Система "человек - среда обитания". Среда обитания человека - это что такое

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

В жизненном процессе человек неразрывно связан с окружающей его средой обитания, при этом во все времена он был и остается зависимым от окружающей его среды. Именно за счет нее он удовлетворяет свои потребности в пище, воздухе, воде, материальных ресурсах в отдыхе и т.д.

Человек и среда обитания непрерывно находятся во взаимодействии, образуя постоянно действующую систему «человек – среда обитания» . В процессе эволюционного развития Мира составляющие этой системы непрерывно изменялись. Совершенствовался человек, нарастала численность населения Земли и уровень его урбанизации, изменялся общественный уклад и социальная основа общества. Изменялась и среда обитания: увеличивалась территория поверхности Земли и ее недра, освоенные человеком; естественная природная среда испытывала все возрастающее влияние человеческого сообщества, появились искусственно созданная человеком бытовая, городская и производственные среды.

Естественная среда самодостаточна и может существовать и развиваться без участия человека, а все иные среды обитания, созданные человеком, самостоятельно развиваться не могут и после их возникновения обречены на старение и разрушение.

На начальном этапе своего развития человек взаимодействовал с естественной окружающей средой. В процессе эволюции человек, стремясь наиболее эффективно удовлетворять свои потребности в пище, материальных ценностях, защите от климатических и погодных воздействий, в повышении своей коммуникативности, непрерывно воздействовал на естественную среду и, прежде всего, на биосферу. Для достижения этих целей он преобразовал часть биосферы в территории, занятые техносферой.

Техносфера, созданная человеком с помощью технических средств, представляет собой территории, занятые городами, поселками, сельскими населенными пунктами, промышленными зонами и предприятиями. К техносферным относятся условия пребывания людей на объектах экономики, на транспорте, в быту, на территориях городов и поселков. Техносфера не саморазвивающаяся среда, она рукотворна и после создания может только деградировать. В процессе жизнедеятельности человек непрерывно взаимодействует не только с естественной средой, но и с людьми, образующими так называемую социальную среду. Она формируется и используется человеком для продолжения рода, обмена опытом, знаниями, для удовлетворения своих духовных потребностей и накопления интеллектуальных ценностей.

Структурная схема взаимодействия человека современного индустриального общества с компонентами среды обитания - биосферой, техносферой и социальной средой показана на рис.1.

Рис. 1. Структурная схема взаимодействия человека с биосферой, техносферой и социальной средой

Таким образом:

1. Современный человек непрерывно взаимодействует с окружающей его средой обитания, компонентами которой являются естественная, техногенная (техносфера) и социальная
среды.

2. С конца XIX века и весь XX век непрерывно развиваются техносфера и социальная среда, о чем свидетельствуют все возрастающая доля преобразованных человеком территорий земной поверхности, демографический взрыв и урбанизация населения.

3. Развитие техносферы происходит за счет преобразования природной среды.

В жизненном процессе взаимодействие человека со средой обитания и ее составляющими между собой основано на передаче между элементами системы потоков масс вещества, энергии всех видов и информации.

Человеку эта потоки необходимы для удовлетворения своих потребностей в пище, воде, воздухе, солнечной энергии, информации об окружающей среде. В то же время человек выделяет в жизненное пространство потоки энергии, связанные с его сознательной деятельностью (механической, интеллектуальной энергии), а также потоки масс вещества в виде отходов биологического процесса, потоки тепловой энергии и т.д.

Обмен потоками вещества и энергии характерен и для процессов происходящих без участия человека. Естественная среда обеспечивает поступление на нашу планету потоков солнечной энергии, что создает в свою очередь потоки растительной и животной масс в биосфере, потоки адиабатических веществ (воздух, вода), потоки энергии различных видов, в том числе при стихийных явлениях в природной среде. Для техносферы характерны потоки всех видов сырья и энергии, многообразие потоков продукции и людских резервов; потоки отходов (выбросы в атмосферу, сбросы в водоемы, жидкие и твердые отходы, различные энергетические воздействия). В соответствии с Законом о неустранимости отходов и побочных воздействий производств: “В любом хозяйственном цикле образуются отходы и побочные эффекты, они неустранимы и могут быть переведены из одной физико-химической формы в другую или перемещены в пространстве”. Техносфера способна создавать спонтанно значительные потоки масс и энергий при взрывах, пожарах, при разрушении строительных конструкций, при авариях на транспорте и т.п.

Социальная среда потребляет и генерирует все виды потоков, характерных для человека как для личности, кроме того, социум создает информационные потоки при передаче знаний, при управлении обществом, при сотрудничестве с другими общественными формациями. Социальная среда создает потоки всех видов, направленные на преобразование естественного и техногенного миров, формирует негативные явления в обществе, связанные с курением, потреблением алкоголя, наркотиков и т.п.

Основные потоки в естественной среде : солнечное излучение, излучение звезд и планет; космические лучи, пыль, астероиды; электрическое и магнитное поля Земли; круговороты веществ в биосфере в экосистемах, в биогеоценозах; атмосферные, гидросферные и литосферные явления, в т.ч. – стихийные; другие.

Основные потоки в техносфере : потоки сырья, энергии; потоки продукции отраслей экономики; отходы отраслей экономики; бытовые отходы; информационные потоки; транспортные потоки; световые потоки (искусственное освещение); потоки вещества и энергии при техногенных авариях; другие.

