Пасхальное послание святейшего патриарха кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам русской православной церкви. Каждую Пасху мы слышим фразы «Христос воскрес!» и «Воистину воскрес!», но не всегда знаем, что они означают,

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Фото с Пасхального Праздничного Богослужения. Пока фотографий немного, к концу недели обещаем обновить данную страничку и добавить фото других фотокорреспондентов нашего храма.

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ

Высокопреосвященнейшего СЕРГИЯ

Митрополита Самарского и Сызранского

боголюбивым пастырям, монашествующим и всем верным чадам Самарской и Сызранской епархии Русской Православной Церкви

«Мы погреблись с Ним крещением в смерть,

дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца,

так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим.6.4)

Сердечно поздравляю Вас, дорогие о Христе Воскресшем боголюбивые пастыри, монашествующие и все верные чада Святой Православной Церкви нашей епархии! Приветствуя каждого из вас Пасхальным целованием, обращаю к вам полные неизреченной радости слова:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Величайший из праздников празднуем мы сегодня, прекраснейшее из торжеств торжествуем. Светлая Пасхальная радость, сияющая в наших сердцах, согревает нас среди земных забот, вдохновляет на жизнь в добре и любви, дарует нам предчувствие собственного грядущего воскресения.

Дивно и непостижимо Воскресение Христа Спасителя нашего. Оно есть начало общего воскресения, простирающегося на все наше христианское настоящее и даже до грани всемирного будущего, вечного. Само Воскресение Господа нашего Иисуса Христа уму нашему могло бы казаться только символом, а не действительностью, если бы не явился Христос ученикам Своим и многим братьям, как о том свидетельствуют апостолы.

Вся Святая Церковь верует в действительное Воскресение Христа и в этом — глубочайший смысл нашей веры. Воскресение Христово есть жизнь, залог вечной жизни и радости.

Без веры в Воскресение Христово зачем было бы нам говорить о жизни, об истине, о добре и радости, о счастье, если над всем царствует смерть, которая все уравнивает и которая не знает различий добра и зла? И как было бы безотрадно нам, если бы светлый луч упования не светил нам из гроба Воскресшего Спасителя, как вестник бессмертия и воскресения нашего.

Но мы, чада Церкви Христовой, «смерти празднуем умерщвление»; мы веруем, что не смерть царствует в мире, а «жизнь жительствует», как вещает нам церковное слово святителя Иоанна Златоуста, и как в светлую ночь Святой Пасхи говорит нашему сердцу повторяемая без конца ликующая, победная пасхальная песнь: «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав»».

Воскресший Искупитель, ценой Голгофской жертвы примиривший человечество с Богом, в Самом себе, в своем воскресшем и прославленном теле, открыл и указал нам путь к вечной жизни, которую мы утратили через грехопадение Адама. Называя Господа Иисуса Христа Вторым Адамом, Святая Церковь учит нас видеть в нем Восстановителя нашего падшего естества, благословенный Начаток (Колос. 1, 18) нашего духовного возрождения, Первенца из мертвых, возводящего нас к нетлению и вечному блаженству.

С Воскресением Господа Иисуса Христа из мертвых страх перед смертью уступил место твердой и радостной надежде, с которой вступает человек в открывающийся ему при кончине горний мир. Не только праведник, но и последний из грешников, не ожесточивший души своей, но искренне сокрушающийся о своих греховных падениях, может твердо надеяться на неизреченную милость Божию к себе, помня великие слова Спасителя: «В доме Отца Моего обителей много….Я иду приготовить место вам» (Иоанн. 14,2). Ибо воскрес Христос уже не пророчески (Псал.21,23) и не в общем учительном смысле, но во всей глубине значения. Он именует Своих учеников братьями: «Иди ко братьям Моим» – повелел Он Марии Магдалине, — «и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Иоанн.20.17; Мф.28.10). И если в наши дни разделенные христиане именуют себя братьями во Христе, не означает ли это, что преславное Воскресение Христово является для всего христианского мира свидетельством и силой общехристианской ответственности за восстановление того единства, которое было предметом Первосвященнической молитвы нашего Искупителя, того единства, в котором заключена полнота нашего общехристианского братства?

