Путешествие по святым местам. Частный гид и экскурсовод Израиля. Индивидуальные экскурсии и туры, отдых. Лицензия Министерства туризма

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Изра́иль (ивр. ‏ישראל‏‎‎ ‎, араб. إسرائيل‎ ‎‎), официальное название - Государство Изра́иль (ивр. ‏מדינת ישראל‏‎‎ ‎, араб. دولة اسرائيل ‎‎) - государство в Юго-Западной Азии. Население, по данным Центрального статистического управления Израиля на сентябрь 2014 года, составляет 8,25 млн человек, территория - 22 072 км². Занимает 97-е место в мире по численности населения и 147-е по территории. Столица - Иерусалим. Государственные языки - иврит, арабский.

Крупнейшие города

Православие в Израиле

Христианство в Израиле - третья (по числу верующих) после иудаизма и ислама религия в стране.

По данным исследовательского центра Pew Research Center в 2010 году в Израиле проживало 150 тыс. христиан, которые составляли 2 % населения этой страны. Энциклопедия «Религии мира» Дж. Г. Мелтона оценивает долю христиан в 2010 году в 2,2 % (162 тыс. верующих). Крупнейшим направлением христианства в стране является католицизм.

В 2000 году в Израиле действовало 197 христианских церквей и мест богослужения, принадлежащих 72 различным христианским деноминациям.

Рон Просор - посол Израиля в Организации Объединённых Наций: «Израиль - единственное место на Ближнем Востоке, где христианское население не сокращается, а растет. С момента создания Израиля в 1948 году, его христианское население выросло более чем на 1000 процентов. Израильские христиане заседают в нашем парламенте и в наших судах, вплоть до Верховного суда страны».

Численность православных и верующих древних восточных церквей в Израиле оценивается в 30 тыс. человек (2010 год). Территория Израиля входит в юрисдикцию Иерусалимской православной церкви . На территории Израиля данной церкви принадлежит 17 храмов.

Русская православная церковь в Израиле объединяет 2 тыс. верующих. Церковь представлена структурами Русской духовной миссии в Иерусалиме и Русской православной церкви заграницей. С 1935 года в Иерусалиме действует представительство Румынской православной церкви .

Иерусалимская Православная Церковь

Юрисдикция Иерусалимской Православной Церкви (ИПЦ) в настоящее время простирается на территорию Израиля, Иордании и Палестины; автономная часть - Синайская Архиепископия с монастырём святой великомученицы Екатерины на Синайской горе в Египте. На территории Израиля находятся Птолемаидская митрополия (кафедра: г. Акко) и Назаретская митрополия (кафедра: г. Назарет) ИПЦ.

Русская Православная Церковь

Представительством Русской Православной Церкви в Иерусалиме и в Святой земле является Русская духовная миссия в Иерусалиме, включающая представительства Московского Патриархата (РДМ РПЦ) и Русской Православной Церкви Заграницей (РДМ РПЦЗ).

Русское подворье в Иерусалиме

Сохранившиеся южные ворота Русских построек, вид с площади перед мэрией Иерусалима. Слева на снимке здание Русской Духовной Миссии Московского Патриархата, на заднем плане - Свято-Троицкий собор

Ру́сское подво́рье или Ру́сские постро́йки (ивр. ‏מִגְרַשׁ הָרוּסִים‏‎ - миграш hа-русим) - один из старейших районов в центре Иерусалима недалеко от Старого города, часть Русской Палестины. Здесь находятся Свято-Троицкий собор, Русская Духовная Миссия в Иерусалиме Московского Патриархата и несколько подворий для приёма паломников. Общая площадь участка - 68000 м² (6.8 га).

Построено в период с 1860-го по 1872-е годы усилиями Палестинского комитета для размещения и нужд русских православных паломников на Святой земле. По состоянию на 1872 год включало в себя: Троицкий собор, здание Русской Духовной Миссии, Елизаветинское и Мариинское подворья, здание Русской больницы и Российского Императорского консульства в Иерусалиме. В 1889 Елизаветинское и Мариинское подворья, Русская больница были переданы Императорскому Православному Палестинскому Обществу, которое также расширяет Русское подворье своими самостоятельными проектами: в 1889 году строительством Нового (Сергиевского подворья) и в 1905 году строительством Николаевского подворья.

В 1964 году все здания Русского подворья, за исключением Свято-Троицкого собора, здания Русской Духовной Миссии и Сергиевского подворья, были проданы советским правительством государству Израиль по так называемой «Апельсиновой сделке». Законность сделки остается спорной. Идут переговоры о возвращении построек Русского подворья России.

В 2008 году Сергиевское подворье, которое занимало министерство сельского хозяйства Израиля и местное природоохранное общество, было возвращено России и передано ИППО. Окончательно освобождено от арендаторов в 2012 году.

Здания Русских построек:

  • Свято-Троицкий собор - главный храм Русской Духовной Миссии в Иерусалиме Московского Патриархата
  • Русская Духовная Миссия Московского Патриархата - часть здания занимает Мировой суд Иерусалима
  • Сергиевское подворье

Хождение игумена Даниила

Храм Гроба Господня

  • Кувуклия (часовня Гроба Господня)
  • Камень помазания
  • Голгофа. Глава праотца Адама по Голгофой
  • Правв. Никодим и Иосиф Аримафейский (гробницы в одноименных пределах)
  • Свт. Григорий Чудотворец (десница)
  • Икона Божией Матери, перед которой молилась прп. Мария Египетская
  • «Скорбящая» икона Божией Матери
  • «Вифлеемская» икона Божией Матери,
  • Мощи 14000 Вифлеемских младенцев (в пещере около храма)
  • Гробница прав. Рахили (между Иерусалимом и Вифлеемом; принадлежит иудеям)
  • Гробницы прав. Иосифа Обручника, Иоакима и Анны
  • «Иерусалимская» икона Божией Матери
  • Гробницы Пророков Аггея и Малахии на склоне горы Елеон

Монастыри

Лавра Саввы Освященного

Монастырь был основан преп. Саввой в Иудейской пустыне. Первой постройкой стала пещерная церковь, построенная после того как вокруг отшельника начали селиться ученики. Монастырь пользовался поддержкой императора Юстиниана I, при нём были построены укреплённые монастырские стены и дозорная башня, называемая Юстиниановой.

Адрес: территория Западного берега реки Иордан, Иудейская пустыня, долина Кедрон

Проезд: Если у вас есть автомобиль, то из Иерусалима можно ехать в сторону Иерихона до развязки Маале Адумим, на ней направо, еще раз направо через блокпост в селение Абу Дис, а уже в нем на перекрестке с круговым движением повернуть налево. Ехать по серпантину до авторазборки, минуя, а за ней налево по очень крутому подъему, затем опять налево, следуя указателю на Вифлеем. Там вскоре появятся и коричневые указатели Mar Saba.

Можно приехать и из Вифлеема, там указатели появляются даже в центре города, опять же, всегда можно спросить у местного населения. Если же машины нет, то любой палестинский таксист довезет вас из Иерусалима или Вифлеема. Выехать из монастыря после ночной службы тоже проблем не составит - кто-нибудь из монахов обязательно поедет в город.

Мужской монастырь Архангела Михаила (Яффа)

Православный греческий монастырь во имя святого Архистратига Михаила (монастырь святых Архангелов) в старой Яффе на берегу Средиземного моря относится к юрисдикции Иерусалимского патриархата. В монастыре находится резиденция архиепископа Иоппийского, а также русская и румынская общины, имеющие право с санкции архиерея-настоятеля монастыря совершать таинства крещения, венчания и отпевания в отношении лиц, имеющих израильское гражданство.

Обитель издавна принимала русских паломников, прибывавших в Святую Землю из Одессы. Далее православные греки сопровождали верующих в Иерусалим.

Адрес: Израиль, Тель-Авив-Яффо, линия А-Мазалот (Netiv Hamazalot Alley).

Проезд: Проезд транспортом до монастыря невозможен. Только пешая прогулка. Ориентир - старый порт Яффо, идти параллельно набережной на север в сторону колокольни францисканской церкви Св.Петра.

Горненский монастырь

Го́рний или Го́рненский Казанский монастырь - православный русский женский монастырь в ведении Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (Русская Православная Церковь). Расположен в Эйн-Кареме, 7 км. на юго-запад от Старого города Иерусалима (Израиль).

Название Горненский связано с тем, что он находится в местности, которая в евангельские времена называлась нагорней (горней) страной, т.е. находящейся на горах.

В обители около 60 сестёр. Настоятельница монастыря с 1991 года - игумения Георгия (Щукина).

Адрес:

Проезд : Паломнику, отправляющемуся в Горненский монастырь, достаточно иметь на руках заграничный паспорт и авиабилет на рейс до аэропорта Бен-Гурион. Оттуда в Иерусалим следуют автобусы, поезда и такси, дорога займет около часа. Из центра Иерусалима (Старый Город) до обители в Горнем можно добраться на автобусах 19-го и 27-го маршрутов (остановка «Больница Хадасса»).

