Старообрядческие согласия. А.И. Тарасов: «Острой проблемой приходов является привлечение и воспитание молодого поколения

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Гонения ревнителей древнего благочестия побуждали их переселяться в отдаленные, необжитые края, в том числе приволжские леса, и к началу XVIII в. они твердо обосновались на территории сегодняшнего Хвалынского района. Образованные ими селения Сосновый Остров (сейчас Хвалынск), Акатная и Сосновая Мазы, Апалиха, Самодуровка (Белогорное Вольского района) постепенно становились центрами старообрядчества. В 1765 г. они выстроили моленную в Сосновой Мазе, около 1780 г. - в Апалихе и Ершовке, немного позже - в Елшанке и Селитьбе. В Хвалынске, Апалихе и Сосновой Мазе служили старообрядческие священники, разъезжавшие с требами по всему уезду.
Первые 25 лет XIX в. были временем относительной свободы и расцвета старообрядчества в Хвалынском уезде. Число беглопоповцев стремительно росло. Они в 1814 г. построили часовню в Хвалынске, между 1824-1825 гг. открыли моленные в Акатной Мазе и Широком Буераке. В приходе их часовни в Сосновой Мазе в 1824 г. уже числилось 542 человека. Даже в храмах господствующей церкви многие священники отправляли требы по-старообрядчески. Многочисленным было и поморское согласие. В 1826 г. в Хвалынске из господствующей церкви в него перешло 26 семей, а в Самодуровке из примерно 1800 жителей села около 100 человек принадлежали к господствующей церкви, 18 - к беглопоповцам, а остальные - к поморцам, имевшим 2 моленные. Поморское согласие стремительно распространялось по уезду: в 1827 г. в него перешло 3173 человека.
Нравственный и материальный подъем старообрядчества в Хвалынском уезде показался опасным для власти, и в конце 1820-х гг. она начала систематическую борьбу против него, увенчавшуюся около 1838 г. обращением в единоверие беглопоповского священника и часовни в Хвалынске. В 1840 г. старообрядцы построили в городе новую церковь и стали проводить в ней службы тайно, но вскоре новый священник был схвачен и посажен в тюрьму. После 1841 г. началось усиленное обращение старообрядцев в единоверие. Из-за закрытия их часовен в Хвалынске, Апалихе и Селитьбе приняли единоверие 2640 человек, но спустя 3-4 г. подавляющее большинство из них вернулось в старообрядчество. Продолжался переход в старообрядчество и из господствующей церкви: к 1836 г. 255 человек в Апалихе и Демкине, к началу 1850-х гг. 120 человек в Поповке.
После закрытия Иргизских монастырей жившие там иноки переселились главным образом в Хвалынский уезд, дав новый всплеск развития старообрядчества. Вблизи Хвалынска, на Черемшане, стали возникать старообрядческие монастыри. В это время в Хвалынске появились первые белокриничники (Иерархия возникла в 1846 г. в Белой Кринице - Буковина, на территории Австро-Венгрии. Отсюда можно встретить и другое ее название - Австрийское согласие). В 1858 г. у них уже была тайная церковь. Больше половины хвалынских беглопоповцев и многие единоверцы перешли в это согласие. В 1880 г. в городе насчитывалось 2117, а в уезде - 12928 старообрядцев разных согласий.
В начале XX в. численный рост старообрядчества немного замедлился но старообрядцы по-прежнему составляли значительную часть общества. На Черемшане в 1909 г. было 8 монастырей: 1 мужской белокриницкий (он имел храм и 60 монахов, в нем проходили епархиальные соборы, с 1911 г. он стал резиденцией епископа саратовского и астраханского), 5 женских белокриницких (к 1911 г. в них было 2 храма и более 350 сестер), 1 женский беглопоповский и 1 женский федосеевский (в них храмов не было, обитало по 10-12 сестер). В 1911 г. в уезде насчитывалось 43648 старообрядцев и 59 моленных. В Хвалынске из 15000 жителей более половины придерживалось старой веры. В 1914 г. здесь стояли белокриницкий храм, беглопоповская церковь и поморская моленная.

Материал подготовлен для нашего сайта старовером-спасовцем, редактором газеты "Cтарообрядец" Сергеем Рудаковым (Нижний Новгород), за что мы очень признательны.

Неофициальное название: спасовцы

Организационная структура

Спасово согласие - общее название четырех самостоятель­ных конфессиональных групп (толков) внутри беспоповского на­правления старообрядчества. В настоящее время эти толки имеют весьма гетерогенную структуру, в которую входят мало связанные друг с другом общины-приходы.

Управление общинами и централизованные структуры отсутствуют.

В среде спасовцев большеначального толка авторите­том пользуются инокини череповецких обителей, а также руководи­тели ряда поволжских и предуральских общин. В остальных ветвях спасова согласия авторитетных центров и руководителей (чей авторитет выходил бы за рамки собственной общины или ряда со­седних общин) не имеется.

