Апостольские правила. Правила святых апостолов. правило Святых Апостолов

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

[Правила Святых Апостолов; греч. Κανόνες τῶν ἁγίων ̓Αποστόλων], древний сборник канонического содержания, значение к-рого в жизни Церкви исключительно велико: А. п. рассматриваются как часть апостольского Предания, ибо они точно выражают учение, переданное апостолами своим преемникам, находятся в полном согласии с учением, содержащимся в канонических книгах Свящ. Писания, и соответствуют церковной практике, представленной в сочинениях мужей апостольских и их ближайших преемников, наконец, церковными Всел. Соборами за ними признается апостольский авторитет (Трул. 2; VII Всел. 1). А. п. открывается канонический кодекс правосл. Церкви.

Еще ученые кон. XIX - нач. XX в. считали, что невозможно найти точные данные о времени появления А. п. (Никодим [Милаш], еп . Право. С. 89), как невозможно признать, что они получили начало непосредственно от апостолов (Суворов . Право. С. 145). Впрочем, непосредственное авторство апостолов отрицает и Трул. Собор. В Ап. 85 говорится об «Апостольских постановлениях» , причем «постановления, изреченные через Климента в восьми книгах» ставятся составителем в один ряд с книгами Свящ. Писания, «откуда видно, что автор правил заинтересован в том, чтобы обеспечить за постановлениями авторитет подлинно апостольского произведения, - этот интерес говорит за то, что и правила, и постановления принадлежат одному и тому же лицу» (Суворов . Право. С. 146). Ряд текстовых совпадений также дает основание полагать, что А. п. были составлены после Апостольских постановлений и что последние послужили для них источником (47-я гл. VIII кн. «Апостольских постановлений» содержит «Правила Святых Апостолов»; см. совр. исследование М. Месже об Апостольских постановлениях - Metzger . T. 3: Introd. § 500-505; см. также: Павлов . Право. С. 48-49). Кроме того, и др. главы «Апостольских постановлений» содержат тексты, точно соответствующие А. п., напр.: «А я, Симон Кананит, постановляю, сколькими должен рукополагаться епископ. Епископ да рукополагается тремя или двумя епископами. Если же кто рукоположится одним епископом, то да будет извержен и он и рукоположивший его» (Апост. постан. VIII 27) и «Епископа да поставляют два или три епископа» (Ап. 1). «Нет сомнений, что значительная часть Ап. правил содержит в себе нормы, сохранявшиеся в церковной практике от времен апостольских. Но нельзя отрицать и того, что некоторые из них принадлежат временам гораздо позднейшим. Таково, например, 30-е правило, запрещающее домогаться епископства при помощи светских властей, или 37-е правило, предписывающее, чтобы в каждой провинции дважды в году собирались церковные Соборы,- ясно, что то и другое правило могло произойти только в те времена, когда Церковь вступила уже в союз с римским государством, т. е. при первых христианских императорах, или, что то же, не раньше половины IV века» (Павлов . Право. С. 49).

Имея в виду рукописи «Апостольских постановлений», к-рые включают 85 правил (Vat. gr. 839, X в.; Vat. Barber. gr. 336, посл. четв. VIII в.; Vat. gr. 1506, 1024 г.; РНБ. Греч. 100, 1111 г.), проф. Месже считает, что правила обнаруживают соответствие, а иногда и букв. совпадение с правилами Всел. I (325), Антиох. (ок. 330; о датировке Собора, принявшего правила, см. в ст. «Антиохийские Соборы») Соборов , собранием правил, приписываемых Лаодик. Собору (между 343 и 381), правилами Анкир. (314) и Неокесар. (ок. 319) Соборов и были упорядочены только перед Всел. II Собором (381). Неизвестно, располагал ли составитель определенным собранием более ранних правил, или он знал их в отдельных сериях (Metzger . T. 1. P. 22-23). В церковно-исторической, канонической и патрологической лит-ре (Павлов . С. 49; Суворов . С. 146-147; Leclercq . Col. 1916-1917; Metzger . T. 1. P. 22-23) акцентируется внимание на близком сходстве нек-рых А. п. и правил Антиох. Собора (Ап. 32 и Антиох. 6, Ап. 33 и Антиох. 7, Ап. 34 и Антиох. 9, Ап. 36 и Антиох. 18, Ап. 37 и Антиох. 20, Ап. 38 и 40 и Антиох. 24, Ап. 41 и Антиох. 25). Большинство исследователей склоняется к тому, что составитель А. п. имел перед собой постановления Антиох. Собора, а не наоборот. Однако нужно отметить, что текст А. п., включающий ранние тексты, лаконичен, правила Антиох. Собора, напротив, подробнее, обстоятельнее, что обычно свидетельствует о более позднем происхождении. Кроме того, А. п. исходят из иного и более древнего церковного устройства, чем правила Антиох. Собора. Напр., при сходстве содержания Ап. 34 и Антиох. Ап. 9 говорит о разграничении церковных областей по этническому принципу, разумеется связанному с территориальным: «Епископам всякаго народа подобает знати первых в них»; 9-е прав. Антиох. Собора исходит из существования митрополичьих округов, соответствовавших адм. делению Римской империи на провинции, введенному в нач. IV в. при Диоклетиане . Поэтому первый епископ в Антиох. 9 именуется митрополитом.

Текст сб. «Правил Святых Апостолов» сир. происхождения. Первая ясная ссылка на авторитет А. п. встречается в постановлении К-польского Собора 394 г., председателем к-рого был архиеп. Нектарий, родом из киликийского г. Тарс, входившего в состав Антиохийской (Сирийской) церковной обл.

Признание за «Правилами» апостольского авторитета не равносильно усвоению апостолам самого текста правил. В XVI в., после выхода «Магдебургских центурий» , в к-рых было высказано сомнение в апостольском происхождении «Правил», Ф. Турриан пытался доказать, что они были записаны апостолами на Иерусалимском Соборе апостолов . Внимательное изучение их содержания и текста, наконец, осознание того, что если бы древняя Церковь признавала эти «Правила» апостольским писанием, то они были бы включены в Новозаветный канон, привело ученых к общему мнению, что «Правила» не были написаны или продиктованы апостолами. Но об апостольском авторитете «Правил» говорит их полное согласие с учением НЗ. Нек-рые правила обнаруживают совпадение с текстом Писания (что, возможно, говорит в пользу их раннего происхождения). В Посланиях святых апостолов (1 Тим 3. 2-13; 2 Тим 1. 5-9; 1 Петр 5. 1-3; 3 Ин 1-10) названы качества, к-рыми должен обладать вступающий в клир, а также обязанности клириков; те же требования содержатся в Ап.17, 25, 42, 43, 44, 61, 80. Об апостольском авторитете «Правил» свидетельствует также их соответствие нормам церковной жизни первых веков. В I Всел. 15 содержится требование прекратить обычай «вопреки апостольскому правилу обретшийся... дабы из града во град не преходил ни епископ, ни пресвитер, ни диакон». А в Ап. 14 говорится: «Не позволительно епископу оставляти свою епархию и во иную преходити»; в Ап. 15: «Аще кто пресвитер, или диакон, или вообще находящийся в списке клира, оставив свой предел, во иный отыдет... таковому повелеваем не служити более».

