Танки израильской армии. Советские танки на службе Израиля (25 фото). Двигатель и трансмиссия

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Если первыми боевыми самолетами, которые оказались в распоряжении израильской армии,стали Мессершмитты чешской послевоенной сборки (S-199), то их первыми танками стали английские «Кромвели». При этом первые два средних танка Cromwell были в буквальном смысле угнаны прямо из-под носа у англичан. В этой детективной истории оказались замешаны два сержанта: ирландец-механик Майкл Фланаган и шотландец Гарри Макдональд. Один из угнанных ими танков до сих пор можно увидеть в Латурне, где расположен израильский музей бронетанковых войск «Яд ле-Ширьон».

В 1947 году Великобритания приняла решение отказаться от своего колониального мандата на управление Палестиной. Англичанам откровенно надоело искать какое-либо решение арабо-еврейского конфликта, поэтому они решили устраниться от данной проблемы. Официально окончание действия их мандата должно было произойти 14 мая 1948 года. В тот же день было объявлено о создании независимого государства Израиль, после чего начался второй этап арабо-израильской войны 1947-49 годов, которая в самом еврейском государстве, как и в большинстве стран мира, носит название «Война за независимость» (в то время как государства, которые сочувствовали антиизраильской коалиции, называют ее по-другому - «Накба», то есть «катастрофа»).


Фактически война на территории Палестины началась еще до того, как ее покинули представители британской администрации. Однако на первом этапе данного конфликта боевые действия носили исключительно позиционный характер, а стороны конфликта главным образом занимались добычей вооружения, строительством фортификационных сооружений и укреплением своих позиций. При этом к началу войны евреи успели создать две крупных военных организации полуподпольного плана - «Хагану» и «Иргун». Обе организации в 1948 году были распущены, влившись в образованную в мае того же года Армию обороны Израиля (ЦАХАЛ).

При этом Армия обороны Израиля была вооружена самым различным по своему происхождению оружием. Сбор различного оружия начался задолго до мая 1948 года. Собранные евреями арсеналы были невероятно разномастные по моделям, калибрам, происхождению и возрасту. К примеру, еще до начала Второй мировой войны в распоряжении Хаганы появились пистолеты-пулеметы, полученные контрабандным путем, это были финские «Cуоми» и американские «Томпсоны», которые были очень удобны для боев в городе и поселениях. Не прекращался поток контрабанды оружия и после завершения большой войны в Европе. С 1946 по 1948 годы в Израиль было передано более 1300 различных пистолетов-пулеметов, а еще примерно 870 пистолетов-пулеметов, главным образом британских «Стэн», было добыто за период 1941-1947 годов непосредственно «на месте». Их похищали с британских складов, покупали у арабских контрабандистов и т.д. Таким же способом шла добыча магазинных винтовок и даже легких минометов.

В результате территория Палестины оказалась буквально нашпигована оружием. Схроны находили по всей стране. Так в 1946 году в Тель-Авиве только в одном здании школы Тахемони представители британской администрации обнаружили более 50 минометов, 50 винтовок и несколько тысяч патронов и мин к ним. А в кибуце Дорот было найдено два десятка пистолетов-пулеметов и ручных пулеметов. Оружие покупалось даже у самих британцев. При этом объяснялось это достаточно просто: дисциплина в войсках, которые уже считали дни до своего ухода из Палестины, мягко говоря, хромала. К примеру, уже в 1951 году в Великобритании был осужден офицер, который в 1948 году продал евреям партию оружия. Первоначально он собирался сбыть всю партию арабам за 25 000 фунтов стерлингов, однако представители Хаганы предложили за нее 30 тысяч и выиграли. В результате этой сделки они получили бронеавтомобиль, машину типа «джип», 180 пулеметов «Браунинг», винтовки и тысячи патронов к ним. При этом «Хагана» скупала оружие не только у британцев, но и у самих арабов на территории Палестины, а также соседних Египта и Сирии.

Шла охота и за серийной бронетехникой, ее добывали у тех же британцев. В некоторых случаях бронеавтомобили просто угонялись. Действовали евреи по всем правилам: брали бронемашину под свое наблюдение и дожидались того момента, пока экипаж отправится искупаться или перекусить. Однако речь шла не о танках. Первые танки, которые стали родоначальниками израильских танковых войск, были угнаны у британского контингента самими британскими военнослужащими гусарского полка, расположенного в Хайфе. Это были два средних танка Cromwell, вооруженных 75-мм пушками.

До отмены действия британского мандата в Палестине Хагана успела раздобыть перечисленные выше два танка «Кромвель», один бронеавтомобиль «Даймлер», два разоруженных танка «Шерман» (были куплены) и разведывательный автомобиль GМС «Оттер». Уже в мае 1948 года началось формирование израильской бронетанковой службы, однако на 15 мая из всех танков только что провозглашенного израильского государства на ходу был лишь один. В июне того же года в Израиль прибыли 10 легких танков «Гочкис» Н-39, которые на тот момент времени являлись безнадежно устаревшими машинами, их купили во Франции. А в июле «Гочкисы», «Кромвели» и «Шерманы» уже приняли участие в боях с арабами в составе 82-го танкового батальона Армии обороны Израиля. При этом из 30 неисправных танков «Шерман», которые спешно были приобретены в Италии, во время войны удалось ввести в строй всего две машины.

Возвращаясь к британскому среднему танку «Кромвель», который по английской терминологии был крейсерским танком, можно отметить, что во время Второй мировой войны этот танк по праву считался одной из лучших британских боевых машин. Данный танк был создан в Великобритании уже в годы войны и, благодаря сравнительно легкому бронированию и мощному двигателю «Роллс-Ройс», отличался высокой скоростью передвижения. Вооруженный 75-мм пушкой танк нашел себе достойное применение в годы Второй мировой войны, сражаясь против немецких войск. История появления данных танков в ЦАХАЛ начинается с идеи, которая пришла в голову Ицхаку Саде - основателю первой танковой бригады еврейского государства. Весной 1948 года, он принял решение воспользоваться проводимой британцами эвакуацией своей армии, для того чтобы просто угнать несколько таких машин, присоединив их к силам «Хаганы».