Основные потоки в социальной сфере : информационные потоки (обучение, государственное управление, международное сотрудничество и т.п.); людские потоки (демографический взрыв, урбанизация населения); потоки наркотических средств, алкоголя и др.; другие.

Основные потоки, потребляемые и выделяемые человеком в процессе жизнедеятельности: потоки кислорода, пищи, воды и иных веществ (алкоголь, табак, наркотики); потоки энергии (механической, тепловой, солнечной и др.); информационные потоки; потоки отходов процесса жизнедеятельности; другие.

Потоки масс, энергий и информации распределяясь в земном пространстве, образуют среду обитания для живой природы – человека, фауны, флоры. Человек и окружающая его среда гармонично взаимодействуют и развиваются лишь в условиях, когда эти потоки находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых человеком и природной средой. Любое превышение привычных уровней потоков сопровождается негативными воздействиями на человека и (или) среду. В естественных условиях такие взаимодействия наблюдаются при изменении климата и стихийных явлениях. В условиях техносферы негативные воздействия обусловлены ее элементами и действиями человека.

Результат влияния фактора воздействия потока на объект зависит от свойств и параметров потока, а также от свойств объекта. Изменяя величину любого потока минимально значимой до максимально возможной, можно пройти ряд характерных состояний взаимодействия в системе «человек – среда обитания»:

- комфортное (оптимальное), когда потоки соответствуют оптимальным условиям взаимодействия, создают оптимальные условия деятельности и отдыха; предпосылки для проявления наивысшей работоспособности; гаранта, сохранение здоровья человека и целостности компонентов среды обитания;

- допустимое , когда потоки, воздействуя на человека и среду обитания, не оказывают негативного влияния на здоровье, но приводят к дискомфорту, снижая эффективность деятельности человека. Соблюдение условий допустимого взаимодействия гарантирует невозможность возникновения и развития необратимых негативных процессов у человека и в среде обитания;

- опасное , когда потоки превышают допустимые уровни и оказывают негативное воздействие на здоровье человека, вызывая при длительном воздействии заболевания, и/или приводят к деградации природной среды;

- чрезвычайноопасное, когда потоки высоких уровней за короткий период времени могут нанести травму, привести человека к летальному исходу, вызвать разрушения в природной среде.

Из четырех характерных состояний взаимодействия человека со средой обитания лишь первые два (комфортное и допустимое) соответствуют позитивным условиям повседневной жизнедеятельности, а два других (опасное и чрезвычайно-опасное) – недопустимы для процессов жизнедеятельности человека, сохранения и развития природной среды.

Проиллюстрируем сказанное конкретным примером.

В естественных условиях поверхности Земли температура атмосферного воздуха изменяется от -88 до +60 0 С, в то время как температура внутренних органов человека за счет терморегуляции его организма сохраняется комфортной, близкой к +37 0 С. При выполнении тяжелых работ и при высокой температуре окружающего воздуха температура тела человека может повышаться на 12 0 С Наивысшая температура внутренних органов, которую вы­держивает человек +43 0 С, минимальная – +25 0 С.

Температура воздуха в рабочих и жилых помещениях, на улицах и в природных условиях существенно влияет на состояние организма человека, изменяя его жизненный потенциал. При низких температурах нам холодно, при высоких – жарко. При температуре наружного воздуха +30 0 С и более работоспособность человека значительно падает. Установлено, что у человека существует зависимость комфортных температур окружающей среды от категории тяжести выполняемых работ (легкая, средняя, тяжелая), от периода года и некоторых других параметров микроклимата.

Так, для человека, выполняющего легкую работу, комфортная температура: летом составляет 23-25 0 С, зимой – 22-24 0 С; для человека занимающегося тяжелым физическим трудом, летом – 18-20 0 С, зимой – 16-18 0 С. На рис. 2 показана зависимость жизненного потенциала человека от изменения температуры окружающего воздуха при длительном выполнении легких работ.

Работоспособность %

Рис. 2. Зависимость жизненного потенциала человека
от температуры окружающего воздуха при длительном выполнении легких работ

Отклонения температуры окружающей среды от комфортных значений на ± (2–5) 0 С (зона II ) считаются допустимыми, поскольку не оказывают влияния на здоровье человека, а лишь уменьшают производительность его деятельности. Дальнейшие отклонения температуры окружающей среды от допустимых значении (зона II ) сопровождается тяжелыми воздействиями на организм человека и ухудшением его здоровья (нарушение дыхания, сердечной деятельности). При еще больших отклонениях температур окружающего воздуха от допустимых значений (зона IV) возможен перегрев (гипертермия) или переохлаждение (гипотермия) организма человека, а также получение им тепловых или холодных травм.

Таким образом:

1. Взаимодействие человека с живой и неживой природой, с социальной средой и техносферой основано на обмене потоками веществ, энергий и информации.

2. Потоки отличаются многообразием и в большинстве случаев жизненно необходимы.

3. Ряд потоков (техногенные отходы, потоки при стихийных явлениях, при взрывах и пожарах и т.п.) носят негативный характер, представляя угрозу жизни человека, социальной среде, устойчивому состоянию биосферы и техносферы.

4. Взаимодействие человека со средой обитания может быть негативным и позитивным, характер взаимодействия определяют потоки веществ, энергий и информации.

