Старообрядческие согласия. А.И. Тарасов: «Острой проблемой приходов является привлечение и воспитание молодого поколения

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Гонения ревнителей древнего благочестия побуждали их переселяться в отдаленные, необжитые края, в том числе приволжские леса, и к началу XVIII в. они твердо обосновались на территории сегодняшнего Хвалынского района. Образованные ими селения Сосновый Остров (сейчас Хвалынск), Акатная и Сосновая Мазы, Апалиха, Самодуровка (Белогорное Вольского района) постепенно становились центрами старообрядчества. В 1765 г. они выстроили моленную в Сосновой Мазе, около 1780 г. - в Апалихе и Ершовке, немного позже - в Елшанке и Селитьбе. В Хвалынске, Апалихе и Сосновой Мазе служили старообрядческие священники, разъезжавшие с требами по всему уезду.
Первые 25 лет XIX в. были временем относительной свободы и расцвета старообрядчества в Хвалынском уезде. Число беглопоповцев стремительно росло. Они в 1814 г. построили часовню в Хвалынске, между 1824-1825 гг. открыли моленные в Акатной Мазе и Широком Буераке. В приходе их часовни в Сосновой Мазе в 1824 г. уже числилось 542 человека. Даже в храмах господствующей церкви многие священники отправляли требы по-старообрядчески. Многочисленным было и поморское согласие. В 1826 г. в Хвалынске из господствующей церкви в него перешло 26 семей, а в Самодуровке из примерно 1800 жителей села около 100 человек принадлежали к господствующей церкви, 18 - к беглопоповцам, а остальные - к поморцам, имевшим 2 моленные. Поморское согласие стремительно распространялось по уезду: в 1827 г. в него перешло 3173 человека.
Нравственный и материальный подъем старообрядчества в Хвалынском уезде показался опасным для власти, и в конце 1820-х гг. она начала систематическую борьбу против него, увенчавшуюся около 1838 г. обращением в единоверие беглопоповского священника и часовни в Хвалынске. В 1840 г. старообрядцы построили в городе новую церковь и стали проводить в ней службы тайно, но вскоре новый священник был схвачен и посажен в тюрьму. После 1841 г. началось усиленное обращение старообрядцев в единоверие. Из-за закрытия их часовен в Хвалынске, Апалихе и Селитьбе приняли единоверие 2640 человек, но спустя 3-4 г. подавляющее большинство из них вернулось в старообрядчество. Продолжался переход в старообрядчество и из господствующей церкви: к 1836 г. 255 человек в Апалихе и Демкине, к началу 1850-х гг. 120 человек в Поповке.
После закрытия Иргизских монастырей жившие там иноки переселились главным образом в Хвалынский уезд, дав новый всплеск развития старообрядчества. Вблизи Хвалынска, на Черемшане, стали возникать старообрядческие монастыри. В это время в Хвалынске появились первые белокриничники (Иерархия возникла в 1846 г. в Белой Кринице - Буковина, на территории Австро-Венгрии. Отсюда можно встретить и другое ее название - Австрийское согласие). В 1858 г. у них уже была тайная церковь. Больше половины хвалынских беглопоповцев и многие единоверцы перешли в это согласие. В 1880 г. в городе насчитывалось 2117, а в уезде - 12928 старообрядцев разных согласий.
В начале XX в. численный рост старообрядчества немного замедлился но старообрядцы по-прежнему составляли значительную часть общества. На Черемшане в 1909 г. было 8 монастырей: 1 мужской белокриницкий (он имел храм и 60 монахов, в нем проходили епархиальные соборы, с 1911 г. он стал резиденцией епископа саратовского и астраханского), 5 женских белокриницких (к 1911 г. в них было 2 храма и более 350 сестер), 1 женский беглопоповский и 1 женский федосеевский (в них храмов не было, обитало по 10-12 сестер). В 1911 г. в уезде насчитывалось 43648 старообрядцев и 59 моленных. В Хвалынске из 15000 жителей более половины придерживалось старой веры. В 1914 г. здесь стояли белокриницкий храм, беглопоповская церковь и поморская моленная.

Материал подготовлен для нашего сайта старовером-спасовцем, редактором газеты "Cтарообрядец" Сергеем Рудаковым (Нижний Новгород), за что мы очень признательны.

Неофициальное название: спасовцы

Организационная структура

Спасово согласие - общее название четырех самостоятель­ных конфессиональных групп (толков) внутри беспоповского на­правления старообрядчества. В настоящее время эти толки имеют весьма гетерогенную структуру, в которую входят мало связанные друг с другом общины-приходы.

Управление общинами и централизованные структуры отсутствуют.

В среде спасовцев большеначального толка авторите­том пользуются инокини череповецких обителей, а также руководи­тели ряда поволжских и предуральских общин. В остальных ветвях спасова согласия авторитетных центров и руководителей (чей авторитет выходил бы за рамки собственной общины или ряда со­седних общин) не имеется.

Краткая история

Формирование спасово-нетовского направления началось в конце XVII - начале XVIII столетия происходило одновременно в несколь­ких старообрядческих центрах, важнейшими из которых были ски­ты в лесах на реке Керженец в Нижегородской губернии. Один из первоучителей в спасовщине, инок Арсений, пришел на Керженец в конце 70-х годов XVII в. и основал здесь несколько скитов. Арсений и его последователи признавали истинными только тех священни­ков, которые были рукоположены до исправления книг Никоном. После смерти последних из них арсеньевцы сделались беспопов­цами, сохраняя при этом все уставы и обычаи керженских беглопо­повцев. До середины XVIII столетия на Керженце еще упоминаются старообрядцы арсеньева толка. Впоследствии на них распространилось название "спасовцы" или "нетовцы".

Другими первоучителями спа­сова согласия в начале XVIII в. на Керженце были два Козьмы - Андреев и Панфилов, проповедовавшие, что ныне все таинства истреблены антихристом, священство и жертва прекратились: "Божия благодать взята на небо" и остается только "прибегать ко Спа­су, который сам ведает, как нас, бедных, спасти". Это направление получило впоследствии название "козьминщина" или "нетовщина".

С уверенностью можно заявить о существовании в XVIII столе­тии трех направлений в спасовом согласии:

а) собственно спасовцы ("глухая нетовщина"), широко распро­странившиеся в Поволжье и называемые так потому, что они не были явными, записными старообрядцами. Они принимали крещение и брак в офи­циальной православной церкви как регистрацию легального со­стояния, дабы избежать преследований со стороны господствую­щей церкви и государства;

б) арсеньевцы в нижегородском Заволжье, которые имели только одну общую с "глухой нетовщиной" черту - неприятие пе­рекрещивания при приеме в свою веру;

в) некрещеные спасовцы или "некрестяки", в отличие от "глу­хой нетовщины" считавшие невозможным прибегать для крещения или брака к православной церкви, а поэтому отказавшиеся от всех таинств вообще.

