Линейная территориальная структура хозяйства и расселения примеры. Территориальная структура размещения (расселения) населения. Экономическая оценка природных ресурсов

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

  • Борисов В.А. Демография (4-е изд.). М. 2004;

  • Борисов В.А. Демографическая дезорганизация России:1897-2007. М., 2007.

  • Карлсон А. Общество-семья-личность: социальный кризис Америки. Пер. с англ. под ред. А.И.Антонова. М. 2003.

  • Медков В.М. Демография. Ростов-на-Дону, из-во «Феникс», 2002

  • Синельников А.Б. Трансформация семьи и развитие общества. М.: КДУ, 2009.

  • Социология семьи: Учебник // под ред. Антонов А.И. М. 2010.

  • Урланис Б.Ц. Войны и народонаселение Европы. М.1960;

  • Филлипс Ч.Т. Феминизм и семья. Историко-социологический анализ. Отв. ред. А.И.Антонов М., 2002.

  • Carlson A. The Swedish Experiment in Family Politics- the Myrdals and the Interwar Population Crisis. New Brunswick –London. 1990

  • Van de Kaa, D. Second demographic transition. In: P. Demeny & G. McNicoll (eds.), Encyclopedia of population. New York etc.: McMillan Reference USA. 2003.

    Дополнительная литература


    1. Антонов А.И. Современные демографические тенденции и аналитические прогнозы, проблемы семейно-демографической политики в социальном государстве // Социальное государство. Сборник для докладов. М., 2010

    2. Антонов А.И. Политическая демография: проблемы противодействия упадку семьи и депопуляции.// Демографические процессы и семейная политика: региональные проблемы. Материалы российской демографической конференции в г. Липецке. М., 1999.

    3. Демографические исследования. Отв. ред. А.И. Антонов. М.: КДУ, М., 2009
    4. Антонов А.И. Кризис свободы: государство, семья и социальная дезорганизация». Доклады 2-го Всероссийского социологического конгресса. Т.1. М.2004.


    5. Антонов А.И. Демография в эру депопуляции. // Демографические исследования. Отв. ред. А.И. Антонов. М.КДУ.2009. С.9-22.

    6. Антонов А.И., Мацковский М.С. (ред. русского изд.).Семья на пороге третьего тысячелетия. Сокращ. вариант америк. изд. Family Before and After Perestroika: US and USRR Persреctives. Eds. Antonov A., Hogan Janice, Maddock J., M. Matskovsky. New Jersey. 1994.

    7. Борисов В.А. Рецензия на книгу «Почему вымирают русские». - Демографические исследования. 2005. 2// http://demographia.ru….

    8. Варданян Р.А. Женский электорат России // Народонаселение", 2000, 2.

    9. Демографическая модернизация России, 1900-2000. Под ред.А.Вишневского.

    10. Жиромская В.Б. Демографическая история России в 1930-е годы. Взгляд в неизвестное. М., 2001.

    11. Исупов В.А. Демографические катастрофы и кризисы в России в первой половине ХХ века: историко-демографические очерки. -Новосибирск. 2000.

    12. Гендерная реконструкция политических систем. Редакторы-составители сборника: Степанова Н.М., д.и.н., Кириченко М.М., к.с.н., Кочкина Е.В. СПб.: ИСПГ-Алетея, 2003. - С. 991.

    13. Кваша А.Я. Политическая демография. Гл.10 // Демография. Под ред. Д.И.Валентея. М. Из-во Высшая Школа. 1977.

    14. Карлсон А. Шведский эксперимент в демографической политике. М. 2009. Из-во ИРИСЭН. Введение, Глава 1, 2, Глава 7 «Применение наук об обществе и злоупотребление ими». СС. 11- 62, 247- 264.

    15. Кваша А.Я. Демографические потери СССР во Второй мировой войне. // Вестник МГУ. Серия «Экономика».1993.4.

    16. Клупт М.А. Демографическая повестка ХХI века: теории и реалии // Социологические исследования 2010. 8, c.60-71.

    17. Клупт М.А. Демография регионов Земли. СПб.: Питер, 2008. - 347 с.

    18. Левада Ю.А. Структура российского электорального пространства // Мониторинг общественного мнения. 3 (23), май-июнь, 1996. С. 7.

    19. Миграция и развитие. Доклады межд. конф. Вып.20 серии «Международная миграция населения: Россия и соврем. мир». Под ред. В.А.Ионцева и др. М.2007.

    20. Оконешникова С. Феминизм и семейно-демографическая политика Швеции 1930-х гг. // Демографические исследования», 7, 2010. - http://www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=5&idArt=1086 .

    21. Рыбаковский Л.Л. Людские потери СССР и России в Великой отечественной войне. 2-е изд. М., 2010.

    22. Свен-Отто Литторин. Крушение социалистического мифа. Расцвет и упадок государства благосостояния в Швеции // Серия «Встречная мысль». - Москва-Минск: «Полифакт», 1991.

    23. Семья на пороге третьего тысячелетия. Гл. научн. ред. А.И.Антонов, М.С. Мацковский, Дж.Мэддок, М.Дж.Хоган. Гл. 8 «Социальная политика и семья в США и бывшем СССР (опыт полемики: Ш. Циммерман и А.Антонов). М. 1995.

    24. Синельников А.Б. Кто заинтересован в повышении рождаемости – государство или семья? // Семья в России. – 1995. – 3-4. – C. 58-70.

    25. Синельников А.Б. Что более приемлемо для населения: стимулирование рождаемости или приток иммигрантов? // Демографические исследования. 2006, 1. http://www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=5&idArt=569

    26. Эрлихман В.В. Потери народонаселения в ХХ веке. Справочник. М. Русская панорама. 2004, С.5-35.

    27. Поляков Л.Е. Цена войны. Демографический аспект. М.1985.

    28. R. Lesthaeghe & K. Neels: "From the First to the Second Demographic Transition - An Interpretation of the Spatial Continuity of Demographic Innovation in France, Belgium and Switzerland", European Journal of Population, 2002. vol. 18(4): 225-260

    29. Shirley Zimmerman. Understanding Family Policy. Theoretical Approaches. 1988. California. Sage Publications.

    30. Van de Kaa, D. J. Europe’s Second Demographic Transition. Population Bulletin, 42 (1), Washington, The Population Reference Bureau. 1987.
    программное обеспечение:

    программа составления демографических прогнозов (prognosis.exe)

    программа SPSS – "статистический пакет для социальных наук"

    Интернет-ресурсы:

    www.nir.ru/socio/scipubl/socjour.htm - Социологический журнал.

    www.nir.ru/socio/scipubl/socis.htm - Журнал «Социологические исследования»

    www.demographia.ru - Научный интернет-журнал «Демографические исследования»

    www.demoscope.ru -Демографический еженедельник Центра демографии и экологии человека РАН «Демоскоп Weekly»

    www.gks.ru – официальный сайт Росстата

    www.socpol.ru – сайт независимого Института социальной политики

    www.gallup.com – сайт Американского института общественного мнения (American Institute of Public Opinion).

    www.ggp-i.org – база данных международного исследования «Поколения и гендер» («Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе»).

    www.europeansocialsurvey.org - база данных международного Европейского социального исследования.

    www.ess-ru.ru – сайт, посвященный проведению международного Европейского социального исследования в России, включая анкету на русском языке.

    www.cessi.ru – сайт Института сравнительных социальных исследований

    Материально-техническое обеспечение дисциплины

    Учебно-вспомогательные аудитории:


    • Компьютерный класс

    • Аудитория также должна быть оснащенной современным компьютером с подключенным к нему проектором и колонками. Также в аудитории должен быть настенный экран, или иное аналогичное по функциональному назначению оборудование.

    9. Оценочные средства итогового контроля освоения дисциплины

    9.1. Вопросы для подготовки к зачету


    1. Предмет политической демографии

    2. Место политической демографии в системе демографических наук (наряду с экономической демографией, медицинской демографией, исторической демографией и т.д.)

