Суббота первой седмицы. Суббота первой седмицы великого поста

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Стихи:

Великомученик Феодор Тирон

Святой славный мученик Христов Феодор Тирон был родом из Амасии Понтийской. Он служил в римской армии во времена великого Диоклетианова гонения, около 303 года. Христианин с детства, он скрывал свою веру, но не из малодушия, а потому что ждал от Бога знамения, чтобы предать себя мученичеству.

Когда его легион стоял в окрестностях города Евхаиты (в провинции Еленопонт), он узнал, что жители этих земель страшатся ужасного змия, прятавшегося в лесу. Поняв, что настал момент, когда Бог покажет ему, пришло ли время мученичества, он смело пошел в чащу. Феодор добрался до деревеньки, оставленной всеми, кроме одной благородной христианки Евсевии, которая указала ему, где находится логово чудовища. Осенив себя знамением креста, святой бросился на ревевшего и извергавшего пламя зверя и убил его ударом копья в голову.

Теперь святой Феодор знал, что, победив с Божией помощью видимое чудовище, он справится и с невидимым змием, диаволом, и вернулся в лагерь, не боясь открыть свою веру. Когда вышел приказ принести жертву имперским богам, Феодор остался в своей палатке. За ним пришли, чтобы заставить участвовать в церемонии. Но он ответил: «Я христианин и поклоняюсь только Христу. Он – Царь, Которому я служу, и только Ему я принесу жертву!» Помучив коварными вопросами, Феодора на время оставили, чтобы допросить других христиан. Воспламененный божественным рвением, Феодор укреплял единоверцев быть до конца достойными Христа, взявшего их в Свое небесное воинство.

Ночью он пробрался в языческий храм и сжег алтарь Реи, матери богов, вызвав великое волнение в Евхаитах. Один из служителей храма схватил святого и отвел к наместнику Публию. Феодор не оказал никакого сопротивления и спокойно отвечал на вопросы правителя. Христианин доказывал ему, сколь нелепо считать божеством бездушный кусок дерева, в считанные минуты превратившийся в пепел. Публий пригрозил ему страшнейшими пытками. Святой возразил: «Твои угрозы меня не пугают, ибо сила Христова будет мне источником радости и веселья в муках». Скрежеща зубами от злобы, наместник приказал бросить его в темный каземат без еды.

В ту же ночь Христос явился Феодору для утешения и пообещал, что Божественная благодать будет для Его смелого служителя одновременно пищей, радостью и защитой. Окрепший духом святой проводил время, воспевая гимны вместе с ангелами, так что стражникам казалось, будто к заключенному присоединились другие христиане, хотя тюрьма была наглухо заперта.

Ему предложили немного хлеба и воды, но он отказался, объявив, что Христос пообещал ему небесную пищу. Когда он в следующий раз предстал перед наместником, ему предложили стать верховным жрецом при идолах. Это вызвало у святого лишь смех: он сказал, что готов быть разрезанным на кусочки ради любви ко Христу. Тогда его повесили вниз головой, и палачи стали разрывать его тело железными щипцами – но напрасно. Видя неукротимое сопротивление мученика и боясь, что другие последуют его примеру, наместник приказал сжечь его живым.

Подойдя к костру и раздевшись, Феодор обратился к Богу с горячей молитвой, чтобы Он поддержал других исповедников, и сам вошел в пламя. Но, воздавая ему честь, языки пламени окружили мученика, не касаясь тела, словно триумфальная арка. Тогда, произнеся благодарение, Феодор предал душу Богу.

Благочестивой Евсевии удалось выкупить его тело и перевезти в Евхаиты. Здесь в честь мученика воздвигли церковь, в которой паломники получали исцеление душевное и телесное.

В 361 году император Юлиан Отступник, всеми силами пытавшийся восстановить языческие культы, заметил, что у христиан был обычай освящать первую неделю Великого поста особенно усердным воздержанием и молитвой. Жестокий деспот приказал тогда префекту Константинополя окроплять все товары на рынках кровью жертвенных животных, чтобы ни один житель не избежал осквернения идолопоклонством. Но Господь не оставил избранный народ. Он послал Своего слугу Феодора в видении архиепископу Евдоксу (360–364) и приказал, чтобы христиане не покупали продуктов на рынке, а приготовили для пропитания коливо – вареную пшеницу.

Так по вмешательству святого великомученика Феодора христианский народ расстроил козни тирана и остался свободен от идолопоклонства. С тех пор Церковь ежегодно вспоминает об этом чуде в первую субботу Великого поста, показывая верующим, что пост и воздержание могут очистить от всякой грязи и всякого греха.

Святой Феодор Тирон совершил множество других чудес для тех, кто приходил к нему в храм с верой и молитвой. Однажды он явился на белом коне, сияя славой, и привез бедной вдове ее единственного сына, оказавшегося в плену у сарацин. Он часто помогал попавшим в бурю, помогал находить воров, возвращал хозяевам беглых слуг. Всеми своими чудесами он показывал, что, будучи воином на земле, он стал небесным защитником христиан.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский ,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

Толкование Евангелия на каждый день года.
Суббота 1-я Великого поста

Мк, 10 зач., 2, 23-3, 5

Случилось Иисусу в субботу проходить засеянными полями, и ученики Его дорогою начали срывать колосья. И фарисеи сказали Ему: смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать? Он сказал им: неужели вы не читали никогда, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним? как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним? И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий есть господин и субботы.

И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку. И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его. Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину. А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали. И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая.

Мы видим, что вопросы, касающиеся пищи, занимают большое место в нападках фарисеев на Господа. Его обвиняют в том, что Он ест и пьет с грешниками, не побуждает Своих учеников к посту, а теперь требуют, чтобы Он запретил им срывать колосья, потому что день - субботний. Фарисеи - большие специалисты по толкованию иудейского Закона. По их разумению, то, что делают ученики, - сродни сбору урожая. А сбор урожая - один из тридцати девяти видов труда, которые запрещены в субботу. Следовательно, ученики совершают грех, и их Учитель - с ними, поскольку Он позволяет им это делать.

Господь вступает в сражение с фарисеями на их собственной территории. Они апеллируют к Писанию, пытаясь извлечь из него запрет срывать колосья в субботу. Но разве само Писание не показывает, что когда нужда и голод, можно ослабить некоторые обрядовые предписания? Закон существует, чтобы служить жизни, а не наоборот. Господь приводит эпизод из жизни Давида, который фарисеи должны знать. Давид бежал, спасаясь от смертельной опасности. Он вошел в дом Божий и просил пищи, но там не было ничего, кроме хлебов предложения. Речь идет о двенадцати хлебах, которые были на золотом престоле, поставленном перед Святое Святых. Этот хлеб был приношением Богу. Раз в неделю хлебы меняли, и после этого только священники могли съедать их (Лев. 24, 9). Но во время крайней нужды Давид взял этот хлеб и ел его.

