Караваджо. Апостол Матфей и Ангел. Чудо, сотворенное апостолом Матфеем

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Левий Матфей — один из 12 учеников Иисуса Христа, упомянутый в числе первых апостолов в Евангелиях от Матфея (10:3), от Марка (3:18) и от Луки (6:15). В Евангелии от Матфея он назван "Матфеем мытарем", возможно по смирению автора — ведь иудеи презирали мытарей, а Евангелия от Марка (2:14) и от Луки (5:27-29) сообщают о призвании Левия Матфея, сидевшего "у сбора пошлин".

Современные же комментаторы обращают внимание на то, что именно автор Евангелия от Матфея уделяет особое внимание денежным терминам: подать в две драхмы — дидрахма (17:24); монета в четыре драхмы — статир (17:27); талант (18:24); и лишь он один сообщает об уплате Иисусом подати на храм (17:24). По их мнению, эти детали мог заметить только сборщик податей.

Согласно церковной традиции, Матфей, он же Левий, был братом другого апостола, Иакова. Их отца звали Алфей, братья жили в галилейском городке Капернауме, расположенном на дороге, связывавшей средиземноморский порт Кесарию и столицу Сирии Дамаск. На таких дорогах с проезжих купцов взимались пошлины. Матфей служил как раз на такой таможне.

Разумеется, таможенная служба давала немалые возможности собирать деньги не только в казну, но и в свой карман. К тому же мытари служили римским оккупантам. Неудивительно, что выражение "мытари и грешники" стало своего рода присловьем, что и отражено в Евангелии: мытари были обеспеченными и влиятельными, но презираемыми людьми. Имя Левий звучит резким контрастом с такой работой: оно напоминает о Левии, сыне Иакова, потомки которого были священниками и левитами — людьми, постоянно служившими Богу. Родители, давая такое имя сыну, наверное, желали ему именно такой судьбы, но он пошел по другому пути.

Что мог он думать, видя, как мимо него проходит знаменитый пророк, о котором говорят все окружающие? С мытарями брезговали общаться люди простого звания, а тут — великий праведник! Конечно же, Он не захочет даже взгляда бросить на погрязшего в коррупции чиновника, который пересчитывает отнятые у честных людей монеты с портретом чужеземного императора…

Но Христос не поставил никаких условий, ни в чем его не упрекнул, сказал только: "следуй за Мною". И Матфей последовал, раз и навсегда, бросив и доходное место, и, может быть, даже весь свой дневной сбор.

По преданию, после Вознесения Христа он проповедовал сначала в Палестине, где, по свидетельству историка Евсевия и других христианских авторов, через 8 лет Матфей написал Евангелие, адресованное уверовавшим евреям (по одной из версий, используя записи апостола Филиппа, которые тот делал еще при жизни Иисуса), и передал его апостолу Иакову, брату Господню. С еврейского на греческий язык его перевел либо апостол Иаков, либо Иоанн Богослов.

После этого, согласно церковной традиции, он обошел с проповедью Сирию, Мидию, Персию, возможно, побывал и в Индии и закончил свой апостольский труд мученической кончиной в Эфиопии. Впрочем, по другим источникам, его мученическая кончина случилась в малоазийском городе Иераполе, который известен сегодня туристам, посещающим в Турции кальциевые источники Памук-Кале. Однако исторических свидетельств о нем чрезвычайно мало.

Во II веке Пантен нашел Евангелие от Матфея, написанное на еврейском языке, у христиан Индии, а подлинник, согласно свидетельству блаженного Иеронима Стридонского, хранился в Кесарийской библиотеке, устроенной в III веке мучеником Памфилом. Но этот еврейский (арамейский) текст был утерян, и в канон Нового Завета включен древний греческий перевод, упомянутый у Климента Римского, Игнатия Антиохийского и других христианских писателей древности.

Современные исследователи называют Евангелие от Матфея "хрестоматией", "учительским Евангелием", и обращают внимание на то, что Матфей был великим систематизатром: он собирал в одном месте все, что знал об учении Христа по тому или другому вопросу.

Кроме того, он учитывает особенности современной ему аудитории, из которой лишь немногие могли иметь книги, а остальным нужно было их пересказывать, а для этого — запоминать. И Матфей так располагает материал, чтобы его легче было усвоить и запомнить. Возможно, именно по этой причине ранняя церковь использовала его больше, чем остальные три.