Краткая история

Формирование спасово-нетовского направления началось в конце XVII - начале XVIII столетия происходило одновременно в несколь­ких старообрядческих центрах, важнейшими из которых были ски­ты в лесах на реке Керженец в Нижегородской губернии. Один из первоучителей в спасовщине, инок Арсений, пришел на Керженец в конце 70-х годов XVII в. и основал здесь несколько скитов. Арсений и его последователи признавали истинными только тех священни­ков, которые были рукоположены до исправления книг Никоном. После смерти последних из них арсеньевцы сделались беспопов­цами, сохраняя при этом все уставы и обычаи керженских беглопо­повцев. До середины XVIII столетия на Керженце еще упоминаются старообрядцы арсеньева толка. Впоследствии на них распространилось название "спасовцы" или "нетовцы".

Другими первоучителями спа­сова согласия в начале XVIII в. на Керженце были два Козьмы - Андреев и Панфилов, проповедовавшие, что ныне все таинства истреблены антихристом, священство и жертва прекратились: "Божия благодать взята на небо" и остается только "прибегать ко Спа­су, который сам ведает, как нас, бедных, спасти". Это направление получило впоследствии название "козьминщина" или "нетовщина".

С уверенностью можно заявить о существовании в XVIII столе­тии трех направлений в спасовом согласии:

а) собственно спасовцы ("глухая нетовщина"), широко распро­странившиеся в Поволжье и называемые так потому, что они не были явными, записными старообрядцами. Они принимали крещение и брак в офи­циальной православной церкви как регистрацию легального со­стояния, дабы избежать преследований со стороны господствую­щей церкви и государства;

б) арсеньевцы в нижегородском Заволжье, которые имели только одну общую с "глухой нетовщиной" черту - неприятие пе­рекрещивания при приеме в свою веру;

в) некрещеные спасовцы или "некрестяки", в отличие от "глу­хой нетовщины" считавшие невозможным прибегать для крещения или брака к православной церкви, а поэтому отказавшиеся от всех таинств вообще.

В первой половине XIX в. в спасовом согласии происходит суще­ственная эволюция. В 30-40-х годах XIX в. в Симбирске, Гороховце, Коврове и в других городах собирались соборы спасова со­гласия, на которых произошло значительное сближение позиций части спасовцев со поморцами и арсеньевцами. К этому новому учению примкнула значительная часть "глухой нетовщины", получившая название новоспасовщина (по малому началу).

Спасовцы "по малому началу" приняли уставную службу с пе­нием, крещение и брак, благословляемый от своих собственных наставников. Они сохранили свое старое правило приема в веру через семипоклонный начал.

Остается до сих пор открытым вопрос об источниках формирова­ния другой ветви новоспасовцев - большеначальной. Во второй половине XIX в. именно большеначальные, принимавшие в свою веру через отрицание ересей и имевшие, в отли­чие от "глухой нетовщины" и малоначальных спасовцев, монашество и чин покаяния, заняли наиболее активную позицию в деле распростра­нения своего вероучения. Большеначальные спасовцы энергично за­нимались литературно-полемической и издательской деятельностью, а также самоорганизацией своего согласия.

После провозглашения российскими властями в 1905 г. рели­гиозной терпимости общественная и миссионерская работа новоспа­совцев оживилась. Большеначальные стали регистрировать свои общины, устраивали всероссийские соборы, проходившие в основ­ном в Нижнем Новгороде. Ими было организовано Всероссийское братство старообрядцев спасова согласия. Именно оно стало органом управления общинами на территории России. В начале XX в. также действовало несколько десятков мона­стырей, некоторые из них играли роль духовных центров спасова согласия - в Коврове, Шуе, в окрестностях Нижнего Новгорода, Череповца, Казани.

Малоначальные спасовцы также организовывали общины, со­зывали соборы и создали свое братство, ставившее целью объе­динить все общины в "единое тело церковное".

Широко развернулась издательская деятельность новоспасовцев. По итогам соборов выходили печатные или рукописные сборники соборных постановлений, становившиеся руководством в вероучительной, обрядовой и бытовой деятельности спасовцев. На примере этих сборников можно проследить, как с конца XIX в. до 60-х годов XX в. постепенно происходило смягчение позиций спасовцев по вопросам отношения к окружающему "мiру". В 1930-х годах вследствии репрессий прекратили свое существование братства, были истреблены настоятели и начетчики, прекратилась издательская деятельность. Соборы стали собираться нелегально и все реже. Последний известный собор большеначальных состоялся в 1966 году.

Особенности вероучения и современное положение

В идеологии, вероучении и соответствующей им богослужебной и бытовой практике современных староверов различных ветвей спа­сова согласия наблюдаются как различия, так и общие черты.

К общим чертам можно отнести весь комплекс представлений об отношении к господствующей церкви, к "мирскому" обществу и к государству. Эти представления исходят у спасовцев из идеи о пришествии в эпоху патриарха Никона духовного (или "мысленно­го") антихриста, взятии благодати на небо, вследствие конечного истребления антихристом священства и наступления последних времен.

Под антихристом спасовцы подразумевают прежде всего сово­купность ересей, содержащихся в «никонианской" церкви - написание имени "Исус" с двумя "и", четвероконечный крест и троеперстие, как "печать антихриста". Однако природу ан­тихриста спасовцы представляют себе в целом нечетко. Иногда можно встретить отождествление антихриста с Петром I, с Лени­ным и со Сталиным.