Господь показывает, что само Писание освящает такую заботу о человеке. «Суббота, - говорит Он, - для человека, а не человек для субботы». Человек был сотворен прежде закона о почитании субботы. Не для того он был сотворен, чтобы быть рабом внешних предписаний, которые были созданы, чтобы сделать жизнь человека полней и лучше.

Господь напоминает о самом существенном в нашей вере и об опасности забвения самого существенного. Вера не заключается в одном соблюдении установленных правил и предписаний. Когда люди забывают о любви и прощении, о милосердии и служении, о том, что должно быть в сердце нашей веры, и заменяют все тщательным исполнением внешнего, духовная жизнь теряет смысл. Люди, ради которых Сын Божий принимает смерть, имеют большее значение, чем все системы. Никогда суббота не была столь святой, как тогда, когда она соединилась с тайной Пришествия Христова в мир - спасением смертельно страждущего душой и телом человека. Последнее слово в суждении о всех вещах принадлежит Христовой любви, а не Закону.

«И пришел Иисус опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку. И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его». Господь говорит человеку, имевшему иссохшую руку, стать посредине, чтобы все могли видеть его. И задает специалистам по Закону два вопроса. Первый - «должно ли в субботу добро делать или зло делать?» Естественно, они не могут не признать, что должно делать добро. А также, что Он предлагает сделать этому человеку добро. Они не могут отрицать, что делать зло - недопустимо. А также, что несомненным злом было бы оставить человека в его беде, когда есть возможность помочь ему. И Господь спрашивает еще: «должно ли в субботу душу - жизнь - спасти или погубить?» Его слово бьет в самую цель. Господь спасает жизнь человека, а они думают, как погубить Господа. В любом случае, помощь человеку лучше, чем участие в его убийстве. Неудивительно, что «они молчали». Им нечего сказать в ответ. Силою Своей Божественной власти Господь исцеляет человека.

Недостаточно для нас ходить в храм Божий, соблюдать посты, читать Священное Писание, молиться, участвовать в таинствах Церкви. Стараемся ли мы достигнуть через все это того, что один Христос может дать, - исцеления от глухоты и слепоты к страданиям мира, обретение духа жертвенности, без которого не может быть общения с Богом Живым. Христианская вера - это служение. Это любовь к Богу и к людям. Самое главное в ней - не верность внешним правилам, а то, ради чего эти правила существуют, - верность Христу, дающему нам вместо сердца каменного сердце плотяное, живое, способное немедленно отозваться на вопль человеческой нужды.

Ин, 52 зач., 15, 17-16, 2

Сказал Господь Своим ученикам: сие заповедаю вам, да любите друг друга. Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня. Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем. Ненавидящий Меня ненавидит и Отца моего. Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего. Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно. Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною. Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились. Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу.

Христос - воплощенная любовь. Возлюбив Своих учеников до конца, Он дает им заповедь о любви. «Сие заповедаю вам, да любите друг друга». Он говорит так, будто хочет многое возложить на них в их служении, но называет только это одно: «Да любите друг друга».

Но в мире существует ненависть, которая есть печать антихриста, царства диавола, как любовь - печать Христова. Те, в ком эта ненависть, и есть мир, они - дети мира сего в отличие от детей Божиих. Мир - человеческое общество, организованное без Христа и против Христа. Его составляют иудеи и язычники, которые находят согласие в противостоянии Христу и Его служителям. Христос окружает Своих великой заботой, но им дается «жало в плоть» - гонение за Христа. Христос дает верующим в Него служение, исполненное многих трудов и скорбей, и утешение, все превосходящее, - заповедь о любви друг ко другу. Чем больше ненавидит нас мир, тем больше мы должны любить друг друга. Когда мы окружены со всех сторон врагами, мы должны держаться вместе.

Велика вражда мира по отношению к тем, кто Христовы. Мир ненавидит их. Те, кого Христос благословляет, мир проклинает их. Мир никогда не глядит благосклонно на наследников небес. «Они будут гнать вас», - говорит Христос. Все, желающие жить благочестно о Христе Иисусе, будут гонимы. Господь посылает их как овец среди волков. Мир будет отвергать их, потому что они не принадлежат Ему. «Если бы вы были от мира, от его духа, мир любил бы вас как своих». Но они не принадлежат миру, потому что Христос избрал их от мира. По этой причине мир ненавидит их. Мир ненавидит их, потому что их жизнь - осуждение миру. Поистине небезопасно быть подлинно благочестивым, небезопасно открыто утверждать несравненно более высокие нормы жизни, чем те, которых придерживаются все. Мы помним слово преподобного Антония Великого, сказанное в IV веке: «Придет время, когда скажут: ты безумствуешь, потому что не хочешь принимать участие в общем безумии. Но мы заставим тебя быть как все». Слово «агиос» - святой - переводится как «отличающийся от других». Христианин - это тот, кто имеет мужество не быть как все, когда это «все» означает практический атеизм и даже сатанизм.

Мир будет ненавидеть христиан также потому, что они принадлежат Христу. «За имя Мое», - говорит Господь. Под каким бы предлогом ни совершалось гонение на Церковь, в основании его - ненависть ко Христу, к тем, кто носит имя Его в этом мире. «Но если вы страдаете за имя Его, - говорит апостол Петр, - то вы блаженны» (1Петр. 4, 14). И апостол Павел: «Если страдаем с Ним, то с Ним и прославимся». Если мир так возненавидел Христа, можем ли мы ожидать, что какие-либо наши добрые дела или заслуги перед миром упасут нас от его злобы? «Помните слово, которое Я сказал вам, - говорит Господь, - раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше». Как в начале Христова служения немного было тех, кто принял Его проповедь, так в конце пути Церкви немного будет тех, кто примет ее.

В Священном Писании «мир» - это всегда то, чего христианин должен отвергнуться. И не может быть у него больших оснований для этого, чем то, что мир возненавидел Христа. И Господь говорит, что усугубляет вину тех, кто возненавидел Его. «Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха». Но теперь они не имеют извинения в своем грехе. Чем больше знает человек, чем больше ему дано, тем большая ответственность ложится на него. Христос обнажил грех. Он показал, что это путь смерти. И Своей Крестной любовью Он явил, что есть прощение греха и жизнь вечная. Но они возненавидели Его напрасно. Разве может что сравниться с таким грехом?

