Мораль, политика и правоохранительная деятельность. Внутренние функции — это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью страны Что такое государство

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

М.Г. АРУТЮНОВА,

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права

Института сервиса, туризма и дизайна (филиал) Северо-Кавказского федерального университета в г. Пятигорске

[email protected]

Рассматриваются и определяются роль и место правоохранительной политики как разновидности правовой политики. Акцентируется внимание на необходимости повышения эффективности охранительной функции права.

Ключевые слова: правовая политика, правоохранительная политика, Концепция правоохранительной политики в Российской Федерации, правоохранительная деятельность государства, субъекты правоохранительной политики.

On the subject of actuality of law enforcement policy in Russia Arutjunova M.

Examines and identifies the role and place of law enforcement policies as a form of legal policy. Attention is focused on the need to improve the efficiency of protective functions of law.

Keywords: law enforcement policy, legal policy, the concept of law enforcement policy in the Russian Federation, the law enforcement activity of the state and subjects of the law enforcement policy.

УДК 342.5:342.9

К вопросу об актуальности правоохранительной политики в России

Среди всех видов политики современного Российского государства, как справедливо отмечает Н.В. Исаков, «выделяется такая ее разновидность, которая призвана играть особую роль в обществе, поскольку по своей сущности и природе представляет собой уникальное явление, получившее в научной литературе признание как правовая политика»1.

Логически рассуждая, следует обратить внимание на то, что и на право, и на политику возлагаются особые надежды именно в кризисные периоды развития того или иного государства. Анализируя право, политику, правовую политику, правоохранительную политику, необходимо избегать идеализации этих феноменов, но придавать им особый статус явлений, способствующих преодолению кризиса на государственном и даже межгосударственном уровнях.

Как верно замечает О.Ю. Рыбаков, «тема правовой политики стала популярной и достаточно востребованной в последние 15 лет. Фактически речь идет о становлении новой научной теории, призванной объяснить сущность правовой политики, а также закономерности ее функционирования, механизмы совершенствования. В этом смысле очевиден выход на новый уровень осмысления данной проблема-

тики, рассмотрение правовой политики как многомерного феномена»2.

В науке существует обилие дефиниций правовой политики, что не позволяет сделать однозначный вывод о юридической природе данного явления. В теории права они отражают три подхода к пониманию сущности правовой политики, которая определяется, во-первых, как комплекс целей, мер, задач, программ, установок; во-вторых, как явление; в-третьих, как деятельность различных субъектов права3.

В.А. Терехин в 2008 году в своей работе писал, что «в отличие от правовой политики в целом, к которой в последнее время привлечено внимание многих ученых, проблемам правоохранительной политики до последнего времени не уделялось должного внимания. Поэтому сегодня отмечается слабая проработанность и дискуссионность многих теоретических основ этого правового явления. Так, в юридической науке не имеется единой точки зрения о понятии и содержании таких базовых категорий, как правоохранительные органы, правоохранительная система, правоохранительный механизм, правоохранительная деятельность, сфера и субъекты ее осуществления и т. д. Также не существует единого научного подхо-

1 Исаков Н.В. Основные приоритеты современной российской правовой политики / под ред. В.А. Казначеева. - Пятигорск, 2003. С. 4.

2 Рыбаков О.Ю. Правовая политика как научная теория в юридических исследованиях // Право. Законодательство. Личность. 2010. № 2. С. 107-108.

3 См. там же. С. 109.

Восполнить пробел в данной сфере научных знаний призвана Концепция правоохранительной политики в Российской Федерации (далее - проект)2. Эта работа послужит отправной точкой для последующих фундаментальных научных исследований правоохранительной политики как многогранного явления.

Авторами проекта дана характеристика современного состояния правоохранительной системы Российской Федерации, определены общие начала правоохранительной политики, раскрыто содержание правоохранительной политики, высказаны предложения по совершенствованию законодательства о правоохранительной деятельности, сформулированы приоритетные направления развития правоохранительной политики в субъектах Российской Федерации3.

Бесспорна научная значимость данных в этой работе определений основных понятий, таких как «Концепция правоохранительной политики в Российской Федерации», «правоохранительная деятельность», «правоохранительная служба», «правоохранительные органы», «правоохранительная функция», «правоохранительная система», «правоохранительная политика», «приоритеты правоохранительной политики», «механизм реализации правоохранительной политики»4.

Под правоохранительной политикой предлагаем понимать совокупность оснований, опирающихся на научное исследование причин правонарушений, и действия, производимые государственными и негосударственными структурами по повышению эффективности охранительной функции права, по совершенствованию правоохраны путем модернизации правоохранительной системы.

Уникальность данному явлению придают объединяющие начала. На наш взгляд, составными частями правоохранительной политики являются:

1) политика законодательных (представительных) органов;

2) судебная политика;

3) политика органов прокуратуры;

4) политика органов следствия;

5) политика Федеральной службы безопасности РФ;

6) политика органов Министерства внутренних дел РФ;

7) политика государственных контрольных служб (Счетной палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Главного контрольного управления Администрации Президента РФ и др.);

8) политика государственных налоговых органов Российской Федерации;

9) политика Государственного таможенного комитета Российской Федерации;

10) политика Главного государственно-правового управления Администрации Президента РФ;

11) политика адвокатуры;

12) политика нотариата и т. д.

