О паломничестве. Главные ошибки паломника

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Паломничество – одно из самых древних проявлений богопочитания. Оно существовало с тех пор, как человечество помнит себя, существовало во всех вероисповеданиях, у всех народов.

Кто такой паломник? Это человек, который предпринимает определенные усилия, испытывает лишения, связанные с путешествием, для того, чтобы поклониться и прикоснуться к дорогой его сердцу святыне.

Зачем же мы отправляемся в паломничество? Ведь любая святыня распространяет благодать далеко за пределы своей материальной составляющей. Мы можем помолиться с верой и упованием, и Господь, и Матерь Божия, и все святые, несомненно, услышат нас, где бы мы ни находились.

Так почему испокон веков человеку было нужно совершить паломничество, физически прикоснуться, ощутить святыню? Потому что человек – это не только душа и дух, но и плоть, тело. Человеческое тело активно участвует в молитве посредством крестного знамения, поясных и земных поклонов, человек несет свое бренное, порой сопротивляющееся тело, в храм, приобщается Таинствам не только духовно, но и физически. Для питания святыней душевно-телесных чувств человека – зрения, слуха, осязания – существует церковное искусство. Видя красоту убранства храмов и теплый огонь свечей, слушая благозвучное пение, обоняя благоухающий ладан, человек настраивает свои телесные чувства на более возвышенный лад, на восприятие духовного мира.

В паломничестве человек обогащается новыми возвышенными впечатлениями, поднимающими его над суетой повседневной жизни. Поклоняясь и прикасаясь к чудотворным иконам и святым мощам, мы не только воздаем честь святыне, но освящаем тем самым свою плоть. Христиане не обоготворяют тела святых как таковые, но почитают их как вместилище Духа Святого, не поклоняются и доскам икон, но тем, кто на них изображен.

Таким образом, паломничество для христианина – один из главных способов соединения духовного и телесного начал.

Христиане путешествуют к святым местам ради благодарения, покаяния, обновления своей духовной жизни, молитвы ко Господу об исцелении души и тела, а иногда ради исполнения данных Богу обетов. В любом случае, совершая паломничество, человек стремится прикоснуться к иному миру, реально существующему как в вечности, так и в физическом пространстве и времени. И Бог, видя желание приблизиться к Нему, помогает человеку, используя святыни, как проводники Своей благодати.

Можно без преувеличения сказать, что Греция – сокровищница мест паломничества. Одних только действующих монастырей на сравнительно небольшой территории страны
более 1000. В последние годы в обители приходит множество молодых людей, они подвизаются с горячей верой первых христианских иноков, бежавших из разлагающегося Рима в пустыню. Это явление внушает надежду. Особенно, если вспомнить, что население Греции – всего десять миллионов человек, которым было запрещено открыто исповедовать веру в течение пятисот лет турецкого ига. А в XX веке Греция пережила опустошительную итальянскую и немецкую оккупацию во время II Мировой войны, и кровавую гражданскую войну, почти разрушившую страну. Но сила веры, чудо Православия позволили грекам выстоять, сохраниться как нации, сохранить свои великие святыни и благодать православной цивилизации, которую чувствует каждый человек, приезжающий в Грецию в паломничество.

Не хватит целой жизни, чтобы посетить все дорогие сердцу христианина святые места Греции. И все-таки без паломничества в Грецию невозможно понять и почувствовать величие вселенского Православия.

Добро пожаловать на святую землю Эллады!

На Земле есть немало мест, которые связаны с различными религиозными верованиями и обладающие особой силой. Миллионы людей стремятся оказаться там и сложно сказать, когда зародилась эта традиция. Во времена существования Советского Союза, когда проповедовался атеизм, число паломников значительно уменьшилось, однако в наши дни интерес к паломничеству вновь проснулся. И это неудивительно, всё больше и больше людей становятся на путь самопознания и духовного развития, обращают свой взор к Богу.

Паломничество же является мощнейшим инструментом, способствующим быстрому продвижению в духовном развитии . Паломничество отличается от экскурсии по святым местам. К нему готовятся задолго до путешествия. Паломники тщательно изучают священные писания, описания мест, которые они собираются посетить. В этих местах происходили события, связанные с Богом или Его преданными, святыми людьми. Всё это тщательно изучается с целью не только с целью получить информацию, а чтобы проникнуться духом и умонастроением этого места. Только тогда это святое место раскроет себя и человек сможет ощутить всю силу, исходящую от него.