В первой половине XIX в. в спасовом согласии происходит суще­ственная эволюция. В 30-40-х годах XIX в. в Симбирске, Гороховце, Коврове и в других городах собирались соборы спасова со­гласия, на которых произошло значительное сближение позиций части спасовцев со поморцами и арсеньевцами. К этому новому учению примкнула значительная часть "глухой нетовщины", получившая название новоспасовщина (по малому началу).

Спасовцы "по малому началу" приняли уставную службу с пе­нием, крещение и брак, благословляемый от своих собственных наставников. Они сохранили свое старое правило приема в веру через семипоклонный начал.

Остается до сих пор открытым вопрос об источниках формирова­ния другой ветви новоспасовцев - большеначальной. Во второй половине XIX в. именно большеначальные, принимавшие в свою веру через отрицание ересей и имевшие, в отли­чие от "глухой нетовщины" и малоначальных спасовцев, монашество и чин покаяния, заняли наиболее активную позицию в деле распростра­нения своего вероучения. Большеначальные спасовцы энергично за­нимались литературно-полемической и издательской деятельностью, а также самоорганизацией своего согласия.

После провозглашения российскими властями в 1905 г. рели­гиозной терпимости общественная и миссионерская работа новоспа­совцев оживилась. Большеначальные стали регистрировать свои общины, устраивали всероссийские соборы, проходившие в основ­ном в Нижнем Новгороде. Ими было организовано Всероссийское братство старообрядцев спасова согласия. Именно оно стало органом управления общинами на территории России. В начале XX в. также действовало несколько десятков мона­стырей, некоторые из них играли роль духовных центров спасова согласия - в Коврове, Шуе, в окрестностях Нижнего Новгорода, Череповца, Казани.

Малоначальные спасовцы также организовывали общины, со­зывали соборы и создали свое братство, ставившее целью объе­динить все общины в "единое тело церковное".

Широко развернулась издательская деятельность новоспасовцев. По итогам соборов выходили печатные или рукописные сборники соборных постановлений, становившиеся руководством в вероучительной, обрядовой и бытовой деятельности спасовцев. На примере этих сборников можно проследить, как с конца XIX в. до 60-х годов XX в. постепенно происходило смягчение позиций спасовцев по вопросам отношения к окружающему "мiру". В 1930-х годах вследствии репрессий прекратили свое существование братства, были истреблены настоятели и начетчики, прекратилась издательская деятельность. Соборы стали собираться нелегально и все реже. Последний известный собор большеначальных состоялся в 1966 году.

Особенности вероучения и современное положение

В идеологии, вероучении и соответствующей им богослужебной и бытовой практике современных староверов различных ветвей спа­сова согласия наблюдаются как различия, так и общие черты.

К общим чертам можно отнести весь комплекс представлений об отношении к господствующей церкви, к "мирскому" обществу и к государству. Эти представления исходят у спасовцев из идеи о пришествии в эпоху патриарха Никона духовного (или "мысленно­го") антихриста, взятии благодати на небо, вследствие конечного истребления антихристом священства и наступления последних времен.

Под антихристом спасовцы подразумевают прежде всего сово­купность ересей, содержащихся в «никонианской" церкви - написание имени "Исус" с двумя "и", четвероконечный крест и троеперстие, как "печать антихриста". Однако природу ан­тихриста спасовцы представляют себе в целом нечетко. Иногда можно встретить отождествление антихриста с Петром I, с Лени­ным и со Сталиным.

Новообрядческая "никонианская" церковь, иные христианские конфессии, а также другие ветви в старообрядчестве, в том числе и в самом спасовом согласии, трактуются спасовцами разных толков как еретические и "богопротивные". При этом для спасовцев ереси страшны прежде всего своим происхождением из "вражьего" стана, своей связью с антихристовыми происками в мире.

В вопросе об отношении к гражданской власти среди спасов­цев также нет единства. С одной стороны, они утверждают, что всякая власть от Бога, но, с другой - за нее не молятся, так как власть в России, по их представлениям, с XVII в. идет от антихри­ста. А символ советской власти - красная звезда - однозначно трактуется спасовцами как сатанинский знак и "звезда антихриста".

В связи с прекращением преследований верующих в постсо­ветское время в сохранившихся спасовских общинах происходило смягчение отношения спасовцев к власти и одновременно усиле­ние критики нравственного состояния современного общества.

Многие из спасовцев не признают телевизор, радио и тому по­добное, а некоторые не употребляют чай, ко­фе, картофель, называя их - "сласти антихристовы". Есть случаи отказа от пенсий и паспортов, так как они исходят от неверной вла­сти. К явным плодам деятельности антихриста спасовцы относят безнравственность современного общества, пьянство, массовую культуру в целом, считая весь этот комплекс явлений признаками приближающегося Конца света. Ожидание Окончания Времен, а также грядущего Страшного суда определяет все поведение со­временного спасовца, его отношение к окружающим - "мирским" людям. В этом отношении осуждение их беспечности сочетается со скорбью по погибели их душ. добровольному обречению ими самих себя на вечную муку. Только неустанная молитва и особенно мило­стыня, а также иные христианские добродетели могут, по вероуче­нию спасовцев, спасти человека от ада.

Сегодня во всех толках спасова согласия существует своя "братия", т е. круг верующих, с которыми возможно поддерживать молитвенное общение. В основном среди спасовцев со­блюдается принцип "немирщения" – не смешивание в молитве и посуде с иноверными. Особняком здесь стоят заволжские спасовцы, бывшие арсеньевцы, составная часть керженецкой межконфессио­нальной традиции, состоящей из беглопоповцев, спасовцев и от­части поморцев. Среди них "немирщение" встречается, но скорее как исключение, чем как правило.

В уставной богослужебной практике к общеспэсовскому отно­сится в первую очередь прием в веру без перекрещивания (в отли­чие от поморцев), если этот человек ранее был крещен в три по­гружения. При этом в полемике с поморцами, не признающими ис­тинность крещения у "еретиков", спасовцы подчеркивают1 "Не важ­но, кто крестит, а важно - во имя кого".

Круг чтения у спасовцев разных толков почти одинаков. Наи­более используемыми в богослужении и во внебогослужебном чте­нии являются Псалтырь, поучительное Евангелие, книги св. Иоанна Златоуста, Пролог. Реже в домах спасовцев можно встретить Биб­лию, предпочтение отдается толкованиям и различным пересказам Священного Писания.

