Житие преподобной марии египетской читать. Житие марии египетской. Житие Марии Египетской

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Мария Египетская – одна из самых необычных и удивительных святых.

Родилась она в 5 веке в Египте. Рано уйдя из дома родителей, Мария стала блудницей и вела распутную жизнь, соблазняя многих мужчин и предаваясь разврату. Перемена в ее жизни наступила, когда она оказалась в группе паломников, направлявшихся в Иерусалим на праздник . Правда, оказалась она там не по благочестивым соображениям, а видя, сколько мужчина находятся одновременно на корабле, и как многих можно соблазнить. В Иерусалиме она не смогла войти в храм – невидимая сила трижды оттолкнула ее.

В тот момент Мария осознала, как она жила, и она решила покончить с прежней жизнью. взяв с собой хлеба, она ушла в пустыню, где сорок лет молилась и каялась о греховной жизни. Она не знала грамоты, но знала все Священное Писание наизусть. свою историю она рассказала старцу Зосиме, который, молясь в пустыне, встретился с ней.

Полное житие святой Марии Египетской:Мария Египетская – сокровище пустыни

Наиболее распространены три образа святой Марии Египетской:

1. Образ в житии – в клеймах рассказывается о самых важных эпизодах ее жизни, а в центре изображена сама святая Мария Египетская.

2. Образ святой Марии молящейся Христу или Богородице.

3. Встреча святой Марии в пустыне со старцем Зосимой и причащение св. Марии.

В Неделю 5-ю Великого поста Русская Православная Церковь отмечает память великой святой, покровительницы всех кающихся грешников преподобной Марии Египетской. В среду вечером 5-й седмицы Великого поста в храмах, когда на утрене четверга совершают Великий канон прп. Андрея Критского – «Мариино стояние» – читают ее житие. «Прихожанин» решил с помощью иллюстраций напомнить своим читателям главные моменты ее жизни святой.

Преподобная Мария Египетская

Мы не знаем точной даты и места рождения Марии Египетской. Зато знаем и помним ее великий духовный подвиг: после 17-летней порочной жизни она не только сумела осознать свой грех, но и искупила его своим 47-летним затворничеством в иудейской пустыни. Без общения с людьми, почти без еды, без одежды, она очистила свою душу и приблизилась к Богу. И хотя мы знаем немало имен великих отшельников, пустынников, но трудно найти кого-либо, чей духовный подвиг сопоставим с тем, что совершила преподобная Мария Египетская.

Перед вами – Александрия, город, основанный в 322 году до н.э. великим завоевателем Александром Македонским. Попав сюда в 12-летнем возрасте, Мария ступила на стезю порока – стала блудницей. При этом она редко брала за блуд деньги, отдаваясь пороку не только телом, но и душой. И этой блудной жизнью Мария прожила в Александрии 17 лет.

Но однажды на пристани она увидела толпу паломников, которые собирались отплыть в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня. Мария решила плыть с ними, правда, не по благочестивым мотивам, а желая заниматься блудом с паломниками на корабле и потом в Иерусалиме. Но, добравшись до города, она решила вместе с другими паломниками зайти в Иерусалимский Храм Воскресения Христова. Он более известен как Храм Гроба Господня, так как находится на том месте, где согласно Священному Писанию был распят, погребен и воскрес Иисус Христос.

И в нем с Марией произошло чудо. Паломники толпой заходили в Храм, но Мария не могла переступить его порога. Раз за разом пыталась она войти в Храм, но неведомая сила не давала ей сделать этого. Мария поняла, что сам Господь за ее грешную блудную жизнь не пускает в Свой Храм. И когда она это осознала, то стала молиться перед иконой Девы Марии, которая находилась на возвышении в притворе Храма. В своей молитве она просила Богородицу стать ей заступницей перед Господом, обещала изменить свою жизнь и искупить грех блуда. И ее молитва была услышана. Мария смогла войти внутрь и помолиться Животворящему Кресту. Выйдя из Храма, она вновь стала молиться перед иконой Девы Марии, и в этот момент услышала голос: «Если перейдешь за Иордан – обретешь желанный покой». И тогда Мария приняла решение порвать с прошлой жизнью и уйти в пустыню, чтобы жить и молиться в одиночестве.

Мария Египетская в пустыни

Но, прежде чем уйти в пустыню, Мария причастилась в церкви Иоанна Крестителя, расположенной в 8 километрах от Мертвого моря и в 30 км от Иерусалима. Кстати, перед этим в Иерусалиме какой-то незнакомец (возможно, то был Ангел Господень) дал ей несколько монет, на которые Мария купила себе три хлеба. Приняв Святое Причастие и взяв хлеб, она пересекла реку Иордан и ушла в пустыню. И там прожила в молитвах, питаясь лишь дикими кореньями, 47 лет!

При этом первые 17 лет Мария сильно боролась с демонами: ее преследовали блудные страсти и воспоминания о прошлой жизни. Но потом демоны отступили.

Первая встреча со старцем Зосимой

История этой встречи хорошо известна всем верующим. Мария встретила старца Зосиму, когда ей было 76 лет, а старцу Зосиме – 53 года. К тому моменту он уже несколько лет подвизался в Иорданском монастыре Святого Иоанна Предтечи.

Традиционно в дни Великого поста иноки монастыря уходили в пустыню. Пошел и Зосима. Он шел уже 20 дней, когда неожиданно увидел странное существо, которое он поначалу принял за демона: без одежды, невероятно худое и почти почерневшее от солнца.

Это и была Мария. Сначала она пыталась убежать – ведь уже 47 лет она не видела ни одного человеческого лица. Но старец обратился к ней с просьбой не убегать. Мария, назвав Зосиму по имени, спряталась от старца за камнями и попросила его дать ей часть одежды, потому что ее собственная за эти годы полностью истлела. Зосима протянул ей часть гиматия – ткани, используемой в качестве верхней одежды.

А позже Мария по просьбе аввы Зосимы рассказала ему историю своей жизни. При расставании она попросила старца прийти к ней через год и принести с собой Святые Дары, дабы могла она причаститься Святых Христовых Таин.

Причащение Марии Египетской

Чудеса Марии Египетской

Старец Зосима исполнил просьбу Марии и через год пришел к ней вновь. Он причастил ее Святых Христовых Таин.

