Православная вера как христианская добродетель. Что такое добродетели? Значение слова

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Добродетель есть всякое слово, дело и помышление, согласное с законом Божиим.
Святитель Феофан Затворник
Человеческая жизнь это время приготовления к будущей вечной жизни. В уподобление своему Творцу – состоит высшая цель жизни человека на земле. И на это нас благословил Сам Господь Иисус Христос говоря своим ученикам: "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный".

Образ Божий в человеке проявляется в свойствах его бессмертной души. Свободная воля, творческий разум, способность любить других и жертвовать собою – все это нам дано для того, чтобы мы в своей жизни осуществили замысел Творца - подобие Божие.

Христианская вера учит нас тому, что жизнь человека должна быть временем подвига, постоянного стремления к добру и совершенству и по закону духовной жизни остановки на этом пути быть не может. Если человек перестает стремиться к добру, он непременно станет на путь противоположный – путь порока и страстей.

Человек должен испытывать, проверять свою совесть: стремится ли он к истине и добру и идет по пути добродетели или идет по пути греха, который удаляет его от Бога. Путь преображения души и развития добродетелей - путь нелегкий. На нем человеку встречается множество опасностей и затруднений, увлечений мирскими интересами, склонность к греху, маловерие и невежество в духовных вопросах мешает человеку идти узким и тесным путем к царствию небесному.

Стремление к добродетели есть в каждом человеке - как остаток того естественного добра, которое было вложено в природу человека его Творцом. Но если это семя добра не взращивать постоянным трудом, вниманием к своему душевному состоянию, способности человека к доброделанью умоляются. Как веру, так и всякую добродетель христианскую надо оберегать, взращивать как цветок, совершенствовать как всякий талант, следить за тем, чтобы она была в наилучших условиях для развития. Такими условиями должны быть изучение Священного Писания, участие в Таинствах Церкви – в Таинстве исповеди и причащения святых Христовых Тайн, внимание к своей внутренней духовной жизни.

В православном сознании существуют семь основных добродетелей - вера, надежда, любовь, мудрость, мужество, справедливость и воздержание. Святой апостол Павел пишет о том, что из всех добродетелей главные – вера, надежда и любовь, но именно любовь является совершенным исполнением всех добродетелей.

«Бог есть любовь», – говорит нам Евангелие. Значит, кто приобрел любовь, становится подобным Богу! Чем больше в нас возрастает любовь ко Христу, тем больше возрастает доверие Богу и подчинение нашей воли Его воле. Любовь и дела любви питают веру, а надежда происходит от веры, как растение из семени и ручей из источника.

Истинная надежда ищет единого Царствия Божия и уверена, что все земное, потребное для жизни временной, дано будет, по словам Христа: «Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам». Если душа стремится к совершенствованию в Боге, все добродетели существуют в ней неразрывно как звенья одной цепи, и каждая зависит одна от другой.

Желая приобрести хотя бы одну добродетель, человек постепенно приобретает и все остальные. Но ни одной из них человек не может приобрести без участия Божией благодати. Человеку не по силам самому бороться со страстями по слабости воли и разума, поврежденного грехом. Только при содействии благодати Божией и добровольном стремлении человеческой души к истине и добру возможно достижение добродетели.

"Кто не собирает со Мною, тот расточает", - говорит Господь. Ничего нельзя назвать прочным и ценным, что не приобретается с помощью Божией, ибо истина и добро бывает только от Господа. Бог и Человек являются соработниками в деле спасения души и наследия Царства Небесного. Божественная благодать такова, что может в одно мгновение очистить человека и сделать его совершенным. Но она посещает душу постепенно, испытывая, насколько она сохраняет любовь к Богу, живет ли согласно с Его святой волей…

Поначалу душе бывает трудно следовать воле Божией и проявлять добродетель. И святые учат нас подражать ее внешним признакам: если хочешь иметь любовь, то делай дела любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь.

