и выверяются с помощью легкой структурной рамы. Перезаряжание осуществляется вручную.

Последние варианты боевой машины Т-122 оснащаются двумя моноблоками из 20 одноразовых транспортно-пусковых контейнеров (ТПК), изготавливаемых из полимерных композитных материалов. Они устанавливаются на боевую машину с помощью бортового крана БМ. Время перезаряжания составляет в этом случае около 5 минут. Моноблоки снаряжаются реактивными снарядами на за-воде-изготовителе и герметизируются. Снаряды не требуют технического обслуживания в течение всего срока эксплуатации, введение данных во взрыватель реактивного снаряда при подготовке к стрельбе осуществляется дистанционно с помощью системы управления огнем. Эта технология обеспечивает повышенную мобильность БМ, возможность установки моноблока на различные типы носителей, простоту хранения и заряжания. Снабженные силовыми приводами механизмы наведения позволяют наводить пакет направляющих в вертикальной плоскости от 0° до максимального угла возвышения +55°. Угол горизонтального наведения составляет ±110° от продольной оси машины. Электрические и механические приводы разработаны с учетом размещения на различных пусковых установках. Панорамный прицел установлен на левой стороне боевой машины. При переводе БМ в боевое положение четыре гидравлических домкрата, смонтированные по обеим сторонам машины, опираются на землю. Позади основной кабины расположена полностью закрытая кабина для размещения расчета. Штатный расчет БМ состоит из пяти номеров (в боевых условиях может быть сокращен до трех). Модификации машины могут оснащаться бронированными кабинами и оборудоваться системами защиты от оружия массового поражения, а также системой кондиционирования. На крыше кабины устанавливается 7,62-мм пулемет.

Площадь поражения полным залпом БМ (40 фугасных реактивных снарядов) составляет 250 тыс. м 2 на дальности от 3 до 40 км. Время развертывания БМ на огневой позиции составляет менее 15 минут и около 5 минут при использовании спутниковой навигационной системы. Выполнение боевой задачи осуществляется как самостоятельно, так и в составе батареи. Командный пункт батареи обеспечивает управление шестью БМТ-122 и средствами поддержки.

122-мм реактивные снаряды фирмы Roketsan унифицированы со снарядами российской РСЗО БМ-21 «Град» и могут использоваться в составе этой системы или ее многих вариантов, собираемых в различных частях мира. В свою очередь БМТ-122 может использовать все типы боеприпасов, разработанные для БМ-21.

"Град" - известнейшая военная разработка СССР после AK-47, поспорят тут разве что Су и МиГ. Реактивные системы залпового огня - отдельная глава истории войн. Читайте о РСЗО "Град" - вершине инженерной мысли, смертоносной машине и музейном экспонате.

Перед "Градом"

"Катюша", или, как правильно она называется, реактивная пусковая установка БМ-13, сыграла в финале Второй мировой столь значимую роль, что правящая верхушка СССР сразу после окончания войны отдала инженерам приказ всячески развивать направление реактивной артиллерии.

Чем же была так хороша "Катюша" и чем так хороши машины, пришедшие ей на смену? Идея состоит в следующем: взять грузовой автомобиль, способный преодолевать пересеченную местность, и поставить на его шасси артиллерийскую часть, состоящую из подвижного пакета трубчатых направляющих, начиненных реактивными снарядами.

Действие снаряда может быть различным, но самое распространенное - осколочно-фугасное. Дальность стрельбы - километры и десятки километров. Скорость перемещения машины - как у обычного грузовика. Приведение в боевое состояние - за считанные минуты. Неудивительно, что такие установки быстро стали ценными составляющими дивизионной и полковой артиллерии армии СССР.

Первой послевоенной попыткой развить идеи "Катюши" была БМ-14, то есть "боевая машина, модель 14". Как ни удивительно, в ее создании отталкивались от опыта побежденного противника, в частности, первый снаряд для БМ-14 создавался с оглядкой на немецкую турбореактивную мину. Основным типом боеприпаса в БМ-14 стал турбореактивный осколочно-фугасный снаряд М-14-ОФ с головным взрывателем.

Снаряды заряжались в пакет из 16 трубчатых направляющих, а в полете стабилизировались за счет собственного вращения, вызванного истечением пороховых газов через наклоненные на 22° к продольной оси отверстия. Артиллерийская часть состояла из 16 гладкоствольных труб, имевших диаметр 140,3 мм и длину 1 370 мм и расположенных в два ряда на поворотной платформе.

БМ-14 приняли на вооружение в 1952 году и после этого несколько раз модернизировали. Например, в качестве шасси сначала использовали ЗИС-151, потом - ЗИС-157, а в середине 60-х - ЗИЛ-130. Артиллерийскую часть со временем облегчили аж на 3 тонны, применив вместо громоздкой фермы жесткую сварную коробку, образовывавшую подвижную люльку.

До второй половины 1960-х эту машину использовали в полках стрелковых и мотострелковых дивизий, экспортировали в страны Варшавского договора, а также в Алжир, Анголу, Вьетнам, Египет, Камбоджу, Китай, КНДР, Кубу, Сирию и Сомали, но уже в 1960-м начали готовить замену - БМ-21, получившую собственное имя "Град".

Снаряды "Града"

Вы читаете этот текст на автомобильном сайте, но нужно понимать, что суть реактивной системы залпового огня (РСЗО) - вовсе не в автомобиле. И даже не в артиллерийской установке, на автомобиль водруженной. Суть - в реактивном снаряде. Именно он способен пролететь десятки километров и низвергнуть на голову противника ревущий огонь и визжащий металл, сеющие разрушение, ужас и смерть. Это жестоко и страшно, но такова война, а именно для войны - уже третьей мировой - "Град" и проектировался.

