Самая сложная река для сплава. Рафтинг (спортивный сплав). Класс I: почти отдых

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Ответ прост – его суть в борьбе, причём не только в преодолении водных препятствий и борьба со стихией, но и победа над самим собой. И те, кто почувствовал этот азарт, экстрим - тот уже не сможет забыть ощущения выхода за рамки своих возможностей. Никто не остаётся после сплава прежним.

Чем хорош рафтинг

Рафтинг по реке хорош тем, что подходит не только опытным туристам-водникам, . Он активно развивается, становясь всё более и более популярным как среди экстремалов, так как требует от них высокой координации действий, выносливости, немалого уровня физической выносливости и, главное, быстро принимать верные решения во время сплава по реке, но и среди простых отдыхающих, решивших проверить, на что они способны.

Помощниками в рафтинге выступают лишь экипировка и опыт инструктора, который по совместительству часто является ещё и капитаном команды. Это экстремальное и тяжёлое занятие, но все преодолённые трудности доставляют массу позитива и удовольствия, которое приносит не только сам процесс, но и места, где он проходит - ведь вид первозданной, не тронутой человеком природы мало кого может оставить равнодушным.

В кругу профессионалов различают два смежных понятия:

  1. Рафтинг - это спуск по водам именно горной реки, который может длиться, в зависимости от маршрута, от пары часов до одного дня.
  2. Сплав - спуск по равнинной реке, намного менее экстремальный и сложный. Он может проходить несколько дней подряд.

Для рафтинга не так важен возраст участников. Более важна сила рук, выносливость и умение работать в команде, а также - сила духа участника спуска.

Категории рафтинга

В зависимости от того, где течёт река, в горах или на равнинах, разнится степень сложности для рафтеров. Их всего шесть, и рассчитаны они на людей разного уровня подготовки:

  1. Первая, самая лёгкая категория не представляет собой абсолютно ничего сложного. Сплав проходит по тихим участкам рек, с медленным течением и переходами шиверного типа. На всём маршруте опасность могут представлять разве что выступающие из воды камни и мель.
  2. Ко второй категории относят спуски умеренной сложности, которые включают в себя более сложные препятствия: бочки (участки с обратным течением), сложные шиверы, возможны небольшие сливы.
  3. Третья категория - это уже тяжёлые маршруты, на которых множество выступающих из воды камней, беспорядочные валы, перепады высот и крутые пороги потребуют от участников недюжинной . Без опытного инструктора такие спуски смогут пройти лишь имеющие опыт спортсмены.
  4. Четвёртая категория явно не для новичков. К ней допускаются довольно опытные рафтеры, так как спуски изобилуют непредсказуемыми препятствиями, мощными течениями и сложнейшими порогами. Без подготовки, предварительного осмотра и планирования на такие маршруты становиться нельзя. Но даже в случае выбора наиболее безопасного маршрута от участников потребуются профессиональные навыки маневрирования и обхода всевозможных препятствий.
  5. Пятая категория рассчитана не просто на опытных рафтеров - она для профессионалов. К таким спускам никогда не приступают без предварительного осмотра маршрута, потому как они включают в себя сложнейшие бочки, узкие проходы между скал, сливы по небольшим водопадам, отвесные каньоны и иногда не имеют даже одного участка со спокойной водой, где можно было бы перевести дух.
  6. Самая сложная, шестая категория рафтинга обуславливается наличием бурных порогов верхней проходимости, а сама возможность сплава зависит от уровня воды. Эта категория предельно экстремальная, она только для опытнейших рафтеров, которые любят рисковать - ведь даже самая маленькая ошибка тут может стоить жизни. Многие из таких маршрутов до сих пор остаются не пройденными.