«Возьмите иго Мое на себя, - говорит нам Христос, - и найдете покой душам вашим…». Эти слова Господа указывают, что приобретение добродетелей хоть и нелегкий но, радостный и благодарный труд. Он дает уже здесь, в земной жизни плоды благодати для христианина, по слову святителя Игнатия (Брянчанинова): добродетель требует кратковременного труда, а доставляет вечную радость.

Трофим Герасименко

Добродетель смирения как основа святости

С чего начинается православная вера? С принятия того, что Христос пришел, пострадал за нас и воскрес? Или - с осознания своей греховности? Православная Церковь учит, что главное - второе, потому что в нем - добродетель смирения.
Удивительное на первый взгляд дело: следовали за Христом и становились Его учениками по большей части малограмотные рыбаки, простые люди, раскаявшиеся вчерашние грешники. Книжники же и публичные «праведники» - фарисеи следовали за Ним месяцами, но так и не очистили своей совести, не раскаялись в грехах. Они были свидетелями многих чудес, совершенных Христом, но не изменились.

Расслышать обличения во грехах им мешала собственная гордость, гордыня - страсть, поразившая когда-то даже некоторых ангелов, превратив их в бесов. Главное, что лежит в основе святости человека, антипод гордости - христианская добродетель смирения .

Не всякие добродетели одинаково дарованы каждому из святых. Но эта присуща каждому. Без нее нет святости в человеке.

Свои кротость и смирение сердца Спаситель ставил всем в пример. Без них не достигается не только духовное совершенство, но и вообще спокойствие в обычной жизни.

Святые открывают нам, что добродетели между собой связаны как бы родственными связями. По мере развития в себе одной из них, неизбежно приходят и остальные. И все они растут как родные сестры - одновременно. То одна чуть быстрее, то другая. Но в этом порядке первой является добродетель смирения. Она не имеет предела совершенства.

Эта добродетель оберегает от гордости во все дни жизни человека и даже при переходе в вечность. Умирая телом, святые подвижники, чья слава уже была известна и в дальних краях христианского мира, продолжали искренне считать себя недостойными земных и небесных благ за свои прегрешения. Хотя Господь уже прославлял их святость, являя через них множество чудес и дар рассудительности.

Особенно тонкое и неприметное искушение для всякого человека - высокое мнение о себе. Именно в нем скрываются такие недуги души как гордость и тщеславие. И основное лекарство от них - добродетель смирения.

Тот, кто видит себя смиренным, тот наверняка еще очень далек от этого идеала. А поводов для мнения о себе находится предостаточно. Это - любые, даже малые успехи, и соответствие тому, что считается общепринятым, модным. Особенно преуспели в развитии этого порока современные психологи, старающиеся лишь успокаивать клиента и потакать его страстям, стараясь «принимать его таким, как он есть».

Христос же учил не лукавить, а раскрывать свои пороки и страсти и решительно избавляться от них, начиная после покаяния новую святую жизнь.


Отдельный повод приобрести ложное мнение о себе - христианская духовная жизнь (посты, молитвословия, начитанность).

Эту добродетель можно укреплять, вспоминая свои прошлые грехопадения и внимательно наблюдая за греховными поползновениями собственных мыслей. Сверяя с Евангелием себя настоящего, а не мнимого, нельзя не прийти к покаянному мнению о себе.

Обойти же добродетель смирения стороной и при этом быть верующим и хотя бы сколько-нибудь святым - абсолютно невозможно.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Класс: 5

Предмет: основы православной культуры.

Цель:

1. Продолжить работу с понятиями «милосердие», «сострадание» и основными христианскими заповедями, которые учат милосердию.

Конкретизация полученных представлений с опорой на сюжет фильма.

2.Формировать умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.

3.Воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешное существование и деятельность в современном обществе.

Тип урока : обобщение и систематизация знаний.

Форма: кино-урок.

Ход урока.

1.Организационный этап.

Звучит запись песни «Хитрец».

2.Подготовка к активному и сознательному восприятию нового материала.

О каком кресте идет речь?

