Ян Амос Коменский – родоначальник дошкольной педагогики. Педагогическая система Я. А. Коменского. О развитии природных дарований

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Ян Амос Коменский (чеш. Jan Amos Komenský, лат. Comenius; 28 марта 1592, Нивнице, Южная Моравия — 15 ноября 1670, Амстердам) — чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви, основоположник научной педагогики, систематизатор и популяризатор классно-урочной системы.

Первоначальное образование Ян получил в братской школе. В 1602-04 гг. от чумы умерли его отец, мать и две сестры. В 1608-10 Ян учился в латинской школе города Пршерова. В 1611 году Ян Коменский, в соответствии с догматами своей церкви, прошёл обряд крещения и получил второе имя — Амос.

Затем он учился в Херборнской академии, в Гейдельбергском университете, где приступил к созданию своеобразной энциклопедии — «Театр всех вещей» (1614-27) и начал работу над полным словарём чешского языка («Сокровищница чешского языка», 1612-56). В 1614 Коменский — учитель братской школы в Пршерове. В 1618-21 жил в Фульнеке, изучал труды гуманистов эпохи Возрождения — Т. Кампанеллы, Х. Вивеса и др. В Фульнекский период Коменский написал книгу «Моравские древности» (1618-1621) и составил подробную карту родной Моравии (1618-1627).

В 1627 Коменский приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католических фанатиков, Коменский эмигрировал в Польшу, в город Лешно (где в 1626 году моравские братья основали свою гимназию). Здесь он преподавал в братской гимназии, закончил свою «Дидактику» на чешском языке (1632), а затем переработал её и перевёл на латинский язык, назвав «Великой дидактикой» (Didactica Magna) (1633-38), подготовил несколько учебников.

Вскоре Коменский вернулся в Лешно. В 1655 году Лешно взяли шведы — союзники запорожского гетмана Богдана Хмельницкого, воевавшего с Речью Посполитой. Как местные лютеране, так и Ян Амос Коменский и моравские братья, прежде много претерпевшие от католического фанатизма, радушно встретили протестантскую (лютеранскую) армию.

В 1656 году Коменский выехал в Амстердам через Гамбург.

Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Коменский применил метод драматизации учебного материала и на основе «Открытой двери к языкам» написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра» (1656). В Венгрии Коменский закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658), в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов.

Итог своей долгой жизни Коменский подвёл в сочинении «Единственно необходимое» (1668).

Книги (5)

Избранные педагогические сочинения. В двух томах. Том 1

В первый том вошла «Автобиография» Я.А.Коменского, публикующаяся на русском языке впервые, а также «Великая дидактика», «Материнская школа» и некоторые другие произведения.

Для ученых-педагогов, работников народного образования, а также для широкого круга лиц, интересующихся историей педагогики.

Избранные педагогические сочинения. В двух томах. Том 2

Во втором томе представлены работы, относящиеся ко второму периоду жизни и творчества Я.А.Коменского, и фрагменты из его последнего большого философского труда «Всеобщей совет об исправлении дел человеческих», в которых рассматриваются проблемы воспитания и образования.

Некоторые произведения публикуется на русском языке впервые. Для ученых-педагогов, работников народного образования, а также для широкого круга лиц, интересующихся историей педагогики.

Педагогическое наследие

В настоящем издании представлены произведения великих педагогов, мыслителей и философов, в которых рассматриваются вопросы образования, обучения и воспитания подрастающего поколения.

В сборник включены наиболее значительные статьи, фрагменты из сочинений о нравственном, трудовом, умственном, физическом и эстетическом воспитании.

Учитель учителей. Избранное

Яна Амоса Коменского называли «отцом педагогики», настолько принципиально новыми для своего времени были его взгляды на образование и воспитание детей.

Феномен Коменского состоит в том, что он совершил гуманитарный прорыв в XVII веке, оставил нам «Великую дидактику», которая сохраняет свою актуальность и поныне. Удивительная судьба! Коменский сумел остаться Учителем учителей на протяжении нескольких веков до сегодняшнего дня.

Почитайте, не торопясь, его труды. Возможно, многое вам покажется знакомым. Но вспомните, что эти знания — и, главное, умение эти знания получать — дали вам ваши учителя. А их научил Коменский.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Биография, философские воззрения и педагогическое учение Я.А. Коменского. Структура и содержание "Великой дидактики". Роль образования в гармоничном развитии человека и совершенствовании общества. Методы нравственного воспитания по Я.А. Коменскому.

    контрольная работа , добавлен 17.03.2010

    Философские основы педагогической системы Коменского. Методы обучения и воспитания. Я.А. Коменский о разных ступенях образования и устройстве школ. Коменский о работе учителя. Содержание, формы и методы нравственного воспитания по Коменскому.

    реферат , добавлен 12.12.2006

    Роль деятельности Яна Амоса Коменского в развитии педагогики. Структура и содержание "Великой дидактики". Методы нравственного воспитания. Воспитание джентльмена по Джону Локку. "Эмиль, или о Воспитании". Педагогические идеи Клода Адриана Гельвеция.

    контрольная работа , добавлен 21.02.2014

    Краткий очерк жизни и направления деятельности, а также роль учений Яна Амоса Коменского в русской педагогике на протяжении четырех столетий. Дидактическая теория, ее содержание и значение в педагогической науке. Проблема отношений учителя и ученика.

    реферат , добавлен 22.12.2014

    Деятельность знаменитого чешского педагога Яна Амоса Коменского, посвященная проблемам образования и воспитания, исправления общества в целях взаимопонимания и сотрудничества между народами. Основные положения педагогического наследия Коменского.

    реферат , добавлен 21.06.2012

    Биография Яна Амоса Коменского: детство, школьные годы, семья. Его представления о системе обучения, содержании образования. Отрывки из произведений (о развитии природных дарований, законы для учителей, организованной школы). Основные труды педагога.

    реферат , добавлен 06.03.2011

    Краткая биографическая справка Я.А. Коменского. Основные положения педагогической теории. Дидактические взгляды. Семейное воспитание в наследии Я.А. Коменского. Сенсуалистическая философия. Образ материнской школы. Значение педагогического наследия.

    контрольная работа , добавлен 28.08.2008

    Теоретические основы педагогики Я.А. Коменского, взгляды на окружающий мир, человека, природу, деятельность человека, человеческое общество. Основная идея пансофии Коменского, его оценка назначения и роли учителей, необходимые качества личности.

    420 лет назад родился чешский педагог, основатель педагогической науки, изобретатель классно-урочной системы Ян Амос Коменский. Несмотря на прошедшие столетия идеи Коменского более чем актуальны. С наследием педагога-христианина стоит знакомиться не только студентам и учителям, но и родителям…

    предлагает вниманию читателей небольшую часть из этого наследия.

    Ян Амос Коменский

    1. Не только хижина

    Люди приучают вола к пахоте, собаку к охоте, коня к верховой езде и к перевозке тяжестей, потому что они созданы для таких целей и их нельзя приспособить для других. Человек - более высокое создание, чем все эти животные, - должен быть приведён к самым высоким целям, чтобы своими добродетелями как можно более соответствовать Богу, образ которого он носит. Тело, конечно, как взятое из земли, есть земля, принадлежит земле и снова должно обратиться в землю. А душа, которую вдохнул Бог, - от Бога, должна остаться в Боге, подняться к Богу.

    Поэтому родители недостаточно исполняют свой долг, если научают своих детей есть, пить, ходить, говорить, украшаться одеждами, ибо всё это служит только для тела, которое не есть человек, а служит хижиной для человека. Хозяин этой хижины (разумная душа) обитает внутри; о нём и следует заботиться больше, чем о внешней этой оболочке.

    2. Тройная цель

    Должна быть твёрдо установлена троякая цель воспитания юношества:

    • 1) Вера и благочестие.
    • 2) Добрые нравы.
    • 3) Знание языков и наук.

    И всё это в том самом порядке, в котором предлагается здесь, а не наоборот. Прежде всего, нужно приучать детей к благочестию, затем - к добрым нравам или добродетелям, наконец - к более полезным наукам. Чем более, однако, они могут сделать успеха в этом последнем, тем лучше.

    У кого в своём доме дети предаются этим трём упражнениям, у того - рай, где сеются, орошаются, зеленеют и цветут небесные растения; у того - храм Святого Духа, в котором он создаёт и совершенствует сосуды милосердия, орудия славы, чтобы в них, как в живом образе Бога, всё более и более блистали лучи его могущества, мудрости и благости; как счастливы в таком раю родители!

    3. Когда начинать воспитывать

    Родители не должны откладывать воспитание до обучения своих детей учителями и служителями Церкви (так как невозможно уже выросшее кривое дерево сделать прямым и лес, повсюду усеянный терновыми кустами, превратить в огород). Они сами должны изучить способы обращения со своими сокровищами, согласно с их ценностью, чтобы под их собственным руководством дети начинали возрастать в мудрости и любви у Бога и людей.

