Учредил ли Сталин РПЦ МП? Что потеряет и что может приобрести РПЦ (МП) от раскола, провоцируемого Вселенским патриархатом? «Символическая юрисдикция» Киева над Россией

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Почему и в чем МП ересь и лжецерковь?

Начнем с самого главного - названия. Русская Православная Церковь никогда не существовала в истории. До 1917 года была Российская Церковь (полностью называлась Греко-Российская Поместная Православная Восточная Церковь). Примерно 100 (даже больше) лет до Революции на Руси не было Патриарха. Царь Николай Александрович предлагал себя в качестве Патриарха (а в конце истории так и будет, что наш Царь будет к тому же и Главой Церкви Российской) - однако тогдашние Церковники (среди них будущие ересиархи) отказались сделать это.

В РПЦ МП две главные основные Ереси:
1. ИмяБогоборчество.
2. Сергианство. С оправданием Советской Власти и Тирана-Сталина.

Есть эклезиологические ереси (от греческого слова εκλεσσια - церковь, как собрание Верующих):
3. Нарушение догмата о непогрешимости Церкви
4. экуменизм, механически соединяющий все еретические сборища воедино
5. экуменизм, разделяющий Церковь на различные ветви, в которых якобы хранится раздробленная на части истина и благодать
6. церковный модернизм и обновленчество
7. календарная ересь или новостильничество (в основном, для зарубежных приходов "МП")
8. Ересь автоматизма, исповедующая, что благодать Божия проходит через иерархов церкви автоматически, не взирая на их ереси, заблуждения, нечестие и тяжкие грехи
9. Ересь цареборчества, извращающая учение Церкви о царском служении
10. Ересь царепоклонства, приписывающая царю несуществующее искупление своего народа
11. Ересь неожидовствующих, провозглашающая единство христиан с сынами синагоги и заимствующая некоторые идеи отступнического иудаизма
12. Ересь жидоедства, провозглашающая евреев виновниками всех бед российского народа и исповедующая зоологический антисемитизм
13. Ересь русского национализма, поставляющая нацию выше и главнее Церкви
14. Ересь патриотизма, поставляющая земное отечество и его интересы превыше Церкви и небесного Отечества
15. Ересь практического сослужения с осужденными Церковью еретиками и "богословского"оправдания этих сослужений

Есть частные мнения и ереси определенных лже-епископов и лже-священников этой лже-церкви:

антиапокалипсизм, уверяющий, что не надо читать и думать о событиях кончины мира сего, ибо до этих событий еще очень много времени;

ложный апокалипсизм, утверждающий что ИНН и штрих-коды являются печатью зверя и что должно ревностно бороться с этими явлениями;

ложная соборность, считающая, что соборность Церкви проявляется в собраниях епископов или иерархии и мирян;

ересь софианства;

ереси "протоиерея" А.Меня;

ереси профессора МДА Осипова;

ереси "священника" Г.Кочеткова;

различные мнения протестанствующих еретиков, гностиков, агностиков и прочих лжеучителей

К тяжким деяниям "иерархов" "МП" относится:

сотрудничество со спецорганами безбожного государства и подчинение им в качестве агентов;

продажа таинств и обрядов за деньги;

грех симонии (поставление в сан за мзду) и поставления в сан посредством указания безбожных властей;

оправдание некоторыми "епископами" и "благословение" деятельности экстрасенсов и народных "целителей (т.е. колдунов). К таковым относился, например, Иоанн Снычем;

младостарчество и псевдостарчество;

насаждение обрядоверия;

оправдание старообрядческого раскола;

допущение в храмах "МП" причащаться римо-католикам, поминание за службами папы Римского, позволение служить католическим священникам и прочим еретикам;

ложная канонизация несвятых лиц;

поклонение бесовским явлениям под видом массовых мироточений иконочек и фотографий;

ложный экзорцизм;

неполное погружение при крещении;

отсутствие должной проповеди, научающей покаянию и спасению;

одобрение и распространение еретической литературы;

занятие иерархами мирским бизнесом, в том числе водочным, табачным, нефтяным, недвижимостью, алмазами и ювелирными изделиями;

торговля вещами в храмах;

содомия и ритуальная содомия у епископов, в монастырях и среди белого "духовенства";

поминовения о здравии и упокоении советских и прочих безбожных лидеров;

попрание изображений крестов и употребление ложных символов в храмах(пентаграмма, гексаграмма и т.д.).

Так что, как видим, список послужной у РПЦ МП огромный. К пунктам 12-14 есть определенное примечание, хотя в принципе - здесь всё должно быть сразу понятно.

В специальном материале, посвященном современному состоянию церкви, БГ изучил разные аспекты жизни РПЦ - от экономики приходов и православного искусства до быта священников и внутрицерковного инакомыслия. А кроме того, опросив экспертов, составил краткую блок-схему устройства РПЦ - с основными героями, институциями, группировками и меценатами

Патриарх

Глава Русской православной церкви носит титул «Святейший Патриарх Московский и всея Руси» (но с точки зрения христианского богословия глава церкви - Христос, а патриарх - предстоятель). Его имя поминается во время главного православного богослужения, литургии, во всех храмах РПЦ. Патриарх де-юре подотчетен Поместному и Архиерейскому соборам: он «первый среди равных» епископов и управляет только Московской епархией. Де-факто же церковная власть очень сильно централизована.

Русскую церковь не всегда возглавлял патриарх: его не было с крещения Руси в 988 году до 1589 года (управлялась митрополитами Киевскими и Московскими), с 1721 до 1917 года (управлялась «Ведомством православного исповедания» - Синодом во главе с обер-прокурором) и с 1925 до 1943 года.

Священный синод занимается кадровыми вопросами - в том числе избранием новых епископов и перемещением их из епархии в епархию, а также утверждением состава так называемых патриарших комиссий, занимающихся канонизацией святых, делами монашества и проч. Именно от имени Синода осуществляется главная церковная реформа патриарха Кирилла - разукрупнение епархий: епархии делятся на более мелкие - считается, что так ими легче управлять, а епископы становятся ближе к народу и к духовенству.

Синод cозывается несколько раз в год и состоит из полутора десятков митрополитов и епископов. Двое из них - управляющий делами Московской патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий и председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион - считаются самыми влиятельными людьми в патриархии. Глава Синода - патриарх.

Коллегиальный высший орган управления церковью. В нем представлены все слои церковного народа - делегаты от епископата, белого духовенства, монахов обоих полов и мирян. Поместным собор называется, чтобы отличить его от Вселенского, на котором должны собираться делегаты от всех шестнадцати православных церквей мира для решения общеправославных вопросов (однако Вселенский собор не проводился с XIV века). Считалось (и было закреплено в уставе церкви), что именно поместным соборам принадлежит высшая власть в РПЦ, фактически же за прошедшее столетие собор созывался только для выборов нового патриарха. Эта практика была окончательно узаконена в новой редакции устава РПЦ, принятой в феврале 2013 года.

Разница не просто формальная: идея Поместного собора - в том, что в церковь входят люди разных званий; хотя они и не равны друг другу, но церковью становятся только вместе. Эту идею принято называть соборностью, подчеркивая, что такова природа именно православной церкви, в отличие от католической с ее жесткой иерархией. Сегодня эта идея все менее популярна.