Во время этих двух встреч старец несколько раз становился свидетелем чудес, которые являла святая пустынница. Один раз во время рассказа о своей жизни и молитвы Мария поразила Зосиму тем, что поднялась над землей на локоть.

Во вторую встречу они оказались по разные стороны реки Иордан. Зосима стал размышлять, как святая переберется на другой берег, и в это мгновение Мария Египетская перешла через реку словно по земле. Увидев идущую по воде пустынницу, Зосима был так потрясен, что хотел упасть на колени и поклониться Марии, но та с середины реки крикнула: «Что творишь, авва? Ведь ты – иерей, носитель великих Таин Божиих» .

После того как авва Зосима причастил ее Святых Таин, Мария произнесла молитву свя­то­го Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши рабу Твою, Владыко, по глаголу Твоему с ми­ром, яко видеста очи мои спасение Твое ». И при расставании попросила старца Зосиму через год прийти в то место, где когда-то они встретились в первый раз.

Старец Зосима погребает Марию Египетскую

Год спустя, как и обещал, старец Зосима отправился в путь, чтобы вновь увидеть Марию Египетскую. Двадцать дней пути – и авва Зосима вышел к иссохшему ручью. И там он увидел святую подвижницу, которая мертвая лежала на земле со сложенными на груди руками.

В ее изголовье на песке была начертана надпись: «Погреби, авва Зосимо, на этом месте тело смиренной Марии, отдай прах праху. Моли Бога за меня, скончавшуюся в месяце, по-египетски Фармуфий, по-римски апреле, в первый день, в ночь спасительных Страстей Христовых, по причащении Божественных Таин ». Потрясенный стоял авва Зосима. И неудивительно! Во-первых, он только сейчас узнал, как зовут пустынницу. Во-вторых, он поразился, увидев саму надпись, – ведь по признанию самой Марии она не умела ни читать, ни писать. И, в-третьих, стоя над ее телом, он понял, что Мария умерла год назад, после того, как он ее причастил, но каким-то чудесным образом ее тело было перенесено на место их первой встречи.

Желая исполнить последнюю волю святой пустынницы, старец Зосима попробовал вырыть могилу куском дерева, который он нашел поблизости. Но земля в пустыни была тверда, как камень, и он понял, что не в силах выкопать даже маленькой ямки. Подняв глаза, авва Зосима увидел рядом с телом Марии громадного льва, который лизал стопы святой. Сначала старец сильно испугался, но потом, осенив себя крестным знаменем, обратился ко льву: «Приказала Великая похоронить ее тело, а я стар и не в силах вырыть могилу, сделай уж ты работу своими когтями, и отдадим земле смертную скинию святой» . Лев, видимо, посланный Господом в помощь старцу, послушался Зосиму и своими когтями вырыл яму, достаточную, чтобы похоронить Марию.

Так авва Зосима похоронил великую пустынницу Марию Египетскую. Затем он отправился в обратный путь, а громадный лев ушел в пустыню. Согласно разным источникам великая подвижница и пустынница Мария Египетская умерла в 521 или в 522 году.

– это святая христианской религии. Она является покровительницей кающихся девушек . Первая история жизни Марии была издана Софронием Иерусалимским, а большинство информации из жизни Марии Египетской оказалось перенесено в средневековые легенды про Марию Магдалину .

В статье вы увидете иконы Марии Египетской, а также Мария Египетская фото, узнаете, в какой день чтится память святой.

Вконтакте

Одноклассники

Праведная жизнь

Мария выполняла свои клятвы и начала совсем другую жизнь. Из Иерусалима она ушла в безлюдную и угрюмую пустыню Иордании и там около 50 лет провела в полном одиночестве, в и в сильной молитве.

Так тщательными и регулярными подвигами Мария Египетская смогла убрать грехи и проступки и сделала сердце и душу свою настоящим святым храмом для Святого Духа.

Старец Зосима, который находился на территории Иорданской пустыни при монастыре св. Иоанна Предтечи, удвоил свою веру в Господа, когда повстречал в пустыне святую Марию. В это время Мария Египетская была уже в преклонном возрасте. Он удивился её необычной святостьи и дару предвиденья.

Один раз он повидал её в процессе молитвы как бы возвысившейся над поверхностью земли, а в следующий раз, когда она направлялась через реку Иордан, шла она в это время будто по суше.

В момент расставания с Зосимой святая Мария попросила его прийти сюда снова уже через один год, чтобы совершить перед ней. Старец выполнил просьбу и ровно через заданное время вернулся и совершил причастие святой Марии. Потом, вернувшись в пустыню через ещё один год в надежде встретить святую ещё раз, он уже не застал её в живых. Старец похоронил останки св. Марии Египетской на территории пустыни. В этом ему помог сам лев, который своими сильными когтями вырыл яму для погребений тела святой провидицы. Это случилось примерно в 521 году.

Так из окутанной грехами девушки Мария с помощью Господа превратилась в великую святую и оставила после себя очень полезный пример для покаяния Господу.

Исполнив свою молитву и нужное количество поклонов до земли, старцы, попросив прощения друг у друга, начинали просить благословения у игумена и под общее пение псалма открывали ворота монастыря, чтобы после пойти в пустыню.

Каждый при этом брал с собой нужное количество еды, кто что хотел. Некоторые вообще ничего не брали с собой и употребляли в пищу одни лишь коренья. Иноки отправлялись из Иордана и располагались как можно дальше от него, чтобы не смотреть, как кто-то поститься и подвизается.

В то время, когда Великий пост подходил к концу, иноки шли обратно в Иорданский монастырь на Вербное воскресенье вместе с плодом своего делания, испытав свою душу. При всём этом никто не спрашивал у других, как они молились и совершали благие поступки.

В это время и авва Зосима по монастырским традициям перешёл через Иордан. Он жаждал пройти в пустыне как можно дальше, чтобы найти кого-то из великих святых либо старцев, спасающихся там и молящихся за единство души и тела.

Он ходил по пустыне в течение 20 дней и в один день , когда он продолжал петь псалмы уже около шести часов и творил простые молитвы, внезапно справа от себя он заметил настоящую тень человека. Ему стало страшно, так как он решил, что видит перед собой племя бесов, но, несколько раз перекрестившись, он отложил все свои страхи и, закончив одну из молитв Господу, повернулся по направлению к тени и узрел идущего через пустыню голого человека. Тело было полностью чёрным от солнечного зноя, а выгоревшие короткие волосы стали белыми, как агнчее руно. Авва Зосима стал счастлив, ведь за это время он не встречал на своём пути ни одного живого человека и даже животное, и в это же время пошёл навстречу к существу.

