Удивительный Афон: жизнь и чудеса на Святой горе. Маленькие чудеса афона

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Летом 1999 года мы с 11-летним сыном отправились в паломничество на Святую Гору Афон. Наконец мы оказались в Греции. На Афоне…
Переночевав в Пантелеимоновом монастыре и получив благословение от настоятеля на подъем к вершине Святой Горы и паломничество, мы направились в монастырь святого Павла. Провели ночь там, пришли в скит Святой Анны.
Дорога проходила не на большой высоте, но при сильной жаре. После скита тропинка круто пошла вверх. Пройдя несколько метров при таком подъеме, сын попросил отдохнуть и попить воды.

Удивительный Афон: жизнь и чудеса на Святой горе.

Через пару минут мы продолжили подъем, но длилось это совсем недолго. Артем вновь попросил отдыха. Я с грустью посмотрел на пики гор с правой и левой стороны: они по-прежнему маячили вдали. На третьем привале, сидя в теньке (кстати, после посещения Афона мы поняли, что значат для человека вода и тень) и обхватив голову руками, я с отчаянием думал, что сейчас придется спускаться в скит, а затем - на пристань Дафни и в монастырь святого Пантелеимона.
Со всех сторон жужжали слепни и оводы, иногда садились и жалили, отчаяние усугублялось. Вдруг мое внимание привлекло мощное гудение постороннего насекомого, краем глаза я увидел крупную ярко-желто-полосатую осу-матку. Далее происходило невероятное: как в воздушном бою сходилась наша защитница с оводом или слепнем; секундное сражение - и враг отлетал в сторону. Затаив дыхание, едва слышно я позвал утомленного сына. Он осторожно приблизился ко мне. Несколько минут мы не могли прийти в себя, затем осторожно двинулись в путь. Точно не помню, как долго сопровождала нас эта Божия тварь, - может, двадцать минут, может, час. Но когда ее не стало рядом с нами, слепни хоть и кружили рядом, но особо не причиняли вреда, только при подъеме на саму Святую Гору пару раз укусили меня - видимо, чтобы не возгордился.

Раб Божий Сергий , г. Калининград

См. также:

Пока ни одного комментария, будьте первым!

Афонское чудо

Летом 1999 года мы с 11-летним сыном отправились в паломничество на Святую Гору Афон. Наконец мы оказались в Греции. Переночевав в Пантелеимоновом монастыре и получив благословение от настоятеля на подъем к вершине Святой Горы и паломничество, мы направились в монастырь святого Павла.

Паломничество на Святую Гору. Часть I

Провели ночь там, пришли в скит святой Анны.

Дорога проходила не на большой высоте, но при сильной жаре. После скита тропинка круто пошла вверх. Пройдя несколько метров при таком подъеме, сын попросил отдохнуть и попить воды. Через пару минут мы продолжили подъем, но длилось это совсем недолго. Артем вновь попросил отдыха. Я с грустью посмотрел на пики гор с правой и левой стороны: они по-прежнему маячили вдали. На третьем привале, сидя в теньке (кстати, после посещения Афона мы поняли, что значат для человека вода и тень) и обхватив голову руками, я с отчаянием думал, что сейчас придется спускаться в скит, а затем — на пристань Дафнии и в монастырь святого Пантелеимона.

Со всех сторон жужжали слепни и оводы, иногда садились и жалили, отчаяние усугублялось. Вдруг мое внимание привлекло мощное гудение постороннего насекомого, краем глаза я увидел крупную ярко-желто-полосатую осу-матку. Далее происходило невероятное: как в воздушном бою сходилась наша защитница с оводом или слепнем; секундное сражение — и враг отлетал в сторону. Затаив дыхание, едва слышно я позвал утомленного сына. Он осторожно приблизился ко мне. Несколько минут мы не могли прийти в себя, затем осторожно двинулись в путь. Точно не помню, как долго сопровождала нас эта Божия тварь, — может, двадцать минут, может, час. Но когда ее не стало рядом с нами, слепни хоть и кружили рядом, но особо не причиняли вреда, только при подъеме на саму Святую Гору пару раз укусили меня — видимо, чтобы не возгордился.

Поднявшись на Панагию вечером, мы ночью встретились с тремя монахами из Пантелеимонова монастыря. А рано утром с Божией помощью поднялись на вершину, где в храме Преображения Господня была отслужена Литургия, во время которой мы причастились Святых Таин.

Места:
Афон
Пантелеимонов монастырь на Афоне
Монастырь святого Павла на Афоне
Скит Святой Анны на Афоне

Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.

Святая гора Афон

Это единственная православная монашеская обитель с тысячелетней историей. Место настолько свято, что для человека, оказавшегося здесь, все сложные вопросы вдруг становятся понятными, а жизнь - легкой. Святая гора Афон - одно из чудес света.

«На Афон нас переправили на большом пароме, вмещающем более тысячи человек. Окружающую нас красоту и атмосферу просто невозможно сразу описать. Все цветет, благоухает… Воздух очень чистый, морская вода прозрачная, горная водичка чистая и полезная, ее можно пить из любой реки», - рассказывает отец Иоанн.

Группа паломников из Донецка, Киева и других городов остановливалась в бесплатной гостинице, расположенной на территории известного русского монастыря св. Пантелеймона, основанного в конце XVIII ст. Здесь находится самый большой на Афоне колокол. Монастырь хранит главу великомученика Пантелеймона Целителя, святые мощи, чудотворные иконы, редкие книги…

Святая гора Афон - удел Пресвятой Богородицы. Здесь разместились более 20 монастырей. Но посещать гору могут только православные крещеные мужчины, а женщины, ввиду издавна существующего запрета, могут приобщиться к Афонской святыне издалека, совершая плавание вокруг полуострова.

Многие люди едут на Афон за советом к афонским старцам. Однако пообщаться с ними, ввиду плотного графика, удается не всем. По словам отца Иоанна, на Афоне находятся православные монастыри. Монахи живут там по византийскому времени. Службы у них могут начинаться и в 4 часа утра, и в полночь. Питаются монахи в пост один раз в день, а живут они в кельях. Постоянно трудятся, занимаются хозяйством, держат скот, пасеки; выращивают фрукты, овощи и при этом неустанно молятся.

За неделю пребывания на святой горе Афоне отец Иоанн посетил 15 монастырей и увидел многие святыни, в том числе Пояс Богородицы, мощи святых, чудотворные иконы Богоматери «Скоропослушница», Святителя Николая, Пантелеймона Целителя, также икону Иверской Божией Матери, которая согласно преданию хранилась у благочестивой вдовы, жившей близ древнего города Никеи. Однажды в ее дом пришли иконоборцы, и один из воинов копьем пронзил образ Богородицы. Тотчас из пораженного места потекла кровь. Боясь за святыню, вдова попросила императорских воинов не трогать икону, а взамен пообещала им деньги. Когда же нечистивцы ушли, женщина вместе с сыном (впоследствии афонским иноком) опустила икону в море.

Документально подтвержденные явления Божией Матери в XX веке

Спустя время, икона приплыла к Афону, где ее обнаружили иноки…

Святая гора Афон славится многими чудесами. Вот, например, случай. Однажды тяжело больной человек попил из здешнего источника воды и исцелился. Когда он вернулся домой, и врачи провели обследование, то были просто изумлены: «Не может быть!..». Как говорится в слове Божием: «По вере вашей да будет вам!»

Необычные торты

Традиции огромного Китая

Как только мы думаем о Китае, сразу же вспоминается его густонаселённость. Еще бы! Ведь Китай является самым первым среди всех стран …

Суперкомпьютеры России и Китая

Похоже, что Китай намерен уменьшить свою зависимость от западных компаний в области суперкомпьютеров. В пользу этого предположения говорит то, что установленный …

Секретные лаборатории Гитлера

Некогда скрытый под детской площадкой, под стоянкой для машин и все еще окруженный многоквартирными домами бункер фюрера перестал быть таинственным …

Растения-хищники

Те, кто считает, что растения-хищники - фантастика, глубоко ошибаются. Это настоящая реальность. Растения, растущие в пустыне или на бедной почве, имеют …

Настоящий костюм железного человека

Если ты вдруг не знаешь, кто такой Железный Человек, поясняем. Это один из немногих комиксовых супергероев, у которого нет никаких …

Схватка МиГ-29 с F16

В Воронежской области на аэродроме Бутурлиновка началось летно-тактическое учение ВВС России с участием истребителей МиГ-29СМТ. В ходе учения летчики Курской …

Магнитный конструктор

Не так давно среди большого выбора развивающих игрушек появились магнитные конструкторы. Их необычные свойства позволяют создавать трехмерные модели разнообразнейших форм. …

Сад «Эрмитаж»

Территория Сада Эрмитаж, одного из старейших мест отдыха в Москве, не очень велика, и как там умещается столько всего? …

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Архистратиг Михаил является не только предводителем Небесных сил, но и покровителем всего человечества. Так, в Ветхозаветные времена, когда Моисей выводил еврейский народ из Египта, именно Архистратиг Михаил помогал ему вести народ в Израильскую землю.

