Самые сложные пороги на реках. Классификация и категории рек для сплавов. Река Катунь. Алтайский край, Россия

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Водные процедуры закаляют тело и укрепляют дух, особенно если речь идет об экстремальном рафтинге. Этот оригинальный способ знакомства с водной стихией утолит жажду адреналина даже у самых отчаянных сорвиголов – высокая скорость, бушующие волны и опасности, которые поджидают за каждым поворотом.

Для поклонников экстремальных сплавов и просто любителей активного туризма мы подготовили подборку самых опасных речных маршрутов мира.

Река Франклин. Тасмания, Австралия

«У реки Франклин особая энергетика – в ее водах забываешь обо всех своих проблемах» – пишет Мартин, рафтер из Австралии. Франклин – одна из самых полноводных и длинных рек «Зеленого континента». Страшно подумать, но каких-то 25 лет назад Франклин могли погубить. Местные власти хотели соорудить в ее водах плотину, но после длительной борьбы охранникам окружающей среды удалось это предотвратить.

Сейчас Франклин – популярное место среди любителей активного туризма. Согласно международной спортивной классификации, сплав по этой реке причисляется к высшей категории сложности. Река часто меняет русло, маршрут осложняют упавшие стволы деревьев. Кроме лесного мусора, подводных камней и речных порогов туристам придется преодолеть психологический фактор – сплав проходит вдали от цивилизации, и в случае катастрофы спасатели прибудут только через пару дней.






Как осуществить

Лучшее время для сплава – с октября по апрель. Туристические агентства Австралии предлагают рафтинговые программы длительностью 8 и 10 дней. Восьмидневный сплав будет стоить около 2500 долларов.

Франклин протекает по Национальному парку Франклин-Гордон-Уайльд-Риверс. Добраться туда можно из столицы штата Хобрата по трассе B62 в сторону Нью-Норфолка за 1 час.

Река Замбези. Замбия, ЮАР

«Кипящий котел», «Скрежет челюстей смерти», «Забвение», «Стиральная машина» – от одних названий речных порогов Замбези пробегает нервная дрожь. Река по праву считается одной из самых опасных для рафтинга: здесь встречаются препятствия пятой категории сложности (наивысшая категория – шестая) и высока вероятность получения травм.

Сплав начинается под водопадом Виктория и продолжается по шиверам – мелководным участкам реки с выступающими камнями и быстрым течением, которые резко сменяются сливами и бурлящими водопадами. Остроту путешествию добавят притаившиеся у берегов крокодилы и пересекающие реку слоны.






Как осуществить

Лучшее время для сплавов – с июля по декабрь. Сплавы бывают однодневные, четырехдневные и семидневные. Однодневный сплав по Замбези стоит около 180 долларов.

Сплав начинается от водопада Виктория. Ближайший город – Ливингстон, он расположен в 12 километрах от водопада. Добраться туда из столицы Замбии Лусаки можно по трассе T1 за 7 часов или на самолете.

Река Колорадо. Штат Аризона, США

Река Колорадо – лучшая иллюстрация к поговорке «Вода камень точит». Миллионы лет назад ее воды прорезали в толще горных пород один из глубочайших каньонов в мире – Гранд-Каньон. Сегодня Колорадо является основным источником воды для орошения земель и производства электроэнергии для всего Юго-Запада США, а также центром экстремального туризма. Ежегодно отсюда сплавляются более 22 тысяч человек – реку даже прозвали «дедушкой рафтинга».

Поначалу ничто не предвещает беды. Маршрут начинается с озера Пауэл – вокруг плещется форель, мирно рыбачат местные жители, вода прозрачная и спокойная. Туристы достигают изгиба, который за необычную форму прозвали «подковой», и река показывает свой истинный характер. Сплав превращается в водное родео с преодолением каменных завалов и более ста речных порогов, некоторые из которых достигают десяти метров в высоту.

Вода в реке холодная – температура едва достигает десяти градусов по Цельсию, поэтому кроме обычных травм, есть риск получить переохлаждение.



“Подкова”

Как осуществить

Лучшее время для сплавов – с апреля по октябрь. Обычно сплав длится один день и стоит 76 долларов.

Сплав начинается в Гранд-Каньоне. Добраться туда можно из столицы штата Финикса на самолете или по трассе I-17 N на машине. Из городов Уильямс и Флагстафф до Гранд-Каньона ходят рейсовые автобусы.

Река Футалеуфу. Лос-Лагос, Чили

Футалеуфу берет начало в талых водах Патагонского ледника. Из-за повышенного содержания минералов ее воды имеют необыкновенный ярко-бирюзовый оттенок. Удивительная красота реки привлекает путешественников со всех уголков планеты, а буйный характер – любителей экстремального рафтинга.

Река мчится со скоростью почти 20 километров в час. Оставаться на плаву – уже повод для гордости, но рафтерам предстоит сразиться с препятствиями в виде скрытых под бушующими волнами впадин и валунов и преодолеть пороги пятой категории сложности. Справиться с ними иногда не могут даже опытные спортсмены.

Тем, кто не может набраться смелости, следует поспешить – местные власти планируют построить на Футалеуфу гидроэлектростанцию. Из-за этого течение реки замедлится, и об экстремальных сплавах можно будет забыть.





Как осуществить

Лучшее время для сплавов – с декабря по март. Сплавы обычно длятся девять дней и стоят около 3500 долларов.

Доехать до Футалеуфу можно из городов Пуэрто-Монт и Сен-Карлос-де-Барилоче по трассе RN40 на машине или автобусе.

Река Алсек. Юкон, Канада

«По-настоящему суровый рафтинг может быть только на севере» – считают некоторые путешественники и отправляются в Канаду. Здесь много рек для экстремального сплава – Маккензи, Ферс, Наханни, но самой опасной считается Алсек.

Алсек протекает через непроходимую тундру. Река порадует любителей экстрима крутыми скалистыми обрывами, ледниками и плавающими айсбергами. Но это не единственные препятствия, которые ожидают путников. На безлюдных берегах Алсека обитают медведи-гризли, рыси и койоты, для которых туристы – непрошеные гости.