Но в тот же момент, как нагой человек увидел приближающегося к нему Зосиму, он стал убегать. Авва Зосима забыл и свою старость, и полную усталость, и стал двигаться всё быстрее. Но вскоре в полном изнеможении Зосима остановился у сухого ручья и стал просить в слезах уходящего человека: «Что ты убегаешь от меня, грешного старца, спасающийся в этой знойной пустыни? Постой, подожди меня, недостойного и немощного старика, и дай мне свою молитву и благословение, ради Христа, не гнушавшегося никогда и никем».

Неизвестный человек даже не обернулся, но крикнул в ответ:» Прости, авва Зосима, обратившись, явиться к лику твоему: я ведь женщина, а на мне, как ты можешь увидеть, нету никакой одежды для прикрытия наготы моей. Но если ты хочешь помолиться мне, великой грешнице, тогда кинь мне свой плащ для укрытия, чтобы я смогла подойти к тебе для твоего благословения».

«Не знала бы она моего имени, если бы святость и великие подвиги не скрывались в ней, которые даны ей от самого Христа», решил Зосима и поспешил исполнить данное ему требование.

Прикрывшись под плащом, святая обратилась к Зосиму: «Что решил ты, Зосима, разговаривать со мной, женщиной полной грехов и немудрой на слово? Чему ты хочешь научиться от меня и, не жалея своих трудов и сил, потратить на меня столько своего времени?» Он же в это время, преклонив колена, начал простить у неё благословения . В этот же момент и святая преклонилось перед ним, и долго они просили друг друга: «Благослови». В конце концов святая сказала: «Авва Зосима, тебе подобает благословение и молитва, так как ты почтён самим саном пресвитерским и долгое время, предстоя перед алтарём Христа, приносишь Всевышнему большие дары».

Эти слова ещё больше стали страшны для Зосимы. После преподобная произнесла: «Благословен Бог, хотящий спасения всем людям на земле». Авва ответил на это: . И они одновременно поднялись с поверхности земли. Подвижница ещё раз спросила у Зосимы: «Для чего ты пришёл сюда, ко мне, грешнице, в которой не имеется никакой добродетельной силы? Хотя, видно, благодать Святого Духа наставила тебя совершить одну церковную службу, которая нужна для моей души. Скажи мне сначала, авва, как проживают христиане, как они растут и совершают благоденствия святые, находящиеся в Божией Церкви?».

Авва Зосима говорил ей:« Вашими сильными молитвами Бог подарил Церкви и всем нам настоящий и праведный мир. Но услышь и ты недостойного старика, моя мать, помолись ради Христа за все народы и за меня, грешного, ибо только тогда это хождение принесёт настоящие плоды».

Святая ответила: «Тебе скорее нужно, авва Зосима, имея чин священного характера, молить Господа за меня и окружающих. На это тебе и присвоен сан. Хотя, всё веленное мне тобою будет охотно совершено ради послушания истине и от самого чистого моего сердца».

Сказав эти слова, святая повернулась в сторону востока и, возведя ввысь руки, начала тихонько молиться. Старец заметил, как святая поднялась на воздух на целый локоть от поверхности земли. От этого странного и необычного события Зосима упал на колени, начал усердно молиться и не смел сказать ничего, кроме, Господи, помилуй!

Ему пришло в душу сомнение – не призрак ли это вводит его в какой-то соблазн и наставляет на грех? Святая подвижница, обернувшись, подняла его с земли и ответила: «Что тебя, Зосима, так смущают добрые промыслы? Я вовсе не призрак. Я просто женщина, недостойная и полная грехов, хотя и обрела святое ».

Сказав эти слова, она предала себя Крестом. Видя и слыша эти речи, старец упал весь в слезах к ногам подвижницы: «Умоляю тебя Христом, Нашим Владыкой, не таи от меня своей святой жизни, но повествуй её всю, чтобы сделать явным всем явление Божие. Ибо вера Владыке Богу моему, вижу, и ты им живёшь, именно для этого и я был послан в эту пустыню, чтобы все твои подвижнические деяния сделали Бога явным для всего мира».




Заключение

Так ли это на самом деле, решать только вам. Но в любом случае, религия, а также психология утверждают, чтобы исключить чувства вины и греха, нужно по-настоящему пожелать этого и признать себя виновным , а также следует постараться сделать всё возможное, чтобы избавиться от чувств вредоносных последствий. День памяти Марии отмечается 1 апреля по традициям православной церкви.

Святая Церковь трижды в году вспоминает великую святую - преподобную Марию Египетскую:

2. На богослужении четверга 5-й недели Великого поста, которое называется "стоянием Марии Египетской". В среду вечером во всех храмах читается Великий канон святого Андрея Критского, а также канон преподобной Марии и ее житие (это, пожалуй, единственное житие, которое сейчас в Церкви читается во время богослужений). Церковь в этот день предлагает верующим наиболее сильные образы покаяния.

3. В пятое воскресенье (неделю) Великого поста. Напомним, что 1-я неделя посвящена Торжеству Православия, 2-я - святителю Григорию Паламе, 3-я - Крестопоклонная, 4-я - преподобному Иоанну, автору знаменитой "Лествицы", 5-е - преподобной Марии Египетской, 6-е - Входу Господа в Иерусалим. Вот в каком ряду стоит память преподобной Марии!

Кем она была? Великой грешницей, блудницей, ненасытной в грехе, жила в Александрии, славившейся роскошью и пороками. Благодать Божия и заступничество Матери Божией обратили ее к покаянию, и покаяние ее превзошло по силе своей и ее грехи, и представление о возможном для человеческой природы. 47 лет Преподобная провела в пустыне, из них в течение 17 лет (ровно столько, сколько она грешила) она вела жестокую борьбу с обуревавшими ее страстями, пока не очистила ее Благодать Божия, пока не отмыла и не высветлила ее душу до состояния ангельского. Святой старец Зосима, по воле Божией открывший подвижницу людям, жил в очень строгом монастыре, был в этом монастыре одним из самых суровых подвижников, но он поражен был той степенью святости, которой преподобная Мария обладала еще при жизни. Во время молитвы она поднималась над землей; ходила по воде, как по суше; повторяла строки Священного Писания и рассуждала, как просвещенный богослов, хотя никогда не умела читать и не слышала слова Божия; она была почти бесплотна и питалась только тем, что давала пустыня. Поистине, то, что увидел Зосима, превышало не только просто человеческие, но и понятия иноческие. И в то же время она не переставала плакать о своих грехах и считать себя самой грешной в очах Божиих.