Первым и основным боеприпасом для "Града" стал снаряд 9М22 (он же М-21-ОФ) калибром 122 мм, и он заложил тенденцию создания всех последующих подобных снарядов. С подачи главного конструктора А.Н Ганичева из тульского НИИ-147 (сейчас - ГНПП "Сплав"), выступавшего головным разработчиком всей системы "Град", корпус снаряда сделали не вырезным из стальной болванки, как прежде, а предложили получать методом раскатки и вытяжки стального листа, как при изготовлении артиллерийских гильз.

Другая особенность снаряда 9М22 заключалась в том, что лопасти стабилизатора были складными и в положении покоя удерживались специальным кольцом, не выходя за габариты снаряда. В полете лопасти раскрываются и обеспечивают стабилизирующее вращение, так как располагаются под углом 1° к продольной оси снаряда, а начальное вращение задается за счет движения направляющего штифта снаряда по винтовому пазу ствола. Снаряд имеет в длину без малого три метра (2 870 мм) и весит 66 кг, из которых 20,45 кг - ракетный пороховой заряд, а 6,4 кг - взрывчатка.

При выстреле пороховой заряд воспламеняется пирозапалом, на который подается искра от системы управления. Снаряд вылетает из направляющей со скоростью 50 м/с, а затем разгоняется до 715 м/с. На расстоянии всего в 150-450 м от артиллерийской установки в снаряде взводится головной взрыватель ударного действия. Его можно настроить на мгновенное срабатывание, на малое замедление или на большое замедление.

"Град", заряженный такими снарядами, способен поразить цель на расстоянии 20,4 км. Минимальная же дистанция выстрела, при которой сохраняется приемлемое рассеивание по дальности, составляет 3 км, хотя в принципе можно стрелять на полторы тысячи метров и даже меньше - например, в Афганистане артиллерийские части Советской армии стреляли по площадям, впервые применив на "Граде" малые углы возвышения и прямую наводку.

Снаряд 9М22 (М-21-ОФ) превосходил предыдущее поколение снарядов М-14-ОФ в 1,7 раза по фугасному действию и был в 2 раза более эффективным по осколочному. С его помощью поражают живую силу противника, а также небронированную и легкобронированную технику, артиллерийские и минометные батареи, командные пункты и "другие цели в малой тактической глубине".

Впоследствии для "Града" было выпущено несколько десятков типов снарядов, среди которых не только осколочно-фугасные, но и зажигательные, химические, создающие радиопомехи, управляемые, а также запрещенные сейчас во многих странах кассетные, имеющие просто ужасающее разрушительное действие.

Артиллерийская часть и шасси

Снаряды заряжаются в пакет из 40 трубчатых направляющих, по 10 в каждом ряду. Каждая труба несет один снаряд и имеет 3 м в длину, внутренний диаметр равен 122,4 мм. Наводить пакет труб на цель можно с электрического привода или вручную. Угол возвышения (максимальный - 55°) и горизонтального обстрела (102° влево и 70° влево) задается с помощью зубчатых передач в основании артиллерийской части.

Данные для наводки на цель готовит отдельная машина наведения IBI10 "Береза" на базе ГАЗ-66. Прицельные приспособления на установке"Град" - механический прицел, панорама и коллиматор. Для стабилизации установки при стрельбе предусмотрен торсионный уравновешивающий механизм. Залп РСЗО "Град" длится 20 секунд. За это время установка выстреливает все 40 ракет.

Шасси "Града" - это самая понятная "гражданским" автомобилистам часть "Града", хотя вариаций у нее было не мало. Изначально "Град" базировался на шасси грузовика повышенной проходимости Урал-375Д со 180-сильным бензиновым мотором ЗИЛ-375, а после модернизации машина получила название Урал-4320 и комплектуется дизельными моторами V8 моделей КАМАЗ-740, ЯМЗ-236НЕ2 или ЯМЗ-238 мощностью от 210 до 230 л.с. Для работы в условиях низких температур предусмотрен предпусковой подогреватель.

Колесная формула грузовика - 6х6, все колеса односкатные, тормоза барабанные с раздельным пневмогидравлическим приводом. Передний мост - со ШРУСами сухарикового типа. Рулевое управление - с гидроусилителем.

До 1965 года в составе трансмиссии вкупе с сухим двухдисковым сцеплением и 5-ступенчатой МКПП с синхонизаторами на I, III, IV и V передачах применялась "раздатка" с принудительно подключаемым передним мостом и возможностью блокировки межосевого дифференциала, но потом стали ставить упрощенную раздаточную коробку с постоянно включенным передним мостом и несимметричным блокируемым межосевым дифференциалом планетарного типа. "Град" на базе "Урала" считается основным или, если позволите, каноническим вариантом.

Кроме "Урала", артиллерийскую часть "Града" ставили и ставят на шасси ЗИЛ-131 (облегченная версия с меньшим количеством зарядов не для дивизионной, а для полковой артиллерии), а также на шасси КАМАЗ-5350 и МАЗ-6317 (белорусский вариант). В Чехословакии артиллерийскую установку БМ-21 производили по лицензии и устанавливали ее на восьмиколесное шасси Tatra-815. Армии других стран закупали у СССР БМ-21 и устанавливали на шасси различных грузовиков. Помимо этого, известны многочисленные "пиратские" копии БМ-21, а также самостоятельно разработанные системы, которые могут использовать снаряды "Града".

