Т-28 - это советский средний трехбашенный танк, относящийся к межвоенному периоду, он был разработан в 1930-1932 годах инженерами танко-тракторного КБ ВОАО, руководил работами по проекту С. А. Гинзбург. Данная машина стала первым средним танком в Советском Союзе, который удалось запустить в серийное производство. В период с 1933 по 1940 годы в Ленинграде на Кировском заводе было изготовлено 503 экземпляра танка Т-28.
В 1930 году Советский Союз вел переговоры с Великобританией о поставке в страну более тяжелых танков, обсуждалась возможность покупки трехбашенных танков Vickers Medium Mark III, которые также были известны как «Виккерс 16 тонн». На основе закупленных в Англии машин планировалось развернуть свое производство танков прорыва. Однако переговоры завершились неудачей, компания Vickers-Armstrong не поддержала идею продать несколько образцов танка, сославшись на секретность его конструкции. При этом СССР были предложены жесткие условия, при выполнении которых сделку можно было бы заключить. В частности, Советскому Союзу было предложено оплатить ознакомление с конструкцией танка, приобрести 10 танков Vickers Medium Mark III, а также гарантировать приобретение легких танков Vickers Mk. E и танкеток Carden Loyd Mk. VI.
Однако Москву такие условия сделки не устраивали, и все варианты были отвергнуты. В результате в СССР приступили к работам над созданием собственного аналога танка Vickers Medium Mark III. Эскизным проектированием нового танка занялся факультет моторизации и механизации Военно-технической академии, носящей имя Дзержинского, а также танко-тракторное конструкторское бюро ВОАО (Всесоюзное орудийно-арсенальное объединение). К новому танку советские военные сформулировали следующие требования: сохранение общей компоновки английской боевой машины, вес не более 16 тонн, вооружение - 45-мм пушка в главной башне и танковые пулеметы в малых. Танк планировалось оснащать комбинированной броней, которая включала в себя листы толщиной 10 мм на крыше, 17 мм на вертикальных поверхностях машины, в лобовой части - 20 мм.
Vickers Medium Mark III
Первый прототип нового танка получил обозначение Т-28-1, машина была выполнена из неброневой стали, танк был готов в мае 1932 года, тогда же он смог совершить свой первый испытательный пробег. В отличие от утвержденного ранее проекта, танк отличался установкой более мощного V-образного 12-цилиндрового поршневого авиационного двигателя модели М-17, имеющего водяное охлаждение. Также танк получил 37-мм пушку ПС-2, так как на тот момент танковая 45-мм пушка еще не была готова. Позднее этот прототип танка был представлен на суд Управления моторизации и механизации РККА. Управление оценило машину положительно, предложив при этом установку на танк дизельного двигателя ПГЕ, пушки ПС-3 калибра 76,2-мм и проведения еще ряда улучшений конструкции. В результате все пожелания заказчиков были выполнены, за исключением установки дизельного двигателя ПГЕ, так как его создание еще не было закончено.
Серийно новый танк по-настоящему начал выпускаться лишь в 1934 году, когда удалось изготовить 50 танков, а также запасные части к Т-28 на общую сумму в полмиллиона рублей. К этому времени удалось осуществить большой объем работ по реорганизации производственного цеха, перестановке необходимого при создании танка оборудования, выпуску большого числа специального мерительного и режущего инструмента. Также была налажена надежная кооперация со всеми предприятиями-смежниками по данному проекту.
Корпус серийных танков Т-28 собирался из листов броневой стали толщиной 20-30 мм. В танке имелось 4 отделения различного назначения: механика-водителя, боевое, трансмиссионное и моторное. Одновременно с этим сам корпус танка выпускался в двух различных вариантах: клепано-сварным или цельносварным. Позднее в главной орудийное башне начали ставить 76,2-мм пушки КТ-28 или Л-10. Стоит отметить, что 76,2-мм пушка КТ-28 (кировская танковая) образца 1927-1932 годов с длиной ствола всего 16,5 калибров могла посылать бронебойный снаряд со скоростью всего 381 м/с. Пушка устанавливалась в главной башне танка, справа от нее, а также в нише башни монтировались 7,62-мм пулеметы ДТ.
Прицельный комплекс орудия КТ-28 включал в себя телескопический прицел образца 1930 года и перископ образца 1932 года. Механизм поворота башни танка имел как электрическое, так и ручное управление. В орудийной башне использовался подъемный механизм секторного типа - ручной. В еще двух малых башнях ставилось по одному пулемету ДТ. При этом главная башня танка обладала круговым сектором обстрела, тогда как малые пулеметные башни имели сектор обстрела в 165 градусов.
С 1938 года на танки Т-28 начали ставить новую более мощную танковую пушку Л-10, обладающую длиной ствола в 26 калибров. Скорость выпущенного из такой пушки снаряда достигала уже 555 м/с. Орудие было гораздо мощнее старой танковой пушки КТ-28. В новых танках также была использована оригинальная схема расположения боеприпасов - снаряды располагались во вращающихся боеукладках, расположенных под сиденьями наводчика и командира танка. В каждой такой боеукладке помещалось по 12 снарядов. Помимо этого, слева и справа от места механика-водителя находились вращающиеся барабаны - на 40 магазинов к пулеметам ДТ каждый.
Экипаж танка Т-28 включал в себя 6 танкистов: механика-водителя, командира танка, который одновременно был и заряжающим пушки и стрелком, радиста, который выполнял также функции второго заряжающего, наводчика, а также двух стрелков, располагающихся в пулеметных башнях.
За время серийного выпуска танка Т-28 вплоть до 1940 года конструкторы успели внести в танк порядка 600 различных правок, включая установку зенитной турели П-40, замену общего посадочного люка двумя. Помимо этого, удалось увеличить напряжение электромотора главной башни танка в 2 раза - с 12 до 24 В. Также приборы внутренней связи «Сафар», которые ставились на танках первой серии, заменялись отечественным танковым переговорным устройством ТПУ-6, рассчитанным на всех членов экипажа. На всех средних трехбашенных танках Т-28 были смонтированы радиостанции 71-ТК-1 или 71-ТК-3.
При этом в первые годы серийного выпуска (с 1933 по 1935 годы) танк страдал от хронических болезней, машина обладала большим количеством недостатков, которые в некоторых случаях были очень серьезными. По этой причине некоторые уже выпущенные танки надолго задерживались военной приемкой, а в уже сданных военным машинах приходилось работать над устранением дефектов. Работы велись прямо в войсках с привлечением специальных заводских бригад. Все это время советские инженеры не оставляли попыток по модернизации танка Т-28.