Съезд всех епископов Русской церкви, который проходит не реже чем раз в четыре года. Именно Архиерейский собор решает все главные церковные вопросы. За три года патриаршества Кирилла число архиереев увеличилось примерно на треть - сегодня их около 300. Работа собора начинается с доклада патриарха - это всегда самая полная (в том числе и статистическая) информация о состоянии дел в церкви. На заседаниях, кроме архиереев и узкого круга сотрудников патриархии, не присутствует никто.

Новый совещательный орган, создание которого стало одним из символов реформ патриарха Кирилла. По задумке - крайне демократический: в него входят эксперты-специалисты из разных областей церковной жизни - епископы, священники и миряне. Есть даже несколько женщин. Состоит из президиума и 13 тематических комиссий. В Межсоборном присутствии готовят проекты документов, которые потом обсуждаются в открытом доступе (в том числе в специальном сообществе в «Живом журнале»).

За четыре года работы самые громкие дискуссии разгорелись вокруг документов о церковнославянском и русском языке богослужения и положения о монашестве, которое посягало на устройство жизни монашеских общин.

Новый, довольно загадочный орган церковного управления, создан в 2011 году в ходе реформ патриарха Кирилла. Это своего рода церковный кабинет министров: в него входят все руководители синодальных отделов, комитетов и комиссий, возглавляет ВЦС патриарх. Единственный орган высшего церковного управления (кроме Поместного собора), в работе которого принимают участие миряне. На заседания ВЦС не допускается никто, кроме членов совета, его решения никогда не публикуются и строго засекречены, узнать о ВЦС хоть что-нибудь можно только из официальных новостей на сайте патриархии. Единственное публичное решение ВЦС - заявление после оглашения приговора Pussy Riot, в котором церковь дистанцировалась от решения суда.

У церкви есть своя судебная система, состоит она из судов трех инстанций: епархиального суда, Общецерковного суда и суда Архиерейского собора. Она занимается вопросами, которые не входят в компетенцию светского правосудия, то есть определяет, влечет ли проступок священника канонические последствия. Так, священник, даже по неосторожности совершивший убийство (например, в ДТП), может быть оправдан светским судом, но должен будет снять с себя сан. Впрочем, в большинстве случаев до суда дело не доходит: прещения (наказания) к клирикам применяет правящий архиерей. Но если священник не согласен с наказанием, то может обратиться в Общецерковный суд. Как проходят эти суды, неизвестно: заседания всегда закрытые, ход заседания и аргументы сторон, как правило, не обнародуются, хотя решения всегда публикуются. Нередко в тяжбе архиерея со священником суд становится на сторону священника.

При Алексии II возглавлял Управление делами Московской патриархии, был главным соперником митрополита Кирилла на выборах патриарха. Ходят слухи о том, что Администрация президента ставила именно на Климента и что его связи в кругах, близких Путину, остаются. После поражения получил в управление издательский совет патриархии. При нем был введен обязательный гриф издательского совета для книг, продающихся в церковных лавках и через церковные сети распространения. То есть де-факто была введена цензура, к тому же оплачиваемая, так как издатели платят совету за рецензирование своих книг.

Церковное министерство финансов под руководством епископа Подольского Тихона (Зайцева); абсолютно непрозрачная институция. Тихон известен тем, что создал систему тарифной сетки взносов, которые храмы отчисляют в патриархию в зависимости от их статуса. Главное же детище епископа - так называемая программа «200 храмов» по ударному возведению двухсот храмов в Москве. Восемь из них уже построено, в ближайших планах значится еще 15. Под эту программу бывший первый заммэра Москвы Владимир Ресин был назначен советником Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства.

Фактически - министерство специального духовного образования: ведает духовными семинариями и академиями. Руководит учебным комитетом архиепископ Верейский Евгений (Решетников), ректор Московской духовной академии. Комитет пытается договориться с государством об аккредитации духовных школ как вузов и переходе на Болонскую систему - процесс идет непросто. Недавняя внутрицерковная инспекция показала, что из 36 семинарий только 6 в состоянии стать полноценными вузами. При этом патриарх Кирилл, придя к власти, запретил рукополагать в священники кандидатов, не окончивших семинарию. Также в РПЦ есть несколько вузов для мирян. Самый известный из них - Свято-Тихоновский гуманитарный университет, где учатся на филологов, историков, богословов, социологов, искусствоведов, педагогов и т.д.

19 лет проработал в ведомстве митрополита Кирилла, а до этого - у митрополита Питирима в издательском отделе. Занимался преимущественно межхристианскими отношениями и экуменизмом, регулярно ездил в загранкомандировки и был вхож в самые разнообразные церковные и политические круги мира. В 2009 году, после ревностного участия в избирательной кампании патриарха Кирилла, получил в распоряжение новый синодальный отдел - по взаимоотношениям церкви и общества. Многие ждали, что Чаплина сразу сделают епископом, однако этого не случилось даже спустя 4 года. Чаплин покровительствует разным общественным и церковно-общественным группам, начиная от Союза православных женщин и заканчивая байкерами. Регулярно делает скандальные заявления в СМИ.

Управляющий делами - одна из самых статусных должностей в Русской православной церкви. Два патриарха - Пимен и Алексий II - и один глава автономной церкви - митрополит Киевский Владимир (Сабодан) - были перед своим избранием управляющими делами. Однако предыдущему управделами, митрополиту Клименту, должность не помогла занять патриаршую кафедру. Сегодня Управлением делами руководит митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, а его заместителем и руководителем контрольно-аналитической службы стал архимандрит Савва (Тутунов), которого журналисты называют инквизитором. Именно в ведомство отца Саввы стекаются доносы и сигналы о неблагополучии в приходах. Новость о том, что в епархию едет делегация во главе с архимандритом, вызывает на местах трепет. Архимандрит Савва вырос в Париже, учился математике в Университете Париж-Юг и был пострижен в монахи. Потом приехал в Россию учиться в духовной академии, был замечен и к 34 годам сделал стремительную церковную карьеру. Входит в ближайший круг помощников патриарха по управлению епархиями и подготовке документов, регулирующих управление церковью.

Главный в РПЦ по благотворительности. Еще в 1990-е руководил социальной работой в Московской епархии, создал сестричество, училище сестер милосердия. Был настоятелем храма Cвятого царевича Димитрия при 1-й Градской больнице. При Кирилле стал епископом и возглавил Синодальный отдел по благотворительности и социальному служению. В его ведении находятся церковные больницы, богадельни, программы помощи наркозависимым и многое другое. Прославился его отдел во время пожаров 2010 года, когда на его базе был развернут московский штаб сбора помощи погорельцам и добровольцам, работавшим на тушении.

Возглавляет Синодальный информационный отдел (СИНФО), нечто среднее между пресс-службой церкви (у патриарха есть личная пресс-служба) и Администрацией президента. Легойда - единственный «пиджачник» в Высшем церковном совете и среди руководителей синодальных отделов (так в церкви называют мирян, затесавшихся на высокие церковные должности). До того как возглавить СИНФО, работал завкафедрой международной журналистики МГИМО и больше 10 лет издавал православный глянцевый журнал «Фома». СИНФО занимается церковным пиаром и готовит специально для патриарха мониторинг СМИ и блогов. Кроме того, ведомство Легойды проводит в регионах тренинги для церковных журналистов и работников епархиальных пресс-служб.