Воскрес Христос и явился миру, и это явление Он удостоверил преподанием мира ученикам, «Мир вам (Иоанн.20.19;21,26), — сказал Он, и этот мир наполнил радостью сердца их, утверждая познание истины Воскресения. И отвечая на Его Божественный призыв, «Мир всем» возглашает и наша Святая Православная Церковь, проповедуя Воскресение Христово. Всею силой благодати, данной Ей от Бога, стремится Она к утверждению мира в душах людей, мира между людьми разных национальностей и вероисповеданий. «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас», сказал Господь Своим ученикам, полагая тем начало деятельного служения апостолов миру. Так и мы, верные чада нашей Матери- Церкви, восприняв весть Воскресения, направим, «ноги наши на путь мира» и мысли наши «еже работати Господеви». Это наше миротворческое делание, сливаясь с усилиями всего православного мира и всех людей, кому не безразлична судьба христианской цивилизации, духовного богатства, оставленного нам Христом, мы верим, увенчается благословенным успехом. Прочный и справедливый мир и благоденствие установятся и восторжествуют и в пределах нашего Отечества, и у братских и единоверных нам народов!

Меньше чем через месяц мы будем торжественно отмечать 70-летие Победы в Великой Отечественной Войне. В те тяжелые годы на грани жизни и смерти, в душе народной с новой силой пробудилась святая православная вера. Для многих наших соотечественников это стало началом новой жизни — жизни во Христе. Тогда светозарный Праздник Пасхи Христовой также пришелся на разгар весны и предшествовал всенародному празднику Великой Победы. Воскресший Христос Спаситель благословил обратившихся к нему людей Своих миром (Пс.28,11).

От всего сердца желаю вам, отцы и братия и сестры, возлюбленная моя паства, во всей полноте насладиться радостью Пасхальных дней, соединяясь со Христом Спасителем. Ему же, Воскресшему, всякая слава, и честь, и держава, со Святым Духом, во славу Бога Отца (Св. Григорий Богослов, слово 44-е).

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!

Высокопреосвященнейший СЕРГИЙ

Митрополит Самарский и Сызранский



Пасха Великий праздник, в этот день принято поздравлять друг друга словами «Христос Воскресе» и отвечать на них «Воистину воскресе». Всю пасхальную неделю приятно ходит друг кдруг в гости, дарить крашенки и куличи, ведь во время Великого поста в гости ходить не разрешается, ибо это время, которое человек должен потратить на то, чтобы очистить свою душу и телу. символизирует окончание поста, а значит, пора поздравлять всех с эим Великим праздником, дарит много приятных слов и пожеланий.

Издавна общение в письменной форме – это один из самых популярных видов коммуникации. А в век высоких технологий стали доступны короткие сообщения – смс, которые позволяют поздравить всех, кого хочется поздравить быстро и удобно.

Короткие поздравления с Пасхой

Со слов «Христос воскресе» принято начинать любое пасхальное поздравление, и смс сообщения не исключения. Отвечать также следует словами «Воистину воскресе», даже если это поздравление смс. Но, иногда стандартного ответа «Воистину воскресе» на поздравление мало, и хочется добавить еще немного пожеланий и теплых слов. Например, можно использовать следующие поздравления:




Воистину Воскресе!
Желаем радости, добра, чудес!
И всегда помнить день победы жизни над смертью!
*
Христос Воскресе!
Природа чудес полна, она дарит тепло в этот день.
Над миром блаженная тишина царит,
Христос Воистину воскресенье!
*
Пасха приходит с весенним теплом,
Птицы вспорхнули ввысь
И светло на душе: Христос Воскресе!
И все вокруг словно шепчет: Воистину воскресе!
*
Христос Воскрес!
Наполнил души радостью и счастье,
А чтобы праздник был веселей
Кушайте яйца, кто быстрей!
*
Христос Воскресе!
Поздравляю с Пасхой
В слова закладываю ласку!
Пусть на сердце поет весна
И жизнь красок была полна!
Воистину Воскресе Христос!

Как правильно писать поздравление

У многих людей возникает вопрос о том, как пишется «Воистину Воскресе», ведь поздравить с Пасхой хочется грамотно. Словосочетание это состоит из двух слов «Воистину» и «Воскресе». «Воистину» следует писать слитно и с большой буквы. Так как истина – это сущность, в которую войти никак нельзя. А на праздник вы можете приготовить .

Еще один вопрос, который часто возникает у православных, это как правильно писать и говорить «Воистину воскрес» или «Воистину воскресе». Дело в том, что церковнослужители всегда говорят «Воистину Воскресе», а для мирян форма более упрощена словосочетанием «Воистину Воскрес». Какую из этих форм использовать, каждый сам для себя выбирает. К примеру, дети всегда перенимает привычки своих родителей, поэтому, иногда та или иная форма является в семьях уже устоявшейся и привычной.