Осенью 1935 года в СКБ-2 приступили к реализации проекта по созданию «скоростного» варианта танка Т-28. Маневренные и скоростные качества трехбашенного танка предлагалось повысить за счет работ по перепроектированию коробки передач и бортовых редукторов. Свое первое испытание новый вариант танка, получивший обозначение Т-28А, прошел 11 сентября 1935 года. Танк без особого труда сумел показать скорость в 55,8 км/ч. После проведения необходимых проекту доработок в мае 1936 года комиссия провела очередные испытания танка - скоростной машины Т-28А «Сталин».
В заключении по результатам испытаний представители комиссии отметили, что скоростной танк Т-28А по своим ТТХ и конструктивным особенностям является полноценным боевым образцом и пригоден для эксплуатации в войсковых частях. Танки Т-28А начали строить серийно с июня 1936 года. До конца года их было собрано 52 штуки. В ноябре 1936 года на среднем трехбашенном танке Т-28А с заводским номером 1551 была смонтирована трансмиссия измененной конструкции. Во время проведения испытаний данного образца танк сумел показать рекордную скорость - 65 км/ч.
Применение средних танков Т-28 в Зимней войне с Финляндией выявило недостаточность бронирования машин. Учитывая это, была создана схема дополнительного экранирования танка. Боевые машины оснащались экранной броней в заводских условиях. Экранирование производилось методом приваривания дополнительных листов броневой стали толщиной 20-30 мм к корпусу танка и его башням. За счет экранирования толщину брони корпуса довели до 50-60-мм, а верхней части бортов машины и башен - до 40-мм. Такой ход позволил серьезно увеличить защищенность Т-28, но при этом самым негативным образом сказался на динамических характеристиках танка, так как его масса после экранирования вырастала до 32 тонн.
Экранирование Т-28 проводилось непосредственно на Кировском заводе в Ленинграде в 1940 году. Танки, прошедшие эту процедуру, получали обозначение Т-28Э (экранированный). Планировалось нарастить броню на всех имеющихся в наличии танках (более 400 единиц), но, по имеющейся документальной информации, всего экранировано было 111 танков. Из них 103 машины были экранированы полностью, еще 8 - частично. Большая часть экранированных средних танков Т-28 досталась частям Ленинградского военного округа (примерно 80%), еще 15% танков осели в Киевском особом военном округе, всего 2 таких танка успели получить части Западного особого военного округа.
Согласно информации на 1 января 1941 года, на вооружении РККА находилось еще 411 средних танков Т-28 различных модификаций. Изначально данные машины шли на комплектование отдельных тяжелых танковых полков РГК (Резерв главного командования), которые уже в декабре 1935 года решено было переименовать в отдельные тяжелые танковые бригады. В каждой такой бригаде состояло на вооружении 54 танка. Две из таких бригад - 20-я и 10-я, на вооружении которых состояли танки Т-28, успели принять участие в боевых действиях на Карельском перешейке. При этом танк не «молодел», к 1941 году Т-28 морально устарел, хотя по своему вооружению он превосходил все немецкие танки тех лет, а по уровню защищенности он уступал лишь одной машине - немецкому PzKpfw IV.
Танки Т-28 принимали активное участие в боевых действиях на первом этапе Великой Отечественной войны. Практически все эти машины были потеряны в летних боях 1941 года. Уцелевшие танки ограниченно использовались в боях вплоть до 1944 года. Последнее документально подтвержденное свидетельство использования танков Т-28 в бою относится к июлю 1944 года. Боевые машины применялись во время наступления частей Красной Армии в Карелии. Трофейные танки Т-28 также использовались вооруженными силами Финляндии. При этом на вооружении Финляндии эти советские танки оставались вплоть до 1951 года.
Источники информации:
http://lenta.ru/articles/2014/02/19/tanks
http://vspomniv.ru/t28
http://milday.ru/index.php?newsid=13
https://ru.wikipedia.org
Первыми приняли участие в боевых действиях 4-я и 10-я тяжелые танковые бригады в Западной Украине в сентябре 1939 года.
30 ноября 1939 года начался советско-финский вооруженный конфликт. В ходе боевых действий с Кировского завода было получено 67 новых танков выпуска 1939-1940 годов. Таким образом, общее количество Т-28, участвовавших в советско-финской войне, составляет 172 машины.
За финскую кампанию 20-я танковая бригада им. С.М.Кирова (командир - комбриг Борзилов) была награждена орденом Красного Знамени. К началу войны (30 ноября 1939 года) в 20-ой тбр имелось 105 танков Т-28.
В "Зимней войне" танки Т-28 использовались в основном для стрельбы прямой наводкой по амбразурам финских ДОТов. При этом 30-мм броня танка не спасала его от огня вражеской противотанковой артиллерии, что и обусловило их довольно высокие потери. Именно по результатам этих боев появился экранированный Т-28э. Боевые действия велись на довольно широком фронте - от побережья Финского залива до Мурманска. Наиболее тяжелые и кровопролитные бои шли на Карельском перешейке.
Территория перешейка была покрыта крупными лесными массивами, допускавшими движение только по дорогам и просекам. Большое количество рек и озер с болотистыми или крутыми берегами, незамерзающие озера, валуны - все это представляло для танков естественные труднопроходимые препятствия. Дорог было мало, движение даже по проходимым участкам леса требовало от механиков-водителей высокого мастерства. Кроме того, суровая зима 1939-40 годов с морозами, достигавшими в середине января -45°, и почти метровым снежным покровом создавала дополнительные трудности в применении боевых машин.
Естественные препятствия были усилены финнами, создавшими систему мощных укреплений, известную под названием "линия Маннергейма". Она состояла из полосы заграждений (предполья), главной и второй оборонительных полос и большого числа отдельных позиций и узлов обороны. "Линия Маннергейма" имела множество мощных железобетонных дотов и противотанковых инженерных заграждений: надолбов, эскарпов, противотанковых рвов, "волчьих ям" и минных полей. Все это прикрывалось хорошо продуманной системой артиллерийского и пулеметного огня.