(способ поведения человека: деятельность, поступки, правила поведения в обществе, отношение к другим людям, каждый человек проживает свой жизненный путь, выбрав цели и пути)

Что значит пройти крестным путем ? (мы узнаем позже).

3. Проверка домашнего задания.

Каким должен быть жизненный путь каждого человека с точки зрения христианства?

(Проявление христианской добродетели )

Что такое добродетель?

Добродетель- определенный святым и благим Богом образ внутреннего расположения человека, влекущий его к делам добра. Добродетели заключают в себе как добрые дела человека, так и расположение его души, из которого происходят сами дела. Кратко можно сказать, что добродетель – это добро, вошедшее в привычку.

Какие христианские добродетели вы знаете?

Христианские добродетели: вера, надежда, любовь, терпение, смирение, послушание, бескорыстие, милосердие, кротость, целомудрие. Самая главная: любовь к Богу и ближним.

Сегодня мы продолжим работу с христианскими добродетелями «милосердие» и «сострадание», с основными христианскими заповедями, которые учат милосердию.

Что означает слово «милосердие» и «сострадание»?

Заполните пропуски.

Милосердие – способность миловать, любить, и жалеть всем сердцем.

Сострадание – способность переживать боль другого человека, как собственную.

Назовите Заповеди Христа , относящиеся к этой теме:

1. "Люби ближнего своего, как самого себя»

Ближний это тот, кто… не оставит тебя в беде, кто нуждается в твоей помощи.

2. «А я говорю вам: любите врагов ваших».

Почему?

Милосердное прощение выше, чем справедливое возмездие; это заповедь Христа, милосердие делает нас более человечными.

3. «Всякому просящему у тебя – дай».

Это называется…

Милостыня – это помощь другому человеку из жалости к нему.

Почему надо подавать милостыню?

Подавая милостыню, человек приумножает добро в мире.

Подающий милостыню, делает добро себе, его душа становится светлее.

Так человек выполняет заповедь.

Чтобы стать милосердным, нужно…

1.Научиться любить ближних.

2.Учиться прощать врагов.

3.Подавать милостыню нуждающимся.

Это реально? Можно ли в жизни научиться этому?

4.Изучение новых знаний и способов деятельности.

Сейчас мы посмотрим художественный фильм, снятый молодым режиссером - «За имя мое», где показано не простое время, после войны. Люди еще не оправились от разрухи и горя, где непростые взаимоотношения, но и тогда встречались люди, способные делать добрые дела.

Просмотр художественного фильма «За имя мое».

5.Проверка понимания изученного и применение практически.

Почему имя так важно?

Какими словами это объясняет отец Александр?

(имя человеку от Бога дадено…)

В православии вопрос имени человека был очень важен. Имена героев веры – Авраама, Исаака и Иакова – многократно повторялись в поколениях..

Считалось, что присвоение ребенку имени праведника делало его причастным той святости и славы, которую уже получил первоначальный носитель имени у Бога.

С ощущением того, что «у Бога все живы», святой, имя которого человек носит, является реальным действующим персонажем в судьбе своего подопечного, т.е. является «небесным покровителем» (ангелом).

В дальнейшем давали имена в честь канонизированных святых при рождении или в день крещения.

Девочка получила имя Анна- Святая Анна в христианской традиции мать Богородицы, бабушка Иисуса Христа, жена святого Иоакима, родившая дочь чудесным образом после долгих лет бездетного брака.

Когда девочки пытаются отнять у Анны куклу, она сопротивляется, видимо, впервые. Что побуждает ее к сопротивлении?

Какими словами она сама говорит это?

(Я не фашистка, я Анна!)

Почему Анне так трудно принять доброту и помощь отца Александра? (душа еще не раскрылась для любви)

Отец Александр «приручает» Анну?

Почему, увидев, что дети отняли у Анны подаренную им ленточку. Он только горестно вздыхает и даже не укоряет детей?

(Он понимает, что детям, может еще труднее. Чем Анне: взрослые тоже зовут Анну «фашисткой», хотя и подкармливают, и чувство «твой папка нашего убил» имеет реальные основания.

