Хозяйственное партнерство (ХП) - характеристика и порядок регистрации. Хозяйственное партнерство: понятие, порядок организации

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Организационно-правовые формы юридических лиц:
Коммерческие корпоративные организации:
ООО , АО , производственный кооператив , КТ , ПТ , ХП .
Некоммерческие корпоративные организации:
общественная организация , ассоциация (союз) , потребительский кооператив , ТСН , казачье общество , общины коренных малочисленных народов Российской Федерации .
Некоммерческие унитарные организации:
АНО , фонд , учреждение , религиозная организация .

Хозяйственное партнерство - это коммерческая организация, порядок учреждения и деятельности которой установлены федеральным законом от 3 декабря 2011 года No 380-ФЗ "О хозяйственных партнерствах" и Гражданским кодексом РФ.

По мысли законодателя, добавившего новую организационно-правовую форму юридического лица к уже существующим (таким как ООО, АО, ОАО и др.), хозяйственное партнерство в наибольшей степени отвечает потребностям ведения инновационной и венчурной деятельности.

В целом же, хозяйственное партнерство (ХП) по многим характеристикам имеет сходство с обществом с ограниченной ответственностью.

Так, складочный капитал ХП, аналогично уставному капиталу ООО, разделен на доли. Однако, в отличие от ООО, минимальный размер складочного капитала ХП законодательно не установлен.

ХП имеет участников, вносящих свои вклады в складочный капитал. Участниками партнерства могут быть как юридические, так и физические лица. Но участники ООО обязаны внести не менее 50% своих вкладов в уставный капитал до регистрации и 50% в течение года с момента регистрации ООО, то сроки оплаты складочного капитала хозяйственного партнерства устанавливаются соглашением об управлении партнерством, заключаемом между участниками, и могут быть произвольными.

Если ООО может быть учреждено одним участником, количество участников хозяйственного партнерства не может быть менее двух. Но, так же как в ООО, максимально ХП может иметь 50 участников. Если число участников ХП превысило 50, организация должна в течение года с момента превышения быть преобразована в акционерное общество.

При учреждении ХП заключается соглашение об управлении партнерством. Оно подлежит обязательному нотариальному удостоверению и в дальнейшем хранится у нотариуса. Сторонами соглашения могут быть все участники партнерства, а также лица, участниками не являющиеся. Соглашение об управлении партнерством и любые вносимые в него изменения не подлежат государственной регистрации, и сведения о нем и о содержащихся в нем положениях не вносятся в ЕГРЮЛ (единый государственный реестр юридических лиц).

Учредительным документом хозяйственного партнерства является устав.

Важные особенности хозяйственного партнерства:
1. Единоличным исполнительным органом (генеральным директором, президентом иди др.) можут быть только физическое лицо, избираемое из числа его участников. Назначение на должность руководителя партнерства иного лица не допускается.
2. Законодательно закреплен запрет на размещение партнерством рекламы своей деятельности.
3. Партнерство обязано избрать аудитора (аудиторскую организацию либо индивидуального аудитора в соответствии с законом о "Об аудиторской деятельности").

Участники партнерства не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью партнерства, в пределах сумм внесенных ими вкладов. Вместе с тем, если в случае отсутствия или недостаточности у хозяйственного партнерства имущества для удовлетворения его обязательств потребуется обращение взыскания на принадлежащие партнерству исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные обязательства перед кредиторами могут быть полностью или частично погашены в добровольном порядке одним, несколькими или всеми участниками партнерства.

Участник ХП вправе продать или иным способом уступить свою долю в складочном капитале другому участнику партнерства, самому партнерству или третьему лицу. Сделки, направленные на отчуждение долей, могут быть совершены только в нотариальной форме.

Создание ХП путем реорганизации юридического лица иной формы запрещено законом. Само же партнерство может быть преобразовано только в открытое или закрытое акционерное общество.

Регистрацию хозяйственных партнерств осуществляют налоговые органы (в Санкт-Петербурге - МИ ФНС No 15).

Государственная пошлина за регистрацию хозяйственного партнерства при подаче документов в регистрирующий орган в бумажном виде составляет 4000 рублей.

С 1 января 2019 года в случае подачи документов ХП на регистрацию в электронной форме, подписанных ЭЦП (электронными цифровыми подписями) учредителей, государственная пошлина уплате не подлежит. Подробнее об электронной онлайн регистрации юридических лиц Вы можете прочитать, перейдя по

С 1 июля 2012 года вступает в силу Федеральный закон № 380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах», принятый 3 декабря 2011 года (далее по тексту –Закон ), в соответствии с которым в России создается новая организационно-правовая форма юридических лиц – хозяйственное партнерство. Одновременно с данным Законом вступят в силу изменения в статью 50 Гражданского кодекса РФ о включении хозяйственных партнерств в закрытый перечень форм коммерческих организаций.