5. Результаты негативного воздействия потоков на человека зависят в основном от интенсивности и продолжительности воздействия этих потоков, а также от способности человека воспринимать потоки воздействия.

Вопрос №1.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД )- это наука, изучающая общие проблемы опасностей, угрожающих человеку, обществу, государству, всему миру, и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них.

Любая деятельность потенциально опасна. Из этого положения следует вывод, что всегда существует некоторый риск, и что риск не может быть равен нулю.

Опасность - явления, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно, т.е. вызывать нежелательные последствия.

В основе БЖД должны лежать систематизированные и обобщенные знания об объективных закономерностях существования и развития природы, человека и общества.

Объектом познания данной дисциплины являются люди (человек и коллектив людей)как объект защиты от опасностей избыточных потоков вещества, энергии и информации.

Предметом исследования в БЖД являются опасности и их совокупности, а также условия и средства, необходимые для безопасной жизнедеятельности человека или коллектива людей.

Основная цель БЖД – защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижения комфортных условий жизнедеятельности.

Безопасность – это цель . Безопасность жизнедеятельности – средство достижения безопасности. По характеру неблагоприятного воздействия на организм человека воздействующие факторы называют вредными и опасными. К вредным относят такие факторы, которые становятся в определенных условиях причинами заболеваний или снижения работоспособности. Опасными факторами принято называть такие, которые приводят в определенных условиях к травматическим повреждениям (нарушение тканей организма и нарушение его функций) или другим внезапным и резким нарушениям здоровья.

Задачи:

· Идентификация (распознание и количественная оценка) негативных воздействий среды обитания.

· Защита от опасностей или предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека.

· Ликвидация отрицательных последствий воздействий опасных и вредных факторов.

· Создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека.

Вопрос №2.

Предметом изучения в БЖД являются : объективные закономерности возникновения опасных и вредных факторов в биосфере и техносфере; анатомо-физиологические способности человека переносить воздействие опасных и вредных факторов среды обитания в обычных и чрезвычайных ситуациях; средства формирования комфортных и безопасных условий жизнедеятельности и сохранения природной среды; правовые и организационные основы обеспечения БЖД.

Цель изучения безопасности жизнедеятельности - формирование и пропаганда знаний, направленных на снижение смертности и потерь здоровья людей от внешний факторов ипричин. Создание защиты человека в техносфере от внешних негативных воздействий антропогенного, техногенного и естественного происхождения. Объектом защиты является человек.

По признаку реализации, т.е. по тому как, каким образом они осуществляются принципы БЖД подразделяются на следующие группы:

Ориентирующие, т.е. дающие общее направление поисков решений в области безопасности; к ориентирующим принципам относятся, в частности, принцип системного подхода, профессионального отбора, принцип нормирования негативных воздействий и т.п.

Управленческие; к ним относятся принцип контроля, принцип стимулирования деятельности, направленной на повышение безопасности, принципы ответственности, обратных связей и др.

Организационные; среди этих принципов можно назвать так называемую защи-ту временем, когда регламентируется время, в течение которого допускается воздействие на человека негативных факторов, принцип рациональной организации труда, рациональных режимов работы, организация санитарно-защитных зон и др.

Технические; эта группа принципов подразумевает использование конкретных технических решений для повышения безопасности (защита количеством или так называемое снижение негативного фактора в источнике за счет проектирования более совершенных устройств, защита расстоянием, защита с помощью ограждений;экранирование;блокировка;герметизация;принцип слабого звена

Принципы обеспечения безопасности необходимо рассматривать во взаимосвязи , т. е. как элементы, дополняющие друг друга.

Вопрос № 3.

Биосферой называют совокупность всех живых организмов нашей планеты и те области геологических оболочек Земли, которые заселены живыми существами и подвергались в течение геологической истории их воздействию. Учение о биосфере было создано русским ученым В.И.Вернадским (оболочка жизни).

Современная жизнь распространена в верхней части земной коры (литосфере), в нижних слоях воздушной оболочки Земли (атмосфере) и в водной оболочке Земли (гидросфере).

Вопрос № 4.

Система «человек-среда обитания»

Человек существует в процессе жизнедеятельности, непрерывном взаимодействии со средой обитания в целях удовлетворения своих потребностей.

Жизнедеятельность - это повседневная деятельность и время отдыха человека. Она протекает в условиях, создающих угрозу для жизни и здоровья человека. Жизнедеятельность характеризуется качеством жизни и безопасностью.

Деятельность - это активное сознательное взаимодействие человека со средой обитания.

Формы деятельности разнообразны. Результатом любой деятельности должна быть её полезность для существования человека. Но одновременно с этим любая деятельность потенциально опасна . Она может быть источником негативных воздействий или вреда, приводит к заболеваниям, травматизму и обычно заканчивается потерей трудоспособности или смертью.

Человек осуществляет деятельность в условиях техносферы или окружающей природной среды, то есть в условиях среды обитания.

Среда обитания - это окружающая человека среда, осуществляющая через совокупность факторов (физических, биологических, химических и социальных) прямое или косвенное воздействие на жизнедеятельность человека, его здоровье, трудоспособность и потомство.

В составе окружающей среды выделяют природную, техногенную, производственную и бытовую среду. Каждая среда может представлять опасность для человека.