Житие преподобной Марии Египетской было и есть одно из самых любимых чтений русского народа (как и житие святого Алексия, человека Божия). Житие ее, похожее на сказку, но не вызывающее сомнений в его реальности, неизменно трогает читателя; напоминает ему о безмерной милости Божией, а с другой стороны - о необходимости собственных великих усилий, чтобы высветлить, изменить свою душу так, чтобы в ней не было ничего противного Богу, чтобы Богу приятно было в ней обитать.

Нет греха, которого не может простить Милосердие Божие, если в этом грехе принесено искреннее, чистосердечное, слезами добытое покаяние. И наоборот, незначительный по человеческим меркам грех, но не нераскаянный, может преградить душе вход в Царство Небесное. Воспоминание о жизни Марии Египетской ободряет грешных и предупреждает нерадеющих о спасении души - в этом урок, который дает нам в житии Преподобной Святая Церковь.

Тайну цареву прилично хранить (Тов. 12, 7), а о делах Божиих объявлять похвально. Так сказал ангел Товиту после чудесного прозрения очей его и после перенесенных им тягот, от которых Товит по своему благочестию был, потом избавлен. Ибо разгласить цареву тайну опасно и губительно, умалчивать же о пречудных делах Божиих вредит душу. Потому, страшась умолчать о Божественном и опасаясь участи раба, который, получив от владыки своего талант, зарыл его в землю (См.: Мф. 25, 14-30) и данное ему для пользования спрятал, не истратив, я не утаю дошедшего до меня священного предания. Да уверует всякий в слово мое, передающее то, что мне довелось услышать, да не подумает он, поразившись величием случившегося, будто я что-нибудь приукрашиваю. Да не уклонюсь я от истины и да не искажу ее в слове своем, где упомянут Бог. Не пристало, думаю я, умалять величие воплощенного Бога Слова, соблазняясь об истинности передаваемых о Нем преданий. К людям же, которые будут читать эту мою запись и, поразившись предивному, что в ней запечатлено, не захотят ему поверить, пусть милостив будет Господь, ибо, отправляясь от несовершенства естества человеческого, они считают невероятным все, что выше людского понимания.

Далее я перейду к своему повествованию о том, что случилось во времена наши, и о чем поведал святой муж, привыкший с самого детства говорить и совершать угодное Богу. Пусть же не соблазнит неверного заблуждение, будто в наши дни не случается столь великих чудес. Ибо благодать Господня, из поколения в поколение нисходящая на святые души, приготовляет, по слову Соломона (Прем. 7, 27), друзей Господа и пророков. Однако пора приступить к благочестивому этому повествованию.

В одном палестинском монастыре в окрестностях Кесарии подвизался некий инок именем Зосима, равно украшенный делом и словом, который чуть что не с пелен был взрощен в монастырском обычае и трудах.

Проходя поприще подвижничества, он укрепил себя во всяческом смирении, соблюдал всякое правило, поставленное в этой школе подвига ее наставниками, а многое сам добровольно назначал себе, стремясь подчинить плоть духу. И старец достиг избранной цели, ибо столь прославился как муж духовный, что из ближайших, а нередко и из дальних монастырей постоянно приходило к нему множество братьев, чтобы его наставлением укрепиться для подвига. И хотя он предан был деятельной добродетели, всегда размышлял над словом Божиим, и ложась в постель свою, и вставая от сна, и занятый рукоделием, и когда случалось ему вкушать пищу. Если же тебе угодно знать, каким брашном он насыщался, то скажу тебе, что постоянным псалмопением и раздумиями над Священным Писанием. Рассказывают, что нередко старец удостаивался Божественных видений, ибо получал озарение свыше. Ибо "кто не оскверняет плоть и всегда трезвится, бодрствующим оком души видит божественные видения и получает в награду блага вечные".

Однако на 53-м году своей жизни Зосима начал смущаться мыслью, что по совершенству своему не нуждается более в наставничестве. Он рассуждал: "Есть разве на земле монах, который мог бы преподать мне что-нибудь или был бы в состоянии наставлять меня в подвиге, какого я не ведаю, и в котором не упражнялся? Разве найдется кто среди пустынножителей больший меня деятельной жизнью или созерцательной?" Однажды старцу предстает некий муж и говорит ему: "Зосима, ты славно, насколько это в силах человеческих, подвизался и славно прошел монашеское поприще. Однако никто не достигает совершенства, и ожидающий его подвиг труднее уже совершенного, хотя человек этого и не ведает. Чтобы ты уразумел, сколько есть еще других дорог ко спасению, уйди из этой обители, как Авраам из дома отца своего (Быт. 12, 1), и ступай в монастырь вблизи реки Иордан".

Тотчас старец, согласно этому повелению, покидает обитель, в которой он с младенческих лет жил, приближается к святой реке, и, путеводимый тем же ранее представшим ему мужем, находит монастырь, который приготовил ему для жительства Бог.

Постучав в двери, он видит привратника, который сообщает о его приходе игумену. Тот, приняв старца и увидев, что он со смирением по монашескому обычаю творит поклон и просит за него помолиться, спрашивает: "Откуда и зачем ты пришел, брат, к этим смиренным старцам?" Зосима отвечает: "Откуда я пришел, незачем говорить, пришел же я, отец, ради назидания духовного, ибо слышал о вашем славном и достохвальном житии, могущем духовно приблизить ко Христу, Богу нашему". Игумен сказал ему: "Единый Бог, брат мой, врачует слабость человеческую, и Он обнаружит тебе и нам Божественную Свою волю и наставит тому, как надобно поступать. Человек же не может наставить человека, если тот сам не будет постоянно ревновать о духовной пользе и рассудительно стремиться совершать должное, надеясь в этом на помощь Божию. Однако, если любовь к Богу подвигла тебя, как ты говоришь, прийти к нам, смиренным старцам, оставайся здесь, раз ты для этого пришел, и Добрый Пастырь, отдавший душу свою во искупление наше и по имени зовущий своих овец, напитает всех нас благодатью Святого Духа".

