Какие монастыри афона относятся к константинопольскому патриарху. История монастыря эсфигмену и его современное положение. Это означает, что на Афоне больше нельзя посещать православные храмы

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

История поместных православных церквей - Учебное пособие (В. С. Блохин)

3.5. монастыри и монашество константинопольского патриархата. святая гора афон

Монастыри на территории Константинопольского Патриархата появляются параллельно со становлением самого Патриархата. В середине VI в. в Константинополе насчитывалось 76 монастырей. В византийскую эпоху вообще было много монастырей. В турецкий период их число уменьшилось. Несмотря на то, что монастыри были все-таки ограничены и недоступны для произвола турецких властей, а монахи освобождены от податей, монахам было запрещено строить новые монастыри и восстанавливать старые без особого разрешения султана. На протяжении XVI – XVIII вв. прослеживается тенденция постепенного упадка монашеской жизни.

В годы греческого восстания 1821 г. турецкие войска проникли даже на Афон, монастыри которого были разграблены и вынуждены были платить контрибуцию.

Все монастыри по своему внутреннему устройству делятся на две группы: киновии (общежительные, монахи имеют общее имущество, не имеют частной собственности, неопустительно посещают все богослужения) и идиоритмы (монахи этих монастырей имеют свое имущество, здесь нет равенства в правах, монахи проводят время по своему усмотрению).

По степени зависимости монастыри делились на:

ставропигиальные (подчиненные непосредственно Патриарху, независимо от того, в какой бы епархии они не находились);

епархиальные (зависели от местного епархиального архиерея);

ктиторские (принадлежали частным лицам, их построившим, но в церковно-административном отношении они зависели либо от Патриарха, либо от епархиального архиерея).

Управление монастырем обычно осуществлял игумен (в сане архимандрита или иеромонаха). Если монастырь был достаточно крупным, то при игумене существовал игуменский совет.

Из крупных монастырей можно упомянуть:

монастырь св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова на острове Патмос; основан в 1088 г. при содействии императора Алексея I Комнина; монастырь идиоритмический, ставропигиальный.

Сумелийский монастырь (близ г. Трапезунд) во имя Пресвятой Богородицы, также являющийся идиоритмическим и ставропигиальным.

Афон (греч. «Агион Орос» – Святая Гора). Это узкий гористый полуостров, расположенный в Восточной Греции, вдающийся в Эгейское море. По преданию, ок. 44 г., оказавшаяся на Афонской Горе Божия Матерь сказала после крещения афонцам: «Сие место да будет мне в жребий, данный мне от Сына и Бога Моего!.. Благодать Божия да пребудет на месте сем!»

Поскольку Афон лежит изолированно от всего внешнего мира, он никогда не вмешивается в политическую жизнь. Минуя эпохи, он и поныне остается главным центром иноческой жизни не только греческого народа, но и всех славянских наций. Значение Афона для православного мира в целом необычайно велико. На Афоне отсутствует светский образ жизни, здесь нет городов и деревень. На полуостров не допускаются женщины и даже животные женского пола.

Время появления первых иноков на Афоне относится к IV в. Первые монашеские поселения появились в царствование императора Константина Погоната (668 – 685). Первый крупный монастырь (Великая Лавра) был основан в 963 г. трапезундским монахом Афанасием.

В X – XIV вв. здесь появились 20 главных монастырей (17 - греческих, 1 – русский Свято-Пантелеимоновский, 1 – болгарский Зограф и 1 – сербский Хиландар), которые не зависят друг от друга в своей внутренней жизни и управлении. Самыми крупными монастырями считаются Великая Лавра, Иверский и Ватопедский.

С XI в. начинают устанавливаться тесные связи между афонскими монастырями и Русью, оказавшие большое влияние на развитие и формирование Русской Православной Церкви и русского монашества.

Кроме главных монастырей, из монастырских учреждений на Афоне существуют также: скиты (состоящие из нескольких зданий, каждое из которых населено монахами, центром скита является кириакон – общая церковь), каливы (немногочисленная группа монахов, имеющая небольшой храм или часовню; власть над ней принадлежит не скиту, а тому монастырю, на территории которого находится калива) и келии (отдельные усадьбы монахов – небольшие жилые помещения с участками земли; внутренняя жизнь келий устаивается независимо от монастыря).

Общими делами афонских монастырей заведует Священный Кинот Святой Горы, находящийся в административном центре полуострова – Карее. Кинот состоит из представителей всех 20 главных монастырей. Председателем Кинота является Прот Святой Горы .

Исихазм и движение колливадов. Отход византийского монашества от идеалов исихазма был связан с развитием кризисных явлений во многих областях духовной и культурной жизни греков в османскую эпоху. Происходило искажение религиозного сознания у простого народа. Грекам приходилось защищать Православие от турок. В XVII в. все большее влияние на жизнь греков начинает оказывать Запад, проникают протестантские учения. Это привело к полному забвению богословского наследия Григория Паламы и его последователей.

Возрождение идеалов исихазма произошло в XVIII в. в результате развернувшегося на Афоне движения колливадов. Именно в середине XVIII в., как реакция на сложившуюся ситуацию, на Афоне возникает движение по обновлению церковной жизни, главной целью которого было возвращение к святоотеческой традиции, а главным источником – традиция умного делания. Приверженцы этого движения и получили название колливадов.