30 ноября 1939 года 20-я тбр перешла границу вместе с частями 19-го ск. На следующий день по приказу командира корпуса для поддержки 68-го стрелкового полка в районе Корвалы была выделена 2-я танковая рота 95-го тб. Командовал ею лейтенант Хохлов. Зная, что дороги заминированы, он повел роту лесом, по азимуту. Танки, легко ломая деревья, двигались по лесу, и подошли к Корвале уже в сумерках. На одной из высот была обнаружена наша пехота, залегшая под огнем финнов. Быстро сориентировавшись, Хохлов повел танки в атаку и противник в панике бежал. Рота Хохлова преследовала отступающих финнов.
9 декабря танковый взвод 91-го тб под командованием лейтенанта В. Груздева (три Т-28) был выделен для поддержки частей Карельского укрепрайона полковника Лазаренко. Взвод действовал вдоль Финского залива в направлении станции Ино. За три дня танкисты 11 раз ходили в атаку, оказав пехоте большую помощь своим артиллерийским и пулеметным огнем. 13 декабря взвод получил задачу провести разведку. Пройдя 15 км вперед от расположения своей пехоты, у Конгас-пелто танки подошли к главной полосе укреплений - "линии Маннергейма". Внезапным артиллерийским огнем машина командира взвода была подбита, но экипаж (командир Груздев, механик-водитель Ларченко, артиллерист Лупов, пулеметчики Волк и Лобастев, техник Коваль и радист Симонян) с места в течение 40 минут продолжал вести огонь по финским огневым точкам. При подходе нашей пехоты танкисты решили помочь ей. Включив дымовые приборы, они покинули танк через нижний люк и открыли огонь из двух пулеметов. Но дымовая завеса оказалась слабой, и ответным огнем финских снайперов были убиты Груздев, Волк и Лобастев, ранен Ларченко. Оставшиеся в живых ползком отошли к своим, забрав с собой раненого.
Второй танк взвода также был подбит. Он загорелся, но хода не потерял. Не имея возможности находиться внутри машины, танкисты придумали решение. Они запустили мотор на малые обороты и направили машину в сторону своих, а сами шли перед ним, прикрываясь его корпусом от обстрела. Экипаж третьего Т-28 (командир Т. Ковтунов) пытался помочь своим товарищам, но его машина при маневрировании подорвалась на мине, а потом была расстреляна артиллерией. Все члены экипажа оказались тяжело ранены, их вынесли с поля боя танкисты других подбитых танков под руководством К. Симоняна. За героические действия весь состав взвода был награжден орденами и медалями, а всем членам экипажа В. Груздева присвоили звание Героя Советского Союза (трое получили его посмертно).
В период боевых действий на Карельском перешейке Т-28 использовались по прямому назначению - для поддержки войск при прорыве сильно укрепленных позиций. И несмотря на то, что эти машины создавались по требованиям начала 30-х годов, они проявили себя самым лучшим образом. Т-28 превосходили Т-26 и БТ по проходимости - на второй передаче свободно передвигались по снегу глубиной 80 - 90 см, лучше преодолевали рвы, эскарпы и другие препятствия. Но при этом, имея более толстую броню, они оказались уязвимыми для огня противотанковых пушек "Бофорс", состоявших на вооружении у финнов.
Бои в Финляндии показали, что Т-28 является надежной и ремонтопригодной машиной, несмотря на суровые географические и климатические условия эксплуатации, артиллерийские обстрелы и минные поля.
Во время конфликта два Т-28 были захвачены финнами. В 1941 году к ним добавились еще пять. В составе единственной финской танковой бригады они использовались практически до 1945 года. В 1944 году один из них переоборудовали в эвакуационную машину (с него сняли все башни) и использовали в этом качестве вплоть до 1951 года.
Т-28 в целом был удачной машиной, достаточно совершенной для своего времени. Несмотря на тупиковость многобашенной компоновки, состав и расположение вооружения Т-28 можно считать оптимальными. Три башни, размещённые в два яруса, при независимости их управления, способны были обеспечить эффективное сопровождение пехоты массированным огнём. При этом важным является тот факт, что командир имел возможность эффективно управлять огнём и корректировать его, что, к примеру, было нереализуемо на Т-35, управлять пятью башнями которого в бою один командир физически не мог.
К лету 1941 года танк Т-28 считался устаревшим. К тому времени полностью отжила сама концепция многобашенной компоновки. Почти не превосходя Т-28 (и уступая Т-28Э) в бронировании немецкие средние танки Pz Kpfw III и Pz.Kpfw IV существенно опережали его по подвижности.
С началом формирования механизированных корпусов, в марте 1940 года, автобронетанковые войска Красной Армии стали переходить от бригадной организации к дивизионной. Всего по состоянию на 1 января 1941 в войсках насчитывалось 441 танк Т-28.
15 июля 1941 года 16-й механизированный корпус получил приказ Командующего Юго-Западным фронтом нанести удар по фашистским войскам из района Казатин на Житомир. В этом ударе принимал участие и 29-й танковый полк 15-й танковой дивизии, в составе которого, в числе прочих машин, имелись и Т-28.
Во время контратаки на деревню Семеновку (под Бердичевым) взвод Т-28 под командованием младшего лейтенанта Василия Сумцова поджег три немецких танка, раздавил два противотанковых орудия, миномет, семь автомашин, расстрелял до сотни гитлеровцев.
В конце июня 1941 года, когда немецкие войска заняли Минск, в город неожиданно ворвался Т-28, управляемый старшим сержантом Д.И.Малько. На предельной скорости он промчался по улицам, давя гусеницами вражеских солдат, тараня тягачи и автомобили. Фактор внезапности сыграл свою роль. Танк прошел практически через весь город (он ворвался в Минск с запада) и был подбит только на его восточной окраине. Малько был ранен, но все же сумел покинуть горящий танк. После войны за этот бой он был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.
Участь Т-28 в первые дни войны мало чем отличалась от участи другой техники, состоявшей на вооружении войск приграничных округов. Практически вся она, включая танки новых типов, была потеряна в первые два месяца войны. В дальнейшем немногие из уцелевших Т-28 применялись вплоть до 1943 г. на Ленинградском фронте и зимой 1941-1942 г. в битве за Москву. В своей книге "Москва-Сталинград-Берлин-Прага" Д.Д.Лелюшенко вспоминает, что во время боев под Москвой осенью 1941 г. 16 танков Т-28 , без моторов, обнаруженные в районе НИБТ Полигона, были зарыты в землю и использовались в качестве неподвижных огневых точек.