Отличия отдельных ветвей спасова согласия сводятся к раз­личиям в толковании обрядов и богослужебных уставов. Все раз­личия исходят из представления о том, что позволено, а что недо­пустимо совершать мирянину в "эпоху царствования антихриста и отсутствия истинного священства".

Наиболее строгие и последовательные в этом отношении староспасовцы ("глухая нетовщина", "некрестяки"), которые считают совер­шение любых таинств мирянином "восхищением недарованного". Однако в последние десятилетия в "глухой нетовщине" неред­ки случаи принятия практики крещения младенцев собственными грамотными (в церковном смысле) уставщиками. Староспасовцы считают недопустимым мирянину совершать уставную службу с пением, "это дело священническое", - говорят они. Богослужение ограни­чивается у староспасовцев чтением канонов, Псалтыря и поучительных книг. В "братию", в члены общины, принимают через простой "семипоклонный начал".

Некрещеные спасовцы (Строгая нетовщина) не совершают водного крещения («если нет истинного священства, то нет и истинного крещения»), а во время чтения молитв одевают на младенца крест и прочее, вменяя это вместо крещения.

Произошедшие от "глухой нетовщины" спасовцы малого нача­ла, в отличие от своих предков, крестят и совершают обряд брако­сочетания сами, а богослужение ведется с пением по уставу. В число "братии", принимают также через "семипоклонный начал".

Спасовцы большого начала придерживаются того же устава, что и малоначальные, но принимают в свою веру, в "братию" через чин отрицания ересей. Большеначальные имеют иночество.

В отношении таинства исповеди спасовцы придерживаются разных мнений. Большинство из них исповедь и покаяние за отсут­ствием священства отвергают. Большеначальные спасовцы используют различные способы исповеди: исповедуются наставнику, монаху или монахине, друг другу, практикуется исповедь иконе, в редких случаях встречается даже исповедь земле. Чаще всего в общинах вычитывается скитское правило покаяния всеми вместе или отдельными братьями.

Общины спасовцев по России обычно не превышают 30-50 че­ловек. Отдельных моленных домов очень мало, как правило, соби­раются для молитвы в частных домах. В связи с распадом института наставников, поддерживавших религиозные взгляды и обряды своего толка, происходит постепенное разрушение общин, уменьшение численности спасовцев. Многие теряют связь с учением и традициями предков.

Численность

На 2000 г. численность старообрядцев спасова согласия может быть определена в 30-40 тыс. чел. по России в целом.

Распределение по стране

Общины и отдельные группы последователей спасова согла­сия располагаются преимущественно в поволжских областях, от Череповца до Астрахани, а также в Башкирии.

Наша справка: Последователи спасова согласия в Самарской области:

Официально общины спасова согласия в Самарской области не зарегистрированы, но есть группы спасовцев в Тольятти, Сызрани, в с.Кошки, в Самаре.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 113 Ю.В. Муртаева, г. Владимир Старообрядцы Спасова согласия Ковровского уезда (середина XIX в г.) Как большинство направлений старообрядчества, согласие спасовцев строит свои воззрения на неприятии реформ Русской Православной церкви середины XVII столетия. Однако в сравнении с другими старообрядческими направлениями, Спасово согласие изучено слабо, история спасовцев во многом загадочна и ставит перед его исследователем немало вопросов. Во многом это связано с тем, что «первичные» документы редко сохранялись в самих религиозных обществах, и в семейных архивах, даже часто уничтожались по соображениям безопасности или по небрежению. Также нетовщина превосходит другие согласия наружной строгостью жизни, здесь запрещается есть картофель, любую пищу, приготовленную с хмелем и на дрожжах, также запрещается «сообщение в пище» с иноверными, «а наипаче заповедуют не носить ничего пестрого, не только цветистого, но и простой сельской пестряди, или выбойки» 1. «Нетовщиной» это беспоповское согласие называется потому, что последователи его учили, что не осталось в мире ни священников, ни монашества, ни таинств, ни храмов: «нет ныне в мире ни православного священства, ни таинства, ни благодати, нет средств ко спасению, ибо антихрист истребил все таинства, благодать улетела на небо» 2. Поэтому «остается только прибегать к Спасу, который сам ведает, как спасти нас бедных» 3. В конце XIX в. в Ковровском уезде было зарегистрировано 395 беспоповцев-спасовцев или 0,35% населения. По числу старообрядцев Ковровский уезд был на последнем месте среди «раскольничьих» уездов губернии. Тем не менее, старообрядческие традиции в уезде были весьма прочными 4. До конца XIX в. значительная часть последователей Спасовского толка признавала возможным принимать крещение в

2 православной («послениконовской») Церкви, объясняя это тем, что «хоть и сатана крестит, да в ризах, а не простой мужик, дорого три погружения». Брак совершали также в официальной Церкви, не придавая, однако, обряду силы таинства, так как считали Церковь еретической. Погребение же совершали только сами, не допуская священников, исповедь вычитывали перед иконами по Скитскому покаянию, службы не пели 5. Из-за всей этой скрытности и изолированности от внешнего мира таких спасовцев называли «глухими нетовцами», и их было очень трудно выделить из православной массы населения. Лишь в 1864 году ковровские купцы Першины по настоянию матери, заявили о своем выходе из православия 6. Их приверженность к синодальной церкви была лишь внешней. Першины выходцы из дер. Ильина Гора Мало-Всегодичского прихода поселились на берегу Клязьмы в северной части Коврова, где выстроили свой собственный квартал почти с десяток добротных деревянных домов и амбаров. Здесь же ими была открыта на собственные средства богадельня для инвалидов. С давних пор Першины занимались хлебной, мучной и дровяной торговлей, им принадлежала целая эскадра речных судов 6 мощных буксирных пароходов и несколько десятков барж и барок. Торговый дом «Александр и сыновья Дмитрия Иван и Севериан Першины» производил торговлю в городах по Клязьме, Оке, Волге и Каме с годовым оборотом до 10 тысяч рублей 7. Они же создали едва ли не первый частный флот во Владимирской губернии 8. Першины поддерживали усиление влияния спасовцев своими нередкими значительными денежными пожертвованиями. Они содержали спасовскую моленную (причем, в моленную ходили «не только нетовцы, но и православные, которые скоро тоже стали в свою очередь нетовцами») 9. Першины (в первую очередь Федор Андреевич Першин) содержали в Коврове на Подьяческой улице (ныне ул. К. Маркса) женский скит, который пользовался большой известностью. Аналогичный женскому мужской нетовский скит также содержался за счет Федора Андреевича. Располагался он в глухом месте, в лесу, в низкой ложбине, в двух верстах к югу от станции Новки Московско-Нижегородской железной дороги, со всех сторон был окружен густыми елями. Вообще информация о новкинском ските очень скудная, потому что «таинственность этого места настолько велика, что и старожилы наши о том ничего не знают», писал современник событий священник с. Плесца Евлампий Либеровский 10. В Новкинском скиту одно время проживал известный пропагандист рас- 114