Движение колливадов делится на два этапа:

Первый этап колливадских споров был ознаменован обострившимся вопросом о поминовении усопших. Причиной этому стало строительство нового храма в скиту св. Анны. Средства для постройки росли за счет пожертвований на поминовение усопших. В результате количество поминаемых имен усопших выросло до 12000. Поминовение на Афоне совершается исключительно по субботам. В связи с этим было решено перенести совершение поминовения усопших и на воскресные дни. Это нововведение вызвало недовольство у части монахов, в знак протеста они стали выходить из церкви во время поминовения усопших в воскресенья и праздники. Постепенно монахов, отказывавшихся поминать усопших в несубботние дни, стало все больше и за ними закрепилось ироническое прозвище «колливады» (от слова «коливо», которое благословлялось во время поминовения усопших). Вскоре на колливадов начались гонения со стороны афонских властей и Константинопольского Патриарха, их обвиняли в ереси и даже во «франкмасонстве». Идейные вдохновители колливадов - уставщик в храме скита св. Анны Иаков Пелопонесский, Афанасий Париос, Агапий Кипрский, митрополит Коринфский Макарий Нотарас.

Тем не менее, на Святой Горе нашлось много монахов, поддержавших иноков, изгнанных из обители св. Анны – впоследствии они сами стали колливадами (например, монашеская община скуртеев, с которой впоследствии будет иметь тесную духовную связь преподобный Никодим Святогорец (1749 - 1809); главой этой общины был Парфений Скуртей).

В 1774 г. колливады официально были осуждены большей частью афонских монахов на Соборе в монастыре Кутлумуш и в 1776 г. Константинопольским Патриархом Софронием II (1774 – 1780). По решению Вселенской Патриархии зачинатели колливадского движения объявлялись лишенными Божественной благодати и священнодействия, а поминовение усопших разрешалось во все дни недели, в том числе по воскресеньям.

Колливады не подчинились ни решению 1776 г., ни решению Кутлумушского Собора и по-прежнему отказывались совершать поминовение усопших по воскресеньям. Постепенно главные участники колливадского движения (в частности, Афанасий Париос) вынуждены были покинуть Афон, благодаря чему идеи колливадов постепенно распространились по всей Греции.

Второй этап движения был связан с вопросом о частом причащении, и в начале XIX в. колливадские споры вспыхнули с новой силой. Главной причиной этому стал вопрос о частом причащении Тайн Христовых. Наиболее значимым представителем колливадского движения в это время на Афоне был св. Никодим Святогорец. Повод к возникновению споров возник в 1804 г., когда незаконно было вскрыто и неправильно понято письмо Никодима к духовнику Святой горы иеромонаху Иерофею, касавшееся вопроса о частом причащении. Это послужило поводом к новым возмущениям против колливадов, в т. ч. против Никодима. В итоге в 1807 г. в Карее был созван собор из представителей всех 20 монастырей Афона, который благосклонно отнесся к идеям колливадов. Тем не менее ситуация была достаточно обостренная и окончательно противостояние на Афоне ослабилось лишь к началу 1820-х гг., а к середине XIX в. практически полностью исчезло. Движение охватило континентальную Грецию и главным образом острова Эгейского моря.

Безусловно, движение колливадов не исчерпывалось лишь спорами о дне поминовения усопших или о том, как часто нужно причащаться. По мнению исследователя С. Н. Говоруна, оно переросло во всеохваты-вающее движение за общее обновление духовной жизни и возвращения к подлинно святоотеческим традициям, традициям исихазма. Одной из главных целей движения была попытка возвращения к подлинной вселенскости и кафоличности церковного сознания, выход из замкнутости и самодостаточности, которыми жила в то время Греческая Церковь .

Колливады искали глубины духовной жизни, укореняя ее в великих таинствах Церкви. Кроме того, это была реакция на кризис богословской и аскетической литературы. Движение колливадов возбудило интерес к аскетическим и созерцательным произведениям древних подвижников благочестия. Именно поэтому в результате колливадского движения появилась антология мистического богословия «Добротолюбие» – сборник аскетических текстов, подготовленный митрополитом Коринфским Макарием Нотарасом и отредактированный преподобным Никодимом Святогорцем. Первое издание «Добротолюбия» состоялось в 1782 г. в Венеции. На славянский язык эта книга была переведена преподобным Паисием Величковским. Впервые в России эта книга увидела свет в 1793 г. в Москве .

В XIX в. одним из самых крупных монастырей Афона был русский Свято-Пантелеимоновский. Здесь жило до 2000 монахов по общежительному уставу. Особенно прилив русских иноков усилился после 1840 г., что настроило греческих монахов против русских, покусившихся на греческую «гегемонию» на Афоне. В 1870-х гг. Афон был охвачен громким судебным «русско-греческим Пантелеимоновским процессом» по поводу права на имущество русского монастыря.

На протяжении ХХ века приток монахов и паломников на Афон заметно сократился, лишь в последнее время Афон вновь становится в глазах общественности главным светильником Православия в мире, образцом неповрежденнной, наименее задетой светскими политическими процессами, монашеской жизни.

В настоящее время действуют все 20 главных монастырей Афона. Они являются ставропигиальными и общежительными. Русский Свято- Пантелеимоновский монастырь насчитывает 55 человек братии (2000 г.).

Ситуацию с паломничеством на Афон после решения Синода Русской Православной Церкви от 15 октября о разрыве евхаристического общения с Константинопольским патриархатом корреспонденту РИА Новости Сергею Стефанову прокомментировал секретарь по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Игорь Якимчук:

Отец Игорь, с Афона еще не было никакой реакции на действия Константинопольского патриархата на Украине? Реакции их руководящего органа, Священного Кинота, или каких-то отдельных монастырей?

