Снег объект живой природы. Что относится к живой природе

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Умение отличать живую и неживую природу считается самым сложным в курсе природоведения в младших классах. И действительно, ребенку тяжело понять, почему предмет, который не двигается и не дышит нужно относить к природе. Разъяснить это вряд ли поможет и сухое определение из учебника, поэтому педагогам нужно прибегать к другим методам и приводить примеры этих понятий из жизни.

Что такое природа

Для начала, детям во 2 классе нужно объяснить, что такое природа в принципе. Согласно определению, это все предметы и живые существа окружающего мира, которые не были созданы руками человека. Сюда можно отнести животных, насекомых, и даже песок на пляже и окружающий нас воздух.

Но объекты живой природы не могут существовать без неживой. По сути, для них это среда обитания. Например, рыбки (живая) живут в воде (неживая). Если бы не было водоема, то и рыбка не смогла бы существовать.


Основные отличия живой и неживой природы с примерами

Ученикам может быть сложно понять, как отличить эти объекты, поэтому лучше рассказать им, по каким признакам их можно распознать. Но лучше не вдаваться в подробное описание биологии или физики. Ограничьтесь как можно более простыми описаниями и примерами.

  1. Объекты живой природы похожи на людей. Они дышат, растут, развиваются и умирают. К ним можно отнести: животных, птиц, рыб, насекомых, бактерии и растения. Все они проходят определенные этапы развития и в конце жизненного цикла погибают.
  2. Неживая природа не меняется, или меняется, но настолько медленно, что это не заметно глазу. Сюда относятся горы, почва, камни, воздух, вода и даже Солнце и Луна на небе. Им совершенно не нужны какие-либо дополнительные условия для существования. Примером этого могут послужить необитаемые острова, на которых нет ничего, кроме камней и воды. Человеку в таких условиях было бы очень сложно выжить, но они могут существовать и без вмешательства людей или других живых существ.
  3. Еще одним важным отличием является сложность устройства. Растения и животные дышат, двигаются, размножаются и умирают. Здесь ребенок может столкнуться с некоторыми трудностями. Например, если толкнуть животное или человека, то он убежит или нападет в ответ. Если это проделать с камнем он просто передвинется из-за силы толчка. Но толкнуть можно и растение, которое тоже не будет сопротивляться перемещению. Поэтому, причисляя тот или иной объект к живой или неживой природе, нужно обязательно учитывать все факторы.

Закрепления понятия о природе

Чтобы дети лучше поняли эту сложную тему, предложите им посмотреть на разные картинки. Постарайтесь, чтобы там были как природные объекты, так и предметы, созданные руками человека.

Для начала, предложите детям сгруппировать изображения по принципу происхождения. Так, у вас образуется два столбика с картинками. Одни — это объекты, созданные человеком (велосипед, тарелка, дом, одежда и т.д.). Вторые — природой (дерево, кот, солнце, туча, озеро, кузнечик, гора).

Теперь предложите детям разделить их на две группы: живую и неживую природу. Если при этом будут возникать сложности, напоминайте им признаки, по которым отличаются эти объекты. И помните, занятия с детьми младшего школьного возраста всегда должны проходить в игровой форме. Так информация лучше усваивается и запоминается надолго.

Называет все живое и неживое, созданное без его участия. Это весь окружающий мир. В статье рассмотрим, что такое природа, из чего она состоит и какое влияние оказывает на жизнь человека.

Значение слова

В науке природой принято называть материальный мир, находящийся во вселенной. Она является основным предметом изучения и исследования естественных наук. Бытовое значение слова «природа» несколько упрощено и означает естественную среду обитания.

В естествознании выделяют несколько царств природы. Карл Линней, шведский естествоиспытатель и медик, в своей работе «Система природы» 1735 года выделил такие царства:

  • минеральное, которое охватывает неживую природу: камни, воду, солнце;
  • растительное, которое включает все растения (изучается ботаникой);
  • животное, которое включает все живые организмы (изучается зоологией).

Докучаев В. В., геолог и почвовед, посчитал, что должно быть выделено еще одно царство - биокосное, которое включает знания о почвах, о чем и заявил в 1883 году.