В жизненном цикле человек и окружающая среда обитания непрерывной взаимодействуют и образуют постоянно действующую систему “человек - среда обитания”, в которой человек реализует свои физиологические и социальные потребности.

Классификация условий для человека в системе "человек - среда обитания":

1)Комфортные (оптимальные) условия деятельности и отдыха. К данным условиях человек приспособлен в большей степени. Проявляется наивысшая работоспособность, гарантируются сохранение здоровья и целостность компонентов среды обитания.

2)Допустимые. Характеризуются отклонением уровней потоков веществ, энергии и информации от номинальных значений в допустимых пределах. Данные условиях труда не оказывают негативное воздействие на здоровье, но приводят к дискомфорту и снижению работоспособности и продуктивности деятельности. Не вызываются необратимые процессы у человека и среды обитания. Допустимые нормы воздействия закрепляются в санитарных нормах.

3)Опасные. Потоки веществ, энергии и информации превышают допустимые уровни воздействия. Оказывают негативное воздействие на здоровье человека. При длительном воздействии вызывают заболевания и приводят к деградации природной среды.

4)Чрезвычайно опасные . Потоки за короткий срок могут нанести травму или привести к смерти, вызывая необратимые разрушения в природной среде.

Взаимодействие человека со средой обитания может быть позитивным (при комфортном и допустимом состоянии) и негативным (при опасном и чрезвычайно опасном). Многие факторы, постоянно оказывающие воздействие на человека, являются неблагоприятными для его здоровья и активной деятельности.

Безопасность можно обеспечить двумя путями:

1.устранением источников опасности;

2.повышением защищенности от опасностей, способности надежно противостоять им.

Под средой человека в самом общем виде понимают «совокупность естественных и искусственных условий, в которых человек реализует себя как природное и общественное существо». Среда человека состоит из 2-х взаимосвязанных частей: природной и общественной; природная – это вся планета Земля, общественная – общество и общественные отношения.

Классификация среды человека, проделанная известным отечественным систематизатором в области экологии Н. Ф. Реймерсом, представляет наибольший интерес. Он выделил четыре взаимосвязанных компонента среды: природную; среду, порожденную агротехникой, так называемую «вторую природу» – квазиприродную; искусственную среду – «третью природу» или артеприроду; социальную среду (см. таблицу).

Природный компонент среды человека по Н. Ф. Реймерсу – это, собственно природная среда («первая природа»). Ее составляют факторы естественного и антропоестественного происхождения, прямо или косвенно воздействующие на человека. К их числу он относит энергетическое состояние среды (тепловое и волновое, включая магнитные и гравитационные поля); химический и динамический характер ; водный компонент (влажность воздуха, земной поверхности; химический состав вод); физический, химический и механический характер поверхности земли (равнинность, холмистость, гористость, к примеру); облик и состав биологической части экологических систем (растительности, животного, микробного населения) и их ландшафтных сочетаний, плотность населения и взаимовлияние людей на биологический фактор и др. Эта среда либо слабо измененная человеком или в той степени, что она не потеряла важнейшего свойства – самовосстановления и саморегулирования.

В абсолютном выражении большая часть таких территорий приходится на Российскую Федерацию, .

СРЕДА

Природная

Квазипри-

родная

Артепри-

родная

Социальная

Элементы естественного и антропоестественного происхождения, способные к естественному самоподдержанию

Элементы антропоестественного

происхождения, не способные к системному самоподдержанию

Элементы антропогенного происхождения (искусственные), не способные к системному самоподдержанию.

Культурно психологический климат, складывающийся в процессе взаимодействия людей друг с другом.

Среда «второй природы» (квазиприродная, от лат. языка «квази» – как будто) – это элементы природной среды, искусственно преобразованные, модифицированные с помощью агротехники. В отличии от природной не способны системно самоподдерживать себя длительное время. Она разрушаются без постоянного вмешательства со стороны человека. К ней относятся пахотные и иные преобразованные человеком угодья (культурные ландшафты), грунтовые дороги, пространство населенных мест с природными характеристиками и внутренней структурой (с заборами, постройками, различными ветровыми и тепловыми режимами, зеленые полосы, пруды и т. п.). Н. Ф. Реймерс ко «второй природе» отнес также домашних животных, комнатные культурные растения.

Созданную человеком среду или «третью природу» (артеприродую, от лат. – искусственный) по Реймерс -это весь искусственно созданный человеком мир, не имеющий аналогов в естественной природе и без постоянного поддержания и обновления человеком неизбежно разрушается. К ней относит асфальт и бетон современных городов, пространство жизни и работы, транспорт, сферу обслуживания, технологическое оборудование, мебель и т. д. В качестве одного из элементов артеприродной среды называется также культурно-архитектурная среда. Человека в основном окружает именно артеприродная среда.

И последний элемент среды человека составляет общество и разнообразные общественные процессы – социальная среда.. Эта среда оказывает все большее и большее влияние на человека. Она включает взаимоотношения между людьми, психологический климат, уровень материальной обеспеченности, здравоохранение, общекультурные ценности, степень уверенности в завтрашнем дне и тому подобное.

Таким образом, среду человека образуют природная, квазиприродная, артеприродная и социальная, которые тесно взаимосвязаны и ни одна из них не может быть заменена другой. Л. В. Максимова предлагает другую классификацию среды человека, оригинальность которой состоит в исследовании «жизненной среды».