Поздравления Воистину воскрес

Воистину воскресе смс наверняка порадую того, кто будет читать поздравления в день Великой Пасхи. Ведь получать так приятно, сразу ощущается атмосфера праздника и вселенской любви! Не стоит скупиться на поздравления!

Из далеких Палестин,
Мир получил благую весть:

*
Пусть Господь не оставит вашу душу без радости и чудес!
Христос воскрес! Воистину воскрес!
*
Христос Воскрес!
Желаю доброты, любви, чудес!
Воистину воскрес!
*
Солнышко с небес шепчет:
«Христос Воскрес!»
И все вокруг вдруг оживает и смело солнцу подпевает:
«Воистину воскрес!»
*
Журчит лишь об одном ручей,
Поют лишь об одном птенцы:
Христос воскрес!
И лес вдруг стал светлее, гуще:
Воистину Христос воскрес!
*
Пусть Светлый Праздник Пасхи
Подарит много вкусных куличей, улыбок и объятий!
Христос Воскрес и подарил миру веру и надежду!
Воистину воскрес!
*
Пусть стол богатым будет,
И мир дарит любовь.
Христос все муки пережил, Христос воскресе!
Воистину воскрес!

Н азвать этот день праздником, даже самым большим праздником – слишком мало. Он важнее любого праздника и значимее любого события в мировой истории. В этот день все человечество, а значит – каждый из нас, получили надежду на спасение, потому что Христос воскрес. Этот день называется Пасхой, что значит – «переход», и отмечается в Православной Церкви как самый главный день в году. В Пасхе – вся суть христианства, весь смысл нашей веры.

«С лово «Пасха», – пишет святой Амвросий Медиоланский, – означает «прехождение». Назван же так этот праздник, торжественнейший из праздников, в ветхозаветной Церкви – в воспоминание исхода сынов Израилевых из Египта и вместе с тем избавления их от рабства, а в Церкви новозаветной – в ознаменование того, что Сам Сын Божий, чрез Воскресение из мертвых, перешел от мира сего к Отцу Небесному, от земли на Небо, освободив нас от вечной смерти и рабства врагу, даровав нам «власть быть чадами Божиими» (Ин. 1,12).

Р аспятие Христа произошло в пятницу, которую мы теперь называем страстной, на горе Голгофе, вблизи городских стен Иерусалима. Один из учеников Спасителя, Иосиф Аримафейский, с разрешения прокуратора Иудеи Понтия Пилата снял тело Спасителя с Креста и похоронил Его. Первосвященники выставили у Гроба Господня стражу.

П о иудейским обычаям, гроб представлял собой пещеру, выдолбленную в скале. Тело умершего смазывали маслами и благовониями, обвивали тканью и клали на каменную плиту. А вход в пещеру закрывали большим камнем. Так поступили и с телом Иисуса – за одним исключением. Его Погребение было совершено в спешке – заканчивалась пятница, а в субботу (которая наступает с вечера пятницы) по иудейским обычаям нельзя делать никаких дел. И поэтому тело Иисуса не успели умастить благовониями.

Б лагочестивые женщины, ученицы Христа, очень переживали по этому поводу. Они любили Христа, и им хотелось, чтобы Он ушел в Свой последний земной путь «как полагается». Поэтому рано утром в воскресенье, взяв благовонные масла, они поспешили к Гробу, чтобы исполнить все, что нужно. Благовонные масла еще называются миром, вот отчего тех женщин мы называем женами-мироносицами.

«П о прошествии субботы, на рассвете первого дня недели, пришли Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых…» (Мф. 28,1-7) – так повествует Евангелие.

Ж енщины, изумленные самим фактом явления им Ангела, действительно подошли и посмотрели. И удивились еще больше, увидев, что гробница пуста. В пещере лежала только ткань, в которую было завернуто тело, и платок, который был на голове Христа. Немного придя в себя, они вспомнили слова, сказанные когда-то Спасителем: «Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12,40). Они вспомнили и другие слова Христа о Воскресении через три дня после смерти, казавшиеся им туманными и непонятными. Ученики Христа думали, что слова о Воскресении – это метафора, что Христос говорил о Своем Воскресении не в прямом смысле, а в переносном, что речь шла о чем-то другом! Но оказалось, что Христос воскрес – в самом прямом смысле этого слова! Печаль женщин сменилась радостью, и они побежали сообщить о Воскресении апостолам… А стражники, которые дежурили возле Гроба и видели все, немного придя в себя от удивления и испуга, пошли рассказать об этом первосвященникам.