Включение в канонический кодекс

Судьба «Правил Святых Апостолов» складывалась неодинаково на Востоке и Западе. Существовали разные списки греч. подлинника; в них находилось от 50 до 85 правил. Антиохийский пресв. Иоанн Схоластик, впосл. св. Патриарх К-польский (565-577), включил 85 А. п. в канонический сборник в 50 титулах. Затем А. п. входят в «Номоканон XIV титулов» с оговоркой «т. н.». В кон. VII в. Трул. Собор во 2-м прав., перечисляя каноны, на 1-е место поставил «Правила Святых Апостолов»: «Прекрасным и крайняго тщания достойным признал сей святый Собор и то, чтобы отныне, ко исцелению душ и ко уврачеванию страстей, тверды и ненарушимы пребывали приятыя и утвержденныя бывшими прежде нас святыми и блаженными отцами, а также и нам преданныя именем святых и славных апостолов, осмьдесят пять правил». Отцы Трул. Собора не приписывают, т. о., самим апостолам создание этих правил, но, ставя их на 1-е место в перечне канонов, усваивают им апостольский авторитет.

Ок. 500 г. рим. аббат Дионисий Малый перевел «Правила Святых Апостолов» на лат. язык, используя список, содержащий 50 правил. В предисловии к переводу Дионисий пишет, что в его время эти правила не пользовались общим признанием и не считались апостольскими, но были отнесены к разряду апокрифических. Впосл. Дионисий сделал новый перевод, к-рый был включен св. папой Гормиздом в «Сборник декреталов». Канонический сборник Дионисия, в к-ром был помещен перевод 50 А. п., вошел на Западе во всеобщее употребление, эти правила в конце концов получили там канонический авторитет. Рим. Церковь отвергла авторитет 35 последующих правил не только в силу традиции, но еще и потому, что в нек-рых из них содержатся нормы, не согласующиеся с обычаями Зап. Церкви. Первое из отвергнутых правил: «Аще кто, епископ или пресвитер, или диакон, или вообще из священнаго чина, удаляется от брака и мяс и вина не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что вся добра зело и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом хуля клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен из священнаго чина, и отвержен от Церкве. Такожде и мирянин» (51-е) - говорит не в пользу принятого ныне у католиков обязательного целибата духовенства. В 64-м апостольском прав. осуждается пост в субботу, впосл. вошедший в средневек. обычай католич. Церкви. 77-е прав.: «Аще кто лишен ока, или в ногах поврежден, но достоин быти епископ: да будет. Ибо телесный недостаток его не оскверняет, но душевная скверна» - также не согласуется с рим. практикой считать телесное уродство препятствием к священству. Оригинальный греч. текст в 687 г. в Эдессе был переведен на сир. язык (Leclercq . Col. 1938).

Дисциплинарные правила, часть к-рых имеет предписывающий характер, часть - запретительный. В основном они адресованы клиру, но нек-рые - мирянам. Правила 1 и 2 говорят о поставлении священно- и церковнослужителей: право поставлять, согласно этим правилам, принадлежит исключительно епископу, епископ осуществляет духовное руководство причтом (прав. 58). О епископском праве правила: 31 (о пресвитере, отделившемся от епископа), 32 и 33 (запрещающие отлученных епископом пресвитера или диакона принимать др. епископу), 39 («пресвитеры и диаконы без воли епископа ничего да не совершают»); 35 (епископ может рукополагать только в своей области), 36 (о епископе, не принявшем служения,- см. Абсолютное рукоположение); 38 («попечение о всех церковных вещах»), 40, 41 (об имуществе епископа и о церковном имуществе) - епископу принадлежит власть распоряжаться всеми церковными доходами, на нем лежит забота о содержании служащих в церкви и бедных (прав. 59); Собор епископов, на к-ром они «рассуждают о догматах благочестия» и разрешают споры между собой и выносят наказание епископу за проступок (прав. 74) «дважды в году да бывает» (прав. 37). Особое значение имеет 34-е прав., в к-ром устанавливаются устройство власти в поместных Церквах, взаимоотношения епископов и их отношения к первому из них: «Епископам всякого народа подобает знати первого из них, и признавати его как главу, и ничего превышающего их власть не творити без его рассуждения: творити же каждому только то, что касается до его епархии... Но и первый ничего да не творит без рассуждения всех». Иерархическую подчиненность в Церкви подчеркивают правила 55, 56.

Правила 3 и 4 направлены против существовавшей в ранней Церкви практики приносить «к алтарю» (для освящения) различные продукты. Ограждению христиан от религ. общения с иудеями служат правила 7, 64, 70, 71, определяющие время празднования Пасхи для христиан, запрещающие пост в субботу и воскресенье (кроме Великой субботы). Прав. 5, запрещающее епископу изгонять «жены своея под видом благоговения», отражает практику первых веков христианства (также прав. 17), когда епископы могли вступать в брак, однако противоречие этому правилу Трул. 12, запрещающее епископу жить в браке, не кажется непреодолимым, если учесть, во-первых, что Церковь всегда одобряла воздержание у своих членов (Ап. 51: «удаляется от брака... не ради подвига воздержания»); во-вторых, 5-е прав., и это подчеркивает 51-е, направлено против тех, кто «гнушается» браком, «забыв, что вся добра зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом хуля клевещет на создание»; наконец, каноническая практика безбрачия епископов со временем развивалась. Церковь поддерживала в христианах воздержание ради Царства Небесного, к-рое достигалось вследствие сильного душевного стремления к Царству Небесному и свободного обуздания плоти, а не вследствие физического вреда (прав. 21-24). Священническое право определяет, что священническое служение может нести только тот, кто был женат 1 раз (1 Тим 3. 2, 12; Тит 1. 6, 8), был воздержан и не взял в жены ни вдовы, ни блудницы - правила 17-19. Священное лицо не может участвовать в мирских делах, не согласующихся с его предназначением, дабы «неупустительно быти при делах церковных» (прав. 6, 81); не может давать поручительство перед судом (прав. 20), заниматься военными делами в стремлении «удержати обое, то есть римское начальство и священническую должность» (прав. 83), в противном случае он извергается из сана.