    3. Политическая демография как смежная научная дисциплина на стыке демографии и политологии.

    4. Кризис семьи это «упадок – деградация» или «перестройка – возрождение»?

    5. Фамилизм и феминизм – различие подходов к семейной политике.

    6. Может ли быть семейная политика противосемейной и какие цели делают ее просемейной?

    7. Есть ли у общества потребность в детях?

    8. Функции семьи по отношению к обществу и личности.

    9. Социальная поддержка семей и семейная политика – их соотношение.

    10. Отличие семейной политики от социальной и демографической.

    11. Перехват государством и обществом специфических функций семьи.

    12. Семейная политика в России и в СССР: исторические этапы.

    13. Как соотносится семейная политика с социальной работой в семье?

    14. Семейная политика ДНК – что это?

    15. Фамилизм и модернизм как теоретические подходы к изучению семьи.

    16. Следует ли выделять политическую демографию в качестве особой научной дисциплины?

    17. Можно ли считать, что политическая демография охватывает более широкий круг проблем, чем демографическая политика?

    18. Концепция первого демографического перехода.

    19. Концепция второго демографического перехода.

    20. Концепция третьего демографического перехода.

    21. В каком обществе (доиндустриальном, индустриальном, постиндустриальном) происходят первый, второй и третий демографические переходы?

    22. Возможны ли первый, второй и третий демографический переход в политически нелиберальном обществе - тоталитарном или авторитарном?

    23. Какой характер носит связь между демографической ситацией и феминизмом как политическим движением?

    24. Пронаталистическая политика в условиях различных политических режимов.

    25. Антинаталистическая политика и политическая система.

    26. Всегда ли пронатализм связан с тоталитаризмом, а антинатализм с либерализмом?

    27. Влияние политического либерализма на социальный институт семьи.

    28. Как соотносится планирование семьи «сверху» (со стороны государственных инстанций и международных организаций) и «снизу» (со стороны самих семей)?

    29. Ювенальная юстиция – нужна ли она в современной России?

    30. Законы о предотвращении насилия в семье – какими могут быть их последствия?

    31. Возможна ли научно обоснованная политика контр - депопуляции?

    32. Социальная политика государства «всеобщего благоденствия» как фактор усиления депопуляции и кризиса семьи.

    33. Предоставление особых льгот и привилегий неполным семьям, как фактор роста их численности

    34. Может ли теория институционального кризиса семьи стать концептуальной основой пронаталистической и просемейной демографической политики?

    35. Различие между либеральными и неоконсервативными стратегиями решения демографических проблем.

    36. Политические аспекты международной миграции.

    37. Может ли приток иммигрантов компенсировать естественную убыль коренного населения России и других европейских стран?

    38. Влияние изменений в демографических структурах на итоги выборов

    39. Роль меньшинств при принятии политических решений в условиях мажоритарной и пропорциональной избирательной системы.

    40. Возможно ли точное следование принципу: «один человек – один голос» при мажоритарной и при пропорциональной системах?

    41. Осознает ли население негативные последствия сокращения своей численности?

    42. Может ли демократическое государство проводить демографическую политику, не одобряемую большинством населения?

    43. Разрешимо ли противоречие между потребностью большинства семей в малодетности и демографическими интересами государства?
    9.2. Критерии оценки знаний студентов на зачете

    Оценка – это определение степени усвоения обучаемыми знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями программ и руководящих документов обучения.

    «ОТЛИЧНО» ставится в том случае, если обучаемый глубоко изучил учебный материал и рекомендованную литературу, последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы.

    «ХОРОШО» ставится тогда, когда обучаемый твердо знает материал и отвечает без наводящих вопросов и разбирается в рекомендованной литературе.

    «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится при условии, если обучаемый знает лишь основной материал, путается в рекомендованной литературе, а на заданные вопросы отвечает недостаточно четко и полно.

    «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится в том случае, когда обучаемый не смог достаточно полно и правильно ответить на поставленные вопросы и не знает рекомендованной литературы.

    9.3. Задания для проверки самостоятельной работы студентов в течение семестра

    Тест (пример)
    1. Для какой системы проведения выборов НЕ требуются данные переписи населения?

    4. Данные переписи вообще не нужны для проведения выборов
    2. Для какой системы проведения выборов и формирования парламента характерно более адекватное представительство в парламенте разных групп населения, имеющих определенные социальные, экономические и политические интересы?

    1. Для мажоритарной системы (по территориальным округам)

    2. Для пропорциональной системы (по партийным спискам)

    3. И для той, и для другой системы

    4. Для смешанной системы (одна часть депутатов избирается по территориальным округам, другая - по партийным спискам).
    3. Для какой системы проведения выборов и формирования парламента характерно более заметное влияние на принятие политических решений со стороны депутатов, представляющих интересы сравнительно небольших групп населения?

    1. Для мажоритарной системы (по территориальным округам)

    2. Для пропорциональной системы (по партийным спискам)

    3. Для смешанной системы (одна часть депутатов избирается по территориальным округам, другая - по партийным спискам).

    4. Ни при мажоритатрной, ни при пропорциональной системе эти депутаты практически не влияют на принятие политических решений
    4. В мировой практике система выборов по территориальным округам чаще всего применяется…

    1. В президентских республиках

    2. В парламентских республиках

    3. И в тех, и в других в равной мере

    4. В конституционных монархиях
    5. Для какой системы правления менее характерны правительственные кризисы?

    1. Для президентской республики

    2. Для парламентской республики

    3. И для президентской и для парламентской республики в равной мере

    4. Для конституционной монархии
    6. Почему избирательное законодательство США дает возможность стать президентом тому из кандидатов, за которого проголосовало меньшее число избирателей, чем за его противника?

    1. Выборы в США непрямые. В коллегии выборщиков, которые выбирают президента, места распределяются не пропорционально численности населения каждого штата, а с преимуществами для штатов с малой численностью населения.

    2. Почти во всех штатах действует принцип: «победитель забирает все». То есть, если в каком-то штате 51% избирателей проголосовали за Обаму, а 49% - за Маккейна, то все выборщики от этого штата обязаны голосовать за Обаму.

    3. Оба объяснения верны.

    4. Эта возможность чисто теоретическая, а на практике президентом всегда становится тот, кто получает большинство голосов избирателей.
    7. Почему на президентских выборах 2002 года во Франции Ле Пен получил около 20% голосов, а на парламентских выборах, состоявшихся через месяц, его партия «Национальный фронт» не получила ни одного места из 600 мест в Национальном Собрании?

    1. Во Франции существует мажоритарная избирательная система

    2. За месяц после поражения на президентских выборах Ле Пен утратил всякую популярность.

    3. Оба объяснения верны

    4. Кандидаты в депутаты от партии «Национальный фронт» не были допущены к выборам в Национальное Собрание.
    8. Какой электоральный барьер предусмотрен законодательством Российской Федерации для выборов в Государственную Думу? (на выборах 2007 года).

    4. В Российской Федерации вообще отсутствует электоральный барьер.
    9. В Российской Федерации при проведении выборов в Государственную Думу в 1990-х годах применялась…

    1. Мажоритарная система (по территориальным округам)

    2. Пропорциональная система (по партийным спискам)

    3. Смешанная система (одна часть депутатов - по территориальным округам, другая - по партийным спискам).

    4. Смешанная система (часть депутатов - от территориальных округов, часть – от общественных организаций, как на Съезд народных депутатов в 1989 г.)
    10. Что препятствует точному соблюдению принципа «один человек – один голос»?

    1. Мажоритарная система – невозможность так провести границы территориальных округов, чтобы численность избирателей во всех них была одинаковой.

    2. Пропорциональная система – электоральный барьер приравнивает к нулю голоса сторонников малых партий, которые не преодолели этот барьер.

    3. Ни при той, ни при другой системе точное соблюдение этого принципа невозможно.