Православный мир не живет на тех скоростях, которые ему навязывает современность. На Афоне многие совершенно не пользуются Интернетом, сотовой связью, поэтому даже и не знают о тех решениях, которые были приняты в Стамбуле и в Минске. Но со временем, я думаю, узнают, и будет какая-то реакция. Паломники что-то рассказывают афонитам о том, что происходит.

Конечно, это решение создает совершенно понятные трудности и для русских насельников Афона, которые традиционно поминали и Константинопольского, и Московского патриархов. И все они являются выходцами из Русской Православной Церкви. Как в дальнейшем будет обустраиваться их бытие на Афоне — это вопрос, который подлежит решению.

Что касается простых паломников, я думаю, что они все должны понимать, что, при всей любви к Афону, при всем почтении, которое Русская Православная Церковь имеет издавна, испокон веков к Святой Горе, к "уделу Божией Матери", есть еще понятие церковной дисциплины. И если на что-то нет благословения, значит, его нет.

По поводу конкретно Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря — он также относится к юрисдикции Константинопольского патриархата. Получается, что мы сейчас и с ними разорвали общение, и туда тоже нельзя приходить и причащаться?

— Причащаться нельзя, но приходить, я думаю, можно, просто помолиться. Буквально на днях в нашем Русском Пантелеимоновом монастыре был престольный праздник, потому что один из храмов этого монастыря посвящен празднику Покрова Божией Матери, и в этих торжествах участвовали три иерарха Русской Православной Церкви. Они не служили, но молились за богослужением.

А в свете последних решений Синода, теперь, когда идет богослужение, мирянам можно заходить в храм и со всеми молиться? Или можно только самому заходить помолиться, когда богослужения нет? Или можно молиться за богослужением, но просто не причащаться?

— Лучше сказать, что, учитывая все эти сложные обстоятельства, которые складываются, сейчас настало время воздержаться от паломничества на Афон и от участия в богослужениях в любой форме. Но если уж такое случилось, ну, по крайней мере, хотя бы не причащаться.

Могут ли теперь какие-то святыни привозить в Россию с Афона, или из Турции и другой канонической территории Константинопольского патриархата, или все это сейчас тоже приостановлено?

— Как-то странно ожидать в период такого серьезного обострения наших отношений, что кто-то с территории Константинопольского патриархата повезет к нам святыни. Но если возникнет такая инициатива, мы будем ее рассматривать. Как это обычно и делается в каждом конкретном случае.

А что будет с нашими соотечественниками — прихожанами православных храмов в Турции или в других местах, где нет иных храмов, кроме как относящихся к Константинопольскому патриархату?

Это действительно проблема, которая перед нами встает начиная с 15 октября, поскольку де-факто Константинопольский патриархат ушел в раскол, приняв в общение раскольников. Получается, что наши соотечественники на территории Турции остаются без пастырского окормления. Это же касается выходцев из нашего Отечества, которые живут на островах Додеканеса, в том числе самом крупном из них - Родосе, на Крите, и, конечно, мы будем думать о том, как обеспечить для них пастырскую заботу. Времени еще прошло очень мало, но, во всяком случае, эта задача стоит, мы ею занимаемся.

Вообще, приходы Константинопольского патриархата есть по всему миру, кроме Африки и Антарктиды, но там для верующих есть альтернатива — есть храмы и других Поместных Церквей. Нет ее сейчас только в Турции и на тех греческих островах, которые я назвал.

Секретарь Русской духовной миссии в Иерусалиме игумен Никон сказал, что Русская Православная Церковь будет вынуждена приостанавливать общение со всеми Церквями, которые поддержат решение Константинопольского патриархата о предоставлении автокефалии церкви на Украине. Можете прокомментировать это высказывание?

— Я думаю, что это очень преждевременный комментарий. Во-первых, еще нет окончательного решения по поводу дарования автокефалии церкви на Украине, нет Томоса, и когда он будет, совершенно неизвестно. И тем более говорить о реакции Поместных Церквей на то, что произойдет после гипотетического дарования Томоса, сейчас преждевременно.

От редакции "Церковных ведомостей":

Предлагаем читателям статью раба Божия Евгения, который проживает в Афинах и является прихожанином Истинно-Православной Церкви Греции под предстоятельством Архиепископа Хризостома II Афинского и всея Эллады. Будучи духовным чадом отцев монастыря Эсфигмену на Святой Горе Афон, автор рассказывает об истории обители и о ее современном положении. Статья написана для "Церковных ведомостей".

Монастырь Эсфигмену находится на восточном хребте Афона рядом с сербским монастырем Хиландар и входит в десятку самых крупных общежительных монастырей (Лавр) Святого Афона. Он был признан и утвержден Кинотом в X в., но построен намного раньше, в V в., императором Феодосием II при учредительстве его сестры Пульхерии. В нескольких сотнях метров от нынешней обители сохранились руины другого, "старого" Эсфигмену; археологи датируют их IV в. (!) после Р.Х. В XVI в. обитель два раза была уничтожена пиратами и вновь восстановлена. В XIV в. настоятелем Эсфигмену был будущий Cвятитель Григорий Палама. В XIX-XX вв. здесь сильно ощущалось русское присутствие: при поддержке русских Царей был построен новый Спасо-Вознесенский храм и несколько параэкклесий – малых храмов, расположенных внутри каре, окружающего монастырский двор. Если пройтись по монастырю, можно увидеть старое русское искусство иконописи, росписи на стенах, древние иконы, киоты. Практически все старые притворы-параэкклисии монастыря имеют как византийское, так и русское происхождение.

