Игры занятия по русскому языку. Внеклассное мероприятие "занимательные игры по русскому языку"

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Гузанова Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа в п. Усть-Омчуг»

Слайд 2

Разгадайте шарады.

  • 1. Возьмите предлог К, стоящий перед местоимением МНЕ.
  • 2. Прибавьте существительное СОН в дательном падеже единственного числа.
  • 3. Допишите слово так, чтобы оно отвечало на вопрос ЧТО СДЕЛАТЬ?

коснуться

  • 1.Приставка у этого слова обозначает приближение.
  • 2.К ней прибавили основу от прилагательного КОСНЫЙ.
  • 3.Затем суффикс, который пишется у прилагательных после шипящих и ц под ударением (камышовый, песцовый).
  • 4. И суффикс с окончанием, как у существительного ВЫПАДЕНИЕ.

прикосновение

Слайд 3

Неграмотная бабушка из деревни прислала родственникам телеграмму:

Здорова. Прибываю в полном благополучии.

Все отправились на вокзал встречать бабушку, но она не приехала. Что случилось?

Прибывать – приходить, приезжать куда-либо;

Пребывать – находиться где-нибудь или в каком-нибудь состоянии.

Слайд 4

Найдите разносклоняемые существительные во всех предложениях:

1.Кузнец ушёл, пожар свирепствовал ещё несколько времени.

2.Наконец унялся, и груды углей без пламени ярко горели в темноте ночи, и около них бродили погорелые жители Кистенёвки.

3.Губернские чиновники трепетали при его имени.

времени, пламени, имени

Слайд 5

Есть пословица «Семеро одного не ждут». А если было бы не семь человек, а девять? Как бы вы сказали?

Девятеро

Слайд 6

Какое числительное во всех падежах имеет окончание –а?

полтора, полтораста

Сколько окончаний у слова семьсот?

Два окончания, оба - нулевые

Слайд 7

Мы говорим: увеличить в полтора раза. ПОЛ – это половина, а что такое ТОРА?

Слово «полтора» образовалось из «полвтора» (половина второй единицы)

Слайд 8

Число 100 изображается тремя цифрами. Название этого числа – сто – тоже состоит из трёх букв.

Найдите другое число, у которого количество цифр равно количеству букв, составляющих название этого числа.

1 000 000 - миллион (в слове семь букв и семь цифр0

Слайд 9

Какие разряды местоимений различаются только значением? Привести примеры.

Вопросительные и относительные.

Который час?

Часы, на которые я посмотрел, показывали полночь.

Слайд 10

Отгадайте несклоняемое имя существительное.

Линейной меры единица

В соединенье с буквой гласной

Вам скажет сразу, что в столице

Любой увидеть может сразу?

Слайд 11

Образовать существительные общего рода от слов:

  • выскочить
  • задираться
  • ломаться
  • не посидеть
  • размазать
  • трудиться
  • выскочка
  • задира
  • ломака
  • непоседа
  • размазня
  • трудяга
  • Слайд 12

    Почему частица НЕ с прилагательным ПРОСТЫЕ написана отдельно?

    Белка песенки поёт

    И орешки всё грызёт.

    А орешки не простые,

    Все скорлупки золотые.

    Имеется скрытое противопоставление.

    Слайд 13

    Установить, в значении каких наклонений выступают глаголы в данных примерах.

    1) И будь не я – корпел бы ты в Твери.

    2)Эй, пошёл, ямщик!

    3) Вы бы чего-нибудь покушали, Пульхерия Ивановна!

    1) Повелительное в значении условного.

    2) Изъявительное в значении повелительного.

    3) Условное в значении повелительного.

    Слайд 14

    В роли каких частей речи выступает в приведённых ниже предложениях числительное ОДИН?

    1) Один рыбак рассказал, что поймал рыбу весом в три пуда.

    2) Все ушли, один я остался.

    3) Все как один.

    4) Один за всех, все за одного.

    5) В одно ухо вошло, в другое вышло.

    1) Одинрыбак – неопределённое местоимение.

    2)Один я остался – частица (только).