В некоторых религиозных направлениях даже производится строгий отбор тех, кто отправляется в паломничество. Так, в исламе, чтобы отправиться в хадж в Мекку, необходимо заранее подать заявку, после этого сдать экзамены. И, если признают, что человек действительно готов в своём сознании к этому путешествию, то дают разрешение.

Человек с неподготовленным сознанием не знает на чём необходимо концентрироваться, что нужно увидеть. Он отвлекается на внешнее: архитектура, материальный уровень жизни людей, которые постоянно живут в этих местах. Ум паломника полностью сосредоточен на Боге и месте паломничества, поскольку оно связано с Богом. Во время паломничества все беседы касаются только тем, связанных с Богом. Опытные проводники расскажут много удивительных историй, связанных с местом паломничества. Удивительным является то, что даже одни и те же рассказы, которые из года в год слушают паломники, не утрачивают своей значимости, а лишь добавляют яркости и глубины в описание событий того времени.

Так что же способствует мощному духовному подъёму во время паломничества:

  1. Усиленная концентрация мыслей на Боге позволяет человеку подняться на уровень благости без примеси страсти и невежества.
  2. Общение с верующими усиливает веру и стремление человека. Особенно благоприятно совершать паломничество с духовными учителями, священниками, которые способны помимо простого описания мест передать настроение и силу своей веры.
  3. Знания о Боге, которые верующий получает при подготовке к путешествию и во время самого паломничества.
  4. Само место обладает мощной очищающей силой, сжигающей негативную карму человека. Это связано в первую очередь с тем, что в этих местах был Господь или святые личности. Усиливает это всё атмосфера, созданная верующими людьми вокруг этого места: храмы, ритуалы, постоянные молитвы.

Основные места паломничеств:

  1. Христианство . Иерусалим называется Святой Землёй, так как именно там появился на свет Иисус Христос и проповедовал. Это было местом, в котором он выполнил миссию, с которой пришёл на Землю. Здесь рекомендуется посетить места, связанные с Иисусом, апостолами и Пресвятой Богородицей, омыться в водах реки Иордан и других святых источниках.
  2. Ислам . Мусульмане совершают свой хадж (паломничество) в Мекку и Медину. Само слово "хадж" в переводе означает "стремление, намерение или стремление к прославленному" и "возвращение, возобновление".
  3. Вайшнавизм . Преданные Господа Вишну совершают регулярные паломничества во Вриндаван и к холму Говардхан, которые считаются самыми святыми местами на Земле, так как связаны с играми Господа Кришны, приходившего в это место 5000 лет назад и считающиеся проекцией Вриндавана в духовном мире. Они совершают парикраму (паломничество) по местам игр Господа и Его возлюбленной Шримати Радхарани. Необходимо также совершить для очищения омовение в святых водах Ганги, Сарасвати, Ямуны, а также в озёрах Радха-кунда и Шьяма-кунда. Помимо посещений Вриндавана, вайшнавы совершают парикраму в Майяпур, куда приходил Кришна в образе Господа Чайтаньи Махапрабху 500 лет назад.
  4. Шиваизм . Поклоняющиеся Господу Шиве стремятся посетить гору Кайлас, находящуюся в Гималаях и являющуюся обителью Шивы и Его супруги Парвати (Дурга деви). Говорится, что в одной из пещер этой горы Шива пребывает в постоянной медитации.
  5. Буддизм . Гаутама Будда определил 4 основных места паломничества: Лумбини — место рождения Будды в Непале, Бодх-Гая — место просветления Будды, Сарнатх (Ишипатана): место первой проповеди, Кушинагар — место ухода Будды в паринирвану.

Все святые места на Земле обладают не только удивительной силой, но и поражают своими яркими отличительными свойствами, которые ни один учёный не смог объяснить до сих пор. Например, Вриндаван — единственное место на Земле, где пыль обладает приятным цветочным ароматом. Воды Ганги известны своей огромной очистительной силой, несмотря на то, что там проживает несколько миллионов жителей, в воды Ганги сбрасывается пепел умерших людей со всего мира, и на реке нет очистительных сооружений.