Как верно замечает Р.В. Пузиков, «говоря о современном состоянии правоохранительной сферы, следует с сожалением признать, что в настоящее время в России правоохранительной политики в чистом виде, в том смысле, в котором ее понимают ученые-юристы, нет, и связано это в том числе с отсутствием единого методологического подхода»5.

Одна из основных задач Российского государства - защита граждан от насилия и произвола, любых противоправных посягательств. Криминальная ситуация в России на сегодняшний день продиктовала необходимость качественно нового подхода к правоохранительной деятельности.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации констатирует: проводимые в стране опросы общественного мнения регулярно свидетельствуют о том, что около 60% лиц, пострадавших от разного рода преступлений, предпочитают не обращаться в правоохранительные органы, будучи уверенными в том, что защиты от них не получат. Не менее показательно и то, что до половины лиц, признанных потерпевшими в ходе уголовного судопроизводства, не захотели предъявлять гражданский иск. Четвертая часть потерпевших по тем или иным причинам отказались от своих показаний в процессе судебного разбирательства. Примерно столько же не явились в суд вообще6.

1 Терехин ВА. Некоторые дискуссионные аспекты формирования и реализации правоохранительной политики // Проблемы взаимодействия субъектов правоохранительной политики / под ред. А.В. Малько, В.А. Терехина. - Пенза, 2008. С. 11-12.

2 См.: Концепция правоохранительной политики в Российской Федерации (проект) / под ред. А.В. Малько. - Саратов, 2012. 32 с.

3 См. там же.

4 См. там же. С. 9-10.

5 Пузиков Р.В. Правоохранительная политика в современной России: методологический аспект // Правовая политика и правовая жизнь. 2010. № 4. С. 121.

6 См.: Проблемы защиты прав потерпевших от преступлений: специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации от 27 мая 2008 г. // Российская газета. 2008. 4 июня.

«Современное право», № 8" 2013

Данные обстоятельства свидетельствуют о взаимном отчуждении населения и правоохранительных органов.

Правоохранительная деятельность государства - одна из важнейших функций государства, заключающаяся в создании необходимых условий для реализации норм права в конкретных правовых отношениях, выражающаяся в деятельности специально уполномоченных государственных органов и должностных лиц по охране общества и государства от правона-рушений1.

Подчеркивая важность и необходимость осуществления действенной правоохранительной деятельности государства, следует согласиться с мнением В.М. Сырых, что «необходимо видеть пределы этой деятельности, чтобы не превратить данную важную функцию государства в тотальную слежку за гражданами, их коллективными объединениями и организациями, не превратить правовое государство в полицейское»2.

Правоохранительная политика - это деятельность, осуществляемая особыми (специальными) субъектами: государственными органами, должностными лицами, некоторыми общественными организациями. Граждане не являются непосредственными субъектами правоохранительной политики, поскольку государство не уполномочило их на такую деятельность. Однако это не умаляет роли граждан в правовой охране. Их участие в формировании и реализации правоохранительной политики, то есть стратегии и тактики государства в сфере властной реализации юридических норм, не только возможно, а насущно необходимо3.

В подтверждение следует сказать о том, что политика вторгается во все сферы жизни общества, пронизывает все формы сознания.

Это не замкнутая область деятельности политиков-профессионалов. Обращаясь к различным историческим периодам, следует сделать вывод о том, что жизнь любого общества, за исключением первобытного, пропитана политическими интересами, политической борьбой. Политик

  • Элементный состав правоохранительной системы: теоретико-методологический аспект

    ЗАСИМОВ И.Ю. - 2012 г.

  • ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ

    ШАГИЕВ БУЛАТ ВАСИЛОВИЧ, ШАГИЕВА РОЗАЛИНА ВАСИЛЬЕВНА - 2014 г.

  • Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Социальное назначение государства Элективный курс по политологии 10-11 классы Составила Кущенко Г.В., учитель истории МКОУ «Гауфская СОШ»

    «Вне государства - владычество страстей, война, страх, бедность, мерзость, одиночество, варварство, дикость, невежество; в государстве - владычество разума, безопасность, богатсво, благопристойность, изысканность, знание и благосклонность.» Т.Гоббс

    Социальное назначение государства в обществе 1. Государство решает общие дела, управляет людьми, проживающими на его территории. Государство выявляет общие интересы своих граждан: стремления к безопасности, стабильности, комфорту. Оно способствует сохранению общественного порядка, организует и контролирует выполнение видов деятельности, необходимых для развития общества в целом

    2. Государство разрешает социальные споры (национальные, классовые, религиозные и т. п.). Полическая элита ищет компромиссы, которые, сохраняя основы социальной системы, отодвигали бы опасность лобового столкновения социальных групп. Обязанность разрешения конфликтов между отдельными гражданами, организациями, государственными органами ложиться на суды. На государственную власть возлагается также обязанность урегулирования внешних конфликтов

    3. Государство применяет легальное и легитимное насилие. Легальность принуждения - соответствие мер принуждения закону. Легитимность насилия - степень поддержки применяемых мер населением. Принужденние выступает в виде уголовного наказания, административных, имущественных и др. санкций. Легитимность подтверждается данными общественного мнения, голосований, референдумов. Универсальный критерий легитимности принуждения - соответствие его общечеловеческим ценностям.