    3)Все как один – наречие (дружно)

    4)Одинза всех, все за одного – существительное.

    5) В одно ухо вошло, в другое вышло- прилагательное.

    Слайд 15

    В каких из приведённых ниже предложений выделенные слова являются числительными?

    1)Прошло около четверти часа.

    2)Прошла вторая учебная четверть.

    3)Ровно в четверть восьмого меня разбудили.

    4)Сейчас половина четвёртого.

    5)Отрежь от арбуза половину и дай мне.

    6)Хозяин с семьёй занимал вторую половину избы.

    четверть восьмого, половина четвёртого

    Слайд 16

    Литература

    1.О.Репина. Тесты к школьному учебнику: Русский язык. 6 класс: Справочное пособие.- М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.-480 с.

    Посмотреть все слайды

    Ценным методом стимулирования интереса к учению выступает метод использования различных игр и игровых форм организации познавательной деятельности на занятиях со студентами и школьниками.

    Самой бюджетной игровой формой является языковая игра, частью которой являются игры словесные (не актерские) и словесно-ролевые.

    Целесообразно выделить еще и лингвистические учебные игры.

    В чем отличие?

    Словесная игра – это игра со словом. Игра происходит исключительно путем речевого взаимодействия игроков. Словесная игра направлена не только на развитие языкового чутья, но и на развитие внимания и памяти.
    Словесно-ролевые игры -- разновидность ролевых игр с полным отсутствием материального компонента: игра происходит исключительно путём речевого взаимодействия игроков, описывающих действия своих персонажей, и мастера, описывающего реалии окружающего мира и реакции мастерских персонажей.
    Лингвистическая игра – это языковая игра, связанная с изучением языка и обогащением речи, с развитием логического мышления, коммуникативных особенностей речи с точки зрения учета лексических, грамматических, орфоэпических, синтаксических особенностей речи.

    Следовательно, лингвистические игры бывают: орфоэпическими, лексическими, грамматическими, синтаксическими.

    Лингвистическая игра “Скрытые мотивы”

    Наверняка, в жизни каждого человека была ситуация, когда он совершал какой-либо поступок и не мог объяснить, почему он поступил так или иначе. Разгадка возможных скрытых мотивов возможна, путем последовательного анализа предыдущих событий.

    Что отрабатываем: логику речи.

    Правила: Делим группу на пары (иногда, проще объединиться не в пары, а в тройки). В каждой паре один из участников рассказывает ситуацию, которую он не может объяснить. Напарник путем наводящих вопросов пытается выяснить факты, связать их в силлогизмы.

    Силлогизм – это «форма умозаключения, умствованье, когда из двух данных посылок или суждений выводится третье, заключение».
    Например, все студенты летом сдают экзамены. Я студент, значит летом у меня экзамены.

    Во втором раунде собеседники меняются местами. Затем следует рефлексия.

    Словесная игра “Один день из жизни”

    Суть игры: выбираете с учениками любую профессию. Составляете совместными усилиями рассказ из одних существительных (глаголов, прилагательных) о трудовом дне профессионала.

    К примеру, рассказ о дне учителя: звонок-завтрак-урок-вопрос-ответ-пятерка-учительская-директор-скандал-урок-звонок-дом-подготовка-сон.

    Важное условие: прежде, чем назвать новое существи­тельное, каждый игрок обязательно должен повторить все, что было названо до него. Тогда рассказ будет воспри­ниматься как целостное произведение. Чтобы лучше было запоминать названные существительные, советую внима­тельно смотреть на всех говорящих, как бы связывая слово с конкретным человеком.

    Словесная игра “Новый словарь”

    Обычно играем по кругу с учениками, в качестве разминки на любом уроке-занятии.

    Суть этой игры в том, чтобы придумать новые значения обыкновенным и всем привычным словам.

    Например: ухажер – любитель ухи, изверг –вулкан, жрица – женщина, любящая поесть, и т. д.

    Победит тот, кто подберет больше интересных слов. О времени, отводимом на подготовку, договариваются заранее.