Человеческий организм неразрывно связан с той средой, в которой он существует. Используя ее природные ресурсы, он удовлетворяет свои насущные потребности и, сам того не замечая, изменяет окружающую местность, формирует совершенно новые ландшафты. В результате активной человеческой деятельности формируется особая система: «человек - среда обитания». Именно этой системе и будет посвящена наша статья.

Итак, среда обитания человека - это что такое? Из каких компонентов она состоит? Как эта среда влияет на человека? И как сам человек воздействует на окружающую его среду? Ответы на все эти вопросы вы найдете далее.

Среда обитания человека - это… Определение понятия

Ежедневно человек удовлетворяет целый ряд своих потребностей - биологических, социальных, трудовых, экономических и т. д. Причем у жителя крупного мегаполиса круг этих потребностей намного шире, нежели у обитателя глухой деревни. Ресурсы для их удовлетворения он, разумеется, берет из окружающей среды.

Итак, что же такое среда обитания человека? Это, в самом широком понимании, совокупность биотических (естественных) и абиотических (искусственных) условий и факторов, в которых проживает конкретный вид. Более простыми словами, это та действительность, которая окружает человека и воздействует на него (прямо или опосредованно). В биологии это понятие нередко пересекается с термином «ареал».

Среда обитания человека - это достаточно сложная система, состоящая из нескольких подкомпонентов. О ее структурной организации пойдет речь далее в нашей статье.

«Человек - среда обитания»: общие черты системы

В своем жизненном цикле человеческий организм тесно и непрерывно взаимодействует с окружающей средой, образуя тем самым упомянутую в подзаголовке систему. В XXI веке взаимодействие человека и среды обитания можно условно выразить в следующей схеме:

Как видно из этой схемы, человек взаимодействует с биосферой через так называемую техносферу, им же созданную. Техносфера начала формироваться в тот момент, когда Homo Sapiens впервые взял в свои руки примитивные орудия труда и начал преобразовывать окружающий ландшафт.

Со временем человек совершенствовался, численность общемирового населения увеличивалась, изменялся общественный уклад жизни. Вместе с этим изменялась и окружающая среда: в ней появлялись города, промышленные предприятия, транспорт, активно осваивались подземные недра и глубины Океана. Прошло еще немного времени - и человек впервые вышел в открытый Космос.

Деятельность человека на современном этапе его развития направлена, прежде всего, на решение трех основополагающих задач:

  1. Удовлетворение элементарных биологических потребностей в пище, воде и чистом воздухе.
  2. Создание максимальных комфортных условий для проживания.
  3. Разработка методов защиты от негативных воздействий окружающей среды (например, землетрясений, наводнений, экстремальных перепадов температуры и т. п.).

В системе «человек - среда обитания» происходит постоянный обмен потоками вещества, энергии, а также информации, в соответствии с фундаментальными Законами сохранения жизни. Однако этот обмен должен осуществляться в определенных допустимых пределах. Любое превышение уровней этих потоков обязательно сопровождается негативными последствиями, причем как для самого человека, так и для окружающей его среды обитания.

Естественная и искусственная среда

В экологической науке принято различать естественную (природную) и искусственную (техногенную) среду обитания. Первая включает в себя компоненты исключительно природного происхождения: воздух, воду, горные породы, почвенный покров, растительный и животный мир. Выглядит естественная среда обитания человека примерно так, как показано на следующем снимке. На фото - джунгли реки Амазонки, крупнейший в мире тропический лес.

Разумеется, в наше время на Земле практически не осталось естественных ландшафтов, не затронутых какой-либо деятельностью человека. Какая среда обитания называется искусственной? Техногенная среда насыщена, а иногда перенасыщена, веществами и объектами антропогенного происхождения. Это жилые здания, промышленные сооружения, дороги, трубопроводы, линии электропередач и т. п. Природные компоненты и комплексы в техногенных ландшафтах присутствуют, но в сильно видоизмененном виде.

Основные факторы среды обитания

Среда обитания человека имеет очень сложную, многоуровневую и многокомпонентную структуру. Она включает в себя ряд более мелких подсистем:

  • природную (литосфера, атмосфера, гидросфера);
  • социальную;
  • производственную;
  • бытовую;
  • космическую и пр.

Отдельные элементы окружающей среды, которые в той или иной степени воздействуют на живые организмы, принято называть экологическими факторами. Их можно разделить на три большие группы:

  1. Биотические (или органические).
  2. Абиотические (или неорганические).
  3. Антропогенные (или техногенные).

Важно отметить, что действие всех вышеперечисленных факторов всегда взаимообусловленное. Так, например, чрезмерная и неконтролируемая вырубка леса в горном регионе может спровоцировать речные паводки и наводнения. И от этого в первую очередь пострадают сами жители данного региона, начавшие активно видоизменять окружающий природный ландшафт.

Биотические факторы

К биотическим факторам среды ученые относят разнообразные воздействия одних живых организмов на другие в пределах одного биогеоценоза. Вот лишь несколько примеров подобных влияний:

  • Сокращение популяции полевых мышей в неурожайные годы.
  • Разрушение почвенного покрова кротами.
  • Уничтожение древесной растительности колонией бобров.
  • Сбор насекомыми нектара и транспортировка пыльцы растений.

