Танк кв 6 бегемот чертежи схемы эскизы. Разоблачаем! Что знают американцы про наши танки? Пушка для нерождённых монстров

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

КВ-2 с пушкой ЗиС-6

Основные характеристики

Кратко

Подробно

5.0 / 5.0 / 5.0 БР

6 человек Экипаж

156 % Заметность

лоб / борт / корма Бронирование

70 / 75 / 60 корпуса

75 / 75 / 75 башни

Подвижность

52,4 тонн Масса

1 145 л/с 600 л/с Мощность двигателя

22 л.с/т 12 л.с/т удельная

36 км/ч вперёд
6 км/ч назад 34 км/ч вперёд
6 км/ч назад
Скорость

Вооружение

36 снарядов боезапас

16,7 / 21,7 сек перезарядка

5° / 12° УВН

1 890 снарядов боезапас

8,0 / 10,4 сек перезарядка

63 снарядов размер обоймы

600 выстрелов/мин скорострельность

Экономика

Описание

КВ-2 с пушкой ЗиС-6 - советский тяжёлый экспериментальный танк. По конструкции танк представлял собой стандартный КВ-2 с башней образца 1940 года, в которую вместо 152-мм гаубицы М-10 вмонтировали длинноствольную 107-мм пушку ЗиС-6. Толщина брони корпуса и башни осталась прежней, а ходовые качества машины практически не изменились. Помимо 107-мм длинноствольного орудия ЗиС-6, вооружение танка составляли два 7,62-мм пулемёта ДТ, один из которых был спарен с орудием, а второй устанавливался в шаровой установке с тыльной стороны башни.

Единственной целью постройки этого танка стало испытание нового 107-мм орудия, предназначавшегося для проектируемого КВ-5. Поскольку ни в одну другую существующую башню орудие ЗиС-6 попросту не умещалось, базой для испытаний послужил именно КВ-2. Испытания проходили весной-летом 1941 года на нескольких полигонах. В ходе испытаний орудие зарекомендовало себя с наилучшей стороны, продемонстрировав высокую надёжность и просто колоссальное, для того времени, бронепробитие, благодаря которому орудие ЗиС-6 могло успешно поразить любой существующий танк с расстояния в один километр.

С началом же Великой Отечественной войны все работы по КВ-5 были прекращены, производство ЗиС-6 остановлено всего на нескольких выпущенных экземплярах, а опытный КВ-2 с пушкой ЗиС-6 так и остался единственным в своём роде испытательным «лафетом» для нового орудия. В боевых действиях данный танк участия не принимал.

Основные характеристики

Бронезащита и живучесть

75-мм участок без углов наклона под маской орудия может поражаться даже простыми Т-34

КВ-2 (ЗИС-6) унаследовал от КВ-1 корпус без изменений, с аналогичным бронированием. Лобовой участок брони со щелью механика-водителя имеет толщину 75 мм с углом наклона в 31 градус, нижняя лобовая деталь (НЛД) имеет толщину также 75 мм, но при угле наклона в 26 градусов, в эти зоны, большинство противников, без труда пробивают КВ-2. Верхняя лобовая деталь (ВЛД) имеет толщину 70 мм при угле наклона в 71 градус, при таком угле наклона снаряды попросту рикошетят от неё, борта и корма корпуса имеют толщину 75 и 70 мм соответственно и тоже поражаются без труда. Постановка корпуса ромбом в 90 градусов значительно увеличивает живучесть машины. Башня, по окружности, имеет толщину 75 мм без углов наклона, маска орудия 70 мм с углами наклона, поэтому, в большинстве случаев пробить КВ-2 (ЗИС-6) в маску будет трудно. Наиболее уязвимым местом в лобовой броне башни является участок 75 мм брони под маской орудия. Экипаж из шести человек положительно влияет на живучести машины.

Подвижность

КВ-2 (ЗИС-6)обладает неплохой подвижностью и хорошими маневренностью и проходимостью. Танк очень быстро может набирать максимальную скорость в 36 км/ч и хорошо удерживает её даже при преодолении ландшафтных и разрушаемых препятствий. Задний ход в 6 км/ч быстрым не назовешь, но, если укрытие рядом, то можно успеть вовремя заехать за него для ремонта или перезарядки. Маневренность с места средняя, поэтому, для более быстрых разворотов с места, необходимо включить вторую передачу, в движении быстрая, с небольшой потерей скорости. Танк очень уверенно преодолевает ландшафтные препятствия, на крутых склонах замедляясь, водные преграды и грязь, благодаря высокой базе и широким гусеницам, машина преодолевает заметно быстрее другой техники.

Вооружение

Основное орудие

КВ-2 (ЗИС-6) вооружен 107-мм орудием ЗиС-6 с боезапасом в 36 снарядов. В отличие от линейной версии КВ-2 со 152-мм орудием, пушка ЗИС-6 имеет намного большее бронепробитие снарядов и куда лучшую баллистику их полёта, но при этом имеет немного меньшее заброневое действие. Перезарядка орудия довольно долгая, хотя и быстрее чем у линейного КВ-2. Башня вращается очень медленно. Стоит отметить и низкие углы вертикальной наводки (УВН) орудия - всего -5 градусов вниз, что в отдельных ситуациях, будет доставлять определенные затруднения при наведении прицела на противника.

Для танка доступно два типа снарядов:

  • Б-420 - бронебойный тупоголовый каморный снаряд. Имеет потрясающее бронепробитие и хорошее заброневое действие. Очень эффективен против всех встречающихся противников. Рекомендуется как основной снаряд для данного танка.
  • ОФ-420 - осколочно-фугасный снаряд. Имеет слабое бронепробитие, но высокое поражающее действие. Малоэффективен против бронированных целей. Может быть эффективным против зенитных самоходных установок (ЗСУ) на базе грузовиков и легкой, слабо бронированной техники.

Пулемётное вооружение

КВ-2 (ЗИС-6) вооружен двумя 7.62-мм пулемётами ДТ с боезапасом 1890 патронов на каждый. Один пулемёт спарен с орудием и ведет огонь в ту же точку, куда наведен прицел. Второй расположен в задней части башни. Могут быть эффективны, против техники на базе грузовиков.

Применение в бою

Чтобы уберечь броню танка от попаданий вражеских снарядов, можно выбирать такие позиции, чтобы за препятствием можно было спрятать корпус и нижнюю часть башни

КВ-2 (ЗИС-6) из-за своей длительной перезарядки, очень медленному вращению башни не сильно подходит для использования в маневренном ближнем бою. Очень мощное и точное орудие даёт огромный потенциал танку для отыгрывания роли снайпера и уничтожения противников с дальних дистанций. Кроме того, с больших расстояний будет гораздо труднее выцеливать уязвимые места самого КВ-2 (ЗИС-6). Можно применять танк и для отстрела противников, расположившись неподалеку от точек захвата или путей прохода вражеских машин. При такой тактике самым главным является выбор оптимального расстояния, чтобы противник не смог добраться до игрока, в случае обнаружения, а также наличие укрытия рядом за которое можно будет прятаться на перезарядку или для ремонта. При выборе такой тактики, необходимо, после каждого выстрела закатываться в укрытие на перезарядку и для того, чтобы не быть замеченным противником, иначе он уже будет знать позицию игрока и будет готов выстрелить в ответ, как только танк игрока будет снова выкатываться из-за укрытия. Можно найти такие препятствия, из-за которых будет удобно показывать лишь верх башни для ведения огня, в то время как корпус и нижняя часть башни будут надежно укрыты препятствием от вражеских снарядов. Можно применять танк и для поддержки атакующих сил, двигаясь сзади, на небольшом расстоянии от них. В холмистой местности следует помнить, что наш высокий силуэт может сыграть не в положительную сторону, так как противник уже будет нас видеть и возможно вести огонь с повреждениями, когда как танку нужно будет преодолеть приличное расстояние, чтобы иметь возможность открыть стрельбу в ответ.