Слово «природа» также можно рассматривать и в других значениях:

  • Совокупность условий естественной среды обитания: рельеф, климат, растения и животные. Например, тропическая природа.
  • Совокупность свойств и потребностей человеческого организма. Например, мужская и женская природа.
  • Сущность чего-либо и его основные свойства. Например, природа света.
  • В простонародии «природа» употребляется как описание качеств человека. Например, неторопливый по природе, остроумен от природы.

Слово «природа»: разбор и синонимы к нему

Слово «природа» является существительным женского рода. Согласно новым морфемным и словообразовательным словарям, оно состоит из двух частей:

  • «природ» - корень и основа слова;
  • «а» - окончание.

Если рассматривать слово «природа» по его этимологии, то в составе выделяют три части:

  • «при» - приставка;
  • «род» - корень;
  • «а» - окончание;
  • основа слова - «природ».

Многие считают второй вариант более верным. Потому что само слово «природа» означает все, что было при роде, то есть на Земле, где жили люди - род. Однокоренными словами являются такие: родина, народ, родственник, родители, родник и подобные.

Синонимы к слову «природа»: сущность, мир, подобие, вселенная, первооснова, организм, натура, естество, субстанция, действительность.

Обычно рассматриваемое нами слово ассоциируется с такими понятиями: деревья, лес, воздух растения, охрана, любовь, небо, животные, растения, времена года, горы, облака и другое.

Жизнь на планете Земля

Наша планета сегодня является единственной (по крайней мере, согласно официальным данным), на которой зафиксирована жизнь и существование живой материи. Ее природные особенности изучаются на протяжении многих веков учеными и исследователями.

Жизнь на Земле возможна благодаря природе планеты: двум полярным регионам и тропической области посередине. Осадки, выпадающие на поверхности, и наличие атмосферы дают возможность расти и питаться всему живому. А почва - основа для строительства и выращивания культур.

На планете идет постоянная эволюция геологических и биологических процессов. Наличие воды - основа для жизнедеятельности всех организмов. Она занимает примерно 71% поверхности Земли. Благодаря климатическим условиям сформировалась экосистема, которая включает множество живых организмов, в том числе и человека.

Живая природа

К живой природе относится все, что способно самостоятельно выживать, развиваться, питаться, расти и размножаться: растения и животные, а также человек.

Главными признаками живой природы являются:

  • рождение, развитие, рост - вся жизнь начинается с малого: семечко вырастает в дерево, младенец - во взрослого человека;
  • размножение - способность воспроизводить себе подобных;
  • питание - любое живое существо должно питаться: деревья жидкостью, а животные растениями или иными животными;
  • дыхание и движение - живые организмы способны перемещаться самостоятельно, для чего им необходим кислород: животные ходят с помощью лап, а растения поворачиваются в сторону солнца;
  • умирание - окончание существования организма, после чего он становится объектом неживой природы: дерево - живая природа, а срубленный ствол - неживая.

Биология выделяет такие объекты живой природы:

  • микроорганизмы - самые первые формы жизни на планете;
  • растения - мир флоры, который представлен в богатом разнообразии - от одноклеточных водорослей до огромных деревьев;
  • животные - наиболее многочисленная группа живой природы;
  • человек - считается высшей ступенью развития живой природы.

Что такое природа неживая и почему ее так называют? Рассмотрим ниже.

Кроме растительности и животных, человека окружают и другие объекты, созданные без его участия. Это камни, облака, реки, горы, ветер, листья, солнечные лучи.

Неживая природа является первоисточником, именно из нее и благодаря ей появилась жизнь на планете. Все организмы используют объекты неживой природы в процессе жизнедеятельности.

Признаками объектов неживой природы являются:

  • устойчивость к погодным условиям и другим изменениям окружающей среды;
  • слабая изменчивость;
  • отсутствие способности дышать, питаться, размножаться, расти, двигаться и умирать.

Изучением таких объектов занимаются науки: физика, химия, гидрография, геология, астрономия и другие.