Хозяйственным партнерством (далее - партнерство ) признается созданная двумя или более лицами коммерческая организация, в управлении деятельностью которой в соответствии с Законом принимают участие участники партнерства, а также иные лица в пределах и в объеме, которые предусмотрены соглашением об управлении партнерством. Анализ положений Закона показывает, что по ряду признаков партнерство сходно с хозяйственными товариществами и обществами, прежде всего с ООО. Так, партнерство вправе заниматься любыми виды деятельности, не запрещенными федеральным законом (а не только инновационной деятельностью, как предлагалось при разработке Закона). Однако есть и существенные отличия: партнерству запрещено выпускать облигации и иные эмиссионные ценные бумаги, а также размещать рекламу своей деятельности, что делает невыгодным использование данной формы в определенных сферах бизнеса (например, в консалтинге). Партнерство не может быть учредителем и участником других юридических лиц, за исключением союзов и ассоциаций. Кроме того, Правительством России могут быть установлены нормативы собственных средств для партнерств, которые осуществляют определенные виды деятельности. Партнерство может быть создано только путем его учреждения; реорганизация уже существующего юридического лица в партнерство Законом не допускается. Минимальный размер складочного капитала партнерства не ограничен. В складочный капитал может быть внесено любое имущество, кроме ценных бумаг (внесены могут быть только облигации, определенныеорганом исполнительной власти в сфере финансовых рынков). Денежная оценка имущества, вносимого в складочный капитал, утверждается единогласным решением участников партнерства. При этом привлечение оценщика не требуется, даже если вклад вносится не денежными средствами, а иным имуществом независимо от его размера. Партнерство несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не отвечает по обязательствам своих участников, а участники в свою очередь не отвечают по обязательствам партнерства и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах сумм внесенных ими вкладов.Кроме того, участники партнерства или один из них вправе исполнить обязательство партнерства перед его кредиторами в случае, если возникает угроза обращения взыскания на принадлежащие партнерству исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности. К участникам, исполнившим обязательство, переходит право требования к партнерству.

Участники партнерства

Участниками партнерства могут быть как граждане, так и юридические лица. Но в отличие от акционерных обществ и ООО, партнерство не может быть учреждено 1 лицом. Если в партнерстве останется единственный участник или их станет более 50, партнерство должно быть преобразовано в акционерное общество или ликвидировано. Участники партнерства имеют практически те же права и обязанности, что и участники ООО: право участвовать в управлении партнерством, получать информацию о его деятельности и получать часть имущества после ликвидации, обязанность внести вклад в складочный капитал. Также как и участники ООО, участники партнерства вправе отчуждать свою долю с соблюдением преимущественного права покупки других участников и партнерства. Однако залог доли возможен лишь в том случае, если это прямо допускается соглашением об управлении партнерством. Сделка по отчуждению доли должна быть совершена в нотариальной форме, в противном случае она является недействительной. К приобретателю доли переходят в соответствующей части права и обязанности участника, передавшего долю, и приобретатель доли присоединяется к соглашению об управлении партнерством.

Соглашение об управлении партнерством

В соответствии со статьей 9 Закона единственным учредительным документом партнерства является устав. Однако гораздо более важное значение в управлении партнерством имеет другой документ – соглашение об управлении партнерством , которое заключается в письменной форме при учреждении партнерства, подлежит обязательному нотариальному удостоверению и хранится у нотариуса по месту нахождения партнерства. Государственная регистрация соглашения не требуется. Помимо участников партнерства, для которых заключение соглашения обязательно, в соглашении могут участвовать лица, не являющиеся участниками партнерства, а также само партнерство, если это допускается уставом (п. 2 ст. 6 Закона). Соглашение может содержать любые не противоречащие законодательству условия управления партнерством, его деятельности, реорганизации и ликвидации. К примеру, соглашением могут быть предусмотрены ограничения (включая полный запрет) на отчуждение доли, установлен порядок выхода из партнерства, ограничено право участников соглашения на финансовое, трудовое и иное участие в деятельности других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в течение определенного срока, право участников партнерства требовать продажи другими участниками своей доли в партнерстве заранее определенным лицам. Соглашение об управлении, не являясь формально учредительным документом партнерства, фактически призвано выполнять его функции. Без соглашения партнерство просто не сможет осуществлять свою деятельность, поскольку почти все внутренние отношения в партнерстве (размер, сроки порядок внесения вкладов участников, структура органов управления и их полномочия, порядок и сроки осуществления правил исполнения обязанностей участников и иных лиц) должны регулироваться именно этим документом. При этом соглашение не подлежит регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц, а его содержание не раскрывается для лиц, в нем не участвующих. Более того, Закон прямо требует включать в соглашение условия о конфиденциальности информации о содержании деятельности партнерства и об участии в нем. Каким же образом заинтересованные лица могут узнать о содержании соглашения? Третьи лица, в том числе кредиторы и контрагенты партнерства по сделкам, могут получить сведения о содержании соглашения от единоличного исполнительного органа партнерства, который предоставляет кредиторам и другим лицам, вступающим в отношения с партнерством, сведения о содержании соглашения, в том числе о полномочиях органов управления (ст. 6 Закона). Предоставление сведений может осуществляться путем выдачи согласия на ознакомление с соглашением, причем подпись генерального директора на таком согласии должна быть засвидетельствована нотариально. Представляется, что на практике вопрос будет решаться проще: заинтересованные лица будут получать копии соглашения от органов управления партнерства, а не знакомиться с ним в помещении нотариальной конторы. Такая «закрытость» соглашения об управлении партнерством вызывает обоснованные опасения многих юристов. Установленный Законом запрет участникам соглашения ссылаться на его положения в отношениях с третьими лицами не решает проблему в полной мере. Участники гражданского оборота, вступая в отношения с партнерством, не смогут свободно ознакомиться с главным документом, регулирующим его деятельность, а значит и не в состоянии будут адекватно оценить собственные риски от такого сотрудничества. Это особенно важно, поскольку в силу статьи 6 Закона нарушение соглашения может являться основанием для признания судом недействительными решений органов управления партнерства (опять же в случаях предусмотренных самим соглашением).