Мощи апостола Матфея хранятся в храме Сан-Маттео в Салерно (Италия). Своим покровителем его традиционно считают таможенники и финансисты, хотя мало кто из них способен, следуя его примеру, в одночасье бросить доходное место, оставить все и пойти за Христом, как сделал это Левий Матфей, сын Алфеев, навсегда обессмертив тем свое имя.

Христианская религия - большое поприще для изучения. Согласно Библии, у Иисуса Христа было двенадцать учеников, последователей, апостолов. Каждый из них до встречи со Спасителем жил своей жизнью, выполнял обязанности, играл определенную роль в обществе. Истории жизней апостолов крайне интересны. В этой статье мы поговорим про житие апостола Матфея. Акафист апостолу Матфею читают во всех церквях в день памяти - 16 ноября.

Матфей до встречи со Спасителем

Во времена Римской империи люди часто имели два имени. Так вот, и апостол Матфей имел еще одно имя - Левий. Матфей Левий был сыном Алфея и братом Иакова - другого из Иисуса Христа. Жил Матфей в собственном доме в городе Капернауме, который располагался на берегу Иудеи, как и другие жители завоеванных Римской империей территорий, были обязаны платить подати в казну империи. Собирали подати мытари. Неудивительно, что люди недолюбливали тех, кто занимал такую должность, ведь очень часто мытари притесняли народ, злоупотребляя своими должностными обязанностями, проявляли жестокость и немилосердие. Одним из мытарей и был Матфей Левий. Благодаря своей должности, он нажил приличное состояние. Но Матфей, хоть и был мытарем, все же не потерял человеческого облика.

Как Матфей стал учеником Спасителя и апостолом

Матфей не раз слышал проповеди Христа, поселившегося в том же Капернауме, и видел чудеса, им творимые. Призвание апостола Матфея в ученики произошло по причине того, что Господь увидел, как Матфей относится к нему, его учению, узрел готовность уверовать и последовать за ним. Иисус в сопровождении людей однажды вышел из города и пошел к морю. Как раз к тому месту, где Матфей собирал подати с проходящих кораблей. Подойдя к будущему апостолу, Господь сказал, чтобы тот следовал за ним. Апостол Матфей, сердцем и душой стремившийся ко Христу, не задумываясь пошел следом за Учителем. Матфей Левий, сам себе не веря, что его, грешного, выбрал Иисус, приготовил угощение в своем доме. На праздник были приглашены все желающие. Среди народа, присутствовавшего в доме апостола, были мытари, а также все знакомые и родные. Иисус сел за один стол с мытарями и грешниками, дабы своим словом дать им шанс покаяться и спастись. Апостол Матфей сам подтвердил своим примером божественное предназначение Учителя, сказавшего, что пришел спасти грешников, но не праведников. Будущий апостол оставил все свое имущество и пошел вслед за Господом. Уже в скором времени Матфея приобщили к числу двенадцати апостолов.

Апостол и евангелист Матфей

Матфей был верным учеником. Вместе с остальными апостолами он видел все чудеса, творимые Иисусом, слушал все проповеди его, сопровождал всюду. Матфей и сам ходил к людям, пытаясь донести до них учение Христа, и тем самым давая возможность спастись.

Апостолы, в том числе Матфей, его брат Иаков Алфеев, а также апостол Андрей, с содроганием сердца лицезрели арест Учителя, Его мучения, смерть, а затем - вознесение. После того, как Господь вознесся на небеса, апостол вместе с остальными учениками проповедовал людям Галилеи и Иерусалима учение Христа - Евангелие. Когда настала пора апостолам разойтись по всему миру и донести учение Христа до всех народов, то иудеи, остальные ученики и апостол Андрей - самый первый из призванных учеников Иисуса, выразили Матфею свое желание в письменном виде нести учение дальше. Матфей Левий, следуя всеобщему желанию, написал свое Евангелие - Евангелие от Матфея.

Это было самое первое Евангелие Нового Завета. Направлена эта книга была в первую очередь на то, чтобы донести учение жителям Палестины, и написана на еврейском языке.