    4. И при той, и при другой системе данный принцип соблюдается в точности
    11. При какой системе депутаты могут быть отозваны своими избирателями еще до новых выборов за невыполнение предвыборных обещаний?

    1. При мажоритарной системе

    2. При пропорциональной системе

    3. И при той, и при другой системе

    4. Ни при той, ни при другой системе
    12. При каких условиях меньшинства (национальные, расовые, религиозные, социальные) и их представители в парламентах могут сыграть определяющую роль при решении политических вопросов?

    1. В условиях, когда представители этих меньшинств проявляют высокую степень единодушия в отношении данных вопросов.

    2. В условиях, когда среди представителей доминирующего в данной стране большинства нет достаточной степени единодушия в отношении данных вопросов.

    3. Только при сочетании двух вышеуказанных условий

    4. Ни при каких условиях
    13. Что препятствует решению демографических проблем в условиях демократии?

    1. Демографические проблемы носят долговременный характер, а парламенты избираются лишь на несколько лет, президентом же нельзя быть более двух сроков подряд.

    2. Даже если демографическая политика государства приведет к повышению рождаемости, это не обязательно прибавит президенту и депутатам, желающим избрания на новый срок, голосов на следующих выборах.

    3. Оба объяснения верны


    14. Почему демографическая политика, направленная на рост или хотя бы на стабилизацию численности населения, не может быть основана на принципе: «демократическое государство должно идти навстречу пожеланиям большинства»?

    1. Большинство семей не хочет иметь больше двух детей ни при каких условиях

    2. Большинство населения возражает против прибытия в страну иммигрантов

    3. Оба объяснения верны

    4. Ни одно из этих объяснений не является верным
    15. Когда к убыли населения НЕЛЬЗЯ относиться позитивно или нейтрально?

    1. Когда демографическая ситуация оценивается по демократическим критериям

    2. Когда демографическая ситуация оценивается по экологическим критериям

    3. Когда демографическая ситуация оценивается по экономическим критериям

    4. Когда демографическая ситуация оценивается по демографическим же критериям

    Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПООП ВПО по направлению подготовки «Социология».

    Разработчики :

    Эксперты :

    Примерная программа

    Наименование дисциплины «Социологические основы маркетинга»

    040100 Социология
    Квалификация (степень) выпускника - бакалавр


    1. Цель изучения дисциплины
    Цель курса дать систематизированное представление о концептуальных направлениях современной теории маркетинга как одного из ключевых направлений экономической социологии, сформировать у студентов компетенции в решении актуальных проблем развития комплекса маркетинга на современных предприятиях.

    Программа включает темы, раскрывающие роль маркетинга и потребления в современном обществе, их культурных основ и глобальных измерений. Освоение социологических основ маркетинговой деятельности дает возможности для развития у обучающихся стратегического мышления в сфере будущей профессиональной деятельности.

  • Комплексное исследование тенденций народнохозяйственного развития, активно влияющих на расселение, позволило установить, что долгосрочная градостроительная политика развития сети населенных мест должна опираться на перспективную программу развития и размещения производительных сил. Последняя предусматривала:


    • рост капиталовложений, направляемых на промышленное освоение северных районов Сибири, Дальнего Востока, а также севера европейской части страны;

    • создание мощных топливно-энергетических баз в районах Сибири на месторождениях дешевых углей открытой добычи, а также на базе богатейших ресурсов гидроэнергии Ангары и Енисея;

    • активное освоение зоны Байкало-Амурской магистрали (БАМ);

    • превращение Средней Азии и Казахстана в важнейший район размещения энергоемких производств на базе использования ресурсов газа и гидроэлектроэнергии;

    • создание новых мощных металлургических баз в основных районах страны;

    • организацию крупных комплексов химической промышленности в районах месторож-дений дешевого природного газа, а также нефтеперерабатывающей промышленности, прежде всего в Сибири, на Урале, в Поволжье, на Северном Кавказе и в Средней Азии;

    • создание в районах, расположенных восточнее Урала, мощных машиностроительных баз, позволяющих в основном обеспечить потребности районов в машинах и оборудовании;

    • переброску больших масс воды из северных районов в районы, ощущающие недостаток воды - строительство регулирующих водохранилищ, развитие в больших масштабах ирригационного и мелиоративного земледелия, осуществление крупного гидротехнического строительства;

    • интенсификацию сельского хозяйства, в том числе в Нечерноземной зоне России.
    Указанные основные направления определяли дальнейшее развитие структуры расселе-ния. Концентрация расселения и увеличение масштаба населенных мест рассматривались как важный фактор стимулирования прогрессивных структурно-отраслевых сдвигов в народном хозяйстве страны. Этот принцип подтверждался соответствием отраслевой структуры про-мышленности и структуры городской сети.

    Констатировалось, что если добывающая промышленность размещается в основном в малых и средних городах, а первичные отрасли обрабатывающей промышленности, кроме того, в больших городах, то конечные отрасли обрабатывающей промышленности сосредоточиваются в основном в крупных и крупнейших городских центрах. В структуре экономической базы городов с числом жителей свыше 1 млн. человек конечные отрасли промышленности занимали свыше 90%. Крупные города с числом жителей свыше 500 тыс., на которые прихо-дилось 28% городского населения, сосредоточивали около 50% занятых в транспортном маши-ностроении, станкостроении.

    Концентрация расселения обеспечивала также более интенсивное использование трудовых ресурсов. Доля населения, занятого в народном хозяйст-ве, тем выше, чем больше масштаб города, достигая в крупнейших городах 54,8% по сравне-нию с 50,3% в малых и средних городах.

    Распределение занятого населения, имеющего высшее образование, показало его тяготе-ние к крупным городам. Районы с относительно низкой долей городского населе-ния, с преобладанием малых и средних городов имеют соответственно более низкий потенциал интенсификации народного хозяйства.

    Относительно невысокий уровень образования населения малых городских и особенно сельских поселений во многом определяет замедленные темпы интенсификации сельскохозяйственного производства, недостаточные темпы внедрения достижений научно-технического прогресса и повышения качества продукции на предприятиях таких населенных пунктов. Вследствие этого важное значение придавалось включению малых городских и сельских посе-лений в орбиту непосредственного влияния крупных центров образования и культуры.

    Серьезное внимание было уделено анализу достигнутого уровня социально-культурного потенциала крупных городов, в значительной мере характеризующего социальное качество городской среды и свидетельствующего о степени подготовки таких городов к выполнению центральных функций в организации взаимосвязанного расселения. Количественным выражением социально-культурного потенциала были приняты показатели уникальности и разно-образия учреждений фундаментальной науки, высших учебных заведений, театров и музеев, расположенных в том или ином городе.

    Был проведен корреляционный анализ характеристик социально-культурного потенциала и одной из важнейших характеристик качественного уровня развития производственной сферы городов - показателя насыщенности этой сферы лицами с высшим образованием. Результаты анализа свидетельствовали о наличии определенной связи между качеством социаль-но-культурной и производственной сферы города. Была выявлена общая закономерность зависимости социально-культурного потенциала от величины городов. Среди крупнейших городов подавляющее большинство (96% городов с населением 501 - 999 тыс. человек и все города с населением свыше 1 млн. человек) имели социально-культурный потенциал выше минимально необходимого для того, чтобы играть центральную роль во взаимосвязанном расселении.

    Значительная часть больших городов с численностью населения от 100 до 500 тыс. чело-век (72%) не обладала социально-культурным потенциалом, достаточным для выполнения «узловых» центральных функций в системе расселения. В связи с этим Генеральная схема расселения СССР предусматривала существенное повышение социально-культурного потенциала указанных городов.