Когда он кончил, Зосима снова склонился перед ним и, попросив игумена помолиться за него и сказав "аминь", остался в том монастыре. Он увидел, как старцы, преславные своей деятельной жизнью и созерцанием, служат Богу: псалмопение в монастыре никогда не смолкало и длилось всенощно, в руках монахов всегда была какая-нибудь работа, а на устах псалмы, никто не произносил праздного слова, заботы о преходящем не тревожили, годовые прибытки и попечение о житейских печалях даже по имени не были известны в обители. Единственным стремлением у всех было, чтобы каждый был мертв телесно, ибо умер и перестал существовать для мира и всего мирского. Всегдашним брашном были там боговдохновенные слова, тело же монахи поддерживали только самым необходимым - хлебом и водой, ибо каждый горел любовью к Богу. Зосима, увидев их житие, ревновал об еще большем подвиге, принимая все более тяжелые труды, и нашел сподвижников, прилежно трудившихся в вертограде Господнем.

Прошло много дней, и настало время, когда христиане соблюдают Великий пост, приготовляясь почтить страсти Господни и Его Воскресение. Монастырские ворота более не отворялись и постоянно были на запоре, чтобы монахи без помех могли свершать свой подвиг. Отмыкать ворота запрещалось, кроме тех редких случаев, когда сторонний монах приходил за каким-нибудь делом. Ведь место то было пустынное, недоступное и почти не известное соседним монахам. В монастыре исстари соблюдалось правило, из-за которого, я полагаю, Бог привел Зосиму сюда. Что это за правило и как оно соблюдалось, я сейчас скажу. В воскресенье перед началом первой седмицы поста по обычаю преподавалось причастие, и всякий приобщался чистых тех и животворящих Таин и, как это принято вкушал немного от еды; все затем вновь собирались в храме, и после долгой молитвы, творимой коленопреклоненно, старцы давали друг другу целование, каждый из них с поклоном подходил к игумену, прося его благословения на предстоящий подвиг. По окончании этих обрядов монахи отворяли ворота, согласным хором пели псалом: Господь просвещение мое и спаситель мой: кого убоюся? Господь защититель живота моего: от кого устрашуся? (Пс. 26, 1) - и все выходили из обители, оставляя там кого-нибудь не за тем, чтобы сторожить их добро (ибо у них не было ничего, что могло бы привлечь воров), но дабы не оставлять церковь без присмотра.

Каждый запасался чем мог и чем хотел из съестного: один брал сколько ему требовалось хлеба, другой - сушеные фиги, третий - финики, четвертый - моченые бобы; некоторые не брали с собой ничего, кроме рубища , прикрывавшего их тело, и насыщались, когда испытывали голод, растущими в пустыне травами. Правилом и непреложно наблюдаемым законом у них было, чтобы один монах не знал, как подвизается другой и чем занят. Едва перейдя Иордан, все далеко отходили друг от друга, разбредались по всей пустыне, и один не приближался к другому. Если же кто издали замечал, что какой-нибудь брат идет в его сторону, немедля уклонялся с дороги, и шел в другом направлении, и пребывал наедине с Богом, непрестанно распевая псалмы и питаясь тем, что оказывалось под рукой.

Так монахи проводили все дни поста и возвращались в монастырь в воскресенье , предшествующее животворящему восстанию Спасителя из мертвых, чтобы торжествовать предпразднество по чину Церкви с вайями .

Каждый приходил в монастырь с плодами своих трудов, зная, какой его подвиг и какие семена он взрастил, и один не спрашивал другого, как тот проходил назначенное себе делание. Таково было это монастырское правило и так оно во благо совершалось. Ведь в пустыне, имея судьей единственно Бога, человек состязается с самим собой не ради угождения людям и не для того, чтобы выставить свою стойкость напоказ. Совершаемое же ради людей и им в угоду - не только без пользы для подвизающегося, но и служит для него причиной великого зла.

И вот Зосима, по положенному в этом монастыре правилу, с малым запасом необходимого для телесных нужд пропитания и в одном рубище перешел Иордан. Следуя этому правилу, он шел по пустыне и ел, когда его побуждал к тому голод. В определенные часы дня останавливался на краткий отдых, творил песнопения и, преклонив колена, молился. Ночью там, где его застигала темнота, он прямо на земле вкушал краткий сон, а на рассвете снова продолжал путь и всегда шел в одном направлении. Ему хотелось, как он говорил, дойти до внутренней пустыни , где он надеялся встретить кого-нибудь из живущих там отцов, который мог бы духовно просветить его. Зосима шел быстро, словно спеша к какому-то славному и знаменитому прибежищу.

Он шел так 20 дней и однажды, когда он пел псалмы шестого часа и творил обычные молитвы, обернувшись к востоку, вдруг справа от того места, где он стоял, Зосима увидел как бы человеческую тень. Он задрожал от ужаса, думая, что это диавольское наваждение. Оградив себя крестным знамением и стряхнув страх, Зосима повернулся и увидел, что подлинно кто-то идет в сторону полдня. Человек был наг, темен кожей, как те, кого опалил солнечный зной, волосы же имел белые, как руно , и короткие, так что они едва достигали шеи. Зосима возвеселился неизреченным веселием, ибо не видел во все те дни ни людского облика, ни следов или признаков зверя или птицы. Он бросился бежать в ту сторону, куда поспешал представший ему муж в жажде узнать, что это за человек и откуда, надеясь стать свидетелем и очевидцем преславных дел.

Когда этот путник понял, что издали за ним следует Зосима, он бросился бежать в глубь пустыни. Зосима же, как бы забыв о своей старости и презрев тяготы пути, решил его настигнуть. Он преследовал, а муж тот усиливался уходить. Но Зосима бежал быстрее и вскоре приблизился к убегающему настолько, что тот мог расслышать его голос. Тогда старец вскричал со слезами:

Зачем бежишь от меня, грешного старца? Раб Божий, подожди, кто бы ты ни был, ради Бога, по любви к Которому ты поселился в этой пустыне. Подожди меня, немощного и недостойного. Остановись, удостой старца своей молитвы и благословения ради Бога, не отторгающего ни единого человека.

В этот момент они достигли впадины, как бы изрытой речным потоком. Беглец сошел в нее и вышел на другой ее край, а Зосима, утомившись и не в силах далее бежать, стоя на этом, начал плакать и сокрушаться.