Обращение людей в веру апостолом Матфеем

После того как апостол покинул Иерусалим, он побывал проповедуя Евангелие в Сирии, Персии, Парфии, Мидии, Эфиопии или Индии. Здесь он пытался обратить в веру дикий народ людоедов (антропофагов) со звериными обычаями и нравами. (Акафист апостолу Матфею читают в день смерти его в Эфиопии 16 ноября.) В городе под названием Мирменах, в самом начале своего пребывания в Эфиопии, святой апостол Матфей обратил в христианскую веру несколько человек, назначил епископа и построил небольшой храм. Он все время молился, чтобы все племя обратилось в веру. И вот как-то раз Матфей находился на высокой горе в посте и молитве. К нему в образе юноши явился Бог и передал апостолу жезл, говоря, чтобы Матфей воткнул покрепче жезл у храма. Из посоха должно было вырасти дерево с сочными и вкусными плодами, а из основания дерева должен был появиться источник с прозрачной водой. Каждый, кто отведает плод, должен был стать кротким и добрым, а напившись из источника, обрести веру. Апостол Матфей стал спускаться с горы с жезлом, но одержимые бесами жена и сын владельца города Фульвиана стали препятствовать апостолу, крича, что апостол хочет их погубить. Матфей именем Христовым изгнал бесов. И жена и сын Фульвиана пошли за апостолом, став смиренными.

Чудо, сотворенное апостолом Матфеем

В городе, возле храма, апостол крепко воткнул жезл, и на глазах у всех произошло чудо.

Как и говорил Матфею Господь, выросло огромное дерево, на дереве появились невиданные плоды, а из подножья дерева стал течь ручей. Люди собирались со всего города, чтобы увидеть это чудо, попробовать плоды и попить воды из ручья. Апостол встал на возвышении и стал говорить проповедь. Все, кто был рядом, уверовали и приняли крещение в воде из источника. Крестились и жена с сыном Фульвиана. Фульвиан же, вначале с почтением и удивлением отнесшийся к сильно разгневался, когда понял, что новая вера отрешает народ от идолов. И задумал владелец города убить апостола Матфея.

Попытки схватить апостола Матфея

Ночью апостолу явился сам Иисус, ободрил его, сказав, что не оставит в мучениях, которые Матфею предстоит пройти. Когда Фульвиан отправил к храму своих воинов, чтобы те привели Матфея, их окружила тьма, да такая, что они еле-еле смогли найти обратную дорогу. Фульвиан разгневался еще больше и отправил за апостолом гораздо больше воинов. Но и те воины не смогли схватить Матфея, так как небесный свет, осветивший апостола, был настолько ярок, что воины побросав оружие, бежали в ужасе. Тогда Фульвиан сам с сопровождением пришел к храму. Но внезапно ослеп и стал просить Матфея смилостивиться и простить грехи. Апостол перекрестил злого властителя. Тот обрел способность видеть, но решил, что это лишь чародейство Матфея, а не сила Господа. Фульвиан принял решение сжечь апостола.

Конец жизни святого Матфея

Матфея схватили и прибили к земле за руки и за ноги большими гвоздями. По приказу жестокого Фульвиана сверху наложили ветки, хворост, серу, смолу, полагая, что апостол сгорит.

Вместо этого пламя угасло, а святой апостол Матфей, живой и невредимый, славил имя Господа. Присутствовавшие были в ужасе и тоже восхваляли Бога. Все, кроме Фульвиана. По его приказу принесли еще больше веток и хворосту, положили сверху апостола, полили смолой. Фульвиан расставил вокруг предполагаемого костра двенадцать золотых идолов, которым поклонялся. Он хотел с их помощью сжечь Матфея. Но Матфей под пылающим пламенем истово молился, дабы Господь явил свою силу и выставил на смех тех, кто все еще надеялся на идолов. Пламя повернулось к идолам и расплавило их, опалив стоящих поблизости. Затем вырвавшийся из пламени, направился к Фульвиану, который в страхе хотел убежать. Видя бесполезность попыток избежать змея, Фульвиан взмолился Матфею, прося избавить его от гибели. Апостол погасил пламя. Властитель хотел с почестями принять святого Матфея, но апостол в последний раз вознес ко Господу молитву и умер.

Как Фульвиан стал Матфеем

Фульвиан велел невредимое тело апостола одеть в дорогие одежды, внести во дворец, но сомнения в вере заставили его приказать сковать железный ковчег для останков и, запаяв его, опустить в море. Властитель решил, что если Бог, спасший от огня апостола, не даст утонуть телу, то тогда он уверует и откажется от идолов. Ночью епископ увидел Матфея, который дал указания, где найти его вынесенные морем на берег мощи. Фульвиан тоже пошел посмотреть на это чудо, и, окончательно убедившись в силе Господа, принял крещение с именем Матфей. Так призвание апостола Матфея Господом в ученики обратило в веру целый народ.