    К числу важных задач совершенствования расселения относится создание благоприятных условий для жизни и здоровья всего населения во всех районах страны , несмотря на существен-ные контрасты в их природных и экономических условиях. В связи с этим в Генеральной схеме расселения на макротерриториальном уровне был выполнен анализ региональных различий в условиях формирования перспективного расселения по ряду имеющих эколого-градострои-тельное значение факторов. К ним были отнесены условия местообитания людей, транспорт-ного обеспечения, водообеспечения, организации массового

    кратковременного отдыха населе-ния, охраны воздушного и водного бассейнов.

    Анализ природных предпосылок, характеризующих каждый фактор в отдельности и весь их комплекс, дал основание для выделения на территории страны районов, существенно различающихся по условиям формирования перспективного расселения. Эколого-градостроительная оценка районов была произведена по качественному или ресурсному признакам, а также по ориентировочным удорожаниям в результате воздействия неблагоприятных факторов (рис. 3.3).

    Рис. 3.3. Районирование территории СССР по природным условиям для целей городского строительства (Владимиров, 19862)

    Примерно 28% территории СССР было отнесено к категории, благоприятной для формирования перспективного расселения. Остальная территория страны находилась под воздей-ствием неблагоприятных факторов, и ее освоение было сопряжено со значительными сложнос-тями по преодолению неблагоприятных природно-климатических условий, что, в свою очередь, ведет к удорожанию строительства.

    В зависимости от вышеуказанных факторов эколого-градостроительный анализ позволил выявить на территории страны макрозоны, наиболее благоприятные для формирования перспективного расселения. Одновременно с этим установлены макрозоны, в которых перечисленные факторы являлись лимитирующими, что затрудняло формирование групповых систем населенных мест, особенно крупных. Степень комплексного воздействия указанных факторов на условия формирования групповых систем в известной мере проявляется в удо-рожании городского, транспортного и рекреационного строительства, что позволяло сделать предварительные выводы о предпочтительности освоения тех или иных районов стра-ны, об очередности их освоения и о масштабах строительства с точки зрения эколого-градо-строительных условий.

    3.5. Территориальная структура сети расселения

    В различных частях Советского Союза территориальная структура сети городских поселений была представлена редкой равномерной сетью преимущественно малых городских поселений (до 50 тыс. человек); неравномерной (очаговой) сетью с преобладанием малых и средних го-родов (до 100 тыс. человек); групповыми формами; развитыми групповыми формами, сложив-шимися в зонах влияния крупных городов. Среди последних, в свою очередь, выделялись тер-ритории с уплотненными складывающимися и сложившимися агломерационными формами, когда при наличии в пределах расчетной территории одного крупного или двух больших го-родов среднее кратчайшее расстояние между всеми городскими поселениями составляет 8 - 10 и даже 5 - 6 км, что нередко свидетельствует об их фактическом территориальном слиянии.


    Рис. 3.4. Структура населения Крыма (Багров Н.В., Багрова Л.А., 2002)
    В Генеральной схеме отмечалось, что общее направление развития территориальной структуры сети городских поселений СССР отличается проявлением весьма устойчивых тен-денций, прослеживаемых на протяжении достаточно длительного периода времени. Эти тен-денции указывают на закономерность последовательного перехода в различных частях страны от редкой равномерной сети, свойственной слабо урбанизированным территориям, сначала к мелким очагам и группам небольших городов и поселков, а затем к развитым групповым формам территориальной структуры сети городских поселений, включая агломерационные формы.

    Особенности распространения развитых групповых форм , прослеженные во времени, позволяли представить картину последовательного расширения урбанизированных террито-рий СССР.

    В 1926 году территории с развитыми групповыми формами имели весьма ограниченное распространение: в пределах центра европейской части СССР в окружении Москвы, на Урале и в Донбассе, вокруг Ленинграда (Санкт-Петербурга), Киева, Горького (Нижнего Новгорода), а также в виде локальных пятен в непосредственном окружении других крупных городов ев-ропейской и азиатской частей Советского Союза.

    К 1959 году обозначились заметные зоны развитых групповых форм территориальной структуры сети городских поселений в пределах всей европейской части СССР, которые наря-ду с районами Центра включили ряд районов Прибалтики, Украины, Поволжья, Урала.

    В 1970 году развитые групповые формы получили дальнейшее развитие и заметное расширение. Они охватили не только значительную часть европейской части СССР, но и значи-тельные ареалы в азиатской части страны.

    3.6. Формирование крупных городских агломераций

    В проведенных исследованиях и разработках выявилась закономерность опережающих темпов роста территории с агломерационными формами развития сети городских поселений на фоне общего процесса городского освоения территории СССР, отмечалось, что агломерирование населенных мест вызвано в основном процессом концентрации производства, а также возра-стающим тяготением производства к крупным городам - центрам науки, научно-производ-ственного обслуживания и сосредоточения высококвалифицированных трудовых ресурсов. Это находило отражение в ускоренных темпах роста городов и поселков вблизи крупных городов и в уплотнении их сети.

    В числе крупнейших агломераций Советского Союза, занимающих узловое место, в Ге-неральной схеме (положение на 1975 г.) были названы: Московская, объединяющая 81 город-ское поселение с 9,7 млн. жителей; Ленинградская (Санкт-Петербургская) - 55 городских по-селений, 4,3 млн. жителей; Горьковская (Нижегородская) - 28 городских поселений, 1,8 млн. жителей; Донецкая - 61 городское поселение., 1,7 млн. жителей; Свердловская (Екатеринбург-ская) - 32 городских поселения, 1,5 млн. жителей.

    На основе проведенного в середине 70-х годов анализа показателей соотношения численности городского населения, проживающего в зоне влияния больших городов, численности городского населения всей зоны, включая центральный город, уровня концентрации городских поселений в зоне влияния больших городов было установлено наличие агломераций с разной степенью развитости в окружении 68 городов с населением свыше 100 тыс. человек в каждом.

    Выявленные городские агломерации характеризовались многими несомненно положи-тельными чертами: сосредоточением в их пределах передовых отраслей промышленного про-изводства, административно-хозяйственного управления, научных и проектно-конструктор-ских организаций, наиболее уникальных учреждений культуры и искусства. Был выявлен повышенный образовательный уровень населения агломераций и его более высокая квалификационная подготовка.

    Вместе с тем в Генеральной схеме отмечались существенные недостатки агломераций. Проведенный анализ показал, что для многих из них становились характерными застройка ценных природных ландшафтов, несбалансированность расселения и мест приложения труда, нерациональные маятниковые поездки пригородного населения, неэффективное использование рекреационных территорий. Слабое развитие внешних зон агломераций (абсолютный прирост населения в них был в середине 70-х годов почти в три раза меньше, чем в городах -центрах) приводил к недоиспользованию социально-экономического (научно-технического и культурно-образовательного) потенциала их центров - крупных и крупнейших городов и оказывал недостаточное сдерживающее влияние на темпы их роста.

    Повышенная степень концентрации городского населения на ограниченной территории вызвала значительное давление на окружающую среду и угрожала рядом серьезных экологических последствий. Из 68 городских агломераций только в 7 условия окружающей среды (по совокупной оценке степени загрязнения воздушного и водного бассейна, наличию открытых пространств и рекреационных ресурсов) были признаны относительно благоприятны-ми (Рижская, Черновицкая, Кировская, Воронежская, Ярославская, Гомельская, Сочинская). В 29 городских агломерациях условия окружающей среды отличались более или менее заметны-ми отклонениями от нормальных характеристик.

    Групповые системы населенных мест. Ядро теоретической концепции Генсхемы заключалось в идее формирования на сравнитель-но хорошо освоенной части территории СССР сети групповых систем населенных мест (ГСНМ).

    ГСНМ рассматривались по сравнению с традиционными иерархическими построениями системы расселения (сельский населенный пункт - городское поселение - городская агломерация) как более высокий уровень в территориальной организации производства и расселения. Авторы Генеральной схемы в своих представлениях исходили из того, что ГСНМ должны целенаправленно развиваться в плановом порядке прежде всего на основе существующих раз-витых крупных городских агломераций и в районах нового освоения на базе территориальных производственных комплексов. Выделение ГСНМ основывалось, с одной стороны, на опре-делении производственных и иных функций городов, с другой стороны, на совместном ис-пользовании потенциала как крупных городов, так и малых городов и сельских населенных пунктов на основе создания соответствующей развитой транспортной инфраструктуры, при минимизации затрат на передвижение населения между отдельными городскими и сельскими поселениями групповой системы.