Самый сложный участок реки – каньон Тернбэк (Turnback Canyon). Из-за опасных порогов и каменистых шивер он считается несудоходным. Впервые Тернбэк пересек профессиональный рафтер Уолт Блэкадар (Walt Blackadar) в 1971 году. С тех пор только единицам удалось повторить его подвиг.







Как осуществить

Сплав длится шесть дней. Чтобы принять в нем участие, нужно получить пермит (разрешение на пребывание на территории парка) и заплатить административный взнос – 25 долларов. Лучшее время для рафтинга здесь – летние месяцы.

Сплав начинается от Национального парка Клуэйн. Парк находится в 180 километрах от столицы региона – Уайтхорс. Доехать можно по дороге Yukon 1W на машине или автобусе.

Река Апуримак. Апуримак, Перу

Каждый год в Перу приезжают почти три миллиона туристов со всего света, чтобы подняться на Мачу-Пикчу, насладиться видом озера Титикака и пофотографироваться с ламами. Но любителей активного отдыха традиционные достопримечательности не воодушевляют. Их пункт назначения – река Апуримак.

Условно Апуримак можно разделить на два участка: «опасный» со стремительным течением, каменистым руслом, многочисленными водопадами и «очень опасный» – Акобамба.

Акобамба – это 15 километров каменных завалов, водопадов, неожиданных впадин и поворотов. Русские рафтеры красочно описывают этот участок строчками из знаменитой песни – «здесь птицы не поют, деревья не растут».




Как осуществить

Лучшее время для рафтинга – с мая по декабрь. Туристические компании организуют трехдневные, четырехдневные и шестидневные сплавы. Стоимость трехдневного сплава – около 600 долларов.

Для участия необходимо быть физически подготовленным и не иметь медицинских противопоказаний. В ином случае – организаторы не несут ответственность за последствия.

Сплав начинается с местечка Котабамбас. Проще всего добраться туда из города Куско на автобусе или машине по дороге 3S. Расстояние – 197 километров, проезд займет около пяти часов.

Река Ноче. Трентино, Италия

Провинция Трентино в Италии – рай для любителей водных видов спорта. В озерах Гарда и Кальдонаццо можно поплавать под парусом, для гребли на каноэ подойдут реки Адидже и Риенца, а для сплавов идеальный вариант – река Ноче. В 2010 году она даже стала местом проведения Чемпионата Европы по рафтингу.

Ноче предлагает сплавы как для новичков, так и для опытных рафтеров, которые не побоятся скалистых уступов, опасных речных порогов и бурного течения реки – на некоторых участках скорость достигает 10 километров в час. Самое интересное препятствие на пути – ущелье Мостизолло. Ущелье очень узкое, пройти его под силу только профессионалам.





Как осуществить

Лучшее время для рафтинга – с мая по сентябрь.

Сплавы однодневные и стоят от 40 до 100 долларов в зависимости от уровня сложности маршрута.

Добраться до реки Ноче можно из столицы провинции Тренто. Нужно ехать по трассе SS42 в сторону Понте-ди-Леньо. Расстояние – 113 километров.

Река Пакуаре. Сан-Хосе, Коста-Рика

Сплав по Пакуаре – это отличная возможность насладиться красотами Коста-Рики. Русло реки проходит через густые джунгли и зеленые каньоны. Но бдительность терять нельзя: у реки очень своенравный характер.

Даже опытные рафтеры проходят маршрут за несколько дней – пусть река не очень крутая, но резких спусков и сложных порогов здесь достаточно. Осложняют маршрут тропические дожди, из-за которых образуются сильные водовороты и водопады – высота некоторых из них достигает трех метров.




Как осуществить

Сплавы длятся от одного до шести дней. Однодневный сплав стоит около 100 долларов.

До палаточного лагеря Пакуаре можно доехать из столицы Коста-Рики Сан-Хосе по дороге №10 на машине или автобусе.

Река Брахмапутра. Ассам, Индия

Брахмапутра берет свое начало в Тибете, но полную мощь набирает в Индии – при паводке в 2000 году вода в реке изменила русло и уничтожила береговые селения. Каждый год индийские исследователи предпринимают попытки полностью пройти реку, но покорить ее все еще не удалось. Однако это не мешает рафтерам совершать здесь экстремальные сплавы.

Протяженность сплава – 180 километров. Он начинается с речных порогов третьей категории сложности. Как только течение достигает ущелья Мармонг, маршрут резко усложняется. Путников ожидают крутые речные пороги с воронками и водоскатами, высота которых может достигать шести метров.

Сплав длится две недели. За это время рафтеры могут познакомиться с местной флорой и фауной во время привалов на берегу.





Как осуществить

Лучшее время для рафтинга – март, ноябрь и декабрь. Продолжитльность сплава – 10-14 дней.

Маршрут начинается в городе Дибругарх. Туда проще всего добраться самолетом из столицы штата Ассам Диспура.

Река Катунь. Алтайский край, Россия

Если верить легендам, название реки происходит от имени прекрасной дочери своенравного хана Алтая. Однажды Катунь влюбилась в юношу Бия и сбежала с ним. Отец послал вдогонку самых сильных богатырей, но они не смогли вернуть беглянку – влюбленные бросились в реку Обь. Так образовались реки Катунь и Бия.

Сейчас Катунь – излюбленное место профессиональных рафтеров и просто любителей острых ощущений. Река отличается большим количеством препятствий – буквально на каждом километре поджидают водовороты, впадины или подводные камни. Осложняют маршрут крутые изгибы реки и стремительное течение. Зато температура воды вполне комфортная – около 20 градусов по Цельсию.





Как осуществить

Лучшее время для рафтинга – с мая по сентябрь. Сплавы длятся от пяти до девяти дней. Стоимость пятидневного сплава – от 21 тысячи рублей.

Ближайший город к реке Катунь – Бийск. Доехать можно по Чуйскому тракту за полтора часа.

Ответ прост – его суть в борьбе, причём не только в преодолении водных препятствий и борьба со стихией, но и победа над самим собой. И те, кто почувствовал этот азарт, экстрим - тот уже не сможет забыть ощущения выхода за рамки своих возможностей. Никто не остаётся после сплава прежним.