Правила 47, 49, 50 посвящены таинству Крещения: предписаны условия истинного Крещения, важнейшие элементы чинопоследования Крещения. Как едино Крещение, так и едино рукоположение, «разве аще достоверно известно будет, что от еретиков имеет рукоположение. Ибо крещенным или рукоположенным от таковых ни верными, ни служителями церкви быти невозможно» (прав. 68). О покаянии правила 52, 62. О посте прав. 69.

Следующие правила определяют церковные наказания (епитимию , отлучение) за различные преступления: 45, 46, 65 (с еретиками моление, крещение или причащение у еретиков), 73 (использование освященных предметов, предназначенных для Евхаристии , в домашнем употреблении), 25, 61, 72 (блуд, клятвопреступление, воровство), 29, 30, 76 (получение сана неправедным путем), 27, 42-44, 54, 57 (безнравственное поведение), 66, 67 (убийство, насилование). Также должны подвергаться наказаниям и лица, имеющие общение с отлученным от Церкви,- правила 10, 11, 12, 16.

Лит.: Книга правил. СПб., 1893, 1993р; Остроумов М . А . Введение в православное церковное право. Х., 1893. Т. 1; Leclercq H . Canons Apostoliques // DACL. 1910. T. 2. Part. 2. Col. 1910-1950; Metzger M . Les Constitutions Apostoliques: In 3 t. P., 1985-1987. (SC; N 320, 329, 336).

Прот. Владислав Цыпин, Л. В. Литвинова

Что такое апостольские правила? Это основополагающий монумент законодательства всемирной Церкви. По мнению некоторых исследователей, «Правила святых апостолов» написаны неизвестным автором. Тем не менее римско-католическая, православная и многие протестантские церкви признают за данным документом апостольский авторитет.

Вообще апостольские правила, так же как и «Учения двенадцати апостолов», считаются одним из важнейших трудов ранних столетий Церкви. Они свидетельствуют о том, что принципы церковного бытия, которые мы используем сейчас, восходят неизменными к её первым столетиям (тогда молельни вели полукатакомбный образ жизни). Кстати, некоторые протестантские общества по безрассудству или гордыне считают нынешнюю систему организации бытия верующих навязанной властями либо устаревшей.

Дата создания

Когда же были созданы апостольские правила? Интересно что датировка их написания неизвестна, но учёные предполагают, что они появились в конце второго или начале третьего века: возможно, вскоре после трёхлетнего гонения Деция. В отличие от «Поучения», данный документ до сих пор применяется в православных церквях Востока.

Известно, что апостольские правила формально не относятся к корпусу «Священного предания», но владеют несомненно высоким авторитетом, следующим сразу за вердиктами Вселенских Соборов.

Появление и значение в Церкви

Итак, правила учеников Иисуса Христа относятся к наиболее ранним церковным мифам. Христианство только зародилось, а они уже имели колоссальный авторитет как начертанные апостольские легенды. Интересно, что I (Никейский) Всемирный собор ссылается на данный документ как на нечто общеизвестное, так как очевидно, что других правил до его появления не существовало.

Здесь первое правило ясно повторяет 21-е апостольское, а второе - 80-е правило. 341 года многие свои законы базирует на апостольских трудах. Второе правило Шестого Всемирного Собора подтверждает достоверность этих документов, провозглашая, что «85 правил апостольских отныне должны быть тверды и нерушимы».

Вообще христианство считало, что особая важность трудов христовых учеников заключена не только в их древности и высокоавторитетном происхождении, но и в том, что они содержат почти все наиважнейшие канонические нормы. Ценность их возросла в тот момент, когда они были дополнены и развиты Поместными и и церковными Отцами.

Сущность бумаг

О чём повествуют правила апостолов?

  • О хиротонии: епископа двумя епископами либо тремя (1), а священника либо диакона - одним епископом (2).
  • Об отторжении от сана: за чужие предметы на алтаре (3), за выдворение жены (5), мирские заботы (6), за безосновательный отказ от причастия (8), за свершение молитв с еретиками (11, 45), клятвопреступление, блудодеяние и воровство (25), рукоприкладство (27, 66), за приобретение власти с помощью мирских правителей (30), за свершение таинств без ведома епархии (35), азартные игры и алкоголизм (42), за отречение от Христа (62), за участие в праздниках с иудеями (70).
  • Об отлучении мирян: за преждевременный уход со службы (9), за свершение молитв с еретиками (10).
  • Служение запрещается: кастратам (21) и двоеженцам (17), слепым и глухим (78), военнослужащим (83), отлучённым от служения (32).
  • Характеристика списка библейских книг (85), в который включены 42 ветхозаветные книги и 28 (или 36, если учитывать те, которые запрещено публиковать) книг без Апокалипсиса.

Канонический статус

Апостольские правила с толкованиями доступны для изучения каждому человеку. Второе Правило Трулльского Собора определило труды апостолов на первое место среди канонических бумаг: оно признаёт документы учеников Христовых. Также их признаёт и Православная Церковь Востока. Но Церковь римлян соглашается с каноническим авторитетом лишь первых пятидесяти правил.

Это же правило № 2 корректирует 85-е апостольское правило, которое описывает каталог книг и трудов канонических. Оно изымает из них письма Климента, не привлекая на себя строгую критику, ради сбережения аутентичности апостольской легенды.

Правило 25

Итак, рассмотрим 25 апостольское правило. В нём говорится, что епископ, или диакон, или пресвитер в клятвопреступлении, или в разврате, или в воровстве обличённый, будет лишён священного чина. Но от общения церковного его нельзя отлучать. Ибо в писании сказано: за едино дважды не отмстиши (Наум 1:9). Это же относится и к пономарям.

Согласитесь, 25 апостольское правило весьма интересно по своему содержанию. Вообще, всё то, что препятствует вступлению известной особы в священный сан, конечно же, должно и лишать её этого сана. Какие особенности должно иметь духовное лицо, всем известно. Точно так же все осведомлены об изъянах, которых не могут иметь священники. Какие у духовных лиц существуют наиглавнейшие недостатки? На первом месте находятся такие, которые чернят доброе имя, столь важное для батюшек.