Подвиги апостолов неоценимы для становления христианства. Так и своей жизнью показал пример окружающим апостол Матфей. Икона с его изображением напомнит каждому христианину о стойкости и подвиге во имя Господа. Житие апостола Матфея - это поучительная история для всех.

Невозможно найти такие слова, чтобы описать величие духовного подвига, который совершили святые двенадцать апостолов Христовых, огласившие вселенную Евангельской проповедью. Господь удостоил их весьма великой благодати. Св. апостолы, имея жалость и сострадание к нам, грешным, не перестают ходатайствовать за нас перед Богом. Будем и мы, в свою очередь, иметь тесное молитвенное общение со святыми апостолами, умолим их быть нашими небесными заступниками, чтобы нам избежать вечного осуждения в аду. Память св. двенадцати апостолам 30 июня (13 июля по гражданскому стилю).

——————————————————————


Порядок чтения по уставу
——————————————————————

Тропарь, глас 3-й

Апостоли святии молите милостиваго Бога, да грехов оставление подаст душам нашим. (Дважды).

Слава, и ныне. Богородичен. Т ебе Ходатаицу спасения рода нашего, воспеваем Богородице Дево. Плотию бо, ею же из Тебе прошед, Сын Твой и Бог наш крестную прием страсть, и избавил есть нас из истления, яко Человеколюбец.

КАНОН, глас 4-й

Песнь 1. Ирмос

М оря Чермнаго пучину, немокрыми стопами древле шествовав Израиль, крестообразно Моисеовыма рукама, Амаликову силу в пустыни победил есть.

Запев: С вятии апостоли, молите Бога о нас (поклон) .

Л ик апостольскии пети ми, усердьствующу Христе, мольбами сих яко Бог, зарю Духа Пресвятаго даруй, и свещю премудрости Твоея.

Запев. У крепльшеся силою Твоею и благодатию Христе, силу сопротивных ссекоша враг, честнии Твои апостоли, боговидцы бывше, непрестанными к Тебе мановенми. Исцеления творяще Владыко Твоим именем, языческая совокупления, Твоим познанием уловиша, славнии апостоли. И светом Твоим просветиша.

Слава. М удростию небесною научьшеся, Христови славнии апостоли, всепроявленномудрых обуисте, многословие непотребное, силою проповедания.

И ныне. Богородичен. О т Троицы пребожественыя чистыя, Единого родила еси, из Тебе плотию явльшагося по нас, благоволением рождьшаго, и действом Духа Пресвятаго, Мати Дево.

Катавасия: И збавите от бед рабы своя, святии апостоли, яко вси по Бозе к вам прибегаем, вы бо молите о нас Христа Бога нашего (поклон) . Господи помилуй (трижды с поклонами) .

Песнь 3. Ирмос

В еселится о Тебе церкви Твоя Христе зовущи, Ты ми крепость Господи, и прибежище и утвержение.

Запев. Н ебесная и честная, богогласяще на земли учения, языки огнеными вещающе, проповедницы Христовы предаете.

Запев. П оказал еси небеса, ученики своя словесны Владыко, славу Твою поведающыя, всем концем.

Слава. Н аписавшеся на небесех, и явльшеся Христу сожители. Иже ныне вас премудрии, чтущыя усердно соблюдите.

И ныне. Богородичен. В селися в Тя, иже в вышних живыи Чистая. Без семене бо плоть из Тебе приим явися. Катавасия.

Седален, глас 8-й. М режею словес божественых, рыбы уловляюще словесныя, и сия приведосте исперва Богу нашему. И во Христовы раны желающе облещися, подобницы страстем Его явистеся. Тем же сошедшеся подолгу почитаем, апостоли славнии, всепразднественую память вашу. И согласно вопием вам, молите Христа Бога грехов оставление подати, празднующим любовию святую память вашу.

Слава, и ныне. Богородичен. Я ко Деву едину в женах, Тя без семене рождьшую Бога плотию, вси ублажаем роди человечестии. Ибо огнь вселися в Тя божества, и яко Младенца доиши Зиждителя и Господа. Тем же ангельскии и человеческии род, достойно славим пресвятое рожество Твое. И согласно вопием Ти, моли Христа Бога, согрешением оставление даровати, воспевающим непрестанно славу Твою.