3 кола и автор объемистой подпольно изданной книги «Вечная правда» Аввакум Комиссаров, раскольник из Вологодской губернии 11. С фамилией Першиных связан возникший в конце XIX в. раскол спасовщины. У истоков течения «большого начала» (или новоспасовщины) стоят известный ковровский купец Николай Андреевич Першин и упомянутый выше начетчик Аввакум Анисимович Комиссаров. С возникновением новоспасского течения в жизни принявших его общин произошли огромные изменения: были основаны самостоятельные молитвенные дома (именуемые нередко церквами), появилась исповедь наставнику, в этих молитвенных домах стали совершать брак и обряд погребения, постригать в иночество, из «глухой» и молчащей «нетовщина» стала поющей в молитвенных домах появилось церковное пение. При этом не меньшую строгость новоспасовцы сохранили в запрете любых форм общения с иноверными, вплоть до запрещения молиться иконам, писанным представителями других согласий. Самый ранний из известных нам съездов новоспасовцев собрался в 1887 году в городе Коврове Владимирской губернии при участии уже упоминавшихся Н.А. Першина и А. Комиссарова и в весьма категоричной форме потребовал отлучать «от сообщества» всех мужчин, бреющих усы и бороды, женщин ходящих с непокрытой головой, всех, сообщающихся «с еретиками в едении и питии и разных увеселительных кампаниях, курящих и нюхающих табак» 12. Успешную предпринимательскую деятельность приверженцы старообрядческой веры в Коврове сочетали с активной работой на поприще городского самоуправления. Николай Дмитриевич Першин, еще до официального ухода семьи в раскол, в гг. занимал пост ковровского городского головы, был много лет попечителем городской больницы 13, прославился своими крупными пожертвованиями во время Крымской войны, и единственный из ковровчан был награжден шейной медалью на Аннинской ленте в память войны гг. 14 Его племянник купец 1-ой гильдии Першин Николай Андреевич также был избран на пост городского главы 26 февраля 1874 года. Но так и не стал им, несмотря на усиленные ходатайства жителей Коврова. К тому времени братья Першины постоянно избирались в гласные как городской думы, так и уездного земского собрания. Но иметь на посту городского головы старообрядца «при большинстве православного населения, по мнению губернатора, было бы вряд ли удобно» 15. Другой представитель семьи Першиных Федор Андреевич с 1874 по 1883 гг. был директором Ковровского общественного банка

4 Известно, что семейству Першиных принадлежала одна из лучших библиотек в Коврове 17. Книжное собрание было необходимым фундаментом знаний в полемике старообрядцев Спасова согласия с поморцами и с синодальной церковью. Древние книги и рукописи приобретали они в разных городах, но преимущественно на Нижегородской ярмарке. В собрании имелись не только уникальные церковные издания первой половины XVII в., но и светские книги, в том числе редкие издания XVIII века. Причем, современные антиквары без труда определяют першинские книги, выделяя их характерные особенности: переплет из ярко-красной или рыжей кожи, характерный рисунок на переплете (ромб в центре и выдавленный витиеватый узор по периметру). На некоторых изданиях сохранились владельческие пометы и штемпели: «братьев Першиных», «Братья Першины в Коврове», «из книг (далее следуют инициалы) Першина» 18. Першины собрали не только большую фамильную библиотеку, но и были известны как собиратели предметов церковного антиквариата (дониконианских книг и образов). Одному из последних руководителей семейного клана купцу 1-ой гильдии Севериану Першину приписывают организацию похищения чудотворного образа Казанской Божией Матери из Богородичного монастыря в Казани в 1904 году 19. К середине 1904 г. в Коврове и 35 селениях уезда проживало 260 душ раскольников Спасова согласия и не было ни одного официально разрешенного молитвенного здания 20. До принятия закона о веротерпимости в 1905 году, официальные данные намеренно принижались, да и сами спасовцы вели настолько закрытый образ жизни, что не поддавались подсчету, а многие вообще были записаны прихожанами синодальной церкви. Постепенное снятие ограничений в области вероисповедания (особенно после 1905 г.) заметно изменило положение старообрядцев. Пользуясь введенной свободой, спасовцы, уже не ограничивались устными прениями и полемикой в литературном жанре. Именно в этот период выходит труд А.О. Комиссарова «Вечная правда». В начале ХХ столетия Александр Андреевич Першин с сыновьями Петром, Глебом, Геннадием и Александром переселился в село Старую Майну Ставропольского уезда Самарской губернии 21. И владельцем всей першинской библиотеки стал племянник Севериана Матвей Федорович Першин. В 1905 году он получил звание потомственного почётного гражданина и избирался членом Ковровской городской управы. В годы Первой мировой войны служил офицером царской армии. 116

5 В последние годы существования Российской империи ковровские старообрядцы очень неплохо уживались с властями. Так, в августе 1914 г. Николай II передал свою высочайшую благодарность «старообрядцам Спасова согласия, проживающим в Коврове, за верноподданические чувства, выраженные по поводу открытия военных действий» 22. Вскоре после октября 1917 г. имущество Першиных было по большей части конфисковано новой властью. Часть их уникальной библиотеки погибла. Ряд книг оказались у новых владельцев. Впечатляющий след оставило семейство Першиных не только в истории края, но и благодаря своему природному уму, широкой начитанности и щедрой благотворительности вечную память о своем благочестивом роде. В стенах их дома довелось работать судовым приказчиком Анисиму Швецову 23. Их серьезные книги воспитали в нем епископа Русской православной старообрядческой церкви начала ХХ в., который в 2011 году был прославлен в лике святых Русской православной старообрядческой церковью. Примечания: 1 Агеева Е.А., Робсон В.Р., Смилянская Е.Б. Старообрядцы-спасовцы: Пути народного богословия и формы самосохранения традиционных обществ в России ХХ столетия // Revue des études slaves. P., Vol. 69. Fasc. 1-2; Памяти А.А. Антипина: Первый съезд старообрядцев Спасова согласия (малоначальных) // Старообрядец Ноябрь. 7. С Кабанов А.Е. Судьба книжного собрания ковровских купцов Першиных // Рождественский сборник. Вып. XV. Ковров, С Фролов Н. Ковровские раскольники // Знамя труда (Ковров) Март С Иванов Ю.А. Старообрядцы Ковровского и Шуйского уездов в конце XIXначале XX вв. // Рождественский сборник. Вып. IV. Ковров, С Агеева Е.А., Робсон В.Р., Смилянская Е.Б. Указ. соч. С Фролов Н. Указ. соч. С Монякова О.А. Ковровские староверы и их роль в социальноэкономическом развитии города в XIX - начале XX вв. // Ковровский музейный сборник. Вып. 1. Ковров, С Фролов Н. Указ. соч. 9 Кабанов А.Е. Указ. соч. 10 Кабанов А.Е. Старообрядцы Владимирских и Костромких земель. Иваново, С Там же. С Агеева Е.А., Робсон В.Р., Смилянская Е.Б. Указ. соч. С Монякова О.А. Указ. соч. С Кабанов А.Е. Судьба книжного собрания С Фролов Н. Указ. соч. С Монякова О.А. Указ. соч. С Фролов Н. Из истории библиотеки купца Першина // Призыв (Владимир) февраля. 18 Кабанов А.Е. Судьба книжного собрания С Фролов Н. Из истории библиотеки купца Першина 20 ГАВО. Ф. 40. Оп. 1. Д Л Фролов Н. Ковровские раскольники С. 7. Там же. Урушев Д. Подвижники // 117