Тогда муж тот сказал:

Авва Зосима, прости меня ради Бога, но нельзя мне оборотиться и показаться тебе на глаза, ибо я женщина и совсем нага, как ты видишь, и срам моего тела ничем не прикрыт. Но если тебе угодно исполнить просьбу грешницы, дай свое рубище, чтобы мне скрыть то, что выдает во мне женщину, и я повернусь к тебе и приму твое благословение.

Ужас и восторг, как он передавал, овладели Зосимой, когда он услышал, что женщина назвала его по имени. Ибо, как муж острого ума, умудренный в вещах Божественных, старец понял, что она не могла бы назвать по имени человека, которого никогда прежде не видела и о ком никогда не слышала, не стяжав дара прозорливости.

Тотчас Зосима исполнил то, о чем женщина его просила, и разорвал ветхий свой гиматий и, повернувшись к ней спиной, бросил половину ей.

Женщина, прикрывшись, поворачивается к Зосиме и говорит ему:

Зосима, услышав, что она еще сохраняет в памяти слова Писания, из книги Моисеевой, Иова и Псалтири, сказал ей:

Ты, госпожа моя, читала только Псалтирь или и другие священные книги?

На это она улыбнулась и говорит старцу:

Истинно, я не видела человека, с тех пор как переправилась через Иордан, кроме как сегодня тебя, не встречала и ни единого зверя, ни другой какой твари, как пришла в эту пустыню. Грамоте же я никогда не училась и не слышала даже, как поют псалмы или что-нибудь оттуда читают. Но слово Божие, наделенное жизнью и силой, само дает человеку ведение. Здесь кончается моя повесть. Но, как в начале ее, и ныне заклинаю тебя воплощением Божественного Слова молиться обо мне, грешной, перед Господом.

Так сказав и закончив свой рассказ, она пала к ногам Зосимы. И снова старец со слезами вскричал:

Благословен Бог, творящий великие, чудные, славные и предивные дела, которым нет числа. Благословен Бог, показавший мне, как Он награждает тех, кто боится Его. Истинно, Господи, Ты не оставляешь взыскующих Тебя.

Женщина, удержав старца, не позволила ему пасть ей в ноги и сказала:

Все, что ты услышал, человече, заклинаю тебя нашим Спасителем Христом, никому не рассказывай, пока Бог не разрешит меня отселе. А теперь ступай с миром. На следующий год ты увидишь меня, а я тебя, хранимого благодатью Господней. Сделай, ради Бога, то, о чем я тебя прошу, - в будущий Великий пост не переходи, как принято у вас в монастыре, Иордан.

Зосима удивился, что ей ведомо монастырское правило, и сказал только:

Слава Богу, дарующему великие блага любящим Его.

Она говорит:

Оставайся, авва, как я тебе сказала, в монастыре; ведь, если б и захотел, невозможно тебе будет выйти. В день святой Тайной Вечери возьми для меня в священный и достойный подобных таинств сосуд от Животворного Тела Христова и Крови и стой на том берегу Иордана, который ближе к поселениям, чтобы я могла прийти и причаститься Святых Даров. Ибо с тех пор как я приобщилась в храме Предтечи, до того как перейти Иордан, до сего дня не приобщалась и теперь всей душой этого жажду. А потому молю, не пренебрегай моей просьбой и принеси мне те животворящие и святые Тайны в тот самый час, когда Господь созвал учеников на святую Свою вечерю. Авве же Иоанну, игумену твоего монастыря, скажи так: "Призри на себя и на овец своих, ибо они творят дурные дела, которые должно исправить". Но я не хочу, чтобы ты сейчас сказал ему об этом, а когда Бог повелит тебе сделать так.

Кончив и сказав старцу: "Помолись за меня", она скрылась во внутренней пустыне.

Зосима склонил колени и припал к земле, где запечатлелись следы ее, восславил и возблагодарил Господа и в ликовании пошел назад, славословя Господа нашего Иисуса Христа. Вновь пройдя ту пустыню, он вернулся в монастырь в день, когда у тамошних монахов было принято возвращаться.

Весь год Зосима молчал, не смея никому рассказать то, что он видел, но в душе молил Бога снова явить ему желанный лик. Он страдал и сокрушался, что ждать придется целый год. Когда же наступило воскресенье перед Великим постом, все тотчас после обычной молитвы вышли из монастыря с песнопениями, а Зосиму одержала лихорадка, которая заставила его остаться в келий. Он вспомнил слова святой, сказавшей: "Если б и захотел, невозможно тебе будет выйти из обители".

Спустя несколько дней он восстал от болезни, но оставался в монастыре. Когда же прочие монахи вернулись и наступил день Тайной Вечери, он сделал то, о чем женщина попросила его. Взяв в сосудец Пречистого Тела и Честной Крови Господа нашего Иисуса Христа и положив в корзину фиг, фиников и немного моченых бобов, он поздним вечером покидает монастырь и в ожидании прихода святой садится на берегу Иордана.

Хотя святая медлила своим появлением, Зосима не сомкнул глаз и непрестанно смотрел в сторону пустыни, ожидая ту, кого желал увидеть. Сидя так, старец говорил себе: "Может быть, она не идет из-за какого-то моего прегрешения? Может, не нашла меня и вернулась назад?" Говоря так, он заплакал и в слезах стенал, и, воздев глаза к небу, так молил Бога: "Не отнимай у меня, Господи, блаженства снова увидеть то, что дозволил однажды лицезреть. Да не уйду я только с тяжестью обличающих меня грехов". После этой слезной молитвы иная мысль посетила его, и он стал говорить себе: "Что будет, если она придет? Ведь лодки нигде нет. Как она переправится через Иордан и подойдет ко мне, недостойному? Увы мне, жалкому, увы, несчастному! По грехам моим не дано мне вкусить такого блага!"

Пока старец думал такие думы, появилась святая и стала на том берегу реки, откуда шла. Зосима поднялся в радости и ликовании со своего места, славя Бога. И опять приступило к нему сомнение, что она не сможет перейти Иордан. И видит тогда (ночь выдалась лунная), как святая осенила крестным знамением Иордан и вступила в воду, и пошла по воде немокренно1, и направилась к нему.

Еще издали она остановила старца и, не позволяя ему пасть ниц, крикнула:

Что ты делаешь, авва, ведь ты иерей и несешь Святые Дары?

