Статьи дайджест. Дайджест как форма предоставления информации в различных сферах социальных и научных коммуникаций. Основные операции, характеристики

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Дайджест - сборник, содержащий наиболее интересные материалы, перепечатанные из других изданий. (ОСТ 29.130-97. Стандарт отрасли: издания, термины и определения). Дайджесты (от лат. digest - краткое изложение) - это фрагменты текстов многих документов (цитаты, выдержки, конспекты, реже рефераты), подобранные по определенной теме, не обеспеченной обобщающими публикациями, и находящиеся в сфере интересов реальных или потенциальных читателей. Чаще всего их составляют при обслуживании руководителей, но в последние годы создание дайджестов стали практиковать библиотеки учебных заведений (при отсутствии учебных пособий по каким-либо новым разделам курсов). Составителями дайджестов обычно выступают библиографы и преподаватели данной дисциплины. Их авторство проявляется:

В панорамном "видении" проблемы, которая на начальном этапе может быть очерчена неточно;

· в поиске информации;

В экстрагировании, извлечении нужных фрагментов текста;

В группировке материала, а по сути - в "выращивании" нового текста "подзадачу": под решение, принимаемое руководителем; под учебное задание, предлагаемое студентам; под потребности педагога, включающего в учебный курс новый материал и т. д.

Методика составления дайджеста:

Основными этапами составления дайджеста являются:

Ознакомление с темой, составление рубрикатора;

Выявление литературы по теме, составление библиографического списка;

Копирование фрагментов текстов микродокументов, отраженных в списке;

Группировка фрагментов текстов из документов;

Оформление оглавления тематической подборки и списка просмотренных источников, написание предисловия.

Специфика подготовки дайджестов, как и подготовка проблемно-тематических пособий и формирование проблемно-ориентированных БД, проявляется при установлении тематических границ отбора информации, привлечении широкого круга самых разнообразных источников, разработке такого способа группировки материала, который позволил бы охарактеризовать объект (явление, проблему) во всем богатстве его связей с различными отраслями. Установление тематических границ начинается с выявления и анализа информационных потребностей читателей. Научно-технические (сельскохозяйственные, медицинские) библиотеки учреждений привлекают в этих целях плановые документы и технические задания. Универсальные научные библиотеки обращаются к программным документам, определяющим направления и этапы развития региона и страны. Затем просматриваются постановочные, прогностические и обзорные материалы по проблеме или близким к ней вопросам (если их удается обнаружить). При наличии хотя бы единичных монографий, учебников или руководств анализируются их оглавления (как черновой макет будущего рубрикатора проблемы). С этой же целью просматриваются рубрикаторы ИНИОН и ВИНИТИ, а также другие ИПЯ. Затем проводится нормализация собранных сведений и совмещение разноплановых данных в рамках рубрикатора проблемы. При этом устраняются синонимы, устанавливаются родовидовые и ассоциативные связи. Рубрикатор выступает и как поисковое предписание, и как будущее оглавление, и как план-макет, используемый при анализе текстов и извлечении из них нужных фрагментов.

Единицей группировки при составлении дайджеста являются - фрагменты текстов (иногда очень небольшие по объему). Для дайджестов характерны:

Узость тематики;

Различие аспектов рассмотрения проблемы;

Различие в терминологии, используемой специалистами разных отраслей;

Возможная противоречивость сведений, несовпадение точек зрения разных авторов.

Все это предъявляет особые требования к группировке материала и форме его подачи, которая должна быть обозримой, облегчающей восприятие информации и акцентирующей внимание на несовпадающих концепциях, выводах или результатах.

Каждый фрагмент, извлеченный из текста, должен сопровождаться ссылкой на описание документа в целом.

Структура дайджеста имеет следующий вид:

Титульный лист;

Предисловие (от составителя);

Основной текст, обычно разделенный на параграфы;

Список использованной литературы;

Приложения (иллюстративный материал - таблицы, графики, диаграммы, раскрывающие основной текст);

Словарь основных терминов (в случае необходимости).