Управление деятельностью партнерства

Система, структура, полномочия и порядок образования и деятельности органов управления партнерства определяются соглашением об управлении партнерством. Закон требует обязательного создания в партнерстве только единоличного исполнительного органа (генерального директора или президента), который избирается только из участников партнерства – физических лиц и действует от имени партнерства в его отношениях с третьими лицами. Образование других органов управления, их компетенция и порядок осуществления ими деятельности определяется в соглашении об управлении. Даже проведение общего собрания участников, без которого невозможна деятельность ООО и акционерных обществ, для партнерства не обязательно, хотя и может быть предусмотрено в соглашении (например, если в управлении партнерством не участвуют иные лица). Закон предусматривает право участника на участие в управлении партнерством и запрещает устранение всех участников от управления деятельностью партнерства. Однако фактически реализация данного права может быть сведена к минимуму, поскольку порядок такого участия устанавливается соглашением, которое может определять, что участие в управлении партнерством и распределении прибыли осуществляется непропорционально размеру долей участников в складочном капитале. При этом так называемые «иные лица», участвующие в управлении партнерством, не несут никаких обязанностей ни перед партнерством, ни перед его участниками, не участвуют в формировании складочного капитала партнерства, а их ответственность может быть исключена соглашением об управлении. Таким образом, правовая конструкция хозяйственных партнерств сочетает в себе практически неограниченную свободу организации внутреннего управления юридическим лицом и одновременно почти полное отсутствие ответственности для лиц, управляющих партнерством. Многие ученые и практикующие юристы справедливо отмечают, что непрозрачность процессов управления партнерством может создать прямую угрозу интересам кредиторов партнерства и стабильности гражданского оборота в целом. Совет по кодификации гражданского законодательства в заключении на проект Закона указал, что одновременное участие в партнерстве его участников, самого партнерства и иных лиц «создает сложную, запутанную систему правовых связей между этими лицами и почву для споров, а при желании – и для злоупотреблений». Оправдаются ли эти опасения – покажет время и практика. Вера Рябова – юрист практики недвижимости и градостроительства компании Rightmark group

Хозяйственное партнерство - созданная двумя или более лицами коммерческая организация, в управлении деятельностью которой принимают участие участники партнерства, а также иные лица в пределах и в объеме, которые предусмотрены соглашением об управлении партнерством.

Разъяснение

Хозяйственное партнерство — это созданная двумя или более лицами коммерческая организация, в управлении деятельностью которой принимают участие участники партнерства, а также иные лица в пределах и в объеме, которые предусмотрены соглашением об управлении партнерством.

Хозяйственное партнерство - одна из , предусмотренных для коммерческих организаций. Так, ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) указывает: "Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств , производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий."

Правовое положение хозяйственных партнерств регулируется Федеральным законом от 03.12.2011 N 380-ФЗ "О хозяйственных партнерствах":

Статья 2. Основные положения о хозяйственных партнерствах

1. Хозяйственным партнерством (далее - партнерство) признается созданная двумя или более лицами коммерческая организация, в управлении деятельностью которой в соответствии с настоящим Федеральным законом принимают участие участники партнерства, а также иные лица в пределах и в объеме, которые предусмотрены соглашением об управлении партнерством.
2. Участники партнерства не отвечают по обязательствам партнерства и несут риск убытков, связанных с деятельностью партнерства, в пределах сумм внесенных ими вкладов.
3. Партнерство может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами, если это не противоречит предмету и целям деятельности, определенно ограниченным уставом партнерства и соглашением об управлении партнерством.
4. Партнерство не вправе осуществлять эмиссию облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг.
5. Партнерство не вправе размещать рекламу своей деятельности.
6. Партнерство считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
7. Партнерство не может быть учредителем (участником) других юридических лиц, за исключением союзов и ассоциаций.
8. Фирменное наименование партнерства должно содержать его наименование и слова "хозяйственное партнерство".
9. Правительством Российской Федерации могут быть установлены нормативы достаточности собственных средств партнерств, осуществляющих определенные виды деятельности.