Испытания и постановка на вооружение

Установку "Град" начали проектировать в 1960-м, а уже к концу следующего года начали проводить заводские испытания первых образцов. Сроки были сжатыми - всего несколько месяцев спустя, весной 1962-го, на полигоне "Ржевка" под Ленинградом состоялись государственные испытания. По их результатам машину должны были принять на вооружение, но проблем новая система не избегла: по условиям опытная машина должна была произвести 663 выстрела и пройти 10 000 км, однако прошла всего 3 380 - сломался лонжерон шасси.

Испытания приостановили, в кратчайшие сроки пригнали доработанную машину, но слабые места выявились и у нее - теперь испытаний не выдержали карданная передача, средний и задний мосты, сгибаясь (!) под экстремальными нагрузками. В итоге только год спустя после старта "госприемки" разработчиком удалось искоренить все "недуги".

Ранней весной 1963 года РЗСО "Град" завершила комплекс испытаний и 28 марта была принята на вооружение. В том же году машины продемонстрировали генсеку Н.С. Хрущёву. Серийный выпуск БМ-21 стартовал в 1964 году на Пермском машиностроительном заводе имени В.И Ленина (он же завод №172), и в том же году "Град" успел поучаствовать в ноябрьском военном параде на Красной площади (майский парад Победы, как, собственно, и День Победы, тогда еще не проводились).

В своем конечном виде БМ-21 "Град" имела расчет из трех человек, массу в боевом положении (со снарядами и расчетом) в 13 700 кг, клиренс в 400 мм, максимальную скорость 75 км/ч, дальность хода 750 км, артиллерийскую часть из 40 стволов калибром 122 мм, дальность стрельбы от 3 до 20,4 км, время залпа 20 с. и площадь поражения 14,5 га.

Конфликт с Китаем

Боевым крещением системы "Град" и инцидентом, после которого о ней узнали и начали опасаться "стратегические противники", стал вооруженный советско-китайский конфликт на острове Даманский на реки Уссури. Всё началось 2 марта 1969 года, когда китайцы нарушили границу и расстреляли отряд советских пограничников. 15 марта 1969 года конфликт достиг апогея: на острове высадилось несколько китайских пехотных рот при поддержке артиллерийских батарей.

С нашей стороны в бой вступили бронетранспортеры и танки Т-62, но ситуацию мог переломить только массированный ответный артудар - китайцы разведали, что остров обороняют незначительные силы, и готовились атаковать крупными соединениями пехоты, "обрабатывая" остров минометным огнем.

Советская сторона еще накануне подвела к берегу 135-ю мотострелковую дивизию, в составе которой был дивизион из новейших секретных БМ-21 "Град", и просила московское начальство разрешить использование этого оружия. Однако ответа из Москвы всё не было. В 6-часовом бою на острове было уничтожено несколько советских БТР, погиб командующий Иманского погранотряда Д.В. Леонов. В 17:00 советские пограничники покинули остров. Противник тем временем усилил минометный огонь по острову - было понятно, что с китайской территории прибывают всё новые и новые силы.

В отсутствие ответа из Москвы командующий ДВО О.А. Лосик принял единоличное решение о поддержке пограничников. В 17:10 по противнику ударил артиллерийский полк, несколько минометных батарей и дивизион установок "Град". В течение 10 минут огонь накрыл ближайшие 20 километров вглубь китайской территории. В то же время в атаку на Даманский двинулись 5 советских танков, 12 БТР, 2 мотострелковые роты 199-го мотострелкового полка, а также силы пограничников в составе мотомоневренной группы.

Считается, что решающее значение в том бою - и по разрушительному действию, и по деморализации противника - оказали именно установки "Град". Идеальная цель для этих машин - это сильно вытянутые колонны на марше, поэтому удары "Града" практически смели войска, выдвигавшиеся к Даманскому, а также уничтожили резервы противника, пункты боепитания и склады. В течение 10 минут ураганного огня всё было кончено - китайцы были выбиты с Даманского острова.

"Град" нашего времени

Сейчас на вооружении Российской армии стоит около 2 500 установок БМ-21 "Град". В разное время боевые машины экспортировались примерно в 70 стран и на протяжении 1970, 1980-х, 1990-х, 2000-х и 2010-х успели поучаствовать практически во всех мало-мальски заметных вооруженных конфликтах по всей Земле.

Тактика применения системы "Град" за эти годы в разных армиях была различной. Так, в середине 1970-х в Анголе противники перемещали установки только колоннами, перестреливаясь на встречных курсах, а затем применяя тактику выталкивания и преследования отдельных машин. В Афганистане же советские военные били не по вытянутым колоннам, а наоборот, по площадям, практически уйдя от баллистических траекторий и расстреливая строения и технику противника прямой наводкой.

А "Организация освобождения Палестины" в Ливане применяла тактику кочующих установок: одна машина БМ-21 "Град" наносит удар по войскам Израиля и тут же меняет положение - скорость перемещения грузовика и развертывание в боевое положение за три с половиной минуты делают такие маневры весьма результативными.

Небо без ракет

Кроме указанных "горячих точек", "Град" применялся Азербайджаном в карабахском конфликте, Россией - в обоих чеченских кампаниях, а также в Южной Осетии в 2008-м. Использовали эти установки в вооруженных конфликтах в Анголе и Сомали, в гражданских войнах в Ливии и Сирии. А сейчас в вооруженном конфликте на востоке Украины такая техника применяется обеими противоборствующими сторонами...

