Урок мужества в начальной школе. Урок мужества для учащихся начальной школы. Исполнение песни «День Победы»

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Классный час «Урок мужества»

Цель : сформировать представление о мужестве, долге, чести, ответственности, нравственности, понимание того, что без патриотизма невозможно привести Россию к возрождению.

Задачи :
1) познакомить с героическими и трагическими страницами истории Отечества;
2) воспитывать уважение молодёжи к ветеранам, подвигам военнослужащих, защитников Отечества, осознание необходимости увековечения памяти павших героев;
3) способствовать формированию у молодёжи готовности к защите Родины.

Оборудование урока : мультимедийный проектор, экранная доска, компьютер, дополнительный материал, презентация

Этап подготовки:
1) изучение информации по вопросам: «Великая Отечественная война», «Контрнаступление под Москвой», «Афганская война», «Война в Чечне».
2) диагностика учащихся класса: «Каков он, патриот современной России?»
3) составление презентации
Оборудование: компьютер, мультипроектор, высказывания великих людей о героизме, благородстве: «О, чувство благородное, чувство освященное!
Обладай вечно сердцами россиян!..» (Ф.Н.Глинка)
«Благородный человек знает только долг, низкий
человек знает только выгоду» (Конфуций)

Ход урока

I. Организационный момент

II. Определение темы урока
(на доске написано стихотворение)

Мужество – это не мода,
Скорая, быстротечная,
Мужество – суть мужчины,
Прочная, долгая, вечная.
Если зернышко смелости
С почвой подружится.
Вызреет в пору спелости
Зернышко колосом мужества.

Учитель :
- Ребята, как вы понимаете строки этого стихотворения?
(ответ учащихся)

III . Учитель :
- Итак, ребята, как вы уже догадались, сегодня мы с вами поговорим о героях и о мужестве. Мы часто слышим слова «герой», «героизм», «мужество». Какой смысл вы вкладываете в эти слова?

День защитника Отечества. Если Вы считаете, что 23 февраля – это праздник военнослужащих, то Вы глубоко ошибаетесь! 23 февраля - это День Защитника Отечества. И каждый мужчина, будь он морским офицером или программистом, бизнесменом или милиционером, ученым или фермером - Защитник. 23 февраля – это День Защитника своего Отечества, своей семьи. 23 февраля – это День настоящего мужчины. Почему же именно 23 февраля считается Днем Защитников Отечества, а не любая другая дата?

Изначально 23 февраля праздновался как день рождения Красной Армии в честь победы над немецкими войсками в 1918 году, то есть почти сто лет назад. День первой победы стал днем рождения армии. Это как бы обозначило на будущее ее судьбу. Начав с победы, она с той поры не раз громила врагов нашей Родины. Не было ни одного захватчика, который бы не почувствовал на себе силу ее оружия.


Этот праздник напоминает нам о том, что всё самое дорогое, что у нас есть, может подвергнуться опасности. И долг каждого из нас, если придется, защитить своё Отечество.
Ещё в давние времена воины не боялись с мечом в руках сражаться за свою родину. Во все века героизм и мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства.

В древние времена боролись с врагами богатыри. Вот какие были смелые защитники Отечества. И каждый мальчик должен быть таким же сильным и умным и быть готовым, когда вырастет, в любой момент защитить свою Родину.

Назовите, пожалуйста, события, когда людям нашей страны приходилось быть особенно мужественными.

Учащиеся :
- во время Великой Отечественной войны, во время войны в Афганистане и Чечне.

Учитель :
Сто лет пройдет и сто метелиц,

А перед ними все в долгу.

Февраль, февраль, солдатский месяц –

Горят гвоздики на снегу.

Давайте вспомним об этих войнах.

1 ученик:
- Великая Отечественная война началась
22 июня 1941 года и закончилась победой нашего народа 9 мая 1945 года . Высокой ценой досталась нашему народу победа. Почти четыре года, 1418 дней, шла война. Это были годы лишений, горя, тяжёлого труда. Разорены города и сёла, выжжены поля, оборваны мечты и надежды советских людей. На фронт уходили ребята и девушки, едва закончив школу. В России погибло более 7 миллионов людей. Вместе с тем это были годы мужества, беззаветной любви к Родине.

2 ученик:

В суровые дни войны рядом со взрослыми вставали дети , практически наши ровесники . Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали теплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах, дежурили на крышах домов при воздушных налетах, выступали с концертами перед ранеными воинами в госпиталях. Вот некоторые из них:

1 ученик:

Зина Портнова
Ленинградская школьница Зина Портнова в июне 1941 года приехала с младшей сестрой Галей на летние каникулы к бабушке в деревню. Ей было пятнадцать... Сначала она устроилась подсобной рабочей в столовой для немецких офицеров. И вскоре вместе с подругой осуществила дерзкую операцию – отравила более ста гитлеровцев. Ее могли схватить сразу, но за ней стали следить, поэтому она ушла к партизанам.
После выполнения очередного задания ее схватили каратели. Долго пытали. Во время одного из допросов девушка, едва следователь отвернулся, схватила со стола пистолет, которым он ей только что угрожал, и застрелила его. Выскочила в окно, сразила выстрелом часового и бросилась к реке. За ней кинулся другой часовой. Зина, спрятавшись за кустом, хотела застрелить и его, но оружие дало осечку…
Потом ее уже не допрашивали, а методично мучили, издевались. Выкололи глаза, отрезали уши. Загоняли под ногти иголки, выкручивали руки и ноги… 13 января 1944 года Зину Портнову расстреляли.

Учитель:

Надя Богданова
Её дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья долгие годы считали Надю погибшей. Ей даже памятник поставили. В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты. Первый раз её схватили, когда вместе с Ваней Звонцовым вывесила она 7 ноября 1941 года красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Били шомполами, пытали, а когда привели ко рву - расстреливать, сил у неё уже не оставалось - упала в ров, на мгновение опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой… Второй раз её схватили в конце 43-го. И снова пытки: её обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду. Считая разведчицу мёртвой, гитлеровцы, когда партизаны атаковали село, бросили её. Выходили её, парализованную и почти слепую, местные жители. После войны в Одессе академик Филатов вернул Наде зрение. Спустя 15 лет услышала она по радио, как начальник разведки 6-го отряда - её командир - говорил, что никогда не забудут бойцы своих погибших товарищей, и назвал среди них Надю Богданову, которая ему, раненому, спасла жизнь… Только тогда и объявилась она, только тогда и узнали люди, работавшие с нею вместе, о том, какой удивительной судьбы человек она, Надя Богданова, награждённая орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалями.