Статья 3. Ответственность партнерства

1. Партнерство несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
2. Партнерство не отвечает по обязательствам своих участников.
3. Договоры партнерства с кредиторами - субъектами предпринимательской деятельности могут содержать условия о полном или частичном прекращении обязательств партнерства перед такими кредиторами при наступлении условий, указанных в договоре, из которого возникли соответствующие обязательства.
4. Если в случае отсутствия или недостаточности у партнерства имущества для удовлетворения обязательств партнерства потребуется обращение взыскания на принадлежащие партнерству исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, обязательства партнерства перед его кредиторами могут быть полностью или частично исполнены от имени партнерства одним участником партнерства, несколькими участниками партнерства или всеми участниками партнерства. Для исполнения указанных в настоящей части обязательств партнерства перед его кредиторами одним участником партнерства или несколькими из участников партнерства требуется согласие всех участников партнерства, а в случаях, предусмотренных соглашением об управлении партнерством, также согласие иных лиц. Участники партнерства уведомляют в письменной форме кредитора партнерства о своем намерении исполнить от имени партнерства его обязательства перед таким кредитором не позднее трех дней до даты наступления срока исполнения соответствующего обязательства партнерства. Кредитор партнерства не вправе отказаться от исполнения участником партнерства, участниками партнерства обязательств партнерства в соответствии с правилами, установленными настоящей частью. Порядок и условия исполнения участниками партнерства обязательств партнерства определяются по соглашению между кредитором и осуществляющим исполнение этих обязательств от имени партнерства участником партнерства. Любая из сторон вправе передать возникшие при недостижении такого соглашения разногласия на рассмотрение суда. В этом случае порядок и условия исполнения участниками партнерства обязательств партнерства определяются в соответствии с решением суда. До вступления в законную силу решения суда об определении порядка и условий исполнения участниками партнерства обязательств партнерства взыскание на принадлежащие партнерству исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности не обращается. В случае просрочки или уклонения кредитора от принятия установленного по соглашению или по решению суда исполнения, если оно выражается в уплате денежной суммы или в передаче ценных бумаг, участники партнерства, осуществляющие исполнение, вправе исполнить обязательство внесением долга в депозит. Участники партнерства, исполнившие в соответствии с настоящей статьей обязательства партнерства, имеют право регрессного требования к партнерству в размере удовлетворенного требования. При ликвидации партнерства, в том числе в случае банкротства, лицо или лица, осуществившие от имени партнерства исполнение указанных в настоящей части обязательств, имеют преимущественное перед иными участниками партнерства право на получение исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности за счет имущества партнерства, оставшегося после удовлетворения требований его кредиторов.

Статья 4. Участники партнерства

1. Участниками партнерства могут быть граждане и (или) юридические лица. Федеральным законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан или юридических лиц в партнерствах.
2. Партнерство не может быть учреждено одним лицом. Партнерство не может стать впоследствии партнерством с одним участником. Если число участников партнерства уменьшится до одного участника, партнерство подлежит реорганизации в соответствии с настоящим Федеральным законом или ликвидации в судебном порядке по требованию заинтересованных лиц, либо органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, либо иных государственных органов, которым право на предъявление такого требования предоставлено федеральным законом.
3. Число участников партнерства не должно быть более пятидесяти. В случае, если число участников партнерства превысит установленный настоящей частью предел, партнерство в течение года должно преобразоваться в акционерное общество. Если в течение указанного срока партнерство не будет преобразовано и число участников партнерства не уменьшится до установленного настоящей частью предела, оно подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию заинтересованных лиц, либо органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, либо иных государственных органов, которым право на предъявление такого требования предоставлено федеральным законом.

