Прокимен и причастен праздника богоявления. Служба святым Небесным Безплотным Силам. Служба святых мучениц обща

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Вторник. Пророка Илии́.

Прп. Авраа́мия, игумена Городе́цкого, Чу́хломского. Обре́тение мощей прмч. Афана́сия Бре́стского (службу зри 5 сентября) .

Прав. Ааро́на первосвященника.

Типикон назначает шестеричную службу прор. Илии (Б) , но, по благословению настоятеля, допускает совершение в честь святого всенощного бдения (А) .

Календарные заметки:

На утрене величание: «Величаем тя, святый пророче Божий Илие́, и почитаем еже на колеснице огненней преславное восхождение твое».

Порядок чтений, согласно календарю:

А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры пророка, глас 1-й и глас 2-й – 8 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – пророка, глас 6-й: «Прииди́те, правосла́вных…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажи́т…».

Вход. Прокимен дня. Паримии пророка – 3.

На литии стихира храма и стихиры пророка, глас 4-й. «Слава» – пророка, глас 6-й: «О, нечести́ва царя́ повеле́ния!..», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Богоро́дице, Ты еси лоза́…» (см. Часослов, Богородичен 3-го часа).

На стиховне стихиры пророка, глас 8-й (со своими припевами). «Слава» – пророка, глас 6-й: «Проро́че, пропове́дниче Христо́в…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Творе́ц и Изба́витель…».

По Трисвятом – тропарь пророка, глас 4-й (дважды), и «Богородице Дево…» (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь пророка, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка…».

Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны пророка (по дважды).

Полиелей. Величание пророка и избранный псалом. Седален пророка по полиелее, глас 8-й: «Прему́дрости яко рачи́тель…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен пророка, глас 4-й: «Ты иере́й во век по чи́ну Мелхиседе́кову» ; стих: «Рече́ Госпо́дь Го́сподеви моему́: седи́ одесну́ю Мене́, до́ндеже положу́ враги́ Твоя́ подно́жие ног Твои́х». Евангелие пророка. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святаго пророка Илии…». Стихира пророка, глас 4-й: «На о́гненней колесни́це…».

Каноны: Богородицы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и пророка (два канона) на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – седален пророка, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос пророка, глас 2-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен пророка. «Слава» – ин светилен пророка, «И ныне» – Богородичен Минеи.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры пророка, глас 8-й и глас 1-й – 6. «Слава» – пророка, глас 8-й: «Проро́ков верхо́вники…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Влады́чице, приими́…» (см. прил. 2-е, «В субботу утра»).

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь пророка, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка…».

На часах – тропарь и кондак пророка.

На Литургии блаженны пророка, 1-го канона песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и 2-го канона песнь 6-я – 4.

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь пророка. «Слава» – кондак пророка, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь пророка. «Слава» – кондак пророка, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Стих общего аллилуиария пророкам: «Свет возсия́ пра́веднику, и пра́вым се́рдцем весе́лие».

Причастны дня и пророка совпадают.

Память святого славного Фезвитянина совершается 2 августа (20 июля ст. ст.). В христианстве является самым почитаемым ветхозаветным святым. Пророку Илие молятся о даровании дождя во время засухи.

——————————————————————


Порядок чтения по уставу
——————————————————————

Тропарь, глас 4-й

И же во плоти Ангел, и пророком степень, вторыи предотеча пришествия Христова, Илия славныи, свыше послав Елисеови благодать, недуги отгоняти, и прокаженныя очищати, и всем его чтущим точит цельбы. (2 раза).

Слава, и ныне. Богородичен. И же от века утаенное, и Ангелом несведомое таинство, Тобою Богородице земным явися Бог в неразмесне снятии воплощаемь. И Крест волею нас ради восприим, им же воскресив первозданнаго, и спасе от смерти душа наша.

Канон, глас 2-й

Песнь 1. Ирмос

П оем Господеви, в мори древле люди наставльшему, и в нем фараона с вои потопльшу, песнь победную, яко прославися.

Запев: С вятыи славныи пророче Илие, моли Бога о нас (поклон) .

В идети желающии, Илии чудес огнедохновенную силу, огнезрачнаго и честнаго языка, духа крепость, по достоянию собрахомся.

Запев. У стне богоносе, и недоуменнаго языка, тесноту же и худогласие, действом иже в тебе Духа отверзи, и уясни к пению чудес твоих.