    «Штыки годятся для всего, но сидеть на них нельзя» Талейран

    Функции государства Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе. Функции государства внутренние внешние

    Внутренние Политическая Правоохранительная Социальная Развитие здравоохранения, образования, науки, культуры Обеспечение национальной безопасности Экологическая Информационная Транспортная Строительство общественных систем (дорог, ирригационных, мелиоративных, оборонительных и др) Боьба с последствиями чрезвычайных ситуаций Экономическая Внешние Дипломатия Оборона Внешнеполитическая Правоохранительная Социальная Культурное сотрудничество Содействие укреплению мировой законности Экологическая Информационная Сотрудничество в разршении глобальных проблем Внешнеэкономическая

    Основные внутренние функции 1 . Политическая: Она обуслловлена необходимостью сбалансировать интересы разных социальных групп Государство формирует парламент, обеспечивая народовластие. Государство обеспечивает защиту конституционного строя и государственного суверенитета Государство осуществляет правотворческую деятельность

    2. Экономическая Она выражается в выработке программ экономического развития страны Государство устанавливает налоги Выдает кредиты, инвестиции Устанавливает льготы для субъектов хозяйственной деятельности Создает правовые основы рынка Управляет предприятиями, собственником которых является

    3.Правоохранительная Она направлена на обеспечение точного и полного выполнения законов всеми гражданами, организациями и гос. ОрганамиГосударство применяет меры юридического воздействия Борется с правонарушениями с помощью системы правоохранительных органов

    4. Экологическая На современном этапе - одна из основных функций государства. Государство разрабатывает природоохранительное законодательство

    Внешние функции государства 1. Дипломатическая: Государство способствует поддержанию приемлемых отношений со всеми странами, независимо от их идеологии, системы хозяйствования

    2.Функция обороны: Государство держит свои вооруженные силы в состоянии боевой готовности для отражения внешней агрессии

    3.Внешнеполитическая: Государство осуществляет политическое сотрудничество с другими государствами с целью исключения глобальных вооруженных конфликтов Основные органы координации политических интересов стран: ООН, Совет безопасности ООН

    5.Внешнеэкономическая: Связана с развитием взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами, проявляется в международном разделении труда, обмене технологиями, кординации товарооборота, развитии кредитно-финансовых связей.

    6. Правоохранительная: Заключается в разрешении споров между государствами, защите тех государств и народов, которые не способны за себя постоять. Проявляется в борьбе с международным терроризмом, преступностью.

    8. Социальная: Проявляется в социальной помощи и поддержке развивающихся стран, а также стран, находящихся на переходном этапе развития (помощь, финансовая, гуманитарная и др)

    9. Культурное сотрудничество: Осуществляется на основе двухсторонних и многосторонних договоров между государствами, неправительственными организациями (МОК). Деятельность в рамках ООН координируется ЮНЕСКО

    10. Содействие установлению мировой законности: Проявляется в разработке норм международного права (Международное гуманитарное право, Международная хартия прав человека)

    11. Информационная: Предъявление мировому сообществу и своим народам правдивой информации о международных событиях.

    12.Экологическая: Участие в ликвидации последствий экологических катастроф

    13. Сотрудничество государств в решении глобальных проблем современности: Организация рационального использования природных ресурсов, сохранение энергии, поддержание мира, проведение демографической политики, др.


    Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе.

    В функциях государства проявляется та реальная роль, которую оно играет в решении основных вопросов общественного развития и прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения страны.

    Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство реализации этих задач. Содержание же задач государства определяется различными внутренними и внешними факторами. Если кризисные явления в экономической жизни выдвигают на первое место задачу по реформированию экономики, то социальные катаклизмы заставляют государство прежде всего решать политические задачи. Рост преступности обусловливает принятие государством мер по ее выявлению и устранению причин, ее порождающих. Угроза внешней агрессии вынуждает активнее вести дипломатическую работу и подготовку населения к отражению агрессии.

    Различают внутренние и внешние функции государства {рис. 1.2).

    Внутренние функции - это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью страны.

    1. Политическая функция. Эта функция государства обусловлена необходимостью гармонизировать интересы различных социальных групп. Используя такие методы, как проведение референдумов, плебисцитов, выборов, государство способно выявить действительную расстановку социальных сил, учесть в функции государства Внешние

    Внутренние Политическая Экономическая Социальная Правоохранительная -

    Поддержка и развитие образования, здравоохранения, науки и культуры

    Строительство дорог, ирригационных, мелиорационных и других общественных систем -

    Транспортная -

    Экологическая -

    Информационная -

    Обеспечение национальной безопасности -

    Борьба с последствиями стихийных бедствий -

    Оборона -

    Дипломатическая -

    Внешнеполитическая -

    Содействие установлению мировой законности -

    Внешнеэкономическая -

    Правоохранительная -

    Социальная Экологическая -

    Информационная -

    Культурное сотрудничество

    Сотрудничество в разрешении глобальных проблем Рис. 1.2. Функции государства

    своей политике интересы различных социальных групп и не допустить их открытого столкновения. Особо важен процесс формирования парламента, который (в идеале) должен представлять срез общества. Организация этого процесса, обеспечивающего народовластие, возлагается на государство. Помимо этого государство обеспечивает защиту конституционного строя, государственного суверенитета, осуществляет правотворческую деятельность и официально представляет население всей страны как во внутренних, так и во внешнеполитических делах.

    2. Экономическая функция. Она выражается в выработке и координации государством стратегии и тактики его экономического развития в наиболее оптимальном режиме. Если говорить конкретнее, то экономическая деятельность государства проявляется в установлении налогов, выдаче кредитов, вложений инвестиций, определении льгот для некоторых субъектов хозяйственной жизни, выработке программ экономического развития и т. п. Государство должно создать правовые основы рынка, т.