И в Новозаветные времена Архангел Михаил ведет по жизненному пути весь христианский народ, творя при этом дивные чудеса.

Одно из таких чудес было явлено на Афоне.

Во времена благочестивых болгарских царей жил один богатый и знатный человек, по имени Дохиар. Некогда он, желая благоугодить Богу, пожелал быть иноком. Взяв много золота, пошел он на святую гору посетить тамошние монастыри и поискать себе удобного для поселения места. Обойдя многие монастыри и раздав много милостыни, он вышел из лавры блаженного Афанасия и направился от Солуни по берегу моря.

Здесь он нашел очень красивое место с вкусной водой и богатой растительностью; жителей на этом месте еще никого не было. Место сие ему очень понравилось, и он задумал здесь поселиться и выстроить монастырь. Усердно взявшись за дело, он вскоре привел в исполнение свое желание. Сначала он выстроил прекрасную церковь во имя святителя Николая, а потом устроил монастырь и оградил его каменными стенами. Приведя всё сие в надлежащий порядок, сам он принял в том монастыре иноческий образ. Но при множестве построек, золота его оказалось недостаточно, так что он не мог украсить церковь с подобающим благолепием. Возложив надежду на помощь Божию, он говорил:

– Если Господь Бог захочет прославить сие место, то Сам Он промыслит об украшении церкви; да будет Его воля!

Против святой горы есть остров, называемый Луг, находящийся на расстоянии одного дня морского пути; там жили пастухи и пасли скот, ибо то место было очень удобно для пастбищ. На этом острове был поставлен в необитаемом месте высокий каменный столб; на столбе стоял каменный идол, на котором было написано по-гречески:

«Всякий ударивший меня вверх найдет множество золота».

Многие пытались узнавать: правда ли это, – и били по голове идола, но ничего не находили.

Случилось же в то время одному юноше, близ означенного столба, пасти волов; юноша был очень разумен и грамотен. Прочитав надпись, сделанную на столбе, он ударил идола по голове, как то делали и другие, чтобы найти золото, – однако ничего не нашел. Потом он подумал, что, быть может, золото зарыто в земле и, при захождении солнца, заметил, где кончается на земле тень от этого столба и в том месте, где кончалась тень от головы идола, он начал копать землю, ища сокровища, но и здесь ничего не нашел. Когда же взошло солнце, он опять стал смотреть, где кончается тень от столба, и там стал копать. Когда он копал, то услыхал на том месте какой-то звук и, поняв, что на этом месте скрыто сокровище, стал еще усерднее копать и дорылся до жерновного камня, настолько большого, что ему невозможно было и поднять его. Протянув руку сквозь скважину камня, он нашел там много золота и в раздумье не знал, что ему с ним делать.

– Если я кому-нибудь расскажу о золоте, – думал он, – то как бы меня не убили из-за него.

Бог же, внимая молитвам вышеупомянутого старца, заботившегося об украшении святого храма, внушил юноше, чтобы он шел на святую гору в одни из монастырей и рассказал бы игумену о найденном сокровище. Юноша так и сделал. Взяв несколько золотых монет в удостоверение своей находки, он пришел в селение, лежавшее близ моря и нанял там человека, который бы перевез его к святой горе.

По усмотрению Божию, он остановился в пристани вышеупомянутого, вновь выстроенного монастыря, названного по имени его строителя Дохиар. Перевозчик возвратился в свое селение, а юноша пошел в тот монастырь. Увидав там игумена, он рассказал ему подробно о найденном им сокровище. Игумен уразумел в этом дело Божие; он позвал трех иноков и, передав им слышанное от юноши, послал их вместе с ним, чтобы они принесли найденное золото в монастырь. Иноки поспешно отправились на лодке и приплыв к острову, дошли до того столба, около которого было зарыто золото. Когда они отвалили жерновный камень, то под ним нашли котел, полный золота, и весьма обрадовались. Но исконный враг рода человеческого, ненавистник всего доброго, диавол, вложил одному из этих иноков неприязненную мысль, и тот сказал другому иноку:

– Брат, какая нужда нам нести сие золото к игумену! Бог послал его нам: на это золото мы сами построим себе жилища и воздвигнем монастырь.

Когда же другой возразил ему: «Как мы скроем это золото?» – то он отвечал:

– Всё это в нашей воле: мы можем бросить сего юношу в море, и тогда против нас не будет никаких свидетелей.

Сговорившись так, они сказали о том третьему иноку; но тот, будучи богобоязненным, сказал:

– Нет, братия, не смейте этого делать: не губите отрока, а вместе и свои души из-за золота.

Но они, не слушая его увещания, стали принуждать его быть единомысленным с ними, и наконец сказали:

– Если ты не будешь с нами заодно, то мы и тебя погубим вместе с отроком.

Брат, видя их непреодолимое злое намерение, устрашился, чтобы они и его не погубили, и сказал:

– Если вы так решили, то делайте, как хотите; я же клянусь именем Божиим, что никому о сем не расскажу и не потребую от вас золота.

Итак, утвердив свое слово клятвою, он молчал. Они же, взяв золото и тот камень, которым золото было прикрыто, внесли его в лодку и, сев в нее вместе с отроком, поплыли к монастырю. Когда они были на глубоком месте, то напали на отрока и начали привязывать ему на шею камень. Отрок, поняв, что они хотят с ним делать, начал с плачем и рыдание умолять их, чтобы они не губили его, но безуспешно: нечестивые те черноризцы, имея окаменелое сердце и златолюбивую душу, не убоялись Бога, не умилились слезами отрока и не послушали его смиренной мольбы; схватив отрока, они бросили его с камнем в глубину моря, и он тотчас же пошел ко дну.

Была же ночь, когда происходило это злодеяние. Милосердый Бог, взиравший с высоты на горькое рыдание отрока и видевший неповинное его утопление, послал хранителя рода человеческого святого архистратига Михаила, чтобы он взял утопленного со дна моря и принес бы его живым в церковь. Так сие и совершилось. Внезапно отрок оказался близ св. трапезы с камнем, повешенным на его шее. Когда наступило время служения утрени, то екклисиарх вошел в церковь, чтобы зажечь свечи и начать звонить к утреннему богослужению. В сие время он услыхал в алтаре человеческий голос и стон; он очень испугался и пошел рассказать о сем игумену. Игумен назвал его трусливым и малодушным и велел ему опять идти в церковь. Придя туда вторично, он опять услыхал тот же голос и снова возвратился к игумену. Тогда игумен сам пошел с ним в церковь и, услыхав голос, вошел в алтарь; там он нашел отрока, лежавшего близ св. трапезы с привязанным к его шее камнем; с одежды же его текла морская вода. Игумен узнал отрока и спросил:

– Что случилось с тобою, сын мой, и как ты попал сюда?

Отрок как бы пробудился от сна и сказал:

– Те лукавые иноки, которых ты послал со мною за найденным золотом, привязав этот камень на мою шею, выбросили меня в море. Погрузившись на дно, я увидал двух мужей, сиявших как солнце, и услыхал их беседу между собою; один говорил другому:

«Архангел Михаил! принеси сего отрока в монастырь Дохиар!»

Выслушав сие, я пришел в беспамятство, и не знаю, как очутился здесь.

Услыхав рассказ отрока, игумен удивился и прославил Бога, творящего дивные и преславные чудеса. Потом он сказал отроку:

– Останься, сын мой, на этом месте до утра, пока не будет обличена злоба.

Затем вышел оттуда и, затворив церковь, наказал екклисиарху, чтобы он никому не рассказывал о сем, утреню же игумен велел служить в притворе. При сем он прибавил екклисиарху:

– Если кто скажет: почему не в церкви, а в притворе поется утреня? – то отвечай, что так велел настоятель.

С наступлением утра, убийцы те подошли к монастырю, а золото они спрятали в другом месте. Увидав их, игумен вместе с прочими братиями, вышел к ним навстречу и спросил:

– Посему вчера вы пошли четверо, а теперь возвращаетесь трое? – где же четвертый?

Они на это с гневом отвечали:

– Отче, отрок обманул и тебя и нас, сказав, что нашел золото; ничего он не мог показать нам, ибо и сам ничего не знает и со стыда куда-то скрылся; мы долго искали его, но не могли найти и одни возвратились к тебе.

Игумен, сказав на это: «Да будет воля Божия», – пошел с ними в монастырь. Приведя их в церковь, где лежал юноша, с одежды которого еще текла вода, он показал им его и спросил:

– А сей кто такой?

Увидав юношу, они пришли в ужас, и стояли, как окаменелые: долго они не могли ничего ответить, но наконец, хотя и против воли, признались в своем злодеянии и рассказали, где они скрыли найденное золото. Тогда игумен послал более верных братий, и они принесли найденное золото в монастырь.