Э то сейчас мы точно знаем, что после мучений Христа будет Его вечная слава, а после распятия на Кресте – Его светлое Воскресение. Но представьте состояние Его учеников: униженный, ненавидимый властями и не принятый большинством людей, их Учитель умер. И ничто не вселяло в апостолов надежду. Ведь даже Сам Иисус умирал со страшными словами: «Боже мой! для чего Ты оставил Меня?» (Лк. 15,34). И вдруг ученицы Христа сообщают им такую радостную новость…

В ечером того же дня апостолы собрались в одном иерусалимском доме, чтобы обсудить происшедшее: сначала они отказывались верить в то, что Христос воскрес – слишком уж это было неподвластно человеческому пониманию. Двери дома были наглухо заперты – апостолы опасались преследования властей. И вдруг неожиданно вошел Сам Господь и, встав посреди них, сказал: «Мир вам!»

К стати, апостола Фомы в воскресенье в том иерусалимском доме не было. И когда другие апостолы рассказали ему о чуде, Фома не поверил – за что, собственно, и был про-зван неверующим. Фома не верил в рассказы о воскресении Иисуса до тех пор, пока собственными глазами не увидел Его. А на Его теле – раны от гвоздей, которыми Христа прибивали к Кресту, и пробитые копьем ребра Спасителя… После этого Фома, как и дру-гие апостолы, пошел проповедовать – донести до каждого Благую весть. И мученически умер за Христа: он-то точно знал, что Христос воскрес, и даже угроза смертной казни не заставила апостола перестать говорить об этом людям.

П осле этого Господь являлся апостолам, и не только им, еще не один раз – до тех пор, пока на сороковой день после Своего Воскресения не вознесся на Небо. Прекрасно зная человеческую природу: мы ничему не верим, пока не убедимся в этом сами, Иисус, по сути, пожалел своих учеников. Чтобы они не мучились сомнениями, Он часто находился среди них, разговаривал с ними, подтверждая тем самым то, во что поверить на первый взгляд было невозможно – в то, что Христос воскрес!

А постол Павел, который вообще никогда не видел Христа в Его земной жизни, но ко-торому Он явился после Своего Воскресения, обозначил суть нашей веры: «Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна… то мы несчастнее всех человеков» (1Кор.15,17-19).

«С воим Воскресением Христос дал людям постигнуть истинность Своего Божества, истинность Своего высокого учения, спасительность Своей смерти. Воскресение Христа – это завершение Его жизненного подвига. Иного конца не могло быть, ибо это прямое следствие нравственного смысла Христовой жизни», – это слова из пасхальной проповеди архимандрита Иоанна (Крестьянкина).

Х ристос воскрес и вознесся на Небо, но Он всегда присутствует в Своей Церкви. И любой из нас может прикоснуться к Нему – на главном христианском богослужении, литургии, когда священник выходит к людям с Телом и Кровью воскресшего Христа…

И нет на земле слов радостнее, чем те, что говорят друг другу люди в Светлое воскресенье и последующие сорок дней: «Христос воскресе! Воистину воскресе!»

"Воскресение Твое, Христе Спасе,
Ангели поют на небесех, и нас на
земли сподоби чистым сердцем
Тебе славити" (Стихира на утр., гл. 6)


Возлюбленные о Господе отцы, братия и сестры!