Достоинства и недостатки

Динамика машины может частично нивелировать медленный поворот башни доворотом корпуса в нужную сторону, великолепное бронепробитие вкупе с заброневым позволит чувствовать уверенность, а большое количество экипажа и высокое заброневое пространство может позволить пережить большое количество повреждений.

Достоинства:

  • Потрясающее бронепробитие
  • Хорошее заброневое действие снарядов
  • Неплохое бронирование
  • Подвижность и проходимость
  • Шесть членов экипажа

Недостатки:

  • Наличие уязвимых зон в лобовой броне
  • Долгая перезарядка
  • Очень медленное вращение башни
  • Высокий силуэт и заметность
  • Малые УВНы

Историческая справка

КВ-2 со 152-мм гаубицей М-10

Начавшаяся в ноябре 1939 года Советско-финская война показала что войска РККА с трудом и большими потерями преодолевают финские фортификационные и заградительные укрепления на линии Маннергейма. Эффективно бороться с укреплениями врага войскам Красной армии попросту было нечем. Мощи орудий танков стоящих на вооружении было недостаточно для разрушения ДОТов, ДЗОТов и противотанковых надолбов, да и сами они были уязвимы для противотанковой артиллерии установленной на переднем крае обороны финнов. Выкатывать орудия, способные уничтожить укрепления врага, для стрельбы прямой наводкой было рискованно, а с закрытых огневых позиций стрельба была мало эффективной, поэтому, уже в декабре 1939 года, по требованию Военного Совета Северо-Западного фронта первые четыре машины из установочной партии тяжелых танков КВ-1 должны были быть перевооружены 152-мм гаубицами. Для решения этой задачи были подключены сразу два конструкторских бюро: СКБ Ленинградского Кировского завода и инженеры артиллерийского АОКО.

Всего за несколько отведенных для этого дней, конструкторы разработали новую башню под установку 152-мм гаубицы М-10, при этом погон башни остался прежним. Проект танка с новой башней имел обозначение МТ-1 или "402". Изначально новые тяжелые танки назывались "танк с малой башней" и "танк с большой башней" и только в начале 1941 года получили обозначение КВ-1 и КВ-2. Задачей нового танка было занятие огневых позиций перед укреплениями противника и проделывание брешей в его фортификациях, а также подавление огня ДОТов, ДЗОТов, пулемётных и миномётных гнезд противника. Для того чтобы обезопасить экипаж, танк имел противоснарядное бронирование, которое, на момент проектировки танка, не могла пробить ни одна противотанковая пушка того времени. 10 февраля 1940 года танк прошел успешные заводские испытания, после чего были построены два опытных образца и отправлены на фронт для прохождения полевых испытаний.

КВ-2 (ЗИС-6) на испытательных стрельбах на полигоне. 1941 год

В мае 1941 года, танк КВ-2 был использован для испытания нового 107-мм орудия ЗИС-6 (Ф-32), которое разрабатывалось для нового экспериментального танка КВ-5, который находился еще на стадии разработки. Почему был выбран именно КВ-2? Пожалуй потому, что на тот момент только в его башню могло быть установлено столь мощное и громоздкое орудие. С мая до середины июня 1941 года КВ-2 с орудием ЗИС-6 проходил испытания за заводе №92, а с 25 июня по 5 июля испытания на полигоне АНИОПе. На испытаниях орудие показало себя с наилучшей стороны. Орудие было надежным, мощным, могло пробивать любой существовавший в то время танк с расстояния в километр, а баллистика снарядов была куда лучше чем у 152-мм орудия, кроме того, перезарядка 107-мм орудия была значительно быстрее. Углы наведения орудия составляли от -6 до +21 градуса. Что касается орудия ЗИС-6, то дальше выпуска нескольких единиц дело не пошло, а танк КВ-5, для которого и создавалось это орудие, остался существовать только на бумаге. КВ-2 с орудием ЗИС-6 так и остался единственным построенным прототипом и ни о каком серийном производстве не было и речи.

Медиа

Обзор от Omero

Обзор от Omero. РБ

Обзор от CrewGTW


См. также

  • ссылка на семейство техники;
  • ссылки на приблизительные аналоги в других нациях и ветках.
  • тема на оф. форуме игры;
  • страница на Википедии;
  • страница на Aviarmor.net;
  • другая литература.
Семейство КВ
С 75-мм пушкой ▀KV I C 756 (r)
С 76-мм пушкой КВ-1 (Л-11) · КВ-1Э · ▀KV-IB · КВ-1 (ЗиС-5) · КВ-1С
С 85-мм пушкой КВ-85 · КВ-220
Со 107-мм пушкой КВ-2 (ЗиС-6)
Со 122-мм пушкой КВ-122
Со 152-мм пушкой КВ-2 (1939) · КВ-2 (1940) · ▀KV II 754 (r)
САУ СУ-152

Советские тяжёлые танки
КВ

11 марта 1941 года Разведуправление Генерального штаба РККА представило «наверх» специальное сообщение №316 «О тяжёлых танках Вермахта», в котором сообщалось: «По сведениям, требующим дополнительной проверки, немцы начинают строить три образца тяжёлых танков:

Кроме того, на заводах «Рено» производится ремонт 72-тонных французских танков, участвовавших в войне на Западе (реальный вес танка Char B1bis , переименованного немцами в Pz. Kpfw. B2 740(f), составлял 32 тонны. Устаревший же танк Char 2C весом 75 тонн в распоряжении Вермахта оказался только один – прим. автора). По сведениям, поступившим в марте мес. с. г. и требующим проверки, на заводах «Шкода» и «Крупа» ставится производство 60 и 80 т танков» (Источник – «Россия. XX век. Документы», В.П. Наумов, А.Н. Яковлев (в 2-х книгах), книга 1-я).

Значительно позже выяснилось, что советские разведчики получили дезинформацию, которая, скорее всего, была подброшена Абвером. На самом деле весной 1941 года танковые конструкторы компании «Хеншель и сын» только заканчивали сборку прототипа своего 65-тонного танка VK6501(Н), а разработанные в 1938 году той же компанией прототипы тяжёлых DW I и DW II едва дотягивали по весу до тридцати тонн. VK3001(Н) Хеншеля и VK3001(Р) фирмы Порше также находились в этой весовой категории. Самой мощной пушкой, которую планировали устанавливать на свои танки немецкие конструкторы, было 88-мм орудие KwK 36 L/56 с длиной ствола 56 калибров и баллистикой зенитного орудия (позже её устанавливали на танки «Тигр»). И то, прототип VK3001(Р), вооружённый этим орудием, изготовили только в октябре 1941 года. Таким образом, ни о каких танках весом 90 тонн со 105-мм пушками весной 1941 года в Третьем Рейхе речи не велось.