2 ученик:

Володя Черинов родился в Курской области. Зимой 1942 года, скрыв свой подлинный возраст (ему было 16 лет), ушёл добровольцем на фронт. Воевал под Орлом, на Курской дуге. Потом окончил Саратовское военно-морское училище и стал громить фашистов на воде. На реке Шпрее, под Берлином, за несколько дней до Победы, совершил героический подвиг. Катер, который вел Володя, одним из первых под ураганным огнем немцев перебросил десант на противоположный берег реки, что дало возможность нашим войскам занять плацдарм и развить наступление. За ночь его катер перевез более 500 десантников! Но вершиной Володиного героизма было то, что произошло утром двадцать четвертого апреля на глазах у всей дивизии. На одном из паромов от снаряда загорелся танк и вот-вот должен был взорваться, а на пароме 15 танкистов. Володя не раздумывая, под жестоким обстрелом помчался спасать товарищей. Едва они перебрались на катер, танк на пароме взорвался. А через два часа Володин катер попал под яростный огонь противника. Володя был смертельно ранен и умер сразу же. Десантники, которых он перевозил, рассказали о последних его словах: «Передайте маме, что я все-таки дошел до Берлина». Похоронен в братской могиле в Берлине. 31 мая 1945 года Володе присвоено звание Героя Советского Союза.

Как могли помогали дети Родине: кто – у станка, кто – на фронте или в партизанском отряде. Многие из них стали героями, многие погибли...

Ученик:

«Мальчик из села Поповки»

С. Я. Маршак

Среди сугробов и воронок

В селе, разрушенном дотла,

Стоит, зажмурившись ребёнок -

Последний гражданин села.

Испуганный котёнок белый,

Обломок печки и трубы -

И это всё, что уцелело

От прежней жизни и избы.

Стоит белоголовый Петя

И плачет, как старик без слёз,

Три года прожил он на свете,

А что узнал и перенёс.

При нём избу его спалили,

Угнали маму со двора,

И в наспех вырытой могиле

Лежит убитая сестра.

Не выпускай, боец, винтовки,

Пока не отомстишь врагу

За кровь, пролитую в Поповке,

И за ребёнка на снегу.

Ученик:

Разве погибнуть
Ты нам завещала
Родина?
Жизнь обещала,
Любовь обещала
Родина.
Разве для смерти
Рождаются дети,
Родина?
Пламя ударило в небо,
Родина! –
Тихо сказала:
«Встава йте
на помощь..»
Р
одина.
Славы никто у тебя не выпрашивал,
Родина.
Просто был выбор у каждого...
Я или Родина!

Учитель: В те нелегкие годы даже животные защищали свою родину.

3 ученик:

У нас уважают собаку недаром:
Собака на фронте была санитаром,
Связистом, сапером. Порою собаки
На танки бросались в атаки.

2 ученик: Когда в 1941 году фашисты рвались к Москве, на Волоколамском шоссе танковое подразделение врага было атаковано собаками-подрывниками. Они с ходу подорвали 2 головных танка и обратили гитлеровцев в бегство.
Собаки взрывали мосты, железнодорожные составы. 19 августа 1943года
в Белоруссии собака Дина пустила под откос вражеский эшелон. Дина бросила на рельсы взрывчатку и по следу догнала своего командира . Были уничтожены 10 вагонов с живой силой противника. С нашей стороны потерь не было.

1 ученик: А однажды кошки спасли летчика. Советский летчик – истребитель был сбит в воздушном бою врагами. Самолет загорелся, летчик был ранен, но ему удалось выброситься на парашюте. Приземлился он на территорию, захваченную немцами. Добрался до заброшенной мельницы и потерял сознание. Когда очнулся, то увидел передвигающиеся зеленые точки – он понял, что это кошки. Вдруг послышались шаги. Это были немцы. И тут дикий кошачий вопль потряс воздух, фашисты попятились. Тогда черный кот прыгнул в голову немца и стал раздирать когтями его лицо. Тогда немцам стало не до осмотра, и летчик был спасен.

Учитель: Прошло более тридцати лет, наладилась мирная жизнь. Наше русское воинство зорко охраняло покой нашей страны и всегда выполняло приказы. Приказ не обсуждается. Вот и дан был приказ нашей армии ввести войска в Афганистан , для поддержки афганского народа . Это произошло 12 декабря 1979 года. Не солдаты и офицеры начинали эту войну, но именно им пришлось расплачиваться. Расплачиваться самым дорогим, что есть у человека – жизнью. А итог печален . Более 13 тыс. матерей и отцов не дождались своих сыновей, попавших на войну чуть ли не со школьной скамьи. Люди, почти не имевшие жизненного опыта, неожиданно оказались в чужой стране, в непривычной враждебной среде, в экстремальных обстоятельствах. И только через 10 лет, 15 февраля 1989 года эта бессмысленная война закончилась, и войска были выведены.

Стихотворение об Афганской войне 3 класса

Ученик 3:
- Война в Афганистане для наших солдат закончилась, но уже в декабре 1994 г. началась новая, не менее кровопролитная война в Чечне. Много мы знаем об этой войне, но есть эпизоды, о которых не узнаем никогда. В этой войне гибли наши солдаты – 18-20-летние мальчишки, которые еще недавно учились в школах, которых, может быть, кто-то из нас знал.

Чечня – саднящ ая рана для всех нас , тяжёлое бедствие , и спытания, которое трудно даже представить. Сейчас, слава Богу, чеченцы возвращаются к мирной жизни, но слишком скорбная плата за мир – человеческие жизни. Людские потери с обеих сторон (военные, мирное население, боевики) составили 12,7 тысяч человек убитыми, около 15 тысяч ранены. Более 60 пропали без вести. Полностью или частично разрушено свыше 60 тысяч жилых домов и административных зданий, 20 км железных дорог.

А совсем недавно, 8 августа 2008 года, мир готовился к открытию Пекинской Олимпиады. Во все времена было принято в дни Олимпиады прекращать все войны, но в тот день южно-осетинская столица оказалась в руинах и в огне, на нее напала Грузия. За 4 дня под обстрелами и бомбежками погибло более полутора тысяч мирных жителей. Некому было защитить крошечную республику, поэтому Российская Федерация ввела свои войска в Южную Осетию, и через несколько дней грузинские войска были выброшены из этой страны, а ее народ с тех пор благодарен своим защитникам – простым российским солдатам.

Учитель:

Герои этих новых войн и их близкие люди есть и среди нас, нашего населения. Давайте вспомним о них.

Дети рассказывают о героях-односельчанах

Учитель:

Достойны подвига своих дедов молодые ребята. Пограничник Евгений Родионов попал в плен к чеченским бандитам в феврале 1996 года. Чеченская война была в самом разгаре. Десять долгих месяцев мать искала сына по всей Чечне. Он был убит под селом Бамут после трёх месяцев плена и пыток, в день, когда ему исполнилось 19 лет. За отказ отречься от Православной веры и снять крестик чеченские бандиты обезглавили русского воина. Могилу Евгения за огромные деньги указали сами чеченцы. Мать опознала тело сына по его нательному крестику.

Русская Православная Церковь начала процесс причисления к лику святых воина-мученика Евгения Родионова, появились даже иконы с его изображением.