Глубокий смысл того, что именно Эсфигмену сегодня являет собой образец верности Христу-Спасителю, для России особенно знаменателен, ибо отец Русского монашества Святой Преподобный Антоний Киево-Печерский (+1073, память 10/23 июля) принял монашеский постриг и подвизался в этом монастыре, откуда принес на Землю Русскую Правило Веры и образ истинного благочестия. Его келья с построенной над ней церковью во имя преподобного Антония возвышается на склоне одной из скал рядом с монастырем. Эсфигмениты очень почитают Святого Антония, бережно содержат его келью в чистоте, сохраняя нетронутым аскетическое ложе Преподобного – доски между сводами пещеры. На стенах висят иконы Богородицы и Св. Антония и горит неугасимая лампада. Храм Св. Антония тоже действующий, с иконами русского происхождения.

Кафедральный собор монастыря Эсфигмену чествуется на Праздник Вознесения Господнего (престольный праздник монастыря). Здесь имеются фрески 1806 г. В библиотеке обители – огромное количество древних церковных рукописей. Также бережно хранится множество мощей Святых, например, стопа Марии Магдалины. Имеются ценные реликвии, такие как крест Пульхерии и мозаичная икона Спасителя VII в. Монастырь находится в юрисдикции старостильного Синода ИПЦ (Г.О.Х.) Греции, под омофором нынешнего Архиепископа Г.О.Х. всея Эллады Высокопреосвященного Хризостома (Киусиса). Сегодня в монастыре подвизается около 110 монахов, во главе с игуменом монастыря схиархимандритом о. Мефодием.

Игумен Эсфигмену схиархим. Мефодий с престарелыми монахами

Долгое время Святая Гора Афон находилась под властью Османской империи. Во время войны за независимость 1821 года монахи-эсфигмениты отказались выдать предводителя повстанцев Эммануила Паппаса, который укрылся в Эсфигмену, турецкому губернатору Горы Афон, несмотря на все уговоры девятнадцати других монастырей, которые сотрудничали с турецким правителем. После героической освободительной борьбы греков, при участии Российской Империи, на короткое время Афон получил международный статус, но затем его территория отошла под власть Греции. Причем, главенство над монастырями доныне сохраняет Константинопольский патриарх, представительство которого находится в столице Афона – Карее. Греческое правительство (в лице президента-масона Э. Венизелоса) стало весьма заметным фактором влияния в жизни афонских монастырей, а в 1920 г. к этому добавилась апостасийная деятельность Константинопольского патриархата, принявшего в 1923 г. новый, григорианский, календарь и попытавшегося навязать его Афону. После Первой мiровой войны церковная иерархия была весьма немощной как в финансовом, так и, увы, в духовном смысле, и не могла противиться мощному давлению светских лидеров и их идей. Российская Империя пала, и греческие политики возложили свои надежды на Англию. В 1924 г. Ватопедский монастырь первым принял новый календарь, а прочие монастыри, в знак протеста против нового стиля, отказались поминать Вселенского патриарха. В 1927 г., под большим давлением, был достигнут некий "компромисс" между патриархатом и афонскими обителями, согласившимися поминать патриарха. Соглашение было достигнуто весьма лукавым путём: патриархат убедил афонское Братство сохранить старый календарь, но одновременно начать поминать Вселенского патриарха, оставив решение вопроса о календаре на усмотрение будущего Всеправославного собора. Это успокоило насельников Афона, – правда, с таким решением согласились все монастыри, но не все монахи. С той поры и начинается разделение между афонцами на зилотов-ревнителей (греч. слово "зилотис" – означает "ревнитель") и либералов, солидарных с апостасийной, постепенно переходящей в экуменистическую, политикой Константинополя.

Сегодня широко известны документы, по публикациям греческого масонского журнала "Тектонас", где показывается на фотографиях и на реальных событиях, что Константинопольские патриархи, начиная с Мелетия Метаксакиса, становятся активными членами масонских лож и даже получают высокие градусы посвящения (степени лидерства) в масонстве. Патриарх Мелетий Метаксакис при вступлении в должность заявил: "Я посвящаю себя служению Церкви с ее первого Престола, развивая, насколько это возможно, более близкие и дружественные отношения с неправославными церквами Востока и Запада, и усиливая работу по соединению между нами". Впоследствии, в 1923 году, аналогичную речь при вступлении в должность Архиепископа Афинского произнес друг и единомышленник Мелетия Хризостом (Пападопулос), который и ввел новый стиль в греческой Церкви: "Для такого сотрудничества [с неправославными] необязательно иметь догматическое единство, достаточно единства христианской любви". Патриархи Константинополя по сегодняшний день, заканчивая Варфоломеем Архондонисом, проходят обучение богословию в Ватикане. Причем, достоверно известно, что всякий неофит, поступающий в папскую академию, принимает католичество, согласно своду Правил Ватикана. Видимо, потом лже-патриархи снова "принимали" Православие.

Совместные экуменические служения Константинопольского патриарха Афинагора и Римского папы Павла VI

Первая трещина в отношениях монастыря Эсфигмену и Вселенского Константинопольского патриархата возникла еще в начале 1960-х гг., когда Римский папа встретился с патриархом Константинопольским и Вселенским Афинагором (Спиру) для совместной экуменистической литургии. В ответ на это зилоты Эсфигмену в своем Воззвании открыто и безстрашно перед всем Афоном обвинили Патриархат в связях с Ватиканом и экуменизме. Многие монастыри тогда выразили солидарность с позицией Эсфигмену, и, несмотря на то что экуменизм еще не был в то время официально соборно анафематствован как страшная ересь, афонцы не воспринимали такое пагубное "новаторство" Константинополя и открытую измену Святоотеческим Канонам. Начался диалог между ревнителями и либералами, многие монахи перестали поминать Вселенского патриарха. Чаша терпения афонцев переполнилась в 1965 г., когда патриархом Афинагором были сняты анафемы с римо-католиков. Монастыри один за другим стали отказываться поминать патриарха.