Храмы

Храм Гроба Господня

Храм Гроба Господня (Храм Воскресения Христова) – иерусалимский храм, расположенный на месте распятия, погребения и воскресения Иисуса Христа; является центром христианского паломничества. Ежегодно в субботу, накануне православной Пасхи, в храме на Гроб Господень сходит Благодатный огонь. В эти пасхальные дни в туда прибывает рекордное количество паломников. Храм Гроба Господня - одно из самых священных мест для христиан всего мира, здесь находятся такие святыни как Голгофа, Камень Помазания, Гроб Господень. Храм разделен между шестью конфессиями христианской церкви: греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской, каждой из которых выделены свои приделы и часы для молитв.

Расположение: Старый город Иерусалима, Христианский квартал.

Адрес: 1 Helena Str., Old City, P.O.B. 186, Jerusalem. Holy Sepulchre Church.

Телефон: 972-2-6273314; 972-2-6284203. Факс: 972-2-6276601.

Как добраться: совершая экскурсию по улице Виа Долороза или автобусами фирмы "Эгед" №№ 3, 13, 19, 20, 30, 41, 99 до Яффских ворот Старого города и далее пешком до Храма.

Храм Рождества Христова (Вифлеем)

Храм Рождества Христова - христианская церковь в Вифлееме, построенная, согласно преданию, над местом рождения Иисуса Христа. Наряду с Храмом Гроба Господня является одним из двух главных христианских храмов Святой земли. Церковь находится в совместном управлении Иерусалимской православной церкви, Армянской апостольской церкви и Римско-католической церкви.

Одна из старейших непрерывно действующих церквей в мире. Первый храм над пещерой Рождества был построен в 330-х годах по указанию императора Константина Великого. Его освящение состоялось 31 мая 339 года и с тех пор богослужения здесь практически не прерывались. Современная базилика VI-VII вв. - это единственный христианский храм в Палестине, сохранившийся в целости с домусульманского периода.

29 июня 2012 года на 36 сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, проходившей в Санкт-Петербурге, базилика была внесена в Список всемирного наследия.

Адрес: Израиль, Вифлеем, пл. Яслей (Manger Sq)

Проезд: По Хевронскому шоссе в Иерусалиме до южного выезда из города через КПП-300 Далее прямо, а на развилке налево. Из Иерусалима от Шхемских (Дамасских, Наблусских) ворот (Шаар Шхем, Баб эль-Амуд) автобус 124 арабской автобусной компании.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Елеон)

Храм Успения Богородицы (грот) находится в собственности Иерусалимского греко-православного патриархата. Храм находится под землёй, вход в него с юга. От входа вниз ведет широкая каменная лестница из 48 ступеней. Подземная церковь имеет форму креста и в ней находится мраморная кувуклия (то есть небольшая часовня, чуть более чем 2×2 м) с гробом Богородицы. Кувуклия имеет два входа, один с запада, второй с севера. Обычно паломники заходят в западный, а выходят через северный вход.

Согласно преданию, известному с IV века, после успения в Иерусалиме Богородица была похоронена апостолами в Гефсимании, в гробнице, где были захоронены её родители, Иоаким и Анна, и Иосиф Обручник. Однако апокриф «Успение Марии» (написан не ранее IV века) сообщает, что Богородица была похоронена апостолами «в Гефсимании в новом гробе». Отсутствовавший при погребении апостол Фома пришёл через три дня в Гефсиманию и попросил открыть гроб, чтобы проститься с Марией, открытый гроб оказался пустым. Гробница Богородицы была вскрыта по решению Шестого вселенского собора, в ней были найдены пояс и погребальные пелены.

Адрес : Израиль, Иерусалим, Гефсимания

  • Гефсиманский сад

Гефсима́ния - местность у подножия западного склона Елеонской горы, в долине Кедрон, восточнее Старого города Иерусалима (в Восточном Иерусалиме). Гефсиманский сад - место моления Иисуса Христа в ночь ареста: согласно Новому Завету, Иисус и его ученики регулярно посещали это место - что и позволило Иуде найти Иисуса в эту ночь. В Гефсиманском саду растут восемь очень древних олив.

В настоящее время это небольшой сад (47 × 50 м) в Гефсимании; в евангельские времена так называлась вся долина, лежащая у подошвы Елеонской горы и гробницы Богородицы.

  • Гора Блаженств

Гора Блаженств названа так потому, что именно здесь произнёс Иисус свою нагорную проповедь, в которой каждая её часть начиналась со слова Блаженны. Тут же он избрал 12 апостолов.

Святое место встретит вас чудесным садом, замечательным видом с горы и большой стоянкой для машин. Отсюда открывался вид на Геннисаретское озеро - это его часто называют Галилейским морем, а древние евреи звали Кинерет - Арфа, по характерному очертанию берега. В тридцатые годы францисканцы проводили здесь археологические раскопки. Обнаружили остатки маленькой однонефной церкви конца IV столетия, украшенной по обычаю того времени мозаиками. Остатки прилегающих зданий свидетельствовали о находившемся здесь, вероятно в византийское время, монастыре, подтверждая догадку, что именно этот холм традиционно почитали древние христиане как место Нагорной проповеди.

Современная церковь была построена в 1937 году по проекту итальянского архитектора Берлуччи.

Это место на северо-западном берегу Кинерета (Моря Галилейского). Из Тверии и Кирьят Шмоны туда можно попасть по 90-й дороге. Если ехать из Тверии на север по 90-й дороге, то после перекрёстка Кфар-Нахум с правой стороны на горе будет виден купол церкви, окружённый зеленью деревьев. Поворачивая на просёлочную дорогу 8177, подъезжаете к воротам.

Вход или въезд на территорию оплачивается с расчёта 1 шекель на человека.

  • Гора Свержения

Эта гора упоминается в Евангелии от Луки (4,28-30) в рассказе о первой проповеди Христа в синагоге Назарета. Господь прочитал пророчество Исайи о Мессии и прямо сказал, что ныне это пророчество исполнилось на Нем, тем самым открыв Свое мессианское достоинство.

Находится она за чертой города Иерусалима, прежде пешком до нее было около часа ходьбы. Можно только представить себе страсти в толпе, ведшей Господа на эту гору.

Гора - достаточно высокая (около 400 метров над уровнем моря), возвышается над деревней Иксал, пологой стороной обращена к Назарету, а крутой ее склон спускается в Долину Изрэельскую. С горы открывается превосходная панорама: вдали можно увидеть вершину горы Кармил, внизу перед тобой зеленеющая Изрэельская долина, на восток гора Фавор.

  • Гора Фавор

Фавор - отдельно стоящая гора высотой 588 метров в восточной части Изреельской долины, в Нижней Галилее, в 9 км к юго-востоку от Назарета, в Израиле. В христианстве традиционно считается местом Преображения Господня (по версии некоторых исследователей Иисус Христос преобразился севернее, на горе Хермон). На вершине горы расположены два действующих монастыря, православный и католический; каждый из них полагает, что построен на месте Преображения.

Впервые Фавор упоминается в Библии как граница земель трех колен Израилевых: Завуллонова, Иссахарова и Нефаллимова (Нав.19:22). Позднее, во времена Судей, Варак, сопровождаемый пророчицей Деворой, сошёл с 10-ю тысячами войска с горы Фавор к потоку Киссону и разбил войско Сисары, военачальника асорского царя Иавина (Суд.4:1-24). Здесь погибли братья Гидеона от руки царей мадиамских Зевея и Салмана (Суд.8:18-19).

Гробница Богородицы - величайшая христианская святыня, где, согласно Священному преданию, апостолами была погребена Пресвятая Богородица. Расположена в Гефсимании, у подножия западного склона Елеонской горы, в Кедронской долине, в Иерусалиме. Над гробницей построена пещерная церковь Успения Богородицы . Храм (грот) находится в собственности Иерусалимского греко-православного патриархата; Армянская церковь также имеет права на его использование, иные христианские конфессии имеют доступ для совершения богослужения.

Традиция, определяющая Иерусалим как место погребения Богородицы, известна с I века: об этом пишет Дионисий Ареопагит в своём послании епископу Титу. Над гробницей в долине Кедрон в 326 году императрицей Еленой была построена первая церковь, существовавшая в неизменном виде до XI века, но затем разрушенная. В 1161 году храм был восстановлен дочерью Балдуина II Мелисендой: она украсила его стены фресками, а после смерти была погребена в крипте храма. Гробница Богородицы была вскрыта по решению Шестого вселенского собора, по преданию, в ней были найдены пояс и погребальные пелены.

  • Мамврийский дуб

Мамврийский дуб - древнее дерево (возраст около 5 000 лет) в двух километрах на юго-восток от Мамре, где, согласно книге Бытия, жил Авраам. Библия сообщает, что «явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатёр, во время зноя дневного» (Быт.18:1). В тексте нигде не упоминается дуб, сказано лишь, что Авраам предложил трём ангелам, явившимся ему в образе путников: «отдохните под сим деревом» (Быт.18:4).

Дуб представляет собой засохшее дерево, ствол которого поддерживают металлические подпорки. Увядание началось в конце XIX века, последний зелёный лист на нём наблюдали в апреле 1996 года. Это связывают с ростом числа паломников, которые отрывают от дерева куски коры.

  • Место Крещения Иисуса Христа в реке Иордан

Место Крещения Господня достоверно неизвестно, но по христианской традиции принято считать, что оно находится примерно в 8 км от Иерихона и в 5 км от впадения Иордана в Мертвое море.