Он повиновался, и святая, выйдя на берег, сказала:

Благослови, отец, благослови меня.

Он, дрожа, ответил ей: - Подлинно неложны слова Господа, рекшего, что по силам очищающие себя подобны Богу. Слава тебе, Христе, Боже наш, внявший мольбе моей и явивший милосердие рабу Своему. Слава Тебе, Христе, Боже наш, через эту Свою рабу открывший мне великое несовершенство мое.

Женщина попросила прочесть Символ веры и "Отче наш". Когда Зосима кончил творить молитву, она по обычаю облобызала старца.

Причастившись Животворящих Таин, она воздела руки к небу и со слезами произнесла молитву: Ныне отпущаеши рабу Твою, Владыко, по глаголу Твоему, с миром. Ибо видели очи мои спасение Твое (См.: Лк. 2, 29). Потом говорит старцу:

Прости, авва, прошу тебя исполнить еще одно мое желание. Сейчас ступай в свой монастырь, хранимый благодатию Божией, а на следующий год снова приди в то место, где я в первый раз тебя видела. Ступай, ради Бога, и вновь по воле Божией увидишь меня.

Старец отвечал ей:

О, если б мне было возможно сейчас последовать тебе и вечно видеть честной твой лик. Но исполни единственную просьбу старца - вкуси немного от того, что я принес тебе здесь.

И с этими словами он показывает ей свою корзинку. Святая только кончиками пальцев притронулась к бобам, взяла три зернышка и поднесла их ко рту, сказав, что довольно и духовной благодати, хранящей в чистоте душу человека. Затем снова говорит старцу:

Помолись, ради Бога, помолись за меня и поминай меня, злосчастную.

Он, припав к стопам святой и призывая ее молиться за Церковь, за государство и за него, отпустил со слезами, ибо не дерзал долее удерживать свободную. Святая вновь перекрестила Иордан, вошла в воду и, как прежде, пошла по ней.

Старец возвращался, исполненный ликования и трепета, укоряя себя за то, что не спросил имени святой; однако надеялся сделать это в следующем году.

По прошествии года старец снова идет в пустыню, торопясь к той святой. Пройдя довольно по пустыне и обнаружив приметы, указывающие ему место, которое искал, Зосима стал озираться по сторонам и все оглядывать в поисках сладчайшей добычи, подобно опытному ловчему. Когда же удостоверился, что нигде ничего не видно, заплакал и, подняв глаза к небу, стал творить молитву, говоря: "Яви мне, Владыка, сокровище Твое некрадомое, сокрытое Тобою в этой пустыне. Яви мне, молю, ангела во плоти, которого недостоин мир". Так молясь, он оказался в как бы изрытом рекой углублении и увидел в восточной его части ту святую женщину, лежащую мертвой; руки ее были сложены по обычаю, а лик обращен к восходу. Подбежав, он омочил слезами ее стопы, к остальному же ее телу не смел прикоснуться. Довольно часов плакав и прочитав приличествующие времени и обстоятельству псалмы, сотворил молитву погребения и сказал себе: "Не знаю, схоронить останки святой или ей это будет неугодно?" Говоря это, он видит в головах ее начертанную на земле надпись, гласящую: "Здесь схорони, авва Зосима, останки смиреной Марии и прах предай праху, непрестанно вознося молитвы Господу за меня, скончавшуюся по египетскому счислению в месяце Фармуф , по ромейскому в апреле, в ночь страстей Спасителя, по принятии Святых Таин".

Прочитав эту надпись, старец возликовал, узнав имя святой, а также и то, что она, причастившись у Иордана Святых Таин, тотчас очутилась на месте своего отшествия. Путь, который Зосима с большим трудом преодолел за двадцать дней, Мария совершила за один час и сразу отошла к Господу. Славя Бога и окропляя слезами тело Марии, он сказал:

Время, Зосима, свершить то, что велено. Но как, несчастный, ты сможешь вырыть могилу, когда нет у тебя в руках ничего?

Сказав это, он увидел неподалеку обломок дерева, лежащий в пустыне. Подняв его, Зосима начал рыть землю. Но земля была суха и не поддавалась его усилиям, а старец устал и обливался потом.

Испустив из глубины души стон и подняв голову, он видит, что могучий лев стоит у останков святой и лижет стопы ее. Старец при виде льва задрожал от страха, особенно когда вспомнил слова Марии, что никогда она не встречала в пустыне зверя. Осенив себя крестным знамением, он ободрился, уповая на то, что чудесная сила усопшей сохранит его невредимым. Лев же стал ластиться к старцу, выказывая дружелюбие всей повадкой.

Зосима сказал льву:

Зверь, великая заповедала схоронить ее останки, а я не имею сил выкопать могилу; вырой ее когтями, чтобы нам предать земле тело святой!

Тотчас же лев передними своими лапами изрыл яму, достаточную, чтобы схоронить тело. Старец снова окропил ноги святой слезами и, прося ее молиться обо всех, предал тело земле (лев при этом стоял поблизости). Оно было, как и прежде, нагим, одетым только тем лоскутом гиматия, который дал ей Зосима.

После этого оба удалились: лев, подобно овце, отступил во внутреннюю пустыню, а Зосима повернул назад, благословляя Господа нашего Иисуса Христа и воссылая Ему хвалы.

Возвратившись в свой монастырь, он обо всем рассказал монахам и игумену, не скрыв ничего из того, что ему довелось услышать и увидеть, но все с самого начала им передал, так что они дивились величию Господню и со страхом и любовью чтили память святой. А игумен Иоанн нашел в монастыре людей, нуждающихся в исправлении, так что и здесь слово святой не оказалось праздным.

Зосима скончался в этом монастыре почти ста лет от роду.