Отец Александр не навязывает, а очень деликатно предлагает: даже как бы просит помощи «не умею укусить картофелину».

Какие поступки отца Александра вам кажутся удивительными и замечательными?

Как уродует человека служение неправде?

На примере какого персонажа мы это видим?

Почему мы можем думать. Что этот человек действительно нравственно изуродованный, а не злой от природы?

(Он не слышит», что Степанида получила похоронку; с удивлением смотрит на отца Александра, успокающего баб; действует довольно спокойно, «отмалчивается», можно даже предположить, что выполнять это задание ему противно)

Обманывает ли отец Александр баб, говоря, что едет «за наградой»?

(Нет: последняя награда христианина – пострадать за Христа, пройти крестным путем. Об этом Сам Христос сказал ученикам и народу в нагорной проповеди «блаженны вы…»

На какой вопрос мы ответили? (Что значит пройти крестным путем?)

Когда Анна бежит за телегой, мы понимаем, что ее душа полностью раскрылась для любви, она не просто приняла доброту отца Александра. А полюбила его; в каком слове это проявляется? (МАМА!)

В конце фильма мы понимаем, что жители села приняли и полюбили Анну. Как это проявляется?

(не только в действиях, но и в тех ласковых именах, которыми бабы кличут Анну: Аннушка, Анюта)

За свой вопрос «За кого молиться?» Степанида получает ответ: «За меня молись, за меня». Почему потерявшая сына и мужа крестьянка должна молиться за увозимого на муки священника? Какой в этом смысл?

(Все праведники молятся друг за друга, и если мы поминаем святого, он помянет нас перед Богом. Все сделанное добро возвращается сотворившему. Отец Александр будет молиться за Степаниду и ее родных. Мы все в Боге и, если молишься о ком-то, Бог воздаст. У всех имя –от Бога. И все мы – братья и сестры, Дети Божии.

6.Обобщение и систематизация.

Что мы выяснили? (милосердным можно быть, пример отец Александр)

Как воплощается заповедь «Люби ближнего своего, как самого себя» (когда отец Александр взял к себе Анну, откормил и отогрел ее душу)

-«А я говорю вам: любите врагов ваших» (когда его арестовали и увезли на смерть)

-«Всякому просящему у тебя – дай» (когда отец Александр взял к себе Анну, откормил и отогрел ее душу).

Можно ли за милосердные дела брать плату?

Сейчас идет Великий пост. Православной Церковью было установлено время поста- дни особого покаяния в совершенных грехах, труда в преодолении своих страстей. Христиане стараются обрести добродетели. Просят прощения у Бога и людей за совершенные грехи. Проявляют умеренность в пище, отказываются от удовольствий и развлечений. В память о сорокодневном посте Иисуса Христа в пустыне.

7.Домашнее задание:

Дайте собственное определение: Ближний для меня – это…

8.Подведение итогов занятия.

Урок подошел к концу.

Вы еще очень маленькие, но необходимо учиться совершать добро:

«Каждый должен не только не делать зла, но и обязан делать добро, как сказано в псаломе: уклонися от зла и сделай добро» (ПС.33.15).

Песня:

«Я еще не стала»

Урок окончен.

Филиал МБОУ «Николаевская СОШ» Белянская оош

Основы православной культуры

5 класс

Тема: Христианские добродетели. Милосердие и сострадание.

Разработала учитель Назарова Наталья Ивановна

День ото дня восходи на гору добродетелей, непрестанно, на всякий день, прилагай усердие к усердию - да направишь себя на все стези правыя.