А какие недостатки порочат репутацию священнослужителей? Именно те, которые нетерпимы и у мирян: они подвергают их строгости карательного закона. Данный апостольский закон упоминает три преступления, в которые по несчастию может впасть духовный человек - кража, блудодеяние и клятвопреступление. Об этих и иных провинностях, которые может совершить священник, упоминается и во многих иных правилах, о чём рассказывается в соответствующих толкованиях их. Как говорилось ранее, если духовное лицо впадает в указанные грехи, оно не заслуживает священного сана.

Итак, данное правило гласит, что священнослужители и церковнослужители, уличённые в упомянутых беззакониях, должны лишаться того положения, которое они приобрели через хиротесию и хиротонию. Но одновременно это же положение говорит, что их отлучать от общения с церковью не нужно. Оно оправдывает своё предписание словами Святого Писания (Наум.1:9).

В толковании пятого апостольского правила говорится о различных наказаниях, установленных для батюшек за совершённые ими грехи. И там же трактуются извержение и отлучение - эти наказания считаются наиболее тяжкими. Для духовных лиц практикуется извержение из священного сана, а для простых людей - отлучение от церковного общения.

Кстати, апостольские правила для миряндолжны преподноситься так же, как и для духовных лиц: в поучениях, проповедях и с помощью книг.

Отлучение, о котором рассказывает пятое предписание, не нужно расценивать как кару для духовных лиц. Его нужно трактовать как наказание для мирян, в противном случае рекомендации этого правила не имели бы смысла. Необходимо сей закон понимать так, что священник за известные оплошности лишается духовного сана и превращается в мирянина, имеющего право участвовать в церковном общении. И лишь позднее, совершив подобный проступок как мирянин, он отлучается от церковных разговоров.

Кстати, извержение для священнослужителя является самой тяжёлой карой. Интересно, понятие о христианском милосердии предусматривает добавление к этому наказанию ещё одного? А именно: лишение виновного права участия в собраниях верующих? Впрочем, данный закон снисходителен лишь к тем провинностям, которые упомянуты только в этом документе. Ведь в 29 и 30 правиле упоминаются и иные грехи, за которые преступники несут двойное наказание - извержение и отлучение. Например, за симонию или за получение епископского сана с помощью мирских властей.

Вообще апостольские правила с толкованиями являются весьма интересным чтивом. Так, по определению Григория Нисского, о котором упоминается в четвёртом правиле, блудодеянием называется не оскорбляющее иных удовлетворение похотливого желания с какой-либо персоной. Отсюда следует, что разврат можно совершить с человеком, который не связан браком и никому не принадлежит по закону. Поэтому такая оплошность не наносит оскорбления третьему лицу, то есть мужу или жене. Данным нюансом блудодеяние и отличается от прелюбодеяния, которое другому человеку причиняет зло и оскорбляет его.

Фактически прелюбодеянием называют незаконную связь с чужой женой или с чужим мужем. Правила Василия Великого (38, 40, 42) блудодеяние представляют более широко: этим именем называют все браки, заключённые против воли старших.

Необходимо отметить, что апостольские правила о браке рассказывают много интересного. Конечно же, блудодеяние считается меньшим грехом, чем прелюбодеяние. Ведь, по словам того же Григория Нисского в упомянутом правиле, блуд является преступным удовлетворением похотливых желаний. Прелюбодеяние же, кроме всего прочего, содержит оскорбление другого, вследствие чего и наказывается строже. Осуждение блудодеяния у священников, выраженное в данном документе, основывается на Святом Писании (1 Тим. 3:2,3; Тит. 1:6).

Вторым преступлением, которое осуждает данное правило, является нарушение клятвы. Так, если какой-либо священник нарушит некую клятву, произнесённую по какому-либо важному вопросу именем Бога, то далее должен подтвердить суд. И если судьи выяснят, что клятва действительно нарушена, то грех этот будет тем тяжелее и преступнее, чем торжественнее был провозглашён сей обет, и чем важнее был случай, при котором он был дан и наоборот (Вас. Вел. 82 пр.). Этот грех весьма сурово наказывается и среди мирян. Многим теперь понятна строгость данного закона по отношению к батюшкам за то же преступление. Ведь они, кроме всего прочего, послужили бы соблазном для верующих, оставаясь служить истине, в то же время утопая в неправде.

В этом правиле подразумевают под кражей тайный захват имущества другого человека. Если некто присвоил предмет, являющийся церковным достоянием, то такое воровство относится к иному типу преступлений и наказывается иначе (Ап. 72; Двукр. 10; Григория Нис. 6,8).

Правило 51

Апостольское правило 51-е говорит нам о следующем: если диакон или епископ, или пресвитер, или какой-либо священник отворачивается от вина, мяса либо брака не ради необходимого поста, но по причине глумления, то что с ним произойдёт? Ведь данное лицо забыло, что всё добро зело! Что Господь, создавая человека, сотворил мужа и жену неразлучными! Фактически оно клевещет на божье создание! Данный документ гласит, что такой священник должен либо исправиться, либо будет лишён священного чина и отлучён от Церкви. Такое же наказание предусмотрено и для мирянина.

И действительно, молельни всегда одобряли воздержание и даже рекомендовали его в дни поста. Но настоящий закон направлен против тех древних еретиков, которые гнушались некоторых видов пищи, вина либо мяса, видя в них нечто нечистое, и отвергали брак.

Правило 42

Апостольское правило 42-егласит, что если пресвитер, епископ или диакон предан игре либо пьянству, да будет он извержен и да престанет. Толкование данного документа идентично толкованию 43-го правила, которое гласит, что если чтец, певец или иподиакон будет вытворять подобное, он будет отлучён. Это же относится и к мирянам.

И в 42, и в 43 правиле говорится об одной и той же вещи, а именно: о воспрещении игр и пьянства. Закон утверждает, что если лица, предавшиеся сим грехам, проявят настойчивость и после получения советов со стороны старших, то следует их лишить священного сана, если то будут священники. Если же такую оплошность допустят миряне либо церковнослужители, их следует отлучить от святого причащения. Вообще, священников обычно предварительно лишали службы, занимаемой ими в храме. Отлучали их от святого причащения лишь после того, как они прекращали быть чтецами, иподиаконами либо певцами.