    В пределах шести лет ребёнок должен знать:

    (1) Что Бог существует, (2) везде присутствуя, взирает на всех нас; (3) тем, кто за Ним следует, дарует пищу, питьё, одежду и всё; (4) людей строптивых и безнравственных наказывает смертью; (5) Его следует бояться и всегда призывать и любить как отца; (6) нужно исполнять всё то, что Он повелевает; (7) если мы будем добрыми и честными, Он примет нас на небо и пр.

    В этих пределах, говорю я, ребёнка к шести годам жизни должно довести в благочестивых упражнениях.

    4. Когда начинать обучать

    Природа всех рождающихся существ такова, что они являются гибкими и всего легче принимают форму, пока они в нежном возрасте; окрепнув, они не поддаются формированию. Все это, очевидно, в такой же мере – относится и к самому человеку. У него мозг, воспринимая попадающие в него через органы чувств образы вещей, похож на воск, в детском возрасте вообще влажен и мягок и способен воспринимать все встречающиеся предметы; затем понемногу он высыхает и твердеет, так что, по свидетельству опыта, вещи запечатлеваются и отображаются на нем с большой трудностью.

    Отсюда известное выражение Цицерона: «Дети быстро схватывают бесчисленное количество предметов». Таким образом, и руки, и все остальные члены только в детские годы могут приспособляться к ремеслам и работам, пока мускулы еще гибки. Кто должен стать хорошим писцом, художником, портным, кузнецом, музыкантом и пр.,- должен заниматься этим с юных лет, когда воображение еще живое, а пальцы гибки, в противном случае он никогда не овладеет своим предметом.

    Точно так же и корни благочестия следует насаждать в сердце каждого с ранних лет. В ком мы желаем гармонически развить изящный нрав, над тем нужно работать в нежном возрасте.

    Только то в человеке прочно и устойчиво, что он впитывает в себя в юном возрасте.

    5. О здоровом теле

    Кто-то сказал, что должно молить богов о том, чтобы в здоровом теле был здоровый дух. Нужно, однако, не только молиться, но и трудиться, ибо Бог обещает благословение не праздным людям, а трудолюбивым. Так как дети трудиться ещё не могут и не умеют изливать мольбы к Богу, то за них должны это делать родители, стараясь питать и воспитывать (во славу Божию) тех, кого они произвели на свет.

    Но прежде всего, так как обучать детей можно только в том случае, если они будут живы и здоровы (ведь с больными и хилыми не достигнешь никакого успеха), то первая забота родителей – оберегать здоровье детей.

    6.

    Школа, воспитатели, проповедники могут лишь развить и некоторым образом направить воспитание детей в нужное русло. Основное умонастроение личности рождается в семье.

    7. Укреплять интерес

    Все родители должны стремиться к тому, чтобы у детей не было недостатка в развлечениях.

    Например, на первом году настроение у них подымается движением колыбели, движением рук, пением, щелканьем трещотки, ношением по двору или по саду, или даже поцелуями, объятиями, лишь бы всё это происходило осмотрительно. На втором, третьем, четвёртом и т. д. году это происходит благодаря приятной с ними или между ними игре, беганию в разные стороны, преследованию, слушанию музыки и каким угодно приятным зрелищам, рисованию и т. д.

    И чтобы сказать вкратце, ребёнку ни в каком случае не нужно отказывать в том, что ему угодно и приятно; мало того, если к тому, что приятно для зрения, слуха и других чувств, будет замечен какой-либо интерес, то это будет укреплять тело и дух. Не следует допускать только того, что противно благочестию и добрым нравам.

    8. Дети должны быть заняты

    Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются, так как их живая кровь не может оставаться в покое. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать. Пусть они будут теми муравьями, которые всегда заняты; что-нибудь катают, несут, тащат, складывают, перекладывают; нужно только помогать детям, чтобы всё, что происходит, происходило разумно, и, играя с ними, указывать им даже формы всех игр (ведь заниматься серьёзным они ещё не могут).

    9. Научить ребёнка молчать

    Пока дети ещё учатся говорить, им нужно предоставить свободу говорить и возможно больше лепетать. Но после того как они научились говорить, будет весьма полезным научить их также молчать. Мы желали бы, чтобы они были не немыми статуями, а разумными созданиями. Началом великой мудрости является возможность разумно пользоваться молчанием.

    Никому, конечно, не повредило, но весьма многим повредило то, что они говорили. Вреда могло бы и не быть, однако, так как то и другое - говорить и молчать - является основой и украшением всего нашего разговора на всю жизнь, то они должны быть соединяемы нераздельно, чтобы сразу мы приобретали себе возможность пользоваться тем и другим.

    Итак, родители должны приучать детей к молчанию во время молитвы и богослужения (как дома, так и в церкви); никакое беганье, крик, шум не должны быть ими позволяемы в это время. Также должны они научиться молча выслушивать какие-либо приказания отца или матери.

    Другой стороной молчания будет обдуманная речь, чтобы, прежде чем говорить или отвечать на вопросы, дети подумали, что и как им разумно сказать. Ибо говорить всё, что подвернётся на язык, глупо, и не подходит это тем, из кого мы желаем сделать разумные существа. Однако, как я всегда подчёркиваю, - насколько позволяет возраст, на это разумные родители должны обращать серьёзное внимание.

    10. для всех

    В школы следует отдавать не только богатых или знатных, но и всех вообще: знатных и незнатных, богатых и бедных, мальчиков и девочек во всех городах и местечках, сёлах и деревнях.

    Потому что всех должно образовывать по образу Божьему.

    Все люди, которые только родились, произошли на свет с одной и той же главной целью: быть людьми, т. е. разумными существами, владыками тварей, ярким подобием своего Творца. Следовательно, всех нужно вести к тому, чтобы они, надлежащим образом впитав в себя знания, добродетель и религию, могли с пользой пройти настоящую жизнь и достойно подготовиться к будущей.

    У Бога нет лицеприятия - не раз свидетельствует Он об этом сам. А если мы позволим развивать свой ум только некоторым, исключив остальных, то будем несправедливы не только по отношению к тем, кто обладает той же самой природой, но и по отношению к самому Богу, Который хочет, чтобы все, на ком Он начертал свой образ, Его познавали, любили и восхваляли.

    Это, несомненно, будет происходить тем пламеннее, чем больше будет разгораться свет знания. Мы любим именно настолько, насколько познаём.

    11. Развивать имеющееся

    Как это ясно, когда семя, посаженное в землю, внизу пускает маленькие корни, а выше даёт ростки, из которых впоследствии по врождённой силе развиваются ветви и сучья; последние покрываются листьями, украшаются цветами и плодами. Следовательно, нет необходимости что-либо привносить человеку извне, но необходимо развивать, выяснять то, что он имеет заложенным в себе самом, в зародыше, указывая значение всего существующего.

    12. Самый действительный путь

    Нет на земле никакого более действительного пути для исправления человеческой испорченности, чем правильное воспитание юношества.

    13. Кого учить?

    Чем плодороднее поле, тем обильнее оно производит терновник и чертополох. Так и выдающийся ум полон пустыми мечтаниями, если его не засеять семенами мудрости и добродетелей. Как действующая мельница, если в нее не подсыпать зерна, т. е. материала для перемалывания, стирает сама себя и, отрывая от жерновов куски и даже повреждая и разрывая отдельные части, бесполезно с шумом и треском пылит, так и подвижный ум, лишенный серьезной работы, будет вообще наполняться ничтожным, пустым и вредным содержанием и станет причиной своей собственной гибели.

    14. В школах

    Во всех случаях без исключения нужно стремиться к тому, чтобы в школах, а отсюда благодаря школам и во всей жизни при посредстве наук и искусств:

    • I. Развивались способности.
    • II. Совершенствовались языки.
    • III. Развивались благонравие и нравы в направлении всякой благопристойности согласно со всеми нравственными устоями.
    • IV. Бог искренно почитался.

    15. Как пробуждать и поддерживать в детях стремление к учению

    Стремление к учению пробуждается и поддерживается в детях родителями, учителями, школой, самими учебными предметами; методом обучения и школьным начальством.

    • Родителями.

    Если родители в присутствии детей с похвалой отзываются об учении и об учёных людях или, побуждая детей к прилежанию, обещают им красивые книги, красивую одежду или ещё что-либо приятное; если хвалят учителя (особенно того, которому хотят поручить детей) как со стороны его учёности, так и гуманного отношения к детям (ведь любовь и восхищение являются сильнейшим средством, чтобы вызвать стремление к подражанию); наконец, если они иногда пошлют детей к учителю с поручением или маленьким подарком и пр., то легко достигнут того, что дети искренно полюбят и науку и самого учителя.

    • Учителями.