Не следует браться вдруг за стяжание всех добродетелей или нескольких, но надо выбрать прежде одну , над приобретением которой будешь трудиться, а затем - другую. При таком образе действий всякий добродетельный навык прочнее укоренится в душе. Когда упражняешься непрестанно преимущественно в одной добродетели, подмечает старец Никодим Святогорец , то и память будет занята почти ею одною, и ум, будучи прикован мыслию об ней, скорее найдет случаи и способы к совершению ее, и воля охотнее прилепится к этому. Все это очень способствует приобретению этой одной добродетели; и всего этого может не произойти, если сразу возьмешься за все .
Все добродетели наподобие некоей духовной цепи одна от другой зависят, одна влечет другую . Так как одна приобретенная добродетель вызывает другую, подобную ей, и помогает ей с меньшими трудностями установиться в сердце, то и сердце приготовляется к этому. Приобретение навыка упражнения в одной добродетели растит и крепит все другие добродетели, ибо они все суть лучи, исходящие от одного и того же божественного света.

По мнению св. Иоанна Лествичника, есть добродетели природные, дарованные Богом всем (милостыня , ибо и язычники сострадательны, любовь , ибо и животные проливают слезы, вера , надежда ) и добродетели выше естества (чистота, безгневие, смиренномудрие, молитва, умиление ).
Разделение добродетелей на душевные и телесные описывает св. Ефрем Сирин . К добродетелям душевным он относит мужество, благоразумие, целомудрие, справедливость , от которых рождаются вера, надежда, любовь, смирение, кротость, великодушие, терпение, доброта, простота, правдолюбие, свобода, сострадательность, милосердие, щедрость, почтительность, благоговение. Телесные добродетели – это воздержание , пост , бдение и другие аскетические подвиги.

Да будут в душе твоей всегда водружены шестокрыльные добродетели, то есть усердие, дружелюбие, благой образ, рассуждение, воздержание и любовь, которыми удобно возвыситься до неба.

Восемь добродетелей, противоположных восьми главным греховным страстям

1. Воздержание
Удержание от излишнего употребления пищи и питания, в особенности от употребления в излишестве вина. Хранение точное постов, установленных Церковью. Обуздание плоти умеренным и постоянно одинаковым употреблением пищи, от чего начинают ослабевать вообще все страсти, а в особенности самолюбие, которое состоит в бессловесном люблении плоти, жизни и покоя ее.

2. Целомудрие
Уклонение от всякого рода блудных дел. Уклонение от сладострастных бесед и чтения, от произношения сладострастных, скверных и двусмысленных слов. Хранение чувств, особенно зрения и слуха, и еще более осязания. Скромность. Отвержение помышлений и мечтаний блудных. Молчание. Безмолвие. Служение больным и увечным. Воспоминание о смерти и аде. Начало целомудрия - ум, не колеблющийся от блудных помыслов и мечтаний; совершенство целомудрия - чистота, зрящая Бога.

3. Нестяжание
Удовлетворение себя одним необходимым. Ненависть к роскоши и неге. Милосердие к нищим. Любление нищеты евангельской. Упование на Промысл Божий. Наследование Христовым Заповедям. Спокойствие и свобода духа и беспопечительность. Мягкость сердца.

4. Кротость
Уклонение от гневливых помыслов и от возмущения сердца яростию. Терпение. Последование Христу, призывающему ученика Своего на крест. Мир сердечный. Тишина ума. Твердость и мужество христианские. Неощущение оскорблений. Незлобие.

5. Блаженный плач
Ощущение падения, общего всем человекам, и собственной нищеты душевной. Сетование о них. Плач ума. Болезненное сокрушение сердца. Прозябающая от них легкость совести, благодатное утешение и радование. Надежда на милосердие Божие. Благодарение Богу в скорбях, покорное их переношение от зрения множества грехов их. Готовность терпеть. Очищение ума. Облегчение от страстей. Умерщвление миру. Желание молитвы, уединения, послушания, смирения, исповедания грехов своих.

6. Трезвение
Усердие ко всякому доброму делу. Неленостное исправление церковного и келейного правила. Внимание при молитве. Тщательное наблюдение за всеми делами, словами и помышлениями и чувствами своими. Крайняя недоверчивость к себе. Непрестанное пребывание в молитве и Слове Божием. Благоговение. Постоянное бодрствование над собою. Хранение себя от многого сна и изнеженности, празднословия, шуток и острых слов. Любление нощных бдений, поклонов и прочих подвигов, доставляющих бодрость душе. Редкое по возможности исхождение из келий. Воспоминание о вечных благах, желание и ожидание их.