Митрополит Иларион считается одним из наиболее близких к патриарху Кириллу и влиятельных архиереев. Он из интеллигентной московской семьи, учился в Московской консерватории, Духовной академии, стажировался в Оксфорде. Богослов, телеведущий, руководитель Общецерковной аспирантуры и докторантуры, композитор: основанный им Синодальный хор (руководитель - школьный друг митрополита) исполняет его произведения по всему миру. Возглавляемый Иларионом ОВЦС - это «церковный МИД», который занимается контактами с другими православными и христианскими церквями, а также межрелигиозными отношениями. Им всегда руководили самые амбициозные и известные архиереи. Будущий патриарх Кирилл возглавлял ОВЦС 20 лет - с 1989-го по 2009-й.

Архимандрит Тихон (Шевкунов)

наместник Сретенского монастыря

В больших городах играет значительную роль в церковной жизни. Часть этой интеллигенции - члены или дети членов нелегальных церковных общин, существовавших в советское время. Во многом именно они обеспечивают преемственность традиционных форм церковной жизни. Православный Свято-Тихоновский университет, одно из крупнейших православных учебных заведений в мире, был создан в начале 1990-х одним из таких интеллигентских кругов. Но сегодня интеллигенция последовательно критикует ту становящуюся де-факто официальной идеологию, которую можно назвать православно-патриотической. Церковная интеллигенция чувствует себя отторгнутой и невостребованной, хотя некоторые ее представители работают в Межсоборном присутствии.

Настоятель храма Софии Премудрости Божией на Софийской набережной, напротив Кремля. Когда-то начинал алтарником у Александра Меня, потом стал духовным чадом знаменитого старца Иоанна Крестьянкина; несколько лет был настоятелем деревенского храма в Курской области, куда к нему ездила московская интеллигенция. Известность получил в качестве духовника Светланы Медведевой, которая задолго до того, как стать первой леди, начала ходить в Софийский храм. Старостой в приходе отца Владимира работает актриса Екатерина Васильева, а сын Васильевой и драматурга Михаила Рощина Дмитрий служит священником в другом храме, где настоятелем также числится Волгин. Одна из самых ревностных прихожанок - жена Ивана Охлобыстина Оксана с детьми. Несмотря на богемный состав прихода, протоиерей Владимир Волгин слывет чуть ли не самым строгим духовником Москвы. Его приход полон многодетных семей.

Один из самых влиятельных белых священников (не монахов) в Русской церкви. Очень популярен среди паствы: сборники его проповедей в виде книг, аудио- и видеозаписей расходятся с 1990-х годов миллионными тиражами. Один из самых популярных православных комментаторов в СМИ. Ведет свой видеоблог и передачу на православном телеканале «Спас». Один из главных выразителей православно-патриотической идеологии. При патриархе Алексии протоиерея Димитрия в шутку называли «настоятель всея Москвы», потому что он был настоятелем одновременно восьми храмов. Он же произносил прощальное слово на отпевании патриарха Алексия. При Кирилле у него забрали один из крупных храмов - Святителя Николая в Заяицком - и в марте 2013 года освободили от должности председателя Синодального отдела по связям с вооруженными силами, которым он руководил с самого его основания в 2000 году, отвечая за введение в армии института капелланов. Главный борец с абортами и контрацепцией; гордится, что у него на приходе рождаемость «как в Бангладеш».

Прихожане церкви Николая Чудотворца на Берсеневке, которая находится напротив храма Христа Спасителя, между Домом на набережной и «Красным Октябрем», создавшие новый милитаристский православный стиль. Крепкие мужики в берцах и майках «Православие или смерть». Крайние консерваторы, выступают против ИНН, биометрических паспортов, ювенальной юстиции и современного искусства. Почитают неканонизированных святых, в том числе погибшего в Чечне солдата Евгения Родионова.

Церковные бюджеты на всех уровнях держатся на пожертвованиях благотворителей. Это самая закрытая сторона церковной жизни.

Крупные (и публичные) церковные спонсоры

Владелец компании «Ваш финансовый попечитель» и агрохолдинга «Русское молоко». Спонсирует строительство храмов, выставки иконописи и пр. Сотрудников заставляет слушать курсы православной культуры, велел всем замужним и женатым работникам обвенчаться. Освятил на территории своего предприятия часовню в честь Ивана Грозного, которого в Русской церкви не канонизировали и не собираются.

Президент ОАО «РЖД» - председатель попечительского совета Фонда святого Андрея Первозванного (ФАП), который финансировал принесение в Россию мощей святой великой княгини Елизаветы Федоровны, десницы Иоанна Крестителя, мощей апостола Луки и пояса Пресвятой Богородицы. ФАП также оплачивает поездки випов за благодатным огнем в Иерусалим, программу возрождения Марфо-Мариинской обители в Москве, на его средства построены несколько храмов во имя святого Александра Нев-ского на границах России.

Основатель инвестиционного фонда Marshall Capital и основной миноритарий «Ростелекома». Созданный им Фонд святителя Василия Великого финансирует московские и подмосковные храмы, реставрацию монастырей, оплатил ремонт здания ОВЦС. Главное детище фонда - гимназия Василия Великого, элитное учебное заведение в подмосковной деревне Зайцево, стоимость обучения в которой составляет 450 тысяч рублей в год.

Вадим Якунин и Леонид Севастьянов

Председатель совета директоров фармкомпании «Протек» и член совета директоров этого ОАО основали Фонд святителя Григория Богослова. Фонд содержит синодальный хор, общецерковную аспирантуру, финансирует некоторые проекты ОВЦС (преимущественно заграничные поездки митрополита Илариона), организует выставки икон в разных странах. На балансе фонда - православная гимназия в Муроме и программа возрождения святынь Ростова Великого.

Ранее неизвестная церковной общественности молодежь, которая использует радикальные формы публичных манифестаций (перформансы, акции) для «защиты православия». Некоторые священники, в том числе и протоиерей Всеволод Чаплин, весьма благосклонно относятся к агрессивному активизму. И даже налеты на офис партии «Яблоко» и Дарвиновский музей не вызывали однозначного осуждения со стороны официальных церковных властей. Лидер активистов - Дмитрий «Энтео» Цорионов.

В 1990-х - начале 2000-х был самым ярким и успешным церковным миссионером, ездил с лекциями о православии по всей стране, организовывал диспуты, участвовал в ток-шоу на телевидении. Написал несколько богословских работ, в частности - о разоблачении учения Рерихов. Больше 15 лет преподает на философском факультете МГУ, на его лекциях обычно негде сесть. Зимой 2008–2009 годов активно агитировал за избрание митрополита Кирилла патриархом, писал разоблачительные статьи о его главном конкуренте на выборах - митрополите Клименте. За это после избрания патриарх наградил его почетным саном протодиакона и дал поручение написать учебник «Основы православной культуры» для 4–5-х классов школ. Именно учебник Кураева рекомендован Министерством образования как основное пособие по курсу ОПК. Однако в 2012 году протодиакон стал все чаще расходиться с позицией церковных чиновников. В частности, сразу после выступления Pussy Riot в храме Христа Спасителя призвал «накормить их блинами» и отпустить с миром; в ходе суда неоднократно напоминал о милосердии. После этого стали говорить о том, что Кураев впал в немилость. Присутствие его в СМИ существенно сократилось, но блог в ЖЖ остается самым популярным блогом священнослужителя.

Настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах. Считается одним из лидеров церковных либералов (несмотря на традиционность и даже консервативность богословских взглядов). Отчасти это связано с составом прихода: интеллигенция, художники, музыканты. Но во многом - с выступлениями отца Алексия в СМИ. В 2011 году он опубликовал на сайте «Православие и мир» текст «Немолчащая церковь» о приоритете нравственного начала в отношениях церкви с народом и государством, предсказав проблемы, с которыми церковь столкнулась в следующие годы. После этой статьи развернулась дискуссия о месте интеллигенции в церкви. Главным оппонентом отца Алексия выступил протоиерей Всеволод Чаплин, утверждающий, что интеллигенция - это евангельские фарисеи.

1. Второй Иуда и его «Апокалиптическая блудница»

Публикации на моем сайте сайт вызывают много недоумений читающих своей необычностью и новизной суждений. Многие обращаются за разъяснением направленности деятельности Путина и сущности Московской патриархии – РПЦ МП. Понятно, что не каждому легко удается найти нужную статью, отвечающую на их вопрос, или распечатать книгу «Начало и конец», поэтому решил изложить кратко разъяснение сущности и происхождение Московской патриархии в предлагаемой статье. Но так как объект исследования очень обширный, а время и здоровье не позволяют провести такой труд вновь, пришел к тому решению, что нужно взять за основу нужную главу из своей книги «Начало и конец», сократить ее, добавив нужное, чтоб не повторять уже созданное, что я и постарался сделать здесь.

Одна из моих старых постоянных прихожанок в ответ на мое ей письмо написала:

«Дорогой владыка Виктор! Такая всегда радость получить Ваш ответ, особенно в день Торжества Православия, что наконец-то в лице РосПЦ Вы, владыка, предали проклятию вождей красно-кровавой силы, перечислив всех по именам и лжепатриархов МП - это же так важно! Я долго силилась понять, почему же ещё в 90-х в России так и не предали проклятию ни КПСС, ни кровавый режим и террор советской власти - даже не осудили! А ведь Буковский на коленях умолял, что нужно провести суд над КПСС и что без покаяния и без запрета преступных организаций ничего не будет, публично заявляя: "Если вы не проведете своего рода Нюрнберга или его подобия, вы никогда этот режим не прикончите, это все будет тянуться до бесконечности. Более того, коммунисты оживут. Это ведь как раненый зверь. Если вы его не добьете, он бросится вам на горло". Что мы и видим спустя 25 лет? Торжествующая ложь и кругом одна ложь, ни капли правды, ни капли добра - все кругом лгут: лгут в школе, лгут в государстве, лгут в телевидении, лгут в книгах, лгут соседи, лгут друзья, лгут пастыри, лгут везде - всё извращено! И это не просто ложь, а ложь тотальная, во всей своей глубине, не содержащая ни капли правды, извращающая всё существо человеческое».

Казалось бы, к этому даже и добавить нечего. Однако на эту тему можно говорить без конца и все же будет мало. Но наша цель не завалить мир нагромождением истин, а явить основную самую спасительную истину. Сатана – «большой красный дракон» (Отк.12,3), будучи свергнутым со всех уровней бытия закрепился на материальном уровне, основав царство, «выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами» , - правителями, названными «царями». Все данные Пророчества абсолютно точно совпадают с сущностью и делами красных большевиков с их семью вождями – генеральными секретарями: Лениным, Сталиным, Хрущевым, Брежневым, Андроповым, Черненко и Горбачевым. Далее еще пишется о нем: «Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель. И зверь, который был, и которого нет, есть восьмой, и из числа семи» (Отк.17,8.11). Уже по этим кратким штрихам видим, что был большевизм и исчез при Ельцине, и теперь пришел путинизм, который спешит вернуть все большевистское и чекистское. От него же погибнет мир.

Но сатана не творец и не изобретатель. Он копирует все дела Божии со знаком минус. Если Бог Отец имеет Сына, Которым творит мир, и Святого Духа, все совершенствующего и освящающего, то и сатанинский большевизм имеет две вспомоществующие силы: зверя, выходящего из земли, которым он творил свои замыслы – социализм, и «жену», сидящую на нем – лжецерковь, блудницу, Вавилон великий, «сборище сатанинское», «освящающее» все его кровавые деяния. И их сатанинская суть, показанная в Пророчестве, полностью сбылась на сталинщине и сергианстве. Как строился социализм с насильственной коллективизацией, национализацией всего народного богатства под диктат большевиков, с карточной системой и искусственным голодомором, мы видели. Видим и сохранившуюся апокалиптическую блудницу – МП. И, однако, их сатанинская суть до сего дня не раскрыта ни научной социологией, ни богословием. Большевизм не осужден. Именуют его ласковым словом: «авторитаризмом», даже выводят схожесть и происхождение его от прежней монархии. Более разумные люди называют этот режим идеократией, а еще более умные – сатанократией. Но правильнее всего нужно именовать власть большевиков тем определением, которое дано в Апокалипсисе: краснодраконовским режимом. Но большевизм и социализм отошли временно в сторону в 1991 году, а «жена», сидящая на могуществе большевизма и теперь путинизма, остается не разоблаченной. Поэтому наша задача показать по возможности кратко для удобства распечатки и прочтения подлинную суть МП и происхождение ее.

Дьявол совершает обычно свои деяния не сразу вдруг, но для этого долго готовит почву. И также готовит заранее своего избранника на крупные свои деяния. Третью силу своего царства – апокалиптическую блудницу мы видим, как он готовил и по пророчествам (по 2 и 3 главам Откровения), и в действительности. Он готовил, в первую очередь, основателя и возглавителя этой дьявольской силы – митр. Сергия (Страгородского). Показать, кто он такой, и как он произвел поистине дьявольское деяние, является задачей этой статьи. Это вызвано тем, что при изобилии написанного о нем и им созданной «церкви», обычно забывают о главном – сути и происхождении МП.

Безусловно, не всегда причиной падений являются характер человека и его убеждения, ибо известно, что лжепророки будут стараться прельстить, «если возможно, и избранных». В тех страшных условиях, под пятой красного зверя могли пасть и избранные. Однако некоторые моменты биографии митр. Сергия говорят о его изначальной склонности к неверности истине, к не враждебности врагам Христовым. Эта основная черта «жены, сидящей на звере багряном», называется компромиссом, в отличие от святого исповедничества, твердого до самопожертвования стояния в верности истине, Богу.

Еще, будучи ректором СПБ Духовной Академии в первые годы своего епископства в 1901-05 годах он своевременно предупреждает студента-революционера, которому грозил арест за участие в бунтах против Царя и Православия. В эти же годы он председательствует в «Религиозно-философских собраниях», которые после одиннадцатого заседания были запрещены правительством за революционный дух; Позднее из этого общества вышли лидеры революционного движения в Церкви, в частности, еп. Антонин (Грановский), прот. Александр Введенский и он сам.

Оплакивая жертвы 9 января 1905 г. епископ (в то время) Сергий вину возлагает на правительство, но не упоминает ни слова о происках скрытых врагов, обманно выведших народ подать «петицию» Царю, идя скопищем в триста тысяч человек. А что было бы, если бы эти люди, руководимые большевиками и еврейской партией бунд, были допущены на дворцовую площадь, да с такой петицией, в которой после слез о своей горькой судьбе начинаются требование: «Не лучше ли нам умереть всем трудящимся? Пусть живут и наслаждаются капиталисты и чиновники. Немедленно повели созвать представителей земли русской... Повели, чтобы выборы в Учредительное собрание происходили при условии всеобщей тайной и равной подачи голосов, это самый наш главный и единственный пластырь для наших ран» . «Повели и поклянись исполнить их... А не повелишь, не отзовешься на нашу просьбу, мы умрем здесь на этой площади перед твоим дворцом» .