Надо отметить, что еще в 1980-х предпринимались попытки модернизировать систему "Град" - боевая машина 9А51 "Прима" должна была нести не 40, а 50 ракет с площадью поражения в 8 раз большей и временем пребывания на позиции в 5 раз меньшим при той же дальности стрельбы, что у "Града", что позволяло использовать примерно в 15 раз меньшее количество единиц техники. "Приму" даже приняли на вооружение в 1988 году, но дальше был развал Союза, и производство так и не запустили.

Но и в своем нынешнем виде "Град", некогда задавший новый стандарт данному виду вооружений, практически непревзойден, хотя подобной техники в мире теперь предостаточно. представляет собой грозную силу, которая способна защитить интересы России. И любой другой страны. Довольно часто эта сила оказывается слишком грозной. И всегда оказывается направленной против живых людей. "Град" - прекрасный пример торжества инженерной мысли. Пример, которому самое лучшее место - в музее военной техники.

Данные аббревиатуры используются для одного вида БМ-21В / 9П125 / 9К54 / М-21 / "Град-В"
М-21 «Град-В» советская реактивная система залпового огня РСЗО созданная для ВДВ советской армии. РСЗО «Град-В» можно назвать уменьшенным вариантом РСЗО 9К51 «Град». РСЗО предназначен для десантирования с самолётов и имеет 12 направляющих для 122-мм ракет.
Предпосылкой появления М-21 «Град-В» стала малая боевая мощность реактивной установки РПУ-14 (индекс ГАУ-8У38), которая имела низкую маневренность и малую дальность стрельбы в 10 км (P.S. И почему 10 км мало при таких размерах РСЗО?).

Разработкой М-21В «Град-В» занималось НИИ-147 (сейчас НПО «Сплав») в г. Туле во второй половине 1960-ых. Разработкой направляющих для ракет занималось конструкторскою бюро компрессорного машиностроения СКБ-203 (сейчас ОАО НПП «Старт») в г. Екатеринбурге. После полигонных испытаний 20 сентября 1967 года приказом Министерства обороны СССР №0220 М-21 «Град-В» был принят на вооружение Советской армии, предназначался для вооружения Воздушно-Десантных Войск. Производством М-21 занималось Пермский машиностроительный завод им В.И. Ленина (сейчас ОАО «Мотовилихинские заводы».

РСЗО «Град-В» имеет складную крышу и низкий профиль из 12 направляющих для ракет 122-мм Б-21 различных модификаций с возможностью ведение огня до 20 км, так как в то время не было самолетов, которые могли принимать на борт полноразмерные грузовые автомобили. Так самолет АН-12 имел высоту грузовой кабины 2,6 метра, а АН-8 грузовую кабину высотой 2,4 метра, так что обычный ГАЗ-66 с высотой 2,49 метра на десантной платформе просто не мог залезть туда для дальнейшего десантирования. Лишь в 1976 году с появлением ИЛ-76 стала возможность использовать не адаптированные автомобили для десантирования на специальный платформах ПП-128-5000 с парашютной-десантной системой МКС-128М.
«Град-В» имел в задней части два выносных домкрата для фиксации положения грузовика на грунте и поглощение отдачи во время ведения огня. Для прицеливания «Град-В» имеет панорамный прицел ПГ-1м, коллиматор К-1 и механический прицел 9Ш118. Заряжать РСЗО можно, как с грунта боевым расчетом из двух человек или с помощи заряжающей машины 9Ф37В .

Транспортно-заряжающая машина 9Ф37В

Для перевозки 122-мм ракет для «Град-В» используется грузовик 9Ф37В на базе ГАЗ-66Б . Транспортный-заряжающая машина, как и М-21 «Град-В» тоже может десантироваться на парашютной платформе. Транспортник тоже имеет радиостанцию Р-105М, а для ведение ночных боевых действий предусмотрен прибор ночного видения ПНВ-57В. К сожалению фото ТЗМ 9Ф37В нет и не известно сколько ракет он перевозил на своих стеллажах.

М-21 «Град-В» с приходом в армию гаубицы Д-30 ожидал не приятный сюрприз, так как их передела под тягачи ГАЗ-66Б для данных гаубиц. Смена «Град-В» на Д-30 для ВДВ в качестве орудия поддержки можно назвать не верным решением. После переделки «Град-В» в ГАЗ-66Б ему пришлось таскать Д-30, что для него оказалась не легкой задачей, так как гаубица весила 3 тонны, плюс снаряды порядка 1-1,5 тонны в кузове, а расчетный вес транспортировки для грузовиков ГАЗ-66 составляет 2 тонны. Плюс боевой расчет увеличивался с 2 человек до 5. После высадки ГАЗ-66Б и Д-30 их надо было привести в транспортировочное и боевое состояние, а М-21 «Град-В» практически сразу готов вести огонь. Данных по участию «Град-В» в боевых действиях не имеется.