Сейчас это святое место находится в пограничной зоне: граница с Иорданией проходит по середине реки. Паломников туда не возят; лишь раз в году, на праздник Крещения Господня, на этом месте совершается праздничное богослужение. Но если приехать к Иордану со стороны Иордании, то есть возможность омыться в священных водах на самом месте Крещения Господа; там же поблизости показывают остатки раннехристианского храма, а в стороне, в пустыне, находится могила преподобной Марии Египетской.

Современное оборудованное для паломников место омовения в священных водах находится неподалеку от места, где Иордан вытекает из Генисаретского озера.

  • Галилейское море (Тивериадское озеро)

На его берегах Господь избрал своих учеников из числа рыбаков, призвал их к апостольскому служению. Здесь же Он проповедовал, сотворил множество чудес и явился апостолам после Своего Воскресения.

Тивериадское озеро расположено в Иорданской рифтовой долине, северной части Сирийско-Африканского разлома, значительно ниже окрестностей (разница высот - около 550 м). Как и Мёртвое море, Тивериадское озеро - результат этого разлома. Имеет форму закруглённого вытянутого ромба.

Побережье озера является одним из самых низких участков суши на Земле - в среднем, на 213 м ниже уровня моря. Это самое низкое пресноводное озеро на Земле. Уровень воды подвержен изменениям в течение года в зависимости от осадков и потребления воды. Максимальная глубина - 45 м, площадь - в среднем 165 км². На западном побережье расположен город Тверия.

  • Сионская горница

Сионская горница - место совершения Тайной вечери, дом на горе Сион, недалеко от дома первосвященника Каиафы, где после воскрешения Лазаря состоялось тайное совещание против Иисуса Христа (Мф. 26, 3-4)

В Сионской горнице Иисус Христос совершил Тайную вечерю со своими учениками (Лк. 22, 7 и далее). Предание гласит, что в ней же на учеников, собравшихся вместе в день Пятидесятницы, видимым образом сошел Святой Дух (Деян. 2, 1-4). Именно в этом доме, где Богом были утверждены церковные таинства и сама Новозаветная Церковь, апостолы и их первые ученики «преломляли хлеб» - совершали Божественную литургию. Поэтому Сионская горница и называется матерью всех христианских церквей.

Помещение Сионской горницы, как на первом, так и на втором этаже, всегда было разделено на две части. Ближайшая от входа часть послужила собственно горницей Тайной вечери; в соседней же, несколько возвышенной, совершилось Сошествие Святого Духа, в нижнем этаже полагали явления Спасителя по Воскресении, помещения эти, свободно сообщались друг с другом. Но когда мусульмане устроили там мечеть, внизу, под горницей Сошествия Святого Духа, они поставили каменный саркофаг, обозначавший место погребения Давида, и воспретили вход во весь нижний этаж; наверху также разделили обе комнаты глухой стеною. Во время войны 1948 г. в купол над горницей Сошествия Св. Духа попал снаряд, и вход туда прекратился совсем. Позже мечеть отошла в демаркационную полосу, и всякое богослужение в ней прекратилось.

С образованием Израильского государства "гробница Давида" стала местом поклонения евреев: на богатые ковры, ее украшающие, каждый год существования государства возлагается ими золотая или вызолоченная корона. Поблизости устроена синагога.

Верхнее же помещение, столь драгоценное для христиан, пустое и безмолвное, доступно для посещения свободно и бесплатно.

  • Силоамская купель

В старом городе иерусалима найдена Силоамская купель, упоминаемая в Евангелии от Иоанна: Христос посоветовал слепому умыться в ней, после чего несчастный прозрел. Уникальной находкой мир обязан ремонтной бригаде, чинившей канализационную трубу. Углубившись в землю, рабочие увидели две ступени древнего сооружения и вызвали археологов. Вскоре обнаружилась часть бассейна длиной около 68 метров, были также найдены монеты I века до н. э. Археологи пришли к выводу, что это и есть знаменитая Силоамская купель, где посещавшие Иерусалим паломники должны были совершить омовение. Бассейн снабжался водой из так называемого тоннеля Езекии, построенного во время осады Иерусалима ассирийцами. После разрушения римлянами Второго Храма в 70 году н. э. купель скорее всего пришла в запустение и была похоронена под песчаными наносами. Уникальность нынешней находки заключается в том, что это практически единственное архитектурное сооружение, сохранившееся со времен Христа, если не считать Via Dolorosa.

Где остановиться

  • Паломнические дома Горненского монастыря

Паломники, прибывающие в Горненский монастырь, размещаются в небольших паломнических домах, расположенных на территории монастыря. В настоящее время в Горненском монастыре имеется 4 дома паломников, вместимостью от 10 до 22 человек. Поселение в паломнические дома Горненского женского монастыря в Иерусалиме осуществляется через Паломническую службу Русской Духовной Миссии .

В паломнических домах имеется кухня, где паломники могут приготовить чай (питаются паломники в монастырской трапезной); душ и туалет находятся на этаже.

Адрес: Израиль, Иерусалим, Эйн-Карем

Проезд: Паломнику, отправляющемуся в Горненский монастырь, достаточно иметь на руках заграничный паспорт и авиабилет на рейс до аэропорта Бен-Гурион. Оттуда в Иерусалим следуют автобусы, поезда и такси, дорога займет около часа. Из центра Иерусалима (Старый Город) до обители в Горнем можно добраться на автобусах 19-го и 27-го маршрутов (остановка «Больница Хадасса»).

  • Дом паломника в Вифлееме

В свете наметившейся стабильности и дальнейшего урегулирования ситуации в Палестине, Русская Православная Церковь открыла в Вифлееме дом паломника "Pilgrim Residence", выражая надежду на возможность дальнейшего мирного сосуществования народов Святой Земли.

Поздним вечером рейсовый автобус подкатил к сверкающему тысячами огней аэропорту "Шереметьево-2". Давненько я здесь не был, и перемены сразу же бросились в глаза. Особенно изменился облик пассажиров. Раньше преобладали самодовольные командированные, робкие туристы и затюканные отъезжающие эмигранты. Теперь основную массу составляли "челноки", занявшие своими огромными сумками все мыслимые места для отдыха, и нагловатые отдыхающие, едущие всей семьей, - они начинали релаксацию еще до пограничного контроля, где, кстати, суровых солдат сменили миловидные девушки.

После свирепого таможенного досмотра пришлось выдержать еще один экзамен, который проводили работники авиакомпании. Вопросы были и обыденные - например, не везете ли вы предметы, письма и т. д. для передачи другому лицу? И совсем неожиданные - когда последний раз вы ремонтировали свою электробритву? Когда последний раз вы ею брились? Присутствовал ли кто-нибудь при вашем туалете? Странные вопросы, не правда ли? Но их задавала служба безопасности страны, которая панически боится терроризма и имеет большой опыт борьбы с ним. Государство это - Израиль.

Страна-музей

Не будет преувеличением сказать, что Израиль - самый огромный исторический музей под открытым небом. Его территория сравнительно невелика, меньше Московской области, но по концентрации памятников культуры он не имеет себе равных. Здесь оставили свой след римляне и византийцы, крестоносцы и турки. Здесь начиналась история трех крупнейших религий - христианства, мусульманства и иудаизма.

Кто бы вы ни были - истинно верующий или убежденный атеист, вас не может не пронзить мысль: сейчас я нахожусь на месте, где около 2000 лет назад родился Христос; вот я дотронулся рукой до ясель, где лежал спеленатый младенец. Место Рождества находится под православным престолом и обозначено серебряной звездой с надписью: "Здесь от Девы Марии родился Иисус Христос". Над пещерой Рождества Христова построена большая церковь в форме креста.

Чтобы попасть в нее, надо протиснуться через Врата смирения высотой всего лишь 1,2 метра. Человек, входящий в церковь, словно кланяется светлому местуЕ Узкий и низкий проход был сделан еще и затем, чтобы турки, в средние века покорившие Палестину, не могли осквернить храм, въезжая в базилику на лошадях. Интерьер церкви потрясает своей монументальностью и величием. Грандиозность достигается за счет пяти нефов, разделенных четырьмя рядами коринфских колонн из красного известняка.

Базилика Рождества - центр современного Вифлеема - находится в 18 километрах к югу от Иерусалима, в котором завершился земной путь "Сына Человеческого". Уже у входа в храм Гроба Господня вы испытаете огромный эмоциональный подъем, близкий к шоку. И возникают видения, навеянные Библией и книгой Булгакова "Мастер и Маргарита".Здесь можно подняться по деревянной лестнице на Голгофу и даже постоять около креста, а затем, спустившись, увидеть место, где лежал Христос после казни. Рядом - небольшая пещера, куда занесли его тело, закрыв вход огромным камнем.

За свою жизнь мне довелось видеть немало замечательных культовых памятников. Потрясают воображение собор св. Петра в Риме или Миланский собор, Нотр-Дам де Пари и собор св. Витта в Праге, но, созерцая их, переживаешь скорее эстетически, в первую очередь думая о человеческом гении, способном сотворить такое архитектурное чудо. По внешнему виду храм Гроба Господня не производит грандиозного впечатления, так как он, расположенный в старой части города, зажат со всех сторон другими постройками.

Однако степень переживания тут иная. Замолкли даже самые болтливые, перешли на шепот самые голосистые, все погрузились в себя - одни крестились, другие шептали молитву, третьи зажигали и освящали свечи. Ощущение сопричастности с вечным не покидает путешественника ни на минуту во время посещения Земли Обетованной.