В сей нареченный и святой день Воскресения Христова, поздравляю всех вас с Праздником праздников, с Торжеством из торжеств, с наступившим светлым и радостным праздником Святой Пасхи Божией Спасительной, и приветствую вас вечно живыми, никогда не умирающими словами пасхального приветствия: "Христос Воскресе!"
Воскресение Христово - центральное событие мировой истории, ибо воистину "Христос воскрес из мертвых, Своею смертью смерть попрал и сущим во гробех вечную жизнь даровал!" Благодаря искупительному подвигу Спасителя, наиболее полно выраженному в Его Боговоплощении, в Крестной смерти Христа, Его Воскресении и Вознесении, преодолена пропасть, отделявшая людей от Бога, и человек, отпавший некогда от своего Создателя и Небесного Отца, становится причастником Божественной жизни.
Пасха "столько превосходит все торжества человеческие и земные, - свидетельствует святитель Григорий Богослов, - сколько солнце превосходит звезды". Поэтому нет для христианина более торжественного и великого дня, чем день Светоносного Воскресения Христова, несущий нам спасение и Жизнь Вечную.
Неоднократно на протяжении пасхальных дней мы с вами будем слушать слова: "Воскресения день, просветимся, людие". Какой трогательный, какой жизнеутверждающий призыв! Он особо важен для нас сейчас, когда в обыденной жизни мы так часто встречаемся с многообразными и многочисленными трудностями, скорбями, разнузданными силами греховной тьмы, ввергающими нас во всяческую нечистоту, малодушие и неправду.
Но пришел, приходит и будет приходить невечерний Воскресения день! И от этого сердца наши всегда преисполняются светлой духовной радостью. И оказывается, что все эти трудности, вся эта тьма, вся эта ложь и неправда не вечны, все это преходяще!
Святая Пасха переживается нами не как событие давней истории, но как торжество действительной встречи с восставшим от Гроба Христом Жизнодавцем, Победителем ада и смерти. Христос - новая Пасха! В своем эсхатологическом аспекте Святая Христова Пасха, как и Божественная Евхаристия, преисполнены радостью хотя и частичного, но реального приобщения нас к блаженной жизни будущего века. В тропаре в конце "Последовании ко св. Причащению" говориться: "Попали огнем невещественным грехи моя, и насытитися еже в Тебе наслаждением сподоби, да ликуя возвеличаю, Блаже, два пришествия Твоя". Мы уже "насыщаемся наслаждения", которое в полной мере будет свойственно будущему веку. Священник, причастившись, в любой день года читает пасхальный тропарь: "О, Пасха велия и священнейшая, Христе! О, Мудросте, и Слове Божий, и Сило! Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего" (Пасхальный канон. Творение преп. Иоанна Дамаскина. Песнь 9, троп. 2-й).
Да дарует воскресший Христос Спаситель в эти светоносные дни Пасхи всем нам мир, мир детям, семьям нашим, согласие и духовное единство жизни всего нашего общества. Ещё раз от всего сердца поздравляю всех вас, возлюбленные о Господе отцы, братия и сестры, дорогие чада Русской Православной Церкви, с Пасхой Господней! И вновь, и вновь возглашаю:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!


ВОИСТИНУ ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!


Настоятель храма во имя Казанской иконы Божией Матери
в Вырице

протоиерей Георгий Преображенский.

Пасха Христова 2007 год.

+ + +


Несомненность Истины



«Христос Воскресе - Воистину Воскресе!» повсюду слышится в эти пасхальные дни; для кого-то эти прекрасные слова - просто дань традиции; люди просто не задумываются о реальности, стоящей за ними. Между тем, Апостольское возвещение - на котором стоит Церковь - это возвещение о реальном историческом событии; Человек, умерший на Кресте и погребенный, сверхъестественным образом вернулся к жизни; ученики видели Его воскресшим; Он повелел им проповедовать Евангелие по всему миру. К сожалению, есть вопрос, который в наше время люди избегают ставить - это вопрос об истине. Правда ли это? Произошло ли это на самом деле? Происходит это потому, что вопрос об истине поднимает вопрос о выборе и ответственности - если это правда, то это меняет всю нашу жизнь.

Обращаясь к историческим источникам , мы находим - даже с чисто исторической точки зрения - серьезнейшие основания верить в то, что это - правда. Мы узнаем о Воскресении Христовом из свидетельства Апостолов, запечатленного в Священном Писании Нового Завета . Для нашей веры - и для ее защиты перед лицом неверия - очень важно, когда были написаны тексты, вошедшие в его состав, исходят ли они от непосредственных свидетелей Евангельских событий.

Здесь мы можем обратиться к библеистике, т.е. науке, исследующей Библию как исторический и литературный памятник. Это очень серьезная научная дисциплина, затрагивающая историю, археологию, лингвистику и многие другие области знания. Над тщательным исследованием Библии как исторического документа трудятся множество ученых из разных стран мира, как христиан, так и неверующих. Одна из задач библеистики - выяснение времени написания тех или иных новозаветных текстов .