    На основании проведенных разработок был выполнен альтернативный анализ экстрапо-ляционных и целевых прогнозов перспективного расселения , включивший рассмотрение, с одной стороны, естественно развивающейся территориальной структуры сети городских посе-лений, с другой - целевой модели планово-регулируемого формирования оптимальной струк-туры расселения в рамках развития всего народнохозяйственного комплекса страны.

    На основании проведенных разработок на территории СССР было выделено 62 крупные групповые системы расселения (с прогнозируемым населением главного центра от 450 тыс. жителей и выше), 169 средних групповых систем расселения (с прогнозируемым населени-ем главного центра от 100 до 450 тыс. жителей), 323 малые групповые системы расселения (с прогнозируемым населением главного центра от 50 до 100 тыс. жителей).

    3.7. Системы расселения

    на региональном и национальном
    (общегосударственном) уровне

    Взаимная увязка развития крупных, средних и малых групповых систем населенных мест пред-полагается на основе формирования региональных систем населенных мест (на уровне групп экономических районов и союзных республик)


    Рис. 3.5. Система расселения на территории Украины
    Принципиальная схема формирования систем населенных мест фиксировала основную полосу формирования на территории СССР крупных, средних и малых групповых систем с выделением контуров крупных и средних групповых систем и зон их интенсивного сопряженного развития (региональных зон концентрированного расселения. Были выявлены структурные основные транспортно-планировочные оси, к которым приурочено развитие перс-пективного расселения. Определялись также зоны распространения рекомендуемых меропри-ятий по регулированию перспективного развития территориальной структуры сети городских поселений. В их состав входили:


    • центральные ядра крупных групповых систем населенных мест, формируемых на базе сложившихся агломераций, нуждающиеся в проведении специальных мероприятий по упорядочению и разуплотнению существующей городской застройки;

    • внутренние зоны крупных групповых систем, в пределах которых только начинается процесс формирования неупорядоченных агломераций и где необходимо проведение ограничительных мероприятий по предотвращению этого процесса;

    • территории крупных и средних групповых систем, формирующихся в пределах курорт-но-рекреационных районов союзного и регионального значения, для которых устанавливается свой особый режим народнохозяйственного освоения;

    • территории групповых систем разного типа, полностью или частично включающие в свой состав природные ландшафты союзного или регионального значения, в пределах которых должен осуществляться комплекс мероприятий по поддержанию экологического равновесия между урбанизированной и природной средой.
    Все указанные зоны рассматривались как первоочередные объекты для перспективных научных исследований и проектных разработок на последующих стадиях реализации Генеральной схемы расселения.

    3.7. Народнохозяйственное значение

    и аспекты реализации Генеральной схемы
    расселения на территории СССР

    Предполагалось, что реализация мероприятий, предусмотренных Генеральной схемой расселения на территории СССР, будет связана с осуществлением комплексных градостроительных программ развития групповых систем населенных мест. От осуществления таких программ ожидался значительный экономический эффект, имеющий многокомпонентный характер. Он включал эффект, который достигается в сфере как гражданского, так и производственного строительства и обеспечивается в результате мероприятий, охватывающих формирование групповых систем, преодоление региональных диспропорций в уровне урбанизации, укрупнение сети сельских по-селений и интенсификацию использования территории городских и сельских населенных мест.

    Формирование крупных групповых систем позволяло, по расчетам авторов Генеральной схемы (Ходжаев и др., 1977), получить экономию до 40% капитальных затрат на освоение тер-ритории под гражданское и производственное строительство за счет преимущественного роста городов, расположенных во внешней зоне таких систем и имеющих благоприятные территори-альные условия для развития. Около 3 - 5% экономии капитальных затрат ожидалось за счет концентрации культурно-бытового и рекреационного строительства в межселенных общест-венных центрах, а также создания централизованной строительной базы, единой для группо-вой системы в целом.

    В сфере производства ожидался экономический эффект, связанный с тем, что формиро-вание крупных групповых систем позволит существенно активизировать и ускорить создание территориально-производственных комплексов с центрами - крупнейшими городами, полу-чить экономию до 5% капитальных затрат от создания единой групповой производственной и инженерно-транспортной инфраструктуры.

    Кроме того, предполагалось, что объединение малых и средних городов в групповые системы с центрами - крупнейшими городами позволит существенно расширить производ-ственно-организационные , научно-технические и профессионально-квалификационные связи предприятий, размещенных в малых, средних и больших городах с головными заводами, на-учными институтами крупнейших городских центров. Это позволило бы, по расчетам, в сред-нем на 7 - 10% поднять производительность труда на значительной части предприятий городов, объединенных в крупные групповые системы.

    Формирование средних и малых систем позволяло получить, по расчетам, экономию до 4 - 6% капитальных затрат в результате концентрации гражданского строительства в городах- центрах таких систем, укрупнения жилых массивов, создания централизованной строительной базы. В сфере производства учитывался ожидаемый экономический эффект ускорения от кон-центрации промышленного строительства в городах - центрах средних и малых групповых систем, что создаст условия ускорения темпов формирования городских промышленных узлов. Крупноузловое строительство и реконструкция промышленных предприятий обеспечит, по расчетам, сокращение на 3 - 6% капитальных удельных вложений, до 10% требуемых трудовых ресурсов, сэкономит 15 - 25% территории, позволит организовать высокоэффективное централизованное инженерно-транспортное хозяйство, использовать прогрессивные приемы коопе-рирования и блокировки ряда производственных зданий.

    Важный народнохозяйственный эффект повышения уровня концентрации расселения и укрупнения сети населенных мест ожидался от создания условий для сокращения сроков стро-ительства новых предприятий и мощностей, то есть интенсификации использования капиталь-ных вложений.

    Таким образом, от формирования групповых систем ожидалось сокращение всей це-почки сопряженных затрат на производственное и непроизводственное строительство. Иск-лючение представляет сфера транспорта, затраты в которую должны были возрасти. Однако развитие транспортной инфраструктуры необходимо при развитии групповых систем и в значительной мере определяет их эффективность.

    Преодоление региональных диспропорций в уровне урбанизации с опережающим фор-мированием групповых систем и региональных центров в районах Сибири, Дальнего Востока и ряда других позволяло, по расчетам, получить экономический эффект в сфере производства от сокращения нерациональной миграции населения и закрепления кадров в районах нового освоения.

    В Генеральной схеме предусматривалась централизация сети сельских населенных мест. С этим было связано укрупнение центральных усадеб колхозов и совхозов, а также ликвидация так называемых неперспективных сельских населенных пунктов. От укрупнения сельских на-селенных мест ожидалась экономия до 2 - 4% капитальных затрат на основе концентрации ка-питального производственного и гражданского строительства в укрупненных поселках и более эффективного использования территорий.

    Предполагалось, что интенсификация использования территории укрупняемых городов, объединяемых в крупные, средние и малые групповые системы, позволит сократить площадь сельскохозяйственных земель, изымаемых под городское строительство, и получить экономию в размере 10 - 12% затрат, необходимых для освоения городских территорий.