Виды рафтинга

Рафтинг имеет любительскую, спортивную и профессиональную ветви. Виды рафтинга следующие:

  1. Туристический рафтинг. Подразумевает собой спуски по спокойным рекам, не выше второй категории, где специальная подготовка не требуется. Является наиболее распространённым видом рафтинга, который доступен любому начинающему туристу. На каждом судне, вмещающем от четырёх до двенадцати человек, есть опытный инструктор, отдающий несложные команды, которые участники должны выполнять максимально точно. Длительность таких заплывов обычно не превышает нескольких часов.
  2. Походный рафтинг представляет собой нечто среднее между спортивной и туристической ветвью. В таком виде сплавов походы могут длиться не один день, прерываясь лишь на сон и краткий отдых, и потому подход к выбору экипировки более жёсткий, чем в туристическом.
  3. Спортивный рафтинг. Как и любой вид спорта, он состоит из системы различных состязаний во всевозможных категориях сложности. Программа соревнований может включать в себя слалом, спринт, марафон (затяжные спуски на 14-фунтовых рафтах), гонки на каяках. Это молодой, но очень бурно развивающийся спорт, где спортсмены, как и в других дисциплинах, проходят ежедневные тренировки, готовятся к чемпионатам.
  4. Отдельными ветками рафтинга являются научные экспедиции в отдалённые и труднодоступные уголки нашей планеты и спасательные операции на рафтах.

Также существует сезонная классификация - это летний и зимний рафтинг.

Последние несколько лет популярность начинают приобретать экстремальные туристические маршруты. Причем чем сложнее тур и чем опаснее, тем больше желающих принять в нем участие. По всему миру открываются новые маршруты, доступные для обыкновенных туристов: здесь и сплавы по горным рекам, и восхождения на горные вершины. В нашей стране также существует большое количество зон, предназначенных для экстремального отдыха.

Плато Мань-Пупу-Нер

Плато Мань-Пупу-Нер располагается на Северном Урале, этот природный комплекс входит в число семи чудес России. Плато представляет собой высокое плоскогорье, на котором возвышаются семь огромных каменных столбов. Высота самых высоких достигает 42 метров, это чуть меньше, чем высота здания в семнадцать этажей.

Этот природный комплекс называется столбами выветривания, он привлекает туристов, неравнодушных к экстремальному, опасному отдыху. Более того, существует множество мистических легенд, связанных с этим местом. Маршрут к плато Мань-Пупу-Нер считается очень опасным, так как добраться до него можно лишь на снегоходах. Причем туристам понадобятся не только базовые навыки управления этим средством передвижения. Те, кто решает отправиться к плоскогорью, должны мастерски управлять снегоходами, так как дорог, ведущих к плато, как таковых нет.

Весь маршрут сопровождается большим количеством каменных скоплений, небольших острых скал, горных отвесов. Кроме того, в пути вы не сможете воспользоваться какими-либо благами цивилизации. Не будет ни туалета, ни душа, ни электричества, ни интернета, ни даже сотовой связи. Участники экспедиции связываются друг с другом при помощи рации.

Также в маршрутный лист экспедиции обычно включают печально известный перевал Дятлова, его посещение обычно предусматривается уже после того, как туристы достигают плато Мань-Пупу-Нер. Любители пощекотать нервы приходят в восторг от такого бонуса к программе.

Конжаковский массив

Туристические маршруты Северного Урала почти все экстремальны и крайне опасны. Поход к Конжаковскому горному массиву, а также восхождение на гору Конжаковский Камень входят в число опасных туристических маршрутов. Гора Конжаковский Камень — одна из самых высоких гор Уральского горного массива, в высоту она достигает 1569 метров. Нижняя часть склонов этой горы покрыта хвойными лесами, прохождение которых очень сложное и невозможно без дополнительной подготовки. Восхождение на вершину горы будет также проходить по зоне тундры и каменистым местностям.

Туристы, у которых нет навыков альпинизма, вряд ли смогут одолеть этот опасный маршрут. Конжаковский Камень — это одна из гор Конжаковского горного хребта, в состав которого входят горные вершины Казанский Камень, Катышер и Буртым. На эти горы также совершают восхождения отдельные туристы-экстремалы. Дело в том, что специальных туристических маршрутов, которые были бы проложены для восхождения на вершины этих гор, нет. В этом и заключается основная опасность такого экстремального тура: вам придется стать опытным альпинистом, который сможет сам определить надежный маршрут.

Также возможен снегоходный поход к подножию хребта, однако и здесь не справиться без продвинутых навыков вождения. Но красота, которая открывается при восхождении на вершину, и прилив адреналина при восхождении для многих туристов кажутся стоящими всех усилий и опасности.

Рафтинг на реке Белой

Река Белая — это один из самых крупных притоков реки Кубани, протекает она по территории Адыгеи. Сплав по горной реке — это вид опасного и экстремального туризма, который в последние несколько лет также становится особенно популярным. Не пугают любителей острых ощущений ни острые скалы, ни течение реки, смывающее все на своем пути.