По окончании паломничества можно услышать множество историй о том, какие удивительные события происходили с людьми во время путешествия и после него.

Священные писания, пророки призывают людей хотя бы один раз в своей жизни совершить паломничество, так как оно равнозначно нескольким годам духовной практики, даёт огромное желание развиваться духовно, служить Богу и всем живым существам, как Его частицам.

Читайте, куда проложены маршруты самых известных христианских паломничеств и с какими традициями они связаны. Узнайте, как правильно совершить паломничество

Что такое паломничество и кто такие паломники

Паломник в общем смысле - человек, идущей святому для него месту. Можно назвать таковым и человека, возвращающегося, например, в свой родной город, на место рождения, но в основном смысле слова паломничество - это посещение святых мест, связанных с религией, которую исповедует паломник. Слово образовано от латинского «palma», напоминая о пальмовых ветвях, которыми люди встречали Господа Христа при Его Входе в Иерусалим незадолго до крестной смерти.
Мы расскажем, куда проложены маршруты самых известных христианских паломничеств и с какими традициями они связаны.



Израиль паломнический

Главное паломничество во все века - это паломничество на Святую Землю, в Иерусалим, к местам земной жизни Христа. Большая часть паломничеств совершает на православную Пасху. В Великую Субботу здесь происходит чудом схождения Благодатного огня.
Это поистине чудо, которого с верой и надеждой ожидают люди ежегодно. Значение его - самовоспламенение лампады на Гробе Господнем в присутствии Патриарха Константинопольского. К богослужению Великой Субботы готовятся заранее, однако никто не знает, в какой час снизойдет Благодатный Огонь. По преданию, в один год он не появится, и это будет означать наступление последних времен, Конца света.
Каждый год с утра в Субботу Вселенский Патриарх со свитой клириков входит в храм Воскресения Христова и разоблачается до белого подрясника в его центре, у часовни Гроба Господня (Кувуклии), которая стоит над тем самым местом, где воскрес Христос, над Камнем Его Гроба. В храме гасятся все источники света - от лампад до паникадила. Патриарха по традиции, появившейся после турецкой власти в Иерусалиме, обыскивают на предмет наличия чего-либо, способствующего возгоранию Огня. Ризничий вносит в пещеру Кувуклии лампаду, которая ставится на середину Гроба Господня и тот самый факел из 33-х иерусалимских свечей. Как только входит туда Православный Патриарх в сопровождении Предстоятеля Армянской Церкви, пещеру с ними запечатывают воском. Богомольцы заполняют весь храм - здесь звучат слова молитв, идет исповедь грехов в ожидании схождения Огня. Обычно такое ожидания длится от нескольких минут до нескольких часов. Как только над Кувуклией появляются вспышки-молнии, означающие Схождение, над храмом звучит колокольный звон. Многие миллионы людей за века стали свидетелями этого чуда, ведь и сегодня ученые не могут объяснить ничем, кроме Божьей силы, вспышки молний в храме именно в Великую Субботу.

Патриархи передают в окно часовни Иерусалимские свечи, и от них начинают зажигать свои факелы паломники и священники в храме. Опять же, от нескольких минут до часа Благодатный Огонь не обжигает и паломники черпают его руками, умывают лица. Огонь не зажигает ни волосы, ни брови, ни бороды. Весь Иерусалим пылает тысячами факелов свечей. Авиарейсами представители Поместных Церквей перевозят в особых лампадах Благодатный Огонь во все страны, где есть православные верующие люди.



Паломничество в Бари к мощам Николая Чудотворца

Святитель Николай Чудотворец всемирно известен и почитается всеми христианами. Жил он в IV веке, но и сегодня остается родным и любимым для многих людей, ведь он продолжает слышать наши молитвы, помогать обращающимся к нему, спасать от смерти, бедности, тоски и многих бед.
Сразу после того, как он отошел ко Господу, его тело стало источать миро - чудесную жидкость, которая исходит только от чудотворных икон и святых мощей. Вскоре он был причислен к лику святых. Останки, тела святых называются святыми мощами.


Мощи Николая Угодника находились в его родном городе, в церкви в его честь, а в 1087 году итальянские купцы из города Бари обманом забрали святые мощи и вывезли их в Италию. Здесь они находятся в беломраморном закрытом саркофаге в базилике в честь святителя Николая. Множество паломников со всего света приходит сюда ежедневно.