Дайджесты создаются в электронном виде и предоставляются читателям в предпочтительном для них варианте. Опыт составления продолжающихся дайджестов краеведческого характера с ежегодной кумуляцией материала накоплен в Санкт-Петербурге. Такие дайджесты подготавливает, например, ЦБС Московского района, обрабатывая самые различные публикации, посвященные экономике, промышленности, культурной жизни, медицинскому обслуживанию населения данной территории.

8. Свёрнутая информация как разновидность вторичной информации

Свертывание (развертывание) информации – изменение физического объема сообщения (документа) в результате его аналитико-синтетической переработки, сопровождающееся уменьшением (или увеличением) его информативности. При свертывании документа мы получаем новый документобщем случае вторичный). При свертывании документа из него могут быть извлечены отдельные фрагменты на «нулевом» уровне свертывания информации.
Свертывание (развертывание) информации (документа) осуществляется методами, которые лежат в основе всех видов познавательной деятельности людей - анализа и синтеза.

АНАЛИЗ (от греч. «разложение») – метод научного исследования, состоящий в расчленении целого на составные элементы.
СИНТЕЗ (от греч. «соединение, сочетание») – метод исследования какого-либо явления в его единстве и взаимной связи частей; обобщение сведений в единое целое данных. Анализ и синтез, – операции взаимозависимые и взаимопереходящие.

В области информационной деятельности методы анализ/синтеза информации (документа) получили определение аналитическо-синтетической переработки (обработки).

Аналитико-синтетическая переработка (АСП) - преобразование текста (документа) в процессе его анализа и извлечение необходимой информации, а также оценка, сопоставление, обобщение (синтеза) и предоставление информации в виде, соответствующем запросу (потребности).

В результате обработки документ обеспечивается новыми качествами, способствующими его идентификации, поиску и распространению. При свертывании документа мы получаем новый документ. В идеальном случае задача свертывания документа сводиться к созданию ряда произвольных текстов, меньших по объему, чем исходный текст, при сохранении его основного содержания.

Различают шесть основных видов информационного свертывания:

1) Индексирование – процесс выражения содержания документа и (или) запроса на информационно поисковом языке (ИПЯ).

ИПЯ – искусственный формализованный язык, создаваемый на основе естественного языка.

В результате индексирования документу присваивается поисковый образ документа (ПОД) , а запросу – поисковый образ запроса (ПОЗ).

ПОД – поисковый образ, выражающий основное смысловое содержание документа.

ПОЗ - поисковый образ, выражающий основное смысловое содержание информационного запроса.

2) Классификация (систематизация) – вид индексирования, при котором содержание документа и (или) запроса выражено классификационными индексами в соответствии с правилами какого-либо классификационного ИПЯ (классификационной системы). Процесс классификации (систематизации) представляет собой распределение документов по отраслям знаний. Классификационные системы: ББК, УДК, ДКД, ГРНТИ. Виды индексирования:

· Предметизация – содержание документа и (или) запроса выражено с помощью алфавитного перечня лексических единиц, называемых предметными рубриками .

· Координатное индексирование – вид индексирования, при котором смысловое содержание документа и (или) запроса многоаспектно выражается множеством ключевых слов.

3) Библиографическое описание (БО)– совокупность библиографических ведений, приводимых в определенной последовательности, как о документе в целом, так и о его части или группе документов. БО содержит минимум сведений о документе, которые позволяют идентифицировать его в документальном потоке. БО составляется по ГОСТу 7.1 – 2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

4) Аннотирование и реферирование – это формализованные методы свертывания информации, в результате которых на естественном языке дается краткая характеристика документа с точки зрения назначения, содержания, формы и других особенностей. Эти два процесса строго регламентированы ГОСТ 7.9-95 СИБИД «Реферат и аннотация. Общие требования». Результатом аннотирования документа является аннотация – это документ, содержащий краткую характеристику первичного документа с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и других особенностей. Результатом реферирования является реферат – краткое изложение содержания первичного документа, включая его основные фактические сведения и выводы, без дополнительной интерпретации или критических замечаний автора (в образовательных учреждениях рефератами называют научные доклады как результат изучения какой-либо темы).