    Если учителя будут приветливы и ласковы, не будут отталкивать от себя детей своим суровым обращением, а будут привлекать их своим отеческим расположением, обхождением и словами; если учителя советуют науки, к которым они приступают, со стороны их превосходства, привлекательности и лёгкости; если более прилежных учеников будут время от времени хвалить (даже наделяя малышей яблоками, орехами, сахаром и т.п.); если, пригласив некоторых учеников к себе на дом, а также всем вместе, будут показывать картинки, изображающие то, что им в своё время придётся изучать: оптические и геометрические инструменты, глобусы и другие подобные вещи, которые могут вызвать у них чувство восхищения; если будут через них сноситься с родителями, – словом, если учителя будут относиться к ученикам с любовью, тогда они легко завоюют их сердце так, что детям будет приятнее пребывать в школе, чем дома.

    16. Не перегружать

    Учитель должен учить не столько, сколько может, а сколько ученик может освоить.

    17. Порядок

    Если ты присмотришься к порядку, господствующему в общественных и частных делах у хорошо образованного народа, там все идет как часы… У варваров же все похоже на развязанный сноп или песок без цемента.

    Время придет, о Коменский, когда и тебя и деянья,

    Думы, заветы твои лучшие люди почтут.

    Л е й б н и ц

    Гениальный сын чешского народа, педагог-классик, основоположник педагогической науки, великий мыслитель, патриот, демократ-гуманист и самоотверженный борец за мир между людьми, Ян Амос Коменский (1592-1670) принадлежит к числу тех исторических личностей, которые своими творениями и беззаветным служением народу снискали неувядаемую славу и любовь.

    Коменского называют отцом педагогики, учителем народов. Он создал педагогические и философские труды, пронизанные духом гуманизма, демократизма, любовью и уважением к людям, уважением к труду. Коменский проповедовал идею ликвидации сословных привилегий и угнетения человека человеком, пламенную любовь к родине оптимистическую веру в будущее, равноправие великих и малых народов и уважение к национальным правам всех народов. Он был борцом за прекращение и уничтожение всех войн и восстановлением всеобщего мира на земле.

    Великая заслуга Коменского перед человечеством состоит в том, что он с позиции демократизма и гуманизма смог дать критическую оценку всей отжившей средневековой системе воспитания. Коменский, учитывая все то ценное, что было накоплено его предшественниками в области теории и практики воспитания, создал педагогическое учение, которое и по сей день сохраняет свою совремменость и необходимость.

    Большинство педагогических идей Коменского не получило широкого распространения не только при его жизни, но и спутся долгое время после него. Но после победы Великой Октябрьской революции и возникновением Советского Союза, а затем возникновения стран народной демократии и в братских демократических республиках, в том числе и в Чехословакии, его учения нашли широкое применение в педагогике.

    Ян Амос Коменский жил и творил в XVII веке, веке, который знаменателен в истории Европы, и в истории Чехии в частности, как век открытой борьбы между феодализмом и развивающимися капиталистическими элементами. Процесс капиталистичекого развития разрушал экономическую структуру феодализма. В феодальной средневековой экономике начинается период коренного перелома. Всюду, где развиваются зачатки капиталистичекого производства, значительно развивается ремесло, изобретательство и наука. Как известно, в средние века на протяжении нескольких столетий церковь отвергала большую часть культурного наследия античного мира и образование в средние века основыавлось на богословии, все новое подвергая сомнению и жестокой критике.

    Все это тормозило прогресс общественной мысли. И главной задачей новой эпохи стало преодоление средневнекового догматизма и схоластики. Цель буржуазии стостояла в создании новой, собственной идеологии, основанной на научных знаниях и соответствующих духу эпохи, гораздо более прогрессивной по сравнению с феодальной.

    Новые явления в общественно-экономической и культурной жизни Европы XVI - XVII вв. Ярко проявились на родине Коменского - в Чехии. Чешский народ, имевший высокую культуру и большое историческое прошлое, часто находился в самом центре крупных общественных явлений того времени. Чехия XVI в. была той почвой, на которой выросло учение Коменского.

    Ян Амос Коменский родился в 1592 году в местечке Нивнице, находящегося недалеко от моравского города Угерский Брод. Его отец Мартин был имел собственную мельницу, он был довольно образованным человеком, хорошо знал Библию и, как активный член секты “Чешские братья” проводил большую просветительскую работу среди народа.

    В 1604 г. на Яна обрушилось первое несчастье: эпидемическое заболевание унесло его отца, мать и двух братьев. У Коменского осталась единственная сестра - Маргарита. Сиротам назначили опекунов, но Ян уже не мог продолжать начатую учебу, и лишь изредка посещал школу. В 1604 г. Коменского взяла к себе в г. Стражнице его тетка со стороны отца. Она отдала его в местную школу “братьев” и там он учился один год. Но в 1605 г. Стражнице захватили венгерские войска и почти полность сожгли его. Коменский вынужден был вернуться в Нивнице.

    В 1609 г. он поступает в латинскую школу г. Пшерова, которую закончил с отличием. Так как он пошел в эту школу уже в достаточно зрелом возрасте (ему было уже 16 лет), то он смог серьезно и самостоятельно оценить ее достоинства и недостатки.

    И хотя латинские школы считались предовыми, но и они были проникнуты схоластически-догматическим духом. Впоследствии годы, проведенные в этой школе, Коменский во многом считал потерянным временем. Он на себе испытал полную непригодность системы воспитания и обучения, и у него уже тогда зародилась мысль о необходимости улучшить дело народного образования. В дальнейшем эта идея стала девизом его жизни.

    После латинской школы Коменский прошел трудовую подготовку в области различных ремесел в одной из школ секты “Чешские братья” которая готовила в проповедники учеников, проявлявших особые способности. Коменский был отправлен общиной учиться в Германию для получения высшего образования.

    В 1611 г. Коменский поступает на богословский факультет Грборнского университета. В университете господствовало протестантско-кальвинистское направление, которое в идейном отношении стояло близко к секте “Чешские братья”. В это время время богословский факультет Пражского университета тоже готовил протестантское духовенство, но господствовашие здесь гусисты-утрактивисты враждеюно относились к “Чешским братьям”.

    Года, проведенные в Герборнском университете (1611-1613), имели большое значение в идейном развитии Коменского. Здесь формируются его общественно-политические и философские воззрения, здесь он получает широкое образование, знакомиться с педагогическими взглядами разных времен и народов. Коменский приобретает известность как талантливый студент и становится исследователем во многих отраслях знания. Большую часть в его творческих успехах сыграли его учителя - профессора Альстред и Пискатор.

    Альстред и Пискатр были последователями хилизма, который признавал тысячилетнее Царствие Христа на земле, когда будут утвержлденыравенство всех и счастье каждогот человека, идеальное благоденствие и добро. Коменский примкнул к этому направлению в студенческие годы.

    Рль Альстреда в формировании филосовских воззрений Коменского очень велика. Альстред являлся автором целого ряда филосовских трудов, и проявлял критичексое отношению к догматическому толкованию учителя. Он придерживался прогрессивных взглядов на значение науки. Альстред считал, что изучение природы должно служить на благо человека, и происходить с помощью наблюдения и опытов. Совокупность многих опытов создает индукцию, являющуюся матерью науки. Эти передовые для своего времени идеи оказали сильное влияние на взгляды Коменского.

    В университетские годы Коменский знакомится с философской литературой, изучает Платона, Аристотеля, Цицерона и других великих античных философов. В 1613 году он пишет записи к одному из диспутов и называет их “Спорные вопросы, собранные в саду философии”. Основным вопросом в этих записях является вопрос об источниках и путях познания. Этот вопрос он ставит и в работе “Берет ли всякое познание исток из ощущения”, которая была опубликована в 1914 г.

    Можно сказать, что пагсофические идеи Коменского своими истоками восходят к периоду учебы в Герборнском университете. За время учебы здесь он написал отдельные главы к запланированной в объеме двадцати восьми томов работы “Зрелище вселенной”; провел плодотворную деятельность в области изучения родного языка - “Сокровища чешского языка”, и под руководством Альстреда он познакомился с трудами педагогического характера.

    В феврале 1613 года Коменский заканчивает Герборнский университет и едет в Амстердам, а через невколько месяцев зачисляется в знаменитый Гейдельбергский университет. Об этом периоде учебы сохранилось мало сведений.

    Весной 1614 г. Коменский возвращается на родину. Он назначается руководителем Пшеровской братской школы.С этого времени в жизни коменского начинается новая эра. Он с большим увлечением работрает в любимой школе и очень много делает для того, чтобы облегчить обучение. Он пишет такие работы как “Правила более легкой грамматики” и “Письма к небу”.

    В пшеровский период своей деятельности Коменский знакомится с философскими и педагогическими произведениями немецкого ученого Иоганна Андреэ, который произвел на него впечатление как чрезвычайно образованный, прогрессивный педагог и мыслитель своего времени. Особенно большое влияние на Коменского оказали дидактические воззрения Андреэ, к которым в дальнейшем Коменский неоднократно обращается в своих трудах.

    В 1618 г. община “Чешские братья” назначила Коменского пастрырем-проповедником в г. Фульнек в Северной Моравии, где он одновременно руководил и братской школой.