Объекты неживой природы классифицируются следующим образом:

  • твердые тела - минералы, горные породы, ледники, камни, скалы, кометы;
  • жидкие тела - роса, дождь, облака, лава, река;
  • газообразные тела - пар, туманности вселенной, некоторые планеты, воздушные массы.

Жизни живой и неживой природы тесно взаимосвязаны и невозможны одна без другой. Особенно необходимыми являются почва, воздух, вода, солнце.

Связь природы и времен года

Природа родной человеку планеты находится в постоянном движении. Основной особенностью жизни является ее цикличность - последовательно сменяющиеся сезоны, которые задают ритм существованию, фазы сна и пробуждения, развитие и замедление процессов.

Смену сезонов в течение года принято называть временами года - это зима, весна, лето и осень. Такое природное явление привлекает ученых и оказывает влияние на деятелей искусства.

Поэты и художники посвятили множество произведений временам года. Они восхваляют красоту природы. А ученые-медики связывают множество процессов, протекающих в человеческом организме, именно со сменой времен года.

Природа в искусстве

Что такое природа в искусстве? Это образ, который зачастую наделяется человеческими качествами: волей, стремлением или противостоянием.

Тема природы наиболее широко начала раскрываться с эпохи романтизма. Она описывалась как инстинктивное начало, что-то, противостоящее человеку. Природа в искусстве воспринимается как начало всего живого, поэтому ее часто называют чистой и девственной, а также матушкой. Когда человек устает от цивилизации, то он находит умиротворение в природе.

С 20 века персонифицированный образ наделен отмщением. Природа описывается как ответная реакция Земли на деятельность человека в виде стихийных бедствий и катаклизмов. Природные явления сложны и многообразны, они говорят о способности природы учить человечество.

Природа и жизнь человека

Человек является неотъемлемой частью природы. Он существует только благодаря ей - атмосферному давлению, жидкости, кислороду, почве. Стоит убрать всего один компонент, и человек не сможет существовать.

Люди создают для себя предметы роскоши, а первоочередные потребности удовлетворяет с помощью природы. Именно она дает защиту, ресурсы, пищу. Человечество давно перестало жить в пещерах и охотиться, взамен люди строят дома и магазины.

Для человека природа - неиссякаемый источник информации. Благодаря знаниям ученые анализируют прошлое и пытаются прогнозировать будущее.

Но при стремительном развитии НТП человечество перестает считаться с природой. В современном мире существуют глобальные проблемы - потепление, нехватка лесов, истребление животных... Все это выводит экосистему из равновесия. Правительства стран составляют проекты по восстановлению природы, засаживают территории и более тщательно анализируют оставшиеся ресурсы.

Вместо послесловия

На вопрос: «Что такое природа?» можно ответить по-разному, ведь она такая неоднозначная, непостижимая и безграничная. Но можно утверждать одно: человек называет себя царем природы, а на самом деле является лишь ее частью, компонентом чего-то большего, песчинкой в океане вселенной.

Определение неживой природы

Все, что нас окружает, если, конечно, это не техника или любой другой элемент, созданный руками человечества, является природным компонентом, который принято разделять на живой и неживой. Первый подразумевает растения, животных, а также непосредственно самого человека. То есть это все то, что двигается, развивается, для его жизни требуются определенные ресурсы. Неживая природа, в свою очередь, представляет собой все элементы, которые не дышат, не растут и не развиваются. В отличие от всех живых организмов, они имеют более простую структуру. Им не нужно воздуха, еды или любого другого жизненно необходимого ресурса. Проще говоря, они не живут. Более того, на протяжении нескольких сотен, тысяч и даже миллионов лет вся неживая природа остается неизменной.

Действительно ли неживая?