Чем хорош рафтинг

Рафтинг по реке хорош тем, что подходит не только опытным туристам-водникам, . Он активно развивается, становясь всё более и более популярным как среди экстремалов, так как требует от них высокой координации действий, выносливости, немалого уровня физической выносливости и, главное, быстро принимать верные решения во время сплава по реке, но и среди простых отдыхающих, решивших проверить, на что они способны.

Помощниками в рафтинге выступают лишь экипировка и опыт инструктора, который по совместительству часто является ещё и капитаном команды. Это экстремальное и тяжёлое занятие, но все преодолённые трудности доставляют массу позитива и удовольствия, которое приносит не только сам процесс, но и места, где он проходит - ведь вид первозданной, не тронутой человеком природы мало кого может оставить равнодушным.

В кругу профессионалов различают два смежных понятия:

  1. Рафтинг - это спуск по водам именно горной реки, который может длиться, в зависимости от маршрута, от пары часов до одного дня.
  2. Сплав - спуск по равнинной реке, намного менее экстремальный и сложный. Он может проходить несколько дней подряд.

Для рафтинга не так важен возраст участников. Более важна сила рук, выносливость и умение работать в команде, а также - сила духа участника спуска.

Категории рафтинга

В зависимости от того, где течёт река, в горах или на равнинах, разнится степень сложности для рафтеров. Их всего шесть, и рассчитаны они на людей разного уровня подготовки:

  1. Первая, самая лёгкая категория не представляет собой абсолютно ничего сложного. Сплав проходит по тихим участкам рек, с медленным течением и переходами шиверного типа. На всём маршруте опасность могут представлять разве что выступающие из воды камни и мель.
  2. Ко второй категории относят спуски умеренной сложности, которые включают в себя более сложные препятствия: бочки (участки с обратным течением), сложные шиверы, возможны небольшие сливы.
  3. Третья категория - это уже тяжёлые маршруты, на которых множество выступающих из воды камней, беспорядочные валы, перепады высот и крутые пороги потребуют от участников недюжинной . Без опытного инструктора такие спуски смогут пройти лишь имеющие опыт спортсмены.
  4. Четвёртая категория явно не для новичков. К ней допускаются довольно опытные рафтеры, так как спуски изобилуют непредсказуемыми препятствиями, мощными течениями и сложнейшими порогами. Без подготовки, предварительного осмотра и планирования на такие маршруты становиться нельзя. Но даже в случае выбора наиболее безопасного маршрута от участников потребуются профессиональные навыки маневрирования и обхода всевозможных препятствий.
  5. Пятая категория рассчитана не просто на опытных рафтеров - она для профессионалов. К таким спускам никогда не приступают без предварительного осмотра маршрута, потому как они включают в себя сложнейшие бочки, узкие проходы между скал, сливы по небольшим водопадам, отвесные каньоны и иногда не имеют даже одного участка со спокойной водой, где можно было бы перевести дух.
  6. Самая сложная, шестая категория рафтинга обуславливается наличием бурных порогов верхней проходимости, а сама возможность сплава зависит от уровня воды. Эта категория предельно экстремальная, она только для опытнейших рафтеров, которые любят рисковать - ведь даже самая маленькая ошибка тут может стоить жизни. Многие из таких маршрутов до сих пор остаются не пройденными.

Виды рафтинга

Рафтинг имеет любительскую, спортивную и профессиональную ветви. Виды рафтинга следующие:

  1. Туристический рафтинг. Подразумевает собой спуски по спокойным рекам, не выше второй категории, где специальная подготовка не требуется. Является наиболее распространённым видом рафтинга, который доступен любому начинающему туристу. На каждом судне, вмещающем от четырёх до двенадцати человек, есть опытный инструктор, отдающий несложные команды, которые участники должны выполнять максимально точно. Длительность таких заплывов обычно не превышает нескольких часов.
  2. Походный рафтинг представляет собой нечто среднее между спортивной и туристической ветвью. В таком виде сплавов походы могут длиться не один день, прерываясь лишь на сон и краткий отдых, и потому подход к выбору экипировки более жёсткий, чем в туристическом.
  3. Спортивный рафтинг. Как и любой вид спорта, он состоит из системы различных состязаний во всевозможных категориях сложности. Программа соревнований может включать в себя слалом, спринт, марафон (затяжные спуски на 14-фунтовых рафтах), гонки на каяках. Это молодой, но очень бурно развивающийся спорт, где спортсмены, как и в других дисциплинах, проходят ежедневные тренировки, готовятся к чемпионатам.
  4. Отдельными ветками рафтинга являются научные экспедиции в отдалённые и труднодоступные уголки нашей планеты и спасательные операции на рафтах.

Также существует сезонная классификация - это летний и зимний рафтинг.

Последние несколько лет популярность начинают приобретать экстремальные туристические маршруты. Причем чем сложнее тур и чем опаснее, тем больше желающих принять в нем участие. По всему миру открываются новые маршруты, доступные для обыкновенных туристов: здесь и сплавы по горным рекам, и восхождения на горные вершины. В нашей стране также существует большое количество зон, предназначенных для экстремального отдыха.

Плато Мань-Пупу-Нер

Плато Мань-Пупу-Нер располагается на Северном Урале, этот природный комплекс входит в число семи чудес России. Плато представляет собой высокое плоскогорье, на котором возвышаются семь огромных каменных столбов. Высота самых высоких достигает 42 метров, это чуть меньше, чем высота здания в семнадцать этажей.

Этот природный комплекс называется столбами выветривания, он привлекает туристов, неравнодушных к экстремальному, опасному отдыху. Более того, существует множество мистических легенд, связанных с этим местом. Маршрут к плато Мань-Пупу-Нер считается очень опасным, так как добраться до него можно лишь на снегоходах. Причем туристам понадобятся не только базовые навыки управления этим средством передвижения. Те, кто решает отправиться к плоскогорью, должны мастерски управлять снегоходами, так как дорог, ведущих к плато, как таковых нет.

Весь маршрут сопровождается большим количеством каменных скоплений, небольших острых скал, горных отвесов. Кроме того, в пути вы не сможете воспользоваться какими-либо благами цивилизации. Не будет ни туалета, ни душа, ни электричества, ни интернета, ни даже сотовой связи. Участники экспедиции связываются друг с другом при помощи рации.