На реке Белой располагаются горные каньоны, которые делают этот туристический маршрут очень опасным. Новички и любители вряд ли смогут принять участие в этом туре, так как для преодоления всех препятствий, которые существуют на протяжении всего маршрута, понадобится специальная профессиональная подготовка. Сам сплав на рафтах, или рафтинг, крайне сложен. Некоторые любители этого вида экстремального туризма называют рафтинг «гонками на выживание», и действительно, стоит потерять контроль над управлением лодкой — и получения травм различной степени тяжести будет не избежать. Но, несмотря на опасность, ежегодно более тысячи туристов принимают участие в опасном маршруте — сплаве по реке Белой.

Его протяженность около 64 километров. Естественно, на протяжении реки существуют и более легкие маршруты, которые обычно предлагают людям, не занимающимся рафтингом профессионально. Но таких участков реки немного.

Восхождение на Эльбрус

Наверное, каждому известно, что гора Эльбрус — это самая высокая точка Европы. Но не каждый решится на восхождение к ней. Однако такие смельчаки есть. Западная вершина горы Эльбрус достигает высоты 5642 метра и входит в число семи высочайших горных вершин мира. Но основная сложность покорения Эльбруса не в преодолении его склонов. Напротив, гора имеет довольно пологие склоны, по которым добраться до вершины не составит труда. Опасность кроется в огромной высоте, преодоление которой без правильного прохождения акклиматизации просто невозможно и способно нанести колоссальный вред здоровью. На высоте более 5 тыс. метров туристов-экстремалов ожидает разряженный воздух и очень низкое атмосферное давление, эти факторы оказывают воздействие на стенки сосудов и вызывают горную болезнь.

Восхождение на Эльбрус возможно с его южной и северной стороны. Южный маршрут несложен и очень популярен, так как преодолеть его может и человек со средней физической подготовкой. Восхождение по южному склону, с учетом остановок для акклиматизации, составляет 8-9 дней. А вот маршрут, проходящий по северному склону горы Эльбрус, наиболее сложен и опасен. На нем нет специально проложенных асфальтовых дорожек, которыми пронизан южный склон. Также не существует специальных подъемников и благ цивилизации. Кроме того, северный склон изрезан трещинами и расщелинами, которые также представляют опасность. Прохождение маршрута займет 11-12 дней, а остановки, которые будут обязательны для акклиматизации организма, обычно включают в себя проживание в специальных хижинах или палатках. Но, поднявшись именно по этому склону, с севера горы Эльбрус, вы сможете с гордостью сказать, что совершили опасное восхождение по маршруту первых альпинистов, которые покоряли гору около 180 лет назад.

Сплав по реке Чуе

Горный Алтай богат не только потрясающими по красоте природными пейзажами, но и местами, путешествие по которым опасно. Однако экстремальный туризм, набирающий популярность, не испугать опасностями, ведь именно в них смысл прохождения маршрута.

Река Чуя — одна из самых сложных рек Горного Алтая, не все профессионалы решаются на сплав по этой реке. Чуя — это буйная горная река, которая является притоком реки Катуни. Протяженность реки Чуи около 320 километров, она берет свое начало в горном леднике, отчего вода в ней мутная, белого цвета. Протяженность туристического маршрута по реке — 84 километра. При этом до места начала сплава придется добираться более 500 километров на внедорожнике.

Новички и любители до сплава по реке Чуе не допускаются. Более того, для того чтобы стать участником туристического маршрута, нужно иметь опыт сплава по рекам третьей (самой опасной) категории сложности. Дело в том, что на Чуе существует большое количество порогов, преодоление которых крайне опасно, так как многие из них достигают четвертой и пятой (наивысшей) категории сложности. Для преодоления таких порогов проводится предварительный осмотр местности с берега, и лишь потом туристам разрешается преодолеть препятствие. Обычно курируют прохождение маршрута 3-4 инструктора, которые следят за сплавляющимися и в случае опасности должны оказать экстренную помощь туристам. Если вы все же решились на такое опасное приключение, как сплав по реке Чуе, необходимо помнить и соблюдать все правила безопасности.