    Е. разработать «правила игры» для хозяйствующих субъектов, принимать меры по борьбе с монополизмом, стимулировать предпринимательскую деятельность, охранять права потребителей и др. Кроме того, государство может осуществлять непосредственное управление отдельными предприятиями, некоторыми особо важными отраслями народного хозяйства (энергетика, связь, атомная, оборонная промышленность, космонавтика, информатика и т. д.). Здесь оно выступает собственником средств производства, производителем материальных благ. 3.

    Социальная функция. Ее выполнение позволяет обеспечить нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве материальных благ, а также от возраста, пола, здоровья и т. п. Установление минимального уровня оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий больным, инвалидам, пожилым людям, студентам, детям, матерям, безработным; выделение необходимых средств на строительство жилья для малообеспеченных и др. - это все то, что позволяет людям вести достойную и активную жизнь, способствующую их развитию, а не только существованию. Правда, и здесь нужна осмотрительность: социальная политика проводится за счет налогов, отчисляемых от предпринимательской деятельности, и если они неоправданно высоки, то у предпринимателей теряется стимул к работе. Социальное регулирование по принципу уравниловки не способно обеспечить прогресс общества. Общество по этой причине может деградировать. 4.

    Правоохранительная функция. Это деятельность государства по обеспечению точного и полного выполнения положений законодательства всеми гражданами, организациями, государственными органами. Эта функция выполняется различными методами. Среди них можно выделить методы: а) правотворчества (разработка и принятие законов и других нормативных актов); б) организационно-правовой, осуществляемый органами исполнительной власти (регулирование ценообразования, разрешение митингов, демонстраций); в) правоприменения (деятельность компетентных органов по применению мер юридической ответственности) и др. Очень важная сторона правоохранительной деятельности государства - борьба с правонарушениями. Она ведется с помощью всей системы правоохранительных органов. Средства, вкладываемые в правоохранительную систему, существенны, и общество вправе рассчитывать на спокойную и безопасную жизнь. Если эти средства не дают отдачи и преступность не снижается, правящей элите стоит задуматься над тем, эффективно ли она управляет обществом.

    5. Экологическая функция. В последнее время выдвигается в разряд основных функций государства. Человечество подошло к такому рубежу, когда его деятельность ставит под угрозу само существование человека: интенсивное и экстенсивное использование природных ресурсов, применение некоторых современных технологий нарушают баланс в естественной среде, что изменяет условия жизни на Земле, делая их для него невозможными. Безудержная эксплуатация природы ведет человечество в пропасть. Государство обязано предусмотреть и обуздать этот процесс своими установлениями. Во многих странах разработано обширное природоохранительное законодательство, которое четко регулирует деятельность людей и различных организаций в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, а к его нарушителям применяет суровые меры (начиная от предупреждений, солидных штрафов и кончая ликвидацией предприятий, являющихся источниками загрязнения окружающей среды, лишением свободы).

    Государство осуществляет дополнительно и такие функции, как поддержка и развитие образования, здравоохранения, науки и культуры, строительство дорог, ирригационных, мелиорационных и общественных систем, транспортная, информационная, обеспечение национальной безопасности, борьба с последствиями стихийных бедствий.

    Внешние функции - это основные направления деятельности государства на международной арене. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, который становится все более и более взаимосвязанным. 1. Функция обороны. Эта функция имела первостепенное значение в прежние времена. Сейчас же мир становится все более цивилизованным, международные организации берут на себя регулирование территориальных притязаний и разрешение конфликтов между государствами, предупреждая их военное столкновение. И тем не менее даже развитые страны, накопившие немалый опыт в мирном сосуществовании, предпочитают держать свои вооруженные силы в состоянии боевой готовности, поскольку еще далеко не все правящие элиты прислушиваются к мировому сообществу, а современное вооружение позволяет нецивилизованным правителям в короткие сроки и на большие расстояния наносить разрушительные удары. 2.

    Дипломатическая функция. Выполнение этой функции способствует поддержанию приемлемых отношений со всеми странами независимо от того, какой идеологии они придерживаются, какую систему хозяйствования используют. Нормальные добрососедские отношения - это тот минимум общения на международной арене, который позволяет достичь стабильности и процветания всего человечества. 3.

    Внешнеполитическая функция. Заключается в политическом сотрудничестве государств, с тем чтобы исключить глобальные вооруженные конфликты. Основным международным органом, координирующим политические интересы современных государств, является ООН, вопросами же политического урегулирования конфликтов занимается Совет Безопасности - постоянный орган ООН. Поддержанию политической стабильности и безопасности в мире содействуют и региональные международные организации (Лига арабских государств, Организация африканского единства, Организация американских государств, Ассоциация стран Тихоокеанского региона и др.). 4.

    Содействие установлению мировой законности. Эта деятельность приобретает самостоятельный характер и проявляется в участии в разработке норм международного права. 5.

    Внешнеэкономическая функция. Эта функция связана с развитием взаимовыгодного сотрудничества государств, которое проявляется в международном разделении труда, специализации и кооперировании производства, обмене новейшими технологиями, координации товарооборота, развитии кредитно- финансовых связей. Экономическое сотрудничество наиболее эффективно между странами, территориально связанными друг с другом (страны ЕЭС, СНГ и др.). 6.