Слава. Д аеши яже паче естества, повинувшимся слове, честным ти повелением, и покаряеши дождю двери Духом утвержаемо слово содевая.

И ныне. Богородичен. П оем Господеви, иже от Девы рожденному, и мира обновльшему, и Тоя ради нам жизнь божественую даровавшему, песнь победную, яко прославися.

Катавасия: И збави от бед рабы своя, святыи славныи пророче Илие, яко вси по Бозе к тебе прибегаем, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего (поклон) . Г осподи помилуй (3 раза с поклонами) .

Песнь 3. Ирмос

Н а камени мя веры утверди, разшири уста моя на враги моя, возвеселибося дух мой воспевати, несть свята яко же Бог наш, и несть праведна паче Тебе Господи.

Запев. Я ко изряден пророче кормитель, иже враном творя тебе гощение, Единыя насыщаяи всяко животно благоволения, Ему же вси зовем, Ты еси Бог наш, и несть свята паче Тебе Господи.

Запев. Б лагодать Благодателю и Строителю, иже вдовицу и пророка напитавшему, неизреченным промышлением, Ему же вси зовем, Ты еси Бог наш, и несть свята паче Тебе Господи.

Слава. З атворивыи тученосныя облаки одождити, пищи лишаеме Сареффе, останок брашна, непрестанно росити сотвори, ты же взываше, несть свята паче Тебе Господи.

И ныне. Богородичен. Т ы Едина паче всех иже от века, великим сподобися и паче естества, Бога бо невместимаго всей твари, во чреве прияла еси, и воплотила еси, тем же Богородицу Тя вси почитаем. Катавасия.

Седален, глас 8-й. И сточника чудес, пророком удобрение, вси песненно вернии восхвалим, фезвитянина Илию: с плотию бо еще сыи беземертен, яко мертв уверяет мертвых восстание. Тем же дерзновение к Богу имея, подавает исцеления верою просящим, и молится Христови прилежно, согрешением оставление подати, празднующим любовию святую память его.

Слава, и ныне. Богородичен. В напасти многоплетенныя впад, от враг видимых и невидимых, молвою содержим есмь, безмерных согрешении моих, и яко к теплому заступлению, и покрову Чистая, к пристанищу притекаю Твоея благости. Тем же Пресвятая, из Тебе Воплощеннаго без семене моли, о всех рабех Твоих, непрестанно поющих Тя, Богородице всечистая, молящи Того прилежно согрешением оставление даровати, поклоняющимся верою рожеству Твоему. (Поклон).

Песнь 4. Ирмос

У слышах Господи слух Твоего смотрения, и прославих Тя Едине Человеколюбче.

Запев. К оренесекатель убо явился еси злобе, мудре пророче, добродетели же насадитель, темже тя ублажаем.

Запев. У коряше тя словесы вдовица, пищею смерти пророче, отрока востание уверяющи.

Запев. Н азнаменова славу тройческую яве, дуновением тричисленым, матери детища жива дарова.

Слава. К оль разжжеся, паля божественым огнем, и ревностию о, пророче, царя обличая творяща беззакония.

И ныне. Богородичен. М олим Тя Чистая, яже Бога без семене заченшую, присно молитися за рабы Твоя. Катавасия.

Песнь 5. Ирмос

С вета Подателю, и веком Творче Господи, во свете Твоих повелении настави нас, разве бо Тебе иного бога не знаем.

Запев. З акон отеческии тя, яко молитвеника всеистинна показа, чудодейственика, обращающа естества составом Илие, и преподобну жертву попаляюща водами.

Запев. П осрамил еси изрядно, яко истине служителю преподобне, сквернаго студа пророки, всеблаженне Илие, яве начертав тройческую силу.

Слава. С ловом благодати священствуя Илие, заклал еси священники негодованныя, неповинныма си рукама, якоже огнем ревностию опаляемь.

И ныне. Богородичен. Т ебе рождьшей Христа всему Содетеля, взываем, радуися Чистая, радуися яже Свет возсиявшая нам, радуися вмещшая Бога невместимаго. Катавасия.

Песнь 6. Ирмос

Б ездна грехов обыде мя последняя: но якоже пророка Иону, Господи, Господи возведи от тли живот мой.

Запев. С толп благочестия и жития чистаго, садитель чистоте был еси, Ангелом же подобник, чудныи Илие богоносне.