8 августа 2017 783 Институт Африки РАН исследует феномен старообрядчества в Африке Фото: Институт Африки Российской академии наук Русское старообрядчество появилось в Уганде в 2013 году. Столицу Уганды

Ê èñòîðèè ñòàðîâåðèÿ íà Ïóñòîøêèíñêîé çåìëå Ò. È. ßêîâëåâà Яковлева Тамара Ивановна - главный библиограф Пустошкинской районной библиотеки Псковской области Расположенную на востоке Пустошкинского района

Жизнь старообрядцев в прошлом и настоящем 1. Староверы! вечно гонимые, вечно ссыльные так Александр Солженицын в своей книге Архипелаг Гулаг характеризует старообрядцев. Потомков тех, кто в 1654 году,

Осьмакова О.Н. аспирант кафедры теории и истории государства и права Белгородского университета кооперации, экономики и права ИССЛЕДОВАНИЕ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МИССИОНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУССКОЙ

Министерство культуры Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКИЙ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК» Из истории народного

ВАСИЛИЙ ФЁДОРОВИЧ ЛАПШИН Род деятельности: предприниматель, меценат, политик Дата рождения: 1844 Место рождения: Подданство: Супруга: Российская империя Российская империя Парасковия Ивановна Один из наиболее

2 декабря 2016 548 Глава Молдавской митрополии крестил младенцевтройняшек Фото: Пермская епархия Таинство было совершено в кафедральном соборе Рождества Христова в Кишиневе. Как сообщает официальный сайт

Программа преподавания Закона Божия и метод ее реализации Воскресная школа при храме Богоявления Господня б. Богоявленского монастыря Действует с 1991 года Директор настоятель храма протоиерей Геннадий

Знаменитые купцы Самары Подготовила ученица 6 «А» Сударикова Ольга В России до революции 1917-1929 гг. предприниматели назывались купцами - лицо, официально занимавшееся торговлей, купли - продажей или

Сергей Решетов Дом на Пушкинской, 66 Интересна история дома по улице Пушкинской, 66, расположенного между Большой и Малой Арнаутскими улицами. В документах XIX века он фигурировал как «дом во 2-й части

Об обязанностях крестных В книге протоиерея Павла Гумерова «Крещение и воцерковление. Подготовка к таинству Крещения и первые шаги в Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря, в доступной

18 мая - день иконы «Неупиваемая Чаша»» Церковь против питейных домов (1810-1820-е годы) Виртуальная выставка документов ГУ ГАТО Явление иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» произошло в 1878 г. Как гласит

О порядке организации обучения Православию учащихся государственных и муниципальных образовательных учреждений* В соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального Закона «О свободе совести и религиозных объединениях»

Ягудина О.В. ст. преподаватель кафедры отечественной истории ГОУ ОГУ, к.и.н. Возникновение и причины распространения старообрядчества в среде уральских и оренбургских казаков в XVII XIX вв. Зарождение

НАШ ХРАМ Выполнил: Пасько Серафим, обучающийся МБОУ лицей г.зернограда Руководитель:Новикова М.П. «Благочестивые наши предки не могли жить без храма он был так же необходим для души народа, как дом и пища

Тема урока Тип урока Основные элементы содержания образования Требования к уровню подготовки учащихся Виды деятельности Виды контроля Домашне е задание Дата проведения план Факт 1 2 Принятие Русью православия

28 февраля 2017 1310 На дне Рыбинского водохранилища обнаружены остатки затопленного храма Фото: Taso Viglas (CC by 2.0) Исторические артефакты были найдены в рамках исследовательского проекта, посвященного

ГУЛЬ В июне 2009 года в Государственный архив Пензенской области пришло письмо из далекого французского города Бон-Анконтр от Михаила Сергеевича Гуля, племянника известного русского писателя Романа Борисовича

Поход в Рогожскую слободу Сегодня будет репортаж о месте, куда я давно собирался сходить, но дошел совсем недавно - о Р огожской слободе, центре московского старообрядчества Белокриницкого согласия. Р

Исторический архив.. Положения о Единоверческом приходе (запись правил, коими руководятся (единоверцы) православные старообрядцы, согласно преданию и Высочайшему указу 5-го Апреля 1845 года в своих приходах).

Шулепова А. В. Студентка Тарского филиала Омского Государственного Педагогического университета в г. Таре Научный руководитель: доцент, к.и.н. Седельникова Н.А. ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ТОБОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ

29 июня 2017 2922 Первая за сто лет архиерейская литургия прошла в храме при госпитале им. Бурденко Фото: A.Savin (CC by-sa) До революции в госпитальном храме помимо литургий совершались венчание, крещение

Воронин И.Б. Этюды по вологдоведению История домов по ул. Чернышевского 15, 17 Дом на углу нынешних улиц Чернышевского и Гоголя фиксируется впервые Окладными книгами 1875-78 гг. (ГАВО ф. 475 оп. 1 дд.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ, МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ Сборник материалов X Международной молодежной научной

Введение В последнее время в отечественной исторической науке все больший интерес проявляется к демографическому исследованию прошлого. Это не удивительно, поскольку без истории собственно народонаселения

Ю.М. Гончаров Алтайский государственный университет МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГОРОДСКОГО ДУХОВЕНСТВА СИБИРИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX НАЧАЛЕ XX в. * В последние годы история православного духовенства России

15 мая 2017 1460 В Вологодской области найден бесхозный монастырь XV века Фото: Шпак В. В. (temples.ru) Руины монастыря, основанного преподобным Корнилием Комельским (1457 1537), обнаружили сотрудники