Под игрой, упомянутой в этом документе, следует понимать разного рода азартные игры (например, в карты), в процессе которых человек стремится отнять у партнёра как можно больше денег. Некоторые игроки по своей воле обрекают на гибель либо собственные сбережения, либо сбережения своей семьи. Это своего рода кража, за которую 25-е правило учеников Христовых рекомендует извержение духовного отца, уличённого в ней. 42-е правило точно так же предписывает извержение каждого склонного к азартным играм.

Правило 45

45 апостольское правилогласит, что если пресвитер, епископ или диакон молится лишь с еретиками, да будет отлучён. Если же разрешит им поступать как церковным служителям, то да будет извержен.

В первом правиле святой Василий Великий говорит, что в старину еретиками называли людей, совершенно отторгшихся от Православной Церкви. По его определению, ересь является явной разностью в самой божьей вере. Десятый апостольский закон запрещает молиться совместно с отлучённым от Церкви за какой-либо тяжёлый грех. От Церкви всегда отделяют людей, не принимающих её догматического учения и противящихся ему.

Поэтому клирик либо епископ, творящий совместно с еретиками молитву, подвергается отлучению: таким лицам запрещено священнодействовать. Однако наиболее тяжёлой карой - извержением, то есть лишением сана, может быть наказан клирик либо епископ, допустивший еретиков к таинствам Церкви как её служителей.

Современным примером такого нарушения правил служит допущение католическим или протестантским священником к совершению венчания своего прихожанина вместо себя. Некоторые батюшки разрешают прихожанам принимать причастие от инославного духовника: такие действия также наказываются. Данный нюанс 45 правила дополняется следующим за ним 46 предписанием.

Правило 64

О чём повествует 64 апостольское правило? Данный документ предупреждает, что если кого-либо из клира увидят постящимся в божий день либо в субботу (Великая Суббота не учитывается), да будет извержен. Если же мирянина застанут за таким делом, его отлучат.

Вообще степень разрешения поста в воскресные и субботние дни определена в церковном уставе. В этот период разрешается употреблять вино, елей и пищу после литургии, без продолжения поста до трёх четвертей дня.

Правило 69

А 69 апостольское правило говорит, что если пресвитер, или епископ, или чтец, или певец, или иподиакон, не соблюдает пост в святую четыредесятницу перед пасхою, или в среду, или в пяток: да будет извержен. Но если мирянин допускает такую оплошность: да будет отлучён. Отказаться от поста в данном случае может лишь человек, имеющий немощи телесные.

И напоследок необходимо добавить, что, по мнению Златоуста и Василия Великого, бог сотворил пост ещё в раю. Именно тогда он запретил людям вкушать от запрещённых плодов.


Иподиакон, или чтец, или певец, подобное творящий, или да престанет, или да будет отлучен. Такожде и миряне.
Епископ, или пресвитер, или диакон, лихвы требующий от должников, или да престанет, или да будет извержен.
Подобный материал:
  • 1. Інтерпретація формул Інтерпретація формул логіки висловлювань. Інтерпретація формул , 106.8kb.
  • 13 июля православная церковь отмечает праздник двенадцати апостолов , 40.39kb.
  • Правила определения победителя при голосовании Правило Борда Правило Кондорсе , 25.04kb.
  • Святых Христовых Таин. Его запланированное выступление не было изложено в рукописи. , 313.74kb.
  • Основное правило психоанализа , 77.3kb.
  • Никита Иванович Одоевский вместе с другими князьями Семеном Васильевичем Прозоровским , 63.92kb.
  • Деяния святых Апостолов , 4061.39kb.
  • Книга Деяний Святых Апостолов , 2215.68kb.
  • Дедуктивные умозаключения , 6.92kb.
  • Программа курса "Теория вероятностей" , 37.71kb.

Правило 42.

Епископ, или пресвитер, или диакон, игре и пиянству преданный, или да престанет, или да будет извержен.

(Ап. 43, 54; Трул. 9, 50; VII Всел. 22; Лаод. 24, 55; Карф. 40, 60).

Правило 43.

Иподиакон, или чтец, или певец, подобное творящий, или да престанет, или да будет отлучен. Такожде и миряне.

(Ап. 42, 54; Трул. 9, 50; VII Всел. 22; Лаод. 24, 55; Карф. 40, 60).

Оба эти правила (42 и 43) говорят об одном и том же предмете, а именно - воспрещают игру и пьянство, и буде лица, предающиеся этому, останутся упорными и после надлежащего увещания со стороны старших, правила предписывают извергнуть их из священного сана, если то будут священнослужители, а если только церковнослужители или миряне, - отлучить от св. причащения. Что касается церковнослужителей, то таковые предварительно лишались занимаемой ими в церкви службы и отлучались (от св. причащения) после того, как перестали быть иподиаконами, чтецами или певцами.

Под игрой, упомянутой в этих правилах и обозначенной в оригинале словом χύβοις (alea) 220 , нужно разуметь всякого рода азартную игру (в наше время преимущественно игра в карты), при которой вообще человек стремится отнять от другого как можно больше денег, или же сам обрекает на гибель как свое имущество, так и имущество своей семьи. Это своего рода кража, и как за кражу 25-е Ап. правило предписывает извержение духовного лица, уличенного в ней, так точно и 42-е Ап. правило предписывает извержение всякого наклонного к азартной игре.

Такому же наказанию подвергает правило и за пьянство. Еще в Ветхом Завете Бог заповедал Аарону, чтобы он и сыновья его остерегались вина и крепких напитков, и чтобы это постановление было вечным из рода в род (Лев. 10:9). В Новом Завете неоднократно заповедуется духовному лицу не быть пьяницей (1 Тим. 3:3, 8; Тит. 1:7). Умеренное употребление вина не возбраняется духовному лицу (Ап. 51 пр.), но, объясняя предписания Св. Писания, правило строго воспрещает употреблять вино и крепкие напитки свыше меры, до опьянения. Если предписание церкви повелевает наблюдать прежде всего за тем, чтобы вступающий в клир не имел пристрастия к вину (1 Тим. 3:8) и не был расположен к дрязгам и ссорам, проистекающим от пьянства 221 , то естественно, что человек, склонный к пьянству, не должен быть никоим образом терпим в клире. Относительно мирян - пьяниц ап. Павел говорит, что таковые царства Божьего не наследуют (1 Кор. 6:10; Гал. 5:21); у духовных же лиц пьянство является не только пороком, но преступлением святыни 222 , оскорбляющим Божие величие, оскорбляющим и унижающим самую священническую службу, которая у пьяного священника, или же склонного к пьянству перестает быть разумной службой, как называет ее ап. Павел в своем послании к Римлянам (12:1). Даже и умеренное употребление вина и крепких напитков без особой к тому нужды осуждается церковью как порок, показывающий, что священник не следит за собой, сколько того требует высота его служения 223 , и возбуждает у других сомнение относительно своего образа жизни 224 . Правила своими предписаниями настолько стремятся охранить духовных лиц от этого страшного и отвратительного порока (пьянства), что воспрещают даже им, как преступление, посещение без особой нужды корчмы, о чем, между прочим, говорит и 54-е Ап. правило. Этим объясняется строгость этих (42 и 43) правил относительно священнослужителей и церковнослужителей, склонных к пьянству. Для того чтобы верные миряне, являющиеся живыми членами тела церкви, царственным священством, святым народом (1 Пет. 2:9), сохранили себя в чистоте от этого отвратительного порока, правило упоминает и о них.