Запев. Г нев тя пророкоубиицы жены устрашив, иже вязати и решати приимша, дождем течение, чудныи Илие отгонит.

Слава. В озвысил еси колени преклонив, ума превознесеное око, мольбою изрядною решение творя, и бразды земленыя упоил еси тучами.

И ныне. Богородичен. К упина Тя в Синаи, не опально приближьшися огню, преднаписует Матерь присно Девую, всепетая богородице Марие. Катавасия.

Слава, и ныне. Кондак, глас 2-й. П ророче и провидче великих дел Бога нашего, Илие великоимените, иже вещанием своим уставивыи водоточныя облаки, моли о нас Единаго Человеколюбца.

Икос. М ногое человеком беззаконие, Божие же многое человеколюбие, зря пророк смущашеся, Илия яряся, и словеса немилостивна, к Милостивному подвиже: прогневайся возопив, на отмещущияся Тебе ныне, Судие Праведныи. Но утробу Благаго никакоже подвиже, еже мучити Того отметающихся, присно бо покаяния всех ждет, Единыи Человеколюбец.

Песнь 7. Ирмос

К упина в горе огнем палящи, и обросима пещь халдейская, яве прописа Тя Богоневестная: божественыи бо безплотныи в плотне чреве огнь неопально прият. Тем из Тебе Рождьшагося поем, благословен Бог отец наших.

Запев. П реславно божественою ты воображеною силою облекся, пищею четыредесятодневною, Илие чудныи, долгии шествовал еси путь. Тем же в Хориве глаголаше, благословен Бог отец наших.

Запев. Х лад кроток показа и тонок, Господа тебе Илие, по Бозе ревнующу вседержители: ни дух бурен, ни трус, ни огнь страшаи. Темже Исусу кроткому пояше, благословен Бог отец наших.

Слава. Б огоявления сподобися и пророчества, якоже великии Моисей пророки помазуя Духом, и царя Илие чудныи, и славы на Фаворе Христовы зритель быв, пояше, благословен Бог отец наших.

И ныне. Богородичен. Р аждаеши без семене Безначальнаго и Превечнаго Господа, Отча Сына, мудрость же и силу, на последок Пречистая, паче естества плотию, на обновление земленых. Темже из Тебе Рождьшемуся зовем, благословен Бог отец наших. Катавасия.

Песнь 8. Ирмос

У страшися отрок благочестивых, всекрасныя души несквернено тело, и прииде в воспитан в велицей вещи, не деланен огнь присноживущии. Им же увядшу пламени, вечнующее пение воспевашеся, Господа вся дела пойте, и превозносите Его во веки.

Запев. И зрядно обрете Ахаав рода благолепие, всегубительство пророка обличением, сквернаго убийства мерзско мучение. Фезвитянин же, от огнедохновенна ума, Жизнодателю песнь воспеваше: Господа вся дела пойте, и превозносите Его во веки.

Запев. Д ождит тебе огнь с небесе, попаляя, Илие одержимых пятьдесяте сугубо, яко Божию изрядну служителю. Держащему же присноживотную жизнь, боголепно песнь взываше, Господа вся дела пойте, и превозносите Его во веки.

Слава. Т аинника тя показа Христос, яко чистоте садителя, иже девства пребожественое прозябение, на Фаворе божественаго воплощения, Божества непостижимыи свет, во Своей плоти показав тебе зовущу, Господа вся дела пойте, и превозносите Его во веки.

И ныне. Богородичен. В себогатна бысть утроба Божия Матере, яко приемши Слово дебельством плоти, от нея смешена земленаго зрака по составу, явися град Божии, в нем же Вышнии жити благоизволи. Ему же поем, Господа вся дела пойте, и превозносите Его во веки. Катавасия.

Песнь 9. Ирмос

Я же прежде солнца светильника Бога возсиявша, плотию к нам пришедша, из боку Девичу неизреченно вочеловечьшася, Благословеная Чистая, Тя Богородице величаем.

Запев с поклоном. Н етренное человеки шествие, на земли пожив, милотию струю Иорданскую, фезвитянин прешед, оружник воздушныи, неботечное соверши странное шествие духом.

Запев. Б лагочестия ревностию, фезвитянин опаляемь, на огнезрачней колеснице взимается: милоть же совлек ею же утаитися не возможе, Елисеови одеявшуся, приемлет божественую благодать.

Слава. У жасеся Боговидец фезвитянин, с Моисеом зрит, яже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человек земленородных не взыде, воплощена Господа, на Фаворе Вседержителя.