    В Генеральной схеме расселения определялись условия, обеспечивающие практическую реализацию градостроительных программ формирования групповых систем населенных мест. К ним относились:


    • переход от автономного к взаимосвязанному расселению при выборе основных направ-лений размещения производительных сил и разработке планов развития отраслей производ-ства с обеспечением комплексного единовременного строительства производственных объек-тов, жилых домов и всех необходимых учреждений культурно-бытового и коммунального обслуживания населения;

    • преимущественное размещение промышленных предприятий в городах внешней зоны крупных групповых систем, в городах - центрах средних и малых групповых систем населен-ных мест;

    • ускоренное развитие на основе целевых бюджетных средств единой транспортной ин-фраструктуры групповых систем населенных мест как важнейшего условия их формирования и эффективного функционирования;

    • расширение процессов филиализации и выноса градообразующих объектов из сложившихся крупных городов с их размещением во внешней зоне групповых систем населенных мест;

    • проведение мероприятий по реконструкции и модернизации промышленных предпри-ятий в сложившихся крупнейших городах с сокращением мест приложения труда;

    • ускоренное опережающее развитие социальной и научно-образовательной инфраструктуры центров групповых систем населенных мест в районах нового освоения;

    • создание централизованной строительной базы в групповых системах населенных мест, обеспечивающей потребности как городского , так и сельского строительства;

    • запрещение ведомственных решений по штучному размещению отдельных предприятий, прежде всего в районах с высоким уровнем промышленного развития, а также интенсивно развиваемых районах нового освоения.
    На основе данных Генеральной схемы предусматривалась корректировка районных планировок и генеральных планов городов по важнейшим критериям эффективности градостроительных решений, определение конкретных показателей роста городов и расширения их территорий.

    В качестве основного условия реализации Генеральной схемы расселения выдвигалось требование активной комплексной координации и взаимодействия народнохозяйственного планирования и градостроительного регулирования развития сети населенных мест.

    На последующих этапах предполагалось создание на базе основных положений Генеральной схемы региональных схем расселения применительно к союзным республикам, более полно учитывающих специфические местные условия и углубляющих технико-экономические обоснования предлагаемых решений. Региональные схемы расселения, в свою очередь, были призваны способствовать реализации системного расселения в областных и внутриобластных схемах и проектах районной планировки и в проектах планировки и застройки отдельных городов.

    Основная концепция реализации схемы строилась на взаимодействии градостроительных мероприятий с централизованным планированием в рамках СССР, союзных республик, регионов и даже локальных административных и планировочных образований. Предусматривалась, в частности, разработка схем ряда крупных и средних групповых систем населенных мест
    (Горьковской, Нижегородской, Новосибирской, Кемеровской ГСНМ и др.).

    В конце 80-х годов авторами Генеральной схемы расселения СССР был дан анализ реализации Генсхемы и намечены некоторые методологические пути ее совершенствования с учетом радикальных изменений как в тенденциях расселения, так и во всей общественной жизни
    страны (Листенгурт, Васильев, Портянский, 1988). Выполненное авторами настоящей монографии сопоставление прогнозов Генеральной схемы с реальным ростом городов приводится ниже.

    Отмечалось, что к 1986 году численность городского населения СССР достигла 183 млн. (66% общего населения страны). Насчитывалось 193 сложившихся или формирующихся городских агломераций, в которых концентрировалось 60% населения СССР и 70% городского
    населения. На эти агломерации в течение трех последних десятилетий приходилось 90% прироста городского населения СССР (Листенгурт и др., 1988).

    Концепция Единой системы расселения на территории СССР не была реализована в части многих конкретных рекомендаций. Предусматривавшееся Генеральной схемой развитие групповых систем населенных мест как основы перспективной расселенческой структуры также не пошло дальше проектных предложений, выполненных, в частности, в Гипрогоре (например, для Кемеровской средней ГСНМ). Как отмечалось выше, процесс концентрации населения в крупных и крупнейших городах усилился.

    Экстенсивная урбанизация привела к накоплению ряда таких серьезных проблем, как слабая управляемость процессами расселения, диспропорции в распределении экономического и социально-культурного потенциала между различными группами поселений, чрезмерная концентрация населения в одних районах и низкая плотность в других и т.п. В научной литературе подчеркивалась также необходимость перехода от экстенсивных форм урбанизации к интенсивным, когда определяющими становятся не количественные, а качественные параметры урбанизации, связанные в первую очередь с развитием современной городской среды и городского образа жизни.

    Главными для развития новейших производств являются не количественные (концентрация населения, жилого фонда и городской инфраструктуры), а качественные показатели городской среды, и прежде всего ее научно-информационный и социально-культурный потенциал. Отсюда ясна возрастающая позитивная роль крупных городов и агломераций.

    При этом нет оснований рассчитывать, что автоматизация производства повлечет за собой сокращение числа занятых и как бы автоматически снимет остроту проблемы роста крупных городов, Анализ возможных последствий научно-технического прогресса показывает, что в ближайшем будущем в крупных городах ожидается не столько сокращение числа рабочих мест, сколько изменение их качества и состава. Более того, структурные диспропорции в трудовом балансе, вероятность которых увеличивается в перспективе, могут послужить дополнительными катализаторами роста крупных городов, что серьезно осложнит регулирование их развития.

    3.8. Генеральная схема планировки территории

    в новых социально-экономических условиях

    Проблемы территориальной организации страны, как свидетельствует текущая практика, ныне перестали быть областью государственного планирования. Государство, по сути, отстранило от какого-либо бюджетного финансирования развитие расселения , градостроительства, поддержку экономики слаборазвитых районов, зон и городов, оказавшихся в кризисной ситуации. Не ведется разработка прогнозов и проектов регионального, областного масштабов, редкостью стали генеральные планы городов. Эта негативная тенденция должна быть преодолена. Территориальные проекты нуждаются в долгосрочных инвестициях, которых рынок всячески избегает. Без государственного регулирования невозможно решение градостроительных проблем общего характера, совершенствования расселения, развития инфраструктур, реализации природоохранных программ.

    Исключение в первые же годы перестройки из компетенции градостроительства вопросов землепользования, имущественных вопросов, архстройконтроля и экспертизы потребовало активизировать работу по правовому регулированию в градостроительстве.

    Учет новых факторов при дальнейшей разработке Генеральной схемы расселения означал отказ от жесткой иерархии поселений, основанной преимущественно на их людности и административном статусе. Возрастает роль положения населенных пунктов по отношению к важнейшим центрам технологических и социально-культурных нововведений, их собственный инновационный потенциал.

    Перестройка хозяйственного механизма, реорганизация всей системы управления хо-зяйством на основе развития самостоятельности государственных, кооперативных и частных предприятий, децентрализация методов хозяйствования наряду с позитивными изменениями создают определенный риск не комплексного развития социальной сферы, В качестве противо-веса и решающего фактора, препятствующего этому, предлагалось укрепление территориаль-ного управления, повышение действенности градостроительного регулирования.

    Анализ реализации Генеральной схемы показал, что наряду с достаточно успешным распространением ее концептуальных идей практическая реализация конкретных рекомендаций Генеральной схемы оказалась недостаточной в связи с:

    Слабостью территориального управления;

    Отсутствием органов, регулирующих развитие естественно сложившихся поселенческих структур, таких как агломерации или урбанизированные районы.

    Вместе с тем отметим, что недостатки системы управления являются не единственной причиной слабой реализуемости конкретных рекомендаций и других материалов схемы. Важнейший резерв улучшения их реализации - повышение научной обоснованности предлагае-мых в схеме решений, отработка лишь таких мероприятий, которые имеют под собой реальное ресурсное обеспечение, усиление конструктивной планировочной направленности выводов Ге-неральной схемы расселения.

    При дальнейшей разработке схемы необходима ее переориентация на конкретные реше-ния по территориальной организации расселения. Чтобы быть конкретными, эти решения вовсе не должны касаться каждого административного района или небольшого поселения. Более того, научная обоснованность решений только страдает от излишней детализации, втор-жения на территориальный уровень районной планировки. Генеральная схема расселения призвана определять наиболее крупные территориальные пропорции в развитии расселения . Ее наиболее яркой отличительной чертой должно стать повышенное внимание к территори-альной организации расселения на макрорегиональном уровне.