Новообрядческая "никонианская" церковь, иные христианские конфессии, а также другие ветви в старообрядчестве, в том числе и в самом спасовом согласии, трактуются спасовцами разных толков как еретические и "богопротивные". При этом для спасовцев ереси страшны прежде всего своим происхождением из "вражьего" стана, своей связью с антихристовыми происками в мире.

В вопросе об отношении к гражданской власти среди спасов­цев также нет единства. С одной стороны, они утверждают, что всякая власть от Бога, но, с другой - за нее не молятся, так как власть в России, по их представлениям, с XVII в. идет от антихри­ста. А символ советской власти - красная звезда - однозначно трактуется спасовцами как сатанинский знак и "звезда антихриста".

В связи с прекращением преследований верующих в постсо­ветское время в сохранившихся спасовских общинах происходило смягчение отношения спасовцев к власти и одновременно усиле­ние критики нравственного состояния современного общества.

Многие из спасовцев не признают телевизор, радио и тому по­добное, а некоторые не употребляют чай, ко­фе, картофель, называя их - "сласти антихристовы". Есть случаи отказа от пенсий и паспортов, так как они исходят от неверной вла­сти. К явным плодам деятельности антихриста спасовцы относят безнравственность современного общества, пьянство, массовую культуру в целом, считая весь этот комплекс явлений признаками приближающегося Конца света. Ожидание Окончания Времен, а также грядущего Страшного суда определяет все поведение со­временного спасовца, его отношение к окружающим - "мирским" людям. В этом отношении осуждение их беспечности сочетается со скорбью по погибели их душ. добровольному обречению ими самих себя на вечную муку. Только неустанная молитва и особенно мило­стыня, а также иные христианские добродетели могут, по вероуче­нию спасовцев, спасти человека от ада.

Сегодня во всех толках спасова согласия существует своя "братия", т е. круг верующих, с которыми возможно поддерживать молитвенное общение. В основном среди спасовцев со­блюдается принцип "немирщения" – не смешивание в молитве и посуде с иноверными. Особняком здесь стоят заволжские спасовцы, бывшие арсеньевцы, составная часть керженецкой межконфессио­нальной традиции, состоящей из беглопоповцев, спасовцев и от­части поморцев. Среди них "немирщение" встречается, но скорее как исключение, чем как правило.

В уставной богослужебной практике к общеспэсовскому отно­сится в первую очередь прием в веру без перекрещивания (в отли­чие от поморцев), если этот человек ранее был крещен в три по­гружения. При этом в полемике с поморцами, не признающими ис­тинность крещения у "еретиков", спасовцы подчеркивают1 "Не важ­но, кто крестит, а важно - во имя кого".

Круг чтения у спасовцев разных толков почти одинаков. Наи­более используемыми в богослужении и во внебогослужебном чте­нии являются Псалтырь, поучительное Евангелие, книги св. Иоанна Златоуста, Пролог. Реже в домах спасовцев можно встретить Биб­лию, предпочтение отдается толкованиям и различным пересказам Священного Писания.

Отличия отдельных ветвей спасова согласия сводятся к раз­личиям в толковании обрядов и богослужебных уставов. Все раз­личия исходят из представления о том, что позволено, а что недо­пустимо совершать мирянину в "эпоху царствования антихриста и отсутствия истинного священства".

Наиболее строгие и последовательные в этом отношении староспасовцы ("глухая нетовщина", "некрестяки"), которые считают совер­шение любых таинств мирянином "восхищением недарованного". Однако в последние десятилетия в "глухой нетовщине" неред­ки случаи принятия практики крещения младенцев собственными грамотными (в церковном смысле) уставщиками. Староспасовцы считают недопустимым мирянину совершать уставную службу с пением, "это дело священническое", - говорят они. Богослужение ограни­чивается у староспасовцев чтением канонов, Псалтыря и поучительных книг. В "братию", в члены общины, принимают через простой "семипоклонный начал".

Некрещеные спасовцы (Строгая нетовщина) не совершают водного крещения («если нет истинного священства, то нет и истинного крещения»), а во время чтения молитв одевают на младенца крест и прочее, вменяя это вместо крещения.

Произошедшие от "глухой нетовщины" спасовцы малого нача­ла, в отличие от своих предков, крестят и совершают обряд брако­сочетания сами, а богослужение ведется с пением по уставу. В число "братии", принимают также через "семипоклонный начал".

Спасовцы большого начала придерживаются того же устава, что и малоначальные, но принимают в свою веру, в "братию" через чин отрицания ересей. Большеначальные имеют иночество.

В отношении таинства исповеди спасовцы придерживаются разных мнений. Большинство из них исповедь и покаяние за отсут­ствием священства отвергают. Большеначальные спасовцы используют различные способы исповеди: исповедуются наставнику, монаху или монахине, друг другу, практикуется исповедь иконе, в редких случаях встречается даже исповедь земле. Чаще всего в общинах вычитывается скитское правило покаяния всеми вместе или отдельными братьями.