Учитель:
- обо всех сразу рассказать не возможно, но память о них жива. Что испытывала мать, потерявшая сына? Огромное горе, горе и утрату! Нельзя забыть его глаза, улыбку, слезы, его радостный смех. Внимание на экран (идет презентация «Зажгите свечи», учитель зажигает и передает детям свечки).

3 ученик:

Мы – русские, потомки героев.
Дед воевал, воевать буду сам.
Пусть кто-то историю плохо знает.
Я же за родину жизнь отдам!

2 ученик:

Героями не рождаются, ими становятся. За родную землю кладут головы наши ребята, но подвиг их должен быть в наших сердцах. Костры памяти пылают только тогда, когда огонь в них поддерживают люди!

1 ученик:

Девизом жизни каждого из нас должны стать слова удивительного русского писателя Владимира Крупина:

У нас нет запасной Родины, только Россия”.

Стихотворение о мире 1 класса

Учитель:

Умирая за Родину, наши предки завещали нам беречь и защищать любимую Родину, как зеницу ока. И мы, ребята, будем свято выполнять это завещание. Давайте же почтим память погибших защитников минутой молчания. (Все встают).

Чтецы:

1: Ребят немало полегло, и в наше время сложное
Они сражались яростно, вершили невозможное.
2: Спасибо всем, кто воспитал сынов своих мужчинами!
Никто из них не задрожал пред пулями и минами!
3: И вновь готовы на Руси герои биться с нечистью.
Храни, Господь, и укрепи Защитников Отечества!

А сейчас я предлагаю всем вместе посетить братскую могилу, расположенную около нашей школы, чтобы отдать дань памяти павшим защитникам нашего Отечества.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:

НИКОЛАЕНКО Андрей Николаевич , родился 8 апреля 1984 года, в этом году ему исполнится 30 лет. Проживал в с.Дмитриевка, закончил Дмитриевскую школу в 1999 году. Потом вместе с родителями переехал в Свободу, там же учился дальше, и в 2002 году был призван в армию. В Чечню попал не сразу, сначала была учебка. 4 месяца Андрей учился на водителя БТР, потом попал в отдельный разведбатальон 293 в Москву, где проходили учения. В мае 2003 года батальон на поезде отправили в Беслан, а затем на машинах перебросили в неспокойный Ачхой-Мартановский район, населенный пункт Самашки, где ребята пробыли до декабря, то есть 7 месяцев. Чеченцы вели себя неспокойно, ночные и дневные обстрелы были частыми. Однажды отряд, в котором находился Андрей, попал под фугасный обстрел, буквально в двух шагах от него упал убитый прапорщик, Андрей чудом уцелел. А как-то раз бойцы допрашивали чеченскую девушку из поселка, и тогда бывшее до этого мирное население перекрыло солдатам дорогу, никого не впускали и не выпускали до тех пор, пока не отпустили пленную. Андрей не очень любит вспоминать о Чечне.

Сейчас он с женой и ребенком проживает в Курске, работает в Свободинском Доме культуры звукорежиссером, а его портрет и биография занимает почетное место в музее в Свободинском училище, которое он закончил. А еще Андрей – председатель всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство» Курского областного отделения Золотухинского района.

КУХТИН Константин Николаевич , родился 25 ноября 1982 года, сейчас ему 31 год. Проживал в с. Дмитриевка, закончил Дмитриевскую школу в 1997 году, затем поступил в ПТУ №1 в Курске. В 2001 году, после окончания училища, был призван в ряды российской армии, в пограничные войска. Вернувшись из армии и побыв дома, занялся поиском работы. Работу нашел на далеком севере, в городе Нижневартовске, где Константин стал бойцом ОМОНа, где и служит с 2007 года по настоящее время. События, которые до сих пор происходят в «горячих точках» и кажутся страшными обычному человеку, стали для него привычной работой. Половину каждого года, ровно шесть месяцев, проводит Константин в таких местах на Северном Кавказе. Кабардино-Балкария, Грозный, Нальчик… Он уже сам не помнит названия всех населенных пунктов, в которых побывал. О боевых походах рассказывать не любит, и даже родственники не знают, сколько раз смерть заглядывала ему в лицо. Однажды отряд бойцов отправили на осмотр магазина. В его состав входил и Константин, но в последнюю минуту вместо него отправили другого парня. В магазине отряд был обстрелян боевиками, один ОМОНовец погиб на месте, а другой, тот самый, что пошел вместо Костика, был тяжело ранен. Несмотря ни на что, Константин любит свою опасную работу, и скоро снова отправится в очередную командировку.

Цели урока:

  1. Расширять исторические знания детей.
  2. Воспитывать чувство патриотизма, память к прошлому своего народа, любовь к Отечеству.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор, экран;
  • диск со слайд-шоу «Идет война народная…», презентацией «Наши прадеды», презентацией «Ставропольчане – Герои Советского Союза»;
  • карточки для групповой работы;
  • карточки для словаря синонимов, тексты для чтения;
  • ребус, кроссворд;
  • наборное полотно;
  • рисованный фильм «Марат Казей»;
  • выставка книг и альбомов о ВОВ.

Ход урока

1. Слайд-шоу «Идет война народная...»

2. Вступительное слово.

Учитель. 22 июня 1941г. мирная жизнь нашего народа была нарушена вероломным нападением фашистской Германии. И, чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины, народ вступил в смертный бой с коварным, жестоким, беспощадным врагом.

3. Работа в группах.

Учитель. Назовите антонимы к словам: враг – ... (друг), смерть – ... (жизнь), рабство – ... (свобода), жестокость – ... (доброта), война – ... (мир).

Подумайте над вопросами:

  1. Что несет людям война?
  2. Что дает людям мир?

4. Придумывание заголовка для стихотворения.

Учитель. Прочтите стихотворение (самостоятельно).

Весь под ногами шар земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою
Пусть всех имен не назову,
Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу,
Что умерли они?

Учитель. Какое название вы дадите этому стихотворению?

Сколько горя, слез, сколько тяжких воспоминаний, сколько незаживающих ран оставила война. Долгими вечерами будут сидеть фронтовики, и скупая слеза напомнит им о войне.

5. Стихотворение «Приходят к дедушке друзья».

6. Рассказы о родных, воевавших на фронтах ВОВ.

Учитель. В прошлом году мы с вами собрали материал и сделали книгу о ваших родных-фронтовиках. Давайте вспомним их.

Просмотр презентации «Да будет светлой наша память…».

У нас в классе есть новые ученики, которые хотели бы пополнить страницы нашей книги. Выслушаем их.

Рассказы детей.

7. Решение кроссворда.

Учитель. Тысячи людей сражались на разных фронтах и прославили Родину героизмом, преданностью к ней. Какими еще качествами характера должны обладать защитники Родины?