И ныне. Богородичен. Ю же немилостивнаго древняго погубления осуждение, и праматере исправление, юже роду к Богу вину присвоения, юже к Зиждителю мост, Тя Богородице величаем. Катавасия.

Задостойник: В ладычице приими молитву раб Своих, и избави нас от всякия нужды и печали. Ты еси Богородице, оружие наше и стена. Ты еси заступнице, и к Тебе прибегаем, Тя и ныне на молитву призываем, да избавиши ны от враг наших. Возвеличим Тя вси пренепорочную Матерь Христа Бога нашего, Юже осени Дух Пресвятыи.

Отпуст: Г осподи Исусе Христе Сыне Божии, молитв ради пречистыя Твоея Матере, и святаго и славнаго пророка Илии, и всех святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. А минь.

Суббота, 2 Августа 2008 года (20 Июля 2008 по ст.ст.)
Седмица 7-я по Пятидесятнице, Глас пятый

+ Славного прор. Божия Илии (IX в. до Р.Х.). Преставление прп. Аврамия Галичского, Чухломского (1375). Обретение мощей прмч. Афанасия Брестского (1649). Сщмч. Философа (Орнатского) и иже с ним (1918) и диакона Иувеналия (1919). Чухломской, или Галичской (1350), и Абалацкой (Знамение) (1637) икон Божией Матери. Свтт. Илии и Флавия, исповв. патриархов Иерусалима и Антиохии. Св. прав. Илии Чавчавадзе, Грузинского (1907). Св. Етельвиды, вдовы короля Альфреда Великого (ок IX) (Кельт. и Брит. ). Новомч. Лидии и с ней воинов Алексия и Кирилла (1928).

Утр. – Ев. 5-е, Лк., 113 зач., XXIV, 12–35. Лит. – Рим., 103 зач., X, 1–10. Мф., 28 зач., VIII, 28 – IX, 1.

Тропари и кондаки дня: [скрыть ]

Прор. Илии. Тропарь, глас 4.

Во плоти Ангел, / пророков основание, / вторый Предтеча пришествия Христова, Илия славный, / свыше пославый Елисееви благодать / недуги отгоняти / и прокаженныя очищати, / темже и почитающим его точит исцеления.

Преставление прп. Аврамия Галичского, Чухломского. Тропарь, глас 4.

От мирскаго мятежа изшед, / в тихое пристанище, преподобнаго Сергия обитель, притекл еси, / и тамо равноангельное житие пожив, / во страну Галичскую пришел еси, / идеже веру Христову насаждая / и новокрещенныя люди от суеверий поганских очищая, / многи и велики подвиги подъял еси / и, обители четыри создав, / иноков лики добре упасл еси / и ко Христу Спасу привел еси, / Егоже моли, преподобне отче Авраамие, спасти души наша.

Иконы Богородицы "Знамение". Тропарь, глас 4.

Яко необоримую стену и источник чудес / стяжавше Тя раби Твои, / Богородице пречистая, / сопротивных ополчения низлагаем. / Темже молим Тя:/ мир граду Твоему даруй / и душам нашим велию милость.

Богослужебные указания: [скрыть ]

Суббота. Прор. Илии.
Прп. Авраамия Чу хломского. Прмч. Афанасия Брестского (службу зри 5 сентября) .
Прав. Аарона первосвященника.
Типикон назначает шестеричную службу прор. Илии (Б ), но, по благословению настоятеля, допускает совершение бдения (А ).
А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры пророка, глас 1-й и глас 2-й – 8 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – пророка, глас 6-й: «Прииди е м мо ри...».
Вход. Прокимен дня. Паримии пророка – 3.
На литии стихира храма и стихиры пророка, глас 4-й. «Слава» – пророка, глас 6-й: «О, нечестива царя повеления...», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза ...» (см. Часослов, Богородичен 3-го часа).
На стиховне стихиры пророка, глас 8-й. «Слава» – пророка, глас 6-й: «Проро че, пропове дниче Христов...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Творец и Изба витель...».
По Трисвятом – тропарь пророка, глас 4-й (дважды), и «Богородице Дево...» (единожды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь пророка, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 5-й: «Радуйся, две ре Господня...».
Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны пророка (по дважды).
Полиелей. Величание пророка и избранный псалом. Седален пророка по полиелее, глас 8-й: «Премудрости яко рачи тель...» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен пророка, глас 4-й: «Ты иерей во век...» . Евангелие пророка. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святаго пророка Илии...». Стихира пророка, глас 4-й: «На о гненней колеснице...».
Каноны:
В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и пророка (два канона) на 8.
В храме святого – канон Богородицы (с прошедшей Недели) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и пророка (два канона) на 8.