    Распад СССР в конце 1991 года прервал работы по Генеральной схеме расселения на территории Союза. Однако основные ее идеи получили дальнейшее развитие в работах по Генеральной схеме расселения России и Украины.

    Специфика генеральной схемы планировки территории на Украине.


    • Проектирование городских и сельских поселений должно основываться на законах Украины,
      имеющих основополагающее значение для градостроительства, и региональных программах по
      решению важнейших социальных, экологических и экономических проблем.

    • Городские и сельские поселения следует проектировать как элементы единой системы
      расселения Украины с учетом территориально-административного деления, социально-экономического и природного и градостроительного районирования.

    • В качестве основы проектирования, планировки и застройки городских и сельских поселений должна служить предварительно разрабатываемая концепция их социально-экономического развития, обеспечивающая реализацию прав и свобод населения в соответствии с Консти-
      туцией Украины. Концепция должна разрабатываться на альтернативной основе и до утверждения рассматриваться и обсуждаться профессиональными и общественными организациями , жителями населенных
      пунктов.

    • Развитие систем расселения должно опираться на сложившуюся сеть городских и сельских
      поселений, включая существующие и формирующиеся агломерации. Проектирование новых поселений предусматривается в связи с необходимостью размещения новых промышленных предприятий,
      разработки полезных ископаемых и пр., а также в связи с отселением населения из зон происшедших
      или потенциальных катастроф, экологических бедствий и пр.
    Примечание . Размещение дачных поселений и садоводческих товариществ в пригородных зонах предусматривается на землях, которые не могут быть использованы для перспективного территориального развития городских и сельских поселений.

    • Для обеспечения территориальных условий развития городов на долгосрочную перспективу,
      а также размещения и строительства сооружений, связанных с функционированием городского
      хозяйства, следует на прилегающих к городу территориях выделять пригородные зоны многофункционального назначения. В их составе необходимо -выделять территории зеленых зон городов, предназначенных для организации отдыха населения, улучшения микроклимата, состояния атмосферного воздуха и санитарно-гигиенических условий.
    Пригородную зону следует проектировать одновременно с генеральным планом города как хозяйственный единый и планировочный комплекс с разработкой предложений, нацеленных на экономическое и социально-культурное ее развитие и структурно-территориальную организацию.

    • Уровень социально-экономического развития проектируемого поселения определяется с учетом приоритетности социальных и экологических критериев на основе комплексной оценки территории, исходя из полного раскрытия потенциальных ресурсных возможностей и потребностей населения, планов социально-экономического развития данного поселения. При этом следует установить виды деятельности, развитие которых должно быть стимулировано, прекращено или ограничено в проектируемом поселении или в группе взаимосвязанных поселений, а также определить сдвиги в отраслевой структуре сложившегося народнохозяйственного комплекса по числу занятых и изменения в функциональном использовании территории. Развитие социальной инфраструктуры должно быть намечено, исходя из обеспечения целевых показателей жизненных условий

    В различных частях Советского Союза территориальная структура сети городских поселений была представлена редкой равномерной сетью преимущественно малых городских поселений (до 50 тыс. человек); неравномерной (очаговой) сетью с преобладанием малых и средних го-родов (до 100 тыс. человек); групповыми формами; развитыми групповыми формами, сложив-шимися в зонах влияния крупных городов. Среди последних, в свою очередь, выделялись тер-ритории с уплотненными складывающимися и сложившимися агломерационными формами, когда при наличии в пределах расчетной территории одного крупного или двух больших го-родов среднее кратчайшее расстояние между всеми городскими поселениями составляет 8 - 10 и даже 5 - 6 км, что нередко свидетельствует об их фактическом территориальном слиянии.

    Рис. 3.4. Структура населения Крыма (Багров Н.В., Багрова Л.А., 2002)

    В Генеральной схеме отмечалось, что общее направление развития территориальной структуры сети городских поселений СССР отличается проявлением весьма устойчивых тен-денций, прослеживаемых на протяжении достаточно длительного периода времени. Эти тен-денции указывают на закономерность последовательного перехода в различных частях страны от редкой равномерной сети, свойственной слабо урбанизированным территориям, сначала к мелким очагам и группам небольших городов и поселков, а затем к развитым групповым формам территориальной структуры сети городских поселений, включая агломерационные формы.

    Особенности распространения развитых групповых форм, прослеженные во времени, позволяли представить картину последовательного расширения урбанизированных террито-рий СССР.

    В 1926 году территории с развитыми групповыми формами имели весьма ограниченное распространение: в пределах центра европейской части СССР в окружении Москвы, на Урале и в Донбассе, вокруг Ленинграда (Санкт-Петербурга), Киева, Горького (Нижнего Новгорода), а также в виде локальных пятен в непосредственном окружении других крупных городов ев-ропейской и азиатской частей Советского Союза.

    К 1959 году обозначились заметные зоны развитых групповых форм территориальной структуры сети городских поселений в пределах всей европейской части СССР, которые наря-ду с районами Центра включили ряд районов Прибалтики, Украины, Поволжья, Урала.

    В 1970 году развитые групповые формы получили дальнейшее развитие и заметное расширение. Они охватили не только значительную часть европейской части СССР, но и значи-тельные ареалы в азиатской части страны.

    3.6. Формирование крупных городских агломераций

    В проведенных исследованиях и разработках выявилась закономерность опережающих темпов роста территории с агломерационными формами развития сети городских поселений на фоне общего процесса городского освоения территории СССР, отмечалось, что агломерирование населенных мест вызвано в основном процессом концентрации производства, а также возра-стающим тяготением производства к крупным городам - центрам науки, научно-производ-ственного обслуживания и сосредоточения высококвалифицированных трудовых ресурсов. Это находило отражение в ускоренных темпах роста городов и поселков вблизи крупных городов и в уплотнении их сети.

    В числе крупнейших агломераций Советского Союза, занимающих узловое место, в Ге-неральной схеме (положение на 1975 г.) были названы: Московская, объединяющая 81 город-ское поселение с 9,7 млн. жителей; Ленинградская (Санкт-Петербургская) - 55 городских по-селений, 4,3 млн. жителей; Горьковская (Нижегородская) - 28 городских поселений, 1,8 млн. жителей; Донецкая - 61 городское поселение., 1,7 млн. жителей; Свердловская (Екатеринбург-ская) - 32 городских поселения, 1,5 млн. жителей.

    На основе проведенного в середине 70-х годов анализа показателей соотношения численности городского населения, проживающего в зоне влияния больших городов, численности городского населения всей зоны, включая центральный город, уровня концентрации городских поселений в зоне влияния больших городов было установлено наличие агломераций с разной степенью развитости в окружении 68 городов с населением свыше 100 тыс. человек в каждом.

    Выявленные городские агломерации характеризовались многими несомненно положи-тельными чертами: сосредоточением в их пределах передовых отраслей промышленного про-изводства, административно-хозяйственного управления, научных и проектно-конструктор-ских организаций, наиболее уникальных учреждений культуры и искусства. Был выявлен повышенный образовательный уровень населения агломераций и его более высокая квалификационная подготовка.

    Вместе с тем в Генеральной схеме отмечались существенные недостатки агломераций. Проведенный анализ показал, что для многих из них становились характерными застройка ценных природных ландшафтов, несбалансированность расселения и мест приложения труда, нерациональные маятниковые поездки пригородного населения, неэффективное использование рекреационных территорий. Слабое развитие внешних зон агломераций (абсолютный прирост населения в них был в середине 70-х годов почти в три раза меньше, чем в городах -центрах) приводил к недоиспользованию социально-экономического (научно-технического и культурно-образовательного) потенциала их центров - крупных и крупнейших городов и оказывал недостаточное сдерживающее влияние на темпы их роста.