Скит Успения Пресвятой Богородицы Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря 2013 г. ИСТОРИЯ ХРАМА В начале XX века в Некрасово стараниями местных помещиков Волжиных, была построена каменная церковь,

1 Экспертное заключение заведующего кафедрой истории государства и права юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова доктора юридических наук профессора В.А. Томсинова Передо мною были поставлены

Нисходящая роспись: Милованов Илларион Поколение 1 1. Милованов Илларион Род: Сын: Милованов Демид (Диомид) Илларионов (Около?(1833)-?) (2) Родился Демид (Диомид): Около?(1833). Родился: Милованов Демид

Л.Б. Ус Институт истории СО РАН (Новосибирск) О ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В НАЧАЛЕ XX в. (на примере общественного самоуправления г. Новониколаевска) В последнее время возрос интерес

Развитие науки в россии в 18 19 веках реферат Бесплатный реферат на тему с 1 века тюрьма 18 век казанская икона годов 20 века газеты россии 19 века социологическое измерение науки 21 века. Происходит становление

Христианство Христианство крупнейшая мировая религия: христиан около 2 млрд, почти в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община Христианство возникло в I веке в Палестине, находившейся под

НАУЧНО-СПРАВОЧНЫЕ ПОСОБИЯ. 425 С. Романова НАУЧНО-СПРАВОЧНЫЕ ПОСОБИЯ К АРХИВНЫМ ДОКУМЕНТАМ, СОДЕРЖАЩИМ ПЕРСОНАЛЬНУЮ ИНФОРМАЦИЮ О ДУХОВЕНСТВЕ Отечественное архивоведение накопило большой опыт работы с персональной

Воронин И.Б. Этюды по вологдоведению О формировании застройки по ул. Марии Ульяновой 10, 12, 12а, 14, 16 «Первопроходцем» в застройке этого участка берега р. Золотухи явился мещанин В.К. Беляев (ГАВО ф.

Ягудина О.В., канд.ист.наук, ст. преподаватель каф. отечественной истории ГОУ ОГУ Миссионерская деятельность протоиерея Ксенофонта Крючкова на территории Оренбургской епархии в 80-х гг. XIX века Старообрядчество

ПРЕДИСЛОВИЕ Приступая к изучению истории и генеалогии регионального духовенства, исследователи, прежде чем обратиться к архивным источникам, как правило, прибегают вначале к помощи справочных изданий,

П/п УТВЕРЖДАЮ Директор государственного бюджетного учреждения «Государственный архив Оренбургской области» В.А. Ильина Тематический план выставки архивных документов и печатных изданий «Похвальные действия

8 ноября 2013 года Выпуск 1 Сайт «Никольский храм»» www.nikolskiyhram.ru 1 Сайт «Никольский храм»» www.nikolskiyhram.ru 2 Сайт «Никольский храм»» www.nikolskiyhram.ru 3 Сайт «Никольский храм»» www.nikolskiyhram.ru

Л. М. Климова Ярославль 4 Si, Дом памяти Некрасова: народная библиотека, музей, Общество содействия народному образованию. Проекты 1902-1903 гг. 17 октября 1899 г. на средства Общества содействия народному

1. Кто из вас хотел бы стать богатым? 2. А кто бы хотел открыть свое дело, стать предпринимателем? 3. Как вы считаете, может ли любой человек стать предпринимателем? 4.Как вы считаете, почему не каждый

15. ФОНДЫ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ, КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 15.1. ФОНДЫ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДИРЕКТОР НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ

ОТЗЫВ официального оппонента на диссертацию Д.В. Пополитова «Православная церковь в Области Войска Донского в системе правовых, религиозных, хозяйственных и социокультурных отношений второй половины ХIХ

Новый выставочный проект «История выборов выбор истории» в Тотьме В жизни человеку всегда приходится выбирать: друзей, профессию, спутника жизни, поступки и т. д. Сделать выбор своей судьбы очень трудно,

Икона «Собор Соловецких святых», кон. XX в. Из ризницы Соловецкого монастыря УДК 271.22 ББК 86.372 С60 C60 Соловецкий патерик (репринтное издание) Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской

Нисходящая роспись: Спицын Андрей Поколение 1 1. Спицын Андрей Род: Спицыны Сын: Спицын Иван Андреев (Около?(1763)-До?(1824)) (2) Сын: Спицын Егор Андреев (Между?(1767) и?(1776)-после?(07.1791)) (3) Сын:

ПИСЬМО ДРУГУ Колесников Денис, 2 класс МБУ ДО «ЦДЮТиЭ», объединение «Истоки» г. Старый Оскол, Старооскольский городской округ. Руководитель Васильева Нина Александровна, педагог дополнительного образования

Воронин И.Б. Этюды по вологдоведению История формирования комплекса зданий по ул. Чернышевского 55, 57 Старейшим из трёх зданий этого комплекса является несохранившийся дом по ул. Чернышевского 57: 19

ОПОРНЫЕ ЗНАНИЯ К ЗАНЯТИЮ 4 1. Основные даты и события 1682-1725 - царствование Петра I. 1700-1721 - Северная война (война России со Швецией). 1703 - основание Санкт-Петербурга. 1725 - создание Академии

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А.М. Горького» Исторический факультет Кафедра

Заключение по результатам исследования Исследование проведено на основании запроса 30.06.2016 за подписью директора муниципального бюджетного учреждения культуры Музей Погарского района "Радогощ" З.С.

ПРАВА НА СВОБОДУ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ СТАРООБРЯДЦЕВ: ЗАКОН И ОБЩЕСТВО Амирсеидова С.Ш.-студент, Арсенина О.В.-руководитель ВлГУ Владимир,Россия THE RIGHT TO FREEDOM OF SPIRITUAL LIFE OF OLD BELIEVERS: LAW AND

Дом Козицыных Микитюк В. П. научный сотрудник Института Истории и Археологии УрО РАН В октябре 1900 г. журнал «Уральское горное обозрение» сообщил о смерти старейшего из местных золотопромышленников Осипа

ОПОРНЫЕ ЗНАНИЯ К ЗАНЯТИЮ 2 1. Основные даты и события 1359-1389 - княжение в Москве Дмитрия Ивановича (Донского). 1380 - Куликовская битва. 1462-1505 - княжение великого князя Ивана III. 1480 - конец зависимости

Оводевичий монастырь - филиал Государственного ордена Ленина Исторического музея - один из наиболее значительных историко-художественных памятников средневековой Москвы. Его живописный архитектурный ансамбль,

9 августа 2016 2307 По Вятской земле в 15-й раз проходит Великорецкий крестный ход старообрядцев Фото: Старообрядческий сайт «Русская вера» Шествие началось сегодня, 9 августа, и продлится пять дней. Как