Источники:
- Отдел издательства Народного Комиссариата Обороны Союза ССР, 1935 год - "Материальная часть, вождение, уход и регулировка танка Т-28";
- М. Коломиец. "Многобашенные танки РККА";
- Свирин М. Н. Броня крепка. История советского танка. 1919-1937;
- Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
- Максим Коломиец. Средний танк Т-28. Трехглавый монстр Сталина;
- М. Барятинский, М.Павлов "Средний танк Т-28" (Арсенал 1993);
- М. Коломиец, И. Мощанский. Средний танк Т-28. М. Б. Барятинский. - Моделист-конструктор;
- В. Шунков. Красная армия;
- A. Aksenov, J. Kinnear, A. Koshchavtsev, S. J. Zaloga. Soviet Tanks in Combat 1941-1945. The T-28, T-34, T-34-85 and T-44 Medium Tanks
- Zaloga, Steven J; Grandsen, James (1984). Soviet Tanks and Combat Vehicles of World War Two;
- Т-28 (Русские танки №15).
Вперед > |
---|
С началом формирования в Красной Армии механизированных корпусов летом 1940 года, и переходом автобронетанковых войск на новую организацию, все танковые бригады постепенно расформировывались, а их кадры и материальная часть поступали на укомплектование новоформируемых танковых дивизий. Не были исключением и тяжелые танковые бригады.
Так, на базе 20-й Краснознаменной ттбр была сформирована 1-я Краснознаменная танковая дивизия 1-го механизированного корпуса (мк). Кроме того, часть танков Т-28 20-й ттбр передали в состав 3-й танковой дивизии того же мехкорпуса. Танки 10-й ттбр поступили на вооружение 8-й тд 4-го мк и 10-й тд 15-го мк, а часть боевых машин 21-й ттбр – 5-й тд 3-го мк. Правда, к началу войны довольно большое количество Т-28 требовало ремонта, а так как производство запасных частей к ним было прекращено в июне 1940 года, а запас ранее выпущенных почти полностью истощился, ремонтировать танки было нечем. Например, в докладе о ходе формирования 5-й тд от 4 августа 1940 года сказано:» Средних танков Т-28 прибыло с 26-м тб 21-й тбр 30 штук, из них 23 требуют среднего ремонта. Запасных частей к ним совершенно нет».
Здесь следует дать некоторые пояснения. Дело в том, что количественный и качественный учет бронетанковой техники велся по специальной форме №151 в соответствии с приказом Народного комиссариата обороны (НКО) СССР №15 от 10 января 1940 года, вводившим в действие с 1 апреля 1940 года «Наставление по учету и отчетности в Красной Армии». Согласно этому наставлению предусматривалось деление всего имущества по качественному состоянию на следующие категории:
4-я категория – требующее ремонта в центральных мастерских и на заводах (капитальный ремонт). Танки, уже отправленные на заводы и рембазы, из списков частей не исключались, а показывались в этой графе знаменателем.
Таким образом, (см. таблицу ) боеспособными вроде бы можно считать 292 танка Т-28 , однако неизвестно сколько из них требовало войскового ремонта – замены катков, траков, аккумуляторов и т.п. А учитывая хроническое отсутствие запасных частей к Т-28 не будет преувеличением считать полностью исправными и боеготовыми примерно 170 – 200 машин. Кроме того, следует учитывать, что танки с пушкой КТ-28 совершенно не годились для борьбы с танками противника, а могли использоваться только для поддержки пехоты.
Округ |
|||||
1-я | 2-я | 3-я | 4-я | Всего | |
ЛВО |
– | 69 | 7 | 13 | 89 |
ПрибОВО |
– | 24 | 29 | 4 | 57 |
ЗапОВО |
14/6 |
||||
КОВО |
16/15 |
||||
МВО |
5 |
||||
ПриВО |
|||||
Рембазы НКО СССР |
|||||
Итого по РККА |
Сведения о количестве танков Т-28 в механизированных корпусах |
||
Часть | Т-28 | Прочие танки |
1 тд 1 мк (ЛВО) |
38* | KB – 6, БТ – 265, Т-26 – 18, ХТ-26 – 50 |
3 тд 1 мк (ЛВО) |
38 | БТ – 232, Т-26 – 68 |
5 тд 3 мк (ПрибОВО) |
57 | Т-34 – 50, БТ – 229, Т-26 – 25, XT – 27 |
10 тд 15 мк (КОВО) |
51 |
KB – 63, Т-34 – 38, БТ – 181, Т-26 – 22, XT – 8 |
4 мк (КОВО) |
75 |
KB – 101, Т-34 – 313, БТ – 290, Т-26 – 103 |
Всего |
259 |
KB – 170, Т-34 – 401, БТ– 1197, Т-26 – 236, XT – 85 |
* – из них 7 танков в ремонте на заводах Ленинграда |
Наличие танков Т-28 непосредственно в танковых дивизиях механизированных корпусов было значительно меньше, чем их общее количество в военных округах. Видимо, оставшиеся машины находились на складах. Точной информацией об этом авторы не располагают, но достоверно известно, что все Т-28 ЗапОВО находились на складе в районе Минска, в бывшем военном городке 21-й ттбр.
Первыми вступили в бой танки Т-28 5-й танковой дивизии, расположенной в Алитусе. Части дивизии еще 19 июня были выведены из военного городка и заняли оборону на восточной окраине города на правом берегу р.Неман. Поэтому, когда в 4.20 22 июня 1941 года немецкая авиация стала бомбить парки дивизии, там уже никого не было. Когда танки и пехота 39-го моторизованного корпуса немцев стали переправляться через Неман по двум мостам, они были встречены огнем артиллерии и контратаками советских танков. В документах о боевых действиях дивизии о танках Т-28 сказано следующее:
«К началу боевых действий 27 танков Т-28 были небоеспособны вследствие изношенности. Во время боя за мосты геройски действовал личный состав 1 -го батальона 9-го танкового полка. Он имел 24 танка Т-28 и с места артогнем поддерживал наступление 2-го батальона (танки БТ-7 – Прим.авт. ). Движение противника через северный мост было приостановлено… Только в 7.00 23 июня, при появлении новых частей противника и вследствие нехватки боеприпасов, части 5-й тд отошли в направлении Дауги-Вильно. За день боя 9-й танковый полк потерял из 24 Т-28 на поле боя 16, остальные вышли из строя и были подорваны экипажами».
Танки Т-28 , находившиеся на складе под Минском, были захвачены немцами в первые же дни войны. Только один танк, управляемый старшиной Д.Малько 29 июня на предельной скорости промчался по улицам Минска, тараня вражеские автомобили и тягачи. Танк прошел через весь город и был подбит на восточной окраине. Малько был ранен, но сумел покинуть танк и выйти к своим. После войны Д.Малько за этот бой был награжден орденом Отечественной войны I степени.
