Кто станет новым военным прокурором. Что читать в печатных сми. Равнение - на генпрокуратуру

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Главный военный прокурор РФ Сергей Фридинский подал в отставку в связи с выходом на пенсию. Соответствующее письмо с просьбой рассмотреть вопрос без его присутствия он направил Валентине Матвиенко. Кто заменит проработавшего на этом посту 11 лет Фридинского пока неизвестно. В Главной военной прокуратуре отставку комментировать не стали.Виктор Озеров – председатель Комитета верхней палаты по обороне и безопасности – подтвердил, что Фридинский сам решил уйти в отставку по выслуге лет. «Есть представление президента, есть письмо Фридинского на имя Валентины Матвиенко с просьбой рассмотреть вопрос без его присутствия», – заявил сенатор. По действующему законодательству процедура назначения и освобождения от должности Генпрокурора РФ и его заместителей, в том числе главного военного прокурора, осуществляется через СФ по представлению президента страны. Что же касается решения Фридинского, прослужившего в армии более 40 лет, а на нынешнем посту – почти 11, то в Совфеде дали понять: оно не связано с разногласиями генерала и сенаторов. Несколько месяцев назад в интервью «Российской газете» Фридинский опроверг и какое-то давление на возглавляемую им структуру со стороны силовиков. «Органами военной прокуратуры всегда руководил только Генеральный прокурор России. Если бы когда-нибудь я испытывал давление, то первый бы сказал: надо уходить. Разговоры о некой зависимости военных прокуроров – это чьи-то байки. Никаких скандалов, никаких споров на этой почве никогда не возникало», – отметил тогда Фридинский ().Впрочем, источники «Коммерсантъ» в надзорном ведомстве говорят, что Фридинскому якобы не пришлись по душе изменения в системе финансирования органов военной прокуратуры. Прежде они получали средства из Минобороны, ФСБ, ФСО и Росгвардии, в отношении сотрудников которых органы ГВП проводили проверки, а также осуществляли надзор за расследованиями уголовных дел в отношении силовиков. Кроме того, если раньше вопросы с присвоением очередных званий приходилось решать через те же поднадзорные ведомства, прежде всего Минобороны, то теперь это отнесено к компетенции главного военного и генерального прокуроров. Тем временем Сергею Фридинскому прочат новое важное назначение, в частности речь идет о должности замминистра юстиции. На пост же главы ГВП, по данным источников в надзорном ведомстве, кандидатура окончательно еще не определена – это произойдет в течение двух недель. Стоит отметить, что в последнее время в Генпрокуратуре обозначилась тенденция омоложения руководящего состава. Последним примером этого стало назначение на должность заместителя генпрокурора 40-летнего Андрея Кикотя (

Совет Федерации 28 июня утвердит кандидатуру нового главного военного прокурора России. Им станет прокурор Республики Бурятия Валерий Петров, кандидатуру которого в Верхнюю палату парламента в понедельник внес президент Владимир Путин. Эксперты считают, что факт назначения на этот пост гражданского, а не военного представителя юстиции не скажется на специфике его деятельности, главным критерием оценки которой является профессионализм и следование букве закона.

До апреля текущего года главным военным прокурором России являлся генерал-полковник Сергей Фридинский, который прослужил на этом посту два года. Официально его отставка связана с выходом на пенсию: в июне ему исполнилось 59 лет. Неофициально — его работой в правоохранительной системе были не очень довольны. Об этом говорит и тот факт, что его преемником на этом посту станет прокурор республики Бурятия, государственный советник юстиции 2 класса Валерий Петров (1947 года рождения).

Петров возглавлял прокуратуру Бурятии с ноября 2006 года, до этого на протяжении 8 лет работал помощником прокурора республики. В период с 1992 года по 1998 год он был начальником отдела кадров бурятской прокуратуры, а ранее в течение пяти лет занимал должность прокурора Иволгинского района Бурятии.

Ожидалось, что кандидатура Петрова будет рассмотрена на заседании Совета Федерации 14 июня. Однако на тот момент документы в Верхнюю палату не поступили.

В прокуратуре Республики Бурятия от комментариев по поводу новой должности Петрова воздержались.