Первая попытка украсть танки у англичан во время их перегона из сворачиваемой военной базы в Изреэльской долине в Хайфу была запланирована на конец мая 1948 года. Предварительно, специально созданный при «Хагане» отдел «закупок» смог договориться с несколькими британскими солдатами о том, что во время переезда последние танки отстанут от колонны и свернут на боковую дорогу, где их будут поджидать бойцы организации. За каждый из угнанных танков солдатам обещали передать по 3 тысячи фунтов стерлингов. Однако данный план провалился, так как охрана колонны был усилена, что испугало солдат, принявших участие в сделке. Но Ицхак Саде не собирался сдаваться и приказал заниматься поиском новых возможностей, чтобы завладеть танками. Так в начале лета того же года «Хагана» смогла выйти на двух британских сержантов - ирландца-механика Майкла Фланагана и шотландца Гарри Макдональда, который служил командиром одного из танков.

Операция по угону бронетехники была запланирована на ночь с 29 на 30 июня 1948 года, накануне отхода из Палестины последних частей британской армии. Четыре остававшихся танка «Кромвель» планировалось угнать с базы, находящейся при хайфском аэродроме, при помощи двух вышеназванных сержантов и пары еврейских бойцов, которые успели пройти ускоренный курс управления танком Cromwell. За неимением для этого других возможностей британские сержанты обучали своих напарников управлению боевой машиной, проводя лишь теоретические занятия в одном из кафе Хайфы - при помощи чертежей и рисунков.

Вечером перед «днем Х» подготовленные бойцы «Хаганы» проникли на британский аэродром, где спрятались внутри легкого самолета, который принадлежал одному из состоятельных евреев. В назначенный ночной час все четверо угонщиков заняли свои места в заранее подготовленных сержантами к угону танках, которые были нагружены запасными частями и боеприпасами. Однако тут начались первые проблемы. Один из новоиспеченных израильских механиков-водителей не смог завести танк и, бросив боевую машину, сбежал с базы. Три других танка, проломив ворота базы, устремились в сторону киббуца Ягур, находящегося в Изреэльской долине, в нескольких десятках километров к востоку от Хайфы. Здесь окончательно выяснилось, что теоретической подготовки, которая была получена в кафе, явно недостаточно для управления танков. Еще один «Кромвель», которым управлял еврейский водитель, сошел с дороги и буквально увяз в песке. Пытаясь освободить танк из ловушки, неопытный механик-водитель только вывел из строя коробку передач. В итоге боевую машину пришлось бросить. Впоследствии стало понятно, что два оставленных танка помогли скрыться остальным. В атмосфере страшной неразберихи, которая возникла на британской базе после дерзкого угона, офицеры потратили не менее 30 минут на выяснение ситуации и осмотр двух брошенных танков, что позволило двум другим «Кромвелям» успешно оторваться от погони.

Непосредственно в кибуце Ягур танки должны были встретить автомобили-трейлеры, предназначенные для их транспортировки, но грузовиков на месте не оказалось. Ждать их прибытия было опасно, так как британцы к тому моменту подняли в воздух авиацию, которая должна была найти и уничтожить беглецов. Поэтому «Кромвели» помчались в Тель-Авив, но своим ходом. Впереди, указывая танкистам дорогу, следовал джип «Хаганы». А заранее купленные еще в ходе подготовки к проведению операции старые грузовики, загруженные щебнем и с пробитыми шинами, перегораживали вслед за прошедшими танками узловые перекрестки, отрезая их от возможных преследователей. Добравшиеся до Тель-Авива боевые машины были спрятаны непосредственно во дворе жилого дома в одном из восточных пригородов города - Гиватаиме.

Танк, угнанный Майком Фланагеном

Узнав об успешном угоне танков, британское командование было в бешенстве. Офицеры отказались от участия в прощальном банкете, который организовывал мэр Хайфы и, надеясь как-то замять эту позорную для британской армии историю, неофициально предлагали провести обмен, отдав «Хагане» взамен двух угнанных «Кромвелей», три танка другого типа. По всей видимости, предложение оказалось не таким интересным и британские офицеры получили отказ.

А уже неделю спустя оба угнанных танка «Кромвель» оказались в расположении 82-го танкового батальона 8-й танковой бригады Ицхака Саде. Собственно они вместе с танком «Шерман», у которого на тот момент не было орудия, составляли первую и единственную на тот момент времени тяжелую танковую роту израильской армии. Помимо них танковая бригада располагала лишь несколькими легкими французскими танками, которые были отбиты у сирийцев еще во время боев в мае 1948 года.

В июле того же года израильская танковая часть приняла участие в дерзкой и успешной операции «Дани», результатом которой стал последующий захват аэропорта Лидда (сегодня это аэропорт «Бен-Гурион») и других стратегических позиций, расположенных в центре страны. В октябре 1948 года бригада была переброшена на южный фронт, где в ходе операции «Иоав» смогла захватить полицейский форт Ирак-Сувейдан. А во время зимней операции «Хорев» израильские танки сумели разгромить части египтян и вышли на границу с Синаем.

Память о первых израильских «Кромвелях» живет по сей день, силуэт данного танка украсил эмблему, которую можно встретить на беретах израильских танкистов. Сами танки смогли попасть в Музей танковых войск, находящийся на месте британского форта Латрун, который так и не удалось захватить во время Войны за независимость (израильтяне захватили форт только во время Шестидневной войны). Британские сержанты Гарри Макдональд и Майкл Фланаган остались в Израиле, поступив на службу в бригаду Саде. Со временем Макдональд покинул службу и уехал из Израиля, а Фланаган прошел гиюр, женился на Рут Леви, которая служила в том же подразделении, и поселился с ней в киббуце Шаар ха-Амаким.

До сих пор довольно трудно судить о том, что именно заставило двух сержантов британской армии летом 1948 года дезертировать, прихватив с собой танки. Со временем данная история, как это часто бывает, обросла большим количеством легенд - и про девушек, которыми «Хагана» соблазнила сержантов, и про огромное денежное вознаграждение, и про то, что бойцы израильского подполья угрожали сержантом оружием. Возможно, свою роль сыграло и то, что оба угонщика по национальности были ирландцем и шотландцем и в британской армии чувствовали себя не совсем уютно.

Однако Амнон Думани, который лично был знаком с Фланганом на протяжении многих лет, пока тот жил в киббуца Шаар ха-Амаким, убежден, что ирландца на угон танка толкнули вовсе не лирические и коммерческие причины. На его выбор повлияло совсем другое. Майкл Фланган в 16 лет окончил военное училище, а в возрасте 19 лет принял участие в освобождении концлагеря Берген-Бельзен в Европе. В концлагере он увидел то, что сильно потрясло его и навсегда изменило его жизнь. При этом он никогда подробно не рассказывал об увиденном лагере, стараясь уйти от этих разговоров. За время своей службы в Палестине после окончания Второй мировой войны он стал открыто симпатизировать евреям, решив в итоге остаться в стране, чтобы помочь молодому государству устоять в борьбе с арабами. Сержант Гарри МакДональд был его единомышленником, поддержав его выбор.