Также в маршрутный лист экспедиции обычно включают печально известный перевал Дятлова, его посещение обычно предусматривается уже после того, как туристы достигают плато Мань-Пупу-Нер. Любители пощекотать нервы приходят в восторг от такого бонуса к программе.

Конжаковский массив

Туристические маршруты Северного Урала почти все экстремальны и крайне опасны. Поход к Конжаковскому горному массиву, а также восхождение на гору Конжаковский Камень входят в число опасных туристических маршрутов. Гора Конжаковский Камень — одна из самых высоких гор Уральского горного массива, в высоту она достигает 1569 метров. Нижняя часть склонов этой горы покрыта хвойными лесами, прохождение которых очень сложное и невозможно без дополнительной подготовки. Восхождение на вершину горы будет также проходить по зоне тундры и каменистым местностям.

Туристы, у которых нет навыков альпинизма, вряд ли смогут одолеть этот опасный маршрут. Конжаковский Камень — это одна из гор Конжаковского горного хребта, в состав которого входят горные вершины Казанский Камень, Катышер и Буртым. На эти горы также совершают восхождения отдельные туристы-экстремалы. Дело в том, что специальных туристических маршрутов, которые были бы проложены для восхождения на вершины этих гор, нет. В этом и заключается основная опасность такого экстремального тура: вам придется стать опытным альпинистом, который сможет сам определить надежный маршрут.

Также возможен снегоходный поход к подножию хребта, однако и здесь не справиться без продвинутых навыков вождения. Но красота, которая открывается при восхождении на вершину, и прилив адреналина при восхождении для многих туристов кажутся стоящими всех усилий и опасности.

Рафтинг на реке Белой

Река Белая — это один из самых крупных притоков реки Кубани, протекает она по территории Адыгеи. Сплав по горной реке — это вид опасного и экстремального туризма, который в последние несколько лет также становится особенно популярным. Не пугают любителей острых ощущений ни острые скалы, ни течение реки, смывающее все на своем пути.

На реке Белой располагаются горные каньоны, которые делают этот туристический маршрут очень опасным. Новички и любители вряд ли смогут принять участие в этом туре, так как для преодоления всех препятствий, которые существуют на протяжении всего маршрута, понадобится специальная профессиональная подготовка. Сам сплав на рафтах, или рафтинг, крайне сложен. Некоторые любители этого вида экстремального туризма называют рафтинг «гонками на выживание», и действительно, стоит потерять контроль над управлением лодкой — и получения травм различной степени тяжести будет не избежать. Но, несмотря на опасность, ежегодно более тысячи туристов принимают участие в опасном маршруте — сплаве по реке Белой.

Его протяженность около 64 километров. Естественно, на протяжении реки существуют и более легкие маршруты, которые обычно предлагают людям, не занимающимся рафтингом профессионально. Но таких участков реки немного.

Восхождение на Эльбрус

Наверное, каждому известно, что гора Эльбрус — это самая высокая точка Европы. Но не каждый решится на восхождение к ней. Однако такие смельчаки есть. Западная вершина горы Эльбрус достигает высоты 5642 метра и входит в число семи высочайших горных вершин мира. Но основная сложность покорения Эльбруса не в преодолении его склонов. Напротив, гора имеет довольно пологие склоны, по которым добраться до вершины не составит труда. Опасность кроется в огромной высоте, преодоление которой без правильного прохождения акклиматизации просто невозможно и способно нанести колоссальный вред здоровью. На высоте более 5 тыс. метров туристов-экстремалов ожидает разряженный воздух и очень низкое атмосферное давление, эти факторы оказывают воздействие на стенки сосудов и вызывают горную болезнь.

Восхождение на Эльбрус возможно с его южной и северной стороны. Южный маршрут несложен и очень популярен, так как преодолеть его может и человек со средней физической подготовкой. Восхождение по южному склону, с учетом остановок для акклиматизации, составляет 8-9 дней. А вот маршрут, проходящий по северному склону горы Эльбрус, наиболее сложен и опасен. На нем нет специально проложенных асфальтовых дорожек, которыми пронизан южный склон. Также не существует специальных подъемников и благ цивилизации. Кроме того, северный склон изрезан трещинами и расщелинами, которые также представляют опасность. Прохождение маршрута займет 11-12 дней, а остановки, которые будут обязательны для акклиматизации организма, обычно включают в себя проживание в специальных хижинах или палатках. Но, поднявшись именно по этому склону, с севера горы Эльбрус, вы сможете с гордостью сказать, что совершили опасное восхождение по маршруту первых альпинистов, которые покоряли гору около 180 лет назад.

Сплав по реке Чуе

Горный Алтай богат не только потрясающими по красоте природными пейзажами, но и местами, путешествие по которым опасно. Однако экстремальный туризм, набирающий популярность, не испугать опасностями, ведь именно в них смысл прохождения маршрута.

Река Чуя — одна из самых сложных рек Горного Алтая, не все профессионалы решаются на сплав по этой реке. Чуя — это буйная горная река, которая является притоком реки Катуни. Протяженность реки Чуи около 320 километров, она берет свое начало в горном леднике, отчего вода в ней мутная, белого цвета. Протяженность туристического маршрута по реке — 84 километра. При этом до места начала сплава придется добираться более 500 километров на внедорожнике.

Новички и любители до сплава по реке Чуе не допускаются. Более того, для того чтобы стать участником туристического маршрута, нужно иметь опыт сплава по рекам третьей (самой опасной) категории сложности. Дело в том, что на Чуе существует большое количество порогов, преодоление которых крайне опасно, так как многие из них достигают четвертой и пятой (наивысшей) категории сложности. Для преодоления таких порогов проводится предварительный осмотр местности с берега, и лишь потом туристам разрешается преодолеть препятствие. Обычно курируют прохождение маршрута 3-4 инструктора, которые следят за сплавляющимися и в случае опасности должны оказать экстренную помощь туристам. Если вы все же решились на такое опасное приключение, как сплав по реке Чуе, необходимо помнить и соблюдать все правила безопасности.

Реки для сплавов на катамаранах текут в нашей стране в изобилии. Лесные или равнинные водоемы есть во всех регионах, поэтому каждый водник найдёт рядом со своим городом хотя бы один маршрут для спокойного похода.