Мощи постоянно источают миро, мироточат. Миро - ароматная чудесная жидкость, точного состава которой ученые по сей день не могут назвать. Миро источают чудотворные иконы и мощи некоторых особо благословленных Богом святых. Это вещество - благоуханное масло, и оно содержит эфирные масла неизвестных растений, словно неземных.



Паломничество к мощам Спиридона Тримифунтского на Корфу

Святитель Спиридон - второй чудотворец после Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского. После долгих лет забвения в годы безбожия ХХ века россияне вновь молятся святителю Спиридону, и за последние десятилетия свидетельства о его чудесах множатся.


Святителя Спиридона именуют чудотворцем, как и святителя Николая. Он считается одним из великих покровителей Греции, мощи его покоятся на острове Корфу. Во все века люди обращались к святителю и обретали помощь; в России ХХ века его имя было забыто, но сегодня почитание святителя вновь возрождается.


Мощи Спиридона Тримифунтского находятся на острове Корфу и источают великие чудотворения. Они - знак того, что святитель ходит среди людей и помогает им: засвидетельствовано на протяжении веков, что башмачки Спиридона, надетые на святые мощи его, меняют ежегодно и подошвы их всегда истерты! Этот поразительный факт укрепляет в людях веру, что святитель незримо встает из гроба и сам ходит по миру, являясь людям и укрепляя их.


Другие удивительные факты о мощах святого: тело святителя имеет постоянную температуру живого человека, чуть выше 36. Его волосы и ногти продолжают немного расти. А еще на протяжении веков много раз случалось, ключ не мог открыть замок на раке (гробе) с мощами. Тогда все становятся свидетелями: святой ходит по миру и помогает страдающим.



Паломничество к святому Иакову - святому Жаку в Испании

Мощи святого Иакова, брата Иоанна Богослова, особо почитаются в Испании. Он проповедовал в тех местах, пройдя винный путь от Иерусалима (именно поэтому он почитается как покровитель путешествующих и паломников). По преданию, после его убиения Иродом, тело его в лодке было вынесено на берег реки Улья. Сейчас здесь находится названный в честь него город Сантьяго-де-Компостела. В 813 году одному из испанских монахов было знамение Божие: звезда, своим светом показавшая место захоронения мощей Иакова. Название города, построенного на месте их обретения, переводится с испанского как «Место святого Иакова, обозначенное звездой».


С Х века сюда начинается паломничество, которое к XI веку приобрело значимость второго по статусу паломничества после посещения Иерусалима. Древние традиции паломничества соблюдаются и сейчас: паломник должен достичь города пешком, идя на протяжении ста километров или крутя педали велосипеда на протяжении двухсот километров.


Да хранит вас Бог!