Как видим, в этой «челобитной», не смотря на плаксивый тон, собраны не просьбы об улучшении жизни трудового народа, а требования свободы для свержения власти. С каких это пор у рабочего стало «главным и единственным пластырем... для ран» - правило выборов?

Но еп. Сергий вопиет по этому поводу, обвиняя во всем случившемся 9 января 1905 года Царя и его правительство, а не происки врагов.

В момент прихода к власти Временного правительства новый обер-прокурор В. Львов изгоняет из Синода всех членов с монархическими убеждениями и оставляет лишь архиепископа Сергия, принимая во внимание его не враждебность к революции; ему же он поручает собрать и возглавить новый Синод. Теперь в Синоде оказались и будущие лидеры обновленчества. Но всего ярче проявились убеждения строителя «гибкой политики» в годы обновленческой смуты, подготовленной и произведенной происками воцарившихся большевиков.

Коммунисты, видя малый успех в их борьбе с царством Божиим – Православной Церковью, решаются на внедрение в нее своих агентов и на захват власти в ней. Для этого они арестовывают патриарха Тихона, и всего через пять дней к нему являются революционеры в рясах, подготовленных большевистским ГПУ: протоиереи Александр Введенский и Владимир Красницкий, священники Александр Боярский и Евгений Белков и псаломщик Стадник. Эти «деятели» постарались обвинить Св. Патриарха в развале Церкви «неумением ладить с властями» и предложили передать правление другому иерарху, обязуясь со своей стороны вести посредничество в передаче полномочий. Патриарх дал им ключи от канцелярии с тем, чтобы они передали их митр. Ярославскому Агафангелу (Преображенскому), которому он и поручил занять пост Местоблюстителя патриаршего престола, не надеясь выйти живым из большевицких застенков, как св. мученик Царь Николай II Александрович.

Однако эти лица отыскали еп. Антонина (Грановского) и еп. Леонида Верненского, уже известных своими революционными взглядами, и совместно с ними объявили высшее Церковное Управление (ВЦУ). В считанные дни к ним примкнуло уже довольно много единомышленников, из числа которых они набрали 56 уполномоченных для захвата власти на местах. У Христа был всего лишь один Иуда из числа 12, а слуги сатаны сразу находят более пятидесяти таких Иуд. В числе примкнувших к ВЦУ одним из первых оказался митр. Сергий (Страгородский). При виде такой революционной оперативности он с архиеп. Серафимом (Мещеряковым) и архиеп. Евдокимом (Мещерским) издает так называемый «меморандум трех» - воззвание ко всем иерархам подчиниться революционному ВЦУ - «единственно канонической церковной власти» (16 июня 1922г.). Также и далее все свои предательские деяния он именовал «единственно каноническими».

Смута в Церкви этим т. н. «обновленческим расколом» была произведена великая. Они собрали в 1923 году свой «Собор», на котором революционно лишили патр. Тихона всех санов и должностей и даже монашества, выработали множество беззаконных правил в виде женатого епископата, двоеженства священников, новый стиль календаря, русский язык в богослужении и др. К патр. Тихону в заключение поступали известия одно мрачнее другого. Он, видя катастрофическое положение Церкви, решается взять на себя грех: идет от себя лично, но не от Церкви, на примирение с советской властью. Конечно, следовало бы не отчаиваться и не идти на это, но он пошел на эту жертву, находя это необходимым для выхода Церкви из тупика.

Это дало то, что 25 июня он получил свободу и при первом же богослужении с амвона, а потом и в Послании произвел истинный суд над обновленцами. С этого момента вражеские устои стали рушиться: приходы обновленцев стали пустеть и переходить в верную Церковь; стали возвращаться с покаянием архиереи и священники, среди которых оказался и митр. Сергий. Патриарх Тихон из каких-то соображений принял митр. Сергия в сущем сане. Все считают это его ошибкой. И это уже через год выявилось в новое отступление Сергия.

20 декабря 1924 года митр. Сергий пишет свой проект будущего Собора и свой взгляд на будущую церковную политику в революционном духе, даже в более открытом, чем в будущей его «Декларации». И он это подает Е. Тучкову, которому ГПУ поручило заниматься «ликвидацией религии». Почему он подал не Патриарху, не в Синод, а в ГПУ, не ясно. Но она явно послужила избранию его через три года в великие предатели Церкви.

После этого митр. Сергий ведет не обоснованную канонически борьбу за власть с 10 епископами во главе с еп. Григорием (Яцковским) и побеждает, отправив их всех под запрет. Потом он то же производит по отношению к митр. Агафангелу, вернувшемуся из ссылки, и имеющему полное каноническое право на управление Церковью, которое он получил дважды: по Завещанию патриарха Тихона, и еще ранее по распоряжению взять власть при появлении обновленцев. Далее, для полной подготовки высшего Иуды ГПУ взяло его на Лубянку, где несколько месяцев воспитывало.

В апреле 1927 года митр. Сергий был выпущен на свободу, и сразу же стало всем видно, что его пребывание под арестом было не бесполезным … для врагов веры. Он выходит с законченным «воспитанием» и с большим грузом награды в целых 30 сребреников - рядом привилегий. Он тут же получает «благословение» на переезд из Нижнего Новгорода в Москву, получает разрешение и возможность создать свой Синод, хотя на это не имел канонического права. Это вызвало протесты многих видных архиереев: митр. Кирилла, митр. Иосифа и других. Так как Синод создаётся Поместным собором, а не одним человеком, хотя бы даже и законным Первоиерархом.

Уже это всех архиереев настораживало. Все ждали от м. Сергия его основных преступных шагов, и они вскоре последовали. Первой частью платы от него за явленную ему «милость» был выход пресловутой «Декларации», под названием «Послание пастырям и пастве» от 29 июля 1927 г . Этот день имеет полное право считаться днем рождения МП, как «блудницы», «жены», сидящей на звере багряном, «сатанинским сборищем». Хотя, надо оговориться, что первым шагом этого Иудинского деяния было то, о котором он сам оповещает в своем «послании»: обвинение всего духовенства Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) в антибольшевистских выступлениях. Он пишет: «Чтобы положить этому конец, мы потребовали от заграничного духовенства дать письменное обязательство в полной лояльности к советскому правительству во всей своей общественной деятельности. Не давшие такого обязательства или нарушившие его, будут исключены из состава клира, подведомственного Московской патриархии».

И он это сделал! Когда духовенство РПЦЗ, одной ее частью, управляемой Синодом в Сремских Карловцах (Сербия) во главе с митр. Антонием (Храповицким) отказалось от такой подписки, будучи не под советской властью, то было отправлено под запрет, фактически отторгнуто вместе с паствой от церковного единства против их желания и без их вины. Северо-Американская епархия во главе с митр. Платоном и Парижская, управляемая митр. Евлогием, дали уклончивый ответ и были временно оставлены Сергием без запрета. Но они несколькими годами позже также были «отлучены» за участие во вселенских панихидах по убиенным большевиками и за моления о гонимых ими.