Рекреационные сплавы не требуют исключительного мастерства и особого снаряжения, но стоит только начать… Большинству туристов-водников всё же хочется попробовать белую воду. В этой статье есть подходящий по сложности маршрут для каждого.

Как выбрать место для водного похода

Выбор реки для сплава — нетривиальная задача для начинающих водников, поэтому без помощи в первых походах не обойтись. Для начала, обратиться можно в Туристско-спортивный союз России , специалисты которого разрабатывают категорийные маршруты для всех видов туризма. Стоит взглянуть и на основные классификации рек .

Все реки России на карте

Ориентация на опыт

Первое, что нужно принять во внимание – это опыт, причём как сплавной, так и туристический, поскольку испытания в походе бывают не только водные. Постановка лагеря, ориентировка на местности, установка страховки и оказание первой помощи – такие навыки должны быть у всех участников сплава.

Начинающим водникам стоит предпочесть несложные, но живописные маршруты Карелии и Урала. С десяток обкатанных путей есть на Кавказе, но у них есть особенности: усложнение каньонами или локальными порогами, прохождение которых по силам только подготовленной группе. Перед походом нужно узнать текущий уровень воды на планируемом отрезке пути.

Опытные туристы предпочитают Кавказ, Алтай и Саяны. В этих трёх регионах для сплава в России находятся самые трудные, легендарные реки. Но следует помнить, что на реках высшей категории сложности любая ошибка может стать роковой.

Цель и интересы похода

Вторым критерием выбора региона для водного похода на катамаране являются его цели:

  • Конкретная река . Если группа хочет пройти определённую реку, не рассматривая других вариантов, вопрос выбора региона решится автоматически.
  • Повышение категории сложности . Группа прошла, к примеру, несколько маршрутов 4 к.с. и желает повысить уровень. Реки 5 к.с. есть в нескольких местах, так что придётся выбирать между ними. Обычно предпочитают те, которые поближе, где проще с заброской и есть возможность аварийных выходов с маршрута.
  • Образовательный и созерцательный интерес . Походы дают прекрасную возможность познакомиться с различными достопримечательностями, и нередко водники выбирают реку, к примеру, в Саянах, чтобы увидеть Байкал, или в Карелии, чтобы посетить Кижи.

Приамурье

Удаленность точки сплава

Обычно на поход требуется неделя, а то и больше, но иногда столько же времени может занять путешествие на поезде туда и обратно.

Туристам часто приходится выбирать реки, до которых быстрее добраться (короткие отпуска, майские праздники). Водники из европейской части страны в мае обычно отправляются на Кавказ или в Карелию, куда можно доехать за сутки. Летом же, когда времени больше, можно съездить на Алтай или даже в Саяны.

Лучшие места для сплава на катамаранах по регионам

Есть особенно полюбившиеся реки, изученные от и до. С них и стоит начинать набираться опыта в походах на воде.

Где узнать маршруты для сплава и их категорию сложности?

Федерация спортивного туризма выпускает специальный , в котором есть раздел со списком всех водных маршрутов РФ и прилегающих регионов с присвоенной категорией (всего около 560). Для вашего удобства, самые значимые из них вынесены в таблицах ниже, под каждый регион, с остальными ознакомьтесь в документе по ссылке выше.

Карелия и Кольский полуостров

Высоких гор в этих северных краях нет, поэтому реки довольно просты (2-3 к.с.), хотя и не лишены спортивного интереса. Популярностью пользуются река Кутсайоки или связка Умба-Колвица на Кольском полуострове. Их сложность оценивается вплоть до четвёртой категории, в зависимости от уровня воды.

Регион облюбовали байдарочники, но он идеально подходит для плесовых катамаранов и всех, кто хочет просто отдохнуть на сплаве. Особого опыта и снаряжения не требуется, с заброской и выброской тоже проблем не возникает, поэтому туристы со стажем берут в походы по Карелии новичков, которым прежде не доводилось сидеть на катамаране.

Водные маршруты Кольского полуострова по категориям сложности
2 к.с Цага — Пана — Варзуга : пос. Ловозеро — р. Цага — р. Пана — р. Варзуга — пос. Усть-Варзуга
Поной : Пос. Ловозеро — Ловозеро — р. Афанасия — р. Поной — устье р. Поной
3 к.с Умба — Колвица : ст. Апатиты — р. Умба — пос. Умба — р. Колвица (обнос водопада) — дер. Колвица — г. Кандалакша
Харловка : ст. Оленегорск — Няльмозеро — оз. Вундасъявр — р. Харловка (обнос падунов) — Баренцево море
Ура — Титовка — Западная Лица : г. Мурманск — р. Ура — р. Титовка — р. Западная Лица — г. Мурманск
Иоканга- Поной : пос. Ловозеро — р. Курга — р. Ленъявр — р. Рова — р. Иоканга — р. Пуйва (или р. Лыльйок) — р. Поной — устье р.Поной
Красненькая — Кутсайоки — Тумча : ст. Кандалакша — оз. Юхямяярви — р. Красненькая — р.Кутсайоки (обнос водопадов Оба-на, Маманя) — р.Тумча — пос.Зареченск.
4 к.с Тунтсайоки — Красненькая — Тумча : ст. Кандалакша — пос. Ковдор — р. Тунтсайоки — р. Тумча — пос. Зареченск — оз. Юхямяярви — р. Красненькая — р. Кутсайоки (обнос водопадов Оба-на, Маманя) – р. Тумча- пос. Зареченск

Здесь красивая природа, можно купаться, загорать и рыбачить. Практически все пороги локального типа, что упрощает страховку, но очень много плёсовых участков со слабым течением. Иногда даже приходится пересекать озёра, что вынуждает налечь на вёсла, особенно при отсутствии попутного ветра.

В Карелию и на Кольский обычно ходят летом, так как на майские праздники здесь ещё слишком холодно. Исключение – южная Карелия. Ежегодно в начале мая Тохма , Укса , Лоймола и Коллас встречают многочисленных водников, которых не пугает снег в лесу и озёра, покрытые льдом.