Статья 6. Соглашение об управлении партнерством

1. Помимо прав и обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иные права и обязанности участников партнерства, а также права и обязанности лиц, не являющихся участниками партнерства, порядок и сроки осуществления прав и исполнения обязанностей регулируются соглашением об управлении партнерством, которое заключается при учреждении партнерства в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Соглашение об управлении партнерством может содержать любые не противоречащие настоящему Федеральному закону и другим законодательным актам Российской Федерации условия по вопросам управления партнерством, деятельности, реорганизации и ликвидации партнерства, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом такие положения должны содержаться в уставе партнерства.
2. Партнерство может быть участником соглашения об управлении партнерством в случае, если это предусмотрено уставом партнерства. Сторонами соглашения об управлении партнерством должны быть все участники партнерства, а также могут быть лица, не являющиеся участниками партнерства. Соглашение об управлении партнерством заключается в письменной форме. Соглашение об управлении партнерством и любые вносимые в него изменения подлежат обязательному нотариальному удостоверению и хранению у нотариуса по месту нахождения партнерства и вступают в силу для участников соглашения об управлении партнерством и третьих лиц с момента такого удостоверения. Соглашение об управлении партнерством и любые вносимые в него изменения не подлежат государственной регистрации, и сведения о нем и о содержащихся в нем положениях не вносятся в единый государственный реестр юридических лиц. Изменение условий соглашения об управлении партнерством, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, допускается по общему согласию сторон соглашения, а в случае, если такое согласие не достигнуто, по решению суда. По вопросам, связанным с изменением условий соглашения об управлении партнерством, в том числе при изменении условий соглашения об управлении партнерством в связи с приемом в партнерство новых участников, каждый участник соглашения имеет один голос вне зависимости от размера принадлежащей ему доли в складочном капитале партнерства и условий соглашения об управлении партнерством, определяющих права участника на участие в управлении партнерством. Отчуждение прав участника партнерства, связанных с изменением условий соглашения об управлении партнерством, не допускается.
3. Права и обязанности, приобретенные определенным участником партнерства в соответствии с соглашением об управлении партнерством, в случае перехода его доли в складочном капитале партнерства переходят к приобретателю доли в порядке и в объеме, которые установлены соответствующим соглашением участников партнерства и приобретателя доли, являющимся неотъемлемой частью соглашения об управлении партнерством.
4. В отношениях с третьими лицами партнерство, участники партнерства и другие участники соглашения об управлении партнерством не вправе ссылаться на положения соглашения об управлении партнерством, за исключением случаев, если они докажут, что третье лицо в момент совершения сделки знало или должно было знать о содержании этого соглашения.
5. Единоличный исполнительный орган партнерства в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, предоставляет кредиторам и иным лицам, которые вступают в гражданско-правовые отношения с партнерством, сведения о содержании соглашения об управлении партнерством, в том числе о характере и об объеме вытекающих из такого соглашения собственных полномочий и полномочий иных органов управления партнерства на совершение и (или) одобрение тех или иных действий либо сделок.
6. Соглашение об управлении партнерством, заключаемое в соответствии с настоящим Федеральным законом, содержит:
1) сведения о предмете деятельности партнерства;
2) условия о размере, составе, сроках и порядке внесения участниками партнерства вкладов в складочный капитал, порядке изменения долей участников партнерства в складочном капитале партнерства;
3) условия ответственности участников партнерства за нарушение обязанностей по внесению вкладов в складочный капитал партнерства;
4) условия обеспечения конфиденциальности информации об условиях участия участников партнерства и иных лиц в партнерстве, о содержании его деятельности, а также ответственность за нарушение конфиденциальности;
5) порядок разрешения возможных споров между участниками соглашения об управлении партнерством.
7. Соглашение об управлении партнерством, заключаемое в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе может предусматривать:
1) права участников партнерства на непропорциональное размеру принадлежащих им в складочном капитале долей участие в управлении партнерством, включая право вето по определенным вопросам, а также права на непропорциональное участие в распределении прибыли, в покрытии расходов и различных затрат, связанных с деятельностью партнерства;
2) ограничения прав на свободное отчуждение доли в складочном капитале, в том числе случаи однократного или неоднократного применения либо неприменения права преимущественной покупки;
3) условия о порядке выхода из партнерства или вступления в него новых участников партнерства, а также положения об особых правах участников партнерства при выходе из партнерства в зависимости от наступления или ненаступления определенных условий;
4) порядок, сроки и условия вовлечения в деятельность партнерства других юридических лиц и физических лиц;
5) обязательства, ограничивающие в течение определенного соглашением об управлении партнерством срока права участников партнерства или иных лиц на финансовое, личное трудовое или иное участие в деятельности иных юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, соответствующую предмету деятельности партнерства, а также меры ответственности за нарушение таких обязательств;
6) случаи, порядок и условия приобретения партнерством принадлежащих его участникам долей в складочном капитале партнерства;
7) порядок и условия осуществления участниками партнерства своих прав и исполнения своих обязанностей, в том числе связанных с участием в управлении партнерством, распоряжением долями участия в партнерстве, включая права участников партнерства требовать продажи другими участниками партнерства своей доли в партнерстве заранее определенным участникам партнерства или третьим лицам;
8) случаи, порядок и условия выкупа (в том числе принудительного) принадлежащей участнику партнерства доли в складочном капитале партнерства другими участниками партнерства;
9) сроки и условия, при которых происходит реорганизация или ликвидация партнерства в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а также условия распределения складочного капитала партнерства между его участниками при прекращении партнерства после удовлетворения требований кредиторов;
10) порядок образования органов управления партнерства, создание которых не является обязательным в соответствии с настоящим Федеральным законом (совета директоров партнерства, наблюдательного совета партнерства, правления партнерства, дирекции партнерства, комитета партнерства, президиума партнерства и других), компетенцию, порядок осуществления и прекращения деятельности таких органов управления, включая порядок возникновения, порядок реализации и порядок прекращения полномочий их членов, порядок подготовки, созыва и проведения очередных и (или) внеочередных собраний таких органов управления, порядок принятия ими решений, в том числе путем проведения заочного голосования (опросным путем), порядок обжалования решений таких органов;
11) размер вознаграждений и (или) размер компенсации расходов членов органов управления партнерства в период исполнения ими своих обязанностей;
12) образование ревизионной комиссии или избрание ревизора партнерства;
13) случаи и порядок отчуждения партнерством принадлежащей ему доли в складочном капитале;
14) случаи и порядок приобретения партнерством доли участника партнерства по его требованию.
8. Соглашение об управлении партнерством может предусматривать способы обеспечения исполнения обязательств, вытекающих из такого соглашения, и меры гражданско-правовой ответственности, в том числе возмещение причиненных нарушением такого соглашения убытков, взыскание неустойки (штрафа, пеней), выплату компенсации (твердой денежной суммы или суммы, подлежащей определению в порядке, указанном в соглашении об управлении партнерством) или применение иных мер ответственности в связи с нарушением такого соглашения.
9. Вне зависимости от применения мер гражданско-правовой ответственности нарушение условий соглашения об управлении партнерством:
1) не исключает права стороны требовать понуждения к исполнению соглашения об управлении партнерством нарушившей стороной в судебном или в ином порядке, предусмотренном соглашением об управлении партнерством;
2) может являться основанием для признания в судебном порядке недействительными решений органов управления партнерства в случаях, предусмотренных соглашением об управлении партнерством;
3) может являться основанием для признания судом по иску заинтересованной стороны соглашения об управлении партнерством недействительными сделок, совершенных партнерством или стороной соглашения об управлении партнерством в нарушение такого соглашения, только в случаях, если будет доказано, что другая сторона по договору знала или должна была знать об ограничениях, предусмотренных соглашением об управлении партнерством.