Многие годы ни один философ не мог дать точного определения понятию жизнь. Более того, современные и устаревшие словари весьма расплывчато описывают это слово. Итак, жизнь представляет собой несколько определенных явлений, которые следуют друг за другом в одном организме или предмете и прекращаются по истечении времени. Стоит отметить, что неживая природа тоже существует по этим законам. Если быть точнее, она им не противоречит. Это уже было не один раз доказано на примере кристаллов. Многие ученые, которые с ними работали, перестали их воспринимать в качестве компонентов природы неживого типа. Дело в том, что кристаллы обладают определенным набором чувств. Они могут стареть, издавать звуки (по большей части недовольства), отдыхать, развиваться или уставать. Для многих металлов или сплавов характерна память. Под различными действиями они могут деформироваться, но затем постепенно возвращаются к своему первоначальному состоянию. Однако среди остальных эксперимент с ионами серебра наиболее точно показывает, как схожи компоненты живой и неживой природы. Они начинают восстанавливаться, когда вступают в контакт с активными металлами. Когда наблюдаешь за процессом в микроскоп, а не на примерах уравнений или химических формул, можно заметить сходство между ними и растениями - развиваются те и другие одинаково. Таким образом, о «бездушности» неживой природы еще можно поспорить. Однако эта гипотеза так и остается только предположением, покуда конкретных доказательств нет.

Смена неживой природы по временам года

Каждый сезон представляет нам новые природные элементы. Некоторые из них взаимно заменяются друг другом, остальные характерны только для определенного времени. Например, неживая природа зимой дополняется снегом, сосульками, льдом. Ими покрываются живые природные элементы, а также творения человечества. Затем сезон сменяется весной, и зимние компоненты природы превращаются в воду. Когда приходит лето, она испаряется, становится мелкими капельками, поднимающимися в воздух. После этого, осенью, вода снова возвращается на землю в виде дождевых осадков. Зима, в свою очередь, опять превращает ее в кристаллики льда.

Неживая, но важная

Нет смысла спорить о том, является ли неживая природа по-настоящему таковой, или она развивается точно так же, как и ее живая сестра, только намного медленнее. Одно можно сказать точно, она играет важную роль в жизни планеты.

Большинство людей в детстве играли в «живое - неживое». Детали игры в каждом отдельном случае могут отличаться, но суть заключается в том, что ведущий называет предмет, а игроки должны решить, к какой группе его отнести. Однако все ли так просто в присвоении статуса тому или иному объекту?

Эта статья с наглядными картинками и примерами, а также с заданиями для самоподготовки и самопроверки поможет разобраться с понятиями «объект» и «явление природы», их классификацией и тем, какими они обладают признаками, а также поможет раз и навсегда запомнить отличия слов «живое» и «неживое».

Тема урока: «Объекты живой и неживой природы»

Все, что окружает нас, но сделано не руками человека, то есть то, что создано без его участия, все органические и неорганические составляющие Вселенной называются природой. Наука, в которой ученые собрали основные знания об объектах и явлениях на Земле, называется естествознанием.

Обучающие картинки для детей

Живая природа

Живым является то, что дышит, питается, растет и размножается, как, например, насекомые, растения, грибы, животные и сам человек.

Примеры в картинках

Признаки живой природы

Основными признаками живых объектов являются:

  • рождение, развитие и рост;
  • размножение;
  • питание;
  • дыхание;
  • движение;
  • смерть.

Таким образом, любой организм после рождения со временем вырастает во взрослую особь (из семечка/ котенка/ птенчика/ младенца в дерево/ кошку/ птицу/ взрослого человека), способную производить потомство.

На протяжении всего жизненного цикла объекты живой природы нуждаются в пище (вода — для растений, растения — для травоядных, мясо — для плотоядных животных) и воздушной среде, необходимой и пригодной для дыхания (для поглощения необходимой газовоздушной смеси из воды рыбы и другие обитатели водных просторов имеют жабры, сухопутные животные и человек пропускают воздух через легкие, а растения имеют специальные клетки для поглощения углекислого газа).

Живые организмы обладают способностью двигаться: так, человек имеет ноги, животные - лапы, рыбы - плавники и хвост, а растения разворачивают листья к солнцу, тем самым двигаясь, подобно ему, с востока на запад в течение дня).

Жизненный цикл заканчивается смертью, когда организм перестает дышать, двигаться, поглощать пищу.