Водные маршруты Карелии по категориям сложности
1 к.с Все озера Карелии
2 к.с Воньга : ст. Энгозеро — оз. Энгозеро — р. Воньга (с обносом пор.Собачий) — ст. Воньга
Калга : энгозеро — р. Калга — пос. Калгалакша — г. Кемь
Кузема : пос. Лоухи — оз. Кереть — Кумозеро — р. Кузема — ст. Кузема
Тавайоки : пос. Лоухи — оз. Таваярви — р. Тавайоки — Пяоозеро — Софпорог — г. Кемь
Поньгома : пос. Шомба — оз. Поньгома — р. Поньгома — ст. Кузема
3 к.с Охта : г. Беломорск — р. Охта — пос. Подужемье — г. Кемь
Чирка-Кемь : пос. Тикша — р. Чирка-Кемь — пос. Боровое
Муезерка — р. Чирка-Кемь : ст. Муезерская — р. Муезерка — р. Чирка-Кемь — пос.Боровое
Колласйоки — р. Уксунйоки : ст. Суоярви — мост на р. Колласйоки — р. Колласйоки — пос. Колассельга — переезд на р. Уксунйоки — р. Уксунйоки — пос. Ууксу
Шуя: Ст. Суоёки — р.Шуя — Шотозеро — Вагатозеро — р. Шуя — дер. Матросы

Обширный регион, протянувшийся от полярного круга до южных границ России. В средней и южной части большинство маршрутов имеет 2 к.с., а наибольший спортивный интерес представляют Инзер и Исеть , а точнее – их пороги Айгир и Ревун .

Ближе к Приполярью горы выше и реки постепенно становятся сложнее, на них появляются пороги вплоть до 4 к.с.


Река Белая

Для катамаранинга Урал интересен прежде всего как регион, где можно отлично отдохнуть. Красивые виды, простота заброски и выброски, отсутствие гребли по озёрам придутся по душе кому угодно. А те, кто предпочитает более экстремальный сплав, могут отправиться на реки северной части Уральских гор.

Центральный и Южный Урал водники посещают летом и на майские праздники, когда воды больше и пороги становятся мощнее, а Полярный и Приполярный только летом.

Водные маршруты Урала по категориям сложности
2 к.с Малый Инзер — Инзер : ст. Айгир — р. Малый Инзер — р. Инзер — ст. Рав-Тау
Большой Инзер — Инзер : пос. Нура — верховье Бол. Инзер (кордон заповедника) — р. Большой Инзер — р. Инзер — ст. Рав-Тау
Подчерем — Щугор : пос. Подчерье р. Подчерем — р. Тельпос — р. Щугор — пос. Усть — Щугор
Большой Нугуш — Нугуш : пос. Бретяк — р.Большой Нугуш — р.Нугуш -Пос. Сергеевка (15 мая-15 июня)
3 к.с Большой Инзер — Малый Инзер — Лемеза : пос. Нура — вверх по р.Большой Инзер (кордон заповедника) — сплав по р. Большой Инзер — пос. Карталы — ст. Айгир — р. Малый Инзер — р. Инзер — дер. Ассы/Бриштамак — пос. Искушта -сплав по р. Лемеза- ст. Урман
Манарага — Косью : ст. Кожим — верховья р.Балбанью — перевал в долину р. Манарага — сплав по р. Манарага — р. Косью — ст. Косью
Хальмер-Ю — Силова-Яха — Кара : пос. Хальмер-Ю — сплав по р. Хальмер-Ю (обнос водопада Хальмер-Ю) — р. Силова-Яха — р. Кара — пос. Усть-Кара
Лонготьеган :пос. Полярный — стац. Мраморный — сплав по р. Лонготьеган (обнос водопада) — пос. Халас-Пугор
4 к.с Хальмер-Ю — Силова-Яха — Сибирчата-Яха — Кара : пос. Хальмер-Ю — сплав по р. Хальмер-Ю (обнос водопада Хальмер-Ю) — р. Силова-Яха до устья р. Буреданью — переход на р. Сибирчата-Яха — сплав по р. Сибирчата-Яха — р. Кара — пос. Усть-Кара
Нярма-Яха — Кара : ф. Лаборовая — верховья р. Нярма-Яха — сплав по р. Нярма-Яха — р. Кара — пос. Усть-Кара

Кавказ

На Кавказе есть реки любой категории сложности. К примеру, Теберда или Зеленчук – отличные варианты для тренировки и обучения новичков. Стоит помнить, что кавказские маршруты имеют весьма интенсивный фон, делающий сплав динамичнее и интереснее. Здесь же находится и река Белая , знаменитая своими каньонами 6 к.с. и ежегодными соревнованиями Интерралли.


Сплав по Большому Зеленчуку

Для водного похода на катамаранах регион хорош тем, что предлагает разнообразный выбор маршрутов. Реки на Кавказе короткие, поэтому за один поход туристы проходят две или три. Сделать это нетрудно, ведь дела с заброской и выброской обстоят отлично, а благодаря близости населённых пунктов всегда можно докупить нужные продукты или медикаменты.
Всё перечисленное наряду с тёплым климатом и красивыми видами делает Кавказ желанной целью путешествия, которая никогда не надоест.

Регион посещают летом, в майские и даже ноябрьские праздники, причём весна – излюбленное время. Дело в том, что сюда можно быстро добраться водникам европейской части страны, а альтернатив Кавказу в это время нет: ближайшие категорийные речки находятся на Алтае.

