Дальние морские походы: МРК и килекторы вместо крейсеров. Дальние морские походы: МРК и килекторы вместо крейсеров Корабль кил 158

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Российский флот нуждается в кораблях дальней морской зоны. С этим утверждением, которое непрерывно повторяется в последнее десятилетие, спорить невозможно. Но что делать, если подходящих боевых единиц в составе ВМФ критически не хватает, а присутствовать необходимо в десятках точек Мирового океана? В поход отправляются корабли, не предназначенные для длительных автономных плаваний и вспомогательные суда.

МРК УХОДЯТ В МОРЕ


Проблема нехватки кораблей для длительных автономных походов остро встала после принятия решения о возрождении постоянного соединения ВМФ в Средиземном море. Одной из первых "ласточек", отправившихся в поход за пределы своей зоны ответственности, стал малый ракетный корабль "Самум", полтора месяца бороздивший просторы Средиземки. Несмотря на ударную мощь его ракетного вооружения, сравнимую с эсминцами проекта 956, он остается кораблем ближней морской зоны, предназначенным для стремительных ударов и отхода под прикрытие ПВО.

РКВП "Самум"

К 2015 году работа малых ракетных кораблей за пределами родного черноморья стала скорее правилом, чем исключением. Для выполнения задач в Средиземном море был отправлен МРК проекта 1234 "Мираж", обладающий автономностью всего в 10 суток. Этого достаточно для морских переходов в пределах нескольких морей, однако сильно привязывает экипаж к береговой инфраструктуре. Стоит отметить и погодные ограничения по применению - мореходность корабля составляет 5 баллов.


МРК "Мираж"

Спустя год амбициозные планы ВМФ по удержанию военного превосходства в регионе заставили отправить в Средиземное море еще два малых ракетных корабля: "Серпухов" и "Зеленый Дол". На этот раз более нового проекта - 21631, которые их строитель - "Зеленодольский завод им. Горького" - классифицирует как "многоцелевые корабли класса "река-море".


Малый ракетный корабль проекта 21631 "Серпухов"

КОГДА НЕ ХВАТАЕТ БОЕВЫХ ЕДИНИЦ

Не стоит забывать и о такой важной задаче, как демонстрация российского флага на международных военно-морских мероприятиях. Это задача стратегическая, серьезно влияющая на имидж государства, выполнение которой многие зарубежные командующие возлагают на наиболее мощные и боеготовые корабли. В России эти задачи зачастую возлагаются на ракетные крейсеры проекта 1164 и эсминцы проекта 956. Однако в последние годы не обходится без исключений, которые в дипломатических кругах вполне могли быть расценены как неуважение. В 2013 году на ежегодную Русскую неделю в Греции вместо большого десантного корабля было отправлено килекторное судно КИЛ-158 Черноморского флота.


Килекторное судно "КИЛ-158"

В 2016 году, на индийском International Fleet Review, повторилась. Туда вместо боевых кораблей было направлено спасательное судно "Эпрон", которое при своем более чем 50-летнем возрасте является заслуженным ветераном флота. Ситуация получилась двоякая. Невозможно не гордиться тем, что российские моряки способны в течение такого срока поддерживать материальную часть в состоянии способности к дальним морским походам. Однако нельзя и не сожалеть о более чем скромной демонстрации боевых возможностей государства на фоне пришедших на IFR фрегатов, эсминцев и крейсеров.


Спасательное судно "Эпрон"

НА СТЫКЕ ПРОШЛОГО И БУДУЩЕГО

Причина замены кораблей 1 ранга на гораздо менее крупные боевые единицы и даже вспомогательные суда кроется в весьма затянувшемся обновлении состава ВМФ России. Сегодня крупнейшие судостроительные и судоремонтные верфи страны плотно загружены военными заказами, однако именно по этой причине боевые возможности флота РФ относительно ВМС США, по данным статистики Центрального Военно-Морского Портала, снизились до показателей трехлетней давности. Ряд кораблей 1-го и 2-го рангов находится в длительных ремонтах, в то же время их современные аналоги передаются флоту не так быстро, как того требуют обширные морские границы России и задачи в дальней морской зоне.