Источники информации:

В данной статье поговорим о вооружении. Разберём подробно три модели самых распространённых израильских танков, рассмотрим их боевые характеристики и применение.

"Меркава МК.4"

Один из самых ярких представителей нашего списка. Проект был разработан и утвержден в августе 1970 года. В декабре 1974 года были выпущены два первых опытных образца танка "Меркава МК.1", а спустя 5 лет данный танк был официально принят на вооружение армии Израиля.

После того как "МК.1" поучаствует в Ливанской войне, израильское правительство решит модернизировать данную модель. В период с 1982 по 2002 года боевая машина будет трижды модернизирована, а в 2004 году на вооружении армии Израиля появится окончательный вариант танка "Меркава МК.4".

На танке установлен дизельный двигатель от американского производителя Generals Dinamics, мощность которого составляет 1500 лошадиных сил. Оборудование, предназначенное для преодоления водных препятствий, на боевой машине отсутствует, механизмов для самокопания тоже нет.

Израильский танк имеет массу 70 тонн, но при этом степень его защищенности ниже, чем у "Т-90", масса которого составляет 50 тонн. Новая башня после ряда изменений получила наиболее высокое бронирование, а вот нижний бронилист танка имеет броню всего в 100 мм.

На "Меркава МК.4" установлено орудие марки MG 253, которое обладает отличной скорострельностью и барабанным механизмом заряжания, количество патронов в барабане равняется десяти. Весь боекомплект составляет 46 снарядов (вместе с изначально заряженным барабаном). Ещё одно преимущество данного орудия заключается в том, что экипаж имеет возможность стрелять лёгкими противотанковыми ракетами LAHAT.

За всё свое время существования в бою израильские танки "Меркава МК.4" были испытаны дважды: Вторая ливанская война (2006 года), Сектор Газа (2011).

"Магах 3"

В период с 1964 по 1966 год из Германии и США на вооружение израильской армии поступило 150 единиц танков М48А1 и около 100 боевых машин марки М48А2С, которые в дальнейшем получили название "Магах", что в переводе означает "удар тарана".

15 декабря 1966 года начались работы по модернизации моделей "Магах 1" и "Магах 2". В конечным результате после ряда изменений появился израильский танк "Магах 3",который отличался от предшественников новым английским орудием марки L7 калибром в 105 мм, ранее было установлено американское орудие марки М41 калибром в 85 мм. Башня была полностью заменена и имела очень низкий профиль, бензиновый двигатель был заменён на дизельный, мощность которого составляла 750 лошадиных сил, а для работы гидравлической системы начали применять негорючую жидкость, для большей защищённости экипажа на танк была добавлена динамическая защита Blazer.

В дальнейшем танк "Магах-3" пережил около 15 модернизаций, на момент начала 1990 годов на вооружении израильской армии находилось более 1800 единиц танков семейства "Магах" различных модификаций.

Израильские танки семейства "Магах" отлично проявили себя в боевых действиях и участвовали в таких войнах, как Шестидневная война, Война на истощение, Война Судного дня, Ливанская война. Также данные боевые машины участвовали в боевых действиях в южном Ливане и Секторе Газа.

В 2006 году все устаревшие образцы "Магах" были заменены на израильские танки "Меркава". После замены всех старых образцов было принято решение о том, что на вооружении 460-ой учебной бригады останутся танки модели "Магах", остальные боевые единицы были переданы в армейский резерв.

Краткая история танка "Магах 3" в российском танковом музее

В ходе ведения боевых действий в Ливане сирийским войскам удалось захватить танк "Магах 3", трое членов без вести пропали, за информацию об их местонахождении правительство Израиля объявило награду в 10 миллионов долларов, на данный момент израильский танк в Кубинке. В СМИ ранее обсуждалось множество различных версий по поводу захвата боевой машины сирийскими войсками.

В подмосковном танковом музее нет подобных экспонатов, на которых установлена динамическая защита Blazer или что-то в этом роде, "Магах 3" остаётся пока единственным представителем, но, скорее всего, танк в ближайшее время будет возвращён на родину.

"Сабра"

Израильские танки представляет также боевая машина, которая разработана израильской компанией в период с 2002 по 2005 год, ее название - "Сабра".

Данная модель является глубокой модернизацией танка США "М60А3". В сравнении с американским предшественником бронирование и защищенность "Сабра" значительно выше, а благодаря тому, что на машину установлен пасивный модульный комплект броневой защиты, можно изменять массу боевой машины в зависимости от обстановки на поле боя, что является большим плюсом.

Танк оборудован орудием марки MG 253, калибр которого 120 мм. Плюсы данного выбора заключаются в том, что орудие обладает очень большой дальностью поражения цели, для его наведения используется перископический прибор дневного видения с кратностью X8 и прибор ночного видения с кратностью X5.3.

Имеется возможность ведения огня с помощью компьютера, разработкой данной функции занимались израильские компании Elbit Systems и El-Op. Система пожаротушения машины автоматическая.

Помимо основного орудия танк оснащен 60-ти мм минометом и двумя пулеметами калибров 7,62 и 5,56 мм, также на технике установлены дымовые гранатометы, которые обеспечивают машине маскировку после выстрела. Боекомплект основного орудия включает в себя 42 снаряда.

Танковые войска Израиля

Танковые войска Израиля состоят из четырех танковых бригад:

  • 7-я - на вооружении танки марки "Меркава 4"
  • 188-я - "Меркава 3".
  • 401-я - "Меркава 4".
  • 460-я учебная танковая бригада - на вооружении множество различных видов техники.

С июля 2016 года штат командования сухопутными возглавил генерал-майор Коби Барак.

Заключение

За время существования израильской армии страна участвовала во множестве военных конфликтов, поэтому развитие военной промышленности в Израиле оставалось одной из главных задач. На сегодняшний день танк "Сабра" достойно способен конкурировать на мировом рынке со своими "одноклассниками" из других стран. Пусть большинство моделей израильских танков выпущено на основе американских боевых машин, но отличия в них действительно существенные.

Израильская промышленность имеет долгую историю модификации различных танков, приобретенных в странах Большой пятерки, и приспособления бронированных машин для собственных нужд.