Трофейный французский Char 2C – самый тяжёлый и самый бесполезный танк, имевшийся у Вермахта в первой половине 1941 года
Источник - worldoftanks.eu

Тем не менее, у руководства СССР полученная информация вызвала немалую озабоченность. Производившиеся на Ленинградском Кировском заводе (далее – ЛКЗ) тяжёлые танки КВ-1 и КВ-2 явно проигрывали по забронированности мифическим немецким 90-тонным монстрам, а КВ-1 со своей 76,2-мм пушкой Ф-32 – ещё и по вооружению.

6 апреля 1941 года в кабинете у А.А. Жданова, исполнявшего обязанности заместителя председателя Совнаркома (далее – СНК) по вооружениям (вице-премьер-министра в сталинском правительстве) началось совещание с участием руководства ЛКЗ, Ижорского завода (поставлявшего бронекорпуса тяжёлых танков) и Горьковского завода №92 (производившего танковые пушки). После двух дней споров и прений 7 апреля 1941 года было принято постановление СНК №827-345, согласно которому ЛКЗ обязывали разработать новые тяжёлые танки КВ-3 (лобовая броня – 115-120 мм), КВ-4 (лобовая броня – 140-150 мм) и КВ-5 (лобовая броня – 170 мм). Непосредственно для КВ-5 документом устанавливались следующие требования:

…О танке КВ-5.

Директору Кировского завода т. Зальцману:

1. Спроектировать и изготовить к 10 ноября 1941 г. танк КВ-5. Разработку конструкции корпуса танка и штампованной башни произвести совместно с конструкторами Ижорского завода исходя из следующих основных характеристик КВ-5:

а) броня лобовая 170 мм, борт 150 мм, башня 170 мм;

б) вооружение 107-мм пушка ЗИС-6;

в) двигатель дизель мощностью 1200 л. с.;

г) ширина не более 4200 мм.

Предусмотреть при конструировании возможность транспортировки по железной дороге при всех условиях движения…

КБ ЛКЗ должно было уже к 15 июля 1941 года изготовить и подать на Ижорский завод чертежи на корпус и башню КВ-5, а к 1 августа того же года – предъявить на утверждение в Народный комиссариат обороны СССР и Главное авто-бронетанковое управление Красной Армии макет и технический проект КВ-5.


Эскизный проект танка КВ-5
Источник – журнал «Танкомастер» №6, 2000 год

Ижорский завод обязали изготовить и поставить на Кировский завод корпус и башню КВ-5 к 1 октября 1941 года.

Горьковский завод №92, главным конструктором которого в то время был создатель прославленных артиллерийских систем ЗиС-2 и ЗиС-3 В.Г. Грабин , обязали сконструировать и запустить в серийное производство 107-мм танковую пушку, которой планировалось вооружить все три новые модели танков:

…Артиллерийское вооружение танков КВ-3, КВ-4, КВ-5.

1. Директору завода № 92 т. Елян и главному конструктору т. Грабину поручено разработать 107-мм танковую пушку с начальной скоростью снаряда 800 м/с под унитарный патрон с бронебойным снарядом весом 18,8 кг и по разработанному проекту изготовить, испытать и сдать к 1 июня 1941 г. опытный образец этой пушки для испытания в танке КВ-2.

Грабин, активно внедрявший на своём предприятии принцип максимальной унификации всех создаваемых «изделий», взял обязательство разработать и наладить поточное изготовление новых пушек в течение сорока пяти дней, что является потрясающе коротким сроком даже для современной промышленности (данное обязательство было зафиксировано в постановлении). Графики изготовления прототипов КВ-3, КВ-4 и КВ-5 (а для первой модели – и серийного выпуска) были составлены в полном соответствии с графиками поставок горьковчанами 107-мм пушек.

Василий Гаврилович Грабин
Источник – wikipedia.org

Главному конструктору ЛКЗ по моторостроению А.Д. Чаромскому ставилась задача спроектировать дизель мощностью 1200 л. с. на базе авиационных поршневых 12-цилиндровых V-образных дизельных двигателей водяного охлаждения М-40, устанавливавшихся на серийные самолеты ТБ-7 (Пе-8). Аналогичное задание получил Харьковский завод №75, где создали первый в Европе танковый дизель В-2, а также Ворошиловградский тепловозостроительный завод.

Тернии конструктора Цейца

На Кировском заводе танку КВ-5 присвоили производственный индекс «Объект 225», и работы над ним велись в специальном танковом конструкторском бюро СКБ-2. Генеральный конструктор СКБ-2 Ж.Я. Котин ведущим инженером проекта назначил одного из самых опытных своих подчинённых – человека сложной судьбы Николая Валентиновича Цейца, чей эскизный проект больше других соответствовал представлениям руководства ЛКЗ о новом танке. Ряд других конструкторов СКБ-2 также предложили свои чертежи (включая традиционную башенную компоновку (Н.Ф. Шашмурина) и компоновку силовой установки в центре, за спиной механика-водителя (М. И. Креславского), но предпочтение отдали проекту Цейца.

Цейц окончил один из элитных инженерных ВУЗов страны – МВТУ имени Баумана и с самого начала создания КБ Орудийно-арсенального треста, занимавшегося проектированием новых моделей бронетехники (с которого, собственно, и началось танкостроение в СССР) работал в нём. В конце 20-х годов его отправили в Казань для сотрудничества с немецкими инженерами в рамках проведения испытаний экспериментальных моделей немецких танков, проводившихся на полигоне совместной советско-немецкой танковой школы КАМА.

Однако общение с иностранными коллегами ничем хорошим для советского инженера не закончилось. 2 октября 1930 года его арестовали по обвинению в контрреволюционной деятельности, а в апреле 1931 года он был приговорён к десяти годам исправительно-трудовых лагерей, которые ему заменили работой в КБ технического отдела экономического управления ОГПУ (легендарные «шарашки» появились в СССР задолго до Л.П. Берии). Здесь Цейц работал над проектом тяжёлого 70-тонного танка.

Николай Валентинович Цейц
Фото из архива П. Кириченко и М. Павлова

Через год, 22 апреля 1932 года, Николая Валентиновича освободили досрочно, и он уже в качестве вольнонаёмного работника приступил к усовершенствованию конструкции недавно созданного и запускаемого в серию танка Т-35.

В 1934 году Цейца направили работать на ленинградский завод опытного машиностроения №185, где он возглавил работы по созданию экспериментальной трёхбашенной машины Т-29 и усовершенствованной версии нового на тот момент трёхбашенного танка Т-28, который она должна была заменить.

Николай Валентинович тесно сотрудничал с Кировским заводом, так как прототипы Т-29 собирались на его производственной базе, и в 1937 году ему предложили перейти в СКБ-2. Однако этот переход оказался несвоевременным, так как завод накрыла волна арестов руководящего и конструкторского персонала. Попал в эту волну и Цейц – в 1938 году он был отстранён от работы над новым танком прорыва СМК и арестован. Однако, как ценного научного специалиста, его вернули к работе, оставив при этом под арестом.