Программа поездки была насыщенна, переезды достаточно утомительны, но разве можно воспользоваться свободной минутой и задремать в автобусе, если слышишь слова гида-переводчика: "Обратите внимание - налево Гора Блаженства, здесь Иисус Христос произнес свою Нагорную проповедь, а вот Кана Галилейская. Тут Христос совершил свое первое чудо, превратив воду в вино". Или: "Сейчас мы остановимся в городе Иерихоне, древнейшем городе земли - ему по оценке археологов исполнилось 6 тысяч лет.

Обратите внимание на церковь Рыб и Хлебов, где, по преданию, Иисус накормил 5000 человек. А вот и река Иордан, место крещения Иисуса Христа Иоанном Крестителем". Таблички на всех языках предупреждают, что купаться тут запрещено, но разве это остановит "наших" - несколько человек из группы в одежде уже плещутся в зеленой воде, обдирая "на память" листья плакучей ивы.

Бродя по улочкам старого города в Иерусалиме и осматривая национальные святыни христиан, мусульман (великолепная мечеть Эль-Акса) или евреев (Стена Плача), которые расположены буквально на одном пятачке, я невольно думал, почему люди, вынужденные жить в одной коммунальной квартире, так нетерпимы друг к другу, почему близкие по духу религии никак не могут примириться. Ведь сам Бог велел им быть братьями.

Страна-курорт

На большой географической карте государство Израиль изображается в виде маленького кружочка с цифрой. Написать полное название страны не позволяет масштаб. Поэтому многие наши сограждане, прекрасно зная, что Израиль находится где-то на Ближнем Востоке, не очень хорошо представляют его местоположение.

Так вот, Израиль - государство четырех морей, расположенных в нескольких часах езды друг от друга. На восточном побережье Средиземного моря находятся такие крупные города, как трудовая Хайфа (здесь размещены наиболее наукоемкие производства, электроника и т. п.), беспечная и веселая Натанья, очень похожая по атмосфере на Одессу, и наконец - Тель-Авив, экономический и деловой центр страны.

В самой низкой точке земного шара расположилось удивительное по красоте Мертвое море с водой неповторимого лазурного цвета. Мертвым оно названо потому, что в нем из-за высокой концентрации солей и минералов нет жизни, но зато целебная вода благотворно воздействует на тех, кто страдает заболеваниями кожи.

Неподалеку от Мертвого моря раскинулось озеро Кинерет (или, как его еще называют, Галилейское море). Этот единственный в Израиле пресный водоем тоже тесно связан с библейскими легендами. Именно здесь Христос ходил по воде, ловил рыбу и встретил нескольких рыбаков, которые стали его учениками.

И наконец, ни с чем не сравнимое по красоте море, названное Красным, хотя вода в нем синяя-синяя. Израильтянам достался небольшой залив, но зато использовали они его на полную мощность - здесь построено множество таких сказочных отелей, что не находится слов для их описания. Один из них - "Принцесса". Великолепное сооружение, очертаниями напоминающее корабль, одним краем как бы вросшее в скалу, другим - устремленное к морю. Из окон, выходящих на скалы, можно наблюдать, как резвятся горные козлы.

Прогуливаясь по бесконечным сверкающим холмам, отделанным темно-зеленым мрамором, прислушиваясь к журчанью хрустальных струй фонтанов и водопадов, любуясь замечательным интерьером, бассейном, барами и т. д., чувствуешь себя если не принцем, то, по крайней мере, его дальним родственником.Кроме морей на протяжении нашего семидневного путешествия встречался самый разнообразный ландшафт. Это был подлинный праздник для глаз - то дюны, как в Прибалтике, то горы, очень похожие на Кавказские, то каменистые пустыни, напоминающие среднеазиатские. Вот только посаженных руками человека пальмовых рощ, раскинувшихся вдоль дороги, до этого мне видеть не приходилось. Так же, как и огромного количества пятизвездочных отелей. Создалось ощущение, что в стране царит настоящий гостиничный бум. Причем организаторы туристического бизнеса явно не боятся конкуренции (новые отели растут как грибы).

Конечно, в небольшой заметке обо всем не расскажешь - это надо видеть своими глазами. И Масличную гору, и Гефсиманский сад, и Стену Плача, где по традиции оставляют записки с просьбами к Всевышнему, и гробницу царя Давида, и комнату Тайной Вечери, и церковь Благовещения в Назарете, где собраны витражи на библейские темы - подарки со всего христианского мира, и Акко - город крестоносцев, в свое время отправились освобождать Гроб Господень.

Скучать туристу не дадут и после экскурсий: к его услугам дискотеки на открытом воздухе, сауны и бассейны, тренажеры. Если вы попадете в Эйлат, раскинувшийся на берегу Красного моря, вам предложат сафари и катание на верблюдах по пустыне (правда, в 40-градусную жару эти приключения доступны только молодым и здоровым) и специальную программу для любителей подводного плавания в коралловых рифах. Или, в крайнем случае, вы полюбуетесь красотой подводного царства, посетив океанариум.

Уверен, что не перевелись еще люди, путешествующие за эмоциями и впечатлениями, за познанием чужой жизни и расширением собственного горизонта, за приобщением к прекрасному, желающие почерпнуть знания из культурной сокровищницы человечества.

Поверьте, что Израиль - это прекрасный повод, чтобы отправиться в путь!

Полезная информация

Местное время. Время в Израиле соответствует восточноевропейскому.

Авиаперелет. Необходимо помнить, что все рейсы, прибывающие в Израиль и вылетающие отсюда, проходят особую проверку на безопасность и весь багаж тщательно проверяется. Поэтому прибыть в аэропорт необходимо минимум за 3 часа до вылета, и как бы утомительно это ни было, помните, что такой режим соблюдается прежде всего в интересах вашей же безопасности.

Климат и одежда. В Израиле представлены несколько климатических зон, с преобладанием средиземноморского климата. Круглый год светит солнце, что гарантирует прекрасный отдых. Зимой бывают прохладные ночи, поэтому рекомендуем запастись курткой или плащом. На юге Израиля, в Эйлате, температура воды даже зимой не опускается ниже 22 градусов Цельсия. Для вечеров достаточно взять свитер или легкую куртку. В летние месяцы необходима только легкая летняя одежда и, конечно, солнцезащитные очки.

Транспорт. Автобусное сообщение прекрасно развито, с помощью автобусов нетрудно доехать в любой район страны. Такси: относительно дорого, но дает большую свободу передвижения, можно также пользоваться общим транспортом (шерут), что намного дешевле. Прокат автомашин: в Израиле представлено большинство всемирно известных фирм по прокату автомобилей, таких, как "Херц", "Авис", "Еврокар", "Баджет". Компании по прокату принимают либо международное водительское удостоверение, либо национальное удостоверение, напечатанное на английском или французском языке.

Язык. Самым распространенным языком в стране является иврит, а официальные языки - иврит и арабский. Достаточно распространен английский, а благодаря большому количеству русскоязычного населения у вас не будет проблем и с русским языком.

Выходные и праздники. Выходной день в Израиле - суббота (Шабат), начинается в пятницу вечером и завершается в субботу вечером. Все магазины, коммерческие предприятия, организации, учреждения и места общественных увеселений, за исключением некоторых ресторанов и клубов, особенно в Тель-Авиве и Эйлате, закрываются, а общественный транспорт в основном не работает; впрочем, это не относится к такси.

Кухня. Необходимо помнить, что правилом в Израиле является кошерная кухня. На иврите слово "кошер" означает продукты, соответствующие еврейским законам питания; свинина, некоторые виды рыбы и моллюски запрещены, а мясные и молочные продукты нельзя смешивать. Тем не менее многие рестораны и кафе не придерживаются этого правила. В целом же израильская кухня сочетает в себе как восточные, так и европейские черты.

Спорт. Средиземноморское побережье и побережье Красного моря идеально подходит для занятий водными видами спорта, плаванием, серфингом, водными лыжами. Эйлат славится своими коралловыми рифами и поэтому считается раем для подводного плавания.

Покупки. Израильские магазины предлагают широкий выбор товаров и подарков. Благодаря хорошо развитой ювелирной промышленности вы можете купить очень интересные изделия из золота и бриллиантов по хорошим ценам, а на филиалах алмазной биржи можно получить значительные дополнительные скидки. Помимо этого, рекомендуем присмотреться к изделиям из кожи, мехам, модной женской одежде, восточным коврам, керамике, изделиям из серебра и меди, а также к культовым изделиям. Многие магазины рекомендованы Министерством туризма, на витринах магазинов вы увидите эмблему, изображающую двух скаутов, несущих на шесте виноградную кисть (символ качественного товара).

Природная лечебница - Мертвое море

Мертвое море, с окружающим его первобытным пустынным ландшафтом, непригодно для жизни даже простейших организмов, но те, кто приезжает сюда, знают, что получат здесь первоклассное терапевтическое лечение, подобного которому не существует во всем мире На протяжении тысячи лет Мертвое море привлекало тех, кто искал пути омоложения и расслабления, излечения от застарелых недугов. Аристотель, Ирод Великий и Клеопатра - пожалуй, самые знаменитые посетители этого безжизненного природного водоема, которые верили в его чудодейственные целебные свойства.