5) Обзорно-аналитическая деятельность – вид аналитико-синтетической переработки документов с целью составления обзоров.

Обзор – результат глубокого анализа множества первичных документов, сходных по тематике разработок, характеру деятельности, выполняемым этапам, задачам, исполнителям и т.п., с целью обобщения, установления разницы и сходства, оценки, путей развития проблемы, степени их разработанности и возможного прогноза. Различают библиогра­фические, реферативные и аналитические обзоры.

Библиографический обзор содержит сводную характеристику изда­ний и документов. Целевое назначение таких обзоров - ориентация потребителей информации в документальных потоках.

Реферативный обзор имеет целью ориентацию потребителей информации не в документальных, а информационных потоках, т. е. в со­вокупности фактов и концепций независимо от того, из каких докумен­тов они извлечены.

Аналитический обзор создается с целью не только ориентировать специалистов в информационном потоке по данному направлению (проблеме), по и дать оценку состояния проблемы, выявить тенденции в ее развитии, т. е. его цель - интерпретированная ориентация в инфор­мационном потоке.

Структура дайджеста. Структура дайджеста имеет следующий вид:

1. Титульный лист.

3. Предисловие (от составителя).

4. Основной текст, обычно разбит на разделы, подразделы, параграфы.

5. Список использованной литературы.

6. Приложения (иллюстрированный материал - таблицы, графики, диаграммы, раскрывающие основной текст).

7. Словарь основных терминов (при необходимости).

Методы преобразования информации. В качестве основного метода используется экстрагирования, т.е. изъятие из документа наиболее ценных в смысловом отношении цитат.

Также при составлении дайджестов используется методика нормализованного свертывания, в результате которого изменяется физический объем документа, но при этом информативность его не уменьшается.

Рассмотрим основные этапы составления дайджеста (см. табл.7.2):

Таблица 7.2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СОСТАВЛЕНИЯ ДАЙДЖЕСТА

Этап

Задача этапа

Основные операции, характеристики

Подготовительный этап

1. Разработка плана-проспекта

План-проспект - основной документ, определяющий направления работы над дайджестом. В нем излагается подробное содержание будущего дайджеста. Это - "миниатюра" основного издания. Главная задача этапа - определение целевого и читательского назначения.

Установить целевое (для чего) и читательское (для кого) назначение будущего дайджеста. Обычно учитывают возраст, общеобразовательную и специальную подготовку читателей. Можно использовать профессиональную деятельность читателей, их должностной статус. Основные группы потребителей библиографической информации:

Руководители всех рангов;

Специалисты в различных отраслях народного хозяйства, науки, культуры (врачи, экономисты, преподаватели и др.;

Предприниматели;

Студенты ВУЗОВ, средних и специальных учебных заведений, учащиеся ПТУ и школ

Выбрать и изучить тему

Тема изучается с точки зрения новизны, актуальности, интереса к ней читателей, обеспеченности литературой. Тему можно рассматривать со всех или нескольких сторон, включать или не захватывать смежные области знаний, рассматривать вопрос только в теоретическом, практическом или историческом аспекте

Определить вид, тип и жанр

В плане-проспекте следует определить виды изданий, которые будут включены. Это могут быть книги, журнальные статьи и другие виды печатной и непечатной продукции.