ТТХ грузовика БМ-21В / 9П125 / 9К54 / М-21 / "Град-В"
Колесная формула 4х4, отключаемый передний мост
Двигатель ЗМЗ-66, V-8, карбюраторный
Объем двигателя 4,25 литра
Мощность 115 л/с при 3200 об/мин
Топливо А-76, А-80
Объем бака 105х2 бака
КПП 4-ех ступенчатая, механика
Габариты 5655х2342х1860
Колесная база 3300 мм
Клиренс 315 мм
Снаряженная масса 5200 кг, разряженный и 6000 кг заряженный
Грузоподъемность 2000 кг
Масса буксируемого прицепа 2000 кг
Максимальная скорость 85-90 км/час
Запас хода 850 км
Расход топлива 31,5 литра на 100 км, 40 смешанный
Вооружение 12 направляющих под 122-мм ракеты Б-21

В настоящее время в заголовках статей и отчетах телевизионных новостей в связи с конфликтом в Восточной Украине можно услышать название такой военной техники, как установка «Град». Характеристики системы залпового огня впечатляющие. Дальность полета реактивного снаряда в 20 км обеспечивают сорок аккуратно сложенных огневых трубок, расположенных на базе полноприводного грузовика «Урал-375Д». На сегодняшний день эта мобильная система находится на вооружении более чем в 50 странах. И с 1963 года она находилась на оперативной службе в советской, а теперь состоит и в российской армии.

Исторические сведения

Идея разработки комплекса залпового огня с дальностью полета более 20 км принадлежит советским инженерам и свое начало берет с середины 50-х годов прошлого века. Военная установка «Град» разрабатывалась для замены системы БМ-14. Идея заключалась в том, чтобы на шасси грузового автомобиля, способного с легкостью преодолевать труднопроходимую местность, разместить маневренную артиллерийскую часть, начиненную реактивными снарядами.

В 1957 году Главное ракетно-артиллерийское управление (ГРАУ) дало техническое задание свердловскому конструкторскому бюро разработать боевую машину. Необходимо было спроектировать машину, способную разместить 30 направляющих для реактивных глубинных снарядов. Цель была достигнута путем доработки ракеты - созданием изогнутых по цилиндрической поверхности складных хвостовых стабилизаторов.

Разработчиком снаряда был выбран НИИ-147, который предложил такую технологию изготовления корпуса, как метод горячей вытяжки. Под шефством А. Н. Ганичева и при поддержке Госкомитета по оборонной технике были начаты работы по созданию реактивного снаряда. Разработку боевой части снаряда поручили ГСКБ-47, а порохового заряда двигателя - НИИ-6. НИИ-147 спроектировал снаряд со смешанной стабилизацией: хвостовое оперение и вращение.

Испытания

В 1960 г. проводились огневые испытания двигателей реактивных снарядов. В рамках завода осуществлено 53 прожига и 81 - в качестве испытаний на государственном уровне.

Первые полигонные испытания были проведены в марте 1962 года под Ленинградом. ГРАУ выделило 2 боевые машины и полтысячи реактивных снарядов. При планируемом пробеге в 10 000 км испытуемая машина без поломок прошла только 3380 км. Повреждения устранили путем усиления заднего моста шасси. Это увеличило устойчивость машины при стрельбе.

После ликвидации недостатков конструкции постановлением Совета Министров была поставлена на службу и вооружение в 1963 году установка «Град», характеристики которой в том же году были продемонстрированы Н. С. Хрущеву.

В январе следующего года был начат серийный выпуск БМ-21. В том же 1964 году, на ноябрьском военном параде, показали народу первые установки. С 1971 года начался экспорт реактивных установок, и объем его составил 124 машины, но к 1995 г. число «Градов», проданных в 50 стран мира, было свыше двух тысяч.

Конструкция

Уникальные боевые технические характеристики установки «Град» были достигнуты и за счет конструкции комплекса, в который входят:

  • пусковая установка;
  • транспортно-заряжающая машина на базе ЗИЛ-131;
  • система управления огнем.

Реактивные неуправляемые снаряды (диаметром 122 мм) загружаются в артиллерийскую часть, которая представлена 40 направляющими по 3 метра каждая на подвижном основании. Наведение может быть выполнено в горизонтальной и вертикальной плоскости с помощью электропривода или вручную. Диапазон углов при горизонтальном обстреле - 102 о влево от автомобиля и 70 о вправо; при вертикальном - от 0 до 55 о.

Ствольный канал оборудован винтовым пазом, который при вылете снаряда придает последнему вращательное движение.

Скорость передвижения машины - 75 км/ч, причем возможно перемещение с заряженными снарядами. Автомобиль имеет систему отключения подвески, что исключает применение опорных домкратов при стрельбе. После залпа можно сразу покидать позицию, дабы не попасть под ответный удар. Корректировка стрельбы осуществляется в отдельной машине управления, входящей в состав батареи.

Разобрав конструкцию реактивной боевой машины, можно понять, как работает установка «Град».

Точное наведение оружия на цель достигается за счет наличия прицельных устройств: панорамы Герца, механического визира и коллиматора К-1, что повышает степень поражения в условиях

Первый снаряд

Снаряд неуправляемого типа, который применяется в артиллерийских конструкциях залпового огня, состоит из 3 частей: боевой, двигателя и стабилизатора. Боевая часть - сам снаряд с взрывателем и разрывным зарядом. Реактивный двигатель складывается из сопла, камеры, воспламенителя и порохового заряда. Для зажжения воспламенителя, который приведет в действие пороховой заряд, применяют пиропатроны или электрозалпы. От выстрела замыкается электрическая цепь, и пиропатрон от накаливания зажигает воспламенитель.

Реактивный снаряд 9М22 стал первым боеприпасом, которым выстрелила установка залпового огня «Град». Характеристики снаряда:

  • тип: осколочно-фугасный;
  • длина - 2,87 м;
  • вес - 66 кг;
  • максимальная дальность полета - 20,4 км, минимальная - 1,6 км;
  • скорость полета - 715 м/с;
  • вес боеголовки - 18,4 кг, из которых третья часть - взрывчатое вещество.