Это, надо сказать, ужасно! За отказ присягнуть зверю багряному -отлучение от церкви. Кажется, этот шаг мог произвести только неверующий, или даже, осатаневший человек. Конечно, перечислением канонических правил и нравственных норм, которые нарушены, нельзя полностью выразить сам дух его предательства.

Главное, митр. Сергию, славящемуся своей ученостью, наверное, хорошо известно или должно было быть известно, что советская власть никак не может быть «кесарем», законным государственным образованием, так как получила власть не через преемство от законной власти, ни через всенародное свободное избрание, а через переворот – разбойничий захват. К тому же с момента объявления воинствующего атеизма своей государственной религией и введения безбожной однопартийной системы она являет себя не кесарем, а антихристом. Поэтому заявление о своей не враждебности к ней является ничем иным, как поклонением «зверю багряному». При диктатуре одной партии или одного вождя с богоборческой направленностью лояльность со стороны Церкви Христовой является прямой изменой Христу, переходом в лагерь сатаны всех подписавшихся в этом. Далее, не враждебность к однопартийной системе с антирелигиозной направленностью есть добровольный отказ от свободы проповеди, от исполнения завета Спасителя: «Идите, научите все народы» , потому что в данном случае говорит и учит одна партия, притом богоборческая, а остальные все слушают и беспрекословно выполняют её распоряжения. В тексте же его декларации показано признание им законности и простой гражданственности большевистского режима, который он называет своим.

«Тем обязательнее для нас теперь показать, что мы церковные деятели, не с врагами нашего советского государства и не с безумными орудиями их интриг, а с нашим народом и правительством. Засвидетельствовать то и является первой целью нашего послания».

Митр. Сергий здесь заставляет признавать Советский Союз не большевицкой богоборческой державой, в которой мы оказались духовно пленниками, а гражданской нашей родиной, т.е. советует надеть синие очки и верить, что все окрашено вовсе не в красный дьявольским цвет, а в небесный.
«Мы хотим быть православными и в то же время признавать Сов. Союз нашей гражданской родиной, радости и успехи которой - наши радости и успехи, а неудачи - наши неудачи ».
Да, действительно, трудно совместить: быть православным и иметь радость от успехов антихристова царства в деле мировой революции, о которой мечтали в то время большевики, или же в построении царства сатаны в силе - коммунизма.

Эта Иудинская «Декларация» и подписка под ней всего духовенства вызвала всеобщий протест. Самые видные иерархи стали обращаться к м. Сергию с протестами и увещеваниями вернуться на законный православный путь. С таким вопросом обратился к нему священномученик еп. Дамаскин (Цедрик), который в письме упрашивал его раскаяться и вернуться к верности Богу:

«Мои два вопроса:

1. Считаете ли Вы, Ваше Высокопреосвященство, что решение Ваше является голосом соборного иерархического сознания Российской Церкви?

2. Имеете ли Вы основания считать Ваш личный авторитет достаточным, чтобы противопоставить его сонму маститых иерархов, совершенно не разделяющих Вашу точку зрения?
Вы, Ваше Высокопреосвященство, не дали мне ответа, чем привели меня тогда в крайнее смущение».

Ответ на его вопросы ясен для каждого здравомыслящего человека: делать «заявление» от лица всей Церкви он не имел права: он не имел согласия всего епископата ни на свое воцарение, ни на проведение в жизнь своих новшеств, которые пошли в ущерб всей Церкви и вызвали всеобщее несогласие. Если даже для выдвижения кандидатуры на епископство требуется согласие всех епископов «области» - поместной Церкви, то, что же можно сказать о введении новой церковной политики? Соборный разум Церкви проявляется даже в возглашении «аксиос» (достоин) при рукоположении. Митр. Сергий же полностью попрал догмат соборности Церкви.

Ни с кем не согласованные новшества появляются и в богослужении: Он вводит в поминовение наряду с именем Местоблюстителя свое имя, что уже было неприемлемо для многих, особенно после его захвата власти и издания «Декларации». Затем следует указ об отмене ежегодного поминовения 25 января/7 февраля всех замученных и убиенных коммунистами, установленного Поместным Собором в 1918 году. Это положение мог бы отменить только равный Собор. Далее он вводит особое прошение в ектению: «Еще молимся о богохранимой стране нашей, властях и воинстве ея, да тихое и безмятежное житие поживем во всяком благочестии и чистоте». Что ни слово, то ядовитая ложь!

В словах «о богохранимой стране нашей» содержится просто издевка над чувствами молящихся россиян. В чем видна «хранимость» их в те страшные дни, когда Россию попирали враги всякой правды, когда кровь текла рекой, когда каждый жил под страхом, что в любую ночь арестуют и увезут неизвестно куда. Хотелось бы на эту успокаивающую ложь ответить словами древнего судьи Гедеона: «Если Господь с нами, то отчего постигло нас все это бедствие?» (Суд. 6,3).

А какой смысл в молитве за большевистское правительство, выраженное словами «о властех»? Он желал большевикам благополучного царствования на захваченном разбойничьим образом престоле и успеха в их кровожадных устремлениях? Или успеха в уничтожении веры Православной, ведь все видели в то время, что в этом состоит цель воцарения «зверя»? И воинству их он повелел вымаливать не иное, как завоевание мирового господства, ибо все устремления большевиков в то время были на совершение всемирной революции.

В этом же году, после введения всех новшеств, начались по указанию большевиков увольнения на покой сосланных архиереев и переводы епископов на другие кафедры, при этом местные власти, по указанию сверху, отказывались регистрировать вновь присланного, и неугодный архиерей оставался не у дела.

Все это и тем более «Декларация» с обязательной подпиской под ней вызвало протест почти всего духовенства. Как пишет игумен МП Иоанн (Снычев) (впоследствии «митрополит Ленинградский») в своей магистерской работе «Оппозиции митр. Сергию», что из 5000 экземпляров «Декларации», разосланных по епархиям и приходам, многие вернулись обратно с отрицательными отзывами и протестами, при этом в некоторых областях процент возвращенных «Деклараций» достигал 90%. Большая часть архиереев и священников, протестуя против принудительного подписания этой Декларации, отказались поминать за богослужением митр. Сергия. От него отделились старейшие и достойнейшие (законные кандидаты на местоблюстительство) митрополиты: Кирилл Казанский, Агафангел Ярославский и Иосиф Петроградский с их викарными епископами, также еп. Виктор (Островидов), еп. Алексий (Буй), почти все сосланные, отправленные на покой, томящиеся на Соловецком острове (большинство из 26). Соотношение противников и сторонников митр. Сергия такое: из 150 архиереев, числившихся в 1927 г. «отделяются от него более 80 архиереев, позиции 17 требуют уточнения, хотя есть все основания считать, что они не разделяли линию митр. Сергия, 8 архиереев первоначально не поддерживали линию митр. Сергия, хотя со временем и изменили свое мнение» («Православная Русь», 14, 97 г.). Остальные либо поддерживали митр. Сергия, либо о них нет данных.

Итак, митр. Сергий высказал самонадеянно открытую ложь, назвав свою «Декларацию» «заявлением самой Церкви».