7. Смирение
Страх Божий. Ощущение его при молитве. Боязнь, рождающаяся при особенно чистой молитве, когда особенно сильно ощущаются присутствие и величие Божие, чтоб не исчезнуть и не обратиться в ничто. Глубокое познание своего ничтожества. Изменение взора на ближних, причем они без всякого принуждения кажутся так смирившемуся превосходнее его по всем отношениям. Явление простодушия от живой веры. Ненависть к похвале человеческой. Постоянное обвинение и укорение себя. Правота и прямота. Беспристрастие. Мертвость ко всему. Умиление. Познание таинства, сокровенного в Кресте Христовом. Желание распять себя миру и страстям, стремление к этому распятию. Отвержение и забвение льстивых обычаев и слов, скромных по принуждению, или умыслу, или навыку притворяться. Восприятие буйства Евангельского. Отвержение премудрости земной как непотребной пред Богом (Лк. 16,15). Оставление словооправдания. Молчание перед обижающими, изученное в Евангелии. Отложение всех собственных умствований и приятие разума евангельского. Низложение всякого помысла, взимающегося на разум Христов. Смиренномудрие или духовное рассуждение. Сознательное во всем послушание Церкви.

8. Любовь
Изменение во время молитвы страха Божия в любовь Божию. Верность Господу, доказываемая постоянным отвержением всякого греховного помысла и ощущения. Несказанное, сладостное влечение всего человека любовию к Господу Иисусу Христу и к поклоняемой Святой Троице. Зрение в ближних образа Божия и Христа; проистекающее от этого духовного видения предпочтение себе всех ближних, благоговейное почитание их о Господе. Любовь к ближним братская, чистая, ко всем равная, радостная, беспристрастная, пламенеющая одинаково к друзьям и врагам. Восхищение в молитву и любовь ума, сердца и всего тела. Несказанное наслаждение тела радостию духовною. Упоение духовное. Расслабление телесных членов при духовном утешении (св. Исаак Сирский. Слово 44). Бездействие телесных чувств при молитве. Разрешение от немоты сердечного языка. Прекращение молитвы от духовной сладости. Молчание ума. Просвещение ума и сердца. Молитвенная сила, побеждающая грех. Мир Христов. Отступление всех страстей. Поглощение всех разумений превосходящим разумом Христовым. Богословие. Познание существ бестелесных. Немощь греховных помыслов, не могущих изобразиться в уме. Сладость и обильное утешение при скорбях. Зрение устроений человеческих. Глубина смирения и уничиженнейшего о себе мнения...

Полною противоположностью греху является добродетель. Зачатки ее находятся в каждом человеке - как остатки того естественного добра, которое было вложено в природу человека его Творцом. Но в чистом и совершенном виде она может Быть только в христианстве, так как Христос Спаситель сказал: «без Меня не можете творить ничего» - без Меня не можете делать ничего истинно доброго...

Под именем христианской добродетели мы разумеем Свободное, Сознательное, Искреннее и Постоянное Исполнение Нравственного Закона, или Свободное Сознательное, Искреннее и Деятельное Стремление Христианина Свои Мысли, Желания и Действия. Сообразовать с Нравственным Законом Божиим по Духу Учения и Примеру Жизни Иисуса Христа. свящ. М.Менстров. Уроки по христианскому православному нравоучению. Изд. 2-е. СПб., 1914

Добродетель сама по себе одна и нераздельна. Как одна только воля Божия, один нравственный закон, дух и существо которого заключается в великой заповеди о любви и самоотвержении, так и одно должно быть стремление и чувство к добру, одно желание -- всегда и везде действовать по закону любви.