Революционным открытием стало нововведение Александра Ганичева. Он предложил способ изготовления снаряда, который заключался в вытяжке корпуса из стальных пластин, а не в простом разрезе стального цилиндра, как раньше. Еще одним достижением главного конструктора НИИ-147 стало создание хомута, сдерживающего оперение снаряда и дающего стабилизаторам возможность помещаться в габариты ракеты.

Снаряд 9М22 снабжался головными ударными взрывателями МРВ-У и МРВ, которые можно установить на 3 действия: мгновенное, малое и большое замедление. При поражении цели на небольших дистанциях для кучности использовались тормозные кольца, размер которых подбирался прямо пропорционально расстоянию.

Разработка реактивных снарядов 9М22 улучшила технические характеристики установки «Град». Урон живой силе при полной загруженности «Града» наносится на площади до 1050 м 2 , а небронированной технике - до 840 м 2 .

Серийное производство реактивных снарядов началось с 1964 года на чугунно-литейном заводе «Штамп».

Повышение боевых возможностей

С разработкой первого снаряда для уничтожения и подавления сил противника предназначалась установка «Град», характеристики (радиус поражения) которой все время совершенствовались. Так, были созданы следующие типы снарядов:

  • усовершенствованные боеприпасы осколочно-фугасного типа 9М22У, 9М28Ф, 9М521;
  • осколочно-химический тип - 9М23, идентичный по летно-техническим параметрам М22С;
  • зажигательный - 9М22С;
  • дымообразующий - 9М43, десять таких боеприпасов способны создать дымовую завесу на площади в 50 га;
  • от заграждений - 9М28К, 3М16;
  • для радиопомех - 9М519;
  • с отравляющими химическими веществами - 9М23.

Другие страны, которые выпускают комплекс по лицензии или нелегально, так же динамично разрабатывают новые типы снарядов.

Управление огнем

Система управления огнем позволяет совершать выстрелы залпом и в одиночку. Пиротехнический запал двигателя реактивного снаряда происходит от датчика импульсов, которым можно управлять в кабине БМ-21 через токораспределитель или через мобильный пульт на расстоянии до 50 м.

Цикл полного залпа длительностью 20 секунд имеет установка «Град». Характеристики, касающиеся температурного режима, следующие: бесперебойная работа гарантирована при температуре от -40 °С до +50 °С.

Группа управляющих установкой состоит из командира и 5 помощников: наводчика; установщика взрывателя; радиотелефониста/заряжающего; водителя боевой машины/заряжающего и водителя транспортной машины/заряжающего.

Транспортная машина предназначена для транспортировки снарядов, на ее борту закреплены стационарные стеллажи.

Модернизация

Технический прогресс требует постоянной работы над модернизацией оружия. В противном случае даже самые сильные позиции на рынке могут быть потеряны.

Реактивная установка «Град» в 1986 году была усовершенствована. Была выпущена модель БМ-21-1. Теперь база боевой машины располагалась на шасси автомобиля «Урал». Пакет направляющих труб предохранял от солнечного воздействия теплозащитный экран. Также появилась возможность оперативного ведения огня.

На базе автомобиля ГАЗ-66Б за счет уменьшения количества выпускающих снаряды стволов до 12 была создана облегченная установка для воздушно-десантных войск - БМ-21 В.

На базе БМ-21-1 в начале 2000-х гг. были проделаны работы для выпуска автоматизированной боевой машины - 2Б17-1. Преимущество усовершенствованной установки - стрельба с наведением без прицельных приспособлений и выхода расчета. То есть определение координат противника проводилось навигационной системой.

Боевая машина «Дамба» (БМ-21ПД) предназначалась для разгрома подводных лодок с целью обеспечения охраны морской границы. Система могла работать совместно с гидроакустической станцией или самостоятельно.

Комплекс «Прима», создаваемый в 80-е годы, имел 50 направляющих, но из-за недостаточного финансирования не получил права на дальнейшее серийное производство.

Выпускались РСЗО «Град» в Чехословакии, Белоруссии и Италии. Украинский вариант БМ-21 разместили на шасси КрАЭ. Белорусский «Град-1А» способен разместить единовременно 2 боекомплекта вместо одного. Итальянская система реактивной установки (сокращенно FIROS) отлична тем, что снаряды оснащены разными реактивными двигателями, отчего дальность стрельбы неодинаковая.

Военная бухгалтерия

С окончанием Второй мировой войны активно продолжалась гонка вооружений. Все научные достижения были направлены на улучшение военного производства. Цены на военную продукцию стали расти еще стремительнее, чем в годы войны.

Цена современного вооружения тоже очень высока. Один снаряд реактивной установки «Град» стоит 600-1000 долларов. После принятия на вооружение боевой машины (1963 г.) стоимость реактивного снаряда была сопоставима с ценой двух автомобилей «Волга». А при массовом производстве стоимость ракеты составила всего две зарплаты инженера - 250 рублей (сведения из фильма «Ударная сила»).

Стоимость установки «Град» - это По оценкам одного английского журнала, цена последователя «Града» - «Смерча» - составляет 1,8 млн долларов (информация взята из журнала «Фаэтон», выпуск № 8, январь 1996 г., стр. 117).

Как стреляет установка «Град»?

Принцип стрельбы из БМ-21 идентичен механизму использования знаменитой «Катюши» и основан на системе залпового ведения огня. В 40-е годы снаряды ствольной артиллерии всегда превосходили одиночные ракеты, которым не хватало точности и массовости. Инженеры сумели недостаток, использовав для пуска ракет несколько стволов.