Вопросы кроссворда:

  1. Это был первый советский город, который, даже окружив, не смогли захватить гитлеровские войска. Какой это город? (Ленинград.)
  2. Как называется стрелок, владеющий искусством меткой стрельбы, маскировки и наблюдения? (Снайпер.)
  3. Как называется военнослужащий, занимающийся разминированием местности? (Сапер.)
  4. Фашистские войска в 1941-1942 годах потратили на захват этого города 250 дней, а советские освободили его в 1944 году за 5 дней. Назовите город. (Севастополь.)
  5. В теплое время года советские солдаты свертывали ее в трубку и носили через плечо, на привалах ее использовали и как подушку, и как одеяло. Ее называли «скаткой». Что это такое? (Шинель.)
  6. Как называется военнослужащий, занимающийся сбором сведений о противнике и местности, где тот расположился? (Разведчик.)
  7. В каком советском городе состоялся первый парад Победы? (В Москве.)

8. Составление синонимичного ряда.

Учитель. Составим словарь синонимов к слову ГЕРОИЗМ.

Героизм – мужество – отвага – смелость – храбрость – стойкость – бесстрашие – упорство – удаль – решимость – ... (слова выставляются на наборное полотно).

9. Беседа о героях войны.

Учитель. Каждый день Великой Отечественной войны на фронте и в тылу – это подвиг беспредельного мужества и стойкости советских людей, верности Родине. Каких героев вы можете назвать?

Ответы детей.

Учитель. Прочтите текст.

Мы не слышали взрывов бомб,
Не стояли холодными ночами за хлебом,
Мы не знали, что такое похоронки.

Но когда мы расспрашиваем взрослых о войне, то почти в каждой семье кто-то: погиб, пропал без вести, умер от ран. В наши сердца с огромной силой стучат 20 миллионов жизней погибших. Помните о них!

Учитель. Сколько человек погибли на этой войне?

10. Дети на войне.

Учитель. Воевали не только взрослые, но и дети.

  • 20000 пионеров получили медаль «За оборону Москвы»,
  • 15249 юных ленинградцев награждены медалью «За оборону Ленинграда».

Рисованный фильм «Марат Казей».

11. Беседа о ветеранах – подстепкинцах.

Учитель. Рядом с настоящим должно жить прошлое. Историю дома узнают по венцам, историю страны по судьбам живущих в ней людей. С первых же часов войны наши земляки – подстепкинцы прославили свою родину ратными подвигами, завоевали себе славу отважных и решительных воинов, стойких и упорных в бою.

Послушайте о некоторых из них.

Рассказы детей.

Если вы захотите узнать о других вы можете прочитать эту книгу.

12. Беседа о наградах.

Учитель. Как отмечался на войне подвиг солдат и офицеров?

Ответы детей.

Учитель. За годы войны Героями Советского Союза стали 11600 человек, 86 из них – женщины. В Ставропольском районе 14 человек имеющих высокое звание Героев Советского Союза:

  1. Е. Никонов.
  2. Д. Голосов.
  3. В. Жилин.
  4. В. Кудашов.
  5. А. Грачев.
  6. И. Бузыцков.
  7. П. Лапшов.
  8. С. Фадеев.
  9. В. Андриянов.
  10. Б. Еряшев.
  11. К. Викторов.
  12. А. Казачков.
  13. А. Лобов.
  14. А. Голоднов.

Рассказы о некоторых из них и презентация «Ставропольчане – Герои Советского Союза…».

14. Работа с рассыпанным текстом.

1. Мама, тебе эти строки пишу я.
Тебе посылаю сыновий привет.
Тебя вспоминаю такую родную,
Такую хорошую – слов даже нет!
За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру,
И пусть между нами сейчас километры
Ты здесь, ты со мною, родная моя!

2. Мы – дети свободной и мирной страны,
Народ наш великий не хочет войны.
И матери наши, и наши отцы –
За мир, за свободу, за счастье борцы.

(О. Высотская)

3. Мы учимся в школе,
Растим тополя,
Мы любим походы
В леса и поля.
Нам в жизни открыты любые пути,
Под небом спокойным хотим мы расти.

(О. Высотская)

Учитель. Самую большую тяжесть войны вынесла на своих плечах женщина-мать. Прочтите эти стихотворения.

Читают получившееся стихотворение 1-й группа.
Чтение стихотворений 2 и 3 группами.

14. Разгадывание ребуса.

Да будет светлой наша память,
Как материнская слеза.
Забывчивым напомни, камень,
О том, что забывать нельзя.

Учитель. Эти слова высечены на камне в память о людях, погибших в годы войны.

Вычисли и прочитай название памятника, на котором есть эти слова.

В 37 * 2 = О 22 * 10 = Й 111 * 4 =
74 396 8 900 4 444
220 80 220 900 90

Ответ: Вечный огонь.

Учитель. Из этих разрозненных частей сложите изображение вечного огня.

15. Заключение.

Учитель. Я прошу встать тех, чьи родные и близкие погибли в годы Великой Отечественной войны.

Прошу встать тех, чьи родные и близкие воевали на фронтах Великой Отечественной.

Прошу встать и тех, чьи родные и близкие были в эвакуации, работали на трудовом фронте, голодали, подвергались лишениям в годы войны.

Прошу всех встать.

Склоним головы перед величием подвига русского солдата.

Почтим память всех погибших минутой молчания.

Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.

Разработка учителя начальных классов:

Сухоставской И.А.

«Утверждаю»

Директор школы

_________/Мисиков В.Д.

Цель:

    воспитывать в детях чувство гражданственности, патриотизма, любовь к Отчизне;

    развитие навыков коллективного общения, познавательной активности, логического мышления, ловкости, воображения.

Учитель:
Мы патриоты России,
Здесь наша Родина-Мать,
В ней наша гордость и сила,
Наша великая рать.
Родина наша святая,
Наша великая Русь,
Сердце тебе отдавая,
В верности вечной клянусь

Наша встреча посвящена Дню защитника Отечества.

Предлагаю всем посмотреть видеоролик «Наша армия»( просмотр ролика)

А кто из вас знает, что это за праздник, кого мы поздравляем в этот день.
(ответы детей)

На экране презентация:

Слайд 1:

Слайд 2:

Слайд 3:

Слайд4:

Слайд 5:

Слайд 6:

Слайд 7:

Слайд 8:

Слайд 9:

Слайд 10:

Слайд 11:

Слайд 12:

Слайд 13:

Слайд 14:

Слайд 15:

Слайд 16:

Слайд 17:

Учитель:

День защитников Отечества
Отмечает вся страна.
Чтит сегодня человечество
Тех, чья слава на века!

Сегодня на классный час ребята 1-4 классов приготовили стихотворения о воинах, об Армии, о подвигах солдат. Послушаем их внимательно. (Ребята читают стихи. Жюри подводит итоги)

Учитель: А сейчас проверим ваши знания. Я предлагаю вам ответить на вопросы викторины. Кто знает ответ на вопрос, поднимает руку и отвечает.