Правило 44.

Епископ, или пресвитер, или диакон, лихвы требующий от должников, или да престанет, или да будет извержен.

(I Всел. 17; Трул. 10; Лаод. 4; Карф. 5, 16; Василия Вел. 14; Григория Нис. 6).

Ростовщичество изображается в правилах как стремление к корысти и отвратительному любостяжанию (I Всел. 17), т.е. как действие, происходящее из одного источника с кражею и вообще всяким незаконным способом приобретения денег. В Ветхом Завете воспрещается избранному народу давать в рост деньги или пищу (Исх. 22:25; Лев. 25:36; Втор. 23:19; Иез. 18:8; 22:12) и говорится, что “праведник серебра своего не отдает в рост и не приниает даров против невинного” (Пс. 14:5). В Новом Завете Иисус Христос повторяет это, и утверждает старый закон для христиан (Мф. 5:42; Лк. 6:30, 34-35). Если божественный закон осуждает ростовщичество вообще, то тем большее значение должен иметь этот закон для самого учителя закона, для духовного лица. Ο ростовщичестве мы говорим в толковании параллельных правил. Здесь же следует только заметить в связи с 16-м правилом Карфагенского Собора, что духовному лицу не только не возбраняется давать деньги в заем, но такой поступок его заслуживает похвалы, показывая в нем сострадательное сердце по отношению к нуждающимся; но оно должно делать это без всякого расчета и принимать назад не более того, что дало в займы, так как в противном случае оно становится ростовщиком, не взирая на количество полученного им сверх долга, т.е. не взирая на большую или меньшую прибыль. В этом смысле и необходимо понимать слова этого (44) правила, которым осуждается каждое духовное лицо, требующее процентов со своего должника. Строгость наказания, налагаемого этим правилом, объясняется тем, что взимание процентов за занятые деньги считается в отношении духовных лиц равносильным краже и всякому другому незаконному приобретению 225 .

В сербском монастыре Хиландар, расположенном на Святой Горе Афон, введены меры по предотвращению проникновения в обитель раскольников из СЦУ-ПУПЕЦа и иных организаций. На входе в монастырь тщательно проверяют всех паломников, прибывших с Украины, - исключение не делается ни духовенству, ни монашествующим, ни мирянам.

О том, что в афонской обители Хиландар категорически отказывают в приеме представителей украинских раскольнических структур, сообщил на своей странице в соцсети Фейсбук наместник киевского Троицкого Ионинского монастыря - архиепископ Обуховский Иона (Черепанов), который сейчас пребывает на Святой Горе Афон. «Только что покинули прекрасный Хиландар. Игумен монастыря, о. Мефодий, просил кланяться Митрополиту Оуфрию и всем верным чадам нашей Церкви. Раскольников, как «духовенство», так и мирян...

«Путём подкупа, всяких неблаговидных действий, пользуясь либеральностью, а может и никчемностью нашего законодательства в области иммунобиологии, ряд транснациональных компаний занимались вопросами, связанными, по существу, с испытаниями вакцин на наших детях...

Мы превращаемся в страну третьего мира, на людях которой проводятся испытания... Против нас готовят целенаправленные биологические атаки... Тогда не нужно делать атомные бомбы, тогда не нужно делать ядерные подводные лодки, нужно просто спокойно, целенаправленно проводить вот ту работу, которую мы сейчас наблюдаем...», - заявил в эфире канала ТВЦ в январе 2014 года помощник председателя Правительства РФ, академик РАН Геннадий Григорьевич Онищенко, который ранее был в течение 12 лет главным...

Учителям разрешили не иметь педагогического образования. Минпросвещения разъяснило требования профстандарта к профильному образованию педагогов и направило в регионы разъяснения о применении требований профстандарта к образованию учителей.

При наличии среднего профессионального или высшего образования в своей предметной области учителю не обязательно иметь диплом педагога. Официальный документ также опубликован на сайте Общероссийского народного фронта. «Требование профстандарта о наличии ВО или СПО в области, соответствующей преподаваемому предмету, является достаточным основанием для осуществления образовательной деятельности в должности «учитель» как для работающих учителей, так и для работников, которые будут приняты на эту должность», - говорится в нем.

Несмотря на заверения властей Карелии, что Киселевым вернут родительские права через суд, Анатолий обнаружил своих детей в базе на усыновление. Адвокат Надежда Гольцова составила иск в суд о снятии ограничения в родительских правах Киселевых, предварительное заседание назначено на 24 апреля. Член комиссии по поддержке семьи, материнства и детства Общественной палаты РФ Элина Жгутова получила ответ от Уполномоченного по правам ребенка в Карелии Геннадия Сараева.

Ваше мнение

Необходимо ли переводить богослужение на русский язык?