Определить объемы, сроки составления пособия

Составитель дайджеста в плане-проспекте отмечает количество страниц будущего издания и сроки, в которые оно будет подготовлено

Выбрать оформление

Выбирается способ печати издания - типографский или "собственными силами", вопросы внешнего и внутреннего оформления (обложка, переплет, внутреннее оформление, иллюстративный материал)

Основной этап

2. Разработка плана

План - составленный в определенном порядке перечень разделов и вопросов, которые должны быть отражены в дайджесте

3. Выявление произведений печати и библиографический поиск

Задача этапа - установить наличие в библиотеке литературы по данной теме, а также материалов, отсутствующих в данной библиотеке

Составитель исследует разные источники: каталоги, картотеки, соответствующие разделы фонда, библиографические издания, базы данных, справочно-поисковые системы, Интернет, рукописные материалы и др.

4. Изучение печатных источников

Задания - установление соответствия выявленных произведений теме дайджеста

Осуществляется путем просмотра.

5. Библиографическая группировка

Задача - выбор оптимальной структуры (построения), то есть формирование будущего дайджеста

5.1. Единицей группировки есть - фрагменты текстов (или цитаты). Каждый фрагмент, изъятый из текста, сопровождается ссылкой на описание документа в целом.

5.2. Выбор оптимального построения основных делений - разделов, подразделов и более мелких делений, порядка их следования друг за другом. Затем - оформление заголовков к каждому, порядок их следования. Группировка материала может быть:

Тематическим;

Хронологическому (временная закономерность);

Логическим (внутренняя закономерность) - от частного к общему или от общего к частному. Копии фрагментов документов вырезают, собирают (склеивают) в нужном порядке.

Заключительный этап

6. Подготовка текста предисловия и других вспомогательных элементов

Задача - раскрыть читателям замысел составителя, помочь свободно ориентироваться в дайджесте

6.1. Предисловие - здесь дается характеристика целевого и читательского назначения дайджеста, приводятся данные о отраженную в нем литературу, разъясняется общий принцип построения дайджеста, перечисляются вспомогательные указатели.

Задача этапа

Основные операции, характеристики.

Оценивается актуальность, современность тематики дайджеста. Определяется новизна, т.е. что нового, ранее неизвестного, составители привнесли в исследуемую тему. 6.2. Приложения - иллюстративный материал: фотографии, фотокопии обложек или титульных листов изданий, портреты деятелей науки, культуры, искусств и др., таблицы, графики, карты в краеведческих пособиях

6.3. Словарь основных терминов (при необходимости).

6.4. Дайджест может содержать вспомогательные указатели:

Предметный указатель - перечень расположенных в алфавитном порядке предметных рубрик со ссылками на соответствующие страницы. Наличие предметного указателя значительно повышает информативность издания; Именной указатель содержит сведения об составителей, редакторов и других лиц. Например: "Столяров Ю., доктор пед.наук, профессор, основатель документологии"; Указатель географических названий - практикуется в краеведческих дайджестах. Перечень понятий целесообразно сопровождать характеристиками (море, река, населенный пункт и др.); Список принятых условных сокращений - к.п.н. - кандидат педагогических наук; УАН - Украинская академия наук; МОН - Министерство образования и науки Украины и др.

7. Редактирование дайджеста

Редактирование всех текстов

Устранение допущенных ошибок и стилистических недочетов.

8. Внешнее оформление дайджеста

Задача - принять окончательное решение относительно оформления дайджеста

На обложке можно указать только заголовок пособия, а на титульном листе - полное наименование организации, выпускает дайджест, фамилия и инициалы составителя, заголовок дайджеста, место и год издания

Текст печатается через 1-1,5 интервал. Кегль - 12. Берега: правый, нижний - 10 мм, левый, верхний - 20 мм.

Разделы и подразделы должны иметь заголовки. Подпункты, как правило, заголовков не имеют. Расстояние между названиями разделов и текстом равен 2-м интервалам.

Страницы нумеруют арабскими цифрами, номер проставляется, как правило, в центре нижней части страницы без точки. Титульный лист также включают в общую нумерацию страниц, номер страницы на нем не проставляется. Для набора различных структурных частей пособия (предисловия, основного текста, вспомогательных указателей и др.) можно применять шрифты разных размеров. Разные шрифты используются для заголовков разделов, подразделов и подпунктов

Дайджест это издание, содержащее сжатое изложение публикаций за определенный период в сокращенном и систематизированном виде, краткий обзор периодической прессы; в широком смысле – тематическое собрание фрагментов из материалов, принадлежащих разным источникам.