Ключевым биотическим фактором является количество, а также качество поглощенной пищи. Он влияет как на продолжительность жизни, так и на плодовитость особей конкретного вида. Причем биологи пришли к одному интересному выводу: более мелким животным требуется гораздо больше еды для поддержания нормальной жизнедеятельности, нежели крупным (в расчете на единицу массы тела, разумеется). Так, синица при весе в 10-12 г ежедневно съедает около 30% от собственной массы тела, дрозд (80-90 г) - не более 10%, а сова (900 г) - всего 4-5%.

Абиотические факторы

К абиотическим факторам относятся условия среды неорганического характера, влияющие на живые организмы. Это - солнечный свет, температура и влажность воздуха, ветер, атмосферное давление, химический состав почвы, радиационный фон и так далее. Многие абиотические факторы оказывают решающее воздействие на скорость протекания всех биологических процессов в живых организмах.

Для любого абиотического фактора существует три зоны его воздействия:

  • оптимальная;
  • зона угнетения;
  • гибельная.

Разберем это зонирование на конкретном примере. Дерево береза прекрасно себя чувствует в таежной природной зоне умеренного климатического пояса. Это - оптимальная зона воздействия климатического абиотического фактора для конкретного рода растений. С продвижением на север, в лесотундре, березовые рощи заметно мельчают и чахнут (зона угнетения). Еще севернее, в тундровой зоне встречаются лишь некоторые карликовые виды березы. Здесь проходит зона гибели для данного дерева.

Среди абиотических факторов среды наиболее значимым является солнечный свет. Ведь это основной источник энергии для большей части организмов на планете Земля. В частности, для растений. С помощью фотосинтеза они превращают энергию солнечного света в энергию химических связей, участвующих впоследствии в синтезе органических соединений.

Антропогенные факторы

Антропогенные факторы возникли сразу же после появления на Земле человека разумного. К ним относятся все формы человеческой деятельности, направленные на видоизменение окружающей среды и влияющие на жизнь других живых организмов (растительных и животных). Примеры антропогенных факторов среды: охота, рыбалка, вырубка леса, загрязнение воздуха промышленными выбросами, селекция и т. д.

Выделение антропогенных факторов в отдельную группу обусловлено лишь одним аспектом. Дело в том, что в наши дни судьба планетарной флоры и фауны, по сути, находится в руках человека.

Ограничивающие факторы среды

Понятие среды ввел в обиход немецкий ученый Ю. Либих еще в середине позапрошлого века. Он изучал влияние химических веществ, содержащихся в почве, на рост растений. По итогам своих исследований он сформулировал следующий принцип: «величина и устойчивость урожая определяется критически малым количеством того или иного вещества».

Разберем этот принцип на конкретном примере. Речная форель хорошо себя чувствует в воде с концентрацией кислорода не менее 2 мг/литр. Если же эта величина опускается ниже 1,6 мг/литр, то форель в такой среде погибает. Таким образом, дефицит кислорода является ограничивающим фактором для речной форели.

Для человека одним из важнейших ограничивающих факторов природной среды выступает климат. Изучая карты расселения Земли, можно прийти к выводу, что подавляющее большинство жителей нашей планеты проживают в умеренном и субтропическом климатическом поясе. А некоторые части земного шара, как, например, Антарктида и Гренландия, и вовсе практически не заселены.

Классификация условий среды для человека

Каково воздействие среды обитания на человека? Прежде всего, стоит отметить, что человеческий организм, наряду с другими живыми организмами, получает все необходимое для своей жизнедеятельности из окружающей среды. Речь идет о природных ресурсах и условиях.

Факторы и условия среды обитания принято делить на четыре типа, в зависимости от того, насколько они комфортны или некомфортны для человека:

  1. Оптимальные - гарантируют человеческому организму сохранение жизни и здоровья, а также высокую работоспособность.
  2. Допустимые - приводят к некоторому дискомфорту и снижению продуктивности труда, не оказывая при этом негативного воздействия на здоровье человека.
  3. Опасные - оказывают негативное воздействие на здоровье человеческого организма, способствуют постепенной деградации социальной среды.
  4. Очень опасные - наносят значительный урон здоровью и могут привести к смерти человека.

Влияние человека на окружающую среду

Влияние человека на среду обитания может быть как положительным, так и негативным. Стремительное увеличение численности населения, рост потребления энергии, возникновение крупных мегаполисов - все это привело к частичной или же полной деградации многих природных комплексов и ландшафтов. Целые регионы нашей планеты в XIX-XX веках изменились до неузнаваемости.

Кризис во взаимоотношениях в системе «человек - среда обитания» привел к возникновению целого ряда глобальных экологических проблем. Решение каждой из них требует колоссальных усилий международных организаций, правительств различных государств и общественности. К самым острым экологическим проблемам современности можно отнести следующие:

  • Изменение климата Земли (глобальное потепление).
  • Истощение запасов пресной воды.
  • Разрушение озонового шара.
  • Загрязнение атмосферы.
  • Загрязнение внутренних вод и океана.
  • Загрязнение и деградация почв.
  • Радиоактивное загрязнение.
  • Уничтожение биологического разнообразия планеты.