    Словесная игра “Табу”

    Когда мне надо разговорить слушателей/студентов и учеников, или подвести их к теме урока, или повторить ранее изученный материал, я использую словесную игру “ТАБУ”.
    Правила простые: студент/ученик получает карточку, на которой написано слово. Его нужно объяснить. А под этим словом, или рядом – еще несколько, которые в объяснении использовать нельзя.
    Другие студенты должны это слово отгадать.

    Лучше готовить карточки самостоятельно – под конкретную тему (например, сочинение-рассуждение – для учеников, или общенаучная терминология – студенты/курсанты).

    Лингвистическая игра “Звукообразы”

    Преподаватель зачитывает/выводит на экран слова писателя Е. Замятина:
    “Всякий звук человеческого голоса, всякая буква – сама по себе вызывает в человеке известные представления, создает звукообразы. Я далек от того, чтобы приписывать каждому звуку строго определенное смысловое или цветовое значение, однако
    Звук [р] – ясно говорит мне о чем-то громком, ярком, красном, горячем, быстром.

    [л] – о чем-то бледном, голубом, холодном, плавном, легком.

    Звук [н] – о чем-то нежном, о снеге, небе, ночи:

    Звуки [д] и [т] – о чем-то душном, тяжком, о тумане, о тьме, о затхлом.

    Звук [м]- о милом, мягком, о матери, о море.

    С [а]- связывается широта, даль, океан, марево, размах.

    С [о]- высокое, голубое, лоно:

    С [и] – близкое, низкое, стискивающее”.

    Задание: придумать слова на буквы РЛНДТМАОИ. Попросить студентов и учащихся озвучить свои звукообразы.

    Словесная игра “Буквы-Пуквы”

    Один учащийся загадывает другому слово, которое тот должен объяснить остальным, – но пользоваться он может при этом только словами на букву одну букву, например, “п” (любыми, кроме однокоренных). То есть слово “дом” придется объяснять, например, так: “построил – проживаю”.

    Если сразу угадать не удалось, можно подбрасывать дополнительные ассоциации: “постройка, помещение, пространство, простей­шее понятие…” И под конец добавить, например, “Периньон” – по ассоциации с шампанским Dom Perignon.

    Если отгадывающие близки к победе, то учитель пригодятся комментарии типа “примерно”, “приблизительно”, “почти пра­вильно” – или, в противоположной ситуации: “плохо, подождите!”. Обычно после того, как слово угадано, объяснявший придумывает новое слово и шеп­чет его на ухо угадавшему – тот становится следующим ведущим.

    Словесные и лингвистические игры являются отличным способом повысить эффективность аудиторных занятий. Их можно использовать на различных этапах занятия: в начале – для создания благоприятной атмосферы и повторения материала, который будет в дальнейшем использоваться в речи, в середине или конце занятия – для снятия усталости, в конце занятия, когда остается несколько минут до звонка и нет смысла начинать какое-то более серьезное упражнение.

    Цели:

    1. Проверить знания и умения учащихся 5-6 классов по общим вопросам русского языка.
    2. Развивать творческое воображение учащихся, используя проблемные ситуации, развивать эмоции учащихся, развивать познавательный интерес школьников.
    3. Воспитывать чувство коллективизма, любви к русскому языку, умение находить выход из трудных ситуаций.

    Оборудование: презентация, плакаты.

    «Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры...
    Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является
    не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.
    »

    А.И.Куприн

    «Язык, великолепный наш язык,
    Речное и степное в нем раздолье,
    В нем клекоты орла и волчий рык,
    Напев и звон, и ладан богомолья.
    В нем воркованье голубя весной,
    Взлет жаворонка к солнцу – выше, выше.
    Березовая роща. Свет сквозной.
    Небесный дождь, просыпанный по крышам.»

    К. Бальмонт

    Ход игры

    I. Представление команд.

    Команда 1.

    Мы отвечаем дружно,
    И здесь сомнений нет:
    Сегодня будет дружба
    Владычицей побед.

    Команда 2.

    И пусть острей кипит борьба,
    Сильней соревнование:
    Успех решает не судьба,
    А только наши знания.