Концентрация солей и минералов в водах Мертвого моря, расположенного в самой низкой точке земной поверхности (390 метров ниже уровня моря), составляет 33 процента.

Благодаря своему уникальному месторасположению Мертвое море представляет собой неповторимый микромир с чрезвычайно специфическими характеристиками: атмосферными, температурными, химическими и оптическими. Подобного сочетания перечисленных выше факторов не найти ни в одной другой точке мира. Из-за столь уникального набора качеств Мертвое море стало местом, где можно осуществлять так называемое биоклиматическое лечение, позволяющее излечивать самые разные болезни (прежде всего кожные заболевания и артриты).

Терапевтическое лечение на Мертвом море позволяет полностью или частично излечивать такие болезни, как псориаз, дерматиты, псориатический артрит и различные виды ревматических нарушений. Разумеется, лечение проходит не в закрытых помещениях или больницах, а в комфортабельных курортных центрах, из окон которых открываются неповторимые природные пейзажи.

В чем причина такой уникальной, поистине магической комбинации атмосферных, химических и прочих свойств Мертвого моря, обеспечивающей столь благотворное воздействие на организм человека? Прежде всего, химический состав самого моря. Некогда соединявшееся с океаном, Мертвое море около миллиона лет назад в результате сдвига земной коры было отрезано от него и превратилось в гигантский закрытый водоем. Здесь наибольшая, по сравнению с другими водными бассейнами, концентрация соли и минералов. В Мертвом море содержится в 80 раз больше брома, в 35 раз больше магния и в 10 раз больше соли, чем в океане.

Необычайно высокие качества гидрогенных сульфидов и других полезных минералов привели к тому, что Мертвое море превратилось в созданный самой природой целебный источник. Бром способствует расслаблению нервной системы, магний повышает тонус и освежает кожу. Кроме того, в Мертвом море невозможно утонуть, оно выталкивает человека на поверхность как пробку. Пребывание человека в расслабленном состоянии в столь целебном источнике - не просто забава. Это еще и благотворно влияющая на организм человека - его тело, кожу, нервную систему - процедура.

Святая Земля – это творение Бога и человеческой памяти. Это единство священных событий, которые Бог совершил здесь ради спасения людей, и благодарной человеческой памяти об этих великих событиях. Память эта воплотилась во множестве русских монастырей и храмов в евангельской Палестине, потому что на протяжении более чем полутора столетий христианское чувство русского сердца находило свое воплощение в созидании здесь церковного и культурно-исторического богатства Руси.

Во главе удивительного исторического явления, получившего название русской Палестины, с 1847 года стоит Русская Духовная Миссия в Иерусалиме. Её попечением Русская Православная Церковь приобрела для своих паломников со всего огромного пространства исторической Руси целый ряд святых мест первой величины, на которых разворачивались события Священной истории.

Сегодня это уникальное достояние Русской Церкви включает в себя Троицкий собор и храм в честь св. царицы Александры на Русском Подворье в Иерусалиме; Горненский женский монастырь на месте встречи Пресвятой Богородицы и св. праведной Елизаветы и родине св. Иоанна Предтечи; женский монастырь у места Вознесения Господня на горе Елеон; монастырь св. Марии Магдалины в Гефсимании, хранящий мощи свв. прпмчч. великой княгини Елисаветы и ее келейницы инокини Варвары; подворье святых Праотцев в Хевроне с Дубом Мамврийским, под сенью которого патриарх Авраам принял Трех Таинственных Странников; подворье с храмом в честь св. апостола Петра в Яффе и гробницей воскрешенной им св. праведной Тавифы; подворье св. Марии Магдалины на ее родине на берегу Галилейского озера; храм св. пророка Божия Илии на горе Кармил в Хайфе, подворье св. Иоанна Предтечи в Иерихоне близ дерева Закхея и неподалеку от Сорокадневной горы, крупный паломнический центр с гостиницей на месте Крещения Господня на территории сегодняшней Иордании, получивший название «Странноприимного дома», и многие-многие другие земельные участки.

Знаменательно, что русское присутствие в Святой Земле сложилось во многом благодаря пожертвованиям простых верующих со всех уголков исторической Руси. Сбор средств на нужды русской Палестины проводился круглый год, но главным был массовый всероссийский сбор, установленный в 1886 году, проводившийся в Вербное воскресенье и потому получивший название «Вербного». В преддверии праздника Входа Господня в Иерусалим во все епархии Русской Православной церкви направлялось воззвание, начинавшееся словами из псалма: Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя (Пс. 136,5). Это воззвание обязательно публиковали и местные «Епархиальные ведомости». Из епархий документ направляли в благочиния, а оттуда рассылали по всем храмам. За неделю до «Вербного сбора» его вывешивали в храмах, и духовенство знакомило паству с целями этого мероприятия, призванного содействовать развитию российского паломничества в Святую Землю и поддержать православных жителей Палестины. В праздник Входа Господня в Иерусалим духовенство во время богослужения обходило прихожан, собирая их доброхотные пожертвования. О сумме собранных средств составлялся акт в присутствии священника, церковного старосты и нескольких именитых прихожан. Через местного благочинного деньги направляли в духовную консисторию, а оттуда в Совет Императорского Православного Палестинского Общества в Санкт-Петербурге, который распределял средства на нужды российского паломничества и социальных и просветительских проектов среди палестинских христиан. Ежегодно в одной лишь Владимирской губернии, к примеру, Вербный сбор составлял по несколько тысяч рублей, и складывались они в основном из копеек и иногда гривенников, которые жертвовали крестьяне. Состоятельные же прихожане в городах жертвовали по несколько рублей.

Так складывался фонд, позволявший приобретать в Святой Земле ценнейшие участки, возводить на них храмы в память событий Священной истории и подворья для приема паломников, проводить археологические раскопки на святых местах, заниматься организацией паломнических поездок, а также просветительской и издательской деятельностью, направленной как на нужды паломников, так и местных православных.

Размах русского присутствия в Святой Земле до годин лихолетья в России – это благодарный ответ русских сердец на прикосновение божественной благодати, которую многие из них уже ощутили у святых мест или к которой только желали приблизиться, пока еще не добравшись в Святую Землю. Послереволюционный же период в истории русской Палестины – это время немалых потерь, забвения и опустошения, но в то же время и усилий немногих по сохранению наследия предыдущих поколений. В течение многих лет русские священнослужители и монашествующие в Палестине жили с болью в сердце от пренебрежения народа к сокровищам родного достояния в Святой Земле, но и с надеждой на его возвращение к своим духовным истокам и осознание ценности своего наследия в библейской Палестине, воплотившего боголюбие и благочестие русских людей.

Милостью Божией, это возрождение совершается на наших глазах. Снова на Божественной литургии у Гроба Господня много паломников со всех концов исторической Руси, снова слышится русское «Христос воскресе!» на Благодатном огне, снова в Вифлееме наши соотечественники сорадуются Рождеству Богомладенца, снова на Иордане русские сердца внимают явлению Пресвятой Троицы, снова на Фаворе ищут преображения многие русские души. Сегодня паломничество в Святую Землю для многих становится путешествием, в которое отправляются в поисках Бога, самих себя и своих духовных корней; одним из наиболее важных вспомогательных средств для правильного устроения духовной жизни. Святая Земля становится местом встречи с Христом, где многие впервые по-настоящему открывают для себя Евангелие.

Русская Духовная Миссия в Иерусалиме видит свою главную задачу в том, чтобы всемерно содействовать развитию этого паломничества, создавать условия для созидательных и душеполезных путешествий православных верующих в Святую Землю, поддерживать существующие и открывать новые паломнические гостиницы у святых мест, продолжать восстановительные работы в русских монастырях и храмах, совершать здесь богослужения и молитву за наше Отечество.

Среди первоочередных задач Миссии – строительство Паломнических центров с гостиницами напротив храма Благовещения Пресвятой Богородицы в самом сердце евангельского Назарета и на территории сада с несколькими источниками у родины св. Марии Магдалины на берегу Галилейского озера; строительство второго корпуса Паломнической гостиницы в Вифлееме близ базилики Рождества Христова; создание сада библейских растений на подворье святых Праотцев в Хевроне; создание Этническо-библейского музея в Кане Галилейской; восстановительные работы в часовне св. Иоанна Предтечи на месте византийского храма VI века с сохранившейся мозаикой.

Мы приглашаем Вас поддержать эти проекты Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и по примеру наших благочестивых предшественников в Вербное воскресенье внести свой вклад в сохранение и преумножение церковного достояния Русской Православной Церкви в Святой Земле. Вместе мы сможем сделать это православное сокровище доступным все большему и большему числу наших соотечественников. Мы приглашаем Вас совершить паломничество в Святую Землю, чтобы обновиться сердцем через молитву у величайших святынь христианства, и будем рады принимать Вас здесь!

Израиль - это святая земля! На ее территории расположено не просто большое количество священных мест для приверженцев разных религий, а находятся наиболее значимые из них. И это справедливо для трех наиболее распространенных религий в мире - христианства, мусульманства и иудаизма. По этой причине, будучи индивидуальным гидом по Израилю и в частности по Иерусалиму, я стараюсь показать своим туристам все по самому максимуму. На своих экскурсиях, я стараюсь обхватить с ними все самое основное за то короткое время, которое у нас есть. К сожалению, большинство туристов приезжают в Израиль всего лишь на несколько дней, а этого явно недостаточно, но как говорится “чем богаты тому рады”. И так, идём на максимум за минимум времени.