На Юго-Западном фронте Т-28 4 и 15-го механизированных корпусов вступили в бой 23-24 июня. Однако, сильная изношенность матчасти и отсутствие запасных частей не позволяли в полной мере использовать их боевые качества. Например, вот что сообщал помощник командира по технической части 4 мк в донесении начальнику АБТУ Юго-Западного фронта от 25 июня 1941 года: «Совершенно нетронутым остался вопрос со снабжением запчастями, особенно боевых машин, в результате чего 25 Т-34 , 5 КВ , 12 Т-28 и 14 БТ вышли из строя и находятся в ожидании среднего и текущего ремонта». Сутки спустя все тот же помпотех 4-го мк сообщает: «Основным недостатком большого выхода из строя машин и потребности в ремонте – отсутствие запчастей текущего довольствия и запасов «НЗ». К Т-34 и Т-28 запчастей совсем нет».
Судьбу танков Т-28 4-го мк можно узнать из «Ведомости потери боевой материальной части с 22 июня по 1 августа»:
«Отправлено в ремонт на рембазы и заводы промышленности – 12;
Оставлено на месте расквартирования и захвачены противником – 5;
Отстало в пути во время маршей и пропало без вести, уничтожено артогнем противника – 58».
По танкам Т-28 10-й тд 15-го мк сведений сохранилось несколько больше. В «Докладе о боевой деятельности 10-й танковой дивизии на фронте борьбы с германским фашизмом за период с 22.6 по 1.8.41 г.» сказано:
«По своему техническому состоянию танки Т-28 имели запас хода в среднем до 75 часов. В большинстве своем они требовали замены двигателей и по своему.техническому состоянию не могли быть использованы в длительной операции. К 22.6 имелся 51 танк Т-28 , из них выведено по тревоге 44 машины. Практически полное отсутствие запчастей сразу пагубно сказалось в период военных действий. Машины зачастую выходили из строя по малейшим техническим неисправностям. За время боев ремонтными средствами дивизии было сделано 4 средних и 38 текущих ремонтов Т-28 ». Сведения о причинах потерь Т-28 10-й тд приведены ниже.
Оставлено в месте расквартирования в г. Злочев из-за технических неисправностей и впоследствии захвачены противником – 7;
Разбито и сгорело на поле боя – 4;
Вышло из строя при выполнении боевой задачи и оставлено на территории, занятой противником – 4;
Осталось с экипажами в окружении противника из-за технической неисправности или отсутствия горюче-смазочных материалов – 6;
Осталось из-за отсутствия горюче-смазочных материалов и невозможности его подать, так как район расположения машин захвачен противником – 4;
Пропало без вести вместе с экипажами – 3;
Уничтожено на сборных пунктах аварийных машин в связи с невозможностью эвакуировать при отходе – 6;
Оставлено при отходе части по техническим неисправностям и невозможности восстановить и эвакуировать – 15;
Застряло на препятствиях с невозможностью извлечь и эвакуировать – 2;
Всего – 51».
Таким образом, к 1 августа 1941 года были потеряны все танки Т-28 , находившиеся к началу Великой Отечественной войны в составе механизированных корпусов Юго-Западного фронта. Однако, в начале июля, часть Т-28 , из числа находившихся к началу войны на складах и рембазах, передали в войска. По состоянию на 30 июля 1941 года 22 Т-28 имелось в составе 8-го мк Юго-Западного фронта и по пять машин – в 16 и 18-м мк Южного фронта. В течении августа все эти танки были потеряны.
Здесь небезынтересно привести воспоминания А.Бурды, командира роты Т-28 , полученных 16-м мк в середине июля 1941 года:
«14 июля в бою под Белиловкой мы атаковали и уничтожили колонну противника, которая прорывалась к Белой Церкви в сопровождении 15 танков. Я с моим башенным стрелком Васей Стороженко шестнадцатью снарядами уничтожили немецкий танк, четыре машины с боеприпасами и тягач с пушкой…
Обстановка обострялась с каждым часом. Гитлеровцы хорошо знали, что мы рыщем здесь и на рубежах нашего вероятного появления выставляли танковые и артиллерийские заслоны.
И вот в этой обстановке мы все же наносим фланговый удар. Все делалось в спешке: времени для обстоятельной разведки не хватало. Видим, бьет противотанковая артиллерия. Старший лейтенант Соколов с тремя танками бросился подавить ее, и на наших глазах все три танка сгорели…
В это время нас стали обходить крупные силы гитлеровцев. Нам дали приказ отступать. Мне с группой из шести танков было поручено прикрыть отход дивизии: она должна была сосредоточиться в новом районе. Мы вели бой из засад…
Выполнили мы боевую задачу, а тут началось самое трудное: боеприпасы и горючее на исходе, а приказа о смене позиций все нет. Отходить без приказа нельзя и воевать уже нечем. К тому же состояние боевой техники отвратительное – моторы уже отработали то, что им положено. У одного танка вышел из строя стартер – у него мотор заводится только от движения, когда машину на буксире потянешь. А если заглохнет под обстрелом, что тогда?
Укрылись мы в леске, замаскировались, ждем связного от командования. А тут, как на беду, гитлеровцы. Их много. И разбивают бивуак метрах в 30 от наших танков. Мы тихо ждем, присматриваемся, прислушиваемся. Гитлеровцы разожгли костры, сели поужинать, потом улеглись спать, оставив часовых. Уже полночь… Час ночи… Связного все нет. Стало жутковато. Вдруг слышу, что-то шуршит. Пригляделся – ползет человек без пилотки. Шепчу:
– Кто такой?
– Я… лейтенант Перджанян, с приказом. У него в одной руке винтовка, весь обвешан гранатами. Я его хорошо знал.
– Приказано отходить. Вот маршрут… Ну, все сделали, как условились. Удар гранатой – в сторону фашистов, все моторы взревели, неисправную машину дернули, она с хода завелась. Даем бешенный огонь по кучам спящих гитлеровщев, по их пушкам, грузовикам. У них паника, мечутся у костров. Много мы их там положили. Прорвались…
Остановился, пересчитал машины – одной нет. Что такое? Неужели погибла? Взял винтовку, побежал по дороге с Перджаняном поглядеть, что случилось. Смотрим, чернеет наш Т-28 .
– В чем дело?