Катавасия «Отверзу уста моя...».
По 3-й песни – седален пророка, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.


По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен пророка. «Слава» – ин светилен пророка, «И ныне» – Богородичен Минеи.
«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.
о вники...», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Владычице, приими ...» (см. прил. 2-е, «В субботу утра»).
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь пророка, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 5-й: «Радуйся, две ре Господня...».

На Литургии блаженны пророка, 1-го канона песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и 2-го канона песнь 6-я – 4.
В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь пророка. «Слава» – кондак пророка, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь пророка. «Слава» – кондак пророка, «И ныне» – «Предстательство христиан...».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – пророка.

Б. На вечерне кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» стихиры пророка, глас 1-й и глас 2-й – 6. «Слава» – пророка, глас 6-й: «Прииди те, православных...», «И ныне» – догматик, глас 5-й: «В Чермне м мо ри...».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 5-й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» - 2-й: «Щито м веры...», 3-й – тот же, 4-й: «О земны х всех...»; припевы обычные со стиховны - см. Часослов). «Слава» – пророка, глас 6-й: «Проро че, пропове дниче Христов...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Молитвами Ро ждшия Тя...».
По Трисвятом – тропарь пророка, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 5-й: «Радуйся, две ре Господня...».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь пророка, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века...».
Кафизмы16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.
Каноны:
В храме Воскресения Христова - канон воскресный рядового гласа (с прошедшей Недели) со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), пророка на 6 и Октоиха (мученичный) на 4.
Примечание. О пении канонов в храме Воскресения Христова в субботу см. Октоих, ч. 2, с. 660.
В храме Господском и Богородицы - канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), пророка на 6 и Октоиха (мученичный) на 4.
В храме святого - канон пророка со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), храма на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.
Библейские песни «Поем Господеви...».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы мученичного канона Октоиха.
По 3-й песни – седален пророка, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни – кондак и икос пророка, глас 2-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни поется «Достойно есть». Светилен пророка. «Слава» – ексапостиларий Октоиха, «И ныне» – Богородичен Октоиха.
«Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры пророка, глас 8-й и глас 1-й – 6. «Слава» – пророка, глас 8-й: «Пророков верхо вники...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Владычице, приими ...».
«Тебе слава подобает...» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 5-й (мученичны из числа стихир на хвалитех – 1-й: «Благослове но воинство...», 2-й: «Страстоно сцы Твои, Господи...», 3-й: «Святи и му ченицы...»; припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава» – пророка, глас 4-й: «На о гненней колесни це...» (см. в Минее, стихира по 50-м псалме), «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Едина Чистая...».
По Трисвятом – тропарь пророка, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Тя величаем, Богородице, вопиюще: Ты еси купина ...».
На часах – тропарь и кондак пророка.
На Литургии блаженны пророка, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы - тропарь храма, тропарь дня: «Апостоли, мученицы...», тропарь пророка; кондак храма, кондак пророка. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Яко начатки естества...».
В храме святого - тропарь дня: «Апостоли, мученицы...», тропарь пророка; кондак пророка. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Яко начатки естества...».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – пророка и дня.
Апостол и Евангелие – пророка и дня.
Сноски:

Прокимен, Апостол, аллилyарий и причастен

Рядовые - по дню седмицы и святого Минеи (если есть).

…В частности, так бывает под праздники Рождества Христова и Богоявления, также под праздник Благовещения, если он попадает на один из седмичных дней Великого Поста. Но в большинстве слyчаев первой частью всенощной является великая вечерня.

Как явствyет из названия, это богослyжение должно совершаться ночью. И действительно, yстав предписывает начинать слyжбy, а точнее звон к слyжбе, который сам по себе тоже достаточно продолжителен при точном соблюдении yстава, «по еже зайти солнцy мало», т. е. вскоре после захода солнца - по настyплении астрономической ночи. Мы говорили в прошлом семестре, что в обычные дни вечерня слyжится, вообще говоря, еще засветло, так что самая всенощная должна начинаться сyщественно позднее, нежели бyдничная вечерня.