Неживая природа

Такие объекты, как воздух, ветер, облака, вода, снег, горы, песок, опавшие листья, относятся к неживым объектам природы. И хотя бывают объекты, которые способны к движению (водопад, снегопад, листопад) или к росту (горы), они не могут дышать, питаться и размножаться, в отличие от живых объектов.

Примеры в картинках

Признаки неживых объектов природы

В отличие от объектов живой природы, неживые тела не растут, не питаются, не дышат и так далее. Таким образом, они отличаются:

  • устойчивостью;
  • малой изменчивостью;
  • неспособностью и отсутствием необходимости питаться и дышать;
  • неспособностью размножаться;
  • неспособностью к движению и росту.

Например, гора, появившись однажды на Земле, не исчезнет и не умрет, она может лишь изменить свое состояние (например, разрушиться и постепенно превратиться в пыль под действием осадков или ветров); море также не может умереть, так как вода лишь меняет свое агрегатное состояние (может быть в виде воды, пара или льда в зависимости от условий атмосферы, как-то: температура или давление), так, испарение воды из водоема приводит к образованию облаков и туч, которые проливаются дождем. Так называемый «рост» горы или озера также нельзя отнести к признаку живой природы, так как это происходит не за счет образования новых клеток, а за счет прибавления к уже существующим частям объектов новых.

Связь природных объектов

Без объектов неживой природы было бы невозможным существование живых организмов. Так, наиболее важны почва, вода, воздух и солнце.

  • Почва является крайне важной средой, так как защищает живые организмы от токсинов, нейтрализуя их, также в ней происходят значимые физические и химические процессы: умершие животные и растения разлагаются и образуют полезные ископаемые и естественное удобрение для растений.
  • Воздух необходим для дыхания живых организмов, а также для образования питательных веществ в других средах.
  • Вода также необходима для всего живого на Земле. Без нее жизнь на планете не могла бы появиться и существовать. Для некоторых животных и растений вода является домом, для других — неотъемлемой частью питания.
  • Солнце производит необходимые для появления и поддержания жизни тепло и энергию, а также является частью процесса фотосинтеза растений, позволяющего преобразовывать углекислый газ (продукт дыхания животных и человека) в необходимый для жизни и дыхания кислород.

Таким образом, объекты природы тесно связаны. Причем эта зависимость работает в обе стороны Так, гниение умерших существ обогащает почву необходимыми веществами и микроэлементами, наземные и подводные растения меняют состав сред за счет фотосинтеза, а рыбы, обитающие в водоемах, поддерживают физико-химические свойства воды.

Схемы взаимодействия объектов

Взаимодействие живых организмов между собой, с группами других земных существ, а также с их средой обитания изучает наука экология . Приведенные ниже схемы представляют собой модели взаимосвязей живых и неживых объектов на Земле.

Понятие явления природы


Понятие явления природы


Изменения в природе, происходящие самостоятельно, не по воле человека, называются явлениями природы. Большинство их зависит от смены времен года и называются сезонными погодными (природными) явлениями. Так как природа подразделяется на живую и неживую, то и явления подразделяются по тому же принципу.

Примеры явлений живой природы

  • Зимние

Казалось бы, зимой природа «спит». Однако большинство животных зимой обзаводится потомством в своих уютных, специально подготовленных домиках. К весне малыши подрастут и будут готовы вступить в новый для них большой мир.

  • Весенние

Весной природа «оживает» после зимы. Из своих норок выходят животные, воспитавшие новое поколение. Многие зверьки сбрасывают зимние «шубки» и меняют окрас с по-зимнему белого на летний — серый или коричневый.

Из-под сошедшего снега начинают появляться молодых растений, зеленая трава, на деревьях набухают и распускаются почки. Постепенно голые ветви деревьев «обрастают» ярко-зеленой листвой, а распустившиеся цветы начинают испускать приятные ароматы, тем самым привлекая внимание насекомых. Насекомые опыляют цветки, собирая пропитание для своих больших семей и позволяя завязаться первым плодам.

  • Летние

Цветение и опыление, а также созревание плодов, начавшиеся весной, продолжаются в течение всего лета.