Общины спасовцев по России обычно не превышают 30-50 че­ловек. Отдельных моленных домов очень мало, как правило, соби­раются для молитвы в частных домах. В связи с распадом института наставников, поддерживавших религиозные взгляды и обряды своего толка, происходит постепенное разрушение общин, уменьшение численности спасовцев. Многие теряют связь с учением и традициями предков.

Численность

На 2000 г. численность старообрядцев спасова согласия может быть определена в 30-40 тыс. чел. по России в целом.

Распределение по стране

Общины и отдельные группы последователей спасова согла­сия располагаются преимущественно в поволжских областях, от Череповца до Астрахани, а также в Башкирии.

Наша справка: Последователи спасова согласия в Самарской области:

Официально общины спасова согласия в Самарской области не зарегистрированы, но есть группы спасовцев в Тольятти, Сызрани, в с.Кошки, в Самаре.

В Нижегородской губернии, в Семеновском уезде, в Осиновском скиту, у некоей престарелой инокини, именем Сигклитикии, которая за содержание древняго благочестия изгнана из скиту единоверцами. И сию историю зде предлагаем, имеющую в себе содержание сицевое:
От лета 7166-го, во время жестокаго, мучительства воздвигшагося наревностных хранителей древняго благочестия, от великаго государя царя Алексия Михайловича; такоже и от сына его Петра 1-го; тогда вси опаснии хранителие древлеотеческого предания сокрывахуся, кому где было возможно, утаитися. Нецыи отних в поморских лесах скрывались и тии последи в Олонинской губернии, в Повенецком уезде построили Ладожский скит, окотором будет показано ниже, что современный Данилову монастырю. Овииже в Нижегородской губернии, инииже в Костромской.
Егдаже от лета 1722 открылась от высочайшей власти некая свобода, тогда в Макарьевском уезде, построен скит иноком Иоанникием, нареченный Жаравишинской. Иоанникий инок был сего скита строитель, и наставник даже до самыя своея кончины. Последиже его представления последова на его место наставником, от него постриженный ученик его инок Иона. От Ионы постриженихей сей трудолюбивый старец переселися в Нижегородскую губерню в Семеновский уезд, и построил с поможением братии новый скит, нареченный Осиновский; от Михея же пострижееся инок Манасий сей житель пустынный бысть. Попреставлениюже инока Михея, последова на его место скита строитель, иже от него постриженный инок Дорофей. По скончанию инока Дорофея, наставником бысть инок Иринарх попреставлениюже инока Иринарха, в лето 7350 сей Осиновский скит обращен в единоверческий девичий монастырь, а которыи непоследоваша единоверию, тех всех изгнаша вон по своим отечествам, и тако разрушен бысть нашея християнския веры сей Осиновский скит. А инок Манасий онемже выше речеся, который пострижен во иночество от инока Михея сей бысть пустынный житель на Галических лесах. От сегоже Манасии пострижен бысть инок Иезекиль, иже препроводи во иночестве лет 47, и за три лета прежде своея кончины в 1857 году постриже инока Иону. Так и до настоящего времени в нашем християнском обществе Божественным промыслом иноческий чин сохраняется, и четыре надесять человек иноков в разных местах проживает.

И еще в достоверное свидетельство приведу вам указание от внешней гражданской истории, в которой очень ясно показано, что в Петрозаводской губернии, в Повенеком уезде, построен был Ладожский скит.
Смотри в книге раскольничьи дела, 18 столетия, извлечение из дел Преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии, господин Есиповым. Издание Кожанчикова в Петербурге. 1861 года. Страница 378. Сказано так: В пятидесяти верстах от Выгорецкого поморского монастыря находится Ладожский раскольников скит, в котором главный учитель старец Феодосий монах (инок) выходец из Ладоги. Особенность етого скита состоит в том что в нем никого неперекрещивают. Но ето было предметом спора и ссор между Ладожским и прочими скитами. Пение отправляет в часовне старец Феодосий, он же погребает и умерших. Дозде из истории господина Есипова.
И ета история служит самым главным и верным доказательством для нашего оправдания, и она Яве ведати дает, что християнское наше общество, от самого благочестия существует непрерывно. И Ладожский наш скит с Выгорецким монастырем построен был единовременно. Так же и наставник оного скита, инок Феодосий пострижен был непременно истинным и православным пастырем правильно и законно. Так же и инок Иоанникий который в Макарьевском уезде был Жаравишинского скита, тоже от древних православных благочестивых пастырей пострижен был во иноческий образ святый.
«Вечная Правда» Аввакум Анисимович Комиссаров.

Ответить С цитатой В цитатник

- "В первых числах Сентября 1713 г., в Керженском лесу, дорогою к селу Пафнутьеву... шел нищий...

Страшны и заманчивы были тогда русскому человеку простолюдину, леса Керженские. Непроходимые болота... а молва народная разносила во все концы России разсказы о Керженских раскольниках; у них находил безопасное убежище, тот кого преследовало горемычное житье, холод и голод, тот, кто не имел для себя ни крова, ни рода, ни племени. Раскольники принимали к себе и беглых преступников и спасавших свою душу от новой Никонианской веры...