13 ноября 1971 г. Святое Собрание ("Иера Синаксис") горы Афон – управляющий орган, состоящий из представителей всех монастырей Св. Горы в Карее, – постановило: "В вопросе о возобновлении поминовения Вселенского патриарха каждая обитель, как самоуправляющаяся, должна быть свободной в выборе образа действий, согласно совести". После смерти патриарха Афинагора и избрания патриарха Димитрия Пандопулоса, который не только продолжил политику предшественника, но даже обещал начать экуменический диалог с исламом, Эсфигмену решил остаться верным резолюции 1971 г. К решению Эсфигмену присоединились архимандриты Андрей и Евдоким, настоятели обителей Свв. Павла и Ксенфонта. В итоге они были смещены с места настоятелей монастырей.

В 1972 г. Эсфигмену отказался совместно молиться с насельниками других монастырей, в которых поминали патриарха, и был исключен из представительских органов Афона в Карее. В том же году его монахов попытались изгнать из монастыря силой. Монахи заперлись в монастыре, вывесив флаг с надписью: "Православие или смерть". Настоятель Эсфигмену игумен Афанасий объявил штурмовавшим обитель, что монастырь заминирован. Осаждающие решили, что таким образом братия Эсфигмену даёт знать о своём намерении взорвать монастырь, и отступили. Несмотря на то, что Эсфигмену с 1971 г. уже не имел представителей в органах управления Св. Горой, Афонское братство пыталось вмешиваться в самоуправление монастыря, тем самым нарушая решение "Иера Синаксис" 1971 г.

В 1974 г. Афонское Собрание (братство) в Карее все-таки согласилось на незаконное решение Вселенского патриарха изгнать настоятеля Эсфигмену Афанасия, а также двух членов Совета монастыря и его секретаря. Во второй раз комитет патриархата по Афонскому братству приказал изгнать настоятеля Эсфигмену игумена Евфимия и двух монахов в 1979 г. В обоих случаях вся братия Эсфигмену обращалась к своим "незаконным" и "осуждённым" игуменам с просьбой "не покидать своих сирот", но остаться с ними для общей борьбы за Святое Православие. Сейчас власти пытаются подвергнуть сомнению законность назначения во игумены нынешнего настоятеля монастыря схиархимандрита Мефодия.

Совместные экуменические литургии Константинопольского патриарха Варфоломея и Римского папы Бенедикта VI

В прошлом 2002 г. насельники Эсфигмену получили иск, обвиняющий их в следующих нарушениях: а) отказ поминать Вселенского патриарха; б) неисполнение постановлений комитета патриархата по делам Афона 1974 и 1979 гг. о высылке членов братии; в) отказ от участия в Афонском братстве посредством представителей.

В номере за сентябрь-октябрь 2002 г. печатного органа монастыря "Агиос Агафангелос" эсфигменские отцы возражают против обвинений, основанных на ложном толковании Хартии – главного закона монастырской организации Афона. Совершенно абсурдным является новое требование к монахам Эсфигмену, а именно – заменить имеющиеся у них старые антиминсы на освящённые нынешними Константинопольскими патриархами. Фактически, большинство монастырей Афона использует антиминсы, освящённые до 1920 года (года принятия григорианского календаря), используются и более новые антиминсы, освящённые православными епископами. Ни от какого другого монастыря, кроме Эсфигмену, не потребовали заменить антиминсы!

Афонские правила вообще не только не предусматривают процедуры преследования отдельного монастыря, но даже запрещают в переписке обсуждать "неугодную" обитель; нельзя потребовать на суд и отдельного монаха, над ним имеет власть только монастырь, в котором он подвизается.

Со своей стороны, монастырь никогда не нарушал афонского Устава, он своевременно посылал уведомления об избрании новых настоятелей, ведёт положенную документацию.

Монахов, постриженных в Эсфигмену, официальные церковные власти не заносят в общий список монахов Афона ("монахологион"), – таким образом, их как бы нет среди афонских насельников вообще, в том числе среди эсфигменитов, – они вообще не монахи! Если гонители будут последовательны, постепенно монастырь Эсфигмену может быть "аннулирован" и исключен из афонского Братства "в связи с полным исчезновением братии".

На главной и самой высокой башне монастыря Эсфигмену вот уже более тридцати лет развевается черный флаг с белыми буквами "ПРАВОСЛАВИЕ ИЛИ СМЕРТЬ". Несмотря на то, что сегодня все монастыри Афона поминают патриарха Варфоломея, монахи-зилоты Эсфигмену продолжают исповедовать верность Христу, Святым канонам, своему Синоду ИПЦ, поминая его главу, Архиепископа ИПЦ всея Эллады, Высокопреосвященного Хризостома (Киусиса), на Святой Проскомидии.