Сергий вместо того, чтобы повернуть назад, наоборот усугубил зло: стал применять репрессивные меры к противникам своего курса. Теперь преследования несогласных с его новой церковной политикой стали вестись как с его стороны, так и со стороны его патронов в Кремле: он отправлял под запрет своих противников, а большевики распределяли их по тюрьмам и ссылкам как врагов советской власти. Так 11 апреля 1928 г. митр. Сергий отправляет под запрет за отказ от подписки под «Декларацией» митр. Иосифа (Петровых) и архиеп. Серафима (Самойловича). А к 1929 году уже лишены свободы еще многие: архиеп. Варлаам (Ряшенцев) и епископы: Виктор (Островидов), Алексий (Буй), Дмитрий (Любимов), Максим (Жижиленко), Илларион (Бельский), Дамаскин (Цедрик), Сергий (Дружинин), Павел (Кратиров) и др. Оставались в лагерях и ссылках ранее осужденные, несогласные с Сергием, и если кто-то из них освобождался по истечении срока, то лишь на самое малое время. В лагеря и тюрьмы последовали сотни священников и тысячи мирян за ту же «вину». Слова Откровения ап. Иоанна оправдались на сергианской МП: «Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и, видя ее, дивился удивлением великим» (Оте.17,6).

Остававшиеся на свободе верные люди управлялись выходившими из лагерей на время епископами Сергием (Дружининым), Алексием (Буем), а иногда и непосредственно епископами, находящимися в заключении. С этого момента Церковь стала уходить в катакомбы, управляясь священниками, рукоположенными тайно.

Теперь, просматривая страницы прошлого, приходится ломать голову: чего хотел добиться митр. Сергий сдачей духовных позиций Церкви? Почему он даже при виде кровавой поступи большевиков верил в их нормальность, надеялся на нормализацию отношений с ними и на возврат к мирной жизни Церкви? Возможно, он не хотел в них видеть «зверя багряного», старался внушить себе и другим, что это есть «кесарь» из страха лишиться власти, попасть на Соловки, быть расстрелянным.

Митр. Сергий надеялся получить благоденствие своей церкви страшной ценой, однако ошибочность его упований обнаружилась быстро: большевики, расправившись под его прикрытием и с его помощью с неугодными, по инерции стали расправляться и с оставшимися пригнувшимися пред ними. Вот такие данные приводит сергианский

«Нынешняя РПЦ не настоящая, она учреждена Сталиным», — такова одна из наиболее популярных антиклерикальных формулировок, звучащих сегодня в медийном пространстве. Действительно, в 1943 году политика государства в отношении Церкви резко изменилась. Изменилась ли при этом сама Церковь?

Митрополиты Сергий (Страгородский), Алексий (Симанский), Николай (Ярушевич) в окружении архиереев на Архиерейском Соборе. 1943 г.

Нераспавшаяся связь

Прежде чем отвечать на поставленный вопрос, следует уточнить ключевые понятия. Когда мы говорим о Церкви, речь может идти как о богочеловеческом организме, Главой которого является Сам Христос, так и о земной организации верующих людей во главе с церковной иерархией. Нельзя сказать, что Церковь-организм и Церковь-организация - это не связанные между собой явления. Но очевидным образом они не являются и тождественными. До тех пор, пока церковная организация хранит в чистоте православную веру и канонический строй, она является земным продолжением богочеловеческого организма Церкви, Тело Христова. В случае утраты чистоты веры и повреждения основ канонического строя эта связь нарушается, примером чего являются разнообразные еретические и сектантские сообщества, которые организационно могут быть весьма крепкими (например, мормоны или иеговисты).

Понятно, что к Церкви-организму Сталин не причастен (разве что в детстве, когда он еще воспитывался верующим и участвовал в церковных Таинствах, но тогда он был еще Джугашвили, а не Сталиным). Никакие исторические превратности, никакие сталины оказать воздействие на Церковь как Тело Христово не могут. Доказывать это нет необходимости. Очевидно, что когда говорят, «Сталин учредил РПЦ МП», имеют в виду именно земную церковную организацию. Так ли это? Чтобы разобраться в том, что такое Русская Православная Церковь как организация, потребуется небольшой исторический экскурс.

После Крещения Руси наша церковная организация оформляется как митрополия Константинопольской Церкви и существует в таком виде до середины XV века. Затем в результате отпадения (временного) Константинополя от Православия в связи с Флорентийской унией Русская Церковь становится автокефальной. Подобно византийским императорам верховными покровителями Церкви были московские великие князья, а затем цари. В результате реформ Петра Великого церковная организация оптимизируется в духе того времени. Патриаршество упраздняется, вместо него учреждается Святейший Синод. Реформа весьма значительная и по-своему беспрецедентная, но церковной самоидентичности она не нарушила: Русская Православная Церковь осталась Русской Православной Церковью и при Святейшем Синоде, и при государе-императоре как ее земном главе. Чистоты православной веры она не утратила и основ канонического строя не повредила (в отличие от Католической Церкви, не мыслящей себя без папства, Православная Церковь без патриаршества существовать вполне может), а посему, как и была, так и осталась продолжением богочеловеческого церковного организма на русской земле.

Нелегальная Церковь

Новейший период истории Русской Православной Церкви как организации начался в 1917 г. После падения самодержавия прежний синодальный строй сохраняться уже не мог. Собравшийся впервые за два с лишним века Поместный Собор восстановил патриаршество и принял целый том определений, в соответствии с которыми должна была строиться дальнейшая организационная жизнь Русской Православной Церкви. В частности, в соответствии с этими определениями, каждые три года должны были проводиться всероссийские соборы, патриарх должен был управлять Церковью не единолично, а во главе коллегиальных соуправляющих органов - Священного Синода и Высшего Церковного Совета. Правящие епископы должны были избираться при участии клириков и мирян епархии, в епархиальном управлении важная роль отводилась избираемым Епархиальным советам, а в приходском - соответственно, советам приходским. Эти определения предполагали, что жизнь Церкви будет протекать в более-менее спокойной обстановке, без вмешательства извне.

Вмешательство, однако, не заставило себя ждать, причем в самой агрессивной форме. Еще во время работы Собора новое советское правительство и его приверженцы на местах развернули открытое гонение на Церковь. Это привело, в частности, к тому, что выборные коллегиальные органы церковного управления вскоре прекратили существование, а после кончины святейшего Тихона в 1925 г. не было возможности избрать и нового патриарха. Во главе Русской Церкви, в соответствии с завещанием патриарха Тихона встал патриарший местоблюститель митрополит Петр (Полянский), а через восемь месяцев, после ареста священномученика Петра, в соответствии с его завещанием, заместителем патриаршего местоблюстителя стал митрополит Сергий (Страгородский). Надо заметить, что передача высшей церковной власти с помощью единоличных завещаний не согласуется с канонами, но в чрезвычайной обстановке тех лет церковное сознание спокойно восприняло такой способ сохранения церковно-организационного преемства, тем более что на авторов этих завещаний православные люди смотрели как на выдающихся исповедников.

При этом церковная организация, возглавляемая Московской патриархией, и при патриархе Тихоне, и при митрополите Петре, и поначалу при митрополите Сергии была нелегальной. Это не означает, что она действовала подпольно, но советская власть ее не признавала и всячески препятствовала православной иерархии (в отличие от иерархии обновленческой) исполнять ее канонические обязанности. Стремление добиться для православной церковной организации элементарных прав побудило митрополита Сергия в 1927 г. принять условия легализации, предложенные властью. Условия эти были весьма тяжелыми. Фактически и внешняя и внутренняя церковная деятельность ставилась под контроль органов госбезопасности. В то же время вопросы сугубо вероучительные и канонические советскую власть не волновали, в них она не вмешивалась, не требовала, например, рукополагать епископов пресвитерами, а тем более, признать во Христе две ипостаси или чего-нибудь еще в таком роде.