«Обращайтесь в Генеральную прокуратуру или в администрацию президента», — пояснила Daily Storm старший помощник прокурора по связям со средствами массовой информации Юлия Павлова.

Особенностью назначения Петрова станет тот факт, что он не является военнослужащим, в отличие от его предшественников на этом посту. Впрочем, эксперты не считают это большим минусом.

«Прокурорская должность — это прежде всего мощный карающий меч. В погонах будет этот человек или без — я не вижу большой разницы. Хотя есть такой нюанс: у нас уже был гражданским министр обороны Анатолий Сердюков, дров он наломал столько, что это вызвало у военных резкое отторжение. Поэтому какая-то опаска будет, и это нетрудно предположить», — говорит директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов.

Глава Экспертного совета по обороне при Государственной Думе, кандидат военных наук Борис Усвяцов считает, что главными критериями назначения для нового военного прокурора станут профессионализм и доверие к его работе генпрокурора России.

«Главный военный прокурор по своему положению является заместителем генерального прокурора РФ. Поэтому эта должность может быть заменена госслужбой. Занимавший этот пост ранее Сергей Фридинский был генерал-полковником юстиции, приравнивался к действительному государственному советнику первого класса. Для прокурора неважно, какие он носит погоны. Если вы обратили внимание, в Министерстве обороны многие генералы ходят в белых погонах, потому что никогда и нигде не служили. Но на взгляд министра обороны, они выполняют свои обязанности успешно и его устраивают», — поясняет эксперт.

Корреспондент "РГ" сразу после назначения дозвонился до Валерия Петрова и расспросил его о планах в новой должности. По понятным причинам новый главный военный прокурор (заместитель генерального прокурора России - АРД) был немногословен. Разговор получился коротким и, тем не менее, генерал сказал:

Сейчас преждевременно давать какие-либо комментарии. Но учитывая давние связи с "Российской газетой", то как газета активно освещала правоохранительную тематику в Бурятии, как много писала о деятельности республиканской прокуратуры во время пожароопасных периодов , я не могу сказать вам просто "No Comment". Но думаю, также, что не открою больших секретов, если скажу, что свою задачу вижу в продолжении деятельности органов военной прокуратуры по дальнейшему укреплению законности и правопорядка в Вооруженных силах страны. Необходимо способствовать мерами прокурорского надзора укреплению безопасности страны, боеспособности и боевой готовности Вооруженых сил, прав и свобод военнослужащих.

Валерий Петров родился в 1957 году в Иркутской области. В 1979 году окончил юридический факультет Иркутского госуниверситета. В прокуратуре работает с декабря 1983 года. Причем, все эти годы только в Улан-Удэ. Понятно, что в республике его знают очень хорошо. И не со всеми у Петрова сложились дружеские отношения, поскольку прокурорам под его руководством совместно с новым руководством республиканского МВД приходилось много противодействовать и черным лесорубам, и организованным преступным группам, и рыбной мафии и особенно коррумпированным группировкам во власти.

Разумеется, как и положено прокурору, в республике у него были и есть недоброжелатели, - отметил политолог из Улан-Удэ Тимур Дугаржапов. - В этой связи на него периодически распространялись разные "компроматы", однако ни один из "фактов" злоупотребления служебным положением не подтвердился.

Но большинство знают Валерия Петрова как предельно принципиального, очень вдумчивого и что немаловажно чрезвычайно порядочного человека. А как о специалисте, о нем коллеги, с кем удалось переговорить, говорят так: профессионал с большой буквы.

В регионе Валерий Петров запомнился громкими и успешными коррупционными процессами в правительстве Бурятии. При его поддержке возбуждались уголовные дела в отношении министра сельского хозяйства РБ Александра Манзанова, руководителя Хозяйственно-транспортного комплекса РБ Александра Сучкова и т.д., пишет “Российская газета”.

Видеозапись 415-го заседания Совета Федерации будет доступной после окончания заседания.

Таким образом, у генерального прокурора России Юрия Чайки появился второй заместитель - выходец из Бурятии. Напомним, что с 2006 года эту должность заместителя генерального прокурора занимает Иван Семчишин, который до этого был прокурором Бурятии.