Вследствие этого полyчается гораздо больший временной разрыв междy окончанием предыдyщей рядовой слyжбы и началом всенощного бдения. Представим себе, что мы слyжим всенощнyю под воскресный день. Что же полyчается? Только в сyбботy поздно вечером начинаем ее, а литyргия в сyбботy отошла к первой половине дня, и тогда вся первая половина дня остается без общественного богослyжения.

Естественно, Святая Православная Церковь не могла пойти на такой разрыв непрестанного богослyжения. Поэтомy было yстановлено совершать прежде начала всенощного бдения особyю краткyю слyжбy, которая полyчила название малой вечерни. Сразy же возникает вопрос: когда совершается малая вечерня? Всегда, когда слyжится всенощное бдение. Если экзаменатор хочет «посадить» стyдента, то он скажет, что ответ неверный. Малая вечерня, строго говоря, совершается всегда, когда совершается всенощное бдение, начинающееся великой вечерней. Вот если всенощная начинается с великого повечерия, то малой вечерни нет.

Теперь посмотрим, когда совершается малая вечерня, как она совершается и в чем ее характерные особенности.

Малая вечерня описана в главе 1 Типикона. Описание начинается словами: «Прежде солнечного захождения дне сyбботнего клеплет параекклесиарх в малый кампан». То есть малая вечерня совершается в то же время, когда в обычные дни должна совершаться обычная бyдничная, или вседневная, вечерня.

Согласно ныне действyющемy………….. yстава, малая вечерня предваряется чтением 9 часа - точно так же, как и вседневная вечерня. Напомню, что литyргически слyжба 9–го часа относится еще к yходящемy дню, поэтомy на ней читаются тропарь и кондак yходящего дня. Значит, если мы говорим о воскресной малой вечерне, то на 9 часе, ее предваряющем, должно прочитать тропарь и кондак yходящего сyбботнего дня.

Далее - сама малая вечерня. Начинается она так же, как вседневная вечерня, по 9 часе. Поэтомy ни в какие подробности я вдаваться не бyдy, предполагая сие yже известным вам. По сyществy малая вечерня есть просто сокращение вседневной вечери. Наша с вами ближайшая задача состоит в том, чтобы рассмотреть, чем же, собственно, состоит «малость» малой вечерни по сравнению с вечерней вседневной, чего малой вечерне недостает по сравнению с вечерней вседневной.

На малой вечерне отсyтствyют: - светильничные молитвы священника - великая, малая и просительная ектении - кафизма -?

2 стихиры на «Господи, воззвах» (на вседневной вечерне стихир 6) - прокимен дне (на воскресной малой вечерне поется тот же прокимен, что и на великой вечерне, но одним стихом).

Для yдобства я бyдy рассказывать вам воскреснyю слyжбy в самом простом ее виде, т. е. в соединении со слyжением одномy маломy святомy. Когда все это бyдет изложено, я расскажy об особенностях совершения воскресной слyжбы шестеричным, славословным, полиелейным и бденным святым.

Из книги Понтий Пилат [Психоанализ не того убийства] автора Меняйлов Алексей Александрович

Из книги Толковый Типикон. Часть II автора Скабалланович Михаил

Прокимен После стихир на Господи воззвах малая вечерня имеет песнь Свете тихий и прокимен великой вечерни Господь воцарися, который поется не 4 1/2 раза, а 2 1/2. После него Сподоби Господи и стихиры на

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

ПРОКИМЕН ВЕЧЕРНИЙ Понятие о прокимне За песнью «Свете тихий» следует на вечерне не только праздничной, но и будничной (исключая постную и иногда заупокойную) прокимен. С прокимном в вечерню привходит новый вид церковной песни, отличающийся от других прежде всего

Из книги Литургика автора (Таушев) Аверкий

Прокимен воскресной вечерни Прокимен субботне-воскресной вечерни поется торжественнее, чем на будничной вечерне. Он поется по чину великого прокимна, хотя не называется великим; именно, поется с 3 стихами, и след. 4 1/2 раза. Кроме настоящей вечерни, такое исполнение имеет

Из книги Молитвенник автора Гопаченко Александр Михайлович

ПРОКИМЕН УТРЕНИ Более непосредственным, чем степенны, подготовлением к утреннему Евангелию служит прокимен. Прокимен утрени всегда содержит прославление празднуемого события, тогда как вечерний не имеет отношения к нему (за немногими исключениями). Это, следовательно,

Из книги Приход № 13 (декабрь 2014). Введение во Храм автора Коллектив авторов

Прокимен и аллилуиарий Важнейшею изменяемою частью литургии является Апостол и Евангелие. Тот и другое ввиду этого имеют пред собою весьма сложное подготовление, изменяемыми элементами которого пред первым служит прокимен, а пред вторым аллилуиарий.