Это происходило из-за того, что маленькой стране, не имеющей значительных финансовых и промышленных ресурсов, непросто начать производство танков с нуля. Все изменилось в 1979 г., когда израильская армия представила миру новый основной боевой танк, названный «Меркава» (на иврите - "колесница").

Ранние модификации «Меркавы» были вооружены орудием калибра 120 мм британской конструкции. На более поздних моделях появились орудия того же калибра, но сконструированные и произведенные в Израиле. Единственной важной частью танка, получаемой из-за границы, является американский дизельный двигатель.

Главной отличительной чертой «Меркавы», делающей этот танк особенно интересным, является размещение двигателя в передней части корпуса, а башни - в задней. Этим «Меркава» отличается практически от всех моделей танков, построенных после Первой мировой войны. На сегодня привычной стала компоновка с двигателем в задней части корпуса и башней посредине. Решение израильских конструкторов разместить двигатель в передней части вызвано желанием обеспечить дополнительную защиту экипажа.

Американские и Европейские танки на вооружении Израиля


Израильским танк М1 «Супер Шерман», ныне принадлежащий частному коллекционеру. Орудие калибра 76.2 мм времен Второй мировой войны устарело и не соответствовало послевоенным стандартам. Майкл Грин

Попытки израильских военных продлить жизнь -Шерманов- привели к установке пушки калибра 75 мм французского образца в модифицированную башню Танк получил обозначение М50. Роберт Манашвроб
Последней модификацией «Шермана» в израильской армии стала вооруженная французской пушкой калибра 105 мм бронированная машина Танк получил обозначение М51. Армия обороны Израиля

Основную тяжесть войны Израиля с арабскими соседями, известной под названием Шестидневной войны, вынес сконструированный и построенный в Великобритании «Центурион», вооруженный орудием калибра 105 мм. Роберт Манашероб

Выставленный на обозрение в Танковом музее Армии обороны Израиля сконструированный и построенный в США средний танк М48 -Паттон». На танке видна маркировка израильской армии Израильтяне сохранили 90-мм орудие, но установили более мощный дизельный двигатель. Роберт Манашероб

Следующим большим шагом по модернизации американского среднего М48 -Паттон» стала установка на нем орудия калибра 105 мм британской конструкции Армия обороны Израиля

Соединенные Штаты поставили в Израиль большое количество основных боевых танков М60 во время войны Судного дня (1973), чтобы возместить боевые потери Армия обороны Израиля

Для того чтобы поддерживать основной боевой танк М60А1 американского производства в надлежащем состоянии, израильские военные постоянно совершенствуют бро-незащиту Новейшая модификация, изображенная на фото, включает в себя дополнительное бронирование корпуса и башни. Роберт Манашероб

Израильские военные модернизировали трофейные танки советского производства Т-54/55 Вместо 100-мм орудия было установлено орудие калибра 105 мм британской конструкции. Роберт Манашероб

Израильский танк Меркава

После десятилетий, проведенных в работе над модернизацией иностранных танков, армейское командование Израиля в начале 1970-х годов приняло решение приступить к производству собственного танка Он попучил название «Меркава» и поступил на вооружение в 1977 г. Роберт Манашероб

Израильская «Колесница» осталась далеко позади.
Сравнение танков разных производителей в условиях боевого применения и повседневной эксплуатации не оставляет выбора ни потенциальным покупателям, ни независимым экспертам.

В последнее десятилетие прошлого века и особенно сейчас в моду вошли всевозможные рейтинги, цель которых – выявить лучший товар для его успешного продвижения потенциальному покупателю. Не стал исключением и мировой рынок оружия. Сравнительные характеристики самолетов, кораблей, пушек, стрелкового оружия и т. д., и т. п. заполонили страницы специальных военных изданий. Сопоставляемые показатели исчисляются сотнями и даже тысячами.

Но как говорят военные, принимавшие участие в вооруженных конфликтах последних лет, есть сравнительная статистика, на бумаге демонстрирующая превосходство того или иного образца над своим аналогом, и есть поле боя – настоящее, где техника проявляет себя по-разному. Именно здесь, а не в виртуальном пространстве компьютерных учений определяются победа или поражение, очевидное преимущество одной боевой машины над другой.

Рейтинговый междусобойчик

На исходе первого пятилетия нынешнего века аналитики Forecast International подготовили очередной танковый рейтинг. По их мнению, лучшим в мире в тот период был американский M1A2 SEP Abrams (производитель – корпорация General Dynamics). Он зарекомендовал себя во время войны в Ираке. На втором месте стоял израильский танк Merkava Mark IV (производитель – Israel Ordnance Corps). В боевых действиях будто бы демонстрировал неплохие возможности. Третью позицию занял японский «Тип 90» (Mitsubishi Heavy Industries). Танк создан на базе германского Leopard 2 и позиционировался как самый высокотехнологичный. Однако эта машина не прошла обкатку боем, поэтому и оценивать ее можно лишь теоретически. Не испытал огня сражений и германский Leopard 2A6 (Krauss-Maffei Wegmann), а потому оказался на четвертом месте. Пятая строчка досталась британскому Challenger 2 (Vickers Defense Systems Division), который тоже глотнул огня и пыли в Ираке, но не соответствовал некоторым стандартам НАТО.

Через пять лет журнал «Милитари Орднанс» (США) растиражировал свой взгляд на лучшие танки мира, взяв за основу главные боевые свойства – мобильность, огневую мощь, броневую защиту. В этом рейтинге места в первой пятерке распределились следующим образом: «Леопард-2А5» (Германия), М1А2 (США), «Тип 90» (Япония), «Леклерк» (Франция), «Челленджер-2» (Великобритания). Российский Т-90С занял седьмую позицию, а замкнула десятку лидеров израильская «Меркава Мk3», пропустившая вперед легендарную машину еще советских времен – танк Т-72.

Через несколько лет тот же американский журнал обнародовал новый рейтинг. Как и прежде, первую позицию оккупировал немецкий «Леопард-2А6». Со второго на третье место слетел американский М1А2 SEP, пропустив вперед японца, поменялись позициями «Леклерк» и «Челленджер-2». Российский основной боевой танк (ОБТ) Т-90С не смог пробиться в пятерку лидеров. Но именно он стал в эти годы наиболее востребованной машиной на международном оружейном рынке. И это не рейтинг, а конкретный факт, подтвержденный реальными контрактами. Следом за российским танком разместились «Леопард-2», «Леклерк» и М1А2.