Уважаемые туристы, данной статье я затронул только два самых основных города: Иерусалим и Вифлеем. Хотите больше подробностей? Смотрите пожалуйста дополнительные описания моих туров по Израилю.

Путешествие в Галилею Библейскую и Назарет

Путешествие по Иудейской пустыне к Мертвому Морю

К самым основным Иерусалимским святыням относятся:

Храм Гроба Господня. Он считается одной из величайших христианских святынь. По приданию, на том месте, где сейчас стоит храм, был распят и воскрес Иисус Христос. Здесь же каждый год происходит таинство схождения Благодатного огня.

Голгофа. Это непосредственно место казни Иисуса Христа. В настоящее время оно входит в состав упомянутого Храма Гроба Господня.

Камень Миропомазания. По приданию, на камень положили тело Иисуса Христа после распятия. На нем же готовили его к погребению. Камень относится к одной из самых значимых христианских святынь. Настоящий камень скрыт внешней мраморной плитой от повреждения.

Крестный путь. По нему шел Иисус от места оглашения смертного приговора до места своей казни. На нем имеется несколько остановок, каждая из которых имеет свою историю.

Гефсиманский сад. По приданию, здесь молился Иисус Христос в свою последнюю ночь, проведенную на свободе. В настоящее время он представляет собой небольшой земельный участок. Неподалеку находятся две церкви - Церковь всех наций, находится рядом со самыми древними оливковковыми деревьями на планете земля, а там же не далеко находится подземная церковь Успения Пресвятой Богородицы, где апостолами была захоронена пресвятая Дева Мария и откуда она и вознеслась на небо к своему сыну Иисусу.

Стена Плача. Часть древнейшей стены, которая когда-то окружала Иудейский Храм. Обычно мои туристы оставляют там записочки со своими самыми сокровенными пожеланиями. Поверьте, мне! Из опыта своих же туристов, я точно знаю, что желания сбываются.

Также огромное количество святых Христианских мест находится и в Вифлееме:

Базилика Рождества Христова. Она построена над местом, где, по приданию, родился Иисус Христос. Является одним из двух главных храмов для христиан в Израиле (наряду с Храмом Гроба Господня).

Пещера Рождества. Именно здесь родился Иисус Христос. Она имеет сравнительно небольшие размеры 12,5х3,5 метра и 3 метра в высоту. Стены пещеры украшены в соответствующем стиле. На моих экскурсиях по Вифлеему, у вас будет возможность увидеть все своими глазами.

На самом деле в Израиле так много святых мест, что в рамках одной статьи невозможно даже перечислить их, не говоря уже об описании. Поэтому, как и было указано выше, я счел правильным кратко описать только самые основные из них. Приезжайте! Пишите! Звоните! Я обещаю, что вы сами увидите все своими глазами.

Уважаемые туристы! . Если вы по какой либо причине не можете приехать в Израиль, но очень хотите получить икону, крестик или , то просто напишите мне и я попрошу продавца связаться с Вами, чтобы обсудить покупку и пересылку. Соответственно икона, звезда или крестик купленный вами, будет освещен на Камне Миропомазания или Вифлеемской зведе перед отправкой (Просите у прадовца, фотографию или короткий ролик освящения в качестве доказательства:))

Важно!!! Уважаемые туристы, я не торгую иконами или крестиками:) любые вопросы по ценам, качеству и т.п вы уже задаете напрямую продавцу (на русском) который свяжется с Вами. Я же могу вас только познакомить (физически если приедите и виртуально если напишите:))

На территории Храма Гроба Господня находятся шестнадцать мест поклонения и часовен, в большинстве своём связанных с Распятием, Погребением и Воскресением, и с другими святынями:

1. Камень Помазания - место, где Иосиф подготавливал тело Христа к погребению.

2. Место женщин, с которого святые женщины и Иоанн наблюдали Распятие.

3. Голгофа - место Распятия и нахождения Креста

4. Гробница Иисуса в центре ротонды. Гробница Иисуса включает две отдельные комнаты: вестибюль и погребальную камеру. Современный Балдахин позволяет сохранить этот план. Гробница же, изначально вытесанная в скале, затем была облицована мрамором архитектором Комниносом.

5. Могила Иосифа Аримафейского , вытесанная в скале, находится в задней части Балдахина.

6. Место "Не прикасайся ко Мне" - место явления Христа после Его Воскресения и явления перед Марией Магдалиной, где Он сказал ей: "Не прикасайся ко Мне " (Иоанн. 20: 17).

7. Столб Бичевания, Католическая часовня, в центре которой сохранилась большая часть колонны, к которой, как считается, был привязан и претерпел муки Христос.

Совместная литургия православных архиереев в Храме Гроба Господня во время Православного конгресса, состоявшегося в Иерусалиме в июне 2000 года

8. Тюрьма Иисуса и часовня Плача находится в глубине аркады Храма Гроба Господня, где, как считается, Христос был временно задержан и Его мучители сжали Ему ноги доской с двумя отверстиями.

9. Часовня центуриона (сотника) Лонгиноса, расположена в левой части коридора, окружающего католическую часть храма. По традиции, центурион Лонгинос, римский офицер, видевший Распятие, уверовал в Христа и мученически погиб.

10. Часовня Жребия. Здесь, согласно традиции, солдаты после Распятия, "... об одежде Моей бросали жребий "(Иоанн. 19: 24).

11. Часовня Св. Елены и грот находки Животворящего Креста расположены в натуральной скале - крипте, в которую ведут 42 вырубленные ступени, где Св. Елена обнаружила Крест Христа, гвозди и кресты двух грабителей.

12. Часовня Бичевания и Тернового Венка. Под святым столом часовни сохранилась часть колонны, на которой, согласно традиции, надели на Христа багряницу и возложили на Его голову терновый венок (Матф. 27:27-29).

13. Часовня Адама. Находится под возвышением Голгофы. По древнейшей традиции, Христос крестился над могилой черепа первочеловека Адама и тем самым смыл первородный грех. Место крещения Христа получило название Черепное место, или Голгофа на иврите.

14.-16. Часовня 40 Мучеников и Брата Божьего Яакова , хотя и не связана со Страстями Иисуса, относится архитектурно к Храму Гроба Господня. Она находится на западе Святого двора и была присоединена к местам поклонения в годы правления императора Константина Мономаха (11 в.).


Надгробная Церемония в молитвенном зале Храма Гроба Господня


Греческий служитель Храма Гроба Господня с ключом от Храма

Кроме шестнадцати часовен, описанных выше, существует в Храме и множество других, относящихся к различным христианским общинам, как, например, Коптская, Сирийская и Армянская часовни, посвященные истории Страстей Христовых и другим святым. В общем, Храм и места паломничества, находящиеся в нём, относятся к различным христианским общинам и патриархиям Иерусалима. Годы борьбы за владение Храмом и его местами паломничества, начавшиеся после ухода крестоносцев в 1187 г., являются тёмной и тяжелейшей главой в христианской истории Святых мест Палестины. Ненависть, соперничество, фанатизм и частые кровавые стычки между христианскими общинами использовали мамелюки и позднее оттоманцы, превратив святые места паломничества в выгодный торг, продавая их тому, кто давал больший выкуп. Такое положение продолжалась вплоть до середины девятнадцатого века, и лишь после вмешательства Сообщества европейских государств в 1857 г., соперничающие христианские общины пришли к соглашению, подписав знаменитый Договор режима мест паломничества, известный также, как "status quo".


Иудейские могилы, высеченные в скале позади священного Балдахина


Вход в Храм Гроба Господня и Святой двор перед ним

Согласно старохристианской традиции, первомученик Стефан был побит камнями за восточной стеной Иерусалима, вблизи местечка Гефсимания в долине Кедрон.

Современный монастырь Св. Стефана был построен кипрским монахом Храма Гроба Господня, архиепископом Аркадием.


Место паломничества в монастырь первомученика Стефана в долине Кедрон

Гефсимания

Гефсимания находится на востоке Иерусалима, в русле ручья Кедрон, известного также под библейским названием долина Иосафат . Начинаясь в Иерусалиме, он протекает через Иудейскую пустыню, огибает Лавру Св. Саввы и впадает в Мёртвое море. Согласно христианской традиции, в ручье Кедрон, именно в районе Гефсимании, произойдёт страшный суд. Эта традиция имеет отношение к имени Иосафат, происходящего от ивритского Яхве-Шафот, означающее бог судит (Иоил. 3, 2).

Гефсимания, согласно создателям Евангелия (Матф. 26, 36. Марк. 14,32. Лук. 22, 39. Иоан. 18) связывается с молитвой Христа перед крестом, предательством Иуды и арестом Иисуса. Другими словами, отсюда начались Страсти и Крестный путь Богочеловека.

В четвёртом веке события Страстей и Предсмертной молитвы Иисуса были зафиксированы топографически и признаны местами паломничества и культовыми центрами.


Местечко Гефсимания и его места паломничества

На месте предсмертной молитвы Иисуса в годы правления императора Феодосия Великого (378-395 гг.) была возведена христианская базилика, развалины которой можно видеть и сегодня внутри современной католической церкви Всех Наций (или Церкви Страстей Иисусовых).