9 июня 2017 1092 В Москве обнаружены фундаменты четырех древних храмов Фото: Официальный портал Мэра и Правительства Москвы Их нашли в ходе работ по программе «Моя улица» в районе Большой Лубянки (площадь

АРЗАМАССКИЕКОРНИ БРАТЬЕВ ЛЯПУНОВЫХ: ОТ МИФОВ К РЕАЛЬНОСТИ Пакшина Н.А. Арзамасский политехнический институт (филиал) НГТУ им. Р.Е. Алексеева МИФ I. ВЛАДЕЛЕЦ ВОДОВАТОВА Об усадьбах помещиков Мессингов (Водоватово)

ПЛАН мероприятий по проведению Дней Славянской письменности и культуры памяти святых Кирилла и Мефодия 2012 год п/п Наименование мероприятий Время и место проведения Ответственные за подгото 1 1 / 23 2

Примечания 1 Пиндар. Десятая Пифийская песнь 29 30. Цит. по: Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 633. 2 Киреев С. В поисках вольной жизни. Откуда пришли старообрядцы Уймонской долины? // Мир

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ епископа Орского и Гайского ИРИНЕЯ пастырям, монашествующим и всем верным чадам Орской епархии Русской Православной Церкви 2013/2014 «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех

Рабочая программа учебного предмета «Основы мировых религиозных культур» 4А, 4Б, 4В класс Планируемые результаты освоения учебного предмета знание, понимание и принятие учащимися ценностей: Отечество,

Иерей Виктор Лисюнин, кандидат исторических наук, проректор Тамбовской Духовной семинарии, духовный наставник церковной общины храма мученицы царицы Александры ТГУ имени Г.Р. Державина Святое место, которое

Воронин И.Б. Этюды по вологдоведению О несохранившемся здании богадельни (Советский пр. 62) На углу Советского проспекта и ул. Первомайской, на месте нынешних домов 62 и 64 по Советскому проспекту, до

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 83 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории религий уровня среднего общего образования учителя Дягилева Анатолия Сергеевича

10.2. ФОНДЫ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 10.2.1. Фонды учреждений лесозаготовительной промышленности ЛЕСОПИЛЬНЫЕ ЗАВОДЫ Вологодский уезд Лесопильный завод купца А.П. Беляева, ф. 662, 51 ед. хр., 1904-1917

ПРЕЗЕНТАЦИЯ СБОРНИКА ДОКУМЕНТОВ «ИСТОРИЯ СТАРООБРЯДЦЕВ (СЕМЕЙСКИХ) В ДОКУМЕНТАХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ АРХИВОВ БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА (1766-1917 гг.)» Авторство идеи сборника документов по истории старообрядцев

27 июля 2015 1050 Патриарх Кирилл освятил князь-владимирский храм Свято- Тихоновского университета Фото: rublev.com Домовый храм в честь святого равноапостольного князя Владимира восстановлен в здании

КАЛЕНДАРЬ ПАМЯТНЫХ ДАТ КОХОМСКОЙ ЗЕМЛИ на 2014 год (дополненный на 15.11.2013) КАЛЕНДАРЬ ПАМЯТНЫХ ДАТ на 2014 15 февраля 1719 г. 295 лет Село Кохма с деревнями перешла в фактическое распоряжение промышленной

Церковь в села Шиньша. История Казанско-Богородицкой церкви в с. Шиньша. В давние времена село отличалось от деревни именно тем, что в нем стояла церковь. В селе Шиньша первоначально деревянная церковь

Синельников С.П. ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ОБ ОБСУЖДЕНИИ ВОПРОСОВ ПРАВОСЛАВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ВСЕРОССИЙСКОМ СЪЕЗДЕ ДУХОВЕНСТВА И МИРЯН В МОСКВЕ (1 12 ИЮНЯ 1917 г.) Самым значительным и масштабным по числу

Старообрядцы в своем противостоянии с духовенством и стремлении чтить традиции древнего православия нередко доходили до крайностей. Они не подчинялись властям, обвиняли Церковь в ереси и убивали себя в надежде на спасение.

Поповцы и беспоповцы

Раскол в Русской православной церкви в 1650-60-х гг., связанный с реформами патриарха Никона, поставил приверженцев старого обряда в трудное положение – в их рядах не оказалось ни одного епископа. Последним был Павел Коломенский, умерший в 1656 году и не оставивший после себя преемников.

По канонам Православная церковь без епископа существовать не может, ведь только он уполномочен назначать священников и диаконов. Когда из жизни ушли последние священники и диаконы дореформенного поставления, пути старообрядцев разошлись. Одна часть староверов решила, что можно прибегать к помощи священников отрекшихся от никоновской веры. Они стали охотно принимать покинувших своего епархиального епископа священников. Так появились «поповцы».

Другая часть староверов была убеждена, что после Раскола благодать полностью покинула Православную церковь и всё, что им осталось, так это смиренно ожидать Страшного суда. Отвергнувших священство старообрядцев стали называть «беспоповцами». Он селились преимущественно на необжитых берегах Белого моря, в Карелии, Нижегородских землях. Именно в среде беспоповцев впоследствии и появляются самые радикальные старообрядческие согласия и толки.

В ожидании Апокалипсиса

Ключевым элементом в идеологии старообрядчества стали эсхатологические мотивы. Многие толки староверов, ограждая себя от «антихристовой власти», из поколения в поколение существовали в ожидании скорого конца света. Наиболее радикальные течения и вовсе пытались его приблизить. Готовясь к последним дням, они копали пещеры, ложились в гробы, умирали голодной смертью, кидались в омут, сжигали себя целыми семьями и общинами.

За всю свою историю старообрядчество истребило десятки тысяч своих приверженцев. Знаток старообрядчества и сектантства Александр Пругавин попытался определить число раскольников погибших в огне. По его подсчетам только до 1772 года сгорели заживо около 10 000 человек.

Нетовцы (Спасово согласие)

Это одно из самых больших беспоповских согласий. Общая численность нетовцев на конец XX века достигала 100 тыс. человек, преимущественно проживающих в Саратовской, Нижегородской, Владимирской областях, а также в Среднем Поволжье.

Нетовцы (слово говорит само за себя) отрицают православные святыни, обряды и многие таинства, уповают исключительно на Спасителя, который «сам ведает как нас бедных спасти». На протяжении своего существования они старались избегать любых контактов с Православной церковью, особенно если это касалось обряда погребения. Покойников хоронили в лесу, овраге или за оградой кладбища.

Таинство крещения нетовцы все же не отвергли. Они признают возможным совершать обряд крещения в Православной церкви, толкуя это весьма своеобразно: «хотя и еретик крестил, да поп в ризах, а не простой мужик». Впрочем, более строгие течения обходятся самокрещением, а некоторые заменяют этот обряд простым надеванием креста на новорожденного.