  • Осенние

Осень - пора урожаев и заготовок. Птицы и животные начинают запасаться созревшими плодами на зиму, устраивают свои домики, чтобы им было тепло и комфортно выводить потомство.

Растения засыхают, листья на деревьях становятся ярких красных и желтых оттенков, а затем опадают.

Примеры явлений неживой природы

  • Зимой

Зима всегда ассоциируется с понижением температуры. Это происходит за счет того, что солнечные лучи либо не поступают на землю за счет повышенной облачности, либо отражаются от снега и льда.

Наиболее характерными явлениями для зимы являются снегопад (падение на землю замерзших частичек воды в виде снега), метель (перенос падающего снега на большие расстояния за счет сильного ветра) и ледостав (покрытие поверхностей водоемов коркой льда).

  • Весной

Под воздействием солнечной энергии воздух и почва прогреваются, наблюдается повышение температуры. Снег и лед начинают таять, по земле текут ручьи, по рекам плывут отколовшиеся льдины, снегопад сменяется дождями.

Нередкое весеннее природное явление - гроза (разряды электричества в атмосфере).

  • Летом

Дождь и грозы встречаются на протяжении всего лета. К летним явлениям также добавляется жара (высокие температуры воздуха).

Самое яркое погодное явление - радуга, возникающая после дождя или ливня в результате преломления солнечных лучей в водяных каплях и разделении белого цвета на спектр.

  • Осенью

Самым примечательным осенним явлением можно назвать листопад (процесс, когда деревья сбрасывают листву в преддверии зимы).

Также осенью распространены затяжные дожди, туманы, снижение температуры и заморозки.

Задания для самопроверки

  1. Определить, что на картинке является объектами живой, а что — неживой природы. Почему?
  2. Составить доклад с презентацией на тему «Основные отличия живой и неживой природы. Примеры».
  3. Подготовить рисунок-схему с объектами живой и неживой природы.

Данный видеоурок предназначен для самостоятельного изучения темы «Живая и неживая природа». Первоклассникам предстоит познакомиться с украшением нашего мира - природой, которая окружает человечество буквально повсюду. Также учитель даст определение живой и неживой природы.

Урок: Живая и неживая природа

Природа украшает наш мир. С каким удовольствием мы слушаем пение птиц, журчание ручейка, таинственный шепот леса! С каким наслаждением мы любуемся зеркальной гладью рек, величественной громадой гор.

Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое.
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туман и роса,
Человек и время года -
Это все вокруг природа.

Рис. 1. ( )

К природе относится все, что нас окружает: солнце, воздух, вода, реки и озера, горы и леса, растения, животные и сам человек. К природе не относится только то, что сделано руками человека: дом, в котором ты живешь, стол, за которым ты сидишь, книга, которую ты читаешь.

Внимательно рассмотрите рисунки и определите, что относится к природе, а что сделано руками человека.

Рис. 2. ( )

Рис. 3. ( )

Рис. 4. ( )

Рис. 5. ( )

Рис. 6. ( )

Рис. 7. ( )

Солнце, дерево и муравей - это природа.

Чайник, самолет, игрушки сделаны руками человека.

Природой называется все то, что нас окружает и не сделано руками человека. Природа делится на живую и неживую. К неживой природе относятся солнце, воздух, вода, горы, камни, песок, небо, звезды. К живой природе относятся растения, животные и грибы.

Рассмотрим признаки живой и неживой природы.

На рисунке 8 и 9 изображены две звезды: морская и космическая.

Рис. 8. ( )

Рис. 9. ( )

Какая из звезд дышит? Морская звезда дышит, а космическая звезда не дышит.

Какая из звезд растет? Морская звезда растет, а космическая не растет.

Какая из звезд питается? Питается морская звезда, космическая не питается.

Какая из звезд дает потомство? Морская звезда дает потомство, космическая не дает потомства.

Может ли морская звезда жить вечно? Нет, она умирает.

Морская звезда относится к живой природе, так как она дышит, растет, питается, дает потомство и умирает.