– Машина подработалась, фрикцион не берет. А тут еще камень попал между ведущим колесом и плетью гусеницы, ее сбросило внутрь. Теперь гусеницу не надеть…
Что делать? Противник в километре, вот-вот гитлеровцы бросятся нас догонять. Юзом машину не утянуть. Скрипя сердце, принимаю решение взорвать танк.
Командиром на танке был Капотов – замечательный, храбрый танкист. Приказываю ему:
– Возьми бинты, намочи бензином, зажги и брось в бак с горючим.
Хоть и жалко ему машину, он приказ выполнил немедленно, но вот беда – бинты погасли, взрыва нет. Принимаю новое решение:
– Забросай бак гранатами, а мы тебя прикроем!
Капотов без колебаний выполнил и этот приказ. Раздались взрывы, машина запылала. Мы бросились к танкам и поехали дальше.
Нашли своих, доложили о выполнении боевого задания командованию, получили благодарность. Оттуда до Погребища дошли без боев. Это было уже 18 июля. Там сдали свои машины и отправились на формирование в тыл».
Дольше всего действовали Т-28 1-го механизированного корпуса, входившего в состав Северо-Западного фронта. Это объяснялось во-первых, наличием в составе корпуса преимущественно экранированных танков, прошедших ремонт в 1940 году, а во-вторых, близостью (по сравнению с другими фронтами) Кировского завода, способного быстро и качественно произвести ремонт поврежденных машин.
В первые же дни войны 1-й мк был раздерган по отдельным частям и фактически перестал существовать как корпус: 1-я тд еще за несколько дней до войны убыла в Заполярье (г.Аллакурти), 163 мсд передана в состав 27-й армии, а из 3-й тд изъят мотострелковый полк и один танковый батальон. 4 июля 1941 года командир корпуса получил боевой приказ штаба Северо-Западного фронта -– уничтожить прорвавшуюся группировку противника в районе г.Остров. В контратаке, которая началась в 5.00 5 июля, участвовали 5 и 6-й танковые полки 3-й тд, имевших к этому моменту 28 Т-28 , 10 КВ , 148 БТ, 30 Т-26 и 42 XT. (Часть танков в атаке не участвовала, а находилась в ремонте и на марше к месту боя. Количество Т-28 , участвовавших в атаке, составляло 7-8 машин). Артиллерийскую поддержку осуществлял только 3-й гаубичный полк – 24 орудия. Пехота практически отсутствовала (было до одного сводного батальона из частей 11 сд, остальная беспорядочно отошла), авиации совсем не было.
В результате упорного боя с частями 1-й танковой дивизии немцев, наши танкисты выбили ее из города и вышли на восточный берег р.Великая. Но пехоты для закрепления достигнутого успеха и очищения города не было – сводный батальон понес большие потери и в беспорядке отошел.
Немцы, перегруппировав силы, в 15.55 перешли в контратаку силами 1 и 6-й танковых дивизий при сильной артиллерийской и авиационной поддержке. 5 и 6-й танковые полки, не получив подкрепления, практически без артиллерии, упорно сдерживали атаку до 17.00. Под ударами пикирующих бомбардировщиков и артиллерии, понеся большие потери, в 19.00 танковые полки 3-й тд стали отходить на Порхов и в северном направлении.
В результате боя, в полках 3-й тд осталось 1 Т-28 , 2 КВ и 40 БТ. В дальнейшем полки дивизии действовали в составе 22 и 41-го ск в районе Псков, Порхов, Карамышево, Сельцы. К 15 июля в составе 3-й тд осталось 4 Т-28 , 2 КВ и 16 БТ, а 21 июля она была выведена в тыл для переформирования. Что касается танков Т-28 , то благодаря сохранившемуся «Акту на безвозвратные потери боевых машин», можно узнать о судьбе 13 танков из состава 3-й тд:
« Т-28 № 362277 6-го тп, командир младший лейтенант Конрейкин – 5 июля 1941 г. разбит и сгорел вместе с экипажем от авиабомбы в г.Остров.
Т-28 № С-940 6-го тп, командир лейтенант Копичев – 5 июля 1941 г. сожжен в г.Остров из-за невозможности эвакуировать (неисправен).
Т-28 № 1673 5-го тп, командир лейтенант Марков – 5 июля 1941 г. разбита снарядами и сгорела в г.Остров. Экипаж жив.
Т-28 № 350502 5-го тп, командир старший лейтенант Ручко – 5 июля 1941 г. в районе г.Остров снарядами противника был разбит мотор, заклинена центральная башня и машина сгорела.
Т-28 № 362282 5-го тп, командир лейтенант Маслкоков – 5 июля 1941 г. в районе г.Остров сгорела от попадания снаряда в бензобак.
Т-28 № Д-1000 5-го тп, командир лейтенант Подгорнов – 5 июля 1941 г в районе г.Остров сгорела от попадания снаряда в бензобак.
Т-28 № Е-930 6-го тп, командир лейтенант Пужилин – 5 июля 1941 г. в районе г.Остров сгорела от снарядов противника, засев в болоте.
Т-28 № Д-1090 5-го тп, командир младший лейтенант Шемченок – 10 июля 1941 г. при обороне д.Веретенье от попадания снаряда в бензобак машина сгорела.
Т-28 № корпуса 848 5-го тп, командир лейтенант Колошников – при отходе части вследствии неисправностей и невозможности эвакуировать был взорван экипажем 10 июля 1941.
Т-28 № 350557 5-го тп, командир лейтенант Калашников – будучи в окружении в районе Д.Туготино, 11 июля 1941 г. пошла на прорыв к своим в район Порхова и не вернулась. Судьба неизвестна.
Т-28 № корпуса 858 5-го тп, командир старшина Митрофанов – прорываясь через территорию, занятую противником, танк 10 июля прибыл в район овчиношубного завода г.Порхова, где вышли из строя бортовые фрикционы и тормаза. 11 июля 1941 г. завод был окружен противником, и так как танк был неисправен, пришлось его сжечь.
Т-28 № корпуса 999 5-го тп, командир лейтенант Забелин – 11 июля 1941 г. при обороне д.Турица танк попал в окружение, но так как были сожжены тормозные ленты и пушка выведена из строя снарядом противника (сорвало накатник), машину пришлось взорвать.
Т-28 № 350519 5-го тп, командир лейтенант Самарский – 11 июля 1941 г. в районе д.Турица при попадании снаряда в бензобак сгорела вместе с экипажем».