Монахи из поколения в поколение передавали это предание, пересказывая в назидание всем желающим внимать. Я записал то, что дошло до меня изустно. Другие, быть может, тоже описали жизнь святой и много меня искуснее, хотя ни о чем подобном я не слыхал, а потому, как мог, составил этот рассказ, заботясь более всего об истине. Господь, щедро воздающий тем, кто прибегает к Нему, да вознаградит и читающих, и слушающих, и передавших нам эту повесть и сподобит нас благой части с блаженной Марией Египетской, о которой здесь было сказано, вместе со всеми от века Своими угодниками, почтенными за созерцание и совершение деятельной добродетели. Восславим же и мы Господа, Чье царство вовеки, дабы удостоил и нас в Судный день Своего милосердия во Иисусе Христе, Господе нашем, всяческая слава Которому, честь и вечное поклонение с безначальным Отцом и Пресвятым, Благим и Животворящим Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Преподобная Мария Египетская – великая святая, чье удивительное житие мы каждый год слышим Великим постом. По привычке, слушая это чтение многие годы, ряд моментов, связанных с жизнью этой великой подвижницы, мы воспринимаем как само собой разумеющееся, не особо задумываясь над ними. Предлагаем остановиться на них поподробнее.
Лев, помогающий св. Зосиме копать яму, чтобы похоронить тело св. Марии

Знаете ли вы, что животные и, вообще, вся природа служат святым, исполняя волю Божью?

Лев, царь зверей, передними лапами выкопал яму, достаточную для погребения тела преподобной Марии Египетской. Подобным образом львы послужили преподобному Герасиму Иорданскому, а в России преподобный Серафим Саровский с рук кормил медведя. Так же медведи любили приходить и к преподобному Сергию Радонежскому.

Знаете ли вы, чем питалась в пустыни преподобная Мария?

Известно, что с собой в пустыню она взяла лишь три малых хлеба. Этого скудного запаса хватило преподобной на несколько лет! А потом и вовсе снедью ей служила лишь бедная растительность пустыни.

Лев, царь зверей, передними лапами выкопал яму, достаточную для погребения тела преподобной Марии Египетской
Впрочем, и в этом пропитании преподобная не сильно нуждалась, ее насыщала пища духовная – молитва и благодать Духа Святого! Знаете ли вы, что Мария Египетская, перед тем, как уйти в пустыню, предала себя Божией Матери, назвав Ее своей Поручительницей?

«Будь моей верной Поручительницей пред Сыном Твоим, что я более не оскверню своего тела нечистотою блуда, но, воззрев на Крестное Древо, отрекусь от мира и его соблазнов и пойду туда, куда поведешь меня Ты, Поручительница моего спасения» (священномученик Сергий Мечев).

Знаете ли вы, что случай, когда преподобная не смогла войти в церковь, показывает , что «та царственная область, куда мы входим так легко, – Церковь, да и просто сам мир, сотворенный Богом, остался чист от зла, хотя покорился, поработился злу из-за нас» (митрополит Сурожский Антоний (Блум)).

Когда преподобная Мария ушла в пустыню за Иордан, ей было 29 лет
Знаете ли вы, что святая Мария причастилась в своей жизни лишь дважды?

В первый раз – сразу перед тем, как уйти в пустыню, в церкви Иоанна Крестителя на Иордане; второй раз – перед смертью ее причастил авва Зосима, при этом, чтобы причаститься, она перешла к старцу через Иордан, как по земле.

Знаете ли вы, в каком возрасте Мария ушла в пустыню?
Когда преподобная ушла в пустыню за Иордан, ей было 29 лет.
Иордания, пустыня Вади-Рам Знаете ли вы, что Мария знала Священное Писание наизусть, хотя была неграмотной и никогда не имела с собой текста Писания?

Услышав же Зосима, что и словеса Писания воспоминает, от Моисея и пророков, и от книг псаломских, сказал ей: «Разве ты училась, госпожа, псалмам и иным книгам?» Она же, услышав это, улыбнулась и сказала ему:

Церковь, куда не могла войти Мария, это притвор храма Воскресения Христова в Иерусалиме
«Поверь, человече, что не видела я другого человека с тех пор, как перешла Иордан, кроме твоего лица ныне, не видела ни зверей, ни иных каких животных, книгам же никогда не училась, даже не слышала кого другого, поющего или читающего, но Слово Божие, живое и действенное, Само учит разуму человека».
Знаете ли вы, Кто научил пустынножительницу Марию Священному Писанию?

Дух Божий. «Исполнилось обетование Спасителя ученикам: “Утешитель, Дух Святой, Которого Отец пошлет во имя Мое, Он научит вас всему”. Он научил блаженную Марию, вселившись в нее и обо жив ее. И прочие страшные чудеса совершала Мария Египетская силой Бога, Который обитал в ней» (святитель Николай Сербский).

Знаете ли вы, где находится тот самый храм, в который не могла войти преподобная Мария?

Это придел в притворе храма Воскресения Христова в Иерусалиме.
Храм Воскресения Христова, Иерусалим

Знаете ли вы, что известна точная дата смерти святой Марии Египетской?

Знаете ли вы, что существуют и сохранились до наших дней мощи преподобной Марии?
Мощи святой были обретены братией монастыря, из которого был авва Зосима. «Пришедши в монастырь, он [Зосима], ничего не скрывая, что видел и слышал, рассказал всем инокам о преподобной Марии. Все удивлялись величию Божию и решили со страхом, верою и любовию почитать память преподобной и праздновать день ее преставления». В Москве, например, приложиться к мощам преподобной вы можете в Сретенском монастыре.

И.С. Аксаков написал поэму по мотивам жития преподобной
Знаете ли вы, почему Православная Церковь установила в Великий пост воспоминать житие преподобной Марии Египетской?

Мы снова и снова каждый Великий пост перечитываем житие преподобной как пример для подражания в воздержании и борьбе с грехом и страстями. Многие святые подвижники вдохновлялись примером этой святой жены, мужественно понесшей подвиг аскетического делания.

Другие факты о преподобной Марии Египетской

– Преподобной Марии было 76 лет, когда она встретилась с аввой Зосимой. В 12 лет она ушла из дома, еще 17 лет жила распутной жизнью и потом 47 лет провела в покаянии в пустыни. Она была родом из Египта, но ушла из дома в Александрию.

– 17 из всех 47 лет, проведенных преподобной в пустыни, она непрестанно «боролась со своими безумными страстями, как с лютыми зверями». Борьба эта была жестокой и невыносимой, которую можно было выдержать лишь с великой помощью Божией.

– Православный мыслитель XIX века И.С. Аксаков написал поэму на основании жития преподобной Марии Египетской.

– «Когда читаешь житие Марии Египетской, убеждаешься, насколько в поучениях святых отцов, хотя бы в изложении Иоанна Лествичника, правдиво изображена человеческая душа, и насколько вообще духовная жизнь закономерна» (священномученик Сергий Мечев).



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»