Масличные деревья, окружающие район сегодня, существовали и в древности, откуда и произошло название Гефсимании, означающее на иврите перетирание маслин.

Существует поверье, что многие из сегодняшних масличных деревьев - ровесники времён Христа.

Могила Богородицы

Гефсимания связывается не только с предсмертной молитвой и Страстями Христа, но и с могилой Его Матери Богородицы.


Интерьер церкви Могилы Богородицы в Гефсимании

После того, как Пятый Вселенский синод признал и узаконил догму божественности Богородицы, с середины 5 века её могила стала местом паломничества.


Фасад церкви Могилы Богородицы в Гефсимании

Современная огромная крипта, покрывающая могилу, - лишь остатки двухэтажной церкви, построенной императором Марцианом (450-457 гг.) и первым патриархом Иерусалима, Ювеналом.


Могила Богородицы в Гефсимании

Бассейны Силоам (Шилоах)

Бассейны Силоам, находящиеся на западной стороне ручья Кедрон, на территории современной одноимённой арабской деревни, начиная с библейской эпохи являлись для жителей Иерусалима, одним из важнейших резервуаров питьевой воды.

Вода из источника Гихон поступала в резервуары по подземному водопроводу, вытесанному в годы правления царя Хизкияху (Езекии). (2 Парал., 32:2-4).

Царь Ирод (37-4 гг до.н. э.) преобразовал район бассейнов, добавив общественные здания и мраморные колоннады. Воды бассейнов Силоам считаются целебными, и Христос послал к ним слепого, чтобы он обмылся и вылечился (Иоан. 9).

В 450 г. императрица Евдокия построила здесь трёхнефную христианскую базилику, развалины которой сохранились и сегодня. Хотя базилика была разрушена персами в 614 г., бассейны продолжали считаться местом паломничества на протяжении всех последующих веков и по сегодняшний день.

Овечий источник

Овечий источник расположен в мусульманском квартале Иерусалима, возле Львиных ворот и северного крыла разрушенного Иудейского Храма. Он был построен в период Маккавеев (2 в. до н. э.) в виде пятикамерного резервуара, воды которого использовались для нужд Храма. Поверье гласило, что воды источника являются целебными, благодаря чему его посещало большое число больных в надежде на излечение (Иоан. 5,13).


Овечий Источник Вефесды


Овечий источник с церковью крестоносцев Св. Анны.

После основания Адрианом Элии Капитолины в 136 г., место резервуара превратилось в идолопоклоннический культовый центр, посвященный богам Серапию и Асклепию. Построенные в честь этих богов храмы соединялись между собой сотнями лечебных ванн.

В византийскую эпоху, в середине пятого века, резервуар был признан местом паломничества, и над ним была построена трёхнефная базилика, посвященная Богородице, поскольку согласно традиции, здесь находился дом Её родителей, Иоакима и Анны.

В одиннадцатом веке над византийской базиликой крестоносцы построили новую церковь и посвятили её Св. Анне. Эта церковь сохранилась и поныне.


Вефесда с храмом Св. Анны эпохи крестоносцев

Преторий

Преторием, официальной резиденцией римского прокуратора в Иерусалиме эпохи Христа, являлась крепость Антония, находившаяся в северо-западном углу двора, относящегося к архитектурному комплексу Иудейского Храма. Здесь Пилат принял решение о казни Христа через распятие. В этом же дворе римские солдаты издевались над Ним, надели на Него терновый венок и дали Ему крест, - так начался Крестный Путь Страстей Господних.


Тюремные камеры Римского Преториума


Графическая реставрация Претория эпохи Христа

Развалины римского Претория рассеяны в сегодняшнем Иерусалиме по трём различным христианским монастырям.

Часть плиточного пола двора претория, известного как лисостротус (мостовая) (Иоан. 19: 13), хранится во францисканском монастыре Ессе Homo. Ещё одна часть литостратуса, подземные цистерны, построенные для нужд Иудейского Храма и трёхдверная апсида, известная под названием "Се Человек" (Ekke Homo ), находятся в женском монастыре Сестёр Сиона. Согласно традиции, отсюда Пилат представил Христа Фарисеям, требовавшим Его осуждения. В третьем монастыре - Греческом Претории - сохранились различные гроты, высеченные в скале. Считается, что один из них использовался для временного задержания Христа в Претории, а другой, более низкий, служил тюрьмой грабителю Варраве.


Католическая церковь Претория с апсидой Се Человек.

Крестный путь

Кроме теологического значения Страстей и предсмертной молитвы Христа во время Распятия, Крестный Путь имеет хронологическое и топографическое значение. Он включает в себя все Страсти Иисуса в Иерусалиме, начиная с Его ареста и заканчивая погребением. Другими словами, Крестный путь должен был начаться с Гефсиманского сада и окончиться Голгофой и Гробницей.


Крестный путь в Великую Пятницу

Однако, начиная с одиннадцатого века, иерусалимские христиане определили этот путь как начинающийся Его осуждением в Претории и кончающийся Святой Гробницей в Храме Гроба Господня. В современном Иерусалиме маршрут и продолжительность Пути, который не превышает и километра, не обязательно должен совпадать с тем, который проделал Христос две тысячи лет назад, поскольку планировка города претерпела коренные изменения во втором и пятом веках. Однако, общее направление Пути осталось почти без изменений. Крестный Путь (Via Dolorosa) на своём протяжении включает 14 остановок, которые связаны с событиями Мук и Страстей Господних. Первые две из них находятся на территории Претория, следующие семь - в городе, и остальные - на территории Храма Гроба Господня. 14 остановок включают:

1. Лисостротос и осуждение Пилатом Иисуса

2. Получение Креста

3. Первое падение Иисуса (согласно традиции)

4. Иисус, встречающий свою Мать (согласно традиции)

5. Крест, отданный Симону из Киринайки (согласно Евангельским свидетельствам: Матф. 27: 32. Марк. 15: 21, Лук. 23: 26)

6. Вероника, вытирающая покрытое потом лицо Иисуса (древняя христианская традиция)

7. Второе падение Иисуса (средневековая традиция)

8. Иисус, утешающий иерусалимских дев (Лук. 23,18-27)

9. Третье падение Иисуса (средневековая традиция)

10. Иисус, раздеваемый для распятия (Иоан. 19: 30)

11. Пригвождение Иисуса к Кресту

12. Иисус, отдающий Душу Свою (Иоан. 19: 40)

13. Снятие с Креста и подготовка к погребению (Иоан. 19: 40)

14. Погребение Иисуса (Иоан. 19: 41-42).


Православная церемония с участием архиереев всего мира

Сион

Слово Сион (Цион на иврите) используется Ветхим Заветом для названия различных районов Святой Земли, как то: Иудейские горы (Псалм. 132.3), гора Хермон (Второзак. 4, 49), Иерусалим (Псалм. 76,2) и т.д.

В более поздней еврейской традиции то же название означает Иудейское Царство, всю землю Израиля, народ Израиля и, главное, Иерусалим и духовную связь с ним еврейского народа, где, как говорит пророк Михей," ... Он научит нас путям Своим, и будем ходить по стезям Его, ... "(Мих. 4, 2). Вместе с тем, существовала и древняя еврейская традиция, отождествляющая название Сион с западным холмом Иерусалима. Отцы церкви с первых христианских лет признали эту традицию и связали её со многими религиозными деятелями и событиями. Согласно христианской традиции, на холме Сион произошли следующие события:

Тайная вечеря и таинство Святого причастия, нисхождение Святого Духа на апостолов и создание первой христианской церкви (Деян. 2.). Другими словами, Отцы церкви видели, как сбываются на горе Сион слова пророка Михея об Учении Господнем.

Позднее, в 5-ом и 6-ом веках, Сион связывался с другими событиями, как то: Отречение Петра, Успение Богородицы, Погребение Яакова, брата Божьего, Погребение библейского царя Давида и т. д.


Гора Сион с христианскими местами паломничества


Патриархальная школа Сиона


Часовня Тайной Вечери и Нисхождения Святого Духа.

Важнейшим и древнейшим (2 в. н. э.) на Святой Земле христианским местом поклонения является горница Тайной вечери, двухэтажное здание, в котором состоялась Тайная вечеря и нисхождение Святого Духа на апостолов.

В четвёртом веке на вершине Сиона, на месте горницы Тайной вечери, была построена большая базилика, названная Церковью Св. Сиона. Сионская базилика была разрушена персами в 614 г., отстроена патриархом Модестом и снова разрушена мусульманами в 966 г. После ухода крестоносцев горница Тайной вечери была превращена мамелюками в мечеть и долгое время использовалась как мусульманский храм.

Хотя сегодня горница Тайной вечери принадлежит мусульманам, она доступна всем христианам как место паломничества и молитвы.


Панорама холма Сион и его христианские места паломничества

Масличная гора

Масличной горой (Хар-ха-Зейтим на иврите или Тжабаль-э-Тур на арабском) называется горная гряда высотой 730 метров над уровнем Средиземного моря, расположенная на востоке Иерусалима. Она упоминается как в Ветхом (Зах. 14,4), так и в Новом (Матф. 24. Марк. 13. Лук. 26. Деян. 1, 4 -12) Заветах. Её три вершины: северная - гора Скопус (Хар-Хацофим на иврите) с построенным на ней еврейским Университетом, средняя, на которой расположена больница Августа Виктория и южная э-Тур или вершина Вознесения, где сконцентрированы все христианские места паломничества, церкви и монастыри, связаны для христиан с двумя важными событиями в жизнедеятельности Христа: Нагорной проповедью (Матф. 24, Лук. 21) и Вознесением. В четвёртом веке на месте Нагорной проповеди Св. Елена построила большую базилику, которую назвали Элеонской Церковью. Развалины этой базилики находятся сегодня внутри католической церкви Отче Наш (Pater Noster).