Из серии фрегатов проекта 11356 в состав ВМФ в обозримой перспективе войдут только три корабля, головной фрегат проекта 22350 до сих пор находится на испытаниях, эсминец "Лидер" только-только сформировался в виде эскизного проекта. Зато уже прозвучали заявления о строительстве крупной серией малых ракетных кораблей нового проекта 22800.


Макет МРК проекта 22800

А значит, эпоха дальних походов МРК только начинается. С учетом того, что устанавливаемые на них ракетные комплексы "Калибр" успели "прогреметь" на весь мир, даже с задачами демонстрации флага в иностранных портах они справятся должным образом. "Лучше малый ракетный корабль в строю, чем эсминец в проекте", - такое мнение высказывалось в прессе еще в 2012 году. Сегодня в контексте задач по участию в международных военно-морских мероприятиях его можно перефразировать: "Лучше малый ракетный корабль, чем вспомогательное судно".

Оригинал взят у kuleshovoleg в Килекторное судно "КИЛ-158" в Севастополе

Как-то в сентябре 2014 года я зависал на Севастопольской дамбе в ожидании возвращения с боевой службы сторожевого корабля "Сметливый". Погода была ветреная, на море и в бухте волны, приближался осенний шторм.

"Сметливый" так и не появился на горизонте, но я все же не зря просидел там три или четыре часа: купался, фотографировал мимо меня уходящие в море суда и встретил вспомогательное судно Черноморского Флота "КИЛ-158" (Проект 141)


Суда-килекторы предназначены для постановки и съемки боно-сетевого заграждения и рейдового оборудования на глубине до 300 метров. Проще говоря, такое судно убирает и выставляет бонны, поднимает якоря и прочие затонувшие объекты, также может использоваться для расчистки фарватера от подводных объектов, может нести глубоководный аппарат, предназначенный для спасения экипажей затонувших подводных лодок.

2.

Судно построено в 1989 г. на судоверфи "Нептун" в порту Росток (ГДР). 30.06.1989 г. на судне был поднят Военно-морской флаг. 01.09.1989 г. включено в состав ВМФ СССР. 08.11.1989 года судно прибыло в Севастополь и включено в состав бригады судов обеспечения Черноморского флота.

3.

С 1990 года "КИЛ-158" перевозил разрядные грузы, продовольствие, боезапас с Кавказа, из Болгарии, из Крымской ВМБ, из Феодосии и систематически выполнял работы по постановке и съемке рейдового оборудования. С 7 сентября по 13 октября 1993 года выполнял специальное задание по доставке в порт Аннаба (Алжир) буровую технику, различное имущество и ЗИПы.

4. осмотрел в своих архивах и увидел один из них у нас на территории Беломорской военно-морской базы. КИЛ-143.

Справка: КИЛ-158 (Проект 141)

Килекторное судно «КИЛ-158» проекта 141 было заложено под заводским номером №144/1470 на «Нептунверфт», город Росток ГДР. 29 апреля 1988 года судно было спущено на воду. 30 июня 1989 года судно вступило в строй. Первоначально судно было введено в состав Балтийского флота, но потом вошло в состав Черноморского флота. 08 ноября 1989 года судно прибыло в Севастополь и включено в состав бригады судов обеспечения Черноморского флота. В период с октября 2007 по март 2008 года судно прошло плановый ремонт в Варне (Болгария).

Килекторное судно «КИЛ-158» предназначено для постановки (съемки) боно-сетевого заграждения и рейдового оборудования на глубины до 300 метров. Судовые инженерные устройства позволяют ему устанавливать «мертвые» якоря весом до 100 тонн. Судно может быть также использовано для установки и раскрепления плавпричалов, раскладки «постели» для плавдоков и их раскрепления, обеспечения стрельб из корабельного оружия. Может нести глубоководный аппарат, предназначенный для спасения экипажей затонувших подводных лодок.