Мир ненавидит учеников Христовых, потому что, говорит Христос, «они не знают Пославшего Меня». Мир не узнает Бога, даже объединив все существующие духовности в одно, если он не узнает Бога во Христе.

Во Христе Иисусе мир ненавидит Бога. «Ненавидящий Меня ненавидит Отца». Неужели могут быть такие люди, которые ненавидят Бога? Неужели не сожжет их огонь стыда или ужас перед тем, что неминуемо последует за таким отступничеством? Говоря о великом противостоянии мира Его благовестию, Христос показывает, какая сила свидетельства Духа Святого и апостольской Церкви будет присутствовать в мире. Нам открывается здесь тайна Пресвятой Троицы. «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне». Дух Святой - не только Утешитель, но Свидетель о Христе. Он - Дух истины, в Нем - полнота истины о Христе, и невозможно никакое человеческое свидетельство о Кресте и Воскресении без внутреннего Божественного просвещения, которое и будет дано Церкви в день Пятидесятницы. «Дух Святой будет свидетельствовать и вы будете свидетельствовать», - говорит Христос апостолам. Может ли быть большее утешение и большая слава для них, может ли быть большая сила, чем присутствие Самого Бога в их противостоянии ненависти и презрению мира?

Потому да не будет ни для кого из учеников Христовых Крест Его камнем преткновения и камнем соблазна - искушением повернуть назад. Мы не должны никогда ничего ожидать от мира. Среди неизбежных гонений, ожидающих нас в мире, лежащем во зле, самое великое испытание придет, когда «всякий убивающий вас будет думать, что он тем служит Богу». Не так ли было с самими христоубийцами? Дело диавола может, как показывает история, совершаться во имя Божие. Это не уменьшает греха гонителей, но безмерно усиливает страдания гонимых верных, умирающих в глазах мира врагами Божиими. Так было, когда иудеи распинали Христа, так будет во времена «человека беззакония», которого Христос, явившись во славе, убьет дыханием уст Своих. Христос предложил Своим ученикам и доныне предлагает всем слушающим Его не путь облегчения их жизни, но путь славы.

Протоиерей Александр Шаргунов

Синаксарь в субботу первой седмицы Великого поста. Великомученика Феодора Тирона

Стихи:
Тирон пищей колива питает город,
Пищу оскверненную признав негодной.


Святой великомученик Феодор Тирон

В этот день, в первую субботу Великого поста, мы празднуем дивное чудо с коливом святого славного великомученика Феодора Тирона, которое имело такую предысторию.

Когда Юлиан Отступник наследовал царство после Констанция, сына Константина Великого, и обратился от Христа к идолослужению, то началось великое гонение на христиан, явное и вместе с тем скрытое. Ибо нечестивый царь запретил жестоко мучить, а также откровенно бесчеловечно покушаться на христиан, - стыдясь и в то же время опасаясь, чтобы к ним не присоединились многие, но задумал мерзкий обманщик некоторым тайным способом осквернить христиан. Для чего он, помня, что христиане в первую седмицу святого поста особенно очищаются и внимают Богу, призвав градоначальника, повелел обычно продаваемые продукты убрать, а выставить на рынке другую пищу, то есть хлеб и напитки, предварительно окропив их идоложертвенной кровью и осквернив этим окроплением, чтобы покупающие их после поста христиане осквернились в момент наибольшего очищения. Градоначальник сразу осуществил на деле повеленное ему, и на всем торжище разложили оскверненные идоложертвенной кровью пищу и питие.

Но Всевидящий Бог, препятствующий хитрецам в их коварстве и всегда промышляющий о нас, Своих рабах, разрушил и гнусные козни отступника. Городскому епископу Евдоксию, хотя он был и еретиком, а не православным, Бог послал великого страстотерпца Своего Феодора, из воинского сословия, по прозванию Тирон. И тот, представ перед ним не во сне, а наяву, сказал вот что: «Как можно скорее, встав, собери стадо Христово и строго заповедай никому ничего не покупать из предлагаемого на торжище, ибо все это осквернено идоложертвенной кровью по приказу нечестивого царя». Архиерей недоумевал и спрашивал: «Но как бы это удалось не имеющим дома достаточно пищи - не покупать предлагаемого на торжище?» - «Дав им коливо, - ответил святой, - восполни недостаток». Когда же тот, удивляясь и не понимая, спросил, что бы это значило - «коливо», великомученик Феодор сказал: «Вареная пшеница, - ибо так мы привыкли ее называть в Евхаите». Патриарх выведывал, кто это, заботящийся о христианах, а святой снова отвечал: «Феодор, мученик Христов, ныне послан вам от Него помощником». Патриарх же, тотчас встав, многим христианам возвестил о видении и, сделав так (как повелел святой Феодор), сохранил Христово стадо невредимым от коварства врага и отступника. Царь же, видя, что его козни раскрыты и ничего не вышло, сильно устыдившись, снова повелел продавать на торгу обычные товары.

А христиане, воздавая благодарение благодетелю-мученику, по прошествии первой седмицы Великого поста, в эту субботу, радостно совершили ему празднование, приготовив коливо. И с тех пор даже доныне мы, верные, возобновляя чудо, чтобы столь славное дело мученика со временем не было забыто, почитаем памятьвеликомученика Феодора освящением колива.

Святого же этого при императоре Максимиане замучил нечестивый препозит Вринка, сначала изнуренного в темнице, потом поджегшего храм их языческой богини и раздавшего нищим ее убранство. Когда же некоторые требовали от него ответа, и хотели, чтобы он обратился от Христа к идолам, и давали ему такие советы, - он был нетерпим. Много пострадав, напоследок он был брошен в огромный разожженный костер и, не пострадав от него, посреди пламени предал душу Богу.

Того молитвами, Христе Боже, помилуй и спаси нас. Аминь.

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ

Суббота первой седмицы святой Четыредесятницы

Православные христиане, с особенным усердием и благоговейною строгостью проводя первую неделю святой Четыредесятницы, имеют утешительное свидетельство для своего православия в священном воспоминании, творимом в субботу, и в торжестве, совершаемом Церковью в воскресный день первой недели.

В субботу первой седмицы Великого поста, по древнему названию, Феодоровскую, Церковь совершает благодарственное празднование св. великомученику Феодору Тирону. Синаксарь в субботу первой седмицы Четыредесятницы начинается стихами:

Пищей колив питает Тирон град,
Пищу оскверненную учинив непотребну.