Именно такой человек возглавил работы над проектом самого тяжёлого в истории СССР танка. Помимо этого, группа Цейца создала собственный вариант эскизного проекта тяжёлого танка КВ-4, характеристики которого оговаривались тем же постановлением СНК, что и для КВ-5. Котин объявил среди конструкторов СКБ-2 конкурс проектов, и в результате ему было предоставлено около двух десятков эскизных предложений. В результате, ни один из вариантов КВ-4 не рассматривался в качестве прототипа для изготовления опытного образца, и в июне работы по этому танку были прекращены в пользу КВ-5, в эскизном проекте которого, выполненном лично Цейцем, использовались некоторые решения, найденные им для КВ-4.


Проект танка КВ-4 Н.В. Цейца
Источник – alternathistory.org.ua

Последний довоенный проект ЛКЗ

Работы над танком КВ-5 начались в июне 1941 года. Для проектирования машины была образована бригада конструкторов в составе: К.И. Кузьмина (корпус), Л.Е. Сычева (башня и установка вооружения), Н.Т. Федорчука (ходовая часть).

Корпус КВ-5, в отличие от других KB, не имел гнутых деталей (за исключением кормового нижнего листа), и бронелисты соединялись друг с другом гужонами и электросваркой. Толщина лобовых деталей корпуса и башни достигала 180 мм. Толщина бортов и кормы корпуса – 150 мм, крыши и днища – 40 мм.

В процессе работы проявилась масса технических проблем, для решения которых приходилось подыскивать приемлемые решения. По предварительным расчётам, масса танка достигала 100 тонн. Так как авиационные дизели М-30 или М-40 мощностью 1250-1500 л.с. сочли непригодными для использования в КВ-5, а приемлемой замены им советские конструкторы на тот момент не создали, было принято решение использовать в качестве силовой установки танка два параллельно установленных дизельных двигателя В-2. Они соединялись с коробкой передач и бортовыми фрикционами с помощью промежуточного редуктора. С учётом того, что и фрикционы, и коробка передач полностью повторяли конструкции агрегатов, которые использовались на серийных КВ, у КВ-5 в случае его реализации в металле, неизбежно появились бы те же проблемы с ходовой частью, какими страдали КВ-1 и КВ-2.

Основная задержка с серийным производством танка КВ-3 возникла из-за башни, которую планировалось производить методом штамповки из цельного листа брони, но наладить процесс никак не удавалось. Таким же образом первоначально конструкторы Цейца хотели изготавливать башню и для КВ-5, но потом отказались от этой затеи и предложили делать её сварной из катанной листовой брони.


3-D модель танка КВ-5
Источник – playnewgame.ru

Компоновка КВ-5 предлагалась классическая – с последовательно расположенными отделением управления, боевым отделением и размещавшимся в кормовой части моторно-трансмиссионным отделением (далее – МТО). В конструкции нового танка проектировщики старались максимально использовать элементы серийной машины КВ-1, чтобы минимизировать его себестоимость и упростить ремонт и снабжение запчастями в боевых условиях. Для экономии массы и уменьшения поражаемого силуэта корпус КВ-5 попытались сделать максимально низким – высотой 920 мм. Однако возникла проблема с размещением механика-водителя и стрелка-радиста. Для них конструкторы спроектировали две небольшие башенки, выступавшие из крыши корпуса над отделением управления.

Башенка, установленная над головой механика-водителя с левой стороны танка, больше походила на бронированный откидной колпак со смотровыми щелями, обеспечивавший лучший обзор, чем на обычном танке КВ. Толщина брони колпака была такой же, как и у лобовых бронедеталей машины – 170 мм. На марше механик-водитель мог открывать колпак в сторону для удобства наблюдения за дорогой.

В распоряжение стрелка-радиста предоставлялась башенка с установленным в ней пулемётом ДТ, причём её высота позволяла вести огонь поверх бронеколпака-башенки механика-водителя. За счёт особенности конструкции пулемёт также получил большой сектор обстрела по вертикали, что позволяло вести огонь и по воздушным целям.

В ромбовидной высокой башне КВ-5 и под ней разместили просторное боевое отделение, предназначавшееся для командира, наводчика и двух заряжающих. Увеличенная высота башни была вызвана требованием заказчиков предусмотреть возможность ведения навесного гаубичного огня. Чтобы предупредить утыкание казённика танковой пушки в днище, её пришлось значительно приподнять над корпусом. Для облегчения заряжания пушки погон башни увеличили до 1840 мм, что было на 300 мм больше, чем у КВ-1. В стремлении уменьшить общий силуэт танка его корпус сделали высотой всего 920 мм, однако в части МТО высота корпуса увеличивалась до 1300 мм.


Танк КВ-5, рисунок
Источник – stopgame.org.ua

Над местом заряжающего в задней части башни (с левой стороны в крыше) сконструировали пулемётную башенку под пулемёт ДТ, идентичную башенке стрелка-радиста, но значительно более низкую. Командира танка расположили справа от пушки, а над его местом спроектировали командирскую башенку с пятью смотровыми призменными приборами и перископом, который позволял вести наблюдение поверх пулемётной башенки. Наводчик располагался слева от орудия, его место снабдили призменным прибором наблюдения, оптическим и панорамным прицелами.

Основную часть боекомплекта 107-мм пушки планировали разместить в кормовой нише башни, а остальные снаряды должны были храниться в укладках боевого отделения внутри корпуса танка.

Ходовая часть танка была почти полностью идентична танку КВ (из-за увеличения длины корпуса в конструкцию добавили два опорных катка и один поддерживающий ролик, доведя их общее количество соответственно до восьми и четырёх на один борт). Подвеска использовалась индивидуальная торсионная.

Пушка для нерождённых монстров

КБ Грабина и Горьковский завод №92 своё обязательство по скоростному конструированию 107-мм танкового орудия перевыполнили. Не через 45, а уже через 38 дней новая пушка ЗиС-6 была готова к полигонным испытаниям. Она использовала серийный унитарный 107-мм снаряд, выпускавшийся в СССР для 107-мм дивизионной пушки M-60 образца 1940 года (конструкторы только предлагали несколько усилить мощность порохового заряда патрона). Механический досылатель заряжания горьковские конструкторы позаимствовали у собственной экспериментальной разработки – 107-мм танковой пушки Ф-42, созданной в КБ Грабина в 1940 году в инициативном порядке параллельно с 76-мм Ф-32 (устанавливалась в КВ-1), Ф-34 (Т-34) и 85-мм пушкой Ф-39.

Ствол ЗиС-6 проходил испытания уже в апреле 1941 года на лафете 152-мм гаубицы МЛ-20. В мае первый экземпляр пушки был изготовлен и установлен на танк КВ-2. Он проходил испытания до середины июня 1941 года, после чего, на том же танке, отправился на Артиллерийский научно-исследовательский опытный полигон (до революции 1917 года – Охтинское опытное поле, в наше время – Гороховецкий артиллерийский полигон под Санкт-Петербургом). На испытаниях пушка показала себя мощным и надёжным орудием – при массе снаряда в 16,6 кг и скорости 800 м/с мощность ЗиС-6 оказалась в 4,4 раза выше, чем мощность пушки Ф-32 (штатного вооружения серийных КВ-1). Это говорило о том, что пушка ЗиС-6 могла поразить практически любой современный ей серийный танк на расстоянии, превышающем километр. При этом за счёт использования унитарных снарядов её скорострельность была значительно выше, чем у 152-мм гаубицы, установленной в башне КВ-2.