Статья 10. Складочный капитал партнерства. Доли в складочном капитале партнерства

1. Каждый участник партнерства обязан внести вклад в складочный капитал партнерства. Не допускается освобождение участника партнерства от обязанности внесения вклада в складочный капитал партнерства.
2. Если иное не предусмотрено соглашением об управлении партнерством:
1) при неисполнении участником партнерства обязанности по первоначальному внесению вклада (части вклада) в складочный капитал партнерства при условии, что соглашением об управлении партнерством предусмотрено его последовательное внесение, такой участник партнерства обязан уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, а также неустойку в размере десяти процентов годовых с невнесенной части вклада за каждый день просрочки;
2) при неисполнении участником партнерства обязанности по последующему внесению части вклада в складочный капитал партнерства, если соглашением об управлении партнерством предусмотрено его последовательное внесение, часть доли такого участника партнерства в складочном капитале партнерства, соответствующая невнесенной части вклада, переходит к другим участникам партнерства пропорционально размеру или стоимости принадлежащих им долей в складочном капитале партнерства с переходом на них в соответствующих долях обязанности по внесению соответствующего вклада.
3. Неисполнение обязанности по первоначальному или последующему внесению в складочный капитал партнерства вклада (части вклада), если соглашением об управлении партнерством предусмотрено его последовательное внесение, может являться основанием для исключения участника партнерства из партнерства в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона.
4. Вклад в складочный капитал партнерства может осуществляться деньгами, другими вещами или имущественными правами либо иными имеющими денежную оценку правами. Вкладом в складочный капитал партнерства не могут выступать ценные бумаги, за исключением облигаций хозяйственных обществ. Если иное не предусмотрено соглашением об управлении партнерством, денежная оценка имущества и иных объектов гражданских прав, вносимых в качестве вклада в складочный капитал партнерства, утверждается единогласным решением всех участников партнерства. При недостижении согласия по вопросу о денежной оценке имущества и иных объектов гражданских прав, вносимых в качестве вклада в складочный капитал партнерства, или об утверждении оценщика внесение вклада в складочный капитал партнерства осуществляется в денежной форме. Соглашением об управлении партнерством могут быть установлены виды имущества и иных объектов гражданских прав, которые не могут быть внесены в качестве вклада в складочный капитал партнерства.
5. Партнерство осуществляет ведение реестра участников партнерства с указанием сведений о каждом участнике партнерства, размере его доли в складочном капитале партнерства и внесении им вклада, о размерах долей, принадлежащих партнерству, датах их перехода к партнерству или приобретения партнерством. Сведения о составе участников партнерства вносятся в единый государственный реестр юридических лиц в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Сведения о принадлежащих участникам партнерства долях в складочном капитале партнерства, в том числе об их размере и стоимости, не включаются в единый государственный реестр юридических лиц.

Выс­ший орган управления обществом с ограниченной ответственно­стью - общее собрание его участников. Текущее управление об­ществом осуществляет исполнительный орган - коллегиальный или единоличный, при этом единоличный орган может быть из­бран и не из числа участников.