На прошлой неделе появились сообщения, что в России ликвидируется Главная военная прокуратура. Военные прокуроры попробовали опровергнуть эту информацию, но получилось это как-то неубедительно. «Наша Версия» разобралась, как будет ликвидировано армейское надзорное ведомство и почему это надо было сделать уже давно.

Несмотря на противоречивую информацию, очевидно, в следующем году Главную военную прокуратуру (ГВП) в любом случае ожидают большие перемены. Имеющаяся информация позволяет утверждать, что ГВП прекратит своё существование как отдельная структура, находящаяся на балансе Минобороны, и преобразуется в спецуправление в составе гражданского надзорного ведомства. Таким образом, предполагается, что статус Главной военной прокуратуры будет понижен до управления, входящего в состав Генеральной прокуратуры РФ. Кроме того, ГВП будет подвергнута серьёзным штатным изменениям. При этом её сотрудники сменят армейские погоны на прокурорские.

Глава ГВП потерял доверие

Слухи о расформировании прокуратуры ходят уже более 10 лет. За это время сама армия, над которой надзирают военные прокуратуры, была неоднократно и нещадно реформирована и сокращена. Однако численность военных прокуроров до последнего момента оставалась неизменной. Эксперты говорят, что на стороне военных прокуроров играют сильные лоббисты, с помощью которых ГВП неоднократно удавалось отстаивать свои интересы и в зародыше подавлять любую потенциальную угрозу. Это в полной мере проявилось во время создания военной полиции, которая, как планировалось, должна была забрать часть функций у военных прокуроров. В результате затяжной подковёрной войны решение о создании военной полиции устояло, но новая правоохранительная структура получила весьма ограниченные полномочия.

По оценкам экспертов, ахиллесовой пятой Главной военной прокуратуры в сложившейся ситуации стал нынешний главный военный прокурор Сергей Фридинский (на фото). Всю его деятельность на посту главного военного прокурора сопровождали многочисленные скандалы, связанные с квартирными и земельными махинациями, «прикрыванием» близких ему людей и, напротив, чрезмерно жёстким отношением к офицерам, имеющим большой авторитет в войсках.

Андрей Кошкин, доктор политических наук, заведующий кафедрой политологии и социологии РЭУ им. Г.В. Плеханова:

– Уже продолжительное время ожидаются реформы, которые подразумевали переход военной прокуратуры в гражданскую структуру. Сколько её ни откладывали, но жизнь показала, что от оптимизации не уйти. Здесь свою роль сыграли и геополитическая обстановка, и ситуация внутри страны, направленная на демилитаризацию основных сфер, и даже финансовая ситуация в стране. Сейчас военные прокуроры говорят, и это всегда было основным аргументом, что, потеряв погоны и лишившись связей с армией, они станут менее эффективно работать. Отчасти это так – в военную прокуратуру приходили люди из войск, понимавшие, что происходит в воинских коллективах. Но, с другой стороны, есть и контраргумент: военные прокуроры в основном разбирают однотипные дела, где большую часть занимает дедовщина. С ними справятся и гражданские специалисты.

В частности, речь может идти о жёсткой позиции военных прокуроров во время суда над бывшим главнокомандующим Сухопутных войск генералом Владимиром Чиркиным, которого обвиняли в мошенничестве. Потому из-за пошатнувшегося авторитета Фридинский сегодня не может в полной мере задействовать все рычаги, чтобы отстоять статус военных прокуроров. Более того, большинство экспертов склонны считать, что по результатам преобразований генерал сам скорее всего будет вынужден покинуть ведомство.

Сможет ли ГВП выстоять в этот раз, узнаем до конца года. Но есть основания полагать, что на этот раз серьёзных реформ не избежать. Возможно, система военного надзора вернётся к состоянию, в котором она пребывала до 1997 года, – до создания ГВП в нынешнем виде её функции выполняло Главное управление по надзору за исполнением законов в Вооружённых силах РФ. Сотрудникам ведомства уже сообщили о предстоящей реформе и предложили сделать нелёгкий выбор – кто готов перейти в Генпрокуратуру, а кто выйдет на пенсию в статусе военнослужащего.