День темнел, а до Пафнутьева еще было не близко...

Дорога поворачивала круто направо. Нищий приостановился: послышались шаги... и вдруг, как из земли, выросли возле него два старика - мужика...

Куда идешь Божий человек? спросил один из стариков.

В Пафнутьево.

Отколь?

С Москвы.

Все трое пошли рядом, познакомились и разговор оживился разсказом нищаго.

Он был Тобольский казак, по прозванию Григорий Левшутин...

Поразсказали о себе Левшутину и старики.

Они были два брата - раскольники, Кузьма да Обросим Панфиловы. Разсказывал все старший Кузьма: они жили прежде, давно, крестьянами графа Бориса Петровича Шереметьева, в Ярославском уезде, Пошехонской волости, в деревне Воронове...

А как ты молитву творишь и крест держишь? - спросил Кузьма Левшутина.

Левшутин перекрестился тремя первыми перстами и сотворил вслух молитву.

Ты молитву говоришь не по нашему и не так крестишься. У нас таковых проклинают и пить и есть с ними не велено... станешь ты по нашему молитву творить и креститься и с нами положисся в согласие и мы станем с тобою и пить и есть". (Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченныя из дел Преображенскаго приказа и тайной розыскных дел канцелярии. Раскольники в Керженских лесах, издан. Д. Е. Кожанчикова 1861 г. стр. 557-58-559-560).

Из прочитаннаго следует подивиться на ревность и смелость этих двух старцев, которые несмотря на тяжкия времена гонения и преследования старообрядцев, вдруг предложили незнакомому человеку Григорию Левшутину присоединиться к своему обществу "Спасова согласия", в котором проклинали еретиков и ересь - троеперстие и другие ереси. Но как рожденный и воспитанный в этих ересях казак Левшутин не присоединился в этот момент, а решил подумать, как ниже и говорится: - "Два дня раздумывал Левшутин и все не знал, на что решиться... и попросил Панфилова свести его к учителю премудрому.

На третий день Панфилов почти на разсвете разбудил Левшутина.

Пойдем к учителю Кузьме Андрееву, он сам хочет с тобой видеться; он сам, как и ты, пришел с Москвы сюда, в леса, назад лет тридцать (именно в 1683 году)...

С час времени шли Левшутин с Панфиловым. Начало уже светать; лес редел. Левшутину послышалось невдалеке церковное пение мужских и женских голосов; оно становилось все громче и громче, и когда вышли на поляну, Левшутин ясно услышал хорное пение: "Господи помилуй, Господи помилуй, Господи помилуй". (стр. 560-561).

И это общество состояло из двух тысячь человек, как говорится ниже в доносе Левшутина: - "Они живут по кельям их, и туда их собрано мужеска пола и женска и девиц и стариц с две тысячи человек, с Москвы, из слобод, из городов, из сел, из деревень, и все едино имеют согласие". (стр. 56).

Из этих прочитанных слов видно, что в Керженских лесах было очень много православных христиан Спасова согласия, и к ним в 1683 году пришел Кузьма Андреев. О чем также свидетельствует и Смирнов: - "Около 1683 года, опять из Москвы, Козма ушел на Керженец. Поставив келию, Козма зажил здесь славою "учителя". Его возили по починкам и скитам, чтобы научиться у него вере, толпами стекались и к келье его"1 (Внутренние вопросы в приложении стр. 088).

Из всех вышеприведенных мной свидетельств очень ясно, что в Керженских лесах и до 1683 года были христианы "Спасова согласия и, имели скиты. И к этим изъдавна существующим православным христианам в 1683 году, как выше сказано, пришел Кузьма Андреев. И он был человек ученый и очень премудрый, как говорил казак Левшутин, который лично с ним беседовал. И за такую его премудрость уважали его народ и стали иметь как учителя. И он в последния лета царства царя Алексея Михайловича вместе с другими христианами за эту же истинную веру преследовался, и из них одиннадцать человек сожжены о чем пишет Есипов: - "Учитель Кузьма Андреевич вышел из кельи и сел у крыльца на прилавку; у него в руках были книги и тетрадки. Народ обступил учителя и он начал говорить, то смотря в книги, то в тетрадки. Вот что услышал Левшутин:

"Вот книги: "Кирилла Иерусалимскаго", "Апокалипсис", "Маргарит", говорил Кузьма, показывая книги народу. "Я шлюся на Божественное писание...

Проповедь кончилась... Скоро с поклонами все разошлись и Левшутин, по знаку учителя, пошел к нему в келью... Они вошли в молельню...

Кузьма Андреев потушил свечи, горевшия перед образами, и начал беседу с Левшутиным. Он расказал ему о их житье в лесах, о трудах, о лишениях, о спасении души и начал уговаривать Левшутина остаться жить у них.

Почто тебе назад идти? говорил Кузьма Андреев.

Здесь Вашей братии много, всяких чинов людей. Поживешь с нами, познаешь нынешнее время, истинную веру здесь, у нас, в лесу. Ныне царство антихристово...