Древние истоки дайджеста

Начало существованию дайджестов было положено в Древнем Риме. В 530–533 гг. н. э. в Византии при императоре Юстиниане І составлялись Дигесты, или Пандекты (Digesta, или Pandectae), – обширные систематизированные сборники выдержек из сочинений римских юристов, которые имели силу закона и являлись главной частью римского гражданского права в современном названии «Свод цивильного права» («Corpus iuris civilis»). Таким образом, Дигесты способствовали формированию теории права, развитию римской юриспруденции.

Прием кратких систематизированных изложений также широко использовался в богословии. На основании писаний Иоанна Златоуста написана книга на старословянском языке «Златоструй» (ок. 1461 г.), состоящая в наиболее полной редакции из 136 статей.

По принципу современного дайджеста написан третий по древности после «Остромирова евангелия» и «Новгородского кодекса» памятник древнерусской рукописи – первый «Изборник Святослава» (1073 г.) и второй «Изборник Святослава» (1076 г.), составленные для князя Святослава Ярославича. В отличие от первой книги, вторая содержала в себе не только отрывки из учений отцов церкви, а и извлечения из библейской и повествовательной литературы, сборников изречений и т. п. К аналогичному типу издания относится «Катехизис» – книга в форме вопросов и ответов, являющаяся кратким изложением христианского вероучения.

Распространение современных дайджестов

В XVII–XVIII вв. широко распространились аналогичные дайджестам издания – «куранты» (от голландского courant – газета) – первые рукописные газеты политического характера, составляющиеся в Посольском приказе на основе голландских и немецких газет и других иностранных печатных материалов. С XVIII в. к дайджесту относят не только краткий обзор прессы, а и рукописные или печатные изложения других документов, которые называются экстрактами, примечаниями, выдержками и издаются под соответственными заглавиями – «Extract», «Anmerkungen», «Auszuge» и др.

Термин «дайджест» вошел в литературу только в ХХ веке. В настоящее время под дайджестом подразумевается тип периодического издания (газета, журнал и т. п.), полностью состоящий из перепечаток, фрагментов или переделок художественных, публицистических, научных сочинений , которые в силу своей упрощенной формы доступны для читательских кругов. В этой функции дайджест нередко примыкает к массовой литературе.

Первый дайджест

Первым и до сих пор одним их самых популярных дайджестов является ежемесячный американский журнал «Ридерз Дайджест» (англ. Readers Digest), основанный в 1922 г. Дэвидом и Лилой Уоллес, после того, как Л. Уоллес решила собрать подборку из любимых статей, опубликованных в разных ежемесячных изданиях, и совместить их в одном журнале.

Слово дайджест произошло от английского digest, что в переводе означает – краткое изложение.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Хочу продолжить «разбор» ряда понятий, которые часто встречаются нам не только в сети, но и в обыденной жизни (в разговорах, на ТВ, в газетах). Чуть ранее мы с вами уже затрагивали такие «пласты непознанного», как , (как много в этом слове...), и другие.

Сегодня у нас на очереди слово дайджест. Поговорим, естественно, о том, что это такое, а так же рассмотрим каким русским словом его можно заменить, насколько это понятие актуально сегодня и как дайджесты влияют на наше восприятие мира и способность мыслить (самостоятельно). Надеюсь, что будет интересно.

Что такое дайджест?

Слово это, как вы понимаете, заимствовано из другого языка, а именно английского (digest — сборник, краткое изложение, резюме, классификация, переваривание), но и туда оно попало из еще более древнего средства изъяснения — латыни (digestum — извлечение или обобщение).