Пагубное влияние человека на среду обитания имеет и зеркальный эффект. Так, учеными уже доказано, что люди, живущие в загрязненных районах, более склонны к различным заболеваниям (в частности, сердечнососудистым недугам). Несколько веков индустриализации и тотальной урбанизации привели к тому, что обновленная окружающая среда стала слишком «агрессивной» к человеку.

Заключение

Среда обитания (окружающая среда) - это сложная, многоуровневая система, определяющая качество жизни человеческого организма. И в ней происходит постоянный и непрерывный процесс взаимодействия между человеком, с одной стороны, и всеми компонентами среды, с другой. Нередко это взаимодействие наносит значительный ущерб природным комплексам и ландшафтам нашей планеты.

Содержание

Тема 1 2

СИСТЕМА «ЧЕЛОВЕК – СРЕДА ОБИТАНИЯ». 2

УПРАВЛЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. НОРМИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 11

МОНИТОРИНГ КАК ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА 23

СУЩНОСТЬ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ 28

ПРИРОДНЫЕ КАТАСТРОФЫ. ЕСТЕСТВЕННЫЕ И АНТРОПОГЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ 36

КЛАССИФИКАЦИЯ РИСКОВ 45

Второй круг опасностей воздействует непосредственно на источники опасностей первого круга. В него входят:


  • отходы объектов экономики и быта, негативно воздействующие на компоненты природной среды и элементы техносферы;

  • технические средства, материальные и энергетические ресурсы, здания и сооружения, обладающие недостаточным уровнем безопасности;

  • недостаточная подготовка руководителей производства по вопросам обеспечения безопасности проведения работ.
Опасности третьего круга не всегда выражены достаточно четко. К ним прежде всего относятся: отсутствие необходимых знаний и навыков у разработчиков при проектировании технологических процессов, технических систем, зданий и сооружений; отсутствие эффективной государственной системы руководства вопросами безопасности в масштабах отрасли и экономики всей страны; недостаточное развитие системы подготовки научных и руководящих кадров в области безопасности жизнедеятельности и др.

При разделении ноксосферы (сфера опасности) на отдельные круги опасностей, что является достаточно условным, необходимо учитывать следующее: пренебрежение требованиями безопасности в их первом круге сопровождается, как правило, травмами, отравлениями или заболеваниями человека или группы людей; пренебрежение требованиями безопасности на втором круге опасностей, как правило, отдаляет по времени негативные последствия, но увеличивает масштабы их воздействия на людей (массовые отравления при загрязнении биоресурсов отходами, гибель людей при обрушении строительных конструкций и т. п.).

Действия по локализации опасностей техносферы носят комплексный характер и включают огромный пласт индивидуальной, общечеловеческой и государственной деятельности людей. Формы и системы обеспечения безопасности многообразны и изменяются от средств индивидуальной защиты личности до общегосударственных законодательных актов. Достижение безопасности человека в техносфере - задача как индивидуального, так и всенародного масштаба; задача, непосредственно связанная как с действиями каждого человека в сфере деятельности, быта и отдыха, так и с действиями руководителей производственных процессов, отраслей экономики и государства. Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в техносфере - путь к решению многих проблем защиты природной среды от негативного влияния техносферы, фундамент для решения проблем безопасности на более высоких уровнях: региональном, биосферном, глобальном.
Примечание *Селитебная зона - территория, предназначенная для размещения жилищного фонда, общественных зданий и сооружений, в том числе научно-исследовательских институтов и их комплексов, а также отдельных коммунальных и промышленных объектов, не требующих устройства санитарно-защитных зон; для устройства путей внутригородского сообщения, улиц, площадей, парков, садов, бульваров и других мест общего пользования.
5. ФИЗИОЛОГИЯ ТРУДА И КОМФОРТНЫЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Характер и организация трудовой деятельности оказывают существенное влияние на изменение функционального состояния организма человека. Многообразные формы трудовой деятельности делятся на физический и умственный труд.

Физический труд характеризуется нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма человека (сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность. Физический труд, развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, в то же время имеет ряд отрицательных последствий. Прежде всего, это социальная неэффективность физического труда, связанная с низкой его производительностью, необходимостью высокого напряжения физических сил и потребностью в длительном - до 50 % рабочего времени - отдыхе.

Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующей преимущественного напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активизации процессов мышления, эмоциональной сферы. Для данного вида труда характерна гипокинезия, т. е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является одним из условий формирования сердечно-сосудистой патологии у лиц умственного труда. Длительная умственная нагрузка оказывает угнетающее влияние на психическую деятельность: ухудшаются функции внимания (объем, концентрация, переключение), памяти (кратковременной и долговременной), восприятия (появляется большое число ошибок).