Слух о чудесном сем событии прошел по всей святой горе: иноки изо всех монастырей сошлись, чтобы видеть сие преславное чудо. Составив собор, они переименовали ту церковь во имя святого архистратига Михаила, а во имя святителя Николая Чудотворца выстроили другую церковь. Тех двух лукавых убийц прокляли и выгнали из обители, третьего же инока, который не соглашался на потопление отрока и отказался от злодеяния, признали невиновным. Избавленный от потопления отрок облекся в иноческий образ и стал добрым подвижником и строгим иноком.

После сего игумен на принесенное ему золото благолепно украсил церковь и выстроил вновь весьма красивый притвор; камень же, с которым было известно всем явленное чудо. Когда игумен преставился, то вместо него был поставлен игуменом избавившийся от потопления инок. Прожив богоугодно, и он перешел ко Господу, носимый руками св. архистратига Михаила, как прежде перенесен был им же из моря в церковь.

За всё сие прославим Отца, Сына и Святого Духа, и возвеличим во веки св. архистратига Михаила.

Готовились к посещению Афона, святой Горы, земного удела Божьей Матери, мы задолго до поездки. Перелопатили кучу информации в интернете, прочитали замечательную книгу Александра Дворкина «Афонские рассказы», даже написали на почту паломнического центра Святой Горы в Салоники, (правда ответа мы так и не получили). Знали, что нужно получать Диамонитирион (разрешение на посещение Афона), связаться с монастырями, в коих планируешь остановиться. Все знали, но ничего не сделали. Имели только искреннее желание попасть на Святую Землю! Решили, пусть будет так, как Господь сподобит.
О визите в паломнический центр в Салоники по приезду в Грецию я уже писал : повторяться не буду. И вот, после недельного пляжного отдыха на Халкидиках, 25 августа в 7 утра, взяв с собой в дорогу походный завтрак, мы сели в верного нашего друга Григориуса и направились из Симандры в Уранополис. Дорога лежала через небольшие города Полигирос и Иериссос, а так же через маленькие греческие деревушки, оливковые рощи и виноградники.

1

Солнышко только вставало и было совсем не жарко. Меньше чем за два часа, без всяких приключений мы добрались до портового города Уранополис. Жизнь на причале уже вовсю кипела. Множество небольших грузовиков встали в очередь на паром, большой автобус привез группу паломников, — все собирались попасть на единственный регулярный паром, который отправляется из Уранополиса в Дафни в 9.45 утра.
Времени до отправления у нас оставалось совсем немного, не больше 40 минут, поэтому мы сразу разыскали офис, где выдаются диамонитирионы. Мы предъявили паспорта сотруднику офиса, ещё совсем не уверенные в том, что сможем его получить. Он строго посмотрел на нас, напомнил о запретах в отношении внешнего вида, и выдал заветные документы.


Мы припарковали Григориуса на единственном свободном клочке земли у дороги, — времени искать специальную парковку, о которой я читал в интернете, уже не было, — и направились на паром.

2


При входе на паром специальный сотрудник проверяет диамонитирион паломника, а так же его внешний вид. Я был в длинных, но все-таки шортах, — днем в июле сорокаградусная жара — нормальное явление для Греции, — и меня отправили переодеваться в находящиеся на причале кабинки. Переодевшись, мы зашли на паром и выбрали себе местечко на верхней палубе, чтобы впечатляться видами пока ещё неизвестной для нас Святой Горы. Паломников на пароме всегда много, практически все места на верхней палубе были заняты.

1


Кого здесь только не было, — сербы, румыны, болгары, американцы, греки, и конечно же наши соотечественники. Рядом с нами на удачу присоседилась группа паломников из четырех человек во главе с батюшкой.
И вот, наконец, корабль отчалил от пристани и мы с замиранием сердца стали вглядываться в берега таинственной и такой уникальной земли, внимая рассказам довольно словоохотливого соседа-батюшки. От него мы узнали, что в 2014 году на Афоне случился страшный пожар. Огонь пришел со стороны Греции и уничтожил почти все виноградники, расположенные в северной части Афона. Жара и сильный ветер сводили на нет все усилия пожарных и военных. Огонем были охвачены Моноксилит и русский скит Новая Фиваида, погиб один монах, ехавший по дороге и попавший в огненную ловушку. Всеразрушающая стихия грозила уничтожить Хиландар и Зограф. Тогда советом игуменов монастырей было принято решение идти навстречу друг другу крестным ходом с чудотворной иконой Божьей Матери. И вот, когда они встретились, небо развезлось и полил сильный дождь, который и потушил пожар! Кстати, чудесным образом корпус скита Фиваида остался нетронут огнем.
Следы бушевавшего пожара были видны даже спустя четыре года, обгоревшие места выглядели серыми из-за скудности вновь возраждющейся растительности.
Первая остановка парома — пристань сербского монастыря Хиландар.


С корабля вышла большая группа паломников. Далее монастыри Дохиар и Ксенофонт.

1


1



И вот уже все ближе и ближе наша цель — монастырь святого великомученика и целителя Пантелеимона или как его ещё называют Русcик.

3


На причале паломников встречает монах, который проводил нас до архондарика — монастырской гостиницы. В Русcике это большое шестиэтажное здание ещё дореволюционной постройки с широкими коридорами и витыми чугунными перилами. На дверях архондарика висела надпись, что паломники не принимаются в связи с празднованием Панигира до 9 августа. Не смотря на это, нас все же разместили в коридорах гостиничного корпуса.
Угостившись предлагаемым гостям по афонской традиции узо и лукумом, мы пошли гулять по монастырю. Красота храмов и зданий монастыря, ухоженность садов просто потрясает!

1


3


Но кроме восхищения внешней стороной я ощутил глубокое чувство благоговения от прикосновения к святыне! Cлезы невольно потекли из глаз.
Не смотря на строгий запрет фото и видеосъемки, мы дерзнули запечатлеть эту красоту на фотоаппарат. Однако, камера отказывалась работать, требуя перезагрузить устройство, хотя раньше такого никогда не было и батарейки были свежие. После нескольких попыток включть камеру, мы поняли, что это знак свыше и больше не пытались нарушить запрет!

Эта — единственная фотография, которую нам удалось сделать здесь.


Остальные фото Пантелимонова монастыря — из интернета. В половине первого для нас открыли храм, где хранятся святыни монастыря.


Среди них глава великомученика и целителя Пантелеимона, стопа Андрея Первозванного, честная глава апостола Луки, мощи Иоанна Предтечи, апостолов: Петра, Филиппа, Фомы, Варфоломея и Варнавы; первомученика Стефана, Исаакия Далматского, Дионисия Ареопагита, святителя и чудотворца Николая, бессребренников Космы и Дамиана, Кирилла Иерусалимского, Трифона и многих других. А затем был отслужен молебен по случаю отправки главы великомученика и целителя Пантелеимона в Болгарию. С последующим крестным ходом нам посчастливилось «проводить» мощи Целителя до катера на пристани.
После вечерней службы со всей братией мы были приглашены в трапезную. Помещение трапезной очень большое, расчитанное на большое количество гостей и паломников в праздничные дни.


На левой стене находится фреска с изображением мытарств и воздушной бесовской стражи. Монастырская трапеза скромна, но удивительно вкусная: свежие огурцы и помидры, лапша с грибами, замечательные оливки, монастырский хлеб, холодная вода или компот и арбуз. Отдельно в блюдце на столе всегда присутствует чеснок и лук. Посуда в монастыре исключительно металлическая. Трапеза довольно ограничена по времени, минут 10-15, не дольше. Так что времени на разговоры нет. Во время трапезы читаются жития святых. По средам и пятницам в монастыре всего одна трапеза в день, в остальные дни по две.
По уставу монастырские врата закрываются с заходом солнца. Мы немного побродили по монастырским тропинкам, полюбовались великолепным закатом и отправились отдыхать. Мысли о предстоящем завтра восхождении на вершину Афона не давали заснуть! Выйдя на балкон архондарика я долго глядел на звездное небо и слушал шепот мирно плещущегося внизу моря.
Громкий звон колокольчика разбудил спящих в три часа утра. Так монахи на Афоне призывают всех на утреннюю службу. Обычно служба начинается в половине третьего утра и заканчивается в пол-девятого. Службу служил сам настоятель монастыря игумен Евлогий, благообразный худощавый монах с тихим высоким голосом.
Служба проходила в кафоликоне святого Пантелеимона.


Храм построен в афонском стиле, однако сочетает в себе греческие и русские архитектурные элементы. Характерной особенностью греческих храмов является наличие по периметру стен своеобразных ниш с подлокотниками и откидывающимися сиденьями. Греческое паникадило украшено страусиными яйцами. По легенде страусы, высиживающие яйца, должны непрерывно за ними наблюдать. И если только на мгновение страус отвлечется, яйцо станет бесплодным. Так и каждый христианин должен непрерывно молиться и укрепляться в вере.


После службы и утренней трапезы мы долго решали, ждать ли нам прихода парома в 11.30 или идти пешком до пристани Дафни. Было 9 часов утра, и мы, попрощавшись с монастырем и испросив благословения у архимандрита Евлогия, решили отправиться пешком. Первая половина пути до монастыря Ксиропотам проходила по лесной тропе. Кроны деревьев защищали нас от начинающего припекать июльского солнца.