Нет, это невозможно

Не вижу смысла

Абсолютно глупо

Все новшества - ересь

Верные! Празднуя ныне Царское пришествие, боголепно встретим Царя. Время уже перестать спать. Возвысим ум к Богу, не угасим духа, светло возжем светильники наши, переменим одеяние души, будем держать вайи, как победители; с народом воскликнем, как народ; с детьми восхвалим, как дети: Осанна! Благословен Грядущий во имя Господне (Мф. 21: 9)! Вот пришел, вот явился, вот предстал Царь! Снова Он входит в Иерусалим, снова приготовляется Крест, снова раздирается Адамово рукописание, снова отверзается рай, снова разбойник водворяется, снова Церковь ликует, снова злобная синагога вдовеет, снова демоны посрамляются, снова иудеи неистовствуют, снова верные спасаются. Все участвует в празднике, все прославляет Владыку. Небеса радуются, горы играют. Реки, восплещите (ср. Пс. 97: 8), притеките, возопийте, видя, как слова пророческие становятся делами. Холмы, отзовитесь! Младенцы, воспойте! Ученики, провозвестите! Священники, возглагольте! Богословы, прославьте! Живущие в Сионе, изыдите навстречу! Народы, соберитесь! Небесное, земное, преисподнее, всякий чин и возраст да стечется. Ибо грядет Тот, Кто хочет облагодетельствовать всех. Явился Тот, Кто хочет помиловать всех. Дарующий радость всем, будучи Богом, соделался человеком, и явился на земле, и жил с людьми (Варух. 3: 38 по LXX). С рабами – Владыка, с должниками – Удовлетворитель долгов, с погибшими – Спаситель, с осужденными – Освободитель, с отчаянными – Надежда, с лежащими долу – Восстание, с жестокими – Милосердный, с беглецами – Праведный, с виновными – Невинный, с грешниками – Безгрешный, с неблагодарными – обильно Дарующий всем!

Видишь ли, возлюбленный, тайну настоящего торжества? Видишь ли чудеса нынешнего дня? Вчера праздновала Вифания: ныне вся Церковь наслаждалась Божественным пришествием. Вчера Господь даровал другому – [Лазарю] жизнь: ныне Он Сам грядет на смерть. Вчера восстал четверодневный: ныне предстает трехдневный – [Сам Христос]. Он воскресил Лазаря четверодневным для того, чтобы предуверить в общем воскресении естества нашего, состоящего из четырех стихий.

Вновь возвещу евангелиста Иоанна, потому что удобно [у него] рассмотреть начаток воскресения. Ведь ты только что слышал, что он сказал: «За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых» (Ин 12:1). Видишь, как начаток воскресения стал прообразом в Лазаре, и как это признал верующий народ? Народ признал, а архиереи вознегодовали, превратив сотворенное чудо в повод для ненависти. Они действительно возненавидели воскресение Лазаря, потому что после воскресения, о котором ты слышал, они решили убить его. Видишь избыток ненависти? Они замышляли убить того, кого воскресил Господь, потому что не поняли, что если даже они убьют его, то Господу не трудно будет вновь воскресить друга. Они совещались убить Лазаря, потому что ничто так не уязвляло иудеев, как воскресение Лазаря. Только это чудо они не могли оклеветать. Они оклеветали исцеление слепорожденного, говоря: "Это он. Это не он. Похож на него» (Ин 9:9)4.

Они оклеветали воскрешение дочери Иаира, говоря, что она находилась в глубоком сне и не была предана совершенной смерти. Они оклеветали воскрешение единородного сына вдовы, говоря, что он только принял на себя вид смерти и не был поглощен властью смерти. Они оклеветали чудо с засохшей смоковницей, говоря, что она засохла от скудости почвы, а не по слову Господа. Они оклеветали превращение воды в вино, говоря, что это была шутка над теми, кто уже опьянел на пиру и ничего не чувствовал.

Только воскресение Лазаря они не могли оклеветать. Они знали Лазаря. Он был известный муж. Они пришли на погребение, они видели запечатанный гроб, они, согласно обычаю, на поминальном обеде утешали Марфу и Марию, сестер Лазаря. Они знали, что уже ровно как четыре дня он положен в гроб, и что четверодневный мертвец весь подвергся разложению: тело истлело, составы с костьми окоченели, жилы ослабли, внутренности распались, чрево истекло.

Авторизация

Календарь

Архив новостей

При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших. Ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи

Блаж. Феофилакт Болгарский

Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город. И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели

Толкование на Евангелие от Матфея

Блаж. Феофилакт Болгарский

Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите. И они, вышедши, пошли в стадо свиное. И вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде. Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми. И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их

Толкование на Евангелие от Матфея

Блаж. Феофилакт Болгарский

Правила святых Апостолов

Правило 1

Епископа да поставляют два или три епископа.

(I Всел. Соб. правило 4; VII Всел. 3; Антиох. Соб. 12, 23; Лаодик. 12; Сердик. 6; Конст. 1; Карф. 13, 49, 50).

Это правило говорит о том, как получается первая и самая высшая степень церковной иерархии - степень епископская. «Без епископа ни церковь церковью, ни христианин христианином, не только быть, но и называться не может. Ибо епископ, как преемник апостольский, возложением рук и призванием Св. Духа, получив преемственно данную ему от Бога власть решить и вязать, есть живой образ Бога на земле и, по священнодействующей силе Духа Святого, обильный источник всех таинств вселенской церкви, которыми приобретается спасение. Епископ столько же необходим для церкви, сколько дыхание для человека, и солнце для мира». Так говорят о значении епископа в церкви отцы Иерусалимского Собора 1672 г., и то же самое повторяется в 10-м члене послания восточных патриархов 1723 года .

Епископа должен поставлять собор епископов, во всяком случае, по словам правила, их должно быть три, или, по крайней мере, два. Так должно быть потому, что все епископы по своей духовной власти равны между собою, как были равны между собою по власти и Апостолы, преемниками которых являются епископы. Стало быть, ни один епископ самолично не может передать другому всю ту власть, которую имеет сам, удерживая в то же время эту власть и для себя, а это может сделать только собор епископов, т. е. совместная власть нескольких епископов. Так установлено божественным правом, выраженным в книгах Священного Писания Нового Завета. Сам Основатель церкви Иисус Христос несколько раз ясно указал на равенство между Своими Апостолами, и торжественно осудил даже самую мысль некоторых из них, желавших быть старшими, и иметь большую власть. При этом Иисус Христос говорил им, что будет с ними только тогда, когда они будут в единении, и когда, при равенстве власти между ними, будут совместно трудиться в церкви (Мф. 18:20 ; 20:22–27 ; 23:8–12 ; Мрк. 9:34–35 ; 10:42–45 ; Иоан. 18:36 ; 1 Петр. 5:2–4 ; Евр. 13:20 , и др.). Как среди Апостолов не было и не могло быть у кого-либо из них преимущественной власти, которою бы обладал один из них по отношению к другим, так точно нет, и не может быть преимуществ и среди апостольских преемников - епископов, но все они имеют совершенно одинаковую духовную власть и достоинство, и только общее их собрание может передать новому епископу власть, которую в отдельности имеет каждый из них . Множество примеров свидетельствует о том, что это исполнялось и во времена Апостолов. Апостол Павел в своем послании епископу Тимофею советует хранить дар, полученный им через возложение рук священства (1 Тим. 4:14) . В Деяниях св. Апостолов (13:1–3) упоминается, что Павел и Варнава, по внушению Св. Духа, были рукоположены на свою службу собором апостольских преемников. Апостольские постановления (III, 20) в деле поставления епископов требуют того же, что и это Ап. Правило . Это правило было общим и неизменным в течение всех веков христианской церкви, и его строго придерживается и в настоящее время наша православная церковь. Обычно три или два епископа, имеющие поставить нового епископа, принадлежат к той митрополичьей области, в которой новый епископ должен занять кафедру. В случае нужды, когда в такой области нет необходимого числа епископов, можно пригласить такового из ближайшей области, и он, вместе с одним или двумя епископами данной области, поставит нового епископа. Такой порядок является совершенно каноническим .