Posted Пнд, 23/10/2017 - 07:20 by Кэп

Самые популярные реки для сплава в мире

Волнующее чувство опасности, сплоченный командный дух и освежающие брызги ледяной воды горных рек - вот главные особенности рафтинга, которые с каждым годом увеличивают количество поклонников экстремального вида спорта. Привлекает рафтинг и людей зрелого возраста, и детей, которые отправляются покорять стихию вместе с родителями.

И если некоторых привлекают просто красивые горные реки, то другие в поисках экстрима отправляются в самые удаленные места планеты. Некоторые реки считаются невероятно опасными для сплавов из-за переменчивого течения и обилия сложных порогов - они и становятся целью опытных экстремалов.
Для проведения соревнований спортсмены тоже выбирают самые опасные пороги рек, чтобы получить возможность в полной мере продемонстрировать свое мастерство. Если вы уже давно чувствуете себя единым целым с надувной лодкой, то самое время отправиться в путешествие к одному из самых опасных мест для рафтинга.
Водные процедуры закаляют тело и укрепляют дух, особенно если речь идет об экстремальном рафтинге. Этот оригинальный способ знакомства с водной стихией утолит жажду адреналина даже у самых отчаянных сорвиголов - высокая скорость, бушующие волны и опасности, которые поджидают за каждым поворотом.

Для поклонников экстремальных сплавов и просто любителей активного туризма мы подготовили подборку самых опасных и интересных речных маршрутов мира.

Река Франклин. Тасмания, Австралия

«У реки Франклин особая энергетика - в ее водах забываешь обо всех своих проблемах» - пишет Мартин, рафтер из Австралии. Франклин - одна из самых полноводных и длинных рек «Зеленого континента». Страшно подумать, но каких-то 25 лет назад Франклин могли погубить. Местные власти хотели соорудить в ее водах плотину, но после длительной борьбы охранникам окружающей среды удалось это предотвратить.

Сейчас Франклин - популярное место среди любителей активного туризма. Согласно международной спортивной классификации, сплав по этой реке причисляется к высшей категории сложности. Река часто меняет русло, маршрут осложняют упавшие стволы деревьев. Кроме лесного мусора, подводных камней и речных порогов туристам придется преодолеть психологический фактор - сплав проходит вдали от цивилизации, и в случае катастрофы спасатели прибудут только через пару дней.
Лучшее время для сплава - с октября по апрель. Туристические агентства Австралии предлагают рафтинговые программы длительностью 8 и 10 дней. Восьмидневный сплав будет стоить около 2500 долларов.
Франклин протекает по Национальному парку Франклин-Гордон-Уайльд-Риверс. Добраться туда можно из столицы штата Хобрата по трассе B62 в сторону Нью-Норфолка за 1 час.

— река в центральной части Алтая, правый приток Катуни, один из наиболее крупных.
Длина 106 км (без реки Акалаха), площадь бассейна 9550 км².
Аргут начинается при слиянии Джазатора и Акалахи. Обилие ледников определяет характер водного режима: 40 % стока дают ледники и вечные снега, 34 % — сезонные снега, 17 % — дожди, 9 % — подземные воды. Замерзает в ноябре, вскрывается в апреле. Средний уклон реки 10 м/км, среднегодовой расход в устье 112 м³/с.
Аргут имеет большой расход воды, который сильно зависит от притоков, стекающих, в основном, с ледников Катунского и Чуйского хребтов. В бассейне Аргута есть спокойные речки и ручьи плоскогорья Укок, мощные молочно-белые с кипящими водоворотами притоки, начинающиеся из ледников, и прозрачные, чистые, стремительные потоки, вытекающие из озёр.

слияние Аргута и Катуни, Алтай

Аргут — это одно из немногих мест на Алтае, где сохранился снежный барс (ирбис). Здесь же обитает крупнейшая в Алтае-Саянском регионе группировка сибирского козерога.

Здесь зарегистрированы наиболее высокие показатели плотности горных козлов, которые пасутся на крутых склонах гор. На Аргуте и его притоках — Карагеме, Юнгуре, Шавле — хорошая рыбалка. В верхнем течении и притоках ловится хариус, в нижнем течении также ускуч и таймень.