За счет залпового принципа работы установка «Град» в действии - это оружие, способное уничтожить 30 га вражеской территории, колонну боевой техники, стартовые позиции ракет, минометную батарею, узлы снабжения. Один снаряд, выпущенный этой боевой машиной, убивает все живое в радиусе 100 метров.

Первая в мире РСЗО, способная попадать в цель на дальние расстояние, - это установка «Град». Характеристики, радиус поражения боевой машины советские инженеры улучшали до тех пор, пока не добились результата в виде максимального уклонения снаряда от цели в 30 метров. Зарубежные конструкторы считали, что такой точности можно добиться на расстоянии не больше 10 километров. Однако детище из СССР поражает противника с дистанции 40 км, за 20 секунд выпускает 720 снарядов, что приравнивается к 2 т взрывчатки.

Военное применение

Первое испытание на практике комплекс «Град» прошел в 1969 г., в ходе конфликта между КНР и СССР. Попытка сломать противника и выбить его силы с танками потерпела неудачу, к тому же китайцы захватили подбитый Т-62, который являлся секретным образцом. Поэтому в ход пошли из установки «Град», которые уничтожили врага и тем самым завершили конфликт.

В 1975-1976 гг. применялась боевая машина в Анголе. Операций по окружению в этом конфликте не было, периодически завязывались бои между идущими навстречу колоннами. Так вот особенность «Града» в том, что на месте падения снаряда образуется «мертвый эллипс», поэтому колонна войск, представляющая собой вытянутую шеренгу, в боях в Анголе стала идеальной целью.

В Афганистане вели стрельбу из «Града» прямой наводкой. В Чеченской войне тоже активно использовали боевую машину.

«Град» нашего времени - это около 2500 установок, состоящих на вооружении армии РФ. Боевые машины экспортировались в 70 стран, начиная с 1970 года. Не остались незамеченными БМ-21 в вооруженных конфликтах по всему миру: в Нагорном Карабахе, Южной Осетии, Сомали, Сирии, Ливии и недавно начавшемся противостоянии на востоке Украины.

Тактико-технические характеристики установки «Град»

Возможности и параметры системы приведены для БМ-21.

  • Шасси - Урал-375Д.
  • Мощность двигателя - 180 л. с.
  • Габариты, м:
    - ширина - 2,4;
    - длина - 7,35;
    - максимальная высота - 4,35.
  • Вес, т:
    - со снарядами - 13,7;
    - незаряженная БМ - 10,9.
  • передвижения, км/ч - 75.
  • Боекомплект, шт. - 120 реактивных снарядов.
  • Калибр, мм - 122.
  • Площадь поражения, га:
    - техники 1,75;
    - живой силы 2,44.
  • Длина направляющей, м - 3.
  • Число стволовых направляющих, шт. - 40.
  • Время полного залпа, с - 20.
  • Дальность стрельбы, м:
    - максимальная - 20 380;
    - минимальная - 5000.
  • Время настройки в боевое положение, мин. - 3,5.

Сегодня РСЗО изготавливают на ОАО «Мотовилихинские заводы». Базой выступает автомобиль «Урал-4320». В новых образцах внедрена автономная топопривязка, отображение на электронной карте местоположения установки, возможность введения данных во взрыватель.

Хочется верить и надеяться, что установка «Град» (характеристики, конструкция, принцип действия) была нужна и интересна молодому поколению в качестве экземпляра для научных исследований, но никак не для разрушения городов и судеб людей!

БМ-21 (9К51) «Град» - реактивная система залпового огня (РСЗО), разработанная в Советском Союзе. Ее задачей является уничтожение живой силы, техники, а также командных пунктов, артиллерийских и минометных батарей и других целей в тактическом тылу противника.

«Град» относится ко второму поколению реактивных систем. 9К51 «Град» - это самая массовая система залпового огня в мире. Выпущено более 8,5 тыс. установок и более 3 млн реактивных снарядов различных модификаций. РСЗО «Град» - это одна из наиболее эффективных боевых машин подобного класса, по многим характеристикам она не имеет себе равных и сегодня.

В настоящее время РСЗО «Град» стоит на вооружении тридцати армий мира . Это оружие принимало участие в десятках вооруженных конфликтах, разработано несколько модификаций этой боевой машины.

Выпуск РСЗО «Град» налажен в нескольких странах: в Китае, Румынии, Ираке и ЮАР.

История

Разработка РСЗО «Град» началась в середине 50-х годов – было принято решение о замене комплекса БМ-14, принятого на вооружение сразу после войны. Созданием системы занимались сразу несколько предприятий: НИИ-147 (г. Тула), НИИ-6 (г. Москва), СКБ-203 (г. Свердловск). Было предложено несколько вариантов конструкции реактивных снарядов — как со складными стабилизаторами, так и с жестко установленными.

Конструкторы НИИ-147 предложили стабилизировать полет снаряда не только с помощью хвостового оперения, но и за счет его вращения по продольной оси в полете. Оно было не слишком интенсивным (несколько оборотов в секунду), но значительно уменьшило рассеивание боеприпасов. При этом удалось не выйти за пределы ее калибра (по габаритам). Также было предложено изготавливать корпуса реактивных снарядов методом горячего вытягивания (как гильзы), что значительно уменьшило их стоимость.