    В этом году он женится на падчерице бургомистра г. Пшерова Магдалиной Визовской, которая стала Коменскому большим другом и помощником.

    Известно, что Коменский много сделал для повышения уровня и благосостояния населения Фульнека, особенно бедняков и осуществил большие изменения в Фульнекской школе. Фульнекс модно считать наиболее значительным в развитии педагогического учения Коменского.

    После того как Габсбурги в 1620 г. победили в битве у Белой горы и казнили многих патриотов, а потом добрались до Фульнека, Коменскому как активному протестанту оказалось небезопасно оставаться здесь. С этого момента начинается тяжелый период скитаний и жизни в нелегальных условиях. Беда за бедой настигала Коменского. В 1621 г. в Фульнеке католики сожгли дом Коменского с его многочисленной библиотекой и ценными рукописями. А в 1622 г. занесенная испанскими войсками чума унесла жизни его жены Магдалины и обоих детей.

    Однако же душевная травма, вызванная этим горем не смогла сломить волю великого патриота и своим личным примером он вселял в таких же многострадальных соотечественников дух бодрости и непримиримости.

    Ян Амос Каменский - основоположник современной педагогики


    1. Роль учений Яна Амоса Коменского в русской педагогике на протяжении четырех столетий


    В 1700 г. в Москве была учреждена переводческая школа. В этой школе пользовались учебниками Коменского, благодаря чему, безусловно, внедрялся и его новый метод обучения. Среди учебных книг фигурирует «Открытая дверь языков» Коменского, она широко применялась в процессе обучения.

    Не исключено, что в этой школе применялись и другие учебники Коменского, например, известный «Мир в картинках».

    Та обширность, энциклопедичность знаний и учений, которая нашла свое отражение в содержании книги Коменского «Мир в картинках», характерна для самого Петра I и его времени. Это произведение Коменского знакомило учащихся с различными видами техники, ремесел и труда, а это Петр I считал особенно необходимым. Но научно-популярная энциклопедия Коменского, знакомившая со всем материальным и духовным богатством мира, одновременно являлась и пособием для изучения иностранных языков. В ней нет того тяжелого, абстрактного языка, который встречался в учебниках 17 и начала 18 веков. Будучи написанной простым разговорным языком, она привлекала учеников и была прямо необходима для эпохи Петра I.

    Если в 17 и 18 веках дорогу Коменскому в Россию прокладывали преимущественно его языковые учебники, то в 19 и 20 веках Россия широко применяет, изучает и углубляет его педагогическую систему.

    Главная заслуга в том, что труды Я.А. Коменского проникли в наше государство, принадлежит школам (необходимость в знании латинского языка, который еще в 18 веке оставался языком науки и международных сношений, а затем, позже, и иных западноевропейских языков, явилась стимулом к этому).

    Естественно, что с языковыми учебниками Коменского проникал и его метод обучения, неоднократно проверенный на опыте многих западноевропейских школ. Это способствовало разрушению старых схоластических методов обучения, господствовавших в старых русских школах.

    Особенно эпоха Петра I оставила нам много свидетельств об использовании педагогического наследия Коменского в России. Во всех школах того времени, где обучались иностранным языкам, прибегали к языковым учебникам Коменского и пользовались его методом, что способствовало переходу русских школ на путь педагогического реализма и являлось шагом вперед в развитии русской педагогики.

    Можно констатировать, что русская школа первой половины 18 века довольно широко использовала наследие Коменского, а это дает нам право опровергнуть мнение о незначительном распространении книг Коменского и ограниченном влиянии его на русскую педагогику 18 века.

    Вопрос практического применения учебных книг Коменского нельзя рассматривать изолированно от вопроса усвоения метода Коменского, ибо оба процесса проходили одновременно с переменным преобладанием либо одного, либо другого в зависимости от условий, времени и тех, кто внедрял Коменского в России.

    Можно сказать, что поначалу в России довольно формально заимствуют учебники Коменского, но это дало импульс к поискам новых методов. Если в начале 18 века еще не находим стремление усовершенствовать учебники Коменского или критически их переоценивать, то во второй половине 18 века начинается творческое освоение наследия Коменского.

    Необходимо подчеркнуть, что реализм Коменского соответствовал духу русской школы, особенно петровским школам, жадно ищущих новых, прогрессивных, эффективных способов обучения. Таково было требование времени, а учебники Коменского расширяли круг знаний учеников, поднимали их уровень, знакомили с ремеслами, искусствами и нравами Европы, готовили к жизни.

    Указом царского правительства 1756 г. Московской типографии вменялось в обязанность одной из первых учебных книг, предназначенных для гимназии, напечатать «Мир вещей в картинках» в 400 экз. Эта книга была издана в 1768 г. профессором Московского университета К.А. Чеботаревым под следующим заголовком: «Видимый (свет) на латинском, русском, немецком, итальянском, французском языках представлен с реестром самых нужных российских слов. Переводчик профессор Шаден». В России ее издавали восемь раз под различными названиями: «Видимый свет», «Видимый мир», «Зрелища вселенныя» - в качестве учебных пособий для народных училищ. «Мир вещей… «изучали целые поколения; высокую оценку ей дал К.Д. Ушинский (использовал в работе над «Родным словом»), по ней учился Н.И. Пирогов.

    Идея наглядности, положенная Коменским в основу «Мира вещей…», явилась весьма привлекательной и вызвала ряд подражаний на Западе и в России. Академией наук было издано в 1784-1790 гг. сочинение под заглавием «Зрелище природы и художеств» в 10 частях с 480 рисунками и 10 заглавными картинами с большим педагогическим введением. Это издание было предназначено для обучения детей «состоятельных семей высшего круга». Идея наглядности многими педагогами бралась за основу по составлению книг «естественно-наглядного обучения» и так называемых «предметных уроков». Бесспорно влияние педагогики Коменского на разработку школьного Устава 1786 года; педагогические идеи Коменского в известной мере были использованы Ф.И. Янковичем при составлении учебных руководств и методических пособий для народных училищ.

    В 1857 г. К.Д. Ушинский в статье «О пользе педагогической литературы» призывал к изучению опыта великого чешского педагога. В 60-е гг. в педагогических журналах России появляется ряд статей, знакомящих с биографией Коменского (П.Д. Шестаков) и оценивающих его как «основателя научной педагогики, положившего первое начало народному образованию» (Л. Модзалевский, И.П. Паульсон). В эти годы по существу было положено лишь начало ознакомлению русских педагогов с педагогическими взглядами и деятельностью Коменского, причем не по первоисточникам основных его произведений, а по обзорным статьям и выдержкам из них. Было еще далеко не выяснено, какая существует связь между современными исканиями в области разработки вопросов воспитания и обучения и использованием педагогического наследия Коменского.

    80-е гг. ХIХ в. - новый этап в изучении, оценке и пропаганде педагогического наследия великого педагога: появляется большое количество монографий и статей, переводится на русский язык «Великая Дидактика», известна дискуссия русских педагогов об использовании идей Коменского для улучшения народной школы. Эта дискуссия помогла установлению правильного отношения к педагогическому наследству Коменского, определению значения педагогических взглядов Коменского для разработки вопросов преподавания общеобразовательных предметов. С этого же времени изучение идей Коменского включается в программы иучебники по истории педагогики для учительских семинарий и институтов.

    Летний юбилей Я.А. Коменского, широко отмечавшийся в 1892 г. в России и на Западе, дал мощный толчок для дальнейшего развития комениологического движения.

    В эти годы на русском языке издаются отдельными книгами «Великая дидактика» и большинство других произведений Коменского. В журналах и отдельных монографиях печатаются многочисленные исследования жизни и деятельности Коменского, его педагогических идей. В 1892 г. при Военно-педагогическом музее создается специальный «Отдел имени Коменского», ставший членом Международного общества Коменского, поставивший своей целью «распространение педагогических идей Коменского среди отечественных педагогов и образование Русского общества вообще».

    Интерес русских педагогов к изучению, пропаганде и применению идей Коменского в начале ХХ в., в связи с возросшим вниманием к педагогическому наследию К.Д. Ушинского, пропал. Появляются лишь отдельные статьи и брошюры. Наиболее видная из них - книга приват-доцента Московского университета, в дальнейшем известного советского педагога П.П. Блонского «Ян Амос Коменский», изданная в 1915 г. давшая представление о Коменском как о гениальном педагоге и мыслителе, великом гуманисте и демократе.

    Букварь как важнейшее педагогическое пособие для детей

    Яна Амоса Коменского принято считать родоначальником всех иллюстрированных букварей. Коменский в своем мире чувственных вещей в картинках дал как бы «живописную азбуку», т.е. изображение различных животных, крик которых сходен с членораздельными звуками человеческой речи. В предисловии к «Миру в картинках» Коменский пишет, что при обучении родному языку книга эта даст детям более легкий способ научиться читать, чем это было до сих пор. Это достигается, прежде всего, предпосланным книге символическим алфавитом, а именно: даны формы отдельных букв, а к ним изображение тех живых существ, издаваемый которыми звук стремиться передать та или иная буква.