Испытание 107-мм пушки ЗиС-6, установленной на танке КВ-2
Источник – roundstable.com

Пушка была готова, но танки, для которых она создавалась, так и не были собраны. Работы над производством башни для КВ-3 приостановились, КВ-5 существовал лишь на бумаге (в чертежах и эскизах), а работы по КВ-4 остановили ещё на стадии утверждения эскизного проекта.

Между тем, 22 июня 1941 года началась война, показавшая, что самыми тяжёлыми машинами, которыми располагал Вермахт, оказались Pz.Kpfw.IV и безнадёжно устаревшие трофейные французские B-1bis, часть которых немцы переделали в огнемётные. Броню этих машин спокойно пробивало штатное вооружение советских танков КВ-1 и Т-34 , а потому уже в середине августа все работы и по КВ-3, и по КВ-5 были остановлены. Группу Цейца переориентировали на модернизацию танка КВ-1, что в 1942 году вылилось в создание его скоростной модели КВ-1С.

Уже в июле 1941 года возникла угроза появления возле Ленинграда немецких и финских войск, а потому в том же месяце началась эвакуация ЛКЗ на Урал, на производственные площади Челябинского тракторного завода. Прекращение работ над КВ-5 совпало с отъездом конструкторов завода на восток. В 1942 году Николая Валентиновича Цейца освободили из-под ареста, но в том же году он умер прямо на заводе во время работы над новым танком КВ-13.

Горьковский завод №92 начал серийное производство пушек ЗИС-6 1 июля 1941 года, и согласно отчету, «в июле-августе 1941 года было изготовлено пять серийных орудий ЗИС-6, после чего их производство прекращено из-за неготовности тяжелого танка». Однако Грабин в своих мемуарах утверждал, что этих пушек было изготовлено значительно больше: «…производство ЗИС-6 расширялось, а между тем танка, для которого ее предназначали, все не было. Кировский завод и к началу войны не поставил нового танка. Не берусь судить о причинах, по которым танкостроители не выполнили постановления ЦК и СНК. Отсутствие танка заставило нас вначале приостановить выпуск ЗИС-6, а затем и вовсе снять пушку с производства. Даже сегодня писать об этом горько и больно: в те дни, когда на фронт забирали орудия из музеев, все, что могло стрелять, около 800 современных мощных танковых пушек были отправлены на переплавку в мартен. Такова была цена «ведомственных неувязок»…»

Многие исследователи утверждают, что Грабин приводит неправдивые данные, и ссылаются на официальный отчёт завода. Однако они забывают об одной особенности работы предприятия №92 и его взаимоотношениях с военной приёмкой, которые сложились как раз в период 1940-41 годов. Танковая пушка Ф-34 была запущена на заводе в серийное производство, когда государственного заказа на неё не было. Директор завода №92 А.С. Елян и главный конструктор В.Г. Грабин на свой страх и риск приняли решение запустить «изделие» в серию, чтобы к моменту, когда военное руководство СССР осознает, что танковая пушка Л-11 (которую тогда устанавливали на «тридцатьчетвёрки») имеет низкую надёжность, у предприятия уже был значительный запас изготовленных орудий. К чести этих людей надо сказать, что в своих расчётах они оказались правы целиком и полностью.

Точно такая же ситуация сложилась и с легендарными полковыми 76-мм пушками ЗиС-3. В начале 1941 года заместитель Наркома обороны СССР маршал Кулик отказался заказывать их у завода №92. Осознавая, что вскоре грянет война, Елян и Грабин снова начали несанкционированное серийное производство этих артсистем, и когда фронту потребовались на порядки большие объёмы пушек, горьковчанам было что загружать в эшелоны.

Скорее всего, так же обстояло дело и с ЗиС-6. По документам производство этой пушки началось 1 июля 1941 года. На практике же Грабин мог инициировать начало серийного производства сразу после окончания заводских испытаний, программа которых была значительно жёстче, чем на военных полигонах, что страховало завод от возможных неприятностей. Восемь сотен нигде не учтённых 107-мм пушек хранились на заводе, занимая место и содержа металл, который был так необходим фронту, поэтому когда стало понятно, что ни КВ-3, ни КВ-5 производиться не будут, их поторопились сдать на переплавку. Когда же во второй половине 1942 года в Сальских степях и под Ленинградом появились первые немецкие «тигры», советским танкистам нечем было с ними бороться. Хотя ЗиС-6 вполне можно было установить на шасси КВ-1С или ИС-1, в силу сложившихся обстоятельств этого не случилось.

КВ-5 – современные фантазии

Интересна ситуация, сложившаяся вокруг КВ-5 уже в новейшее время. В ряде источников встречаются упоминания о некоем танке КВ-5бис или КВ-6 «Бегемот», который якобы разрабатывался на ЛКЗ под руководством Ж.Я. Котина. Встречаются фотографии пластиковых моделей и 3-D изображений этого танка, количество башен которого варьируется от трёх до шести. На бронированного монстра, число опорных катков которого ограничивается только фантазиями горе-«конструкторов», «лепились» башни всех известных танков начального периода войны, а иногда и реактивная система залпового огня БМ-13. Западные источники по своему обычаю привязывать всё, создаваемое в СССР, к именам Сталина и Молотова, назвали эту популярную в Сети машину «Сталинским оркестром». Тем не менее, не найдено ни одного документального подтверждения попыток или даже мыслей о создании этой конструкторской несуразицы советскими КБ.


Фейковый танк «Сталинский оркестр»
Источник – socia.sk

Литература

В соответствии с постановлением Комитета Обороны СССР в конце 1938 года на Кировском заводе в Ленинграде началось проектирование нового тяжелого танка с противоснарядным бронированием, получившего название СМК («Сергей Миронович Киров»). Разработкой еще одного тяжелого танка, названного Т-100, занимался Ленинградский завод опытного машиностроения имени Кирова – № 185.

Ведущим конструктором танка СМК был А.С.Ермолаев. Первоначальным проектом предусматривалось создание трехбашенной машины, при этом ее масса достигала 55 т. В процессе работы от одной башни отказались, а сэкономленный вес направили на утолщение брони. Параллельно с СМК группа дипломников Военной академии механизации и моторизации имени Сталина, проходивших практику на Кировском заводе, разработала проект однобашенного тяжелого танка КВ («Клим Ворошилов»). По сути дела, КВ представлял собой уменьшенный по длине на два опорных катка СМК с одной башней и дизельным двигателем.

В августе 1939 года танки СМК и КВ изготовили в металле. В конце сентября оба танка приняли участие в показе новых образцов бронетанковой техники на НИБТ Полигоне в подмосковной Кубинке, а 19 декабря тяжелый танк КВ был принят на вооружение Красной Армии.

Несколько ранее опытные тяжелые танки придали 20-й танковой бригаде, участвовавшей в боях на Карельском перешейке. Первый бой они приняли 17 декабря при попытке прорыва Хоттиненского укрепрайона «линии Маннергейма». При этом танк СМК подорвался на мине и был оставлен экипажем.