Юлиан, отступник и лукавый гонитель христианства, желая осквернить св. пост наш, в первую седмицу Четыредесятницы, издревле особенно чтимую, и подвергнуть христиан осмеянию, повелел в 362 году епарху антиохийскому тайно - ежедневно в продолжение первой седмицы осквернять припасы, продаваемые по обычаю в Антиохии на торжище, кровью идольских жертв, от которых христиане всегда обязаны удерживаться (Деян. 15, 29).

Епарх исполнил повеление Юлиана. Но злоумышление врагов сделалось известно христианам. Св. великомученик Феодор Тирон (воин), стяжавший мученический венец при императоре Максимиане, в Амасии около 306 года 17 февраля, является константинопольскому архиепископу Евдоксию и повелевает ему призвать рано утром в чистый понедельник верующих и запретить им покупать на торжище оскверненную пищу. Епископ недоумевал, чем заменить это лишение, особенно имеющим недостаток в домашних запасах. Великомученик советовал употребить для пищи коливо, или вареную пшеницу с медом, называемую иногда кутьей, и таким образом обличил и посрамил нечестивое намерение хитрого кощунника.

В память этого события и в благодарность великомученику Феодору, погубителю идолов, предстателю и хранителю стада Христова, Православная Церковь с тех пор, т.е. с 4 века, доселе ежегодно творит празднование великомученику, совершая в навечерие субботы, в пятницу на Литургии по заамвонной молитве, молебный канон - сочинение св. Иоанна Дамаскина, и благословляя в честь великомученика коливо, коим внушил он заменить на первой седмице поста оскверненную постную пищу. В субботу Церковь постановила читать похвальное слово Феодору - сочинение Григория Нисского - и петь канон Иоанна - митрополита евхаитского.

Чтением Апостола на Литургии в первую субботу Четыредесятницы Церковь исповедует божественное величие Иисуса Христа пред Ангелами как Сына Божия, Творца и Спасителя мира, Бог Им и веки сотвори, и Он есть сияние славы и образ ипостаси Его, носяже всяческая глаголом силы своея, собою очищение сотворив грехов наших, седе одесную престола величествия на небесах (Евр. 1, 1-12). Чтением Евангелия Церковь благовествует, что дни, посвящаемые на особенное служение Богу, надобно преимущественно святить делами человеколюбия, которым должно иногда подчинять и обрядовые установления (Мк. 2, 23, 3, 5). Кроме этих чтений Апостольского и Евангельского положены в субботу первой седмицы Четыредесятницы чтения в честь великомученика Феодора (2 Тим. 2, 1-10; Ин. 15, 17-16, 2).

Суббота первой седмицы Великого поста

Таинство Причещения – таинство, через которое мы делаемся причастниками Божества, соединяемся со Христом. “Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день” (Ин. 6, 53-54). Таинсво Святого Причащения питает нашу душу и тело, способствует нашему укреплению, возвышению, возрастанию в жизни духовной: “ядущий Меня жить будет Мною” (Ин. 6, 58). Причащение служит для нас залогом будущего воскресения и вечно-блаженной жизни: ядущий хлеб сей жить будет вовек (Ин. 6, 58).

Желающий приобщиться Святых Таин должен перед Причащением исповедаться и прочитать три канона: Спасителю, Пресвятой Богородице и Ангелу-Хранителю, а также Последование ко Святому Причащению. Желающие могут прочитать также акафист Иисусу Сладчайшему и (или) Божией Матери.

Таинство Причащения совершается во время Литургии. Все исповедавшиеся повторяют за священником молитву перед Причащением и делают земной поклон, а потом благоговейно подходят к Святой Чаше со сложенными крестообразно на груди руками, и причащаются Тела и Крови Христовых. После этого причастники выслушивают благодарственные молитвы.

ПЕСНОПЕНИЯ СУББОТЫ ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА

Тело Христово приимите. Источника безсмертного вкусите.
Причастен

Душею и телом да освящуся, Владыко, да просвещуся, да спасуся, да буду дом Твой причащением священных Таин, Живущего Тя имея в себе со Отцем и Духом, Благодетелю Многомилостиве.
«Благодаря причащению Святых Таин, Владыка, да освящусь душой и телом, да просвещусь, да спасусь, да буду Твоим домом, в котором живешь Ты, многомилостивый Благодетель, со Отцом и Духом».
Из последования ко Святому Причащению

Владыко Христе Боже, Царю веков и Содетелю всех, благодарю Тя о всех, яже ми еси подал благих, и о причащении пречистых и животворящих Твоих Таинств. Молю убо Тя, Блаже и Человеколюбче: сохрани мя под кровом Твоим, и в сени крилу Твоею; и даруй ми чистою совестию, даже до последняго моего издыхания, достойно причащатися святынь Твоих, во оставление грехов и в жизнь вечную. Ты бо еси хлеб животный, источник святыни, Податель благих, и Тебе славу возсылаем, со Отцем и Сыном и Святым Духом, ныне и присно и вот веки веков. Аминь.
«Владыка Христе Боже, Царь веков и Создатель всего мира! Благодарю Тебя за все блага, которые Ты дал мне, и за причащение пречистых и животворящих Твоих Таинств. Молю же Тебя, Благой и Человеколюбивый, сохрани меня под покровом Твоим и в тени крыльев Твоих и даруй мне с чистою совестью до последнего моего вздоха достойно причащаться святынь Твоих в прощение грехов и в жизнь вечную. Ибо Ты – Хлеб Жизни, Источник освящения, Податель благ, и Тебе славу воссылаем со Отцом и Святым Духом, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь».
Молитва святителя Василия Великого

О СВЯТОМ ПРИЧАЩЕНИИ

Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем.
Ин. 6, 56

Причащение есть таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную.
Православный катихизис

О Таинстве Причащения, если размышлять пространно, то надобно размышлять целую вечность: ибо это святейшее Таинство есть верх всемогущества, премудрости и любви Божией к нам.
Иннокентий Архиепископ Херсонский

Помысли, христианин, какой чести ты удостоин? Какою наслаждаешься трапезою? На что с трепетом взирают Ангелы и не смеют возреть без страха, по причине сияния отсюда исходящего, тем мы питаемся, с тем сообщаемся и делаемся одним телом и одною плотью со Христом.
Святитель Иоанн Златоуст

Время приступить к страшной Трапезе. Приступим же все с достойной мудростию и вниманием. Пусть никто не будет Иудой, пусть никто не будет злым, пусть никто не скрывает в себе яда, нося одно на устах, а другое на уме. Предстоит Христос; Кто утвердил ту Трапезу, тот же теперь совершает и эту. Ибо не человек претворяет предложенное в Тело и Кровь Христову, но Сам распятый за нас Христос. Священник стоит, нося Его образ, и произносит слова, а действует сила и благодать Божия «сие есть Тело Мое», – сказал Он.
Святитель Иоанн Златоуст