    Благодаря этому, изучающий азбуку ребенок «при одном взгляде на животное легко вспомнит, как произноситься соответствующая буква, и, в конце концов, его воображение, укрепленное упражнением, приведет его к быстрому запоминанию всех букв. Рассмотрев затем таблицу первоначальных слогов, учащийся сможет перейти к рассмотрению рисунков и напечатанных над ними надписей. Здесь снова самое рассматривание нарисованного предмета, вызвав в его уме наименование последнего, напомнит ему, как нужно прочитать заглавие рисунка»*.

    К мысли Коменского - сделать обучение грамоте более легким и наглядным - близко подошел Карион Истомин. В 1692 году Карион Истомин составил иллюстрированный Букварь (предназначавшийся для царевича Алексея Петровича), который по своей дидактической идее напоминает «Мир в картинках» Коменского. На каждой странице этого букваря помещается в алфавитном порядке буква, которая иллюстрируется изображениями ряда предметов, животных и птиц, названия которых начинались с той же буквы. Над каждым рисунком помещено полное название изображаемого предмета. На нижней части страницы помещался в стихотворной форме текст, разные изречения и наставления, которые тоже начинались с той же буквы.

    Карион Истомин составлял этот букварь с целью легкого усвоения букв и складов. Вопрос о влиянии Коменского на составление русских букварей 17 и начала 18 века в русской историко-педагогической литературе не исследован, но намеки на имеющееся сходство мы находим, например, у Е.Н. Медынского: «…некоторые азбуки имели рисунки (сказывалось на юго-западных букварях влияние Коменского, перенятое затем и некоторыми букварями Москвы)» и Н.П. Киселева: «…Карион Истомин был поклонником методов наглядного обучения, разработанных Яном Амосом Коменским.».

    Коменский понимал, что одним из важнейших условий правильной организации школьного обучения является наличие хороших учебников, притом в достаточном количестве. Коменский определил и круг требований к учебникам: «Они должны излагать полно, основательно и точно, представляя важнейшую картину вселенной. … И чего я особенно желаю и на чем настаиваю: эти книги должны излагать все простым, доступным языком, всячески освещая учащимся путь».


    2. Дидактическая теория Коменского


    Обобщая информацию передовых ученых, которая существовала в то время, Коменский положил ее в основу своей выдающейся дидактической теории.

    В труде Коменского «Общий совет об исправлении дел человеческих», изучение которого было серьезно продвинуто за последние годы, много места, естественно, посвящается вопросам просвещения и образования. В этом произведении Коменский выступает как великий демократ, социальный реформатор, мечтающий о переустройстве человеческого общества на основе свободы, справедливости и гуманизма.

    Выступая против войн и социальной несправедливости, Коменский считает, что средством к их преодолению является просвещение, распространенное повсеместно. Коменский писал: «Счастлив народ, богатый хорошими школами, хорошими учебниками, хорошими учреждениями и методами воспитания общества»**.

    Все более приближаясь в своих идеях к природе, к естеству, Коменский пытается внедрить в метод воспитания принцип природосообразности, руководствуясь и человеческой природой в том числе. Принцип природосообразности Коменского вытекает из его философского мировоззрения, из взгляда на человека, как на часть этого мира, который изучался и был представлен передовыми умами того времени, такими, как Коперник, Кеплер, Ньютон, Гарвей, Сервет и т.д.

    «Я задумал найти непоколебимое основание науки о преподавании и вот, после многих трудов, я нашел их из непреложных законов природы, которые и положены в обоснование мною моей Великой Дидактики». Этот принцип заключается в следующем: «Человек - часть природы. Следовательно, он и его развитие подчиняются ее универсальным законам. Эти закономерности проявляются в устройстве неживой природы, в жизни растений и животных, в развитии человека. Природа и жизнь человека познаваемы. Познаваемы также законы обучения».

    Везде есть свои закономерности: в природе, в человеке. Так же есть определенный порядок и в процессах воспитания, и обучения, его необходимо изучать опытным путем, в этом и состоит задача педагогики.

    Коменский выдвинул идею тесного взаимоотношения между воспитанием и развитием человека. Развитие ребенка не совершается автоматически, само по себе, без правильно поставленного воспитания и обучения. И, наоборот, отсутствие воспитания может крайне отрицательно сказаться на развитии подрастающего человека. Природа дает человеку только семена знаний, нравственности, развить и оформить их дано только организованному и планомерно поставленному воспитанию. Воспитание должно строиться только в генетическом плане, в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

    Коменский различает следующие этапы познавательной деятельности в процессе обучения:

    Первый этап -

    ·упражнения преимущественно внешних чувств, с тем, чтобы дети приучались обращаться правильно с окружающими их предметами и распознавать их

    Второй этап -

    ·упражнения больше внутренних чувств, силы воображения и памяти с их исполнительными органами - рукой и языком - путем изучения определенных предметов

    Третий этап -

    ·это развитие понимания и суждения обо всем материале, сообразно ощущениям, тоже при помощи определенных предметов

    Четвертый этап -

    ·развитие преимущественно того, что относится к области воли, т.е. способности, которая научит сохранять гармонию

    Мысли Коменского о расчленении учебного процесса и выделении в нем отдельных стадий, хотя и противоречат нашим современным представлениям, для того времени должны быть признаны интересными.

    Четырем этапам в развитии познавательной деятельности соответствует четыре типа школ.

    Выступая против средневековой школы, где изучались лишь «схоластические пустяки», Коменский говорит о том, что необходимо учить людей тем вещам, которые больше связаны с жизнью, с народным бытом. В своей теории он один из первых в истории педагогики ставит вопрос о связи школы с жизнью. Сближение образования с жизнью, с трудом отвечало стремлениям народа. Коменский сделал шаг по пути трудового обучения и воспитания.

    Коменский говорит не о приобретении навыков какого-нибудь одного ремесла, а об усвоении общих ремесленных приемов.

    Коменский - создатель новой дидактики, которая до сих пор сохранила свое значение и которая вытекала из определенных им же сформулированных принципов.

    Прежде всего, необходимо сказать о том, что именно образование делает человека личностью. Это положение не содержит в себе конкретного материала для учителя, которым бы он вооружился, но зачастую учитель, погрузившись в свой предмет, забывает о том, что школа должна воспитать целостную личность, не взирая также на то, богатый это человек или бедный.

    Это положение еще важно учитывать потому, что обычно из принципов дидактики часто выпадает человек, его призвание и назначение.

    Каковы же принципы дидактики по Коменскому? Первый принцип может быть сформулирован следующим образом:

    Основой обучения должен быть порядок, заимствованный из природы

    В этом принципе содержится два основных положения:

    ·необходимо соблюдать в обучении строгий порядок во всем

    ·следует заимствовать этот порядок из природы

    Принцип природосообразности направлен на то, чтобы сделать процесс обучения более жизненным и естественным, легким и плодотворным. Этот принцип имел большое прогрессивное значение в борьбе со старыми методами преподавания, которые требовали неимоверных усилий для усвоения материала. Обучение должно вестись на основе перехода от более легкого к более трудному, от близкого и знакомого к отдаленному и незнакомому, от общего к частному, от простого к сложному. Очень важно соблюдать в процессе обучения строгую постепенность, последовательность и преемственность в изложении предмета, «чтобы предыдущее пролагало путь последующему».

    Для Коменского обучение - процесс органического развития внутренних сил природы, глубокого понимания, осмысления явлений, тщательного их объяснения, а потом уже закрепления, выражения в речи и применения на практике.

    Обучение, как и природа, должны находиться в постоянном движении вперед, продолжать, совершенствовать прежде начатое

    Этот принцип тесно связан с предыдущим. В нем получила дальнейшее развитие мысль о том, что процесс обучения - это процесс внутреннего органического роста.

    Он составляет нечто цельное. В нем все выходит из общего корня и все стоит на своем месте.

    Природа раньше «приготовляет материал, а потом уже придает ему форму…». Отсюда вытекает ряд правил обучения: необходимо раньше изучать предметы (материал), а потом - языки (форма), раньше изучать примеры, а затем грамматические правила.

    Образование должно начинаться своевременно.

    Один и тот же ученик должен учиться одному и тому же предмету только у одного учителя (иначе ему придется преодолевать разные формы).

    Учить без разнобоя в методах.

    Обучение должно быть всесторонним

    Нужно учить так, чтобы в будущем человек не встречался в жизни с такими явлениями, предметами, о которых не мог бы «скромно рассуждать и без вредной ошибки применять с несомненной для себя пользой». Обучение, следовательно, должно быть связано с жизнью. Знания, которые человек получает в школе, помогают ему ориентироваться в обычных, наиболее распространенных жизненных явлениях.