    Правоохранительная функция. Заключается в обеспечении мирового правопорядка, разрешении споров между государствами, защите тех государств и народов, которые не способны самостоятельно устоять против агрессоров или отстоять свои права. Она также проявляется в борьбе с международным терроризмом, преступностью, не знающей границ (Интерпол), и т. п. 7.

    Социальная функция. Она выкристаллизовывается все ярче. В рамках этой функции социальная помощь и поддержка осуществляются в отношении развивающихся стран (например, Сомали, Эфиопии и др.), а также стран, находящихся на переходном этапе (например, страны СНГ). Здесь используются различные формы помощи, начиная от выделения финансовых средств целевого назначения (на развитие банковской системы, образования, здравоохранения, регулирование рождаемости и проч.) и кончая гуманитарной помощью. 8.

    Экологическая функция. Эта функция в настоящее время выдвигается в разряд внешних. Пришло понимание того, что экологические катастрофы (аварии нефтеналивных танкеров, атомных электростанций и т. д.) в отдельно взятых странах в конечном счете наносят ущерб интересам всех народов и устранение их последствий не может оставаться только внутренним делом. 9.

    Информационная функция. Ее выделение лишь только намечается. Но и сейчас осуждение вызывают страны, которые блокируют для своих народов поступление правдивой информации о событиях в мире.

    В современном мире внешняя деятельность государств будет эффективной, только если она базируется на общечеловеческих ценностях, международных правовых актах, учитывает национальные, экономические, культурные и иные особенности и интересы всех народов, входящих в мировое сообщество. 10.

    Культурное сотрудничество. Оно осуществляется на основе двусторонних и многосторонних договоров между государствами, неправительственными организациями (Международный союз архитекторов, Международная шахматная федерация, Международный олимпийский комитет и др.). В рамках ООН эту культурную деятельность координирует ЮНЕСКО.

    П. Сотрудничество государств в решении глобальных проблем современности. Осуществляется по таким проблемам, как рациональное использование природных ресурсов, сохранение энергии, поддержание мира, проведение демографической политики и др., затрагивающим интересы всех народов.

    Рассматривая функции государства, следует обратить взгляд и в будущее. По мере развития общества количество этих функций будет неуклонно возрастать. Причина лежит на поверхности: развитие взаимосвязей между людьми и народами порождает новые точки их соприкосновения и общие проблемы, урегулировать которые под силу будет только государству. "

    Социальное назначение государства Элективный курс по политологии 10-11 классы Составила Кущенко Г.В., учитель истории МКОУ «Гауфская СОШ» «Вне государства — владычество страстей, война, страх, бедность, мерзость, одиночество, варварство, дикость, невежество; в государстве — владычество разума, безопасность, богатсво, благопристойность, изысканность, знание и благосклонность.» Т.Гоббс Социальное назначение государства в обществе    1. Государство решает общие дела, управляет людьми, проживающими на его территории. Государство выявляет общие интересы своих граждан: стремления к безопасности, стабильности, комфорту. Оно способствует сохранению общественного порядка, организует и контролирует выполнение видов деятельности, необходимых для развития общества в целом     2. Государство разрешает социальные споры (национальные, классовые, религиозные и т. п.). Полическая элита ищет компромиссы, которые, сохраняя основы социальной системы, отодвигали бы опасность лобового столкновения социальных групп. Обязанность разрешения конфликтов между отдельными гражданами, организациями, государственными органами ложиться на суды. На государственную власть возлагается также обязанность урегулирования внешних конфликтов    3.Государство применяет легальное и легитимное насилие. Легальность принуждения - соответствие мер принуждения закону. Легитимность насилия — степень поддержки применяемых мер населением.  Принужденние выступает в виде уголовного наказания,  административных, имущественных и др. санкций.   Легитимность подтверждается данными общественного мнения, голосований, референдумов. Универсальный критерий легитимности принуждения — соответствие его общечеловеческим ценностям. «Штыки годятся для всего, но сидеть на них нельзя» Талейран Функции государства Функции государства — это основные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе. Функции государства внутренние внешние Внутренние Политическая Правоохранительная Внешние Дипломатия Оборона Внешнеполитическая  Правоохранительная Социальная Социальная Развитие здравоохранения, образования, науки, культуры Обеспечение национальной безопасности Экологическая Информационная Культурное сотрудничество Содействие укреплению мировой законности Экологическая Информационная Транспортная Строительство общественных систем (дорог, ирригационных, мелиоративных, оборонительных и др) Боьба с последствиями чрезвычайных ситуаций Сотрудничество в разршении глобальных проблем Экономическая Внешнеэкономическая Основные внутренние функции 1. Политическая: Она обуслловлена необходимостью сбалансировать интересы разных социальных групп Государство формирует парламент, обеспечивая народовластие. Государство обеспечивает защиту конституционного строя и государственного суверенитета Государство осуществляет правотворческую деятельность   2. Экономическая Она выражается в выработке программ экономического развития страны  Государство устанавливает налоги  Выдает кредиты, инвестиции    Устанавливает льготы для субъектов хозяйственной деятельности Создает правовые основы рынка Управляет предприятиями, собственником которых является    3.Правоохранительная Она направлена на обеспечение точного и полного выполнения законов всеми гражданами, организациями и гос. ОрганамиГосударство применяет меры юридического воздействия Борется с правонарушениями с помощью системы правоохранительных органов    4. Экологическая На современном этапе — одна из основных функций государства. Государство разрабатывает природоохранительное законодательство Внешние функции государства 1. Дипломатическая:  Государство способствует поддержанию приемлемых отношений со всеми странами, независимо от их идеологии, системы хозяйствования   2.Функция обороны: Государство держит свои вооруженные силы в состоянии боевой готовности для отражения внешней агрессии 3.Внешнеполитическая:   Государство осуществляет политическое сотрудничество с другими государствами с целью исключения глобальных вооруженных конфликтов Основные органы координации политических интересов стран: ООН, Совет безопасности ООН 5.Внешнеэкономическая:  Связана с развитием взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами, проявляется в международном разделении труда, обмене технологиями, кординации товарооборота, развитии кредитнофинансовых связей. 6. Правоохранительная:   Заключается в разрешении споров между государствами, защите тех государств и народов, которые не способны за себя постоять. Проявляется в борьбе с международным терроризмом, преступностью. 8. Социальная:  Проявляется в социальной помощи и поддержке развивающихся стран, а также стран, находящихся на переходном этапе развития (помощь, финансовая, гуманитарная и др) 9. Культурное сотрудничество:   Осуществляется на основе двухсторонних и многосторонних договоров между государствами, неправительственными организациями (МОК). Деятельность в рамках ООН координируется ЮНЕСКО 10. Содействие установлению мировой законности:  Проявляется в разработке норм международного права (Международное гуманитарное право, Международная хартия прав человека) 11. Информационная:  Предъявление мировому сообществу и своим народам правдивой информации о международных событиях. 12.Экологическая:  Участие в ликвидации последствий экологических катастроф 13. Сотрудничество государств в решении глобальных проблем современности:  Организация рационального использования природных ресурсов, сохранение энергии, поддержание мира, проведение демографической политики, др.

    РОЛЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

    (Работа выполнена при поддержке РФФИ (проект № 07-06-00211))

    А.В. Малько

    (директор Саратовского филиала Института государства и права РАН, доктор юридических наук, профессор)

    О.Н. Коржиков

    (доцент Астраханского филиала Международного юридического института при Министерстве юстиции РФ, кандидат юридических наук, докторант)

    В современных условиях необходимо реформировать правовую систему России, в силу того что имеющийся массив правонарушений (прежде всего коррупции, организованной преступности и т.п.) подрывает основы самого права, сводит на нет существующую правоохранительную систему. Это некий вызов времени, угроза нормальному существованию и развитию российского общества. Президент Российской Федерации В.В. Путин в очередном, седьмом Послании Федеральному Собранию Российской Федерации отметил, что «несмотря на предпринимаемые усилия, нам до сих пор не удалось устранить одно из самых серьезных препятствий на пути нашего развития - коррупцию»1.

    Более того, сейчас в России сложилась весьма парадоксальная ситуация: правоохранительные органы, которые по своему статусу должны стоять на страже права, немалая часть граждан считает главными нарушителями своих прав. Это подтверждается социологическими исследованиями, которые проводились в трех городах - Астрахани, Рязани и Чебоксарах в рамках проекта «Повышение осведомленности о российской правовой системе». Большинство жителей названных городов согласно данным исследования «главным нарушителем своих прав называют сначала начальников и милицию и только потом бандитов... Из нарушителей своих гражданских, трудо-

    вых и социальных прав обыватели на первое место поставили сложившуюся систему власти (44,7 %), на второе - милицию (43,3 %), потом идут преступники (41,9 %), за ними начальники, не выплачивающие пенсии и зарплаты (37,2 %), и замыкают ряд чиновники (30,4 %). Эта иерархия «нарушителей» может говорить о двух вещах - о том, что недостатки правовой системы в высшей степени негативно влияют на сознание граждан. И о том, что высокий уровень недоверия к правоохранительной системе люди проецируют на всю систему власти, снижая ее авторитет»2.

    Причем эта проблема в той или иной степени касается всей правоохранительной системы. Между тем, если брать конкретно милицию, то она в рейтинге доверия находится на одном из последних мест среди других правоохранительных органов, государственных и общественных институтов3. А среди работников милиции согласно результатам вышеназванного исследования, хуже всех права граждан защищают сотрудники ГИБДД4.

    Вероятно, ответной реакцией на

    2 Шабров О. и др. Для кого закон не писан. По заказу Госдумы ученые выяснили уровень правового сознания россиян / О. Шабров, Н. Сащенко, М. Мизулин // Российская газета. - 2006. - 4 апр.

    3 См.: Фалалеев М. Президент обратился в милицию и потребовал ввести гражданский контроль за правоохранительными органами // Российская газета. - 2006. - 18 февр.

    4 См.: Шабров О. и др. Указ. соч.

    Раздел 1. Методология, теория и история государственно-правового регулирования

    подобную «правоохранительную деятельность» «гаишников» можно считать укоренившуюся уже традицию у российских водителей предупреждать встречные автомобили миганием фар о впереди находящейся «правоохранительной засаде» сотрудников ГИБДД.

    Например, в МВД России считают, что «.. .в настоящее время среди сотрудников существует твердое мнение в том, что при исполнении служебных обязанностей допустимо нарушать закон. Так как в современных условиях сплоченности и организованности преступности, раскрыть сложное преступление и привлечь виновных к уголовной ответственности, не нарушив закон - невозможно»1. Такой подход к оценке ситуации приводит к недозволенным методам работы и насилию.