Священнодействие, за которым совершается великое Таинство Причащения, называется Евхаристией (благодарением) потому особенно, что здесь имеем побуждения более благодарить, нежели просить; ибо здесь более получаем, нежели просим, и даже не остается ничего совершенно, чего бы не даровал нам здесь Бог.
Иеремия Патриарх Константинопольский

Когда мы, недостойные, сподобимся со страхом и трепетом причаститься Божественных и Пречистых Таин Христа Бога и Царя нашего, тогда наиболее покажем трезвения, хранения ума и строгого внимания, да огнь сей Божественный, то есть Тело Господа нашего Иисуса Христа, потребит грехи наши и наши большие и малые скверны. Ибо, входя в нас, оно тотчас прогоняет из сердца лукавых духов злобы и отпущает нам прежде бывшие грехи; и ум наш тогда оставляется свободным от беспокойной докучливости лукавых помыслов. Если после сего, стоя у дверей сердца, будем тщательно сохранять ум свой, то, когда опять будем сподобляться Святых Таин, Божественное Тело более и более будет просвещать ум наш и делать его блестящим, подобно звезде.
Преподобный Исихий

По причащении же Святых Таин, воздав благоговейное благодарение Господу за великую к тебе милость, в сей момент явленную как некий велий и неизреченный дар, войди тот час в сокровенности сердца своего и, поклонившись там Господу со смиренным чувством, простри к Нему мысленно такую беседу: «Ты видишь, всеблагий мой Господи, как легко впадаю я в грех на пагубу себе, и какую силу имеет надо мной борющая меня страсть, и сколько сам я бессилен освободиться от нее. Помоги мне и усиль бессильные усилия мои или паче Сам восприими оружия и ими вместо меня порази в конец сего неистового врага моего».
Преподобный Никодим Святогорец

После Причащения нужно исправление, свидетельство о любви к Богу и ближнему, благодарение, усердное стремление к новому, святому и непорочному житию. Словом, прежде Причащения нужны истинное покаяние и сердечное сокрушение; после покаяния нужны плоды покаяния, добрые дела, без которых истинного покаяния не может быть. Следовательно, христианам необходимо жизнь свою исправить и начать новую, богоугодную, чтобы не в суд и не в осуждение было им Причащение.
Святитель Тихон Задонский

О СВЯТОМ ПРИЧАЩЕНИИ

Возлюбленные о Христе братья! Ныне раздается в сердцах ваших утешительный глас воплотившегося Бога Слова: Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем (Ин. 6, 56). Ныне вы ощущаете исполнение этого гласа на самом деле! Поймите славу вашу, вникните в настоящее достоинство ваше: каждый из вас – сосуд Божественного таинства; каждый из вас – храм, в котором Сын Божий с Предвечным Отцем Своим и поклоняемым Духом таинственно и вместе существенно обитает. Уже теперь вы не свои: вы – Божии. Вы куплены Богом ценою крови Сына Его (1 Кор. 6, 19-20). Не можете принадлежать ярму чуждому! Если кто из вас доселе был темный грешник, тот отныне соделался праведником правдою Сына Божия.

Эта слава ваша, это богатство ваше, эта праведность ваша неужели пребудут в вас только до того времени, доколе вы во храме, или кратчайшее время по исшествии из храма? Неужели вы опять предадитесь в работу тлению? Неужели Иисус, вошедший Святыми Тайнами в сердца ваши, принужден будет уклониться из них по причине множества помышлений, намерений, слов, дел греховных, которые вы допустите в себя? Нет! Да не совершится эта горестная измена Спасителю, это предательство Спасителя! Пребудьте Храмом Божиим, служите вселившемуся в вас Господу тщательным исполнением Его Святых заповедей – и Он пребудет в вас. Он сохранит вас на пути земной жизни от всякого преткновения, введет вас безмятежной и нестрашной смертью в пристанище блаженной вечности. Аминь.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Па-мять ве-ли-ко-му-че-ни-ка Фео до-ра Ти ро-на (ок. 306 г.)

(пе-ре-хо-дя-щее празд-но-ва-ние в суб-бо-ту 1-й сед-ми-цы Ве-ли-ко-го по-ста)

Вер-ный но-во-бра-нец и апо-стат им-пе-ра-тор

В эту суб-бо-ту, за-вер-ша-ю-щую первую сед-ми-цу Ве-ли-ко-го по-ста, бо-го-слу-жеб-ные пес-но-пе-ния пре-под-но-сят нам но-вое под-твер-жде-ние то-го, что ра-зум-ный пост уго-ден Бо-гу, и что по-стя-щи-е-ся на-хо-дят-ся под Его осо-бым по-кро-ви-тель-ством. Од-новре-мен-но еван-гель-ское чте-ние пре-ду-пре-жда-ет: пост и дру-гие ре-ли-ги-оз-ные пред-пи-са-ния - не са-мо-цель и име-ют смысл лишь то-гда, ко-гда по-мо-га-ют, а не ме-ша-ют нам нор-маль-но жить и ра-бо-тать на бла-го се-мьи и об-ще-ства. «Суб-бо-та для че-ло-ве-ка, а не че-ло-век для суб-бо-ты»! Имен-но по-это-му в за-вер-ше-ние пер-вой стро-гой ве-ли-ко-пост-ной сед-ми-цы мы чи-та-ем о том, как Хри-стос с уче-ни-ка-ми «на-ру-ша-ли» биб-лей-ские пред-пи-са-ния, вы-зы-вая фор-маль-но спра-вед-ли-вые упре-ки со сто-ро-ны книж-ни-ков и фа-ри-се-ев - этих рев-ност-ных пост-ни-ков и бла-го-че-сти-вых рев-ни-те-лей Мо-и-се-е-ва («вет-хо-го»!) За-ко-на.

В эту же суб-бо-ту Пра-во-слав-ная Цер-ковь со-вер-ша-ет бла-годар-ствен-ное празд-но-ва-ние свя-то-му ве-ли-ко-му-че-ни-ку Фео до-ру Ти ро-ну, по-гиб-ше-му в на-ча-ле IV сто-ле-тия, в пе-ри-од по-след-них го-не-ний на хри-сти-ан. По его име-ни первую сед-ми-цу по-ста на-зы-ва-ли в Древ-ней Ру-си «Фе-о-до-ро-вой неде-лей».