    Обучение должно быть развивающим, чтобы «изощрялись природные дарования, совершенствовались языки, облагораживались нравы». Коменский особенно ценил связь умственного и нравственного воспитания, «кто преуспевает в науках, а в нравственности отстает, тот скорее отстает, чем преуспевает».

    Все должно быть преподаваемо путем непосредственных чувственных восприятий и из жизни

    Коменский утверждал, что учить надо не только «из жизни», но и для жизни («Мы вступаем в жизнь не только созерцателями, но и исполнителями»).

    Первоисточник знаний - сама жизнь, сами предметы. Коменский выводит принцип наглядности, это «золотое правило» для учителей. Чем больше знание опирается на ощущение, тем более оно достоверно. Наглядность дает возможность сделать школу жизненной, учит учащихся понимать и изучать действительность самостоятельно.

    Если учащимся каждый раз показывать, какое применение имеет ежедневно то, чему их учат, для чего служит каждая вещь, то они получат полную возможность убедиться в своих знаниях и у них возникнет желание действовать.

    Однако наблюдений и чувственных доказательств недостаточно для того, чтобы обеспечить полноценные, вполне доброкачественные знания. Для этого требуется еще «приведение в действие разума». Вот почему следующий принцип Коменского гласит:

    При обучении необходимо все подкреплять разумными доводами, объяснять причины, чтобы не оставалось места ни сомнению, ни возможности забыть. Оно должно сопровождаться развитием мышления, раскрыванием способностей, а также выработкой самостоятельного подхода учащихся к усваиваемым ими знаниями, чтобы они «не смотрели чужими глазами, не мыслить чужим умом». Учащиеся должны уметь выражать свои знания в правильной речи, свободно ими пользоваться в жизни.

    Коменский так же разработал вопросы методики упражнений, положив в основу ее работу над элементами. Особое внимание должно быть обращено на упражнения в области навыков чтения, письма, грамотности.

    Нужно начинать обучение не со слов или целых фраз, а со звуков, как элементов, из которых складывается слово. То же самое относиться и к письму.

    Величайшей заслугой Коменского является открытие им и разработка вопроса о классно-урочной системе занятий. Коменский впервые указал признаки классно-урочной системы:

    ·определенные ежегодные начала учебного курса

    ·деление на классы

    ·распределение времени*

    Он также осветил вопрос о методике урока. Урок должен проводиться главным образом, посредством систематического изложения учителем. Живое слово учителя имеет большое значение для усвоения материала. Но очень важным методом является также использование книги на уроке, хотя они немые учителя. Особенно большое значение имеет на уроке беседа как метод работы. Но беседа должна проводиться умело, так, чтобы учитель «подстрекал» учащихся, ставя перед ними вопросы, возбуждая активность всех учащихся, вовлекая всех в работу. Во время беседы воспитывается внимание учащихся, они приучаются к слушанию и повторению сказанного учителем.

    Это все потом поможет ученикам самостоятельно усваивать материал, а не «корпеть» над ним дома. Урок строится с учетом степени восприимчивости ученика. Учитель должен помнить, что он только слуга природы, а не господин ее. Учитывая характер восприимчивости у ученика, учитель прежде всего дает ученику представление о предмете. Большое значение имеет тон, стиль, отношение к ученикам, внешний вид класса. Все должно способствовать легкому, приятному усвоению материала, возбуждая внимание и мышление учащихся.

    На уроке должны быть использованы все органы чувств по возможности: зрение, слух, руки. Коменский ратует за рисование, за использование наглядности во всех ее видах и формах, указывая детали техники обращения с наглядными пособиями. Большое значение имеет не только звено восприятия и понимания материала. Коменский разрабатывает вопрос о другом звене урока, о запоминании. Нужно заучивать только то, что хорошо понятно, не нужно утомлять память.

    Наряду с обучением Коменский ставит вопрос о системе нравственного воспитания, которая строится на определенных основополагающих принципах, придающих определенную связь, целостность всему воспитанию.

    Нравственное воспитание протекает не только в процессе обучения, но и в условиях внеклассных занятий. Особенное значение Коменский придавал внеклассному чтению. К внешкольным занятиям Коменский относит также игры и драматические представления. Он рекомендует телесные, гигиеническиеупражнения (беганье, прыганье, борьба, игра в мяч и т.д.), прогулки, сидячие игры, театральные представления. Последние развивают остроту человеческого ума, содействуют лучшему заучиванию и запоминанию в живой форме стихов, изречений, текстов; радуют учителей, родителей, публику, выявляют таланты, развивают мимику, речь, произношение, владение голосом, устраняют застенчивость и т.д.*.

    В школе дети не только учатся, но и воспитываются как будущие граждане. В школе должно быть организованно нечто вроде «самоуправления», в котором Коменский хочет видеть отражение общества, государственного строя взрослых.

    Он считал необходимым, чтобы школа в целом и каждый класс в отдельности «представлял из себя государство, со своим сенатом и председателем сената, со своим консулом или судьей, или претором». Иначе говоря, Коменский стремился к тому, чтобы каждый класс и школа в целом представлял собой какое-то сообщество, которое обсуждает совместные дела. Это средство подготовки юношей к «жизни путем навыка к такого рода деятельности»*.

    Итак, Коменский преодолевает односторонность и узость подхода к воспитанию, борясь против его сведения только к интеллектуализму, отдавая себе отчет в важности воспитания чувств. Воспитание в его понимании направлено на развитие самых разнообразных способностей, охватывает различные виды деятельности, творчества детей и подростков.

    Такова система воспитательных средств, которые должны формировать у учащихся нравственные представления, понятия, обеспечить их правильное поведение.

    Однако трудно предостеречь полностью детей от дурного, злого, которое все-таки проникает в их душу. Поэтому нужна дисциплина для противодействия дурным нравам.

    В школах дисциплина должна быть не столько ради наук, которые так не нуждаются в дисциплине, сколько ради нравственности.

    Поэтому нужно изучить источник недисциплинированности. Одно дело, если недисциплинированность вызывается постановкой учебных занятий, другое - если характером поведения, нравственными поступками. «Если учебные занятия поставлены правильно, то они уже сами по себе заманчивы для ума и собственной прелестью притягивают всех (исключая выродков)».

    Учитель не должен привлекать внимание учащихся на уроках способами насилия и принуждения. Они могут скорее вызвать отвращение, ненависть к ним.

    Меры насилия, принуждения, побои должны быть заменены другими средствами, а именно: суровым словом, выговором, иногда насмешкой. Что касается мер поощрения, то Коменский рекомендует похвалу, ежедневные и ежемесячные состязания на получения одобрения, занятие определенного места и т.д.

    Во всяком случае, с недисциплинированными детьми должна вестись постоянная напряженная воспитательная работа. Нужно все испробовать до конца, прежде чем признать ребенка неисправимым, безнадежным. Очень важна выдержка, спокойствие, такт воспитателя. Самый правильный путь воспитания это строгость, требовательность, внушение воспитанникам чувства страха и полного послушания в сочетании с ласковым обращением. Все это возвысит юношество «до любви и радостной бодрости».

    Перейдем к следующей составляющей нравственного воспитания. Для того, чтобы оно развивалось в стране, необходимо, чтобы уровень образованности был соответствующим. В своем труде «О культуре природных дарований» Коменский связывает уровень образования в стране с развитием в ней социальных отношений, что является предпосылкой для распространения свободы в обществе. У необразованных народов или ложнообразованных место свободы занимает своеволие.

    Распространение образования влечет за собой рост социальности, который неизбежно присущ людям образованным.

    Теория обучения Коменского представляет собой величайшее достижение человеческой мысли, не потерявшего своего значения до сих пор.

    Исходя из передовых взглядов гуманистов на природу, на человеческую личность, а также из требований строить наши знания на наблюдениях, опыте, индукции, Коменский положил начало материалистическому обоснованию педагогики как науки. Серьезной опорой педагогической теории Коменского был передовой взгляд на природу и на человека как ее часть, объективные закономерности которой должны быть научно изучены. Именно изучение законов природы дало Коменскому твердую возможность для построения «науки о преподавании».

    Все развитие дидактики в зарубежной и русской педагогике представляет собой дальнейшую разработку тех идей и вопросов, которые были поставлены великим славянским педагогом. Трудно указать на какие бы то ни было дидактические проблемы, которые не уходили своими историческими корнями к Коменскому.

    Уже Коменский поставил вопрос о социальной функции обучения и образования, их связи с эпохой, с политикой и философией. Коменский сумел включить проблему обучения в рамки передовой большой науки, которая помогла ему вычленить основные принципы педагогики (природосообразность, развитие связи с жизнью, развитие мысли, реализм, всестороннее развитие и т.д.).

    Разрабатывая дидактику на фоне подлинной науки, Коменский пришел к идее объективных закономерностей в области образования и обучения, которые должны изучаться на основе раскрытия причинно-следственных связей. Благодаря опоре на философию и психологию, Коменский в основу своей дидактики кладет известную концепцию о соотношении между обучением и развитием, о соотношении между теорией познания и теорией обучения, а так же устанавливает некоторые этапы обучения в связи с теми или другими психологическими понятиями, которые он считает характерными для них.