    Команды отдают жюри свои эмблемы, произносят названия и девизы.

    II. Разминка.

    Ведущий: Ответьте, о ком или о чем говорится.

    • «Личное дело» ученика для служебного пользования его родителей. (Дневник.)
    • Что такое ручкохранилище? (Пенал.)
    • Земля, которую может покрутить любой желающий. (Глобус.)
    • Его долгожданный звук является божественной музыкой для не выучившего урок школьника. (Звонок.)
    • Как называется школьный известняк? (Мел.)
    • Предмет, опровергающий поговорку: «Что написано пером, не вырубишь топором». (Ластик.)
    • Слово белый по отношению к слову черный. (Антоним.)
    • Пишется так же, но смысл другой. (Омоним.)
    • Что есть у дерева, растущего в лесу, и у слова дерево, написанного на бумаге? (Корень.)
    • Он бывает между корнем и окончанием. (Суффикс.)
    • В какую букву надо поместить слово-согласие, чтобы получить продукт таяния снега? (В О да.)
    • Именно этим «инструментом», являющимся частью речи, А.С.Пушкин призвал «жечь сердца людей». (Глагол.)

    III. Основная часть.

    Конкурс 1. Постижение народной мудрости.

    Ведущий: Уже давно никто не спорит с утверждением о том, что русский язык – самый богатый в мире. Одной из его ценностей является огромное количество пословиц и поговорок, которые пришли к нам из глубины веков и до сих пор создаются устным народным творчеством. В них выражена народная мудрость, и употребление их в вашей речи поможет сделать ее более яркой, самобытной, интересной. Сейчас я хочу предложить вам ответить на вопросы, вспомнив соответствующие пословицы и поговорки и сформулировав их дословно. В задании могут встретиться и фразеологические обороты, которые приближены к поговоркам.

    • Он здоровый в здоровом теле. (Здоровый дух.)
    • Часть одежды, которую рекомендуют держать шире. (Карман шире.)
    • У него глаза велики. (У страха.)
    • Только там бывает бесплатный сыр. (В мышеловке.)
    • Ее ждут, сидя у моря. (Погоды.)
    • Эта часть предмета бывает золотой. (Середина.)
    • Какую еду иногда просит обувь у ее незадачливого владельца? (Кашу – «сапоги каши просят».)

    Конкурс 2. «Что это? Кто это?»

    Ведущий: В этом конкурсе вам предстоит решить кроссворд.

    Подготовленные ученики читают стихотворение А.Шибаева «Слова, слова, слова»:

    Всему название дано
    И зверю, и предмету.
    Вещей вокруг полным-полно,
    А безымянных нету!

    И всё, что может видеть глаз
    Над нами и под нами,
    И всё, что в памяти у нас,
    Означено словами.

    Они слышны и здесь и там,
    На улице и дома:
    Одно давно привычно нам,
    Другое – незнакомо...

    Язык и стар, и вечно нов!
    И это так прекрасно –
    В огромном море – море слов –
    Купаться ежечасно!

    Ведущий: Ответьте на вопросы: что это? кто это?

    Ведущий: Этот конкурс требует от вас определенной фантазии и большого словарного запаса. Но для начала вспомните, какие буквы называют гласными.

    Дети:

    Воздух свободно идет через рот,
    Нет препятствий разных.
    Голос участвует, голос зовет,
    Звук получается гласный.

    Гласные тянутся в песенке звонкой,
    Могут заплакать и закричать,
    Могут в кроватке баюкать ребенка,
    Но не желают свистеть и ворчать.