Возьмем для сравнения не только тактико-технические характеристики, но и такие параметры, как новизна танковой техники, концептуальные особенности боевых машин, «цена-качество», а главное – участие в реальных боевых действиях. По этим критериям придется сравнивать всего две машины – российский Т-90С и израильскую «Колесницу» (именно так переводится «Меркава»), точнее – «Меркаву Mk4». Некоторые эксперты считают этот танк лучшим в мире.

Остальные либо не участвовали в сражениях (германский Leopard 2A6, японский «Тип 90», китайский «Тип 99», южно-корейские К1А1 и К2), либо концептуально были созданы еще в 70–80-е годы прошлого века. К тому же ценовые характеристики танков М1А2, «Леклерк» и «Леопард» просто зашкаливают и не по карману абсолютному большинству покупателей военной техники.

Танк принимал участие во второй ливанской войне в 2006 году. Тогда было задействовано порядка 400 танков. В основном они использовались для поддержки пехоты и эвакуации раненых с поля боя. В этом и состоит концептуальное отличие «Меркавы» от ОБТ Т-90С, созданного, как и все советские/российские танки, для наступательного боя и уничтожения танков, артиллерии и укреплений противника. Несокрушимый броневой кулак, все сметающий на своем пути мощным огнем, – вот что такое русский Т-90С.

Точных сведений о потерях израильских танков в 2006 году нет. Но даже по тем явно заниженным данным, которые были опубликованы в израильской газете Globes, можно судить о серьезном ущербе. Из 400 участвовавших в операции танков трех модификаций (Мk2, Мk3, Мk4) были подбиты 52. Полсотни машин поражены ракетами ПТРК, две подорвались на фугасах. Но по оценкам ливанских военных, Армия обороны Израиля потеряла танков в два с лишним раза больше.

«Черный шабат» для бронетехники пришелся на субботний день 12 августа 2006 года. Во время наступления лучшей в ЦАХАЛ 401-й бригады «Иквот ха-Барзель», оснащенной новейшими «Меркавами Mk4», 11 машин из 24, принимавших участие в боевых действиях, были поражены противотанковыми ракетами. Тяжелого вооружения у противника не было, к тому же Израиль обеспечил свое полное господство в воздухе. При таких условиях даже официально опубликованные израильскими СМИ потери можно считать очень большими.

Из 50 пораженных ракетами «Колесниц» у 22 (44%) была пробита броня, в результате чего из 208 членов экипажей 30 погибли, 25 получили ранения. Для сравнения: в первой ливанской кампании 1982 года 47 процентов израильских танков были пробиты насквозь, в войне Судного дня такие повреждения получили 60 процентов машин. Таким образом, конфликт 2006 года показал, что вовсе не обязательно пробивать броню «Меркавы», чтобы обезвредить машину. Для поражения танка в него достаточно просто попасть. Статистика погибших по типам танков: в трех «Меркавах Мk2» погибли 10 человек, в четырех Мk3 – 9, в шести Мk4 – 11. Отсюда крайне неутешительный вывод: большинство членов экипажей погибло в самых современных израильских танках «Меркава Мk4».

Экспортные перспективы

Тем не менее в последние годы израильское руководство стало напористо продвигать свою «Колесницу» на мировой рынок, в том числе и в динамично развивающиеся страны Юго-Восточной Азии (ЮВА). Однако высшее военное руководство этих государств, имеющее опыт ведения боевых действий, весьма осторожно относится к таким предложениям. Они прекрасно понимают, что «Меркава Mk4» создавалась исключительно для использования в ЦАХАЛ и может эффективно применяться в условиях Ближневосточного театра военных действий (ТВД). Здесь жаркий и сухой климат, песчаные и каменистые почвы, ограниченные территории, нет труднопроходимых лесных массивов и водных преград, а к месту боевого применения танки доставляются на трейлерах.

Как поведет себя эта машина в тропических джунглях, на мягких и болотистых грунтах, при отсутствии разветвленной дорожной сети с твердым покрытием, большими расстояниями, обилием рек, болот и рисовых плантаций? Ответов на эти вопросы нет, поскольку испытания «Меркавы Mk4» в подобных климатических зонах не проводились, нет никакого опыта применения израильского танка в сложных физико-географических условиях региона ЮВА.

Впрочем, не нужно быть крупным аналитиком, чтобы понять очевидное: тяжелый танк «Меркава Mk4», вес которого 67 тонн, увязнет по самую башню, став беспомощной мишенью. К тому же в этом регионе найдется совсем немного каменных мостов, способных выдержать вес бронированного монстра. А преодолевать водные преграды по дну «Меркава Mk4» не сможет, поскольку не имеет оборудования для подводного вождения.

Он создан на основе опыта эксплуатации и боевого применения танка Т-72 и является его дальнейшим развитием. Т-72 – один из самых массовых в мире, состоит на вооружении многих государств. К тому же именно эта машина имеет непревзойденный опыт боевого применения во многих локальных войнах и вооруженных конфликтах в различных климатических и физико-географических условиях. ОБТ Т-90С сохранил все лучшие особенности своего предшественника, воплотил новые достижения российской военно-технической мысли и современные разработки в отечественном танкостроении. Поэтому машина получила признание на мировом рынке вооружений и военной техники. Прежде чем делать масштабные закупки, потенциальные заказчики устраивали российскому танку жесточайшие испытания на выживание в самых суровых климатических условиях и учебных ситуациях, максимально приближенных к боевым. Именно Т-90С оказался самым надежным и выносливым в условиях индийской пустыни Тар (штат Раджастан). После успешно пройденных экзаменов Джасвант Сингх, занимавший в то время пост министра обороны и иностранных дел Индии, заявил, что Т-90С – второй после ядерного оружия фактор сдерживания потенциальных военных угроз.

Еще одна важная деталь, на которую обращают внимание потенциальные покупатели. При производстве израильского танка «Меркава Mk4» 28 процентов комплектующих импортируются из-за границы, включая такие важнейшие агрегаты, как двигатель и трансмиссия. Компоненты двигателя МТ883 производятся фирмой MTU (Германия), собираются по лицензии фирмой General Dynamics Land Systems в США и затем экспортируются в Израиль как силовая установка GD883. Трансмиссия RK325 производится фирмой Renk (Германия).

Это ставит производство и экспорт израильских танков в жесткую зависимость сразу от нескольких иностранных поставщиков из разных стран, что создает дополнительные проблемы для покупателей. Например, ремонт двигателя или трансмиссии должен осуществляться на заводе – производителе этих комплектующих, что увеличивает сроки ремонта и его стоимость. К тому же любое изменение политического вектора может привести к запрету на поставки запчастей, оборудования, боеприпасов. В результате танк становится грудой металлолома.