К исключительной компетенции общего собрания участников относятся:

    определение основных направлений деятельности ООО, а также принятие решения об участии в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;

    изменение устава ООО, в том числе изменение размера уставного капитала ООО;

    внесение изменений в учредительный договор;

    образование исполнительных органов ООО и досрочное прекращение их полномочий, а также принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа ООО коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (далее - управляющий), утверждение такого управляющего и условий договора с ним;

    избрание и досрочное прекращение полномочий ревизионной комиссии (ревизора);

    утверждение годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов;

    принятие решения о распределении чистой прибыли между участниками общества;

    утверждение (принятие) документов, регулирующих внутреннюю деятельность ООО (внутренних документов ООО);

    принятие решения о размещении облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;

    назначение аудиторской проверки, утверждение аудитора и определение размера оплаты его услуг;

    принятие решения о реорганизации или ликвидации ООО;

    назначение ликвидационной комиссии и утверждение ликвидационных балансов;

    решение иных вопросов, предусмотренных Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Очередное общее собрание участников ООО проводится в сроки, определенные уставом, но не реже чем один раз в год. Очередное общее собрание участников ООО созывается исполнительным органом ООО.

Внеочередное общее собрание участников ООО проводится в случаях, определенных уставом ООО, а также в любых иных случаях, если проведения такого общего собрания требуют интересы общества и его участников.

Уставом ООО может быть предусмотрено образование Совета директоров (наблюдательного совета), компетенция которого определяется уставом Общества. Также уставом определяется порядок образования, порядок деятельности и порядок прекращения полномочий членов Совета директоров ООО.

К компетенции Совета директоров ООО (наблюдательного совета) Закон относит следующие вопросы:

    определение основных направлений деятельности ООО;

    образование исполнительных органов ООО и досрочное прекращение их полномочий, а также принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (далее - управляющий), утверждение такого управляющего и условий договора с ним;

    установление размера вознаграждения и денежных компенсаций единоличному исполнительному органу ООО, членам коллегиального исполнительного органа общества, управляющему;

    принятие решения об участии ООО в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;

    назначение аудиторской проверки, утверждение аудитора и установление размера оплаты его услуг;

    утверждение или принятие документов, регулирующих организацию деятельности ООО (внутренних документов ООО);

    создание филиалов и открытие представительств ООО;

    решение вопросов об одобрении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, в случаях, предусмотренных статьей 45 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»;

    решение вопросов об одобрении крупных сделок в случаях, предусмотренных статьей 46 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»;

    решение вопросов, связанных с подготовкой, созывом и проведением общего собрания участников ООО;

    иные предусмотренные Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» вопросы, а также вопросы, предусмотренные уставом ООО и не отнесенные к компетенции общего собрания участников ООО или исполнительного органа ООО.

Члены коллегиального исполнительного органа ООО не могут составлять более одной четвертой состава Совета директоров. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, не может быть одновременно председателем Совета директоров. Члены Совета директоров или лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа ООО, могут участвовать в общем собрании участников ООО с правом совещательного голоса.

Руководство текущей деятельностью ООО осуществляется единоличным исполнительным органом или единоличным исполнительным органом и коллегиальным исполнительным органом. Исполнительные органы ООО подотчетны общему собранию участников и Совету директоров. Единоличный исполнительный орган ООО (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников ООО на срок, определенный уставом ООО, если уставом ООО решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) ООО. Единоличный исполнительный орган ООО может быть избран также не из числа его участников.

Единоличный исполнительный орган ООО:

    без доверенности действует от имени ООО, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;

    выдает доверенности на право представительства от имени ООО, в том числе доверенности с правом передоверия;

    издает приказы о назначении на должности работников ООО, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания;

    осуществляет иные полномочия, не отнесенные Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» или уставом ООО к компетенции общего собрания участников ООО, совета директоров (наблюдательного совета) ООО и коллегиального исполнительного органа ООО.

Порядок деятельности единоличного исполнительного органа ООО и принятия им решений устанавливается уставом ООО, внутренними документами общества, а также договором, заключенным между обществом и лицом, осуществляющим функции его единоличного исполнительного органа.

Если уставом ООО предусмотрено образование наряду с единоличным исполнительным органом также коллегиального исполнительного органа (правления, дирекции и других), такой орган избирается общим собранием участников ООО в количестве и на срок, которые определены уставом ООО. Коллегиальный исполнительный орган осуществляет полномочия, отнесенные уставом ООО к его компетенции. Порядок деятельности коллегиального исполнительного органа и принятия им решений устанавливается уставом ООО и внутренними документами.

Членом коллегиального исполнительного органа может быть только физическое лицо, которое может не являться участником ООО. Функции председателя коллегиального исполнительного органа выполняет лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, за исключением случая, если полномочия единоличного исполнительного органа переданы управляющему.

Ревизионная комиссия (ревизор) ООО избирается общим собранием участников ООО на срок, определенный уставом ООО. Количество членов ревизионной комиссии общества определяется уставом ООО.