1


Но от Ксиропотама к Дафни идти нужно было уже по пыльной автомобильной дороге. На нашу удачу, как только мы вышли на дорогу, сверху показался автомобиль. Водитель с кавказской внешностью остановился и предложил нас подвести. Так мы сэкономили время и главное силы для предстоящего восхождения на вершину Афона.
Наш паром до скита Святой Анны отправлялся в 12.45 и у нас было достаточно времени, чтобы осмотреть Дафни вдоль и поперек. Пристань включает в себя всего несколько зданий: таможню, кассу с залом ожидания, небольшую гостиницу, почтовое отделение и торговый центр с кафе и парой магазинчиков. Мы выбрали места у таможни, в тени и наблюдали за все прибывающими людьми. В полдень сюда прибывает паром из Уранополиса — основное средство связи с внешним миром. На нем прибывают паломники, монахи, машины с провиантом и стройматериалами.
Пассажиров на паром «Святая Анна» было гораздо меньше, чем из Уранополиса. По пути к скиту мы проезжали монастыри Симонопетра и Дионисиат.


1



На пристань скита Святой Анны вышла группа около 15 человек. И все мы побрели по бесконечной лестнице, ведущей к скиту. Дорога была усыпана продуктами жизнедеятельности мулов, которых активно используют для доставки грузов в монастыри. В полуденный греческий солнцепек это занятие, конечно не из легких! Несколько раз мы останавливались, чтобы передохнуть и напиться воды из источников. Скит Святой Анны находится на высоте около 500 метров над уровнем моря, и добравшись до него мы смогли насладиться отдыхом в тенистой беседке и традиционным афонским угощением: рюмочкой раки, стаканом холодной воды и сладким лукумом. Это было то, что нужно для восстановления сил!
Мы договорились с местным архондариком о предстоящей ночевке по возвращении с горы, отдохнули, помылись в душе, и спустя пару часов тронулись в путь! Монастырское угощение придало нам силы, и мы бодро поднимались начальный отрезок дороги. Постепенно удобные лестницы закончились и началась настоящая горная тропа. На высоте примерно 700-800 метров живет монах отшельник. Сам он на глаза путников старается не показываться, но рядом с его убежищем оборудована часовенка и место для отдыха. Здесь же можно выпить воды из емкости, которую наполняет монах, нося воду с источника.
Было ещё достаточно жарко, не смотря на то, что шел седьмой час вечера.

1


Хорошо ещё, что большая часть тропы проходит по лесу. Поднявшись ещё метров на 200-300 мы обнаружили памятный крест. Возможно, он обозначает выстоу 1000 метров над уровнем моря.

1

1

Виды, открывавшиеся нам за каждым следующим поворотом, эстетически компенсировали нашу усталость.

1



Очередным пунктом в отсчете метров подъема служит развилка. Направо идет дорога, ведущая в Великую Лавру, а налево — к вершине Святой Горы. Это место часто используют для ночевки или стоянки. Это видно по оставленным костровищам и, что прискорбно, по горам мусора.
Далее тропа стала постепенно все круче и круче подниматься вверх. Усталось все больше давала о себе знать. И вдруг на камне вдоль тропы мы увидели отметку: 1430 метров! До Панагии, где мы собирались переночевать, оставалось всего лишь около 70 метров! Последние метры тянулись дольше всего. И вот вдали мы наконец то увидели каменное сооружение.

1


Подойдя ближе, мы поняли, что будем ночевать здесь не одни!
Рядом с домом ходили люди, собирая хворост. Ещё в Пантелеимоновом монастыре опытный проводник предупреждал нас, что на подходе к Панагии нужно собирать шишки для розжига очага. Но, как раз, ближе к месту, ни одной шишки мы не увидели. Видимо, все было собрано уже давно до нас! Какова была наша радость, когда прислушавшись, мы услышали русскую речь!!! Оказалось, что группа русских паломников под руководством батюшки незадолго до нас прибыла на Панагию. Они уже собрали дров, растопили очаг и даже заварили чай в большом русском самоваре.
С большим удовольствием мы попили чаю и перекусили нашими скромными запасами. Познакомились. Ребята были из Москвы. Они собирались подняться на вершину к рассвету, для чего они должны были подняться часа в три ночи. У них с собой были фонарики.
После ужина нас пригласили присоединиться к ним на молитву. Панагия представляет из себя довольно вместительное сооружение. При входе расположен зал с очагом, колодцем с чистой водой, большим столом. Слева от зала находится спальня с двухярусными кроватями. А прямо за залом есть церковь! Вот там мы и совершили вечернее богослужение с чтением акафиста Божией Матери. Небольшое помещение было озарено лишь мерцанием церковных свечей и лампад. Осознание того, где мы находимся и почти ощутимое Божие присутствие делало эту службу незабываемой!
Выйдя после молитвы наружу, на небе мы увидели мириады звезд. Созвездия, Млечный путь, падающий метеорит… Такого неба мы не видели никогда!

1


Жаль, что ночевать решили в помещении, где было достаточно душно, а не на улице.
Сквозь сон я услышал, как в три часа ночи встали и собрались наши соседи. Фонарей у нас не было, поэтому мы должны были дождаться рассвета. Когда мы встали в пятом часу утра и вышли из помещения, в темноте ночи видели вереницу их светящихся огней. В очаге ещё тлели угли, и мы разожгли из оставшегося хвороста очаг. Сварили кофе, немного перекулсили и стали собираться в путь.
Вдруг, я почувствовал острую боль в левой икре. Да такую, что еле мог переступать, хромая. Может, это было следствие долгого похода или твердого ложа, — не знаю. Но я четко понимал, что с такой болью не смогу подняться на вершину, — ведь до неё ещё 500 метров высоты, и тем более одолеть обратную дорогу вниз. Как ни пытался я разминать и растягивать ногу, боль не унималась. Посоветовавшись, мы решили потихоньку спускаться вниз. Было, конечно очень жаль, что приходилось возвращаться, так и не достигнув цели и у самого её порога. Видимо, грехи не пускали меня покорить Святую Гору!
И я стал искренне молиться Божией Матери, прося прощения и смиряясь с тем, что случилось. Мы стали собираться в дорогу. И вот, почти собравшись, я вдруг понимаю, что боль отступила! Я походил немного, — не хромаю, боли нет. Случилось маленькое чудо! Тогда мы решили все-таки идти наверх.

Подъем от Панагии до вершины Афона самый крутой. Далеко внизу оставалась Панагия.

1


Тропа проходит по открытым склонам. Даже летом, когда внизу тридцатиградусная жара, на вершине дует холодный сильный верет. К тому же вокруг ходили тяжелые тучи и вот мог пойди дождь, сделав горную тропинку ещё и скользкой! Где то на середине подъема мы встретились с нашими соотечественниками, которые уже спускались с горы.
И вот, мы наконец достигли вершины Афона!

3


2


Чувства, возникающие, когда ты, преодолев значительные трудности, достигаешь заветной цели, тем более, когда эта цель — Святое место, трудно передать словами! Уж точно не хотелось думать о суете жизни, происходящей там, — в миру.
На вершине горы установлен 3-хметровый поклонный крест.

1

1

А ещё там идет строительство новой церкви Преображения Господня. Старый беломраморный храм, построенный русскими доброделателями в конце 19 века простоял 124 года и был разобран в 2010 году для постройки нового железобетонного храма по повелению священноначалия Великой Лавры, к которой относится эта территория. Новый храм почти уже сооружен, идет активное благоустрйство прилежащей территории. Наравне со строителями тяжелую работу исполняют и монахи! Мы сами видели, как один пожилой седовласый монах бодро мешал лопатой бетон.

2


Насладившись потрясающими видами, мы достали иконы, купленные в Пантелеимоновом монастыре, зажгли свечи и помолились в храме. Говорят, что иконы, побывавшие на вершине Святой Горы, обладают особой силой.
К сожалению, как бы хорошо не было в этом священном месте, нужно было возвращаться обратно. Малоопытные путники наивно полагают, что спуск с горы легче подъема. Так думали и мы. Однако, напряжение задней группы мышц ног при спуске значительно сильнее, и под конец наши ноги просто дрожали от усталости! Где то на середине пути мы встретили двух американцев, ещё достаточно бодро поднимающихся в гору. Они спросили нас, реально ли подняться и спуститься с горы в один день и где, если что можно остановиться на ночлег. Глядя на них, мы с содроганием подумали, сколько же им ещё нужно преодолеть!
После полудня мы вернулись в скит Святой Анны.

Ровно 112 лет тому назад, 3 сентября (21 августа по старому стилю) 1903 года в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне произошло незаметное для мира событие.