Удар по Церкви

Компромисс с властью, на который пошел митрополит Сергий, нанес сильный удар по моральному авторитету Московской патриархии, в оппозицию ему стали многие замечательные подвижники, такие как, например, первый, согласно завещанию патриарха Тихона, кандидат в патриаршие местоблюстители митрополит Кирилл (Смирнов). Заключенный глава Русской Православной Церкви митрополит Петр также счел курс своего заместителя неподобающим и призвал его исправить допущенную ошибку. Трагичность ситуации усугублялась тем, что политика митрополита Сергия никакого облегчения Церкви не принесла, гонение только усиливалось, достигнув в годы «большого террора» (1937-1938) небывалого в истории размаха. К началу II Мировой войны Церковь в России организационно была почти полностью разгромлена, на весь СССР оставалось всего четыре архиерея на кафедрах, включая самого митрополита Сергия, и несколько сот действующих храмов.

Однако при всей своей соблазнительности политика митрополита Сергия не сделала возглавляемую им церковную организацию безблагодатной. Московская патриархия и Русская Православная Церковь - это не одно и то же, как не одно и то же Россия и Совнарком. Православное вероучение и основы канонического строя компромиссом митрополита Сергия с властью повреждены не были, а личные грехи иерархов, пусть и высших, остаются их личными грехами, за которые они отвечают перед Самим Богом. Конечно, нет ничего хорошего, когда священнослужитель не имеет должного авторитета у своей паствы, нравственно недостойное поведение может отталкивать от него людей, но само по себе это еще не делает совершаемые через него Таинства безблагодатными. Таково учение Церкви, сформулированное еще во времена полемики с донатистами в IV-V вв.

К этому надо добавить, что о митрополите Сергии есть что сказать и доброго. Он, к примеру, был настоящий монах, никто из его оппонентов не мог бросить ему обвинения в неаскетичности. Имел и многие заслуги как церковный ученый и администратор (не одними политическими вопросами он занимался, будучи и во главе Московской патриархии, а пытался, например, облегчить пути воссоединения со старообрядцами). На компромисс с властью он пошел, исходя из интересов Церкви, хотя и понимаемых достаточно специфично. Высшую церковную власть он получил не из рук безбожных правителей, а был призван к ней патриаршим местоблюстителем митрополитом Петром, который, хотя и признал его политику ошибочной, но не стал объявлять об отстранении его от должности заместителя местоблюстителя. После мученической кончины митрополитов Петра и Кирилла в 1937 г. никаких других кандидатов в патриаршие местоблюстители, кроме митрополита Сергия, уже не оставалось. Наконец, нельзя умолчать и о том, что сонм новомучеников и исповедников Российских в значительной мере состоит из тех, кто от него, как от главы Московской патриархии, не отделялся.

Возрождение под контролем

Теперь, наконец, мы подходим к 1943 г., когда, по мнению некоторых, «Сталин учредил РПЦ МП». Что собственно тогда произошло? В силу политических причин, вызванных Мировой войной, Сталин осознал, что ему выгоднее не уничтожать церковную организацию, а использовать ее в своих интересах. Этим интересам отвечала внешне сильная Московская Патриархия, выступающая перед всем миром в поддержку политики советского правительства. Тогда-то и был в экстренном порядке созван Архиерейский Собор из 19 человек (к тем, кто пережил «большой террор» на свободе, добавились полтора десятка епископов, освободившихся из мест заключения, и рукоположенных за годы войны). Митрополит Сергий был провозглашен патриархом, был воссоздан Синод, началось планомерное замещение пустующих архиерейских кафедр. Вслед за этим были возрождены, хотя и в ограниченном количестве, духовные школы, ликвидированные еще в первые годы советской власти. Монастыри (за исключением Троице-Сергиевой Лавры, они все находились на территориях, побывавших под немецкой оккупацией) получили право на существование. Военное восстановление организационной структуры Русской Православной Церкви в основном было завершено на Поместном Соборе 1945 г., избравшего Патриарха Алексия I и принявшего «Положение об управлении РПЦ», которое действовало с поправками до 1988 г.

Конечно, давая согласие на возрождение церковной организации, советская власть позаботилась о том, чтобы обеспечить максимальный контроль над ней. Был учрежден специальный Совет по делам РПЦ при СНК СССР. Московская Патриархия должна была согласовывать все вопросы, представляющие интерес для власти, с сотрудниками этого Совета, а на местах архиереи должны были считаться с уполномоченными Совета, которые назначались во все области, где были действующие церкви. Само «Положение об управлении РПЦ» перед тем, как оно было принято Собором, было рассмотрено и допущено Совнаркомом. Конечно, это «Положение» заметно отличалось от постановлений о церковном управлении, принятых Собором 1917-1918 гг.

Перевернутая страница

Значит ли все это, что «Сталин учредил РПЦ МП»? Не значит. Не Сталин ставил во епископов будущих патриархов Сергия и Алексия, свои поставления они получили еще до революции (хиротонию епископа Алексия в 1913 г., кстати, возглавил антиохийский патриарх Григорий IV). Некоторые другие архиереи, участники Соборов 1943 и 1945 гг., были поставлены в патриаршество святейшего Тихона — святитель Лука (Войно-Ясенецкий), например. В юрисдикцию Московской патриархии вернулась и немалая часть из тех, кто в 1920-1930 гг. находился в оппозиции митрополиту Сергию (правда, не многим из них довелось пережить сталинский предвоенный «большой террор»). Самое яркое имя среди них — святитель Афанасий (Сахаров). Были священники, рукоположенные подпольно до войны, после войны вышедшие на открытое служение, например, о. Сергий Никитин - будущий епископ Стефан. Были русские епископы и священники из эмигрантов, также признавшие Московскую Патриархию и воссоединившиеся с ней в 1940-е, например, архиепископ Серафим (Соболев). Никто из них не был сталинской креатурой, как и тысячи других подвижников, которые были и остались членами Русской Православной Церкви, не взирая ни на Сталина, ни на прочих мироправителей.

А то, что внешние формы церковной организации были выстроены в соответствии с требованиями советской власти, значит не так уж много. Эти формы всегда, так или иначе, приспосабливались к условиям существования Церкви. Другие поместные Церкви тоже не избегали подобного рода подстраивания под среду (об одной только Константинопольской патриархии можно на эту тему очень много печального написать - куда больше, чем о патриархии московской). Как только советская власть ослабела, на Поместном Соборе 1988 г. был принят новый «Устав об управлении Русской Православной Церкви», при разработке которого (а разработчиком был архиепископ Смоленский и Вяземский Кирилл - наш нынешний Патриарх) были не в последнюю очередь учтены и постановления Собора 1917-1918 гг. Советская страница истории перевернута, и если были в церковных рядах пособники богоборческой власти, то вовсе не они являются главными героями Русской Церкви ХХ века, а новомученики и исповедники Российские. Можно быть уверенным, что их торжественное прославление в планы Сталина точно не входило. Связь Церкви-организации в России и Церкви - Тела Христова, богочеловеческого организма - не разрушена. Историю Церкви периода коммунистических гонений, конечно, надо изучать, не закрывая глаза и на ее неприятные страницы, но оценивать их нужно трезво и, тем более, не спекулировать ими.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»