Со-глас-но жи-тию, св. Фе-о-дор Ти-рон был во-и-ном в го-ро-де Ала-сии Пон-тий-ской об-ла-сти, рас-по-ло-жен-ной в Ма-лой Азии у по-бе-ре-жья Пон-та Эвк-син-ско-го, т. е. Чер-но-го мо-ря. Его про-зва-ние Ти рон ука-зы-ва-ет на во-ин-ское зва-ние - это «мо-ло-дой во-ин (но-во-бра-нец)» (в от-ли-чие от стра-тила та ), несу-щий пре-иму-ще-ствен-но ка-ра-уль-ную служ-бу. За от-каз при-не-сти жерт-ву идо-лам Фе-о-дор был пре-дан ис-тя-за-ни-ям и осуж-дён на со-жже-ние. Это про-изо-шло око-ло 306 го-да при рим-ском им-пе-ра-то-ре Га-ле-рии (305-311). Непо-вре-ждён-ное ог-нём те-ло свя-то-го Фе-о-до-ра бы-ло по-гре-бе-но в Ев-ха-и-тах, неда-ле-ко от Ама-сии. За-тем его мо-щи пе-ре-нес-ли в Ца-рь-град; гла-ва же свя-то-го на-хо-дит-ся в Ита-лии, в го-ро-де Га-эте. Па-мять св. Фе-о-до-ра по непо-движ-но-му (ми-ней-но-му) ка-лен-да-рю - 17 фев-ра-ля / 2 мар-та.

Вско-ре по-сле кон-чи-ны св. Фе-о-до-ра хри-сти-ан-ство ста-ло доз-во-лен-ной ре-ли-ги-ей (ука-зы 311 и 313 гг.), и им-пе-ра-то-ры, на-чи-ная с Кон-стан-ти-на Ве-ли-ко-го (306-337), бы-ли хри-сти-ане. Но в 361 го-ду власть нена-дол-го пе-ре-шла к пле-мян-ни-ку Кон-стан-ти-на Юли-а-ну, «про-сла-вив-ше-му-ся» сво-им от-ре-че-ни-ем от Хри-ста и по-пыт-кой вер-нуть им-пе-рию к ис-по-ве-да-нию язы-че-ства. За это он по-лу-чил про-зва-ние Апоста т , в пе-ре-во-де с гре-че-ско-го - «От-ступ-ник».

В 362 го-ду, же-лая по-сме-ять-ся над хри-сти-а-на-ми, Юли-ан при-ка-зал гра-до-на-чаль-ни-ку Кон-стан-ти-но-по-ля окро-пить в Ве-ли-кий Пост все съест-ные при-па-сы на рын-ках идо-ло-жерт-вен-ной кро-вью. Так он хо-тел во-влечь ни-че-го не по-до-зре-ва-ю-щих хри-сти-ан в язы-че-ское жерт-во-при-но-ше-ние и «уни-что-жить» все их ве-ли-ко-пост-ные по-дви-ги. То-гда св. Фе-о-дор Ти-рон, явив-шись из дру-го-го ми-ра ар-хи-епи-ско-пу Ев-док-сию, по-ве-лел ему объ-явить всем хри-сти-а-нам, чтобы ни-кто не по-ку-пал ни-че-го на рын-ках. Пре-ду-пре-ждён-ные сво-им ар-хи-пас-ты-рем ве-ру-ю-щие вы-нуж-де-ны бы-ли пи-тать-ся в этот день толь-ко до-маш-ни-ми за-па-са-ми, пре-иму-ще-ствен-но ва-рё-ным зер-ном. В па-мять это-го со-бы-тия и со-вер-ша-ет-ся па-мять свя-то-го.

В яв-ле-нии му-че-ни-ка Фе-о-до-ра ска-зы-ва-ет-ся его осо-бое за-ступ-ни-че-ство, по-то-му что он явил-ся ар-хи-епи-ско-пу Ев-док-сию в день сво-ей па-мя-ти (в 362 го-ду Пас-ха бы-ла 31 мар-та, и пер-вое вос-кре-се-нье Ве-ли-ко-го По-ста при-хо-ди-лось на 17 фев-ра-ля). Так, на-ря-ду с ми-ней-ной па-мя-тью св. Фе-о-до-ра по-яви-лась в пра-во-слав-ном ка-лен-да-ре и его трио дная па-мять. «Отто ле у бо ве рнии да-же и до ныне чу-до об-новля юще, да не за-бве но толи кое де-ло му-че-ни-ка вре-ме-нем бу-дет, ве-ли-ка-го Фе-о-до-ра ко ли-ва-ми по-чи-та-ем», - на-по-ми-на-ет нам Пост-ная Три-одь.

Три-од-ное по-ми-но-ве-ние му-че-ни-ка Фе-о-до-ра зна-ме-но-ва-ло со-бой тор-же-ство Пра-во-сла-вия над ко-вар-ством язы-че-ства. В IX сто-ле-тии в пер-вое ве-ли-ко-пост-ное вос-кре-се-нье ста-ли празд-но-вать по-бе-ду Пра-во-сла-вия над ико-но-бор-че-ством, и па-мять му-че-ни-ка Фе-о-до-ра бы-ла пе-ре-не-се-на на преды-ду-щий день, од-на-ко идея пер-во-го ве-ли-ко-пост-но-го вос-кре-се-нья со-хра-ни-лась: это - Тор-же-ство Пра-во-сла-вия.

Юрий Ру-бан,
канд. ист. на-ук, канд. бо-го-сло-вия

Апо-столь-ское чте-ние на Ли-тур-гии (ря-до-вое)

«Я бу-ду Ему От-цом, и Он бу-дет Мне Сы-ном? » ().

А еще, ко-гда Он вво-дит Пер-во-род-но-го во все-лен-ную, Он го-во-рит:

«И да по-кло-нят-ся Ему все ан-ге-лы Бо-жии » ().

И, ес-ли об ан-ге-лах Он го-во-рит:

«Де-ла-ю-щий ан-ге-лов Сво-их вет-ра-ми (ду-ха-ми)

и слу-жи-те-лей Сво-их пла-ме-нем ог-ня » (), -

то о Сыне: «Пре-стол Твой, Бо-же, во век ве-ка »,

и: «ски-петр право-ты есть ски-петр цар-ства Тво-е-го.

Ты воз-лю-бил пра-вед-ность и воз-не-на-ви-дел без-за-ко-ние; по-это-му по-ма-зал Те-бя, Бо-же, Бог Твой еле-ем ли-ко-ва-ния бо-лее со-участ-ни-ков Тво-их » ().