Викторина:

Какой головной убор бойцы надевают во время боя, чтобы защитить голову от ранения? (Каску)
Какой называется головной убор танкиста? (Шлем.)
Это и имя девочек и название грозного оружия? (Катюша)
Как называется головной убор моряка? (Бескозырка)
Я к глазам его приближу –
Сразу все большим увижу.
Рассмотрю в морской дали
Катера и корабли. (Бинокль)
Как называется руль корабля и самолета (Штурвал)

Учитель: А ну-ка, ребятки, теперь отгадайте загадки.
Загадки
1. Любой профессии военной
Учиться надо непременно.
Чтоб быть опорой для страны,
Чтоб в мире не было … (войны)

2. Он готов в огонь и бой,
Защищая нас с тобой.
Он в дозор идёт и в град,
Не покинет пост…(солдат)

3. Моряком хочу я стать,
Чтоб на море побывать,
И служить не на земле,
А на военном … (корабле)

4. Если папа очень смелый,
Защитит он всех умело,
Воздушных войск отметит праздник,
Это значит он … (десантник)

5. Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет,
Человек им управляет,
Что такое?.... (самолет).

6. Можешь ты солдатом стать,
Плавать, ездить и летать,
А коль в строю ходить охота –
Ждёт тебя, солдат, …(пехота).

7. Самолет парит, как птица,
Там - воздушная граница.
На посту и днем, и ночью
Наш солдат - военный … (лётчик)

Учитель: Ребята, вот и закончился наш классный час. Вы молодцы, многое знаете о нашей Армии. Так давайте подведём итог.

Читает ученик:
«Пусть не будет войны никогда!
Пусть спокойные спят города.
Пусть сирены пронзительный вой
Не звучит над моей головой.
Ни один пусть не рвется снаряд,
Ни один не строчит автомат.
Оглашают пусть наши леса
Только птиц и детей голоса.
И пусть мирно проходят года,
Пусть не будет войны никогда!»

(Проводится награждение грамотами за лучшего чтеца (1,2,3 места) и наиболее активных участников в викторине)

Классный час «Урок мужества!»

Цель : сформировать представление о мужестве, долге, чести, ответственности, нравственности, понимание того, что без патриотизма невозможно привести Россию к возрождению.
Задачи :
1) познакомить с героическими и трагическими страницами истории Отечества;
2) воспитывать уважение молодёжи к ветеранам, подвигам военнослужащих, защитников Отечества, осознание необходимости увековечения памяти павших героев;
3) способствовать формированию у молодёжи готовности к защите Родины.
Этап подготовки:
1) изучение информации по вопросам: «Великая Отечественная война», «Афганская война», «Война в Чечне».
2) диагностика учащихся класса: «Каков он, патриот современной России?»
3) составление презентации
Оборудование: компьютер, мультипроектор, высказывания великих людей о героизме, благородстве: «О, чувство благородное, чувство освященное!
Обладай вечно сердцами россиян!..» (Ф.Н.Глинка)
«Благородный человек знает только долг, низкий
человек знает только выгоду» (Конфуций)

Ход урока I. Организационный момент

II. Определение темы урока
(на доске написано стихотворение)
Мужество – это не мода,
Скорая, быстротечная,
Мужество – суть мужчины,
Прочная, долгая, вечная.
Если зернышко смелости
С почвой подружится.
Вызреет в пору спелости
Зернышко колосом мужества.
Учитель :
— Ребята, как вы понимаете строки этого стихотворения?
(ответ учащихся)
Учитель :
— Скажите, пожалуйста, как вы считаете, что такое мужество и какого человека можно назвать мужественным?
(ответ учащихся)
III . Учитель :
— Итак ребята, как вы уже догадались, сегодня мы с вами поговорим о мужестве. Назовите пожалуйста события, когда людям нашей страны приходилось быть особенно мужественными.
Учащиеся :
— во время Великой Отечественной войны, во время войны в Афганистане и Чечне.
Учитель :
— давайте вспомним об этих войнах.
Ученик 1.:
— Великая Отечественная война началась в 22 июня 1922 года и закончилась победой нашего народа 9 мая 1945 года. Дорогой ценой досталась нашему народу победа. Почти четыре года, 1418 дней, шла война. Это были годы лишений, горя, тяжёлого труда. Разорены города и сёла, выжжены поля, оборваны мечты и надежды советских людей. На Фронт уходили ребята и девушки, едва закончив школу. Принято считать, что на фронте мужественно воевали только мужчины. Это далеко не так! В годы ВОВ на фронте мужественно сражались множество русских девушек и женщин.

В России погибло более 7 миллионов людей. Вместе с тем это были годы мужества, беззаветной любви к Родине.
Ученик 2.:
— После второй мировой войны Афганистан, имевший статус нейтрального государства, фактически находился в сфере советского влияния. Решение о вводе войск в Афганистан было принято 12 декабря 1979 года. 15 февраля 1989 г. стал днем, когда кончился счет потерям наших солдат, офицеров, служащих. А итог печален. Более 13 тыс. матерей и отцов не дождались своих сыновей, не услышали они: «Мама, я пришел…» В абсолютном своём большинстве «ограниченный контингент» в Афганистане составляла молодёжь, попавшая на войну чуть ли не со школьной скамьи. Люди, не имевшие почти жизненного опыта, неожиданно оказались в чужой стране, в непривычной враждебной среде, в экстремальных обстоятельствах.

Ученик 3.:
— Война в Афганистане для наших солдат закончилась, но уже в декабре 1994 г. началась новая, не менее кровопролитная война в Чечне. Много мы знаем об этой войне, но есть эпизоды, о которых не узнаем никогда. В этой войне гибли наши солдаты – 18-20-летние мальчишки, которые еще недавно учились в наших школах, которых, может быть, кто-то из нас знал»

Учитель:
— герои этих войн и их близкие люди есть и среди нас, нашего населения. Давайте вспомним о них.
(передавая зажженную свечу учащиеся показывают фото и рассказывают заранее подготовленную информацию о солдатах разных войн).