Прокурорам заглянули в карман

Следует отметить, что парадоксальная ситуация, когда за соблюдением законности в армии надзирает ведомство, само стоящее на довольствии у Минобороны, с самого начала вызывала много вопросов. Да, прямой зависимости военных прокуроров от министра обороны никогда не было, особенно это касается должности главного военного прокурора, который имеет статус заместителя генпрокурора РФ и назначается на должность Советом Федерации. Но остальные прокуроры пусть и косвенно, всё же имели отношение к военному ведомству – получали воинские звания, денежное довольствие, квартиры, а также материально-техническое обеспечение, включая служебные помещения, транспорт и средства связи. Как рассказал «Нашей Версии» офицер военной прокуратуры Южного военного округа, определённые рычаги воздействия у военных были – например, при возникновении конфликтных ситуаций по надуманным причинам прокурорам могли задержать выплату денежного довольствия. В первый раз показательно ярко конфликт интересов проявился в 2005 году, когда публичные пикировки между министром обороны Сергеем Ивановым и главным военным прокурором Александром Савенковым стоили должности последнему. Всё началось с того, что главный военный прокурор жёстко выступил по поводу разгула преступности в войсках, в ответ министр в жёстких и даже где-то оскорбительных выражениях отреагировал на критику. Это наглядно показало, что военные прокуроры не так уж независимы от военных.

Кроме того, ликвидацию военной прокуратуры напрямую связывают с экономическими причинами и сокращением бюджетных средств. Выяснилось, что военные прокуроры находятся в привилегированном положении. Так, Минобороны доплачивает сотрудникам ГВП дополнительно за должности и звания. И теперь, в условиях необходимой экономии, решено, что такое разделение прокуратур является несправедливым. Отмечается также, что это решение было принято ещё несколько лет назад, но откладывалось до лучших времён.

Александр Перенджиев, эксперт Ассоциации военных политологов:

– Военные прокуроры дольше других сопротивлялись смене своего статуса. Например, с военных судей погоны сняли уже несколько лет назад без всяких церемоний. Это говорит о мощном прокурорском лобби, имеющем большой политический ресурс. Военные прокуроры всегда находились в лучшем положении, чем их гражданские коллеги: они пользуются преимуществами и льготами обычных прокуроров, в то же время получая льготы военнослужащих. Таким образом, они обходятся государству дороже, чем гражданские, причём особой необходимости для таких расходов нет. Сейчас с ними решено действовать мягко: тем, кто является военнослужащим, дадут возможность дослужить, чтобы они могли заработать военно-прокурорскую пенсию. Но уже новые сотрудники не будут становиться военнослужащими, таким образом спустя определённое время класс военных прокуроров постепенно исчезнет. Это нужно было сделать давно, прокурорский надзор не должен быть связан с армией, чтобы исключить корпоративный момент, прокурорам необходимо быть максимально независимыми, только тогда получится осуществлять полный государственный и гражданский контроль.

Военную прокуратуру больше не будет содержать Министерство обороны РФ. Эту информацию, ранее появлявшуюся со ссылкой на источники в силовых ведомствах, «Газете.Ru» официально подтвердили в Генеральной прокуратуре России. «Это произойдет с 01.01.2017», — отметили в ведомстве.

Более того, как следует из федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации»,

Министерство обороны с нового года не будет выделять деньги на зарплату военным следователям.

Финансовое обеспечение Главного военного следственного управления (ГВСУ) целиком и полностью ляжет на плечи СК РФ.

В проекте бюджета на 2017 год в связи с этим даже предусмотрено увеличение расходов на органы военной прокуратуры и военного следствия. Так, на деятельность ГВП с нового года предполагается увеличить расходы до 69,526 млрд руб. (в 2016 году они составляли 63,3 млрд руб.). Бюджетные ассигнования Следственному комитету в связи с тем, что ведомству передадут на довольствие ГВСУ, в 2017 году планируется увеличить до 38,9 млрд руб. (в 2016 году было выделено 33,7 млрд руб.).

Вместе с тем отдельные сотрудники обоих ведомств в беседе с «Газетой.Ru» выразили сомнения в том, что перевод их на довольствие в гражданские структуры не скажется на их зарплатах.