В оригинальном тексте этого правила сказано: ?????????????, что мы перевели: «да поставляют» (серб. «нека поставлjajy»), руководясь славянским переводом нашей Кормчей, хотя в настоящее время?????????? называется только рукоположение, т. е. посвящение того, над коим епископ, благословляя его, простирает руку (??????? ??? ?????). Мы не употребили слова «рукоположение» потому, что в правилах упомянутое греческое слово обозначает иногда «избрание» («избор») (напр. Антиох. 19), вследствие чего нам казалось лучше придерживаться в данном случае перевода Кормчей. Зонара в толковании этого правила объясняет: «В древности и самое избрание называлось хиротонией, как говорят, потому, что, когда гражданам разрешено было избирать епископов, и когда они собирались все вместе, чтобы подавать свой голос за того или другого, то они для того, чтобы узнать на чьей стороне большинство голосов, простирали руки (??????? ??? ??????) и по простертым рукам считали избирателей каждого кандидата. Кандидат, получивший большинство голосов, считался избранным в епископы. Отсюда и взято слово хиротония. Это слово, в указанном смысле, употребляли и отцы разных соборов, называя и самое избрание хиротонией» . В этом правиле идет речь не об избрании епископа, а только о рукоположении, т. е. о том церковном священнодействии, чрез которое избранный получает божественную благодать. Это священнодействие совершают епископы в алтаре у св. престола по узаконенному чину .

Из книги Библия, пересказанная детям старшего возраста автора Дестунис София

IX. Деяния святых Апостолов. Итак, дело Иисуса Христа на земле совершено и, совершив его, Господь вознесся на небо, в вечное Царство Свое. - Вознесся Он от мира земного, но не покинул его: продолжает пребывать в нем посредством Посланного Им, “Ходатайствующего за людей”

Из книги Азбука православного вероучения автора Знаменский Георгий Александрович

ИЗ ПРАВИЛ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ 45. Эпископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что-либо, яко служителям церкви: да будет извержен.65. Аще кто из клира, или мирянин, в синагогу иудейскую или еретическую войдет

Из книги Курс патрологии автора Сидоров Алексей Иванович

Из книги Евангельская история. Книга вторая. События Евангельской истории, происходившие преимущественно в Галилее автора Матвеевский Протоиерей Павел

Исповедание святых апостолов Мф. 16, 13–20; Mк. 8, 27–30; Лк. 9, 18–21 После этого чуда Иисус Христос с учениками своими пошел в селение кесарии Филипповой. Дорогою, в уединенном месте, он остановился и совершил молитву. о чем была молитва Богочеловека, ведомо Ему единому, но

Из книги Правила Святой Православной Церкви с толкованиями автора Милош Епископ Никодим

О правилах святых Апостолов Во всех канонических сборниках православной церкви на первом месте находится 85 правил св. Апостолов .Важность и значение этих правил во вселенской церкви на все времена утвердил трулльский собор (691) 2-м своим правилом, провозгласив, «чтобы

Из книги Каноны Православной Церкви автора Граббе Епископ Григорий

Правила святых Апостолов Правило 1 Епископа да поставляют два или три епископа. (I Всел. Соб. правило 4; VII Всел. 3; Антиох. Соб. 12, 23; Лаодик. 12; Сердик. 6; Конст. 1; Карф. 13, 49, 50).Это правило говорит о том, как получается первая и самая высшая степень церковной иерархии - степень

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

Правила Святых Отцов Православной Церкви

Из книги Глас Византии: Византийское церковное пение как неотъемлемая часть православного предания автора Кондоглу Фотий

Правила Разных Святых Отцов. Каноническое послание архиеп. Дионисия александрийского к епископу Василиду. Правило 1. В послании ко мне, вернейший и просвещеннейший сын мой, ты вопрошал меня: в который час должно прекращати пост пред днем пасхи? Ибо некоторые братия

Из книги Сфабрикованный Иисус автора Эванс Крейг

ч.1.Правила Апостолов и Вселенских Соборов

Из книги Церковное Право автора Цыпин Владислав Александрович

О правилах святых Апостолов Во всех канонических сборниках Православной Церкви на первом месте находится 85 правил св. Апостолов.Важность и значение этих правил во вселенской Церкви на все времена утвердил Трулльский собор (691) 2-м своим правилом, провозгласив, “чтобы

Из книги автора

9. ДЕЯНИЯ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ Феофил * Матфий * Пятидесятница * Языки * Парфяне и мидяне * Анания * Гамалиил * Стефан * Филипп * Симон маг * Кандакия * Савл из Тарса * Дамаск * Варнава * Иаков, брат Господень * Лидда * Корнелий * Антиохия * Кесарь Клавдий * Ирод Агриппа I * Кипр * Паф * Павел

Из книги автора

1. Православное богослужение как Предание святых апостолов и святых отцов Церкви Православное богослужение - это источник радости и предмет похвалы для всякой православной души. Оно формировалось постепенно, начиная с первых лет существования древней Церкви, трудами

Из книги автора

Правила Святых Отцов доникейской эпохи В канонический кодекс Православной Церкви вошли правила трех Святых Отцов, подвизавшихся до издания Миланского эдикта: Свв. Дионисия и Петра Александрийских и Св. Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского.Св. Дионисий (1265 г.)

Из книги автора

Правила Святых Отцов Помимо канонов Святых Отцов доникейской эпохи, в канонический свод вошли правила еще 9 Отцов, упомянутых во 2 правиле Трулльского Собора: свв. Афанасия Великого, Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Амфилохия Иконийского, Кирилла



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»