Танк КВ показал себя с лучшей стороны, однако очень быстро выяснилось, что 76-мм пушка Л-11 слаба для борьбы с дотами. Поэтому в сжатые сроки разработали и построили танк КВ-2 с башней увеличенного размера, вооруженный 152-мм гаубицей М-10. К 5 марта 1940 года три КВ-2 были отправлены на фронт.

Фактически серийное производство танков КВ-1 и КВ-2 началось в феврале 1940-го на Ленинградском Кировском заводе. В соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 19 июня к выпуску КВ должен был подключиться Челябинский тракторный завод (ЧТЗ). 31 декабря произвели опытную сборку первого КВ уральского производства. Одновременно в Челябинске началось строительство специального корпуса для сборки тяжелых танков. Следует отметить, что, начиная с ноября, в танк КВ-1 вместо пушки Л-11 начали устанавливать 76-мм пушку Ф-32 производства Горьковского завода № 92.

Планом опытных работ на 1940 год предусматривалось создание новых образцов танка КВ. Так, к 1 ноября предполагалось изготовить два КВ с броней 90 мм: один с пушкой Ф-32, другой – с пушкой 85 мм. К 1 декабря – два КВ с броней 100 мм и с аналогичным вооружением. Эти танки были построены и получили обозначение КВ-З (объекты 220, 221, 222). План производства на 1941 год предусматривал выпуск 1200 таких машин. Из них на Кировском заводе – 1000 (400 КВ-1, 100 КВ-2, 500 КВ-З) и 200 КВ-1 на ЧТЗ. Однако война внесла свои коррективы, в частности к производству КВ-З так и не приступили. Что же касается выпуска КВ-1 на ЧТЗ, то до 22 июня там собрали всего несколько танков. Всего же в 1940 году было построено 243 машины, а в первом полугодии 41 -го – 393.

Корпус танка сваривался из катаных броневых листов. Башня изготавливалась в двух вариантах – сварном и литом. В свою очередь, сварных башен также было две – с прямоугольной и закругленной кормой. Максимальная толщина брони у сварных башен достигала 75 мм, у литых – 95 мм. В первый год войны толщину брони башни давали до 105 мм. На танках более раннего выпуска броневую защиту усиливали 25-мм экранами, которые крепились к корпусу и башне болтами (не совсем понятно, зачем это делалось – в 1941 году бронирование КВ-1 было и без того избыточным). На танках первых выпусков устанавливалась 76-мм пушка Л-11, затем Ф-32 того же калибра, а с осени 1941 года-76-мм пушка ЗИС-5. Кроме того, танк вооружался тремя пулеметами – спаренным, курсовым и кормовым. На части танков ставился и зенитный пулемет ДТ.

Основное отличие танка КВ-2 состояло в установке новой башни больших размеров. Общая высота его достигла 3240 мм. В башне, в маске, закрытой снаружи броневым кожухом, располагались 152-мм танковая гаубица М-10 образца 1938/40 года и спаренный с ней пулемет ДТ. В ее задней части имелась дверца, рядом с которой в шаровой опоре размещался еще один ДТ. На танке сохранился также и курсовой пулемет в лобовом листе корпуса. Для стрельбы использовались телескопический прицел ТОД-9, перископический – ПТ-9 и командирская панорама ПТ-К. Боекомплект состоял из 36 выстрелов раздельного заряжания и 3087 патронов. Силовая установка, силовая передача, ходовая часть, электро и радиооборудование – такие же, как и на КВ-1. Танк КВ-2 выпускался в ограниченном количестве и состоял в производстве в 1940 – 1941 годах. После начала Великой Отечественной войны его выпуск был прекращен.

В этот же период велись проектные разработки танков со 107-мм пушкой: КВ-4 (объект 224) и КВ-5 (объект 225), 152-мм самоходной установки (объект 212), ремонтно-эвакуационного тягача (объект 214) и танка-электротральщика (объект 218), в которых широко использовались узлы и агрегаты танков КВ-1 и КВ-2.

Во втором полугодии 1941 года выпуск танков на Кировском заводе существенно возрос. К производству многих узлов и агрегатов подключились такие крупные ленинградские предприятия, как Ижорский и Металлический заводы, завод «Русский дизель» и другие. Из-за отсутствия дизелей В-2 танки КВ-1, так же как и Т-34, некоторое время выпускались с бензиновыми двигателями.

Однако в условиях блокады продолжать выпуск танков было невозможно. Поэтому с июля по декабрь в несколько этапов проводилась эвакуация завода из Ленинграда в Челябинск. 6 октября Челябинский тракторный был переименован в Кировский завод Наркомтанкопрома – ЧКЗ, ставший единственным заводом – изготовителем тяжелых танков вплоть до конца Великой Отечественной войны.

В 1942 году танк КВ-1 сменили в производстве на модернизированный вариант – КВ-1с («с» – скоростной). Масса танка была снижена до 42,5 т за счет уменьшения толщины броневых листов корпуса, массы агрегатов силовой передачи и ходовой части (гусеница сужена до 608 мм), а также уменьшения габаритных размеров башни. Башня – литая, новой обтекаемой формы, с командирской башенкой. Вооружение осталось прежним. Боекомплект сначала состоял из 94 выстрелов, позднее его удалось довести до 114. На КВ-1с была установлена и новая коробка передач с демультипликатором, обеспечивавшая восемь передач вперед и две назад.

КВ-1с приняли на вооружение 20 августа 1942 года. С сентября 1943 года в войска начал поступать новый вариант КВ – «85».

Его появлению предшествовала неудачная попытка установить 85-мм пушку в штатную башню танка КВ-1с. Для установки пушки такого калибра потребовалось создание новой литой башни больших размеров и расширение подбашенной коробки. Боекомплект 85-мм пушки Д-5Т составлял 70 выстрелов. Экипаж сократился до 4 человек (за счет стрелка-радиста). Курсовой пулемет был жестко закреплен в лобовом листе корпуса – огонь из него вел механик-водитель. Силовая установка, трансмиссия и ходовая часть оставались полностью унифицированными с танком КВ-1с.

В 1942 году на базе КВ-1 построили опытные образцы самоходной артиллерийской установки КВ-7 с двумя пушками ЗИС-5 и тремя пушками – одной ЗИС-5 и двумя калибра 45 мм. По замыслу конструкторов, удвоение и утроение вооружения должно было компенсировать недостаток танков в войсках. В опытном порядке создали и танк КВ-9, вооруженный 122-мм гаубицей У-11.