Левшутин (после беседы) взял тетрадку, распростился с учителем поклонился образам и вышел с Кузьмою Панфиловым который присутствовал при этом разговоре.

Кто был Кузьма Андреев, откуда пришел он и где научился такой премудрости2, отчего так уважает его народ - вот вопросы, которые задал Левшутин своему хозяину, возвратясь домой.

Панфилов расказал ему:

"В прошлых годех, в последния лета царствования царя Алексея Михайловича была на него, Кузьму с братом причина; тот его брат с другими такими же премудрыми людьми, всего двенадцать человек, на Москве взяты были в патриарш приказ за эту же веру, как ныне веруют они, и за веру сожжено одиннадцать человек, а брат его, Кузьмин, не сожжен для того что принес вину; а он Кузьма в то время в оговоре был же, а не сыскан для того, что от сыску ушел". (Раскольничьи дела ХVIII стол. стр. 561- 562-563).

Таким образом, отсюда ясно видно, что наше общество православных христиан "Спасова согласия", и после падения пастырей имеет непрерывное существование; и в нем всегда принимали приходящих еретиков с проклятием ересей. И за эту же истинную веру в Москве при царе Алексее Михайловиче, который помер в 1676 году, сожжены одиннадцать человек. И в Керженских лесах до 1683 года как нами прочитано, были скиты Спасова согласия3.

О чем также свидетельствует и П. И. Мельников:

"Раскольничьи скиты завелись в России, в Заонежском крае и в нынешней Нижегородской губернии, в самом начале появления у нас раскола. В первые тридцать или сорок лет скитское общежительство до того усилилось в пределах Нижегородской и сопредельной Костромской губерниях в Заволжье, что всех скитов считалось до 94. В начале XVIII столетия скиты Нижегородскаго Заволжья сделались разсадниками и училищами раскола. Архиепископ Нижегородский, Питирим, уничтожил до 1737 года почти все скиты Керженские и Чернораменские, так что уцелели только бедные остатки двух из них, Оленевскаго и Шарпанскаго. Но после указа 16-го Октября 1762 года, дозволившаго заграничным раскольникам возвратиться в Россию, многие из них прибыли в Нижегородское Заволжье, где и завели скиты, которых чрез 26 лет было уже до 54 с 8,000 жителей. В начале XIX столетия, в Семеновском уезде их оставалось всего 35, из числа которых 22 принадлежали к поповщине, 8 к Спасову согласию, а 5 к поморскому". (полное собрание сочинений, т. 1, стр. 127-128, издан. 1897 г.).

Отсюда ясно, что в Керженских лесах с самаго появления старообрядчества, были скиты православных христиан Спасова согласия. А в начале 19 столетия их осталось всего только восемь; и из числа последних в 1849 году Осиновский скит был обращен в единоверие. (смотри тамже у Мельникова стр. 139).

Также и в Олонецкой губернии в Повенецком уезде, как говорится в доносе Ивана Круглова: "В пятидесятих верстах от Выгорецкой пустыни, которая была построена Данилом Викулиным в 1694 году. (см. полное историческое известие о древн. стригольн. А. И. Журавлева час. 2, стр. 92, изд. Москва 1890 г.), был современный ей Ладожеский скит, который также принадлежал к нашему обществу "Спасова согласия". (смотри Раскольничьи дела 18 ст. Есипова стр. 378)...

(БЕСЕДЫ СТАРООБРЯДЦА СПАСОВА СОГЛАСИЯ
Василия Антипова Войкина с Андреем Алексеевичем Антипиным, (он же и Самоварников). Общества малаго начала. Происходившия в Нижегор. ярмарке 16 августа 7419 г.)

Нетовцы (Спасово согласие) - безпоповцы, существенно отличающиеся от прочих тем, что не перекрещивают приходящих к ним из других восточно-христианских исповеданий. Так как они строго придерживаются правила о том, что человека не крестят дважды, и не имеют святого мира, то приходящих принимают в общение через проклятие ересей (нетовцы-отрицанцы) или даже только через семипоклонный начал (т. н. «подначальники »). Того, кто общается с иноверными в молитве или в еде, они считают «мирским » или «полумирским ». Вступивших в брак принимают в общение только после того, как у супругов перестают рождаться дети. Умерших стараются не отпевать в церкви и не хоронить на общем кладбище.

В конце прошлого века (по данным исследователей, работавших в Томской губернии) нетовцы (как, впрочем, и представители других безпоповских согласий) считали, что антихрист воцарился, благодати, священства и церквей больше нет, спастись можно только через молитву Спасову (Исусову) и через покаяние Богу наедине. Нетовское, или спасовское, медное литье можно отличить по тому, что на оглавье они непременно помещали Нерукотворенный Образ Спасителя и отливали всего два вида икон - образы Спасителя и Богородицы. Название согласия происходит от слова «нет » - так как (по разным версиям) у них нет ни одного совершаемого ими самими таинства, нет священников, монашества, нет храмов. Спасовым согласием нетовцы называются потому, что «надеются на одного Спаса », также они называют свое согласие «по Спасовой милости ».