    Коменский впервые разработал целостную схему дидактики в ее практическом смысле. Он дал исчерпывающую систему общедидактических принципов, путей и средств преподавания, которые легли в основу разработки частных методик.

    Ценным является то, что Коменский в основу своей педагогической теории положил наряду с положениями передовой науки опыт передовой школы той эпохи.

    Подходя к процессу обучения как к важнейшему разделу педагогики, имеющему свой предмет и развивающемуся по своим объективным законам, Коменский поставил вопрос о методах изучения этого процесса. У Коменского - осуществлена попытка решить вопросы организации на научных основах. Так, например, четыре типа школ, которые предлагает Коменский строить, соответствуют четырем этапам в развитии познавательной деятельности. Они направлены на подготовку человека к активной деятельности в окружающей среде, к умению разбираться и пользоваться окружающими предметами, для чего упражняются речь и руки. Все это говорит о том, что Коменский подходил к мысли о необходимости воспитания всесторонне развитой целостной личности.

    Несмотря на противоречивость во взглядах Коменского на цели воспитания, в них берет верх передовое, в частности аспект связи школы с жизнью. Вот почему среди реальных задач воспитания и обучения, намеченных Коменским, сравнительно заметное место занимает трудовое воспитание и обучение. Элементы трудового обучения в его учебном плане имеют цель ознакомить с ремесленными приемами, с механическими навыками.

    А принцип дидактики Коменского, как выражение его мировоззрения, имеют идейно-философский характер и строго отличаются от огромного количества правил и приемов обучения.

    В этой части наследство Коменского дает нам возможность глубже осмыслить, лучше понять ряд дидактических вопросов, которые с особой силой встали перед нами сейчас в нашей школе (концентрическое расположение учебного материала, преемственность, наглядность обучения) и которые требуют известной гибкости в их применении (урок, его структура).


    3. Проблема отношений учителя и ученика

    коменский педагогика учитель

    Проблема общения учителя и учеников всегда волновала прогрессивную педагогическую мысль. Она возникла фактически одновременно с развитием классно-урочной системы.

    Еще в начале XVII в. Я.А. Коменский писал о том, что отношения учащих и учащихся должны быть пронизаны родительской любовью. Я.А. Коменский одним из первых показал, что от самочувствия ребенка в школе зависит его отношение к учению, формированию потребности в знаниях. А эта отношение всегда опосредуется учителем.

    Идея Я.А. Коменского о взаимоотношениях учителя и учеников остается актуальной и в настоящее время. Рассматривая идею Я.А. Коменского о взаимоотношениях учителя и учеников в контексте нашего времени, одним из условий ее реализации представляется умение устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с ученическим коллективом.

    Значение культуры педагогического общения между учителем и учащимися определяется ведущей ролью общения в педагогической деятельности. Практически вся деятельность учителя - это общение: общение с учениками во время урока и вне его, общение с родителями, с другими учителями, с администрацией школы и т.д.

    Формирование культуры педагогического общения учителя с учащимися как одного из главных компонентов профессионально - педагогической культуры является необходимым условием реализации идеи Я.А. Коменского о взаимоотношениях учителя и учащихся.

    Создание целостной системы воспитания культуры педагогического общения учителя - настоятельная потребность практики.

    Идеи гуманизма эпохи Возрождения определили у Я.А. Коменского веру в огромные возможности воспитания и образования людей, в неограниченные возможности развития способностей у всех детей. Он считал, что деятельность учителя по обучению других людей является «искусством искусств», сложной и благородной. Эту мысль он высказывает и обосновывает в своих произведениях неоднократно.

    Всю свою жизнь он посвятил поиску наилучших методов о6 учения молодых людей. Результатом стала «Великая Дидактика», которую он назвал «универсальным искусством учить всех всему!». Все мысли Коменского были направлены на необходимость рациональной организации учебного процесса, на экономию сил и времени. В этом он видел пути совершенствования профессионального мастерства учителя.

    Каменский смело вводит в учебный процесс «школу-игру с элементами театрализации. Игровая деятельность служила потребностями студентов, облегчала процесс обучения, приближала их к жизни. При этом под игрой Коменский понимал не веселое времяпрепровождение в декорированных костюмах. Игра с его точки зрения должна преследовать серьезные цели. Она должна обучать и воспитывать, разыгрывать мир в чувственных картинах. Принцип деятельного подхода к игре - так назвали бы мы эту новаторскую идею.

    Немаловажную роль отводил Коменский чтению и обсуждению торговых и коммерческих газет (для нас это важно, т.к. наше время - время коммерции).

    Это позволяло молодежи того времени расширять кругозор, устанавливать различные причинно-следственные связи, учиться другим языкам, узнавать мир в практических делах, вырабатывать в себе высокую культуру умственного труда (чего нам особенно сейчас не достает).

    При этом знания в ходе чтения и обсуждения связывались единой системой: они не содержали в себе беспорядочные сведения.

    Формирование знаний, умений и навыков (у Коменского «метод искусств») в системе «учитель-ученик, ученик-учитель» проходило через определенную систему правил, которые должны употребляться правильно и разумно, подтверждаться частыми упражнениями. «Эти упражнения нужно продолжать до тех пор, пока, они не доведут учеников до полного овладения искусством. Ведь ответ является единственным средствам сделать человека мастером».

    Далеко не полный перечень новаторских идей Коменского имеет непреходящее значение для нас. Например, весьма ценное положение: «пусть учатся писать, упражняясь в письме».

    Собственный успешный опыт студентов подтверждает великую мудрость Я.А. Коменского: «Именно таким образом все на собственном успешном опыте испытывают справедливость известного изречения: делая что-либо, делаем себя».

    В педагогических трудах Я.А. Коменского (26-я гл. «Великой Дидактики», «Материнская школа») большое значение придается подготовке детей до шести лет к школьному обучению.

    Эту проблему Я.А. Коменский рассматривает по трем основным направлениям: значение подготовки детей к школе, признаки готовности детей к поступлению в школу, формы и способы работы школы и родителей.

    Значение подготовки детей к школе Я.А. Коменский видит в том, чтобы родители заблаговременно настраивали детей на будущее учение, не запугивали бы детей школой и, наоборот, не внушали им, что школа - место увеселенья и баловства.

    Признаками готовности детей к школе Я.А. Коменский считает следующие качества: если ребенок усвоил то, что ему следует знать в материнской школе; если в нем замечена способность суждения и умозаключения, если в нем пробуждено стремление к дальнейшему обучению.

    Способы и формы работы родителей по воспитанию у детей готовности к шкале Я.А. Коменский определяет исходя из особенностей детей дошкольного возраста: нужно внушать детям пользу образования, знакомить детей со школой, классом, в котором они будут учиться, располагать детей к учителю, чтобы без боязни они шли в школу.

    Говоря о воспитании у детей благочестия, Я.А. Коменский учит родителей, чтобы ежевечерне родители вместе с детьми совершали молитвы, «чтобы поскорее пришло то время, когда они пойдут в школу».

    Я.А. Коменский наметил программу развития ума, руки, речи детей с тем, чтобы обеспечить успех обучения их в школе. Большое место отведено им в этой работе воспитанию у детей привычки к труду, бережного отношения к своим вещам, книгам, игрушкам.

    Положения Я.А. Коменского о подготовке детей к школе не утратили своего значения и в наши дни, они могут быть использованы как в работе дошкольных учреждений; так и в первых классах начальной школы.

    Развивая идею всеобщего образования, Я.А. Коменский приходит к необходимости построения системы школ, завершающей ступенью которой является академия и познавательные путешествия, обеспечивающие расширение кругозора, обогащение жизненных наблюдений, углубление профессиональной подготовки.

    В самом факте создания подобной системы он прозорливо предвосхитил современные представления о непрерывном образовании, о повышении квалификации. Вклад Я.А. Каменского в последующее развитие высшей школы может быть сконцентрирован вокруг четырех основных проблем: отбор молодежи для обучения в вузе; содержание высшего образования; организация познавательной деятельности студентов; координация усилий ученых высшей школы по разработке и пропаганде педагогической теории.

    Основное назначение школы и в особенности высшей он видел в том, чтобы раскрыть способности личности, предоставив ей возможности свободного, природосообразного развития. В этой связи правомерно возникал вопрос о том, кому учиться в академии. По мнению Я.А. Коменского, таким правом должны обладать самые одаренные выпускники гимназий - «избранные умы, цвет человечества». Предлагаемая им методика отбора вполне «вписывается» в современную систему профориентационной работы в вузе. Однако право решающего голоса Я.А. Коменский оставляет за учителями, директором гимназии, которые на основе действительных знаний об интересах, способностях молодого человека и результатов проведенных испытаний-экзаменов направляют его для дальнейшей учебы или занятий иного рода.