Основные характеристики: Водоизмещение стандартное 4200 тонн, полное 5250 тонн. Длина 111,6 метра, ширина 18,25 метра, осадка 5,79 метра. Максимальная скорость хода 13,7 узла. Дальность плавания 2000 миль при 11 узлах. Автономность 45 суток. Экипаж составляет 47 человек.

Силовая установка: 2 дизеля, 2 винта, 3000 л.с.

Грузоподъемность: грузовая стрела на 100 тонн.

С 1990 года «КИЛ-158» перевозил разрядные грузы, продовольствие, боезапас с Кавказа, из Болгарии, из Крымской ВМБ, из Феодосии и систематически выполнял работы по постановке и съемке рейдового оборудования.

С 7 сентября по 13 октября 1993 года выполнял специальное задание по доставке в порт Аннаба (Алжир) буровую технику, различное имущество и ЗИПы.

С 31 марта по 3 апреля 1998 года судно выполнило работы по постановке и съемке рейдового оборудования для обеспечения совместного российско-украинского учения «Бриз-98».

В августе 1999 года судно участвовало в подъеме затонувшего у причала в порту Новороссийска аварийно-спасательного судна.

В 1998, 2001-2002, 2002-2003 годах судно находилось на боевой службе в порту Тартус (САР).

Летом 2011 года судно в составе отряда вспомогательных и спасательных судов флота приняло участие в международном учении спасательных сил «Болд Монарх» у берегов Испании. На обратном пути судно осуществило деловой заход в греческий порт Пирей для демонстрации Российского флага и пополнения запасов. Общая продолжительность похода составила более полутора месяцев, в ходе которых килекторное судно прошло более 4000 миль. (использованы материалы сайта flot.sevastopol.info).

29 сентября 2013 года судно покинуло порт Севастополь, 30 сентября прошел Босфоров пролив, и направилось с деловыми заходами в порты Греческой Республики, где российские моряки примут участие в мероприятиях XII Международного общественного форума «Русская неделя на Ионических островах» и торжествах по случаю годовщины Наваринского морского сражения.

С 04 по 14 октября 2013 года судно посетило греческие острова Корфу, Лекфкада, Кефалония и Закинф.

08 ноября 2013 года судно вернулось в порт Севаспотоль после выполнения задач в Средиземном море. Продолжительность похода составило 40 суток. За это время было пройдено 2300 морских миль и экипаж посетил 7 портов Греческой Республики.

С 21 июля 2016 года в морская экспедиции Минобороны России с участием представителей Поискового движения России и Российского военно-историческое общества, которая работает в акватории Черного моря в районе Качи, Евпатории, Феодосии и в Керченском проливе и завершится в преддверии Дня ВМФ 29 июля. 03 ноября транзитом прошел пролив Босфор, направляясь в Средиземное море.

Килекторное судно «КИЛ-158» / Фото: flot.sevastopol.info

Восьмог сентября 2015 года килекторное судно «КИЛ-158» из состава отряда судов обеспечения Черноморского флота (ЧФ), которое накануне вышло из Севастополя в дальний поход, приступило к проходу Черноморских проливов.

В дальней морской зоне дизель-электроход под командованием капитана Николая Перуна войдёт в состав постоянного соединения кораблей Военно-Морского Флота в Средиземном море и будет заниматься техническим обеспечением сил группировки, сообщила пресс-служба Южного военного округа.

Килекторное судно «КИЛ-158» / Фото: flot.sevastopol.info


Техническая справка


Судно-килектор предназначено для постановки (съемки) боно-сетевого заграждения и рейдового оборудования на глубины до 300 метров. Судовые инженерные устройства позволяют ему устанавливать "мертвые" якоря весом до 100 тонн.


Фото: flot.sevastopol.info



Судно может быть также использовано для установки и раскрепления плавпричалов, раскладки "постели" для плавдоков и их раскрепления, обеспечения стрельб из корабельного оружия. Может нести глубоководный аппарат, предназначенный для спасения экипажей затонувших подводных лодок.