    Ведущий: А теперь, пожалуйста, расставьте гласные в предлагаемых вам конструкциях, например так, как показано на доске. (Слайд 9)

    Букву Е

    БРТ – БеРеТ
    СВР – СеВеР
    ВР – ВееР
    КЛЩ – КЛеЩ

    Команды получают задание на карточках:

    Букву О

    КН – окно
    ГРХ – горох
    КЛКЛ – колокол
    ТПТ – топот
    БЛТ – болт
    ПКЙ – покой
    ГРН – горн
    ТРН – трон
    КРК – окорок
    ГЛТК – глоток

    Букву У

    СД – суд
    ШРП – шуруп
    КСС – уксус
    КСТ – куст
    БРНДК – бурундук

    Букву А

    БРН – баран
    ТК – атака
    РФ – арфа
    МРК – марка
    СТР – астра
    КРМН – карман
    БРК – барак
    ШЛШ – шалаш
    ФНТ – фант
    ШРМ – шрам, шарм

    Букву И

    ПРЗ – приз
    PC – рис
    ЛЛЯ – лилия
    ФЛН – филин
    PC – ирис

    Конкурс 4. Редактор.

    Ведущий: В этом конкурсе мы проверим ваше умение правильно строить предложения. Вам предлагаются отрывки из детских сочинений. Найдите ошибку в каждом предложении и объясните, почему нельзя так писать.

    Ведущий раздает командам тексты:

    Конкурс 5. Устная речь.

    Подготовленные ученики читают стихотворение В.Шефнера «Устная речь»:

    Это так, а не иначе,
    Ты мне, друг мой, не перечь:
    Люди стали жить богаче,
    Но беднее стала речь.
    Гаснет устная словесность –
    Разговорная краса;
    Отступают в неизвестность
    Речи русской чудеса.
    Сотни слов родных и метких,
    Сникнув, голос потеряв,
    Взаперти, как птицы в клетках,
    Дремлют в толстых словарях.
    Ты их выпусти оттуда,
    В быт обыденный верни,
    Чтобы речь – людское чудо –
    Не скудела в наши дни.

    Ведущий: В этом конкурсе вам надо соединить фразеологическое сочетание в левой части доски с его объяснением в правой. (Слайд 12)

    Ответы: 1Е, 2Д, 3В, 4А, 5Г, 6Б, 7Ж, 8З.

    Конкурс 6. Найди ошибки.

    Ведущий: Сейчас мы сможем проверить, в какой команде самые внимательные и грамотные дети. Перед вами диктант, написанный учеником, нечасто посещавшим уроки русского языка. Исправьте ошибки в тексте.

    За каждую исправленную ошибку команде начисляется по 1 баллу.

    Конкурс 7. Веселая грамматика».

    Подготовленные ученики читают стихотворение О.Высоцкой:

    Существительное – школа ,
    Просыпается – глагол.
    С прилагательным веселый
    Новый школьный день пришел.

    Встали мы – местоименье,
    Бьет числительное семь .
    За ученье, без сомненья,
    Приниматься надо всем.

    Мы наречием отлично
    На уроках дорожим.
    Соблюдаем мы привычно
    Дисциплину и режим.

    Не и ни у нас частицы,
    Их нам надо повторять
    И при этом не лениться
    И ни часу не терять!

    После школы, как известно,
    Мы катаемся в санях.
    Здесь особенно уместны
    Междометья ох и ах !

    А потом
    У теплой печи
    Повторяем
    Части речи!

    Ведущий: Поработаем с частями речи. От предложенных имен прилагательных образуйте имена существительные. (Слайд 15)

    IV. Подведение итогов.

    Пока жюри подводит итоги, учащиеся разыгрывают сценку.

    Лингвистическая шутка «Несуразные вещи».

    Здравствуй!
    - Привет!
    - Что ты несешь?
    - Несу разные вещи.
    - Несуразные? Почему они несуразные-то?
    - Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понял? Вот несу мел...
    - Что не сумел?
    - Отстань.
    - Да ведь ты говоришь: «Не сумел!» Что не сумел-то?
    - Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет.
    - Ну, если ему жена добудет, так зачем ты несешь?
    - Какая жена? Это у Мишки-то жена?! А ты шутник! Я сказал: «Ему же надо будет». Понадобится, значит.
    - Вот оно что...
    - А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.
    - Тамарка?
    - Ага.
    - И ничего, симпатичная?
    - Красивая! Зеленая такая.
    - То есть как?
    - Зеленого цвета.
    - Постой, постой... Это что же: у нее волосы, что ли, зеленые?
    - У кого волосы?
    - Да у Тамарки-то.
    - Что-о?!
    - Ну, ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка».
    - Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая... Там арка нарисована.
    - Ага, все-таки нарисована Тамарка? На марке, значит, Тамарка нарисована, да? Так бы и говорил!
    - Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка!!! Неужели ты даже этого не можешь понять? Пока, некогда мне.
    - Пока! Смотри не растеряй свои несуразные вещи.
    - А ну тебя...
    - Да! Стой, стой!
    - Ну, что еще?
    - Привет передавай.
    - Кому?
    - Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене.