В 1942- 1944 годах в серийном производстве состояла самоходная артиллерийская установка СУ-152 (КВ-14), построенная на базе танка КВ-1с и вооруженная 152-мм гаубицей-пушкой МЛ-20. На базе танков КВ-1, а затем и КВ-1с с апреля 1942 года выпускался огнеметный танк К.В-8. Корпус остался без изменений, в башне же вместо 76-мм пушки установили 45-мм образца 1934 года с маскировочным кожухом, воспроизводящим внешние очертания 76-мм пушки. Боекомплект пушки состоял из 88 выстрелов. Рядом с пулеметом, спаренным с пушкой, устанавливался огнемет АТО-41. На танке КВ-8 на базе КВ-1с спаренный пулемет был изъят. За период с 1940 по 1943 год Ленинградский Кировский и Челябинский Кировский заводы выпустил 4775 танков КВ всех модификаций. Они состояли на вооружении танковых бригад смешанной организации, а затем были сведены в отдельные танковые полки прорыва. КВ принимали участие в боевых действиях Великой Отечественной войны вплоть до ее завершающей этапа.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА КВ-1 образца 1941 года
БОЕВАЯ МАССА, т: 47,5.
ЭКИПАЖ, чел.: 5.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:
Длина-6750,
ширина-3320,
высота-2710,
клиренс-430.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Л-11 обр.1939г. (или Ф-32 обр. 1940 г.) калибра 76 мм; 4 пулемета ДТ калибра 7,62 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 135 выстрелов. 2772 патрона.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел ТОД-6:
перископический прицел ПТ-6; командирская панорама ПТ-К.
БРОНИРОВАНИЕ, мм:
лоб, борт-75,
корма – 60-75,
крыша, днище – 30-40,
башня-75.
ДВИГАТЕЛЬ: В-2К. 12-цилидровый, четырехтактный, V-образный дизель жидкостного охлаждения; рабочий объем 38 880 куб.см: мощность 500 л.с. (368 кВт) при 1800 об/мин.
ТРАНСМИССИЯ: многодисковый главный фрикцион сухого трения, пятиcкоростная коробка передач тракторного типа, бортовые фрикционы, ленточные тормоза, двухступенчатые планетарные бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ; 6 опорных катков малого диаметра с внутренней амортизацией на борт, 3 обрезиненных поддерживающих катка, ведущее колесо заднего расположения со съемным зубчатым венцом, зацепление цевочное, направляющее колесо; подвеска опорных катков – индивидуальная торсионная; в каждой гусенице 87-90 траков шириной 700 мм, шаг трака 160 мм.
СКОРОСТЬ макс., км/ч: 34.
ЗАПАС ХОДА, км: 250.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ:
угол подъема, град. – 36,
ширина рва, м – 2,7,
высота стенки, м – 0,87,
глубина брода, м – 1,6,
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция 71 -ТК-З или 10Р; танковое переговорное устройство ТПУ-4бис.

О действиях танков КВ 6-й Гв. ТБР литера "А" я ранее уже рассказывал в записи о .
Так что теперь можно продолжить историю танков КВ-1 этой танковой бригады.

Ниже в этой записи будет небольшая информация по матчасти танков КВ-1 6-й Гв. ТБР + фотоснимки других танков, которые продавались в одной подборке с вышеприведенным снимком.

Для начала небольшое отступление по истории 6-й Гв. ТБР.
По всей видимости, 6-я гвардейская танковая бригада (до марта 1942 года - 5-я танковая бригада, до середины сентября 1941 года - 12-й танковый полк 1-й МСД) была единственной танковой бригадой в Красной армии, которая после формирования по весну 1942 года, т.е. до момента формирования танковых корпусов, не была отдельной, а входила в состав 1-й Московской Краснознаменной Гвардейской мотострелковой дивизии. Только в июне 1942 года бригада была выведена из состава 1-й МКГМСД.

После боев на реке Воря в составе 43-й армии бригаду вывели в резерв на переформирование.
Согласно информации из журнала боевых действий (документ) за этот период, 5 мая 16942 года бригада получила 4 танка КВ-1. 26 мая прибыл именной танк КВ-1 "Беспощадный". Затем бригада получила один КВ 15 июля и 29 июля еще один с рембазы № 77.

Судя по всему, кроме "Беспощадного", все танки КВ-1 бригады были уже не новыми. Фотографии именного танка "Храбрый" эту версию подтверждают - этот танк был выпущен ориентировочно в ноябре 1941 года.

В августовских боях, о которых идет речь в записи ув. mordig81 , 6-я Гв. ТБР потеряла два КВ-1 из семи, а также две "Матильды", девять "Валентайнов" и восемь Т-60.

В одной подборке с вышеприведенным снимком были и вот такие фотоснимки.

"Валентайн" вполне мог принадлежать 6-й Гв. ТБР, а вот приведенный ниже снимок с танком КВ-1 пока под сомнением.

И до кучи можно рассмотреть и еще один снимок. Ранее я предполагал, что именной танк КВ-1 "Непобедимый" с башенным номером 19 принадлежал к той же танковой части, что и именной танк КВ-1 "Храбрый" с номером 21, т.к. у меня имелась только часть нижеприведенного снимка.

На этом же снимке (потырен из новой книги Максима Коломийца) более менее виден и второй танк. Его номер начинается на двойку, но её написание все-таки другое.

Всё. Исправления и дополнения приветствуются.

в Избранное в Избранном из Избранного 7


Pz.Kpfw. KV-1A 753 (r) «Flamm». Он-же огнемётный КВ-6, производства Кировского завода в Ленинграде. Посёлок Стрельна. Зима 1941 г. 12.Pz.Div.?

КВ-6 («Объект 226») — тяжелый саперно-химический танк. Опытный.

Отличался установкой огнемёта АТО-41 в лобовом листе справа, с сохранением курсового пулемёта слева. Пушка Ф-32.

В августе 1941 года, Кировский завод в Ленинграде изготовил 8-10 танков КВ-6 из последних машинокомплектов. Причём огнемётов хватило на 4 танка, а остальные КВ-6 вышли из ворот «с заплатками», на месте должной установки огнемёта.

Из личного состава и мат. части 24 танковой дивизии и 146 танкового полка 198 мсд, 24 сентября 1941г сформирована 124-я отдельная танковая бригада. Все КВ-6 вошли в 124-й танковый полк 124-й отдельной танковой бригады. Всего, вместе с КВ-6, 124-й ТП насчитывал 32 шт. КВ-1, несколько , и пару бронеавтомобилей.


КВ-6 без огнемёта, «с заплаткой» на месте коробки под огнемёт, потерянный в боях под Ленинградом. 1941г.






Отремонтированный Pz.Kpfw. KV-1A 753 (r) «Flamm». Стрельна. 1942 год.
Тот-же Pz.Kpfw. KV-1A 753 (r) «Flamm» в белом камуфляже. По потёкам видно, что немцы испытывали огнемёт. Стрельна. 1942 год.
Другой отремонтированный, бывший КВ-6, Pz.Kpfw. KV-1A 753 (r) «с заплаткой».


В сводках штаба 42 армии не делалось разницы между КВ-1 и КВ-6. Тактика применения, также не различалась, т.к. вооружение отличалось только наличием огнемёта и ввиду отсутствия подготовки экипажей и офицеров в применении огнемётных танков.

8 октября 1941 года командование 42-й армии, спасая истекающий кровью Стрельнинский морской десант (стрелковый батальон численностью в 431 штык под командованием старшего лейтенанта А. Челидзе из 20-й стрелковой дивизии оперативных войск НКВД СССР), бросило в рейд по Приморскому шоссе 124-й танковый полк 124-й отдельной танковой бригады. Выбор в пользу озвученного выше полка не был случаен: во-первых, данная в/ч имела на своем вооружении только что сошедшие с конвейера тридцать два тяжелых танка марки «КВ-1», а во-вторых, во главе нее стоял такой опытный и умелый офицер, как майор И.Р. Лукашик – участник боев на Халхин-Голе и советско-финляндской войны.
На броню этих грозных машин вдобавок был посажен десант, состоящий из направленных воевать в пехоте моряков Балтфлота.