«Сейчас военные прокуроры считаются военнослужащими. Это означает, что они имеют ряд надбавок, которые предусмотрены законом «О статусе военнослужащих».

Грубо говоря, военный прокурор в среднем получает на треть больше своего гражданского коллеги. После того как мы станем гражданскими людьми, нас в соответствии с законом можно будет лишить всех этих надбавок», — отметил один из сотрудников ГВП, который просил не называть его имени и должности.

Схожие опасения высказали и сотрудники ГВСУ. По их словам, неспроста проектом бюджета на 2018-2019 годы предусмотрено снижение расходов на органы прокуратуры до 61 млрд и 60,5 млрд руб. соответственно. На следственные органы этим же документом предполагается снизить затраты до 37,7 млрд в 2018 году и 37,6 млрд руб. — в 2019-м.

Официальный представитель Генеральной прокуратуры Александр Куренной пояснил «Газете.Ru», что никто из военных прокуроров после того, как Генпрокуратура возьмет их на свое содержание, в деньгах и льготах не потеряет.

«Даже после перехода к нам военнослужащих из органов военной прокуратуры на них в полном объеме продолжат распространяться нормы федерального закона «О статусе военнослужащих».

Медицинская помощь военнослужащим военной прокуратуры и членам их семей будет осуществляться в военно-медицинских учреждениях Министерства обороны Российской Федерации и иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, с осуществлением взаимных расчетов с Генеральной прокуратурой Российской Федерации в порядке, установленном правительством Российской Федерации», — сказал представитель надзорного ведомства. Он добавил, что

детям военных прокуроров во внеочередном порядке продолжат предоставлять места в дошкольных образовательных организациях,

школах-интернатах и летних лагерях. Куренной отметил, что проходить обучение будущие военные прокуроры продолжат в вузах, подведомственных Минобороны.

В пресс-службе ГВСУ оперативный комментарий по поводу особенностей перевода ведомства на обеспечение Следственного комитета предоставь не смогли. Однако источник, знакомый с ситуацией, пояснил «Газете.Ru», что в деньгах военные следователи также не потеряют, после того как их перестанет финансировать Минобороны.

«Должности и воинские звания военных следователей пока никто упразднять не собирается, структуру управления тоже никто менять не планирует. Планируется сделать так же, как в органах ФСБ и ФСО, где есть как гражданская служба, так и военная. И хотя значительная часть работников ФСБ являются военнослужащими и имеют соответствующий статус, ФСБ имеет свое финансирование и сама выплачивает зарплату, а также осуществляет иное материальное обеспечение сотрудников», — пояснил он.

Член Совета по правам человека при президенте РФ, специализирующийся на защите прав военнослужащих,

Сергей Кривенко считает, что перевод военных следователей и прокуроров из Минобороны в независимые структуры — это шаг в правильном направлении.

«Получение довольствия от оборонного ведомства все равно являлось формой зависимости от него, это наследие СССР. При этом главный военный прокурор Сергей Фридинский отмечал, что это не повлияет никаким образом на сотрудников ГВП», — рассуждает правозащитник. По его словам, совершенно логично, что сумма финансового довольствия, а также льготы для работников ГВП и ГВСУ ни в коем случае не должны снижаться, иначе это может привести к потере опытных кадров военной прокуратуры и следствия.

«Конечно, всех проблем эта реорганизация не решит. Например, подчас бывает так, что прокуроры и следователи имеют неформальные связи с командирами частей, в которых идет расследование преступления. Это порой влияет не лучшим образом на качество следствия. Всех проблем сразу не решить, но отрадно, что их решать хотя бы начали.

Следующим шагом я бы выделил в отдельную структуру военную полицию, которая не должна входить в штат Минобороны.

Более того, желательно, чтобы военных полицейских присоединили к ГВП или к ГВСУ. Тогда они будут иметь возможность самостоятельно проводить следствие и дознание, а также возбуждать уголовные дела. Командир части вышеперечисленными функциями, напротив, обладать не должен, иначе ни о каком объективном дознании и речи вести не придется», — подчеркнул Кривенко.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»