В 1961 году начались испытания РСЗО, в следующем году они были успешно завершены, а в 1963 году «Град» приняли на вооружение. Чуть позже он был продемонстрирован Н. Хрущеву. К концу десятилетия советская промышленность освоила выпуск системы и успела поставить сотни единиц боевых машин в войска. Впервые в боевых условиях РСЗО применили во время конфликта с Китаем на острове Даманском.

Боевая машина «Град» стала основой для создания множества систем залпового огня, как правило, модификации отличались базой и количеством направляющих.

Устройство РСЗО «Град»

В состав РСЗО «Град» входит несколько компонентов:

  • боевая машина БМ-21, созданная на базе «Урал- 375Д»;
  • система управления огнем (СУО);
  • реактивный снаряд калибра 122-мм;
  • транспортно-заряжающая машина 9Т254.

Боевая машина БМ-21 состоит из артиллерийской части и шасси автомобиля «Урал- 375Д». Стрелять можно как одиночными выстрелами, так и залпами. Время полного залпа составляет 20 секунд. Управлять стрельбой можно из кабины автомобиля и дистанционно, с помощью выносного пульта.

Артиллерийская часть БМ состоит из трубчатых направляющих, рамы, подъемного и поворотного механизма, основы и погона, люльки, электрооборудования, пневмооборудования и прицельных приспособлений. Число трубчатых направляющих — сорок единиц, они служат для транспортировки реактивных снарядов, для направления их полета, а также для придания им вращательного движения. Для этого в каждой направляющей сделан П-образный паз.

Направляющие образуют пакет, состоящий из четырех рядов по десять труб в каждом. Пакет крепится к люльке и направляется с помощью подъемного и поворотного механизмов. Для горизонтального и вертикального наведения направляющих используется электропривод, наводку можно осуществлять и в ручном режиме. Угол вертикальной наводки составляет от 0° до +55°. Диапазон горизонтального наведения — 172° (от продольной оси автомобиля 102° влево и 70° вправо). Артиллерийская часть машины оснащена уравновешивающим механизмом, который уменьшает раскачку пакета направляющих во время стрельбы.

Прицельные приспособления состоят из панорамы, механического прицела и коллиматора.

Транспортная машина . Это автомобиль, на котором установлен комплект специальных стеллажей для хранения, транспортировки и подачи реактивных снарядов на боевую машину. Перевозить ракеты в ящиках можно в любом подходящем грузовом автомобиле.

Реактивный снаряд . Неуправляемый РС – самая «революционная» составляющая РСЗО «Град».

Установка может использовать различные типы боеприпасов . Одним из наиболее часто используемых типов снарядов для «Града» является осколочно -фугасный снаряд М-210Ф. Он состоит из ракетной, головной части и взрывателя.

Головная часть боеприпаса предназначается для поражения противника. Она состоит из корпуса с двумя металлическими втулками, на которые нанесена насечка. Они служат для образования осколков после детонации. На головную часть могут надеваться два вида тормозных колец, которые повышают кучность стрельбы на большие дистанции.

В ракетной части реактивного снаряда есть две пороховые шашки, которые придают боеприпасу поступательное движение. Ракета имеет семь сопел: одно центральное и шесть периферийных. Воспламенение пороховых зарядов производится с помощью пирозапалов, срабатывающих от токораспределителя.

Взрыватель взводится на расстоянии 150-200 метров от боевой машины, он имеет три вида установки, от которых зависит фугасное или осколочное действие боеприпаса.

Особенностью снаряда является форма и конструкция стабилизаторов, которые не выходят за его калибр. В обычном состоянии оперение ракеты фиксируется специальными кольцами, после выстрела стабилизаторы раскрываются. Каждый стабилизатор имеет форму сектора цилиндра, он повернут к продольной оси ракеты на 1°, что обеспечивает ее раскрутку и стабилизацию полета.

Дальность стрельбы при использовании боеприпаса 9М22У составляет 20,1 км.

Для РСЗО «Град» разработана широкая номенклатура боеприпасов, которые отличаются дальностью стрельбы, типом боевой части и взрывателя.

Тактико-технические характеристики

Шасси Урал-375Д
Масса, кг:
без снарядов и расчета 10870
в боевом положении 13700
Длина в походном положении, мм 7350
Ширина, мм:
в походном положении 2400
в боевом положении 3010
Высота, мм:
в походном положении 3090
при максимальном угле возвышения 4350
в положении качающейся части 0° 2680
Дорожный просвет, мм 400
Количество направляющих 40
Угол возвышения пакета направляющих, град:
Минимальный 0
Максимальный 55
Угол горизонтального наведения, град:
вправо от шасси 70
влево от шасси 102
Угол обхода кабины, град: -34…+34
Время полного залпа, с 20
Дальность стрельбы, м
Минимальная 5000
Максимальная 40000
Запас хода, км 750
Максимальная глубина брода с учётом волны, м 1,5
Характеристики реактивных снарядов
Индекс Тип Длина, мм Масса, кг Масса БЧ, кг Дальность стрельбы, км
9М22 осколочно-фугасный 2870 66 18,4 20,1
9М28Ф осколочно-фугасный 2270 56,5 21 15
9М28К минопостановочный 3019 57,7 22,8 13,4
9М16 минопостановочный 3019 56,4 21,6 13,4
9М519 постановщик радиопомех 3025 66 18,4 18,5
9М43 дымовой 2950 66 20,2 20,2
9М217 кассетный 3037 70 25 30
9М218 кассетный 3037 70 25 30
9М521 осколочно-фугасный 2840 66 21 40
9М522 осколочно-фугасный 3037 70 25 37,5

Видео об РСЗО

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»