Песнь 4. Ирмос

В оздвижена Тя видевши церкви, на кресте Солнца праведнаго, ста в чину своем, достойно взывающи, слава силе Твоей Господи.

Запев. Г лагол божественых апостол вещание, огнесиянно пройде вселенную всю, льсти убо вещь опаляя, просвещая же благодатию, благочествующих совокупления.

Запев. П очерневшии мраком безбожия, богосияннии светилницы, ученицы явльшеся. Мир просветиша зарею благодатною, и лучами проповедания. Священными свещами украшени, мысленаго Солнца. Яко солнце в мире сияете прехвалнии, светом божества, прелести мглу отгоняще.

Слава. Ж езл силы имуще крест Твой, сланое жития, самовидцы Твои Слове, море пресецаху. Яко кони смущающе многобожия воды.

И ныне. Богородичен. У крашено пестрым светолитием, Небо одушевленое Твое, царя царствующих Христе, Девая пречистая, ныне яко Богородица славится. Катавасия.

Песнь 5. Ирмос

Т ы Господи ми свет, в мир пришел еси, свет святыи, обращая из мрачна неведения, верою воспевающыя Тя.

Запев. Б ожественыя Твоя Христе, и премудрыя служители, свет показал еси в мире, Тя незаходимаго сияния всем возвещающыя.

Запев. И же всю добродетель, проявленно удержаша апостоли. Пестротою бесовския злобы, связанныя разрешисте.

Слава. Я виша нам тройческое сияние, божества во единьстве, огненными языки вещающе апостоли.

И ныне. Богородичен. Т я оружие непобедимо, на враги предлагаем, Тя державу и надежу нашего спасения, Богоневестная имамы. Катавасия.

Песнь 6. Ирмос

П ожру Ти со гласом хваления Господи, церкви вопиет Ти, от бесовския крове очищьшися, милостию от ребр истекшею Ти кровию.

Запев. У тверждь ученики мудростию и чюдесы, силнейша содела еллинскаго Спасе любомудрия, и сих лестная упраздниша учения.

Запев. Б ожественыя реки премудрости, наполниша спасеных вод, удолия вся церковная, от источник спасения, струи обогащьше.

Слава. Я вльшеся яко звезды живы и пребогаты, разористе всемрачную лесть, светолучными сиянии, богоразумия свет облиставше.

И ныне. Богородичен. В сю Тя голубицу предобру, и светел обрете крин, и удолия цвет о Богомати, Жених мысленыи в Тя вселися. Катавасия.

Слава, и ныне. Кондак, глас 2-й. П етра вернии камень веры похвалим ныне, и Павла богомудраго. Созывают бо всех праздньствовати верою, соборне вкупе вся два надесяте, яко проповедники вере, просяще грехов оставление.

Икос. В оистину нам наста всем ближним и далним, праздновати светло, и воспевати проповедники и ученики слова, Петра и Павла, Иоанна и Андрея Первозваннаго. Филиппа же и Матфея, и Марка, Луку вкупе и Симона Зилота, Июду и божественаго Иякова, с сими и Фому, премудрыя апостолы, похвалити потщимся вси, просяще прощение грехов оставления.

Песнь 7. Ирмос

В пещи авраамския си дети персстей, любовию благоверия паче, нежели пламенем опаляеми взывааху, благословен еси в церкви славы Твоея Господи.

Запев. С ыны сотворь ученики Своя, иже первее естеством Бог. Любовию наследники показал еси, отеческому жребию Преблагии, и последовати Тебе яко Богови и Владыце, благоизволил еси.

Запев. П ремудрости излияние, сердца ширину, языка благоглаголание слове, подав божественым си учеником, послал еси проповедающа Евангелие царьствия, всем языком.

Слава. Я вльшеся яко облацы, исполнены божественаго света, всем одождяют воду животворну, апостоли зовуще, благословен еси в церкви славы Твоея Господи.

И ныне. Богородичен. П реиспещрена божественою славою явися Чистая, едина от века Слово Божие приемши Дево Мати. Благословена Ты в женах, всенепорочная Владычице. Катавасия.

Песнь 8. Ирмос

Р уце распростер Даниил, Львова зияния в рове затче. Огненую же силу угасиша, добродетелию поясавшеся, иже благочестия рачители отроцы взывающе, благословите вся дела Господня Господа.