Кавказские маршруты сплавов по категориям сложности
2 к.с Большой Зеленчук — Кубань : пос. Бесленей — р. Большой Зеленчук — р. Кубань — гор. Армавир
Пшавская Арагви — Арагви : устье р. Хевсурская Арагви — р. Пшавская Арагви — р. Арагви — гор.Мцхета
Кубань : с. Учкулан — р. Кубань — Усть-Джегута; Гор. Черкеск — р. Кубань -гор. Армавир
Белая Арагви — Арагви : сел. Манасеури — р. Белая Арагви — р. Арагви — гор. Мцхета
3 к.с Пшеха — Белая : пос. Отдаленный — переход на р. Пшихашка — сплав от устья р. Пшихашка — р. Пшеха — сплав до р. Белая — пос. Белое
Бол. Зеленчук : пос. Ниж. Архыз — р. Большой Зеленчук -с. Успенское
Теберда — Кубань: пос. Теберда — р. Теберда — р. Кубань — г. Черкесск
4 к.с Андийское Койсу: сел. Эчеда — р. Андийское Койсу — ущ. Сатронское; Сел. Анцуг — р. Аварское Койсу — с.Гимры
Уруштен — Малая Лаба : р. Большая Лаба — пос. Псебай — кордон 3 рота (или выше) — кордон Черноречье — вверх по р. Уруштен (до каньона Водопадный) — стрелка с Малой Лабой — пос. Псебай — переезд в пос. Пхия — р. Большая Лаба — пос. Куржиново
5 к.с Риони — Цхенис — Цкали : с.Саглоло — р. Риони (с обносом Уцерского порога) — с. Намахвани — переезд в с. Лентехи — р. Цхенис — Цкали — с. Матходжи
6 к.с Андийское Койсу: с. Омоло — р. Андийское Койсу — с. Гимры; С. Омоло — р. Андийское Койсу — р. Шаро — Аргун
Ингури: с. Ушгули — р.Ингури — Ингурская ГЭС

Мекка водного туризма, где мечтает побывать каждый водник. Именно здесь находятся такие знаменитые реки, как Аргут, Чуя, Чулышман, Башкаус. Тут тоже легко найти простенький маршрут до 2 к.с., но обычно по ним ходят только местные туристы, все остальные предпочитают более сложные варианты.

Что касается типа рек, то они на Алтае разнообразны: от широких, полнорасходных, с мощными порогами (например, Катунь ) до узких слаломных (Шавла ). На этих маршрутах встречаются любые суда, но чаще всех – катамаран и рафт.


Река катунь

Заброситься на многие реки удаётся обычным транспортом, но иногда приходится нанимать внедорожник, а то и вовсе идти пешком.

Сплавной сезон здесь начинается с майских праздников и заканчивается осенью, то есть регион привлекателен для катамаранинга до тех пор, пока реки не замёрзнут.

Водные маршруты Алтая
2 к.с Катунь из под пор. Манжерок до моста в курорт Белокуриха
Абакан : оз. Телецкое — переход на р. Абакан — р. Абакан — гор. Абаза
Чарыш : с. Усть-Кан — р. Чарыш — с. Краснощеково или Белоглазово
Томь от истоков до г. Междуреченск
3 к.с Уба : пос. Поперечное — р. Уба — пос. Верхубенка
Сема — Катунь: с. Черга — р. Сема — р. Катунь — с. Сростки
Песчаная : с. Ильинка — р. Песчаная — с. Солонешное
Катунь (Нижняя) : устье р. Бийка — пор. Манжерок
4 к.с Чуя — Катунь : пос. Чибит — р. Чуя — р. Катунь — пос. Иня
Кумир — Чарыш — Коргон — Чарыш :пос. Усть-Кумир – переход в верховья р. Кумир — сплав по р. Кумир (с обносом пор. Большой) — р. Чарыш — переход к слиянию Горелого и Прямого Коргонов — сплав по р. Коргон — р. Чарыш — с. Чарышское
5 к.с Чаган-Узун — Чуя — Катунь : пос. Бельтир — Чаган-Узун — р. Чуя (с обносом Мажойского каскада) — р. Катунь — пос. Чемал
Башкаус — Чулышман : пос.Акташ — р.Башкаус (выше устья р.Мукурачик) — сплав до п. Усть-Улаган — переезд на р. Чулышман (выше моста у пос. Язула) — сплав по р. Чулышман (с обносом пор. Каша) — оз.Телецкое.
Чульча — Чулышман : оз. Итыкуль — р. Чульча — р.Чулышман — оз. Телецкое (с нижним ущельем 6 к.с.).
6 к.с Чуя — Катунь :с. Кокорю или Бугузанская Застава — р. Чуя — р. Катунь — пос. Иня
Чулышман : верховья р. Чулышман — оз. Телецкое
Карагем — Аргут — Катунь : верховья р. Карагем — р. Карагем — р. Аргут — р. Катунь — пос. Чемал

Живописный край высоких гор и бурных рек популярен у туристов всей страны. Даже водники из Калининграда готовы ехать через всю страну, чтобы пройти Урик , Китой , Бий-Хем или Онот .

Для приезжих туристов интересны прежде всего сложные маршруты, но в регионе есть и простые реки, где можно полюбоваться красотой природы, отдохнуть и порыбачить.

Реки и пороги здесь разнообразны: водопады Китоя, слалом Жомболока , мощные валы Оки Саянской . Такой выбор позволяет даже самым искушённым и опытным катамаранщикам спланировать маршрут, от которого удастся получить яркие впечатления.

Специфика региона – сложная заброска. Как правило, приходится ехать высоко в горы, штурмовать броды и болота, а это возможно только на специальном транспорте. Если даже трактор не выручит и придётся идти пешком, местные перевозчики предлагают нанять сопровождение с лошадьми. На них можно погрузить часть вещей, чтобы легче было идти.

Маршруты для похода на катамаранах в Саянах
2 к.с Китой : ГМС «Дабады» — р. Китой — гор. Ангарск
Уда : гор. Нижнеудинск — р. Уда — пос. Октябрьский
Хемчик — Енисей : пос. Бай-Тал — р. Хемчик — пос. Ийме
3 к.с Малая Белая : пос. Октябрьский — переход вверх по р. Китойкин до р. М.Белая — сплав по р. Малая Белая от водопада до пос. Тальники
Хамсара : пос. Орлик — р. Тисса — р. Соруг — р. Хамсара — р. Бий — Хем гор. Кызыл
Мал. Бирюса — Бирюса : пос. Покровское — р. Мал. Бирюса — р. Бирюса — пос. Соляная
4 к.с Бусейн-Гол — Кызыл-Хем — Каа-Хем : г. Кызыл — верховья р. Бусейн-Гол — сплав по р. Бусейн-Гол — р. Кызыл-Хем — р. Каа-Хем — пос. Эржей
Урик — Большая Белая : пос. Зун-Холба — устье р. Зун-Холба — р. Урик (с обносом Амбортагольских щек) — р. Большая Белая — пос. Инга
Ока : пос. Монды пос. Хоре (пос. Орлик) — р. Ока — сплав до пос. Верхнеокинский
5 к.с Жом-Болок — Ока : зим. Хадарус — р. Жом-Болок — р. Ока — пос. Верхнеокинский
Китой — Онот : пос. Самарта — верховья р. Китой — р. Китой (до пор. 45 включительно) — р. Эхе-Гол- р. Онот — пос. Онот
Урик — Даялык — Урик : пос. Самарта — верховья р. Урик — р. Урик — р.
Даялык — р. Урик — пос. Инга
6 к.с Онот : пос. Самарта — р. Арлык-Гол — р. Саган-Сайр — р. Онот — пос. Онот
Онот — Китой : пос. Монды — верховья р. Онот — сплав по р. Онот до водопада 35 — переход на р. Китой к началу Моткиных Щек — сплав по р. Китой — пос. Раздолье