Космическая звезда относится к неживой природе, потому что она не дышит, не растет, не питается и не дает потомство.

Природа имеет две формы, живую и неживую. Предметы живой природы имеют отличительные признаки:

1. Продолжительность жизни - они растут;

2. питаются;

3. дышат;

4. дают потомство.

Предметы неживой природы таких признаков не имеют.

Рассмотрите картинки и определите, частью живой или неживой природы являются данные предметы.

Рис. 10. ( )

Цыпленок дышит, питается, растет, дает потомство, умирает. Значит, цыпленок относится к живой природе.

Рис. 11. ( )

Камень не дышит, не питается, не растет, не дает потомства, разрушается. Значит, камень относится к неживой природе.

Рис. 12. ( )

Подсолнух растет, питается, дышит, размножается семенами, погибает. Значит, подсолнух относится к живой природе.

Распределите предметы на две группы: живая и неживая природа.

Рис. 13. ( )

Рис. 14. ( )

Рис. 15. ( )

Рис. 16. ( )

Рис. 17. ( )

Рис. 18. ( )

К живой природе относятся мальчик, воробей, дерево, собака.

К неживой природе относятся горы, облака.

Внимательно рассмотрите рисунок и определите, что лишнее.

Рис. 19. ( )

Рис. 20. ( )

Рис. 21. ( )

Лишний — снеговик, он сделан руками человека и не относится к природе. Краб и роза — относятся к живой природе.

Рис. 22. ( )

Рис. 23. ( )

Рис. 24. ( )

Лишняя - лягушка, она относится к живой природе. Радуга и грозовая тучка относятся к неживой природе.

Частью какой природы является человек? Человек растет, питается, дышит, дает потомство, значит, человек - часть живой природы.

Рассмотрите рисунки, какие признаки живой природы на них изображены?

Рис. 25. ( )

Рис. 27. ( )

Рис. 28. ( )

На рисунке 25 изображен рост, на рисунке 26 - питание, на рисунке 27 - дыхание, на рисунке 28 - потомство.

Представим на минутку, что исчезнет неживая природа, а именно солнце, воздух и вода. Смогут ли тогда растения, животные и сам человек существовать? Нет, живая и неживая природа связаны между собой. Давайте рассмотрим примеры таких связей.

1. Без солнечного света и тепла не могут существовать большинство животных, растений и сам человек.

2. Без воды все живое погибает.

3. Все живое дышит воздухом. Воздух должен быть чистым.

Как вы думаете, могли бы люди жить без природы? Конечно, нет, вся наша жизнь связана с природой. Мы дышим воздухом, утоляем жажду водой, человек не может жить без пищи, а пищу нам дают животные и растения.

Природа - наш дом . Человек должен беречь и охранять природу. Природа очень богата, но богатство ее не безгранично. И человек должен пользоваться этими богатствами как разумный и добрый человек. Об этом говорит своим читателям великий русский писатель Михаил Пришвин в рассказе «Кладовая солнца».

Для рыбы нужна чистая вода. Будем охранять наши водоемы.

Рис. 29. ( )

В лесах, степях, горах живут разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.

Рис. 30. ( )

Рыбы - вода, птицы - воздух, звери - лес, степь, горы, а человеку нужна Родина. Любить и охранять природу - значит любить и охранять Родину!

На следующем уроке будет рассмотрена тема «Разнообразие растений». В ходе занятия вы познакомитесь с важной частью природы - растениями.

1. Самкова В.А., Романова Н.И. Окружающий мир 1. М.: Русское слово.

2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир 1. М.: Просвещение.

3. Гин А.А., Фаер С.А., Андржеевская И.Ю. Окружающий мир 1. М.: ВИТА-ПРЕСС.

1. Областной центр информационных технологий ().

2. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().

1. Расскажите, чем отличается живая природа от неживой природы.

2. Приведите примеры живой и неживой природы по своим собственным наблюдениям.

3. А есть ли связь между живой природой и неживой?

4. * Нарисуй два рисунка. На одном рисунке изобрази только предметы живой природы, а на другом - неживой природы.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»