Запев. Б ожественыи и премудрыи лик апостол Христовых, огнем Духа, яко вещь палимую попали, бесовския службы. И сердца верных просвети, вопиющих, благословите вся дела Господня Господа.

Запев. С огласно божественыя ученики, и апостолы Христовы, иже небесная нам возгремеша учения, пристанища веры, благодателя общая, человечеству Спасителя, и служителей слова почтем.

Слава. В сечестная и вместная вместилища добродетелем, человеческия начатки, проповедания трубы, потоки нетленныя жизни, богоносныя молнии, исцелением источники, красныя ноги Евангелия почтем.

И ныне. Богородичен. П олныи истощавается нас ради, да исполнения его причастимся. Вшед бо во чрево Твое пречистое Непостижимыи, отеческих не отступль недр воплощается. Тем же Тя благословим Марие Богоневесто. Катавасия.

Песнь 9. Ирмос

К амень нерукосечьныя горы, от несекомыя Тя Девицы, краеуголныи отсечеся Христос, иже совокупив разстоящаяся естества. Тем веселящеся, Тя Богородице величаем.

Запев с поклоном. Р ешати пленицы согрешении, власть приемши от Владыки боговидцы. Грехи воспевающих вас, милостивно очистите, и спасению сподобите.

Запев. В сю духовную зарю, существене вам явльшуюся, вси приясте честнии. Выспрь тайно научаеми, высоким учением. И ныне достойно ублажаетеся.

Слава. В ам Христос ныне другом почившем, подавает не увядаемыя венцы, и видения божественаго исполняет. Его же ныне молите церкви спасати.

И ныне. Богородичен. П лотию приити восхотев, украсивыи вся. Слово в Тя вселися, Едину святеишую всех обрет, и Богородицу показа истинную Мати Дево. Катавасия.

Отпуст: Г осподи Исусе Христе, Сыне Божии, молитв ради пречистыя Твоея Матере, и святых славных и всехвальных апостол, и всех ради святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. А минь. Г осподи помилуй (трижды) . Исходные поклоны.

КАК ЧИТАТЬ ПСАЛТИРЬ. Псалтирь - священная книга псалмов, или Божественных гимнов, записанных Царем Давидом по внушению Духа Святаго. Чтение Псалтири привлекает помощь Ангелов, изглаживает грехи, напитывает душу дыханием Святаго Духа. Способ молиться по Псалтири гораздо древнее, чем Иисусова молитва или чтение акафистов. До появления Иисусовой молитвы в древнем монашестве было принято в уме (про себя) читать Псалтирь наизусть, а в некоторые монастыри принимали в монащество лишь тех, кто знал на память всю Псалтирь. В царской России Псалтирь была самой распространенной книгой среди населения. В православной аскетической практике до ныне существует благочестивый обычай чтения Псалтири по соглашению, когда группа верующих раздельно друг от друга прочитывает за одни сутки всю Псалтирь целиком. При этом каждый читает одну определенную ему кафизму дома, келейно и поминает имена тех, кто молится вместе с ним по соглашению. На следующий день Псалтирь снова прочитывается целиком, при этом каждый читает уже следующую кафизму. Если кому-то в один из дней не удалось прочитать положенную ему кафизму, она читается назавтра плюс следующая за ней по порядку. Советы начинающим. 1. Для чтения Псалтири необходимо иметь дома горящую лампадку (или свечу). Молиться «без огонька» принято только в пути, вне дома. 2. Псалтирь, по совету преп. Серафима Саровского, необходимо читать вслух - вполголоса или тише, чтобы не только ум, но и слух внимали словам молитвы («Слуху моему даси радость и веселие»). 3. Особое внимание следует обратить на правильную расстановку ударений в словах, т.к. ошибка может изменить смысл слов и даже целых фраз, а это - грех. 4. Читать псалмы можно сидя (слово «кафизма» в переводе на русский язык «то, что читается сидя» в отличие от слова «акафист» - «не сидя»). Вставать нужно при чтении начинательных и заключительных молитв, а также на «Славах». 5. Псалмы читаются монотонно, без выражения, чуть нараспев - бесстрастно, т.к. Богу неприятны наши греховные чувства. Чтение псалмов и молитв с театральным выражением приводит человека к демонскому состоянию прелести. 6. Не следует унывать и смущаться, если смысл псалмов непонятен. Пулеметчик не всегда понимает, как стреляет пулемет, однако его задача - бить по врагам. Относительно Псалтири существует утверждение: «Ты не понимаешь - бесы понимают». По мере нашего духовного взросления будет открываться и смысл псалмов. 7. Обычно читается 1-2 кафизмы в день. Начинается чтение с предначинательных молитв, озаглавленных «Разумно да будет, како подобает особь пети Псалтирь» (помещены в начале Псалтыри). После них читается первая кафизма с поминанием имен на каждой «Славе». На «Славах» Там, где кафизма прерывается пометкой «Слава», читаются следующие молитвы: Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно и во веки веков. Аминь. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже! (3 раза). Господи, помилуй (3 раза). Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Спаси, Господи, и помилуй...(имена за здравие) и прости им вся согрешения вольная и невольная, и их святыми молитвами меня, недостойнаго, прости и помилуй (После этой молитвы можно класть земные поклоны в зависимости от усердия верующего). На первой и второй «Славе» поминаются имена о здравии, на третьей Славе - имена о упокоении: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих (по списку) и прости им вся согрешения, вольная и невольная, и даруй им Царствие Твое Небесное!» (и земные поклоны). И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. И далее - следующие псалмы. После третьей «Славы» читаются написанные в очередной кафизме тропари и молитвы. Молитва «Господи, помилуй» читается 40 раз - по пальцам или четкам.