Богата долина реки Аргут и археологическими памятниками. Курганные могильники здесь встречаются повсеместно. Многие из них соседствуют с зимовьями — квадратными сооружениями, как правило, с плоской крышей, покрытой брёвнами и дёрном. Помимо курганов здесь можно встретить каменные оградки, балбалы, каменных баб. Кое-где на скальных выступах сохранились древние рисунки. Здесь такое обилие археологических памятников, что, наверняка, когда-то здесь просто кипела жизнь. Теперь места эти можно назвать дикими. Из населённых пунктов — только село Беляши, одно из самых отдалённых сёл республики, и Аргут или Архыт, маленькая деревенька в несколько домов, а также зимовья, которые обитаемы только в летнее время (на зиму скот перегоняют на плоскогорье Укок).

  • 20207 просмотров

В России более двух миллионов рек. Есть среди них и судоходные гиганты, и небольшие, скорее похожие на ручейки, протоки. Разумеется, все они важны, но в этом году в Международный день рек стоит вспомнить о тех из них, которые не только кормят или перевозят, но и развлекают.

Нерль (Ярославская, Ивановская, Владимирская области), I категория сложности

Нерль является абсолютно простой рекой, без порогов и препятствий, а ее берега идеально подходят для стоянок и отдыха. Проходить ее можно с мая по июнь, а затем река зарастет и обмелеет, став не слишком удобной для сплава. Лучшим судном для Нерли считается байдарка, хотя бы потому, что катамаран не везде пройдет между берегами.

Впрочем, для тех, кто не любит грести, есть здесь и более комфортный вариант - аренда моторной лодки, иногда прямо с капитаном. Если в мае здесь еще можно встретить группы тренирующихся школьников, то к лету на Нерли остаются лишь купающиеся дачники.

Самое яркое воспоминание: «Конечно, это тот момент, когда внезапно появляется среди зелени белоснежная церковь Покрова на Нерли. Она настолько трогательная, беззащитная, что перед ней замираешь, не в силах оторваться. Многие роняют. Она настолько трогательная, беззащитная, что перед ней замираешь, не в силах оторваться. Многие роняют весло, и лодка просто утыкается в берег. Говорят, что церковь лучше видеть на рассвете или закате, но это ерунда - она одинаково прекрасна независимо от времени суток».

Мста (Тверская, Новгородская области), II категория сложности

Известная всем туристам-водникам, Мста является не только отличным местом для весенней разминки перед выходом на большую воду, но и пунктом ежегодного проведения соревнований по байдарочному и катамаранному сплаву. Сюда приезжают на майские праздники со всех соседних областей, и на берегу просто не найти места для стоянки.

Впрочем, к 9 мая толпа туристов уже редеет, и лишь на Опеченском пороге дежурит бригада спасателей-добровольцев. Проходить Мсту также стоит в первой половине мая, потому что потом пороги мелеют и становятся неинтересными. Впрочем, после снежной зимы вода может держаться до июня. Единственным минусом Мсты являются многочисленные деревни по берегу. Из-за них сложно выбрать место для ночлега, да и жители, уставшие от туристов, не отличаются дружелюбием.

Самое яркое воспоминание: «Самая необычная очередь, которую только можно представить, собирается перед Опеченским порогом на майские праздники. Прямо в воде ожидают своего сплава десятки байдарок, каяков, катамаранов и рафтов. Разумеется, происходит это лишь в разгар подготовки к соревнованиям, но зрелище все же незабываемое».

Шуя (Карелия), II категория сложности

Небольшая река Шуя, вытекающая из озера и впадающая в Белое море, максимально интересна туристам в первый месяц лета. Разнообразные пороги, живописные берега, богатая природа и быстротечность маршрута делают реку оптимальной для летнего похода.

Преодолевают ее как на байдарках, так и на катамаранах, впрочем, встречаются и любители на рафтах, хотя река и не слишком для этого подходит. Длится весь маршрут максимум неделю, если, конечно, группа не останавливается на пару дней порыбачить или отдохнуть.

Самое яркое воспоминание: «При первой поездке в Карелию сильнее всего удивляет рыбалка. Каждый вечер мы шли поймать что-то к ужину, и каждый вечер возвращались нагруженные гигантскими щуками, окунями, язями и рыбами, о названии которых не подозревали. Девочкам удалось даже поймать небольшого окуня котлом, когда они пошли за водой для чая».