И: «Ты, в на-ча-ле, Гос-по-ди, ос-но-вал зем-лю, и небе-са - де-ло рук Тво-их; они по-гиб-нут, Ты же пре-бу-дешь веч-но; и все, как одеж-да, об-вет-ша-ют, и, по-доб-но оде-я-нию, Ты свер-нешь их; и бу-дут из-ме-не-ны; но Ты - один и тот же, и ле-та Твои не кон-чат-ся (не ис-чез-нут) » ().

Еван-гель-ское чте-ние на Ли-тур-гии (ря-до-вое)

( - За-ча-ло 10)

[«Суб-бо-та для че-ло-ве-ка или че-ло-век для суб-бо-ты»?]

[В то вре-мя] слу-чи-лось Ему в суб-бо-ту про-хо-дить за-се-ян-ны-ми по-ля-ми, и уче-ни-ки Его на хо-ду на-ча-ли сры-вать ко-ло-сья. И фа-ри-сеи ста-ли го-во-рить Ему: «Смот-ри, они де-ла-ют, че-го нель-зя де-лать в суб-бот-нее вре-мя!»

И Он го-во-рит: «Или вы ни-ко-гда не чи-та-ли, что сде-лал Да-вид, ко-гда был в нуж-де и ко-гда тер-пе-ли го-лод он сам и лю-ди его: как он во вре-ме-на пер-во-свя-щен-ни-ка Ави-а-фа-ра во-шёл в Дом Бо-жий и те жерт-вен-ные хле-бы, ко-то-рых нель-зя есть ни-ко-му, кро-ме свя-щен-ни-ков, ел сам и да-вал сво-им лю-дям?»

И го-во-рил им Иисус: «Суб-бо-та для че-ло-ве-ка, а не че-ло-век для суб-бо-ты; по-это-му Сын Че-ло-ве-че-ский вла-стен и над суб-бо-той».

И во-шёл Он сно-ва в си-на-го-гу; и был там че-ло-век с вы-сох-шей ру-кой. И ста-ли сле-дить за Ним, не ис-це-лит ли Он его в суб-бо-ту, чтобы об-ви-нить Его. И го-во-рит Он су-хо-ру-ко-му: «Вста-вай в се-ре-ди-ну!» И го-во-рит им: «Доз-во-ля-ет-ся ли [по] суб-бо-там де-лать доб-ро - или де-лать зло? Жизнь спа-сти - или убить?»

Но они мол-ча-ли. И Он, огля-дев их с гне-вом, скор-бя об ока-ме-не-нии их сер-дец, го-во-рит то-му че-ло-ве-ку: «Про-тя-ни свою ру-ку». И он про-тя-нул, и бы-ла вос-ста-нов-ле-на ру-ка его.

При-ло-же-ние

(греч. κόλλυβα, ко ллю-ба , ко лли-ва )

Ва-рё-ная пше-ни-ца (или иной злак) с фрук-та-ми, под-сла-щён-ная мё-дом или са-ха-ром. Cино-ним - ку-тия (ку-тья) и со чи-во. Эти-мо-ло-гия неяс-на, воз-мож-но, тер-мин вос-хо-дит к ар-ха-и-че-ско-му ин-до-ев-ро-пей-ско-му кор-ню, обо-зна-ча-ю-ще-му ри-ту-аль-ную пи-щу. Обы-чай под-но-ше-ний из кру-пы и фрук-тов на по-хо-ро-нах за-фик-си-ро-ван ещё в Древ-ней Гре-ции (сло-во встре-ча-ет-ся у Ари-сто-фа-на (V-IV вв. до н. э.) в зна-че-нии «хлеб-ная ме-лочь, пи-рож-ки»). Со вре-мён Ви-зан-тии он в по-чти неиз-мен-ном ви-де со-хра-нил-ся вплоть до на-ших дней.

Бо-го-слу-жеб-ный устав пред-пи-сы-ва-ет при-но-сить ко-ли-во в честь и па-мять «гос-под-ских празд-ни-ков и свя-тых Бо-жи-их», что, ве-ро-ят-но, вос-хо-дит к тра-ди-ции древ-не-хри-сти-ан-ских ре-гу-ляр-ных хра-мо-вых тра-пез (это т. н. ага пы ). Со-глас-но Уста-ву, «Чин бла-го-сло-ве-ния ко-ли-ва» со-вер-ша-ет-ся на Ве-черне (по-сле «Ныне от-пуща еши») и на Ли-тур-гии (по-сле за-ам-вон-ной мо-лит-вы). В этом зна-че-нии ко-ли-во при-но-сит-ся в совре-мен-ной рус-ской бо-го-слу-жеб-ной прак-ти-ке толь-ко в честь вмч. Фе-о-до-ра Ти-ро-на в суб-бо-ту пер-вой сед-ми-цы Ве-ли-ко-го по-ста (об этом см. вы-ше). Это при-но-ше-ние но-сит ис-то-ри-че-ский ха-рак-тер и, по мне-нию неко-то-рых ис-то-ри-ков, ле-жит в ос-но-ве всей позд-нее раз-ви-той тра-ди-ции ко-ли-ва.

Наи-боль-шее раз-ви-тие, в том чис-ле и вне-бо-го-слу-жеб-ное, по-лу-чил об-ряд при-но-ше-ния ко-ли-ва в па-мять усоп-ших - при по-гре-бе-нии и по-сле-ду-ю-щих па-ни-хи-дах, сим-во-ли-зи-руя ве-ру хри-сти-ан в их бу-ду-щее вос-кре-се-ние. Пре-дан-ный зем-ле че-ло-век срав-ни-ва-ет-ся с бро-шен-ным в зем-лю се-ме-нем, ко-то-рое «не ожи-вёт, ес-ли не умрёт... Так и при вос-кре-се-нии мёрт-вых: се-ет-ся в тле-нии, вос-ста-ёт в нетле-нии» (). Мёд и фрук-ты озна-ча-ют сла-дость бу-ду-щей жиз-ни вос-крес-ших со Хри-стом.

Лит.: Ве-ни-а-мин (Ру-мов-ский-Крас-но-пев-ков В. Ф.), ар-хи-еп. Но-вая Скри-жаль, или Объ-яс-не-ние о Церк-ви... М., 1992. Т. 2; Со-чи-не-ния бла-жен-но-го Си-мео-на, ар-хи-епи-ско-па Фес-са-ло-ни-кий-ско-го. М., 1994. С. 537-540 («О ко-ли-ве, при-но-си-мом за усоп-ших»); Афа-на-сий (Са-ха-ров), еп. О по-ми-но-ве-нии усоп-ших по уста-ву Пра-во-слав-ной Церк-ви. СПб., 1999.