Священный Синод ИПЦ Греции под председательством Архиепископа Хризостома II

За это патриарх Варфоломей, используя свое влияние на правительство Греции, постепенно изолировал их от мiра. Монастырь не раз оказывался в окружении вооруженной полиции. Центральная телефонная станция в Карее отключила монастырский телефон, почта задерживала его корреспонденцию, все средства коммуникации – будь-то наземные или морские – были блокированы, а осажденные монахи не могли даже выйти за ворота обители, чтобы заниматься работой на огороде. В монастырь до сих пор не пропускаются врачи, приглашаемые для оказания помощи престарелым монахам, а ведь в обители есть старцы в возрасте 100 и более лет, больные и прикованные к постели. Как-то по греческому телевидению показали передачу об Эсфигмену (сюжет которой особенно затронул сердца многих людей), в ней корреспондент спрашивает престарелого больного монаха, прикованного к постели: "Как же Вы сможете? Вам же необходим врач!" А старец, улыбнувшись необыкновенно доброй улыбкой, отвечает: "Врач ко мне не может придти, его не пускают. Но у меня есть Богородица. Она меня и излечит". Умершие монахи хоронятся без свидетельства о смерти, выдаваемого доктором, как этого требует закон, поскольку к ним не разрешают вызывать врача из Кареи.

Двое, ныне умерших, монахов, так и не дождавшиеся врача

В 2002 году, когда полиция пыталась отобрать единственный монастырский трактор, молодой 25-летний монах Трифон попытался спасти его, перегнав ночью в безопасное место. В темноте машина перевернулась. Тело Трифона нашли утром, придавленное трактором. Пальцы правой руки сжимали троеперстие, по-видимому, монах перекрестился перед смертью. Так уже в наше время монастырь обрел еще одного новомученика.

В конце концов, монахам был предъявлен ультиматум: им было приказано сдать печать монастыря, мощи и прочее имущество, включая их собственные личные документы, и оставить монастырь до 28 января 2003 года. Монахи отклонили ультиматум и обратились за помощью к самому высокому административному суду Греции, – Государственному Совету, – который спустя два года заявил, что не имеет полномочий решать эту проблему.

24 ноября 2005 года Константинопольским патриархатом было организовано дерзкое нападение на Конаки (внешний скит – представительство Эсфигмену в Карее) переодетых в рясы наемников. Лже-монахи, предводительствуемые неким Гавриилом, вооруженные ломами и кувалдами, выломали двери Конаки, ворвались внутрь и жестоко избили запершихся в ските эсфигменитов. Четверо эсфигменских монахов в тот день были госпитализированы, причем двое из них попали в реанимацию с тяжелыми травмами. Однако суд объявил виновными в нарушении мира в Карее истинно-православных монахов, и приговорил их к двум годам тюремного заключения. Из девяти осужденных монахов шесть подали апелляцию, и Апелляционный суд Фессалоник 20 ноября признал их невиновными.

Сами истинно-православные монахи не присутствовали на слушаниях, их интересы в суде представлял адвокат.

Скит, тем временем, захватил Гавриил с наемниками, объявив себя "законной братией Эсфигмену". Позже приехал сам Варфоломей и, "заложив свой камень", благословил новое "легитимное" представительство Эсфигмену в Карее. В попытке скрыть свои насильственные действия против монастыря Эсфигмену, патриарх и его исполнители в греческом правительстве начали переводить всю почту, банковские счета и недвижимость, принадлежащие монастырю, на имя нового подставного братства, которое они же и контролируют. Помощь от Евросоюза сейчас поступает во все монастыри, повсюду строятся благоустроенные гостиницы для паломников, выдаются инвестиции для реставрации старинных монастырских зданий. Финансовая помощь для Эсфигмену от Евросоюза поступает к лже-братству. Впрочем, как говорят сами эсфигмениты: оно и к лучшему, чтобы не быть должниками Евросоюза.

14 августа 2006 года монахи обители получили повестки в греческий суд в Фессалониках по странному уголовному обвинению "в расколе и ереси". Слушание было назначено на 29 сентября 2006 года в греческом государственном уголовном суде в Фессалониках. Суд монахов оправдал.

Продолжается "сотрудничество" патриарха Варфоломея и греческого правительства (в лице Доры Баккояни, которая является полномочным представителем греческого государственного аппарата на Горе Афон). Именно под ее контролем и властью монахи были отрезаны от продуктов питания, медикаментов, горючего для отопления, от медицинской помощи. Есть данные о смерти пяти престарелых монахов, так и не дождавшихся врача. Прокурор Верховного суда г. Фессалоник Василис Флоридис регулярно призывает "к насильственному аресту и изгнанию зилотов из Эсфигмену".

Блокада Эсфигмену греческой полицией

Травля монастыря еще более усилилась после письма в Константинопольскую патриархию управляющего Отделом внешних церковных сношений МП митрополита Кирилла (Гундяева), осудившего насильное изгнание, по его выражению, даже "раскольников" с Афона. Масло в огонь подлило еще одно событие: игумен русского Свято-Пантелеймоновского монастыря неожиданно начал поминать на службе патриарха московского Алексия II, за что позже получил в Карее строгий выговор от Варфоломея. Об этом узнали в Москве. Таким образом политическое противостояние между Константинопольской и Московской патриархиями сыграло свою полезную роль для Эсфигмену.