В этот день братия в последний раз должна была раздать у монастырских ворот милостыню убогим монахам-сиромахам (странствующим по Афону «без определенного места жительства»), паломникам и странникам.
В последний раз – потому что из Священного Кинота (святогорского правительства) пришло распоряжение: более милостыню не раздавать. Это неэффективно. Это развращает шатающихся из монастыря в монастырь иноков, здоровых и еще не старых, но склонных жить за чужой счет, вместо того, чтобы трудиться и творить послушание... (Не правда ли, знакомая ситуация? Сколько встречаешь бомжей – не на Афоне, а в московском метро, на улицах – и каждый раз нравственная проблема: дать или не дать? Особенно, когда очевидно: человек пропьет «милостыню», и ничего, кроме вреда, твоя «помощь» вроде бы не принесет).

Но судьба афонских бездомных и нуждающихся резко изменилась под влиянием одной фотографии. Раздачу милостыни в тот день запечатлевал инок Гавриил.

Проявив негатив, он, к своему величайшему удивлению, увидел на черно-белой фотографии фигуру бедно одетой Женщины, смиренно получавшей благословенный укрух хлеба.

Новость быстро распространилась по обители, передавали, что один пустынник также несколько раз видел во время раздачи милостыни у монастырских ворот благолепную Жену. Нечего и говорить, что после этого о запрете раздавать милостыню было забыто.

Явления Божией Матери на Святой Горе – события нередкие. Раз или несколько раз в жизни, во сне или наяву, Ее видят многие афонские подвижники.
Но когда Богородица оставляет видимый знак своего присутствия – это означает некое послание: предупреждение, вразумление, явление милости. Так было со знаменитой Ватопедской иконой Божией Матери, так произошло и на сей раз. Фотография инока Гавриила в увеличенном виде висит сейчас на стене Свято-Пантелеимонова монастыря, к месту явления подведен источник, зафиксированы случаи облегчения в болезнях после принятия воды из него. Родился из этой истории и новый, Светописанный образ Богородицы. Однако негатив фотографии был утерян, а после многочисленных потрясений (в т.ч. пожаров), испытанных обителью в XX веке, не было надежды вернуть его.

И вот в начале этого года негатив был найден при работе с монастырскими архивами. Нынешний игумен Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрит Иеремия (Алехин) расценил событие как проявление милости Пресвятой Владычицы, свидетельствующее о том, что «Игумения Афонская благоволит к обители и принимает посильный подвиг ее насельников». Думается, подвиг не только молитвенный, иноческий, но и подвиг благотворения, помощи другим, любви, явленной в делах. Еще в 1885 г. игумен русской обители на Афоне старец Иероним (Соломенцов) писал в своем завещании:

Таково значение явления Божией Матери более чем столетней давности для самого монастыря и проживающих в нем иноков. Но, думается, история эта выходит за рамки Афона и монашества, а что-то говорит и нам, обычным православным христианам, не подвижникам и не боговидцам.

Ведь на Афоне всего лишь с большей силой, чем в нашей обычной жизни, проявляются общие законы христианского бытия. Все, кто там побывали, рассказывают об удивительных явлениях Промысла Божия и Пречистой обо всех, даже бытовых нуждах паломников.

Участвует Пресвятая Богородица в нашей жизни? Да, конечно. И на Святой Горе это просто более очевидно, чем где-либо; Ее забота там «висит в воздухе». Смиренна Божия Матерь? Да, более, чем все Святые. Мы, не святые, знаем об этом из богословия, из Предания, из богослужения – тому есть множество свидетельств. А вот автора этих строк наиболее впечатлило совсем малоизвестное и «неканонизированное»: одна боголюбивая душа, сподобившаяся явления Божией Матери, рассказывала: «Она смотрела на меня так, словно это не Она, а я – царица мира».

Пречистая смиренно принимает «полагающийся» Ей кусок хлеба, как одна из нищих и убогих. В этой ситуации Она, всем Своим поведением, буквально реализует евангельские слова: «что сделали одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне» (ср. Мф. 25:40). Своим вхождением в эту обыденную человеческую ситуацию Пресвятая являет Свою власть, полученную от Божественного Сына, – власть обнимать сердцем всю вселенную. Подвижники объясняют: чем больше человек совершенствуется в добродетели, шествуя путем Креста, тем более приближается к христоподобному и крестному состоянию – способности максимально соединиться с Богом (вертикаль) и ближними (горизонталь). И вот Матерь Божия достигла в этом совершенства, уступающего лишь совершенной и абсолютной любви Самого Бога. Для Нее каждый – ближний.

И потому наша земная логика, наши бухгалтерские расчеты – кому «полезна» наша помощь, а кому нет, когда эта помощь «эффективна», а когда нет, – все это совершенно переворачивается логикой Бога и Пречистой, логикой святости. Тем святые и отличаются от нас – своей решимостью постоянно ходить по водам, жить «Божьей логикой», абсолютно абсурдной для этого мира. Мы знаем эти признаки истинной святости – знаем до боли, потому что каждый из нас чувствует, в какой момент он «сошел с дистанции»: перестал «ходить по водам» или, скорее, так и не сделал первый шаг. И потому, чтобы ободрить нас, Пречистая позволяет нам оказать Ей благодеяние: подать кусочек хлеба. Сделать для кого-то, кто рядом, малое дело любви. Кто знает – быть может, этот «кто-то рядом» окажется Богородицей.

В заключение приведем трогательный рассказ одного из святогорских иноков.

«Когда я один жил в скиту Ксилургу, то поставил себе за правило во время утреннего Богослужения на 9-й песни уходить в соборный храм и там с каждением петь перед чудотворною иконою Богоматери “Честнейшую”. В одну из ночей, покадив всю церковь, я присел в стасидии и незаметно уснул. Во сне вижу, как в величественном соборе восседает на архиерейской кафедре Божия Матерь и пред Нею в большой очереди стоит множество людей. В руках у каждого приношение, как будто желают поздравить Богоматерь. Стал в эту очередь последним и я. Глядя на других, мною овладело чувство неловкости и за самого себя и за то, что я стою с пустыми руками, то есть без подарка. “Что же я принесу в дар Царице и Владычице?” – эта мысль особенно беспокоила меня. Когда же наконец приблизилась моя очередь, то я произнес со слезами: “Матерь Божия, у меня с собою ничего нет, что бы я мог подарить Тебе. Можно, я пропою Честнейшую?” Она ласково улыбнулась и одобрительно кивнула головой. И я запел. Окончив пение, я посмотрел на Нее. Она же в благостном сиянии протянула мне в Своей руке монету со словами: “Как хорошо ты поешь! Возьми за это монету”. Я проснулся, а в руках у меня был Ее подарок».

Вышедшая в издательстве «Белый город» книга «Святой таинственный Афон» – абсолютно уникальна. В ней собраны фотографии святынь, которые впервые доступны взгляду простых мирян, не имеющих возможности посетить Святую гору. Автор книги Георгий Николаевич Юдин заслуженный художник, член Союза писателей, кавалер Ордена Преподобного Сергия Радонежского получил разрешение снимать не только в самих монастырях, что обычно запрещено, но и запечатлеть на пленку удивительные православные святыни.

Поговорим сегодня об Афоне – об удивительной монашеской стране, где творится постоянная, непрерывная молитва за весь мир. Это удивительное место, и попасть туда непросто. Каждый, ступающий на Афон, делает это как бы по своей воле, но делает и потому, что его туда приводит Бог. И можно собрать все документы, паспорта, визы, разрешения, благословения батюшки и не попасть на Афон, как много раз бывало с довольно известными людьми. Поэтому у каждого свой путь на Афон, и главное – было бы желание туда приехать, там побывать и очиститься. Для чего едет человек на Афон? Как хорошо сказал монах Исидор, живущий в Пантелеимоновом монастыре, – «каждый едет туда за новым духовным кислородом». Когда он чувствует, что душа заболела, что необходимо излечение души, он приезжает на Афон, как на рентген, и видит на Афоне все свои духовные болячки. Именно там он исцеляется. Огромное количество людей вернулось оттуда совершенно иными, даже отъявленные атеисты приезжали оттуда с другими глазами, с другой душой.

На Афоне человеку верующему особенно явно видны проявления Благодати Божией, видно присутствие Богородицы, чудеса, которые там случаются, – это очевидно явленные чудеса, и каждый, приезжающий на Афон, это может почувствовать на себе. Со мной было несколько чудес, на Афоне происходивших, я о них попозже расскажу, а сначала немного о том, что такое Афон.

Это длинная полоска земли, примерно, 80 км длиной и около 25 км шириной. И вот на этом узеньком пальце Божьем, скажем так, в Эгейском море расположено двадцать монастырей. Ни вкоем случае не позволяется строить еще монастыри, это узаконенное число. Большинство монастырей, конечно, греческие, так как это греческая республика, есть русский монастырь, Пантелеимонов, есть румынский, болгарский – Зограф. Удивительно то, что в каждом монастыре постоянно творится молитва, постоянно идут службы. Даже когда монахи вроде бы отдыхают, службы не прекращаются ни на минуту, и в этом смысл Афона – что постоянно творимая молитва на этой святой земле спасает наш мир. Я думаю, что только благодаря этим молитвам до сих пор и жива наша Земля.