    Повышенная степень концентрации городского населения на ограниченной территории вызвала значительное давление на окружающую среду и угрожала рядом серьезных экологических последствий. Из 68 городских агломераций только в 7 условия окружающей среды (по совокупной оценке степени загрязнения воздушного и водного бассейна, наличию открытых пространств и рекреационных ресурсов) были признаны относительно благоприятны-ми (Рижская, Черновицкая, Кировская, Воронежская, Ярославская, Гомельская, Сочинская). В 29 городских агломерациях условия окружающей среды отличались более или менее заметны-ми отклонениями от нормальных характеристик.

    Групповые системы населенных мест. Ядро теоретической концепции Генсхемы заключалось в идее формирования на сравнитель-но хорошо освоенной части территории СССР сети групповых систем населенных мест (ГСНМ).

    ГСНМ рассматривались по сравнению с традиционными иерархическими построениями системы расселения (сельский населенный пункт - городское поселение - городская агломерация) как более высокий уровень в территориальной организации производства и расселения. Авторы Генеральной схемы в своих представлениях исходили из того, что ГСНМ должны целенаправленно развиваться в плановом порядке прежде всего на основе существующих раз-витых крупных городских агломераций и в районах нового освоения на базе территориальных производственных комплексов. Выделение ГСНМ основывалось, с одной стороны, на опре-делении производственных и иных функций городов, с другой стороны, на совместном ис-пользовании потенциала как крупных городов, так и малых городов и сельских населенных пунктов на основе создания соответствующей развитой транспортной инфраструктуры, при минимизации затрат на передвижение населения между отдельными городскими и сельскими поселениями групповой системы.

    На основании проведенных разработок был выполнен альтернативный анализ экстрапо-ляционных и целевых прогнозов перспективного расселения, включивший рассмотрение, с одной стороны, естественно развивающейся территориальной структуры сети городских посе-лений, с другой - целевой модели планово-регулируемого формирования оптимальной струк-туры расселения в рамках развития всего народнохозяйственного комплекса страны.

    На основании проведенных разработок на территории СССР было выделено 62 крупные групповые системы расселения (с прогнозируемым населением главного центра от 450 тыс. жителей и выше), 169 средних групповых систем расселения (с прогнозируемым населени-ем главного центра от 100 до 450 тыс. жителей), 323 малые групповые системы расселения (с прогнозируемым населением главного центра от 50 до 100 тыс. жителей).

    Познать закономерности обусловленные экономическими законами значит не только определить их объективную направленность и характер, но и уметь применять эти закономерности на конкретном этапе социально-экономического развития государства в конкретных условиях каждого района.

    В практической деятельности для научно-обоснованного управления хозяйством познание закономерностей приводит к выработке основных правил государственной политики.

    В отличии от закономерностей принципы динамичны и меняются с изменением экономической и социально политической ситуации в стране.

    Факторы отражают объективнее процессы, оказывающие решающее воздействие на размещение хозяйства.

    1. Технико-экономические факторы – связаны с НТП. Оказывают влияние на изменение в технологии, технике и в условиях размещения производства.

    2. Природные факторы – связано с открытием новых месторождений новых ресурсов, особенностями природных условий и с охраной окружающей среды и влиянием этой среды на человека и наоборот.

    3. Исторический фактор – отражает труд населения в динамике. Формы расселения, структуру населения и т.д.

    4. Социальный фактор

    Отличие факторов от принципов в том что действие факторов меняется эволюционным путем. Принципы же – носят политический характер. Со сменой власти меняются и принципы.

    Отраслевая структура народного хозяйства. Основные ее сферы.

    Является не только показателем уровня экономического развития государства но и определяет характер и ориентацию страны в мировой экономике.

    На территории регионов отраслевая структура представлена конкретными уровнями производств удовлетворяющие не только собственные потребности но и потребности других районов страны и в отдельных случаях экспортирующие продукцию в другие страны.

    2. Отрасли доставляющие материальные ценности потребителям. Транспорт и связь. 4%

    3. Отрасли, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения. Торговля, материально техническое снабжение и сбыт, информационно вычислительное обслуживание, питание, заготовки и т.д. 10%

    Материальная структура 64%.

    Непроизводственная сфера:

    1. Транспорт и связь по обслуживанию населения и др.

    2. Отрасли социального обслуживания включают в себя образование 8%, здравоохранение 6%, наука и научное обслуживание 4%, культура и искусство 1,5%, финансы и кредит и пенсионное обеспечение 8%,

    3. Управление и обороны 2,5%

    Территориальная структура народного хозяйства (ТСНХ). Теория опорного каркаса. Типы территориальной структуры хозяйства и расселения.

    Территориальная структура – это отображение отраслевой структуры каждой конкретной территории.

    Представлена территориальная структура двумя элементами:

    · Линиями транспортных путей

    · Населенные пункты

    Каждая территория в своей основе имеет «скелет» на который накладываются все остальные элементы. Поэтому каждый опорный каркас формирует свой рисунок территории и Г.М. Лаппо обосновывает несколько опорных каркасов свойственный каждой конкретной территории

    · Кольцевой (похож на схему московского метро)

    · Полурадиально-кольцевой тип (Схема Санкт-Петербургского метро)

    · Решетчатый (курская, тульская, тамбовская.воронежская области)

    · Цепочечный (Кемеровская область)

    · Приморский тип

    · Треугольный тип. (Кавказ)

    Это есть деление системы народного хозяйства по территориальным образованиям, зонам, районам, промышленным узлам. Территориальная структура меняется медленнее, чем отраслевая, т.к. основные ее элементы сильнее привязаны к конкретной территории. Характеризуется структура стоимостью основных фондов, степенью освоенности территории, территориальная концентрация производства и населения, локализация всего производства.

    Экономическая оценка отраслевой и территориальной структур

    Современная наука разработала множество количественных показателей, которые позволяют в обобщенном виде охарактеризовать ту или иную территорию. Сравнение этих показателейи их совокупности дают возможности изучить территориальные различия всех явлений и процессов присущих данной территории.

    Последние годы большое количество индексных (полученных с помощью математических формул) показателей были отобраны и объединены в две группы:

    1. Показатели определения отраслевой структуры хозяйства

    2. Показатели определения территориальной структуры хозяйства.

    Показатели изучения отраслевой структуры.

    Определение показателя специализации района

    Представляет собой отношение удельного веса района в отрасли к удельному весу района по данному региону. Данный показатель определяется при условии когда коэффициент специализации Су>=1.

    Коэффициент локализации данного производства на территории данного района

    Предсавляет собой отношение удельного веса отрасли в структуре производства рпайона к удельному весу той же отрасли но в стране.

    П – производственный персонал и численность промышленного персонала и в стране

    О – Валовая товарная продукция

    Показатель общего уровня специализации района

    Представляет отношение совокупного общественного продукта произведенного в районе и вывезенного из района (в стоимостном выражении). К совокупному общественному продукту только произведенному в районе (в стоимостном выражении).

    Чем выше показатель общего уровня специализации района, тем более специализированный район в общероссийском разделении труда.

    Коэффициент территориальной концентрации

    В – валовая продукция района или страны

    О – основные поизводственные фонды района или страны

    П – Численность занятых в материальном производстве персонала в районе или стране

    Коэффициент концентрации по районам будет тем пропорциональнее чем меньше различие между территориями.

    Все показатели данного коэффициента расчитываются на 1 км 2

    Природно ресурсный потенциал (ПРП).

    1. ПРП его значение. Понятие природных ресурсов.

    2. Классификация природных ресурсов.

    3. Ресурсообеспеченность. Понятие, сущность, принципы.

    4. Экономическая оценка природных ресурсов.

    ПРП его значение. Понятие природных ресурсов.

    ПРП – есть совокупность всех видов природных ресурсов которые к настоящему времени известны и использование которых в обозримом будущем возможно по техническим критериям. Россия занимает одно из первых мест по общегеологическим и разведанным запасам большинства природных ресурсов. В первую очередь это касается энергоносителей:нефть, газ и уголь. По отдельным видам металлургического сырья: железные руды, кобальтовые руды, никель, олово. Горно-химического сырья: апатиты.



    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»