На протяжении трех дней боев 42 армия так и не смогла связаться с десантом.

8 октября 1941 года:

7-00:
124 танковый полк 124ТБр взял на броню 300 человек десанта пехоты и начал наступление по Петергофскому шоссе из района развилки с Красносельским шоссе.
15-00:
124ТП выдвинул 8 танков направлении пос Ленина, танки ведут бой, связь с десантом («Ласточка») не установлена. Главные силы полка находятся севернее совхоза «Пролетарский Труд» (западный).
От полка выдвинуты танки для ликвидации противника в районе «Пишмаш».
Пехотное прикрытие танков занимает круговую оборону в районе железнодорожного переезда на завод «Пишмаш».
Одновременно от «Охотничий домик» продвигается на запад саперная рота и стрелковая рота мотобатальона (124 СПБ) 124 ТБр.
Бригада Петрова (6 морская стрелковая бригада) застряла севернее Ивановки и Урицка: 2 батальон имевший приказ двигаться за танками - никуда не двинулся, 3 батальон севернее отметки 8.7 медленно продвигается на запад. 1 батальон вместе с танками 51 отдельного танкового батальона прошел северо-западную окраину Урицка и обтекает высоту 8.7 с востока. Но и он отстает от танков 51 ОТБ, которые борются на западной окраине Урицка.
2 танка и 2 бронемашины были брошены на связь с танками 124 танкового полка в район пос.Ленина, но не прорвались.
5 танков у развилки Петергоф-Лигово заправляются.
3 подбиты севернее Ивановки, 1 сгорел, 1 в кювете севернее Ивановки.

Оставшиеся без прикрытия пехоты танки, не останавливаясь пошли вперёд. Сразу за передним краем немецкой обороны, один КВ отделился от колонны и свернул налево, в улицы посёлка Урицк. Подавлял огневые средства противника, отсекающие пехоту. Свой бой он вёл не долго, и будучи подбитым на поселковой улице, стал первой потерей 51 ОТБ.

К сожалению, рейд не заладился с самого начала: при прорыве вражеской обороны встречным свинцовым смерчем с брони был сметен десант. Уцелевшие морпехи попытались было двигаться за танками в пешем порядке, но экипажи КВ, не видя этого, взвинтили скорость до предела стремясь тем самым как можно быстрее миновать простреливаемый участок. В результате в тыл врага, в том числе вскоре и в район Стрельны, они, танкисты, прорвались уже не имея при себе пехотного сопровождения.
8 октября 1941 года
19-00:
124 ТП находится 1 км севернее совхоза «Пролетарский Труд», 5 танков боеспособных, 8 танков требут ремонта, 6 послано к полку после мелкого ремонта, 7 танков загружены снарядами на КП 124 ТБр для доставки в район сосредоточения полка, 2 танка отправлены на завод, 3 танка сгорели, 2 бронемашины сгорели.
Пехотный десант на броне 124 ТП из-за сильного огня противника высадился около «Охотничьего домика» и занял оборону.
23-30:
Саперная и стрелковая роты 124 СПБ находятся 300-400м западнее «Охотничий домик», 30 человек пехоты держат оборону южнее завода «Пишмаш».
Стрелковые части продвигаются по болоту на запад к «Охотничий домик» под огнем противника со стороны Ивановки и Урицка.



На доклад майора И.Лукашика, что в заданном квадрате морской десант не обнаружен («васильковые фуражки» к тому времени почти все полегли в неравном бою), от комбрига-124 полковника А. Родина после его доклада в вышестоящие штабы последовал приказ оставаться на месте с целью продолжения поисков. Это, увы, и стало роковым обстоятельством: воспользовавшись моментом, немцы подтянули к Стрельне резервы, в том числе танки, самоходки и крупнокалиберные зенитные орудия, которые тут же были изготовлены для стрельбы прямой наводкой. Одновременно, отрезая советским танкистам пути отхода, гитлеровские саперы принялись минировать противотанковыми фугасами окрестные дороги.



Утром 9 октября 1941 года майор И.Лукашик, детально согласовав с командованием 42-й армии место и время прорыва к своим, повел уцелевшие танки в направлении Старо-Панов и Лигов.
Для командования 42-й армии потянулись тревожные часы ожидания. Но наши КВ в назначенном районе так и не появились. На запросы доложить обстановку рация танка майора И.Лукашика, как и рации других машин его полка, не отвечала.

9 октября 1941 года

2-45
124 танковый полк обстреливается из района совхоза «Пролетарский Труд» и Володарский крупнокалиберной артиллерией противника.
Имеется телефонная связь (!) с командиром полка, но радио-команды подаваемые танкам и танковым группам на КП бригады не известны.
Задача, поставленная командиру полка: продвигаться в район пос.Ленина и Стрельны для связи с десантом «Ласточка».
В полк отправлены 7 танков с продовольствием и боеприпасами.
51 ОТБ вел бой на северной окраине Урицка, противотанковой обороны не встречал, только пулеметный и минометный огонь противника, без поддержки пехоты углублялся на 200-300 метров вглубь поселка. Подбито 2 танка, отправлены на завод. Батальон действовал хорошо, но без пехоты.
Запрос от Федюнинского:
в бою было 32 танка 124 ТБр и 8 танков 51 ОТБ, что с ними?
Ответ:
3 танка сгорели, 1 КВ — на сев. Окраине Урицка, 2 КВ — на шоссе юго-восточнее «Охотничий домик», 1 КВ засел там в болоте, 2 КВ отправлено на завод, 5 КВ — боеспособны, 8 КВ — требуют ремонта, 6 КВ — отправлено в расположение полка после ремонта, 7 КВ (из которых 5 после ремонта) — отправлены с боеприпасами в расположение полка.
16-50
Докладывает заместитель командира 124 ТБр подполковник Родин: пехота вышла на рубеж 1км восточнее «Охотничий домик»,
танки: 5 КВ — боеготовых, 11 КВ — требуют инж.эвакуации,
7 танков, посланных с КП, не достигли: 4 — подорвались на фугасах 200м восточнее охотничий домик, 1 — выведен из строя тяжелым снарядом, 1 - возвращен, 3 из них (?) эвакуированы.
Движение назад невозможно, противник заложил фугасы, нужны саперы.
У майора Лукашика — 4 танка и в резерве 17 танков.

Вечером поступил приказ Лен.фронта:

«Все коробки Луны вывезти на свою территорию.»
21-30
Информация от Родина, Петрова (6 МСБР?), Артюшенко (44 СД?):
4 исправные коробки
8 и 4 неисправных
2 роты десанта у охотничьего домика.
Просим для эвакуации резерв, т.к. сами можем вывезти только 4 танка за раз.

Лишь поздним вечером 10 октября в расположение командного пункта 124-й отдельной танковой бригады, находившегося в районе больницы имени Фореля, были доставлены трое раненых танкистов в прогоревших во многих местах комбинезонах: это командир роты И.П. Машков, заряжающий И.П. Рожнов и неизвестный радист. Из окружения они вышли пешком, без машин, по прибрежным камышам и тонкому льду Финского залива. Это были единственные воины из сто двадцать четвертого танкового, которым посчастливилось вырваться из вражеского капкана из-под Стрельны…



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»