Пантелеймонов монастырь на Афоне


Каждый монастырь замечателен по-своему, вот в этой книге, которую мы вам сегодня показываем – «Святой таинственный Афон» – я как раз рассказываю об особенностях каждого монастыря: о чудесах, которые происходили во время его постройки, о святынях, которые в этом монастыре живут, об их исцелениях, о многих случая посещения Богородицы святых, живущих на Афоне. Потому что Афон – это Удел Божией Матери, Она Сама избрала эту землю как свой Удел, сказала, что будет окормлять всех монахов, живущих там.

Чудеса начинаются сразу, при отплытии парома от порта Уранополис. И мы с моим товарищем, моим коллегой по этой книге, фотографом Сергеем Поповым, плыли на этом пароме с огромным количеством аппаратуры, съемочных камер. И, подплывая к одному из монастырей, к порту монастыря, Сергей мне говорит: «Я пойду вниз, поснимаю там снизу, а вы оставайтесь здесь». И уходит человек. Мы отплываем, я думаю, что он внизу, а остается два, примерно, порта до нашего окончательного пристанища, я начинаю бегать по всему кораблю искать Сергея, а его нигде нет. На всем корабле нет человека, он исчезает посреди Эгейского моря. Это было необъяснимо – куда девался человек? И капитан кричит: «Выходите с корабля!», и я вот с этим огромным количеством аппаратуры, с кофрами вылезаю на совершенно пустынный каменный берег, остаюсь один, а человека нет. Наконец, поздно ночью он мне звонит и рассказывает историю: он случайно вышел на одной из станций, и корабль вдруг закрыл свой борт, отплыл, и он говорит: «Я вижу вас, вы в трех метрах от меня стоите, я кричу вам – я здесь!» А я его не вижу, он был размыт на берегу. Он кидал камни, камни ударялись о борт, я слышал какой-то звук, но его не было, он исчез.

Когда мы пошли после этой истории в Пантелеимонов монастырь и спросили у старца – что ж такое, почему исчез человек (а он два дня ходил по горам, питался какими-то каштанами). Старец Исидор, прозорливый такой старец, посмотрел на него внимательно (а он первый раз его видел) и говорит: «А ты придешь к нам. Я знаю, что у тебя есть дети, но, когда они вырастут, ты придешь к нам. Вот ты когда ходил, тебя как бы проверяла Богородица, достоин ты здесь жить или нет». Я с ужасом спрашиваю этого провидца: «Батюшка, а мне что делать? Может быть, и мне тоже?» А он говорит: «А тебе сейчас скажу». Достает Псалтирь, открывает просто так, наобум, пальцем указывает на строку и читает: «А тебе Господь приказал творить то, что ты творишь». То есть писать и рисовать книги.

Самым знаменитым и первым Афонским святым был Петр. Он жил в седьмом веке, был греком, был воином и попал в плен. И однажды, сидя в тюрьме, проанализировал свою жизнь и пришел к выводу, что он когда-то обещал Господу придти в монашество и забыл об этом. И он решил, что это наказанием ему за то, что он не исполнил свое обещание. О стал истово молиться Богородице и Николаю Угоднику. Является к нему Николай Угодник и говорит: «Да, ты прав, это тебе наказание за невыполненное обещание». И говорит ему, что он должен идти на Афон и там служить. Петр садится на корабль, плывет, вдруг корабль останавливается посередине моря, он просит его высадить на незнакомом берегу – седьмой век, представьте себе, там вообще никого не было, дикие звери – и выходит на этот дикий, страшный берег, это скалы. В книге вы можете увидеть, что это было, вот что встретил Петр, ступив на землю, – совершенно безжизненное, безлюдное место. И он начинает искать пещеру, где бы он мог подвизаться и служить Господу, находит пещеру, полную змей, скорпионов, которые при его появлении убегают, и вот он там в этой пещере в посте и молитве проводит пятьдесят три года. Пятьдесят три года, не видя никого, ни с кем не встречаясь, только в конце жизни, когда Господь решил, что его иноческий подвиг должен быть известнее людям, он встречает охотника, который пришел к его пещере. И охотнику он рассказывает – причем, когда охотник появился, он решил, что это демон, он был обросший до пола бородой огромной, в каких-то веригах, замотанный травой, в панике охотник убежал, решив, что это искушение ему. Вот какой был подвижник.

Что интересно, в этой пещере потом пытались жить многие монахи в течение нескольких веков, и никогда никто из них не смог пройти вот этого испытания, не дожил до конца своего подвига. Кто-то умирал, кто-то сходил с ума, кто-то не выдерживал и уходил, и решили святые отцы, что не стоит там жить, потому что никто не достоин этот духовный подвиг совершить, кроме Петра. И эту пещеру замуровали. Это говорит о том, что желание особенно молодых людей поехать, посвятить себя Господу, не всегда соответствует их силам. Очень много искушений, очень много гордыни, и мне монахи на Афоне говорили: «Мы приехали здоровыми, сильными людьми, а тут начались болезни, искушения, мы стали другими». И, видимо, это необходимая борьба, смирение тела, духа, и немногие побеждают. Например, была история, года четыре назад, когда один монах, живя отшельником на крутом обрыве, решил, что он очень сильный молитвенник и возомнил себя главным монахом Афона. И однажды в его келье вдруг появляется Христос. И говорит ему: «Вот, по твоим молитвам, ты так молишься истово, что Я пришел к тебе Сам. Пойдем со мной». И манит его. И этот бедный монах от счастья забыл перекреститься и пошел. И только в последний момент, когда надо было сделать последний шаг в обрыв, он перекрестился и увидел, как у того появляются козлиные ноги, у мнимого Христа, и во что он превращается. И он все равно упал, благо, зацепился рясой за куст, провисел несколько суток без сознания, на обрыве. Его нашли через несколько дней, и он потом полгода ничего не говорил, но когда пришел в себя, рассказал эту историю и умер. Вот такие искушения бывают.

Мы удивительным образом попали на Афон в такое время, это было поздней осенью. Первые два дня была осень настоящая, с дождями, с туманами, с громом и молнией, потом два дня была зима, все завалило снегом, мы сняли зиму, потом началась весна, расцвели азалии – это в ноябре, засыпанном снегом! – и весна, когда все стало таять. То есть, Богородица нам послала все четыре времени года за одну неделю, понимая, что очень часто на Афон не съездишь. Самое сильное впечатление у меня было от посещения Иверского монастыря, где хранится самая главная афонская святыня – икона Иверской Божией Матери. Она по-гречески называется «портаитисо», в переводе – «вратарница».

Раньше она, приплыв чудесным образом по морю, была помещена над воротами обители Иверской, но монахи решили, чтобы ее не украли, поставить в храме. И трижды она являлась опять на прежнем месте, и, явившись ночью настоятелю, сказала: «Не надо Меня беречь, Я вас буду беречь». Придти вот к этой иконе чудотворной – это было таким чудом и радостью, что, когда мы вошли – ну, мы все знаем, икона такого обычного стандарта, размера – а тут вдруг стоит Богородица живая перед тобой, такая огромная икона, вся черная, лика не видно, и вот в этом лике темном была такая тайна, такая настоящая Богородица смотрела на тебя, пронзая тебя свои взглядом, и все видела насквозь, и просто оставалось упасть на колени и только в плаче молиться, потому что ты стоял как перед Страшным судом, Она все знала про тебя, все видела. И вот это потрясение, которое испытывает, я думаю, каждый приходящий с верой, оно очень важно для очищения твоего и пребывания на Афоне. И ночью в монастыре монах начинает стучать в било – это такая доска длинная, и вот он стучит вместо колокола, и по поверью вот эти удары била означают удары молотка Ноя, строящего ковчег. «Бдите, скоро придет Господь, готовы ли вы к этому приходу?» И вот это очень интересное сочетание этих ударов и связи с Ноем.

Вот я хочу прочитать мои ощущения от ночной службы: «Торжественная строгая монашеская служба в темном храме при свете лишь нескольких свечей и лампад, протяжное древневизантийское пение, пронизанное восточным ароматом молитв, раннехристианских пустынножителей, рождает сильное ощущение пребывания в самых первых катакомбных храмах, лишенных поздней золотой роскоши и пышных праздничных служб. Сосредоточенные, отрешенные от всего суетного мира молятся одухотворенно красивые, высокие молодые монахи. Возле стен в стасидиях, низко склонив головы в куколях, молят Бога о всеобщем спасении два очень старых молчальника. По их вдохновенным бледным лицам видно, что они видят Бога и беседуют с Ним, и от Его присутствия рядом с тобой становится так страшно, что только и можешь, заикаясь, пролепетать: «Боже, милостив буди мне грешному!» Здесь во время таинственной благословенной ночной службы вместе с иноками постепенно исчезает ощущение земли, и душа, наполненная горячим счастьем, как шар, наполненный горячим воздухом, воспаряет ко Господу».