Из книги Молитвослов на русском языке автора

Прокимен Поется прокимен на литургии по тому же чину, как на вечерне, но не воскресной, а всякой другой, т. е. 2 1/2 раза, и с тем же предварительным возгласом, за исключением последнего «вонмем», должно быть, потому, что оно имеется пред чтением и повторение его пред прокимном

Из книги автора

Причастен Последней изменяемой частью литургии является причастен (??????????) - стих, большей частью псалмический, поющийся во время приобщения священнослужителей в алтаре. Это приобщение, совершаемое в знак особой таинственности при закрытых алтарных дверях и завесе,

Из книги автора

АПОСТОЛ раздел новозав. *канона, включающий Деяния, Соборные послания, послания ап. Павла и Откровение. Все книги А. (кроме Откр) читаются за правосл. богослужением. Сборник свящ. книг «Апостол» стал первой рус. печатной книгой, изданной первопечатником *Федоровым

Из книги автора

Апостол Книга Апостол содержит в себе Деяния святых апостолов, семь соборных посланий и четырнадцать посланий св. апостола Павла, а иногда и Апокалипсис, который у нас при богослужениях не читается. Книга Деяний и Послания разделены на главы. Кроме того, весь Апостол

Из книги автора

Прокимен и «чтения», или Паремии Возглашается Прокимен учиненным монахом или чтецом, или канонархом, в настоящее же время, по большей частью, самим же диаконом после того непосредственно, как он скажет: «Премудрость» (или самим священником, если нет служащего

Из книги автора

Прокимен, чтение Евангелия За степенными следуют молитвословия и возгласы, которые обычно всегда бывают перед чтением Евангелия и служат в качестве приготовления верующих к достойному слушанию Евангелия. Диакон возглашает: Вонмем. Премудрость. И затем произносит

Из книги автора

Причастен воскресный Хвалите Господа с небес, хвалите его в вышних. Аллилуиа (трижды).ПричащениеПосле причастна и после приобщения священнослужителей, отверзаются св. двери, и диакон (или иерей), взяв св. потир и вознося его к людям:Со страхом Божппм и верою приступите.Л.

Из книги автора

Апостол Введение во Храм Пресвятой БогородицыПроповедь архимандрита Ианнуария ИвлиеваИтак, имел и первый Завет и свои богослужебные предписания и свое земное святилище. Была устроена скиния. Первая часть ее, в которой был светильник и стол с хлебами предложения,

Из книги автора

Причастен Стих, который поётся во время причащения

Из книги автора

Прокимен Так называется стих, предваряющий чтение Священного Писания: Апостола, Евангелия, паремии. Он заимствуется из Священного Писания и кратко указывает или на содержание чтения, или на значение дня и молитвословий дня. Отсюда прокимны различаются на прокимны

Служба Пресвятей Богородице.

Прокимен, глас 3. Песнь Богородицы: Величит душа Моя Господа, / и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем. Стих: Яко призре на смирение рабы Своея, се бо от ныне ублажат Мя вси роди.

Другий прокимен, глас 6: Помяну имя Твое / во всяком роде и роде. Стих: Отрыгну сердце мое слово благо.

Апостол к филипписием, зачало 240. Другий ко евреем, зачало 320.

Аллилуиа, глас 8: Слыши дщи и виждь, и приклони ухо Твое. Стих: Лицу Твоему помолятся богатии людстии.

Служба святым Небесным Безплотным Силам.

Прокимен, глас 4: Творяй Ангелы Своя духи, / и слуги Своя пламень огненный. Стих: Благослови душе моя Господа, Господи Боже мой, возвеличился еси зело.

Апостол ко евреем, зачало 305.

Аллилуиа, глас 5: Хвалите Господа вси Ангели Его, хвалите Его вся Силы Его. Стих: Яко Той рече, и быша: Той повеле, и создашася.

Служба святым пророком обща.

Прокимен, глас 4: Ты иерей во век / по чину Мелхиседекову. Стих: Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих.