Спасово согласие появилось на Керженце в XVIII веке. Противостарообрядческий писатель Василий Фролов писал в 1737 году: «вторая безпоповщина, под именем Козмы, называемая Кузминщина, она же Нетовщина… Учитель их Козма бысть мужик неук, невежа, едва азбуку совершенно знал. Подруга себе имел второго Козму, называемы были Куземочки ». По сохранившимся документам Преображенского приказа было установлено, что на Керженце в конце XVII - начале XVIII вв. жили «расколоучитель » Козма Андреев и его сотрудник Козма Панфилов . По его учению, «благодати Божией несть ни в церквях, ни в чтении, ни в пении, ни в иконах, ни в какой вещи, все взято на небо ». Однако сами спасовцы основателем спасова согласия чаще называют соловецкого инока Арсения , основавшего на Керженце два скита. Во второй половине XIX века П. И. Мельников (1819–1883 гг.) определял численность нетовцев в 700000 человек, в предреволюционные годы их было, вероятно, от 1 до 2 млн. Согласие было распространено в основном среди крестьян и отчасти мещан среднего Поволжья, от Вязниковских и Нижегородских пределов до Саратова и Астрахани. Из Поволжья они распространились на Урал, на Юг и в Сибирь, в конце прошлого века были многочисленны в Томской губернии.

Самым известным начетчиком нетовцев был Андрей Афанасьевич Коновалов (1861г. – ?). Необыкновенная память позволяла ему на равных выступать в прениях о вере с миссионерами господствующей церкви. На собеседованиях ему помогал молодой человек, который по его просьбе открывал указанную книгу на указанной странице и зачитывал нужную цитату. Личность Коновалова производила на слушателей глубочайшее впечатление. В 1909 году он издал в Вольске книгу о первоначальном устройстве Церкви, о вечности ее и о прекращении в ней священства. Книга была написана на основе множества собеседований с миссионерами в форме беседы старообрядца с миссионером. По приговору саратовского окружного суда книга была конфискована, автор арестован и выпущен под залог 10.000 руб., внесенных за него старообрядцами белокриницкого согласия. Впоследствии суд присяжных оправдал его. Известны также беседа его с И. К. Перетрухиным (1905 г.) «О крещении греческой церкви и митрополита Амвросия», опубликованная в составе «Святоотеческого сборника» епископа Антония пермского и тобольского, а также беседа с Л. Ф. Пичугиным в Саратове «О крещении еретиков трех-погруженцев», изданная приложением к ж. «Щит Веры» за 1914 г.

Отсутствие объединяющей нетовцев церковной иерархии стало причиной разделения их на многочисленные толки:

  • Нетовщина глухая (Спасово согласие, или староспасовцы) - они не считают возможным совершать таинства и и обращаются для этого к священникам. совершают перед иконой, вычитывая Скитское покаяние. , и не отправляют, считая это делом священническим, а читают Псалтырь и каноны. Название «глухая нетовщина » дано за то, что они службу совершают без пения. Сохранились доныне: их общины в 1990-х гг. были зарегистрированы, например, на Южном Урале, в гг. Стерлитамаке, Салавате, Ишимбае. Моленная в Салавате была построена при содействии местной администрации.
  • Нетовщина поющая (новоспасовцы) - нетовцы, дозволяющие совершать крещение и брак мирянам. Согласие образовалось в 1840-х гг. У истоков учения стоял безпоповский наставник, симбирский мещанин Светов. Исповедуются перед стариками, службу совершают по уставу с пением, за что и названы «поющими ». Принимают приходящих к ним новообрядцев через отречение от ересей. Были распространены в Нижегородской, Костромской и Владимирской губерниях. Ныне общины новоспасовцев имеются в Саратове и в Башкирии.
  • Нетовцы-отрицанцы (также называемые малоначальными спасовцами) - разновидность поющих нетовцев, принимающих переходящих в их согласие через отрицание ересей. Были распространены в тех же местах.
  • Нетовцы, не приемлющие водного крещения , - последователи этого малочисленного толка отрицали водное крещение. Вместо него повивальная бабка нарицала новорожденному имя и при чтении 50 псалма надевала на младенца крест. По их мнению, слова псалма «окропиши мя иссопом » заключают в себе тайнодейственную силу крещения.
  • Немоляки - нетовцы, которые не признают даже , а общие молитвы у них ограничены до крайности, как дело без священства невозможное. В литературе известно одно из первых описаний общины немоляк, сделанное чиновником и этнографом Владимиром Толстым в его докладе «О великороссийских безпоповских расколах в Закавказье», опубликованном в «Чтениях в Имп. Обществе истории и древностей российских» за 1864 г. (кн. 4, 123–131). По сведениям Толстого в Закавказье это учение принес донской казак-безпоповец Гавриил Зимин, высланный сюда начальством в 1837 г. Вслед за Толстым немоляк центральной России описал М. Пришвин в книге « » (в некоторых изданиях под названием «Светлое озеро»).