    Н.В. Тарасов приводит статистику очного опроса осужденных сотрудников МВД России. По его мнению, «служебные» преступления включают следующие виды: превышение должностных полномочий, преступление против правосудия, принуждение к дачи показаний, привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности, незаконное освобождение от ответственности, фальсификация доказательств. В таблице показано процентное соотношение осужденных сотрудников по различным мотивам.

    Таблица 12

    Мотив Доля от осужденных

    «выслужиться» 43.7 %

    корысть 20,3 %

    карьеризм, стремление продвинуться по службе 8,6 %

    показать свое превосходство над другими людьми 8,5 %

    под давлением или по примеру своих коллег 4,7 %

    отомстить кому-либо 4,3 %

    скрыть ранее совершенное преступление 4,2 %

    затруднились ответить 99 %

    По нашему мнению, без модернизации законодательной базы, которая сде-

    1 Тарасов Н.В. Причины и условия совершения преступлений сотрудниками правоохранительных органов // Закон и право. - 2002. - № 8-9. - С. 87.

    2 Там же. - С. 89.

    лает экономически невыгодным коррупционные или незаконные действия стражей правопорядка, милиция вместо обеспечения общественной безопасности так и будет снимать «дань» с граждан, коммерсантов и «ларечников», т.е. тех, с чьих налогов они получают денежное содержание, форму, спец. технику, вооружение и т.д. Сотрудники ГИБДД вместо обеспечения безопасности и порядка на дорогах будут «стричь» автомобилистов. Оперативные службы, борясь с организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков, экономическими преступлениями и др., одновременно будут участвовать и в переделе собственности.

    Таким образом основы права подчас могут подрываться самими правоохранителями.

    Отсюда и нежелание граждан сотрудничать с правоохранительными структурами.

    Что же нужно сделать, чтобы выйти из создавшегося положения? Какими средствами обеспечить эффективность правоохранительной системы, являющейся составной частью системы правовой?

    С нашей точки зрения, необходима комплексная, последовательная и научно обоснованная деятельность государственных и негосударственных структур в сфере охраны права, те. специальная правоохранительная политика.

    Как известно, в зависимости от функций права правовая политика может подразделяться на праворегулятивную и правоохранительную. Если первая призвана содействовать осуществлению регулятивной функции права, созданию условий для обеспечения нормального развития общественных отношений, то вторая - придать общий алгоритм действиям всех правоохранительных органов, мобилизовать их на более действенное выполнение охранительной функции права.

    Кроме того, правоохранительная политика связывает правоохранительную функцию государства и гражданского общества с охранительной функцией самого права, а также объединяет имеющиеся

    Юридическая наука и правоохранительная практика правоохранительные структуры в единую правоохранительную систему.

    Охранительная функция требует к себе постоянного внимания со стороны государственных и негосударственных правоохранительных структур. Данные структуры с целью более эффективного осуществления охранительной функции должны, так или иначе, участвовать в формировании и осуществлении соответствующей правоохранительной политики.

    Если данная функция не осуществляется, что наблюдается в современной России, то, как показывает юридическая практика, то же самое происходит и с правовой системой в целом. Роль правоохранительной политики как раз и заключается в том, чтобы «наладить», в полной мере восстановить охранительную функцию права, сделать право более защищенным от вызовов и угроз современности.

    В связи с этим правоохранительную политику можно определить как научно обоснованную, последовательную и комплексную деятельность государственных и негосударственных структур по повышению эффективности охранительной функции права, совершенствованию пра-воохраны и выстраиванию полноценной правоохранительной системы.

    При этом правоохранительную политику не следует отождествлять с уголовно-правовой политикой. Если первая нацелена на охрану права, создание и функционирование полноценной правоохранительной системы, противодействие различным правонарушениям, то вторая - лишь на противодействие уголовным правонарушениям, т.е. преступлениям. Как отмечает Н.А. Лопашенко: «Приоритет уголовноправовой политики проистекает из того, что только в ее рамках решаются такие принципиальные для каждого государства проблемы, как установление основания и принципов уголовной ответственности, определение круга преступных деяний и видов наказаний и иных мер уголовно-правового характера за них. Вопросы преступности и наказуемости деяний находятся в центре уголовно-правовой политики... Уголовно-правовая политика может быть

    определена как часть внутренней политики государства или основополагающая составляющая государственной политики противодействия преступности, как направление деятельности государства в сфере охраны существующего общественного строя от преступных посягательств, заключающееся в выработке и формулировании идей и принципиальных положений, форм и методов уголовно-правового воздействия на преступность в целях ее снижения и уменьшения ее негативного влияния на социальные процессы»1.

    Следовательно, цель правоохранительной политики - повышение «иммунитета» права от всевозможных правонарушений, действенное осуществление его охранительной функции, результативная работа правоохранительной системы.

    Правоохранительную политику необходимо модернизировать, ибо и основной объект ее изменился и далеко не в лучшую сторону: правонарушения стали более организованными, изощренными, технически оснащенными.

    Значит, необходимо «прибавить» системности и последовательности и в деятельность правоохранительных органов. Важно принять меры для того, чтобы новая правоохранительная политика содействовала принятию более совершенных нормативных и правоприменительных актов в правоохранительной сфере, усилению профилактики правонарушений, восстановлению нарушенного права, обеспечению мер юридической ответственности лиц, совершивших правонарушения. Требуется и более тесное взаимодействие как государственных, так и негосударственных правоохранительных структур при достижении ими своих целей.