Прокурор Флоридис через газету "Симера" (от 24-25 мая 2008 г.) разразился гневом на монахов-зилотов, назвав их раскольниками-фанатиками, усмотрев в их действиях "пример разрыва единства монастырей Афона" и чуть ли не "угрозу национальной безопасности страны"! При этом он отметил, что "русские монахи-фанатики этому примеру уже последовали". Русофобская политика и "рейдерство" патриарха Варфоломея известны еще с 1992 года, когда из русского скита Святого пророка Ильи на Афоне насильно, в наручниках (!), без суда и следствия полицией были вывезены семеро монахов-зилотов во главе со скитоначальником архимандритом о. Серафимом. Монахам даже не разрешили взять личные вещи и паспорта: просто посадили всех на катер и вывезли за Афон, в Урануполис. Скит находился в юрисдикции РПЦЗ, все монахи были американскими гражданами, так что никакой связи с МП не было, просто скит заняла угодная Варфоломею братия, присвоив себе все ценности, реликвии и имущество скита (отметим попутно, что Свято-Ильинский скит на Афоне, принадлежавший Русской Зарубежной Церкви, был захвачен Константинопольским патриархатом именно потому, что русские монахи-зилоты не поминали еретичествующего Константинопольского патриарха; этот захват, по всем признакам, был осуществлен не без влияния Московской патриархии, которая спустя несколько лет таким же насильственным способом захватила монастырь РПЦЗ на Святой земле, – прим. ред. ЦВ).

Летом 2008 года патриарх Варфоломей вновь собирает в Карее Священное собрание "Иера синаксис" из игуменов и представителей всех монастырей, поставив вопрос "ребром": об изгнании эсфигменитов из обители и вообще с Афона. Понимая, что его действия стали достоянием гласности в Греции и за рубежом, Варфоломей пытается убедить собрание добровольно принять его сторону и общим решением (чтобы отвести ответственность от себя лично), изгнать непокорных зилотов, поселив в монастырь уже подготовленную им лже-братию во главе со лже-игуменом Хризостомом Кацульерисом ("боевиков" Гавриила, уже захвативших Конаки в Карее). Но из десяти самых крупных монастырей Афона (которые по Афонскому уставу имеют право основного голоса), пятеро игуменов отказались поддержать Варфоломея, открыто высказавшись о его "экуменистической антиправославной политике и братской любви с папой Римским". Причем двое из них пригрозили "прекращением поминовения, если он не оставит Эсфигмену в покое и не перестанет лобызаться с папой".

Таким образом, климат на Афоне в отношении несломленного врагами монастыря Эсфигмену несколько оздоровился. Хотя по-прежнему продолжается неофициальная блокада: не поступают лекарства, нет электричества, отключен телефон, не приносят почту и т.д. А паломникам и туристам, желающим осмотреть Святую Гору Афон и обращающимся за разрешением посетить Эсфигмену, отвечают, что "монастырь не принимает гостей". В результате туристы отправляются в путешествие по другим монастырям, хотя на самом деле Эсфигмену может принять до 400 паломников.

Но, несмотря на это (по моему личному свидетельству), паломники, пришедшие в этот монастырь, необыкновенно радушно принимаются братией Эсфигмену вне зависимости от юрисдикции или национальности, еда в трапезной очень вкусная (продукты и все необходимое подвозятся обычно тайно ночью). Рыбу монахи ловят сами с пристани удочкой, т.к. лодку власти отобрали и не разрешают им выходить рыбачить в море. В Эсфигмену паломник ощущает себя действительно под Омофором Самой Пречистой Божией Матери, что, по слову игумена монастыря схиархимандрита о. Мефодия, помогло и помогает им выстоять в эти сложные апостасийные времена.

Евгений Зилот, г. Афины,
прихожанин ИПЦ Греции,
16. 01. 2009 г.

Уже около четверти века над одной из башен монастыря развевается черный флаг с надписью "Православие или смерть!"


22 октября Предстоятель Константинопольской Православной Церкви Святейший Патриарх Варфоломей, находящийся с визитом в Греции, призвал мятежных афонских монахов покинуть занятый ими монастырь и присоединиться к созданному недавно на Афоне "альтернативному" братству Эсфигмен, передает агенство "Русская линия" со ссылкой на Афинское агентство новостей.

"Никто не может жить без епископа. Это правило действует для всех православных без исключения. Каждый, кто полагает иначе, находится вне Церкви, а особенно те, кто дал страшную монашескую клятву смирения и послушания", - заявил Патриарх Варфоломей.

Обращаясь к монахам мятежного монастыря, не признающим духовной власти Константинопольского Патриархата, Патриарх Варфоломей призвал их прекратить противостояние и присоединиться к "альтернативной", лояльной Константинопольскому Патриархату общине Эсфигмена, добавив, что монахи впали в заблуждение, движимые "ревностью не по разуму".

Между тем, насельники монастыря отклонили это предложение и заявили, что будут бороться за свою обитель до конца. Как сообщает официальный сайт Эсфигмен, греческое правительство намерено в ближайшие дни направить в Спасо-Вознесенский монастырь на Святой Горе вооруженные полицейские подразделения, чтобы силой выдворить братию из обители.

"Игнорируя законное братство Эсфигмен, которое существует уже в течение 1500 лет, Патриарх пытается переписать историю и просто отказать братству в существовании. Вместо того, чтобы пригласить законных монахов Эсфигмен к диалогу, о котором они неоднократно просили, Патриарх игнорирует их и оказывает давление на греческое правительство, чтобы оно распорядилось об изгнании монахов. Он участвует в диалоге со всеми другими религиями, но с братьями - православными христианами общается не с помощью слов, а с помощью давления", - говорится по этому поводу в официальном заявлении братии.

Напомним, что Эсфигмен является единственным из 20 крупных афонских монастырей, который до сих пор отказывается поминать Константинопольского Патриарха, считая, что он отпал от православия. Конфликт между древним монастырем Эсфигмен, входящим в автономную монашескую республику Афон на севере Греции, и Константинопольским Патриархатом, власть которого признает Афон, начался в 1965 году. Поводом для этого стала встреча Константинопольского Патриарха Афинагора с папой Римским Павлом VI.