На единство добродетели указывает слово Божие, когда говорит, что «сохранившийся весь закон и в одном чем-нибудь согрешивший виновен против всего закона», потому что Законодатель один. Но, будучи одна по существу, добродетель имеет разные виды, различающиеся по предметам, лицам и др. отношениям, имеет разные виды проявления.

Из многих видов добродетели, слово Божие и Церковь различают главные добродетели: веру, надежду и любовь к Богу, из которых происходят и развиваются все другие христианские добродетели, такие как: молитва, воздержание, смирение, кротость и др.

Добродетель вообще понимается в широкой смысле и не только есть творение одних добрых дел. Добродетель есть выявление христианского устроения и христианского действования всего человека, его души и духа. Поэтому Добродетель есть:

  • а) всеобъемлющее стремление нашего духа к добру или настроение христиански действующего духа,
  • б) одновременно она есть доброе расположение или навык (в душе и теле) к добру и, наконец,
  • в) каждое отдельное доброе дело (как следствие первых двух).

Христианство учит нас тому, что земная жизнь человека есть время подвига, время приготовления человека к будущей вечной жизни. Следовательно, - задача земной жизни человека заключается в том, чтобы должным образом приготовиться к грядущей вечности. Скоротечна земная жизнь - и не повторяется она, ибо один раз живет человек на земле. А потому - в этой земной жизни должен он трудиться в делах добродетели, если не хочет он погубить душу свою, ибо именно этих дел, добра, потребует от него Правда Божия на пороге вечности.

Каждый христианин, при помощи Божией, есть творец своей земной жизни - в смысле направления ее в сторону добродетели. Но для того, чтобы быть добродетельным, он должен творить добро другим, и работать над самим собою, борясь со своими недостатками и пороками, и развивавая в себе добрые, христиански-ценные начала. И эта борьба, и эта работа над собой, этот подвиг земной жизни человека - необходимы для каждого христианина. Сам Господь сказал: «Царствие Божие силою нудится (усилием достигается) и нуждницы (употребляющие усилие) достигают его...».

В таком подвиге жизни у каждого человека вырабатывается его нравственный облик. И, конечно, христианин должен быть христианином прежде всего, человеком с установившимся твердым нравственным характером и должен стремиться к выработке такого характера. Другими словами, он должен стремиться к улучшению себя, к нравственному совершенству.

Итак, с христианской точки зрения, жизнь есть борьба, подвиг, путь постоянного стремления к добру и совершенству. И остановки на этом пути не может быть, по закону духовной жизни. Человек, переставший работать над собою, не останется таким, как был, а непременно сделается хуже - подобно тому, как камень, брошенный вверх и переставший подниматься, не останется висеть в воздухе, а непременно упадет вниз...

Мы уже знаем, что наши грехи обычно происходят от трех источников: от диавола, от мира, лежащего во зле, и от нашей собственной греховной плоти. А так как грех есть главный враг и помеха добродетели, то очевидно, что христианин, стремящийся к добродетели, должен просить милость и помощь Божию, бороться против греха во всех его видах. В частности, здесь необходимо вспомнить слова Спасителя апостолам в Гефсиманском саду: «бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение». Этими словами Господь не только апостолам, но и всем нам указывает на то, что борьба с греховными искушениями возможна только для того, кто бодрствует и молится, стоя на страже своих переживаний.

По учению святых отцов - подвижников и светильников христианского благочестия, первым из всех «христианских добродетелей является смирение. Это та добродетель, без которой не может быть приобретена никакая другая, и без которой немыслимо духовное совершенствование христианина. Сам Христос Спаситель Свои новозаветные заповеди блаженства начинает заповедью о смирении: «блажени нищие духом, яко тех есть царство небесное!..»

Когда человек исполнен смирения и скорби о своих грехах, он уже не может мириться с тем злом греха, которое так загрязняет и его самого и других людей. От своей греховной испорченности неправды окружающей жизни он стремится уйти к правде, к святости и чистоте. И этой Божией правды, ее торжества над человеческими неправдами - он ищет и желает и сильнее, чем голодный хочет есть, или жаждущий.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»