Существуют различные методы датировки текстов, но, несколько упрощая, их можно разбить на следующие категории:

1. Внешние данные - цитирование этого документа или его упоминание у более поздних авторов. Если, например, св.Игнатий Антиохийский (замучен в при императоре Траяне в 107 г.н.э) и св.Иустин Мученик (казнен в 166 г. н.э.) упоминают Евангелие от Иоанна, то мы можем заключить, что к моменту, когда они это писали, Евангелие от Иоанна уже существовало и считалось авторитетным.

2. Внутренние данные - соответствие содержания текста условиям, существовавшим в определенную эпоху. В этом отношении для датировки новозаветных текстов очень важен 70 г. н.э., когда после неудачного восстания иудеев против Рима иерусалимский Храм был разрушен. Это была одна из ужаснейших катастроф в истории Израиля, и иудеи оплакивают ее до сих пор. Так вот, из содержания значительной части новозаветных текстов следует, что они были написаны в период, когда Храм продолжал стоять, а Иудея еще не подверглась страшному разгрому 70-го года. Например, автор послания к Евреям стремится убедить своих адресатов отказаться от участия в храмовых жертвоприношениях, так как после раз и навсегда совершенной жертвы Христа они потеряли всякий смысл - но ни слова не говорит о том, что эти жертвоприношения попросту невозможны, так как по закону их можно совершать только в иерусалимском Храме, а Храм уже разрушен. Святой Апостол Павел посвящает очень много места полемике с попытками сделать обязательным для христиан соблюдение Моисеева Закона - но нигде не говорит о том, что Закон Моисеев просто невозможно соблюсти: Закон предполагал храмовое богослужение, которое после 70-ого года стало невозможным.

3. Данные археологии - датировка древнейших дошедших до нас рукописей. Древнейший манускрипт Евангелия от Иоанна датируется 120 г. н.э., то есть само Евангелие было написано не позже этого времени.

Не останавливаясь подробно на методах датировки, отметим, что в наше время все, в том числе нехристианские исследователи (которые не считают Новый Завет богодухновенным) согласны в том, что значительная часть новозаветных документов написана в первом веке - при жизни первого, максимум второго поколения учеников Иисуса. Вот, например, датировка, которую приводит известный религиовед Мирча Элиаде (не христианин) в своем "Словаре религий, обрядов и верований" (Рудомино, 1997):

Послания Павла - 50-60 гг

Евангелие от Марка - около 70 г.

Евангелия Луки и Матфея - около 80 г.

Евангелие от Иоанна - около 100 г.

Я сознательно беру эти данные у неверующего ученого - сейчас мы рассматриваем новозаветные тексты просто как исторические свидетельства о том, во что верила определенная группа людей в определенное время. Хотим ли мы разделить убеждения первых христиан - вопрос нашей веры; во что они верили, и как эта вера отразилась в новозаветных документах - вопрос научного исследования.

Подведем некоторые итоги. Документы, вошедшие в Новый Завет, были написаны в промежутке от 20 до 70 лет после евангельских событий. Ученики Иисуса - причем уже их первое поколение - провозглашали, что Иисус умер и воскрес, и что через Его искупительное служение Бог даровал нам спасение. Они были убеждены в истинности этого возвещения настолько, что охотно претерпевали за него жестокие гонения, нередко - пытки и смерть. У нас не очень много вариантов, чтобы объяснить такое поведение.

а) они сознательно лгали. Тогда непонятно, как они шли на смерть ради заведомой лжи.

б) они все и одновременно стали жертвой галлюцинаций, какой-то формы массового психоза - тогда непонятно:

1) почему все сразу, одновременно и одинаково?
2) как безумие могло привести к моральному возрождению и горячему стремлению к праведной жизни?
3) новозаветные тексты не свидетельствуют о безумии их авторов,
4) куда, в таком случае, исчезло тело Иисуса?


в) они действительно видели Иисуса распятым, а потом воскресшим. Как пишет святой Апостол Павел:

Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял, [то] [есть], что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он по гребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне, как некоему извергу. Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию. Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною. (1-е Кор. 15:3-9)

Это апостольское возвещение ставит нас перед необходимостью сделать выбор - мы можем поверить их свидетельству или отвергнуть его. Но в свете исторических данных мы в любом случае должны признать, что это - свидетельство, исходящее от очевидцев.

Разум здесь свидетельствует в пользу веры; не только вера Церкви, но и исторические свидетельства побуждают нас исповедать: «Христос Воскресе! - Воистину Воскресе!»


← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»