Во время ночных служб у нас паникадило огромное посреди храма, а у них «хоррос» называется, такой вот огромный золотой обод, примерно метров пять-семь, в полной темноте горят эти свечи, когда начинает вращать монах этот хоррос, получается такое удивительное чувство, что ты в космосе, что вокруг тебя летают планеты, и вот эта молитва мужскими голосами приподнимает над миром, и ты растворяешься, и исчезает ощущение земли. Это удивительно чувство именно афонской молитвы необходимо каждому человеку, поэтому если есть возможность поехать туда, надо это обязательно сделать. Вы почувствуете на себе вот эту благодатную силу молитвы.

Этот необыкновенный камень находится только в одном месте на всем Афоне. Место это – там, где Пресвятая Богородица сошла на берег. Она плыла на корабле к Лазарю Четырехдневному, который жил на острове и пригласил Ее к себе. И Богородица плыла туда, но буря Ее повернула и прибила к афонскому берегу. И в том месте, где Богородица сошла на берег, вот такие камни сверкающие. Я вот надеюсь, что по этому камню Ее стопочка – вот как раз камень в виде стопочки… После коленопреклоненной молитвы у иконы Иверской монах, которых привел нас двоих, специально для нас открыл часовню, очень тактично стоял в стороне, видел, что мы не просто духовные туристы, которых очень много там, особенно из-за рубежа приезжают люди, и я видел, как один из богатых туристов негодовал, почему его не пускают на ночную службу, хотя имеют право присутствовать только православные. Он говорил: «Я же заплатил деньги!» Он решил, что это театр такой. И вот монах, видя, что мы люди верующие, поманил нас за собой, и из лампады, которая во время каких-то кризисов на земле, каких-то трагедий вдруг начинает сама собой вращаться (это является признаком того, что на земле что-то произошло и сигналом для монахов, что необходимо особенно молиться по поводу этого события, вот, например, когда Карабах был разрушен землетрясением, я уже не помню другие события), и вот из этой чудотворной лампады монах налил нам понемножечку масла лампадного, я на себе испытал его силу – у меня почему-то отказали ноги, я перестал ходить, не знаю, с чем это связано – на ночь помазал дважды, и целебная сила была настолько явной, что сомневаться в чудесах этих даже никто не должен думать.

И здесь же, в Иверском монастыре, произошло со мной чудо, о котором, с одной стороны, стыдно вспоминать, а с другой – необходимо, как в назидание будущим пилигримам, приходящим на Афон. Когда мы собирались на эту святую землю, нас предупредили, что ничего снимать, особенно на кинокамеру, там нельзя. Но у нас было задание от издательства «Белый город», от издательства «Даръ» сделать книгу, поэтому со мной были просьбы, подтвержденные издательством, о том что мы снимаем не для семейного альбома, что мы делаем большой серьезный альбом для всей России, и благодаря каким-то личным контактам, каким-то личным разговорам с настоятелями монастырей везде разрешали снимать, самые удивительные вещи, которые до нас никто не позволял снимать. Поэтому в этой книге есть огромное количество уникальных фотографий, никогда ранее не виденных никем. И только в Иверском монастыре на все уговоры позволить снять Иверскую икону Божией Матери и часовню, в которой она находится, нам ответили отказом. Ну и правильно сделали, потому что тиражировать святыни не стоит, они девальвируются. Вот рано утром в пять утра вышел я на двор монастырский и стал себя уговаривать, что не для себя ведь снимаю, для всего народа русского, особенно для женщин, которые сюда никогда не придут и ничего не увидят, позволь, Господи, снять часовенку, уговорил. Ну, думаю, сниму, возьму на себя грех. Спрятал камеру под куртку, прижался спиной к стене монастырской и снял один кадр – часовню, где находится Иверская икона Божией Матери. Приезжаю домой, перевожу в компьютер всю сессию афонскую – идеальное качество всех абсолютно фотографий, и только вот этот кадр снят таким образом, как будто меня двое или трое человек качали из стороны в сторону, он настолько нерезок был, хотя я был прижат к стене. И самое страшное, что через весь кадр красная огненная нить проходила, и на конце этой нити – белая капля. Думаю, что ж такое, возьму-ка увеличу этот кадр. Увеличиваю эту каплю, и что, вы думаете, в середине этой капли? Стоит маленький белый ангел и вот так вот крылышки держит. У меня прямо мороз по коже до сих пор, и я кричу жене: «Маша, Маша, скорей беги! Смотри, что делается!» Пока она шла – кадр исчезает на экране. Вы знаете, кто владеет компьютером, что нужно несколько кнопок нажать – «Вы правда хотите убрать?», «Да», «Вы хотите точно?», «Да»… Я ничего не нажимал, кадр исчез, как напоминание мне о том, что тебе не разрешили снимать это, зачем ты это делаешь? Вот и всем будущим фотографам этот рассказ в назидание, что неблагословленная фотография не получится.

То же самое было у меня в первую поездку, когда нельзя было снимать кошницу (это место, где хранятся извлеченные из земли черепа и кости умерших монахов), но я все равно решил это снять, опять же для альбома, и камеру заклинило, так что всю вторую половину поездки я не снимал, как в назидание еще раз, еще один случай. Когда я стал разговаривать с монахами и спрашивать, почему же так, батюшки, мы же снимаем для всех, чтобы все узнали, они говорят: «На этой земле столько всего святого, чудесного, невидимого находится, что мы, не видя этого, снимая, можем увидеть, и вы, принеся в мир суетный, этот вот современный, недуховный мир вот эти святые вещи, можете опошлить их». И подтверждением того, что камера может снять невидимый мир, служит фотография огромная, висящая на стене Свято-Пантелеимонова монастыря. На ней изображен ряд нищих, которые подходят к монаху и получают у него из рук хлеб. А дело происходило в 1903 году, когда протат – это главный административный центр – запретил Пантелеимонову монастырю подавать милостыню нищим, решив, что монастырь превращается в какую-то богадельню. И вот игумен приказал в последний раз подать милостыню нищим и сфотографировать это. И вот когда сняли, проявили пластинку стеклянную, оказалось, что от этого монаха, подающего милостыню, отходит плачущая Богородица в пламени, Она вся объята пламенем. Ну, конечно, никто не стал бы подрисовывать Богородицу на этом стекле, и эта фотографии удивительная находится в алтаре монастыря, а увеличенный ее формат на стене монастыря, кто будет – увидит. Вот это в назидание тем, кто хочет снимать то, что не надо снимать.

Икона "Утешение"

Есть на Афоне удивительный скит святой Анны, матери Пресвятой Богородицы. Небольшой скит, довольно высоко в горах. Туда не так просто взойти, но он особо почитаем паломниками в связи с тем, что, как известно, Анна была уже в возрасте, когда родила Марию. Это говорит о том, что не стоит терять надежду любой женщине, которая не имеет пока детей и продолжает молиться.

В этом ските Анны пребывает ее нетленная стопа, которая, как показывает время, помогает бесплодным родителям. Вернее, не стопа, а сам Господь помогает приходящим к этому святому месту обрести долгожданное чадо. Когда входишь в этот скит, поражает то, что весь алтарь - в маленьких фотографиях младенцев. Всего их более двухсот. Когда я спросил, что это такое, батюшка мне ответил: «Это - рожденные по молитвам младенцыот бесплодных родителей, которые по многу лет просили. И в благодарность отцы (потому что женщины не могут попасть на Афон) через год привозят фотографии младенцев. И тогда им дают как людям, с верой молящимся о своем чаде, маленький крестик, который младенцу вешают на люлечку в надежде на то, что это не последний ребенок».

Еще есть одна святая обитель - монастырь Ватопед. Здесь тоже молятся за неплодных родителей. В этом монастыре в необыкновенно красивом ларце пребывает частица пояса Богородицы. На этом поясе освящают кусочки ткани, которые потом разрезают на отрезки определенной длины и вкладывают в облатку, на которой написана молитва к Богородице о прошении детей и то, как с этим пояском нужно обходиться: с верой, не греша, не сквернословя, соблюдая посты. Этот поясок нужно неплодной матери завязать вокруг талии. И, как правило, у людей истинно верующих рождаются дети. Конечно, должен приехать отец, по молитве его ему дают этот поясок, и он его везет домой своей любимой жене.

В том же Ватопеде есть вот такая святыня - серебряный ковчег, в котором находится глава Иоанна Богослова с его нетленным ухом. Монахи говорят, что оно нетленно, потому что им он воспринимал слова ангела. Там же удивительная икона «Утешение». Один монах во время молитвы услышал голос, говорящий: «Сообщи настоятелю, что обитель окружили враги». Он никого не увидел вокруг и продолжил молиться. Тогда он опять услышал женский голос: «Прекрати молитву и предупреди настоятеля». Тогда он поднял глаза и увидел, что этот голос исходит от Богородицы, а младенец Христос пытается ей ручкой закрыть уста, чтобы Она не говорила. А Она своей рукою его ручку отводит от уст и продолжает предупреждать об опасности. Уразумев это чудо, монах побежал к настоятелю, стали бить в колокола.