Апостол к коринфяном, зачало 156. Другий ко евреем, зачало 314. Третий от соборнаго послания Иаковля, зачало 57.

Аллилуиа, глас 5: Моисей и Аарон во иереех Его, и Самуил в призыващих имя Его. Стих: Свет возсия праведнику, и правым сердцем веселие.

Служба святым Апостолом обща.

Прокимен, глас 8: Во всю землю изыде вещание их, / и в концы вселенныя глаголы их. Стих: Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь.

Апостол к коринфяном, зачало 131.

Аллилуиа, глас 1: Исповедят небеса чудеса Твоя Господи, ибо истину Твою в церкви святых. Стих: Бог прославляемь в совете святых.

Служба святителю единому.

Прокимен, глас 1: Уста моя возглаголют премудрость, / и поучение сердца моего разум. Стих: Услышите сия вси языцы, внушите вси живущии по вселенней.

Апостол ко евреем, зачало 318.

Аллилуиа, глас 2: Уста праведнаго поучатся премудрости, и язык его возглаголет суд. Стих: Закон Бога его в сердце его, и не запнутся стопы его.

Служба святителей обща.

Апостол ко евреем, зачало 335.

Служба преподобных, и Христа ради юродивых обща.

Прокимен, глас 7: Честна пред Господем / смерть преподобных Его. Стих: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?

Апостол к галатом, зачало 213.

Служба мученика.

Прокимен, глас 7: Возвеселится праведник о Господе, / и уповает на Него. Стих: Услыши, Боже, глас мой, внегда молити ми ся к Тебе.

Апостол к Тимофею, зачало 292.

Аллилуиа, глас 4: Праведник яко финикс процветет, яко кедр, иже в Ливане, умножится. Стих: Насаждени в дому Господни, во дворех Бога нашего процветут.

Служба мучеников обща.

Прокимен, глас 4: Святым, иже суть на земли Его, / удиви Господь вся хотения Своя в них. Стих: Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся.

Апостол к римляном, зачало 99, или ко евреем, зачало 330.

Аллилуиа, глас 4: Воззваша праведнии, и Господь услыша их, и от всех скорбей их избави их. Стих: Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь.

Служба священномученика.

Апостол ко евреем, зачало 334.

Аллилуиа, глас 2: Священницы Твои облекутся в правду, и преподобнии Твои возрадуются.

Служба священномучеников обща.

Прокимен, глас 7: Честна пред Господем / смерть преподобных Его. Стих: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?

Апостол ко евреем, зачало 318, или к филипписием, зачало 246.

Аллилуиа, глас 2: Священницы Твои облекутся в правду, и преподобнии Твои возрадуются.

Служба преподобномучеников обща.

Прокимен, глас 7: Восхвалятся преподобнии во славе, / и возрадуются на ложах своих. Стих: Воспойте Господеви песнь нову, хваление Его в церкви преподобных.

Апостол преподобномученика единаго, к Тимофею, зачало 291. Преподобномучеником апостол к римляном, зачало 99.

Аллилуиа, глас 6: Блажен муж, бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело. Стих: Сильно на земли будет семя его.

Служба святых мучениц обща.

Прокимен, глас 4: Дивен Бог во святых Своих, / Бог Израилев. Стих: В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых.

Апостол к коринфяном, зачало 181. Другий к галатом, зачало 208.

Аллилуиа, глас 1: Терпя потерпех Господа, и внят ми и услыша молитву мою.

Служба преподобных жен обща.

Прокимен и аллилуиа писан мученицам.

Апостол к галатом, зачало 208.

Служба исповедников.

Прокимен и аллилуиа писан преподобномучеником.

Апостол ко ефесеем, зачало 233.

Служба безмездников.

Прокимен писан мучеником.

Апостол к коринфяном, зачало 153.

Аллилуиа, глас 2: Се что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе?

Служба за мертвыя.

Прокимен, глас 6: Душы их / во благих водворятся. Стих: К Тебе, Господи, воздвигох душу мою, Боже мой, на Тя уповах, да не постыжуся во век.

В понедельник апостол к римляном, зачало 113.

Во вторник апостол к коринфяном, зачало 162.

В среду апостол к коринфяном, зачало 178.

В четверток апостол к коринфяном, зачало 160.

В пяток апостол к коринфяном, зачало 163.

В субботу апостол к солуняном, зачало 270.

Аллилуиа, глас 8: Блажени яже избрал и приял еси, Господи, и память их в род и род.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»