Сравни и подумай

Непредвзятый взгляд на военную технику позволяет сделать объективные выводы. Сравним основные характеристики двух танков.

Характерной особенностью танка «Меркава Mk4» является компоновка с расположением моторно-трансмиссионного отделения (МТО) в передней части корпуса со смещением к правому борту. Слева от него расположено отделение управления. По мнению разработчиков, такое конструктивное решение обеспечивает дополнительную защиту экипажа. Но отделение управления не прикрывается двигателем и трансмиссией с левой стороны. К тому же из-за смещения рабочего места механика-водителя к левому борту и незначительного угла наклона верхнего броневого листа МТО обзор вправо сильно ограничен. Это усложняет управление машиной, например при маневрировании между препятствиями.

Размещение в кормовой части танка «Меркава Mk4» отсека для пехотинцев, носилок с ранеными или дополнительного комплекта боеприпасов значительно увеличило внутренний забронированный объем. Он в два раза превышает забронированный объем российского Т-90С. Такой внутренний объем очень сложно защитить от современных противотанковых средств поражения даже при весе почти 70 тонн. Попытка довести защиту «Колесницы» до уровня Т-90С приведет к еще большому увеличению веса израильской машины.

В свою очередь Т-90С имеет классическую компоновку с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения. Благодаря оптимальным компоновочным решениям и применению автомата заряжания танк обладает минимальным забронированным объемом, что позволило обеспечить защиту на уровне современных требований при весе машины 47,5 тонны.

Размещение механика-водителя танка Т-90С по центру дает ему хороший обзор и возможность безошибочно управлять танком в сложных условиях движения. Экипаж российского танка состоит из трех, а не четырех человек, как в «Колеснице». Посадка-высадка всего экипажа Т-90С осуществляется за 8–12 секунд. На «Меркаве Mk4» для этого требуется гораздо больше времени, поскольку заряжающий не имеет своего люка, а командирский настолько тяжел и массивен, что для его открытия используется электропривод.

Огневая мощь «Меркавы Mk4» обеспечивается комплексом вооружения, включающим 120-мм пушку-пусковую установку, 7,62-мм и 12,7-мм пулеметы. Последний может быть заменен на 40-мм автоматический гранатомет. Установка 40-мм гранатомета подтверждает основное назначение танка – борьба с живой силой противника.

Танк Т-90С вооружен 125-мм пушкой-пусковой установкой повышенной точности, спаренным 7,62-мм и зенитным 12,7-мм пулеметами.

Заряжание пушки танка «Меркава Mk4» ручное. При этом 10 снарядов размещаются в электрическом барабанном механизме, подающем снаряды заряжающему, остальные 36 выстрелов находятся в огнеупорных контейнерах в кормовой части корпуса. Отсутствие автомата заряжания снижает скорострельность, а также увеличивает внутренний заброневой объем, что опять же существенно повышает массу танка.

Заряжание пушки танка Т-90С автоматическое. Наличие автомата заряжания повышает боевую скорострельность танка до восьми выстрелов в минуту, что превосходит возможности «Меркавы Mk4». Главное, что эта скорострельность не зависит от усталости, ранения и психологического состояния заряжающего.

Системы управления огнем обоих танков по составу и боевым свойствам схожи и включают комбинированные (дневной/ночной) прицелы со стабилизацией линии прицеливания, двухплоскостной стабилизатор вооружения, автомат сопровождения целей, цифровой баллистический вычислитель, комплекс управляемого вооружения.

Защищенность «Меркавы Mk4», как и Т-90С, многоуровневая. Она обеспечивается броней, автоматизированной системой постановки дымовых завес, активной защитой.

Для машины с внутренним объемом, как на «Меркаве Mk4», невозможно обеспечить круговую защиту от современных противотанковых боеприпасов одними лишь пассивными средствами. Это подтвердил опыт боевого применения. В результате на танк установили активную систему защиты.

Усиление защиты от поражения сверху привело к увеличению размеров «Меркавы Mk4». В результате танк стал значительно выше, что заметно снизило его маскировочные свойства, увеличило площадь фронтальной и боковой проекций.

Меньшие размеры танка Т-90С, его высота и площадь фронтальной проекции затрудняют обнаружение машины на поле боя благодаря лучшему использованию защитных свойств местности и значительно снижают вероятность попаданий в него со стороны противоборствующего средства. Для Т-90С разработан маскировочный комплект «Накидка», который существенно снижает заметность машины в оптическом, тепловом и радиолокационном диапазонах, соответственно повышаются ее маскировочные свойства.

Еще один плюс Т-90С – бульдозерный отвал, благодаря чему танк за 20–30 минут способен без вспомогательных средств вырыть полноразмерный окоп. На «Меркаве Mk4» такого нет.

Анализ броневой защиты двух танков позволяет сделать вывод о превосходстве танка Т-90С над «Меркавой Mk4» по баллистической стойкости корпуса и башни благодаря разнесенной броне и качеству изготовления броневых листов, а также наличию динамической защиты. Динамическая защита, которой оснащен танк Т-90С, является на сегодня лучшей в мире. Ее особенность – высокая эффективность против как кумулятивных, так и бронебойно-подкалиберных боеприпасов.

Защита же танка «Меркава Mk4» направлена прежде всего на снижение поражающего эффекта кумулятивных боеприпасов. Это еще раз подтверждает факт, что израильская «Колесница» разработана для использования в специфических условиях и против специфического противника – живой силы, вооруженной ПТУР и РПГ. При ведении боевых действий против танков, имеющих на вооружении мощные бронебойно-подкалиберные снаряды, защита «Меркавы Mk4» неэффективна.

Что касается автоматизированной системы постановки дымовых завес, которая предупреждает о лазерном наведении и обеспечивает автоматический отстрел дымовой шашки в сторону источника луча, то ею оснащены обе машины.

Габариты и большой вес «Меркавы Mk4» значительно ограничивают как оперативно-тактическую, так и стратегическую подвижность. Израильский танк оснащен мотором в 1500 лошадиных сил. У Т-90С мощность двигателя 1000 лошадиных сил. Но если разложить лошадиные силы на вес танков, то их возможности сопоставимы. Повышенная мощность ведет к увеличению потребления топлива. Запас хода по асфальту обоих танков составляет порядка 500 километров. Но «Колесница» съест 1400 литров горючего, а Т-90С – только 1200. Военные понимают, что в боевых условиях разница существенна. Кроме того, «Меркава Mk4» работает только на солярке. Двигатель танка Т-90С многотопливный, что дает очевидные преимущества в военное время.