Части 1-й тд 1-го мк, убывшей в Заполярье, разгрузились в районе Аллакурти 26 июня 1941 года и до конца июля вела бои, поддерживая части 42-го ск. 17 июля 2-й тп дивизии перебрасывается под Красногвардейск, туда же 1 августа прибыла и часть танков 1 -го тп. В августе, из боевых машин 1 -го танкового полка, оставшихся в составе 42-го ск, был сформирован 107-й отдельный танковый батальон, имевший кроме прочих, 13 танков Т-28 .
Части дивизии, убывшие под Красногвардейск, вступили в бой 11 августа, имея 14 Т-28 , 22 КВ , 48 БТ, 12 Т-26 и 7 Т-50. Дивизия, неся потери, вела упорные бои до 30 сентября, когда она была переформирована в 123-ю танковую бригаду. Всего за период с 11 августа по 12 сентября 1941 года 1-я тд потеряла следующее количество танков Т-28 (с учетом прибывших на пополнение):
Сгорело от артогня – 12
Подбито артогнем – 2
Вышло из строя по техническим причинам – 6
Прочие причины – 1
Всего потерь – 21
Из них безвозвратные – 13
Осенью-зимой 1941 года небольшое количество Т-28 участвовало в битве под Москвой. Достоверно известно, что как минимум одна машина (из числа находившихся на НИИБТ полигоне в Кубинке) была потеряна в боях в октябре 1941 года. В феврале 1942 года, после советского контрнаступления, этот Т-28 был эвакуирован в тыл для ремонта.
Имелись Т-28 и в составе 150-й танковой бригады (3-я армия). На 19 ноября 1941 года она имела: 10 Т-28 , 4 Т-34 , 19 БТ и 15 Т-26 . При этом, из 10 Т-28 боеспособен был только один, а остальные требовали ремонта. К 26 февраля 1942 года две машины были потеряны, а к 3 апреля в бригаде числился только один Т-28 (не на ходу), а семь были отправлены в тыл для ремонта.
К весне 1942 года танки Т-28 имелись только в частях Ленинградского фронта. В условиях блокады и использования танков в качестве подвижных огневых точек, они использовались до 1943 года, а в тыловых подразделениях – до весны 1944 года.
Точным количеством Т-28 , использовавшихся в боях на Ленинградском фронте с осени 1941 года (начала блокады), авторы не располагают, но можно предположить что их имелось не более 15-20 машин.
Например, 19 ноября 1941 года в состав 51-го отдельного танкового батальона (42-я армия) прибыла рота Т-28 (9 машин). 20 декабря рота атаковала позиции противника в районе Верхнее Койрово. Прорвав немецкую оборону, танки углубились в тыл, в результате чего 5 Т-28 были подбиты артиллерией и остались на территории противника, а 2 Т-28 , имея повреждения, сумели выйти к своей пехоте.
Имелись Т-28 и в составе 220-й тбр 55-й армии – на 27 сентября 1942 года в ее составе было 8 Т-28 , 18 КВ , 20 Т-34 , 17 Т-26 и 4 Т-50 . Последние сведения по Т-28 Ленинградского фронта относятся к 1 февраля 1944 года, когда в тыловых подразделениях еще числилось 3 танка Т-28 .
Но дольше всего в боевых частях Красной Армии Т-28 «прожили» в составе 14-й армии Карельского фронта в Заполярье. Как уже говорилось, в августе 1941 года из танков 1-й тд в районе Аллакурти был сформирован 107-й танковый батальон. В августе 1941 года, участвуя в боях против финских частей, он понес большие потери (до 50%), в том числе и 10 танков Т-28 . К 1 сентября 107-й отб имел в строю: 3 Т-28 , 12 БТ, 5 Т-26 и 5 ЛХТ-133 и активно использовался в боях осени 1941 года, причем по донесениям руководства «при использовании наших танков особый эффект давали танки Т-28 ». В 1943 году 107-й отб был переформирован в 90-й танковый полк, и к 20 июля 1944 года (моменту начала наступления советских войск в Карелии) имел в своем составе: 3 Т-28
Два слова об использовании Т-28 армиями других стран. Как уже упоминалось, в ходе «зимней» войны финны захватили два Т-28 . В августе 1941 года им досталось еще 10 (из состава 107-го отб), из которых они отремонтировали и ввели в строй 5 машин (из них одну экранированную). Таким образом, общее число трофейных Т-28 в финской армии достигло 7 единиц. В составе единственной финской танковой бригады они эксплуатировались до 1951 года. Следует отметить, что на все трофейные машины (за исключением экранированной) финны устанавливали дополнительное бронирование, по типу наших экранированных Т-28 , и защиту маски пушки специальными броневыми плитами. В 1945 году один из Т-28 был переделан ими в ремонтно-эвакуационную машину.
Что касается немцев, то несмотря на то, что они хоть и присвоили трофейным Т-28 обозначение PzKpfw 746(r) , информации об их эксплуатации в вермахте найти не удалось, за исключением единственной фотографии. Скорее всего (учитывая плохое техническое состояние Т-28 ) их использование носило эпизодический характер, а количество их едва ли превышало 10–12 машин.
В заключении хочется сказать, что упоминаемый некоторыми западными и отечественными авторами факт продажи двух Т-28 Турции не соответствует действительности он не подтверждается никакими архивными документами.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТАНКА Т-28 (выпуска 1936 г.) | |||
Боевая масса, т
количество тележек, шт.
|
25,4 7370
30
42
180-190
47
1
69
М-17Л
трехходовая, механическая
комбинированная, с использованием рычагов и вертикальных
радиостанция 71-ТК-З
|
Танк Т-28 был принят на вооружение Красной Армии в августе 1933 года и выпускался на Кировском заводе в Ленинграде до 1940 года. Машины этого типа поступали на вооружение танковых бригад резерва Главного командования, предназначенных для усиления общевойсковых соединений при прорыве сильно укрепленных оборонительных полос. Особенностью Т-28 являлось наличие трех вращающихся башен с вооружением. В главной башне, расположенной в средней части, было смонтировано 76,2-мм орудие КТ-28 (или ПС-3) и два пулемета ДТ. Башня могла поворачиваться на 360 градусов, при этом мог использоваться электропривод. Перед главной башней располагались две малые башни с пулеметным вооружением. Каждая из этих башен могла вести огонь в секторе 220 градусов.