Служба дня

Молитвы дня

Евангелие дня

В честь дня памяти апостола и евагелиста Матфея в храмах совершается полиелейная служба, часы и Божественная Литургия. На всех этих богослужениях поются молитвы, прославляющие евангелиста Матфея.

Полиелейная служба совершается накануне вечером и состоит из великой вечерни, утрени и первого часа. В честь дня памяти евангелиста Матфея на великой вечерне при открытых царских вратах читаются паримии - особые отрывки из Нового Завета.

На утрене совершается полиелей: зажигают все светильники, священнослужители выходят на середину храма, торжественно поются стихи из 134-го и 135-го псалмов и величание евангелисту. Читаются объединенные каноны: Богородицы из Октоиха и апостолу Матфею. В честь апостола Матфея поется Великое славословие.

В день памяти апостола совершаются часы (кроме первого, читавшегося накануне) и Божественная Литургия свт. Иоанна Златоуста.

Тропарь апостола и евангелиста Матфея , глас 3

Усердно от мытницы к звавшему Владыце Христу,/ явльшуся на земли человеком за благость,/ Тому последовав, апостол избранный явился еси/ и благовестник Евангелия вселенней велегласен./ Сего ради чтим честную память твою, Матфее богоглаголиве,/ моли Милостиваго Бога,// да грехов оставление подаст душам нашим.

Кондак апостола и евангелиста Матфея , глас 4

Мытарства иго отверг,/ правды игу притяглся еси/ и явился еси купец всеизряднейший,/ богатство принес юже с высоты премудрость./ Отонудуже проповедал еси истины слово/ и унылых воздвигл еси души,// написав час судный.

На утрене читается:

Евангелие от Иоанна, глава 21, стихи 15-25

15 Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? [Петр] говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. [Иисус] говорит ему: паси агнцев Моих. 16 Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? [Петр] говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. [Иисус] говорит ему: паси овец Моих. 17 Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. 18 Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. 19 Сказал же это, давая разуметь, какою смертью [Петр] прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною. 20 Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя? 21 Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что? 22 Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе [до того]? ты иди за Мною. 23 И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе [до того]? 24 Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его. 25 Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.

На Божественной Литургии читаются:

Первое послание к Тимофею святого апостола Павла, глава 1, стихи 18-20, глава 2, стихи 8-15

18 Преподаю тебе, сын [мой] Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин, 19 имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере; 20 таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать.

8 Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения; 9 чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением [волос], не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, 10 но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию. 11 Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; 12 а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. 13 Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; 14 и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; 15 впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием.

Евангелие от Луки, глава 15, стихи 1-10

1 Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его. 2 Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. 3 Но Он сказал им следующую притчу: 4 кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? 5 А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью 6 и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу. 7 Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии. 8 Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет, 9 а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму. 10 Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся.

В честь апостола Матфея читаются:

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, глава 4, стихи 9-16

9 Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков. 10 Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. 11 Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, 12 и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; 13 хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, [как] прах, всеми [попираемый] доныне. 14 Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих. 15 Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием. 16 Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу.

Евангелие от Матфея, глава 9, стихи 9-13

9 Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. 10 И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. 11 Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? 12 Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, 13 пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»