Учитель:
— о всех сразу рассказать не возможно, но память о них жива. Что испытывала мать, потерявшая сына? Горе, горе, горе и утрату! Нельзя забыть его глаза, улыбку, слезы, его радостный смех и маханье рукой. Внимание на экран. (идет презентация, состоящая из отсканированных фотографий солдат разных лет в сопровождении песни группы Чернила для пятого класса «Зажгите свечи»).
IV. Учитель:
— ребята, а можно ли проявить мужество не только на войне? Как это сделать? А можете ли вы привести примеры?
(ответ учащихся, включая примеры ребят героев спасающих сверстников, которых рассказывают в новостях)
— сейчас я вам предлагаю разделиться на группы и разработать план, который позволит оказать реальную практическую помощь ветеранам и всем тем, кто в ней нуждается. Тем самым мы сможем стать ближе к этим людям и быть полезными:
1. Подготовка подарков.
2. Проведение акции «Чистый дом», «Чистый двор» (помощь в уборке).
3. Акция «Радость в дом» (посещение ветеранов, поздравление).
4. Организация встреч ветеранов.
5. Создание школьного интернет-музея «Никто не забыт, ничто не забыто!». (включая информацию и фото о ветеранах всех войн, рисунки и сочинения учащихся по патриотическому воспитанию и о героях, фото и репортажи мероприятий, проводимых в рамках акции).
V. Подведение итогов. Учитель :
— ребята расскажите, а что вам больше всего запомнилась с сегодняшнего урока? Какие вы для себя сделали выводы?
(ответ учащихся)
Учитель :
— Была война, была победа. И за то, что мальчики наши знают о войне только понаслышке, спасибо мы можем сказать и нашим ветеранам, которые испытали все тяготы войны и выжили, завоевав победу.
— По всей нашей многострадальной земле, в городах и сёлах, по обочинам дорог мы видим братские могилы, величественные памятники и просто небольшие плиты.
— Куда б ни шёл, ни ехал ты,
Но здесь остановись —
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись,
И для тебя, и для меня
Он сделал всё, что смог…
Себя в бою не пожалел,
А Родину сберёг.
— Сквозь годы нам видится
Тропа партизанская,
Пробитая пулями
Сосна нарочанская.
Атаки внезапные,
Засады под соснами,
Могильные холмики
Над травами росными.

— И верность, и мужество,
И скорбь у пожарища
Вы пали за Родину,
Вы с нами, товарищи.
Мы будем такими же
В любом испытании
Клянёмся!
Клянёмся минутой молчания.

Урок МУЖЕСТВА — еще один вариант классного часа на тему.

НОМИНАЦИЯ: «Методика организации и проведения: Уроков Мужества», торжественных мероприятий, посвящённых памятным событиям Российской истории».

НАЗВАНИЕ РАБОТЫ: «Урок Мужества», посвящённый победе русского народа в Великой Отечественной войне.

Пояснительная записка.
НОМИНАЦИЯ: «Методика организации и проведения: «Уроков Мужества», торжественных мероприятий, посвящённых памятным событиям Российской истории.
НАЗВАНИЕ РАБОТЫ: «Урок Мужества» , посвящённый победе русского народа в Великой Отечественной войне.
Цель урока(классного часа): Способствовать формированию патриотических чувств, через историческое прошлое (1941 – 1945г.г.) нашей страны.
Задачи урока(классного часа):

познакомить учащихся с историческими событиями Великой Отечественной войны;

развивать любознательность, патриотические чувства;

воспитывать уважение к прошлому и настоящему своей страны.
На данном уроке ребята знакомятся с основными битвами Великой Отечественной войны. Более подробно изучают Московскую битву: первое наступление врага на Москву; парад наших войск на Красной площади (7 ноября 1941г.); второе наступление врага на Москву и контрнаступление советских войск под Москвой, в результате которого враг отступил. В ознакомительном порядке учащиеся узнают о Сталинградской битве, о Курской битве и о битве под Берлином. В ходе изучения данных битв просматриваются видеозаписи, иллюстрации, слушаются звукозаписи военных лет, дети читают стихи, слушают записи песен военных лет.
В результате поисковой работы детей на урок приглашены ветераны войны, участники битвы под Москвой, труженики тыла. А также ребята подготовили рассказы о своих родственниках, которые защищали нашу страну от врага (1941 – 1945г.г.) на фронтах и в тылу. На уроке ребята знакомятся с гусевчанами–героями Советского Союза.
Подводя итог урока, учащиеся узнают, каким городам было присвоено звание «Город-герой», сколько дней и ночей длилась война, и сколько жизней она унесла.
Урок Мужества можно провести как в области курса «Окружающий мир», так и внеклассное занятие, посвящённое победе в Великой Отечественной войне.
Данное мероприятие представлено в форме нестандартного урока – Урока Мужества, основанного на нетрадиционной организации учебного материала. Также используется творческая форма работы, где ребята предоставили материалы о своей самостоятельной поисковой деятельности. На уроке применяется метод эмоционально-нравственного стимулирования и метод создания ситуации новизны, актуальности, приближённым к явлениям общественно-политической внутренней и международной жизни. Чтобы использовать эти методы были подобраны специальные примеры, факты, иллюстрации, которые в данный момент вызывали особый интерес в стране, публиковались в печати, сообщались по радио и телевидению.
Урок Мужества рассчитан для учащихся четвёртого года обучения.
Результатами урока должны быть исторические знания прошлого нашей страны (1941 – 1945г.г.): названия основных битв Великой Отечественной войны и их даты,
основные цифры и факты военного времени, знания стихотворений и песен военных лет, выполненные поисковые работы на тему: «Мои родственники – участники войны», знания героев родного края, которые участвовали в Великой Отечественной Войне.

Ведущий : Памяти павших во время Великой Отечественной войны, а также ныне живущим ветеранам, испытавшим ужас войны, посвящается наш урок, который называется: «Урок Мужества» .

В день Победы,
Солдатскому братству верны,
Собираются в круг
Ветераны войны.

Без чинов и без званий –
Иваны, Петры —
Побратимы суровой
Военной поры.

Мчится время полным ходом,
Но у нас в стране родной
Не ушли в забвенье годы,
Что отмечены войной.

На уроке в первом классе
Тихо шепчут малыши:

«Год Победы помнишь, Вася?
Сорок пятый! Запиши!»

«Сорок первый – сорок пятый!»
Учит наша детвора.

А для бывшего солдата
Это вроде как вчера…

Ведущий : 22 июня 1941 года памятно всему нашему народу – это один из самых трагических дней в истории страны.
ВИДЕО «НАЧАЛО ВОЙНЫ»

22 июня был выходной день. Спали города и сёла, после выпускных вечеров гуляла молодёжь. Выпускники мечтали о своём будущем. Ничто не предвещало беды. Едва начинал брезжить рассвет, часы показывали 4 утра…..

И вдруг эту утреннюю тишину нарушило мощное вторжение боевой техники: гул самолётов, лязг танков, пулемётные очереди. Зазвучала незнакомая речь…

К этому времени германские войска покорили уже многие страны Европы: Чехословакию, Польшу, Венгрию, Болгарию, Югославию. Враг был жестоким и сильным…
Плечом к плечу встали на защиту Родины вместе с её армией советские люди: народное ополчение, мужественные партизаны, бесстрашные подпольщики.

ЗВУЧИТ ФОНОГРАММА «Сообщение Левитана о начале войны».
ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «Священная война».
Ведущий : Уходили на священную войну наши деды и прадеды, уходили мальчишки и девчонки сороковых годов, уходили наши сверстники.

Одно из первых сражений войны произошло у пограничной Брестской крепости. Около месяца сражался её героический гарнизон. …Если бы камни могли говорить, они рассказали бы всему миру о том, как стояли пограничники! Но силы были, слишком, неравные.