Паломничество. Сколько заложено смысла в этом поистине удивительном слове. Сколько содержит оно в себе возвышенных переживаний, связанных с посещениями святых мест. Звучит оно через века лейтмотивом в описаниях первых паломнических путешествий.
Анатолий Макаров указывает, что: “Каждый паломник, принявший на себя подвиг благочестивого странствия, мечтал посетить Киевские святыни. В Киев шли пешком тысячи верст, например, из Перми или Архангельска”.
1 При этом православные путешественники вместо того, чтобы ехать на экипаже, избирали все тот же древний способ передвижения - пеший. Нередко и “пассажиры поездов видели из окон вагонов цепочки богомольцев, тянувшихся в Киев вдоль полотна железной дороги”.
2. Киев манил к себе усталых богомольцев своими многочисленными храмами и обителями, в которых хранились великие святыни: нетленные мощи, чудотворные иконы. Обилие благодати изливалось в его соборах, поэтому и именовался Киев в народе “Русской Палестиной”. “Не можешь пойти в Палестину, есть своя - говорили паломники между собой. Пойди в Киев и поклонись тамошнему сонму подвижников Киево-Печерских. Не знаешь дороги? Не смущайся, язык до Киева доведет”.
Анатолий Макаров продолжает: “В XVIII, XIX и начале XX века Киев занимал главенствующее место среди всех иных центров православного паломничества огромной Российской империи.
Партии богомольцев ходили в Троице-Сергиеву Лавру, Ростов и Углич, Кирилло-Белозерский монастырь, достигали Соловецкого, Валаамского и Коневецкого монастырей на Севере, а на Юге поклонялись чудотворным иконам и мощам в Задонске, Мгаре, Белгороде, Почаеве и Каплунове под Ахтырой.”
3 “Известно, что от постоянной ходьбы у них распухали ступни ног, покрываясь волдырями. Нередко начинающие богомольцы не доходили, а доползали до мест ночлега”
4. “В переполненных парусных судах, направляющихся на богомолье в Соловецкий монастырь, подвергались они страшным мучениям. В условиях штиля плавание на веслах могло продолжаться неделю и дольше”.
5. Зимой игумен Валаамского монастыря Дамаскин отправлял монахов встречать усталых паломников на Ладогу. “Нередко почти без обуви, в самом рубище, в суровую зиму..., бедняки пускаются по озеру в монастырь, и случается часто находят этих несчастных замершими за несколько верст от обители”.
6. Что двигало этими людьми? Какими чувствами духовного восторга наполнялись сердца богомольцев, что, оставляя все блага мира, отдавались странствованию от монастыря к монастырю. Нередко оставались в них на жительство, принимая монашество. И врядли ими двигало желание пожить несколько дней на монастырском подворье и получить подаяние на дорогу.
На этот сложный вопрос отвечает Федор Михайлович Достоевский. Он писал, что “для смиренной души русского простолюдина, измученной трудом и горем, а главное, всегдашнею несправедливостью и всегдашним грехом, как своим, так и мировым, нет сильнее потребности и утешения, как обрести святыню или святого, пасть пред ним и поклониться ему. Если у нас грех, неправда и искушение, то всё равно есть на земле там-то, где-то святой и высший; у того зато правда, тот зато знает правду; значит, не умирает она на земле, а, стало быть, когда-нибудь и к нам перейдет и воцарится по всей земле, как обещано”.
7. Ими двигало желание лицезреть святыни, приложиться к ним и пережить неповторимое, сверхъестественное чудо. Под мудрым старческим руководством соразмерить себя с бесконечностью и измениться к лучшему.
Главным для паломника было добраться к святому монастырю, и, минуя все лишения и горести, сопряженные с длительными пешими переходами, он наконец достигал желанного результата. Если все же человек возвращался домой, то он был уже совершенно иным, преображенным.
В этом отношении паломничество - это процесс, однажды начавшийся и продолжающийся в течение всей жизни. В святых местах человек черпал живительную Божественную благодать, помогающую преодолеть житейские невзгоды.
“Какой-то специальной одежды у паломников не существовало, каждый носил костюм своего региона. И все же, глядя на них, опытный наблюдатель мог различить и нечто характерное, специфическое”8. Выражения лиц и действия паломников ясно говорят, что руководит ими на столь опасном пути, на каждом шагу сопряженном с трудностями и лишениями.
Паломничали не только бедные слои населения, но также знать и даже императорская чета. Сама Елизавета Петровна пешком ходила на богомолье из Москвы в Троице-Сергиеву Лавру. Как свидетельствует Немирович-Данченко, зачастую и знать одевалась в скромную одежду, примыкая в таком облике к группе богомольцев-паломников.
Распространенным явлением в то время было хождение к святыням ради какого-то доброго дела. Либо для разрешения сложного вопроса, либо ради выздоровления близкого человека. Вспоминается случай из жития прп. Ильи Муромца, когда тот исцелился по молитве принятого им старца-паломника.
Паломники приносили во славу Божию в обители значительные пожертвования, а монастыри всегда давали богомольцам приют и питание.
Таким паломничество было в прошлом. Каким же оно представляется теперь? Современные паломники в силу многих причин пересели на автобусы или прочие средства передвижения, но при этом внутренние побуждения и цели остались все те же. Только нашему поколению после разрушительной эпохи досталось в наследство разгромленные и оскверненные обители. Поэтому у современного паломника появляется и другая забота - поработать на поприще восстановления разрушенного. Более всего нуждаются в нашей с вами помощи отдаленные небольшие обители и монастырские скиты.
Возникает вопрос - как отреагирует на это современный паломник, внесет ли свою лепту, потому что именно от него зависит в каком состоянии достанутся святые места грядущему поколению.