Пистайоки (Карелия), III категория сложности

На севере Карелии есть река, популярность которой не падает уже несколько десятков лет. Пистайоки, она же Писта, располагает всеми типами порогов, которые только можно пожелать. Кроме того, интересные для прохождения участки в ней находятся на небольших расстояниях, поэтому скучать туристам не приходится.

Как и большинство карельских рек, Писта способна прокормить любую группу путешественников, нужно лишь правильно выбрать время для похода. В июне и июле на реке еще интересно, а вот в августе ехать уже нет смысла. Самым популярным местом для стоянки на реке считается небольшой мыс над порогом Фурляляй - именно на нем чаще всего останавливаются, чтобы организовать баню, потренироваться, да и просто отдохнуть.

Самое яркое воспоминание: «Перед одним из порогов мы сели на камень посреди реки. Я спрыгнула на него, чтобы скинуть катамаран, а команда не успела придержать судно и уплыла, оставив меня, словно Аленушку, на камушке, прямо перед порогом. Ночевать на воде не хотелось, спасать было некому, пришлось прыгать в воду и проходить порог «самосплавом». Впечатлений хватило на всю жизнь, и теперь я точно знаю, что чувствует белье в стиральной машине».

Тумча (Кольский полуостров), III категория сложности

Еще одна река III категории сложности является одной из тех, которые остаются «на сладкое». Тумча так коротка, что пройти ее можно за один день, поэтому большинство туристов делают ее своего рода добавкой к прохождению Кутсайоки или Тунтсайоки. Как и на большинстве северных рек, на Тумче нет населенных пунктов, поэтому, завершив маршрут, туристы должны еще добраться до людей, в один из ближайших поселков.

Кстати, несмотря на то, что Тумча невелика, именно на первой стоянке у ее истока можно найти максимальное количество оставленных продуктов. Традиция оставлять что-то в тайнике действует на всех туристических маршрутах региона, но Тумча в этом плане особенно урожайна, ведь те, кто не успевает ее пройти, оставляют здесь все нерастраченные запасы.

Самое яркое воспоминание: «Лето было засушливым, и Тумчу мы шли по низкой воде. Пороги практически пересохли, и приходилось придумывать себе другие развлечения. Кто-то предложил собирать грибы, не выходя из байдарки. Суть была в том, что нужно приблизиться к высокому берегу, найти гриб, дотянуться до него веслом, срезать и положить в байдарку. На стоянках проходил подсчет добычи, награждение победителя, ну а из грибов варили суп».

Катунь (Горный Алтай), IV категория сложности

Катунь является самой крупной рекой Горного Алтая, и даже название ее означает «госпожа». Реке посвящены несколько красивых легенд о любви, и туристы любят рассказывать их новичкам вечерами. Порогов на Катуни около двух десятков, однако пройти их все за один маршрут достаточно сложно, поскольку потребуется очень много времени.

Если ехать на реку не ради экстрима, а исключительно за эстетикой, стоит увидеть изгиб реки, более известный как «Катунская подкова», в верховьях и слияние Катуни и Бии. Уникальность этого места в том, что воды рек, имеющие совершенно разный цвет, некоторое время текут не смешиваясь, и река делится на белую и синюю полосы. Проходить Катунь лучше всего летом, заранее выбрав участок реки для сплава и договорившись с местными жителями о заброске и выброске с маршрута.

Самое яркое воспоминание: «Перед одним из порогов мы причалили к берегу и решили, что несколько человек отправятся на просмотр, а другие подождут. Течение уже было достаточно сильным, поэтому приходилось, сидя на катамаране, постоянно держаться рукой за береговые камни. И в какой-то момент моих сил оказалось недостаточно, и катамаран все же потянуло вдаль, а я повисла между ним и скалой. Шум течения заглушал крики, и когда кто-то обратил внимание и бросился на помощь, я успела уже мысленно проститься с катамараном».

Чегем (Кабардино-Балкария), V категория сложности

Сплавляться по Чегему можно с конца апреля по начало ноября, но стоит принимать в расчет погодные условия и количество снега в горах. При этом летом на реке появляются сложные участки, которые требуют мастерства и огромной скорости реакции. Хотя длина сплавной части Чегема всего 30 километров, пройти его за один день нереально, хотя бы потому, что темп сплава выматывает.