Спасово согласие требует от своих последователей достаточно сурового аскетизма в быту. К примеру, под запретом употребление продуктов на дрожжах, с хмелем, не едят они и картофель. Существует табу на яркую и пеструю одежду. Поговорка гласит: «на ком рубаха пестра, значит, душа его антихристова сестра», или «что не пестринка, то слуга бесинка».

Среди нетовцев были широко распространены самоубийства в виде самосожжений.

Ды́рники

Это одно из наиболее радикальных ответвлений в спасовом согласии, не признающее никаких духовных наставников. Они не почитают «новописные» иконы потому, что без священства их некому освятить, а «старописные» – потому, что они были осквернены от обладания еретиками. Дырники не имеют специальных богослужебных помещений. Молитва происходит либо под открытым небом, либо в помещении через специальное отверстие строго на восток. Молиться через окно или стену для них грех. Небольшая группа дырников сейчас проживает в Центральной Сибири.

Поморское согласие

История поморского согласия берет свое начало в 1694 году, когда была основана мужская община на реке Выг. В 1723 году Выговская обитель прославилась составлением «Поморских ответов». Эта полемическая книга впоследствии стала апологетической основой для защиты всего старообрядчества.

Поморцы требуют от своих последователей полного разрыва с официальной церковью, а всех приходящих к ним из православия обязательно перекрещивают. От таинств не отказываются, но делят их на необходимые для спасения (крещение, покаяние и причащение) и остальные, без которых можно обойтись.

Серьезные разногласия в среде поморцев возникали по поводу брака. Со временем практичность восторжествовала. Благодаря введению брачного чина поморцы узаконили супружеские отношения, что привело к возможности законной передачи имущества по наследству.

В советские времена поморцы были самым многочисленным среди беспоповских согласий. Сегодня большие группы их последователей проживают в Вильнюсе, Риге и Москве.

Федосеевцы

В конце XVIII века в результате споров о надписи на кресте и о браке от поморского согласия отделились федосеевцы. В 1781 году Илья Ковылин (бывший крепостной князя Голицына) основал в Москве общину в районе Преображенского кладбища. Федосеевская община отличалась строгой дисциплиной и безоговорочным подчинением наставнику. Ее члены были обязаны соблюдать безбрачие и целомудрие.

Как и многие другие беспоповцы федосеевцы считают, что в мире больше нет благодати. «Всякую современную государственную власть мы расцениваем как сатанинскую, как ловушку антихриста», – говорят они. Из церковных таинств сохранены лишь крещение и евхаристия, которые совершаются мирянами. В силу непризнания православного священства федосеевцы практикуют сожитие без венчания.

Во время Великой Отечественной войны большое число федосеевцев сотрудничали с немецкими властями и активно противостояли Красной армии и партизанам.

Наиболее многочисленные группы федосеевцев проживают в Псковской, Новгородской, Ульяновской и Тюменской областях. Их общая численность около 200 тысяч человек.

Пастухово согласие

Зародилось в недрах поморского согласия, его основателем стал пастух Василий Степанов. В отличие от поморцев пастуховцы избегали всяческого общения с гражданскими властями. Отвергали деньги, паспорта и другие предметы с изображением государственного герба. Но во избежание разврата вынуждены были признать брак.

Крайняя степень неприятия внешнего мира накладывала на пастуховцев запрет на проживание в населенных пунктах, где находился хотя бы один государственный служащий, сторонник Православной церкви или представитель другого старообрядческого толка. Их нога никогда не ступала на каменные мостовые, как изобретения «века Антихриста».

Бегуны

В 1772 году в селе Сопелки близ Ярославля возник бегунский толк, как течение противостоящее «антихристовой власти». Основа учения бегунов – спасение от Антихриста, которого в отличие от большинства беспоповцев они воспринимали не как духовное явление, а как персонифицированную личность в облике Петра I.

Бегуны живут в ожидании «первого воскресения», когда Христос сразится с Антихристом. И «тогда наступит тысячелетнее царство Христа, Новый Иерусалим для жилища странников будет спущен с неба в то место, где моря несть к тому». Свою новую обитель бегуны видят около Каспийского моря, куда регулярно совершают паломничество.

Все бегуны «самокрещенцы», обязуются вести целомудренную жизнь, питаться только постной пищей. Они полностью отвергают брак, но при этом допускают блуд, считая его меньшим грехом.

Народная молва рассказывает о странном обычае бегунов, именуемом «красной смертью». Суть его в удушении умирающего красной подушкой с тем, чтобы он мученической смертью искупил не только свои грехи, но и грехи братьев по вере.

На протяжении столетий бегуны, преследуемые властью как «вредная секта» оставались малочисленной, разбросанной по глухим местам Сибири и Северного Урала группой.

Водяники

Водяники или старопоповцы принадлежат тем толкам, где полностью не отвергается священство. Они обличают староверов, принимающих священников за деньги, но признают переход духовного лица из православия в старообрядчество в случае, если священник отречется от «еретической веры».

Если член старопоповской общины заболел ему запрещено принимать лекарства. Суть лечения сводится исключительно к причащению богоявленской водой.

Воздыханцы

В 1870 году в Калуге башмачник Иван Ахлебинин основал общину, получившую позднее название воздыханцев. Члены данного толка отвергают любое внешнее поклонение богу, иконы, таинства и церковную иерархию, однако признают «толковые книги» – Евангелие, Деяния апостолов и Псалтырь.

Согласно верованиям воздыханцев сначала было царство Бога-отца, затем наступило царство Бога-сына, а спустя 8 тыс. лет от сотворения мира пришло царство Духа Святого. Эта доктрина нашла отражение в обрядах воздыханцев. На молитвенных собраниях они вместо крестного знамения воздыхают, поднимая глаза к небу и проводя по своему лицу рукой или платком.

Многие другие радикальные согласия и толки беспоповских староверов, существенно не отличаясь друг от друга, имеют лишь им присущие особенности. Так, последователи согласия разиней собравшись на молитву в день евхаристии, стоят раскрыв рот в ожидании, что их будут причащать ангелы.

Потемщики относятся к тем, кто признает обряд крещения, но совершают его только по ночам, как бы подражая Христу.

В Акулиновом согласии принято общежитие и безбрачие. Это служило неоднократным поводом для обвинения акулиновцев в разврате и свальном грехе.

Капитоновцы кшарского устава – сторонники радикальных подходов в самоубийстве за веру, участники массовых актов самосожжения.

Рябиновцы считают, что крест Христа состоял из кипариса, кедра и певга. Последнее дерево они связывают именно с рябиной, из которой и следует изготавливать крест.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»