Далеко не всем известно, что «Меркава Mk4» оснащена пружинной подвеской. При движении по пересеченной местности она ограничивает скорость машины и точность стрельбы с ходу, так как колебания корпуса серьезно влияют на ошибку стабилизации при наведении оружия. На бронетехнике основных армий мира такой тип подвески практически не используется.

Танк Т-90С оснащается торсионной подвеской, обеспечивающей высокую плавность хода, возможность двигаться по пересеченной местности на больших скоростях и повышенную точность стрельбы с ходу. Автомат переключения передач повышает удобство управления, уменьшает физические нагрузки и утомляемость механика-водителя, особенно на длительных маршах при движении в колонне.

Т-90С отличается высочайшей надежностью. Это один из принципов, которым руководствуются российские инженеры при создании танков. Наши танки обладают огромным резервом для модернизации и отличаются простотой обучения экипажа и техперсонала, высокими эксплуатационными характеристиками, что существенно снижает требования к уровню подготовки эксплуатантов.

И, наконец, по параметру «цена-качество» российский Т-90С оставил далеко позади не только «Меркаву Mk4», но и танки других ведущих производителей. Потому и стал самым продаваемым на зарубежных рынках.

Танки армии обороны Израиля

Первые танки ЦАХАЛа

Развертывание бронетанковых войск Армии обороны Израиля началось в период Войны за независимость 1947–1949 годов. Событием, ставшим отправной точкой этой войны, явилось голосование Генеральной Ассамблеи ООН 29 ноября 1947 года по вопросу раздела Палестины, находившейся после Первой мировой войны под управлением Великобритании. В 17:31 по нью-йоркскому времени решение было принято большинством в 33 голоса против 13 при 10 воздержавшихся.

В преддверии решения ООН по палестинскому вопросу делегация ишува (еврейского населения Палестины) встречалась с руководством Лиги арабских государств (ЛАГ) с целью попытаться выработать компромиссное решение о разделе сфер влияния в Палестине. Эта попытка была встречена отказом. Председатель ЛАГ, египетский дипломат Аззам-Паша, дал понять еврейским посланникам, что мирного раздела Палестины не будет и свое право на любую часть ее территории им придется отстаивать с оружием в руках.

Согласно резолюции № 181 Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 года о разделе Палестины, на ее территории должны были быть созданы два независимых государства – еврейское и арабское, а также Большой Иерусалим – территория, подконтрольная ООН. Каждое из государств должно было состоять из трех территорий, граничащих друг с другом лишь углами. Евреи согласились на раздел, а арабы отказались его признавать и требовали создания в Палестине единого государственного образования. Уже на следующий день после голосования, 30 ноября, арабы обстреляли автобус с евреями, направлявшийся из Натании в Тель-Авив, убив пять и ранив семь человек. Началась война.

На первом этапе войны, с 29 ноября 1947 года по 15 мая 1948 года, вялотекущие вооруженные столкновения, происходившие с середины 1930-х годов, переросли в полномасштабные боевые действия почти во всех районах соприкосновения евреев с арабами. Этот этап войны характеризовался противоборством между еврейскими и арабскими иррегулярными формированиями. Британские войска готовились к предстоящей эвакуации и мало интересовались происходящим. Еврейские же и арабские военизированные формирования стремились к максимальному захвату территории и контролю над коммуникациями, занятию ключевых пунктов сразу же после ухода британских войск.

14 мая 1948 года была провозглашена независимость государства Израиль, а в ночь на 15 мая войска пяти арабских государств вторглись в Палестину. Впрочем, описание событий Войны за независимость не является целью этой книги. Нас, собственно, интересуют танки.

Легкий танк H39 «Гочкис» в экспозиции израильского танкового музея в Латруне. Судя по форме командирской башенки, эта машина в годы Второй мировой войны побывала в руках немцев

В строю «русская» рота 82-го танкового батальона Армии обороны Израиля. 1948 год. Машина с номером «612» имеет командирскую башенку французского образца. Обращают на себя внимание танковые шлемы советского образца. Такие шлемы чехословацкого производства использовались в АОИ до конца 1950-х годов

Итак, первые танки были захвачены отрядами еврейской военизированной организации «Хагана» 20 мая 1948 года. Это были 2–3 сирийских легких танка R35. 31 мая 1948 года «Хагана» была преобразована в ЦАХАЛ – регулярную Армию обороны Израиля (АОИ). В июне в ее составе был сформирован 82-й танковый батальон, ставший единственным танковым подразделением АОИ во время Войны за независимость. На его вооружение поступили 10 танков «Гочкис» H39, приобретенные во Франции в марте и прибывшие в Израиль в июне 1948 года. Однако техническое состояние этих машин оставляло желать лучшего, и уже в октябре 1948-го было решено вывести их из боевого состава. Вместо них на свалке в Италии по цене металлолома были приобретены 30 средних танков «Шерман» без вооружения. Впрочем, о «шерманах» мы поговорим отдельно.

Кроме «гочкисов» в 82-м батальоне имелись и два танка «Кромвель» (по разным данным, модификации Mk III или Mk IV), похищенные с английской военной базы в районе города Хайфа в ночь на 30 июня 1948 года.

«Кромвель» и «Шерман» из состава «английской» роты 82-го танкового батальона

В декабре 1948 – январе 1949 года в ходе боев с египетскими войсками было подбито и захвачено девять танков М22 «Локаст», три из которых поступили на вооружение 82-го батальона. Правда, произошло это уже после окончания войны. По состоянию на 1 марта 1949 года один танк этого типа значился как исправный, а два находились в ремонте.

Все вышеперечисленные танки никаких особых обозначений в Израиле не получили, а назывались просто «Рено», «Гочкис», «Кромвель» и «Локаст», без указания моделей и модификаций. Все эти боевые машины были сняты с вооружения в 1952 году.

Следует отметить, что в связи с Войной за независимость упоминаются и танки других типов. Так, например, в 1948 году у египетских войск были захвачены несколько легких танков Mk VI английского производства, но на вооружение они приняты не были. В июле 1950 года в ремонте числился один танк «Валентайн». Происхождение его неизвестно, возможно, он был обнаружен на свалке металлолома на одной из покинутых английских военных баз. На вооружение он также не принимался.