Неся большие потери, гитлеровцы продолжали наступать в глубь Советского Союза. Они захватили Белоруссию, Литву Латвию, Эстонию, Молдавию, многие области Украины, вышли на подступы к Одессе, Киеву и другим крупным городам…

Родина!
Пламя ударило в небо —
Ты помнишь, Родина? –
Тихо сказала:
«Вставайте на помощь» —
Родина!
Кровью закат окрашен
Молча идём без слов
Мимо полей и пашен,
Мимо родных лесов.
Путь наш тяжёл и длинен —
В горе, в слезах, в огне.
Немец, заняв Калинин
Рвётся уже к Москве.

30 сентября 1941года Гитлер отдал приказ о наступлении на Москву. «Тайфун» — так назвали фашисты план своего наступления. Тайфун – это сильный ветер, стремительный ураган. Ураганом стремились ворваться фашисты в Москву, обойти город с севера и юга, зажать нашу армию в огромные «клещи». Слова Гитлера были таковы: «Город должен быть окружён так, чтобы ни один русский солдат, ни один житель – будь то мужчина, женщина или ребёнок – не мог его покинуть. Всякую попытку выхода подавлять силой.

Ведущий : 2 октября 1941года 80 фашистских дивизий перешли в наступление. Наши войска вступили в тяжёлые оборонительные бои. Началась великая МОСКОВСКАЯ БИТВА.
«ПЕСНЯ ЗАЩИТНИКОВ МОСКВЫ»
И та была в огне жива,
В войне права, Россия.
И силу вдруг нашла Москва
Ответить страшной силе.
Москва!
Люблю тебя всем сердцем свято.
Тебя иду я защищать
По долгу сына и солдата.

Ведущий : Свыше 400тыс. жителей Москвы участвовали в строительстве
оборонительных сооружений на подступах к столице и в самом городе.

Силами населения Москвы и Подмосковья в невероятно тяжёлых условиях, зачастую под обстрелом противника было выкопано 676км противотанковых рвов, 1650 окопов для стрелковых отделений, созданы 27641 огневая точка и 3814 дотов и дзотов, установлено 32260 противотанковых «ежей», 1321км проволочных заграждений. Из 670 предприятий местной промышленности 654 выпускали боеприпасы, оружие и воинское снаряжение.

Дни и ночи шли наши войска из глубины страны для защиты Москвы. Люди от усталости и бессонницы валились с ног, но, понимая, что опасность грозит столице, делали всё, чтобы её отстоять.

Весь октябрь шли ожесточённые бои на всех направлениях, ведущих к Москве. Это были грозные дни …

16 октября 1941года через линию фронта просочился отряд вражеской мотопехоты. Навстречу мотопехоты врага устремился отряд танков БТ – 7. Они промчались по улице Горького, выехали на Ленинградское шоссе и у Химкинского моста столкнулись с противником. В 15км от Кремля все захватчики были уничтожены.

Ведущий : Первое наступление врага на Москву было остановлено. И в эти грозные для столицы дни, на глазах у врага на Красной площади 7ноября 1941года прошёл парад наших войск.

Была Москва пургой заметена,
У мавзолея ели коченели,
И шла по Красной площади ВОЙНА –
Усталая, в простреленной шинели.
То батальоны шли с передовой,
Шли на парад окопные солдаты.

ВИДЕО «ПАРАД НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ» Ведущий : С 15ноября гитлеровцы начали второе наступление на Москву. Угроза городу нарастала с каждым днём, но наши войска дрались с небывалым героизмом.

«Велика Россия, а отступать некуда – позади МОСКВА!» — эти слова были сказаны героем-панфиловцем Василием Клочковым. Тяжело раненый, с гранатой в руках, он бросился под танк и взорвал его вместе с собой. Героев-панфиловцев было 28 человек. Ценой своей жизни они остановили вражеские танки под Москвой. И таких мужественных героев были сотни тысяч.

Выступление ветерана.
ВИДЕО «МОСКВА. КОНТРНАСТУПЛЕНИЕ»

В результате хорошо подготовленного и своевременно начатого (5 – 6декабря) контрнаступления советских войск под Москвой были достигнуты военно-политические результаты.

Ведущий : Потерпев поражение под Москвой, Гитлер приказал своим генералам прорваться к Волге и захватить СТАЛИНГРАД. Летом 17 июля 1942года началась СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА.
ВИДЕО «СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА»
Победа в городе на Волге пришла 2февраля 1943года.
200 дней (17 июля 1942г. – 2 февраля 1943г.) длилась Сталинградская битва.
ВИДЕО «ПОБЕДА ПОД СТАЛИНГРАДОМ»

От рожденья земля не видала
Ни осады, ни битвы такой,
Содрогалась земля,
И краснели поля,
Всё пылало над Волгой-рекой.

В зное заводы, дома, вокзал,
Пыль на крутом берегу.
Голос Отчизны ему сказал:
Город не сдай врагу.
Верный присяге русский солдат,
Он защищал СТАЛИНГРАД.

Время придёт – рассеется дым,
Смолкнет военный гром.
Шапку, снимая при встрече с ним,
Скажет народ о нём:
Это железный русский солдат,
Он защищал СТАЛИНГРАД.

Ведущий: В 1943 году развиваются военные события в районе Курска. 1943год – это время КУРСКОЙ БИТВЫ.
ВИДЕО «КУРСКАЯ БИТВА»
После Курска самым мощным было наступление советских войск на юго-западе страны, и к апрелю 1944года немецкие захватчики были разгромлены на всей территории Украины, а советские войска вышли к Государственной границе.
Ведущий: В феврале 1945года советские войска подошли к Берлину. Но битва за Берлин началась лишь 16 апреля, после разгрома всех крупных сил противника. 30 апреля 1945года над зданием правительства Германии – рейхстагом взметнулось наше Красное знамя. Но фашисты продолжали сопротивление. И только 9 мая 1945года все гитлеровские войска сложили оружие.
ВИДЕО «БИТВА ЗА БЕРЛИН»

Деревья тоже воевали,
Как стяги головы подняв.
Где нужно, гордо умирали,
С груди своей листву сорвав.
Бывали и в кругу пожарищ,
И в окружении врага…
Солдат спасали в битвах жарких,
Раскинув ветви, как рога.

Земли родной тревоги, беды
По-настоящему поняв,
Они смотрели на свет белый,
Корнями Родину обняв.
Шумели, словно призывали
Идти войною на войну…
И вместе с нами отстояли
Всю необъятную Страну.

ЗВУЧИТ ФОНОГРАММА «Сообщение Левитана о победе»
ВИДЕО «ПАРАД ПОБЕДЫ»

Свыше 11000 воинов были удостоены звания Героя Советского Союза! За героизм и мужество званием «Город – герой» отмечены города: Москва, Ленинград, Киев, Волгоград (Сталинград), Минск, Керчь, Одесса, Севастополь, Новороссийск, Брест, Смоленск, Мурманск. Брестской крепости присвоено звание «Крепость – герой».