В настоящее время старообрядцев спасова согласия насчитывается около 3.000 человек. Приходы распространены в таких областях, как Нижегородская, Вологодская, Владимирская, Ульяновская, Ярославская, Костромская, Саратовская, Самарская, Оренбургская, Пензенская и Республика Башкортостан. Общины зарегистрированы в Салавате и Саратове. На протяжении многих лет проводятся как региональные заседания, так и областного уровня. Эти заседания способствуют интеграции приходов спасова согласия и решению вопросов религиозного характера. Летом 2016 года было проведено духовное заседание в Димитровградском приходе Ульяновской области, приуроченное к 50-летию съезда спасовцев, которое состоялось именно там в 1966 году. Многие приходы заинтересованы в проведении Всероссийского съезда старообрядцев спасова согласия. Последний Всероссийский съезд спасовцев состоялся в 1927 году в Самаре, в котором приняли участие свыше 500 человек, среди которых были настоятели свыше 30 приходов, представители общин, а также присутствовали и иночествующие. Информация о проведении духовных заседаний, о жизни спасова согласия в целом часто освещается в газете «Старообрядец». Наставником спасовцев А. И. Тарасовым была выпущена книга под названием «Догматические основы спасова согласия большого начала ».

«Международные связи в современном старообрядчестве ». Впервые участвовавший в подобной встрече представитель спасова согласия Александр Иванович Тарасов рассказал о положении спасовцев на территории Российской Федерации.

Добрый день, духовные отцы и участники сегодняшнего заседания.Цель моего доклада заключается в рассмотрении современного положения старообрядческих приходов спасова согласия большого начала.

В настоящее время старообрядцев спасова согласия большого начала насчитывается около трех тысяч человек. Приходы распространены в таких областях, как Нижегородская, Вологодская, Владимирская, Ульяновская, Ярославская, Костромская, Саратовская, Самарская, Оренбургская, Пензенская и Республика Башкортостан. Существуют зарегистрированные общины в Салавате и Саратове. На протяжении многих лет проводятся духовные заседания как на региональном, так и на областном уровнях. Роль таких заседаний способствует интеграции приходов спасова согласия и решению вопросов религиозного характера и проблем, возникающих в них. Летом прошлого года лично возглавил проведение духовного заседания в Димитровградском приходе Ульяновской области, приуроченного к 50-летию съезда спасовцев, которое состоялось там в далеком 1966 году. Многие приходы заинтересованы в проведении Всероссийского съезда старообрядцев спасова согласия большого начала. Последний Всероссийский съезд состоялся в 1927 году в Самаре, на котором приняли участие свыше 500 человек, среди которых были настоятели более 30 приходов, представители общин, а также присутствовали иночествующие. Информация о проведении духовных заседаний и о жизни спасова согласия в целом часто освещается в газете «Старообрядец». Несколько лет назад мною была выпущена книга под названием «Догматические основы Спасова согласия Большого начала».

Острой проблемой приходов является привлечение и воспитание молодого поколения , ибо возрастной контингент прихожан составляет 70 лет и старше. Хотелось, чтобы подрастающее поколение разных приходов познакомилось и сплотилось между собой. К сожалению, сегодняшняя молодежь утратила традиции и морально-нравственный потенциал христианства. У многих людей жизненные цели и принципы их достижения весьма далеки от христианских. Ведь наша жизнь должна быть наполнена духовностью и любовью, а не быть просто фактором биологического существования. Если мы научим молодых традициям нашей Церкви, то они будут принимать активное участие в деятельности приходов, что сейчас является необходимым, так как именно на молодом поколении базируется существование и процветание приходов в дальнейшем.

В минувшем году многие приходы на территории Нижегородской области понесли невосполнимый урон — в большинстве приходов умерли настоятели. В связи с этим стоит очень важная проблема, заключающаяся в дальнейшем существовании этих приходов. По этой причине в Нижнем Новгороде в настоящее время прихожане не определились с местом проведения богослужений. Последнее богослужение состоялось на Светлое Христово Воскресение Пасхи. Приход достаточно большой, но нет места для совершения служб. Существование Нижегородского прихода весьма важно, так как Нижний Новгород является областным центром. Уповая на милость Божию, надеюсь, что в ближайшее время место для проведения богослужений будет найденным. Призываю вас помочь нам в решении этой проблемы.

Выражаю большую благодарность организаторам сегодняшней встречи. Несмотря на наши с вами различия в сфере церковных взглядов, возлагаю надежду, что подобного рода сотрудничество будет способствовать укреплению межстарообрядческих связей в базисе ценностей духовной идеологии и светлых перспектив будущего. Миссия Церкви во все времена была сопряжена с немалыми сложностями и испытаниями . Мы по апостолу и евангелисту Матфею призваны Спасителем нашим быть «солью земли» (Мф. 5.13), а по апостолу Иоанну Богослову возвещать ближним и дальним «глаголы вечной жизни» (Ин. 6.68). Ведь наша с вами задача заключается в отстаивании и сохранении истинной спасительной веры наших предков. И пусть наши скромные труды и усилия на почве христианской нивы обретут милость и благоволение в очах нашего Создателя. Пусть Промыслитель мира дарует нам крепость душевных и телесных сил и неоскудеваемую помощь в совершении начатых нами дел на пользу Христовой Церкви.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»