На самом деле, взойдя на стену, увидели, что они окружены врагами. Еще бы чуть-чуть, и они не успели бы отбить нападение. Когда нападение было отбито, братия пришла к иконе, и все увидели чудо: икона изменилась. Раньше она была в каноническом положении, Богородица держала младенца, а теперь - Богородица отводит руку младенца от своих уст и немного наклоняет голову в сторону.

Вот еще одна интересная история, связанная с жизнью монахов. Однажды монах опоздал на обед и, прибежав после всех, попросил накормить его. А повар, рассердившись, сказал: «Ничего тебе не дам, надо было вовремя приходить». И вдруг этот монах выскочил из трапезной, схватил нож и вонзил его в ланиту иконы Богородицы. На его глазах из щеки Богородицы потекла настоящая кровь. Он в ужасе стал кричать, братия собралась, стали молиться о нем, и перед самой смертью Богородица явилась настоятелю и сказала: «Он прощен, но рука, которой он это сделал, будет наказана».

По обычаю умершего монаха закапывают в землю, а через три года открывают и проверяют, что с ним произошло. Если тело совершенно истлело, но остались кости, то считается, что монах жил праведно, если плоть не истлела, то монаха опять зарывают и усиленно о нем молятся.

Когда откопали это монаха, который посягнул на Богородицу, то увидели, что он весь истлел, только рука его, который он держал нож, черная, неистлевшая. И эту руку до сих пор выносят показывать в назидание всем богохульникам.

Когда я говорил о Лавре и Афанасии Афонском, я не сказал о том, что он посадил во дворе Лавры кедр. И при этом сказал, что когда кедр начнет умирать, значит, конец света недалеко. И вот перед вами засохшая ветка это кедра. Она источает необыкновенно нежный запах. И к великому сожалению, корни этого кедра начинают уже отмирать.

Паисий Святогорец

Об этом же говорил и святой Паисий, замечательный старец Афонский, в келии которого я тоже был. На вопрос молодых людей «Застанем ли, батюшка, конец света?», он сказал: «Ваше поколение застанет». Конечно, отчаиваться нельзя, никто не знает, когда это произойдет, но стоит, конечно, прислушиваться и делать все, чтобы отмолить у Господа прощения.

Кстати, об этом старце вышла недавно замечательная книга «Житие старца Паисия», в которой собраны удивительные истории из его жизни. Он страдал страшными болезнями - у него был рак, страшная грыжа, ему вырезали после туберкулеза легкие. И он, несмотря на эти болезни, ежедневно принимал со всего мира паломников, болящих, просящих, по двести человек ежедневно стояли у этой железной калитки и просили его помолиться. Он по их запискам, просьбам, письмам, после того как отпускал посетителей, всю ночь стоял на молитве и просил Господа об исцелении этих людей. И, как правило, эти люди исцелялись.

Однажды была интересная история. К нему пришел его духовный сын и сказал: «Геронда, у меня друг заболел лейкемией. Вы могли бы помолиться? А он, старик, был с юмором. Он и говорит: «А давай сделаем так: девяносто пять процентов болезни я на себя возьму, ведь когда я молюсь, я прошу Господа мне болезнь эту отдать, почему люди и излечиваются. А пять процентов ты возьмешь». И вот этот человек засомневался, все-таки пять процентов рака нужно на себя взять. Тогда Паисий, видя это, говорит: «Ладно, давай хотя бы один процент, а девяносто девять я возьму».

Вот такой был человек удивительный, к себе относился с юмором, считал себя последним грешником, по две помидорки в день ел и одну сливку, называя себя при этом чревоугодником. А раз в году, на Пасху, он покупал одну рыбку, варил ее, съедал, а скелетик не выбрасывал. Это скелетик у него на гвоздике висел. Он его потом в баночке с водой варил и вот эту водичку с легким ароматом рыбы пил на другие праздники и при этом говорил: «Какой я чревоугодник».

Когда к нему приходили люди, он их рассаживал на пеньки и говорил каждому, что он хотел бы слышать. И вот однажды к нему пришли люди (естественно, он никого из них не знал), сели, и старец Паисий по Афонскому обычаю вынес для всех на подносе угощение: стаканчик водички, ракию и кусочеки рахат-лукума. Вдруг возле одного из пришедших людей он роняет лукум на землю, ногой его катает по земле и грязный подает ему. Тот опешил и говорит: «Геронда, что такое? Почему вы всем нормальный подали, а мне - весь в грязи изваляли и даете?» А он говорит: «А ты что творишь? Не ты ли пишешь порно-сценарии и портишь людей, с грязью смешиваешь их?» Тот человек встал и ушел.

Вот такой вот старец жил. И до сих пор на это могилу с верой приходящие люди получают исцеление. Его, видимо, скоро канонизируют.

Был там еще такой замечательный старец Порфирий, который знал, где находятся старые поселения. По его указаниям раскапывали землю и находили старые города, нефть. Однажды случилась одна история. Он был старенький, уже совсем больной лежал в больнице. К нему пришла женщина из соседнего селения и говорит: «Геронда, у меня козы заболели. Не могли бы вы помолиться?» Он никогда не отказывал. Вышел, женщина привела стадо коз. Когда старец начал читать молитвы за животных, все козы его окружили, главный козел вышел вперед, и молча, не шелохнувшись, они стояли полчаса и слушали молитву о себе. Когда старец закончил, козел-вожак подошел и приложился своей мордой к моей руке. Вот такая история.

Порфирий тоже болел раком. Он сам просил эту болезнь у Господа, потому что хотел, чтобы никто не болел больше в мире. Старец говорил: «Я знаю, чем лечится этот рак, но раз Господь не позволяет открывать эту тайну, я тоже не смогу». Причем, как он говорил, это очень простое лекарство, которое у всех на виду, и каждый день врачи с ним работают.

В мир монахов, потаенный, закрытый для нас, не стоит врываться. Я говорю о тех людях, которые настойчиво просят монахов поговорить с ними о своих делах, стараются нарушить их ритм жизни. Этого не надо делать. Монахи не любят долгих разговоров, особенно о мире, не любят, когда их фотографируют. Если вы видите, что с вами хотят поговорить, тогда идите на этот контакт, иначе не надо.

В монастыре Павла (не апостол, а просто святой Павел) мы встретили неприятие монаха, который охранял ворота. Там такое тоже бывает. Вот не понравились мы ему, не пускал он нас долго, но мы знали - там находится такая святыня, что не попасть туда нельзя. А находятся там, между прочим, дары волхвов. Они были сохранены Богородицей. После ее смерти дары были переданы в Константинополь, потом долго они по миру путешествовали, пока, наконец, не оказались у царевны сербской Марии. Чтобы турки не осквернили святыню, она решила отвезти ее на Афон.

Зная о том, что женщинам нельзя ступать на Афон, она подумала, что с такой святыней ей разрешат пребывать на горе. Царевна Мария сошла с корабля, идет по Афону с этими дарами, друг перед ней появляется Пресвятая Богородица и говорит: «Не ходи дальше. Женщинам нельзя здесь ходить. Отдай эту святыню первому монаху, который придет». Вот таким образом эти дары оказались в монастыре Павла.

Дары волхвов

Вот что интересно. На картинах живописцев мы видим караваны, нагруженные тюками, волхвы в дорогих одеждах идут, нагруженные золотом и бриллиантами. Может возникнуть впечатление, что они несли несметное количество богатства. Но на самом деле это тончайшие золотые пластиночки размером пять на семь сантиметром с золотой душкой из проволоки. Я смотрел и думал, что же это мне напоминает. И вдруг понял, что это похоже на погремушку для маленькой руки Христа, которыми Он мог играть. Я сказал о своем предположении монаху, и тот со мной согласился. То есть у волхвов не было цели завалить младенца богатством, они подарили Ему, маленькому, то, что было ему понятно. Вот эти дары живы.

Придя в издательство «Белый город» с отснятым материалом, с идеей писать эту книгу, я был удивлен, что директор издательства Андрей Астахов сразу решил ее издавать. Потому что, как я могу сказать из своей практики, для того, чтобы издать книгу, каждый раз нужно убеждать издателя, доказывать, что книга будет продаваться, что она нужна людям. И вдруг директор Андрей Астахов мгновенно решил издавать. Видимо, есть у человека издательское чутье. И я приступил к написанию этой книги. Надо сказать, что я ее писал очень долго - почти полтора года. Но зато получилась книга, которой я горжусь, которой, я думаю, гордится и издательство. Книга выдержала уже второе издание, ее покупают, несмотря на высокую цену. Очень хорошие отзывы от священников, от людей, которые разбираются в христианской культуре и истории. Монашество на Афоне об этой книге знает. Они прислали мне письмо с благодарностью, что я, не впадая в экзальтацию и ложную сентиментальность, написал так, как это есть.

Надеемся, эта книга будет долго у вас на столе, вы ее будете по многу раз перелистывать, смотреть, читать. Дай Бог, чтобы принесла вам духовную пользу.

Георгий Юдин



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»