С начала 70-х годов на крепостных стенах монастыря развевается черный флаг с девизом: "Православие или смерть!" Община мятежных монахов активно сопротивлялась попыткам церковных властей восстановить контроль над монастырем. В 2003 году греческие власти по распоряжению церковных властей послали небольшой полицейский отряд, чтобы выселить монахов из монастыря. Однако "осада" монастыря, продолжавшаяся несколько недель, не дала результатов, поскольку власти не решились на насильственные действия.

В 2005 году при поддержке церковных властей была создана "альтернативная" община монастыря Эсфигмен, лояльная Константинополю. Константинопольский Патриархат признал за ней юридическое право на обладание монастырем.

И, маленькая справка об Афоне,-

Афон - монашеская республика

Всем известно о существовании особого католического государства Ватикан, где абсолютным монархом является Папа Римский. Мало кто знает, что свое государственное образование есть и у православных. Это Святая Гора Афон. Статус Афона, входящего в состав Греции на правах автономии, значительно скромнее, чем у Ватикана. Но такими атрибутами суверенитета, как флаг, герб, собственные законодательный орган и правительство, въездные визы и даже номера автомобилей, Афон обладает. На территории гористого полуострова, врезающегося в Эгейское море на 40 с лишним километров, располагается монашеская республика, история которой насчитывает тысячу с лишним лет.

В самом сердце Афона, в местечке Карея, раз в год заседают представители 20 афонских монастырей - Священное Собрание (Кинот), законодательный орган Афона. Из депутатов собрания избирается Прот, который в течение двух лет управляет внутренними делами Святой Горы. При Проте формируется Протат - орган исполнительной власти. За преступления, предусмотренные гражданским законом, обитателей Афона судит греческий суд. Правительство Греции представлено на Святой Горе губернатором, которому подчиняются полиция и почта.

Почти тысячу лет на землю Афона не ступала нога женщины. Соответствующий запрет можно считать первой статьей неписаной конституции Святой Горы.

Кроме Афона, это множество храмов и монастырей в Греции и Турции

РПЦ уведомила прихожан о том, что храмы и монастыри Константинопольского патриархата отныне нежелательны для посещения. Кроме , где расположены многие святыни под эгидой Константинополя, «запретные» храмы располагаются и в других популярных у россиян местах. Мы выяснили, о каких именно соборах и монастырях речь.

Монастырь Святого Георгия Кудунского

Если православные из лона РПЦ будут молиться или причащаться в храмах Константинопольского патриархата, на исповеди (речь о «непослушании церкви»). Если же речь о священниках - им будет грозить наказание, которое определят их церковные начальники.

Основной канонической территорией Константинопольского Патриархата является Турция и часть Греции.

Православные соборы в Турции сосредоточены, в основном в Стамбуле, бывшем Константинополе.

Самый известный, который обязательно посещали русские паломники - это Кафедральный собор Св. Георгия Победоносца. Он находится на самом Фанаре, на Подворье Вселенского Патриарха. Собор особо почитаем, поскольку там находятся мощи Иоанна Златоуста и Григория Богослова.

Не менее популярен крупнейший православный храм города - церковь Святой Троицы недалеко от площади Таксим. Есть еще небольшая часовня церкви Марии Влахернской на берегу залива Золотой Рог и самая известная историческая церковь Марии Монгольской, знаменитая тем, что в ней никогда не создавали мечети. Есть еще храм Живоносного Источника, при котором находится женский монастырь Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник» - место погребения Константинопольских Патриархов.

Кроме этого в Стамбуле существуют два «афонских подворья», в которых располагались паломники по дороге на Святую Афон. Причем оба подворья - Пантелеймоново и Андреевское - всегда называли «русскими», поскольку здесь останавливались именно российские верующие. Однако оба они находятся под юрисдикцией Вселенского Патриархата. На Пантелеймоновом подворье есть церковь, расположенная на 6 этаже паломнического корпуса, главная ее достопримечательность - список с чудотворной иконы Владимирской Божией матери. Службы на подворьях ведутся не на греческом, а на церковнославянском. По крайней мере, так было до сего дня...

Под запретом оказался и храм Святых апостола Павла и проповедника Алипия Столпника в Анталии, где ведутся службы на русском языке.

В Турции есть несколько действующих православных монастырей, относящихся к Константинопольскому Патриархату. Находятся они, в основном, на островах. Монастырь Святого Георгия Кудунского, X века постройки - на острове Бююкада в Мраморном море. За год его посещают не менее 250 000 паломников.

На острове Хейбелиада расположен мужской ставропигиальный монастырь Константинопольской православной церкви Святой Троицы, при нем - особо почитаемый скит Святого Спиридона.

В Греции юрисдикция Константинопольского Патриархата распространяется на епархии так называемого Додеканесского архипелага. То есть на все храмы на островах Родос, Кос, Лерос, Калимнос и Астипалеи, Карпафос и Касос. Ядром Патриархата в Греции является ставропигиальная обитель св. Иоанна Богослова на острове Патмос. А так же два монастыря - Анастасии Узорешительницы в Халкидики и Монастырь Влатадон в Салониках.

С Критом, который так же относится к ведению Константинопольского Патриархата, все не так просто. Дело в том, что Критская архиепископия имеет статус полуавтономной Церкви, у которой есть свой Синод. И, хотя РПЦ отнесла храмы Крита так же к числу «запрещенных», все же русским православным будет жаль с ними «расставаться». Особенно с церковью святого Николая Чудотворца в ущелье Котцифу и главной святыней Ираклиона - церковью Святого Тита.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»