    Кроме того, современная российская правоохранительная политика призвана создавать равные юридические условия для субъектов, в том числе и регионов, которые считаются самостоятельными субъектами правовой жизни. Дело в том, что сейчас наблюдается заметная разница

    1 Лопашенко Н.А. Уголовно-правовая политика // Российская правовая политика / Под ред. Н.И. Ма-тузова и А.В. Малько. - М., 2003. - С. 362-363.

    Раздел 1. Методология, теория и история государственно-правового регулирования

    в уровне и качестве правоохранительного обслуживания «Москвы и москвичей» и остальных «простых смертных» жителей страны. В частности, Москва как субъект РФ - это своего рода государство в государстве, в котором, по сути, за счет всей страны создана весьма эффективная правоохранительная сеть. Практически лучшие работники правоохранительных органов приглашаются в столицу, юридическая деятельность которых обеспечивается гораздо лучше деятельности подобных же лиц, работающих в регионах. В пределах Садового кольца г. Москвы «окопались» и основные правозащитные организации, которым самое место в глубинке, где немало людей вообще смутно представляют себе права человека и гражданина, а также положения об их охране.

    Можно только приветствовать такие конкретные «шаги» в сфере правоохранительной деятельности, как ориентация на создание системы профилактики правонарушений, установление прозрачности в их учете и регистрации1, восстановление на городских улицах постоянных милицейских постов2, введение нового порядка проверок сотрудников частных охранных структур (теперь, чтобы получить право стать охранником или детективом, а главное - лицензию на оружие или даже резиновую палку, надо не только сдать сложные экзамены милицейской комиссии, но и регулярно подтверждать свои знания и навыки)3, введение гражданского контроля за правоохранительными органами4 и т.д., и т.п.

    1 См.: Нургалиев Р. Дойти до участкового. Министр внутренних дел определил приоритеты в работе своего ведомства // Российская газета. - 2006. - 18 февр.

    2 См.: Фалалеев М. Милиция бросается в глаза. Нургалиев издал приказ, предусматривающий новый порядок патрулирования и охраны улиц // Российская газета. - 2006. - 2 июня.

    3 См.: Фалалеев М. Охрана выйдет на улицы. МВД разрабатывает поправки в законодательство о частной охранной деятельности // Российская газета. - 2006. - 4 апр.

    4 См.: Фалалеев М. Дружинник на гонораре. МВД приказывает контролировать себя // Российская газета. - 2006. - 31 янв.

    Правоохранительная политика предполагает высокий уровень законности в стране. Экономически обоснованные законы формируют эффективные правоохранительные механизмы, которые реально защищают от посягательств на законопослушных граждан, принуждают лиц, склонных к преступной социализации воздерживаться от совершения преступлений. Что происходит на деле сегодня, когда законопослушный гражданин начинает сотрудничать с милицией? Нередки случаи, когда свидетель, давший на следствии правдивые показания об известных ему фактах преступной деятельности, на следующий день с ужасом читает об этом в газете. Ведь «утечка» в любой ее форме есть не что иное, как прямой намек членам ОПГ на необходимость «нейтрализовать» нежелательного свидетеля. Трудно проникнуться доверием к правоохранителям, если начальник службы собственной безопасности одной из структур оказался владельцем дорогой недвижимости за границей. Вину каждого субъекта может установить только суд, речь же идет лишь о том отношении, которое складывается у общества к представителям силовых структур на основании этого и подобных дел. Несмотря на целый ряд широковещательных заявлений, программа защиты свидетелей до сих пор не работает. О том, что государство помогает ценным свидетелям сменить имя и фамилию, место жительства и даже внешность, мы узнаем только из фильмов и романов зарубежных режиссеров и авторов.

    Итак, по нашему мнению, задача государства - привести к единому стандарту законы и лишить их коррупционной привлекательности. Создать законы, стимулирующие дисциплину сотрудников, их заинтересованность в повышении своего профессионального и культурного уровня, возможно лишь обеспечив их механизмом финансового обеспечения. Для этого необходимо модернизировать социальноэкономическую базу правоохранительных органов внутренних дел, которая будет не фрагментарной, а монолитной составной частью в новой концепции правоохранительной политики России. Это позволит

    Юридическая наука и правоохранительная практика решать профессиональные и социальные проблемы сотрудников, обеспечивать их социальную защиту с реабилитацией не только сотрудников, но и членов их семей. В России сегодня действуют 450 крупных организованных преступных формирований, влияющих на социально-экономическую ситуацию и криминальную обстановку в регионах. Общая их численность достигает 12 тыс. человек1. Стражи правопорядка, ежедневно рискующие своей жизнью при выполнении служебных обязанностей, имеют право на достойную жизнь, так же как и граждане имеют право на защиту

    1 См.: Нургалиев Р. Право на порядок милиция гарантирует // Парламентская газета. - 2007. - 8 февр.

    своих прав от преступных посягательств криминальных структур, коррупционного и милицейского произвола.

    Интересы человека - вот главный ориентир для совершенствования элементов механизма правового регулирования, повышения уровня правовой культуры субъектов права, влияющих на качество правоохраны и процесс укрепления законности и правопорядка.

    Таким образом, только усиливая роль правоохранительной политики в жизни страны в становлении полноценной правоохранительной системы, можно добиться и полноценного реформирования российской правовой системы.



    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»