Паломником называют человека, который сознательно идет по выбранному им пути, в отличие от обычного бродяги. Перед этим он ставит перед собой некоторую цель, которая обязательно будет связана со священными символами. Изучая тему: «Паломники - это кто?», следует отметить, что с латыни это слово переводится как «пальма» - palma (здесь имеется ввиду пальмовые ветви, с которыми народ встречал Иисуса Христа в Иерусалиме). Паломничество - это путешествие к Святой Земле и другим , связанным с христианской верой.

Паломники - это...?

В основу этой христианской традиции ложится желание верующих поклониться святым местам, связанным с земной жизнью Иисуса Христа, Его и апостолов, чтобы погрузиться в священные воды и помолиться перед чудотворными святыми образами. У других религий тоже имеются аналогичные обычаи.

В России паломничество к Святой Земле началось с самых первых времен зарождения русского христианства. Путь был трудным и опасными, и главным образом он лежал через Константинополь. К XI веку маршрутами паломников стали Святая Земля, Афон и свои национальные святыни. Но уже к XII веку страсть к паломничеству достигла апогея, и церковная власть вынуждена была сдерживать своих ревностных богослужителей.

К XV веку наступает переломный момент, когда уже православный паломник начинает жаловаться на притеснения его злыми арабами и турками. К тому времени Константинополь пал перед турками, и христианские святыни Востока оказались в руках мусульман.

Православный паломник

Во второй половине XVI века опять усиливаются хождения паломников на Святую Землю. Известно даже подробное паломничество купца Василия Яковлевича Гагары в Иерусалим и Египет. Он жил в Казани и вел торговлю с Персидскими купцами. До 40 лет, по его собственным словам, жил «скверно и блудно», результатом этого поведения стали несчастья, повалившиеся ему на голову одно за другим. У него умерла жена, потом затонул корабль с товаром, и торговля сошла на нет. Однако после церковного покаяния и данного им обета о совершении паломничества в Иерусалим, за один год он нажил имущества в два раза больше, чем потерял до этого.

Однако чаще всего паломниками становились официальные люди, которых посылало с поручениями и милостыней московское правительство.

Война с Турцией во второй половине XVIII во времена Екатерины опять затруднила православное паломничество.

Но к середине XIX века огромную роль в усилении паломничества сыграло учреждение в Иерусалиме Русской Духовной Миссии и создание Императорского Православного Палестинского Общества.

Нередко такого рода религиозные мотивы ставали прикрытием для захватнических торговых целей. Паломничество огромную роль сыграло и в подготовке крестовых походов. В средние века паломники - это и высшая знать, и воины, искавшие которое происходило у Гроба Господня, и купцы с торговыми целями, и ученые, и авантюристы, и маги, искавшие чудодейственных знаний на Востоке.

Паломничество сегодня

Современные паломники - это кто такие? И существует ли сегодня традиция паломничества? Надо сказать, что она возрождается, только уже в новой форме, так как интерес и вера во Христа у людей не пропадают, а еще более возрастают. Этому сейчас содействует огромное количество открывающихся храмов и монастырей, которые зачастую и являются организаторами таких поездок по всему миру, однако этим занимаются и туристические фирмы.

Можно приехать в любой иерусалимский или паломником. Русская духовная миссия в Иерусалиме ведет статистику, в которой имеются сведения, что около половины духовных паломников со всего мира составляют православные из России, Белоруссии и Украины. Помимо Палестины русские богомольцы посещают греческий Афон, город в где находятся мощи Николая Угодника, столицу Черногории, где хранится десница Иоанна Крестителя, и другие святые места христиан.

Однако паломничество имеет мало общего с экскурсионным туризмом, так как требует предварительной работы над духовностью в плане очищения души покаянием, осознанием своих грехов и смирением, это необходимо перед посещением таких великих святынь, чтобы глубоко и благоговейно проникнуться в евангельскую атмосферу святых событий двухтысячной давности.

Заключение

Любой русский паломник, осознавая для себя всю важность этого мероприятия, старается заранее как следует к этому моменту подготовиться, поэтому он некоторое время постится, исповедуется, причащается, много молится и потом по благословению своего отправляется в поездку.

Главное, понимать, что паломники - это не простые туристы, а люди глубоко верующие, которые едут не отдыхать и рассматривать святыни как музейные экспонаты, а видеть нечто более сокровенное, скрытое от обычных глаз.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»