Судно построено в 1989 г. на судоверфи "Нептун" в порту Росток (ГДР). 30.06.1989 г. на судне был поднят Военно-морской флаг. 01.09.1989 г. включено в состав ВМФ СССР. 08.11.1989 года судно прибыло в Севастополь и включено в состав бригады судов обеспечения Черноморского флота.

С 1990 года "КИЛ-158" перевозил разрядные грузы, продовольствие, боезапас с Кавказа, из Болгарии, из Крымской ВМБ, из Феодосии и систематически выполнял работы по постановке и съемке рейдового оборудования. С 7 сентября по 13 октября 1993 года выполнял специальное задание по доставке в порт Аннаба (Алжир) буровую технику, различное имущество и ЗИПы.

С 31 марта по 3 апреля 1998 года судно выполнило работы по постановке и съемке рейдового оборудования для обеспечения совместного российско-украинского учения "Бриз-98".

В августе 1999 года судно участвовало в подъеме затонувшего у причала в порту Новороссийска аварийно-спасательного судна.

В 1998, 2001-2002, 2002-2003 годах судно находилось на боевой службе в порту Тартус (САР).

В период с октября 2007 по март 2008 г. судно прошло плановый ремонт в Варне (Болгария).

Летом 2011 г. судно в составе отряда вспомогательных и спасательных судов флота приняло участие в международном учении спасательных сил "Болд Монарх" у берегов Испании. На обратном пути судно осуществило деловой заход в греческий порт Пирей для демонстрации Российского флага и пополнения запасов. Общая продолжительность похода составила более полутора месяцев, в ходе которых килекторное судно прошло более 4 000 миль.

В настоящее время судно базируется на Южную бухту Севастополя, активно используется по прямому предназначению.

Этим судном командует капитан Николай Перун.


Фото: flot.sevastopol.info



Как-то в сентябре 2014 года я зависал на Севастопольской дамбе в ожидании возвращения с боевой службы сторожевого корабля "Сметливый". Погода была ветреная, на море и в бухте волны, приближался осенний шторм.

"Сметливый" так и не появился на горизонте, но я все же не зря просидел там три или четыре часа: купался, фотографировал мимо меня уходящие в море суда и встретил вспомогательное судно Черноморского Флота "КИЛ-158" (Проект 141)

Суда-килекторы предназначены для постановки и съемки боно-сетевого заграждения и рейдового оборудования на глубине до 300 метров. Проще говоря, такое судно убирает и выставляет бонны, поднимает якоря и прочие затонувшие объекты, также может использоваться для расчистки фарватера от подводных объектов, может нести глубоководный аппарат, предназначенный для спасения экипажей затонувших подводных лодок.

2.

Судно построено в 1989 г. на судоверфи "Нептун" в порту Росток (ГДР). 30.06.1989 г. на судне был поднят Военно-морской флаг. 01.09.1989 г. включено в состав ВМФ СССР. 08.11.1989 года судно прибыло в Севастополь и включено в состав бригады судов обеспечения Черноморского флота.

3.

С 1990 года "КИЛ-158" перевозил разрядные грузы, продовольствие, боезапас с Кавказа, из Болгарии, из Крымской ВМБ, из Феодосии и систематически выполнял работы по постановке и съемке рейдового оборудования. С 7 сентября по 13 октября 1993 года выполнял специальное задание по доставке в порт Аннаба (Алжир) буровую технику, различное имущество и ЗИПы.

4. осмотрел в своих архивах и увидел один из них у нас на территории Беломорской военно-морской базы. КИЛ-143.

Справка: КИЛ-158 (Проект 141)

Водоизмещение: 5250 т.
Размеры: длина - 113 м, ширина - 18,22 м, осадка - 3,71 м.
Скорость хода максимальная: 13,7 узлов.
Силовая установка: 2 дизеля, 2 винта, 3000 л.с.
Грузоподъемность: грузовая стрела на 100 тонн.
Экипаж: 44 чел. + 10 пассажиров.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»