Израильские солдаты осматривают захваченный сирийский танк «Рено» R35. 1948 год

В марте – апреле 1948 года в США были приобретены 35 (по другим данным – 38) легких танков М5А1 «Стюарт». Однако в июле 1948 года они были конфискованы ФБР и в Израиль не прибыли. В течение 1948 года велись переговоры с Чехословакией о закупке 32 легких танков двух типов, именовавшихся в документах «9-тонными» и «16-тонными». Речь шла о танках Pz.38(t) и истребителях танков «Хетцер», а точнее – LT-38/37 и ST-1. Сделка не состоялась, поскольку стороны не сошлись в цене.

Из книги Я дрался на Т-34 автора Драбкин Артем Владимирович

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА ОБОРОНЫ № ГОКО-1227с от 11 мая 1942 года Москва, Кремль. О ПОРЯДКЕ ВЫДАЧИ ВОДКИ ВОЙСКАМ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ АРМИИ 1. Прекратить с 15 мая 1942 года массовую ежедневную выдачу водки личному составу войск действующей армии.2. Сохранить ежедневную

Из книги Маршал Баграмян. «Мы много пережили в тиши после войны» автора Карпов Владимир Васильевич

ПРИКАЗ ПЕРВОГО ЗАМЕСТИТЕЛЯ НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ О НАКАЗАНИИ ВИНОВНЫХ В СРЫВЕ БОЕВОГО ПРИКАЗА О СОСРЕДОТОЧЕНИИ ТАНКОВЫХ ЧАСТЕЙ В 40-й АРМИИ № 006 20 января 1944 г. Согласно боевому приказу, отданному мною и военным советом 1-го Украинского фронта, должны были

Из книги Израильские танки в бою автора Барятинский Михаил

ПРИКАЗ ПЕРВОГО ЗАМЕСТИТЕЛЯ НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ О ЗАПРЕЩЕНИИ НАГРАЖДЕНИЯ АВТОМАШИНАМИ ЛИЧНОГО СОСТАВА КРАСНОЙ АРМИИ № 148 от 3 августа 1944 г. Некоторые военные советы и командующие фронтов и армий, а также командиры соединений и частей награждают отдельных

Из книги Сталинградская битва. От обороны к наступлению автора Миренков Анатолий Иванович

Заместитель Министра обороны СССР, Начальник Тыла Министерства Обороны Кандидатуры командующих войсками военных округов рассматривались, обсуждались и утверждались на заседании Политбюро. (В те дни оно называлось Президиумом ЦК.)Маршал Малиновский предложил

Из книги Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны) автора Краснова Марина Алексеевна

Беседа В. В. Карпова с начальником Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации - заместителем Министра обороны Российской Федерации генералом армии Исаковым Владимиром Ильичом - Владимир Ильич, простому читателю Маршал Советского Союза Баграмян известен в первую

Из книги Курская битва. Наступление. Операция «Кутузов». Операция «Полководец Румянцев». Июль-август 1943 автора Букейханов Петр Евгеньевич

Танки армии обороны Израиля Первые танки ЦАХАЛа Развертывание бронетанковых войск Армии обороны Израиля началось в период Войны за независимость 1947–1949 годов. Событием, ставшим отправной точкой этой войны, явилось голосование Генеральной Ассамблеи ООН 29 ноября 1947

Из книги Подводник №1 Александр Маринеско. Документальный портрет, 1941–1945 автора Морозов Мирослав Эдуардович

№ 10 ПРИКАЗ НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ СССР № 227 О МЕРАХ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ПОРЯДКА В КРАСНОЙ АРМИИ И ЗАПРЕЩЕНИИ САМОВОЛЬНОГО ОТХОДА С БОЕВЫХ ПОЗИЦИЙ 28 июля 1942 г.Без публикацииВраг бросает на фронт все новые силы и, не считаясь с большими для него потерями, лезет

Из книги Бронеколлекция 1996 № 04 (7) Бронетанковая техника Великобритании 1939-1945 автора Барятинский Михаил

№ 19 ПРИКАЗ НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ № 298 С ОБЪЯВЛЕНИЕМ ПОЛОЖЕНИЙ О ШТРАФНЫХ БАТАЛЬОНАХ И РОТАХ И ШТАТОВ ШТРАФНОГО БАТАЛЬОНА, РОТЫ И ЗАГРАДИТЕЛЬНОГО ОТРЯДА ДЕЙСТВУЮЩЕЙ АРМИИ 28 сентября 1942 г.Объявляю для руководства:1. Положение о штрафных батальонах действующей

Из книги Бронетанковая техника Франции и Италии 1939-1945 автора Коломиец М.

3. ПРИКАЗ НАРКОМА ОБОРОНЫ СССР О НАЛОЖЕНИИ ВЗЫСКАНИЙ НА КОМАНДОВАНИЕ 6-Й АРМИИ, КОМАНДИРОВ РЯДА ЧАСТЕЙ ЗА НЕЗАКОННЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ЗАПАДНОЙ УКРАИНЫ 10 ноября 1939 г.16 октября на имя т. Сталина и мое поступило письмо военного прокурора 6-й армии т. Нечипоренко о

Из книги автора

1.2. Состояние обороны Орловского плацдарма германской армии, группировка германских войск на плацдарме и планы германского командования по его обороне С августа 1942 года германское командование принимало все меры, чтобы превратить Орловский плацдарм в мощный

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Документ № 7.11 Доклад Главнокомандующего ВМФ адмирала флота В. Н. Чернавина Министру Обороны СССР генералу армии Д. Т. Язову Докладываем.Военный совет Военно-Морского Флота 22 февраля 1990 года рассмотрел многочисленные заявления и просьбы общественных организаций и

Из книги автора

Документ № 7.12 Служебная записка Министру Обороны СССР генералу армии Д. Т. Язову МАРИНЕСКО Александр Иванович, бывший командир подводных лодок М-96 и С-13. Капитан 3 ранга. 1913 г. р., украинец.Подвиг: 30 января 1945 г. подводная лодка С-13 под командованием Маринеско А. И. после

Из книги автора

Американские танки и САУ в английской армии Поражение английских войск на Европейском континенте и потеря ими почти 2/3 своих танков заставили британцев обратиться за помощью к заокеанскому союзнику. Восполнить потери за счет собственного производства у англичан не

Из книги автора

Французские танки в итальянской армии После поражения Франции в 1940 году Италия получила 109 трофейных легких танков Renault R35, 32 средних танка Somua S35 и несколько тяжелых танков В1 bis. Доработка полученной материальной части была сведена к минимуму. На танки установили только



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»