При-ме-ча-ние

Т. е. бук-валь-но всё . Гре-че-ское айо н (эон) - "век", "веч-ность"; в тек-сте Но-во-го За-ве-та - "мир" ("Все-лен-ная").

Первая седмица Великого поста наиболее строгая. Основная цель соблюдения Великого поста — подготовка в одному из главных христианских праздников — Светлому Христову Воскресению.

Этот период обычно отмечается особенными молитвами покаяния, осознания жертвы и отпущения грехов, которое стало возможно после смерти Иисуса Христа на кресте и последующего воскресения из мёртвых. Пост являет собой напоминание о 40-дневном голодании Иисуса Христа, когда он находился уединённо в пустынных землях.

Наиболее протяжённый по времени христианский пост в году устанавливается за срок в 7 недель до начала Пасхи.

Седмицами называют промежутки по 7 дней, соответственно. В эти дни проходят особенные богослужения, каждое соответствует своей неделе.

Первая седмица Великого поста

Со Святой Четыредесятницы берёт свое начало долгое воздержание от пищи, которое открывает первая неделя Великого поста.

Обычно с началом поста принято воздерживаться не только в разнообразии употребляемых продуктов, но в развлечениях, поэтому христиане прекращали петь песни и сосредотачивались на внутренней чистоте.

Считалось, что добровольное выдерживание поста послужит хорошей основой для скорейшего просветления и приближения к Господу путем приведения к чистоте не только тела, но и души.

Первые несколько дней на первой седмице Великого поста соблюдаются наиболее жесткие ограничения в употреблении пищи. Ранее пост характеризовался исключительной суровостью: не позволялось даже употребление воды. Сейчас же правила смягчены: можно пить и употреблять блюда из круп и овощей.

С начала поста, в дни с понедельника по пятницу седмицы, желательно принимать холодную, нежирную пищу и пить охлажденную воду по вечерам, единожды на день. С субботы разрешено есть постные блюда, политые растительными маслами, пить вино из винограда дважды в день.

  • В понедельник и вторник – ничего нельзя, кроме воды и хлеба.
  • В среду можно сырое питание без масла.
  • В четверг также только сырые продукты, масло нельзя.
  • В пятницу можно вареную пищу без масла.
  • В субботу и воскресенье – пища с маслом, вареная, разрешается вино.

Если на Великий пост случаются, согласно календарю Православия, дни почитания всех святых, то особо разрешается:

  1. В первый, второй и четвёртый день недели – горячее питание с использованием растительных масел.
  2. Во второй и пятый дни – разрешено пить вино и есть горячую пищу без масла.

В период Великого поста использовать в пищу запрещается вообще: мясо любых животных, продукты из молока и яйца. Разрешенные к использованию продукты: капуста, свекла, морковь и лук, любые блюда из бобов, яблоки и апельсины, разнообразные сладкие варенья из фруктов, соленые овощи.

С разрешения духовника престарелым и болеющим людям, беременным и кормящим грудью женщинам могут быть большие послабления в суровости постного стола.

Службы первой седмицы Великого поста

Желательно каждодневное посещение верующими всех служб в течение седмиц.

В первую седмицу Великого поста служение в церквах обычно не праздничное, простое и самое аскетичное за все недели. Оно служит раскаянию всех верующих и смирению перед Богом.

Службы в первую седмицу Великого поста предназначены для празднования Православия, в ознаменование торжества Святой Церкви над вздором иконоборства. Обычно после евхаристии в такие дни совершают еще и специальные чины – чин празднования Православия. Церковь восхваляет своих защитников и предает анафеме всех врагов.

Утренние богослужения в первый, второй и четвертый дни представляет собой заутреню, молитвословия по часам, короткие службы и вечерни. Богослужение (литургия) не производится.

В среду и пятницу утреннее служение включает заутреню, часовой молитвослов, короткие заместительные службы и священнодействие Преждеосвященных даров, без вечерни.

На Литургии Преждеосвященных даров выполняется причастие Святыми Дарами, освященными ранее в шестой и седьмой дни. В конце зачитывается молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего…». Её надобно сопровождать поклонами до земли.

Каждый день с начала первой седмицы Великого поста на вечерних службах зачитывается Великий канон (раскаяния) святейшего Андрея Критского. Произведение зачитывается 2 раза небольшими частями. На заутрене 5 дня недели канон перечитывается целиком.

Творение святейшего, исходящее из глубины самого любящего просветленного сердца, очень проникновенное и вдохновляющее, поэтому прихожане с удовольствием слушают его. Канон является прекрасным образцом перевода на русский язык, где важны не сами слова, а рождаемые высоким слогом образы.

После пятничной Литургии служится молебный канон по святому Тирону. Сразу освящается коливо (рисовая каша с изюмом или пшеничная с медом).

Такой обычай сложился исторически. Считается, что римский император Юлиан, прозванный Отступником, повелел своим слугам незаметно побрызгать кровью животных с жертвенников всю пищу, которую продавали на рынке. Но служитель Евдоксий увидел в своих сновидениях преподобного страдальца Федора Тирона, который предупредил об этом нечестивом поступке и указал ничего с рынка не брать, а есть только коливо. Отсюда и пошла эта традиция освещения вареных риса или пшеницы.

На другой день, в субботу, служится торжественное праздничное благодарение святейшему Федору Тирону. Оттого иногда первую седмицу называют Федоровой неделей.

В седьмой день заканчивается первая седмица Великого поста.

Далее идут:

  1. Вторая седмица (торжество о святителе Паламе).
  2. Третья седмица (неделя преклонения пред Крестом Господним).
  3. Четвёртая седмица поста (чествование святейшего Иоанна Лествичника, создателя «Лествицы», который вдохновляет православных прихожан своим высочайшим примером суровой аскезы).
  4. На пятой неделе славятся жизненные достижения Марии Египетской (включая субботу, именуемую Лазаревой).
  5. Седьмая неделя – Вербное воскресенье, или вхождение Господне.
  6. Последней неделей поста является Страстная седмица, которая характеризуется также строжайшим ограничением в пище.

На Пасху разрешается вкушать яйца, куличи и творожную пасху, которые заранее освящают и едят всегда натощак.

Вслед за Пасхой начинается Пасхальная неделя, на которой разрешается всяческое угощение, но не дозволяется быть мужчине с женщиной, чтобы низкие плотские утехи не могли омрачить достигнутого Великим постом и молитвами очищения души и тела.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»