Несмотря на относительно большой вес, танк имел хорошую проходимость, обусловленную низким удельным давлением на грунт. Опорные катки малого диаметра закрывались экраном из бронелистов. Опыт использования танков в войне с Финляндией заставил усилить бронирование методом наложения дополнительных броневых листов на основную броню и перейти на выпуск машин с коническими башнями, обеспечивающими лучшую защиту от огня противника. База танка широко использовалась в опытных целях.
Так был выпущен:
- опытный образец с гидромеханической трансмиссией,
- с торсионной подвеской опорных катков,
- с колейным катковым тралом,
- мостовой танк
- и танк-электротральщик, обеспечивающий дистанционный подрыв мин с помощью электро-магнитного излучения.
Всего было выпущено свыше 500 (по другим данным - свыше 600) боевых машин этого типа.
Основные серийные модификации
- Т-28-1 - предсерийный образец (1932). Вооружение: 45-мм пушка образца 1932 и три пулемёта ДТ.
- Т-28 образца 1933 - первый серийный образец производства 1933-1934 гг. Вооружение: 76,2-мм пушка КТ-28 и 4 пулемёта ДТ. Выпущена 41 машина.
- Т-28 образца 1934 - основной серийный образец производства 1934-1938 гг. Вооружение: 76,2-мм пушка КТ-28 и 4-5 пулемётов ДТ. Выпущено 266 машин.
- Т-28 образца 1938 - основной серийный образец производства 1938-1940 гг. Вооружение: 76,2-мм пушка Л-10 и 5 пулемётов ДТ. Выпущена 131 машина.
- Т-28 образца 1940 - с конической главной башней производства 1940 г. Вооружение: 76,2-мм пушка Л-10 и 5 пулемётов ДТ. Выпущено 13 экземпляров.
- Т-28Э - экранированный вариант Т-28. Экранировка ранее построенных машин производилась в 1940 г. Всего заэкранировано 111 машин.
- Т-28А - "скоростной" Т-28. За счёт переконструирования бортового редуктора и коробки передач удалось поднять скорость танка до 56 км/ч по шоссе и 46 км/ч по рокаде. С июня по декабрь 1936 года в рамках серийного изготовления было изготовлено 52 машины. Дальнейшее производство танков этой модификации было свёрнуто ввиду планировавшегося принятия на вооружение Т-29.
- Т-28А-2 - один из "скоростных" Т-28А, в опытном порядке оснащённый трансмиссией изменённой конструкции, что позволило достичь скорости в 65 км/ч по шоссе. Выпущен осенью 1936 года.
- Т-28ПХ (Т-28 подводного хождения) - серийный танк, на который в опытном порядке было установлено оборудование для преодоления по дну водных преград глубиной до 4,5 м (1937).
По сочетанию основных оценочных параметров - подвижности, вооружению и бронезащите - в 1930-е гг Т-28 был сильнейшим средним танком в мире. На момент начала производства Т-28 серийных аналогов ему практически не существовало - к примеру, танковые части Франции в то время были укомплектованы практически исключительно лёгкими танками FT-17 , а немецкие бронетанковые войска вообще ещё не существовали. Серийные танки, сравнимые с Т-28, в других странах начали выпускаться лишь через несколько лет.
Тактико-технические характеристики советских оперативных танков |
|||||
ТТХ/год выпуска | |||||
Боевой вес, кг | |||||
Экипаж, чел. | |||||
Размер, мм |
|||||
Длина полная | |||||
Ширина полная | |||||
Высота | |||||
Клиренс | |||||
Ширина трака, мм | |||||
Вооружение |
|||||
Пушка кал. тип. | |||||
Снарядов, шт. | |||||
Пулеметов, шт. х тип. | |||||
Патронов, шт. | |||||
Толщина брони, мм |
|||||
Вертик. корпуса | |||||
Гориз, корпуса | |||||
Башня | |||||
Двигатель |
|||||
Тип | |||||
Марка |
"Либерти" |
||||
Мощность макс., л.с. | |||||
При частоте об./мин. | |||||
Передач КПП | |||||
Скорость макс, гус/колеса км/ч |
|||||
Шоссе | |||||
Проселок | |||||
Скорость ср.тех. км/ч |
|||||
Шоссе | |||||
Проселок | |||||
Тип топлива |
Бензин 1 с |
Бензин 1 с |
Бензин 1 с |
Бензин 1 с |
Бензин 1 с |
Емк. бака. л. | |||||
Запас хода. км |
|||||
- шоссе | |||||
- проселок | |||||
Преодолеваемые препятствия |
|||||
Уд. давление, кгс/см 2 | |||||
Подъем, град. | |||||
Спуск, град. | |||||
Крон. |рад. | |||||
Ров. мм | |||||
Стенка, мм | |||||
Брод, мм |
Из истории создания
Одним из главных требований, что поставил перед собой только что назначенный начальник КБ Кировского завода - 29-летний Ж. Koтин: "всемерное упрощение конструкции танка без ухудшения его боевых характеристик...". Для этого он видел два пути конструкторский и технологический. И вскоре после назначения главный конструктор пишет свои соображения о создании Т-112: "...удалением пулеметных башенок и изменением трансмиссии можно сократить длину танка на 500-мм-600-мм... а полученный резерв массы пустить на усиление вертикальной брони до 40-мм-42-мм, щитка водителя до 70-мм, вооружение установить в виде 76,2-мм длинноствольной пушки или танкового орудия еще большего калибра... Улучшить подвеску танка можно применив в ней тележки Т-35... Полученный в результате таких изменении танк завод сможет серийно выпускать уже в текущем году... Он будет защищен от огня крупнокалиберных пулеметов и противотанковой артиллерии до 37-мм калибра со всех дистанции... Прошу вашего разрешения о проведении работ по модернизации..."
На испытаниях были опробованы три вида опорных катков, отличавшихся диаметром, массой и типом упругого элемента. Испытания показали надежность торсионной подвески, и она была рекомендована для освоения в серийном производстве на Т-28. Кроме того, в эксплуатации находились скоростные танки Т-28А, которые несли освоенную в серийном производстве "скоростную" трансмиссию.
В плане защищенности в конце 1937 г. на Ижорском заводе была разработана схема установки дополнительного бронирования на Т-28 и Т-35. Но если в целесообразности последнего имелись большие сомнения, то схема добронирования Т-28 в марте 1938 г. была рекомендована к освоению в серийном выпуске.На этот год запланировали выпуск 25 машин. Хотя боевая машина была востребована войсками только в конце 1939 г.
Вперед > |
---|