Ревизионная комиссия (ревизор) ООО вправе в любое время проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности ООО и иметь доступ ко всей документации, касающейся деятельности ООО. По требованию ревизионной комиссии (ревизора) общества члены совета директоров (наблюдательного совета) ООО, лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа ООО, члены коллегиального исполнительного органа ООО, а также работники общества обязаны давать необходимые пояснения в устной или письменной форме.

Ревизионная комиссия (ревизор) ООО в обязательном порядке проводит проверку годовых отчетов и бухгалтерских балансов ООО до их утверждения общим собранием участников ООО. Общее собрание участников ООО не вправе утверждать годовые отчеты и бухгалтерские балансы ООО при отсутствии заключений ревизионной комиссии (ревизора) ООО

Порядок работы ревизионной комиссии (ревизора) ООО определяется уставом и внутренними документами ООО.

Хозяйственные партнерства

Хозяйственные партнерства - это коммерческие предприятия, созданные несколькими лицами (не менее двух, но не более 50), управление которыми осуществляется участниками организации или другими лицами в тех пределах и объемах, которые установлены соглашением об управлении партнерством. Хоз. партнерства - это одна из форм юридического лица, законодательно закрепленного и регулируемого в России. Данные предприятия имеют возможность вести свой бизнес только в тех сферах и только тех видов, которые утверждены Правительством РФ. При этом для получения права заниматься некоторыми из них партнерства обязаны иметь лицензию. Участниками хозяйственного партнерства могут быть как частные лица, так и юридические.

Поскольку хозяйственное партнерство предназначено для участников именно инновационной деятельности, где чрезмерный государственный контроль и административные барьеры могут принести больше вреда, чем пользы, процедура создания, реорганизации и ликвидации хозяйственного партнерства носит упрощенный характер. Однако в отношении реорганизации партнерства установлено ограничение – она может осуществляться только в форме преобразования в акционерное общество (при этом не указано, в какой именно тип акционерного общества – в ЗАО или ОАО).
Несомненным плюсом хозяйственного партнерства является отсутствие требований к минимальному размеру собственного капитала и отсутствие необходимости соблюдения целого ряда административных требований, возникающих при повышении/уменьшении капитала в иных коммерческих организациях. Снятие такого рода барьеров должно способствовать развитию венчурной деятельности в России.
Одна из главных особенностей хозяйственного партнерства состоит в наделении участников значительной свободой в плане выбора способа управления, структурирования внутренних отношений между участниками, возможности устанавливать различный режим прав и обязанностей участников хозяйственного партнерства. Воплощением диспозитивного регулирования деятельности хозяйственного партнерства является соглашение об управлении партнерством. Достаточно высокая степень диспозитивного регулирования должна, по логике законодателя, способствовать повышения адаптивности хозяйственного партнерства к конкретному инновационному проекту.

Законом предусматривается формирование в партнерстве складочного капитала, по аналогии с полным товариществом и товариществом на вере. Вкладом в складочный капитал могут быть вещи, деньги, имущественные права и иные права, имеющие денежную оценку. Законом впервые устанавливается обязанность участника партнерства уплачивать проценты за просрочку внесения вклада в складочный капитал партнерства. Это позволяет обеспечить стабильность финансирования партнерства, например при реализации инвестиционного проекта. Интересным представляется ограничение на внесение в складочный капитал ценных бумаг, за исключением облигаций обществ, список которых будет определен ФСФР России.
Наличие складочного капитала и ответственности за нарушение сроков последовательного внесения вкладов в него, таким образом делает хозяйственное партнерство весьма привлекательной формой для реализации инновационных инвестиционных проектов с венчурным финансированием.
По аналогии с хозяйственными обществами Законом предусматривается создание и функционирование единоличного исполнительного органа. Соглашением о ведении деятельности могут быть предусмотрено, среди прочего порядок одобрения действий единоличного исполнительного органа.
Доли участников партнерства могут являться предметом сделок, в том числе залога. Порядок осуществления таких сделок определяется главным образом соглашением о ведении деятельности. Законом установлен лишь порядок осуществления партнерством и участниками преимущественного права на покупку доли участника. При этом данное право может быть отменено соглашением о ведении деятельности.
На долю участника партнерства может быть обращено взыскание в объеме действительной стоимости данной доли, рассчитываемой на основании бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, предшествующую дате обращения взыскания.
Широкие дискреционные полномочия участников партнерства касательно отчуждения долей в нем должны, по мнению законодателя, облегчить иностранному инвестору участие в инвестиционных проектах, поскольку подобные следки, например с долями в уставном капитале ООО чересчур «зарегулированы» и не обеспечивают должной прозрачности свободы действий инвестору.
В качестве общего комментария к Закону необходимо выделить особый, промежуточный характер хозяйственного партнерства как связующего звена между простыми товариществами («объединениями лиц»), не имеющими собственной правоспособности и хозяйственными обществами (объединениями капиталов), обладающими статусом юридического лица.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»