    Стельмачёнок Людмила Дмитриевна МБОУ «СОШ № 27» г. Перми Учитель начальных классов

    «Дидактические игры на уроках русского языка»

    «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

    В.А. Сухомлинский

    Как сделать урок русского языка интересным, занимательным и любимым предметом для ребенка?

    Игра является основным видом деятельности ребенка. Она играет большую роль в формировании и развитии умственных, эмоциональных, физических и творческих способностей ребенка. Игра помогает развивать память, мышление, воображение, внимание, помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника.

    Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создает у учеников радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

    В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения.

    Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом этапе его - от проверки домашнего задания до выполнения проверочной работы и обобщения.

    1.Дидактическая игра «Твердый – мягкий»

    Цель: повторение правописания твердого и мягкого знаков.

    Учащиеся делятся на две команды. Одна команда называется «Камень», другая – «Вата».Команда «Камень» встает, если я прочитаю слово с твердым знаком, если читаю слово с мягким знаком, встает команда «Вата».

    Слова: съезд, въехать, вьюга, льет, подъезд, лью, объявление, колья, полозья, объезд, колосья, пью, съемка и т.п.

    2.Дидактическая игра «Будь внимателен».
    Цель: активизировать память, внимание, словарный запас, опираясь на знание правил.

    Из предложенных стихотворений выписать слова с сочетаниями жи, ши:

    1. Жили в хижине чижи,

    Мыши, ежики, стрижи,

    В гости к ним идут моржи

    И жирафы и ужи.

    2. Жилет, животное, живот,

    Жирафы, живопись, живет,

    Шиповник, шины, камыши,

    Машины и карандаши,

    Кружить, служить, дружить и жить,

    Спешить, смешить,

    Шипеть и шить.

    Все сочетания ЖИ и ШИ

    Только с буквой И пиши!

    3.Игра «Бумеранг»

    воспитывает у детей внимание и быстроту реакции: ученику необходимо вспомнить нужное слово и «возвратить» его учителю.

    Найди синоним.

    Простой человек (бесхитростный) , простая задача (легкая), простая истина (прописная); беспокойный человек (неугомонный), беспокойный взгляд (тревожный); крепкая дружба (надежная), крепкая подошва (прочная).

    Найди антоним.

    Близкий берег (далекий), близкий человек (чужой); веселая комедия (скучная) , веселое настроение (грустное) ; глубокий колодец (мелкий) , глубокие знания (поверхностные); мелкая рыба (крупная) , мелкая река (глубокая).

    4.«Фразеологический зверинец» .

    Цель: расширение словарного запаса учащихся.

    Добавить недостающее слово – название животного. Голоден как…(волк). Хитёр, как…(лиса). Труслив, как…(заяц). Нем как…(рыба). Колючий как…(ёж). Здоров как…(бык).

    5. «Сколько точек - столько звуков»

    Оборудование: кубик, на гранях которого разное число точек: две, три, четыре, пять, шесть; одна грань пустая.

    Дети по очереди бросают кубик и называют слова, в которых число звуков равно числу точек на верхней грани кубика. Если выпадает нуль, игрок пропускает ход и передает кубик следующему игроку.

    6.Дидактическая игра: «Одним словом».
    Цель: активизировать словарный запас детей, развивать умение обобщать.
    Учащимся предлагается заменить сочетания слов и предложения одним словом, имеющим слоги ча, ща, чу.щу.

    1. Обрубок дерева - …(чурбан).

    2. Шестьдесят минут-…(час).