Так что же означает слово дайджест ? Наверное, уже из перевода его английского аналога вы поняли, что это есть некое краткое изложение чего-либо. Чуть выше я обещал привести наиболее точный синоним из русского языка. Как мне кажется, это слово выжимка .

В мире накапливается необъятное количество информации (море, океан). Людям порой даже не хватает времени, чтобы хотя бы поверхностно знакомиться с чем-то вновь появившимся, а уж разгребать пласты истории и вовсе способны сподвигнуться единицы. Поэтому сейчас дайджесты очень популярны.

Но это не только веха нашего времени. Слово это восходит аж к римской империи, когда огромное количество свитков с протоколами судебных заседаний крайне неудобно было использовать тамошним юристам (адвокатам и прокурорам). Сначала найди свиток, потом разверни, потом вчитайся в подробное описание процесса. Жуть.

Вот тогда и решили создать первый в мире дайджест (из дошедших до наших времен). Они создали Digesta, где было кратко изложено содержание наиболее важных свитков. Этот документ и стал основополагающим сводом правовых законов и казусов. Была и масса других примеров создания сводов кратких изложений по определенным (важным тогда) тематикам (их еще называли экстрактами), что тоже очень хорошо поясняет смысл.

Итак, дайджест — это выжимка, экстракт из большого объема информации (книги, огромного числа статей по тематике, новостей, периодики и чего угодно другого). Зачем это нужно? Многим так удобнее знакомиться с информацией (ведь хочется охватить больший объем, а при этом нет времени на вдумчивое изучение и т.д.).

Причем выжимка эта, как правило, отображает структуру информации изложенной в источнике. Иногда это просто список идей в том порядке, в котором они изложены в источнике. Например, у меня есть дайджесты по основным тематикам моего блога — по , по , по .

Хорошо составленный дайджест при этом не просто заменяет первоисточник, но и дает понять человеку — стоит ему переходить к оригиналу или достаточно изложенных (концентрированных) фактов. Правда люди довольно быстро начинают привыкать «думать чужой головой» и довольствуются кратким изложением, ленясь ознакомиться с источником и составить свое мнение (ведь то, что важно для одного, может быть не важно для другого).

Вы должны понимать, что абсолютно любой дайджест несет на себе отпечаток авторской индивидуальности (взгляд на мир глазами составителя). Он ведь не просто сокращает источник, но и одновременно выражает свой объективный взгляд на все «это безобразие». Другой составитель может отметить другие факты и идеи, именно их посчитав за главное (расставив другие акценты и выбрав другие опорные точки).

Разновидности дайджестов

Дайджесты бывают нескольких типов:

Плюсы и минусы дайджестов

Они безусловно экономят нам время и позволяют охватить гораздо больший объем информации, что особенно важно в наш компьютерный век. Сейчас полно мобильных приложений, предлагающих пробежаться «галопом по европам» и держать руку на пульсе буквально всего.

С другой стороны, краткое изложение — это не есть источник. По сути, вы начинаете видеть все так, как это видит составитель дайджеста. При этом к «доступному изложению» информации довольно быстро привыкаешь и перестаешь по сути думать. Это как питаться все время пережеванной кем-то кашицей и утратить навык потреблять нормальную пишу.

Согласитесь, что прочитать «Войну и Мир» — это не то же самое, что прочитать ее краткое изложение. Собственно, и в остальной области применения дайджестов это утверждение тоже будет справедливо. Они полезны, но в меру и априори () не могут заменить собой источник.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Что такое изложение и как его писать Синопсис - это особый вид краткого содержания Что такое обучение - функции, принципы и методы обучения Аннотация - что это такое Что такое нарратив Что такое документ Как писать реферат - что это такое и как его правильно оформить Что такое либретто Кто такой инсайдер и что такое инсайд (инсайдерская информация) Как пишется «все-таки» Что такое педагогика - ее функции и задачи, методы обучения и категории педагогики Пруф - что это такое и почему в интернете требуют proof или пруфлинк



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»