В 387 г. на месте Вознесения была построена большая восьмиугольная церковь - часовня Вознесения, как называли её византийцы, светящийся крест которой был виден всему Иерусалиму. Церковь Вознесения была разрушена персами и восстановлена крестоносцами практически по тому же плану.

В 1187 г. она была превращена в мечеть Саладдином, а места паломничества, находящиеся вокруг неё, розданы мусульманским семьям Иерусалима. Кроме этих двух важнейших паломнических мест в 5-6 веках на Масличной Горе были построены 24 других христианских учреждения, и среди них церкви, монастыри и гостиницы для паломников. Одними из важнейших паломнических мест, находящихся сегодня на северной вершине Масличной Горы, являются Греческая церковь Галилейских Паломников (Viri Galilei, место встречи Христа с Апостолами после воскресения (Матф. 28,10)), русский монастырь с церковью Св. Иоанна Крестителя, новопостроенная греческая церковь Вознесения , паломническое место Вознесения, находящееся и сегодня во владении мусульман, католические церкви Отче Наш (Pater Noster) и Плач Господа (Dominus Flevit), а также русский монастырь Кающейся Магдалины, расположенный на западе вершины.


Величественный православный храм в Малой Галилее на Масличной горе

Вифагия

Место паломничества Вифагия упоминается в Евагелии, как исходная точка триумфального входа Христа в Иерусалим (Матф. 21,12. Марк. 11,12) и находится в восточной части Масличной Горы. Со 2-го века до н. э. и на протяжении римской и византийской эпох на этом месте располагалась маленькая деревня, жители которой занимались земледелием и скотоводством.


Местечко Вифагия и её места поломничества

С 4-го века оно было освящено как христианское место паломничества. Первая церковь была построена в эпоху крестоносцев. Современная Греческая церковь Вифагии была построена недавно архиепископом Тверии Григорием.


Место паломничества Вифагия и построенная архиепископом Тивериады Григорием церковь.

Место паломничества к базилике побитого камнями первомученика Стефана

Св. Стефан, дьякон первой христианской общины Иерусалима, был первым христианином, наказанным побитием камнями за веру в Христа и христианство (Деян. 7). По этой причине он был причислен церковью к лику святых и назван Первомучеником. Место побития его камнями и его страдания (Бейт-Хаскела на иврите) находилось, согласно еврейской традиции, в северной части Иерусалима, за пределами городских стен, около скалы пророка Иеремии. Тело побитого камнями святого было погребено христианами, согласно традиции, в его родном городе Гамла. В начале пятого века, когда обнаружили могилу первомученика, его останки были перезахоронены на горе Сион в Иерусалиме. Пару лет спустя, епископ Ювеналий, будущий патриарх Иерусалима, перенёс кости святого в Гефсиманский сад и захоронил их в церкви, построенной в его честь. В 460 г. империатрица Евдокия, жена Теодора Второго, построила на традиционном месте побития камнями большую Базилику - Мартириум, в которой в третий раз были перезахоронены останки святого. Отцы доминиканцы, обнаружившие развалины этой базилики, в 1881 г. построили на них новую базилику, расположенную несколькими метрами севернее Дамасских ворот. Православное место паломничества к первомученику Стефану в Гефсимании - это место, на котором архиепископом Ювеналием, была построена церковь, где были вторично захоронены останки Святого.


Древнехристианская базилика Св. Стефана в Иерусалиме (5 век)

Места паломничества: базилика, посвященная посещению Елизаветы Девой Марией; церковь Св. Иоанна Крестителя

Два этих места паломничества принадлежат Католической Церкви и находятся в западной части Иерусалима в маленькой деревне Эйн -Карем (Виноградный Источник). Этот холм, расположенный сегодня в черте города, в эпоху Христа назывался нагорная страна (Лук. 1:39). В пятом веке над этими двумя местами паломничества Иерусалимская Патриархия построила две величественные трёхнефные базилики с полом из цветной мозаики, одна из которых была посвящена Иоанну Крестителю, а другая - посещению Елизаветы Девой Марией. Позднее на развалинах этих двух базилик были построены новые католические церкви.

В Эйн-Кареме находятся также Русский православный монастырь Св. Иоанна Крестителя и греческая церковь, посвящённая тому же

Монастырь Симеона праведника (Катамоны)

Монастырь Симеона праведника расположен на холме, называющемся Катамон (или Катамоны) (название, происходящее от греческого ката-монас (в стороне), так как холм этот находился далеко от центра города). Средневековая христианская традиция определяет нахождение могилы Симеона Праведника на холме Катамон. Его могилу, вытесанную в скале и находящуюся в здании монастырской церкви, показывают и сегодня.


Монастырь и церковь Симеона праведника в Катамонах

Согласно той же традиции, Симеон праведник участвовал в переводе Ветхого Завета с иврита на греческий (перевод известный как Septuaginta) и, зная о приходе Мессии, попросил Бога дать ему возможность увидеть Мессию прежде, чем умереть. Его просьба была исполнена, и это был именно он, который указал на Богородицу с младенцем Иисусом в Храме, говоря «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, Ибо видели очи мои спасение Твоё, Которое Ты уготовал перед лицом всех народов, ...» (Лук. 2: 25-32). Первые монастырь и церковь в Катамонах были построены грузинскими монахами Святого Креста в двенадцатом веке. После их ухода из Иерусалима, монастырь был заброшен и опустел. В 1879 г. монах Авраамий восстановил его, присоединив могилу Симеона праведника к северному крылу церкви.

Иудейский Храм и Стена Плача

Знаменитый Иудейский Храм был построен на холме Мория, который расположен на востоке Иерусалима. История холма Мория как иудейского культового центра начинается с десятого века до н. э., когда царь Давид купил его у Орнана Евосейского для того, чтобы на этом месте построить алтарь-жертвенник Яхве (24:18-25). В 960 г. до н. э. царь Соломон на месте алтаря построил знаменитый Иудейский Храм, являющийся единственным культовым центром иудаизма. Этот первый Храм был разрушен вавилонянами в 586 г. до н. э. и спустя несколько лет, в 520 г. до н. э., отстроен заново Зоровавелем (Езд. 3:8-9).

Царь Ирод (37- 4 гг. до н. э.) перестроил Храм и воздвиг новый, гораздо более внушительный. Новый Храм был построен на высоком и просторном ограждённом месте. Внешние стены Храмового комплекса - это то, что осталось сегодня от Храма Ирода. Стена Плача -священнейшее для евреев всего мира место паломничества - не что иное, как внешняя западная стена этого комплекса. Здание Храма в эпоху Христа состояло из собственно Храма, Святая Святых, большого алтаря для жертвоприношений, просторных крытых галерей и дворов, сооружений для очищения и многих вспомогательных помещений.


Стена Плача во время молитвы


Подземный переход вдоль Стены плача эпохи Христа

В восточном углу ограды Ирод построил большое здание в форме базилики, которое использовалось как центральный рынок и служило местом встречи паломников. Из галереи этой базилики изгнал разгневанный Христос менял и торговцев (Иоан. 2:13). В 70 г. н. э. Храм был разрушен и сожжён легионерами римского императора Тита. С тех пор место, где стоял Храм, оставалось заброшенным и не использовалось вплоть до арабского завоевания Иерусалима.

Мечети Омара и Эль-Акса

Через шестьдесят лет после арабского завоевания Иерусалима, приблизительно в 643 г. н. э., халиф Маруан построил над развалинами ограды Иудейского Храма знаменитую мечеть, получившую название Мечеть Омара. В центре здания находится огромная скала, с которой, согласно мусульманской традиции, Магомет вознёсся на небо. Эта скала на самом деле была гумном Орнана Евосейского, которое купил царь Давид, чтобы построить алтарь Яхве.


Мечеть Омара во время молитвы

Христианская и иудейская традиции отождествляют эту скалу также и с жертвоприношением Авраама и с большим Алтарём-жертвенником Иудейского Храма.

Семьдесят лет спустя, приблизительно в 710 г. н. э., другой халиф, Абед эль-Малик, построил над северной частью ограды Иудейского Храма большую мечеть Эль - Акса. Позднее считалось, что Эль-Акса была построена на христианской базилике, известной под названием Неа ("Новая" по-гречески), построенная императором Юстинианом.

Сегодня, после того как были обнаружены развалины этой огромной христианской базилики в восточной части Еврейского Квартала, это предположение стало неактуальным.

Крестоносцы превратили мечеть Омара в церковь, посвящённую Господу (Templum Domini), а мечеть Эль-Акса переделали во дворец иерусалимских царей (Templum Solomonis или Palatium).

В 1118 г. в этом дворце крестоносцев был основан Орден тамплиеров (храмовников).

В 1187 г. Саладдин возвратил этим зданиям их начальное предназначение - мусульманских мечетей, которые после Мекки являются наиболее священными мусульманскими местами паломничества.


Интерьер мечети Эль-Акса



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»