    3. Густой частый лес- …(чаща).

    4. Хищная рыба с острыми зубами - …(щука).

    5. Из чего делают тяжелые сковородки -… (чугун).

    6. Прикрывать глаза от солнца - … (щуриться).

    7. Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды или заваривания чая - …(чайник) и

    7.Дидактическая игра: « Все наоборот».
    Цель: закрепить написание слов с сочетанием –чн-.
    Учитель предлагает детям заменить предложенные им словосочетания типа существительное + существительное на другое так, чтобы одно из слов включало в свой состав сочетание –чн-.

    Игрушка для елки-…(елочная игрушка)

    Герой сказки- … (сказочный герой)

    Сок яблока-… (яблочный сок)

    Суп из молока -…(молочный суп)

    Варенье из клубники-… (клубничное варенье)

    Каша из гречки-… (гречневая каша)

    Вода из речки-… (речная вода)

    Скважина в замке -…(замочная скважина)

    Мука из пшеницы -… (пшеничная мука) и т.п.


    8.Дидактическая игра: « Замени букву».

    Цель: активизировать умственную деятельность учащихся, развивать орфографическую и фонетическую зоркость, внимательность, логическое мышление.

    Детям предлагается исходное слово с орфограммой, они изменяют в нем последовательно либо один, либо два звука, сохраняя при этом сочетание –чк-, и получают новые слова. Выигрывает тот, кто составит наибольшее количество слов.

    дочка ручка
    бочка речка

    ночка свечка

    кочка печка

    точка почка

    тучка дочка

    тачка ночка
    9.Дидактическая игра « Найди ошибку».
    Цель: развивать умение выделять в речи слова, обозначающие предмет.

    Учитель называет ряд слов, обозначающих названия предметов и допускает одну «ошибку». Ученики должны определить, какое слово лишнее и почему.
    1.Кукла, дом, море, вышла, ученик.

    2.Карта, солнце, железный, дверь, моряк.

    3.Девочка, мел, больше, карандаш, жаба.

    4.Замок, тяжело, петух, тарелка, вишня.

    5.Бежит, книга, окно, ворота, слон и т.п.

    10.Дидактическая игра «Найди пару».
    Цель: развивать умение правильно соотносить название предмета и действия.

    Оборудование: у каждого ученика на парте карточка, на которой в один столбик записаны слова: метель, гром, солнце, молния, ветер, дождь, снег, облака, туман, мороз, а в другой столбик слова- действия: капает, плывут, падает, стелется, плывет, метет, гремит, печет, сверкает, дует, трещит.

    Ученики к каждому слову, обозначающему название явления, подбирают слово, обозначающее действие предмета, отмечая стрелкой.

    11. Дидактические задания и упражнения.
    Цель: закрепить знания детей по теме «Разделительный мягкий знак», развивать память, мышление.

    1. Назовите сначала слова, в которых надо писать букву Ь в конце, а потом- в середине.

    2. Найдите слова с разделительным мягким знаком. Подчеркните их: пью, шью, бью, семья, кольцо, копье, пони, платье, пальто, воробей, сошьет и т.д.

    3. Выпишите слова с разделительным Ь:

    Целый день лежит тюлень,

    И лежать ему не лень.

    Жаль, тюленье прилежание

    Не пример для подражания.

    (Б. Заходер)

    Вот бы тебе, заяц, да лисьи зубы!

    Вот бы тебе серый, да волчьи ноги!

    Вот тебе, косой, да рысьи когти!

    -Э-э, что мне клыки да когти?

    Душа – то у меня все равно заячья.

    4.Шарады.

    Я с Л смягченным – под землей С твердым Л я на стене

    Бываю каменным и бурым. (книги, например, на мне),

    А с твердым – в комнате любой, Но как только Л смягчите,

    В геометрической фигуре. Сразу в танец превратите.

    (Уголь-угол) (Полька-полка).

    Без М – в лесу мне красоваться;

    С М – суда меня боятся.

    (Ель-мель).

    Очень нравятся детям и вот такие раскраски:



  • ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»