Плюсом Чегема является то, что автомобильная дорога все время идет вдоль реки, поэтому вопросов с транспортом не возникнет. Кстати, есть на реке и Чегемские водопады, к которым возят туристов, но для их осмотра лучше выделить отдельный день.

Самое яркое воспоминание: «Считается, что весной и осенью по большой воде Чегем вполне логичен и не опасен. К сожалению, деревья, падающие в воду и перегораживающие все русло, об этом не знают. Именно на Чегеме нам довелось рубить дерево, которое частично было скрыто водой, стоя при этом по пояс в ледяном, невероятно быстром потоке».

Итоги

Разумеется, рек, популярных в водном туризме, гораздо больше. Нельзя составить рейтинг, который определял бы лучшую из них. Единственное, что точно можно сделать, это взять напрокат лодку и палатку в ближайшие теплые выходные и отправиться на любую реку, находящуюся неподалеку, чтобы наконец испытать то волшебство, о котором так любят рассказывать туристы-водники, и, быть может, самому стать одним из них.

В статье использована российская классификация сложности рек.

Фото: thinkstockphotos.com, flickr.com

Международный стандарт оценки рек с точки зрения сплава по реке (рафтинга):

Категория IV: очень сложные. Если сплав по рекам предыдущих уровней не требовал предварительного просмотра, то линия движения при прохождении препятствий IV категории не очевидна «с наплыва». Пороги на отрезке реки такой сложности непрерывны, поток отличается мощностью. «Бочки» опасны и непредсказуемы. Необходимо постоянное маневрирование.

Категория V: чрезвычайно сложные. Здесь еще более необходима предварительная разведка препятствий, поскольку отдельные участки реки могут представлять серьезную опасность для жизни. Пороги могут включать высокие водопадные сливы, узкие проходы, очень сложные шиверы и бочки.

Категория VI: верхний предел проходимости. Препятствия данной категории сложности не прощают ошибок. Их рискуют проходить немногие. Некоторые реки так и остались непокоренными. Сплав по таким рекам без сомнения является экстремальным видом спорта.

Как правило, помимо присваивания реке определенной категории, ее отдельные участки и пороги могут также получать описание. Так, сложность отдельного порога указывается в виде индекса. Например, II3 означает, что участок в целом - второй категории сложности, но содержит порог или водопад третьей категории. Для более точной характеристики иногда используется "половина" категории: III–, III, III+, IV– и т.д., или двойное обозначение: III–IV.

Таким образом, несмотря на всю приблизительность подобных обобщений сплавных рек, в международной шкале соблюдены три простых и объективных критерия:
1. Наличие препятствий
2. Возможность определить линию движения
3. Возможность определить последствия несоблюдения линии движения.

В отечественной практике принята другая классификация препятствий, несколько отличающаяся от международной. Объединяет их, пожалуй, только количество градаций.

Согласно «Единой всероссийской квалификации маршрутов», шесть отечественных категорий сложности обозначают:

1 к.с. (Л) - "Легкое" препятствие типа перекат, быстрина, невысокие валы доступно для прохождения туристам, не имеющим опыта водных походов. Не обязателен выбор линии движения и разведки.

2 к.с. (П) "Простые" препятствия типа вал, несложная шивера, порог, «прижим». Скорость воды и уклон невелики. Линия движения видна с воды, или с наплыва.

3 к.с. (СР) Препятствие "средней" трудности представляет собой порог со спокойным участком на выходе.. В русле видны отдельные камни, завалы. Линия движения определяется с наплыва.

4 к.с. (С) "Сложное" препятствие – это протяженная шивера или порог с большим количеством камней, бочками и валами. Также к нему относится каньон и щеки с прижимами, отдельными камнями и сливами. Желательна разведка, элементы страховки, линия движения с воды не просматривается или неявно выражена.

5 к.с. (Т) "Трудное" препятствие требует обязательной страховки и разведки, так как линия движения неочевидна и пройти протяженные пороги данного уровня технически непросто и может быть опасно.

6 к.с. (ТТ) "Очень трудное", опасное препятствие. На таком участке водника ждут опасный сложный каскад препятствий или каньон с набором наиболее трудных препятствий. Отдельные препятствия переходят из одного в другое, швартовка и страховка затруднены или даже невозможны. Проходится после тщательной разведки, со страховкой и преодолевается на пределе возможностей плавсредств.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»