Ведущий : Давайте вспомним о людях, которые воевали в той войне, были ранены, получили награды, погибли, трудились в тылу, гнали врага до его логова.
— Что мы знаем о них?
ДЕТИ РАССКАЗЫВАЮТ О СВОИХ РОДНЫХ И ЗНАКОМЯТСЯ С ГЕРОЯМИ ВОЙНЫ, ПРОЖИВАЮЩИМИ В ГОРОДЕ Гусь — Хрустальный
Четыре долгих года шла Великая Отечественная война. 1418 дней и ночей продолжалась ожесточённая битва с Германским фашизмом.

Победа нашему народу досталась дорогой ценой. Война унесла жизни почти 27млн. человек, а сколько судеб она искалечила! Но Советский Союз не просто выстоял в такой жестокой войне – он разгромил фашизм, потому что война была ВСЕНАРОДНОЙ!

МИНУТА МОЛЧАНИЯ

Возвращались солдаты с войны
По железным дорогам страны,
День и ночь поезда их везли.
Гимнастёрки их были в пыли
И от пота ещё солоны
В эти дни бесконечной весны.
И прошли по Москве, словно сны,-
Были жарки они и хмельны,
Были парки цветами полны.
В зоопарке трубили слоны –
Возвращались солдаты с войны!

Возвращались домой старики
И совсем молодые отцы –
Москвичи, ленинградцы, донцы…
Возвращались сибиряки.
Возвращались сибиряки –
И охотники, и рыбаки,
И водители сложных машин,
И властители мирных долин –
Возвращался народ – исполин…
Возвращался? Нет!
Шёл он вперёд,
Шёл вперёд
Победитель – народ!

ПЕСНЯ «ДЕНЬ ПОБЕДЫ».

Солнце светит, день пригожий.
Стала вся земля моложе.
Даже бабушки и деды
От улыбок расцвели.
С Первомаем!
С Днём Победы!
С весенним праздником Земли!!!
Ведущий: Ещё Александр Невский, защищая нашу землю, сказал: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!» Нам надо жить, трудиться, учиться, растить своих детей, радоваться солнцу, нам не нужны чужие земли, нам не нужна война!!!

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово,
Свободным и чистым тебя пронесём –
И внукам дадим, и от плена спасём
НАВЕКИ!

Тема: Урок мужества

Цели: познакомить с историей праздника; развивать патриотические чувства; воспитывать чувство гордости за защитников нашей Родины.

Оборудование: проектор, экран, карточки со словами, карточки для групповой работы.

Ход занятия

1.Организационный момент

2.Вступительное слово

Уважаемые гости, дорогие ребята! Сегодня мы собрались здесь, чтобы отметить День Защитника Отечества. (Слайд 1)

3.Актуализация знаний

Ассоциативный куст

Дружба солнце улыбки жизнь доброта…

4.Просмотр видеоролика «Дети не хотят войны»(Слайд 2)

5.Рассказ учителя

Сегодня мы готовимся отмечать замечательный праздник - День защитника Отечества. Этот праздник напоминает нам о том, что всё самое дорогое, что у нас есть, может подвергнуться опасности. И долг каждого из нас, если придется, защитить своё Отечество. Ещё в давние времена воины не боялись с мечом в руках сражаться за свою родину.

В древние времена боролись с врагами богатыри. Вот какие были смелые защитники Отечества. И каждый современный мальчик должен быть таким же сильным и умным и быть готовым, когда вырастет, в любой момент защитить свою Родину.(Слайд 3)

6.Чтение стихотворения (Слайды 4-5, 6,7)

От зари и до зари

Дозор несут богатыри:
Добрыня, Алеша, и старший Илья
Три, всем нам знакомые, богатыря!
У каждого их них верный конь,

Он с ними и в воду, и в огонь.

В руках у них щит и меч,

Чтоб землю русскую беречь.
Чтоб рубежи родной земли

Враги нарушить не могли.
Караул нести им нужно

На заставе стойко, дружно.
И пока они на страже,

Может быть уверен каждый:
От врагов защищены

Покой и мир родной земли!

Начиная с седой древности, воины и солдаты пользовались уважением общества как защитники жизни и имущества мирных граждан своей страны. Их жизнь, полная опасностей, приключений, дальних походов и богатая добыча, которую они из этих походов привозили, вызывали любопытство и гордость.

Кого еще поздравляют в этот день?

23 февраля - это День Защитника Отечества. И каждый мужчина, будь он морским офицером или программистом, бизнесменом или милиционером, ученым или фермером - Защитник. 23 февраля – это День Защитника своего Отечества, своей семьи.

Сначала с этим праздником поздравляли собственно воинов, ветеранов гражданской, а позже и Великой Отечественной войны.

Две старых фотографии, два деда,
Со стен как будто смотрят на меня.
Один погиб почти перед победой,
Другой пропал в немецких лагерях.

Один дошел до самого Берлина,
В апреле сорок пятого - убит.
Другой пропал без вести, словно сгинул,
И даже неизвестно, где лежит.

Защитники Отечества родного,
Две разных жизни, но с одной судьбой.
Со старых фотографий смотрят снова,
Те, кто отдал жизнь за нас с тобой.

И в этот День Защитника Отчизны,
Героев павших будем вспоминать.
Они для нас свои отдали жизни,
Чтоб мы могли Отчизну защищать.

Слайды (8-10)

У этого праздника было несколько названий:

День Советской Армии;
- День рождения Красной армии;
- День рождения вооруженных сил и военно-морского флота.

Слайды (11-14)

История этого дня насчитывает более 90 лет. В далёком 1918 году в молодой Советской республике царили голод и разруха.

В это тяжёлое время рабоче-крестьянское правительство решило создать свою армию, которая будут защищать интересы простого трудового народа. Назвали эту армию Красной.

В морозные февральские дни первые отряды только что созданной Красной Армии одержали победу под Псковом, Нарвой и нанесли поражение частям немецкой армии, которая помогала белогвардейцам.

День 23 февраля 1918 года стал днём рождения Красной Армии и Военно-Морского Флота. Позднее этот день стал называться Днём Защитника Отечества.

Служить в армии - почетное право и обязанность каждого мужчины.

Предлагаем вам отгадать загадки, которые помогут понять из каких частей состоит армия

7.Загадки

Кто мне скажет, что за птица

В небесах, как ветер, мчится,

Белый чертит за собой

След в лазури голубой?

А ведёт её пилот! –

Что же это? – … (Самолёт)!

Он на гусеницах мчится,

Только он не трактор.

В бой пойдет - и пригодится

Фронтовой характер.

И не плавится в огне

Крепкая броня.

Только бой не на войне –

В детской у меня.

Какие красавцы

Всегда и везде

На суше родятся –

Живут на воде?

(Корабль)

(Слайды 15-18)

8.Практическая работа в группах (приложение 1)

Фоном демонстрируются видеоролики

Дети выделяют слова, которые можно ассоциировать с праздником Защитника Отечества

9.Игра «Живая пословица (приложение 2)

Дети составляют из слов пословицы

10.Итог занятия

Исполнение песни «Пусть всегда будет солнце!»



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»