    Как педагог и общественный деятель, Я.А. Коменский хорошо понимал, что по мере того, как гуманистические идеи все более проникали в общественную жизнь, они становились неотъемлемой чертой в сфере образования и воспитания. Поэтому закономерно на смену отвлеченных, схоластических постулатов в содержании образования приходят «очеловеченные» научные знания.

    Я.А. Коменский выступал сторонником обновления содержания вузовского образования на основе новейших научных знаний о природе, обществе, познании. Вместе с изменением содержания образования Я.А. Коменский высказывался за поиск новых форм и методов подготовки студентов.

    В годы обучения в Герборнском и Гейдельбергском университетах, в период своей педагогической деятельности Я.А. Коменский имел достаточное представление об ограниченности вузовского преподавания, формализме в организации учебного процесса. Не случайно, поэтому он приходит к признанию особой важности самостоятельной работы, считая, что материал профессорской лекции должен дополняться самостоятельным чтением трудов «образцовых писателей» с последующей консультацией у профессора, особенно в там случае, если студент «нашел у своего автора несогласованное мнение, подкрепленное надлежащими обоснованиями». Он не противопоставляет индивидуальную самостоятельную работу коллективной, что, к сожалению, имеет место в современных наших вузах, высоко оценивает роль дискуссий, диспутов в студенческой аудитории.

    Актуальными для сегодняшнего дня остаются требования Я.А. Коменского к личности преподавателя высшей школы, важнейшим из которых считал: профессиональную компетентность, способность увлекательно и полезно вести занятия, стремление к постоянному пополнению знаний, овладению профессионально-педагогической культурой. Преподаватели высшей школы, считал Я.А. Каменский, должны войти в состав «дидактической коллегии» - государственного органа, призванного вести разработку педагогической теории, внедрять и пропагандировать новые знания.

    Эта идея получила впоследствии свое реальное воплощение в виде создания педагогических общественных организаций, ассоциаций, Академий педагогических наук и др.

    Дальнейшее развитие школы и педагогики подтвердило жизненность и педагогическую целесообразность многих идей, высказанных Я.А. Коменским в отношении высшего образования и проверенных в опыте различных стран.

    Я.А. Каменский полагал, что одна из задач высшей шкалы - дать прочные, основательные теоретические и практические знания по всем предметам, которые тогда преподавались.

    Я.А. Коменский считал, что высшая школа или академия должна иметь свою педагогику, свою дидактику, обогащенную всеми достижениями педагогики и дидактики первых ступеней обучения. «На академию, конечно, наш метод не распространяется. Но что мешает нам высказать наши пожелания и по поводу академии? Академии с полным правом предоставляют завершение и дополнение всех наук и все высшие предметы образования»*.

    Касаясь методов обучения в академии, он рекомендовал, чтобы там «употреблялись наибольшее легкие и верные методы, чтобы дать всем, кто сюда приходит, основательную ученость». Среди разнообразных методов преподавания, Я.А. Коменский отдает предпочтение самостоятельной работе студентов: «Что касается методов выделения академических занятий, то, быть может, было бы очень полезно установить общие собеседования и проводить их по образцу Геллиевых коллегий. А именно: о чем бы профессор публично ни говорил, нужно раздать слушателям для чтения на дому образцовых писателей, обсуждающих тот же вопрос».

    Самостоятельная работа рассматривается нами как дидактический метод обучения, с помощью которого преподаватель организует учебно-познавательную деятельность студентов на занятиях и при подготовке к ним.

    Самостоятельно-познавательная деятельность студентов протекает в процессе обучения на разных уровнях. На первом уровне постановка цели и планирование познавательной деятельности студентов осуществляется с помощью преподавателя. На втором уровне цель определяется с помощью преподавателя, а планирование предстоящей работы выполняется студентами самостоятельно. На третьем уровне постановку цели и планирование предстоящей работы студенты производят самостоятельно только в рамках предъявленного преподавателем задания. На четвертом уровне работа осуществляется студентами по собственной инициативе. Они без помощи преподавателя сами определяют содержание, цель работы и самостоятельно ее выполняют.

    Опыт организации самостоятельной работы убеждает, что в пединституте она должна отражать специфику учебного процесса, поскольку именно самостоятельная внутренняя переработка фактического материала способствует формированию у студентов собственных оценочных суждений, необходимых для глубокого усвоения научных знаний и их суждений, необходимых для глубокого усвоения научных знаний и их последующего творческого использования молодыми специалистами, а также учитывать разнообразные виды самостоятельной работы студентов.

    В первую очередь самостоятельная работа студентов направлена на углубленное освоение программного материала.

    С этой целью студенты самостоятельно изучают психолого-педагогическую литературу, которая имеет отношение к предстоящей лекции и способствует закреплению полученных знаний, а также расширению и углублению тех вопросов, которые не нашли достаточного освещения в лекции.

    Во-вторых, самостоятельная работа осуществляется студентами во время подготовки их к семинарским и лабораторно-практическим занятиям коллоквиумам, к зачетам и экзаменам, а также во время проведения аудиторных занятий.

    При подготовке к занятиям самостоятельная работа, осуществляется в виде выполнения студентами индивидуальных и групповых заданий.

    К индивидуальным можно отнести следующие виды самостоятельной работы студентов: конспектирование различных первоисточников, рецензирование статей, аннотация книг, подготовка выступлений по определенным вопросам в форме докладов и сообщений, написание и защита рефератов, курсовых работ, подбор и составление педагогических ситуаций и задач и т.д.

    Групповыми творческими заданиями являются: разработка коллективных выступлений, лекций; защита проектов авторских школ, коллективных творческих дел, проведения бесед, диспутов на заданную педагогическую тему, проведение различных видов игр и т.п.


    Заключение


    Концепция общего образования Коменского оказалась рассчитанной на «далекую перспективу». В последующие за «Великой дидактикой» века, да и в настоящее время реализация гуманистической и демократической идеи «всех учить всему» тормозилась и тормозится многими, в первую очередь социальными факторами. Силе их влияния могли и могут противостоять лишь отдельные (чаше элитарные) школы.

    Генезис идеи общего образования в советской педагогике и школьной практике заслуживает специального анализа. Здесь же отметим, что теоретические основы учебного плана и комплексных программ предполагали разностороннее развитие и воспитание школьников, подготовку к сознательной и умелой «культурной работе» в природном, производственном, социальном окружении школы. Создавалась и соответствующая технология.

    Однако в практике эти установки нередко не осознавались в должной мере и деформировались - вплоть до утраты школой своей образовательной функции. «Предметные» планы, программы последующих десятилетий сводили образование к усвоению «основ наук», а в последние годы - к усвоению «единого уровня» образовательной подготовки учащихся. Несмотря на то что цели упрощались, процесс обучения примитивизировался, уже в первые годы функционирования предметных программ» возникла и превратилась в хроническую болезнь проблема неуспеваемости и второгодничества, на решение которой безрезультатно был затрачен огромный творческий потенциал ученых и практиков.

    Не следствие ли это ложно понятой «всеобщности» образования (единое для всех) не искажение ли самой сущности общего образования как культурного достояния человечества? Случайно ли, что возникающие в перестроечные годы гимназии, лицеи и другие типы школ все более ориентируются на наклонности, интересы, способности ученика, его разностороннее развитие?

    Конец ХХ в. отмечен идеей «мировых стандартов», тенденцией к повышению их уровня. В отношении к общему образованию данный подход может рассматриваться как предлагающий известные ориентиры в совершенствовании педагогического процесса, а не как очередная цель деятельности ученика и учителя, суетная погоня за миражами в ущерб развитию самобытной личности.

    Идеи Коменского, как любое открытие в истории человечества, «обречены на распространение» и уже века стимулируют развитие гуманистической педагогической мысли. Очевидно, вызревание тенденции к осознанию международного характера педагогических проблем, характеризующей современное общественное сознание, будет способствовать актуализации многих аспектов его наследия.

    В нашей педагогике последних лет все заметнее стремление к основательному пересмотру ее концептуальных основ, начиная с трактовки самой категории «воспитание». Этот процесс будет тем результативнее, чем полнее и глубже будет осознана гуманистическая природа педагогического процесса.


    Список используемой литературы


    1.Левитов Н.Д. Психология характера. Москва, 1969

    2.Ковалев А.Г. Психология личности. Москва, 1970

    .Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность, Москва, 1984

    .Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Москва, 1968

    .Харламов И.В. Педагогика. Минск, 1998

    .Лихачев Б.Т. Лекции по педагогике. Москва, 1995

    .Лордкипанидзе Д. Ян Амос Коменский. - Москва; Педагогика, 1970

    .Я.А. Коменский Мир чувственных вещей в картинках, Издание 2, Москва, 1957

    .Е.Н. Медынский История русской педагогики, Москва, 1938

    .Н.П. Киселев О московском книгопечатании XVII века, Книга, сборник Второй, Москва, 1960

    .«История педагогики и современность» Ленинград, 1970


    Репетиторство

    Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

    Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
    Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»