В современной трудовой деятельности человека объем чисто физического труда незначителен. В соответствии с существующей физиологической классификацией трудовой деятельности различают: формы труда, требующие значительной мышечной активности . Этот вид трудовой деятельности имеет место при отсутствии механизированных средств для выполнения работ и характеризуется повышенными энергетическими затратами;


механизированные формы труда . Особенностью механизированных форм труда являются изменения характера мышечных нагрузок и усложнение программы действий. В условиях механизированного производства наблюдается уменьшение объема мышечной деятельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы конечностей, которые должны обеспечить большую скорость и точность движений, необходимых для управления механизмами. Однообразие простых и большей частью локальных действий, однообразие и малый объем воспринимаемой в процессе труда информации приводят к монотонности труда и быстрому наступлению утомления;
формы труда, связанные с полуавтоматическим и автоматическим производством . При таком производстве человек выключается из процесса непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняет механизм. Задача человека ограничивается выполнением простых операций на обслуживание станка: подать материал для обработки, пустить в ход механизм, извлечь обработанную деталь. Характерные черты этого вида работ - монотонность, повышенный темп и ритм работы, утрата творческого начала;

групповые формы труда - конвейер . Эта форма труда определяется дроблением процесса труда на операции, заданным ритмом, строгой последовательностью выполнения операций, автоматической подачей деталей к каждому рабочему месту с помощью конвейера. При этом чем меньше интервал времени, затрачиваемый работающим на операцию, тем монотоннее работа, тем упрощеннее ее содержание, что приводит к преждевременной усталости и быстрому нервному истощению;
формы труда, связанные с дистанционным управлением. При этих формах труда человек включен в системы управления как необходимое оперативное звено, нагрузка на которое уменьшается с возрастанием степени автоматизации процесса управления. Различают формы управления производственным процессом, требующие частых активных действий человека, и формы управления, в которых действия оператора носят эпизодический характер, и основная его задача сводится к контролю показаний приборов и поддержанию постоянной готовности к вмешательству при необходимости в процесс управления объектом.

Формы интеллектуального (умственного) труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся, студентов. Эти виды различаются организацией трудового процесса, равномерностью нагрузки, степенью эмоционального напряжения.
Работа оператора отличается большой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением. Например, труд авиадиспетчера характеризуется переработкой большого объема информации за короткое время и повышенной нервно-эмоциональной напряженностью.
Труд руководителя учреждений, предприятий (управленческий труд) определяется чрезмерным объемом информации, возрастанием дефицита времени для ее переработки, повышенной личной ответственностью за принятые решения, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.

Труд преподавателей и медицинских работников отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обусловливает степень нервно-эмоционального напряжения.
Труд учащихся и студентов характеризуется напряжением таких основных психических функций, как память, внимание, восприятие; наличием стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).
Наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения, внимания,- это творческий труд . Труд научных работников, конструкторов, писателей, композиторов, художников, архитекторов приводит к значительному повышению нервно-эмоционального напряжения. При таком напряжении, связанном с умственной деятельностью, можно наблюдать тахикардию, повышение кровяного давления, увеличение легочной вентиляции и потребления кислорода, повышение температуры тела и другие изменения со стороны вегетативных функций человека.

Энергия, необходимая человеку для жизнедеятельности, выделяется в его организме в процессе окислительно-восстановительного распада углеводов, белков, жиров и других органических соединений, содержащихся в продуктах питания. Окислительно-восстановительные реакции в живых организмах могут протекать как с участием кислорода (аэробное окисление), так и без участия кислорода (анаэробное окисление).

Совокупность химических реакций в организме человека называется обменом веществ. Для характеристики суммарного энергетического обмена веществ используют понятия основного обмена и обмена при различных видах деятельности.
Основной обмен характеризуется величиной энергетических затрат в состоянии полного мышечного покоя в стандартных условиях (при комфортной температуре окружающей среды, спустя 12... 16 ч после приема пищи в положении лежа). Энергозатраты на процессы жизнедеятельности в этих условиях для человека массой 75 кг составляют 87,5 Вт.

Изменение позы, интенсивности мышечной деятельности, информационной насыщенности труда, степени эмоционального напряжения и других факторов приводят к дополнительным затратам энергии.


Так, в положении сидя за счет работы мышц затраты энергии превышают на 5... 10 % уровень общего обмена, в положении стоя - на 10...15 %, при вынужденной неудобной позе - на 40...50%.
При интенсивной интеллектуальной работе потребность мозга в энергии составляет 15...20 % основного обмена (масса мозга составляет 2 % массы тела). Повышение суммарных энергетических затрат при умственной работе определяется степенью нервно-эмоциональной напряженности. Так, при чтении вслух сидя расход энергии повышается на 48 %, при выступлении с публичной лекцией - на 94 %, у операторов вычислительных машин - на 60... 100 %. Повышение обмена веществ и расхода энергии при работе приводит к повышению теплообразования. При тяжелой физической работе температура тела может повышаться на 1...1,5°С.

Уровень энергозатрат может служить критерием тяжести и напряженности выполняемой работы, имеющим значение для оптимизации условии труда и его рациональной организации. Уровень энергозатрат определяют методом непрямой калориметрии, т. е. полного газового анализа (учитывается объем потребления кислорода и выделенного углекислого газа).


С увеличением тяжести труда значительно возрастает потребление кислорода и количество расходуемой энергии, отсюда наблюдаются различные суточные энергозатраты человека, МДж:
Работники умственного труда (инженеры, врачи, педагоги и др.) - 10,5... 11,7
Работники механизированного труда и сферы обслуживания (медсестры, продавцы, рабочие, обслуживающие автоматы и др.) - 11,3...12,5
Работники, выполняющие работу средней тяжести (станочники, шоферы, хирурги, полиграфисты, литейщики, сельскохозяйственные рабочие и др.) - 12,5...15,5
Работники, выполняющие тяжелую работу (лесорубы, грузчики, горнорабочие, металлурги и др.) - 16,3...18,0.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»