Перечисленные выше места – своего рода золотой список для обязательного посещения. Маршрутов в этих краях достаточно, но если захочется чего-то эксклюзивного, то в нашей стране есть и другие, не менее интересные места для сплава на катамаранах, например, плато Путорана или реки Камчатки.

Они могут отличаться необычной природой, красивыми водопадами и другими качествами, привлекающими туристов, а если и их будет мало – подходящую реку можно найти за границей.

Рафтинг - это экстремальный сплав по горной реке на надувных плотах. Для туристов и непрофессиональных спортсменов существует шесть категорий сложности - от первой, самой простой, до шестой, самой сложной. Есть, конечно, совсем опасные маршруты, но это уже удел профессиональных рафтеров, где они развлекаются на свой страх и риск.

Рафтинг на реке Замбезе считается самым сложным коммерческим рафтингом: на нашем маршруте было четыре порога пятой категории и один шестой. На последний не пускают новичков и неподготовленных туристов, поэтому мы обошли его по суше. Впрочем, эта предосторожность все равно не застраховала нас от экстремального купания...

Перед началом с нами провели инструктаж. По выражениям лиц можно заметить, что все скептически отнеслись к советам инструктора о том, что делать в случае падения за борт. Девушка Арина, сидевшая рядом со мной, спросила: "Зачем они это рассказывают? Мы что - действительно можем перевернуться?" Я сказал, что эти советы, как противопоказания к таблеткам - теоретически могут быть, но происходят крайне редко:

После инструктажа у нас забрали все вещи и выдали по каске, веслу и спасательному жилету:

4.

Наш сплав начинался под , перед мостом, который соединяет Замбию и Зимбабве. Мы долго спускались к воде, а потом долго карабкались по вертикальной стене к плотам. Усевшись на них, мы прежде сплавали вверх по течению и посмотрели на водопад. Потом отплыли в тихое место, где наш рулевой предложил всем выпрыгнуть из плотов в воду. К такому предложению никто не оказался готовым, все отказались, и мужик спрыгнул сам, дав нам понять, что никакого сплава не будет, пока мы не искупаемся. Пришлось прыгать, что было довольно щекотливо, если учесть, что в Замбезе живут крокодилы. И хотя нам объяснили, что они обитают выше по течению, плавали мы с поджатыми ногами.

После того как все выпрыгнули из рафта, инструктор забрался на плот и начал затаскивать каждого обратно, объясняя как себя при этом вести. Мы потренировались и, настороженные столь серьезным отношением к безопасности, вышли на сплав:

5.

Вместе с нами шли четыре спасателя на каяках. Они следили за тем, чтобы никто не упал, а если такое случалось, подгребали к тонущему и возвращали на место:

6.

А падали, между прочим, часто:

В нашей группе было два рафта - на одном сидели мы, на втором компания австралийцев:

8.

Я греб на рафте в первом ряду:

9.

Может возникнуть вопрос - зачем грести, если река и так несет нас? Дело в том, что маневренность и управление рафта зависят от скорости относительно потока, поэтому на подступах к порогу необходимо грести с максимальной силой. Что мы и делаем на этом снимке:

10.

А во время прохождения порога, напротив, нужно убрать весла и спрятаться. В эти моменты кормчий кричал нам "Down!", мы пригибались и держались за веревку вокруг плота:

11.

Самое важное при этом - не потерять весло:

12.

Ну и не вылететь из рафта, разумеется:

13.

После энергичной тряски порог заканчивается, и мы благополучно идем дальше:

14.

А это пример неудачного прохождения порога, который продемонстрировали австралийцы. Девушка не крепко держалась за канат и вылетела за борт. Обратите внимание, что ее сосед, хоть и находится в рафте, погружен в воду с головой:

15.

После порога все приходили в себя и радовались:

16.

Мы исполняли "Дай пять!" на рафтинговский манер, используя вместо ладоней весла:

17.

Приближается еще один порог и все добавляют хода:

18.

Пара кадров о том, как нас ласкала водная стихия:

19.

20.

У нас была возможность обойти последний порог пятой категории, но мы, уже прошедшие три таких и заматеревшие, решили не отступать:

21.

Я первым попал под раздачу и встретил волну, которая задрала плот и перевернула его на бок:

22.

После меня рафт покинули и остальные члены экипажа:

23.

Это был очень страшный момент: ты пытаешься вынырнуть на поверхность чтобы вздохнуть, но так как "поверхность" у порога очень условна, барахтаешься и хлебаешь воду. Не спасает даже жилет:

24.

К счастью, в этом месте было достаточно глубоко, и никто не ударился о камни. Мы с рулевым забрались на плот, привязали веревку к левому борту и перевернули рафт. Все залезли обратно, напуганные и с глазами по пять копеек:

25.

Последний порог был четвертой категории, мы прошли его более-менее нормально. А лодка, которая шла за нами, перевернулась:

26.

Это был очень запоминающийся рафтинг и очень жесткий. Тем, кто будет в Замбии или Зимбабве и не боится таких приключений, я советую обязательно попробовать:

27.

Поскольку по понятным причинам взять с собой камеру было проблематично, нас снимали с суши. Я купил эти фотографии с правами, обработал (оригиналы были бледные и невыразительные).

В следующем посте читайте о прыжке на тарзанке с моста в водопад Виктория. Stay Tuned!



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»